Арт терапия

Арт-терапия: зачем она нужна и как это работает?

Наверняка, многие очень часто слышали термин «арт-терапия», но немногие знают суть данного подхода и его основные приемы. Для того, чтобы прояснить этот вопрос, давайте познакомимся с этим направлением подробнее. Итак…

Арт-терапия (от англ. art — «искусство») — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении искусства и творчества. Основной целью такой терапии является гармонизация личности через самовыражение, и познание себя с помощью творчества и искусства.

Арт-терапия может использоваться психологами и как основное направление в работе, и как вспомогательное.

Методы арт-терапии позволяют символически очень хорошо прорабатывать всевозможные эмоции – страх, гнев, агрессию и т.д., не ограничивая человека определенными рамками (человек вовлекается в ту сферу искусства, которая ему ближе).

С какими проблемами можно работать с помощью арт-терапии:

  1. Повышение самооценки и уверенности в своих силах.
  2. Снижение уровня стресса.
  3. Преодоление депрессивных состояний и тревожных расстройств.
  4. Преодоление возрастных кризисов.
  5. Решение семейных конфликтов
  6. Повышение навыков коммуникации
  7. Самопознание (лучше понять свои жизненные цели, желания).
  8. Проработка психологических травм
  9. Преодоление фобий и т.д.

Как видите, методика охватывает огромный спектр проблем в различных сферах жизни, что является одним из главных плюсов данного направления.

Какие бывают виды арт-терапии?

Сегодня психология имеет в своем арсенале большое количество направлений и методик в рамках терапии искусством. Основными из них являются следующие:

  1. Музыкотерапия (психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства).
  2. Драматерапия (популярное направление, которое использует такой прием, как драматизация, т.е. разыгрывание какого-либо сюжета).
  3. Танцевально-двигательная терапия – направление, в котором танец используются как процесс, способствующий эмоциональной и физической гармонизации человека.
  4. Библиотерапия (сказкотерапия) — сочинение и прочтение литературных произведений.
  5. Куклотерапия — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра.
  6. Песочная терапия — несложные произвольные манипуляции с мелким песком, фигурками или небольшими предметами, которые помогают снять напряжение и проработать внутренние проблемы человека.
  7. Глинотерапия – взаимодействие с природным материалом для решения терапевтических задач.
  8. Медитативная живопись — это сочетание арт-терапии с техниками самопознания.

Как проходит сеанс арт-терапии?

Занятие может проходить, как индивидуально, так и в группе (открытой, закрытой, маленькой или большой) в течение 1,5 или 2 часов. Проводится сессия обычно раз или два в неделю. Для каждого участника терапии организовано комфортное рабочее место, включающее все что может понадобиться в рамках проводимого занятия (краски, карандаши, бумага, песок и т.д.). Занятие проходит в приятной творческой атмосфере и по завершении результаты труда каждого участника обсуждаются и анализируются ведущим группы (психологом). Творческие способности при этом не оцениваются, внимание уделяется исключительно внутреннему миру человека, его проблемам и переживаниям.

Стоит также сказать, что сегодня арт-терапия очень активно применяется в работе с детьми с ЗПР, пожилыми людьми и взрослыми людьми с ПТСР (посттравматическим стрессовым расстройством).

Расширяйте свой кругозор, пробуйте разные методики и накапливайте внутренние ресурсы, чтобы день ото дня улучшать уровень своей жизни!

Возможно Вас заинтересуют следующие мои статьи:

Эмоциональное выгорание на работе: как справиться?

«Лежу, считаю овец…»: что делать, если у вас бессонница?

«С понедельника завязываю с тревогой раз и навсегда»: можно и нужно ли выполнять это обещание?

Глава 2. АРТТЕРАПИЯ

§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА

Арттерапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арттерапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны.

Первые попытки использовать арттерапию для коррекции трудности личностного развития относятся к 30-м годам нашего столетия, когда арттерапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арттерапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.

Термин «арттерапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.

Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К. Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса (1951) и А. Маслоу (1956).

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я».

Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие (А. И. Копытин, 2015)

1.1.2. История арт-терапии

Искусство сопровождало и поддерживало человека начиная с доисторического времени. Оно активно использовалось людьми в ритуалах, магических и исцеляющих практиках и в качестве эффективной формы их взаимодействия друг другом, освоения и преобразования окружающей среды. Оно также всегда служило средством отражения и организации внутреннего мира человека, реализации его духовной сущности, постижения им смыслов существования. Уходя своими корнями в многовековые пласты культуры человечества, питаясь огнем творческого вдохновения, арт-терапия как одна из форм лечебной, помогающей деятельности, объединившей в себе искусство, медицину, психологию и педагогику, конечно же, не является изобретением XX века. Хотя оформление арт-терапии в самостоятельное направление лечебно-профилактической работы начиная с середины XX в. более активно происходило в таких странах, как США и Великобритания, ее с полным основанием можно признать универсальным, общечеловеческим феноменом. Благодаря сочетанию различных объективных и субъективных факторов, примерно к середине XX в. создались более благоприятные условия для ее становления и общественного признания. В качестве таких факторов часто рассматриваются:

• социальные инициативы некоторых художников, стремившихся более активно реализовать здоровьесберегающий потенциал изобразительной деятельности в интересах людей, страдающих психическими и физическими недугами;

• развитие психотерапии, в особенности психоанализа с его повышенным интересом к использованию искусства с целью познания и гармонизации внутреннего мира человека, преодоления конфликта между сознанием и сферой бессознательного;

• интерес психиатров к изобразительному искусству как к дополнительному инструменту изучения психических процессов и симптомокомплексов, характерных для различных душевных заболеваний, и как к одному из стабилизирующих, защитных факторов.

В качестве пионеров западной арт-терапии из художественной среды выделяются фигуры А. Хилла, Э. Адамсона (Великобритания), Э. Крамер, М. Хантун, Д. Джонса, Р. Олта (США) и др. Хилл, в частности, известен тем, что одним из первых стал использовать слово «арт-терапия» при описании своей работы с пациентами в госпиталях послевоенной Великобритании. Он автор книги «Изобразительное искусство против болезни» (1945) и инициатор создания художественных мастерских в учреждениях Национальной системы здравоохранения.

Начиная с 1946 г., устроившись на работу в психиатрический стационар, другой британский художник, Адамсон, стал проводить занятия с больными на базе созданной им открытой художественной мастерской. Он верил, что, занимаясь изобразительной деятельностью, пациенты могут преодолевать свои душевные недуги. Адамсон также создал коллекцию из примерно 60 тысяч рисунков, картин и поделок пациентов, считая их оригинальными произведениями изобразительного искусства.

Начиная с 1930-х годов, Хантун стала проводить занятия изобразительным искусством с психиатрическими пациентами на базе клиники Меннингеров в г. Топека (шт. Канзас). Клиника получила известность как один из ярких примеров реализации нового, более гуманного подхода к лечению психически больных. В деятельности клиники важное место отводилось психоаналитической терапии и фактору творческой активности. В дальнейшем на базе этой клиники работали известные деятели американской арт-терапии – художники Джонс и Олт. Наряду с другими пионерами данного направления, в начале 1960-х годов они выдвинули инициативу создания Американской арт-терапевтической ассоциации.

Следует также напомнить о значительной поддержке развития первых форм арт-терапии со стороны представителей мира искусства. Хотя многие из них и не принимали непосредственного участия в проведении художественных занятий с больными, но проявляя повышенный интерес к творчеству душевнобольных и признавая его оригинальным и ярким художественным явлением и даже источником вдохновения для своего творчества, такие деятели авангардизма, как М. Эрнст, В. Кандинский, Ж. Дебюффе, П. Клее, А. Арто, С. Дали и многие другие содействовали развитию новых форм лечебной практики, основанных на занятиях изобразительным творчеством.

Подходы к применению изобразительного искусства в клинической среде, которые использовались художниками в тот период, базировались на представлениях об исцеляющем воздействии процесса изобразительной деятельности, его способности активизировать личность больного, давать свободный выход переживаниям либо отвлекать от мыслей о болезни. Идейной платформой пионеров зарубежной арт-терапии из художественной среды являлись концепции инновационной художественной педагогики, воспитательно-образовательного воздействия на личность посредством искусства, нередко смыкающиеся также с психоаналитическими взглядами на изобразительное творчество как на проводник бессознательных импульсов.

Такой подход в арт-терапии в англоязычных странах, как правило, обозначается как «терапевтическое изобразительное творчество» (therapeutic art), «изобразительное искусство как терапия» (art as therapy), «исцеляющее искусство» (healing art) и противопоставляется изобразительному искусству как форме психотерапевтической практики или арт-психотерапии. Хотя терапевтическое изобразительное творчество и арт-психотерапия представляют собой две грани единого явления или две разные формы реализации лечебного потенциала изобразительной деятельности, они имеют ряд принципиальных различий, связанных, прежде всего, с использованием разных терапевтических/саногенных факторов.

Вклад психотерапевтов-психоаналитиков в развитие арт-терапии также весьма значителен. Это были такие специалисты, которые включали в процесс психотерапевтического взаимодействия с пациентами изобразительные средства, полагая, что это позволяет лучше исследовать бессознательные процессы клиентов. Выражая в изобразительной форме свои переживания и фантазии и затем обсуждая и интерпретируя вместе с аналитиком созданную продукцию, клиенты могут осознать то, что ими ранее не осознавалось.

Важное значение для пионеров арт-терапии из числа психоаналитиков имели представления Фрейда о процессе символизации как важнейшей функции психики, тесно связанной с психологическими защитами. Эти специалисты использовали, прежде всего, такие техники психоанализа, как работа со свободными ассоциациями и фантазиями, интерпретация образной продукции клиентов и реакций, возникающих в процессе взаимодействия клиента и аналитика (переносов и контрпереносов).

Благодаря участию в аналитической психотерапии, изучению психоанализа и последующей работе в психиатрической клинике в 1940–1960-е годы американка М. Наумбург создала свой метод динамически-ориентированной арт-терапии. Результаты этой работы описаны ею в книге «Изучение свободной художественной экспрессии детей с нарушениями поведения в качестве средства диагностики и лечения» (Naumburg, 1947). По мнению автора, когда пациент в результате занятий преодолевает неуверенность и начинает свободно выражать свои страхи, потребности и фантазии в художественной форме, он начинает их лучше осознавать и принимать в себе. Наумбург одной из первых использовала в своих публикациях слово «арт-терапия». В 1950-е годы она основала первые курсы по арт-терапии и в дальнейшем стремилась к их превращению в полноценную программу последипломной подготовки арт-терапевтов.

Различные школы психоанализа, развивавшиеся во второй половине XX в., – не только классический психоанализ, но и теория объектных отношений, юнгианский анализ, постюнгианский подход и другие – внесли заметный вклад в совершенствование теории и техник арт-терапии. Развитие иных направлений психотерапии в этот период, таких как гуманистический клиент-центрированный (Н. Роджерс), феноменологический (М. Бетенски), гештальт-терапевтический (Дж. Райн) и другие подходы привели к существенному укреплению позиций арт-психотерапии как одной из форм реализации здоровьесберегающего потенциала изобразительного творчества.

Немаловажное значение для развития новых форм арт-психотерапии во второй половине XX в. также имело оформление разных школ групповой и семейной психотерапии. Используя характерные для них теории и техники, арт-терапевты смогли создать свои оригинальные и эффективные формы работы с группами и семьями (Г. Макнилли, Дж. Рубин, Х. Квятковская, Х. Ландгартен и др.).

Что касается вклада психиатров в развитие арт-терапии, то за рубежом лечебная работа с пациентами/клиентами с использованием изобразительных средств была, как показано выше, преимущественно характерна для психиатров-психоаналитиков. Большинство психиатров, занимавшихся лечением более тяжелых, чем неврозы, психических расстройств, арт-терапию с пациентами, как правило, не проводили, но поддерживали ее внедрение в деятельность клиник, приглашая на работу художников (как это было, например, в упомянутой выше психиатрической клиники Меннингеров). Среди психиатров, внесших заметный вклад в развитие арт-терапии, выделяются В. Моргенталер (Швейцария), Г. Принсхорн (Германия), Л. Нивратил (Австрия), В. Андреоли (Италия), Р. Вольма, Ж. Делей (Франция), И. Харди (Венгрия), А. Якаб, Г. Вилмер, Н. Льюис (США).

Некоторые из них признавали важную роль участия больных в разных видах творческой активности как фактора более успешного лечения. Они также занимались изучением изобразительной продукции пациентов как дополнительного, важного источника информации о природе и клинических проявлениях психического расстройства, т. е. применяли художественные средства с целью диагностики и дифференциальной диагностики (Ч. Ломброзо, А. Тардье, М. Симон). Заслуживает внимания деятельность представителей французской школы клинико-психиатрического и структурно-психологического анализа изобразительной продукции душевнобольных (Ж. Виншон, Р. Вольма, Ж. Делей, К. Вьяр, Ж. Бобон). С их именами связано создание в 1959 г. Международного общества по изучению психопатологии экспрессии (для обозначения этой организации используется французская аббревиатура SIPE), занимающегося исследованием и терапевтическим применением творческой активности при психических расстройствах.

Психиатры-клиницисты также стояли у истоков создания секции по изучению психопатологической экспрессии, в настоящее время именуемой секцией искусства и психиатрии, созданной в 1983 г. в рамках Всемирной психиатрической ассоциации. Секция занимается клинико-психиатрическими и междисциплинарными исследованиями творчества душевнобольных, организует выставки их работ, изучает диагностический, терапевтический, реабилитационный потенциал их творчества, а в последние годы также проводит мероприятия, направленные на преодоление стигматизации (клеймения) душевнобольных. Представители этой секции активно используют биографический метод и предпринимают попытки применения целостного, междисциплинарного подхода для изучения механизмов творческой активности при разных психических заболеваниях, интегрируя клинико-психиатрические данные, результаты изучения деятельности мозга и культурологический анализ, методы психосемантики. (Andreoli, 1999; Kopytin, 2008; Thoma shoff, Sartorius, 2004; Thomashoff, Kopytin, Sukhanova, 2009).

Необходимо отметить некоторые особенности развития арт-терапии в нашей стране, связанные с вкладом разных специалистов – художников, психотерапевтов и психиатров. В отличие от многих западных стран с характерной для них активной ролью художников в становлении арт-терапии, каких-либо инициатив со стороны отечественных представителей мира искусства по его использованию с целью лечения в советский период не отмечено. В условиях жесткого идеологического контроля над искусством, централизации и биологизации психиатрии свободное участие художников в общественной жизни, процессах лечения и реабилитации больных, развитии человеческого потенциала (как это характерно, например, для участия зарубежных художников в холистическом движении начиная с 1970-х годов) представлялось затруднительным.

Ведущую роль в развитии отечественных аналогов арт-терапии, используемых преимущественно с диагностической (патографической) или психотерапевтической целью, играли и, по всей видимости, продолжают играть психиатры и психотерапевты. В 1970–1980-х годах в СССР отмечался определенный всплеск исследований изобразительного творчества пациентов с клинико-психиатрических позиций. В эти годы в Швейцарии на русском и английском языках вышли три иллюстрированных тома коллективного труда советских психиатров под руководством Э. Бабаяна «Изобразительный язык больных шизофренией» (Бабаян и др., 1982–1984), перекликающегося с работами зарубежных исследователей-клиницистов.

В 1980-е годы начинает развиваться оригинальный отечественный метод клинической психотерапии – терапия творческим самовыражением (ТТС) (Бурно, 1989, 2006). Данный метод тесно связан с клинической характерологией и предполагает использование творческой активности пациентов, имеющих определенные личностные расстройства (так называемой дефензивной группы), как ведущего фактора исследования и понимания своего природного характера и средства социальной самореализации.

Тогда же в Ярославле, на кафедре психиатрии Ярославского медицинского института В. В. Гавриловым создается учебный музей психопатологической экспрессии, постепенно трансформировавшийся в центр междисциплинарного исследования творчества людей с проблемами психического здоровья – крупнейшее в Российской Федерации и Восточной Европе собрание работ художников-аутсайдеров. Гавриловым была предпринята попытка создания оригинальной типологии подобных произведений (Гаврилов, 2005).

С 1990-х годов начинается этап более активного развития арт-терапии в нашей стране (Ионов, 2004; Копытин, 1999, 2001, 2002, 2010, 2011; Хайкин, 1992). И хотя отечественная арт-терапия в этот период становится все более междисциплинарной, вовлекая представителей разных профессиональных групп – не только врачей, но и психологов, художников, искусствоведов, педагогов, – она сохраняет и укрепляет свою клиническую, психотерапевтическую основу.

Очевидно, что арт-терапия в разных странах развивается по-разному, в зависимости от специфики форм изобразительного искусства, культурных традиций, социальных и экономических условий, систем медицинской и социальной помощи населению, традиций образования, развития институтов гражданского общества и иных факторов. Вместе с тем есть определенные общие тенденции и закономерные стадии, связанные с оформлением и институционализацией арт-терапии в качестве узаконенной формы помогающей деятельности на основе использования творческой активности представителей разных социальных и клинических групп.

Проведенное нами сравнительное межкультурное исследование позволяет признать, что развитие арт-терапии в разных странах обычно предполагает три следующих основных этапа:

1. Этап предшественников и пионеров арт-терапии.

2. Этап начального становления профессиональной арт-терапии.

3. Этап укрепления позиций профессиональной арт-терапии.

В качестве примера развития арт-терапии можно привести опыт таких стран, как США и Великобритания. Этап предшественников и пионеров арт-терапии здесь охватывал период примерно с первых десятилетий XX в. до начала 1960-х годов. Как было показано выше, для данного периода характерны инициативы представителей разных профессиональных групп по начальному использованию здоровьесберегающего потенциала изобразительной деятельности больных на базе психиатрических больниц, реабилитационных отделений, в некоторых случаях также учреждений образования – обычных и специализированных школ, детских домов и интернатов. Эти специалисты накапливали и описывали опыт своей работы и предпринимали попытки объяснения природы и механизмов положительного воздействия арт-терапии. Зачастую их взгляды на лечебный потенциал изобразительного искусства оказывались слишком разными, чтобы сформировать какую-либо общую идейную платформу, стандарты и принципы арт-терапевтической деятельности. Эмпирический опыт пионеров нового лечебно-профилактического направления распространялся медленно. Научные исследования, если не считать кратких, несистематизированных описаний практической работы, не проводились. Отсутствовали программы арт-терапевтического образования.

Этап начального оформления профессиональной арт-терапии охватывает 1960–1980-е годы. В этот период происходило более активное обобщение и осмысление эмпирического опыта на основе в достаточной степени оформленных концепций арт-терапии, интегрирующих идеи психоанализа, гуманистической психотерапии, разработки в области групповой и семейной психотерапии. Важной вехой явилось объединение представителей данного направления, имеющих разное образование и идейную платформу, в первые профессиональные организации и инициативные группы, ставящие своей целью выработку единых критериев и принципов деятельности, а также легализацию и укрепление позиций арт-терапии в обществе.

В 1964 г. была создана Британская ассоциация арт-терапевтов – первая профессиональная организация специалистов, использующих изобразительное искусство в целях лечения. В 1969 г. была основана Американская арт-терапевтическая ассоциация. Примерно в эти же годы появились первые программы арт-терапевтического образования, позволяющие формировать профессиональные навыки у более широкого круга специалистов. В этот же период достаточно активно развивается система арт-терапевтических услуг в разных секторах медицины, образования и социальной работы. Этот период ознаменован и таким важным событием, как признание арт-терапии в качестве самостоятельной помогающей специальности.

Этап укрепления позиций профессиональной арт-терапии начинается примерно с конца 1980-х годов и ознаменован:

• усилением междисциплинарных связей арт-терапии, более активным диалогом арт-терапевтов с представителями медицины, психологии, нейробиологии, специалистами в области социальных наук;

• включением арт-терапевтов в полипрофессиональный контекст, необходимостью согласования ими своих позиций с другими специалистами;

• возрастанием роли психологических и клинических дисциплин в профессиональной подготовке арт-терапевтов, сближением арт-терапии с психотерапией и консультированием, ее превращением в арт-психотерапию;

• повышенным вниманием к вопросам профессиональной этики, менеджмента и управления деятельностью арт-терапевтов в разных областях практической работы;

• усилением правового регулирования арт-терапевтической деятельности, регламентацией допуска к оказанию услуг;

• повышением требований к эффективности и доказательности вмешательств, активизацией научных исследований, переходом к доказательной арт-терапевтической практике (evidence-based practice);

• сокращением сроков многих арт-терапевтических программ, диверсификацией источников их финансирования;

• «глобализацией» арт-терапевтического сообщества, развитием международных связей арт-терапевтов, способствующих выработке международных стандартов арт-терапевтического образования и практики;

• возрастанием роли информационных технологий в ходе арт-терапевтических занятий (цифровой фотографии, компьютерной графики и анимации и др.);

• формированием новых теоретических моделей арт-терапии, уделяющих, по сравнению с предыдущими десятилетиями, большее внимание роли культурной, социальной среды, экологии, политике.

В 1980–1990-е годы происходит создание профессиональных общественных объединений арт-терапевтов во многих странах мира (Канада – 1981 г., Австралия – 1987 г., Германия – 1989 г., Нидерланды – 1996 г., Российская Федерация – 1997 г., Италия – 1997 г., Испания – 1999 г.). Появляются международные арт-терапевтические организации. 1990–2000-е годы также ознаменованы созданием образовательных программ по арт-терапии при университетах большинства европейских стран. Начинается развитие арт-терапии и в других регионах планеты – странах Латинской Америки, Дальнего Востока.

Арт-терапию можно назвать одним из самых интересных, привлекательных и даже загадочных направлений практической психологии и психотерапии на сегодняшний день. Богатая на методики, она служит способом успокоения души и тела, облегчения, снятия и устранения симптомов различных недугов. Для множества людей она является также и хобби, позволяющим с пользой провести время, снизить воздействие стресса и восстановить силы.

Что такое арт-терапия и что она дает

Название «арт-терапия» говорит само за себя, и, если выражаться простыми словами, означает лечение искусством. Но намного важнее понять, каким именно образом это лечение происходит, ведь здесь нет никаких медикаментов, уколов и даже массажа. Все это заменяют бумага и карандаши или краски, глина или песок, пластилин или фотографии. Причем это далеко не все, что, как оказывается, обладает целительным воздействием.

Арт-терапию можно назвать своеобразным связующим звеном между сознанием и подсознанием человека, так называемым мостом между разумом и душой. И идея тут в том, что большая часть проблем человека проистекает именно из глубинного подсознательного уровня, а не из поверхностного сознательного. Потому-то зачастую медикаментозное лечение оказывается перед ними бессильно.

В качестве психотерапевтического направления арт-терапия сформировалась на так уж давно – примерно в середине ХХ века, появившись на стыке психологической науки и искусства. Но за это сравнительно небольшое время она приобрела такую популярность, что ее приверженцами стали миллионы людей по всему миру.

Основная ценность терапии посредством искусства заключается в том, что с помощью нее можно уравновесить и гармонизировать свое психическое состояние, повысить свои способности к самовыражению, рефлексии и самопознанию, раскрыть творческий потенциал и задействовать внутренние резервы.

Благодаря искусству на символическом уровне можно пережить большинство известных чувств и эмоций: любовь, радость, восторг, страсть, ненависть, обиду, злость, гнев, страх, разочарование и т.д. И переживание любого из этих чувств происходит в положительной форме, т.е. человек на 100% избавлен от получения каких бы то ни было психических и душевных травм.

Когда человек лепит фигурки, сочиняет стихи, читает какие-то истории, раскрашивает, создает коллажи из фотографий, он не просто занимается решением одной конкретной узкой задачи, а учится видеть ситуации с позиции наблюдателя, смотреть глубже, понимать себя и свою жизнь, находить ответы на многие фундаментальные вопросы.

Арт-терапия позволяет человеку понять свое предназначение, смысл жизни, глобальную цель, собственную ценность и то, что он может дать этому миру. Получается, что это уже и не лечение, а глубинная работа со своим сознанием.

Кому нужна арт-терапия и какие задачи она решает

Наверняка вас интересует вопрос, кто чаще всего обращается к арт-терапии. На самом деле к специалистам по этому направлению – арт-терапевтам – приходят сотни людей с самыми разными проблемами и запросами. Но, конечно, среди них мы не найдем негативщиков, скептиков и тех, кому совершенно не нужны никакие перемены в жизни и себе.

В остальном же арт-терапия подходит и взрослым, и детям, и мужчинам, и женщинам, и во всех случаях без исключения она дает отличные результаты. Если говорить конкретнее, то взрослым она помогает пересмотреть какие-то важные для них, но проблемные вещи, выработать новые поведенческие модели, развить креативность.

Когда дело касается детей, то применяются более подходящие для них методы, такие как изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия и другие (о них мы скажем чуть позже). Частично, кстати, они используются в работе детскими психологами, воспитателями, коррекционными педагогами, логопедами, инструкторами в центрах развития.

С помощью различных методик арт-терапевты развивают у детей мышление, раскрывают творческий потенциал, стараются повлиять на правильное формирование нервной системы и психики, учат взаимодействовать с другими детьми, поддерживают оптимальный уровень интеллектуальной активности.

Арт-терапия идеально подходит и для детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов, ребят, страдающих проблемами со зрением и моторикой, аутизмом и ДЦП. Благотворно на их состоянии сказывается не только выполнение упражнений, но и сама атмосфера, в которой занимаются дети – игровая и интересная, веселая и дружественная, корректирующая и развивающая.

Если же обобщить вышесказанное, можно выделить несколько основных направлений, в которых работает арт-терапия:

  • раскрытие и развитие творческого начала;
  • помощь в установлении контакта с собой и своим внутренним миром;
  • установление или восстановление контакта с окружающими людьми;
  • налаживание взаимоотношений;
  • расслабление и релаксация;
  • помощь в осознании своих истинных чувств, желаний и целей;
  • коррекция поведения и замена неэффективных поведенческих моделей эффективными;
  • помощь в достижении равновесия между внутренним миром и условиями окружающей действительности;
  • снижение и полное устранение негативного воздействия стресса;
  • общее развитие;
  • формирование позитивного мышления.

Есть еще и целый комплекс конкретных задач, с решением которых данное направление вполне успешно справляется:

  • Диагностика. Посредством творчества удается определить глубинные проблемы человека и указать ему на те сферы внутренней и внешней жизни и личностные качества, на которые нужно обратить серьезное внимание, которые нужно проработать или изменить.
  • Коррекция. Благодаря эффективным средствам арт-терапии специалисты помогают людям менять свое поведение в лучшую сторону, избавляться от тревог и страхов, чувства вины и жалости к себе, ограничивающих убеждений, комплексов, зажимов и т.п.
  • Развитие. Арт-терапия помогает не просто выявлять сильные и слабые стороны человека, но и развивать их. А это значит, что, занимаясь приятным делом, человек еще и проводит серьезную работу над собой.
  • Удовольствие. Лечение происходит через процесс творения. Люди пишут картины, сочиняют стихи, фотографируют, одним словом – создают, а не в этом ли состоит истинное удовольствие?! Причем получают его даже люди, далекие от творчества.
  • Психотерапия. Творческая деятельность помогает преодолевать тяжелые переживания, устранять психологические травмы, убирать подсознательные блоки, избавляться от неуверенности в себе и решать другие подобные проблемы.

Арт-терапевты применяют в своей работе огромное количество разных методов. К тому же и у самих людей предпочтения отличаются, но любой может найти то, что придется ему по вкусу.

Методы и виды арт-терапии

С момента появления арт-терапии появилось немало различных ее направлений, и до сих пор продолжают появляться новые. Но можно назвать несколько, завоевавших наибольшую популярность:

  • Фототерапия. Для лечения, личностного роста и развития используются терапевтический потенциал фотографии. Человек может фотографировать, либо составлять коллажи из фотографий (своих, других людей, разных мест, предметов, явлений).
  • Музыкотерапия. В этом случае для лечения применяется музыка. Вариантов терапии несколько: музыку можно слушать, можно воспроизводить на музыкальных инструментах чужие произведения, а можно сочинять свои собственные.
  • Изотерапия. Лечение при помощи изобразительного искусства. Для этого используются краски и кисти, мелки, пастель, маркеры или фломастеры. Кто-то предпочитает срисовывать изображения, а кто-то создает новые произведения.
  • Коллажирование. С целью лечения человек создает коллажи. Популярная вариация выглядит так: нужно вырезать много разных картинок (например, вещей, которые хочется иметь), а затем красиво наклеить их на большой лист ватмана.
  • Тканетерапия. Лечение через работу с тканями. Процесс аналогичен предыдущему, но разница в том, что для создания композиции используются фрагменты разных типов тканей: шелк, сатин, велюр, кожа и т.д.
  • Мандалотерапия. Для лечения работают с мандалами – особыми геометрическими фигурами. Мандалы можно раскрашивать и рисовать по памяти, плести, высыпать песком. Есть готовые изображения, но можно придумывать свои.
  • Песочная терапия. Для терапевтической работы используется песок. Из него создаются и простые изображения, и мандалы, и целые композиции. Таким образом человек проигрывает в психологической песочнице разные сюжеты.
  • Кинотерапия. Лечение через просмотр кинофильмов и видеороликов. Человек смотрит видео, после чего обсуждает увиденное с терапевтом и переосмысляет важные для себя ценности.
  • Библиотерапия. Терапевтический эффект достигается благодаря чтению или какой-то другой форме работы с текстовыми материалами. Например, можно читать знакомые и незнакомые тексты, выбирать наиболее значимые слова и составлять из них послания.
  • МАК-терапия. Для лечения применяются метафорические ассоциативные карты. Чаще всего этот метод используется, когда человек не может сделать выбор, посмотреть на ситуацию под другим углом, найти нестандартное решение проблемы.
  • Тестопластика. Терапия через манипуляцию с разными пластичными массами, например, пластилином, глиной, тестом. Данная методика очень эффективна при работе со взрослыми и детьми.
  • Сказкотерапия. Еще один вид терапии, подходящий для детей и взрослых. Сначала читается сказка или легенда. Затем она анализируется, переосмысляется и/или пересказывается. Иногда нужно сочинить собственную сказку.
  • Куклотерапия. Для лечения человеку дается задание своими руками сделать куклу, используя для этого любые подручные материалы: ткани, бумагу, пластик, вату, нитки, элементы игрушек и т.д.

Как видно, сессии арт-терапии могут быть очень разными. Зависит это от пожеланий человека к форме работы, а также от особенностей подхода. Как правило, перед сессией (если человек обращается к терапевту, а не практикует сам) специалист вводит клиента в курс дела и дает возможность выбрать материал для работы.

После этого клиент некоторое время работает самостоятельно, а затем вместе с терапевтом обсуждает результаты, анализирует их и при необходимости дорабатывает. Абсолютно все происходит на добровольной основе, никто никого ни к чему никогда не принуждает, и если человеку что-то не нравится, он имеет полное право отказаться выполнять задание.

Но давайте отойдем от организационных моментов. Помимо вышеназванных методов арт-терапии, существует еще и несколько ее форм. О них стоит сказать немного подробнее.

Индивидуальная арт-терапия

Для этой формы арт-психотерапевтической работы характерно то, что клиент обращается за консультацией к специалисту, а затем в его же присутствии выполняет творческие задания. Терапевт, к примеру, может дать задание нарисовать что-то на конкретную тему и в определенной технике, последовательно создать целостный художественный образ и т.д.

В большинстве случаев продолжительность одной сессии составляет от 45 минут до 2 часов. Учитывая, что это немногим больше, чем длится обычная консультация психотерапевта, человеку вполне хватает времени для погружения в творческий поток, выполнение задания, последующий его анализ и формулирование выводов.

Групповая арт-терапия

В случае с групповой арт-терапией набирается целая психотерапевтическая группа. Процесс терапии может быть организован в двух форматах:

  • закрытая группа, состав участников в которой является постоянным;
  • открытая группа, где допускается участие новых людей.

Что касается длительности одной сессии, то традиционно она варьируется от 1,5 до 3 часов. Групповые занятия способствуют погружению каждого участника в уникальную атмосферу, где все относятся друг к другу бережно и с уважением, могут спокойно и свободно выражать свои чувства и обсуждать их, импровизировать и творить, создавая индивидуальные, парные или групповые арт-объекты.

Обычно как до, так и после выполнения заданий участники сообща обсуждают предстоящую работу. Курирует же ее квалифицированный специалист. При этом его контроль и участие в работе сводятся к минимуму. Чаще всего он просто организует занятия, назначает место и время их проведения, знакомит участников с правилами.

Но практикуется и более тесный контакт терапевта и клиентов. К примеру, специалист может интерпретировать элементы работы, принимать активное участие в обсуждениях, анализировать групповую динамику, предлагать темы и идеи для творческих проектов и выполнять какие-либо другие функции.

Следует отметить, что группы для арт-терапевтических сессий могут формироваться либо в свободном порядке, либо по конкретным критериям. В настоящее время очень распространена групповая арт-терапия для беременных женщин и людей, нуждающихся в социальной и/или клинической реабилитации, хотя эти виды можно отнести к более специфическим направлениям. Особым же успехом пользуются:

  • Семейная арт-терапия. Как и традиционное семейное консультирование, этот вид терапии преследует цель повысить качество общения между членами семьи. Методики, опять же, применяются здесь самые разные, но все они призваны определить особенности семейных отношений, выявить соответствующие проблемы, помочь людям прийти к взаимопониманию, поспособствовать формированию более открытых, доверительных и теплых взаимоотношений.
  • Открытая арт-терапевтическая студия. Считается наиболее распространенной формой недирективной арт-терапии (когда специалист не принимает активного участия в процессе). Подобные студии часто функционируют при специализированных учреждениях: центрах психологической помощи, клиниках ментального здоровья, центрах для детей с характерными особенностями в развитии и т.п. Такие студии могут быть открыты ежедневно или по определенным дням, и каждый клиент может прийти или уйти, когда ему захочется. Зачастую люди занимаются под присмотром одного или нескольких терапевтов, которые всегда готовы помочь пришедшим (если они в этом нуждаются). Людям разрешено работать с любыми материалами, имеющимися в студии, делиться своими переживаниями, эмоциями и чувствами с арт-терапевтами и остальными участниками, экспериментировать с разными видами самой терапии и формами самовыражения.

Вне зависимости от формы арт-терапии, специалисты оперируют общими и частными приемами, упражнениями и методиками арт-терапии, в том числе и технологиями, стимулирующими глубинные эмоциональные ресурсы и оказывающими мощнейший трансформационный эффект. Именно поэтому арт-терапия с участием профессиональных терапевтов считается самой результативной.

Но это не нужно считать рекомендацией и тем более условием. Многие люди практикуют и самостоятельную арт-терапию. Все, что для этого требуется, – подобрать наиболее подходящий для себя вариант терапии и начать заниматься.

Конечно же, без специальных знаний может быть очень трудно грамотно выстроить занятия и правильно интерпретировать результаты. По этой причине самостоятельный подход подойдет по большей части для развлечения, отдыха и расслабления. На этой ноте самое время подвести небольшой итог всему сказанному.

Стоит ли практиковать арт-терапию

Характерный признак и основное отличие арт-терапии от любой другой психотерапевтической методики состоит в ее абсолютной безвредности и бережном воздействии на практикующего. Принести какой бы то ни было вред с помощью творчества невозможно, в особенности, если к делу подключается профессионал.

Помимо этого, арт-терапия обращается к подсознанию человека, помогает ему добраться до скрытых глубоко внутри характеристик и ресурсов, способствует развитию креативности и образного мышления, позволяет ему отвлечься от повседневных забот и получать удовольствие от процесса творчества.

Вместе с получением эмоционального удовлетворения и эстетического удовольствия человек учится лучше приспосабливаться к условиям окружающего мира, становится более сильным и защищенным в психологическом плане, обретает большую уверенность в себе, развивает стрессоустойчивость.

Занятия творчеством, тем более, если они носят систематический характер, дают человеку возможность пережить новый положительный опыт и накопить его. Арт-терапия помогает решать множество задач и проблем, среди которых и возрастные, и личностные проблемы, и конфликты, и потери, и разного рода кризисы.

Все это говорит о том, что есть смысл попробовать заняться лечением с помощью творчества. Многие люди даже называют арт-терапию настоящим путем к своей душе – путем захватывающим, интересным, необычным и насыщенным яркими образами и богатыми позитивными переживаниями.

Интересен и достоин внимания и сам процесс, и результаты, к которым можно прийти при помощи арт-терапии. Практикуя ее регулярно, можно полностью изменить свой взгляд на мир, на жизнь и на себя самого, приобрести видение творца – поэта, художника или писателя, самостоятельно пишущего сценарий своей жизни.

Вместе с этим приходит понимание своей глубинной сущности, истинных желаний и предназначения. Надеемся, что наши рассуждения подтолкнут вас к тому, чтобы добавить в реку своей жизни ручеек творческой энергии, и помогут найти способ, как сделать свой мир еще более красочным, живым и интересным.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:1Психорегуляция

Арт-терапия в России: образование, исследования, практика

(вместо предисловия)

Эта книга имеет практико-ориентированный характер. Включенные в нее статьи охватывают различные области применения арт-терапии. Некоторые из них уже относительно давно осваиваются арт-терапевтами, другие же являются сравнительно новыми. Это относится к работе с лицами, которые освободились из заключения и проходят социально-психологическую реабилитацию, теми, кто из­бавляется от наркотической зависимости, онкологическими больными, подростками с нервной анорексией, беременными.

Значительное число включенных в книгу статей представляют новые подходы к лечебно-реабилитационой работе и психологичес­кому сопровождению пациентов, основанные на терапевтическом потенциале изобразительного искусства. Описываются также не­которые варианты арт-терапевтической работы, предполагающие сочетание изобразительного творчества с музыкой, ролевой игрой, художественным повествованиям и другими формами творческого самовыражения.

Сборник отражает развитие арт-терапии в России за последнее десятилетие. Оно явилось решающим для становления и обществен­ного признания этого относительно нового направления в лечении и реабилитации. Знаменательно, что все статьи сборника написа­ны специалистами из Российской Федерации либо авторами, чье

А.И. Копытин

профессиональное становление в качестве специалистов в области арт-терапии было тесно связано с российской, в частности, санкт-пе­тербургской арт-терапевтической школой.

Еще несколько лет назад выход в свет такого сборника вряд ли был бы возможен. Однако в последнее время арт-терапия в России и граничащих с ней странах развивалась очень быстро, превращаясь в зрелую и научно-обоснованную систему лечебно-реабилитационных и профилактических мероприятий, реализуемых большим числом специалистов, прошедших дополнительную профессиональную подготовку. Постараемся кратко проследить основные вехи развития арт-терапии в России.

Основные вехи развития арт-терапии в россии

Российская арт-терапия возникла не на пустом месте. Ее нель­зя рассматривать как результат простого «импортирования» тех форм лечебно-реабилитационной практики, которые сформировались за рубежом. Хотя профессиональное становление арт-терапии началось в некоторых зарубежных странах раньше, чем в России, можно при­знать, что современная отечественная арт-терапия является во многом уникальным явлением, имеющим свою собственную историю.

Большая заслуга в подготовке почвы для развития российской арт-терапии принадлежит передовым психиатрам и психотерапевтам, занимавшимся изучением творческой деятельности больных. Неко­торые из этих специалистов отмечали благотворное влияние такой деятельности на самочувствие пациентов и старались ее всячески поддерживать. Еще во второй половине XIX в. российский психиатр П.П. Малиновский в своем учебнике по психиатрии писал о «лечении посредством впечатлений» (рукоделием, рисованием, музыкой и т. д.). Разные формы «лечения посредством впечатлений» в дальнейшем, уже в советский период, влились в систему трудотерапии, социаль­но-трудовой реабилитации психически больных. В рамках концепции социально-трудовой реабилитации первые формы арт-терапии стали

Apt-терлния в России: Образование, исследования, практика

применяться в СССР в 1970-1980 гг. В некоторых передовых лечеб­ных учреждениях, в том числе в Санкт-Петербургском научно-иссле­довательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, в этот период стали внедряться первые аналоги арт-терапии. В то же время по своему характеру такая работа все еще представляла собой терапию занятостью.

1980-е годы были также ознаменованы активизацией исследова­ний изобразительного творчества душевнобольных людей с клинико-психиатрических позиций, разработкой и адаптацией проектив­ных графических методов и оживлением интереса к психоанализу, положения которого стали использоваться при обсуждении процесса и результатов творческой деятельности в состоянии здоровья и бо­лезни. В эти годы в Швейцарии вышли три иллюстрированных тома коллективного труда Э. Бабаяна и других отечественных авторов (на русском и английском языках) «Изобразительный язык больных шизофренией» (Бабаян и др., 1982-1984).

Во второй половине 1980-х — начале 1990-х годов происходит даль­нейшее оживление интереса к творчеству душевнобольных (Хайкин, 1992); начинают создаваться специализированные коллекции их худо­жественных работ. Так, в 1987 г. на кафедре психиатрии Ярославского медицинского института создается учебный музей психопатологической экспрессии, затем трансформировавшийся в социально-терапевтичес­кую программу и коллекцию «Иные» (руководитель — В.В. Гаврилов). В 1996 г. в Москве открывается Музей творчества аутсайдеров (ди­ректор — В.В. Абакумов). Примечательно, что в это время творчество душевнобольных уже рассматривалось не только с клинико-психиатри-ческих позиций — оно стало предметом междисциплинарных исследо­ваний с участием искусствоведов, философов и представителей других областей знания. Оно также все чаще становится объектом художест­венно-эстетического восприятия. Все это дало толчок лечебно-реабили­тационному использованию творческой деятельности больных.

Во второй половине 1980-х — начале 1990-х годов формируется и получает распространение оригинальный психотерапевтический метод — терапия творческим самовыражением (Бурно, 1989). Вра­чи-психиатры и психотерапевты сыграли важную роль в популяриза­ции терапевтических возможностей искусства в нашей стране.

1990-е годы были также ознаменованы повышением интереса к использованию инновационных программ в области художественного

А.И. Копытин

образования, а также методов творческого самовыражения в деятельнос­ти образовательных учреждений. Рядом психологов и педагогов нашей страны были начаты исследования, связанные с изучением здоровьес-берегающего потенциала искусства в системе общего и специального образования. Стали также разрабатываться и внедряться оригиналь­ные программы профилактической, развивающей и коррекционной направленности с использованием элементов арт-терапии и терапии искусством (Алексеева, 2003; Аметова, 2003; Гришина, 2004; Лебедева, 2000, 2003; Медведева, Левченко, Комиссарова, Добровольская, 2001). В то же время в некоторых случаях из-за отсутствия у специалистов арт-терапевтических знаний иногда проявлялась тенденция к отождест­влению арт-терапии с разными формами художественной практики, в том числе художественной и музейной педагогикой.

Своеобразным историческим рубежом, ознаменовавшим начало активного развития арт-терапии в России, стала вторая половина 1990-х годов. В 1997 г. в Санкт-Петербурге была создана Арт-терапевтическая ассоциация. Она стала ядром набирающего силу арт-терапевтического движения. Задачи деятельности ассоциации и ее печатного органа — международного журнала арт-терапии «Исцеля­ющее искусство» — включают раскрытие исцеляющих возможностей занятий творчеством, поддержку лечебно-реабилитационных проектов и практических исследований, связанных с арт-терапией, а также раз­работку и реализацию программ арт-терапевтического образования (см.: http://www.mental.ru).

Начиная с 1998 г. Арт-терапевтическая ассоциация ежегодно проводит научно-практические конференции, посвященные приме­нению арт-терапии в целях лечения, реабилитации, профилактики и развития человеческого потенциала. Членами ассоциации перево­дятся и распространяются статьи и книги по арт-терапии. С конца 1990-х годов в нашей стране в различных издательствах вышло уже более двух десятков специализированных публикаций, посвященных арт-терапии (Бетенски, 2002; Копытин, 1999, 2002, 2003; Практикум по арт-терапии, 2001; Арт-терапия: хрестоматия, 2001; Арт-терапия в эпоху постмодерна, 2002; Арт-терапия — новые горизонты, 2006). Поначалу это были в основном переведенные на русский язык работы зарубежных авторов, однако в дальнейшем стало появляться все боль­ше статей и книг, написанных российскими специалистами (Киселева, 2005; Кожохина, 2006; Копытин, Свистовская, 2006).

Арт-терапия в России: Образование, исследования, практика

Арт-терапевтическое образование

Арт-терапия и другие направления терапии творчеством (дра-матерапия, музыкотерапия, танцедвигательная терапия) в настоящее время признаны в некоторых странах в качестве самостоятельных специальностей. В этих странах ассоциациями арт-терапевтов разра­ботаны критерии профессиональной подготовки в данных областях. В то же время во многих странах, к которым относится и Российская Федерация, арт-терапия не имеет статуса самостоятельной специаль­ности и рассматривается как совокупность методов, которые могут быть освоены и использованы психотерапевтами, психологами или другими специалистами.

Большой интерес к арт-терапии в нашей стране при отсутствии сложившихся программ арт-терапевтического образования привел к стихийному и бессистемному освоению ее методов представителями разных профессий — не только врачами-психотерапевтами, но и пси­хологами, педагогами, социальными работниками, работниками культуры. Начиная с середины 1990-х годов в Российской Федерации стали проводиться краткосрочные программы арт-терапевтической подготовки. Это в какой-то степени способствовало распространению арт-терапевтических знаний, но в то же время породило риск их не­компетентного использования на практике.

С учетом данной ситуации и принимая во внимание высокую потребность отечественных специалистов в получении качественной и соответствующей международным стандартам подготовки по арт-те­рапии, в 2001 г. специалистами Арт-терапевтической ассоциации была разработана образовательная программа постдипломной переподготов­ки по арт-терапии. Начиная с 2002 г. эта программа осуществляется на базе Санкт-Петербургской государственной академии постдинломного педагогического образования. С 2007 г. аналогичная образовательная программа реализуется на базе НОУ Института практической психо­логии «Иматон».

Основой для создания программы послужили модели последип­ломного образования в области арт-терапии, использующиеся в боль­шинстве стран Западной Европы и в США. Программы разрабатывалась специалистами арт-терапевтического сообщества России с привлечени­ем зарубежных консультантов, представляющих западно-европейские

А.И. Копытин

центры арт-терапевтической подготовки, входящие в Европейский консорциум арт-терапевтического образования (ЕКАТО). В апреле 2005 г. данная программа была представлена на генеральной ассамблее этой организации в Париже и признана соответствующей общеевропейским стандартам. Санкт-Петербургская академия постдипломного педаго­гического образования стала первым российским государственным образовательным учреждением — действительным членом ЕКАТО.

При разработке программы учитывался международный опыт арт-терапевтического образования и основные тенденции развития арт-терапии. Так, в частности, большое внимание было уделено тому, чтобы программа была направлена не только на глубокое освоение методологии и техник арт-терапии, но и позволяла обучающимся интегрировать полученные знания и навыки в их практическую де­ятельность, а также развить способность к критическому анализу ее результатов с использованием современных методов исследований.

Целью программы является профессиональная переподготовка врачей-психотерапевтов (психоневрологов) и практических психо­логов с тем, чтобы они могли на высоком профессиональном уровне осуществлять психотерапевтическую и консультативную работу с ис­пользованием арт-терапевтических методов.

Благодаря налаживанию контактов с зарубежными центрами арт-терапевтического образования и членству в ЕКАТО, специалис­ты из Российской Федерации в последние годы стали участниками интересного и продуктивного диалога с представителями арт-те­рапевтических сообществ из разных стран. Подтверждением этого является не только участие отечественных арт-терапевтов в между­народных конференциях и их частные контакты с зарубежными кол­легами, но и институциональное сотрудничество в форме двусторон­них и многосторонних проектов, связанных с арт-терапевтическим образованием, научными исследованиям и обменом практическим опытом. Благодаря международному сотрудничеству за последние годы на страницах ведущих зарубежных периодических арт-терапев­тических изданий и сборников научных трудов было опубликовано более десятка научных работ, подготовленных отечественными спе­циалистами (Gavrilov, 1996; Gavrilov, Gavrilov, 2006; Kopytin, 2002, 2004; Kopytin, Sventsitskaya, Svistovskaya, 2005 и др.).

Примечательно, что настоящий сборник включает в основном статьи тех отечественных авторов, которые прошли программы до-

Арт-терапия в России: Образование, исследования, практика

полнительного профессионального образования и переподготовки по арт-терапии. Это свидетельствует о том, что эффективная арт-терапев-тическая работа, отвечающая требованиям научной доказательности и гарантирующая соблюдение прав и интересов клиентов, «по силам» лишь тем, кто получил специальное образование.

Арт-терапевтическиеисследования

На сегодняшний день в нашей стране выполнен целый ряд исследований, посвященных изучению лечебно-коррекционных, про­филактических и иных возможностей арт-терапии в здравоохране­нии, образовании и социальной сфере (Аметова, 2003; Гришина, 2004; Ионов, 2004; Лебедева, 2000 и др.). Этого, однако, явно недостаточно. Можно признать, что арт-терапевтические исследования в России пока находятся на начальном этапе и оставляют без внимания многие эффекты и механизмы ее воздействия. Эффективность применения арт-терапии в клинике пограничных состояний, если не считать проведенных М.Е. Бурно и его учениками исследований эффектов авторского метода ТТС (Бурно, 1989; Клиническая психотерапия, 2000), в нашей стране до последнего времени не изучалась.

Слабо изученным пока остается вопрос о воздействии разных организационных форм и моделей арт-терапии при различных пси­хических заболеваниях, невротических и личностных расстройствах, а также его зависимость от конкретных сроков, условий и этапов лечебно-реабилитационного процесса. На сегодняшний день также отсутствуют завершенные исследования терапевтической эффектив­ности интермодальной (мультимодальной) арт-терапии, предполага­ющей использование комплекса различных форм творческого само­выражения одним специалистом. Для западной практики в области психотерапии искусством более характерно проведение параллельных занятий по арт-терапии, музыко-терапии, танцевально-двигательной терапии и драматерапии. Есть основания предполагать, что интеграция различных форм творческого самовыражения в арт-терапевтическом процессе, дополнение художественных средств драматическо-ролевой,

А.И. Копытин

музыкально-звуковой и танцевально-двигательной экспрессией в ходе занятий индивидуальной и групповой арт-терапией в определенных случаях может повысить эффективность воздействий.

Ряд включенных в этот сборник статей (см. статьи А. Лебедева, И. Борщевской и С. Шереметовой) указывают на активизацию ис­следований, касающихся проверки общей терапевтической эффек­тивности групповой арт-терапии в клинике пограничных состояний, в том числе применительно к участникам боевых действий, у которых имеются симптомы посттравматического стрессового расстройства и иных психогенных нарушений. Определенный интерес также пред­ставляет включенная в сборник статья Е. Толчинской, отражающая некоторые результаты проведенного ею исследования влияния сеансов музыкальной коррекции на самочувствие и эмоциональное состояние беременных женщин.

С учетом значительного потенциала арт-терапии и методов твор­ческого самовыражения применительно для системы образования, можно признать, что рост числа исследований их здоровьесберега-ющих, развивающих и коррекционных эффектов в работе с детьми и подростками мог бы иметь большое значение.

Практика

На протяжении последних десяти лет в нашей стране проис­ходило поистине стремительное внедрение арт-терапии в различные области практики — здравоохранение, образование, социальную сферу. При этом отечественными специалистами был разработан и исполь­зован ряд форм и методов арт-терапевтической работы, носящих от­четливо инновационный характер и подчас не имеющих аналогов за рубежом. При этом в одних случаях арт-терапия выступает одним из элементов лечения и реабилитации, в других — используется с целью профилактики или развития.

Можно отметить, что внедрение арт-терапии в последние годы во многих случаях тесно связано с совершенствованием деятельности различных служб. Так, например, в настоящее время происходят су-

Арт-терапия в России: Образование, исследования, практика

щественные изменения в системе психиатрического и психотерапевти­ческого обслуживания населения, связанные с разработкой и апроба­цией эффективно работающих моделей психотерапии и реабилитации; дальнейшим внедрением и совершенствованием бригадных форм работы, предполагающих тесное взаимодействие врачей, психологов, социальных работников; утверждением принципов доказательной ме­дицины; налаживанием эффективного взаимодействия специалистов в сфере психического здоровья с родственниками душевнобольных и общественными организациями как важнейшими ресурсами для достижении более высокого уровня психосоциальной адаптации и ка­чества жизни пациентов. Применявшиеся ранее в психиатрических учреждениях нашей страны лекарственная терапия и трудотерапия за последние годы были дополнены элементами психо- и социотера-пии. В связи с этим существенно повысился интерес руководителей медицинских учреждений, специалистов и клиентов к возможностям арт-терапии и психотерапии искусством.

Внедрение этих инновационных форм работы в систему психи­атрического и психотерапевтического обслуживания дало толчок для проведения исследований, направленных на подтверждение их тера­певтической эффективности. Примеры использования новых форм и методов арт-терапевтической работы в деятельности различных подразделений психиатрической и психотерапевтической службы нашей страны приводятся в нескольких статьях настоящего сборни­ка (И. Борщевской и С. Шереметовой, Н. Назаровой, А. Лебедева, В. Свенцицкой. Е. Свистовской, А. Копытина).

Помимо системы психиатрического и психотерапевтического обслуживания, методы арт-терапии стали находить все более широкое применение в других областях медицины, в частности, в паллиативной медицине, клинике внутренних болезней, в психологическом сопровож­дении беременных (перинатальной медицине и психологии). Подтверж­дением этого могут служить статьи Е. Толчинской и А. Моцкувене.

Арт-терапия стала также все более активно применяться в качес­тве средства реабилитации и долгосрочной психолого-социальной поддержки представителей разных групп риска и инвалидов по пси­хическим и соматическим заболеваниям. Использованию арт-терапии в реабилитационной практике посвящены статьи Т. Андреевой и О. Бо-гачева. Реабилитационное применение арт-терапии в какой-то мере также отражено в статьях Н. Назаровой и В. Свенцицкой.

А.И. Копытин

Поистине стремительно за последние годы рос интерес к арт-те­рапии со стороны системы образования. Происходила активная разра­ботка и внедрение в различные образовательные учреждения программ коррекционной, профилактической и развивающей направленности. Хотя включенные в настоящий сборник статьи не исчерпывают всего многообразия возможностей арт-терапии в этой области, они пока­зывают, по каким основным направлениям в настоящее время идет арт-терапевтическая работа в школах и дошкольных образовательных учреждениях, интернатах и домах ребенка, психолого-медико-соци­альных центрах и учреждениях по работе с подростками и молодежью (см. статьи Н. Сучковой, О. Постальчук, С. Радьковой).

Надеемся, что публикация данного сборника послужит даль­нейшему активному развитию и профессионализации арт-терапии в нашей стране.

А.И. Копытин,

председатель РОО «Арт-терапевтическая ассоциация»,

вице-президент секции искусства и психиатрии

Всемирной психиатрической ассоциации

Литература

Алексеева М.Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003.

Аметова Л А. Педагогическая технология использования арт-терапии в на­чальной школе. Автореф. дисс. …канд. пед. наук. М.: Московский госу­дарственный открытый педагогический университет, 2003.

Арт-терапия: хрестоматия // Под ред. А.И. Копытина. М.: Когито-Пентр, 2001.

Арт-терапия в эпоху постмодерна // Под ред. А.И. Копытина. СПб.: Речь-Се­мантика, 2002.

Арт-терапия — новые горизонты //Под ред. А.И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2006.

Бетенски М. Что ты видишь? М.: Эксмо-Пресс, 2003.

Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.

Вачнадзе ЭА. Некоторые особенности рисунка душевнобольных. Тбилиси, 1972.

Арт-терапия в России: Образование, исследования, практика

Гришина А.В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореф. дисс. …канд. пед. наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.

Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психо­логов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2005.

Клиническая психотерапия // Под ред. М.Е. Бурно. М.: Академический про­ект, 2000.

Кожохина С.К. Растем и развиваемся с помощью искусства. СПб.: Речь, 2006.

Копытин AM. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.

Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

Копытин AM. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.: Речь, 2003.

Копытин AM., Сеистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Коги-то-Центр, 2006.

Лебедева Л Д. Арт-терапия в ледагогике // Педагогика. 2000. №9. С. 27-34.

Лебедева Л Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.

Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И. Копытина. СПб.: Питер, 2001.

Хайкин Р.Б. Художественное творчество глазами врача. М.: Наука, 1992.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *