4 русских композитора

Русские композиторы-классики

Оксана Гадзевич
Русские композиторы-классики

Русские композиторы-классики.

Классическая музыка была всегда очень популярна. Несколько лет назад учеными был доказан тот факт, что классика оказывает благотворное действие на организм человека. Существует даже подтвержденная гипотеза о том, что дети, с детства слушающие классическую музыку, намного опережают в развитии своих сверстников. Классическая музыка оказывает большое влияние на красоту внутреннего мира человека. Она учит остро чувствовать, тонко понимать, улавливать сиюминутное настроение каждого человека. И дарит ощущение гармонии. Именно поэтому приучаться к элегантным и волнующим мелодиям необходимо с ранних лет.

Одно из различий между классической и популярной музыкой – это разное отношение к композиторам и исполнителям. В популярной музыке основное внимание приковано к исполнителю, но в классической музыке главную роль играет сочинитель. Именно его имя чаще всего ассоциируется с произведением и остаётся в памяти потомков. Каждый человек должен знать свою историю, а также людей, что ее вершили. Я хочу вспомнить известных русских композиторов, которые уважаемы и любимы в нашей стране.

Михаил Глинка (1804-1857 гг.)

Тяга к музыке у Михаила Ивановича Глинки проснулась в десятилетнем возрасте. Вскорости он был отправлен на учебу в Петербург и там он понял, что желает сделать музыку своей судьбой. После этого Михаил Глинка написал первые романсы. Вернувшись в Россию спустя много лет, стал преподавателем пения и активно влиял на формирование классической музыки.Его известные произведения: «Патетическое трио», «Вальс-Фантазия», оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Камаринская».

Александр Даргомыжский (1813-1869 гг.)

Тяга к музыке у Александра Сергеевича Даргомыжского проснулась в возрасте семи лет. И именно тогда он овладел искусством игры на фортепьяно в совершенстве. А в десять лет уже написал свои первые пьесы и романсы. Александр Сергеевич читал ноты, как книгу, а свои произведения старался сделать такими, чтобы музыка не затмевала голоса исполнителей. В определенный период жизни он совершенно бесплатно давал уроки пения непрофессиональным певицам, а после стал одним из консультантов Русского музыкального сообщества.

Его известные произведения: оперы «Эсмеральда», «Торжество Вакха», «Русалка», «Каменный гость».

Александр Бородин (1833-1887 гг.)

С ранних лет будущего композитора привлекала музыка. И через некоторое время он написал свои первые пьесы. Именно тогда страна узнала о юном даровании — шестнадцатилетнем композиторе. Творчество Бородина признали не только в стране, но и за рубежом.

Его известные произведения: оперы «Богатыри», «Млада», либретто «Князь Игорь».

Модест Мусоргский (1839-1881 гг.)

До десяти лет он обучался дома и овладел фортепьяно. Затем отправился в Петербург, где заинтересовался церковной музыкой, попробовал себя в сочинительстве. Вскорости его произведения стали исполняться в Санкт-Петербурге и Москве. Русский композитор Модест Петрович Мусоргский — истинный гений, новатор, третий по исполняемости во всем мире.

Его известные произведения: оперы «Женитьба», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка».

Петр Чайковский (1840-1893)

В пять лет превосходно читал ноты и играл на фортепьяно. В юношестве он стал посещать оперный театр Санкт-Петербурга, где особенно впечатлился произведениями Глинки и Моцарта. Вклад, который внес Петр Ильич в русскую и мировую классическую музыку очень велик.

Его известные произведения: «Славянский марш», «Лебединое озеро», «Евгений Онегин», «Спящая красавица», «Пиковая дама», «Щелкунчик».

Николай Римский-Корсаков (1844-1908 гг.)

Самый народный русский композитор, который мог писать музыку без инструмента. Заниматься музыкой ребенок стал совсем рано, но она не сильно привлекала его. Николая Андреевича манило море, поэтому в возрасте двенадцати лет он поступил на учебу в Морской кадетский корпус, но заниматься музыкой не бросил. А потом и вовсе становится преподавателем консерватории в Санкт-Петербурге, которая ныне носит его имя.

Его известные произведения: оперы «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Шахерезада», «Садко», «Царская невеста», «Моцарт и Сальери».

Сергей Рахманинов (1872-1915 гг.)

Музыкой увлекался практически с младенчества, в пять лет уже играл на фортепьяно, а в девять поступил в консерваторию. В тринадцать познакомился с Чайковским, который стал наставником молодого Рахманинова. Юный гений пишет свои произведения, которые имеют огромный успех.

Его известные произведения: «Алеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини».

Арам Хачатурян (1903-1978 гг.)

Музыкальный гений из простой армянской семьи. В 1921 году будущий композитор отправляется на учебу в столицу и живет у брата — знаменитого режиссера. Тот знакомит его с творческим миром. Это переворачивает сознание Арама Ильича Хачатуряна. Он поступает в техникум имени Гнесиных. Композитор пишет множество произведений, которые с большим восторгом воспринимает отечественная и зарубежная публика.

Его известные произведения: балеты «Счастье», «Гаянэ», «Спартак».

Дмитрий Шостакович (1906-1975).

Родился в Санкт-Петербурге в музыкальной семье. Поэтому нет ничего удивительно в том, что судьба Дмитрия Дмитриевича была в какой-то степени предрешена. Свое первое творение он написал в возрасте девяти лет, а в тринадцать поступил в консерваторию.

Не будет преувеличением и то, что Дмитрий Дмитриевич Шостакович жил музыкой. Постоянно совершенствуя свое мастерство, он мог окутать слушателя звуками и чувствами. Кроме того, он был импровизатор и придумывал музыкальные шедевры буквально на ходу.

Его известные произведения: «Нос», «Большая молния», «Леди Макбет Мценского уезда», «Катерина Измайлова», «Игроки», «Москва, Черемушки».

Вот наши известные русские композиторы, на которых следует обратить особое внимание каждому гражданину.

Классические произведения были созданы так давно, что и не верится, что что-то может пережить такое количество лет. А эти произведения до сих пор любят и слушают, создают аранжировки и современные интерпретации. Даже в современной обработке, произведения гениальных композиторов остаются классической музыкой.

Мир детства очень большой и исполнен фантазии, поэтому музыкальный детский мир также обширен и разнообразен. Это и песни, и симфонии, оперы и балеты, и много-много пьес.

Сочиняя музыку для детей и юношества, композиторы заботятся о том, чтобы ее сюжет был интересен и доступен для понимания маленькому существу. А если сочинения пишутся для исполнения самими ребятами, композитору надо учитывать еще возможности детского голоса, знать, что могут сыграть неопытные руки юных музыкантов. Он должен хорошо разбираться в интересах ребят разного возраста: то, что полюбится малышу-дошкольнику, вряд ли увлечет школьника-подростка. В разных странах за долгие годы создано много выдающихся произведений детской музыки. Иоганн Себастьян Бах

Великий Иоганн Себастьян Бах сам обучал музыке своих детей и сочинял для них специальные упражнения и пьесы, а также создал «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах». Йозеф Гайдн

Йозеф Гайдн – родоначальник классической симфонии – тоже не обошел детскую тему и написал симфонию под названием «Детская». Как и другие симфонии, она отличается живостью и напевностью. Детскость же ей придают инструменты, не входящие в состав симфонического оркестра. Это целый набор игрушечных инструментов: кукушка, трещотка, глиняный соловей. Жорж Бизе

Французский композитор Жорж Бизе написал 12 пьес «Игры для детей» для фортепиано в четыре руки. Пять из них композитор объединил в одноименную сюиту для симфонического оркестра. Камиль Сен-Санс

Другой французский композитор — Камиль Сен-Санс — сочинил «Карнавал животных» — фантазию для двух фортепиано и оркестра. В нем он с большим мастерством смог передать характер самых разных животных: грозное рычание льва, кудахтанье кур, кукареканье петуха, тяжелую поступь и добродушный характер слона, лирический настрой лебедя. Роберт Шуман

Многие крупнейшие композиторы прошлого иногда обращались к музыке для детей, но лишь единицы посвящали ей значительную часть творчества. Одним из первых среди них был немецкий композитор Роберт Шуман. Он создал фортепианный «Альбом для юношества» — пьесы разной трудности. Для младших — такие как «Марш солдатиков», «Смелый наездник», «Веселый крестьянин»; и для более старших — «Отзвуки театра», «Незнакомец» и др. Петр Ильич Чайковский

Восхищенный шумановским «Альбомом для юношества», Петр Ильич Чайковский создал свой «Детский альбом» для фортепиано, а затем «Шестнадцать песен для детей». На этом Петр Ильич не остановился, и обратился к другим музыкальным жанрам. Результатом этого обращения стали балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», а также музыка к сказке «Снегурочка». Н.А. Римский-Корсаков

К сказочной тематике, где доброе всегда красиво, а злое уродливо, где наказан порок и справедливость торжествует, в своем творчестве обращался и Н.А. Римский-Корсаков. Примером могут служить великолепные оперы по мотивам русских сказок: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» и «Садко». Морис Равель

Мир фантастики, волшебных сказок был особенно близок младшему современнику Дебюсси — Морису Равелю. И из-под его пера появляются такие произведения, как «Естественные истории» (цикл песен для среднего голоса и фортепиано), «Матушка Гусыня» (пьесы для фортепиано по сказкам Перро и мадам д’Онуа), «Дитя и волшебство» (лирическая фантазия для хора и оркестра). А. К. Лядов

Выдающийся русский композитор Анатолий Константинович Лядов сочинял детские песни на тексты русских народных прибауток. Клод Дебюсси

В XX в., следуя Шуману и Чайковскому, для детей писали композиторы разных стран мира. Француз Клод Дебюсси сочинил балет «Ящик с игрушками» (о проказах и шалостях оживших игрушек) и альбом для фортепиано «Детский уголок». М. Мусоргский

Еще один цикл пьес можно отнести к детской тематике – это «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Благодаря ярким, сказочным, нереальным образам этот цикл стал очень популярен среди детей. Но почему это произошло? Наверно потому, что Мусоргский смотрел на детей, как на людей со своеобразным мирком, а не как на забавных кукол, и хорошо их понимал. Свою искреннюю любовь к ним он выразил в вокальном цикле «Детская». Это не детская музыка, написанная в педагогических учебных целях, и не для того, чтобы ее исполняли сами дети. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка. Бела Барток

Венгерский композитор и педагог Бела Барток считал основой музыкального воспитания и обучения детей народное творчество. Его пьесы фортепианного сборника «Детям» постепенно вводят учащихся в мир современной музыки. Сергей Прокофьев

Мир детей и юношества, запечатленный в музыкальных образах, – одна из важнейших граней творческого облика советского композитора Сергея Прокофьева. Им было написано много произведений специально для детей или о детях. Прокофьев часто и охотно обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детворе. Еще в юные годы сочинил он музыку на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий утенок», а в зрелости положил сказочные сюжеты в основу своих чудесных балетов «Золушка» и «Сказ о каменном цветке». Среди «сказочных» сочинений Прокофьева мы встретим и поэтичнейшие фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», и озорной балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». А рядом с этим русско-сказочным балетом стоит пронизанная таким же острым юмором опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Сюда же примыкает и любимая ребятами во всем мире симфоническая сказка «Петя и волк», слушая которую, ребята не только получают большое удовольствие, но и наглядно знакомятся с основными инструментами симфонического оркестра. Есть у него и фортепианные произведения для детей. Это сборник 12-ти сюжетных пьес для детей, который так и называется – «Детская музыка» . Карл Орф

Немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу принадлежит пятитомное собрание пьес «Музыка для детей», созданное на основе немецких народных песен, пословиц и загадок. Для вовлечения всех без исключения детей в исполнение музыки Орф придумал целый набор инструментов для коллективного музицирования, игрой на которых легко овладеть.

Не стоит забывать о других современных композиторах, которые посвящают свое творчество детям. Это С. Баневич, Б. Губайдуллина, В. Коровицын, Майкапар, Ж. Металлиди, И. Парфёнов, Сломинский, Хачатурян, Б. Чайковский и многие другие. Они живут и сочиняют произведения для детей в настоящее время. Людвиг ван Бетховен

Иногда детской музыкой становится произведение, написанное не для детей. Бетховен написал музыку к пьесе Гёте «Ярмарочный праздник». По ярмарке ходил мальчик-оборвыш с ручным зверьком. Его образ Бетховен обрисовал трогательной песенкой «Сурок». Но песенка эта стала жить отдельной от пьесы Гёте жизнью, и дети разных стран поют ее с большим теплом и сочувствием.

Первое издание “Детской” Мусоргского

Творческая мастерская Леонида Лундстрема совместно с Московской консерваторией представляет абонемент № 51 для семейной аудитории «Великие композиторы — детям».

В абонемент входят три концерта, на которых юные слушатели и их родители смогут услышать музыку великих русских и зарубежных композиторов, посвященную самому прекрасному, светлому и трогательному периоду жизни — детству.

Ведущие: Леонид Лундстрем, Екатерина Путря.

Исполнители: Камерный оркестр под управлением Леонида Лундстрема, Татьяна Барсукова (сопрано), Струнный квартет в составе: Екатерина Путря (I скрипка), Полина Лундстрем (II скрипка), Александра Кузнецова (альт), Владимир Нор (виолончель).

В первом концерте прозвучат пьесы из цикла Белы Бартока «Детям» и «Детские сцены» Роберта Шумана в переложении для квартета.

Музыка для детей — богатая и интересная сфера творчества Белы Бартока. Цикл пьес «Детям» познакомит юных слушателей и родителей с жемчужинами родного фольклора композитора. Некоторые из этих мелодий были записаны самим Бартоком во время его фольклорных экспедиций по деревням и селам Венгрии и Восточной Европы, другие позаимствованы из различных сборников. Здесь и детские припевки, и пастушеские наигрыши, баллады, шуточные и душевные песни и танцы деревенских жителей.

Барток очень бережно относится к первоисточнику: сохраняет мелодии нетронутыми, но обогащает их современными новаторскими музыкальными приемами. Написанные специально для детей, эти пьесы очаровывают и завораживают. Они доступны и понятны, но отнюдь не упрощены. Это пример настоящего подлинного искусства, адресованного детям.

42 пьесы Бартока – уникальный проект Творческой мастерской Леонида Лундстрема. Аранжировка этих фортепианных пьес для струнного оркестра была сделана солистом Мастерской, известным испанским композитором и органистом Даниэлем Сальвадором к 75-летию со дня смерти Бартока и посвящена Леониду Лундстрему.

Камерный оркестр Творческой мастерской записал 42 пьесы Бартока-Сальвадора в Большом зале Московской консерватории. Мировая премьера состоится в 2020 году в Будапеште, на родине Белы Бартока.

Роберт Шуман написал свои «Детские сцены» как напоминание взрослым о том, что все они родом из детства. Эти чудесные миниатюры — взгляд взрослого на трогательный мир ребенка с его страхами, переживаниями, победами и радостями. Глубокий психологизм и изящество отличают каждую пьесу цикла.

«Никогда еще я не сочинял с такой сердечной полнотой, как в последнее время»,

— писал Шуман в одном из писем того периода.

Детские сцены были особенно любимы композитором:

«…кроткие и нежные, и счастливые — как наше будущее»,

— так описал он их своей жене Кларе Вик в период долгой разлуки.

Музыкальные миниатюры Шумана — маленькие рассказы с незамысловатым сюжетом, погружающие слушателей в волшебный мир детства, игр, сказок и воспоминаний.

Роберт Шуман. “Жизненные правила для музыкантов”

Второй концерт абонемента посвящен творчеству выдающегося русского композитора Модеста Мусоргского. Здесь юных слушателей и родителей ожидают два цикла представителя «Могучей кучки»: всем известные «Картинки с выставки» (в переложении для струнного квартета) и чуть менее известный вокальный цикл «Детская».

«Картинки с выставки» — изумительные миниатюры Мусоргского. Данный цикл — удивительная история о взаимосвязях различных видов искусств. Пьесы написаны как «Воспоминание о Викторе Гартмане» (подзаголовок из автографа композитора), после посещения композитором выставки памяти его близкого друга — художника и архитектора Гартмана, организованной В. В. Стасовым. Наиболее запавшие в душу композитора десять картин воплотились в музыке. Все номера цикла соединяет музыкальный материал под общим названием «Прогулка», благодаря которому слушатели могут ощутить себя (через столетия) настоящими посетителями выставки, гуляющими среди картин вместе с великим композитором.

«Детская» Модеста Петровича Мусоргского — совершенно необычное, не имевшее ранее аналогов произведение. Это не песни, не романсы, а тонкие вокальные сценки, в которых удивительно точно, глубоко и любовно раскрывается мир ребенка. Мусоргский — не только гениальный композитор, но и чуткий психолог. Только настоящий мастер мог так тонко прочувствовать трепетность детской души и настолько искренне и поэтично её отобразить. В цикле, состоящем из семи вокальных миниатюр, маэстро с большим чувством и искренностью воплотил прекрасные воспоминания из далёкого детства, проведённого в деревне, а также впечатления от наблюдений за жизнью своих маленьких друзей.

В 1873 году вокальный цикл был напечатан в издательстве Василия Бесселя в нарядном красочном оформлении Ильи Репина. Сборник сразу получил широкое признание и любовь не только публики, но и критики.

«Господи, что это за нити жемчугов и бриллиантов, что это за неслыханная музыка, что это за чувство и поэзия, что это за маленькие созданьица, стоящие целых симфоний и опер! Никто ещё в целой Европе не задумывал и не создавал подобного»,

— восторженно восклицал В. В. Стасов.

Мусоргский на струнных

Заключительный концерт абонемента посвящен народному творчеству и его отображению в музыке классиков. На концерте прозвучат русские народные песни в обработке Алябьева, Бородина, Асламазяна и Городовской, а также «Миниатюры для струнного квартета (на сайте указано почему-то для струнного оркестра)» Цинцадзе.

Классическая музыка вообще очень тесно связана с народной. Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали действительно сильное влияние — композиторы широко пользовались мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их. Многие русские композиторы искренне любили народную песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах. Здесь очень кстати приходится высказывание Д. Кабалевского:

«Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».

На концерте «Композитор и фольклор» юных слушателей ждет знакомство с такими известными русскими песнями, как «Светит месяц», «Калинка-малинка», «Во саду ли в огороде», «Выйду ль я на реченьку» и др.

Помимо русского народного музыкального творчества, прозвучит и народная музыка Грузии. Сулхан Цинцадзе — один из самых колоритных и харизматичных композиторов Грузии. Необыкновенно красивые композиции этого гения по сей день звучат и на прекрасных концертах, и на музыкальных вечерах, в спектаклях, и в шедеврах сокровищницы грузинского кино.

На концерте музыканты исполнят Миниатюры на темы грузинских народных песен для струнного квартета. Миниатюры — небольшие пьесы, каждая со своей историей и характером. Это и лирические истории, и городские песни, здесь есть шуточные плясовые и даже музыка для спортивных состязаний. Легкость и изящество, яркий мелодический дар, артистичность, простота и глубина, трепетное отношение к своей культуре, невероятная жизнерадостность и юмор — все это отличительные черты творчества Сулхана Цинцадзе.

Приобрести абонемент можно на сайте Московской консерватории.

Екатерина Путря, автор детских образовательных программ

LiveInternetLiveInternet

Нинель_Ник все записи автора

Знакомство с культурой дети чаще всего начинают с детской литературы: в ней и слово, и изображение адаптированы специально для юных читателей. Но существует ли классическая детская музыка? Портал «Культура.РФ» рассказывает, какие композиторы первыми стали писать музыку о детях и для детей.

Как появилась детская музыка
Внутренний мир ребенка существенно отличается от внутреннего мира взрослого человека. А значит, и музыка, создающаяся для детей, должна не только быть ясной по структуре и несложной в исполнении, но и иметь особый круг образов, близкий и понятный детям. И потому музыка «детских альбомов» самых разных композиторов, как правило, посвящена тому, чем живут дети каждый день своей жизни: играм и забавам, сказкам и страшилкам, реальным людям и вымышленным персонажам. Помимо этого, подобно детской литературе, детская музыка призвана рассказать детям о добре и справедливости, расширять их кругозор, учить их глубоко чувствовать и выражать разные эмоции.

На тот факт, что музыка для детей, должна сочиняться иначе, чем произведения для взрослых, композиторы обратили внимание лишь в середине XIX века. До этого существовал лишь некоторый педагогический репертуар, включавший пьесы для начинающих музыкантов, которые вовсе не обязательно должны были быть детьми.
Фактически детская музыка началась с «Альбома для юношества» Роберта Шумана. Из двух его тетрадей только первая содержит музыку для детей. Она так и называется — «Для младшего возраста» — и до сих пор пользуется любовью музыкальных педагогов. Пьесы из второй части альбома, «Для старшего возраста», не стали так популярны, потому что были одновременно слишком сложны для детей и слишком просты для юных музыкантов постарше.

«Детские сцены»

Сборник впервые был издан в 1839 г. О его назначении и содержании рассказал сам композитор в своём письме к Кларе Шуман – пианистке и его жене: «Я узнал, что фантазию ничто так не окрыляет, как напряжение и тоска по чему-нибудь; именно так было со мною в последние дни, когда я ждал твоего письма и насочинял целые тома — странного, безумного, очень веселого — ты широко откроешь глаза, когда сыграешь это; вообще, я способен сейчас порою разорваться на куски от звучащей музыки. — И не забыть бы мне все, что я сочинил. То был словно отзвук слов, которые ты мне как-то написала: «Порою я могу показаться тебе ребенком», — короче говоря, я был поистине окрылен и написал тридцать маленьких забавных вещей, из которых отобрал около двенадцати и назвал «Детскими сценами». Ты обрадуешься им, но, конечно, должна будешь забыть о себе как о виртуозе. Там такие названия, как «Пугание», «У камина», «Игра в жмурки», «Просящее дитя», «Верхом на палочке», «О чужих странах», «Забавная история» и т. д., чего там только нет! В общем, там все очевидно, и к тому же все пьесы легко напевать».
Несмотря на кажущуюся простоту, достойно исполнить цикл под силу только очень зрелому пианисту, способному проникнуть в сущность авторского замысла.

Музыкальные миниатюры Шумана — своеобразные «музыкальные новеллы», рассказы с незамысловатым сюжетом. Шуман делает акцент не столько на повествовательности, сколько на настроении, на эмоции. «Детские сцены» — это не цикл «для детей», подобно знаменитому «Детскому альбому» Чайковского. Скорее, это музыка для исполнения взрослых, не желающих забывать свое детство. По словам самого автора, этот цикл — «отражение прошлого глазами старшего и для старших».

Содержание цикла Р. Шумана «Детские сцены»
1. «О чужих странах и людях»

2. «Любопытная история»
3. «Игра в пятнашки»
4. «Просящее дитя»
5. «Полное счастье»
6. «Важное событие»
7. «Грёзы»
8. «У камина»
9. «Игра в лошадки»
10. «Не слишком серьезно»
11. «Страшилка»
12. «Засыпающий ребёнок»
13. «Говорит поэт»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *