Автор программы детство

Пояснительная записка

Уважаемые педагоги, родители и все взрослые, заинтересованные в полноценном развитии и дошкольном образовании ребенка от рождения до 7 лет! Перед вами — программа «Детство», которая является результатом многолетней научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

В основе программы «Детство» — теоретические идеи петербургской (ленинградской) научной школы дошкольной педагогики.

Идея создания программы «Детство» принадлежит Вере Иосифовне Логиновой. Под ее руководством был разработан проект вариативной программы, презентация которой состоялась весной 1991 года. Окончательная подготовка к изданию комплексной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста «Детство» была осуществлена авторским коллективом в последующие годы под руководством Татьяны Игоревны Бабаевой.

В 90-е гг. авторским коллективом интенсивно велась работа над концептуальными идеями и содержанием образовательной программы «Детство», которая в 1997 году получила гриф Министерства образования РФ и рекомендована как комплексная программа для дошкольных учреждений России. Издается серия методических пособий под общим названием «Библиотека программы „Детство“».

В 2011 году авторский коллектив представил обновленный, соответству­ющий Федеральным государственным требованиям, вариант программы дошкольного образования «Детство».

Программа «Детство» 2015 года — это комплексная образовательная программа дошкольного образования, которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года).

Педагоги дошкольных образовательных организаций могут использовать ее при разработке основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО).

Каковы цели программы «Детство»?

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому программа «Детство» создана авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на:

— развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;

— создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;

— создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Каковы задачи программы «Детство»?

Программа «Детство» 2014 года, разработанная на основе ФГОС дошкольного образования, ориентирована на:

— охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

— обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

— обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

— формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

— обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей;

— формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Какие задачи развития и воспитания ребенка решает программа «Детство»?

Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются:

— укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;

— целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;

— обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;

— развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

— развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

— пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;

— органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;

— приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;

— приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

В чем особенности содержания программы Детство?

Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено на воспитание гуманного отношения к миру (В. И. Логинова).

Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.

Доступное содержание культуры раскрывается дошкольнику в своем объектном, ценностном и деятельностно-творческом выражении. В каждом разделе программы предусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.

Каковы ведущие условия реализации программы «Детство»?

Ребенок дошкольного возраста — это прежде всего неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром.

Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы — «Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально-эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения дошкольника к миру. Реализация программы нацелена на:

— создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного воз­раста;

— обеспечение разнообразия детской деятельности — близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе;

— ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.

Каким принципам соответствует программа «Детство»?

1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.

3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятель­ности.

5. Принцип сотрудничества с семьей.

6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.

Каковы научные основы и базовые идеи программы «Детство»?

Научные основы программы связаны с развитием идеи субъектного становления человека в период дошкольного детства. Фундаментальность научной идеи о возможности развития дошкольника как субъекта детских видов деятельности и необходимости разработки педагогических условий такого развития по сути определяет инновационный потенциал развития образовательной программы «Детство».

Именно ориентация программы на субъектное развитие ребенка делает дошкольника не просто центром образовательных практик и взаимодействий, а источником изменений, не узнав и не поняв которые невозможно проектировать какие бы то ни было инновационные преобразования.

Базовые идеи программы

1. Идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности.

2. Идея о феноменологии современного дошкольного детства.

3. Идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить образовательного процесса.

4. Идея о педагогическом сопровождении ребенка как совокупности условий, ситуаций выбора, стимулирующих развитие детской субъектности и ее проявлений — инициатив, творчества, интересов, самостоятельной деятельности.

Почему программа «Детство» — программа, ориентированная на современного ребенка?

Современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Многолетние исследования, проводимые авторами программы, позволяют нам наметить штрихи современного дошкольного детства, которые нельзя не учитывать, организуя образовательный процесс детского сада.

Современный ребенок — маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети ориентированы на будущее. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности — они с уверенностью смотрят в будущее.

Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но в отличие от сверстников прошлых лет он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он — носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых.

Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада — как раз то место, где он реализует принципиальные для себя потребности. Поэтому детский сад — это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется. Современные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его! Жизнь ребенка XXI века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению, разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, коллекционирование, импровизация, современных детей привлекают сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.

Все эти новые черты современного дошкольного детства нашли отражение в программе.

Какова новая структура программы «Детство»?

В обновленной программе в соответствии с ФГОС дошкольного образо­вания:

— выделено три раздела: целевой, содержательный, организационный;

— представлены содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста (раннее детство) и в дошкольных группах (дошкольное детство);

— дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе;

— определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»;

— раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка;

— описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; способы и направления поддержки детских инициатив; особенности организации педагогической диагностики и мониторинга;

— охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

— даны методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы;

— определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; представлен режим дня во всех возрастных группах, включая период адаптации ребенка к условиям детского сада; раскрыты особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;

— в приложении даны примеры парциальных образовательных программ для части программы, формируемой участниками образовательных отно­шений.

Из чего будет состоять методический шлейф программы?

За 20 лет существования библиотеку программы «Детство» составили более 170 пособий, представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение. На современном этапе программа «Детство» будет представлять собой единый программно-методический комплекс, включающий:

— программу «Детство» для детей от рождения и до 7 лет;

— методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образовательных организациях и в семье;

— методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство».

— мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации программы «Детство».

Почему программу «Детство» можно назвать комплексной?

Авторы программы являются сторонниками целостного развития ребенка в период до школы как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Это комплексная образовательная программа. Ее использование требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики. В осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода к детям воспитателю помогут краткие характеристики достижений детей в освоении содержания программы. Каждый ребенок развивается в своем темпе; задача воспитателя — бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста.

Почему игра стала самостоятельным разделом программы «Детство»?

При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Поэтому особым разделом программы стал раздел «Игра как особое пространство развития ребенка…»

Каковы перспективы работы по совершенствованию и развитию программы «Детство»?

Ближайшие планы авторов программы — разработка полноценного методического комплекса, который был бы адресован всем субъектам дошкольного образования: детям и их родителям; педагогам и руководителям; будущим педагогам и их преподавателям.

Особое значение для авторов имеет серия пособий «Из опыта работы по программе „Детство“», в которой каждый педагог может опубликовать свои авторские методические находки и результаты инновационного опыта.

Читать всю программу…

Программа «Детство» в дошкольном образовательном учреждении

Хотя ситуацию в системе образования нельзя назвать революционной, тем не менее она не может работать по-старому, а педагоги не хотят пользоваться устоявшимися схемами обучения. Запросы современного общества меняются, что требует внесения изменений в процесс подготовки молодого поколения. Несмотря на важность накопленного опыта по организации воспитательного процесса в учреждениях образования, есть приёмы, от которых требуется отказаться: преобладание методов послушания в воспитании. Все современные программы обучения построены на принципах взаимоуважения педагога и воспитанников. К таким разработкам относится и программа «Детство», предлагающая систему целостного развития дошкольников, опирающуюся на принцип гармоничного образования.

Значение занятий по программе «Детство» в детском саду

Образовательная программа «Детство» разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ имени А. И. Герцена. Идея создания такой программы принадлежит В. И. Логиновой, а окончательная разработка была осуществлена под руководством Т. И. Бабаевой. С 1997 года программа рекомендована для ДОУ РФ. В 2014 году программа была переработана согласно требованиям новых государственных стандартов и на сегодняшний день является одной из основных программ, с которыми работают дошкольные учреждения.

Демократизация общества требует новых подходов в воспитании личности. Программа «Детство» направлена на сотрудничество взрослых и детей, что соответствует современным общественным тенденциям.

В основе программы «Детство» лежит принцип гармоничного развития личности дошкольников

Цели программы

Программа «Детство» ориентирована на развитие способностей ребёнка, основываясь на формировании его самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социализации в современном мире. Авторы программы не ставят целью ускорить развитие ребёнка и быстрее подготовить его к школьной жизни. Главная задача программы — гармоничное формирование разносторонней личности, имеющей хорошее физическое и психическое развитие. Большое внимание уделяется воспитанию коммуникативности и ознакомлению с культурным наследием, учитывая этнические особенности места проживания. Согласно требованиям программы, организация образовательной деятельности имеет следующие направления:

  • социально-коммуникативное,
  • познавательное,
  • речевое,
  • художественно-эстетическое,
  • физическое.

Цель программы — создать каждому ребёнку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.

Развитие ребёнка на весь период дошкольной жизни строится на выполнении триединой задачи: «Чувствовать — Познавать — Творить». Формирование умения чувствовать красоту, сопереживать окружающим основывается на воспитании в детях любви к природе как взаимосвязанной системе, на схожести переживаемых эмоций любого человека. Воспитывается не только гуманное отношение к людям, но и к природе вообще. Приобщение к окружающему миру, к изучению человека опирается на формирование знаний о современной культуре и искусстве. Детей знакомят с литературными и музыкальными произведениями, живописью и другими видами творчества.

Формирование познавательных способностей воспитанников в программе «Детство» большей частью опирается на развитие наглядно-образного мышления и творческого воображения, когда перед детьми ставятся познавательные задачи разного вида сложности. При организации обучения программой рекомендуется больше использовать ситуативные моменты, сопровождающие выполнение режима дня, чтобы закрепление знаний проходило в более естественной форме, отличной от проведения обычного занятия. Изучение нового и более сложного материала организуется в рамках НОД. Такой подход к обучению не является жёстким требованием программы, так как в ней предусматривается большая самостоятельность педагогов в планировании работы с детьми.

Закрепление знаний дошкольников по программе проходит в свободной и естественной форме

По замыслу авторов, ребёнок, прошедший дошкольное обучение по программе «Детство», имеет физическое развитие, соответствующее его возрасту; его психический и интеллектуальный уровень будет достаточен для успешного обучения в школе. Он может ориентироваться в современном мире, умеет общаться со сверстниками, знает основы культуры и искусства. В нравственном развитии такого дошкольника преобладают гуманные черты характера: доброта, отзывчивость, умение сопереживать окружающим.

Достоинства и недостатки программы

Программа «Детство» — одна из новых комплексных программ, предложенных министерством образования для работы в детских учреждениях образования. По сведениям Института стратегических исследований в образовании РАО (2008 год), данная программа занимает второе место в нашей стране по популярности. Программа учитывает многолетний опыт работы педагогов советского периода и в то же время согласуется с требованиями современности. Одна из главных задач разработки — приобщение ребёнка к культуре своей страны. Работа по этой программе предусматривает насыщенную деятельность детей в дошкольный период, благодаря чему воспитанники развиваются интеллектуально и физически, имеют представления о жизни в обществе, получают базовый уровень образования, необходимый для дальнейшего обучения. Программа основана на принципах гуманистического воспитания и индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Педагог должен учитывать индивидуальные особенности и интересы воспитанников

Содержание программы с подробно расписанными задачами представлено в следующих возрастных группах:

  • вторая младшая,
  • средняя,
  • старшая,
  • подготовительная к школе.

В программе «Детство» содержание работы в первой и второй младшей группах объединяется под названием младший дошкольный возраст.

Педагоги, работающие по этой программе, не называют выявленных недостатков. Как результат, отмечается повышение положительного отношения родителей к дошкольному образованию (мнение воспитателя Идрисовой Л. Т., работающей по программе «Детство»). Педагог дошкольного образования Туранова Т. С. в своей статье указывает, что программа обеспечивает возможность одновременного развития разных сторон личности ребёнка, и делится собственными наработками по проведению занятий в подготовительной группе. Эти высказывания говорят о достоинствах программы.

Проблемы могут возникнуть при реализации программы. Дошкольное учреждение, решившее перейти на данную программу, должно провести большую работу:

  • подготовить педагогический коллектив к работе по новой программе, изучить её особенности и требования;
  • согласовать с родителями воспитанников изменение образовательной программы ДОУ;
  • разработать собственную программу ДОУ, основываясь на программе «Детство» и учитывая особенности своего образовательного учреждения;
  • подготовить соответствующую материально-техническую базу.

Программа «Детство» имеет подробные рекомендации по планированию и организации воспитательного процесса, какие методы следует применять, прописаны пути достижения результатов. Педагог, обладающий опытом работы с детьми и квалификационной категорией, сможет переработать программу для своей деятельности. В помощь ему имеется большое количество методической литературы и разнообразной информации в сети . Кроме этого, в настоящее время каждый воспитатель может пройти курсы повышения квалификации на тему «Планирование деятельности воспитателя по программе дошкольного образования «Детство». Все эти информационные ресурсы обеспечивают методическую поддержку перехода на новую программу. От руководства дошкольного учреждения и его педагогического коллектива зависит, смогут ли они перейти на новый уровень работы или предпочтут организацию деятельности по-старому.

Организация и проведение занятия по программе «Детство» в ДОУ

Детство — это летний ветер.
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Детство — это значит дети!
Дети — это значит мы!

Темы занятий

Работа по программе может планироваться отдельными темами для каждой недели, соответствующими основному событию конкретного периода. Названия темы педагог подбирает сам. В таком планировании можно использовать следующие примеры:

  • «Здравствуй, осень золотистая!». Тема предполагает не только рассмотреть особенности поры года, но и поговорить о начале нового учебного года в детском саду. Поэтому может включать в себя как беседы о проведённом лете с родителями, так и повторение правил поведения в ДОУ.
  • «Моя семья. Мой дом. Моя страна». Тема патриотического воспитания детей, пробуждения в их душах любви к родному дому, окружающей природе, народным истокам является составляющей воспитательного процесса в учреждениях образования. Программа «Детство» придаёт этому направлению ещё большее значение.
  • «Неделя безопасности». Изучение правил безопасного поведения — одна из важнейших задач ДОУ. Работа с детьми в этом направлении проводится постоянно, но тематическая неделя ещё раз покажет важность знаний ОБЖ детям и их родителям. Такую неделю можно посвятить, например, Дню пожарного (30 апреля).
  • «Рассказы и сказки К. Д. Ушинского для детей». Вся деятельность известного педагога и писателя проникнута любовью к детям, к родной природе и полностью соответствует гуманистической направленности программы «Детство». На неделе с такой тематикой воспитатели читают детям произведения Константина Дмитриевича, проводят беседы, занятия по его рассказам.

На занятиях по программе часто интегрируется содержание разных образовательных областей вокруг общей темы

Таблица: картотека тем в средней группе (фрагмент)

Автор Сердюкова А. В., воспитатель МБДОУ «Новоалександровский детский сад», с. Новоалександровка, Белгородская область.
Образовательная область Тема Задачи
Коммуникация «Детский сад»
  • Учить детей отвечать на поставленные вопросы.
  • Развивать словарный запас по теме, механиче­скую память, внимание.
  • Воспитывать уважительное отношение друг к другу и работникам детского сада.
«Рассказывание об игрушках»
  • Учить детей составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида.
  • Активизировать слова, обозначающие действия и состояние (глаголы), учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
  • Формировать звуковую культуру речи: закреплять произношение пройденных звуков: у, а, г, к, в; учить правильно произносить в словах звуки с, с’, выделять в речи слова с этими звуками.
  • Развивать представления о значении терминов «слово», «звук», умение вслушиваться в звучание слов.
  • Воспитывать интерес к родному языку.
Познание «Осенние краски»
  • Закрепить умение выделять отдельные предметы из группы, видеть много и один в окружающей обстановке и описывать наблюдения с помощью соответствующих слов.
  • Закреплять умение различать и правильно называть гео­метрические фигуры.
  • Развивать воображение детей.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
«Путешествие Микки-Мауса»
  • Закрепить умение сравнивать группы предметов способом наложения, совершенствовать умение группировать предметы.
  • Развивать умение работать правой рукой слева направо при раскладывании предметов.
  • Воспитывать любознательность, интерес к изучаемому материалу.
Художественное
творчество
«Картинки для наших шкафчиков»
  • Учить детей определять замысел в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика), уточнить представления о назначении раздевалки.
  • Развивать самостоятельность, творческую активность.
  • Воспитывать интерес к детскому саду.
«Цветочная клумба»
  • Учить составлять цветок из 2–3 бумажных форм, красиво сочетая их по цвету, форме и величине; показать приёмы оформления цветка. Учить правильно держать и выполнять операции ножницами.
  • Развивать умения работать в коллективе.
  • Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Физическая культура «Встреча с осенью»
  • Упражнять в ходьбе «змейкой» между расставленных предметов, упражнять в беге «змейкой».
  • Развивать выносливость.
  • Воспитывать творческий подход к занятию.
«Мы быстрые и ловкие»
  • Упражнять в беге парами в разных направлениях, по прямой.
  • Развивать самостоятельность.
  • Воспитывать устойчивый интерес к занятию.
Труд «Знакомство с групповой комнатой»
  • Закрепить знания детей о названии материалов, из которых сделаны предметы в группе.
  • Развивать речь, наблюдательность.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.
  • Знакомство со свойствами дерева и металла.
Цит. по: https://dohcolonoc.ru/planirovanie/3158-perspektivnoe-tematicheskoe-planirovanie-po-programme-detstvo.html

Примеры конспектов занятий

Программа «Детство» делает упор на:

  • развитии познавательной активности детей;
  • гуманистическом воспитании, основывающемся на любви к природе и всему живому;
  • изучении основ социализации и коммуникации;
  • формировании культуры речи.

Занятия по программе «Детство» посвящены гармоничному развитию дошкольников и воспитанию чувства прекрасного

Организованные занятия часто содержат комплексные задачи, соответствующие нескольким направлениям работы. Примеры конспектов занятий педагогов, работающих по программе «Детство»:

  • Занятие по математике «Овладение действиями трансформации» (Ходеева С.) построено на развитии пространственного воображения детей. Целями его являются закрепление знаний по математике, развитие логического мышления, комбинаторики. Расширяется область познавательного интереса: даются сведения по астрономии.
  • Комбинированное занятие во второй младшей группе «Весенние деньки» (Хвальчик И. В.) одновременно решает несколько задач: знакомит малышей с признаками весны в природе, воспитывает звуковую культуру речи и развивает воображение, закрепляет знания об основных цветах и геометрической фигуре «круг», развивает мелкую моторику рук.
  • Конспект НОД «Непослушные зайки» (Такшина С. В.). Цели занятия: формировать представления о диких животных и местах их обитания, обучать навыкам связной речи с использованием мнемотаблиц, воспитывать коммуникативность, навыки сотрудничества, желание прийти на помощь.
  • Занятие по разделу «Социальный мир» для детей среднего возраста «Мы такие разные» направлено на развитие наблюдательности, слухового внимания, умения доказывать свою точку зрения в диалоге, воспитание внимательного отношения к окружающим.
  • Конспект занятия по экспериментированию в средней группе по теме «Лёд» (Федорахина Г.). Цели: знакомство детей с признаками и свойствами льда, приметами весны; увеличение словарного запаса и улучшение культуры речи; формирование навыков безопасного поведения на льду.

Видео: занятие по программе «Детство» в старшей группе

Видео: занятие «В поисках новогодних кристаллов» по программе «Детство» в подготовительной группе

Диагностика результатов работы по программе «Детство»

Согласно требованиям программы, 2 раза в год (в начале и конце) проводится диагностика достижений детей по разным направлениям развития. Для проведения мониторинга за основу рекомендуется взять работы педагога-психолога Н. В. Верещагиной, посвящённые диагностике педагогического процесса. Автор предлагает методы организации мониторинга для всех возрастных групп детского сада по всем направлениям работы. Пример организации исследования во второй младшей группе ДОУ можно посмотреть здесь.

Проводя диагностику, воспитатель наблюдает за действиями каждого ребёнка и фиксирует их в специальной карте

Результаты освоения программы «Детство» представлены достижениями и неудачами каждого воспитанника.

После проведения диагностического обследования воспитатель составляет аналитическую справку, в которой отражаются изменения в развитии группы в целом. Проведённые исследования также иллюстрируют индивидуальные особенности каждого ребёнка, показывают сильные и слабые стороны в его развитии, умения, требующие индивидуального подхода или доработки. Используя этот материал, воспитатель планирует дальнейшую работу с детьми, опираясь на фронтальные, групповые или индивидуальные методы.

Примеры аналитических справок по освоению программы «Детство» в дошкольных учреждениях:

  • Аналитическая справка по результатам усвоения воспитанниками второй младшей группы материала по программе (Левина Н. А).
  • Аналитическая справка по результатам итогового мониторинга в средней группе (Иванова О. С.).
  • Аналитическая справка по результатам мониторинга освоения образовательных областей программы воспитанниками подготовительной группы (Морозова И. А.).

Для удобства и наглядности результаты проведённой диагностики оформляются в таблицы, диаграммы

Перспективное планирование по программе «Детство» в ДОУ

Перспективный план работы группы разрабатывается педагогом, на основе принятой образовательной программы ДОУ, имеющейся материально-технической базы и собственного опыта. Прекрасный пример перспективного планирования по программе «Детство» представлен в статье педагога из Санкт-Петербурга Марины Птицыной.

Как можно выполнить ежедневное планирование по программе «Детство» для подготовительной группы, показано на сайте «Инфоурок». Основная цель занятий: выработать эмоционально положительное отношение к обучению в школе, пробудить интерес к школьной жизни и желание занять активную позицию в школьной социальной среде.

Перспективный план удобно оформлять в виде таблицы с указанием недели, месяца, темы, календарного срока.

Работу учреждений образования родители часто оценивают по отзывам знакомых о коллективе работников (какой имеют опыт работы, как относятся к детям), а также по наличию материально-технической базы. На программу обучения мало кто из родителей обращает внимание. Ведь любая программа выполняет требования ФГОС по подготовке дошкольников к дальнейшему обучению и любой детский сад нацелен на выполнение этой задачи. Преимущество программы «Детство» в её ориентации на эмоциональное развитие детей, на формирование умения понимать и сопереживать окружающим, в первую очередь близким людям. Современное общество отличается отчуждённостью, некоторой отдалённостью людей друг от друга. Возможно, обучение дошкольников по программе «Детство» — первый шаг на пути решения этой проблемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *