1 личностно ориентированный подход

психолого-педагогический блок тест на тему

Психолого-педагогический

  1. Личностно-ориентированный педагог убежден, что хороший ученик:
  • дисциплинированный, опрятный и успевающий в учебе;
  • грамотный, начитанный;
  • самостоятельный, инициативный.
  1. Взаимодействие предполагает:
  • манипулирование;
  • монолог;
  • диалог;
  • конфликт.
  1. Каковы факторы развития личности:
  • Биологические;
  • Социальные;
  • биологические и социальные;
  • факторы развития личности отсутствуют (т.е. развитие происходит стихийно).
  1. Основным психологическим феноменом, характеризующим подростковый возраст является:
  • резкий скачок в процессе формирования Я — концепции и развитием самосознания;
  • открытие подростком своего внутреннего мира;
  • образ собственных психологических качеств, способностей, внешности, социальной значимости, индивидуальности, степени заинтересованности другими людьми и т.д.;
  • все утверждения верны.
  1. Образ «Я» — это…
  • то, каким меня видят другие;
  • то, каким я себя представляю;
  • то, каким я являюсь в действительности;
  • то, каким я хочу быть.
  1. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и учащихся характеризуется:
  • приоритетом учителя над учеником;
  • сотрудничеством педагога и детей, основанном на взаимном уважении и стремлении к совершенствованию;
  • приоритетом ребенка, определяющим содержание и темп образования, «ребенок ведет за собой педагога».
  1. Профессионально-педагогическая компетентность – это …
  • общая успешность педагога в профессиональной деятельности;
  • теоретическая и практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности;
  • уверенность в собственных силах;
  • практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности.
  1. Ведущей деятельностью подросткового возраста является…
  • непосредственно эмоциональное общение;
  • ролевая игра;
  • учебная деятельность;
  • интимно-личностное общение.
  1. Идеал «Я» — это…
  • то, каким меня видят другие;
  • то, каким я себя представляю;
  • то, каким я являюсь в действительности;
  • то, каким я хочу быть.
  1. Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей, называются:
  • зоной актуального развития;
  • зоной ближайшего развития;
  • зоной перспективного развития.
  1. Ведущая деятельность дошкольника, имеющая моделирующий характер, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме воспроизводят их – это …
  • конструирование;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • труд;
  • учебная деятельность.
  1. Мышление ребенка, которое осуществляется в процессе непосредственных действий с предметами, называется:
  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.
  1. Готовность к обучению в школе определяется:
  • уровнем интеллектуального развития ребенка;
  • степенью сформированности мотивации к общению со сверстниками;
  • уровнем личностного, эмоционально-волевого и интеллектуального развития ребенка.
  1. Рефлексия – это:
  • врожденная потребность организма;
  • психофизическая характеристика человека;
  • процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и переживаний;
  • эмпатия, готовность понять другого человека.

  1. Что значит «индивид»? Это …
  • живой организм;
  • представитель вида Homosapiens;
  • человек – представитель социума.
  1. Мышление, характеризующееся тем, что при решении задач ребенок оперирует образами предметов и явлений, называется:
  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.
  1. Что значит «индивидуальность»? Это …
  • набор черт характера;
  • своеобразие психики и личности индивида;
  • тип темперамента;
  • типичные черты представителя определенной культуры.
  1. Личностно-ориентированное образование призвано учесть субъективный опыт ребенка, т.е.:
  • знания, накопленные ребенком ранее и умения, сформированные в предшествующий период;
  • опыт взаимодействия с родителями в период раннего развития;
  • накопленный опыт взаимодействия со сверстниками;
  • все определения верны и дополняют друг друга.
  1. Выберите наиболее точное определение: личностно-ориентированное образование – это …
  • образование, нацеленное на воспитание личности;
  • образование, нацеленное на формирование общественно-значимых качеств личности в соответствии с заданным образцом;
  • образование, основанное на воспроизведении прошлого опыта в подрастающем поколении;
  • образование, нацеленное на воспитание личности с учетом опыта предшествующих поколений и субъективного опыта детей.
  1. Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагога и учащихся характеризуется:
  • приоритетом учителя над учеником;
  • сотрудничеством педагога и детей, основанном на взаимном уважении и стремлении к совершенствованию;
  • приоритетом ребенка, определяющим содержание и темп образования, «ребенок ведет за собой педагога».
  1. В результате педагогического взаимодействия изменяется…
  • поведение, деятельность, отношения, установки ребенка;
  • поведение, деятельность, отношения, установки взрослого;
  • поведение, деятельность, отношения, установки ребенка и взрослого.
  1. Этот стиль общения отличает: стремление уклониться от принятия решений, переложить эту задачу на партнера, практически полная безучастность к результатам деятельности»:
  • авторитарный;
  • демократический;
  • либеральный
  • партнерский
  1. Для этого стиля характерно: превосходство одного партнера; деловые, короткие распоряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон, возможность быстрого принятия решений о стабилизации общения:
  • авторитарный;
  • демократический;
  • либеральный;
  • партнерский.
  1. Для этого стиля характерно: предоставление партнерам равных условий для принятия решений, постановке цели, оценке работы, уважительное отношение и забота о потребностях партнеров по общению. Контакт реализуется посредством убеждения, внушения, аргументации:
  • авторитарный;
  • демократический;
  • либеральный;
  • партнерский.
  1. К вербальным средствам общения относятся:
  • жесты;
  • мимика;
  • речь;
  • пантомимика
  • контакт глаз.
  1. К невербальным средствам общения относятся:
  • жесты;
  • мимика;
  • пантомимика;
  • контакт глаз;
  • все ответы верны.
  1. Основная линия отношений для социальной ситуации развития подростка:
  • ребенок – воспитатель;
  • ребенок – учитель;
  • ребенок – родители;
  • ребенок – сверстники;
  • ребенок – ближайшее окружение.
  1. Основная линия отношений для социальной ситуации развития младшего школьника:
  • ребенок – воспитатель;
  • ребенок – учитель;
  • ребенок – родители;
  • ребенок – сверстники;
  • ребенок – ближайшее окружение.
  1. Единство и взаимосвязь воспитания и обучения, характеризующихся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующее наиболее полному развитию и самореализации личности учащегося:
  • педагогическийпроцесс;
  • педагогическая система;
  • модель обучения.
  1. Процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки:
  • Верификация;
  • Модернизация;
  • Сертификация;
  1. Обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем:
  • Беседа;
  • Доклад;
  • Дискуссия;
  1. Описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения это:
  • задачи дидактики;
  • методы дидактики;
  • принципы дидактики.
  1. Упорядоченная деятельность педагога по реализации дидактической цели:
  • подражание;
  • действие;
  • обучение.
  1. Самостоятельное проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений с целью углубления и закрепления теоретических знаний:
  • лабораторная работа;
  • дидактическая игра;
  • упражнение.
  1. Явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества:
  • предмет педагогики;
  • закономерности;
  • объект педагогики.
  1. Познавательная деятельность учащихся, направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности:
  • Учение;
  • обучение;
  • образование.
  1. Умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства:
  • приучение;
  • система умений;
  • навыки.
  1. Истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений:
  • Диспут;
  • Пример;
  • Объяснение.
  1. Системное построение учебного материала, его структурирование, построение в зависимости от степени его сложности, обеспечение доступности:
  • систематичность и последовательность;
  • сознательность;
  • формирование мировоззрения школьников;
  1. К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности по источнику передачи информации и характеру ее восприятия относятся:
  • словесные, наглядные и практические;
  • рациональных действий;
  • программированного обучения.
  1. Совместная целенаправленная учебно-познавательная деятельность, в которой участники берут на себя и используют различные социальные роли в специально создаваемых сюжетных условиях:
  • лабораторная работа;
  • практическая работа;
  • дидактическая игра;
  1. Вид контроля, применяемого для проверки знаний небольшого по объему материала, подлежащего обязательному усвоению:
  • фронтальный контроль;
  • тематический контроль;
  • устный контроль.
  1. Форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека (информация, включенная в структуру личности):
  • Знания;
  • Умения;
  • Навыки.
  1. Самостоятельная учебная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения:
  • практическая работа;
  • домашняя работа;
  • упражнение.
  1. Показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства:
  • эксперимент;
  • демонстрация;
  • практическая работа.
  1. Основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования:
  • учебный план;
  • учебная программа;
  • календарный план.
  1. Принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения:
  • Наглядность;
  • Доступность;
  • Достоверность.
  1. Ученик объясняет связи между явлениями, преобразует материал, описывает следствия, вытекающие из данных:
  • анализ;
  • синтез;
  • понимание.
  1. Вид педагогической деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников:
  • воспитательная работа;
  • научно-методическая работа;
  • обучение.
  1. При каком стиле педагогического руководства учитывается индивидуальность личности учащегося, совместная деятельность мотивируется педагогом, поощряется активность и инициатива?
  • Либеральном;
  • Авторитарном;
  • Демократическом.
  1. Компонент педагогической деятельности, направленный на проникновение во внутренний мир человека:
  • Исследовательский;
  • контрольно-оценочный;
  • перцептивный.
  1. Государственный образовательный стандарт – это:
  • национальный стандарт на выпуск образовательной продукции;
  • стандарт, регламентирующий взаимоотношения между учителем и учеником;
  • основной нормативный документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть, достигнут выпускниками независимо от формы получения образования.
  1. Основные функции общения:
  • коммуникативная, перцептивная, интерактивная;
  • перцептивная, информативная, интерактивная;
  • информативная, коммуникативная, перцептивная.
  1. Стиль руководства, при котором педагог берёт управление на себя, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, называется:
  • Демократическим;
  • Либеральным;
  • Авторитарным.
  1. Педагогический такт– это:
  • способность педагога установить контакт с учеником с целью обеспечения образовательного процесса;
  • умение педагога оценить существующую ситуацию в общении с учеником;
  • соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к ученику.
  1. Наличие совокупности аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений педагога составляет содержание:
  • теоретической готовности учителя;
  • практической готовности учителя;
  • готовности учителя к инновациям.
  1. Система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности формирует:
  • позицию педагога;
  • зарплату педагога;
  • социальный статус педагога.
  1. В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» педагог должен:
  • изучать иностранные языки;
  • осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся;
  • систематически повышать профессиональную квалификацию.
  1. К профессионально-значимым качествам личности учителя относится:

  • Подвижность;
  • Усидчивость;
  • Эмпатия.
  1. Процесс получения человеком знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств называется:
  • Самооценкой;
  • Самосознанием;
  • самообразованием;
  1. К постоянным задачам педагогической науки относятся:
  • обсуждение вопросов подготовки педагогического совета;
  • выявление межличностных отношений в коллективе;
  • вскрытие закономерностей обучения и воспитания.
  1. Наука, занимающаяся изучением воспитания и образования взрослых:
  • Тифлопедагогика;
  • Андрагогика;
  • пенитенциарная педагогика.
  1. Процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, норм, ценностей:
  • Образование;
  • Воспитание;
  • Социализация.
  1. Приобретение определенной суммы знаний, навыков и умений, развитие духовных, физических и трудовых способностей, приобретение зачатков трудовых и профессиональных навыков это:
  • воспитательная цель;
  • образовательная цель;
  • цель обучения
  1. Модель обучения, при которой учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения:
  • проблемное обучение;
  • инновационное обучение;
  • репродуктивное обучение
  1. Модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе:
  • метод воспитания;
  • метод обучения;
  • метод объяснения;
  1. Педагог высокого профессионального уровня, способный предвидеть последствия воспитательной системы, сопрягать педагогические воздействия со стихийными социальными влияниями, учитывать индивидуальные особенности и особые обстоятельства формирования личности и находить конкретные педагогические решения в изменяющейся действительности:
  • прогност;
  • технолог;
  • инноватор.
  1. Организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия:
  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • репродуктивный метод;
  • частично-поисковый метод.
  1. Общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы:
  • программа воспитания;
  • принципы воспитания;
  • методы воспитания.
  1. Педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления:
  • умственное воспитание;
  • нравственное воспитание;
  • формирование мировоззрения школьников.
  1. Форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение:
  • культура;
  • мораль;
  • знание.
  1. Обучение, при котором на первый план выдвигаются творческие и продуктивные задания, определяющие смысл и мотивы деятельности выбора обучаемыми репродуктивных задач:
  • программированное обучение;
  • проблемное обучение;
  • репродуктивное обучение.
  1. Организацию поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем обеспечивает:
  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • частично-поисковый метод;
  • исследовательский метод.
  1. Высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство:
  • ассоциация;
  • коллектив;
  • организация.
  1. Процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни:
  • физическое воспитание;
  • нравственное воспитание;
  • формирование мировоззрения школьников;
  1. Педагогическое изучение учащихся класса, получение данных об условиях их жизни, особенностях развития, обучения и воспитания:
  • воспитательная работа;
  • диагностика;
  • социализация.
  1. Система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам:
  • толерантное отношение;
  • девиантное поведение;
  • субкультура молодежи.
  1. Система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании общую картину мира и определяют направленность деятельности:
  • мировоззрение;
  • интеллектуальная культура;
  • общественная позиция.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Психология

1. Личностно-ориентированный педагог убежден, что хороший ученик:

1. дисциплинированный, опрятный и успевающий в учебе;

2. грамотный, начитанный;

3. ответственный;

4. самостоятельный, инициативный.

2. Взаимодействие предполагает:

1. манипулирование;

2. монолог;

3. диалог;

4. конфликт.

3. Каковы факторы развития личности:

1. биологические;

2. социальные;

3. биологические и социальные;

4. факторы развития личности отсутствуют (т.е. развитие происходит стихийно).

4. Основным психологическим феноменом, характеризующим подростковый возраст является:

1. резкий скачок в процессе формирования Я — концепции и развитием самосознания;

2. открытие подростком своего внутреннего мира;

3. образ собственных психологических качеств, способностей, внешности, социальной значимости, индивидуальности, степени заинтересованности другими людьми и т.д.;

4. все утверждения верны.

5. Образ «Я» — это…

1. то, каким меня видят другие;

2. то, каким я себя представляю;

3. то, каким я являюсь в действительности;

4. то, каким я хочу быть.

6. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и учащихся характеризуется:

1. приоритетом учителя над учеником;

2. сотрудничеством педагога и детей, основанном на взаимном уважении и стремлении к совершенствованию;

3. приоритетом ребенка, определяющим содержание и темп образования, «ребенок ведет за собой педагога».

7. Профессионально-педагогическая компетентность – это …

1. общая успешность педагога в профессиональной деятельности;

2. теоретическая и практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности;

3. уверенность в собственных силах;

4. практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности.

8. Ведущей деятельностью подросткового возраста является…

1. непосредственно эмоциональное общение;

2. ролевая игра;

3. учебная деятельность;

4. интимно-личностное общение.

9. Укажите сущностные характеристики личности (выберите из предложенных те, которые отражают суть личности):

1. человек как социальное существо;

2. человек как представитель вида Homosapiens;

3. субъект деятельности и общения.

10. Идеал «Я» — это…

1. то, каким меня видят другие;

2. то, каким я себя представляю;

3. то, каким я являюсь в действительности;

4. то, каким я хочу быть.

11. Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей, называются:

1. зоной актуального развития;

2. зоной ближайшего развития;

3. зоной перспективного развития.

12. Ведущая деятельность дошкольника, имеющая моделирующий характер, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме воспроизводят их – это …

1. конструирование;

2. сюжетно-ролевая игра;

3. труд;

4. учебная деятельность.

13. Мышление ребенка, которое осуществляется в процессе непосредственных действий с предметами, называется:

1. наглядно-действенное;

2. наглядно-образное;

3. словесно-логическое.

14. Готовность к обучению в школе определяется

1. уровнем интеллектуального развития ребенка;

2. степенью сформированности мотивации к общению со сверстниками;

3. уровнем личностного, эмоционально-волевого и интеллектуального развития ребенка.

15. Произвольность психических процессов – это новообразование

1. дошкольного возраста;

2. младшего школьного возраста;

3. подросткового возраста.

16. Рефлексия – это

1. врожденная потребность организма;

2. психофизическая характеристика человека;

3. процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и переживаний;

4. эмпатия, готовность понять другого человека.

17. Что значит «индивид»? Это …

1. живой организм;

2. представитель вида Homosapiens;

3. человек – представитель социума.

18. Мышление, характеризующееся тем, что при решении задач ребенок оперирует образами предметов и явлений, называется

1. наглядно-действенное;

2. наглядно-образное;

3. словесно-логическое.

19. Кризис 7 лет – это:

1. период рождения социального «Я», переоценка ценностей, возникновение внутренней жизни ребенка, утрачивание детской непосредственности;

2. легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх;

3. все ответы верны;

4. правильного ответа нет.

20. Что значит «индивидуальность»? Это …

1. набор черт характера;

2. своеобразие психики и личности индивида;

3. тип темперамента;

4. типичные черты представителя определенной культуры.

21. Личностно-ориентированное образование призвано учесть субъективный опыт ребенка, т.е.:

1. знания, накопленные ребенком ранее и умения, сформированные в предшествующий период;

2. опыт взаимодействия с родителями в период раннего развития;

3. накопленный опыт взаимодействия со сверстниками;

4. все определения верны и дополняют друг друга.

22. Как называется одна из основных подструктур личности, определяющая весь психологический склад личности, ориентирующая жизнь и деятельность человека?

1. опыт;

2. темперамент;

3. ценностные ориентации;

4. направленность личности;

23. Каковы факторы развития личности:

1.биологические;

2.социальные;

3.биологические и социальные;

4.факторы развития личности отсутствуют (т.е. развитие происходит стихийно).

24. Взаимодействие предполагает

1. манипулирование;

2. монолог;

3. диалог;

4. конфликт.

25. Выберите наиболее точное определение: личностно-ориентированное образование – это …

1. образование, нацеленное на воспитание личности;

2. образование, нацеленное на формирование общественно-значимых качеств личности в соответствии с заданным образцом;

3. образование, основанное на воспроизведении прошлого опыта в подрастающем поколении;

4. образование, нацеленное на воспитание личности с учетом опыта предшествующих поколений и субъективного опыта детей.

26. Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагога и учащихся характеризуется:

1. приоритетом учителя над учеником;

2. сотрудничеством педагога и детей, основанном на взаимном уважении и стремлении к совершенствованию;

3. приоритетом ребенка, определяющим содержание и темп образования, «ребенок ведет за собой педагога».

27. В результате педагогического взаимодействия изменяется…

1. поведение, деятельность, отношения, установки ребенка;

2. поведение, деятельность, отношения, установки взрослого;

3. поведение, деятельность, отношения, установки ребенка и взрослого.

28. Какие отношения в структуре направленности личности педагога, являются ведущими, определяющими общий характер направленности:

1. отношение к людям;

2. отношение к делу;

3. отношение к себе.

29. В основе педагогической направленности учителя, ориентированного на личностную модель взаимодействия, прежде всего:

1. прагматические взгляды на жизнь, понимание значимости достижения успеха;

2. опыт сотрудничества и достижения высот в различных областях знания;

3. гуманистические ценности, приоритет духовных ценностей над материальными.

30. Отметьте синоним к понятию «первый тип ответственности личности»

1. сила;

2. экстернальность;

3. расчетливость;

4. интернальность.

31. Педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм это:

1. дидактика;

2. методика воспитания;

3. педагогика;

4. диалектика.

32 Традиционное обучение (предметно ориентированное) предполагает:

1. поддержку инициативы учащихся;

2. творческую самореализацию учащихся;

3. решение учебных задач преимущественно по образцу.

33. Модель обучения, при которой учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения:

1. проблемное обучение;

2. инновационное обучение;

3. репродуктивное обучение.

34. Повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества:

1. тренинг;

2. дидактическая игра;

3. упражнения.

35 Форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения:

1. урок;

2. внеклассное мероприятие;

3. кружковая работа.

36. К методам контроля и самоконтроля в обучении относятся:

  1. словесные, наглядные и практические;
  2. индуктивные и дедуктивные;
  3. устный, письменный, лабораторно-практический.

37. Обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля

1. учебная программа;

2. программа воспитания;

3. образовательный стандарт.

38. Целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека:

1. воспитание;

2. обучение;

3. социализация.

39. Материальные и материализованные предметы, которые учитель при изложении учебного материала помещает между собой и учеником:

1. средства обучение;

2. формы обучения;

3. методы обучения.

40. Форма обучения, при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью:

1. практическая работа;

2. самостоятельная работа;

3. экскурсия.

Педагогика

41. Целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности:

1. педагогический процесс;

2. педагогическая система;

3. модель обучения.

42. Процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки:

1. верификация;

2. модернизация;

3. сертификация;

43. Обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем:

1. беседа;

2. доклад;

3. дискуссия;

44. Описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения это:

1. задачи дидактики;

2. методы дидактики;

3. принципы дидактики.

45. Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач):

1. воспитание;

2. преподавание;

3. обучение.

46. Проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений:

а) лабораторная работа;

б) дидактическая игра;

в) упражнение.

47. Явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества:

1. предмет педагогики;

2. закономерности;

3. объект педагогики.

48. Целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний:

1. учение;

2. обучение;

3. образование.

49.Умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства:

1. приучение;

2. система умений;

3. навыки.

50. Истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений:

1. диспут;

2. пример;

3. объяснение.

51. Соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно:

1. систематичность и последовательность;

2. сознательность;

3. формирование мировоззрения школьников;

52. К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности относятся:

  1. словесные, наглядные и практические;
  2. стимулирования и мотивации;
  3. устный, письменный, лабораторно-практический.

53. Коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи:

1. лабораторная работа;

2. практическая работа;

3. дидактическая игра;

54. Применяется для контроля небольшого по объему материала, подлежащего обязательному усвоению:

1. фронтальный контроль;

2. письменный контроль;

3. устный контроль.

55.Форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека (информация, включенная в структуру личности):

1. знания;

2. умения;

3. навыки.

56. Самостоятельная учебная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения:

1. практическая работа;

2. домашняя работа;

3. упражнение.

57. Показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства:

1. иллюстрация;

2. демонстрация;

3. практическая работа.

58. Основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования:

1. базисный учебный план;

2. учебная программа;

3. календарный план.

59. Принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения:

1. наглядность;

2. доступность;

3. достоверность.

60. Ученик объясняет связи между явлениями, преобразует материал, описывает следствия, вытекающие из данных:

1. анализ;

2. синтез;

3. понимание.

61. Вид педагогической деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников – это:

  1. воспитательная работа;
  2. научно-методическая работа;
  3. преподавание.

62. При каком стиле педагогического руководства учитывается индивидуальность личности учащегося, совместная деятельность мотивируется педагогом, поощряется активность и инициатива?

  1. либеральном;
  2. авторитарном;
  3. демократическом.

63. Компонент педагогической деятельности, направленный на проникновение во внутренний мир человека:

  1. исследовательский;
  2. контрольно-оценочный;
  3. перцептивный.

64. Государственный образовательный стандарт – это:

  1. национальный стандарт на выпуск образовательной продукции;
  2. стандарт, регламентирующий взаимоотношения между учителем и учеником;
  3. основной нормативный документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от формы получения образования.

65. Основные функции общения:

  1. коммуникативная, перцептивная, интерактивная;
  2. перцептивная, информативная, интерактивная;
  3. информативная, коммуникативная, перцептивная.

66. Стиль руководства, при котором педагог берёт управление на себя, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, называется:

1. демократическим;

2. либеральным;

3. авторитарным.

67. Педагогический такт– это:

  1. способность педагога установить контакт с учеником с целью обеспечения образовательного процесса;
  2. умение педагога оценить существующую ситуацию в общении с учеником;
  3. соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к ученику.

68. Наличие совокупности аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений педагога составляет содержание:

  1. теоретической готовности учителя;
  2. практической готовности учителя;
  3. готовности учителя к инновациям.

69. Система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности формирует:

1. позицию педагога;

2. зарплату педагога;

3. социальный статус педагога.

70. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности учителя, педагог должен:

1. изучать иностранные языки;

2. осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся;

3. систематически повышать профессиональную квалификацию.

71. К профессионально-значимым качествам личности учителя относится:

  1. подвижность;
  2. усидчивость;
  3. эмпатия.

72.Процесс получения человеком знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств называется:

а) самооценкой;

б) самосознанием;

в) самообучением;

73. К постоянным задачам педагогической науки относятся:

  1. обобщение практического опыта;
  2. выявление межличностных отношений в коллективе;
  3. вскрытие закономерностей обучения и воспитания.

74. Наука, занимающаяся изучением воспитания и образования взрослых:

  1. тифлопедагогика;
  2. андрагогика;
  3. пенитенциарная педагогика.

75. Процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, норм, ценностей:

  1. образование;
  2. воспитание;
  3. социализация.

76. Приобретение определенной суммы знаний, навыков и умений, развитие духовных, физических и трудовых способностей, приобретение зачатков трудовых и профессиональных навыков это:

1. воспитательная цель;

2. образовательная цель;

3. цель обучения.

77. Модель обучения, при которой учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения:

1. проблемное обучение;

2. инновационное обучение;

3. репродуктивное обучение.

78. Модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе:

1. метод воспитания;

2. метод обучения;

3. метод объяснения;

79. Педагог высокого профессионального уровня, способный предвидеть последствия воспитательной системы, сопрягать педагогические воздействия со стихийными социальными влияниями, учитывать индивидуальные особенности и особые обстоятельства формирования личности и находить конкретные педагогические решения в изменяющейся действительности:

1. предмет воспитания

2. субъект воспитания;

3. объект воспитания.

80. Организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия:

1. объяснительно-иллюстративный метод;

2. репродуктивный метод;

3. частично-поисковый метод.

81. Общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы:

1. программа воспитания;

2. принципы воспитания;

3. методы воспитания.

82. Педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления:

1. умственное воспитание;

2. нравственное воспитание;

3. формирование мировоззрения школьников;

83. Форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение:

1. этика;

2. мораль;

3. норма.

84. Обучение, при котором на первый план выдвигаются творческие и продуктивные задания, определяющие смысл и мотивы деятельности выбора обучаемыми репродуктивных задач:

1. проблемное обучение;

2. инновационное обучение;

3. репродуктивное обучение.

85. Организацию поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем обеспечивает:

1. объяснительно-иллюстративный метод;

2. частично-поисковый метод;

3. исследовательский метод.

86. Высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство:

1. ассоциация;

2. коллектив;

3. организация.

87. Процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни:

1. физическое воспитание;

2. нравственное воспитание;

3. формирование мировоззрения школьников;

88. Педагогическое изучение учащихся класса, получение данных об условиях их жизни, особенностях развития, обучения и воспитания:

1. воспитательная работа;

2. диагностика;

3. социализация.

89. Система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам:

1. толерантное отношение;

2. девиантное поведение;

3. субкультура молодежи.

90. Системы философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании общую картину мира и определяют направленность деятельности:

1. мировоззрение;

2. интеллектуальная культура;

3. общественная позиция.

Личностно-ориентированное воспитание с точки зрения психологии статья на тему

Личностно-ориентированное воспитание с точки зрения психологии

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Педагогика – это искусство. Цель воспитания – формирование активной и творческой личности, подготовка к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности.

Цель современного воспитания — «сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне «свободными и ответственными людьми».

Понятие «воспитание» употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Реализация современной цели педагогического процесса – развитие человека как субъекта собственной жизни. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Педагог является служителем процесса саморазвития. Назначение педагогической деятельности состоит в создании наиболее оптимальных условий саморазвития, развития индивидуальности человека.

Для того чтобы подготовить высококвалифицированного специалиста в любой области, необходим личностно-ориентированный подход в системе воспитания и обучения учащихся.

Личностно-ориентированный подход предполагает:

* знание и учёт индивидуальных особенностей учащихся;

* учёт специфических условий, повлиявших на какую-либо из особенностей личности;

* знание мотивов учащихся.

Цель личностно-ориентированного воспитания: способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей; создание социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира.

Эффективность личностно-ориентированного воспитания зависит от сложившихся воспитательных отношений; от активности участников в педагогическом взаимодействии; от интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» личности, т.е. на систему мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности; от сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников; от интенсивности и качества взаимоотношений между воспитанниками.

Принципы личностно-ориентированного воспитания:

1. Принцип общественной направленности воспитания.

2. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом.

3. Принцип опоры на положительное в воспитаннике.

4. Принцип гуманизации воспитания.

5. Принцип личностного подхода в воспитании.

6. Принцип единства воспитательных воздействий.

Методы личностно-ориентированного воспитания:

  1. Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.
  3. Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.

Формы личностно-ориентированного воспитания: индивидуальные, микрогрупповые, групповые, массовые.

Психологическая диагностика является одним из компонентов личностно-ориентированного педагогического процесса. Психологическая диагностика помогает выявить индивидуальные свойства и качества личности, сориентировать окружение на своевременное и полноценное развитие этой личности, тем самым способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Психодиагностика включает в себя определение общих характеристик личности, а также разнообразных психологических и поведенческих качеств, изучение психологического микроклимата в группе.

Обязателен контроль во время процесса личностно-ориентированного воспитания. Это постоянная диагностика уровня воспитанности на основе критериев воспитанности (показателей уровня сформированности различных качеств личности и коллектива).

На основе комплексного изучения учащихся осуществляется индивидуальный подход в процессе обучения.

При организации воспитательного процесса должны быть созданы условия для:

личностного развития как реализации индивидом своей потенциальной универсальности и бесконечности;

самоопределения — обретения человеком ценностей и смыслов жизни и их реализации;

саморазвития — содержательного наполнения человеком своего жизненного поля, включающего в себя совокупность жизненных смыслов и пространства реального действия.

Основой организации воспитательного процесса и его психологического обеспечения являются представления об особенностях конкретного возраста и тех психологических механизмах, которые лежат в основе формирования личности на разных возрастных этапах.

Бытует мнение, что воспитание как отдельный элемент педагогической работы учителя не нужен, и в школе воспитание — ненужная работа, которая не дает развиваться индивидуальности ребенка. Конечно, учитель, организуя воспитание, создает определенные рамки, в которых деятельность учащихся приветствуется им и поддерживается; тем самым тормозится развитие тех сторон индивидуальности ученика, которые имеют негативную направленность. Иными словами, учитель в ходе процесса воспитания целенаправленно развивает социально-ориентированные элементы индивидуальности ребенка.

Можно наблюдать в жизни, когда у иного человека есть определенные знания и умения, но не хватает воспитанности (страдает культура отношения к людям, не выработаны общественные мотивы поведения и т.д.). Учащийся может хорошо решать задачи по математике, успешно овладевать материалом по физике, химии и другим предметам, но проявлять эгоистические наклонности или подворовывать мелкие вещи одноклассников.

Рассматривая процесс воспитания, можно выделить несколько составляющих элементов, которые осуществляет учитель:

а) формирование у учащихся потребности в выработке того или иного качества;

б) овладение учащимися знаний о личностных качествах;

в) формирование умений, навыков и привычек поведения.

Все эти этапы осуществимы только при включении учащихся в различные виды и формы активной деятельности. Для решения задач, стоящих на каждом из этих этапов, педагог организует какое-либо дело и прикладывает усилия для включения в него учащихся. Только включив учащихся в деятельность, учитель может добиться успешного решения задач, стоящих на данных этапах.

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что в воспитании первостепенное значение имеет знание воспитателем не столько возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, сколько учет личностных характеристик воспитанников. Личностные качества определяют ведущие человеческие характеристики — основные ценностные ориентации, жизненные планы, идеалы, общую направленность деятельности, доминирующие мотивы поведения.

Психологи утверждают, что основной движущей силой развития ребенка, тем ключиком, который позволяет полностью «включить» его в деятельность и получить максимальный эффект, является мотивация. Именно мотив заставляет ребенка во время выполнения заданий на уроке или игры «в школу» полностью отключаться от других мыслей и вкладывать в это дело всю свою душу. Можно с уверенностью сказать, что тот педагог, который умеет «собирать» внимание детей, увлекать их перспективами предлагаемого дела, заинтересовывать их, формировать сильное стремление к деятельности, является мастером своего дела. Формулирование мотива — очень сложная задача. Чаще всего для того, чтобы сформировать мотив, недостаточно поставить перед ребенком одну цель и разъяснить ее преимущества. Наиболее действенным является выстраивание нескольких целей («перспективных линий развития», как говорил А. С. Макаренко). При этом каждая цель имеет свой масштаб (выиграть в этой игре, научиться ставить палатку или готовить какое-либо блюдо, сходить в поход весной, выработать в себе какое-либо качество, стать интересным человеком и т.д.) и, конечно же, свой временной период (один день, неделя, год, несколько лет, вся жизнь). Обязательным условием выступает взаимосвязь всех этих целей, их поддержка друг друга.

В личностно-ориентированном воспитании недопустимо акцентировать внимание учащихся на их промахах и недостатках. Мастера воспитания действуют наоборот — выявляя и поддерживая отдельные положительные стороны учащихся, формируют у них ощущение постоянного успеха, атмосферу эмоционального подъема. Положительный эмоциональный фон позволяет воспитателю сделать удивительно притягательной для детей саму деятельность, стиль воспитательских отношений и даже «дух» всего образовательного учреждения.

В учебном заведении каждый из коллективов как учащихся, так и педагогов должен иметь право на самоуправление, самостоятельное решение, как своих проблем, так и конкретных вопросов жизни школы. Самоуправление следует рассматривать не как вседозволенность, а как участие учащихся в управлении собственными делами. Благодаря личностно-ориентированному подходу учащиеся учатся планировать и организовывать свою деятельность и деятельность своего коллектива, анализировать её, подводить итоги и принимать решения.

Классный руководитель — учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его и с учетом оценки результата корректировать профессиональную деятельность. Выявлять и оценивать результат надо через определенные промежутки времени.

Педагоги не должны забывать о глубокой детской потребности в позитивном образе самих себя. Эта потребность — фундамент воспитания.

Каждый этап развития личности ребенка полон противоречий между старым и новым, настоящим и будущим. В этом — движущая сила развития. Вместе с тем не всякое противоречие дает толчок к развитию. Существует критическая граница, переступив которую данное противоречие утрачивает характер стимула. Это происходит тогда, когда какая-то сфера личности ребенка испытывает негативное воздействие со стороны условий его жизни.

Когда встает вопрос о воспитании «проблемных» детей, важно иметь в виду следующее. Психологи, говоря о взаимоотношениях между детьми и взрослыми, употребляют термин «принятие ребенка». Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей, Прежде всего необходимо категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка или присущих ему качеств характера.

Основное в работе классного руководителя — воспитание коллектива учащихся. Это важно потому, что выйдя из школы, ребенок войдет в различные коллективы. От того, насколько успешно пройдет его адаптация в этих коллективах, зависит и его психологический комфорт, и успешность в любой деятельности. В классном коллективе ребенок строит модели и проверяет взаимоотношения в мире взрослых

Специфика личностно-ориентированного подхода проявляется на уровне следующих задач:

1. Формирование у ребенка положительной «Я-концепции», которая характеризуется тремя факторами:

а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей;

б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности;

в) чувством собственной значимости.

Положительная «Я-концепция» характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка. «Трудные» дети, как правило, имеют отрицательные представления о себе. Педагог может или усилить эти представления, или изменить их на положительное восприятие себя и своих способностей. В учебной деятельности в силу многих причин (сложности ее для ребенка, большого количества детей в классе, недостаточного профессионализма учителя и др.) не всегда удается сформировать положительную «Я-концепцию» у каждого ребенка. Внеклассная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.

2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии положительной «Я-концепции» сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого и т.д., то его взрослая трудовая деятельность будет успешной. Полностью положительная «Я-концепция» формируется только в коллективном взаимодействии.

3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков.

4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.

5. Развитие познавательного интереса. В данной задаче воспитательной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, «работает» на учебный процесс, а с другой — усиливает воспитательное воздействие на ребенка. В этом направлении важную роль играют классные часы по определённым темам.

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры



В данной статье берется во внимание личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры как один из важнейших компонентов культуры педагога.

Ключевые слова: личностно-творческий компонент, профессионально-творческая культура, творчество, обучение.

Современное общество нуждается в появлении творческих людей, в особенности творческих педагогов. Основным вопросом, связанным с творчеством и процессом обучения, является проблема создания условий реализации творчества, которые способствует лучшему усвоению знаний у обучающихся, что особо актуально сегодня, когда действительно встает вопрос о реформации современного традиционного образования, которое направлено в большинстве своем лишь на передачу информации педагогами детям с последующим воспроизведением ее последними. Именно поэтому остро встает вопрос о личностно-творческом компоненте профессионально-педагогической культуры обучающего.

Творческая личность — личность, обладающая следующими направленностями:

− творческие (мотивированная ориентация на самовыражение, установки как на личностные, так и на общественные результаты);

− творческий потенциал (интеллектуальные и практические знания, умения и навыки, которые можно проявить в процессе творческой деятельности при поиске решения той или иной задачи, опираясь как на интуицию, так и на логическое мышление);

− индивидуальные черты характера (эмоциональная и волевая устойчивость при попадании в ситуацию, требующую незамедлительного своеобразного решения, критическая самооценка, отождествление себя с творцом) .

То есть для того, чтобы сказать, что педагог является творчески ориентированным, необходимо, чтобы он имел все перечисленные выше направленности. Творчество преподавателя проявляется тогда, когда он нетрадиционно решает ту или иную задачу, отказываясь от шаблонности, проявляя инициативность, самостоятельность и активность. А под способностью к творческой деятельности понимается комплекс качеств личности, позволяющих ей осуществлять творческую деятельность и поиск незаурядных решений .

Л. С. Выготский считал, что творческий процесс постоянен и является нормой, что творчество сопровождает ребенка в его развитии . Также творчество — это сила, способная вовлечь в школьные дела, такие как учеба, внеклассная работа, труд. С каждым годом объем информации увеличивается в разы, поэтому традиционное обучение, которое заключается в том, что, во-первых, педагоги отбирают материал, во-вторых, передают его детям, после чего обучающиеся «зазубривают» новую информацию, которую в последствие воспроизводят на самостоятельных, контрольных работах или даже на экзаменах, неприемлемо и требует изменений. Так происходит в большинстве своем, так как образовательный процесс должен идти в ногу со временем. Именно поэтому в учебниках лишь прибавляется страниц, а сроки, за которые должен был бы быть выучен материал, сокращаются. Именно в этом случае помогает творчество, которое обязан обеспечивать на своих уроках педагог.

Что касается возможности развития творчества в педагоге: существуют два взгляда на вопрос возможности или же невозможности развития творческих способностей. Одни считают, что обучить творческому мышлению невозможно, другие же находят необходимым содействовать его развитию. Так В. Г. Максимов считает, что научить ребенка творчески мыслить невозможно, но при этом можно способствовать этому. А способствование нельзя представить без творческого подхода педагога, который, в свою очередь, должен обладать основными качествами, присущими педагогу-профессионалу: любовь к детям, компетентность, нравственная и эстетическая культура, а также эмпатия .

Дж. Гилфорд же рассматривал данный вопрос немного с другой стороны: он полагал, что для развития творческого начала в человеке необходим интеллект выше среднего . Когда же IQ выше 170 единиц, творческие способности угасают. Известен факт того, что люди с энциклопедическими знаниями не способны к творчеству. Возможно, это связано с их склонностью к систематизации знаний, то есть любые ограничения, накладываемые на ту или иную сферу, ведут к конвергентному типу мышления, в рамках которого не существует творческого процесса, так как для того, чтобы создать нечто оригинальное, необходимо порой абстрагироваться от того, что уже хорошо знакомо человеку.

Обучая, нужно помнить слова Сухомлинского В. А., который сравнивал знания компетентного педагога с лавиной, которая может обрушиться на субъекты обучения, но предостерегал, что этого не должно произойти, иначе педагог рискует уничтожить любознательность и пытливость своих питомцев под своими обширными знаниями . То есть обучающий не должен давать все то, что он сам знает и сам выучил, за один раз. Необходимо дать столько информации, сколько способно заинтересовать обучающихся, заставить их вернуться к материалу, дать возможность самим сделать выводы. По словам Василия Александровича, если ребенок заучивает что-то наизусть, он перестает осмысливать то, что он воспроизводит затем на уроке, следовательно, можно наблюдать отсутствие творческого начала в данном действии.

Сущность творчества, согласно идеям Л. С. Выготского, можно противопоставить репродуктивной деятельности, которая заключается в воспроизведении ранее изученного и известного материала, действий. Воспроизводящая деятельность — продукт человеческого мозга, который воскрешает в памяти образы, что позволяет сохранить опыт человечества . Да, позволяет сохранить, закрепить в памяти шаблон, но не создать что-то оригинальное, то есть творчество напрямую связано с продуктивной деятельностью, которую также необходимо обеспечивать педагогу на своих уроках.

Для реализации творческого процесса на уроке обучающий может применять следующие основные формы обучения и воспитания:

− нетрадиционные уроки, такие как уроки-турниры, аукционы, конференции, круглые столы, дискуссионные клубы и т. д.;

− проведение как деловых, так и имитационных игр;

− постоянное использование на уроке активных форм обучения: анализ нестандартных ситуаций, создание проблемных ситуаций и т. д.;

− введение интегрированных уроков;

− организация самостоятельной работы учащихся;

− внедрение рейтинговой системы;

− активное использование ИКТ на уроках;

− контроль знаний на различных уровнях .

Данные формы обучения и воспитания способствуют развитию у школьников способностей к творчеству, а, следовательно, мотивируют их, являясь стимулом к учению , что нужно взять на заметку преподавателям.

Таким образом можно сделать вывод о том, что в современном мире педагогу необходимо быть, как минимум, творчески ориентированным, чтобы успешно осуществлять свою профессиональную деятельность; если же у обучающего отсутствует личностно-творческий компонент, то его нужно развивать.

Литература:

Личностно-ориентированный подход в целостном педагогическом процессе

Субъект-субъектная сущность взаимодействия педагога и воспитанника в целостном педагогическом процессе стала основой личностно ориентированного образования, которое является в настоящее время приоритетным как в педагогической теории, так и практике. Однако и учителя, и исследователи понимают по-разному суть такого образования, а следовательно, и по-разному представляют механизмы его реализации.

Трудности в определении сущности личностно ориентированного подхода связаны с множественностью существующих в науке представлений о личности и ее структуре. Несмотря на разноплановость концепций личности, большинство авторов едины в выделении в ее структуре трех основных компонентов. Называются они каждым автором по-разному. Однако, по сути, к первому компоненту относится то, что в личности сформировалось в результате влияния внешней среды, воспитания; ко второму – то, что возникло в результате собственных усилий, самовоспитания и самообразования; к третьему – то, что является врожденным, данным человеку изначально в виде биологических программ, инстинктов, наследственности (О.Л. Подлиняев).

Главным отличием в позициях авторов концепций личности является то, какой части личности отдается приоритет, за каким из компонентов признается ведущая роль.

Первая группа концепций – социодинамические – основывается на признании ведущей роли в становлении личности за внешними воздействиями социальной среды и воспитания (Б.Ф.Скиннер, Дж. Уотсон и др.). Человек, согласно этим концепциям, изначально представляет собой «чистый лист», а воспитание всемогуще – оно может сформировать личность с заданными характеристиками на основе рационального сочетания позитивных и негативных стимулов.

Вторая группа концепций – психодинамические – признает определяющей силой развития личности наследственность, врожденные инстинкты и биологические программы. В частности, З.Фрейд утверждал, что ведущими факторами развития личности являются биологические программы либидо и танатос, то есть сексуальные и агрессивные инстинкты. Согласно этой группе концепций, человек изначально порочен и агрессивен, что и определяет его становление, а роль воспитания заключается в переключении инстинктов в социально приемлемые формы деятельности.

Третья группа концепций – субъектнодинамические – утверждает, что человеческая личность – уникальная целостность, изначально способная к саморазвитию как реализации своей человеческой сущности (А.Адлер, А.Маслоу, К.Роджерс и др.). Все люди изначально добры и справедливы, активны в стремлении самосовершенствования, а дело воспитания — создавать условия для реализации этого потенциала, для саморазвития личности.

В соответствии с первыми двумя концепциями личностно ориентированный подход может пониматься и как дрессировка» личности, целенаправленная ее обработка под определенные стандарты (социодинамические концепции); и как борьба с ее инстинктами, подавление ее негативной природы (психодинамические концепции).

Гуманистическая педагогика опирается на субьектнодинамические концепции личности в понимании личностно ориентированного подхода, поскольку именно ее способность к самосозиданию считается родовой способностью, характерной только для человека.

В этой связи личностно ориентированный подход представляет собой базовую ценностную ориентацию педагога, определяющую его последовательное отношение к учащемуся как к уникальной личности, самосознательному субъекту собственного развития и педагогического процесса.

Личностно ориентированный подход предполагает, что не только педагоги, но и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других. Подход же к человеку как к средству – это или непризнание, или осуждение, или стремление изменить его индивидуальность.

Личностно ориентированный подход – это и персонализация педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков).

Личностно ориентированное образование, следовательно, – это образование, направленное на оказание помощи воспитаннику в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.

По своей сущности личностно ориентированный подход является альтернативой социоцентрическрй модели педагогического процесса, в отличие от которой он направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов.

При использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств. Применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в целостном педагогическом процессе, способствующее преобразованию субъектно-объектных в субъект-субъектные отношения между педагогами и их воспитанниками.

В настоящее время существует несколько авторских концепций личностно ориентированного образования (И.С. Якиманская, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская и др.).

В концепции И.С. Якиманской ученик рассматривается как субъект познания. Обучение в этой связи строится на основе познавательного опыта ребенка, его способностей и интересов, предоставляя ему возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. Для этого необходимо научить его способам мышления и учебной деятельности, обеспечивая тем самым его интеллектуальное развитие.

Концепция В.В. Серикова представляет ученика как субъекта жизнедеятельности, поэтому обучение у него строится на основе жизненного опыта ученика (не только опыта познания, но и общения, продуктивной деятельности, творчества и т.п.). Причем, таким образом, чтобы он мог стать не только субъектом своей учебной деятельности, но и всей своей жизни – настоящей и будущей. Для этого необходимо обеспечить, помимо интеллектуального развития, и личностный рост, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию и другое.

Концепция Е.В Бондаревской близка ко второй в широком понимании субъектности ученика. Однако она видит возможности развития субъектности не только в обучении, а в целостном педагогическом процессе. При этом автор исходит как из природосообразности (следовании специфике конкретных возрастных периодов), так и культуросообразности педагогического процесса. Ребенок развивается не только как субъект познания, субъект жизнедеятельности, но и как субъект культуры – ее носитель, хранитель, пользователь, творец.

Представляется, что концепция Е.В. Бондаревской наиболее полно и гармонично отражает идеи личностно ориентированного образования целостной личности. Она не исключает, а естественно вбирает в себя и поднимает на новый уровень первые две.

Названные концепции можно рассматривать как этапы развития идей личностно ориентированного образования. Школа или конкретный педагог, начинающие реализовывать эти идеи, могут пойти либо путем последовательного освоения и реализации в своей деятельности каждой концепции, либо сразу приступить к построению целостного личностно ориентированного педагогического процесса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *