1 буква е

Звуки

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Фонетика современного русского числа определяет 42 звука. Звуки бывают гласные и согласные. Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не образуют звуков.

В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.

  • Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
  • Гласные звуки: , , , , , .

Для запоминания гласные буквы часто записывают парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю.

Ударные и безударные

Число слогов в слове равно числу гласных в слове: лес — 1 слог, вода — 2 слога, дорога — 3 слога и т.д. Слог, который произносится с большей интонацией, является ударным. Гласная, образующая такой слог, является ударной, остальные гласные в слове — безударными. Положение под ударением называют сильной позицией, без ударения — слабой позицией.

В остальных случаях буквы е, ё, ю, я означают один звук, но однозначного соответствия нет, так как различные позиции в слове и различные сочетания с согласными этих букв рождают разные звуки.

Согласные звуки

Всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несоответствие в количестве означает, что некоторые буквы могут означать разные звуки в разных словах — мягкие и твёрдые звуки.

Знак ‘ означает мягкий звук, то есть буква произносится мягко. Отсутствие знака говорит о том, что звук твёрдый. Так, — твёрдый, — мягкий.

Звонкие и глухие согласные

По тому, как мы произносим согласные звуки, существует разница. Звонкие согласные образуются в сочетании голоса и шума, глухие согласные образуются за счёт шума (голосовые связки не вибрируют). Всего 20 звонких согласных звуков и 16 глухих согласных звуков.

Непарные звонкие согласные называются сонорными.

Среди согласных по уровню «шумности» также выделяют группы:
ж, ш, ч, щ — шипящие.
б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ — шумные.

Твёрдые и мягкие согласные

Сколько гласных звуков и букв в русском языке: йотированные, безударные, мягкие

Гласных звуков в русском языке 6: , , , , , .

Буквы, обозначающие гласные звуки, схожие в звучании, объединяют в пары: а – я, э – е, ы – и, о – ё, у – ю. Парные гласные буквы в таблице выглядят так:

Все парные гласные
а э ы о у
я е и ё ю

Чтобы определить, из чего состоят гласные звуки, достаточно их произнести нараспев и почувствовать, как воздух проходит через ротовую полость. При произношении они не встречают на своём пути никаких преград, поэтому состоят только из голоса, в отличие от согласных. Отсюда и название.

Ударение

Иногда у школьников возникают затруднения, как определить ударный гласный звук. Ударным называется тот слог в слове, который произносится с большей силой. Поэтому достаточно вслух произнести слово и послушать самого себя.

Гласные буквы в русском языке выполняют слогообразующую функцию. Слог может состоять только из гласной или гласной в сочетании с согласной (или несколькими согласными). Например: у-ли-ца, и-гол-ка. Отсюда правило: сколько в слове гласных, столько в нём и слогов.

Ударные гласные стоят в сильной позиции: под ударением чётко различаются все 6 гласных звуков. Безударный слог — это слабая позиция, в которой гласный звучит кратко, менее разборчиво, нечётко.

Обычно в слове один гласный с ударением, то есть один ударный слог. Исключение – сложные слова. В них одно ударение основное, а другое – второстепенное. Например, леʹсозаготоʹвки, целлюлоʹзно-бумаʹжный. Основное ударение то, которое падает на вторую часть сложного слова. При фонетическом разборе учитывается только оно.

Редукция гласных

В позиции без ударения наблюдается изменение звучания, происходит редуцирование гласных(или редукция). В современном русском языке редуцированные гласные — это гласные, подвергающиеся редукции. Чем дальше гласный звук от ударного слога, тем менее долго и чётко он звучит. Звуки , , редуцируются. Ударные и безударные гласные звуки, , звучат одинаково разборчиво.

Выделяется количественная и качественная редукция гласных. В первом случае звук становится более кратким (сравни: мка – мкаʹ), во втором – изменяется его звучание (мшок).

В современной фонетике для обозначения редуцированных гласных в безударных слогах, кроме первого предударного, используются и . В транскрипции обозначает гласный, если он стоит после твёрдого согласного, а – после мягкого. Например: прехоʹд, млокоʹ.

Общеобразовательные школьные программы по русскому языку не предусматривают такого глубокого изучения, обычно фонетическую запись подобных звуков выполняют следующим образом: прехоʹд, млокоʹ.

Классификация гласных

Классификация гласных звуков русского языка связана с местом и способом их образования и возможна по нескольким основаниям.

По подъёму

Язык в ротовой полости может быть опущен или поднят к нёбу. В зависимости от его положения выделяются гласные звуки:

В русском языке различаются три подъёма, в некоторых есть все четыре из возможных.

По ряду

Учитывается горизонтальное положение языка. Гласные звуки бывают:

По участию губ

Объединить все классификационные признаки гласных звуков можно в таблице:

Подъём Передний ряд Средний ряд Задний ряд
верхний И Ы У
средний Э О
нижний А
Нелабиализованные Лабиализованные

Йотированные гласные

Буквы Е, Ё, Ю, Я – гласные, обозначающие два звука, а не один. Первый из них – йот. Поэтому они называются «йотированные гласные». В транскрипции йот может обозначаться по-разному: или . Схематично это выглядит так:

  • е –
  • ё –
  • ю –
  • я – .

Иногда ученики на вопрос: «Что такое йотированные гласные буквы?» – отвечают: «Это мягкие гласные буквы». Это неверный ответ. Твёрдых и мягких гласных не бывает, так же, как и гласных звонких или глухих. Йотированные – это смягчающие гласные в том случае, если они стоят после согласной.

Из-за того, что в гласных буквах при транскрибировании обнаруживается , некоторые ученики ошибочно считают, что й – это гласная буква. На самом деле звук () – согласный, звонкий, мягкий. Как правило, учитель всегда обращает на этот факт особое внимание.

В словах с йотированными гласными часто количество звуков больше, чем букв. Примеры: яма (3 буквы) – (4 звука)

Таблица гласных букв и звуков
Гласные первого ряда А О У Ы Э
Гласные второго ряда Я Ё Ю И Е

Йотированные гласные представляют один или два звука в зависимости от места в слове.

Два звука:

— Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука

Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.

Лук – люк

Мал – мял

Нос – нёс

Мэр – метр

Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук – твёрдый, во втором – мягкий.

Запомните: буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.

Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.

— Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука

Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.

Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.

Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

буква Е звучит как , буква Ё звучит как , буква Ю звучит как , буква Я звучит как .

В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука .

Запомните:

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:

1. В начале слова (юг, яма)

2. После гласных (заявка, поют)

3. После Ъ и Ь (въезд, вьюнок)

Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук , который называется йот.

вернуться на страницу «Русский язык 2 класс» >>>

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

  • ОГЭ по русскому языку
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Самое необходимое из теории:

  • Грамматика русского языка

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  • Тест на уровень владения русским
  • Тест по лексике русского
  • Тесты по грамматике русского
  • Какой язык учить?

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: «Как улучшить произношение и понимание

Урок обучения грамоте. Школа России. Буква Е, е. план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Конспект урока обучение грамоте. 1 класс.

Тема урока: Гласные буквы Е, е.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: организовать деятельность (совместную и самостоятельную) учащихся, направленную у учащихся на формирование умения выделять в словах звуки , и обозначать их на письме. Совершенствовать навык чтения, умения работать с текстом.

Задачи урока:

  • обучающие: знакомство обучающихся с буквой Е е, формирование умения обозначать на письме гласный звук после мягкого согласного звука буквой е;
  • развивающие: развитие познавательного интереса, формирование умения использовать знаково-символические средства для решения задач;
  • воспитательные: формирование навыков культурного общения.

Регулятивные УУД. Ученик научится использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные УУД. Ученик научится использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения задач.

Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

Конспект урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

— Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

(На доске прикреплены слова: Есть, будет, терпенье и уменье).

— Прочитайте слова и составьте предложение. Это известная пословица. (Задание для читающих детей).

Дети читают слова и с помощью учителя составляют предложение.

Есть терпенье, будет и уменье.

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Как можете к себе применить? (Дети коллективно делают вывод: чтобы научиться хорошо выполнять какое-либо дело, нужно много учиться, тренироваться, а для этого нужно терпение и усердие.)

  1. Актуализация знаний.

— Вспомним, с помощью чего мы общаемся? (Мы общаемся с помощью речи).

— Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)

— Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов связанных по смыслу.)

— На что делятся слова? (Слова делятся на слоги).

— Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков).

— Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).

— Какими бывают гласные звуки? (Гласные звуки бывают ударные и безударные).

— Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).

-Молодцы!

  1. Речевая разминка.

-Прежде чем приступить к изучению нового материала, как всегда речевая разминка.

-Зачем мы это будем делать? (Чтобы подготовить наш язычок для работы).

— Повторяйте вместе со мной хором:

Ме-ме-ме -светлячки видны во тьме.

Не-не-не -пляшут рыбки на волне.

Ре-ре-ре -носим воду мы в ведре.

Ле-ле-ле -стоит чашка на столе.

Ве-ве-ве -васильки растут в траве.

  1. Целеполагание.

Работа с учебником.

— Рассмотрите иллюстрации в азбуке на стр. 72.

-Вспомните сказку. Что произошло в начале сказки? Чем закончилась сказка?

— Предположите, чем будем заниматься на уроке? (знакомиться с гласной буквой Е, е).

-Тема нашего урока: «Гласная буква Е, е».

— А сказочным гостем на нашем уроке будет Емеля. И он принёс нам на урок три вопроса на которые мы с Вами должны ответить.

  1. Изучение нового материала. Проблемная ситуация.

(На доске иллюстрации оса и ели.)

-Внимание на доску. Давайте составим звуковые схемы к этим иллюстрациям.

-Сколько звуков и сколько букв в этих словах? (Оса – 3 звука, 3 буквы).

— А у слова ели? (Ответы разные.)

-Почему задание одно, а ответы разные? (Мы ещё не знакомы с буквой е).

  1. Открытие нового знания.

— Произнесите хором слово ели по слогам. (Е — ли).

— Сколько слогов в слове ели? (Два).

— Произнесите первый слог протяжно. ( )

— Что слышите? (Слияние, в котором два звука, это слияние мягкого согласного с гласным звуком).

(На доске выставляется первый слог).

— Произнесите второй слог.

Из чего он состоит? (Из слияния мягкого согласного с гласным).

(На доске выставляется второй слог). (На доске выставляются слоги под схемами).

— Что мы поставим под первым слогом? Дети не могут ответить на вопрос.

— Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой е. Мы слышим два звука , а пишем одну букву е.

— Где стоит буква е? (В начале слова).

— Почему эта буква особенная? (Обозначает два звука, когда стоит в начале слова).

— Вернёмся к схеме этого слова.

— Сколько звуков и букв в слове ели? (В слове ели 4 звука, 3 буквы).

— Вот мы, ребята, с вами и ответили на первый вопрос Емели. (Открываю на доске карточку с вопросом).

— А теперь немного отдохнём.

  1. Физминутка.

Руки к верху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей

— Продолжим искать ответы на вопросы Емели.

— Чтобы ответить на второй вопрос давайте прочитаем слоги в Азбуке на с. 73. (Хором читают слоги).

— Как произносятся согласные в этих слогах? (Мягко).

— Какой вывод можем сделать? (Буква е смягчает согласные буквы).

— А какой гласный звук слышится в этих слогах? ().

— Звук ( гласный или согласный? (Гласный).

— Докажите.

— Переворачиваем карточку со вторым вопросом. Е обозначает гласный звук в слиянии с мягким согласным.

— Молодцы!

— Возвращаемся в учебник. Работать будем в парах. Сначала один ученик читает соседу слова, затем другой.

— Произнесите протяжно слово «роет».

— Сколько звуков слышится в нём? (Пять).

— Почему так? (Буква е обозначает два звука).

— После, какого звука следует е? (После гласного).

— Сделайте вывод. (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного).

— Вот мы и ответили на все вопросы Емели.

8. Первичное закрепление.

— Теперь мы будем учиться читать текст с буквой е. Отгадайте загадку: Рыжая плутовка, всех кур пересчитала.

— Правильно, это лиса.

— Найдите в учебнике изображение лисицы, прочитайте текст.

Чтение жужжанием.

— Кто живёт около ели?

— Что она роет?

— Зачем ей нора?

9. Физминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз — наклон и два — наклон,

Зашумел листвою клен.

(Ноги на ширине плеч, руки за голову.

Наклоны туловища вправо и влево.)

— Сейчас будем читать текст на с. 75 азбуки. (Читающие дети читают текст в азбуке).

— Посмотрите на иллюстрацию на странице, догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте.

— Прочитаем текст по цепочке.

— Почему текст называется Река.

— Где протекает река? Докажите.

– Что значит невелика?

— Как сказать по- другому?

-Что растёт у берега?

— Какие рыбы водятся в речке?

— Поиграем в игру «Любопытный», ответ на вопрос должен начинаться с буквы е.

-На каком дереве растут шишки? (На ели).

— Какие вы знаете имена на букву е? (Елена, Ева, Егор, Елизавета, Ефросинья, Екатерина.)

— Какие вы знаете животных на букву е? (Енот, ехидна).

— Что говорит мама, когда тебя кормит? («Ешь».)

— Кто ездил на печи? (Емеля.)

— Отметка, которую не любят школьники. (Единица.)

— Ягода, похожая на малину. (Ежевика.)

10. Подведение итогов. Рефлексия.

-Мы с вами хорошо потрудились.

-Какую букву вы изучили сегодня?

-Что вы узнали о букве е?

-Понравился ли вам урок?

— Что нового узнали сегодня на уроке?

-Какие задания вы выполняли с удовольствием?

-А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

Гласные буквы я, ё, ю, е в начале слова

Русский алфавит.

!Слова состоят из звуков. Слова мы можем не только произносить, но и писать. Когда мы пишем, то звуки речи обозначаем буквами.

Звуки — произносим и слышим, буквы — пишем и видим.

Русский алфавит содержит 33 буквы. Две из них, Ь и Ъ — звуков не обозначают. Остальные буквы обозначают один или два звука. Каждая буква имеет своё место и своё название.

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж

а бэ вэ гэ дэ е ё жэ

Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн

зэ и и краткое ка эль эм эн

Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх

о пэ эр эс тэ у эф ха

Цц Чч Шш Щщ Ъ Ыы

Цэ чэ ша ща твёрдый знак ы

Ь Ээ Юю Яя

Мягкий знак э ю я

Выполни задания

1. Спиши названия спортивных игр в алфавитном порядке.

Футбол, хоккей, городки, лапта, теннис, волейбол, баскетбол.

2. Запиши в алфавитном порядке имена одноклассников, которые сидят на первом ряду._______________________________________________________

Гласные звуки и буквы

Гласными называются звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая препятствие.

! Не путай звуки и буквы.

Гласных звуков 6: , , , , , .

Гласных букв 10: а, о, э, у, ы, я, е, ё, ю, и.

БуквыЯ, Ю, Е, Еобозначают два звука:

1) в начале слова: яма— ма, юг— г, ель— ль, елка— лка.

2)После гласной: маяк—ма к, дают—да т, поет—по т.

3)После разделительных Ъ и Ь: друзья—дру з , съел—с л.

Гласные звуки и буквы

а Звук после твердых согласных обозначается буквой а Буква а показывает на твердость согласного звука
я Звук после мягких согласных звуков обозначается буквой я Буквая показывает на мягкость согласного звука
о Звук после твердых согласных звуков обозначается буквой о Буквао показывает на твердость согласного звука
ё Звук после мягких согласных звуков обозначается буквой ё Букваё показывает на мягкость согласного звука
у Звук после твердых согласных звуков обозначается буквой у Буквау показывает на твердость согласного звука
ю Звук после мягких согласных звуков обозначается буквой ю Букваю показывает на мягкость согласного звука
э Звук после твердых согласных звуков обозначается буквой э Букваэ показывает на твердость согласного звука
е Звук после мягких согласных звуков обозначается буквой е Буквае показывает на мягкость согласного звука
ы Звук после твердых согласных звуков обозначается буквой ы Букваы показывает на твердость согласного звука
и Звук после мягких согласных звуков обозначается буквой и Букваи показывает на мягкость согласного звука

Море, гуси, клён, клок, крыша, сыр, нос, нёс, мир, мышь, брюки, пчела


Согласные звуки

Твёрдые и мягкие согласные

1. Придумай и запиши слова, в которые начинаются на эти звуки.

каша кепка

Звонкие и глухие согласные

Согласные звуки, образующиеся при помощи голоса, называются звонкими. Согласные звуки, образующиеся без участия голоса, называются глухими.

Парные Непарные

Звонкие: , , , , , , , , ,

Глухие: , , , , , , , ,

Согласный звук

2.В каких словах «спрятался» звук? Над буквой, где спрятался этот звук, напиши с помощью транскрипции звуки, которые обозначаются этой буквой.

Воробьи, лает, юнга, герой, заявление, енот, чайка, юла, полёт, ёжик.

Запись слов с помощью транскрипции


Смех — мех — _________________________

Ряд — лёд — _________________________

Еда — яма — _________________________

Вьюн — вьюга — _________________________

Маяк — мои — _________________________

Бег — лебедь — __________________________

Бегун — меховой — __________________________

Ряды — мясной — __________________________

Большая буква в словах

-Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы: Сергей Иванович Васильев. -Клички животных пишутся с большой буквы: кошка Мурка, щенок Барбос. -Названия улиц, сёл, деревень, городов, рек, морей пишутся с большой буквы: улица Сибирская, село Егорово, город Москва, река Нева, Чёрное море.

Весёлая «запоминалка»

Имена, фамилии, клички, города –

Все с заглавной буквы пишутся всегда.

Начинает буква важные слова:

Иванова Анна, Шуя и Москва.

Выполни задания

1. Напиши свою фамилию и имя.

Моя фамилия_______________________, моё имя ___________________________.

2.Прочитай. Подчеркни имена, отчества, фамилии людей, клички животных.

Анна Ивановна Петрова работает ветеринаром. Она лечит животных. Дочь Анны Ивановны Юля помогает маме. Её любят собачки Булька и Тузик. Но самый лучший её друг — белая мышь Моня.

3. К каждому слову из верхнего столбика подберите фамилию, имя и отчество.

Космонавт_______________________________________________________________,

Композитор_____________________________________________________________,

Писатель________________________________________________________________,

Учёный__________________________________________________________________

Слова для справок: Юрий Алексеевич Гагарин, Иван Владимирович Мичурин, Пётр Ильич Чайковский, Александр Сергеевич Пушкин.

4. Допиши предложения.

Мы живём в городе __________________________________________________.

Школа находится на улице ________________________________________.

5. Напиши названия городов, в которых живут эти жители.

Москвичи — _______________, рязанцы — _______________, омичи — _____________,

Туляки — _______________, вологжане — ______________, калужане — ____________,

Новгородцы -___________________, костромичи_____________________________.

6. Исправь ошибки.

Город орёл – родина моей мамы. Хищная птица – Орёл. У никиты Чёрный карандаш. Летом я купался в чёрном Море. По небу плывёт Белое облако. В белом море много рыбы.

Сочетания ЖИ, ШИ

Сочетания ЖИ и ШИ пиши с буквой И. Написание буквы И после Ж и Ш- это орфограмма.

Весёлая «запоминалка»

В садах летают чижи,

Прячутся в норках ежи,

Плавают в речках ерши,

В камыши уползают ужи

А на льдине живут моржи –

Ты только с буквой И пиши

Все сочетанья ШИ и ЖИ!

Выполни задания

1.Обведи сочетания ЖИ и ШИ.

2. Найди слова с сочетаниями ЖИ-ШИ. Обозначь орфограмму.

3.Вставь букву И или Ы. Слова с ЖИ-ШИ подчеркни зелёным карандашом.

4.Подберите подходящее по смыслу слово. Обозначь орфограмму.

Летучие ____________, душистые ________________, колючие _________,

Проворные ___________, цветные _________________, густые ___________.

Слова для справок: ёж, карандаш, мышь, ландыш, камыш, стриж.

5. Замените выделенное слово близким по значению.

Ароматный чай — _____________________________________

Просторные улицы — _________________________________

Толстый кот — _______________________________________

Мохнатые ели — ______________________________________

6. Вставьте в данные слова сочетания ЖИ или ШИ.

Малы___, эта____, гру____, ер____, лу____, _____тель, ма____на, о____бка.

Сочетания ЧА, ЩА

ЧА, ЩА пиши с буквой а. Например:пища, чайка

Написание буквы А после Ч и Щ- это орфограмма.

Весёлая «запоминалка»

Сочетанья ЩА и ЧА-

В словах пища и свеча,

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать-

Нужно с буквой «а» писать!

Выполни задания

  1. Прочитай слова. Обведи сочетания ЧА, ЩА.

Чародейка, встречал, внучата, печальному, в часовне, обещание, печатают,

2.Прочитай. Обозначь орфограмму ЧА, ЩА.

3.Вставь букву а или я . Подчеркни сочетания ЧА-ЩА.

Куч_, ч_й, м_со, дымч_тый, пищ_, ч_сы, смущ_ть, свеч_, м_й, щ_вель,

4.Вставь нужную букву, подчеркни зелёным карандашом слова с

сочетанием ЧА.

Встреч_, начал_, калош_, пуш_нка, ч_сто, ш_рокий, прич_л, ш_ть, щ_ка.

5.Подбери подходящее по смыслу слово. Обозначь орфограмму ЧА-ЩА.

Коровы___________. Сороки___________. Дятлы___________.

Мыши____________. Медведи____________. Петухи____________.

Слова для справок: пищит, трещит, мычит, кричит, стучит, рычит.

6. К данным словам подбери слова, близкие по значению, с сочетанием

ЧА-ЩА. Написать их. Обозначь орфограмму.

Волшебник-__________________, горемычный-____________________,

нередко-_____________________, храбрец-________________________,

глушь-_______________________, жалеть-_________________________.

Слова для справок: чаща, чародей, часто, щадить, несчастный, смельчак.

Сочетания ЧУ, ЩУ

ЧУ, ЩУ пиши с буквой У. Например: чудо, щука.

Написание буквы У после Чи Щ — это орфограмма.

Весёлые «запоминалки»

«Щука, чум, ищу, молчу», — я слова учу, учу.

«Чу да щу, щу да чу», — я «пятёрку» получу.

Не стучу и не кручу, не ворчу и не кричу,

А учу, учу, учу все слова на ЩУ и ЧУ:

«Щуплый, щуриться, чулан,

Щука, щупальце, чурбан».

Выполни задания

1.Обведи сочетания ЧУ, ЩУ.

2. Найди слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ. Обозначь орфограмму.

3. Вставь букву У или Ю. Слова с чу-щу подчеркни зелёным карандашом.

Откруч_, см_глый, щ_плых, кр_чку, гл_шь, кост_м, щ_пают, ч_челам,

4.Измени выделенное слово так, чтобы оно отвечало на вопрос что делаю?

Искать грибы — __________________, крутить ручку — _______________,

учить уроки — ___________________, тащить санки — _______________.

5.Прочитай.Вставь пропущенные буквы.

Тащ_ , не дотащ_ , боюсь, что выпущ_ .

Волки рыщ_т, пищ_ ищ_т.

6. К данным словам подберите слова близкие по значению. Обозначьте орфограмму ЧУ- ЩУ.

Внимательный — __________________, грязный — __________________,

Изумительный — __________________, скучаю — ___________________.

Слова для справок: ч_мазый, ч_десный, грущ_, ч_ткий.

Сочетания ЧК, ЧН.

Сочетания ЧК, ЧНпиши без Ь. Правописание ЧК, ЧН- это орфограмма

Весёлая «запоминалка»

Точный, срочный,

Личный, вечный,

Скучный, шуточный, сердечный

И мучной, и речной,

И обычный, и ночной —

Никогда в таких словах

Не пишите мягкий знак!

Выполни задания

1. Прочитай слова. Обведи сочетания ЧК, ЧН.

2.Прочитай. Найди слова с сочетаниями ЧК, ЧН. Обозначь орфограмму.

3.Вставь, где надо Ь. Слова с сочетаниями ЧК, ЧН подчеркни зелёным карандашом.

Медал_ка, л_дистая, оч_ки, палоч_ка, сеточ_ку, шпил_ка, брюч_ные,

4. Запишите имена ласково.

Лена — __________________, Зина — ___________________________,

Оля — ___________________, Женя — __________________________,

Аня — ___________________, Рая — __________________________.

5.Выделенные слова измените так, чтобы в них появилось сочетания ЧК, ЧН.

Кормить белку — _______________________________________

Доброе сердце — ________________________________________

Красивая свеча — ________________________________________

Нарисовать собаку — _____________________________________

6. Найдите и исправьте ошибки. Спишите грамотно.

Яичьница, коньки, прозрачный, малчик, сталной, телефоньчик, гоньщик, ласточька, точка, барабаньщик, очьки, клеточька.

Весёлая «запоминалка»

Мягкий знак, мягкий знак,

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шестьполучим шест,

Вместо есть получим ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками – угольки,

Банька в банку превратится –

Вот что может получиться,

Если будем забывать мягкий знак в словах писать!

Выполни задания

Ь-разделительный

Разделительный Ь пишется в корне слова после согласного перед гласными буквамиЕ, Ё, И, Ю, Я. Например: платье, ружьё, ручьи, вьюга.

Весёлая «запоминалка»

Деревья, сучья и ручьи,

Чьи, перья, крылья, воробьи.

Семья, и братья, и жильё

Скамья, и листья, и бельё,

колосья, вьюга и ружьё,

Варенье, пьеса и копьё-

В таких словах стою, друзья,

Я перед Е, Ё, И, Ю, Я.

Выполни задания

1. Прочитайте слова. Подчеркните слова с ь-разделительным.

2.Запишите слова во множественном числе.

Крыло — ________, брат — __________, соловей — _____________,

Стул — __________, сучок — _________, муравей — _____________.

3. Запишите однокоренные слова с ь- разделительным.

Варить — __________, учить — _________, сидеть — ____________,

Уметь — ___________, солить — _________, гулять — ____________.

4. Ответьте на вопросы. Обозначьте орфограмму «ь-разделительный».

Когда загораются звёзды?_________________________________.

Чем заставили комнату?__________________________________.

Как заливается соловей?__________________________________.

Чем покрыли стол?_____________________________________.

Когда улетают лебеди?___________________________________.

5.Запишите слова в два столбика. Укажите условие выбора.

СЛОГИ

Слоги – это звуки слова, которые мы можем произнести на одном дыхании, одним толчком воздуха. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов

1. Красным карандашом, обозначь все гласные буквы. Подчеркни слова, которые состоят из одного слога. Остальные слова раздели на слоги вертикальной линией.

Урок, погода, среда, стул, шарф, ковёр, язык, стол, окно, лён, мой, море, моя, май, свой, своя, Зоя, дом, ёлка, сыр, моё, имя, Аня, он, река, они.

2. Напиши слова в 2 столбика. По какому признаку распределишь? (Подсказка: красным карандашом обозначь гласные красным карандашом)

Докажи условие выбора слов (в обоих столбиках, раздели слова на слоги вертикальной линией)

3. Придумай и напиши по 6 слов в три столбика. В первый столбик – слова, состоящие из одного слога, во второй – слова, состоящие из двух слогов, в третий – слова, которые состоят из трех слогов

Поставь в словах ударение

Ударение

В каждом слове один гласный произносится дольше других. Это ударный гласный. Остальные гласные звуки в слове безударные.

!В слове может быть только одно ударение. Знак ударения не ставится, если слово состоит из одного слога или в нём есть буква ё

1. Поставь в словах ударение. Напиши в 2 столбика.

Мама, рука, школа, стена, атлас, потом, парта, коза, доска, окно, окна, утка, тряпка, замок, мою

· Какие слова написали в оба столбика?

·Допиши по 1 слову в каждый столбик.

2. Раздели слова на слоги. Поставь ударение. Соедини слово со схемой.

Цыплёнок Бегемот Крокодил
Ягоды Рубашка Утёнок
Ботинки Уточка Килограмм
Косточка Сантиметр Палочка
Километр Радуга Суббота
Дедушка Работа Гусёнок
Перенос Бабушка Музыка
Кормушка Тракторист Машина
Переход Слонёнок Чтение
Пение Колесо Прогулка

3. Прочитай слова

Подчеркни слово с правильным ударением

работали

говорили индюшонок
работали говорили индюшонок
работали говорили индюшонок
работали говорили индюшонок

Перенос слова

Выполни задания

1.Прочитай. Подчеркни слова, которых нельзя перенести.

Вяз, ясень, сосна, тополь, клён, ива, липа, ели, ёлки, берёза, кедр.

2. Измените слова по образцу. Напишите их, разделяя для переноса.

Образец: гараж – га-ражи, гара-жи.

Девочка — _____________________________, стриж — _______________________,

Портфель — ____________________________, юноша — _______________________,

Удочка — ______________________________, камень — ______________________,

Поставь во всех словах ударение.

3. Вертикальной линией разделите слова на слоги. Запишите разделяя на слоги для переноса.

Илюша — ________________, жаркие — ________________, ягода — _______________,

Осина — _________________, озёра — ______________, учитель — ________________,

Охотник — _______________, платье — _____________, гостья — __________________.

4. Запишите слова, разделяя их для переноса.

Лужайка — _______________, ручейки — _______________, чайки — ______________,

Скамейка — _______________, стройка — _______________, стайка — _____________,

Россия — _________________, перрон — ________________, хоккей — _____________,
коллектив — _______________, Юлия — ________________, огоньки — _____________,

Осенью — _________________, массаж — _______________, Алёша — _____________.

5. Раздели на слоги для переноса слова с приставками. Выдели приставку.

Пробежать — ______________, запрятать — _____________, заплакать — ___________,

Разлетелись — _______________, погреться — _______________, подЪём — _________,

Присниться — ________________, поехать — _______________, слететь — __________,

Дослушать — _________________, ожить — ________________, поход — ___________,

Поглядеть — _________________, доплатить — ______________, запись — __________,

Покрасить — _________________, оттащить — ______________, принёс — __________,

Прибрежный — _______________, запел — _______________, перелил — ____________.

Части речи

Имя существительное

Слова, которые называют предметы, явления природы, людей, животных и отвечают на вопросы кто? что? – имена существительные.

! Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?

(что?) – тетрадь, карандаш, метель, роса.

! Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?

(кто?) – мальчик, курица, бабочка, щука.

Выполни задания

1. Запиши в два столбика.

Машина, человек, дерево, тополь, дедушка, мышь, метель, девочка, окунь.

Кто? Что?

! Существительные бывают собственные и нарицательные.

Собственные – географические названия, имена людей, клички животных.

2. Подчеркни имена собственные.

Река Ангара, город Одесса, мальчик Слава, гора Эльбрус, попугай Петруша.

! Имена существительные бывают женского, мужского и среднегорода.

! Имена существительные изменяются по числам

Имя прилагательное

Слова, которые называют признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какое? – имена прилагательные.

3.Прочитай. Найди имена прилагательные и подчеркни волнистой линией.

Чудесная погода, красный бант, яркое солнце, бегает по берегу, зелёная трава, идёт быстро, маленький воробей, высоко прыгает, высокий дом.

Глагол

Слова, которые называют действие и отвечают на вопросы что делать? чтосделать? что делал? что сделал? что сделает? что будет делать? – глагол.

4.Прочитай. Найди глаголы и подчеркни двумя чертами.

5.Прочитай. Имена существительные подчеркни одной чертой,

имена прилагательные – волнистой линией, глаголы – двумя чертами.

Старые часы тикают. Жужжит мохнатый шмель.

Лесной ручей журчит. Лежит волнистый туман.

Звенит весенняя капель. Чуткий камыш дремлет.

Слово и предложение

Предложение состоит из слов. В предложении выражается законченная мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

! Окончание служит для связи слов в предложении. Только в нужной формеслова составляют предложение.

1. Прочитай. Подчеркни только предложения.

Наступила осень. На птица сидела ветка. Подул холодный ветер. Верхушка ель на дятел.

2.Прочитай. Рядом с предложением напиши, какое оно по цели высказывания.

Как хорошо весной в лесу! (_______________________)

Приготовьтесь к уроку. (___________________________)

Мы пойдём завтра в гости? (_______________________)

В саду поют соловьи. (____________________________)

Предложения, которые произносятся с особым чувством, называются восклицательными. Предложения по интонации делятся на восклицательные( в конце ставится ! – восклицательный знак) и невосклицательные.

! С интонацией восклицания могут произноситься любые предложения.

Повествовательные: Мы гордимся нашей Родиной!

Вопросительные: Ты не убрал свои вещи?!

Побудительные: Ребята, охраняйте природу!

Главные члены предложения

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения. Подлежащее обозначает, оком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? что? Сказуемое показывает то, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает? что сделает?

! Подлежащее подчёркивается одной чертой, а сказуемое – двумя.

Остальные члены предложения являются второстепенными.

3. Прочитай. Подчеркни грамматическую основу предложения.

Пришла поздняя осень. Птицы улетели на юг. В лесу и в поле звери готовятся к зиме. Белка тащит в дупло орехи. Медведь готовится к спячке.

Неизменяемые слова

В русском языке есть имена существительные, которые не изменяются ине имеют окончания. Они имеют одну форму.

Пальто метро пони радио кенгуру

Кино пианино шоссе желе какао

Кафе эскимо меню кофе такси

2. Прочитай. Подчеркни неизменяемые слова.

Вкусный кофе, фруктовое желе, передавали по радио, маршрутное такси, австралийский кенгуру, видели пони, играет на пианино, шёл по шоссе, московское метро, в новом пальто.

3. Поставь слова лиса, кенгуру,заяц, пони в нужную форму. Допиши.

Школьники видели______________________________________________________.

Детям читают о _______________________________________________________.

Ребята наблюдают за____________________________________________________.

Корень слова

Корень — это общая часть родственных слов. В корне заключён общий смысл всех однокоренных слов: мороз, морозец, морозный, заморозил, заморозки, морозильник. Чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно большеоднокоренных слови посмотреть, какая часть в них является общей.

Выполни задания

1.Так же, как и у кустов , ряд, рядочек, рядовой, хор

Корень слова есть у слов. хор, хормейстер, хоровой,

Вы в словах его найдите зуб, зубной, зубок, зубастый,

И аккуратно обозначьте. цвет, цветок, цветной, цветастый.

2. Прочитай родственные слова, выдели корень.

гостиница, гость, гостить; черника, чёрный, чернота;

полёт, перелёт, прилетел, самолёт; лиса, лисонька, лисий, лисичка;

сад, садик, садовый, посадил; белый, беленький, белить;

гора, горный, пригорок; поход, ходили, выход, походка;

3. Прочитай, найди лишние слова. Вычеркни.

Борьба, борец, воевать, борются; водяной, водить, вода;

весёлый, радость, веселье, веселиться; лист, лисёнок, листочек, листок;

седой, сиденье, седина, поседел; пёс, песочный, песок;

запугать, распутица, путь, путник; белка, беленький, побелка.

4. Придумай и напиши однокоренные слова с указанным корнем.

Барабан

— тот, кто играет на барабане-_______________________________,

— бить, стучать в барабан-___________________________________,

— маленький барабан-________________________________________.

Вар

— ягоды, сваренные в сахаре-________________________________,

— тот, кто готовит пищу -___________________________________.

Час

-мастер по починке часов -__________________________________,

— солдат, стоящий на посту -_________________________________.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *