Адаптация первоклассников к школе справка учителя

СПРАВКА по итогам адаптации первоклассников к новым условиям школьной жизни

СПРАВКА

по итогам адаптации первоклассников

к новым условиям школьной жизни

С 15 сентября по 27 сентября 2019 года проводилось изучение адаптации учащихся 1 – х классов.

Цель: выявить степень успешности адаптационного периода, создание благоприятных условий учебно-воспитательного процесса

Технология: посещение уроков, обследование учащихся, собеседование с учителем и учащимися.

Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека — это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит пред учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по — настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5- 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше — 3-4 месяца.

Условия адаптации:

а) Физиологические:

— Изменение режима дня;

— Необходимость игры;

— Правильная посадка;

— Организация правильного питания;

— Развитие двигательной активности;

б) Психологические:

— психологический климат в семье;

— формирование интереса к школе;

— недопустимость физического воздействия;

— предоставление самостоятельности;

— учёт темперамента ребёнка;

— организация контроля за учёбой;

— поощрение за успехи и достижения;

— моральное стимулирование;

— развитие самоконтроля и объективной самооценки.

С целью выяснения степени успешности адаптационного периода среди учащихся 1 – х классов была проведена следующая диагностическая работа:

1. Проективная методика «Рисунок школы» (определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности).

2. Методика Диаграмма «Хорошее-плохое» (определения эмоциональных проблем ребенка)

3. Методика «Кружки» (определения уровня самооценки)

Проективная методика «Рисунок школы»

Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов: Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:

1. цветовая гамма

2. линия и характер рисунка

3. сюжет рисунка

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.

1. Цветовая гамма:

o 2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)

o 1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.

o 0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

2. Линия и характер рисунка:

o 2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.

o 1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

o 0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

3. Сюжет рисунка:

o 2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток.

o 1 балл – обе характеристики присутствуют.

o 0 баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток – ночь или вечер.

Анализ результатов

o 6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

o 4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.

1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Методика «Диаграмма «Хорошее–плохое».

(выявление эмоциональных проблем ребенка)

Детям дают лист бумаги с изображенными на нём четырьмя подписанными окружностями с обозначенным центром и предлагают следующую инструкцию.

«Посмотри на эти кружки. Это необычные кружки. Представь себе, что первый кружок обозначает твой дом (семью), всё, что в происходит в нём, хорошее и плохое. Второй – это класс, в котором ты учишься, все события, которые происходят при этом. Третий – это вся школа, в которой есть другие классы и другие дети, события, которые происходят с ними. Четвёртый кружок – это город (село), в котором живёшь и учишься ты и многие другие люди.
Везде – и дома, и в классе, и в школе, и в городе, селе – бывает и хорошее, чему ты радуешься, и плохое, чему ты огорчаешься, расстраиваешься. Как ты думаешь, сколько плохого и хорошего? Отметь это на каждом кружке. Долю хорошего не закрашивай, оставь светлым, а плохую часть обозначь тёмным цветом (чёрным, коричневым)».
Детям показывается, как это можно сделать с помощью радиусов. Продемонстрированные образцы стирают.
Показателями дезадаптации (эмоционального неблагополучия) являются большие по сравнению с другими детьми доли плохого (особенно в кружках «Класс», «Школа»). Основанием для углубленного изучения является и ситуация, когда ребёнок совсем не фиксирует плохого.

Методика “Кружки”.

Интегративным показателем личностной адаптации является самооценка. В целях её определения может применяться методика «Кружки» (адаптированный для

младших школьников вариант)
Детям показывают лист бумаги с изображёнными на нём четырьмя пронумерованными кругами и дают следующую инструкцию.

“Посмотри на эти кружки. Представь, что все дети из твоего класса встали внутрь этих кругов.
В первый круг встали дети, у которых в школе всё получается. Они знают всё, что спрашивает учитель, отвечают на все вопросы, никогда не делают ошибок, всегда правильно себя ведут, им не делают ни одного замечания.
Во второй круг встали дети, у которых в школе почти всё получается: они отвечают почти на все вопросы учителя, но на некоторые ответить не могут, они почти всегда всё правильно решают, но иногда делают ошибки. Они себя правильно ведут почти всегда, но иногда забывают, и им делают замечания.
В третий круг встали дети, у которых в школе многое не получается: они отвечают только на самые лёгкие вопросы учителя, часто делают ошибки. Они часто плохо ведут себя, и учитель много раз делает им замечания.
В четвёртый круг встали дети, у которых в школе почти ничего не получается. Они не могут дать ответа почти ни на один вопрос учителя, у них очень много ошибок. Они не умеют себя вести, и учитель постоянно делает им замечания.
Покажи, в какой кружок встанешь ты. Почему?”
Показателями дезадаптации являются попадание в четвёртый круг (заниженная самооценка) и в первый (завышенная).

Анализ и выводы: В ходе наблюдения было выявлено: что в 1 «а» классе обучается 36 учащихся, в 1 «б» классе – 33 учащихся, в 1 «в» классе – 36 человек, в

1″г» классе 37 учащихся, в 1 «д» классе 33 человека, в 1 «ж» классе- 31, в 1 «е» классе-33 учащихся.

— учебные занятия проводятся в первую смену;

— пятидневная учебная неделя;

— продолжительность уроков 35 минут;

— в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1 классе применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:

1 четверть — 3 урока, со 2 четверти – 4 урока;

— дети получают горячее питание;

На уроках проводятся физминутки гимнастика для глаз, обращается внимание на осанку.

В результате посещения уроков математики, азбуки и окружающего мира было выявлено, что учителя первых классов, стремятся обучать детей на уроках, не перегружая, учитывая их психологические и возрастные особенности, развивая их индивидуальные способности. Атмосфера на уроках рабочая, но некоторым детям ещё трудно концентрировать внимание, у них снижена работоспособность, они быстро утомляются, нечётко представляют предъявляемые к ним требования.

В обследовании приняло участие 221 учащийся.

В ходе наблюдения и диагностической работы выявлено:

Процесс адаптации проходит удовлетворительно. Преобладает мотивация: положительное отношение к школе с направленностью на внешние атрибуты; учебно-познавательная мотивация.

76% учащихся имеют завышенную самооценку. Завышенная самооценка проявляется в таких особенностях поведения, как доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку учителя, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

19% детей имеют адекватную самооценку. У данных детей сформировано положительное отношение к себе, они умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

4% учащихся ставящие себя в последний кружок, имеют несколько заниженную самооценку. Симптомы заниженной самооценки: тревожность, неуверенность ребенка в своих силах и возможностях, отказ от трудных (объективно и субъективно) заданий, феномен «выученной беспомощности». Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может сказать: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьников к школе; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми.

При проведении методики «Кружки» был сделан вывод, что у младших школьников преобладает завышенная самооценка 76%. Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. Здесь необходимо спокойное и доброжелательное отношение учителя, адекватная оценка, не затрагивающая личности самого учащегося, продуманная система требований, доброжелательность и поддержка, оказание помощи в том, что составляет трудности для ученика.

Были выявлены и дезадаптированые учащиеся, их трое. Дети с подобными проблемами требуют комплексного подхода, в виде медико-психолого-педагогического подхода, именно эти первоклассники долгое время будут требовать внимания и помощи как со стороны психолога, так и учителя. Желательно привлекать детей, проявляющих школьную дезадаптацию к участию во внеурочной деятельности.

Есть также учащиеся с неполной адаптации. Часто причинами могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье и т.д. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника.

В зависимости от конкретной ситуации проводятся консультирование родителей и учителей, даются рекомендации по преодолению выявленного психологического неблагополучия у учащихся. Разработаны рекомендации для педагогов и родителей. Проводились родительские собрания (на тему: «Адаптация первоклассников»).

Планируется проведение семинара для учителей, работающих в первых классах.

Рекомендации учителям первых классов:

Повышение учебной мотивации: обратить внимание на учащихся, имеющих низкий показатель уровня школьной готовности, принять меры по коррекции адаптации и продуктивности учебной деятельности.

1. Применение системы поощрений школьников, повышение самооценки у учащихся с низкой самооценкой (Задание «Я — звезда»).

2. Необходимо обращать внимание на усвоение учебной задачи ребенком; при возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет. Для этого необходимо знать, какие анализаторы ребенка задействованы в принятии и понимании задания.

3. Учителю и родителям необходимы совместные мероприятия, в ходе которых отслеживались бы результаты успехов или неуспехов каждого ребенка, а также разбирались причины и пути преодоления трудностей в обучении.

4. Для стабилизации эмоционального фона в классе необходимо поддерживать ситуацию успешности, дать детям возможность выговориться, поделиться тревогой, страхами, сомнениями.

5. Продолжить работу по повышению уровня организованности и дисциплинированности учащихся.

Выступление на педсовете по теме: «Адаптация первоклассников»

Доклад по теме «Адаптация первоклассников к обучению в школе»

докладчик: Саликаева Т.А. учитель начальных классов

2015-2016 учебный год

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.

Изменяется жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением (а таких ребят в классе много), связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ученика. Учитель должен строить свою деятельность с учётом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Ему необходимо быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить отношения со сверстниками.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки на уроке провожу динамические паузы и гимнастику для глаз при обучении письму, чтению, математики. А также слежу за осанкой. На каждом уроке письма и математики проговариваются правила посадки: расстояние от груди до стола должно быть с кулачок, расстояние от глаз до тетради, спина прямая.

В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, так как стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Для сохранения здоровья введён курс кружковой деятельности «Здоровым быть здорово!», где я знакомлю ребят с правилами гигиены, устройством своего организма и рассказываю о том, как сохранить своё здоровье. Так же на занятиях кружка провожу подвижные игры и тренинги общения.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начального общего образования, главной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей ядра образования. Обучение ориентировано на развитие учащихся, учёт их способностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

В соответствии с новыми ФГОС период адаптации к школе первоклассников обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогом, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения; прививает навыки индивидуальной, парной и коллективной работы; обучает элементарным приёмам обратной связи, развивает внимание, память, мышление, воображение; формирует классный коллектив.

С самого начала я поддерживаю положительную общую самооценку ребёнка. Для этого использую правила: не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка); — хвалить исполнителя, критиковать только исполнение; — не ставить перед первоклассниками сразу более одной задачи.

В период адаптации учу первоклассников приёмам оценивания своей деятельности, предлагая ребёнку оценить разные стороны своей работы.

В адаптационный период проводила работу с родителями. Старалась заложить основу родительской позиции, которая заключается в следующем:

— эмоциональной поддержке ребенка;

— организации максимальной самостоятельности действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, в соблюдении режима дня, чтении).

— проработке правил для учащихся.

В сентябре провела родительское собрание по теме: «Трудности адаптации первоклассников к школе». Родителям даны рекомендации, как помочь ребенку в адаптационный период.

Сегодня можно подвести первые итоги адаптации наших первоклассников. Необходимо ответить на вопрос: успешно ли прошёл этап адаптации учащихся 1-х классов?

В первый класс МБОУ «Приисковая СОШ» поступило 13 учащихся. Из них 8 мальчиков и 5 девочек. На момент поступления в школу 7 лет исполнилось 8 учащимся. 5 учащихся поступили в школу с 6,5-6,8 лет. Все дети, за исключением Слюниной Ирины, посещали предшкольную группу.

Анализ первичной диагностики на начало учебного года, по готовности детей к обучению в школе следующий:

— одна ученица знает алфавит, умеет читать бегло, знает цифры и счёт до 10.

— двое ребят читают по слогам, знают алфавит, цифры и счёт до 10.

— четверо ребят знают алфавит и цифры, могут прочитать знакомые слова по слогам.

— остальные 6 учащихся помнят некоторые буквы и с ошибками считают до 10.

На конец ноября умеют читать по слогам все учащиеся, но очень слабо читают 3 детей. Счёт до 10 и обратно освоили все ребята, но ещё не все решают примеры без ошибок. Умеют составить задачу и решить её 7 ребят. Справляются с заданиями самостоятельно – 2 учащихся, с небольшой помощью учителя – 5 учащихся, с повторным объяснением и помощью учителя – 3

Не всегда справляются или совсем не справляются – 3 учащихся.

Трудно даётся учёба следующим ребятам: Вольф А., Пыхонину Льву, Галагану А., Гончарову И., Михайлову М. и иногда Евтушенко А.

На уроках не внимательны, часто отвлекаются 5 учащихся. По этой причине не слышат заданий и не знают, что и как нужно выполнять. Это следующие учащиеся: Михайлов М, Галаган А., Вольф А., Гончаров И. и Пыхонин Лев. Данным ребятам необходимо вырабатывать усидчивость, проводить с ними занятия на развитие внимания, памяти, мышления.

Легко даётся учёба Гагиной Е., Краснову А. и Григорьевой С. Эти дети старательны, прилежны, всегда активны на уроках, раньше всех справляются с заданиями. Хочется отметить Петрова Д. – мальчик старается, никогда не отвлекается, всегда поднимает руку, если хочет ответить; математика даётся ему легче, а чтение и письмо с трудом.

Может хорошо учиться Морозов А., но он ленится, может отвлекаться.

Научился хорошо читать по слогам и решать примеры — Пыхонин Леонид.

Уровень освоения учебного материала:

высокий – 3, средний – 6, низкий — 4 учащихся.

Исследование психологической адаптации

При исследовании процесса деятельностно – психологической адаптации, мною использовались следующие методики:

1. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций авт. А. Эткинд (разработан О.А. Ореховой) «Домики.»

2. Проективная методика «Школа зверей» для диагностики процесса адаптации.

3. Анкета для родителей по процессу адаптации ребёнка.

Анализ методик

1. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций. Посредством данного теста можно определить:

1. Вегетативный коэффициент. Он характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению.

2. Показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка.

3.Сфера социальных эмоций. Здесь оценивается степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

Счастье-горе – блок базового комфорта,

Справедливость – обида – блок личностного роста,
Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,

Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,

Скука – восхищение – блок познания.

4. Эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам.

Результаты исследования по данной методике:

отсутствовал

Петров Дмитрий

2,3

норма

Отношение к школьной деятельности положительное

Проблема с письмом и взаимодействии с одноклассниками

Пыхонин Леонид

1,3

норма

Отношение к школьной деятельности положительное

Пыхонин Лев

0,8

Потенциальная агрессия

Сфера познания

Отношение к школьной деятельности положительное

Проблема во взаимодействии с одноклассниками

Слюнина Ирина

1,7

Деформация в базовом комфорте

Сфера познания

Отношение к школьной деятельности положительное

Тревога в семье

Анализ проективной методики «Школа зверей» показал, что большинство детей привлекает в школе именно учебная деятельность (из 12 – 8 нарисовали процесс обучения).

У четверых учащихся не совсем сформирована позиция ученика. Некоторые учащиеся испытывают тревожность, угнетённое состояние в школе и во взаимодействии с одноклассниками – об этом говорит цветовая гамма рисунка и взаимодействие животных между собой. У всех ребят нарисован учитель, но у нескольких учащихся между детьми и преподавателем нарисован барьер. Но в основном рисунки характеризуют положительный эмоциональный фон: все дети нарисовали школу, школьные предметы – доску, парты, стулья.

Анализ анкет родителей первоклассников.

Родителям было предложено ответить на вопросы анкеты. Основные вопросы и результат ответов приведён в таблице:

ответ

1.Охотно ли идет ребенок в школу?

без особой охоты 1

охотно, с радостью 10

затрудняюсь ответить 2

Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка Вы отмечаете с того времени, как он пошел в школу?

Плохой аппетит -2

Болел в сентябре-октябре -2

Засыпает с трудом – 1

Разговаривает во сне — 1

Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

Иногда — 1

довольно часто — 11

затрудняюсь ответить — 1

Каков эмоциональный характер этих впечатлений?

положительных и отрицательных примерно поровну -5

в основном положительные впечатления -8

Жалуется ли ребенок на товарищей по классу, обижается на них?

довольно часто — 1

бывает, но редко — 3

такого практически не бывает — 9

затрудняюсь ответить

Жалуется ли ребенок на учителя, обижается на него?

довольно часто 0

бывает, но редко 0

такого практически не бывает — 13

затрудняюсь ответить 0

Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

Да — 1

скорее да, чем нет — 4

скорее нет, чем да — 6

нет — 1

затрудняюсь ответить — 1

Проанализировав данные анкет родителей, я сделала следующее заключение: практически все дети без особых проблем приспособились к новым условиям своей жизнедеятельности.

Несколько слов о физиологической адаптации:

В период с сентября по ноябрь болели: 10 дней Григорьева С., 5 дней Гончаров И., 2 дня Гагина Е., 3 дня Галаган А. и 2 дня Михайлов М. Остальные дети не болели.

Данный уровень адаптации можно считать достаточным.

Заключение

Проанализировав уровень усвоения учебного материала и все методики, можно ответить на выше поставленный вопрос – период адаптации первоклассников прошёл практически успешно. Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволяет квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:

достаточный – у 7-ти первоклассников

частичный – у 4-х первоклассников.

недостаточный – у 2 –х первоклассников.

А вообще, адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно приспосаб-ливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.

Педагогический совет «Адаптация первоклассника»

Цель: определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи: выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в адаптационный период; определить направления дальнейшей работы с учащимися 1-го класса.

Участники педсовета: администрация школы, классный руководитель 1-го класса, учителя-предметники, работающие в 1 классе, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, врач педиатр, родители учащихся 1-го класса.

Повестка:

Организация учебного процесса в 1 классе. Зам. директора по УВР. Характеристика 1 класса. Классный руководитель. Психологическая диагностика первоклассников. Социальный педагог. Здоровье первоклассников. Врач педиатр. Внеурочная деятельность. Выступление зам. директора по ВР. Решение педсовета.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.

Сегодня необходимо подвести первые итоги адаптации наших первоклассников. В ходе нашего расширенного педагогического совета мы должны решить следующие задачи:

выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в адаптационный период; определить направления дальнейшей работы с учащимися 1-го класса.

Для этого на нашем педагогическом совете присутствуют:

администрация школы, в лице: директора школы, зам директора по воспитательной работе, заместитель директора по УВР, классный руководитель 1-го класса, учителя-предметники, работающие в 1 классе, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, врач педиатр и родители учащихся 1-го класса.

Рассматриваемые вопросы:

Организация учебного процесса в 1 классе. Зам. директора по УВР. Характеристика 1 класса. Классный руководитель. Психологическая диагностика первоклассников. Социальный педагог. Здоровье первоклассников. Врач педиатр.

· Внеурочная деятельность. Выступление зам. директора по ВР

1. Организация учебного процесса в 1 классе

Работа ведётся по базисному учебному плану ФГОС второго поколения, который определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть благодаря современному УМК, включающему учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта. Именно таким комплектом является УМК «Гармония». В своей работе учитель руководствуется основной идеей УМК «Гармония» – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Первоклассники обучаются в первую смену с 8.00, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 21 час. Согласно требованиям СанПиН, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. Сентябрь проводится по 3 урока по 35 минут каждый. С октября в первых классах проводится по 4 урока ежедневно по 35 минут каждый. На каждом уроке в первых классах проводится по две физкультминутки. Кроме физкультминуток учителя проводят гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 мин.
Также в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены наиболее трудные предметы. Понедельник и пятница – облегчённые дни в связи с низкой работоспособностью первоклассников. Кроме этого, уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, обучение грамоте), согласно расписанию проводятся первыми, вторыми, третьими.

Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Учителя первых классов используют знаковую символику и словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников. Хотя не рекомендуется использование знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Домашнее задание носит рекомендательный характер. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие психических процессов ребёнка (памяти, внимания, мышления и др.).

В кабинете, в котором занимаются 1-е классы, санитарно-гигиенические требования выполняются: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, аккуратность оформления классной доски, наличие гигиенических средств (мыло, бумажные салфетки, полотенца), после занятий проводится влажная уборка классов, также соблюдается и питьевой режим.

Из наблюдений за первоклассниками, бесед с учителями и анализа посещённых уроков в первых классах можно сделать некоторые выводы о поведении учеников:

ученики 1-х классов знакомы с правилами поведения в школе, на уроке, но в полной мере их не соблюдают; Ученики первых классов приходят в школу не готовыми к урокам (из 29 присутствующих у 9 обучающихся не было линейки, у двух тетради по математике) 24% учащихся отвлекаются, беседуют на уроке, спорят, конфликтуют, не выполняют требований учителя; хорошо ориентируются в здании школы: знают, где находится спортивный зал, столовая.

2. Характеристика классов.

Классные руководители 1-х классов дают полную характеристику своим классам, обозначают проблемы, предлагают пути их решения.

3. Выступление социального педагога основывается на данных диагностики школьной зрелости первоклассников и диагностики мотивации к обучению.

4. Здоровье первоклассников.

Мед. работник даёт общую картину состояния здоровья первоклассников.

5. Внеурочная деятельность

Выступление Зам. директора по ВР по организации Внеурочной деятельности.

Дополнения вносят присутствующие педагоги внеурочной деятельности.

Итог:

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода.

Закон 1

Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2

Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будете Вы.

Закон 3

Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого приводят к боязни и ненависти.

Закон 4

Не налагайте запретов. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5

Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6

Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7

Развивайте в себе чувство юмора. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8

Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10

Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для Вашего ребенка и для Вас, родители!

Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!

6. Решение педагогического консилиума.

В решения педагогического консилиума заносятся и озвучиваются выводы и предложения всех участников данного процесса.

Учителям с целью предупреждения перегрузок нужно:

Строго регламентировать подачу нового учебного материала, дифференцировать задания на всех этапах урока, регулярно проводить физкультминутки. Разнообразить формы и методы работы на уроке, использовать рациональные приёмы повторения изученного материала, в системе учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

  1. Родителям рекомендовать выполнять нижеперечисленные советы

Советы родителям:

Чтобы получать объективную оценку учебы и поведения своего ребенка, постарайтесь сами ходить на родительское собрание, а не посылать бабушку, дедушку. Оставьте за порогом школы ваши проблемы и плохое настроение. Сосредоточьте внимание на том, ради чего вы пришли на собрание. С личными вопросами к учителям и классному руководителю лучше всего подойти до собрания или договориться о встрече в другой день, если хотите, чтобы вам уделили больше времени. Как бы ни были ужасны “прегрешения” ребенка, никогда не распекайте его в присутствии учительницы. Поговорите с ним наедине и объясните, что у вас был неприятный разговор с учителем, воспитателем и вы хотели бы вместе разобраться в ситуации. Родители, которые общаются между собой и знакомы с одноклассниками ребенка, всегда достигнут больших успехов в воспитании своих детей, будут лучше ориентироваться в школьных проблемах.

Если назрел конфликт, не пытайтесь решить все вопросы на собрании. Поговорите с учителем, когда останетесь с ним наедине. Так ему будет легче углубиться в суть вопроса и изменить свою точку зрения.

Выступление на шмо учителей начальных классов учебно-методический материал на тему

Выступление на ШМО

Преподавание русского языка в начальной школе. Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности на уроке. Виды работ над ошибками на уроках русского языка.

Ученье — свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие негативное отношение в школе. Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма — самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны.

На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К. Д. Ушинский. В своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» К. Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться. (4,142)

В. А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А. С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.

Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Технологические операции создания ситуации успеха.

Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим я стараюсь подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом перехожу к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с этой целью используются, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае имеют значения и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.

Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха — субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

• Снятие страха — помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

• Авансирование успешного результата – помогает мне выразить свою твердую убежденность в том, что мой ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушаю ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться». «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

• Внесение мотива — показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

• Мобилизация активности или педагогическое внушение — побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…». «Так хочется поскорее увидеть…»

• Высокая оценка детали — помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…». «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Приближение к современному речевому идеалу я начинаю как можно раньше. Надо, чтобы на уроках дети осваивали то, что очень важно в жизни каждого человека: умение передать информацию; поддерживать беседу; установить контакты; пересказать, рассказать ситуацию; написать письмо, поздравление, объявление; найти способ общения во время разговора, спора, знакомства; красочно оформить речь.

Эту работу я начинаю с 1 класса.

1. Уже на уроках обучения грамоте при чтении слоговых слияний стали рождаться рифмы, в последующем переходящие в стихотворные строки:

со — со — со… с горы скатилось колесо

ну — ну — ну… сяду на Луну

оль — оль — оль… мы купили соль

…во дворе сидит король

Цель: поэтично описать образ данного предмета, явления.

И вот стоит красивая.

Стройная и милая.

Ветками качает.

Соком угощает. (Берёза.)

2. Обязательно провожу речевые разминки, используя скороговорки, чистоговорки, считалки, пословицы, поговорки с целью обогащения словарного запаса, развития речи, памяти, мышления. В 1- 2 классах включаю работу в паре, группе, например: составить из слов-карточек готовое высказывание.

Подход к литературе как виду искусства дает в начальных классах широкие возможности для развития разностороннего творчества ученика.

Ситуации, создаваемые на уроке, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить.

Такой подход, обеспечивая развитие речи учащихся, учит вступать их в диалогические споры, дает им прекрасные возможности для развития монологической речи.

Упражнения, развивающие творческое мышление.

1. Напиши как можно больше предложений, которые начинаются с данных букв.

Н… — з… о…

Д… с…л

К… п… о… м…

(Наступила золотая осень. Настя зажгла огонь. Наш зонт оранжевый. Деревья сбросили листву. День стоял летний.)

2. Учимся согласовывать слова в предложениях.

Измени слова так. чтобы получилось как можно больше предложений.

Собака, найти, в, двор, вкусная, косточка.

3. Усложняем задание: из данных букв составь предложения, чтобы получился текст.

Как камешек оказался на берегу.

ж б к о л н д р п л к с

п е н б д з а о т о в т

Жил-был камешек. Он лежал на дне реки. Птички летали, камешек схватили. Понесли его на берег. Думали —зёрнышко, а он твердым оказался. Вот так. (П. Кошелев)

4. Что произошло бы и что ты сделал бы, если бы:

из тучки вместо дождя стали падать бублики и конфеты…

у тебя появились волшебная папочка, шапка-невидимка…

Ребенок сам проводит параллели между внутренней и внешней красотой, но духовные ценности у него стоят на первом месте.

5. Представь себе, что ты стал котенком, или листочком, или муравьем…

(История о чудесном превращении: какая жизнь была бы, чего бы ты опасался, захотел бы вновь стать «большим» человеком? Вывод о «превращении»)

Цель: задуматься об отношении к окружающей природе.

Можно выбрать неодушевленный предмет: я — необычный герой.

Я — линейка.

Я живу в портфеле. Мой хозяин Андрей. Мне очень плохо, когда на мне рисуют, потому что я становлюсь грязной и некрасивой.

Однажды, когда Андрей решил мной бить мух, я не вытерпела, выскользнула из его рук и выпала из окошка. Гам меня нашла девочка Анн. Она меня помыла, и теперь у меня новая хозяйка! (М. Тиунов)

На уроке литературного чтения дети становятся «маленькими писателями», способными выражать в слове свои переживания и впечатления.

Методы дифференцированного обучения

Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

1. При изучении нового материала создаю в классе группы, условно разделив их на первую- «сильных», вторую- «средних» и третью — «слабых» учащихся (не озвучивая их), объясняю материал для всего класса, затем предоставляю возможность группе сильных учеников проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала. Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего средние ученики также получают задание с элементами творчества, а я работаю с группой слабых учеников и осуществляю закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество примеров и упражнений. Также детям предлагаю образцы выполнения заданий, опорные схемы и алгоритмы действий. Каждый ученик в такой ситуации работает в меру своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.

2. Осуществление разноуровнего контроля — создание групп учащихся, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню ЗУН обучающихся. Задания, выполненные сверх обязательного минимума, оценивается учителем отдельно.

Созданию ситуации успеха способствует использование коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Одна голова хороша, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу».

Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребности учеников» Формы коллективной учебной работы:

• Работа в парах постоянного и сменного состава;

• Работа в микрогруппах (тройках, четверках);

• Работа в группах (5-7 человек);

• Коллективная работа (класс делится на 3-4 группы или выполняется общая для всего класса работа).

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке. В качестве примера приведу фрагмент урока окружающего мира:

Тема урока: «Органы чувств»

У.- Закройте глаза и представьте следующую картину: Человек стоит на берегу моря. Перед ним бескрайнее море и золотое солнце. Он слушает шум волн, вдыхает неповторимый запах моря. Ветер бросает ему в лицо соленые брызги. Человек чувствует приятный теплый, немного влажный воздух побережья.

Кто из вас смог представить себя на берегу моря? Что окружает человека в моем рассказе? ДУ.: С помощью каких органов-помощников человек воспринимает мир? Составляется схема:

В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

Характеристика 1 Б класса (адаптационный период) консультация (1 класс) на тему

Характеристика 1 «Б» класса

Учитель: Морева В.Ю.

2016-2017 учебный год

В 1 «Б» классе 24 ученика: 12 девочек и 12 мальчиков. 2009 года рождения – 21 ученик,3 ученика – 2008 года.

Практически здоровы: 19 человек. Четверо детей имеют проблемы со здоровьем. Это Булкин Никита (шумы в сердце), Зуев Илья (астма), Коновалова Настя (шумы в сердце), Махинин Андрей (аритмия, врождённая косолапость), Хорошилова Вика (аритмия)

Посещали дошкольное учреждение 17 учащихся, а остальные 7 человек: Тихонов Дима, Петращук Андрей, Махинин Андрей, Малютина Елизавета Коновалова Настя, Киселёва Даша, Зуев Илья — воспитывались дома.

Многодетная семья одна – Максименковой Марины. Есть неполные семьи. Их пять: Хорошиловой Вики, Тихонова Димы, Зиброва Данилы, Епифанова Никиты, Смирных Полины.

Логопедические проблемы имеют 5 учащихся (Ромадина Настя, Каверина Алёна, Щербаков Богдан, Махинин Андрей, Осипов Саша) Двое из них занимаются с логопедом. Овладели техникой чтения, соответствующей норме 5 человек, показывают положительную динамику 14 человека, 5 учащихся на конец полугодия читают плохо. Это Бабкина Настя, Булкин Никита, Махинин Андрей, Ромадина Настя, Щербаков Богдан.

Учащиеся: Голиков Данил, Зуев Илья, Лопатин Артём, Ромадина Настя, Смирных Полина, Щербаков Богдан — имеют непроизвольное, неустойчивое внимание. Концентрируют его на незначительное время под влиянием стимуляции учителя.

Испытывают трудности при выполнении заданий, с трудом воспринимают учебную задачу, не могут следовать инструкциям Петращук Андрей, Зибров Данил.

Зуев Илья, Булкин Никита имеют много пропусков, долго восстанавливаются после болезни. У этих детей низкая работоспособность, повышенная утомляемость, поэтому они не могут на должном уровне усваивать учебную программу.

В системе проводится работа с родителями первоклассников – ежедневные консультации по преодолению трудностей, плановые тематические родительские собрания.

Соблюдено безотметочное оценивание в 1 классе. Обращается внимание только на положительные моменты в деятельности ученика, достижения ребенка сравниваются только с его же собственными результатами, замечания делаются в корректной этичной форме (просьба, пожелание).

На данный период можно сделать некоторые выводы:

1. Для большинства учащихся характерно сочетание ориентации на социальные аспекты школьной жизни, а также ориентация на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни, что свидетельствует о формирующихся мотивах учения и успешности протекания школьной адаптации.

2. Уровень развития универсальных учебных действий нравственно-этического оценивания у большинства учащихся соответствует норме. Некоторые учащиеся могут самостоятельно ориентироваться как на соблюдение конвенциональных норм, так и на соблюдение моральных норм. Однако, большинство детей нуждается в помощи взрослых при выделении морального содержания действий и ситуаций.

3. У большинства учащихся регулятивные универсальные учебные действия сформированы, у других – находятся в процессе формирования, что полностью соответствует возрастным нормативам развития. Для эффективного развития данного вида УУД учащиеся нуждаются в обучающей, организующей и стимулирующей помощи при выполнении учебных заданий.

4. При исследовании уровня развития познавательных универсальных учебных действий у половины учащихся выявлен средний уровень развития логических универсальных действий.

5. У большинства учащихся выявлен средний уровень развития коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера), т.е. дети учитывают позиции других людей и координируют их.

Адаптационный период обучающихся 1 «Б» класса проходит удовлетворительно. По истечении третьего месяца обучения в школе дети изменились в положительную сторону. Они внимательно слушают взрослых, осмысленно отвечают на заданные вопросы, полным предложением. На занятиях дисциплина стала лучше, дети стали собраннее, из отдельно взятых детей постепенно формируется школьный коллектив.

Практически все дети адаптировались к школьной жизни: имеют навыки самообслуживания, содержат в порядке рабочее место, принимают и подчиняются правилам поведения в школе.

Класс считать сплоченным пока нельзя, т.к. многие дети, придя в школу, были незнакомы. Некоторые ребята уже дружат между собой, складываются микрогруппы. 13 детей осознают важность учения, отсюда хорошая успеваемость и заинтересованность в процессе учения.

Работа по формированию дружного коллектива, формированию толерантности, культуры поведения в общественных местах, семье будет продолжена в течение учебного года. Самая главная задача на данный момент — это сформировать у первоклассников положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности.

В заключении можно подвести итог адаптации учащихся 1 «Б» класса:

а) адаптировались к школьной жизни – 19 учащихся,

б) неполная адаптация у 3 учащихся: Булкина Никиты, Зиброва Данилы, Махинина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *