Беседа о вреде алкоголя

О вреде алкоголя начинает понимать и сам алкоголик, но не видит выхода.

Совсем не обязательно быть специалистом-наркологом, чтобы понимать весь наносимый вред организму человека чрезмерным употреблением алкоголя. Но беда в том, что практически все об этом знают и лишь немногие стараются оберегать себя от чрезмерного употребления горячительных напитков. А между тем эта проблема начинает приобретать поистине национальные масштабы. Если раньше, человек, выпивающий, где нибудь в парке, вызывал у прохожих отрицательные эмоции, то сегодня на это перестали обращать внимание. Алкоголь захлестнул всех, не делая исключений ни для женщин, ни для подростков.

Сегодня никого не возмущает когда школьник старших классов идет по улице с бутылкой пива или с банкой какого-нибудь слабоалкогольного энергетического напитка. Как бы страшно это не звучало, но нация в большинстве своем действительно спивается и деградирует. Полное попустительство со стороны правительства, никакой действенной агитации со стороны Минздрава, полное равнодушие к этой проблеме преподавателей в школах способствуют развитию этого пагубного пристрастия.

Если бы соответствующие органы более активно работали в этом направлении, проводили работу среди населения, организовывали необходимые лекции о вреде алкоголя, в образовательных учреждениях, очень многие пересмотрели бы свое отношение к спиртному.

Какой он алкоголь на самом деле?

Алкоголь наносит очень страшный удар по практически всем органам человека. Сердце, печень, мозг, нервная и половая система получают непоправимый урон. Однако все по порядку. Как действует алкоголь на организм человека? Что служит причиной того самого состояния мнимого удовольствия и расслабления? Почему после пару-тройку выпитых рюмок забываются все насущные проблемы? Действительно ли алкоголь так вреден, как говорят об этом врачи?

На самом деле прием алкоголя в любом количестве только усугубляет процесс и приносит вред человеку.

Из уроков химии известно, что спирт это отличный растворителем. Убедиться в этом можно оставив на ночь кусочек сала в рюмке с водкой или коньяком. Спирт и его производные в виде напитков попадают через пищеварительную систему в кровь человека. В результате эритроциты, которые занимаются транспортировкой кислорода по всему организму, теряют свою жировую смазку, спирт полностью растворяет ее.

Клетки организма не имеют возможности проскальзывать мимо друг друга, в итоге они слипаются, напоминая чем-то гроздь винограда. Небольшое количество слипшихся эритроцитов не представляют угрозы для венозной или артериальной системы человека. Проблемы начинаются в капиллярах, которые питают кровью мозг человека. Размеры капилляров способен пропустить лишь один эритроцит. Несколько слипшихся эритроцитов забивают протоки капилляров, вследствие чего нейроны не получают достаточное количество кислорода и естественно погибают. Причина алкогольной эйфории и расслабленности человека, обусловлена гибелью десятков и сотен тысяч нейронов. Одного этого примера достаточно, какой урон наносит алкоголь организму человеку.

Алкоголь приводит к закупориванию сосудов, формируется аневризма, стенки сосудов начинают деформироваться, под давлением крови они рвутся, в результате кровь беспрепятственно поступает в мозговое вещество, итогом такого процесса является геморрагический инсульт. Смертность от этого заболевания составляет 80-90%.

Известное всем заболевание цирроз печени в большинстве случаев происходит именно от злоупотребления алкоголем. Если верить статистике алкоголь сокращает жизнь человека на 5-15 лет.

Влияние алкоголя на подростковый организм

Подростковый организм в 7 раз быстрее привыкает к спиртным напиткам, чем устоявшийся взрослый.

Спиртное для подростков это даже не беда это катастрофа. Развивающийся и неокрепший организм школьника не способен противостоять вредным воздействиям извне, так как именно в этом возрасте происходят глобальные процессы, которые превращают ребенка во взрослого человека.

Употребляя спиртные напитки, школьник по своей глупости или по желанию подражать взрослым сам того не осознавая буквально убивает свой организм. Печень подростка обладает пропускной способностью на порядок выше, чем у взрослого человека, ее структура недостаточно окрепла для того чтобы безопасно перерабатывать все производные алкоголя. Школьнику достаточно употребить небольшое количество спиртного, чтобы заработать себе заболевание печени на всю жизнь. Кроме печени риску подвергаются нервная система, органы дыхания, понижается мозговая деятельность, резко падает иммунитет. Велика вероятность, что такой подросток в скором времени превратиться в запойного алкоголика.

Как уберечься от алкогольной зависимости

Выход есть!

Здоровый образ жизни – вот главное правило для того чтобы не попасть под алкогольную зависимость. Человек должен вести разностороннюю жизнь. Ежедневно заниматься спортом, как можно чаще обогащать свою жизнь культурными мероприятиями. Что касается школьников избегать компаний, где тема общения ограничивается лишь вечеринками и походами в ночные клубы.

Интернет буквально переполнен различными просветительными материалами о вреде алкоголя. Среди всего этого множества можно выделить выступления с лекциями о вреде алкоголя, профессора Владимира Георгиевича Жданова. Излишне перечислять все его заслуги в этой области достаточно сказать, что большую часть своей жизни он потратил на борьбу с этим недугом. Во всех его материалах он призывает людей избавиться от массового употребления наркотиков, алкоголя и табака.

Лекционные материалы Жданова преподносятся в форме понятной рядовому обывателю, они содержат факты которые приводят слушателя в состояние граничащее с ужасом, от того насколько опасен может быть алкоголь. Самыми известными работами Жданова являются лекция под названием «Путь к трезвости». В этой работе Жданов рассматривает проблему алкоголя с глобальной и индивидуальной точки зрения. Он называет алкоголь наркотиком номер один, который помимо тела калечит и душу человека.

Владимир Георгиевич является автором знаменитого антиалкогольного доклада, первый раз представленного публике в 1986 году. Он удостоен медали РАЕН им. И.И. Мечникова и ЕАЕН имени Пауля Эрлиха за большой вклад в укрепление здоровья населения.

«Алкогольный террор против России» еще одна известная работа профессора Жданова. Основной темой этой лекции является предупреждение народа России о существующей скрытой опасности, которая таится в алкоголе. Приводятся неоспоримые факты, о его негативном влиянии на человека его близкого окружения и на общество в целом.

По материалам профессора Жданова снято несколько фильмов. Один из них названный «Детский алкоголизм» показывает страшную жизнь малолетних алкоголиков. В нем приводятся реальные цифры подростков страдающих алкогольной зависимостью.

Многие люди, ознакомившись с лекциями Жданова и просмотрев его фильмы, всерьез задумались о своем отношении к алкоголю, и возможно навсегда распрощались с желанием употреблять алкоголь.

Лекция о вреде алкоголя план-конспект занятия (8 класс) по теме

ЛЕКЦИЯ О ВРЕДЕ АЛКОГОЛЯ ДЛЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Классный час

Для учащихся старших классов

Губина Н.И.

2013год

МОУ Тияпинская СОШ

Цель : сформировать правильное понимание небезвредности раннего употребления алкоголя.

Алкоголизм делает больше опустошения , чем три исторических бича , вместе взятые : голод , чума и войны.(У.Гладсон)

В глубокой древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков. Самое обычное молоко , мед , соки плодов, постояв на солнце , меняли не только свой внешний вид , но и приобретали способность возбуждать , вселять ощущение легкости , беззаботности , благополучия. Не сразу люди заметили , что на следующий день человек расплачивается головной болью , разбитостью , дурным настроением. Разумеется , наши далекие предки и догадываться не могли, какого страшного врага они приобрели. К сожалению , печальные последствия употребления спиртного привлекали к себе меньше внимания , чем улучшение настроения , сопутствующее употреблению алкоголя.

В мифах , легендах и сказках древнего мира — всюду фигурирует вино , опьянение и разгул. Пьянство процветало , а за ним следовали его неизменные спутники — разврат , преступления , тяжелые болезни.

Основным действующим началом опьянения любого напитка являлся алкоголь – этиловый , или винный , спирт.

Принятый вовнутрь он через 5-10 минут всасывается в кровь и разносится по всему организму. Алкоголь – яд для любой живой клетки . Проникнув в организм алкоголь очень скоро расстраивает работу тканей и органов . Быстро сгорая , он отнимает у них кислород и воду. Клетки сморщиваются , деятельность их затрудняется . При значительном и частом попадании алкоголя в организм клетки разных органов в конце концов , погибают.

Под действием алкоголя нарушается чуть ли не все физиологические процессы в организме , а это может привести к тяжелым заболеваниям. перерождается ткань печени, почек, сердца, сосудов и др.

Быстрее и губительнее всего алкоголь действуют на клетки головного мозга , при этом , в первую очередь , страдают высшие отделы мозга . Быстро доставленный потоком крови к головному мозгу , алкоголь проникает в нервные клетки , при этом разрушается , в результате чего связь между различными отделами мозга расстраивается.

Алкоголь влияет также на кровеносные сосуды , несущие кровь к мозгу . Сначала они расширяются , и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу , вызывая резкое возбуждение нервных центров . Вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека.

Ученые выяснили , что под влиянием спиртных напитков в коре больших полушарий головного мозга в след за усиливающимся возбуждением наступает резкое ослабление процессов торможения . Кора перестает контролировать работу низших , так называемых подкорковых отделов мозга . Вот почему опьяневший человек как бы теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению , утрачивая сдержанность и скромность , он говорит и делает то , чего никогда не сделал бы в трезвом состоянии .Каждая новая порция спиртного все больше парализует высшие нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в хаотическую деятельность резко возбужденных отделов мозга .

Известный русский психиатр С.С.Корсаков так описывает это состояние : «опьяненный не думает о последствии своих слов и действий и относится к ним крайне легкомысленно … Страсти и дурные побуждения выступают без всякого прикрытия и побуждает к более или менее диким поступкам». А ведь в нормальном состоянии тот же человек может быть и хорошо воспитанным и скромным , даже застенчивым Все в его личности , что сдерживается воспитанием , навыкам приличия , как будто вылезает наружу . В состоянии опьянения человек может выболтать любую тайну ; он теряет бдительность , перестает быть осторожным .Не даром говорится : «Что у трезвого на уме , то у пьяного на языке»

То , что мы в быту благодушно называем опьянением в сущности есть не что иное , как острое отравление алкоголем , со всеми вытекающими отсюда последствиями . Хорошо , если через определенное время организм , освободившийся от яда , постепенно возвращается к нормальному состоянию . А если пьянство продолжается , и новые порции алкоголя системно поступают в организм ? Что тогда ?

Ученые выяснили , что алкоголь , введенный в организм , не сразу выводится оттуда , и какое-то количество этого вещества продолжает свое вредное действие на органы в течении 1-2дней , а в некоторых случаях и больше.

Алкоголь вызывает приятное , приподнятое настроение , а это побуждает к повторному употреблению спиртного напитка . В первое время при желании и твердости характера еще можно отказаться от вина . В противном случае под влиянием алкогольной интоксикации ( да и уговоров друзей) воля ослабевает , и человек уже не может противостоять влечению к алкоголю . Под влиянием алкоголя получают простор инстинкты, ослабляется воля и самоконтроль, и нередко люди совершают проступки и ошибки, в которых раскаиваются всю жизнь.

Очень опасен алкоголь для юных, особенно для девушек, поскольку их организм в период роста легче подвергается воздействию наркотиков и алкоголя. С незапамятных времён наши предки считали единственно пригодными напитками для детей воду и молоко. В Древней Греции и Риме юношам до определённого возраста вообще запрещалось пить вино.

Алкоголь оказывает отрицательное влияние на потомство. Об этом знали ещё в глубокой древности. В Греческой мифологии богиня Юнона родила от опьяневшего Юпитера хромого Вулкана. Правитель Спарты Ликург запрещал в день свадьбы употребление спиртных напитков под угрозой тяжёлого наказания. Гиппократ указывал, что причиной идиотизма, эпилепсии и других нервно-психических заболеваний является пьянство родителей , которые пили вино в день зачатия .

Пьющие (особенно женщины) под влиянием алкоголя делаются развязными , несдержанными , болтливыми , не достаточно критичными к своему поведению . В пьяном виде женщина теряет стыд , женское достоинство , она склонна к легкомысленному поведению , половой распущенности. Последствия случайных половых связей , наступивших в результате опьянения , бывают трагичными.

Венерические заболевания , рождение неполноценных детей – это ведь не только слова , за ними искалеченные жизни , безрадостное будущее.

Если пьянство – результат неправильного воспитания , слабоволие , подражание дурным привычкам , то алкоголизм –серьезная болезнь , требующая специального лечения .Нужны большие усилия , чтобы перевоспитать человека , злоупотребляющего алкоголем. Нередко эти усилия оказываются напрасными. Нет ничего ужаснее мужа-пьяницы , заставляющего страдать жену и детей .

Исследования показали , что у юношей и у девушек алкоголизм как тяжелая , трудно излечимая болезнь возникает и развивается в 4 раза быстрее , чем у взрослых .Разрушение личности происходит гораздо быстрее.

Нелишне поговорить , что при употреблении вина у девушек и юношей поражаются органы , но особенно ранимы центральная нервная система , резко падает память , нарушается психика , снижается контроль над своими действиями…

Классный час «Алкоголь и алкогольная зависимость»

Цели: воспитание здорового образа жизни, формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, умения активного противостояния пагубным привычкам; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Оформление: Презентация «Алкоголь и алкогольная зависимость», рисунки по теме «Здоровый образ жизни»; карточки с таблицей и листы для тестирования.

Эпиграф:

» Пьянство есть упражнение в безумии»
Пифагор.

Форма: устный журнал с элементами тренинга.

Ход классного часа

Слайд 1, 2. Учитель: Тема нашего классного часа «Алкоголь и алкогольная зависимость». Похититель рассудка — так именуют алкоголь с давних времен. С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Берне. Его слова сохраняют актуальность в наше время:

Слайд 3.

Откуда же к нам пришла эта пагубная привычка? Обратимся к истории.

1 ученик. История изготовления спиртных напитков уходит в глубь тысячелетий. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э.— с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда.

Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков. В Древней Индии приготовляли напиток «сома», игравший большую роль в религии Ариев. В Греции вино считалось даром богов. Но уже тогда было замечено, что неумеренное употребление любых опьяняющих напитков опасно. Поэтому греки, как правило, пили виноградное вино, разбавленное водой, так оно лучше утоляло жажду, и человек не пьянел. Чистый спирт начали получать в VI – VII веках арабы и назвали его «аль коголь» ,что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама Мухаммедом. На протяжении 13 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники Корана жестоко карались.

В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей.

На Руси простым людям разрешалось варить пиво и мед только по большим праздникам, на свадьбы, крестины. Пьянство в будние дни считалось грехом и позором.

Учитель: Очень часто даже те учащиеся, кто хорошо знает о вреде алкоголя, наркотиков и курения, часто не умеют сказать «нет», поддаются на уговоры. А теперь давайте проверим, умеете ли вы управлять своими желаниями?

Тест «Сможете ли вы устоять»

Выберите один из двух ответов. Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете:

  1. Можно ли считать, что телевизор является Вашим развлечением? Да. Нет.
  2. Если бы у Вас была возможность смотреть «мультики» больше 3 часов ежедневно, то делали бы Вы это? Да. Нет.
  3. Хотели бы Вы попробовать закурить сигарету? Да. Нет.
  4. Можете ли Вы утром проваляться в постели, даже если Вам необходимо вставать и что-либо делать? Да. Нет.
  5. Пытались ли Вы попробовать алкогольные напитки? Да. Нет.
  6. Любите ли Вы уроки физкультуры? Да. Нет.
  7. Приходилось ли Вам принимать предложения друзей пропустить некоторые уроки или целые учебные дни? Да. Нет.
  8. Умеете ли Вы не повторять своих ошибок? Да. Нет.
  9. Если бы подвыпивший человек предложил Вам прямо на улице коробку конфет, взяли бы Вы её? Да. Нет.
  10. Сумели бы Вы отказаться от предложения поиграть в игровые автоматы из-за того, что не сделаны уроки? Да. Нет.

Теперь подсчитайте баллы с учетом таблицы.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Да

Нет

5 5 5 5 5 0 5 0 5 0

ЕСЛИ У ВАС:

0-15 баллов

Вы умеете управлять своими желаниями. Вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент Вы в состоянии ронять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред, помешать Вашим планам, Вашим отношениям с родителями, учителями. У Вас впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий.

(20- 40 баллов)

Ваша «зона удовольствий» нередко Вас подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает силы воли. Вы много времени теряете зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого Вы можете потерять много приятного в будущем. Рекомендуем быть настороже – слишком дорогой может оказаться цена сомнительного удовольствия.

45 и более баллов

ВНИМАНИЕ!

Вы буквально заражены на получение всяческих удовольствий. Вы не в состоянии правильно оценивать свои действия.

Пожалуйста, просуммируйте полученные баллы и задумайтесь над своими результатами.

Так что же такое алкоголизм? Чем он опасен?

Слайд 4.

2 ученик. Алкоголизм — тяжелая хроническая болезнь, в большинстве своем трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности. Для алкоголика опьянение представляется наилучшим психическим состоянием. Это влечение не поддается разумным доводам прекратить пить. Алкоголик направляет всю энергию, средства и мысли на добывание спиртного, не считаясь с реальной обстановкой (наличие денег в семье, необходимость выхода на работу и т. п.). Раз выпив, он стремится напиться до полного опьянения, до беспамятства. Как правило, алкоголики не закусывают, у них утрачивается рвотный рефлекс и поэтому любое количество выпитого остается в организме. В связи с этим говорят о повышенной переносимости алкоголя. Но на самом деле это патологическое состояние, когда организм утратил способность борьбы с алкогольной интоксикацией путем рвоты и других механизмов защиты. У пьяницы ослаблена воля — и не только к ограничению приема алкоголя, но и по отношению к другим, деловым сторонам повседневной жизни.

Алкоголь вызывает беспричинные изменения настроения, взрывы радости и злобы иногда по самым незначительным поводам и в то же время безразличие к действительно волнующим событиям. У пьющего меняется круг знакомых, круг интересов. Как правило, происходит концентрация внимания на бутылке. И какая бы тема ни затрагивалась в компании пьющих, рано или поздно она будет переведена на тему о вине и водке. Невозможность избавиться от мыслей о бутылке спиртного, внять голосу разума и отличает личность алкоголика от просто выпивающих людей.

3 ученик. Слайд 5. В народе говорится: » Муж пьет – полдома горит, жена пьет – весь дом горит». Для алкоголика характерно огрубление личности, лживость, падение авторитета в семье и рабочем коллективе, психофизические изменения. В начале пропадают те тонкие движения души, которые скрашивают отношения в семье. Пьяница уже не скажет никому ласкового слова. В последующем очерствение характера сопровождается грубостью и даже жестокостью. Пытаясь скрыть факт покупки вина, пьяница начинает лгать. Это ведет к потере уважения к пьянице как дома, так и на работе. Будучи раздраженными постоянными конфликтами с пьяницами, члены его семьи и коллектива сами становятся невыдержанными. Пьяница же снова ищет утешения от возникающих скандалов в вине. Образуется как бы порочный круг.

4 ученик. Слайд 6. Итак, алкоголизм развивается по такой схеме:

  1. Начальная фаза. Опьянение с выпадением памяти, «затмение». Человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что выпил недостаточно, он пьет «впрок», у него развивается жадность к алкоголю. Однако он сохраняет сознание своей вины, избегает разговоров о своей тяге к вину.
  2. Критическая фаза. Утрата контроля над собой после первого же глотка водки. Стремление найти оправдание своему пьянству, сопротивление всем попыткам предотвратить его желание выпить. У человека развивается высокомерие, агрессивность. Он обвиняет окружающих в своих бедах. У него начинаются запои, его друзьями становятся случайные собутыльники. Он вынужден уйти с постоянной работы, утрачивает интерес ко всему, что не имеет отношения к вину и водке.
  3. Хроническая фаза. Ежедневное похмелье. Распад личности. Помутнение памяти. Сбивчивость мысли. Человек пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон. У него развиваются безосновательные страхи, белая горячка, другие алкогольные психозы.

1 ученик. Слайд 7. «Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты»,— писал Л. Толстой. Конечной стадией такой консервации является белая горячка.

Белая горячка — наиболее часто встречающийся алкогольный психоз. Она возникает обычно в состоянии похмелья, когда у пьяницы появляются безотчетный страх, бессонница, дрожание рук, кошмары (погони, нападения и т. п.), слуховые и зрительные обманы в виде шумов, звонков, движения теней. Это предвестники белой горячки. Её симптомы особенно выражены ночью. У больного появляются яркие переживания устрашающего характера. Он видит ползающих вокруг насекомых, крыс, нападающих на него чудовищ, бандитов, ощущает боль от укусов, ударов, слышит угрозы. Он бурно реагирует на свои галлюцинации, обороняется или бежит, спасаясь от преследования.

Днем галлюцинации несколько затухают, хотя больной остается возбужденным, у него трясутся руки, он суетлив и не может спокойно сидеть на одном месте.

2 ученик. Слайд 8. У здорового ребенка не может влечения к спиртному. Напротив, вкус и запах алкоголя вызывают у него отвращение. К употреблению хмельных напитков детей толкает любопытство. Алкоголь, попадая в организм ребенка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. Вследствие повышенной рефлекторной возбудимости даже небольшие дозы спиртного вызывают у детей бурную реакцию, тяжелые симптомы отравления. При систематическом поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит ее перерождение. Страдают и органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к спиртным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половой функции и т. д. Особо следует сказать об остром алкогольном отравлении. Такое отравление представляет большую опасность для подростков, организм которых высоко чувствителен к токсическим веществам. Особенно ранима нервная система, головной мозг. А опьянение у детей дошкольного и раннего школьного возраста развивается настолько бурно, что бывает трудно спасти ребенка.

3 ученик. Слайд 9. Жизнь показывает, что в состоянии опьянения действительно устраняются сдерживающие факторы: именно пьяными совершается подавляющее большинство особо жестоких и безобразных преступлений. Каждое третье дорожно – транспортное происшествие совершается людьми в состоянии опьянения. Чем же объясняется повышение риска аварий, у водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения? Пьяный человек хуже различает цвета, плохо реагирует на изменения красного и зеленого цвета светофора. Алкоголь влияет и на слух, поэтому за рулем автомобиля, за пультом управления станком или прибором не может быть] места людям, склонным к употреблению вина. По нашему законодательству, уже сам факт пьянства водителя автотранспорта влечет уголовное наказание. Ведь в руках пьяницы автомобиль становится орудием преступления. Но разве не источник повышенной опасности пьяный пешеход, неожиданно появляющийся перед быстро идущим транспортом, который уже невозможно остановить, не вызвав катастрофы. Водитель, как правило, старается спасти лезущего под колеса нарушителя уличного движения. Но водитель зачастую губит других прохожих, заезжая, например, на тротуар или врезаясь в другую машину с людьми. В любом случае пьяный на дороге — помеха движению и источник аварий!

Слайд 10. «Хмельное толкает людей на преступление,— писал Джек Лондон.— Мне сотни раз приходилось наблюдать, что люди делают во хмелю то, чего они никогда не сделали бы в трезвом состоянии. Затем преступление влекло за собой обычные последствия, и человек окончательно погибал. Мне иногда случалось посещать товарищей в тюрьме до их отправления на каторгу, и я не раз слышал обычную для них фразу: «Если бы я не был пьян, я бы этого никогда не сделал». А делались под влиянием хмельного подчас такие ужасные вещи, что при всей моей толстокожести даже мне приходилось содрогаться».

Установлено, что пьяными совершается 55% всех краж, 79% грабежей, 69% нападений. Преступления среди несовершеннолетних в большинстве своем также результат пьянства. Более 80% хулиганских действий приходится на подростков в нетрезвом виде.

Человек должен отвечать за свои поступки, даже если он сильно пьян. Конечно, в состоянии опьянения он теряет самоконтроль, но это не снимает с него ответственности за содеянное. Российское законодательство определяет, что лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения не освобождается от уголовной ответственности.

4 ученик. Слайд 11. «Алкоголь, — писал И. П. Павлов,- гораздо больше горя причиняет, чем радости, всему человечеству, хотя его и употребляют ради радости. Сколько талантливых людей погибло из-за него!» Систематическое злоупотребление спиртным приводит к снижению умственных функций, ухудшению внимания, утрате способности к творчеству. Это умственное оскудение очень ярко описал Сергей Есенин в поэме «Черный человек»:

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль , как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Слайд 12. Как любому химическому яду, наркотику, алкоголю свойствен собственный тип отравления, специфическое воздействие на личность. При этом у многих людей, страдающих алкоголизмом, появляются сходные черты, подобно тому, как это бывает при психических заболеваниях, имеющих характерные симптомы. Для алкоголиков типично ограничение круга, их интересов, концентрация внимания на удовлетворении желания выпить. В этом отношении алкоголики похожи друг на друга, как родные братья и сестры.

Слайд 13. Средняя продолжительность жизни алкоголика не превышает обычно 55 лет. Из 100 самоубийц – половина алкоголики.

1 ученик. Слайд 14. Алкоголь парализует волю, так необходимую спортсмену в процессе подготовки и проведения соревнований. Известен случай, когда сильнейшая восьмерка гребцов английского клуба намного опередила своих соперников, выйдя в финал. В честь этого спортсмены позволили себе выпить по бокалу шампанского на приеме у мэра. Ио на следующий день они неожиданно резко сдали свои позиции и едва удержались на третьем месте, хотя по всем показателям могли претендовать на лидерство. Известный футболист А. Старостин пишет в своих воспоминаниях: «Кружка пива — ведро пота. Так принято говорить среди футболистов. Это значит: чтобы устранить вред от выпитой кружки пива, надо на тренировках пролить ведро пота. Потерять форму можно в один день. Чтобы приобрести форму, нужно затратить месяц».

2 ученик. Слайд 15. Пьянство породило целую систему диких питейных обычаев. Вот как сказано об этом в стихотворении Владимира Котова:

Средь традиций самых разных
Есть нелегкая одна.
Если встреча, если праздник,
Значит, пей и пей до дна!
Пей одну, и пей другую,
И седьмую, и восьмую,—
Просят, давят, жмут «Друзья»!
Ну, а если не могу я,
Ну, а если мне нельзя?
Ну, а если есть причина
Завтра утром в форме быть?
Значит, я уж не мужчина?
Хоть давись, но должен пить!
А ты сможешь сказать «нет» ?

Учитель. Скажите: человек, который кладет сыр в мышеловку, любит мышей? Для чего он тратит на них сыр? Положил бы сыр рядом с норкой, да и оставил бы мышей в покое! Но он кладет сыр именно внутрь мышеловки. Мышка начинает им лакомиться уже внутри, когда мышеловка захлопывается. А что делают с попавшимися мышками, хорошо известно.

Запомните: Кукловоды — манипуляторы одурачивают и втягивают в алкогольные и наркотические сети того, кто боится выглядеть дураком.

Как же вести себя, когда тебя пытаются «взять на «слабо»? Очень просто — отвечать: «Да, мне это слабо!». Тебя начнут высмеивать: «Ты видно еще маменькин сынок!» Ответ: «Да, я еще маменькин и папенькин сынок». И так далее. И вскоре будет заметно, как пыл «кукловода» остывает: он понимает, что от тебя он ничего выгодного для себя не
добьется. Иногда могут сказать: «Ты что — дурак, если отказываешься от такого выгодного дела?» В этот момент надо подумать: «А что это он так заботится о моей выгоде?»

И ответить: «Да, я такой дурак, что твое предложение не принимаю». И опять станет заметно, как остывает пыл «кукловода». Возникает вопрос: что хуже — выглядеть дураком, но поступать умно, или поступать, как дурак, но выглядеть умным?

  • Не бойся выглядеть недостаточно умным!
  • Не бойся выглядеть недостаточно смелым!
  • Не бойся выглядеть недостаточно взрослым!
  • Не бойся выглядеть недостаточно самостоятельным!

3 ученик. Давайте проверим :Что вы знаете и что вы не знаете об алкоголе.

Проставьте на листе по вертикали числа от 1 до 9. Сейчас я буду зачитывать вслух некоторые суждения. Если ты считаешь утверждение истинным, то рядом с его порядковым номером пиши слово «верно», если ложным – «неверно».

  1. Алкоголь является нарковеществом.
  2. Большинство алкоголиков — пропащие люди и лентяи.
  3. Можно стать алкоголиком, употребляя только одно пиво.
  4. Черный кофе и холодный душ очень хорошо отрезвляют человека.
  5. На равное количество алкоголя все люди реагируют одинаково.
  6. Алкоголики пьют ежедневно.
  7. Если родители не пьют, их дети тоже не будут пить.
  8. Алкоголь не повышает температуру тела.
  9. Алкоголь — это стимулирующее, возбуждающее средство.

А теперь сравните ваши ответы с правильными:

  1. верно. Систематическое употребление алкоголя приводит к физической и психической зависимости от него.
  2. неверно. Около 95-98% алкоголиков — обычные люди, которые работают, имеют семьи.
  3. верно. Не имеет значения, какой тип алкоголя употребляет человек. Предрасположенность к тому, чтобы стать алкоголиком, сопряжена с личностью. Пиво содержит этиловый спирт, но в меньшем количестве по сравнению с вином или водкой. Поэтому люди, пьющие пиво, должны больше его выпить, чтобы опьянеть.
  4. неверно. Единственное, что может отрезвить человека, -это время. Избавление организма от 30 г алкоголя занимает у печени примерно один час работы.
  5. неверно. Реакция на алкоголь очень индивидуальна. Она зависит от многих факторов, включая общее состояние здоровья, вес тела, возраст, толерантность (переносимость) и др..
  6. неверно. Некоторые алкоголики выпивают только по выходным дням, некоторые не пьют (воздерживаются) месяцами. Но нередко бывает так, что как только алкоголик выпил, он уже не может остановиться.
  7. неверно. Молодые люди принимают собственные решения, исходя из того, чему они научились в семье, на улице и в школе.
  8. верно. Алкоголь понижает температуру тела, он вызывает у пьющих ощущение тепла, поскольку кровь приливает к поверхности кожи. Когда это происходит, температура тела понижается, поскольку тепло поверхности тела легко утрачивается.
  9. неверно. Алкоголь — это депрессант. Он отрицательно влияет на рассудительность и самоконтроль.

4 ученик. Слайд 16. «Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно легкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъем, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием хмельного мы теряем истинное представление о ценности вещей» Джек Лондон.

Помните: У людей всегда имеются проблемы, и обращение к алкоголю и другим наркотикам их не разрешает, а скорее порождает новые. Не наркотики разрешают проблемы, а люди!

Литература.

ПРИЛОЖЕНИЕ: презентация.ppt

Классный час на тему: «Мифы и правда об алкоголе»

Классный час на тему:

«Мифы и правда об алкоголе»

Цель: формирование устойчивого негативного отно­шения к алкоголю, расширение представлений уча­щихся о последствиях алкоголизма, воспитание здо­рового образа жизни.

Форма: беседа с элементами дискуссии.

Участники: учащиеся класса, классный руководитель.

Подготовительный этап: учащиеся получают зада­ния подобрать материал к классному часу о пагубно­сти влияния алкоголя на организм человека и особен­но подростков.

Желательно провести анкетирование по теме класс­ного часа с целью выяснения круга проблем, интере­сующих учащихся.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

«Пьянство – есть упражнение в безумии», — писал Пифагор

Человек не знал алкоголя долгие сотни тысячи лет. Приобщение к пьянству – сравнительно молодая ошибка человечества. Перейдя на оседлый образ жизни, люди стали заниматься земледелием, овладели гончарным искусством. Они заметили, что достаточно поставить раздавленные ягоды винограда или другие плоды, как через несколько дней можно обнаружить напиток, обладающий, как им казалось, чудодействующими свойствами. У людей появлялись болтливость, хвастливость, агрессивность. Но наши далекие предки пили в строго определенных ситуациях, связанных с обрядами и обычаями, а не для того, чтобы напиваться.

В России водка появилась в 16 веке, когда алхимиками был выведен способ перегонки алкоголесодержащих жидкостей. Было высказано предположении о целебных свойствах водки, и растворы ее продавались сначала в аптеках под названием «огненная вода».

Алкоголь требует к себе в жертву не только взрослых людей, но их будущее.

Например, на чердаке сарая, где тайком гнали самогон, лежали 160 куриных яиц для последующей инкубации. Каково же было удивление хозяев, когда из яиц вылупилось только 78 цыплят. 40 из них вскоре погибли, а 25 оказались уродами. Зародыши отравились парами спирта и эфирных масел.

Все это относится и к человеку. В пьющих семьях 38% детей оказываются недоразвитыми и больными. В 2 раза чаще дети рождаются мертвыми.

Некоторые дети впервые пробуют алкоголь в 4 года, а к 10 уже становятся зависимыми. Алкоголь — ле­гальный наркотик.

Согласно исследованию К. Гуррельмонна, первый контакт с алкоголем происходит теперь намного раньше — в 10—12 лет. Около 5% 13-летних уже регуляр­но употребляют вино, шампанское, пиво. Пока только за границей существует статистика тяжелейших по­следствий пьянства: в Великобритании от алкоголя умирает приблизительно в 10 раз больше молодых людей, чем от кокаина и героина, вместе взятых.

Широко распространено потребление алкоголя среди подростков в России. В 8-м классе оно отмече­но у 52% учащихся, в 9-м — у 70%, в 10-11-м — у 81%. Обследования более старших групп подростков России свидетельствует о сопоставимости результатов. Так опрос 275 студентов 4-го курса медицинского института показал, что 76,6% студентов упо­требляют алкоголь в компании близких друзей. Пе­ред дискотекой это делают 88,2% юношей и 42,6% девушек.

«Главное, она не употребляет наркотики», — ска­зал как-то один отец специалисту по проблемам алко­голизма, услышав о том, что его дочь зависима от алкоголя.

По результатам опросов, многие российские под­ростки употребляют алкоголь с разрешения своих родителей. Детям не составляет никакого труда до­стать алкоголь; тому, кто пьет, не приходится, как зависимому от героина, опускаться до преступле­ний, чтобы добыть наркотик. Если домашний бар пуст, в ближайшем супермаркете или киоске най­дется достаточный запас алкоголя.

Для молодого поколения алкоголь в основном явля­ется групповым переживанием: выпивают, прежде всего, по вечерам с друзьями, на вечеринках или при дру­гом приятном совместном общении. То есть, вряд ли среди молодежи существуют пьяницы-одиночки. Для некото­рого числа опрошенных молодых людей фактором, вы­зывающим чрезмерное потребление алкоголя, являют­ся социально-психологические проблемы.

Алкоголизм — это заболевание, развитие которо­го можно остановить, но излечить полностью невоз­можно. Один из его признаков — неконтролируемое желание употреблять алкоголь. Это прогрессирующая болезнь, и, если ее не остановить, результатом может быть потеря рассудка или смерть.

Злоупотребление алкоголем прямо или косвенно является одной из важнейших причин высокой смерт­ности населения нашей страны. Алкогольный цирроз печени в числе ведущих причин смерти в возрастных группах от 25 до 64 лет. В целом заболеваемость у пьющих в 2—3 раза выше, чем у непьющих, а смерт­ность от соматических заболеваний — в 3—5 раз. Вследствие действия всех причин продолжительность жизни алкоголика сокращается в среднем на 12— 18 лет. Ни одно живое существо, кроме человека, не употребляет алкоголь добровольно. Защитный рефлекс срабатывает у всех. Наличие его очевидно и у детей. Абсолютная трезвость — одно из естественных усло­вий нормальной жизнедеятельности.

Распространению употребления спиртных напит­ков среди молодежи способствуют укоренившиеся представления о безвредности, а иногда и полезности алкоголя. Однако эти представления не соответству­ют действительности. Что вы и попытаетесь доказать с помощью фактов.

Далее классный руководитель организует работу учащихся в микрогруппах.

Учитель. А сейчас разделимся на две команды. Одна команда будет приводить доводы в пользу алкогольных напитков, а другая доказывать ложность этих довыдов.

Миф №1 «Пиво — безвредный напиток»

Пиво — безвредный напиток, который не только помогает снять напряжение, расслабиться, наладить общение, но и предотвращает употребление молодыми людьми более крепких напитков. И вообще даже в какой-то степени полезно, — такие представления до недавнего времени буквально навязывались молоде­жи производителями пива через СМИ, рекламу.

Так ли это?

Пиво относится к особой категории слабых алко­гольных напитков. В нем содержатся вещества, по­вышающие восприимчивость организма к алкоголю, а также усиливающие его всасывание.

Систематическое употребление пива приводит к различным функциональным расстройствам всех органов и систем человека. Сердце, работая с повышенной нагрузкой, увеличивается, в нем нарушают­ся обменные процессы. Наступают склеротические изменения, сосуды становятся плотными, ломкими, отмечается расширение вен на конечностях и лице, которое приобретает характерный вид: одутловатость, обрюзглость, синевато-красный цвет. Нарушаются различные виды обмена в организме, появляется рых­лая полнота. Нервная система любителей пива хуже справляется со стрессовыми ситуациями, легче под­вергается различным заболеваниям. Постепенно раз­виваются все признаки алкогольной болезни без рез­ких ее проявлений. Русский писатель А. Данилев­ский утверждал: «Пивное пьянство, подобно водоч­ному, приводит человека к глубоким расстройствам духовной и телесной сферы с тем различием, что эти расстройства наступают медленно». Подрастающий организм не замечает разлагающего действия на него алкоголя.

Миф №2 «Алкоголики не подвергаются особому риску»

Продолжительное злоупотребление алкоголем вле­чет за собой изменения внутренних органов, наруше­ние функций мозга и нервной системы, изменение личности, ухудшение памяти и способности к сосре­доточению.

В более поздней стадии возникают галлюцинации и горячечный бред. Наиболее известна «белая горяч­ка» («дрожащее безумие»), 6—15% всех алкоголиков впадают вследствие резкого ограничения употребле­ния алкоголя в психотическое состояние, продолжа­ющееся от 4 до 10 дней.

Они испытывают сильный страх, беспокойство, у них нарушается правильное восприятие реальности. Они видят пресловутых белых мышей и чаще всего — страшные галлюцинации, страдают от дрожи, тошно­ты, сильного сердцебиения, повышения тем­пературы и кровяного давления. Без лечения умира­ет от 15 до 30% больных, при соответствующей тера­пии — умирает от 1—8%.

Миф №3 «Алкогольные напитки улучшают аппетит»

Это неверно. Использование вина в этих целях ведет к извращению деятельности желудка и кишечника. Состав выделяемого под действием алкоголя желудочного сока существенно изменяется: в нем становится много соляной кислоты и мало пепсина, фермента, расщепляющего белки. Кислота обжигающе действует на слизистую оболочку желудка, что может вызвать в нем боли, способствует развитию гастрита. Регулярное употребление алкоголя с целью повысить аппетит приводит к атрофии желудка.

Миф №4 «Как хорошо, придя с работы, снять усталость, выпив вина».

Зто иллюзия. Алкоголь и отдых несовместимы. Под действием алкоголя мозг не только не отдыхает, но работа его ухудшается. После небольшой дозы спиртного снижается сообразительность, способность к творчеству, труду.

Миф №5 «Всего одна рюмка коньяка или водки снимает стенокардию». Алкоголь в малых дозах расширяет сосуды сердца.

Исследования давно опровергли эту точку зрения. Под влиянием этилового спирта расширяются лишь периферические кровеносные сосуды. После кратковременного расширения артерий наступает их резкое сужение. Алкоголь учащает сердцебиение, создавая нагрузку на сердечную мышцу в тот момент, когда она нуждается в отдыхе. Этиловый спирт тормозит обменные процессы, угнетает образование энергии и лишает мышцу сердца необходимого энергетического потенциала для перекачки крови. Поэтому у тех, кто употребляет алкоголь, «слабое» сердце.

Миф№6 «Алкоголь лечит простудные заболевания».

Алкоголь не оказывает обезвреживающего действия на микробы, а тормозит защитные силы организма, препятствуя уничтожению этих микробов. В крови есть лейкоциты и лимфоциты, которые растворяют их. Но если в крови алкоголь процесс замедляется или вовсе не происходит. Поэтому мнение, что алкоголь лечит простуду, — заблуждение.

Список мифов может быть продолжен, например:

МИФ

РЕАЛЬНОСТЬ

Алкоголь — пищевой продукт.

Алкоголь не переваривается в желудке, как пища. Он попада­ет прямо в кровь, а затем в мозг.

Алкоголь — не основная при­чина смертности среди молодежи.

Подростки и молодежь чаще всего погибают в результате несчастных случаев, связанных со злоупотреблением алкого­лем или наркотиками.

Выпившие люди дружелюбны и общительны.

Обычно напившиеся люди те­ряют над собой контроль, ста­новятся агрессивными и злы­ми, ввязываются в драки. По­ловина всех убийств связана со злоупотреблением алкоголем.

Алкоголь стимулирует, прида­ет силы.

Алкоголь угнетает централь­ную нервную систему, затор­маживает нормальные реакции организма.

Ответы на вопросы учителем.

Устраняет ли алкоголь депрессию, подавленное состояние?

Нередко употребление алкоголя в депрессивном со­стоянии приводит к углублению депрессии. В подав­ленном состоянии человек может почувствовать себя еще хуже, особенно подросток с мыслями о собствен­ной неполноценности, у которого алкоголь может уси­лить их идеи, вплоть до попытки самоубийства.

Если кто-то в семье пьет, увеличивает ли это вероятность для других членов семьи стать алкого­ликами? Есть ли особая угроза для подростка?

Безусловно. Риск заболеть алкоголизмом существенно возрастает. Некоторые исследователи предполагают существование генетической предрасположенности к алкоголизму. Поэтому члены семьи алкоголика должны проявлять большее внимание к профилактике этого заболевания.

Могут ли подростки стать алкоголиками?

Действительно, подростки могут пристраститься к алкоголю намного быстрее, чем взрослые. Чем рань­ше ребенок начинает выпивать, тем больше риск того, что он станет алкоголиком.

Проблема алкоголизма существует во многих се­мьях?

Алкоголизм чрезвычайно распространен. Большин­ство алкоголиков отрицает наличие заболевания. Ча­сто люди скрывают свое пристрастие к алкоголю, о котором известно только членам семьи.

Почему алкоголь особенно опасен для молодых лю­дей?

Потому что подростки обычно весят меньше, чем взрослые, и печень у них меньшего размера. Содер­жание алкоголя в крови у них растет быстрее, они быстрее пьянеют от меньшего количества алкоголя, и их организму легче нанести вред.

Возникают ли другие проблемы в семье, где есть алкоголик?

Если в семье есть алкоголик, то страдают все. Се­мейные неурядицы связаны, как правило, с финансо­выми проблемами. У детей возникает чувство вины, они считают, что из-за них происходят конфликты и пьянство родителей. Дети испытывают неловкость, стесняются пьющих родителей, скрывают ото всех свои чувства. Алкоголик может быть деспотично тре­бовательным, что заставляет ребенка уходить из дома в озлобленном состоянии. Пьянство родителей порож­дает неадекватное поведение подростков. Помимо бро­дяжничества подростки вступают на преступный путь или сами становятся алкоголиками.

Далее классный руководитель предлагает каждой микрогруппе в течение 15 минут нарисовать плакат антиалкогольного содержания (можно использовать домашние заготовки).

Рефлексия. В заключение классного часа необхо­димо предоставить учащимся возможность высказать свое мнение, что понравилось, что нет и почему в ходе обсуждения проблемы.

Знаменитый русский физиолог Павлов с полным основанием писал: «Не пейте вина, не огорчайте сердце табачищем, и проживете столько, сколько жил Тициан». А он прожил более девяноста лет, что по тем временам немало.

Пословицы об алкоголе:

1. Поздоровавшись с водкой, попрощайся с умом.

2. Когда появляется вино, удаляется мудрость.

3. Вино ремеслу не товарищ.

4. Пьяного дело – трезвого ответ.

5. Вино начинается церемонией, а кончается дракой.

6. Хмель шумит – ум молчит.

Беседа «Поговорим о вреде алкоголя» методическая разработка по теме

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Овгортская школа-интернат среднего (полного) общего образования

ЧАС общения

НА ТЕМУ:

«ПОГОВОРИМ О ВРЕДЕ АЛКОГОЛЯ»

Подготовила: Тыликова Олеся Павловна,

воспитатель ИСТ

2018 год

Беседа «Поговорим о вреде алкоголя»

«Опьянение есть добровольное сумасшествие

человека»

Аристотель

Цель: выработка негативного отношения к употреблению алкоголя.

Задачи:

— повысить информационность подростков о вреде алкоголя;

— выделить свойства алкоголя и его влияние на организм, в частности, на организм подростка;

— выявить причины, побуждающие подростка попробовать алкогольные напитки;

— формировать негативное отношение к употреблению алкогольных напитков;

— осознание проблемы через ситуацию.

План

  1. Вступительное слово.
  2. Алкоголь и его история распространения / исторические сведения/
  3. Свойства алкоголя и его влияние на различные живые организмы.
  4. Влияние алкогольных напитков на организм человека, подростка.
  5. Психология употребления алкогольных напитков.
  6. Портрет пьяного человека.
  7. Проблемная ситуация.
  8. Упражнение: «Умей сказать»НЕТ».
  9. Анализ теста.
  10. Закон и алкоголь.
  11. Заключительное слова.
  12. Итог.
  13. Используемая литература.

Презентация: «Алкогольная трясина»

Ход классного часа.

1. Вступительное слово.

Учитель: Тема сегодняшней беседы – алкоголизм. Алкогольные напитки сейчас льются рекой, пьют их даже дети. Что же такое алкоголь?

В справочнике говорится, что алкоголь это винный спирт. По действию на организм он относится к наркотикам.

Алкоголь является наркотическим ядом, и действует, прежде всего, на клетки головного мозга, парализуя их. Алкоголь – яд для любой живой клетки. Доза в 7-8 г чистого спирта на 1 кг веса тела является смертельным для человека. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. По официальным данным только в Москве до 30% больных поступают в больницы с тяжелыми травмами, находясь в состоянии опьянения.

Похититель разума – так именуют алкоголь с давних времен.

Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее 8 тыс. лет до н.э. — с появлением керамической посуды и плодовых деревьев.

Давайте заглянем в прошлое и послушаем, когда и где появился алкоголь.

2.Информационный блок. Исторические сведения.

Первый ученик.

Чистый спирт начали получать арабы в 7-8 вв. и назвали его «аль коголь», что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году. С тех пор на протяжении нескольких столетий спиртное стало распространяться с начало в странах Азии, затем в западной Европе и по всему миру. Известный путешественник Н.Н.Миклуха – Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков.

Учитель:

Существует мнение, что пьянство на Руси – старинная традиция русского народа. Так ли это на самом деле?

Второй ученик:

Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.Н.Костомаров полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10%. Чару пускали по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глатков. Пьянство в будни дни считалось грехом и позором. Каждая деревня или село имели свой питейный дом или корчму, а в городках их было несколько. В корчме подавали различного рода напитки, содержащий небольшое количество алкоголя: пиво, брагу, меды, квасы.

Воспитатель:

Когда в летописях стали упоминать о производстве хмельных напитков на Руси?

Третий ученик:

Водка стала проникать в страну вначале из-за границы, а потом появилось и собственное винокурение. Начиная с правления Ивана 111, государство стремилось сохранять за собой право изготовления и продажи водки в кабаках. Доходы поступали в государственную казну. При Иване Грозном корчмы уничтожились и насаждались царские кабаки. Население было вынуждено тайно варить мед и пиво. Кабацкие головы выслеживали нарушителей и доносили властям. Провинившихся подвергали штрафу и наказывали: били палками – батоками, часто забивая до смерти. Если население не выпивало на планируемую государственную сумму, недоимки раскладывали на всех.

Воспитатель:

Сейчас никто насильно не заставляет людей пить. Так почему же люди продолжают это делать?

Ответы учащихся:

— выпить, чтобы согреться, — свадьба,

— лечебная доза для аппетита, — проводы,

— против усталости, — новоселье,

— снять стресс, — вещь купили – обмыли,

— настроение поднять, — успех в делах.

— отметить праздник,

Воспитатель:

О причинах употребления спиртных напитков задумывались многое выдающиеся люди. Послушаем их.

Четвертый ученик:

Об употреблении спиртного написал английский поэт РОБЕРТ БЕРНС (перевод С.Я.Маршака).

«Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы,

Крестины, свадьба и развод,

Мороз, охота, Новый год,

Выздоровленье, новоселье,

Печаль, раскаянье, веселье,

Успех, награда, новый чин,

И просто пьянство без причин».

Пятый ученик:

Выдающийся психиатр и общественный деятель, борец с алкоголизмом, академик Владимир Михайлович Бехтерев так охарактеризовал психологические причины пьянства: «Все дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют питья и угощения при всяком случае».

Шестой ученик:

Поэт Владимир Котов написал такие строки:

Среди традиций самых разных

Есть нелегкая одна,

Если встреча, если праздник,

Значит пей и пей до дна!

Пей одну, и пей другую,

И седьмую, и восьмую,-

Просят, давят, жмут «друзья»!

Ну, а если не могу я,

Не, а если мне нельзя?

Не, а если есть причина

Завтра утром в форме быть?

Значит, я уж не мужчина

Хоть давись, но должен пить!

3. Исследовательский блок.

Воспитатель:

Какой вред организму наносит алкоголь?

Ученые долгое время проводили опыты на растениях, жуках, птицах, животных. Все опыты показали, что алкоголь вреден для живых организмов.

Первый эксперт:

Если какие-либо семена положить в чистую воду, то вскоре они прорастут. Но, если в стакан воды вылить чайную ложку спирта, то ростки этого же растения будут слабыми, неспособными к жизни. Если же в стакан добавить еще 2 ложки спирта, ростки и вовсе погибнут. Таким образом, спирт ослабляет рост семян растений и убивает в них жизнеспособность.

Второй эксперт:

При попадании спиртного раствора в улей, через некоторое время пчелы прекращали рабочие вылеты и начинали вести себя странно: целыми днями оставались в улье и гудели, абсолютно забывая о работе. Ученые установили, что у животных и птиц поведение под действием алкоголя становится похожим на поведение пьяного человека.

Третий эксперт:

Писатель А.Серафимович в своем рассказе «Гуси» описывает забавный способ поимки диких гусей: Вечером на берегу на месте кормежки гусей рассыпают горох , замоченный в спиртовом растворе. Утром гуси едят этот горох и пьянеют. В таком состоянии гусей ловят просто «голыми руками».

Учитель:

Если человек употребляет алкоголь, то и далее в нем рождается неистребимое желание к такой пище. Это объясняется наркологическим действием алкоголя. При систематическом приеме алкоголя ослабевает сила воли человека, и тяга к пьянству становиться привычкой. Алкоголь разрушает клетки головного мозга, образуются мертвые клетки, так называемые, мертвые зоны головного мозга, снижается интеллект. Все это ведет к деградации личности человека.

Вставка. Рисунок головного мозга.

Четвертый эксперт:

Физиологи выяснили следующее: алкоголь в организме остается надолго. Более двух недель длится его вредное действие на организм. Даже после одного приема небольшой дозы спиртного алкоголь сохраняется в мозгу, сердце, почках, желудке от 2-х до 15 суток.

Люди, употребляющие спиртное еженедельно, хотя бы раз, никогда не смогут очиститься от алкоголя. В этом случае затормаживается нормальная деятельность головного мозга, человек теряет контроль над собой. Большой вред наносится сердцу. Оно досрочно изнашивается, и жизнь человека сокращается на 8 лет.

Вставка – схема. Органы, которые губят алкоголь.

Пятый эксперт:

Происходит раннее старение организма, наступает ранняя смерть. 95% увлекающимся спиртными напитками обречены на заболевание гастритом, болезнями желудка, цирроз печени. Смертность среди пьющих в два раза выше, чем среди непьющих.

Вставка. Багаж алкоголика.

Учитель:

Женщина, злоупотребляющая спиртными напитками – это само по себе бедствие. Недаром в народе говорят: «Муж пьет — пол дома горит, жена пьет — весь дом горит». А древнегреческий писатель Плутарх говорил: «пьяницы рождают пьяниц».

Вставка – картинка женщины с бутылкой.

Шестой эксперт:

Еще в конце прошлого века французский врач Демме, изучая потомство семей алкоголиков, установил, что почти 50% их детей погибли в раннем детстве, а из оставшихся 10% страдали эпилепсией и водянкой головы, 12? Росли идиотами и только 10% были здоровы.

Седьмой эксперт:

Алкоголизм ведет к слабоумию. В нашей стране в коррекционных школах для слабоумных детей обучается около 300 тыс. школьников. Мировая статистика утверждает, что 50% слабоумных детей рождается от пьющих родителей.

Учитель:

В древнем мире до 26 лет запрещали употреблять спиртное, так как считали, что до этого возраста человеческий организм является не полностью окрепшим. Сегодня алкоголизм молодеет. Если в 1925 году подростков, употребляющих алкоголизм, было 17%, то сейчас эта цифра достигла 95%.

Что сейчас пьет молодежь? – Пиво.

Учитель:

Что вы знаете о пиве?

Восьмой эксперт:

Пиво, как и водка, содержит алкоголь, к нему развивается такое же привыкание. Пивной алкоголизм формируется быстрее водочного.

Пиво – калорийный напиток, но набор питательных веществ, содержащихся в нем, не сбалансирован. В народе пиво называют жидким хлебом.

Вставка – Вредно ли пиво?

4. Практический блок.

Учитель: Ребята, давайте составим портрет пьющего человека

(ребята описывают пьющего человека)

Вставка — «портрет алкоголика»

— Бледная кожа,

— неприятный запах изо рта, от одежды,

— нездоровые волосы,

— раздражительность,

— невнимательность,

— рассеянность,

— головокружение,

— отсутствие аппетита,

— агрессивность,

— бессонница.

Учитель: Рассмотрим проблемную ситуацию. Вставка.

Родители собрали на стол и ушли. Кто-то принес бутылку вина. Вы знаете, что родители ничего не узнают. Двое подростков уже пробовали алкоголь, и им понравилось. Двое еще не употребляли, но один согласился выпить, а другой отказался.

Почему согласился подросток? (Высказывания ребят).

Представьте себя на месте того подростка, который отказался. Что бы вы ответили? (Ответы ребят).

Учитель:

Рассмотрим результаты анализа анкет: «Отношение молодежи к алкоголю».

Вставка – выписка из анкет вопросы № 1, № 9, № 10, № 7.

Учитель: Упражнение «Умей сказать «НЕТ».

Большинство людей начали употреблять алкогольные напитки под влиянием других. Хотя и не хотели пробовать, но все же поддавались на уговоры и принимали алкоголь. Почему они так себя вели? Да потому, что боялись, что их будут считать дураками. На этой слабости и играют те, кто предлагает зелье. Значит, нужно показать им, что ты не боишься, что ты умнее и сильнее их. Нужно просто сказать:

— «Да, я боюсь за свое здоровье»;

— «Да, я, маленький»;

— «Да, я дурак».

Или повторять одну и ту же фразу: «Спасибо, нет».

И это выбьет из рук манипуляторов их оружие. Они поймут, что вас не запугать, и вы действительно, самостоятельный, сильный человек.

Сейчас мы потренируемся в умении сказать «нет». Один ученик (имя) будет играть роль провокатора и предлагать вам выпить. Кто хочет испытать себя и отказать провокатору?

(Дети выходят к доске).

Помните, что нужно говорить? Покажите, что вы не боитесь?

(Провокатор с банкой пива подходит к ребятам, предлагают выпить, ребята отвечают отказом).

Фразы для провокации.

— Не что, слабо? Боишься выпить?

— Пей! Или ты у нас маменькин сынок?

— Выпей, ты уже не маленький!

— Не будешь пить? Значит, ты просто тормоз!

Учитель:

Но самый лучший способ избежать таких провокаций – Не ходить туда, где предлагают выпить.

5.Правовой блок.

Учитель:

А те ребята, которые все же выбрали алкоголь, рано или поздно столкнуться с законом.

Девятый эксперт:

В кодексе об административных нарушениях заложены нормы, предусматривающие ответственность за распитие и появлении несовершеннолетних в нетрезвом виде. Если подростку нет 18 лет, то санкции применяются к его родителям за неисполнение родителями обязанностей по воспитанию детей.

Десятый эксперт:

Дела об административных правонарушениях рассматриваются на комиссии по делам несовершеннолетних. А подростка, или его семью ставят на учет в полицию или в комиссию по делам несовершеннолетних.

Вставка: Закон и алкоголь. Ст. 20.20. ст. 20.21.

6. Заключительное слово.

Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение губит молодое поколение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведет к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди – это здоровый народ, процветающая страна.

Вставка: Высказывание библейской мудрости.

Вставка: Мы выбираем здоровый образ жизни.

Подведение итогов.

— Что нового вы узнали сегодня?

— Изменилось ли ваше отношение к алкоголю?

— Сможете ли вы устоять, когда будут предлагать выпивку?

Используемая литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *