3 буква р

Игры по формированию звука «Р»

Игры на закрепление звука Р

Волшебные картинки

Буква Р благодарна тебе за то, что ты ей помог, и хочет с тобой поиграть. Найди буквы Р и назови их.

Буквы играют в прятки

Буква Р решила поиграть с тобой в прятки. Попробуй найти все буквы. Для этого ты должен все буквы прочитать вслух, а затем обвести их.

Подарки

Буква Р приглашает тебя к ней на день рождения и хочет получить в подарок красивый воздушный шар. Найди и назови все буквы Р и обведи рядом с ними воздушные шары.

Подарки

К Р на день рождения приглашены гости. Гости приготовили подарки. Интересно, что подарят Р? На картинке видны тени подарков. Посмотри на картинку, угадай, что же подарят Р.

Сломанные ручки

Гости приготовили в подарок Р много ручек, но злой волшебник поломал все ручки, чтобы испортить праздник. Давай найдем все ручки и уберем их, чтобы не расстроить Р. Называй все картинки и зачеркивай только ручки.

Гости

К Р на день рождения спешит много разных гостей. Посмотри на картинку и угадай, кто придет к Р на день рождения? Назови этих гостей и скажи, как их можно назвать одним словом?

Помоги Макару

Макару его друзья дали задание купить в магазине подарки для Р. Но эти подарки должны быть только со звуком Р. Помоги Макару. Назови предметы на полках и найди подарки, в названии которых есть звук Р. Раскрась подарки со звуком Р.

Угощение

Тамара помогает Р приготовить угощение. Помоги ей разобраться, из чего можно сварить компот, а из чего суп. В скороварке мы будем варить суп, а в графин наливать компот. Назови картинки и правильно нарисуй стрелки к графину и скороварке.

Рассади друзей

Подскажи Р, кого рядом посадить за столом, кто с кем дружит? Чьи имена звучат похоже, в рифму? Соедини стрелочками друзей.

Прочитайте ребенку три имени, например: Ира, Макар, Кира, — покажите этих ребят и спросите, какие два — похожие, то есть звучат в рифму. Ребенок отгадывает. Если у него не получается, помогите ему, выделяя рифмованные слова интонацией. Затем ребенок соединяет этих детей стрелочками, еще раз называя их. Словарь: Юра — Нюра, Ира — Кира, Вера — Гера, Захар — Макар, Тамара — Варвара.

Найди что лишнее

Подскажи Р, какая картинка лишняя в каждом домике, назови и обведи ее. Объясни, почему ты так сделал. Назови остальные картинки в каждом домике одним словом.

Скажи наоборот

Р хочет с тобой поиграть в игру «Скажи наоборот». Она будет называть тебе картинки и говорить, какими они бывают, а ты должен будешь сказать наоборот. Например: кровать бывает узкая, а бывает – (широкая).

Вы начинаете предложение, выделяя интонацией его незавершенность. Ребенок должен найти картинку и назвать антоним. После того как ребенок назовет антонимы, задание нужно изменить. Спросите: что бывает веселым, а бывает и грустным? Ребенок называет нужную картинку и раскрашивает ее и т. д. Словарь: веселое и грустное настроение, сухая и мокрая рубашка, длинный и короткий сарафан, больной и здоровый Петрушка, узкая и широкая кровать, белый и черный карандаш.

Исправь малышку

У Р есть младшая сестренка. Она еще не умеет выговаривать звук Р. Послушай, как у нее получается. Скажи правильно и найди соответствующую картинку.

1. …ома покупает …озы. 2….ая пишет …учкой.

3. 0…а иг…ает с …акетой. 4. Ню…а ест а…буз.

5. …омашки …астут в т…аве. 6. Ма…уся соби…ает у…ожай.

Прочитайте ребенку предложения, пропуская звук Р. Ребенок должен найти подходящую картинку и произнести предложение правильно.

Смешилки

У Р есть друг-чародей. Он подписал поздравительную открытку для Р, но в ней все перепутал. Помоги Р исправить ошибки в открытке чародея, а потом найди подходящую картинку.

1. Дровами рубят топор. 2. На радуге — небо.

3. Сахар грызет Иру. 4. Дорога едет по грузовику.

5. Горшок растет в розе. 6. Градусник несет врача.

7. Крышка накрыта ведром. 8. Забор красит Рому.

Прочитайте ребенку неверное предложение, чтобы он на слух постарался исправить ошибку. В случае возникновения затруднений ребенок может найти картинку и, опираясь на нее, исправить ошибку. Например: в открытке написано «дровами рубят топор», а как правильно сказать?

Про Рому (пересказ описательного рассказа)

Послушай рассказ про друга Р Рому. Постарайся запомнить, как нужно раскрасить эту картинку, и раскрась ее. Скажи, что за подарок у Ромы для Р? Обведи его.

Это Рома. У Ромы серые глаза, рыжий чуб, розовые щеки, красный рот. Рома одет в красную рубашку с черным воротником, в черные шорты с красными карманами. На ногах у Ромы серые кроссовки. А в руках у Ромы подарок для Р.

Выразительно прочитайте текст ребенку два раза. Задайте вопросы к тексту и попросите ребенка пересказать текст.

Грузовик (пересказ описательного рассказа)

Послушай рассказ про грузовик, который везет подарки для Р.

Игрушечный грузовик везет подарки для Р на день рождения. У грузовика черные шины, красный кузов, серая кабина. Грузовик везет подарки в коробках.

Предложите ребенку инструкцию по аналогии с предыдущим заданием. Попросите ребенка ответить полным предложением на вопрос: какие подарки везет грузовик? Например: игрушечный грузовик везет в коробке ромашку.

Огород (цепной текст)

Вера для Р в подарок вырастила овощи на огороде. Послушай об этом рассказ и, опираясь на картинки, попробуй пересказать его.

У Веры в руках корзинка.

В корзинке много помидоров, огурцов, морковки и картошки.

Помидоры, огурцы, морковка и картошка растут в огороде.

Прочитайте ребенку рассказ. Для того чтобы он мог пересказать текст, помогите ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная цепочка предложений.

Картина (цепной текст)

Юра для Р нарисовал в подарок картину. Послушай рассказ об этой картине, попробуй пересказать его, опираясь на картинки, тебе помогут стрелочки.

У Юры есть цветные карандаши.

Цветными карандашами Юра раскрашивает картину.

На картине изображены красивые розы.

Розы стоят в керамической вазе.

Рыбалка (цепной текст)

Рома и Юра братья. Они решили наловить для Р в подарок раков и рыбы. Послушай рассказ об их рыбалке и, опираясь на картинки, попробуй пересказать его.

Рома и Юра братья.

Братья идут на пруд.

В пруду братья поймают рыбу и раков.

Крупных раков братья подарят Р.

Оркестр (рассказ по сюжетной картинке)

Посмотри на картинку и расскажи, кто на ней нарисован, где они находятся и что делают.

Ребенку нужно придумать рассказ по картинке, используя слова со звуком Р, нарисованные на ней. Попросите ребенка назвать сначала струнные, затем ударные, а потом — духовые инструменты. Объясните ребенку, почему они так называются. Словарь: носорог — труба, баран — барабан, кенгуру — гармошка, ворона — гитара; арфа.

В гостях у Р (рассказ по сюжетной картинке)

Посмотри на картинку и расскажи, кто на ней нарисован, где они находятся и что делают.

Ребенку нужно придумать рассказ по картинке, используя слова со звуком Р, нарисованные на ней. Словарь: торт, самовар, сахарница, груши, виноград, персик, фруктовница, скатерть; Красная Шапочка, Буратино; Гарри Потер, Чебурашка, Петрушка, Артемон, Пьеро; зефир, коробка.

День рожденья Р подошел к концу. Р очень понравилось играть с тобой. Р и авторы желают тебе дальнейших успехов! Не забывай произносить звук Р правильно!

LiveInternetLiveInternet


Рассмотрим интерпретацию формы буквы Р и её числового эквивалента. Верхняя часть в виде круга — символ Бога. Черта, исходящая из круга вниз, подразумевает первоначальный импульс при создании Вселенной, именуемый в христианстве «Словом». Буква Р основывается на иероглифе RU<>, который олицетворял место рождения солнца и являлся женским символом, означая рот, дверь, врата, место выхода5. Знак RU продолжился критским R, RO и Р коптов. Буква Р славянского и русского алфавита (кириллицы) соответствует по написанию латинскому nэ (Р). Интересно, что на севере Европы в руническом алфавите графема (руна ВУНЬО) означала светлое и радостное. Эзотерически, если единица (вертикаль) символизирует прямое тело живого человека в стоячем положении, то латинская буква Р, словно та же единица, но увенчанная головой, означает творящую мощь, отцовство (латинская буква R — человек в движении, следующий своим путём).
Наш звук Р в греческом алфавите изображался как РО, то есть «рот». РО (РУ) по-египетски — это «врата или отверстие, то место в небесах, откуда произошел или был рождён свет — синоним «космической утробы»». R по-еврейски — реш, эквивалент божественного имени Рахим (милосердие); её символы — сфера, голова или круг. Буква Р называется «собачьей», так как её звучание напоминает рычание, как сказано в «Теософском словаре» Е.П.Блаватской, но название это имеет ещё один смысл: в названии прослеживается связь буквы Р со звездой Сириус, так как это альфа созвездия Большого Пса.

По-старославянски Р — это рьци (рекущий).Числовое значение в Каббале и у пифагорейцев — сто (100), значит Троица. Бог, имея числовое значение 1, познаваем только через триединство Отца — Сына — Духа Святого. Прочтение числа по методу священных писаний идёт справа налево. Если два нуля — это Отец и Сын; то единица в данном случае символизирует Св. Дух, который проявился на плане материи как та энергия, или творческая сила, через посредство которой Отец проявляет себя (в Сыне) и которая олицетворяет собой женское, вселенское, материнское начало. В «Теософском словаре» сказано, что Св. Дух всегда был женского рода, и Иисус явлен обращающимся к Св. Духу как к своей Матери. В любом гностическом Евангелии все божественные триады дохристианских времён были составлены из Отца, Матери и Сына.

В начале христианской эпохи отец церкви св. Афанасий, живший в Египте, сформировал догмат о Троице, лишь слегка изменив одну из трёх «личностей»: «Мать» превратилась в «Св. Дух» — изменилась форма, но не содержание. Единый Бог создал всё из самого себя через Слово. В позднем средневековье на гербе, утверждающем принцип единства и вместе с тем индивидуальности каждого элемента Троицы, было написано: «Отец — не Сын, Сын — не Дух Святой, Дух Святой — не Отец; Отец — это Бог, Сын — это Бог, Святой Дух — это Бог».
Эзотерическая доктрина указывает на Абсолют, представляющий собой Отца, или Принцип Единого Бытия, который, опускаясь в мир форм, творит через энергию, которая в проявленном мире нарекается Сущностью, или Матерью Вселенной. Таким образом, числовое значение 100 (буквы Р) говорит о том, что Отец проявляется через творческую ипостась Матери Мира, то есть посредством Св. Духа на плане плотной материи.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1:1), — это Бог «рекущий» издал импульс, результатом чего стала идея на плане ментальной материи, которую графически можно изобразить в виде точки. Точка символизирует единство, но материя есть движение, и точка, вибрируя, рождает бесконечное множество самых различных материальных форм. По этому поводу в Каббале сказано: «Когда Сокровенный Сокровенного пожелал проявить себя, Он сначала сотворил точку: Бесконечность была совершенно неизвестной и не рассеивала никакого света, пока эта точка с силой не проявилась в состояние проявленного. Точке Он придал священную форму и покрыл её роскошным и великолепным одеянием. Так была создана Вселенная».

Размышляя над мистическими свойствами символов, Платон пришёл к заключению: этимологически слово THEOS (Бог) происходит от глагола «двигаться». Значит Бог есть бесконечное движение к совершенству всех видимых и невидимых форм материи. «Истинное движение, лежащее в основе всего, есть движение мысли», — говорил в начале XX века русский философ П.Д.Успенский («Ключ к загадкам мира», С.-Пб., 1992).
Дух проявился через формы, а сам остался незримым, что в символическом виде изображается косым крестом7 на горизонтальной плоскости с вертикально расположенной буквой Р. Пока Дух распят на плане материи. Человек в процессе эволюции идёт к осознанию своего духовного происхождения и должен начать возвращение к своему истоку. Для этого ему следует подняться над планом грубой материи, то есть осознать верх и низ — добро и зло, свет и тень. Сознание человека должно слиться с вертикальным импульсом «Рекущего», с сознанием Бога. Выстраивается связь Антакхарана, канал, посредством которого Божественное начинает проявляться в земном, и, наоборот, земное поднимается к Божественному.
Читать далее : http://www.delphis.ru/journal/article/taina-znaka-rkh
Журнал » Дельфис»
Семенова Л.В.

Характеристика звука «Р»

Артикуляция звука «Р»

Характеристика звука «Р»

«Р» — согласный, непарный, звонкий, твердый или мягкий.

а) губы находятся в положении следующего гласного;

б) зубы на расстоянии нескольких следующего гласного;

в) кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;

г) посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

е) голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

«Р» — кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.

Акустические признаки речи. Сонорные (звучные) – их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласный «Р»

Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха при звуке «Р»

Звук «Р» поздно появляется у детей.

Для произношения звука «Р» необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствует следующие упражнения.

 

РОТАЦИЗМ

Характеристика фонем — . Описание правильного уклада органов артикуляции. Варианты нарушений фонем — искажения и замены и их приемы. Приемы постановки звука. Задачи подготовительного этапа — активизация кончика языка, формирование воздушной струи. Использование для этих целей артикуляционной гимнастики, тренировки по фонематическому восприятию при заменах, выбор исходной сохранной фонемы для постановки — . Закрепление комму­никативных умений и навыков.

ТЕОРИЯ

АКТУАЛЬНОСТЬ

При характеристике нарушений произношения звуков следу­ет отметить, что неправильно произносить ребенок может любой звук. Чаще всего это относится к группам: свистящих — 22 %, шипящих — 24 %, — 26 %, — 10 %, звонких — 4,5 %, заднеязычных — 1 % (по данным М.А. Александровской). Ука­занная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложнос­тью их звучания.

Звуки и наиболее сложные по образованию, требуют уча­стия в артикуляции всех мышц языка и их нарушения бывают многообразными.

Нарушения звукопроизношения требуют специальной лого­педической помощи ребенку, и от ее своевременности будет за­висеть успешная подготовка его к обучению в школе (Г.А. Ка­ше, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичева).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Ротацизм – это отсутствие или искажение звука и и явля­ются фонетическими дефектами; замена звука другим звуком, существующим в системе русского языка, называет­ся, параротацизмом и является по своей структуре фонетико-фонематическим дефектом.

ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ

Кончик мягкого неба поднят, образуя с задней стенкой глотки нёбно-глоточный затвор, который препятствует проходу воздушной струи в носовую полость.

Губы занимают положение, необходимое для произнесе­ния предыдущего (последующего) звука.

Зубы разомкнуты.

Язык принимает форму «ложки»: широкий кончик язы­ка поднят вверх, к альвеолам, напряжен; спинка языка при­поднята, между ней и нёбом свободно проходит воздух, боко­вые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам. Воздушная струя при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и вызывает его колебательные движения. Быстрота его колебаний от 2-3 до 30 в секунду.

Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость Голосовые складки напряжены, сомкнуты и вибрируют.

Мягкий звук отличается по артикуляции от парного твердого дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ

Часто звук полностью отсутствует в речи детей или вместо него появляется призвук гласного. В данном случае об­наруживается полное отсутствие нужных артикуляционных движений.

Недостатки произношения звука могут проявляться в виде горлового дрожащего звука. Первый тип подобной арти­куляции — велярный (от velum — мягкое нёбо), при кото­ром корневая часть языка сближается с нижним краем мягко­го нёба, образуя с ним щель. Проходя через эту щель, выдыха­емый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мяг­кого нёба, в результате чего возникает шум, который, приме­шиваясь к тону голоса, сообщает специфическое дефектное звучание. При втором типе — увулярном (от uvula — язы­чок) вибрирует только кончик мягкого нёба — в результате слышится отчетливый рокот.

Встречается двугубный . Первый вариант — «кучерс­кое» произношение, образуемое вибрацией обеих губ. Второй вариант — без вибрации — воспроизведение с помощью об­разования двугубной щели, когда слышится нечто вроде анг­лийского «w».

При боковом произношении вибрация присутствует, но место ее передвигается. В основе бокового произношения обычно лежат причины органического характера: парезы язы­ка, массивная, короткая подъязычная связка, к наличию ко­торой часто присоединяются узкое, высокое нёбо или непра­вильное расположение зубов верхней челюсти. Эти факторы мешают формированию эластичности кончика языка и подня­тию языка кверху, что приводит к попыткам ребенка компен­сировать свой дефект. Таким образом, смычка образуется сле­дующими способами:

а) поднятая спинка языка + нёбо. При этом получается зву­чание ;

б) кончик языка или один из боковых краев языка + внут­ренняя поверхность щели: вибрация получается грубой, как ре­зультат— «щечный» звук ;

в) язык + верхняя губа: вибрация грубая, и проскальзывает звук ;

г) смычка кончика языка или чаще одного из его боковых краев с нёбом происходит или правее, или левее средней линии звучание несколько мягченное.

Вместо встречается носовой звук типа английс­кого или немецкого «ng», образуемого путем смыкания корне­вой части языка с мягким нёбом при свободном проходе возду­ха из глотки в нос.

В некоторых случаях приходится сталкиваться с так на­зываемым одноударным , при котором передний край язы­ка лишь один раз соприкасается с альвеолами, вибрация отсут­ствует, слышится звук, напоминающий английский (альвео­лярный) «d». Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются.

Возможно и глухое произношение звука . При одноударном и глухом произношении звука артикуляция ока­зывается наиболее близкой к норме. Мягкое произношение. Звук произносится мягко, как (рука – «рюка», корова – «корёва», шар – «шарь»).

Кроме того, имеется несколько видов параротацизма.

У дошкольников часто наблюдается замена звука на или и на . В данных вариантах параротацизма место обра­зования звука остается более или менее правильным, но изме­няется способ произношения, звук перестает быть дрожащим.

Встречаются замены звука гласным (рама – «ыама», ворона – «воыона», сыр – «сыы»).

ДИАГНОСТИКА

Прежде всего, необходимо исследовать строение артикуляционных органов и их подвижность. Обследование непосредственно звукопроизношения начинается с исследования правильности произношения звука изолировано. Логопед четко произносит звуки и просит ребенка повторять. Затем исследуется произношение звука в слогах, в начале, середине и в конце слова. С этой целью ребенка просят назвать, что изображено на картинке (где звук находится в различных позициях):

oВ начале слова – РЫБА

oВ конце слова – ТОПОР

oВ середине слова – КОРОВА

oПри стечении согласных – ТРАКТОР

Для оценки правильность произношения звука в самостоятельной речи используют задания:

oСоставить предложения по картинке.

oСоставить рассказ по картинке.

oСоставить рассказ по серии картинок.

oСоставить рассказ по опорным словам и предложениям.

oСоставить пересказ текста.

oСоставить самостоятельно рассказ о каком – либо событии.

При подборе материала для обследования звукопроизношения нужно отдавать предпочтение словам, в которых отсутствуют звуки той фонетической группы, к которой принадлежит обследуемый звук и другие звуки, которые нарушены в речи детей.

Обследование фонематического восприятия. Логопед просит ребенка выполнить следующие задания:

oЕсть ли звук в слове РАК?

oНайди и покажи те картинки, в названиях которых ты слышишь звук (ТОПОР, ВИШНЯ, ВЕДРО и т.д.)

oРебенку предлагается прослушать предложение и найти слова со звуком (ПОД ОКНОМ РАСТЕТ РЯБИНА).

Обследование фонематического анализа. Ребенку предлагают определить место нахождения звука :

oВ начале слова – РЫБА

oВ конце слова – ТОПОР

oВ середине слова – КОРОВА

Обследование фонематического синтеза. Логопед просит ребенка выполнить следующие задания:

oСоставить слово из заданного количества звуков, не меняя их порядка. К,Р,А,Н; Р,У,К,А.

oСоставить слово из заданного количества звуков, меняя их порядок. А,Р,К; З,О,Р,А.

Обследование фонематических представлений. Логопед просит ребенка выполнить следующие задания:

oПодобрать название овоща, начинающего на звук (РЕДИСКА, РЕПА)

oПодобрать слово на звук (РЕКА, РЫБА)

oПодобрать слово со звуком , чтобы он находился: в начале слова – РЫБА, в конце слова – ТОПОР, в середине слова – БАРАБАН.

КОРРЕКЦИЯ

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно.

Подготовительный этап. На нем осуществляется решение следующих задач:

o Формирование умения опознавать и различать фонемы,

o Развитие силы выдоха,

o Формирование артикуляторных умений и навыков,

o Формирование слухового контроля,

o Развитие звукового анализа.

Для получения правильной артикуляции зву­ка необходимы подготовительные упражнения, которые по­зволяют получить правильное положение органов артикуля­ции, выработать вибрацию языка и, если необходимо, растянуть подъязычную связку.

Чтобы ускорить возможность ребенка почувствовать не ис­пытанные им вибрационные движения языка, с одной стороны, и вызвать на основе взаимодействия раздражения в коре функционально близких лицевого и подъязычного нервов эти вибрационные движения — с другой, используют дополнитель­ные упражнения (приемы).

Для формирования правильной артикуляции применяются следующие упражнения:

«Лошадка» — присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно при закрытом и открытом рте. Тянуть подъязычную связку. Если ребенок не справляется, то на спинку языка кладут вязкую конфету.

«Кучер» — вибрация губ. Произносить «трр», «тпру».

«Вкусное варенье» — высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«Чьи зубы чище?» — улыбнуться, открыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны (при улыбке должны быть видны верхние и нижние зубы). Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась: работает только язык. Движения языка медленные.

«Маляр» — улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок.

«Барабанщики» — улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком «д-д-д». Сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время приоткрыт. Работает только язык.

«Качели» — кончик языка то понимать за верхние зубы, то опускать за нижние зубы.

«Индюки» («Болтушка») – во время произношения быстро высунуть язык лопаткой из широко открытого рта и втянуть обратно, попеременно ударяясь о верхние и нижние губы. Получаются рокочущие звуки вроде «блблбл». То же можно проделать и во рту – язык ударяется о зубы.

Постановка

Существует несколько способов постановки звука

1. По подражанию с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходится применять другие.

2. Механический способ – с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда) артикуляторным органам придается определенное положение.

3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи.

4. Постановка от артикуляторного уклада (с помощью артикуляционных упражнений).

5. Смешанный способ.

Наиболее распространенным приемом является постановка звука от , повторяющегося на одном выдохе: ддд, ддд, с последующим более форсированным произнесением последнего. Применяется также чередующееся произношение звуков и в сочетании тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте: при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних peзцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков и ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

Однако этот прием не всегда приводит к успеху. При заднеязычной артикуляции или его велярном (увулярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибра­ции: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум, и ребенок отказывается такой звук принять. Кроме того, в случае достижения пере­дней вибрации звук нередко оказывается излишне длитель­ным (раскатистым) и зашумленным.

Постановка в два этапа. На первом этапе ставится фри­кативный без вибрации от звука при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением пере­днего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значитель­ным напором воздуха (как при произнесении глухого зву­ка) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.

Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах. Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхно­сти передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попе­ременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти дви­жения можно осуществлять и обычным плоским шпателем. Домашние тренировки ребенок может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.

Наиболее эффективным является прием постановки от слогового сочетания с несколько удлиненным произнесе­нием первого звука из слога: ззза. В ходе многократного по­вторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемеща­ет переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного в сочета­нии с гласным . После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чис­тый звук , нормальной протяженности, без избыточного рас­ката. При этом способе постановки звука не требуется спе­циального введения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе важно провести тре­нировки в вызывании слогов ра, ру, ры.

При постановке мягкого применяется тот же прием, но с помощью слога зи, а в дальнейшем зе, зя, зё, зю. Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука сначала ставится твердый, а потом мягкий звук, но такой поря­док не является жестким, его можно произвольно менять; не рекомендуется лишь вести одновременную их постановку, во избежание смещения. Также может использоваться постановка звука от звука – ребенку предлагается «погулять по горке» — постепенно поднимают кончик языка вверх к альвеолам, в результате получается одноударный .

Автоматизация

После того как будет достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых в постепенно убыстряющемся темпе, добиться автома­тизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатис­того произношения , неизбежного на ранних этапах работы. Если вначале получится только твердый , то одновременно с его за­креплением необходимо начать работу над мягким . Если же вна­чале получится мягкий , то параллельно с его закреплением сле­дует начать работу над твердым .

Постановка звука является длительной. Поэтому авто­матизация звука проводится с механической помощью, еще до окончательной отработки нормального звучания . С механической помощью звук произносится в слогах (дра, дро, дру), в словах «дрова», «друг». Вначале звуку в речевом материале предшествует звук, от которого он ставится (дро­ва или трава).

Ребенка просят повторить слоги:

Pa-pa-pa — в школу пора.

Ро-ро-ро — на дворе стоит ведро.

Ры-ры-ры — летают комары.

Ри-ри-ри — червей в руки не бери.

Ор-ор-ор — большой топор.

Арь-арь-арь — новый календарь.

Для закрепления произношения можно использовать игры, загадки, пословицы, поговорки.

Игра для закрепления произношении звука :

Вороны

Разделитесь на три группы: ёлочка, вороны, собаки.

Ёлочка (образуют круг, взявшись за руки).

Как под ёлочкой зеленой

Скачут, каркают вороны.

Вороны (прыгают в круг): «Кар-кар-кар…».

Ёлочка: «Из-за корочки подрались,

Во все горло раскричались».

Вороны (в кругу): «Кар-кар-кар…».

Ёлочка: «Вот собаки прибегают,

И вороны улетают…».

Собаки (вбегают в круг с рычанием): «Р-р-р…».

Игра для закрепления произношения звука

Соблюдай порядок

Положите на столе в один ряд три-четыре предмета, в названиях кото­рых имеется звук , например: фонарик, ириска, пузырек, веревка, резин­ка, гриб, варежки и др. Попросите ребенка назвать по порядку предметы, стоящие на столе. Затем предложите ему отвернуться и в том же порядке предложить назвать их на память. Если он ошибется, дайте ему еще раз посмотреть на них.

Затем проводим автоматизацию в связной речи. Просим ребенка составить рассказ по картинке.

Дифференциация

На этом этапе учим детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Для этого используем слова со смешиваемыми звуками: лов – ров, солить – сорить, хобот – робот и др.

Можно задавать вопросы и просить дать на них полные ответы:

Кто ловит удочкой рыбу?

Где спит медведь зимой?

Кто красит стены?

Что находится на корме лодки?

Какие птицы летят треугольником?

Кто на почте принимает телеграммы?

Что прописывает доктор больным?

Как зовут первую женщину-космонавта?

Слова для справок: рыболов, берлога, журав­ли, маляр, телеграфист, лекарство, руль, Валентина Терешкова.

Формирование коммуникативных умений и навыков.

Цель: формирование у ребенка умения и навыка безошибочного употребления звука во всех ситуациях общения.

Используются пословицы и загадки, скороговорки, стихи, рассказы, насыщенные звуками , .

Твердые навыки правильного произношения у детей вырабатываются лишь при систематической работе. Она должна планироваться так, чтобы регулярно проводились занятия, способствующие тренировке артикуляционного, дыхательного, голосового и слухового аппаратов. Обязательно развивать у ребенка память, внимание, мышление, восприятие (слуховое, зрительное, тактильное).

ЛИТЕРАТУРА

1. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с.

2. Рау Ф. Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. М., 1968.

3. Фомичева М. Ф. Воспитание правильного произношения. М., 1971.

4. Хрестоматия по логопедии // Под. Ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М., 1997. Ч. 1.

5. Основы логопедии // Под. Ред. Т. В. Волосовец. М., 2000.

ТЕСТ

1. При каком щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба:

А. велярном;

Б. увулярном;

В. Щечном.

2. При правильном произнесении звука боковые края языка:

А. прижаты к верхним коренным зубам;

Б. поочередно вибрируют;

В. образуется щель между боковыми краями языка и верхними коренными зубами.

3. Наиболее эффективным способом постановки звука является:

А. постановка от звука ;

Б. постановка от звука ;

В. постановка от звука .

4. Звук относится к группе:

А. заднеязычных, смычно-щелевых звуков;

Б. переднеязычных, дрожащих звуков;

В. среднеязычных, смычно-проходных звуков.

5. Что происходит при произнесении увулярного :

А. корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба, образуется щель;

Б. вибрирует кончик мягкого нёба;

В. нет вибрации.

Автоматизация звука [Р’]

Звук (или ) окрашен зелёным цветом (мягкий согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.

Звук произносится длительно (см. артикуляция звука )

1) Произносить (читать) слоги

Образец: арь__, орь__, урь__, ырь__, эрь__, ирь__, ерь__, ёрь__, юрь__, ярь__

2) Произносить (читать) слова со звуком в конце

Образец: дверь__

  • корь
  • ширь
  • жарь
  • парь
  • дверь
  • якорь
  • зверь
  • фонарь
  • токарь
  • теперь
  • дикарь
  • сухарь
  • январь
  • янтарь
  • поверь
  • букварь
  • пескарь
  • снегирь
  • вратарь
  • слесарь

3) Произносить (читать) слоги

Образец: р__я, р__ё, р__ю, р__и, р__е

4) Произносить (читать) слова со звуком в начале

Образец: р__яд

  • ряд
  • рис
  • рёв
  • рябь
  • речь
  • репа
  • рядом
  • ребус
  • редко
  • рейка
  • рельс
  • речка
  • рябина
  • рябчик
  • рюкзак
  • резкий
  • резина
  • ревень
  • ремень
  • ремонт
  • рецепт
  • редька
  • резать
  • резеда
  • рядовой
  • ресница
  • решётка
  • решение
  • рисунок
  • ребёнок

5) Произносить (читать) слова со звуком в середине

Образец: ги-р__я

  • заря
  • моря
  • гиря
  • горе
  • горю
  • дарю
  • горят
  • заряд
  • моряк
  • наряд
  • горит
  • борец
  • коряга
  • перина
  • сухари
  • курица
  • берёза
  • огурец
  • горячий
  • говорят
  • порядок
  • зарядка
  • корявый
  • дырявый
  • нарядный
  • черёмуха
  • пузырьки
  • сухарики
  • комарики
  • фонарики

6) Произносить (читать) слова со стечением согласных

Образец: т-р-юм

  • трюм
  • вперед
  • приз
  • крем
  • грим
  • крик
  • тряпка
  • тряска
  • бритва
  • гренки
  • грядка
  • тритон
  • трясина
  • трещина
  • бригада
  • гречиха
  • критика
  • дремота
  • древесина
  • претензия
  • присказка
  • прибаутка
  • привыкать
  • примерять

7) Произносить (читать) словосочетания

Образец: Р__ез-кий к-р__ик

  • Пареная репа.
  • Кривой рельс.
  • Варёный рис.
  • Средний ряд.
  • Горькая редька.
  • Редкое решето.
  • Жареные грибы.
  • Кривое дерево.
  • Рюкзак туриста.
  • Горькая рябина.
  • Речная переправа.
  • Деревянная рейка.
  • Кудрявый парень.
  • Утренняя зарядка.
  • Горелые сухарики.
  • Серенькая курица.
  • Нарядные ребята.
  • Крепкая решётка.
  • Деревянная дверь.
  • Варенье из рябины.
  • Приветственная речь.
  • Интересный рисунок.
  • Древесный вредитель.
  • Беспорядок в передней.
  • Неприступная крепость.

8) Проспрягать предложения

  • Я режу редиску.
  • Я рисую богатыря.
  • Я варю варенье из рябины.
  • Я пересыпаю рис в кастрюлю.
  • Я перехожу переулок на перекрестке.

Образец:

  • Я варю варенье.
  • Ты варишь варенье.
  • Он (она) варит варенье.
  • Мы варим варенье.
  • Вы варите варенье.
  • Они варят варенье.

9) Произносить (читать) предложения

Образец: Хо-р__ёк – хищ-ный зве-р__ёк

  • Моряк уходит в рейс.
  • У Риммы решето рябины.
  • Арина нарезала редис.
  • Марине подарили янтари.
  • Над дверью горит фонарь.
  • Порядок бережёт время.
  • Валерий решает примеры.
  • Римма варит курицу с рисом.
  • Старичок дремал под деревом.
  • Бриг идёт прямо в Британию.
  • Мама варит варенье из черёмухи.
  • Отряд перешёл речку по бревну.
  • В ведре варятся подберёзовики.
  • Во дворе ребята играют в прятки.
  • Арина приводит комнату в порядок.
  • Рита подарила Вере передник с рюшками.
  • На берегу реки деревянная пристань.
  • Ребята сеяли репу, редьку, брюкву и редис.
  • Сергей и Борис смотрели книгу о богатырях.
  • Ребята высадили на пустыре берёзы, рябины, черёмуху и сирень.

10) Произносить (читать) скороговорки

  • Мандаринки у Иринки, у Иринки мандаринки.
  • Серёжки на берёзке, на берёзке серёжки.
  • Корюшка в морюшке, в морюшке корюшка.
  • Принцесса в карете, в карете принцесса.
  • Фонари на двери, на двери фонари.
  • Терев на дереве, на дереве тетерев.
  • Осип охрип, Архип осип.
  • Баран Буян залез в бурьян.
  • В огороде старика репка выросла крепка.
  • У четырёх черепах по четыре черепашонка.
  • В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.
  • Редька редко росла на грядке,
    Грядка редко была в порядке.
  • На зарядке стройся в ряд!
    На зарядку все подряд.
  • На горе, на пригорке стоят тридцать три Егорки.

11) Произносить (читать) и пересказывать текст

Кормушка для птиц

Проснулся Гриша утром. Смотрит в окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дорожке. Распушились они как шарики.

Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты.

Трудно найти птицам корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!

12) Выучить наизусть небылицы

Как у нашего Мирона
На носу сидит ворона.

А на дереве ерши
Строят гнёзда из лапши.

Сел баран на пароход
И поехал в огород.

В огороде-то на грядке
Вырастают шоколадки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *