Анализ стихотворения Есенина береза

Анализ стихотворения Есенина Береза

Анализ №1

Начальные строки стихотворения «Белая береза под моим окном» знает каждый. Сейчас «Берёза» — одно из самых известных стихотворений Сергея Есенина, но сам поэт не включил его в собственноручно составленный сборник. Такому лиричному и простому стихотворению отчего-то не нашлось места среди шедевров Есенина, зато нашлось места в сердцах и памяти его читателей.

Размер «Берёзы» — трёхстопный хорей с одной значительной особенностью – в каждом стихе есть пиррихий, то есть стопа, в которой тот слог, который должен быть ударным, остается без ударения. Такие пропуски придают стихотворению особое размеренное и плавное звучание.

Пользуясь средствами художественной выразительности, автор создает яркие и живые картины природы: используются эпитеты («белая береза», «на пушистых ветках», «в сонной тишине», «в золотом огне», «лениво обходя кругом»), метафоры и сравнения («…снегом//Точно серебром», «Снежною каймой//Распустились кисти//Белой бахромой»), олицетворения («…берёза…принакрылась снегом», «…заря, лениво//Обходя кругом»). Время «действия» — скорее всего, светлое утро (не такое ранее, чтобы было темно – цветовая гамма стихотворения светлая, но и не позднее – береза стоит «в сонной тишине», то есть тогда, когда ничто не тревожит покоя природы). Возможно, лирический герой наблюдает уединенный сельский пейзаж, и тогда временные рамки можно расширить до всего светлого времени суток.

В творческом наследии Есенина много стихотворений, в которых ярко и образно описана русская природа, но «Береза» выделяется на их фоне особым настроением света, чистоты и спокойствия.

Анализ стихотворения Есенина «Берёза»

Великий русский поэт Есенин Сергей Александрович написал огромное количество различных прекрасных произведений. Но с раннего детства я больше всего люблю его стихотворение «Берёза». Это произведение было написано поэтом в 1913-ом году, когда ему было всего восемнадцать лет. В это время Есенин жил в Москве, родное село Константиново далеко позади, но юный поэт верен своей родине, он посвящает множество произведений красоте природы.

Название стихотворения Есенина «Берёза», казалось бы, выглядит слишком просто, но это совсем не так. Поэт вкладывал в название глубокий смысл. Как и для многих других творческих людей, для Есенина берёза – это не просто дерево, она очень символична. Во-первых, берёза для Есенина – это символ России, которую он бесконечно любил! Во-вторых, неоднократно в своём творчестве поэт сопоставлял ей образ женщины.

Стихотворение Есенина «Берёза» — это немного грустное, очень красивое и трогательное описание пейзажа, которым любуется лирический герой произведения из своего окна. И несмотря на то, что основное в этом произведении – описание пейзажа, мы всё же видим и самого лирического героя. Скорее всего, это ещё юный человек, ибо подобным образом восторгаться старому человеку невозможно. Лирический герой стихотворения Есенина «Берёза» очень любит природу, он способен видеть красоту, любоваться ей. Кроме того, в его характере прослеживается много ноток наивности и инфантильности.

В раннем творчестве поэта, к которому и относится стихотворение Есенина «Берёза», всегда преобладала тема природы и деревни. Любовь к родине и окружающему миру – это один из самых важных талантов, которым был наделён поэт. Без этого невозможно представить стихотворение «Берёза» Есенина, да и любое другое его произведение.

Анализ стихотворения Есенина С.А. «Береза»

Это замечательное стихотворение было написано великим русским поэтом в 1913 году, на этот момент юному поэту исполнилось едва ли 18 лет. В этом возрасте поэт уже жил в Москве и видимо скучал длинными вечерами, о деревенской глубинке в которой он родился.

От стихотворения идет положительная энергия, не смотря на то, что написано оно о типичном зимнем утре, когда достаточно холодно, от стихотворения веет каким-то теплом и нежностью. Большинство стихов Сергея Александровича воспевают поистине красивую русскую природу. особенно ему это удалось в стихотворении «Береза». Само по себе стихотворение пропитано русским духом. Читая это стихотворение, невольно перед глазами создается образ русской глубинки, зима, мороз, тихо, под ногами скрипит снег. Именно такая картинка создается в голове при прочтении этого стихотворения.

А вы вслушайтесь, как написан образ березы? С чем бы вы ее ассоциировали, читая стих? Белая береза, – сам по себе белый цвет, цвет чего-то невинного непорочного чего-то начинающегося может быть это новый день или новая жизнь которые подарил нам Бог. Сам по себе образ невесты из стихотворения напоминает мне нарядную русскую девушку перед свадьбой, которая наряжается и готовится к главному таинству в своей жизни.

Зима сама по себе у большинства людей ассоциируется с холодом метелями и ненастьем, а Есенин ее так описал, что даже и не думается о холоде, а думается о прекрасном утре. В стихотворении Сергея Александровича очень хорошо прослеживается череда женских образов, вот обратите на это внимание и вдумайтесь в этот стих и вы найдете в нем как минимум два типично женских русских образа это зима и береза. А как вы думаете случайность? Или нет? Может быть, юный поэт уже был влюблён? Но не будем заострять на этом внимание, ведь в его стихотворении есть и много других интересных сравнений. Например, Сергей Александрович неоднократно сравнивает снег с серебром.

Поэт в одной из строк так же сравнивает раннюю утреннюю зорьку с золотом, что лишний раз говорит о богатстве красок русской природы даже в такое унылое время как зима. В стихотворении Есенина «Береза» очень много метафор что делает его очень ярким выразительным, заметьте, что с первых его строк его хочется читать уже с выражением и спокойствием.

В заключении хотелось бы сказать, что стихотворение не большое по объему, но язык его очень богат и создает очень много образов и картинок в голове.

Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с друзьями через социальные сети и оставьте свой комментарий. Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопки соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!

«Белая береза», анализ стихотворения Есенина вариант №3

С чем чаще всего ассоциируется Россия в восприятии большинства людей? Можно называть разные символы. Иностранцы обязательно припомнят водку, матрешку и балалайку. Да еще медведей, которые якобы ходят по нашим улицам. Но для русского человека, несомненно, ближе всех будет береза. Ведь именно березку приятней всего встречать, «из дальних странствий возвратясь». После экзотических деревьев, раскидистых пальм и удушливо-пахнущих тропических растений так приятно прикоснуться к белой прохладной коре и вдохнуть свежий запах березовых ветвей.

Недаром береза была воспета почти всеми русскими поэтами. О ней писали А. Фет. Н. Рубцов, А. Дементьев. О ней слагали песни, легенды, сказания. Шло время, менялись власть и политический строй, проходили войны, вырастали курганы на бывших полях сражений, а береза как радовала сотни лет своим светлым ликом, так и продолжает радовать. «Люблю березку русскую, то светлую, то грустную…» — так просто и одновременно горячо написал об этом важнейшем символе России русский советский поэт Александр Прокофьев.

Внес свою лепту в собрание сочинений о березе и замечательный лирик ХХ века Сергей Александрович Есенин. Выросший в Рязанской губернии, в селе Константиново, в обычной крестьянской семье, Сергей с детства видел березы под окнами своего родного дома. Они, кстати, все еще растут, пережив поэта почти на сто лет.

Стихотворение Сергея Есенина «Белая береза». на первый взгляд, кажется незамысловатым. Наверное, из-за этой кажущейся простоты его учат все, начиная с детского сада. Действительно, всего четыре четверостишия, четырехстопный хорей. никаких заковыристых, непонятных метафор – вот что делает восприятие этого стихотворения таким упрощенным.

Но если вспомнить о том, что любое лирическое произведение призвано не просто выражать чувства поэта, но и вызывать ответный эмоциональный отклик у читателя, то становится понятно, почему это стихотворение, написанное столетие назад (в 1913 году) до сих пор так хорошо знакомо многим любителям и ценителям русской поэзии.

Есенинская береза предстает в образе спящей красавицы:

Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Олицетворение, использованное поэтом, позволяет читателю заметить, что береза сама принакрылась снегом, а не мороз использовал свою силу. Поэтому и кисти «распустились белой бахромой» тоже сами. И вот он, яркий образ – красавица, отдыхающая «в сонной тишине». причем, красавица богатая: ведь принакрылась снегом она, «точно серебром». кисти украшены белой бахромой, которая использовалась только представительницами высшего общества, а снежинки в наряде березы горят «в золотом огне» .

Конечно, русский человек, выросший на сказках о царевне, спящей в хрустальном гробу, при прочтении данного анализа стихотворения неизменно представит себе только такой образ. Эта сонливость объяснима временем года, ведь зимой все деревья «спят». Даже заря появляется неспешно, будто боясь потревожить покой русской красавицы:

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Но у Есенина «сонные березки» появятся и в другом произведении, написанном год спустя, – в стихотворении «С добрым утром!». Вот здесь уже намного труднее понять, почему в самый разгар лета березки тоже как во сне.

«Все мы родом из детства», — утверждал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери. Возможно, все детство наблюдая березу «под своим окном». Сережа Есенин создал для себя такой образ березы. который пронес через все свое творчество и всю свою недолгую жизнь.

Исследователи творчества Есенина как-то подсчитали, что в его произведениях встретилось 22 названия различных деревьев. Наверное, сам поэт об этом не задумывался, когда создавал свои лирические шедевры. Но почему-то именно березы сложились для него в ту самую «страну березового ситца», которую он так рано покинул.

«Берёза» С.Есенин

Текст

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Анализ стихотворения Есенина «Берёза» №4

Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит параллель между заморскими красотами и тихой, безмолвной прелестью родных просторов.

Стихотворение «Береза» было написано Сергеем Есениным в 1913 году, когда поэту едва минуло 18 лет. В это время он уже жил в Москве, впечатлившей его своими масштабами и невообразимой суетой. Однако в творчестве поэт остался верен родному селу Константиново и, посвящая стихотворение обычной березе, словно бы мысленно возвращался домой, в старую покосившуюся хату.

Казалось бы, что можно поведать об обычном дереве, которое растет у тебя под окном? Однако именно с березой у Сергея Есенина связаны наиболее яркие и волнующие воспоминания детства. Наблюдая, как она меняется в течение года, то сбрасывая пожухлую листву, то одеваясь в новый зеленый наряд, поэт уверился в том, что именно береза является неотъемлемым символом России. достойным того, чтобы быть увековеченным в стихах.

Образ березы в одноименноv стихотворении, которое наполнено легкой грустью и нежностью, выписан с особым изяществом и мастерством. Ее зимний наряд, сотканный из пушистого снега, автор сравнивает с серебром, которое горит и переливается всеми цветами радуги в утренней заре. Эпитеты, которым Сергей Есенин награждает березу, удивительны по своей красоте и изысканности. Ее ветки напоминают ему кисти снежной бахромы, а «сонная тишина», окутывающая припорошенное снегом дерево, придает ему особую стать, красоту и величие.

Почему Сергей Есенин выбрал для своего стихотворения именно образ березы? Ответов на этот вопрос несколько. Некоторые исследователи его жизни и творчества убеждены, что поэт в душе был язычником, и береза для него являлась символом духовной чистоты и возрождения. Поэтому в один из самых сложных периодов своей жизни, оторванный от родного села, где для Есенина все было близким, простым и понятным, поэт ищет точку опоры в своих воспоминаниях, представляя, как выглядит сейчас его любимица, укрытая снежным покрывалом. Кроме этого, автор проводит тонкую параллель, наделяя березу чертами молодой женщины, которой не чуждо кокетство и любовь к изысканным нарядам. В этом тоже нет ничего удивительного, так как в русском фольклоре береза, так же, как и ива, всегда считалась «женским» деревом. Однако если ива всегда ассоциировалась у людей с горем и страданиями, за что и получила свое название «плакучая», то береза – это символ радости, гармонии и утешения. Прекрасно зная русский фольклор, Сергей Есенин помнил народные притчи о том, что если подойти к березе и поведать ей о своих переживаниях, то на душе непременно станет легче и теплеет. Таким образом, в обычной березе соединилось сразу несколько образов – Родины, девушки, матери – которые близки и понятны любому русскому человеку. Поэтому неудивительно, что простое и незатейливое стихотворение «Береза», в котором талант Есенина проявляется еще не в полную силу, вызывает самую разнообразную гамму чувств, от восхищения до легкой грусти и меланхолии. Ведь у каждого читателя – свой образ березы, и именно к нему он «примеривает» строки этого стихотворения, волнующие и легкие, словно серебристые снежинки.

Однако у автора воспоминания о родном селе вызывают тоску, так как он понимает, что вернется в Константиново не скоро. Поэтому стихотворение «Береза» можно по праву считает своеобразным прощанием не только с родным домом, но и с детством, не особенно радостным и счастливым, но, тем не менее, являющимся для поэта одним из лучших периодов его жизни.

Анализ стихотворения С.Есенина «Белая береза»

Тема стихотворения Сергея Есенина — восхищение березой зимой. Автор показывает читателю красоту любимого дерева, создавая настроение радости, которое испытывает сам, когда видит березу в необычном, зимнем наряде.

В 1-й строфе Есенин пишет о березе «принакрылась снегом» (а не «покрылась»). Мы чувствуем здесь ласку, трепет, нежность. А дальше! Сравнение «точно серебром» помогает увидеть блеск снега.

Во 2-й строфе перед нами – «пушистые ветки», укрытые снегом. Поэт использует красивую метафору «распустились кисти белой бахромой». Снег как бы появляется постепенно, будто распускается цветок. Есенин олицетворяет березу: «И стоит береза», придавая дереву живой облик: перед нами словно живая русская девушка. Замечателен эпитет «в сонной тишине». Мы представляем эту тишину: будто выходишь во двор, а вокруг ни души, все еще спят. Третья строфа очень насыщена поэтическими образами. Метафора «и горят снежинки» заставляет увидеть блеск и сверкание снега. А эпитет «в золотом огне» помогает представить золотое ожерелье снежинок, которые переливаются на заре.

4-я строфа дает уже не описания, а показывает действия. Здесь главный образ – заря:

Под словом «серебро» Есенин подразумевает снег (мы уже встречались с подобными случаями).

Стихотворение «Белая береза» создает радостное, лирическое настроение.

Слушать стихотворение Есенина Береза

Темы соседних сочинений

Есенин

Анализ стихотворений Есенина

  • Анализ стихотворения «Береза» Есенина
  • Анализ стихотворения «Вот уж вечер. Роса» Есенина
  • Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина
  • Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» Есенина
  • Анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный» Есенина
  • Анализ стихотворения «Мелколесье, степь и дали» Есенина
  • Анализ стихотворения «Мы теперь уходим понемногу» Есенина
  • Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина
  • Анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями» Есенина
  • Анализ стихотворения «О красном вечере задумалась дорога» Есенина
  • Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» Есенина
  • Анализ стихотворения «Письмо к женщине» Есенина
  • Анализ стихотворения «Письмо матери» Есенина
  • Анализ стихотворения «Поет зима — аукает» Есенина
  • Анализ стихотворения «Пороша» Есенина
  • Анализ стихотворения «Разбуди меня завтра рано» Есенина
  • Анализ стихотворения «Русь Советская» Есенина
  • Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенина
  • Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая» Есенина
  • Анализ стихотворения «Топи да болота» Есенина
  • Анализ стихотворения «Черемуха» Есенина
  • Анализ стихотворения «Черный человек» Есенина
  • Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» Есенина
  • Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина

План стилистического анализа стихотворения «Белая береза» С.Есенина

План стилистического анализа стихотворения «Белая береза» С.Есенина

Автор — Сергей Есенин – это поющее сердце России, поэт русской души. Его стихи мелодичны, величавы, в них широта и простор, характерный русской песне. На его стихи положены романсы, песни.

Стихотворение «Береза» было написано Сергеем Александровичем в 1913г., т.е. до начала трагических событий, изменивших историю Российской империи (Первая мировая война, революция 1917г., гражданская война и пр.). 18-летний Есенин, только-только радикально изменивший образ жизни с деревенского на городской, остается верен прежним идеалам крестьянской жизни, воспевая в стихах красоты своей малой Родины.

Стиль – художественный.

Цель – воздействие на чувства и мысли читателей с помощью создания образов.

Основная функция — эстетическая.

Адресат речи – широкий слой общества – интеллигенция, рабочие, студенты и т.д.

Тема текста – С.Есенин способен видеть в самом простом и обычном — красоту и великолепие, как волшебник оживляя силой слова привычные с детства картины.
Стихотворение «Береза» относится к раннему периоду творчества С.А.Есенина, где русская природа и деревенский быт определяли тематику его стихов. Прелесть этого естественного мира сливается у поэта с горячей любовью к Родине, к России. Природа, деревня и родина объединяются в его стихах в едином чувстве прекрасного. Любовь к Родине была для Есенина одним из самых могучих источников всей его поэзии.

Тип речи – описание

Вид речи – монолог

Форма речи – письменная

Сфера общения – художественная

Жанр стихотворения — пейзаж, трогательный, проникновенный и нежный.
Особенности композиции: в стихотворении всего четыре строфы, первая является смысловым центром произведения.

Название стихотворения просто и незамысловато, однако очень символично, т.к. береза — для поэта, как и для большинства русских людей, — символ России, а так же глубокий поэтический женский образ, неоднократно встречающейся в творчестве поэта («…Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы…», «…как жену чужую, обнимал березку.»).

Для передачи эмоционального настроения автор использует изобразительно-выразительные средства и фигуры речи.

Структура стихотворения, очевидно, кольцевая, т.к. первая и последняя строфы коррелируют между собой («…принакрылась снегом, точно серебром», «…обсыпает ветки новым серебром».). Отсутствие в стихотворении завязки, развития сюжета, кульминации и развязки говорит о кольцевой структуре произведения.

Яркий, самобытный язык Есенина изобилует сравнениями, олицетворениями и метафорами, что создает яркий и самобытный, ни на кого не похожий поэтический стиль Сергея Александровича.

Сравнения: «…принакрылась снегом, точно серебром.», «…распустились кисти белой бахромой».

Прелесть пейзажа, его сказочность и фольклорность создает такой прием, как инверсия: «…и стоит береза», «…и горят снежинки».

Два выражения: «серебро» и «в золотом огне» привлекают особое внимание, потому что они создают настроение торжественности и красоты зимней березы.

Мы видим грациозность и недоступность этой холодной красоты, но вот слова «под моим окном» делают березу роднее, ближе. Она напоминает изящный образ невесты в белом подвенечном наряде и в фате («кисти белой бахромой»). «Горят снежинки в золотом огне» — это сияющий венец невесты.

В последней строфе главная роль отведена заре. Особая роль зари подчеркнута союзом а, который выделяет ее и включает в общее движение жизни. В ней сочетаются степенность, величавость. Она заботится о березе, как мать, благословляющая свою дочь.
Необходимо обратить внимание на фонетические особенности стихотворения: изобилие протяжных гласных звуков, особенно (е) и (о) (белая, береза, снегом, серебро, сонной, в золотом огне, обходя кругом и т.д.) и сонорных согласных (р), (н).

1. Белая — ключевое слово (белый ангел, белая церковь, белая Русь, белые одежды). Белый цвет в старину отождествляли с божественным, он означал причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.

2. Олицетворение (как невеста).

3. Сравнение многозначное (дорогой; красивый, филигранной работы).

4. Художественная деталь. Белой краской по белому (сокрытая жизнь).

5. Союз “и” объединяет лирическое повествование.

6. “Берёза” на индоевропейских языках — блистательная, гордая, царственная.

7. Местоимение “моим” подчёркивает личностное отношение, сопричастность поэта к изображающему.

8. Принакрылась снегом — слово «принакрылась» создает ощущение одушевленности образа березы, которая предстает живой, одухотворенно, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой. И стремление упрятать, сберечь то, что таится внутри. И попытка сохранить то очарование, что излучает она — легкая, изящная, ослепляющая белизной.

9. Но есть заря — божественное явление, она стережёт берёзу, усиливает её роль. Так что Есенин, описывая берёзу, символ Руси, выражает свои патриотические чувства.

10. Деепричастный оборот заставляет сделать паузу, что передаёт степенность происходящего, рисует величавую картину.

Стихотворение буквально поется, подобно народной песне.
Несмотря на то, что перед нами стихотворение — пейзаж, личность автора легко понятна читателю. Это явно очень молодой, восторженный и слегка наивный человек, полный любви к родной природе и окружающему миру.

6.4.1. Есенин С. А. «Берёза»

БЕРЁЗА

Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.

А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.

(С.А. Есенин, 1913)

1. Каким настроением проникнуто стихотворение С. А. Есенина «Берёза»?

В стихотворении главным поэтическим образом является образ белой берёзы. Этот постоянный эпитет «белая» ассоциируется с жизнелюбием, уверенностью, спокойствием, он ярко характеризует настроение лирического героя. Лирический герой восторгается зимним пейзажем, радуется вместе с природой. Слова «горят», «золотые», «заря» «серебром» подчёркивают не только игру света и яркие краски окружающего мира, но и внутреннее горение человека, тихую радость и умиротворение.

2.1. Какова роль эпитетов в данном стихотворении?

Изображая картину зимней природы, С. Есенин использует эпитеты. Одним из ключевых слов является слово «белая»: «белая берёза», «снежная кайма», «белая бахрома». Преобладающий белый цвет ассоциируется с чистотой, непорочностью, святостью. Поэт-живописец как бы рисует белым по белому, а это говорит о его мастерстве. Белизна расцвечивается сверканием, сиянием: в сонной тишине снежинки горят «в золотом огне». Благодаря эпитетам поэт в стихотворении нарисовал не просто красивый пейзаж, в образе берёзы, одетой в драгоценный наряд, ощущается лёгкость, изящество, сияние света.

2.2. Почему для создания картины зимней природы автор стихотворения использует олицетворения?

Олицетворения, использованные С. Есениным для создания образа зимней природы, оживляют картину: «берёзка принакрылась снегом», «стоит берёза в сонной тишине», «заря … обсыпает ветки новым серебром». Создается атмосфера спокойствия, безмятежности и «сонной тишины». А принакрытая снегом берёзка, стоящая у дома, как бы олицетворяет саму Русь, величавую, гордую, похожую на женщину. В одном её движении угадывается желание сберечь эту красоту, сохранить то очарование, что излучает она, лёгкая, изящная, сверкающая белизной. Заботливое внимание зари ещё больше возвеличивает березу.

3. Сопоставьте стихотворение С. А. Есенина «Берёза» и приведённое ниже стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою…» Что сближает эти произведения?

Чародейкою зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет* На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

(Ф.И. Тютчев, 1852)

*Мещет (устар.) – мечет.

В стихотворениях обоих поэтов нарисована картина природы — зимний пейзаж. Как у Есенина берёза — одухотворённый образ, так и у Тютчева лес «околдован», как живое существо. Жизнь леса «неподвижная», «немая», а потому «чудная». Мотив спокойствия, безмятежности и «сонной тишины», в которой скрыта «чудная» жизнь природы, прослеживается у С. Есенина. Стихотворение «Берёза» звучит лирично, радостно, величественно, в финале появляется образ зари, которая «обсыпает ветки новым серебром». У Тютчева солнце, мечущее стрелы-лучи на лес, словно божество, которого лес должен бояться, он как бы причастен к живому и мёртвому («не мертвец и не живой»), а значит, колдовскому царству – царству природы. В стихотворении С. Есенина, в отличие от стихотворения Ф. Тютчева, нет мотива смерти, вечности.

Анализ стихотворения «Берёза» (С. А. Есенин)

«Берёза» — это небольшое стихотворение Есенина, которое красочно описывает березу в зимнее время. Оно является одним из его ранних произведений и показывает, как трепетно и нежно молодой поэт относился к своей родине. Даже суровое зимнее время в его описаниях выглядит сказочной порой. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения.

Оно было написано автором в 1913 году, на тот момент Есенину было всего лишь восемнадцать лет. На следующий год оно было опубликовано под псевдонимом в литературном журнале «Мирок».

Несмотря на то, что это стихотворение он писал уже будучи в Москве, речь идет про его родную деревню Константиново. Хотя поэт влюбился в большой город и его безграничные возможности и деловой образ жизни, но в своих стихах он часто описывал свой родной дом и село. Его нередко охватывала меланхолия и тоска по родному дому, и «Береза» — тому хороший пример.

Жанр этого четырехстрофного стихотворения — пейзажная лирика. «Береза» написана трехстопным хореем с пиррихием. Чередуются мужская и женская рифма, которая в сочетании с использованным размером делает стих легким, мелодичным и плавным.

Есенин называл себя «новокрестьянским поэтом», потому что покорял столицу прекрасными деревенскими пейзажами, воплощенными в поэтических строках.

Описывая так ярко и подробно березу, которая росла под окном его дома, Есенин не только показывает нам красоту одного дерева, но и красоту русской зимы в целом, ведь береза является символом его родины, России.

Перед читателям прямо вырисовывается образ зимней природы через описание березы, покрытой серебристым снегом, блестящей «в золотом огне». Также можно почувствовать, как поэт скучает по своему дому и детству, когда он смотрел из окна долгими вечерами «в сонной тишине» на эту березу до утра, когда «заря, лениво обходя кругом, обсыпала ветки новым серебром».

Лирический герой — человек, искренне любящий природу и свою родину. Он восторженно описывает даже самые обычные явления и находит красоту там, где рядовой житель деревни увидит лишь привычную картину за окном.

Основная тема стихотворения «Береза» — природа. Лирический герой воспевает зимний пейзаж и подмечает мельчайшие детали, которые создают уникальную красоту.

Тема родины и любви к ней тоже прослеживается в произведении. Автор показывает, как прекрасна его отчизна, как замечательно проявляется ее характер в суровой, но безупречно красивой зиме. Береза, символ Руси, является центральным образом произведения. Восхищение по отношению к нему — проявление патриотизма.

Настроение стихотворения тихое и домашнее, навевающее ностальгию по детству и теплым зимним вечерам, когда за окном мороз и снег.

Основная идея

Смысл стихотворения «Береза» заключается в том, чтобы передать читателю морозное ощущение деревенской зимы и показать ему всю прелесть родины, заключенную в образе березы. Зима бережно закутала ее в серебро, чтобы сохранить дерево в период холодов. Также данное время года заботится и о всей стране: сначала тепло укутывает, и лишь потом обдает холодом.

Есенин находит красоту там, где мы, обыватели, видим лишь мороз и стужу. Так он доносит до читателя главную мысль стихотворения «Береза» — нужно уметь ценить свой край и любоваться его самобытной красотой.

Средства выразительности

Есенин умело использует средства художественной выразительности, например, в стихотворении «Береза» существует одно сравнение – «снегом точно серебром». Также в нем имеются много эпитетов, например, «белая береза», «пушистые ветки», «сонная тишина». Использование таких тропов помогает сделать текст произведения максимально лиричным, живописным и увлекательным.

Метафоры, находящиеся в стихотворении, также добавляют красок этому тексту, например: «береза принакрылась снегом», «распустились кисти», «заря обходит кругом». Есенин также неким образом олицетворил березу, нарисовав не просто дерево, а некий женский образ, используя такие слова как «принакрылась».

Есенин не перестает удивлять своими стихами, которые не просто красиво описывают русскую природу, но и параллельно возбуждают в читателе различные эмоции, как ностальгия, привязанность к родной земле, воспоминания о детстве и чувство внутреннего покоя.

Анна Нур Аль Самад

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *