5 шляп мышления

Прием «Шесть шляп мышления» на уроке: как его применять? Описание стратегии и примеры использования

Как работать с приемом «Шесть шляп мышления» на уроках

«Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.

Алгоритм работы с приемом

  1. Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.
  2. Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).

Цвет шляпы определяет направление развития мысли:

  • Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
  • Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
  • Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
  • Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
  • Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

А также:

  • Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.

Это эталон приема «Шесть шляп». Но каждый учитель может адаптировать стратегию, исходя из собственных планов и темы урока.

Примеры использования приема

Предмет: Русский язык.

Тема: Лексика и развитие речи.

Заданная ситуация: сказка «Курочка Ряба». Ученикам предлагается рассказать сказку по-новому, в зависимости от цвета шляп.

  • Белая — деловая речь, много терминов, точных фактов. Например, «Курица по кличке Ряба родилась в 2015 году и уже через 6 месяцев приобрела репродуктивную способность. Хозяева курицы — дед по имени Иванов Петр Алексеевич и его супруга Иванова Антонина Семеновна…».
  • Желтая — в сказке должно быть много эпитетов, сравнений. Здесь употребляется речь художественная, образная.
  • Черная — вполне возможно предложить составить сказку ужасов. Или написать сценарий для экранизации в жанре триллера.
  • Красная — чувственная сказка. Это может быть сказка в стихах.
  • Зеленая — креатив. Сказка должна иметь самый неожиданный конец. Или предложить рассказать сказку с использованием жаргона, либо представить ее в жанре пантомимы.
  • Синяя — нейтральная. Участники этой группы будут представлять жюри.

Предмет: литература.

После изучения произведения, например, «Герой нашего времени», учитель предлагает для групп следующие задания:

  • Белая — факты из истории создания произведения, объяснить поему выбрана именно такая структура, такой жанр.
  • Желтая — найти аргументы, почему это произведение считается одним из лучших в русской классике.
  • Черная — обосновать негативное восприятие главного героя. Либо доказать, что этот роман неактуален в наши дни.
  • Красная — рассказать об эмоциях, чувствах и впечатлениях после прочтения произведения.
  • Зеленая — доказать, что роман актуален в наши дни, чему он учит современных подростков.
  • Синяя — эксперты.

Это лишь два варианта использования приема «Шесть шляп мышления» на уроках. По аналогии можно составить задания для групп и на уроках по другим предметам. Допустимо, что будет, например, не 6, а 4 шляпы. Обучение — дело творческое, так что при известной доли фантазии этот прием поможет разнообразить работу на уроке.

Также о приеме «Шесть шляп» вы можете прочитать и .

Мастер-класс для воспитателей по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Нина Мокрушина
Мастер-класс для воспитателей по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Форма: мастер-класс

Оборудование: 6 шляп,

Цель:

• Познакомить с методом развития творческого мышления – методом «Шести Шляп Мышления» Эдварда де Боно

Задачи:

• Показать участникам возможности использования резервов группового мышления

• Воспитывать культуру обмена мнениями

• Способствовать дальнейшему развитию эффективного творческого мышления педагогов.

•Продолжить работу над формированием компетенций: познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, компетенцией личностного совершенствования.

Преимущества метода

• Наглядность применения.

• Параллельное мышление.

• Умение владеть ситуацией и видеть решение с нескольких точек зрения

Ход мастер-класса.

Однажды по городу Нина гуляла,

В один магазинчик случайно попала.

В нем продают ни духи, ни перчатки,

А просто красивые, модные шляпки.

Решила примерить одну и другую.

А может вон ту? Подскажите какую?

Я выбрала шляпу, сразу надела

И что же такое, она загалдела!

Послушай, я шляпа совсем не простая,

Волшебная шляпа. Шляпа живая.

А ты деловая, как я погляжу.

Решила все шляпы вокруг перемерить?

Возьми лучше все. Можешь мне верить.

Стою в этой шляпе, с краями обвислыми.

А в голову лезут разные мысли.

Шляпы цветные с собой забрала,

Сегодня сюда я их принесла.

Хочу рассказать вам о них.

Интересно!

Недаром о них завела разговор,

Ведь шляпа совсем не простой головной убор.

Организационный момент.

ПРИТЧА

В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер-класс. Надеюсь, что он будет для вас интересным и полезным, принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работ.

Согласитесь, от изменения цвета меняется и наше восприятие. Вот и метод Эдварда де Боно представляет нам Шесть метафорических шляп разных цветов, каждая из которых представляет основной тип мышления.

— Мне вспомнились слова

«ЧЕЙ ОБРАЗ НА СЕБЯ МЫ ПРИМЕРЯЕМ, С ТОЙ ГАММОЙ ПОРОДНИМСЯ МЫ ДУШОЙ…»

Принцип работы в режиме «Шляпы Мышления» состоит в том, что каждый в процессе обсуждения проблемы одевает на себя определенную «Мыслешляпу» и работает определенный промежуток времени «под полями выбранной шляпы» в соответствии с правилами, определенными для каждой «шляпы».

— Попробуйте определить типы использования шляпы.

1. Надеть Шляпу (использование шляпы конкретного цвета). 2. Снять Шляпу (уйти от мышления). 3. Сменить Шляпу (переключить мышление). 4. Обозначить свое Мышление (намерение использовать определенный тип мышления).

Для того, чтобы эта методика заработала, обозначим проблему, которая в действительности в данное время волнует нас.

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» легко может быть использован на занятии любой области. Использование данного метода развивает способность структурировать информацию, в «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.

Автор считает, что творческое начало не является природным качеством ума. Творчеству можно и нужно учить. В основе «Шести Шляп» лежит идея параллельного мышления (латеральное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют).

На самом деле метод Шести шляп имеет волшебное значение— это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

В цветной печати основные цвета наносятся на бумагу по отдельности. Но, в конце концов, все они смешиваются и дают цветную картинку. Данный метод предлагает сделать то же самое в отношении нашего мышления. Вместо того, чтобы думать обо всем одновременно, мы можем научиться оперировать различными аспектами нашего мышления по очереди. В конце работы все эти аспекты будут собраны вместе, и мы получим «полноцветное мышление».

Почему используется головной убор — шляпа?

Шляпа — это предмет туалета, который легко надеть и снять. Головной убор указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек (бейсбольная кепка, солдатская пилотка и т. д., а в соответствии с этим предлагает новую модель поведения, новый взгляд на окружающее.

Описание Метода шести Шляп

Шесть метафорических Шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления.

БЕЛАЯ ШЛЯПА:

— С чем связан белый цвет? (бумага, документальность, факты, цифры и информация).

Белый цвет наводит на мысль о бумаге. Белая Шляпа связана с информацией, используется для привлечения прямого внимания к имеющейся в распоряжении информации или пропущенной информации (люди чаще передают мнение о информации, а не саму информацию). В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима, и как нам ее получить.

— Какими будут вопросы, если мы надеваем Белую Шляпу?

— Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна? Какой информации нам не хватает? Как получить недостающую информацию? Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию? На какие вопросы мы должны получить ответы?

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА: (ваши ассоциации, солнечный свет, оптимизм, надежда, преимущества, выгода, логический позитив, оптимистичный настрой.

С Желтой Шляпой мы пытаемся найти ценное и выгодное. Желтая Шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи, предложения и их логическое обоснование. Даже если не нравится идея, Шляпа предлагает искать выгодные моменты, хорошие стороны.Вопросы:

— Что в этом хорошего? Каковы преимущества? Кому это выгодно? Откуда появятся преимущества? Каковы различные ценности? Зачем это делать? Каковыми будут результаты? Есть ли в этом выгодные стороны? При каких условиях это будет выгодно?

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА: (Ассоциации) осторожность, критика, опасность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам.

Черный цвет напоминает о мантии судьи, означает осторожность. Неслучайно основная функция – предостережение. Черная Шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям, защищая нас от безрассудных и непродуманных действий. Она говорит, почему что-то может не получиться. Без Черной Шляпы мы постоянно попадали бы в беду. Указывает на возможные риски и подводные камни. Черная Шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме. Это, возможно, самая полезная Шляпа (чаще всего используемая). Однако Черной Шляпой нельзя злоупотреблять, так как злоупотребление опасно само по себе.

— Назовите характерные для Черной Шляпы вопросы.

— Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие слабые места?

КРАСНАЯ ШЛЯПА: (Ассоциации -) свет, огонь, тепло, эмоции, чувства, интуиция и предчувствия.

Красный наводит на мысль об огне и тепле. Красная Шляпа связана с чувствами, интуицией и эмоциями. Вы можете не осознавать, почему вам что-то нравится, или почему не нравится. Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких бы то ни было объяснений. Ваши чувства существуют, и Красная Шляпа дает возможность их изложить. Это право на собственное мнение. В режиме Красной Шляпы появляется возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

— Вопросы какого характера возникнут под Красной Шляпой?

— Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Находясь под Зеленой Шляпой, мы придумываем новые идеи, подходы, модифицируем уже существующие, исследуем возможности ищем альтернативы,, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая Шляпа позволяет думать о новых возможностях, о внесении предложений, альтернатив, говорить о вариациях существующих идей. Когда используется Зеленая Шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.

— Какие вопросы чаще всего будут звучать под Зеленой Шляпой?

— Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

СИНЯЯ ШЛЯПА: размышления, управление процессом. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.

Синяя Шляпа предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Эта Шляпа предлагает посмотреть на сам процесс мышления. В частности, ее используют в начале любого процесса обсуждения для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Синяя Шляпа упорядочивает последовательность применяемых шляп, суммирует достигнутое.

— Какими будут вопросы у человека в синей шляпе?

— Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент?

Я в синей шляпе. Я отстаиваю мнение согласно выбранной роли, соответственно, не обижаюсь на критику. Потому, что знаю, какой бы не была идея, желтая шляпа ее похвалит, черная покритикует, красная предложит интуитивное решение, зеленая–креативное. Мне, синей шляпе необходимо разработать план реализации идеи.

Ведущий. Предлагаю вам разделиться на группы и «примерить» одну из шляп.

Участники группы работают по сказке «Колобок»

В белой шляпе будет искать в тексте только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.

В красной шляпе – проанализируют текст с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали, какие испытали чувства при чтении.

В чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.

В жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание притчи с позиции оптимиста.

Группа в зелёной шляпе попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.

В синей шляпе и дирижёром оркестра буду я.

На выполнение работы даётся 10 минут. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина. Это универсальный метод, применить его может каждый педагог. Этот метод позволяет сделать занятие или игру красочным и увлекательным действием. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять. Этот метод можно использовать на любом уровне сложности. Шляпы тоже необязательно использовать всех цветов. Метод признаёт значимость всех компонентов- эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент.

Выступление 1-2 минуты на каждую группу.

Ведущий. А теперь послушайте окончание притчи.

Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья?

поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой

стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно.

— Меняйте шляпы, коллеги!

Рефлексия. Упражнение «Мы вместе». Не шляпке написать пожелание друг другу и подарить, кому вам хочется сейчас.

Есть истины, рожденные без споров.

Одну вам расскажу наверняка:

Происхожденье головных уборов

Уходит вглубь, в дремучие века.

Неважно, пьешь мартини ли, кумыс ли,

Хозяин слова ты иль слова раб,

Чтоб обеспечить должный образ мыслей

Имеется широкий выбор шдяп.

На каждом историческом этапе

Куда бы нас эпоха не вела,

Не в голове все дело — дело в шляпе,

Все дело в шляпе, такие вот дела

Без нестандартного мышления и новых концепций движение вперед невозможно.

Эдвард де Боно

Среди других теорий креативности метод специалиста по латеральному мышлению Эдварда де Боно отличается молодостью. Книга «Шесть шляп мышления» (англ. «SixThinkingHats») была впервые опубликована в 1985 г., представив публике технику организации мышления и способ решения творческих задач и споров. Сегодня данная методика стала достаточно популярной, чтобы приобрести как своих поклонников, так и противников. Возможно, философы сочли бы нужным в данной ситуации пошутить относительно герменевтического круга, сказав, что методика, отстаивающая разные взгляды на вещи, сама оценивается по-разному. Но мы без иронии попробуем разобраться в сути техники 6 шляп, её плюсах и минусах, а также возможностях применения.

Чтобы научиться решать творческие задачи и находить нестандартные решения, приходите на нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике».

Метод шести шляп

Эдвард де Боно – британский психолог, консультант в области творческого мышления, писатель. Будучи студентом, изучал медицину, физиологию и психологию. Этим определён его широкий подход к интересующим проблемам, желание разобраться в предмете на стыке дисциплин. Так, по сути, и родилась теория шести шляп мышления, которая сегодня является одной из самых популярных разновидностей метода мозгового штурма.

Предпосылкой появления метода стало убеждение, что человеческое мышление в процессе жизнедеятельности постепенно становится однобоким, приобретает стереотипы. Это обусловлено многими факторами: культурной и социальной средой, религией, образованием, привитыми представлениями о логике, морали и т.д. Кроме того, мыслительные процессы связаны ещё и с настроением самого человека, его эмоциями, интуицией.

Исходя из всего вышеперечисленного, Э. де Боно предложил 6 путей, способных нарушить привычное для мозга состояние мышления и принятия решений. Они основываются на рассмотрении любой проблемы с разных ракурсов. Казалось бы, что может быть проще? Но здесь как раз и находится первая ложка дёгтя – эти способы организации мышления, «шляпы», не являются естественными. Методике сначала нужно обучиться и лишь получив необходимый опыт, «примерять» на себя.

Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим. Это нужно для составления целостного мнения о проблеме, поскольку, как говорилось выше, мы чаще всего думаем о ней рационально, что не способствует полноте картины. Также техника де Боно позволяет руководителям решать рабочие конфронтации и споры. Умение под разными углами посмотреть на предмет обсуждения – залог успешного оратора. Сама методика требует фокусировки на различных аспектах, а, значит, развивает внимательность. В качестве вывода, подчеркнём, что в глобальном плане шесть шляп можно применить в любой области, связанной с умственным трудом.

Как использовать инструмент

Э. де Боно, говоря о практике применения своего метода, отмечает следующее. Решения рождаются из полемики, а в ней зачастую побеждает то мнение, которое успешнее отстаивается, а не то, которое максимально учитывает интересы всего коллектива или возможные плюсы. Опираясь на это наблюдение, автор техники предложил существенно другой подход – параллельное мышление, где шесть шляп являются инструментом его достижения. Суть в том, что проблему нужно рассматривать не в борьбе доводов и идей, а в их единстве. Другими словами, приём подразумевает выбор лучшего не путем столкновения идей с целью выбора наиболее сильной и жизнеспособной, а их параллельное мирное сосуществование, при котором они оцениваются последовательно, независимо друг от друга.

Образно применение техники шести шляп можно представить как рисунок разноцветными карандашами. Красочная картина получается лишь когда используешь всю гамму цветов. Так и в случае с методом де Боно – полное видение ситуации наступает после того, как были поочерёдно надеты все шесть шляп:

Белая шляпа. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.

Белая шляпа – это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.

Красная шляпа. Надевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное – важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.

Чёрная шляпа. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности.

Жёлтая шляпа. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.

Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами (ментальные карты, фокальные объекты, ассоциации и другие инструменты активизации творческого мышления).

Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её надевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.

Детальнее о каждой шляпе и связанных с нею действиях и правилах читайте в книге.

Примеры использования метода шести шляп

Как работает методика? Посмотрим на примере со смоделированной ситуацией, взятой из одного англоязычного форума.

Некая строительная компания запланировала построить новое офисное здание, но не была уверена в конечном успехе. Совещание по этому поводу решили провести, прибегнув к методу шести шляп мышления. Во время примерки белой шляпы участники проанализировали состояние рынка, изучили отчёты и экономические прогнозы, в результате чего установили тенденцию снижения количества вакантных офисных помещений и рост числа компаний заинтересованных в аренде.

В то же время некоторые из участников, надев красную шляпу, выказали опасения по поводу предложенного дизайна здания, посчитав его некрасивым и подвергнув сомнению смелые прогнозы об актуальности спроса. При работе с чёрной шляпой, представители компании рассмотрели вероятные риски на случай, если прогнозы об экономическом росте не оправдаются, и наступит циклический спад. Были подсчитаны возможные убытки от ситуации, если часть помещений останется не арендованной.

Однако, надев жёлтую шляпу, участники пришли к выводу, что возможность негативных последствий минимальна, поскольку прогнозы подтверждаются реальными макроэкономическими показателями, а дизайн здания можно изменить, сделав его более привлекательным для потенциальных клиентов. При работе с зелёной шляпой были собраны предложения и идеи по поводу архитектурных деталей, решено сделать несколько этажей с повышенным комфортом и сервисом для VIP-компаний. Во время всего обсуждения председатель с синей шляпой следил за недопущением критики идей и переключением между шляпами.

Так выглядит алгоритм работы с данной техникой. Есть более конкретные примеры: в частности, метод шести шляп успешно применяла австралийская марка плавательной одежды и спортивных аксессуаров «Speedo» для решения проблемы с выступающими частями плавательных костюмов, которые уменьшали скорость пловца.

Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно

Говоря о методе шести шляп в целом, то хочется заметить, что прием этот считается одним из самых качественных. Он в первую очередь направлен на то, чтобы можно было оригинально и изысканно организовать мышление.

Притча о 6 шляпах

Благодаря этому уникальному методу, можно без особых проблем развивать гибкость ума, можно с легкостью преодолеть творческий кризис и т.д. Так что этот вариант является наиболее подходящим для многих людей в целом.

Особенно идеально и грамотно он подойдет для оценки инновационных идей, здесь, как известно важно учитывать то или иное мнение, рассматривая тем самым ситуацию под различными плоскостями.

Параллельное мышление

Основа этого метода заключается в концепции параллельного мышления. Ведь, как известно, какое либо решение часто рождается при столкновении мнений, дискуссиях и т.д. И согласно статистике, часто в этом случае, предпочтение принято отдавать далеко не лучшему, а тому варианту, который в полемике продвигался успешно.

Вы должны осознавать тот факт, что в процессе параллельного мышления, различные подходы, идеи, все это существуют, но они не противопоставляются, тем самым не сталкиваются «лбами», как это многие думают.

Шесть шляп мышления

И именно шесть шляп мышления, всегда помогут справиться с теми или иными сложностями, которые так часто возникают в этом процессе.

Прежде всего, это касается эмоций. И вместо того, чтобы приложить немного усилий для того, чтобы решить тот или иной вопрос, часто каждый из нас, начинает отдавать предпочтение эмоциональной реакции, а она тем самым и распределяет наши дальнейшие действия.

Путаница, возникает тогда, когда мы желаем удерживать в голове много информации. И о чем бы мы, не думали, обычно это приводит только к путанице.

И только этот уникальный метод всегда поможет вам избавиться от проблем такого типа, ведь можно без особого труда разделить процесс мышления на шесть режимов, каждый из режимов будет представлен в виде метафорической шляпы, которая в свою очередь будет обладать определенным цветом.

Белая шляпа

Говоря о белой шляпе мышления, хочется сказать, что этот режим, ассоциируется с фокусировкой внимания на всей информации, которой на данный момент человек обладает. Здесь важно подумать о недостающей информации, после чего подумать тщательным образом, о том, где ее можно найти.

Красная шляпа

Красная шляпа ассоциируется в первую очередь со шляпой эмоций, интуиции, чувств. Конечно же, важно понимать о том, что каждый из нас делится какими-то эмоциями, они в свою очередь возникают тогда, когда мы начинаем думать о том, или ином предложении, или же, вопросе.

Здесь необходимо быть всегда честными, и вести себя, так каким вы всегда и являетесь. Причем честным нужно быть и с самим собой, и со всеми окружающими.

Желтая шляпа

Желтая шляпа в свою очередь ассоциируется у всех с позитивом. И если та или иная идея не ведет ни к чему хорошему, вы должны попробовать разобраться в ней.

Черная шляпа

Как известно, черная шляпа является полной противоположностью желтой. Такая шляпа ассоциируется с тем, что здесь на ум должны поступать только критические оценки конкретной ситуации.

Всегда нужно помнить о том, что вы должны не забывать проявлять осторожность, всегда обращайте внимание на различные риски, угрозы, недостатки и т.д. Всегда знайте, что возможно в том, или ином процессе, или ситуации, можно будет встретить «подводные камни».

Зеленая шляпа

Зеленая шляпа ассоциируется с творчеством и креативностью. Не бойтесь рассматривать различные варианты, генерировать новые идеи, словом, вам всегда нужно искать любую альтернативу, чтобы можно было разобраться в себе.

Синяя шляпа

Синяя шляпа в свою очередь предназначена в первую очередь для того, чтобы можно было управлять процессом реализации идеи, работать над решением той или иной задачи.

Как вы сами уже смогли догадаться, использовать шесть шляп мышления можно во время любой умственной работе. Это касается любой области и различных уровней. Например, если говорить о личном плане, то здесь можно, например, написать деловое письма, планировать свои дела, выход из сложной ситуации и т.д.

Плюсы и минусы метода шести шляп мышления

Ни для кого не секрет, что многие люди негативно относятся к мыслительной деятельности, и это неудивительно. Отдавая предпочтение методу шести шляп, можно будет быстро сделать умственную деятельность привлекательной и достаточно яркой.

Также именно этот метод ассоциируется с яркостью и привлекательностью. Данная методика применяется сегодня не только на советах директоров, но также и в детских садах. Вот почему к данному процессу принято подходить грамотно и ответственно.

Одно из основных преимуществ этого метода в том, что можно с собеседником прийти к согласию, вы можете попросить участника беседы быть немного уступчивым, отвлекаясь тем самым от личных предпочтений.

Теперь разговор будет продуманным, так что можно смело исключать пустые разговоры, а мышление при этом становится интересным и достаточно разумным, что также является приятным моментом.

Также нельзя не рассказать еще об одном преимуществе данного метода. Это преимущество заключается в том, что при помощи данного метода, каждый человек может управлять своим вниманием.

И это неудивительно, ведь если ум человека не способен реагировать на происходящие события, то можно будет смело рассматривать вопрос с шести сторон, при этом тщательным образом, развивая внимание.

Основным недостатком такого метода принято считать – технологию шести шляп. И действительно понять эту технологию порой является достаточно тяжело всем тем, кто желает этого сделать.

Правила метода шести шляп мышления

  • Говоря о правилах метода шести шляп, которые предназначены для мышления, хочется отметить, что в самом начале ведущий должен познакомить коллектив с концепцией шести шляп мышления.
  • После этого грамотно ознакомить всех с той или иной проблемой и задачей. И сессия будет начата с того, что все те участники, которые будут принимать в ней участие, должна «надеть шляпу», которая в свою очередь будет обладать одним и тем же, цветом.
  • После этого они должны смотреть на одну и ту же, ситуацию одинаково, просто по-разному решать ее. Каждый участник должен предложить свой вариант решения того или иного вопроса. Конечно же, порядок примерки шляп не имеет значение, но лучше всего начинать обсуждение с белой шляпы.
  • Надевая такую шляпу, вам нужно будет собрать все факты, цифры, данные по тому или иному вопросу. После этого все имеющиеся данные нужно будет обсудить в негативном ключе.
  • Естественно в этот момент нужно будет воспользоваться черной шляпой. И как только вопрос будет решен, вам удастся найти те или иные моменты в сотрудничестве, то можете смело надевать желтую шляпу.
  • Как известно, и как мы ранее уже сказали, именно такая шляпа ассоциируется с позитивом. И как только вы вопросы будут решены по тому или иному вопросу, вам нужно воспользоваться зеленой шляпой, которая, как известно, ассоциируется с креативностью.
  • Теперь вам нужно найти еще что-то и не смотреть на, те предложения, которые и так уже прозвучали. Вам необходимо найти иное решение, для этого нужно усилить тщательным образом, положительные моменты, сглаживая тем самым тщательным образом, отрицательные моменты.
  • И теперь каждый участник данной сессии, должен будет предложить альтернативный путь решения какого-либо вопроса. И как только появятся определенные решения, то их необходимо будет анализировать, как в желтой, так и в черной шляпе.
  • Также постоянно нужно давать возможность всем участникам такой сессии, выпустить в красной шляпе. Одевают ее достаточно редко, и на небольшой промежуток времени. Пробуя одевать те или иные шляпы, вам необходимо понимать, что по завершению сессии, вы сможете надеть все шляпы.
  • Как только данная сессия завершится, то модератор будет подводить итоги о проделанной работе. Важно всегда помнить и о том, что модератор должен следить, чтобы участники во время размышления не надевали сразу несколько шляп.
  • Этот момент является запрещенным, так что он должен быть обязательно учтен. Также следует знать, что сегодня такой метод можно использовать и совсем по-другому. Заключается этот метод в том, что каждый участник начинает надевать шляпу, обладающая определенным цветом.
  • После этого он начинает играть свою роль. И распределять шляпы во время этого процесса необходимо так, чтобы они не могли соответствовать типажу человека. К примеру, всегда черную шляпу может надеть оптимист, тот человек, который всегда всех критикует
  • А вот красную шляпу нужно надеть всем участникам команды, которые не желают проявлять свои эмоции, и всегда ведут себя сдержанно и спокойно. А вот тот участник команды, которые будет относиться к креативщику, не нужно давать возможность примерять зеленую шляпу.

Таким образом, каждый из участников сможет раскрыть свой потенциал. Как вы сами смогли заметить, этот метод является достаточно качественным и известным, так что если вы станете использовать его, то вы сможете решить тот или иной вопрос быстро и качественно.

Мастер — класс «Использование приёма шести шляп «Технология критического мышления на уроках в начальной школе»

Мастер-класс «Использование приема шесть шляп «Технология критического мышления на уроках в начальной школе»

«Только сражаясь с конкретной проблемой,

отыскивая выход из сложившейся ситуации,

ученик действительно думает.

Фокусирование на проблемах стимулирует

природную любознательность учеников

и побуждает их к критическому мышлению».

Джон Дьюи.

Цель: ознакомить учителей начальных классов с одним из приёмов критического мышления «Шесть шляп мышления», показать приём работы с «думательными» шляпами на уроках в начальной школе(из опыта работы «видео-урок»).

Задачи: актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал

вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.

Практическая значимость: использование приёма критического мышления «Шесть шляп мышления» даёт возможность эффективно построить учебный процесс, повысить мотивацию обучающихся, активизировать мыслительную деятельность.

Ожидаемые результаты: коллеги будут знать прием критического мышления «Шесть шляп мышления» ;

Целевая аудитория: учителя начальных классов

Материалы и оборудование, подготовка к занятию: столы и стулья расставлены для работы в малых группах по 3-4 человека Шесть групп. На столах – белая, красная, жёлтая, зелёная, чёрная, синяя шляпы. Ручки или карандаши, листы бумаги, карточки «Успешный человек-это

Ход мастер-класса

1. Организационный момент.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас! Надеюсь, что это занятие будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций.

2.— А теперь я Вас Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которое посчитаете обращением именно к вам (поднять руку).

-Здравствуйте, те, кто готов творчески работать!

-Здравствуйте те, кто умеет мечтать!

-Здравствуйте те, кто мечтает полетать!

-Здравствуйте те, кто планирует хорошо отдохнуть на Новогодних праздниках!

-Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!

-Здравствуйте те, кто любит успех!

3.- Прошу взять со стола карточки, подумать и составить список прилагательных, которые характеризуют успешного человека. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 1 мин.

(Целеустремлённый, настойчивый, одержимый, упорный, независимый, активный, ответственный, трудолюбивый, принципиальный, организованный)

4.— Теперь обведите 1 слово из списка, которое лучше всего характеризует ваш характер. И объясните, почему именно это слово так точно описывает ваш характер.

(Зачитываются работы и даются объяснения) 2 мин.

5.— Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно.

Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы.

Тема моего мастер-класса: «Использование приема «Шесть шляп мышления» технологии критического мышления на уроках в начальной школе»

Я хочу продемонстрировать этот приём на основе из опыта работы (видео- урок) и в практической части с вами.

Мы сегодня с вами поговорим о технологии критического мышления, приемы, которого помогают ребятам проводить исследование и делать выводы.

Но вначале я хочу вкратце сказать, что такое критическое мышление?

Мышление – это познавательная деятельность человека. Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея) Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений.

Критическое мышление – представляет собой систему суждений, применяющуюся для анализа явлений, вещей и событий и с последующим формулированием обоснованных выводов.

По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Сергей Зар-Бек говорит, что критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата.

1.КМ — есть мышление самостоятельное. Каждый формулирует свои идеи, оценки, убеждения независимо от остальных. Мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.

2.КМ начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. КМ возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой. «Главный вопрос, который должен быть задан по поводу ситуации или явления, взятого за отправную точку процесса обучения, есть вопрос о том, какого рода проблемы это явление порождает.» «Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает» (Дьюи).

3. КМ стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

Технология критического мышления формирует поисково-исследовательскую деятельность обучающихся. Дети учатся находить главную мысль в тексте, работают с разными источниками информации.

Это интерактивная технология, она развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.

Приемы технологии критического мышления огромны и многие из них вы знаете и используете, например:

  • «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

  • «Корзина» идей.

  • Кластер.

  • Ключевые термины.

  • «Тонкие» и «толстые» вопросы

  • Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

  • «Чтение с остановками»

  • «Дерево предсказаний»

  • Прием «Кубик»

  • «Синквейн»

  • «Эссе»

  • «Плюс» и «Минус»

  • «Пометки на полях»

  • «Шесть шляп мышления» и многие другие,

но я остановлюсь на приеме

«Шесть шляп мышления».

5. Этот приём создал Эдвард де Боно

Для того чтобы научиться решать творческие задачи, проблемы, Эдвард де Боно предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Всего предлагается шесть разноцветных шляп, каждая из которых символизирует определенный тип мышления.
Почему используются именно шляпы? Да, потому что головной убор — это то, что указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек. Судите сами: мы можем надеть бейсбольную кепку, солдатскую пилотку или косынку медсестры — и каждый из этих головных уборов предлагает нам новую социальную роль. В бейсболке мы хулиганим, в пилотке живём по уставу, а в косынке медсестры -помогаем людям.

Шляпа в какой – то мере изменит наш взгляд на мир. Важно и то, что шляпу можно легко снять. Она не является чем-то фундаментальным.

Белая шляпа: информация, факты.

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Красная шляпа: эмоции, чувства и интуиция

В режиме красной шляпы у участников мастерской появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Черная шляпа: осторожность и критика

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл — сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

Желтая шляпа: Позитивное мышление, Положительные эмоции, логический позитив, преимущества, выгода

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. В ней можно задуматься о результативности предлагаемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

Зеленая шляпа: креативность, исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы.

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи? Как можно ещё по- другому решить эту проблему?

Синяя шляпа: Выводы, обобщение, размышления, управление процессом

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. В этой шляпе человек осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.

6. Мы сейчас с вами посмотрим фрагменты урока русского языка с использованием «думательных» шляп. 4 класс . Тема: «Сложные слова».

3. Практическая часть на на тему : «Эффективный урок: технология исследовательского обучения».

При помощи приёма «Шести мыслительных шляп» мы рассмотрим эту тему : «Эффективный урок: технология исследовательского обучения» с разных сторон. У каждой группы цветные шляпы.

Итак, вам предстоит решить проблему- «Что собой представляет технология исследовательского обучения?»

А для этого наденьте свою шляпу и посмотрите на эту проблему своим «цветным» взглядом.

Белая шляпа. Факты.

Жёлтая. Позитивное мышление

Черная. Проблема

Красная. Эмоции, чувства.

Зеленая. Творчество.

Синяя .Выводы. Обобщения.

Ровно _5_ минут вам дано на рассмотрение проблемы, а затем поделитесь своими находками.

Белая шляпа. Факты. Мы просим кратко поделиться информацией о том, как вы понимаете: «Что такое исследовательское обучение?» Коротко, только факты.

Жёлтая. Позитивное мышление. Мы ждем от вас только положительных эмоций в реализации технологии исследовательского обучения на уроках.

— Удалось ли учителям, дающим открытые уроки, реализовать технологию исследовательского обучения? (мотивация создана проблема, организована самостоятельная поисковая деятельность (сопоставляли, сравнивали и делали вывод) , сравнивали данный вывод с достоверным источником. Ученик и учитель субъекты образовательного процесса. Учитель являлся координатором исследовательского процесса. Активная мыслительная деятельность.

Черная. Проблема. Мы ждем критический взгляд на проблему реализации технологии исследовательского обучения на уроках.

— Какие проблемы возникли у учителей в реализации данной технологии на уроках? (Недостаточно времени, недостаточно материала для самостоятельного добывания знания (учителю приходилось дополнительно давать материал); недостаточно лабораторного материала

Красная. Эмоции, чувства. Просим поделиться своими чувствами и эмоциями, которые возникли у вас, при посещении уроков.

— Какие чувства, эмоции возникли у вас, когда вы посетили уроки у учителей, реализующих данную технологию (исследовательское обучение)? ( Новшество, профессионализм, инновация, современность, результативность, качество)

Зеленая. Творчество.(где и как можно использовать этот опыт) Предложите нам новые идеи для реализации технологии исследовательского обучения .(методы, формы, новые технологии)

-Где ещё можно использовать, данную технологию исследовательского обучения?(внеурочная деятельность, внеклассная деятельность, пришкольный участок.

-Вы составили синквейн слова «Исследование»

1. Исследование.

2.познавательное, обучающее.

3. развивает, обогащает, обучает

4. самая современная технология

5. Результат (познание)

Синяя .Выводы. Обобщения. Мы просим вас поделиться тем, что вы сегодня увидели и услышали нового на методическом дне по теме: «Эффективный урок: исследовательское обучение».

-Так, что ж такое исследовательское обучение и как учителя применяли данную технологию на своих уроках? Сделайте вывод, обобщите.

—Спасибо. Вот таким образом можно применять прием «Шести мыслительных шляп», реализуя технологию исследовательского обучения.

-Спасибо, всем, кто помог мне, в проведении данного занятия и мне хочется пожелать вам Радости, Любви и неугасимого творческого огня в душе! Желаю всем нам мира в душе, в семье и в стране и с наступающим Новым годом!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *