1 буква ю

Слова, начинающиеся на букву Ю

Введите слово и нажмите «Найти синонимы». Поделиться, сохранить:

На этой странице вы можете найти самые популярные слова, начинающиеся на букву «ю» (в начале слова — Ю). Список отсортирован по алфавиту. Вы можете добавить свои варианты в комментариях. Если нажать на слово, откроются его синонимы.

Слова на другие буквы: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я Уточнить начало слова: юа юб юв юг юд юж юз юк юл юм юн юп юр юс ют юф юх юц юч юш юэ юю

Смотрите также: слова, заканчивающиеся на Ю

430 слов

  • ю
  • юа
  • юалиньпао
  • юанфулит
  • Юань
  • ЮАР
  • юбеа
  • юбея
  • юбилеемания
  • юбилей
  • юбилейный
  • юбиляр
  • юбилярка
  • юбилярша
  • юбиляция
  • юбка
  • юбка-брюки
  • юбка-клинка
  • юбочка
  • юбочник
  • юбочница
  • юбочный
  • юбчонка
  • юварка
  • ювелир
  • ювелир-браслетчик
  • ювелир-гравер
  • ювелир-закрепщик
  • ювелир-монтировщик
  • ювелир-пайщик
  • ювелир-филигранщик
  • ювелир-цепочник
  • ювелирка
  • ювелирно
  • ювелирно-антикварный
  • ювелирно-гранильный
  • ювелирно-ограночный
  • ювелирно-тонкий
  • ювелирность
  • ювелирный
  • ювелирски
  • ювелирский
  • ювелит
  • Ювенал
  • Ювеналий
  • Ювеналов
  • ювеналовский
  • ювенальный
  • ювенильный
  • ювенолог
  • ювенология
  • Ювента
  • Ювентус
  • Юг
  • юг
  • Юга
  • югаваралит
  • югендстиль
  • югер
  • югландин
  • юглон
  • юго-восток
  • юго-восточный
  • юго-запад
  • юго-западный
  • Югославия
  • югославско-албанский
  • югославско-венгерский
  • югославско-итальянский
  • югославско-польский
  • Югра
  • югра
  • юдаизация
  • юдаизировавший
  • юдаизированный
  • юдаика
  • юдаический
  • юдега
  • Юджин
  • Юдифь
  • юдище
  • юдоль
  • юдольник
  • юдольный
  • Юдома
  • юдофил
  • юдофилия
  • юдофилка
  • юдофильский
  • юдофильство
  • юдофоб
  • юдофобия
  • юдофобка
  • юдофобский
  • юдофобство
  • юдофобствовавший
  • юдофобствующий
  • южак
  • южане
  • южанин
  • южик
  • южика
  • южнее
  • Южно-Курильск
  • Южно-Сахалинск
  • южноазиатский
  • южноамериканский
  • южноафриканско-израильский
  • южновеликорусский
  • южногерманский
  • южноиндийский
  • южнонемецкий
  • южнонижнефранкский
  • Южнопортовый
  • южнорусс
  • южнорусский
  • южносибирский
  • Южноукраинск
  • Южноуральск
  • южный
  • южняк
  • Юз
  • юза
  • юзабельный
  • юзабилист
  • юзабилити
  • юзавший
  • юзавшийся
  • юзанувший
  • юзбаши
  • Юзва
  • юзверь
  • юзень
  • юзер
  • юзеровский
  • юзерпик
  • юзерский
  • Юзеф
  • юзжавший
  • юзивший
  • юзинь
  • юзист
  • юзистка
  • Юзовка
  • юзограмма
  • юзом
  • юзырь
  • юка
  • Юкава
  • юкагир
  • юкагирка
  • юкагироведение
  • юкагирский
  • юкагиры
  • Юкатан
  • юкелин
  • юкер
  • юкими
  • юкиюслик
  • юкка
  • юко
  • юкола
  • Юкон
  • юконит
  • Юкос
  • юкс
  • юкса
  • юксовый
  • юкспорит
  • юкша
  • Юла
  • юла
  • юламейка
  • Юлиан
  • Юлиана
  • Юлиания
  • юливший
  • юлившийся
  • юлиенит
  • Юлий
  • Юлик
  • юлила
  • юлина
  • юлиус
  • Юлия
  • юлка
  • юлклапп
  • юлонивший
  • Юль
  • Юля
  • юлящий
  • Юм
  • Юма
  • юмавший
  • Юмала
  • юмит
  • юмор
  • юмореска
  • юморивший
  • юморило
  • юморист
  • юмористика
  • юмористически
  • юмористический
  • юмористично
  • юмористичность
  • юмористичный
  • юмористка
  • юмористый
  • юморно
  • юморной
  • юморнувший
  • юморок
  • юморящий
  • юмшан
  • юн
  • юнак
  • юнармеец
  • Юнг
  • юнга
  • Юнга
  • юнгерманит
  • юнгит
  • юнгфера
  • юнгштурмовка
  • юндвижение
  • юндзе
  • Юндокса
  • юневший
  • ЮНЕСКО
  • юнец
  • юнеющий
  • юнидо
  • юнилак
  • юниор
  • юниорат
  • юниорка
  • юниорский
  • юниперин
  • юниперит
  • юнипор
  • юнисайкл
  • юнит
  • Юнитас
  • юнифен
  • юница
  • юнкер
  • юнкерски-буржуазный
  • юнкерско-буржуазный
  • юнкерско-милитаристский
  • юнкор
  • юнкорка
  • Юннань
  • юннат
  • юннатка
  • юннатовский
  • юннатский
  • юно
  • юное
  • юнона
  • Юнона
  • юность
  • юнотка
  • юноша
  • юношески
  • юношеский
  • юношество
  • юношествовавший
  • юнсекция
  • юнта
  • юнфер
  • юный
  • юный-преюный
  • юный-юный
  • юньнань
  • юпитер
  • Юпитер
  • юппи
  • юр
  • Юра
  • юрага
  • юракс
  • юрбюро
  • Юрга
  • Юргамыш
  • Юргень
  • юргр
  • юржан
  • юржанс
  • юри
  • Юрибей
  • юридико-исторический
  • юридико-политический
  • юридико-технический
  • юридико-философский
  • юридистический
  • юридически
  • юридический
  • юридическо-экономический
  • юридической
  • Юризань
  • юризд
  • юризм
  • юриит
  • Юрий
  • Юрик
  • юрилект
  • юрисдикционный
  • юрисдикция
  • юрисконсульт
  • юрислингвистика
  • юрислингвистический
  • юриспрудент
  • юриспруденция
  • юрист
  • юристишко
  • юристка
  • юрк
  • юркавший
  • юркающий
  • юркенький
  • юркий
  • юркнувший
  • юрко
  • юрковатый
  • юрконтора
  • юркость
  • юрлицо
  • юрлюберлю
  • Юрмала
  • юрморда
  • юро
  • юровиха
  • Юровка
  • юрод
  • юродивая
  • юродивец
  • юродивость
  • юродивый
  • юродид
  • юродка
  • юродливый
  • юродский
  • юродство
  • юродствовавший
  • юродствование
  • юродствующий
  • Юрок
  • юрок
  • Юронга
  • юротдел
  • Юрочка
  • юрпредставитель
  • юрский
  • юрт
  • юрта
  • юртенка
  • юртовище
  • юртостроитель
  • юрук
  • Юрумкувеем
  • юруслуга
  • юрфак
  • юрцы
  • юрчасть
  • юрче
  • Юрыч
  • Юрьев
  • Юрьевец
  • Юрьевка
  • Юрюзань
  • юрюк
  • юс
  • юсбаши
  • юсовой
  • юсовский
  • Юстин
  • Юстина
  • юстирный
  • юстирня
  • юстировавший
  • юстировавшийся
  • юстировальный
  • юстирование
  • юстированный
  • юстировка
  • юстировочный
  • юстировщик
  • юстируемый
  • юстирующий
  • юстирующийся
  • юстиц-коллегия
  • юстиция
  • Юстиция
  • юстицморд
  • Юсуфия
  • ют
  • Юта
  • ютараптор
  • ютенбогардтит
  • ютивший
  • ютившийся
  • ютиль
  • Ютландия
  • ютовый
  • ютуб
  • Ютурна
  • ютящийся
  • юферс
  • юфта
  • юфтевой
  • юфтевый
  • юфть
  • юфтяной
  • юха
  • юхала
  • Юхнов
  • юхонувший
  • Юхоть
  • юхта
  • юху
  • юца
  • Юч-Курбустан
  • юшка
  • Юшкин-Пик
  • юшкинит
  • юшман
  • Юшут
  • юэфу
  • ююба

Словосочетания (75)

  • юбка годе
  • юбка джерси
  • ювелирное изделие
  • ювелирные изделия
  • ювелирные минералы
  • юго-западная Аннапурна
  • Югорский Шар
  • юдоль печали
  • юдоль плача
  • юдоль скорби
  • юдоль слез
  • Южная Австралия
  • Южная Америка
  • Южная Вертушка
  • Южная Гидра
  • Южная Дакота
  • Южная Каролина
  • Южная Корея
  • Южная Корона
  • южная красавица
  • Южная Нижняя Калифорния
  • Южная Осетия
  • Южная Рыба
  • Южная Тарава
  • Южно-Африканская Республика
  • южно-полярный континент
  • южно-полярный материк
  • Южные Пиренеи
  • Южные Шетландские острова
  • Южный Буг
  • Южный Вьетнам
  • Южный Иллимани
  • Южный Йемен
  • Южный Козленец
  • Южный Краб
  • Южный Крест
  • Южный океан
  • Южный Ослик
  • Южный остров
  • Южный Треугольник
  • Юлианский календарь
  • Юлианское летосчисление
  • юливший слишком много
  • юлидохромис Марлиера
  • юлидохромис орнатус
  • юмор висельника
  • юношеский возраст
  • юный возраст
  • юный корреспондент
  • юный ленинец
  • юный натуралист
  • юридическая литература
  • юридическая наука
  • юридическая основа
  • юридическая помощь
  • юридическая природа
  • юридическая сила
  • юридическая система
  • юридическая служба
  • юридическая сущность
  • юридические дела
  • юридические документы
  • юридические лица
  • юридические нормы
  • юридические основания
  • юридические услуги
  • юридический акт
  • юридический документ
  • юридический процесс
  • юридический статус
  • юридическое значение
  • юридическое лицо
  • юридическое основание
  • юридическое право
  • юридическое сопровождение
  • Поиск занял 0.007 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.

Конспект урока «Буква Ю,ю»

Урок обучения грамоте

Раздел: преподавание в начальной школе.

Учитель начальных классов Саетгалиева Ильмира Фаниловна МОБУ СОШ №7 г. Нефтекамск республики Башкортостан РФ

Тема: Буквы Ю, ю, обозначающие звуки .

Цели:

создать условия для знакомства с функцией буквы «ю» обозначать два звука , в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ю»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать уважение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: знать и объяснять функцию буквы «ю» обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.

Личностные УУД: развивать познавательные интересы, формировать определённые познавательные потребности и учебные мотивы.

Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.

Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя.

Оборудование учителя: схемы слогов, слов; магнитная азбука; таблицы с изображением изучаемой буквы; домики (синий и зеленый) для гласных букв; дом со словами и их схемами; портрет и книги С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; лента букв.

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока.

а) Приветствие.

— Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, напоминаем,

Ни минуты не теряем. (слайд 2)

Проверка готовности к уроку.

б) Психологический тренинг.

В природе есть солнце. Оно всем светит, его теплые и ласковые лучи согревают нас. (На доске картинка солнышка) Закройте глаза и представьте маленькую звезду. Луч солнца коснулся её и она стала больше. Посылаю к вашей звезде лучик добра, радости, здоровья. Теперь эта звезда в вашем сердце. Откройте глаза. Какое у вас настроение? (Хорошее). Улыбнитесь друг другу. Вот с таким хорошим настроением мы и начнем наш урок.

в) Артикуляционная гимнастика.

А теперь давайте сделаем упражнение на дыхание (слайд 3) и надуем шарики для нашего гостя. А для кого, мы узнаем чуть позже. Молодцы! Попробуем повторить скороговорку.

У четырех черепашек четыре черепашек.

г) Составление рассказа по картине. (слайд 4)

— Посмотрите на картинку. Чем дети заняты? Что они делают? (составление рассказа)

II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

1. Работа по теме «Речь».

  • Какой бывает наша речь?

  • Что такое устная речь?

  • Что такое письменная речь?

  • Из чего состоит наша речь?

  • Что мы с вами произносим, когда разговариваем?

  • Какие бывают звуки?

2. Работа по «ленте букв». Игра «Найди свой домик».

— Внимательно посмотрите на «ленту букв». Сколько гласных мы с вами уже знаем? (8)

Была хорошая погода и гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, полил дождь. Буквы увидели домики и помчались к ним, но хозяин мог пустить в дом только свои буквы.

Как вы думаете, какие буквы спрячутся от дождя в синий дом, а какие в зеленый?

(В синий- а,о,у,ы,; в зеленый- е,ё,и,я)

— Какую работу выполняют гласные а, о, у, ы, ? (Заставляют согласные звуки звучать твердо).

— Какую работу выполняют гласные е, ё, и, я? (Заставляют согласные звуки звучать мягко).

— Оцените свою работу (дети показывают круги: зеленый – у меня все получилось, желтый – у меня есть вопросы, красный – мне нужна помощь).

III. Новый материал.

1. Введение в тему урока. Целеполагание.

(Стук в дверь. Учитель открывает и показывает ребятам Фиксика.)

— Симка дала Нолику задание, но он не смог справиться и пришел к нам за помощью. Поможем?

— Отгадайте загадку: На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица,

Музыкальная … (Юла). (слайд 7)

Иногда эту игрушку называют и по-другому – «волчок». (На доске — предметная картинка с изображением юлы).

— Проверим, подходит ли звуковая схема к слову. Напечатайте слово у себя на листочках.

Вывешиваю запись слова юла – йула.

— Что мы должны узнать? (Какой буквой обозначить эти звуки)

— Кто догадался, с какой новой буквой мы познакомимся сегодня на уроке?

— Как определить тему нашего урока? (слайд 8)

— Какие цели надо решить на уроке, что мы должны узнать об этой букве?

2. Работа по теме урока.

— Прочитайте 1 –ый слог в слове, какую букву надо напечатать в первом слоге? Узнаем, кто был прав. Кто знает как выглядит буква Ю? (В конверте у Нолика элементы буквы, собираем и получаем Ю) (Слайд 9)

— На что она похожа? (Кусочек буквы Н +буква О) Правильно.

Буквы Н (эн) и О играли,

У Н (эн) палочку сломали.

О к обломкам прикреплю,

Получилась буква «Ю».

На что еще похожа? (слайд 10)

— Сконструируйте букву Ю на парте из ниток, которые лежат перед вами.

— А теперь напишите букву на спине у своего соседа. Молодцы! А в старинных летописях летописцы изображали букву «Ю» вот так. (Показ старинного начертания буквы ю на отдельном листе).

— Эта буква особенная, кто догадался почему? (Обозначает два звука)

— Как вы думаете, всегда ли буква ю обозначает два звука?

-Сегодня мы должны узнать, какие секреты есть у буквы, когда буква ю обозначает два звука.

— Где стоит буква ю в слове «юла»? Сколько у нее звуков? Какие это звуки? ( )

— Это первый секрет буквы. Вывод.

– Найдите картинки, в названии которых есть буква ю в начале слова. Назовите их. (слайд 9 – 11- 12)

3.Физминутка (Слайд 13)

-Стану я сейчас юлой.

На ноге крутнусь одной.

А теперь сменю я ножку

И на ней крутнусь немножко.

Покрутилась. А сейчас

Я прошу садиться вас.

4. Игра «Доскажи словечко»

1. Любят хрюшки букву Ю:

Без неё не скажешь … (хрю)

2. Я вертелась под ногами,

Очень я мешала маме.

И за это братик мой

Называл меня … (юлой)

— Кого называют юлой в этом стихотворении? (девочку-непоседу)

А как звали девочку на картине? (Юля)

— Что вы можете сказать об этом слове? (имя) (Звуковой анализ слова) (слайд 14)

— С какой буквы пишем имена людей? (с заглавной)

(Выставляю заглавную букву Ю)

7. Чтение слогов с буквой Ю.

Подбегает буква «ю» к согласным – получается слог. (на доске слоги)

Читаем слоги: РЮ ЛЮ

ДЮ СЮ

ТЮ НЮ

— Какова роль буквы Ю в этих слогах? (смягчает предыдущий согласный звук) Это второй секрет буквы ю. Кто может его сформулировать? (Буква ю в середине слова обозначает мягкость предшествующего согласного звука, и обозначается одним звуком)

— Пришло время поселить букву Ю в свою квартиру в доме букв (выставляю букву на ленту).

8. Чтение слов с буквой Ю.

Крутилась, вертелась юла и попала в нашу Азбуку. Откроем книгу и прочитаем слова:

рисую – рисуют

пою — поют

играю — играют

— Сколько звуков мы слышим после гласных звуков , , ? (2)

— Какие? ()

— Какой буквой обозначены эти два звука? (ю)

— Чего в этих словах больше: звуков или букв? (звуков)

— Почему?

— Обратите внимание на место буквы Ю в этих словах. Где она находится? (в середине слова и на конце слова после гласной). Какой секрет еще узнали?

Вывод: Гласная буква «ю» обозначает два звука в начале слова и в середине после другой гласной буквы. (Слайд 16)

Раз буква Ю обозначает два звука, какая она? (хитрая)

— Оцените свою работу. Нолик с вами очень доволен.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Рассматривание иллюстрации на стр.171.

— Посмотрите на стр.171, рассмотрите рисунок.

— Кого вы видите на рисунке?

— Чем занят ежик?

— Назовите слова по рисунку с буквой Ю. (брюки, утюг)

2. Чтение текста внизу под иллюстрацией на стр.171.

— Прочитаем текст внизу и узнаем, кого еж одевает? (чтение)

— Что шьет еж?

— Кого он одевает?

-Прочитаем текст еще раз.

— В каких словах встретилась буква Ю?

— А теперь вспомните, как называют человека, который придумывает одежду для людей? (модельер или дизайнер)

— Дизайнеры одежды, опираясь на историю костюма, традиции разных стран, следят за появлением новых тканей, материалов, из которых создают потом модную одежду и аксессуары к ней (сумочки, брошки).

3. Физкультминутка. (Слайд 18)

4. Рассматривание иллюстрации на стр.170.

— Какой момент изображен на иллюстрации?

— Какую песню поет мама-мышь, укачивая своего малыша? (колыбельную)

— Как поются колыбельные песни? (тихо, ласково, спокойно).

— Кто помнит, какие колыбельные песни пели ваши мамы? Прочитаем отрывок из колыбельной песни: стр.170. (Чтение шепотом, хором)

— Ребята, может кто-нибудь знает, к какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке»).

— Кто автор этой сказки? (С.Я. Маршак)

(Выставляю портрет С.Я. Маршака)

— Почему на иллюстрации изображена кошка? (Мама-мышка пригласила её в няньки.)

— Хотите послушать отрывок из этой сказки? (прослушивание отрывка)

— Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?

— Что случилось в конце этой сказки с мышонком?

— Если вам захочется узнать дальнейшую судьбу мышонка, то прочитайте «Сказку об умном мышонке» С.Я.Маршака.

5. Найдите слова, в которых буква «ю» обозначает 2 звука. (слайд 20)

— Оцените себя.

V. Итог урока. Рефлексия.

— Какая цель была на уроке?

— С какой новой буквой познакомились?

— Почему она особенная (хитрая)?

— Что интересного узнали об этой букве?

— Что можете сказать о гласных е, ё, я, ю? (слайд 21)

— Оцените свою работу на уроке.

-Спасибо, ребята, вы хорошо поработали! Нолик благодарит вас за ваши правильные ответы, ему урок очень понравился. Теперь он с легкостью справится с заданиями Симки.

Урок обучения грамоте «Буква Ю»

Урок обучения грамоте

Раздел: преподавание в начальной школе.

Тема: Гласная буква Ю, ю (стр. 170-171).

Цели урока:

Обучающие:

1. Познакомить учащихся с особой гласной буквой Ю, обозначающей два звука в начале слова и после гласного.

2. Раскрыть функцию буквы Ю как показателя мягкости согласного.

Развивающие:

3. Формировать навык чтения слов с изученными буквами; читать и понимать тексты, быстро ориентироваться по тексту.

4. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, фонематического слуха.

5. Расширить кругозор учащихся.

Воспитывающая:

6. Воспитывать интерес к чтению, к отечественной литературе, к культуре и традициям разных народов, к профессиям людей.

Оборудование учителя: схемы слогов, слов; магнитная азбука; таблицы с изображением изучаемой буквы; домики (синий и зеленый) для гласных букв; дом со словами и их схемами; портрет и книги С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; лента букв.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы работы: словесный, наглядный, индуктивный, стимулирующий.

Межпредметные связи: связь с уроком окружающего мира.

Форма опроса: индивидуальная, фронтальная.

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока. Сообщение темы и целей урока.

а) Приветствие.

К нам на урок обучения грамоте пришли сегодня гости: учителя нашей школы. Поздоровайтесь с ними.

б) Психологический тренинг.

В природе есть солнце. Оно всем светит, его теплые и ласковые лучи согревают нас. Закройте глаза и представьте маленькую звезду. Луч солнца коснулся её и она стала больше. Посылаю к вашей звезде лучик добра, радости, здоровья. Теперь эта звезда в вашем сердце. Откройте глаза. Какое у вас настроение? (Хорошее).

Вот с таким хорошим настроением мы и начнем наш урок.

в) Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной «хитрой» буквой, узнаем, какие у неё звуки, научимся читать слоги и слова с новой буквой, поупражняемся в чтении слов с изученными буквами, будем развивать свою речь, память и внимание.

II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

1. Работа по теме «Речь».

  • Какой бывает наша речь?

  • Что такое устная речь?

  • Что такое письменная речь?

  • Из чего состоит наша речь?

  • Что мы с вами произносим, когда разговариваем?

  • Какие бывают звуки?

  • Что мы знаем о гласных звуках?

  • Каким цветом их обозначаем на схемах?

  • Что мы знаем о согласных звуках?

  • Каким цветом их обозначаем на схемах?

2. Работа по «ленте букв». Игра «Найди свой домик».

— Внимательно посмотрите на «ленту букв». Сколько гласных мы с вами уже знаем? (8)

Была хорошая погода и гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, полил дождь. Буквы увидели домики и помчались к ним, но хозяин мог пустить в дом только свои буквы.

Как вы думаете, какие буквы спрячутся от дождя в синий дом, а какие в зеленый?

(В синий- а,о,у,ы; в зеленый- е,ё,и,я)

— Какую работу выполняют гласные а, о, у, ы? (Заставляют согласные звуки звучать мягко).

— Какую работу выполняют гласные е, ё, и, я? (Заставляют согласные звуки звучать твердо).

III. Новый материал.

1. Знакомство с новой буквой.

Отгадайте загадку: «Ребятам весело со мной:

На ножке я кружусь одной.

Пока верчусь, я не тужу

Кружу – жужжу,жужжу-кружу».

— Что это? (Юла).

— Иногда эту игрушку называют по-другому – «волчок». (Выставляю рисунок юлы.)

2. Слого-звуковой анализ слова «юла».

— Проведем слого-звуковой анализ слова «юла» и составим отгадку из букв.

— Произнесем слово «юла» и определим, сколько в слове слогов? (2)

— Назовите 1 слог? (ю)

— Назовите 2 слог? (ла)

— Какие звуки мы слышим в слоге ю? ()

-Охарактеризуйте звук . (согласный, звонкий, всегда мягкий, на схеме раскрашиваем зеленым цветом)

— Второй звук? ( – гласный, на схеме раскрашиваем красным цветом)

— Ребята, если в начале слова рядом мы слышим звуки , значит слово пишем с буквы «ю». (Показываю букву «Ю»).

— Какие звуки вы слышите во 2 слоге?( и )

— Охарактеризуйте их. ( – согл., зв., тв., на схеме – синий; – гл., на схеме- красный)

Много букв теперь я знаю.

И слова я прочитаю.

Складываю ю да ла

Получается ЮЛА.

3. На что похожа буква «Ю».

— Найдите и покажите букву «Ю».

— Сколько у нее звуков, если она находится в начале слова? (2)

— Какие это звуки? ( )

— На что похожа буква «Ю»? (Кусочек буквы Н +буква О)

Правильно. Буквы Н (эн) и О играли,

У Н (эн) палочку сломали.

О к обломкам прикреплю,

Получилась буква «Ю».

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква «Ю». (А. Шибаев)

4. Показ заглавной и строчной буквы Ю, ю.

— Буква Ю бывает большая, заглавная и строчная. Чтобы было легче её запомнить, напечатаем их в своих тетрадях.

— В старинных летописях летописцы вот так изображали букву «Ю». (Показ старинного начертания буквы ю на отдельном листе).

5. Игра «Доскажи словечко»

1. Любят хрюшки букву Ю:

Без неё не скажешь … (хрю)

2. Я вертелась под ногами,

Очень я мешала маме.

И за это братик мой

Называл меня … (юлой)

— Кого называют юлой в этом стихотворении? (девочку-непоседу)

— А у нас в классе есть такие девочки?

6. Разгадывание ребуса.

На доске предметные картинки с изображением: юрты, ландыша, яблока. (Рисунки перевернуты.)

— Что изображено на первой картинке? (юрта)

— Что такое юрта? (круглый дом)

Юрта – традиционное жилище казахов. Деревянный каркас юрты покрыт войлочными кошмами из чистой шерсти. В центре юрты – место очага, почитаемое казахами как святое место своего жилища. За очагом, напротив входа – самое почетное место. Застилается самыми лучшими коврами. Сзади его хранятся сундуки с одеждой, поверх которых «горкой» раскладываются ковры, одеяла, подушки. Справа от входа – хранятся продукты, посуда, чуть дальше находилось место отдыха хозяев, слева — висела конская сбруя и другие орудия труда, а чуть дальше – место для сна младших членов семьи. Сейчас юрта используется казахами как летнее жилище.

— Какие звуки мы слышим в начале этого слова? (, )

— Что мы узнали о звуках , в начале слова? (если слышим , то пишем с буквы Ю)

(Выставляю под картинкой букву Ю)

— Отгадайте загадку:

Ночью серенький зайчишка

Не пропустит свой домишко:

Путь дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят. (Ландыш.)

— Тогда еще одна загадка об этом предмете.

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)

— Какой первый звук? ()

— Какой буквой его обозначаем? (буквой «Л»)

Еще одна загадка. Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

— Какие звуки мы слышим в начале слова? ()

— Какой буквой их обозначим? (Я)

Получилось слово: «Юля» (Вставляю картинку)

— Что вы можете сказать об этом слове? (имя)

— С какой буквы пишем имена людей? (с заглавной)

(Выставляю заглавную букву Ю)

7. Физкультминутка.

Мы читали и устали,

А теперь все вместе встали.

Ручками похлопали: «Раз, два, три!»

Ножками потопали: «Раз, два, три!»

Дружно вытянули шеи,

И, как гуси, зашипели: «Ш-ш-ш».

Пошипели, помолчали,

И, как зайки, поскакали.

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

Посидели, помолчали

И опять за парты встали.

8. Чтение слогов с буквой Ю.

Девочка Юля так завертела свою юлу, что та помчалась по проселочной дороге. А навстречу ей встречаются согласные буквы. Вспомним их имена. ( Р, Д, Т, Л, С, Н).

Подбегает буква «ю» к согласным – получается слог.

Читаем слоги: РЮ ЛЮ

ДЮ СЮ

ТЮ НЮ

— Какова роль буквы Ю в этих слогах? (смягчает предыдущий согласный звук)

— Пришло время поселить букву Ю в свою квартиру в доме букв (выставляю букву на ленту).

9. Чтение слов с буквой Ю.

Крутилась, вертелась юла и попала в большой город. В городе стоит необычный дом. В нем живут слова. Они спрятались за ставнями. Откроем их и прочитаем слова:

рисую – рисуют

пою — поют

играю — играют

— Сколько звуков мы слышим после гласных звуков , , ? (2)

— Какие? ()

— Какой буквой обозначены эти два звука? (ю)

— Чего в этих словах больше: звуков или букв? (звуков)

— Почему?

— Обратите внимание на место буквы Ю в этих словах. Где она находится? (в середине слова и на конце слова после гласной).

Вывод: Буква Ю обозначает 2 звука, если она стоит в начале слова или в середине слова после гласной буквы.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Рассматривание иллюстрации на стр.171.

— Откройте учебники на стр.171, рассмотрите рисунок.

— Кого вы видите на рисунке?

— Чем занят ежик?

— Назовите слова по рисунку с буквой Ю. (брюки, утюг)

2. Чтение текста внизу под иллюстрацией на стр.171.

— Прочитаем текст внизу.

— Что шьет еж?

— Кого он одевает?

-Прочитаем текст еще раз.

— В каких словах встретилась буква Ю?

— А теперь вспомните, как называют человека, который придумывает одежду для людей? (модельер или дизайнер)

— Дизайнеры одежды, опираясь на историю костюма, традиции разных стран, следят за появлением новых тканей, материалов, из которых создают потом модную одежду и аксессуары к ней (сумочки, брошки).

3. Рассматривание иллюстрации на стр.170.

— Какой момент изображен на иллюстрации?

— Какую песню поет мама-мышь, укачивая своего малыша? (колыбельную)

— Как поются колыбельные песни? (тихо, ласково, спокойно).

— Прочитаем отрывок из колыбельной песни: стр.170.

— Ребята, может быть кто-нибудь знает, к какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке»).

— Кто автор этой сказки? (С.Я. Маршак)

(Выставляю портрет С.Я. Маршака)

— Почему на иллюстрации изображена кошка? (Мама-мышка пригласила её в няньки.)

— Хотите послушать отрывок из этой сказки?

4. Инсценировка отрывка сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» (приложение 1).

— Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?

— Что случилось в конце этой сказки с мышонком?

— Если вам захочется узнать дальнейшую судьбу мышонка, то прочитайте «Сказку об умном мышонке» С.Я.Маршака.

V. Итог урока.

— О какой букве узнали на уроке?

— Чем она вам запомнилась?

VI. Домашнее задание:

Читать слова, тексты на стр.170-171, колыбельную песенку выучить наизусть.

Приложение 1.

Самуил МАРШАК

СКАЗКА О ГЛУПОМ МЫШОКЕ

Пела ночью мышка в норке:

— Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:

— Голосок твой слишком тонок,
Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

Побежала мышка-мать,

Стала утку в няньки звать:

— приходи к нам, тетя утка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку утка:

— Га-га-га, усни, малютка!
После дождичка в саду
Червяка тебе найду.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!

Побежала мышка-мать

Стала жабу в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.

Стала жаба громко квакать:

— Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!

Побежала мышка-мать,

Тетю лошадь в няньки звать:

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!

Стала думать мышка-мать:

Надо курицу позвать.

— Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.

Закудахтала наседка:

— Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло!

Там и тихо и тепло.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!

Побежала мышка-мать,

Стала щуку в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку щука

— Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,

А не слышно, что поет…

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Нет, твой голос нехорош.

Слишком тихо ты поёшь!

Побежала мышка-мать,

Стала кошку в няньки звать:

— Приходи к нам,тетя кошка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку кошка:

— мяу, мяу, спи,мой крошка,

Мяу, мяу, ляжем спать.

Мяу, мяу, на кровать.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

— Голосок твой так хорош.

Очень сладко ты поеш!

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать.

Доброго времени суток, дорогие мои читатели!

Продолжаю рубрику, учим буквы и сегодня гласная буква «Ю». Практический материал подобранный мною поможет вашему ребенку запомнить быстрее букву «Ю» , ваш ребенок не только запомнит букву, но и научится выделять в словах звук .

Предложите малышу послушать сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомнить слова со звуком

ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ

Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у людей.

– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.

– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблю- дица.

– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.

– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.

– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.

– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.

– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.

Буква «Ю»

Веселые стихи

Юркъ замерзнуть не хотят,Юрки от вьюг на юг летят…

В. Лунин

Юрук играет с ветерком,Юрка еще зовут вьюрком.
Юнга плыл на корабле,Юнга вел корабль к земле.

Юнга вел корабль умело,

И вперед смотрел он смело.

* * *

Юрка катит снежный ком.

Вьюга кружит за окном.

Юру я не узнаю…

С комом он, как буква Ю.

В. Степанов

Юра тащит вкусный груз –

Замечательный арбуз.

* * *

На арене укротитель –

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю, с кольцом

К тиграм смело встал лицом.

В. Степнов

Юра только сел на стул,

Ножки свесил и заснул.

Юра очень утомился –

Целый день юлой крутился.

Ф. Бобылев

* * *Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась… буква Ю.

А. Шибаев

Юбку я для куклы сшила,

Кофту новую скрою.

Говорит мне кукла: «Мама!»

Значит, я для дочки шью.

* * *

Любят хрюшки букву Ю:

Без нее не скажешь: «Хрю!».

* * *

В пути, в неведомом краю

Нам компас – лучший друг.

Одной заглавной буквой Ю

На нем отмечен юг.

Над облаками мы летим

По компасу на юг.

На берег моря, в южный Крым,

Где нет зимою вьюг.

* * *

Я узнаю юлу свою,

Когда смотрю на букву Ю.

Пословицы и поговорки

1. Юноши думают о будущем, а старики – о прошедшем.

2. Любишь кататься – люби и саночки возить.

Скороговорки

1. Юла возле Юльки крутится, поет,Юле и Юре спать не дает.

2. Маленькая Юлька,

Ты у нас чистюлька.

Любит Юлька юмбрики

И играет в кубики.

3. Юлька-Юленька-юла,Юлька юркая была.

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла.

Игры

Игра «Кто внимательный?».

1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.

2. Хлопните в ладоши, если услышите звук в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.

Игра «Кто больше?».

Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы «ю».
(Юла, юбка, юннат и т. д.)

Игра «Доскажи словечко».

* * *

На лесной полянеЯсным днем в июне Плакса возле няниРаспускает… (нюни).

Игра «Найди слово».

1. Ле с е н к а . 2. С к в о з н а я б у к в а .

ю – – ю – –

ю – – – ю – – –

ю – – – – ю – – – –

ю – – – – – ю – – – – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

юг, юла, юнга, юннат. люди, дюшес, бюджет,

тюльпан.

Игра «Превращение слов – волшебная цепочка».

1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.

О т в е т : клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.

2. Составьте цепочку из слов, содержащих букву «ю», в которой каждое следующее слово начинаются с последней буквы предыдущего.

О т в е т : юннат – тюльпан – натюрморт – тюбик – кювет – тюль и т. д.

Игра «Добавьте звук».

– ный, – ноша, – г, – билей, – рист.

Кроссворд

1. Детская кроватка.

2. Осветительный прибор.

3. Сосуд для вина на тонкой ножке.

4. Палка с загнутым верхним концом для опоры при ходьбе.

О т в е т : люлька, люстра, рюмка, клюка

Буква Ю и её звуки. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом. план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

1. Работа в «Букваре». 5 6 3 2

Чтение слогов и слов.

1) Чтение слогов.

– Найдите на с. 148 тот столбик, в котором написаны слоги.

– Прочитайте слоги, которые начинаются с буквы Ю.

2) Чтение слов в столбиках.

– Найдите слово, которое начинается с этого слога.

– Прочитайте слово, которое можно «найти» в кастрюле. (Пюре.)

– Найдите слово, которого «боится» машина. (Кювет- канава идущая вдоль дороги.. Кто знает, что это?)

– Как ласково произнести слово клюв? (Клювик.)

– Как называется тёплое место, где отдыхают в отпуске? (Юг.)

– Веселье, радость, смех… (Юмор.)

– Юркий: как сказать по-другому? (Быстрый, увёртливый.)

– Про кого можно сказать, что он юркий? (Про мальчика, птицу, рыбку…)

– Назовите все буквы в слове союз.

– Почему? (4 буквы, 5 звуков, так как буква Ю обозначает два звука, она стоит после буквы гласного , начинает слог.)

– А есть ли слово, которое называет математический знак?

(Плюс.)

– Найдите слова, которые отвечает на вопрос: какой? (Любимый.)

– Предмет, которым пользуемся каждый день. (Тюбик.)

– Найдите слово, обозначающее устройство, которое выпускает воду в реку. (Шлюз.)

– Какое слово обозначает предмет, которым любила баловаться няня Малыша, друга Карлсона? (Плюшки.)

– А каким словом обозначают крепкий, сильный мороз или злого зверя? (Лютый.)

– Назовите слово, однокоренное слову поле. (Полюшко.)

– Какое слово принадлежит хоккеисту? (Клюшка.)

– Что можете сказать про слова третьего столбика? (Они однокоренные.)

– Выделим корень в этих словах.

– Какие слова мы не назвали? (Значение слов: дюны – песчаные холмы, передвигаемые ветром.)

Физкультминутка.

  1. Вышли мышки как-то раз

(ходьба на месте)

Поглядеть, который час.

Раз, два, три, четыре

(хлопки)

Мышки дёрнули за гири

(наклоны)

Вдруг раздался страшный звон

(присесть)

Убежали мышки вон!

(бег на месте)

3. Работа в «Букваре». 1 4 7 1

Чтение грамматической сказки.

1) До чтения текста.

а) Иллюстрация, заголовок.

– Художник не нарисовал иллюстрацию, странно, почему?

– Прочитайте заглавие.

– Его нет? А что вместо него? (Знак вопроса.)

– А что бы это значило? (Значит, авторы предлагают нам озаглавить текст.)

б) Просмотровое чтение.

– Прочитайте первое слово напечатанное крупным шрифтом.

Учитель не предлагает вчитываться, а даёт установку только

прочитать выделенные слова.

Вот слово ДОМ. Что вы представили себе? Расскажите. Добавим буквы к этому слову и получим ДОМИК. А сейчас что вы представили? Каким стал ДОМ? (О чём прочитали? Так что превращается?)

А если добавим к слову ДОМ другие буквы, получим ДОМИЩЕ. (Какие другие буквы добавили?) И каким же стал ДОМ? Как он изменился? (Как интересно, всего две-три буквы, а так изменилось значение слова! Какие это буквы?)

Какие части слова изменили ДОМ и сделали из него ДОМИК и ДОМИЩЕ? (Оказывается, это не просто буквы, а части слова!) Эти части слова

-ИК- и -ИЩ- называются суффиксами.

На доске картинки разных по размеру домов со словами: дом, домик, домище.

– К какой части слова добавили -ик-, -ищ-? (К корню дом.) Выделим, в своих карточках, корень графически.

– Выделим суффикс графически.

– Какие суффиксы встречали?

У вас на карточках есть еще слова, какие? (Нос, носик, носище). Выделите корень и суффикс в этих словах.

Бывают суффиксы ласковые, как котята. Прибавили их к слову – слово становится ласковым. Смотрите: Надя – НадЮШа – НадЮШКа, Ваня – ВанЮШа – ВанЮШКа. (А какие имена мы сегодня уже встречали?) Назовите нежно, ласково:

Ну разве не чудесные превращения?

3) Работа с текстом.

А теперь, ребята, давайте прочитаем текст.

– Кто же совершает в русском языке чудесные превращения?

– Как назовём текст? (Суффиксы. Сказка. Чудесные превращения.)

4)

– Сформулируйте тему сегодняшних уроков чтения и письма.

– Расскажите, что нового узнали о букве Ю.

– Какая часть слова образует новые слова?

– Какие проблемы мы решали? 4 4

– Чему новому научились?

— Давайте украсим полянку возле домиков цветочками (для этого вам нужно взять цветочек того цвета на который вы оцениваете свою работу на уроке), прикрепив цветочек на доску.

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *