Басни Крылова мораль

Басни Крылова каждому знакомы почти с детства. Наверное не сыскать того, кто бы не назвал хотя бы одну басню этого поистине талантливого и разностороннего человека. К тому же Крылов был еще математиком, журналистом, писал пьесы и увлекался музыкой. Однако славу ему принесли именно басни, что являются не просто короткими произведениями, описывающими животных. Это работы, где автор высмеивает пороки людей.

Человеческие пороки в баснях Крылова

Баснописец Крылов и его басни любимы не только взрослыми, но и детьми. Они написаны на живом и понятном языке, яркие и простые. Главное, у каждой басни имеется смысл, что понятен каждому читателю. Несмотря на то, что в своих баснях Крылов применяет аллегорию, где использует блеющих и рычащих животных, мы понимаем, что под каждым персонажем завуалирован человек с его пороками.

Когда мы читаем басни Крылова, то можем увидеть достоинства одних персонажей и высмеивание пороков других героев. Например, прочитав басню Волк на псарне, мы видим мудрость ловчего и разоблачение трусливости, лживости и лицемерия волка. Если привести в пример басню Щука, то здесь мы видим такие пороки, как беспринципность тех, у кого имеется хоть какая-то власть, видим взяточничество и кумовство. И это не все пороки, что осуждаются Крыловым в его баснях. Можно привести еще множество примеров. Так человеческая неблагодарность видна в басне Свинья под дубом, где персонаж подтачивал корни дерева, которое его же и кормило. А в басне Ворона и Лиса мы видим падкость на лесть. Ветреность просматривается в работе Крылова Стрекоза и Муравей, а вот невежд и неучей баснописец высмеивает в произведении Мартышка и очки.

В целом Крылов высмеивает все существующие в человеке пороки и недостатки, а это лесть, лживость и глупость. Писатель разоблачает коварство, лицемерие, хвастливость, беззаконие и несправедливость. Все эти недостатки мешали и мешают людям жить и в настоящее время. А это значит, что басни Крылова актуальны и сегодня, являясь нетленными творениями, в которых многие узнают если не себя, то окружающих.

Сочинение: пороки в баснях И.А. Крылова и их обличение 4.6 (91.3%) 23 votes

Конспект урока литературы по теме “Басня И. А. Крылова “Ларчик”. Критика мудреца и хвастуна».

Конспект урока литературы в 7-ом классе. Учитель: Колиниченко М.А.

ТЕМА: “Басня И. А. Крылова “Ларчик”. Критика мудреца и хвастуна».

Цели.

  1. 1) обобщить знания учащихся о И.А.Крылове;
    2) продолжить знакомство с художественным жанром басней повторить сведения о жанровом своеобразии басни;
    3) развивать навык выразительного чтения басен, развивать творчество учащихся.

  2. 1) Развитие слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти, абстрактного и логического мышления.

  1. 1)воспитывать в учениках интерес к басне

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, чтение басен.

Теория: басня, аллегория, мораль, иносказание.

Оборудование: учебник, портрет И.Крылова, компьютер, иллюстрация к басне, конверты с заданиями, иллюстрации к басням, кроссворд, карточки с именами героев, строчками из басен, названиями произведений,

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Обобщение ранее изученного материала. Подготовка к восприятию нового.

— Сегодня на уроке мы вспомним один из жанров литературы, с которым вы начли знакомство в прошлом году.

Как называется этот жанр вы сможете узнать, если восстановите лесенку из букв. (на карточке с обратной стороны)

С

С

Б

Я

Я

Н

Н

Н

А

-Какое слово получилось? (Басня)

-Как называется жанр литературы над которым сегодня будем работать? (Слайд 1)

-Давайте вспомним, что такое басня?(Басня – краткий рассказ нравоучительного характера) ( Слайд 2)

-Как называют человека, который пишет стихотворения? (Поэт).

-Как называют человека, который пишет басни? (Баснописец).

— Сегодня мы с вами познакомимся с баснями замечательного русского баснописца начала 19 века- Ивана Андреевича Крылова.

— Ребята, мы еще в прошлом году познакомились с творчеством этого замечательного писателя. Надеюсь, сегодня мы с ним встретимся как со старым знакомым, а старых знакомых надо знать в лицо.

На экране портрет И.А. Крылова. (Слайд 3)

— Какие басни Крылова вы знаете, назовите их.

Ученики перечисляют известные басни И.А.Крылова (» Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»)

— Кто главные герои его басен? (Животные)

— Кто подразумевается под героями басен? (Люди)

— Сделаем вывод: (Слайд 4)

Басня – это короткий рассказ нравоучительного характера, в котором действуют животные, а подразумеваются люди.

– Через животных, через растения автор передаёт человеческие поступки, говорит о человеческих пороках: лени, лжи, жадности.

— Вспомните, как называется такой литературный прием? (Иносказание или аллегория) (Слайд 5)

-Из скольких частей состоит басня? (Из двух)

-Назовите их. (Основная часть и мораль) (Слайд 6)

-А что такое мораль? (Это нравоучительная часть басни) (Слайд 7)

— Восстановите деформированный текст (Слайд 8)

Басня – это короткий ___________, в котором действуют ___________________________, а подразумеваются _______________.

В баснях высмеиваются __________________ людей: _____________

Басня содержит две части: ___________________ часть и _______.

  1. Физминутка.

  2. Изучение нового материала.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова » Ларчик».

— Откройте тетради. Запишите в тетрадь тему урока. (Слайд 9)

1). Прослушивание ф/хрестоматии

— Послушайте чтение басни актерами.

— Понравилось вам актерское прочтение басни?

2) — У вас на столе лежит текст со специальными пометками. Слова, на которые нужно сделать ударение выделены, паузы обозначаются знаком /, интонация повышается, интонация понижается. (Приложение1)
— Причитайте текст басни самостоятельно.

3) Словарная работа.

— Какие слова вам непонятны?

Объяснение слов:

Ларчик – искусно сделанный украшенный ящичек для хранения драгоценностей

Механики мудрец – умный человек, который разбирается в механике

Исподтишка (смеяться) – скрыто (смеяться)

4) Анализ басни

— О чем эта басня? (критика мнимого мастера, хвастуна)

— Почему нам смешно? (Механик старается, а ничего у него не получается)

«Вот за Ларец принялся он:

Вертит его со всех сторон

И голову свою ломает;»

«Механик пуще, рвется.

Потел, потел; но наконец устал..»

— Найдите главную часть басни – мораль.

-Кто прочитает мораль этой басни? (А ларчик просто открывался)

— Кого высмеивает И.А.Крылов? (хвастливых людей)

— Басни Крылова написаны замечательным русским языком. Названия, отдельные строки и герои остаются в памяти, воспринимаются как народные поговорки, пословицы, крылатые слова.

— Что такое крылатые слова? (Слова и выражения, которые вошли в речь народа отдельно от самого произведения). (Слайд 10)

— Строка «А ларчик просто открывался» стала для всех крылатым выражением. Так говорят о понятном, не требующем долгих раздумий деле. (Слайд 11)

  1. Домашнее задание.

Выразительное чтение басни

  1. Итог урока.Оценивание деятельности учащихся.

Итак, какую басню сегодня мы с вами читали и разбирали? (Басню «Ларчик»)

— Кто автор Басни? (И.А. Крылов)

-Что такое басня? (Это краткий нравоучительный рассказ)

IV. А теперь попробуем усложнить задачу:
я буду начинать читать строку из басни, а вы ее должны будете продолжить.
1) «Чем кумушек считать трудиться…»
(«Не лучше ль на себя кума оборотиться»)
Найди свою пару.

Задание: прослушав начало одного выражения, отыскать его продолжение.

  1. А ларчик::просто открывался

  2. Чтоб музыкантом быть::так надобно уменье

  3. Знать, она сильна::что лает на слона

  4. Оглянуться не успела::как зима катит в глаза

  5. Хоть видит око::да зуб неймёт

  6. Чем кумушек считать трудиться::не лучше ль на себя, кума, оборотиться

  7. Наделала синица славы::а море не зажгла

  8. А Васька слушает::да ест

  9. А вы, друзья, как ни садитесь::всё в музыканты не годитесь

  10. Когда в товарищах согласья нет::на лад их дело не пойдет

  11. Ты виноват уж тем::что хочется мне кушать

  12. Сыр выпал:.. с ним была плутовка такова

Разминка — словарная работа.

Задание: подобрать антонимы.

  • доброта — жестокость

  • патриотизм — безразличие, нелюбовь к Родине

  • трудолюбие — лень, безделье

  • скромность — гордость, высокомерие.

  • честность — лживость, враньё, хитрость

  • вежливость — грубость, неучтивость

  • ответственность — беззаботность, беспечность

  • жадность — щедрость.

  • смелость — трусость, робость

  • отзывчивость — равнодушие, безразличие

  • ум — глупость

  • дружелюбие — вражда.

Конверт 5

Конкурс «Угадай-ка»
На карточках обозначены герои басен.

У. Какие герои басен здесь зашифрованы?

– и – и – а
о – ё –
– о – ь – а
– о – о – е –
в – – –
– у – а – е –
– т – е – о – а

Ответы: Лисица, Осел, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза.

Первая игра называется «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано?

«Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит».

Д. Надо: «к дереву подходит, с вороны глаз не сводит».

У. «Ворона гавкнула во все воронье горло».

Д. «Ворона каркнула».

У. Следующая игра – «Загадочные животные».

На доске:

квол
пухет
райвеум
губоль
ёсол
лсон

– Здесь даны названия животных – героев басен. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия животных.

Дети выполняют задание.

– Что у вас получилось?

Д. Волк, петух, муравей, голубь, осел, слон.

У. В каких баснях встречаются эти животные?

Д. В баснях «Волк и Ягненок», «Кукушка и Петух», «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», «Квартет», «Слон и Моська».

Басня – это короткий ___________, в котором действуют ___________________________, а подразумеваются _______________,

их __________________.

В баснях высмеиваются __________________ людей: _____________

Басня содержит нравоучение — мораль

Басня как литературный жанр и её характерные признаки

  • Главная
  • Литература
    • Доклад о Москве: история и современность столицы
    • Лучшие издания для детей: детский журнал Непоседа
    • Лучшие издания для детей: детский журнал Непоседа
    • Произведения Льва Николаевича Толстого
    • Краткое содержание Бориса Годунова Пушкина А. С
    • Кратчайшее содержание романа Льва Толстого «Война и мир»
    • Чем архаизмы отличаются от историзмов
    • Что такое горница: значение и происхождение старорусского слова
    • Пословицы и поговорки о добре и зле
    • Краткое содержание поэмы «Руслан и Людмила»
    • Басня как литературный жанр и её характерные признаки
    • Повесть «Пиковая дама» А.С. Пушкина в кратком содержании
    • Дети подземелья Короленко: краткое содержание
    • Краткое содержание повести А.С. Пушкина «Метель»
    • Краткое содержание пьесы А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
    • Краткое содержание рассказа Тургенева «Хорь и Калиныч»
    • Краткое содержание повести «Капитанская дочка» по главам
    • Краткое содержание трагедии Пушкина «Пир во время чумы»
    • Краткая биография Афанасия Афанасьевича Фета: главное
    • Характеристика Чацкого в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
    • Краткое содержание романа Салтыкова-Щедрина «История одного города»
    • Роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо»
    • Краткий пересказ романа Пушкина «Евгений Онегин» по главам
    • Краткое содержание поэмы Пушкина «Цыганы»
    • Сказки и другие произведения Шарля Перро
    • Краткое содержание рассказа Левша: пересказ по главам
    • Тургенев, «Первая любовь»: краткое содержание
    • Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву»: содержание
    • Рэй Брэдбери «Каникулы»: краткое содержание и анализ
    • Краткое содержание романа Вальтера Скотта «Айвенго»
    • Краткое содержание и смысл пьесы Чехова «Вишнёвый сад»
    • Краткое содержание повести А. Куприна «Гранатовый браслет»
    • Статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний» — краткое содержание
    • Краткое содержание рассказа А. П. Чехова «Каштанка»
    • Краткое содержание романа Каверина «Два капитана»
    • Проблема воспитания и нравственности в комедии «Недоросль»
    • Евгений Онегин и Владимир Ленский: друзья или враги
    • Тема одиночества в лирике Лермонтова
    • Гипербола, примеры художественного преувеличения в литературе
    • Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза»
    • Краткое содержание повести Гоголя «Нос»
    • Что такое композиция в литературе: приемы, виды и элементы
    • Характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети»
    • Характеристика образа Кабанихи в пьесе Островского «Гроза»
    • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»
    • Краткий пересказ романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    • Понятие строфы в литературе: описание, виды строф
    • Примеры синтаксического параллелизма в литературе
    • У. Голдинг, «Повелитель мух»: краткое содержание по главам
    • Автор фразы «Ученье свет, а неученье тьма»
    • Краткое содержание сказки о Золотом петушке
    • Краткая биография Александра Сергеевича Пушкина
    • Стародум из комедии «Недоросль» — характеристика и образ героя
    • А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии в его творчестве
    • Краткая биография, жизнь и творчество Ф.И. Тютчева
    • Значение слова цензура в литературе, определение
    • Что такое сказка и какими они бывают
    • Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль и глубина
    • Николай Гумилёв: «Жираф» — Анализ стихотворения
    • Краткая биография Фонвизина Дениса Ивановича
    • Краткое содержание думы «Смерть Ермака» К. Ф. Рылеева
    • Список самых известных произведений М. Ю. Лермонтова
    • Анализ послания А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд»
    • Краткое содержание романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»
    • Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова: краткое содержание
    • Краткое содержание пьесы Максима Горького «На дне»
    • Слово о полку Игореве: краткое содержание
    • История создания романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    • Краткий пересказ пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    • Сочинение-рассуждение на важную тему «Легко ли быть молодым?»
    • Краткое содержание сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане»
    • Рождение, основные этапы жизни и дата смерти Пушкина
    • Характеристика образа Тихона из пьесы «Гроза»
    • Персонажи романа Л. Н. Толстого Война и мир: Петр, Соня и Вера Ростовы
    • Характеристика образа Варвары Кабановой из пьесы Островского «Гроза»
    • Сочинение на тему трагизма повести «Бедная Лиза» Карамзина Н. М
    • Пьеса Лермонтова «Маскарад» в кратком пересказе содержания
    • Краткое содержание поэмы Гоголя Мертвые души по главам
    • Анализ басни Крылова «Ворона и лисица», фабула и мораль произведения
    • Характеристика героев «Горе от ума» Грибоедова
    • Повесть В. Распутина «Живи и помни»: краткое содержание
    • Краткое содержание поэмы «Полтава» А.С.Пушкина
    • Иван Алексеевич Бунин «Холодная осень», краткий пересказ содержания
    • Повесть о настоящем человеке: краткое содержание книги Полевого
    • Александр Сергеевич Грибоедов, краткая биография
    • Николай Карамзин Бедная Лиза: краткий пересказ произведения
    • Примеры обобщенно-личных предложений в художественной литературе
    • Краткая биография Ивана Сергеевича Тургенева
    • Краткое содержание романа Ремарка «Три товарища»
    • Гротеск в википедии, grotesque в литературе, значение слова
    • Как называется первая страница книги
    • Роман «451 градус по Фаренгейту», краткое содержание
    • Краткое содержание рассказа Михаила Зощенко «Ёлка»
    • «Собачье сердце»: краткое содержание по главам
    • Иван Алексеевич Бунин (краткая биография)
    • Краткая биография одного из самых известных писателей — Солженицына
    • Краткое содержание повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
    • Краткое содержание рассказа И. Бунина «Легкое дыхание»
    • Паустовский «Телеграмма»: краткое содержание рассказа
    • Краткое содержание повести Пушкина «Барышня-крестьянка»
    • Краткое содержание повести Гоголя «Портрет»
    • Читательский дневник: краткое содержание повести «Выстрел»
    • Краткое содержание произведения «Судьба человека» М. А. Шолохова
    • Краткая биография Гоголя: особенности и характеристика творчества
    • Антитеза как художественный прием. Разбор на примере из стихотворений
    • Значение термина лейтмотив в музыке и литературе
    • Содержание рассказа Толстого «Детство», краткий пересказ
    • Краткое содержание рассказа М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
    • Краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой»
    • Краткое содержание рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль»
    • О чем речь в «Уроках французского», краткое содержание
    • Кто такой антагонист: его роль в литературе, значение слова
    • Рэй Брэдбери «Мальчик-невидимка» в кратком содержании
    • А.Н. Островский «Бедность не порок» — краткое содержание комедии
    • Краткое содержание рассказа В. М. Шукшина «Чудик»
    • Грин «Бегущая по волнам»: описание, анализ, краткое содержание
    • Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: краткое содержание
    • Что такое анафора в литературе: определение, примеры
    • Кто такой протагонист, его особенности, значение слова
    • Что такое кульминация? Ее значение в литературе, музыке
    • Повесть «Тарас Бульба». Краткий рассказ содержания повести
    • Тихий Дон Шолохова написан кратко по главам, содержание глав
    • Приключения Гекльберри Финна, краткое содержание повести
    • Определение слова беллетристика и его историческое значение
    • Краткое содержание книги Виктора Драгунского «Денискины рассказы»
    • Произведение Грина Алые паруса, главы и их краткое содержание
    • Рассказ «Муму»: краткое содержание для читательского дневника
    • Краткое содержание «Ночи перед Рождеством» Гоголя
    • Краткое содержание пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»
    • Что такое олицетворение в литературе, его функции, примеры
    • Повесть временных лет: краткое содержание
    • Краткое содержание пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» по действиям
    • А.Н. Островский, пьеса «Снегурочка», жанр: сказка. Краткое содержание
    • Что такое парцелляция в русской литературе: примеры, виды, приёмы
    • Краткое содержание по главам комедии Грибоедова «Горе от ума»
    • А.С.Пушкин «Дубровский». Краткое содержание по главам
    • И. А. Гончаров «Обломов»: краткое содержание по главам
    • Краткое содержание романа Отцы и дети читать онлайн по главам
    • Мастер и Маргарита краткое содержание по главам
    • Краткое содержание повести Гоголя Невский проспект
    • Как написать книгу: азы ремесла и пошаговая инструкция
    • Александр Грин – биография и творчество
    • Что такое сравнение в литературе и русском языке
    • Что такое жанр в литературе, список и примеры
    • Как определить размер стихотворения: примеры
    • Лев Николаевич Толстой: краткая биография
    • Биография Достоевского — кратко о самом главном
    • Кто такой М.А. Булгаков,жизнь и творчество краткая биография
    • Аллегория, что это такое? Примеры в литературе
    • Краткая биография Чехова: самое главное
    • Биография Лермонтова, судьба поэта: кратко о самом главном
    • Биография Шолохова кратко. Жизненный путь писателя
    • Как правильно писать эссе: структура текста, правила оформления
    • Образ Луки в пьесе Максима Горького «На дне»
    • Определение оксюморона, постановка ударения, примеры написания
    • Анализ стихотворения Пушкина к Чаадаеву
    • Биография Пушкина по датам: кратко самое главное
    • Краткая биография Максима Горького
    • Краткая биография писателя Александра Ивановича Куприна
    • Биография Анны Ахматовой (кратко)
    • Эпитет — что это такое и каково его значение в литературе
    • Метонимия — определение, типы метонимии, примеры

Фрагмент урока по теме «По страницам басен И.А. Крылова и Эзопа»

Цель: обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова и Эзопа.

Задачи: учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; совершенствовать умение выразительно и осознанно читать; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.

Тип урока – обобщение.

Форма урока – урок-презентация.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедиа, книги с баснями для выставки, рисунки учащихся, портреты баснописцев.

Приложения

Содержание фрагмента урока

II. Подготовка к восприятию

Учитель: Посмотрите на экран. На какие две группы можно разделить эти произведения? (Басни и сказки о животных)

– Прочитайте названия произведений, которые отнесете к первой группе, ко второй? Что объединяет эти произведения? В чём отличие? Исследуем басню.

“Кот, петух и лиса”
“Ворона и Лисица”
“Волк и Ягнёнок”
“Волк и семеро козлят”
“Лев и Лисица”

Литературы новый жанр узнали,
Особенности басен распознали.
Произведения вместе мы читали,
Урокам баснописцев мы внимали.

III.

Сообщение темы и цели урока

– Сегодня мы побываем в прекрасном мире басен Эзопа и И.А. Крылова. Но чтобы в него попасть, нужно ответить на ряд вопросов.

IV. Работа по теме урока

(Рисунок 1)

– Что такое басня? (Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)

– Кого называют баснописцами? (Баснописцами называют создателей басен.)

Знаете ли вы баснописцев? (Д. Эзоп, И.А. Крылов.)

– Как возникли басни? (Басни, как и сказки, возникли в далекие времена. Эти произведения передавались из уст в уста. Первым автором, чьи басни были записаны, был древнегреческий баснописец Эзоп, который жил в VI веке до н.э. Легенда рассказывает, что Эзоп в своих баснях так настойчиво говорил людям об их пороках, что они обиделись и сбросили его со скалы.)

– До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы учимся понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь – Что осуждают и высмеивают баснописцы? (Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.)

– Что такое ирония? (Ирония – тонкая, скрытая насмешка.)

– В баснях используется аллегория. Что это такое? (Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – образе Муравья.)

– Всякая басня содержит мораль. Что это такое? (Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.)

– Молодцы! Последнее задание. Перед вами лежат карточки, укажите галочкой признаки характерные только для басен (индивидуальная работа). Справились? Замечательно. Отложите карточки на край стола. (Рисунок 2)

Д. Характерная черта басни – это мораль, нравоучительный смысл басен, который заключается в нескольких строчках басен, в начале или конце произведений.

1 Героями часто бывают животные или растения, вещи, птицы, рыбы
2 Большое по объему произведение
3 Может быть написана в прозе или стихах
4 В начале или в конце сформулирован вывод-мораль
5 Повторы
6 Литературные приемы: олицетворение и эзопов язык (иносказание)
7 Мало описаний
8 Высмеиваются человеческие пороки
9 Много диалогов
10 Интересный короткий занимательный сюжет
11 Волшебный помощник

– Вот мы и в чудесной стране басен. Здесь мы побываем в роли актеров, писателей, художников, исследователей.

Прежде чем туда войти вспомним правила работы в группах:

  • Работай дружно, по плану.
  • Умей выслушать другого.
  • Уважай мнение других.
  • Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.

– Внимание на слайд. (См. Приложение 1) Ребята, я буду показывать вам интересные иллюстрации (сюжеты) к басням дедушки Крылова. Заметьте, среди иллюстраций есть и ваши работы. Первая группа, глядя на иллюстрацию, говорит название басни. Вторая группа мораль этой басни. Третья группа – чему учит данная басня. Карточки с названия басен, со строчками из басен перед вами, они вам помогут. На слайдах иллюстрации к басням “Лебедь, Щука и Рак”, “Чиж и Голубь”, “ Слон и Моська”, “Мартышка и очки”, “ Стрекоза и Муравей”, “Квартет”.

Карточки со строчками из басен:

  1. Когда в товарищах согласья нет,
    На лад их дело не пойдёт,
    И выйдет из него не дело, только мука.
  1. Вперёд чужой беде не смейся голубок.
  1. А вы, друзья, как ни садитесь,
    Всё в музыканты не годитесь.
  1. Ай, Моська! Знать, она сильна,
    Что лает на Слона!
  1. Как не полезна вещь, – цены не зная ей,
    Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
    А ежели невежда познатней,
    Так он её ещё и гонит.
  1. Ты всё пела? Это дело:
    Так, поди, же попляши!

– Видите ребята, сколько басен дедушки Крылова вам уже известны. А сколько интересных героев в них. Приглашаю героев басни “Ворона и Лисица” (Рисунок 3, Рисунок 4)

1-я группа готовила инсценировку басни: «Ворона и Лисица». Но прежде чем послушать наших актёров, хочу, чтобы вы обратили внимание на выразительность, на логические ударения, на смену голоса и настроения при прочтении ими басни. Определите и скажите своими словами мораль басни.

– Почему автор говорит, что лесть гнусна, вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Приятно, только тогда, когда о тебе говорят правду, а лесть это ложь.)

– Кого вам лисица напоминает? (Льстивого человека.)

– А ворона? (Глупого, невнимательного человека.)

– В чем смысл басни? (Нельзя поддаваться на лесть, она приносит вред человеку.)

2-я группа “Волк и Ягненок” (Рисунок 5)

– Выберите строчку выражающую мораль всей басни. (“У сильного всегда бессильный виноват”.) Как понимаете смысл этой фразы?

– Удалось ли выступающим передать характеры героев?

Сейчас с помощью синквейна выразите своё отношение к героям инсценированных вами басен Крылова. (Рисунок 6, Рисунок 7)

На кого из персонажей басни хотели бы походить вы? Почему?

– Как вы думаете, зачем люди придумали такой литературный жанр? Почему возник в литературе жанр – басня?

Да, это гениальный способ, не причинив человеку прямой обиды, всё же сказать ему правду в глаза. Басня – это чудесное зеркало, в котором отражаются всякие звери и диковинные вещи, являющие собой зрелище и занимательное, и поучильное. И чтобы ни делали звери, мы поневоле понимаем, что речь идет о людях, при этом думаем: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.

– Почему басни называют нравоучительными?

Басня учит нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учит нравам.

– Согласитесь ли вы с тем, что басни И.А. Крылова устарели?

– Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с крылатыми выражениями. Среди нас по-прежнему Ворона, Волк, Свинья, Ягненок и т.д. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без недостатка не бывает, и сейчас, как в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, смелость – с трусостью, талант – с бездарностью. Не ушли в прошлое и труженик Муравей, ни легкомысленная Стрекоза, ни лицемерный Петух и Кукушка.

Басня актуальна и сегодня. Мы с вами тоже попробовали себя в роли баснописцев. Предоставим вниманию слушателей басни собственного сочинения.

– Сами сформулировали мораль. Молодцы!

– Сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы отличить басни Крылова от басен других баснописцев. Физкультминутка (Рисунок 8)

Встали. Если вы услышите басню И.А.Крылова, то хлопните один раз над головой. Если басня принадлежит Эзопу – присядьте. Условия понятны? Будьте внимательны!

  1. Я совсем без драки могу попасть в такие забияки. (Крылов “Слон и Моська”)
  1. Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам;
    Да только воз и ныне там. (Крылов “Лебедь, Щука и Рак”)
  1. Помертвело чисто поле;
    Нет уж дней тех светлых боле,
    Как под каждым ей листком
    Был готов и стол и дом. (Крылов “Стрекоза и Муравей”)
  1. Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива. (Эзоп “Лисица и лев”)
  1. Но случилось так, что немного спустя мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь. (Эзоп “Лев и мышь”)
  1. Мартышка тут с досады и с печали
    О камень так хватила их,
    Что только брызги засверкали. (Крылов “Мартышка и Очки”)
  1. Я удавилась бы с тоски,
    Когда бы на неё хоть чуть была похожа. (Крылов “Зеркало и Обезьяна”)
  1. Муравью захотелось пить; спустился он к источнику, чтобы напиться, но упал в воду. (Эзоп “Муравей и голубь”)
  1. Чижа захлопнула злодейка – западня;
    Бедняжка в ней и рвался и метался,
    А Голубь молодой над ним же издевался. (Крылов “Чиж и Голубь”)

У. Молодцы! А кто был самым внимательным, тот скажет строчки, из каких басен И.А. Крылова сейчас прозвучали. ( “Слон и Моська”, “Лебедь, Щука и Рак”, “Стрекоза и Муравей”, “Мартышка и Очки”, “Зеркало и Обезьяна”, “Чиж и Голубь”.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *