Автоматизация звука ль

Звук .

1. Повтори слоги. 1

Ля ля-ли ля-ли-ле

Ли ле-лё лю-ля-ли

Ле лю-ля лё-лю-ле

Лё лё-ли ли-лю-лё

Лю ли-ле лё-ли-ля

2. Повтори слова.

3. Посчитай слова от 1 до 5:

Люк, лимон, лебедь, лётчик.

4. Игра «Один – много».

Лист – листы

Лиана — …

Лиса — …

Лещ — …

Лес — …

Лента — …

Лесенка — …

Лётчик — …

Лямка — …

Лесник — …

Лепёшка — …

Звук .

1. Повтори предложения: 2

У Лены лепёшка.

В лесу много лип.

У Любы в косе лента.

У лифта стоит лифтёр.

Летом часто идут ливни.

Листья летят, как лебеди.

Леня любит лимонад.

Леша лежит на лежанке.

Лиза и Люда лежат под липой.

Лебеди летят высоко над лесом.

2. Изменяй предложения.

Я буду лётчиком ты… он… она… мы… вы… они…

Я покупаю ленты.

Я пью лимонад.

Я еду на лифте.

Я ем липовый мёд.

Я несу листик из леса.

Я лежу, как ленивый кот.

Звук .

1. Повтори слоги. 3

Лю-ля-ли аля ля-аля

Лё-ле-ля олё лё-олё

Ле-лю-лё улю лю-улю

Ля-ли-ле или ли-или

Ли-лё-лю эле ле-эле

2. Повтори слова.

3. Игра «Я – мы».

Я ходил – мы ходили.

Я спал – мы…

Я читал – мы…

Я писал – мы…

Я кушал – мы…

Я мыл – мы…

Я сидел – мы…

Я копал – мы…

Я стучал — мы…

Я бегал – мы…

Я скакал – мы…

Я упал – мы…

Звук .

1. Посчитай слова от 1 до 5: 4

Поляна, олень, телефон, липовая аллея, зелёная лента, колесо телеги.

2. Повтори предложения.

В поле цветёт лён.

Лиза поливает лимон.

Люди охотились на лис.

Дети попали под ливень.

На столе лежат лепёшки.

Листья липы уже опали.

В зале не зажигали свет.

Вдали показались поляны.

На тополях появились листочки.

Шумели липы, осыпали колючий снег.

Дети сидели под тополем и ели малину.

Летом дети ходили в лес за малиной.

В коляске катали маленькую Полину.

Лёва и Алёша видели полёт самолёта.

На коленях у Лены сидели маленькие котята.

Они жили на одной улице, учились в одной школе.

Звук .

1. Изменяй предложения. 5

Я поливаю малину. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я солю солянку.

Я болею всю неделю.

Я полечу на самолёте над лесом.

2. Назови детей ласково.

Люда – Людочка

Лена — …

Леня — …

Лина — …

Лиза — …

Люба — …

Коля — …

Оля — …

Галя — …

Толя — …

Валя — …

Леша — …

Илья — …

Алиса — …

Олег — …

Лёва — …

Полина — …

Алена — …

Звук .

1. Повтори слоги. 6

Аль аль-оль-уль

Оль иль-уль-аль

Уль оль-аль-иль

Иль уль-иль-оль

2. Повтори слова.

3. Повтори предложения.

Мама вешает тюль.

У бабушки шаль.

Вова пьёт кисель.

Пудель не ест фасоль.

Соболь убегает вдаль.

Папа сажает тополь и ель.

Водитель нажимает на педаль.

Спасатель получил медаль.

4. Повтори потешки.

Аль-аль-аль, весной цветёт миндаль.

Оль-оль-оль, на ноге у Пети мозоль.

Уль-уль-уль, вода бежит: буль-буль.

Иль-иль-иль, я зажёг у свечки фитиль.

Ель-ель-ель, весной капает капель.

Ыль-ыль-ыль, надо выбить пыль.

Звук .

1. Изменяй предложения. 7

Я пью кисель. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я попаду в цель.

Мне дали медаль.

2. Повтори слоги.

Ля-ли-ле аль-уль-иль

Лю-ля-ли уль-иль-аль

Лё-лю-ля иль-оль-уль

Ли-ле-лё Оль-иль-аль

3. Игра «Один – много».

Педаль — педали

Деталь — …

Костыль — …

Мозоль — …

Медаль — …

Учитель — …

Читатель — …

4. Посчитай слова от 1 до 5.

Деталь, пудель, учитель, зелёная шаль, ленивый шмель, лист тополя.

Звук .

1. Повтори предложения. 8

Мы купили соль.

В поле качается ковыль.

Июль – летний месяц.

Это деталь от самолёта.

Пылесос засасывает пыль.

На ноге болит мозоль.

В метель летит не пыль, а снег.

Люда любит миндаль.

2. Изменяй предложения.

Я не гуляю в метель. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я наливаю воду в бутыль.

Я солю зелёную фасоль.

Я найду левую деталь от коляски.

3. Выучи скороговорки.

От топота копыт пыль по полю летит.

Ехали мы, ехали,

До ели доехали,

Ель объехали

И назад поехали.

Звук .

1. Продолжи предложения по образцу. 9

Толя любит кисель с малиной. – Толя любит малиновый кисель.

Валя любит чай с лимоном. – Валя любит (какой?) чай.

Шмели несут мёд с липы. – Шмели несут (какой?) мёд.

Коля ест суп с фасолью. – Коля ест (какой?) суп.

Весной летает пух тополей. – Весной летает (какой?) пух.

У мамы шуба из соболя. – У мамы (какая?) шуба.

В кустах видно гнездо лебедя. – В кустах видно (какое?) гнездо.

Летом цветут цветы в поле. – Летом цветут (какие?) цветы.

Галя кушает малину из леса. – Галя кушает (какую?) малину.

Мы попали летом под ливень. – Мы попали под (какой?) ливень.

2. Выучи стихотворение.

Самолёт.

Самолёт, самолёт,

Он готов уже в полёт.

Полетит он над полями,

Полетит он над лесами.

Звук .

1. Повтори слоги. 10

2. Повтори слова.

3. Назови ласково.

Альбом – альбомчик Палец – пальчик

Пальма — … стул — …

Пальто — … капля — …

Тюльпан — … сабля — …

Дельфин — … вафля — …

Будильник — … туфля — …

Апельсин — … петля — …

Звук .

1. Посчитай слова от 1 до 5 и обратно. 11

Тюльпан, альбом, мальчик, больной пальчик, пыльный стульчик, сильный дельфин.

2. Повтори предложения.

У Ольги альбом.

Мальчик ушиб пальчик.

Дельфин ест кильку.

Бульдога зовут Булькой.

Будильник сильно звенит.

У мамы на пальце кольцо.

В ванне булькает мыльная вода.

Мальчики спят в спальне.

Вале сшили пальто.

Лизе дали альбом.

На столе стоит соль.

В поле сильная метель.

Бульдога водили по улице.

Любе больно сжали пальцы.

Со стульчика смели пыль.

Коле купили апельсинов.

3. Изменяй предложения.

Я заведу будильник. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я считаю капельки.

Я любуюсь тюльпанами.

Я мою пыльные пальцы.

Я танцую польку и вальс.

Звук .

1. Повтори предложения. 12

Утром звонит и всех будит будильник.

В дельфинарии выступают дельфины.

Мама снимает с пальца золотое кольцо.

На юге растут кактусы и пальмы.

Осенью носят куртки и пальто.

Для сна в детском садике есть спальня.

Для рисования нужен альбом.

Галстуки носят мужчины и мальчики.

Автоматизация звука Ль

Краткая аннотация:

Предлагаю вашему вниманию домашнее задание на автоматизацию звука Ль.

Разработана она специально для родителей, для закрепления произношения поставленного звука Ль.

В материале присутствуют символы звука, которые помогут ребенку быстро усвоить характеристику поставленного звука.

Автоматизация дана поэтапно, поэтому на закрепление даем частично.

Произнеси звук Ль длительно на одном выдохе: ль-ль-ль…

Закрепление произношения звука ЛЬ в различных прямых слогах

Послушай, какие песенки распевает Львенок, и вслед за взрослым четко, не
торопясь пропой их.

Ля — ли—ле ля — ле — ле ли — ля — лю
лю — ля — ли лю —ля —ле ля —ле —лю
ле —ли —ля

Повтори обратные слоги со звуком Ль.

аль — оль — уль — ыль — иль — ель — ёль — юль – яль

Повтори слоги, где звук Ль находится между гласными.

али — але — алё — алю — аля
оли — оле — олё — олю — оля
ули — уле — улё — улю — уля
ыли — ыле — ылё — ылю — ыля .
или — ыле — илё — илю – иля

Повтори прямые слоги со стечением согласных.

кли — кле — клё — клю — кля
хли — хле — хлё — хлю — хля
гли – гле — глё — глю — гля
дли — дле — длё — длю — для
фли — фле — флё — флю — фля
ели — еле — слё — слю – сля

Закрепление произношения звука ЛЬ в одинаковых прямых слогах

Развитие чувства ритма и рифмы

Внимательно послушай начало каждой рифмовки.

Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов (ля, лю, ле, ли)

Говорит взрослый — Говорит ребенок

Закрепление произношения звука ЛЬ в словах (в начале слова)

Четко, не торопясь повтори слова, выделяя голосом звук Ль.

Ли: липа, Лида, лить, линия, лимон, ливень; линейка, лиственница,

Лиза, лист, лиса, лицо, листва, листопад, лифт.

Ле: Лена, лебедь, лето, лепить, ледоход; лев, лес, леска, лента, лейка,

леденец, лезвие, лепестки, лепёшка, ле¬сенка, лещ, лесник, лечить, лежать.

Лё: лён, Лёня, лёд, Лёва; лёгкий, лётный, лётчик, лётчица, Лёша.

Лю: люк, люди, Люба, Люда, лютик, люпин; любимец.

Ля: лямка; лягушка

Закрепление произношения звука ЛЬ в словах (в конце слова)

Четко, не торопясь повтори слова, выделяя голосом звук Ль.

Аль: эмаль, даль, медаль, педаль, деталь; сталь, шаль, фестиваль; соболь, тополь;

Оль: соль, моль, ноль, моль, боль, толь, фасоль;

Уль: куль.

Иль: фитиль, утиль, стиль;

Ыль: ковыль, бутыль, мотыль, пыль, быль, костыль;

Юль: тюль, июль; вестибюль.

Повтори слова с двумя звуками Ль.

Лилипут, лилия, Лиля; люлька, мультфильм.

Закрепление произношения звука ЛЬ в словосочетаниях

Четко, не торопясь повтори слова, выделяя голосом звук Ль.

липовая аллеясильный ливень

зелёная лягушка

летний ливень

лимонная долька

льняная шляпка

кленовый лист

ленивый тюлень

сливочное масло

солёная килька

весенняя капель

лесные обитатели

тёмный туннель

большое полеклейкие листочки

лёгкое пальто

лебяжий пух

маленькие валенки

сливовое желе

большой налим

тополиный пух

больной мельник

сильный мальчик

большой шмель

осенний листопад

железный ключ

колючий ежтонкая леска

лётная погода

полевой лютик

дальний полёт

длинная лента

сильная метель

мягкая постель

лесная поляна

тонкий лёд

лисьи следы

сливовый сок

мясной бульон

Закрепление произношения звука ЛЬ в историях-чистоговорках

Произнеси каждую чистоговорку 3-5 раз, четко выделяя звук ЛЬ.

ТОПОЛЯ

ЛЮБИМАЯ МАМА

Закрепление произношения звука ЛЬ в рифмовках

Произнеси стихотворения, выделяя звук ЛЬ. Понравившиеся рифмовки заучи.

С высокой тонкой липыВсе листья облетели,

А лебеди и утки

Далёко улетели.

Коля с Леной

Клюкву покупали,

Коля с Леной

Маме помогали.

Люба с Леной тихо пелиНа полянке возле ели.

Галя с Олей были в поле,

Погуляли там на воле.

Мы не ели, мы не пили,

Мы снеговиков лепили.

Под окном, лаская взгляд,

Баба с дедою стоят!

Закрепление произношения звука ЛЬ в предложениях

Взрослый читает, а ребенок четко произнося все звуки, повторяет.

Три слова.

  • Летом листья зелёные.
  • Мы купили лимоны.
  • Вдали летят лебеди.

Четыре слова.

  • У Лиды болит ухо.
  • В осеннем лесу листопад.
  • В поле синие васильки.
  • Люди заходили в лифт.
  • Толя гулял в ельнике.
  • У леса синеет лён.
  • На тополе клейкие листочки.
  • Маленькие цыплята клевали пшено.
  • Маленькой Вале купили валенки.

Пять слов.

  • Лена и Юля купили леденцы.
  • Леня лепил сливу из глины.
  • Лена и Лида ходили гулять.
  • Мы ловили налима на мели.
  • Люпины цвели на лесной поляне.
  • Бельчата сидели в дупле липы.
  • Осенью лебеди улетают на юг.
  • Шмели летали над цветочной поляной.
  • Ленивый тюлень лежит на льдине.
  • Улитки ползали по веткам клена.
  • Люба поливала лилии из лейки.
  • Лиля лепила из пластилина апельсин.

Шесть слов.

  • Лебеди с лебедятами летят над лесом.
  • Маленького телёнка пасли на зелёной поляне.
  • Тюлени с тюленятами лежат на льдинах.
  • Валя и Лена едят ма¬линовое суфле.
  • У Люси на блюде лежит малина.
  • Лёня увидел летящих над лесом лебедей.
  • Маленькие бельчата сидели в большом дупле.

Семь слов.

  • Лиса с лисятами охотились за маленькими цыплятами.
  • Оленя с олененком увидели на лесной поляне.
  • Клим и Глеб поливали тюльпаны из леек.
  • Илья и Лёва попали под сильный ливень.
  • Юля и Галя любят кататься на льду.

Восемь слов.

  • Лёва и Люба катали маленькую Лену на санках.
  • У Толи папа лётчик, он сегодня в полёте.

Повтори пословицы и поговорки

  • Готовь сани летом, а телегу зимой.
  • Ленивому всё некогда.
  • Кто ленивый, тот и сонливый.
  • Бездельник сколько ни спит, всё спать хочет.
  • Живи для людей, поживут люди и для тебя.
  • Любишь кататься, люби и саночки возить.
  • Солнце садится — лентяй веселится.
  • Гостю щей не жалей, а погуще налей.
  • Ленивому и лениться лень.
  • Мёд есть — в улей лезть.
  • Один в поле не воин.
  • Много снега — много хлеба.
  • Где снег, там и след.

Закрепление произношения звука ЛЬ в скороговорках

Четко, выделяя звук ЛЬ, произнеси каждую скороговорку 3 раза.

Вначале проговори текст медленно, затем постепенно убыстряй темп,
сохраняя громкость и четкость произношения.

Понравившиеся скороговорки заучи.

  • У Галины много малины.
  • Ходит Люба возле дуба, нам глядеть на Любу любо.
  • Лихо пилит Филипп полено из лип.
  • Пыль по полю летит от топота копыт.
  • Коля полено колет, Поля поле полет.
  • У калитки Антипа одна липа, а Филипп посадит пять лип.
  • Дед Филипп делит дыню: дольку — Дине, дольку — Лине.
  • Пилят и колят Филя и Коля. То ли Коля возле колли, то ли колли возле Коли.
  • По полю, по полю идет Толя к тополю.
  • Мы поймали в лимане налима, мы в лимане поймали линя.
  • Коля с Леней в кино побывали, два мультфильма они увидали,
  • Львы там пели, олени летали, а павлины духи покупали.
  • Лебеди, лебеди, дикие лебеди, лебеди летели, на полянку сели,
  • Сели, посидели, снова полетели.
  • К стадиону мы ходили, лимонад себе купили,
  • Мы б болели за атлетов, только были без билетов.
  • Вот сегодня и суббота, надо маме помогать,
  • Эх, нелегкая забота: Мыть, готовить, подметать.
  • Мыли, мыли, мыли, мыли — Мы избавились от пыли!

Закрепление произношения звука ЛЬ в рассказах

Четко, выделяя звук ЛЬ, повтори сначала каждое предложение,
а затем весь рассказ.

После уточнения смысла текста назови все слова со звуком ЛЬ.

ДЛИННАЯ НЕДЕЛЯ

Как-то летом Лида и Лена отдыхали у бабы Любы. Они поселились в избе
и спали на мягком сене. Днем Лида и Лена пасли телят или ходили в лес.
В лесу они ели малину, наблюдали за лисятами, купались в водопаде.
Когда темнело, дети пили молоко с хлебом и мгновенно засыпали.
Дни летели за днями и слились в неделю. Всего семь дней были Лена и
Лида в далеком селе. Но какой длинной показалась им эта неделя!

Сазанова Анжелика Александровна,
учитель-логопед,
г. Московский

Автоматизация звука Ль: изолировано, в слогах, словах и предложениях.

Автоматизация звука Ль, начинается с самых легких заданий.

  1. Спой «песенку колокольчиков». Произнеси звук Ль дли­тельно на одном выдохе: ль-ль-ль…

  1. Повтори прямые слоги со звуком Ль.

ли — ле — лё — лю — ля

  1. Повтори обратные слоги со звуком Ль.

аль — оль — уль — ыль — иль — ель — ёль — юль — яль

  1. Повтори слоги, где звук Ль находится между гласными.

али — але — алё — алю — аля
оли — оле — олё — олю — оля
ули — уле — улё — улю — уля
ыли — ыле — ылё — ылю — ыля .
или — ыле — илё — илю — иля

  1. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

кли — кле — клё — клю — кля хли — хле — хлё — хлю — хля гли — гле — глё — глю — гля дли — дле — длё — длю — для фли — фле — флё — флю — фля ели — еле — слё — слю — сля

  1. Повтори слова, где звук Ль находится в начале слова.

  1. Повтори слова, где звук Ль находится в середине слова.

  1. Повтори слова, где звук Ль находится в конце слова.

  1. Повтори слова с двумя звуками Ль.

Лилипут, лилия, Лиля; люлька, мультфильм.

  1. Повтори словосочетания.

Липовая аллея, сильный ливень, зелёная лягушка, летний ливень, лимонная долька, льняная шляпка, кленовый лист, ленивый тюлень, сливочное масло, солёная килька, весенняя капель, лесные обитатели, тёмный туннель, большое поле, клейкие листочки, лёгкое пальто, лебяжий пух, маленькие валенки, сливовое желе, большой налим, тополиный пух, больной мельник, сильный мальчик, большой шмель, осенний листопад, железный ключ.

  1. Повтори предложения.

Три слова. Летом листья зелёные. Мы купили лимоны. Вдали летят лебеди.

Четыре слова. У Лиды болит ухо. В осеннем лесу листо­пад. В поле синие васильки. Люди заходили в лифт. Толя гулял в ельнике. У леса синеет лён. На тополе клейкие листочки. Маленькие цыплята клевали пше­но. Маленькой Вале купили валенки.

Пять слов. Лена и Юля купили леденцы. Леня лепил сли­ву из глины. Лена и Лида ходили гулять. Мы ловили налима на мели. Люпины цвели на лесной поляне. Бельчата сидели в дупле липы. Осенью лебеди улетают на юг. Шмели летали над цветочной поляной. Ленивый тюлень лежит на льдине. Улитки ползали по веткам клена. Люба поливала лилии из лейки. Лиля лепила из пластилина апельсин.

Шесть слов. Лебеди с лебедятами летят над лесом. Ма­ленького телёнка пасли на зелёной поляне. Тюлени с тюленятами лежат на льдинах. Валя и Лена едят ма­линовое суфле. У Люси на блюде лежит малина. Лёня увидел летящих над лесом лебедей. Маленькие бельча­та сидели в большом дупле.

Семь слов. Лиса с лисятами охотились за маленькими цыплятами. Оленя с олененком увидели на лесной по­ляне. Клим и Глеб поливали тюльпаны из леек. Илья и Лёва попали под сильный ливень. Юля и Галя любят кататься на льду.

Восемь слов. Лёва и Люба катали маленькую Лену на сан­ках. У Толи папа лётчик, он сегодня в полёте.

  1. Повтори пословицы и поговорки.

Готовь сани летом, а телегу зимой. Ленивому всё некогда. Кто ленивый, тот и сонливый. Бездельник сколько ни спит, всё спать хочет. Живи для людей, поживут люди и для тебя. Любишь кататься, люби и саночки возить. Солнце садится -лентяй веселится. Гостю щей не жалей, а погуще налей. Ле­нивому и лениться лень. Мёд есть — в улей лезть. Один в поле не воин. Много снега — много хлеба. Где снег, там и след.

( по книге Е. Н. Спивак, Автоматизация звука Ль)

Домашние задания на автоматизацию звука Ль

Автоматизация звука

Автоматизация изолированного звука

Артикуляционный уклад звука “Ль”

  1. губы в полуулыбке;

  2. зубы сближены;

  3. кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; средняя и передняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому небу и некоторым продвижением вперед всей массы языка.

  4. воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и называется боковым;

  5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

  6. голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Игра «Хлопни в ладоши»
Объясните ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-то определенный звук. После этого, начинайте четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова. А ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит нужный звук.

Звуки: С, А, М,Ль, С, О, И, Л, К, М, Ль,С, Р, Л, В, И, Г, С, Ль, С и т.д.
Слоги: ЛО, ОС, ЛЯ, МА, ЛИ, АР, НА, ЛЕ и т.д.
Слова: слон, аист, липа, дорога, лапа, утро, соль и т.д.

Отгадай загадку.

Весной вырастают,

А осенью опадают.

(Листья)
.

Нарисуй листочку контур и раскрась его.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________

  2. _________________________________________________________________

  3. _________________________________________________________________

  4. _________________________________________________________________

Автоматизация звука в слогах

Aвтоматизация звука в прямых слогах:

ля – ля – ля

ле – ле – ле

лё – лё – лё

лю – лю – лю

ли – ли – ли

ля – ле – лё — ли

ле – лё – ли — ля

лё – ля – ли — ле

лю – ли – ля — ле

ли – лю – ля – лё

аля – аля — аля

еле – еле – еле

елё – елё — елё

юлю – юлю — юлю

или – или — или

тля – тлё – тлю

тли – тле – тля

тле – тли – тлё тлю – тля – тли

тлё – тля – тле Aвтоматизация звука в обратных слогах:

аль – аль – аль

ель – ель – ель

ёль – ёль – ёль

юль – юль – юль

иль – иль – иль

аль – оль – уль — ыль

яль – юль – иль — ёль

уль – ель – яль — иль

юль – ёль – ыль — уль

ель – аль – оль – ыль

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________

  2. _________________________________________________________________

  3. _________________________________________________________________

  4. _________________________________________________________________

Автоматизация звука в словах
Aвтоматизация звука в начале слова:

Лиза, лист, лифт, липа, ливень, лиса, лицо, лимон;

лёд, лён, Лёва, Лёня, Лёша, лёгкий, лётчик;

Люба, люди, лютик, любимец;

Ляля, лямка.

Aвтоматизация звука в середине слова:

билет, рулет, олень, налей, налево, колено, полено, жалеть, железо, телега, бакалея, поле, улей, колесо;

полёт, силён, далёкий, колёса, пелёнка, селёдка, зелёный, солёный, уголёк, кошелёк, мотылёк, фитилёк, самолёт;

колю, велю, пилю, мелю, солю, люк, колючий, колют, мелют, целюсь, полюс, челюсть, тюлень;

Оля, Юля, Уля, Валя, Коля, Поля, Толя, Галя, Ляля, воля, пуля, неделя, холят, гулять, поляна, солянка, гуляш, коляска, пилят.

Aвтоматизация звука в конце слова:

Aвтоматизация звука в словах со стечением согласных:

блин, клин, шли, ближе, глина, длина, плита, климат;

хлеб, Глеб, плен, клей, след, хлев, блеск, плесень, клетка, бледный, аллея, коллектив, бюллетень;

клёв, клён, слёт, взлёт, плёнка, шлёпать, похлёбка.

блюдо, клюв, ключ, плюс, плюш, злюсь, шлюпка, клюква, клюшка, плюшка, люблю, ловлю, слюда, наблюдать;

для, пляж, клякса, шляпа, пляска, глянец, хлястик, глядеть, слякоть, склянка.

Возьми жёлтый карандаш и

Дорисуй по контуру

лепестки у подсолнухов.

Рисуй и проговаривай:

«Лепесток, жёлтый лепесток».

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________

  2. _________________________________________________________________

  3. _________________________________________________________________

  4. _________________________________________________________________

Aвтоматизация звука в словосочетаниях:

аленький лепесток, ленивая улитка, лист ольхи, больное колено, лесные лютики, маленький мальчик, большой палец, лететь на самолете, ольховая аллея, бриллиантовое кольцо, летнее пальто, полярный олень, липкий леденец, лёгкая леска, липовый лес, удивлённое лицо, угольная пыль, стальное колечко, печальный взгляд, кленовый лист, длинная леска, далекая столица, пальцы умельца, колёса телеги, липовая аллея, шальная пуля, пулемётная лента, зелёный тополь, легковой автомобиль, музыкальное училище, солёная селёдка, вельветовое пальто

Aвтоматизация звука в предложениях:

У Лены лейка.
Галя и Оля бегали.
Лёва и Коля сидели.
Коля сильнее Толи.
Лёня полез на липу.
Далеко, далеко колокольчик звенит.
Оля поливает лимон.
Лида любит лимонад.
Лёня лепит из пластилина.
У Лёвы заболели зубы.
Маленькая Оля лежит в коляске.
У Лизы болит левое колено.
Валя и Галя лепили лебедей.
Самолёт летит над поляной.
Маленькие лисята бежали за лисой.
Лиля нарисовала зеленую лилию.

Юля и Галя любят кататься на льду.

Лёня и Юля купили леденцы.

Люди заходили в лифт.

Около леса синеет лён.

Поля и Галя рисуют пальму.

Валя не гуляла, потому что была метель.

Коля льет молоко из бутылки в блюдце.

Над лесом летели лебеди.

У Толи папа летчик, он сегодня в полёте.

На тополе распустились молодые клейкие листочки.

С улицы доносился звук капели.

Лёва лепит из пластилина.

У Лены зелёная лента.

Люда поливает тюльпаны из лейки.

Лес большой, а лесок маленький.

Лист большой, а листик маленький.

Сельские жители живут в селах и посёлках.

Лес из лиственных деревьев – лиственный.

Аллея из лип – липовая.

Пух от тополя – тополиный.

Кисель из малины – малиновый.

Кисель из лимона – лимонный.

Кисель из клюквы – клюквенный.

Оленёнок из плюша – плюшевый.

Нарисуй

листочки по контуру,

проговаривая

слово «лист».

Раскрась листья в

желтый,оранжевый

и зеленый цвет.

Артикуляционная гимнастика
Упражнения:

  1. _________________________________________________________________

  2. _________________________________________________________________

  3. _________________________________________________________________

  4. _________________________________________________________________

Автоматизация звука в чистоговорках

ля — ля — ля — вот моя земля

лю — лю — лю — на диване сплю

лю лю — лю — малину я люблю

ли — ли — ли — мы в кино пошли

ле — ле — ле — посуда на столе

аль — аль — аль — замените нам педаль.

аль — аль -аль — это папина медаль.

оль — оль — оль — мама покупает соль.

оль — оль — оль — дайте мне соль.

оль — оль — оль — полетела моль.

оль — оль -оль — в колене боль.

ель — ель — ель — мы пьём кисель.

ыль — ыль — ыль — в шкафу стоит бутыль.

ыль — ыль — ыль — Маша, вытри пыль.

ыль — ыль — ыль — мы читаем быль.

Aвтоматизация звука в скороговорках:

На мели мы налима нашли.

Вале велики бальные туфли.

Великану малы Валины валенки.

Ладе дали медаль.

Лилипуты пили пилюлю и лопотали.

Над лугом летели белые лебеди.

Оля дала Лене длинную белую ленту.

В июле юлу купили Юле.

Лёня лепил оленя.

Материалы по автоматизации звуков речи (звук «Ль») картотека по логопедии (средняя группа) на тему

Aвтоматизация звука в чистоговорках:

ля — ля — ля — вот моя земля

лю — лю — лю — на диване сплю

лю лю — лю — малину я люблю

ли — ли — ли — мы в кино пошли

ле — ле — ле — посуда на столе

аль — аль — аль — замените нам педаль.

аль — аль -аль — это папина медаль.

оль — оль — оль — мама покупает соль.

оль — оль — оль — дайте мне соль.

оль — оль — оль — полетела моль.

оль — оль -оль — в колене боль.

ель — ель — ель — мы пьём кисель.

ыль — ыль — ыль — в шкафу стоит бутыль.

ыль — ыль — ыль — Маша, вытри пыль.

ыль — ыль — ыль — мы читаем быль.

Aвтоматизация звука в скороговорках:

На мели мы налима нашли.

Вале велики бальные туфли.

Великану малы Валины валенки.

Ладе дали медаль.

Лилипуты пили пилюлю и лопотали.

Над лугом летели белые лебеди.

Оля дала Лене длинную белую ленту.

В июле юлу купили Юле.

Лёня лепил оленя.

Aвтоматизация звука в стихах:

В лесу метёт метелица,

Белым снегом стелется,

А мы валенки надели –

Не боимся мы метели.

А недавно две газели

Позвонили и запели:

  • Неужели в самом деле

Все сгорели карусели?

  • Ах, в уме ли вы, газели?

Не сгорели карусели,

И качели уцелели.

Вы б, газели, не галдели,

А на будущей неделе

Прискакали бы и сели

На качели-карусели.

В светлом зале

На рояле

Плясовую заиграли.

Собирайся хоровод,

Встретим пляской

Новый год!

Совы летели,

Все люди глядели,

Совы садились,

Все люди дивились.

Апрель, апрель!

По дворам звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорожках лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

Кто построил этот светлый,

Этот мраморный вокзал?

Кто под нами незаметно

Проходил и проползал?

Под садами, под домами

Шли рабочие в забой,

Воевали с плывунами,

С камнем, глиной и водой.

У липы липовый цветок,

У липы липовый листок,

Целебен липовый цветок,

И липок липовый листок.

Мы теперь метатели —

Бьём по неприятелю!

Размахнись рукой – бросок!

Прямо в цель летит снежок.

Лепестки лелеют,

Лепестки жалеют,

Пусть они белеют,

Пусть они алеют.

Лёня лез по лесенке,

Срывал Лёня персики.

С песенками,

С персиками

Скатился Лёня с лесенки!

Кленовый листок на клёне,

Кленовый листок зелёный,

Все лето листок зелёный

Зеленел на зелёном клёне.

Дядя Коля дочке Поле

Подарил щеночка колли,

Но щенок породы колли

Убежал от Поли в поле.

Есть у Ляли кукла Лёля.

Лёля сделана из льна –

Ляле нравится она.

Коля колья колет,

Поля поле полет.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Спит на льдине целый день

Толстый маленький тюлень.

У ленивого растяпы

Превратились в ласты лапы.

Ливень, ливень льёт везде.

Рады птенчики в гнезде:

– Мама дома посидит,

Никуда не улетит!

Ливень льёт! Ливень льёт!

Пляшут капли в лужице,

Плот плывёт! Плот плывёт!

Плот по луже кружится.

Лягушонок влез на плот

И кричит: «Ура! Вперёд!»

Плещут волны! Хлещут волны!

Заливают с головой!

  • Что мне волны! Самый полный!

Не сдаётся рулевой.

– Я на волнах поплыву!

По каналу – и в Москву!

Только ливень все сильнее.

Только капли все крупнее.

Хвастунишки не жалея,

Бьют сильнее и больнее!..

Лягушонок в лужу —

Плюх!

И на землю,

Под лопух.

Эти тополи и липы сами мы сажали.
Эти клены и газоны сами поливали.

Взгляни, на маленьких совят –

Малютки рядышком сидят.

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Ежедневно я из лейки

Поливаю тополь клейкий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *