4 вида движения

Возрастная психология / шпоры

Стр 1 из 4

Возрастная психология / шпоры

Предметом возрастной психологии является:

Процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека

процесс развития психологической науки

особенности индивидуального развития людей

особенности развития педагогических навыков и умений

Возрастной период – это:

ход развития

Цикл развития

хронологический период

период жизни

Категория развития в возрастной психологии особенно активно разрабатывалась:

Зигмундом Фрейдом

Аристотелем

Львом Семеновичем Выготским

Авиценной

Построение периодизации развития на основе одного внутреннего критерия характерно:

дляпериодизации Вильяма Штерна

Для периодизации Павла Петровича Блонского

для периодизации Даниила Борисовича Эльконина

для периодизации Льва Семеновича Выготского

Основным механизмом развития личности является:

Рефлексия

каузальная атрибуция

преодоление внешних и внутренних конфликтов

эмпатия

Понятие сензитивности особенно активно разрабатывалось:

В 20-ом веке

в 18-ом веке

в 3-ем веке до нашей эры

в 10-ом веке

Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации происходит:

также, как в нормальных условиях

быстрее, чем в нормальных условиях

Иначе, чем в нормальных условиях

медленнее, чем в обычных условиях

Слуховое восприятие у младенца:

намного лучше, чем у взрослого человека

намного хуже, чем у взрослого человека

Сложно сказать что-то определенное

как у взрослого человека

К прогрессивным видам движения младенца относится:

Ползание

сосание пальцев

ощупывание рук

раскачивание на четвереньках

Задержка психического развития, как отклонение в психическом развитии:

Может быть преодолена при правильном обучении и воспитании

не может быть совсем преодолена ни при каких условиях

может сама пройти с возрастом

сложно сказать что-то определенное

Ситуативное понимание речи окружающих складывается:

к 3-м годам

К концу 1 года

к 6-ти годам

к 6-ти месяцам

Проявлением психической депривации в раннем возрасте может быть:

отсутствие комплекса оживления

замкнутость

страхи

Боязнь безопасных предметов

Психологическая характеристика дошкольного возраста дается с учетом уровня развития:

Воображения

ролевой игры

логического мышления

рисования

Логика игровых действий легко нарушается:

На первом уровне развития игры

на втором уровне развития игры

на третьем уровне развития игры

на четвертом уровне развития игры

Речь дошкольника, представляющая собой вопросы, восклицания, ответы, называется:

контекстной речью

Ситуативной речью

объяснительной речью

автономной речью

В норме самооценка дошкольников:

занижена

Завышена

адекватна

сложно сказать что-то определенное

Одаренность, как отклонение в психическом развитии:

затрудняет развитие интеллекта

Затрудняет развитие волевых качеств личности

создает трудности при обучении и воспитании

сложно сказать что-то определенное

Психологические особенности подростка определяются

проявлением акцентуаций характера

особенностями профессиональной деятельности

Особенностями игровой деятельности

особенностями манипулятивной деятельности

Главная особенность личностного развития подростка — это:

личностная стабильность

нравственная стабильность

нравственная нестабильность

Личностная нестабильность

Акцентуированный в подростковом возрасте характер затем:

Сглаживается

еще больше обостряется

сохраняет свои проявления на том же уровне

сложно сказать что-то определенное

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является:

учебная деятельность

Интимно-личностное общение

учебно-профессиональная деятельность

игровая деятельность

Психология ранней юности охватывает период:

от 11 до 15 лет

От 15 до 17 лет

от 17 до 23 лет

от 23 до 30 лет

Центральным новообразованием ранней юности является:

Самоопределение

самосознание

рефлексия

появление внутреннего мира

Стиль студенческой жизни, превращающий вуз в загородный клуб, — это:

профессиональная субкультура

Студенческая субкультура

академическая субкультура

нонконформистская субкультура

Любовь, при которой человека принимают таким, какой он есть — это:

безусловная любовь

равнозначная любовь

неразделенная любовь

Влюбленность

Сущность кризиса 30 лет — это:

проблема профессионального самоопределения

Поиск смысла жизни

семейные проблемы

отсутствие дружеских отношений

Пик профессиональной деятельности приходится на начало зрелости:

У летчиков-испытателей

у авиадиспетчеров

у преподавателей

у ученых

Опережение хронологического возраста психологическим возрастом в зрелости означает:

инфантилизм

Преждевременное старение

адекватность развития

сложно сказать что-то определенное

Возраст от 60 до 69 лет — это:

Предстарческий период

старческий период

позднестарческий период

дряхлость

Состояние фрустрации, вызванное крушением всех планов и надежд умирающего человека, — это:

стадия отрицания смерти

Стадия гнева

стадия торга

стадия депрессии

Главной задачей возрастной психологии является:

Отслеживание динамики развития

отслеживание отклонений в развитии

отслеживание особенностей реагирования в конфликтах

отслеживание особенностей развития теорий личности

Смена периодов интенсивного развития периодами замедления – это:

неравномерность развития

Цикличность развития

метаморфозы развития

сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии

Теории психического развития в возрастной психологии сравнивались:

Львом Семеновичем Выготским

Карен Хорни;

Эриком Берном

Аристотелем

Построение периодизации развития на основе нескольких существенных внутренних критериев характерно:

для периодизации Вильяма Штерна

для периодизации Павла Петровича Блонского

Для периодизации Даниила Борисовича Эльконина

для периодизации Зигмунда Фрейда

Самосознание личности в основном складывается:

к 3-м годам

к одному году

К 17-ти годам

к 11-ти годам

Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе особенно детально раскрыта в работах:

Жана Пиаже

Сократа

Льва Семеновича Выготского

Зигмунда Фрейда

Основные этапы психического развития человека включают:

Детство, отрочество, юность, зрелость, старость

созревание и старение

созревание

старение

К атавистическим рефлексам у младенца относится:

коленный рефлекс

рефлекс позвоночника

ахиллов рефлекс

Хватательный рефлекс

К тупиковым видам движения младенца относится:

ползание

сидение

вставание на ноги

Раскачивание на четвереньках

Умственная отсталость, как отклонение в психическом развитии:

может быть преодолена при правильном обучении и воспитании

Не может быть совсем преодолена ни при каких условиях

может сама пройти с возрастом

сложно сказать что-то определенное

Понимание смысла всех слов окружающих складывается:

к 3-м годам

к концу 1 года

К 6-ти годам

к 2-м годам

Развитие самосознания в раннем возрасте начинается:

С узнавания себя в зеркале

с употребления местоимения «Я»

с осознания собственных желаний

с усвоения своего имени

Психологическая характеристика готовности к школе включает:

Интеллектуальную готовность

физическую готовность

духовную готовность

сложно сказать что-то определенное

Логика игровых действий определяется жизненной последовательностью:

на первом уровне развития игры

на втором уровне развития игры

На третьем уровне развития игры

на четвертом уровне развития игры

Речь дошкольника, полностью описывающая ситуацию, называется:

Контекстной речью

ситуативной речью

объяснительной речью

автономной речью

К проявлению психической депривации в дошкольном возрасте относится:

амбивалентность поведения

Замкнутость

боязнь безопасных предметов

отсутствие интереса к новым игрушкам.

Доминирующей психической функцией в младшем школьном возрасте становится:

Мышление

внимание

память

восприятие

Основной проблемой подросткового возраста является:

дефицит общения с матерью

невладение элементарными навыками самообслуживания

Тенденция к взрослости

Черты акцентуированного характера у подростков проявляются:

в любой ситуации

Равнозначная любовь

неразделенная любовь

влюбленность

Одним из центральных психологических новообразований молодости является:

профессиональное самоопределение

У авиадиспетчеров

у преподавателей

у ученых

Опережение психологического возраста хронологическим возрастом в зрелости означает:

инфантилизм

Преждевременное старение

адекватность развития

сложно сказать что-то определенное

Возраст от 70 до 79 лет — это:

предстарческий период

Старческий период

позднестарческий период

дряхлость

Поиски умирающим человеком способов продления своей жизни, — это:

стадия отрицания смерти

стадия гнева

Стадия торга

стадия депрессии

В качестве метода возрастной психологии не используется:

метод наблюдения

формирующий эксперимент

Неравномерность развития

цикличность развития

метаморфозы развития

сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии

Главными источниками и движущими силами психического развития являются:

мотивация, потребности и внешние стимулы

особенности исторической эпохи

системы воспитания

Системы обучения

Плавное и постепенное течение процесса развития характерно:

для периода роста

для всей жизни

для кризисного периода

Для стабильного периода

Структурными звеньями самосознания являются:

внешняя и внутренняя речь

Сенсомоторного интеллекта

репрезентативного интеллекта и конкретных операций

формальных операций

теоретического мышления

Психическое развитие в младенчестве зависит от особенностей:

системы обучения

Общения с матерью

системы социального обеспечения

системы воспитания

На всю жизнь сохраняется:

Коленный рефлекс

рефлекс позвоночника

сосательный рефлекс

хватательный рефлекс

Новообразованием кризиса одного года является:

развитие активного словаря

развитие пассивного словаря

развитие тонкой моторики

Аффективная реакция

Психическое развитие в раннем детстве в наибольшей степени определяется ходом развития:

К 3-м годам

к концу 1 года

к 6-ти годам

к 2-м годам

Стремление ребенка 3-х лет делать все самостоятельно — это:

негативизм

Своеволие

протест-бунт

обесценивание взрослых

Отражаемая в играх дошкольников действительность — это:

Сюжет ролевой игры

содержание ролевой игры

продолжительность ролевой игры

уровень развития ролевой игры

Логика игровых действий определяется принятой на себя ролью:

на первом уровне развития игры

Объяснительной речью

автономной речью

Одним из проявлений кризиса 7-ми лет является:

Неестественность поведения

автономная детская речь

негативизм

упрямство

Проблема перехода от младшего школьного возраста к подростковому возрасту особенно остра:

в первом классе

В пятом классе

в седьмом класс

в десятом классе

У подростков внутренние органы растут:

Медленнее, чем скелет

быстрее, чем скелет

с той же скорость, что и скелет

сложно сказать что-то определенное

Система внутренне согласованных представлений о себе — это:

нравственный облик человека

этический кодекс

сложно сказать что-то определенное

«Я-концепция»

Социальная дезадаптация при акцентуации характера в подростковом возрасте:

бывает длительной

бывает постоянной

Бывает непродолжительной

сложно сказать что-то определенное

В подростковом возрасте память становится:

Интеллектуализированной

произвольной

непроизвольной

сложно сказать что-то определенное

При напряженном протекании ранней юности:

Отсутствует

сложно сказать что-то определенное

Стиль студенческой жизни, предполагающий углубленное изучение предметов, — это:

профессиональная субкультура

студенческая субкультура

академическая субкультура

нонконформистская субкультура

Любовь, при которой любит только один из супругов, — это:

безусловная любовь

равнозначная любовь

Неразделенная любовь

влюбленность

Мотивы получения удовольствия преобладают:

У ученых

Центральным психологическим новообразованием зрелости является:

продуктивность в профессиональном и семейном плане

самосознание

окончательное самоопределение;

профессиональное самоопределение

Возраст от 80 до 89 лет — это:

предстарческий период

старческий период

Позднестарческий период

дряхлость

Ощущение безнадежности от предстоящей разлуки с жизнью — это:

стадия отрицания смерти

стадия гнева

стадия торга

Стадия депрессии

Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки рассматриваются:

в зоопсихологии

в методологии психологии

в дефектологии

Метаморфозы развития

сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии

Основными условиями психического развития являются:

применяемые технологии обучения

Для всей жизни

для кризисного периода

для стабильного периода

Генезис структурных звеньев самосознания начинается:

с узнавания родителей

с узнавания друзей

С узнавания себя

с отличия знакомых людей от незнакомых

Развитие дооперациональных представлений, по мнению Жана Пиаже, происходит в период развития:

сенсомоторного интеллекта

Автономную детскую речь

Первая эмоциональная реакция новорожденного — это:

комплекс оживления

улыбка

плач

Крик

Одним из проявлений эмоциональной депривации в младенческом возрасте является:

Орудийные действия

лепка

учебная деятельность

Нормальный ход умственного развития в раннем детстве определяет развитие:

внимания

памяти

мышления

Восприятия

Стремление ребенка 3-х лет не подчиняться требованиям взрослых — это:

Негативизм

своеволие

протест-бунт

обесценивание взрослых

То, что дошкольник выделяет как основной момент деятельности взрослых — это:

Сюжет ролевой игры

содержание ролевой игры

продолжительность ролевой игры

уровень развития ролевой игры

Логика игровых действий четко воссоздает реальную жизнь:

на первом уровне развития игры

на втором уровне развития игры

на третьем уровне развития игры

Наглядно-образное мышление

наглядно-действенное мышление

логическое мышление

пространственное мышление

Вербализм – это одно из проявлений:

личностной неготовности к школе

Адекватной

завышенной

заниженной

неустойчивой

У подростков половых гормонов вырабатывается:

меньше, чем у взрослых

Больше, чем у взрослых

столько же, сколько и у взрослых

сложно сказать что-то определенное

К концу подросткового возраста «Я-концепция»:

только начинает формироваться

окончательно сформирована

сложно сказать что-то определенное

В основном, стабилизируется

Самым примитивным видом подростковых увлечений являются:

Произвольным

непроизвольным

сложно сказать что-то определенное

При сложном протекании ранней юности:

происходят быстрые скачкообразные изменения без особых эмоциональных срывов

происходит плавное продвижение к кризису 17 лет

У преподавателей

у ученых

Человек не достигает психологической зрелости:

Дряхлость

Смирение со своей судьбой и спокойное ожидание смерти — это:

Стадия принятия

стадия гнева

стадия торга

стадия депрессии

Продолжительность ролевой игры к концу дошкольного возраста может составлять:

10-15 минут

30-40 минут

около часа

Несколько часов или дней

Вплетение процессов «обратного развития» в ход эволюции – это:

неравномерность развития

цикличность развития

метаморфозы развития

От его жизненного замысла

от его семейной жизни

Развитие морального сознания личности рассматривается в работах:

Эрика Эриксона

Лоренса Колберга

Артура Владимировича Петровского

Жана Пиаже

Превращение мышления ребенка в гипотетико-дедуктивное, по мнению Жана Пиаже, происходит в период развития:

сенсомоторного интеллекта

репрезентативного интеллекта и конкретных операций

Формальных операций

теоретического мышления

Острота зрения у младенца:

как у взрослого человека

намного лучше, чем у взрослого человека

намного хуже, чем у взрослого человека

Комплекс оживления

Отсутствие интереса к взрослому к концу младенческого возраста — это:

Протест-бунт

обесценивание взрослых

Исторический очерк развития возрастной психологии как науки охватывает период:

с 7 – 6 веков до нашей эры

с середины 18 века

С конца 19 века

с конца 20 века

К сюжетным игрушкам относятся:

Куклы

строительные материалы

пирамидки

камушки

На развитие психических функций в дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает развитие:

внимания

Памяти

мышления

восприятия

Высокая личностная тревожность – это одно из проявлений:

личностной неготовности к школе

интеллектуальной неготовности к школе

физической неготовности к школе

Новый образ физического «Я»

новый образ профессионального «Я»

В подростковом возрасте акцентуации характера:

не проявляются

проявляются в неявной форме

сложно сказать что-то определенное

Проявляются особенно ярко

В подростковом возрасте наиболее тесно связаны со школьным обучением:

информативно-коммуникативные увлечения

Дружба

Кризис 17 лет связан:

Самоопределение

Любовь, при которой объект любви наделяется желаемыми идеальными чертами, — это:

безусловная любовь

равнозначная любовь

неразделенная любовь

Влюбленность

Мотивы призвания в профессиональной и семейной деятельности преобладают:

при гедонистической направленности личности

при эгоистической направленности личности

при духовно-нравственной направленности личности

Потеря смысла жизни

осознание бесцельности прожитой жизни

построение плана жизни

Картотека ОВД (основных видов движений) методическая разработка по физкультуре на тему

Картотека ОВД

(основных видов движений)

Основные виды движений для детей второй младшей группы

Ходьба:

  1. Ходьба обычная в колонне.
  2. Ходьба шеренгой с одной стороны площадки на другую.
  3. Ходьба на носках.
  4. Ходьба с высоким подниманием колен.
  5. Ходьба с выполнением заданий.
  6. Ходьба «змейкой».
  7. Ходьба приставным шагом вперед.

Бег:

  1. Бег в колонне
  2. Бег по кругу, взявшись за руки, держась за веревку.
  3. Бег в разных направлениях.
  4. Бег с одной стороны площадки на другую, расстояние 10—20 м.
  5. Бег по прямой и извилистой дорожке.
  6. Бег в чередовании с ходьбой.
  7. Бег с остановкой
  8. Бег со сменой направления
  9. Бег с ловлей и увертыванием
  10. Бег в быстром темпе (расстояние 10 м)
  11. Бег в медленном темпе (50—60 с)

Прыжки:

  1. Подпрыгивания на двух ногах (ноги вместе — ноги врозь)
  2. Прыжок вверх с касанием предмета головой
  3. Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед на расстояние 2—3 м
  4. Прыжок в длину с места (30—40 см)
  5. Прыжок в плоский обруч, лежащий на земле
  6. Прыжок в глубину (с высоты 15—20 см)
  7. Прыжок через предмет высотой 5—10 см
  8. Прыжки с ноги на ногу
  9. Прямой галоп

Катание, бросание и ловля, метание

  1. Катание мячей друг другу с расстояния 1,5—2 м в положении сидя ноги врозь, скрестив ноги или стоя.
  2. Катание мячей через ворота (ширина 60—50 см) с расстояния 1—1,5м.
  3. Бросание мяча двумя руками от груди.
  4. Бросание мяча двумя руками из-за головы.
  5. Бросание и ловля мяча от воспитателя с расстояния 1—1,5 м.
  6. Бросание мяча вверх и попытки его ловить.
  7. Бросание мяча о землю и попытки ловить.
  8. Бросание большого мяча двумя руками через верёвку, сетку
  9. Бросание маленького мяча одной рукой через веревку, сетку
  10. Метание в горизонтальную цель двумя руками снизу и от груди с расстояния 1,5—2 м.
  11. Метание в горизонтальную цель одной рукой.
  12. Метание мяча, мешочка вдаль правой и левой рукой.
  13. Метание в вертикальную цель сверху правой и левой рукой с расстояния 1—1,5 м.

Ползание и лазанье

  1. Ползание в прямом направлении на расстояние 4—6м. Ползание «змейкой» между расставленными предметами
  2. Ползание на четвереньках по доске, положенной на пол
  3. Подползание под веревку, дугу (высота 40 см)
  4. Ползание по наклонной доске, закрепленной на второй перекладине гимнастической стенки.
  5. Переползание через бревно (верхний край приподнят на 40 см от пола)
  6. Проползание между ножками стула, в обруч, расположенный вертикально к полу
  7. Лазанье по наклонной лестнице
  8. Влезание на гимнастическую стенку и слезание с неё

Равновесие

  1. Остановка во время ходьбы, бега
  2. Ходьба и бег по прямой дорожке (длина 2,5—3 и, ширина 20-25 см)
  3. Ходьба по доске (ширина 20 см)
  4. Ходьба по извилистой дорожке
  5. Перешагивание через лежащие на земле предметы, расстояние между ними 20—25 см.
  6. Перешагивание через рейки лестницы, лежащей на земле
  7. Ходьба по гимнастической скамейке.
  8. Ходьба по кирпичикам, положенным на расстоянии 15 см один от другого
  9. Ходьба по шнуру
  10. Перешагивание через препятствия — рейки или шнуры, положенные на кубы (высота 20—25 см).
  11. Ходьба по наклонной доске, один конец которой приподнят на 20—30 см
  12. Ходьба по бревну со стесанной поверхностью (ширина 20 см),
  13. Стоя на месте, подняться на носки и постоять, сохраняя равновесие.
  14. Кружение на месте в одну сторону, после остановки и отдыха кружение в другую сторону.

Примечание. Руки при движении свободно балансируют.

Основные виды движений для детей средней группы

Ходьба:

  1. Ходьба в колонне со сменой ведущего, темпа
  2. Ходьба в разных направлениях
  3. Ходьба на пятках
  4. Ходьба на внешней стороне стопы
  5. Ходьба мелким и широким шагом
  6. Ходьба с разными положениями рук
  7. Ходьба по кругу с переменой направления
  8. Ходьба приставным шагом в сторону, вперед, назад
  9. Ходьба в чередовании с другими движениями

Бег:

  1. Бег в колонне по одному и парам
  2. Бег в разных направлениях с ловлей и увертыванием
  3. Бегать «змейкой», обегая поставленные в ряд предметы
  4. Бег с ускорением и замедлением темпа
  5. Бег со сменой ведущего
  6. Бег по узкой дорожке, между линиями
  7. Бег широким шагом
  8. Бег в быстром темпе (расстояние 15—20 м)
  9. Бег в медленном темпе (1—1,5 мин)
  10. Бег 40—60 м в чередовании с ходьбой

Прыжки:

  1. Подскоки вверх на месте: ноги вместе, ноги врозь, одна — вперед, другая — назад
  2. Подскоки на месте с поворотами направо, налево
  3. Подскоки вверх на месте, поворачиваясь вокруг себя
  4. Подскоки на месте — 20 раз (повторить 2—3 раза с перерывом)
  5. Прыжок вверх на двух ногах с 3—4 шагов
  6. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м
  7. Прыжки в длину с места (50— 70 см)
  8. Прыжки в длину последовательно через 4—6 линий
  9. Прыжки из круга в круг
  10. Прыжки в глубину с высоты 20—30 см
  11. Прыжки последовательно через 2—3 предмета высотой 5—10 см
  12. Прыжки на месте на правой и левой ноге,
  13. Прыжки с ноги на ногу,
  14. Прямой галоп
  15. Прыгать с короткой скакалкой

Катание, бросание и ловля, метание

  1. Катание мяча, шарика друг другу с расстояния 1,5—2 м
  2. Катание мяча, шарика в ворота (ширина 50—40 см) с расстояния 1,5—2 м
  3. Катание мяча, шарика с попаданием в предметы (расстояние 1,5—2 м)
  4. Катание мяча, шарика между палками, линиями, шнурами на дорожки 2—3 м).
  5. Катание обруча в произвольном направлении
  6. Бросание мяча вверх и ловля (не менее 3—4 раз подряд)
  7. Бросание мяча о землю и ловля
  8. Бросание мяча друг другу и ловля его с расстояния 1—1.5 м
  9. Бросание мяча двумя руками от груди через сетку или веревку, натянутую на высоте поднятой руки ребенка (стоя на расстоянии 2 м)
  10. Бросание мяча двумя руками из-за головы в положении стоя и сидя
  11. Отбивать мяч о землю двумя руками, стоя на месте
  12. Отбивать мяч о землю одной рукой
  13. Метание вдаль правой и левой рукой (к концу года на расстояние не менее 3,5—6,5 м)
  14. Метание в горизонтальную цель с расстояния 2—2,5 м правой и левой рукой
  15. Метание в вертикальную цель (высота центра мишени 1,5 м) с расстояния 1,5—2 м правой и левой рукой
  16. Бросание мяча о стену и ловля (в индивидуальных играх)

Ползание и лазанье

  1. Ползание на четвереньках на расстояние 6—8 м
  2. Ползание на четвереньках в сочетании с подползанием
    под веревку, дугу, палку, поднятую на высоту 40 см прямо и
    боком (правым и левым)
  3. Подлезание под веревку, поднятую на высоту 60 см, не
    касаясь руками пола
  4. Пролезание в обруч, приподнятый от пола на 10 см
  5. Проползание на животе под скамейкой
  6. Ползание на четвереньках между предметами («змейкой»)
  7. Ползать по скамейке на животе, подтягиваясь на руках
  8. Ползание по бревну на четвереньках
  9. Лазать по наклонной лесенке, держась руками за перекладины или за боковые брусья.
  10. Проползание между перекладинами лестницы, стоящей боком на полу
  11. Лазать по гимнастической стенке вверх и вниз, не пропуская перекладин, пытаясь применить чередующийся шаг
  12. При лазанье переходить с пролета на пролет приставным шагом вправо и влево

Равновесие

  1. Остановка во время бега, присесть или повернуться кругом и продолжать бег
  2. После бега по сигналу встать на куб или скамейку
  3. Ходьба по шнуру, положенному прямо, но кругу, зигзагообразно
  4. Ходьба по шнуру с мешочком на голове (вес 400 г, размер 12*18 см)
  5. Ходьба мешочком на ладони по доске (ширина 15 см), лежащей на полу
  6. Ходьба по ребристой доске
  7. Ходить по скамейке ставя ногу с носика, руки в стороны
  8. Ходить по скамейке перешагивая через положенные на ней кубики
  9. Перешагивание через кубы, лежащие на полу рейки, положенные на высоте 40 см
  10. Перешагивание через рейки лестницы, приподнятой от земли на 20—25 см
  11. Разойтись вдвоем на доске или скамейке, начиная идти с двух сторон
  12. Ходьба вверх и вниз по доске (ширина 20—15 см), положенной наклонно
  13. Ходьба по горизонтальному бревну (ширина 15 см, высота 25—30 см)
  14. Ходьба по наклонному бревну
  15. Ходьба по бревну боком (правым и левым) приставными шагами
  16. Кружение в одну и другую сторону (руки на поясе, руки в стороны)
  17. Стоять на одной ноге, вторая согнута и поднята коленом вперед (или в сторону), руки на поясе

Основные виды движений для детей старшей группы

Ходьба:

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы
  2. Ходьба широким шагом
  3. Ходьба в полуприседе
  4. Ходьба со сменой положения рук — вперед, вверх, с хлопками
  5. Ходьба перекатом с пятки на носок
  6. Ходьба в колонне с перестроением в пары
  7. Ходьба «змейкой»
  8. Ходьба в чередовании с другими движениями
  9. Проходить с закрытыми глазами 3—4 м
  10. Продолжительная ходьба в спокойном темпе 35—40 мин

Бег:

  1. Бег на носках
  2. Бег широким и мелким шагом
  3. Бег высоко поднимая колени
  4. Бег с выполнением заданий
  5. Бег в сочетании с другими движениями
  6. Бег в быстром темпе на 10 м (повторить 3—4 раза)
  7. Бег на скорость на расстояние 20—30 м
  8. Челночный бег (3 раза по 10 м)
  9. Чередование ходьбы и бега на 2—3 отрезках пути, по 60—100 м в каждом
  10. Бег в среднем темпе по пересеченной местности на расстояние до 150—200 м
  11. Медленный бег в течение 1,5—2 мин

Прыжки:

  1. Подскоки на месте на двух ногах: одна нога вперед, другая — назад; ноги скрестно — ноги врозь; подскоки с ноги на ногу, с поворотом кругом
  2. Подскоки на месте с хлопками перед собой, над головой, за спиной; ставить руки в стороны, на пояс, к плечам
  3. Прыжки по узкой дорожке на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 3—4 м.
  4. Прыжки на двух ногах боком (правым и левым), прыжки вперед-назад
  5. Прыжки попеременно на одной и другой ноге
  6. Прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед прямо, по кругу
  7. Прыжки (бег прыжками) последовательно через 5—6 предметов высотой 15—20 см, толкаясь одной ногой
  8. Прыжки в длину с места (60—80 см)
  9. Прыжки последовательно из обруча в обруч
  10. Прыжок на возвышение высотой 20 см с места, с нескольких шагов.
  11. Прыжок в глубину с высоты 30 см в обозначенное место.
  12. Боковой галоп.
  13. Прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся) на двух ногах, с ноги на ногу, стоя к ней лицом и боком.
  14. Прыжки через качающуюся скакалку с небольшого разбега.
  15. Прыжки через вращающуюся скакалку.
  16. Прыгать через короткую скакалку на двух ногах, на одной ноге, с продвижением вперед.
  17. Прыжок в высоту с разбега (высота 20—40 см).
  18. Прыжок в длину с разбега (на расстояние не менее 100 см).

Катание, бросание и ловля, метание

  1. Катание мяча, шарика с попаданием в предметы (кегли, бабки и др.), катание «змейкой» между предметами
  2. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд)
  3. Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой (не менее 4—6 раз подряд).
  4. Бросание мяча друг другу с хлопком.
  5. Бросание мяча друг другу и ловля из положения сидя
  6. Бросание мяча друг другу и ловля с поворотом кругом
  7. Бросание мяча друг другу и ловля с отскоком от земли
  8. Бросание мяча друг другу и ловля в движении
  9. Отбивать мяч о землю двумя руками стоя на месте (не менее 10 раз подряд).
  10. Отбивать мяч о землю двумя руками, продвигаясь вперёд шагом в прямом направлении на расстояние 5—б6м
  11. Отбивать мяч о землю одной рукой (правой и левой), продвигаясь вперед
  12. Отбивать мяч о стенку с хлопком, поворотом, отскоком от земли
  13. Метание в горизонтальную цель снизу правой и левой рукой с расстояния 3—4 м.
  14. Метание в вертикальную цель (центр которой на высоте 8 м от земли) правой и левой рукой.
  15. Метание вдаль предметов разного веса (мячи, мешочки, шишки, прутики и др.) правой и левой рукой.
  16. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину
  17. Бросание двумя руками набивного мяча (вес до 1 кг) груди и из-за головы

Ползание и лазанье

  1. Ползать на четвереньках в прямом направлении, толкая головой мяч, на расстояние 7—8 м
  2. Ползание на четвереньках («змейкой») между предметами, под дугами, между перекладинами поставленной на бок лестницы
  3. Проползание по скамейке на предплечьях и коленях
  4. Ползать по скамейке стоя на коленях, подтягиваясь руками
  5. Ползать по скамейке лежа на животе, подтягиваясь руками
  6. Ползание на четвереньках в сочетании с переползанием через скамейки или с подползанием под ними
  7. Пролезание в обруч сверху, снизу, прямо и боком
  8. Влезание по наклонной лестнице, слезание по вертикалькой
  9. Лазанье по гимнастической стенке чередующимся шагом
  10. Лазанье по гимнастической стенке в сочетании со спусканием по наклонной доске
  11. Лазать по гимнастической стенке, поднимаясь вверх по диагонали с пролета на пролет
  12. Перелезание через верх стремянки, заборчика, гимнастической башни, через дерево
  13. Лазанье по верёвочной лестнице
  14. Попытаться лазать по канату

Равновесие

  1. После бега присесть на носках руки в стороны
  2. Ходьба по доске, скамейке (ширина 20—15 см, высота 30—35 см) на носках
  3. Ходить по шнуру приставляя пятку одной ноги к носку другой.
  4. Ходьба по скамейке боком приставными шагами.
  5. Ходить по скамейке перешагивая набивные мячи или кубы (высота 20 см).
  6. Ходьба по скамейке с мешочком на голове, руки в стороны или за спиной.
  7. Ходить по скамейке с наклонами, раскладывая или собирая кубики, мешочки с песком.
  8. Ходить по скамейке прокатывая мяч двумя руками перед собой.
  9. Ходьба по скамейке, на середине присесть, коснуться руками скамейки, выпрямиться, идти дальше.
  10. Ходьба по скамейке с поворотом кругом.
  11. Вбегать и сбегать по наклонной доске ( ширина 20-15 см), верхний конец поднят на высоту 35—40 см
  12. Ходьба по горизонтальному и наклонному бревну (высота 35—40см)
  13. Ходьба по скамейке на четвереньках.
  14. Стоять на полу на одной ноге, вторая прямая поднята вперед, в сторону или назад («ласточка»)
  15. Стоять на полу на одной ноге, вторая согнута, поднята вверх, на колене мешочек с песком
  16. Стоять на скамейке, подниматься на носки и опускаться на всю стопу (4—5 раз).
  17. Стоять на гимнастической скамейке на одной ноге (считать до 3—5), чередовать правую и левую ногу
  18. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки с поддержкой
  19. Кружиться парами, держась за руки (5—10 с)

Основные виды движений для подготовительной группы

Ходьба:

  1. Ходьба скрестным шагом
  2. Ходьба в приседе и полуприседе
  3. Ходьба выпадами
  4. Ходьба спиной вперед
  5. Ходьба гимнастическим шагом
  6. Чередование разных видов ходьбы
  7. Ходьба в разных построениях
  8. Проходить с закрытыми глазами 4—5 м
  9. Ходьба с преодолением препятствие
  10. Продолжительная ходьба 40—45 мин

Бег:

  1. Бегать, отводя назад согнутые ноги в коленях
  2. Бегать, поднимая вперед прямые ноги
  3. Бег прыжками
  4. Бег в сочетании с другими движениями (ведение мяча, со скакалкой, прыжками)
  5. Бег широким шагом через препятствия высотой 10—15 см.
  6. Бег из разных стартовых положений
  7. Бег на скорость — дистанция 30 м
  8. Челночный бег (5 раз по 10 м)
  9. Чередование ходьбы и бега на 3—4 отрезках пути, по 100—150 м каждый
  10. Бег в среднем темпе по пересеченной местности на расстояние 200—300 м
  11. Медленный бег в течение 2—3 мин

Прыжки:

  1. Прыжок вверх на двух ногах на месте с поворотом кругом:
  2. Прыгать вверх, смещая ноги вправо, влево,
  3. Прыжок вверх из глубокого приседа.
  4. Прыгать вверх с разбега, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка на 25 — 30 см.
  5. Прыжки с продвижением вперед на расстояние 5 — 6 м.
  6. Прыжки с продвижением вперед по гимнастической скамейке
  7. Прыжки боком с продвижением вперед, перепрыгивая через линию
  8. Прыжки с продвижением вперед с зажатым между ног предметом.
  9. Прыгать попеременно на одной и другой ноге, продвигаясь вперед с активными взмахами рук, поднимая ногу коленом вперед
  10. Во время ходьбы перепрыгивать через 6 — 8 предметов высотой 15 — 20 см (мячи, барьеры)
  11. Прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед и толкая перед собой камешек, льдинку
  12. Прыжки через линию или веревку на одной ноге вперед и назад, вправо и влево, на месте и с продвижением вперед
  13. Прыжок в длину с места 80 — 100 см
  14. Прыжки вверх и вниз по наклонной доске
  15. Прыжок с высоты 30 — 40 см
  16. Прыжок с высоты 30 — 40 см за линию, начерченную перед скамейкой, в круги, выложенные из веревки, в плоские обручи— на расстоянии 15—30 см
  17. Прыжок с высоты с поворотом на 180°
  18. Прыжок с высоты из положения стоя спиной вперед
  19. Прыжок на предмет (высота до 40 см) с нескольких шагов толчком одной ноги
  20. То же, с разбега
  21. Прыжки с короткой скакалкой: на двух ногах с промежуточными прыжками и без них, с ноги на ногу, на одной ноге
  22. Прыжки через короткую скакалку в беге
  23. Прыгать через скакалку, вращая ее назад
  24. Прыгать через длинную скакалку, вбегая под нее с разбега
  25. Прыгать через короткую скакалку парами, стоя друг к другу или друг за другом.
  26. Прыжок в высоту с разбега 40—50 см.
  27. Прыжок в длину с разбега 170—190 см.
  28. Прыгать через длинный обруч, вращая его как скакалку

Катание, бросание и ловля, метание

  1. Бросание мяча вверх и ловля двумя руками (не менее 20 раз подряд)
  2. Бросание мяча вверх и ловля одной рукой (не менее 10 раз подряд)
  3. Бросание мяча друг другу с хлопком, с поворотом, с отскоком от земли, в косом направлении
  4. Бросание мяча друг другу в разных положениях: стоя лицом и спиной, стоя на коленях, сидя по-турецки, лежа
  5. Катание друг другу набивного мяча
  6. Бросание набивного мяча вперед снизу, от груди, через голову назад
  7. Отбивание мяча о землю поочередно одной и другой рукой несколько раз подряд
  8. Отбивать мяч о землю двумя руками, продвигаясь бегом на расстояние 6—8 м
  9. Отбивать мяч о землю одной рукой, продвигаясь вперед в прямом направлении.
  10. Отбивать мяч о землю, продвигаясь по кругу
  11. Отбивать мяч о землю, двигаясь «змейкой»
  12. Метание в горизонтальную цель правой и левой рукой с расстояния 4 – 5 м
  13. Метание вдаль на расстояние 6—12 м правой и левой рукой
  14. Метание в вертикальную цель правой и левой рукой
  15. Метание в цель из исходных положений стоя на коленях, сидя, лежа
  16. Метание в движущуюся цель правой и левой рукой
  17. Метание вдаль с нескольких шагов.
  18. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину с места и с 2—3 шагов
  19. Отбивание мяча через сетку несколькими игроками с передачей друг другу (элементы волейбола)
  20. Бросание и ловля мяча от стены с разными заданиями: с отскоком от земли, с поворотом кругом, по косому направлению, с перепрыгиванием через отскочивший мяч
  21. Метание вдаль и вверх предметов разного веса и формы (мячей, мешочков, палочек, картонных дисков, прутов – дротиков и др.)

Ползание и лазанье

  1. Ползание по скамейке на четвереньках назад
  2. Ползание по бревну
  3. Ползание по скамейке на животе и на спине, подтягиваясь руками
  4. Ползание по полу на животе
  5. Ползание на четвереньках животом вверх с опорой на ступни и ладони.
  6. Лазанье на четвереньках по горизонтальной лестнице, приподнятой на высоту 50 см.
  7. Лазанье по гимнастической стенке чередующимся шагом
    ритмично, быстро.
  8. Лазанье вверх по гимнастической стенке, слезание по диагонали.
  9. Перелезание через препятствие
  10. Лазанье по веревочной лестнице,
  11. Лазанье по канату.
  12. Лазанье по гимнастической стенке: вверх — по одному пролёту, вниз — по диагонали.

Равновесие

  1. Ходьба по доске, скамейке (ширина 15—10 см, высота 35-40см)
  2. Ходьба по скамейке, посередине перешагнуть палку, веревку
  3. Ходьба по скамейке, посередине пролезть в обруч, под натянутой над скамейкой веревкой (высота 50 см).
  4. Ходьба по гимнастической скамейке на четвереньках с мешочком на спине
  5. Ходить по скамейке приседая на одной ноге, а другую, пронося прямой вперед сбоку скамейки
  6. Ходьба по скамейке, на середине присесть, повернуться кругом, встать, идти дальше
  7. Ходьба по скамейке, на каждый шаг высоко поднимать прямую ногу вперед и делать под ней хлопок
  8. Ходьба по скамейке, на середине перепрыгнуть через верёвку (высота 20.см), идти дальше
  9. Ходьба по горизонтальному и наклонному бревну (ширина стесанной поверхности 15—10 см, высота 40 см) прямо и боком, с разными положениями рук (в стороны, на пояс, вверх, за голову)
  10. Ходьба на четвереньках по доске, скамейке, бревну
  11. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки
  12. Ходьба по шнуру по-медвежьи (ступни на шнуре, ладони справа и слева от шнура)
  13. Ходьба по линии спиной вперед
  14. Ходьба по рейкам перевернутой вверх качалки
  15. Ходьба по гимнастической скамейке спиной вперед
  16. Ходьба приставными шагами по большому обручу (диаметр 1 м)
  17. Ходить, перешагивая через палки, положенные на стулья
  18. Стоя на скамейке, прыгнуть вверх и мягко приземлиться на скамейку
  19. Бросать и ловить мяч парами, стоя на скамейке
  20. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед по наклонной доске, скамейке
  21. Сидя на скамейке поперёк с опорой рук сзади, приподнимать и опускать прямые ноги; сидя, поворачиваться на 360°направо и налево
  22. Стоять на одной ноге, закрыв глаза
  23. После бега, прыжков, кружения сделать «ласточку»
  24. Прыгать на одной ноге вперед, удерживая на колене другой (согнутой) ноги мешочек с песком
  25. Встать и сесть без помощи рук, удерживая на голове мешочек с песком.

Основные виды механического движения

Характеристики механического движения тела:

— траектория (линия, вдоль которой движется тело),

— перемещение (направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела M1 с его последующим положением M2),

— скорость (отношение перемещения ко времени движения — для равномерного движения).

В зависимости от траектории движение тела разделяются на:

— прямолинейные;

— криволинейные.

В зависимости от скорости движения разделяются на:

— равномерные,

— равноускоренные

— равнозамедленные

В зависимости от способа перемещения движения бывают:

— Поступательное

— Вращательное

— Колебательное

— Сложные движения (Например: винтовое движение, в котором тело равномерно вращается вокруг некоторой оси и в тоже время совершает вдоль этой оси равномерное поступательное движение)

Поступательное движение – это движение тела, при котором все его точки движутся одинаково. В поступательном движении всякая прямая, соединяющая любые две точки тела остается параллельной сама себе.

Вращательное движение – это движение тела вокруг некоторой оси. При таком движении все точки тела совершают движение по окружностям, центром которых является эта ось.

Колебательное движение – это периодическое движение, которое совершается поочерёдно в двух противоположных направлениях.

Например, колебательное движение совершает маятник в часах.

Поступательное и вращательное движения – самые простые виды механического движения.

Прямолинейным и равномерным движение называется такое движение, когда за любые сколь угодно малые равные промежутки времени тело совершает одинаковые перемещения. Запишем математическое выражение этого определения s = υ ? t. Это значит, что перемещение определяют по формуле, а координату — по формуле.

Равноускоренным движением называется движение тела, при котором его скорость за любые равные промежутки времени увеличивается одинаково. Для характеристики этого движения нужно знать скорость тела в данный момент времени или в данной точке траектории, т. е. мгновенную скорость, а также ускорение.

Мгновенная скорость — это отношение достаточно малого перемещения на участке траектории, примыкающей к этой точке, к малому промежутку времени, в течение которого это перемещение совершается.

υ = S/t. Единица измерения в системе СИ м/с.

Ускорение — величина, равная отношению изменения скорости к промежутку времени, в течение которого это изменение произошло. α = ?υ/t (системе СИ м/с2) Иначе, ускорение — это быстрота изменения скорости или приращение скорости за каждую секунду α • t . Отсюда формула мгновенной скорости: υ = υ0 + α•t.

Перемещение при этом движении определяют по формуле: S = υ0 t + α • t2/2.

Равнозамедленным движением называется движение, когда ускорение имеет отрицательную величину, скорость при этом равномерно замедляется.

При равномерном движении по окружности углы поворота радиуса за любые равные промежутки времени будут одинаковы. Поэтому угловая скорость ω = 2πn, или ω = πN/30 ≈ 0.1N , где ω -уговая скорость n — число оборотов в секунду, N — число оборотов в минуту. ω в системе СИ измеряется в рад/с. (1/c)/ Она представляет угловую скорость, при которой каждая точка тела за одну секунду проходит путь, равный её расстоянию от оси вращения. При этом движении модуль скорости постоянный, он направлен по касательной к траектории и постоянно меняет направление (см. рис.), поэтому возникает центростремительное ускорение.

Период вращения Т = 1/n — это время,за которое тело совершает один полный оборот, поэтому ω = 2π/Т.

Линейная скорость при вращательном движении выражается формулами:

υ = ωr, υ = 2πrn, υ = 2πr/T, где r — расстояние точки от оси вращения. Линейная скорость точек, лежащих на окружности вала или шкива, называется окружной скоростью вала или шкива (в системе СИ м/с)

При равномерном движении по окружности скорость остается постоянной по величине но все время меняется по направлению. Всякое изменение скорости связано с ускорением. Ускорение изменяющее скорость по направлению называется нормальным или центростремительным, это ускорение перпендикулярно к траектории и направлено к центру ее кривизны (к центру окружности, если траектория окружность)

αп = υ2/R или αп = ω2R (так как υ = ωR где R радиус окружности, υ — скорость движения точки)

Относительность механического движения – это зависимость траектории движения тела, пройденного пути, перемещения и скорости от выбора системы отсчёта.

Положение тела (точки) в пространстве можно определить относительно какого-либо другого тела, выбранного за тело отсчета A. Тело отсчета, связанная с ним система координат и часы составляют систему отсчета. Характеристики механического движения относительны, т. е. они могут быть различными в разных системах отсчета.

Пример: за движением лодки следят два наблюдателя: один на берегу в точке O, другой — на плоту в точке O1 (см. рис.). Проведем мысленно через точку О систему координат XOY — это неподвижная система отсчета. Другую систему X’O’Y’ свяжем с плотом — это подвижная система координат. Относительно системы X’O’Y’ (плота) лодка за время t совершает перемещение и будет двигаться со скоростью υ = s лодки относительно плота /t v = (s лодки- s плота)/t. Относительно системы XOY (берег) лодка за это же время совершит перемещение s лодки, где s лодкиперемещение плота относительно берега. Скорость лодки относительно берега или . Скорость тела относительно неподвижной системы координат равна геометрической сумме скорости тела относительно подвижной системы и скорости этой системы относительно неподвижной.

Виды систем отсчёта могут быть различными, например, неподвижная система отсчёта, подвижная система отсчёта, инерциальная система отсчёта, неинерциальная система отсчёта.

Двигательные действия

Введение 3

Техника двигательного действия 5

Основы техники двигательного действия 14

Техника физических упражнений 15

Основные биомеханические характеристики 16

Критерии оценки эффективности техники 18

Список используемой литературы 19

Введение

двигательный действие уровень акт

Двигательные действия — это прижизненно приобретённые формы двигательного поведения, специфичные для человеческой деятельности. Они отличаются от врождённых форм моторики — двигательных рефлексов и инстинктов — тем, что причины их происхождения и развития находятся вне биологической организации индивида, в сфере его взаимодействия с окружающей средой, опосредованного различными видами и уровнями её внутренней, психологической репрезентации. Этим определяется двойственность природы двигательных действий человека: их функциональные свойства (не редуцированные, а рассматриваемые в полном своём объёме) преимущественно психологичны, в то время как их реализация обеспечивается работой анатомо-физиологических механизмов, имеющих свою, непсихологическую специфику. Двигательное действие, таким образом, — одна из высших форм психофизического единства, неисчерпаемого в своих конкретных проявлениях.

Отдельное двигательное действие (например, приседание) — основной элемент физического упражнения (процесса многократного выполнения двигательных действий, который может быть организован либо в виде многократного повторения какого-либо одного двигательного действия — прыжка, наклона и т. п., либо в форме разнообразной двигательной деятельности, включающей множество различных действий — подвижная игра, комплекс гимнастических движений и т. п.).

В качестве физических упражнений используются различные по сложности, двигательному составу и структуре движения и двигательные действия:

  • простые движения и их сочетания (аналитические). Составляют основу упражнений, избирательно направленных на воспитание различных двигательных способностей (силовых, скоростных и других), на обучение сложным двигательным действиям, а также воздействующих на организм в целях развития, поддержания и восстановления его функций. В качестве физических упражнений широко используются также целостные естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метания, плавание и т. д.)
  • другие действия, имеющие прикладное значение для жизни, спорта и военной подготовки.

Двигательная деятельность может быть направлена на:

  • защиту организма
  • поиски пищи
  • (у человека) — двигательные акты, связанные с бытовой, трудовой, спортивной деятельностью и пр.)

Техника двигательного действия

Двигательные умения и двигательный навык являются последовательными ситуациями на пути формирования двигательного действия. В результате неоднократного повторения двигательное умение автоматизируется и превращается в двигательный навык.

Двигательный навык — одна из форм двигательных действий ребенка. На основе знаний и опыта он приобретает умение выполнять то или иное двигательное действие, научается практическим способам и приемам его применения. При неоднократных повторениях умение переходит в навык. Двигательный навык представляет собой такие формы двигательных действий ребенка, которые характеризуются явлениями автоматизации и приобретаются в результате обучения или жизненной практики. Таким образом, двигательный навык — автоматизированная форма приобретенного двигательного действия. Автоматизированное действие — «осознанно по слову» (А. И. Пуни), т.е. ребенок должен объяснить последовательность выполняемого упражнения. Эту способность он приобретает при правильном методическом обучении в старшем дошкольном возрасте. Навык возникает на основе умения и вместе с тем сам является основой для возникновения новых умений.

Значительный вклад в понимание формирования двигательных навыков в процессе обучения внесли теоретические исследования Н. А. Бернштейна. Он доказал: под воздействием двигательных действий организм делается сильнее, выносливее, ловчее, искуснее. Это свойство организма назвали упражняемостью. Повторения двигательных упражнений нужны для того, чтобы раз за разом, каждый раз все удачнее, решать поставленную двигательную задачу и тем самым доискиваться наилучших способов ее решения. Повторные решения этой задачи нужны еще и потому, что в естественных условиях внешние обстоятельства не бывают в точности одинаковыми, так же как и сам ход решения двигательной задачи не повторяется дважды подряд одинаково. Всякое повторение движения, по мнению Н. А. Бернштейна, «есть повторение без повторения». Ребенку необходимо набраться опыта по разнообразно видоизмененной двигательной задаче, поставленной перед ним, и ее внешнему окружению, и, прежде всего, по всему разнообразию тех впечатлений, с помощью которых совершаются сенсорные коррекции данного движения. Это необходимо для того, чтобы приспособиться даже к незначительному и неожиданному изменению обстановки или самой двигательной задачи. В становлении двигательного навыка важнейшую роль играет нервная система. Для выработки двигательного навыка мозг нуждается в довольно долгом упражнении.

Из-за огромного избытка степеней свободы движений ребенка никакие двигательные импульсы к мышцам, как бы точны они ни были, не могут сами по себе обеспечить правильного движения согласно его желанию. Изменение условий выполнения движения возможно только при включении механизма сенсорной коррекции. Чтобы испытать все ощущения, которые лягут в основу изучаемого движения, и подготовить основу для сенсорной коррекции, необходимо неоднократное повторение двигательного действия.

Построение навыка — это смысловое цепное действие, в котором нельзя пропускать ни одного звена. Формирование двигательного навыка находится под контролем нервной системы и представлены в ней многоуровневой системой управления двигательным действием. Любой двигательный акт может быть построен только благодаря строгой иерархии уровней мозга. Всего насчитывается пять уровней: «А», «В», «С», «Д», «Е». Каждый из уровней имеет собственную обслуживающую бригаду органов чувств (эфферентов).

Уровень первый — «А»: «Вы в тонусе». Уровень «А» — самый первый и самый нижний. Деятельность каждого уровня связана с определенными отделами нервной системы. Для уровня «А» — это часть спинного мозга, самые нижние отделы мозжечка и все располагающиеся там нервные центры — ядра. Уровень «А» регулирует мышечный тонус (готовность мышц и нервов, снабжающих их, принять и эффективно исполнить команду-импульс из центра), что важно для формирования поддержания тела. На этом уровне осуществляются непроизвольные действия дрожательных движений — дрожь от холода или при повышении температуры; нервная дрожь от волнения или вздрагивание от внезапного резкого звука, луча света и т.д.

Уровень «А» руководит построением и некоторых произвольных действий: вибрационно-ритмические действия (например, обмахивание веером); принятие и удержание определенной позы, в том числе осанки ребенка. При красивой осанке — голова приподнята, корпус выпрямлен, движения свободны. Регулировка пластического мышечного тонуса, осуществляемая уровнем «А», во многом зависит от шейно-тонического рефлекса (положения головы и шеи).

Уровень второй — «В»: движения-штамп. Это уровень содружественных движений и стандартных штампов. Он очень важен, так как руководит «локомоторным» механизмом, оснащенным четырьмя конечностями-движителями. Анатомически уровень «В» обеспечивается самыми крупными подкорковыми ядрами. Этот уровень перерабатывает и посылает в мозг информацию о величине суставных углов, о скорости перемещения в суставах, о силе и направлении давления на мышцы и глубокие ткани конечностей и туловища.

Уровень «В» обеспечивает точность воспроизведения движения. Ритмичное, качательное движение, например движение руки при ходьбе, точно повторяет предыдущее, в результате как бы штампуются одинаковые действия. Поэтому уровень «В» называется уровнем штампов, настолько точны повторяемые на этом уровне движения.

Уровень «В» определяет три важнейших качества, необходимых для построения движений:

  1. вовлечение в работу десятков мышц, осуществляющих движение;
  2. способность стройно и налажено вести движение во времени;
  3. вытекающее из предыдущего — способность к чеканной повторяемости движений не только по времени, но и по рисунку действия.

Человеку необходимо «штамповать» движения, иначе все огромное богатство мышечных действий пришло бы в хаотическое, неуправляемое состояние. Движения-штампы необходимы еще и потому, что они осуществляются без участия сознания, тем самым освобождая мозговые системы для разнообразной деятельности.

Уровень «В» самостоятельно руководит немногими действиями, не связанными с окружающим пространством. Он получает в основном сведения о действиях своего собственного тела: это непроизвольное движение потягивания после сна, двигательные проявления эмоций, в том числе гримасы на лице (по выражению лица, некоторым движениям корпуса, рук, плеч можно определить эмоциональное состояние ребенка), наклоны, изгибы тела, разнообразные ритмические движения, в том числе и некоторые танцевальные.

Поскольку уровень «В» не связан с вестибулярной системой (с органами равновесия, мозжечком) и имеет слабые связи со зрением и обонянием, он с готовностью берет на себя всю внутреннюю, «черновую» проработку сложного движения, осуществляемую в глубинах человеческого организма. Он как бы ведет внутреннюю координационную подготовку ходьбы, бега, оформляя все действия этого множества содружественных движений: готовит рисунок ходьбы, основу движения рук и ног, без которой передвижение по любой плоскости — гладкой или неровной — будет невозможным. Но делается это в отвлеченном виде, вне конкретной обстановки, хотя наша ходьба и совершается куда-то, по какой-то поверхности, мимо каких-то препятствий, по неровностям, ступенькам, поворотам и т.д. И, тем не менее, эти обстоятельства недоступны уровню «В». Их учитывает при ходьбе и преодолевает следующий уровень — уровень «С».

Уровень третий — «С»: человек и пространство. Этот уровень Н.А.Бернштейн называл уровнем пространственного поля и считал одним из самых ответственных в построении движений. В отличие от предыдущих уровней уровень «С» имеет ряд важнейших отличительных черт.

Во-первых, он связан с внешним миром. Теснейшие взаимоотношения с ним — важнейшее качество уровня «С».

Во-вторых, на уровень «С» уже работают и телерецепторы, и в первую очередь зрение, которое безгранично расширяет и увеличивает объем и качество поступающей в организм информации.

Третьей особенностью пространственного поля является его несдвигаемость. Благодаря качественно переработанной информации, в которой отражается прошлый опыт (а малыш его приобретает уже в колыбели), ребенок воспринимает неподвижность окружающего мира. Движения, совершаемые под руководством уровня «С», не содержат элементов повторяемости или чередования.

Еще одним важнейшим свойством пространственного поля является его метричность и геометричность. Тщательная оценка расстояний, размеров и форм предметов определяет важнейшее качество таких действий ребенка, как меткость, точность, без чего неточные его действия не достигли бы цели.

Благодаря этим качествам уровень «С» руководит особо важными движениями человеческого тела. Эти движения всегда «ведут откуда-то, куда-то и зачем-то». Они «несут, давят, тянут, берут, рвут, перебрасывают. Они имеют начало и конец, приступ и достижение, замах и бросок», т.е. движения этого уровня имеют переместительный характер и обязательно приспосабливаются к пространству, в котором они протекают. Это качество — одно из важнейших для движений этого уровня, который поэтому и называется «пространственным».

Н.А. Бернштейн отмечает, что предыдущий уровень «В» конструирует ходьбу — сложнейший двигательный акт, в котором принимают участие десятки мышц и сочленений. Но эта ходьба остается отвлеченным, как бы «выставочным», макетом, с которым можно познакомиться и даже полюбоваться им. Но целесообразным действием ходьба станет только после того, когда в ее осуществление включится уровень «С». Тогда нога, шагающая по земле, «учтет» и приспособится ко всем неровностям и сложностям дороги, определится оптимальная длина шага и частота движений, которые будут наиболее экономичны для пешехода. Если это будет ходьба по лестнице, то стопа будет наступать на край или середину ступеньки, а длина шага приспособится точно к расстоянию между двумя ступеньками. Если ступеньки окажутся неровными, выщербленными, то нога «постарается» обойти эти неровности или приспособиться к ним с наименьшим ущербом для шагающего человека.

Для уровня «С» характерна возможность варьировать действия без ущерба для точности движения. При этом обязательно достигается конечный результат. Для этого уровня характерна также вариативность и взаимозаменяемость двигательных компонентов, а также переключаемость движения с одного органа на другой

Движение

В повседневной жизни нам регулярно приходится сталкиваться с различными видами движения. Мы видим, как ходят люди, едут машины, плывут облака, летят птицы и самолеты и т.д.

Что такое движение?

Движение — это перемещение тела в пространстве относительно других тел с течением времени. Например, с уверенностью сказать, что автомобиль движется, можно только после того, как мы увидим перемещение этого автомобиля относительно неподвижного объекта, например дома, магазина, пешеходного перехода или автобусной остановки. Точно так же мы определяем, движется ли самолет, велосипед, поезд или человек.

Движение — это изменение со временем положения в пространстве

Относительность движения

Интересный момент: представь, что ты с родителями едешь в машине. Находясь в автомобиле, ты движешься относительно дороги, но относительно самой машины и родителей, которые сидят рядом, ты находишься в состоянии покоя. Именно поэтому, когда речь идет о движении тела, нужно обязательно указывать, относительно каких тел происходит это движение.

Чтобы говорить о движении любого тела, нужно быть уверенным в том, что с течением времени положение этого тела меняется относительно других, окружающих его тел. Например, если положение автомобиля меняется относительно пешеходного перехода, то можно говорить о том, что этот автомобиль движется.

В природе движется все

Физика чаще всего рассматривает движение тел относительно Земли. Примеров механического движения очень много: течение воды, полет самолета, движение человека, кошки или собаки, передвижение автомобиля, перемещение воздуха и т.д.

В это трудно поверить, но в природе движется абсолютно все. Причем движение не останавливается ни на минуту. Ты наверняка не задумывался над тем, что один из примеров механического движения — состояние покоя. Даже когда ты стоишь на Земле, ты движешься относительно Солнца, так как Земля совершает вращательное движение вокруг Солнца.

Что такое траектория?

При перемещении в пространстве тело движется по определенной линии. Эта линия и называется траекторией движения.

Траектория может быть видимой. Например, «хвост» самолета в небе, отпечатки сапог человека или лап собаки на снегу.

Иногда траектория не видна: мы не видим след летящих птиц.

Скорость движения

Все тела движутся, но одни медленнее, другие быстрее. Простые примеры: ты идешь в школу, рядом с тобой по дороге едут автомобили, в небе летят самолеты.

Совершенно очевидно, что ты движешься медленнее автомобиля и самолета, а самолет — быстрее автомобиля. Используя понятие «скорость», ты с уверенностью можешь сказать, что человек, машина и самолет движутся с разными скоростями.

Скорость — это величина, характеризующая быстроту движения. Когда говорят, что человек идет со скоростью 5 км/ч, автомобиль едет со скоростью 60 км/ч, а скорость самолета — 800 км/ч, это означает, что за один час человек пройдет расстояние, равное 5 км, автомобиль проедет 60 км, а самолет за час пролетит 800 км!

Какие бывают виды механического движения?

Механическое движение бывает равномерным и неравномерным.

Человек на эскалаторе, движение Земли вокруг Солнца» капли дождя в безветренную погоду — вот несколько примеров равномерного движения Ходьба человека (довольно сложно идти с постоянной скоростью, особенно в городе), прыжок зверя за добычей, полет птицы или мяча, прыжок лыжника с трамплина — примеры неравномерного движения

Если тело движется с постоянной скоростью и за любые равные промежутки времени проходит равные расстояния, то такое движение называется равномерным.

А если скорость меняется (то увеличивается, то уменьшается), и расстояния, которые проходит тело, становятся неодинаковыми, то такое движение называется неравномерным.

Именно неравномерное движение в природе встречается гораздо чаще.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *