Беседа по нравственному воспитанию

Беседы по нравственному воспитанию в начальной школе

Цикл бесед по нравственному воспитанию в ГПД для младших школьников

Рекомендации. С ребятами нужно не только говорить о нравственном, этическом воспитании, но и учить их строить в соответствии с ним свое поведение. Для этого проводить с учениками занятия, на которых нужно учить их анализировать, оценивать проблемные моральные ситуации, принимать нравственные решения. Анализ проблемной моральной ситуации предполагает осознание главного ее противоречия, поиск разных вариантов решения проблемной моральной ситуации. Далее ребята взвешивают в каждом варианте все «за» и «против». И наконец выбирают оптимальный вариант разрешения предложенной им ситуации. Такой анализ необходим для формирования нравственных убеждений учеников.

Воспитатель должен создать на занятиях обстановку доверия и непринужденности, научить ребят вести дискуссию, спорить, критиковать, отстаивать свое мнение, делать выводы. Важно организовать коллективный поиск нравственного решения.

I. Беседа по рассказу «Марко и Василь».

Воспитатель читает рассказ.

Два партизана-односельчанина — Марко и Василь получили задание взорвать мост. Они пошли к месту разными дорогами. И вот, когда партизаны совсем уже приблизились к цели, их постигло несчастье: почти одновременно они попали в руки немцев. На допросе они отрицали, что знают друг друга. Обер-фельдфебель Крауз вынул из кобуры пистолет и положил его на стол, затем разрядил пистолет и снова зарядил пистолет только одним патроном.

— Так вы оба продолжаете утверждать, — сказал он, обращаясь к партизанам, — что вы забрели сюда случайно, совершенно не знаете друг друга?

Василь неопределенно мотнул головой. Как завороженный смотрел он на пистолет. Лицо его бледнело. А Марко говорил без умолку, чтобы не дать возможность говорить Василю. Он был неуверен в его стойкости.

— Так вот, — сказал Крауз, — я вам сообщаю свое решение. Один из вас может остаться в живых и даже получить свободу. Но для этого он должен убить другого. Но нам все равно, кто из вас кого убьет. Ты его, или он тебя. Выбор предоставляется вам. Но лишь тогда мы поверим, что вы оба невинны.

Обер-фельдфебель Крауз, убийца, насильник, решил позабавить унтер-офицеров.

— Пан комендант, — воскликнул Марко, — так ведь я его даже не знаю. И он меня.

— Тем легче, — сказал Крауз, — тебе будет убить его, или ему тебя.

Василь поднял лицо. Губы его дрожали. Он выкрикнул:

— Это несправедливо.

Крауз встал. Он пододвинул пистолет на край стола и сказал:

— Вот вам пистолет. Здесь один патрон. В нем жизнь и свобода. Но только для одного. Мы вас оставим наедине. Столкуетесь. Через десять минут мы вернемся. Если вас застанем двух, то повесим обоих. Если одного, мы его освободим.

И, оживленно разговаривая, немцы вышли из комнаты, чтобы наблюдать через окно.

— Да, выход один… — сказал Марко и встал.

— Ты что задумал? Я тебя спрашиваю? Почему ты молчишь?

— Слушай, Василь…

— Назад, — крикнул Василь, — не подходи к пистолету.

— Василь, успокойся, поговорим по-братски…

Василь закричал:

— Не убивай. Это неправильно. Ты не имеешь права меня убивать. За что? Молю тебя…

— Молчи. Срам. Они же тебя слышат. Не марай чести партизана. Стыдно себя показывать трусами перед немцами. Лучше умереть. Есть выход, — сказал Марко. — Пусть товарищи скажут: «Хоть Василь и Марко мост не взорвали, но зато они другое доброе дело сделали».

— Какое же? — нетерпеливо спросил Василь.

Марко шепнул ему на ухо несколько слов.

За окнами немцы начали терять терпение. Крауз толкнул дверь и вошел в хату, сопровождаемый остальными.

— Вас еще двое? — крикнул он. — Не можете ни на что решиться, вы, трусливые твари?

— Нет, мы уже решились, пан комендант, — сказал Василь.

Он поднял пистолет и выстрелил обер-фельдфебелю в лицо. Крауз рухнул мертвым на пол.

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы оцениваете поведение участников данного события?

2. Какие черты характера проявились у партизан?

3. А как бы вы поступили на их месте?

II. Беседа по рассказу «Суд идет».

Воспитатель читает.

Директор продовольственного магазина сообщил в школу, что задержан ученик Валерий Чернов, укравший сто граммов конфет. Если бы классному руководителю сказали, что задержан Ваня, Олег, Вадим, Володя, он бы возмущенно воскликнул: «Это невозможно!». Но Валерий Чернов… О нем классный руководитель не решался сказать вполне твердо: «Чернов не может украсть». Директор школы позвонил родителям. К телефону подошел сам Валерий. Он сообщил, что из дома не выходил. Снова позвонили в магазин. «А мы его уже отпустили, — сказали там, — чего держать, фамилия, школа известны, да и всего-то сто граммов конфет…».

Назавтра «делом Чернова» в школе занялся суд чести и совести, созданный при совете школы. Через несколько дней ребята установили, что конфеты украл ученик 8 класса Аркадий Гречкин. Валерий Чернов как-то дал ему тетрадь свою по математике и Гречкин, предъявив в магазине эту тетрадь, назвал вместо своей фамилии фамилию Чернова и подписал его фамилией акт о краже.

Аркадий категорически отрицал свою вину. Исключить его из школы за месяц до экзаменов в 8 классе? Оставить в школе, простить? Педсовет решил предоставить судьбу Гречкина на рассмотрение суда чести и совести.

Вопросы для обсуждения:

1. Представьте, что ваш класс и есть суд чести и совести, который рассматривает «дело Чернова». Какое решение примет суд? Обоснуйте принятое решение.

2. Какие черты характера Аркадия в этой истории проявились?

III. Беседа по рассказу «Трудный вопрос».

Воспитатель читает.

В этот день у нас был диктант. После школы я сделал уроки, а потом пошел к Шишкину. Его мама уже вернулась с работы. Шишкин увидел меня и стал делать какие-то знаки: прижимать палец к губам, мотать головой. Я понял, что мне нужно о чем-то молчать, и вышел с ним в коридор.

— Ты не говори маме, что я не был сегодня в школе, — сказал он.

— А почему ты не был? Что тебе в больнице сказали?

— Ничего не сказали.

— Почему?

— Да там врач какой-то бездушный. Я ему говорю, что я болен, а он говорит: «Нет, ты здоров». Я говорю: «Я сегодня так чихал, что у меня чуть голова не оторвалась», а он говорит: «Почихаешь и перестанешь».

— А может быть, ты и на самом деле не был болен.

— Ну, конечно, не был.

— Зачем же ты в больницу пошел?

— Ну, я утром маме сказал, что болен, а она говорит: «Если болен, то иди в больницу, а я больше не буду тебе в школу записок писать, ты и так много пропустил».

— Зачем же ты сказал маме, что болен, если вовсе не болен?

— Ну, как ты не понимаешь? Ведь Ольга Николаевна сказала, что сегодня будет диктант. Очень мне интересно опять получить двойку.

— Что же ты теперь будешь делать? Ведь завтра Ольга Николаевна спросит, почему не был в школе?

— Не знаю, что и делать? Я, наверное, и завтра не пойду в школу, а если Ольга Николаевна спросит, то скажи, что я заболел.

— Слушай, — говорю я, — ведь это глупо. Лучше ты признайся маме и попроси, чтобы она написала записку.

— Мама сказала, что больше не будет писать записки, чтобы я не приучался прогуливать.

— Что же, — говорю я, — ты и завтра не пойдешь, и послезавтра? Скажи маме, она поймет.

— Ну ладно, я скажу, если хватит смелости.

На следующий день Шишкин снова не пришел в школу, я понял, что у него не хватило смелости признаться маме. Ольга Николаевна спросила меня о Шишкине…

Вопросы для обсуждения:

1. Как бы вы поступили, если бы Шишкин был вашим другом, и вопрос учителя был обращен к вам?

2. Можно ли оправдать ложь Шишкина? Почему?

3. Вы согласны с мнением, что «Тайное всегда становится явным»?

IV. Беседа по рассказу В. Воробьева «Мама» о доброте и отзывчивости.

Воспитатель читает.

Накрывая утром на стол, мама сказала:

— Что-то не хочется есть, завтракай тут сам, — и ушла на работу.

А вечером мама вернулась какая-то невеселая, села поближе к печке и, поежившись, стала кутаться в теплый платок. На ее лице серой паутинкой лежала тень. На лбу блестели капельки пота, но она почему-то сказала:

— Холодно как… Не протопить ли еще печь?

— Топи, — буркнул Павлик, не поднимая головы от книги.

Мама, помедлив, тяжело встала со стула и пошла на кухню.

Обедал Павлик тоже один: у мамы опять не было аппетита. Пока он уплетал борщ, а потом обожаемые им голубцы, мама сходила за дровами. Сбросив свою ношу у печки, она долго стояла, не двигаясь, словно в забытьи. Потом проговорила тихо:

— Нездоровится. — И зябко повела плечами. — Прилечь, что ли?

— Приляг, — машинально сказал Павлик, увлеченный чтением.

Убрав со стола, мама легла в постель и попросила сына накрыть ее поверх одеяла шубой.

Громыхнув с досады стулом, Павлик встал и молча исполнил ее просьбу. От электрического света у мамы почему-то болели глаза. Но Павлик, выслушав ее робкую просьбу, тотчас забыл о ней и снова погрузился в книгу — слишком уж захватывающе развивались события на Таинственном острове.

Наутро мама на работу не пошла. Она все кашляла и сердилась на себя.

— Вот угораздило не вовремя расклеиться, — ворчала она, — конец месяца, отчет… Напутают все там без меня…

Уже наступил вечер, когда Павлик, счастливый, с коньками в руках подбежал к своему дому. У крыльца стоял «Москвич» с красным крестом на ветровом стекле.

Навстречу Павлику из парадной двери вышел очень полный мужчина в меховом пальто, из-под полы которого виднелась белая полоска халата. В руках у него был черный ящик. Мужчина, кряхтя залез в машину, хлопнул дверцей, будто выстрелил, и «Москвич» умчался, недобро мигнув на повороте кроваво-красным глазком сигнала.

Страшная догадка испугала Павла. Он вбежал в комнату. В ней стоял полумрак. Пахло спиртом, горелой ватой и какими-то лекарствами.

— Тише, тише, пожалуйста, — услышал Павлик голос соседки Нины Пертовны. Высокая, крупная, она стояла возле кровати. Из-за ее спины Павлик разглядел на подушке мамино лицо. Оно было странно изменившимся, будто чужим.

— Павлуша пришел? — тихонько произнесла мама. — Накормите его.

Павлику стало нестерпимо жаль маму. Он кинулся было к ней, к кровати, но Нина Петровна схватила его за рукав:

— Ты с ума сошел? Ты же холодный, с мороза! Иди на кухню.

И Павлик, глотая подступившие слезы, вышел. На кухне он

стал торопливо снимать с себя куртку, шарф, ботинки.

— Мама выздоровеет? — спросил он испуганным шепотом Нину Петровну, как только она вошла.

— Может, и выздоровеет, — помедлив обронила соседка.

Павлик понял, почему она так сказала. Нина Петровна не раз

упрекала маму: «Балуете вы Павлушу, барином растет. Для него дров принести — физкультура, а вы все сами…».

А Павлику она говорила: «Не бережешь мать, попрыгун! Другой-то матери у тебя не будет…».

Мальчик вплотную подошел к Нине Петровне, чтобы заглянуть ей в глаза, сказал торопливо, срывающимся голосом:

— Выздоровеет, выздоровеет!

Чтобы не расплакаться снова, Павлик открыл рот и стал часто дышать.

Павлик стоял и молчал, опустив голову, готовый вот-вот зареветь.

Нина Петровна накрыла на стол и сказала спокойно, примиряюще:

— Поди поешь.

Павлик нехотя присел на краешек стула.

Помолчав, Нина Петровна сказала как бы про себя:

— Воспаление легких у мамы, а все оттого, что не бережется. По воду сама, за дровами сама, везде сама.

Павлик хотел сказать, что теперь он сам будет все делать, но почувствовал, что от слез ему не удержаться.

— Да ты ешь. Чего вскочил?

Павлик замотал головой и, отворачиваясь от Нины Петровны, боком проскользнул в комнату матери.

Вопросы для обсуждения:

1. Каким показан Павлик вначале рассказа?

2. Что заставило Павлика задуматься над своим поведением?

3. Можно ли заметить общее в поведении Павлика и Борьки и рассказа «Бабка» В. Осеевой? Что?

V. Беседа по рассказу Н. Василенко «Мостик» о товариществе и дружбе.

Воспитатель читает.

Гриша и Дима учились в третьем классе и жили на одной улице друг против друга. Раньше они дружили, потом из-за чего-то

поссорились и стали враждовать. Выйдет Гриша из ворот своего двора и кричит через улицу:

— Эй, конопатый, ты это видел? — И покажет кулак Диме.

А Дима в ответ:

— А сколько вас, жуков, на кило идет? — Тоже кулаком грозится.

Много раз пробовали школьные товарищи помирить их, но все напрасно: очень уж упрямые были оба. Под конец даже стали они швырять друг в друга через улицу комья грязи.

Однажды полил сильный дождь. Тучи вскоре рассеялись, выглянуло солнце, но мостовая была залита водой. Люди, которым надо было перейти через улицу, ходили вдоль обочин, опасливо опускали в воду ногу, но шагнуть дольше не решались.

Гриша вышел из дому и стал у ворот, любуясь, каким все стало чистым и светлым после дождя, и как все заблестело под солнцем. Вдруг видит: из ворот выходит Дима и держит в руках большой камень. «Ага, — подумал Гриша, — ты — камнем? Хо-ро- шо!». Он быстро юркнул в ворота, схватил во дворе кирпич и опять выбежал на улицу, готовый к отпору. Но Дима камень не бросил, а сидел на корточках у обочины и укладывал его на мостовой. Уложил, попробовал ногой, не шатается ли, и ушел. А камень остался лежать, как маленький островок. «Что же, — подумал Гриша, — и я могу так сделать». И опустил свой кирпич в воду. А Дима уже нес другой камень. Он осторожно ступил ногой на первый, а второй уложил в воде, на одной линии с Гришиным кирпичом. Тогда Гриша вынес сразу три кирпича. Так они строили переход через улицу, подходя все ближе друг к другу, а люди стояли по ту сторону, смотрели на них и ждали. И вот между последним кирпичом и последним камнем остался один шаг. Ребята оказались друг перед другом. Тогда они впервые за долгое время посмотрели друг другу в глаза, и Гриша сказал:

— А я черепаху поймал. У нас во дворе живет. Хочешь, покажу?

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, помирились ли мальчики?

2. Почему рассказ назван «Мостик»?

VI. Беседа по рассказу М. Водопьянова «Один за всех, все за одного».

Воспитатель читает.

Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму.

Удрученный внезапно настигшей его катастрофой, мальчик с тоской бродил по комнате, учась ходить в темноте. Родители, задумываясь над будущим сына, решили было учить его музыке. Но у мальчика не было никаких склонностей к музыке.

Однажды домой пришли Левины товарищи.

— Почему Лева не ходит в школу? — спросили они у мамы слепого мальчика.

— Как же он будет ходить? — удивилась та.

— А мы его первое время будем провожать. Пока не привыкнет!

— Хорошо, но как же он будет учиться, ведь он ничего не видит?

— А мы поможем, всем классом поможем! — твердо заявили ребята. И они помогли.

Каждый вечер кто-нибудь из товарищей по классу приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Учителя с большой чуткостью отнеслись к слепому, но очень старательному ученику. И не было видно случая, чтобы Лев не выучил заданного.

Нелегко ему было учиться, но у мальчика были выдающиеся способности и великолепная память, которая с годами развивалась еще больше. Он научился писать пользуясь трафаретом, и уверенно водил карандашом сквозь узкую длинную щель в картоне, чтобы не прыгали строчки. Потом ему купили пишущую машинку, и он стал отстукивать свои школьные сочинения со скоростью, которой могла позавидовать любая машинистка. А для чтения вместо одной пары глаз у него было двадцать пар — глаза всего класса. Товарищи ходили с Лёвой на каток и в театр, па концерты и на лекции.

С помощью верных друзей Лев с отличием окончил среднюю школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты во всем помогали юноше, который ничего не видел. Он оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором.

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы помогаете друг другу?

2. Вспомните случаи, когда о вашем классе можно было сказать: «Один за всех, и все за одного».

Познавательная беседа в начальной школе. Воздух и его свойства

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Художник И. К. Айвазовский

Классный час «Мы в ответе за тех, кого приручили», 2 класс

Беседа о вулканах для детей

Беседа «Из чего пекут хлеб», 2 класс

Этическая беседа в работе с дошкольниками

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников является этическая беседа, помогающая детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

Беседу готовит, проводит и направляет воспитатель. В процессе беседы педагог не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее.

По мере овладения детьми данной формой общения с воспитателем и между собой можно говорить о диалоге участников беседы. К этому должен стремиться педагог, организуя этическую беседу.

Диалог – это форма общения, разговор двух и более человек, в процессе которого возникают личностные отношения, такие как: принятие личности собеседника, умение слушать и слышать другого, реакция на высказывание, стремление понять собеседника, умение правильно выражать свои мысли.

Положительное отношение детей к беседе достигается за счет:

• постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом. Вопросы продумываются заранее, но могут изменяться в зависимости от реакции детей;

• подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание. С этой целью в ходе бесед используются художественные произведения, примеры из жизни. Они помогают в яркой форме донести до сознания детей нравственные нормы. Использование в процессе беседы пословиц помогает дошкольникам проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключенных в них правил. Для этого необходимо связывать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями;

• поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой целью педагог корректирует высказывание ребенка, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов).

Воспитатель всегда должен чувствовать, насколько данная форма работы обогащает и занимает детей.

Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с воспитателем, испытывают чувство удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно если педагог обрисовывает важность обсуждаемых проблем. Если воспитатель не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе, не говорит о ее важности, появляется опасность формализации данного вида работы.

Существенным фактором, на который ориентируется воспитатель при оценке эффективности беседы, является активность детей, их желание высказываться, спорить, доказывать. В беседе воспитатель связывает правила и нормы поведения с образами, понятными дошкольникам. Частое использование общих формулировок, назидательность, дидактизм опасны для плодотворной, действенной работы с детьми.

На занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности воспитатель учит дошкольников наблюдать, выделять отдельные признаки предметов и явлений, определяя наиболее существенные. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, дифференцировать и т. д. На эти умственные операции воспитатель ориентируется в процессе этической беседы, только материалом для них служат нравственные ситуации.

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребенком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.

Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определенным правилам, которые нужно выполнять. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознании дошкольников постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает педагог, направляя высказывания детей, отвечающих на вопросы, которые возникают в процессе беседы.

В беседе обсуждаемым фактам, событиям дается оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Подражательная способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ становится ориентиром для ребенка в выборе поступка.

По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т. п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной воспитательной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило. Ту же роль может выполнять пословица или строчка стиховорения («буду делать хорошо и не буду плохо»).

Часто знания дошкольников о правильном поведении и сами поступки не совпадают. Это естественно. Дети еще плохо ориентируются в различных ситуациях, не умеют адекватно оценивать свои намерения и действия. Кроме того, дети подвержены эмоциональным взрывам, не могут совладать со своими желаниями («Я хочу»), иногда проявляют упрямство, протест и т. д. Но все эти факты не основание для того, чтобы отрицать значимость «словесного» воспитания.

Нравственное сознание – основа нравственного поведения. К этому и необходимо подвести детей на основе того материала, который им доступен, и тех форм работы, которые их заинтересуют и будут способствовать нравственному развитию. При этом надо помнить, что этическая беседа – лишь одна из форм работы воспитателя над формированием нравственного сознания ребенка. Она сочетается с разными видами практической, игровой деятельности дошкольников, упражнениями, нацеленными на формирование нравственного сознания и поведения.

В ходе этической беседы педагог стремится решить следующие задачи:

• научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;

• дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;

• способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;

• формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» – «нельзя», «хорошо» – «плохо»);

• учить соблюдать нравственные нормы поведения.

Эти задачи берутся на вооружение воспитателем в зависимости от уровня развития дошкольников, их интереса к материалу, активности при решении задач, которые ставит перед ними педагог.

Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, то в подготовительной группе дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации. Воспитатель выбирает темы, которые наиболее актуальны в настоящий момент для детей того или иного возраста.

Продолжительность бесед с детьми 4–5 лет составляет 20 минут, с детьми 6–7 лет – 30–35 минут. Кроме того, воспитатель постоянно обращает внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать, лучше закончить ее раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким, но интересным, эмоциональным, ярким (веселый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, задорная песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.

Число детей, участвующих в этической беседе, зависит от возраста и опыта участия дошкольников в данном виде работы.

К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе (каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в проступке или нет, уступить товарищу или нет), о мотиве поступка. Также дошкольники овладевают следующими умениями:

• умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;

• умеют оценивать свои поступки и поступки других людей;

• правильно используют нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;

• могут правильно выбрать слово (из предложенных), наиболее точно характеризующее поступок героя;

• при работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);

• объясняют смысл знакомых пословиц;

• могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.

Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют дальнейшей работы педагогов по их систематизации и углублению.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Этические беседы по нравственному воспитанию дошкольников в старшей группе ДОУ

Этические беседы в ДОУ. Старший дошкольный возраст Зарыты в нашу память навсегда
И даты, и события, и лица.
(В.Высоцкий)
Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение слова «память».
Беседа «Что такое память?»
Память- воспоминание о чем-то или о ком-то; способность сохранять в сознании впечатления, опыт и воспроизводить их.
Принято делить время на прошлое, настоящее и будущее. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим.
Род человеческий состоит из поколений. Человек смертен, но бессмертен народ. Его бессмертие – в преемственности поколений. Мудрость веков хранится в книгах и в нашей истории; богатства же народной души хранятся в памяти и в сердце каждого отдельного человека. Память поколений – это и есть живая история народа.
Знаете ли вы свою родословную? Знаете ли вы своих предков?
По словам Федора Михайловича Достоевского, нет ничего выше, сильнее, здоровее и полезнее впредь для жизни, как хорошие какие-нибудь воспоминания, вынесенные из детства, из родного дома. Есть ли у вас воспоминания детства. Что вам особенно памятно и дорого?
Память сохраняет только то, что вы сами даете ей на сохранение.
(М. Писарев)
Жизнь – не те дни, что прошли, а те , что запомнились.
(П.Павленко)
Есть у памяти свойство такое:
После самых суровых невзгод
Забывается быстро плохое,
А хорошее долго живет.
(К.Ваншенкин)
5. В народе говорят: хорошая работа два века живет . Согласны ли вы с этими словами? Знаете ли вы такую работу, которая два века живет? Приведите примеры.Этическая беседа на тему: «Правда». Правда – свет разума.
(Русская пословица)
Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «правда».
Беседа.
1. Вам часто приходится говорить и слышать правду. Что же такое правда? Попробуйте сформулировать определение.
Правда – то, что соответствует действительности, истина, правота, уверенность.
Правда – это общая совесть людей. (М. Пришвин).
2. С какой целью люди говорят неправду? Понимают ли они, что лгать не хорошо?
3. Приходилось ли вам обманывать? Что вы чувствовали при этом?
Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. (Евангелие от Матфея).
4. Завершите предложения:
Я предпочитаю говорить правду, потому что…..
После обмана на душе….
Когда я встречаюсь с неправдой, то….
5. Как вы понимаете восточную пословицу: «Ложь, предотвратившая беду, лучше правды, сеющей вражду»?
6. Рассмотрите ситуации. Как поступили бы вы?
Ситуации.
— Безнадежному больному врач не говорит о последствиях болезни.
— Тренер определяет, что ребенок, занимающийся в секции бокса, бесперспективен, наоборот, он похваливает его, вселяет уверенность в свои силы и возможности.
— Жене погибшего в автомобильной катастрофе соседи сообщают о несчастье и говорят, что муж находится в больнице.
—Ученые выявили, что продолжительность жизни безнадежных больных не зависит от того, знают ли они об исходе своего заболевания. Все дело в том, как прожить эти последние дни и минуты своей жизни. В страхе или с надеждой. Лишать больного человека надежды – не гуманно.
Этическая беседа на тему: «Свобода». Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «свобода».
Беседа.
Свобода всегда считалось неоспоримой ценностью. Издревле человека, который стремился обрести свободу, казнили, подвергали изощренным пыткам. Но никакие кары и преследования не могли погасить свободолюбие.
1. Представьте, что вы встретили человека, который не знает, что такое свобода. Как бы вы объяснили ему это?
Свобода – возможность проявления своей воли, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами; отсутствие ограничений.
Свобода есть право делать то, что дозволено законом.
(Ш.Монтескье)
Когда мы задаем вопрос, свободен ли человек – важно уяснить, о чем идет речь, — о политическом положении или о внутреннем самоощущении. Человек, закованный в кандалы, может быть свободен непреклонным духом.
Например, известный отечественный писатель В.Шаламов, который долгие годы провел в тюрьме, рассказывал, что он никогда не чувствовал себя таким внутренне независимым и свободным, как в камере. Таким образом, свобода – это состояние души.
2. Как вы понимаете пословицу: «Человек сам себе не волен»? Для чего человек должен ограничивать свою свободу? Рассмотрите ситуации .
Ситуации.
— На уроке математике неудержимо захотелось есть(петь, плясать…)
— К вам пришли гости. Вы веселитесь, гремит музыка, а время уже позднее.
— Друзья зовут на дискотеку. Вам очень хочется, но у вас заболела мама.
— Нужно выбрать специальность в институте. Ваше мнение не совпадает с мнением родителей.
— Самые радикальные умы прошлого, выступавшие в защиту свободы, полагали, что свобода не абсолютна. Предоставьте человеку распоряжаться своей судьбой – и наступит век хаоса. Человек должен подчиняться общей воле, законам, сознательно ограничивать собственную свободу.
Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим. (Клаудиус)Этическая беседа на тему: «Совесть». В ком стыд, в том и совесть.
(Русская пословица)
Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «совесть».
Беседа.
1. Что, по-вашему, важнее всего в человеке? Какое место в иерархии человеческих ценностей занимает совесть? Дайте определение совести. Попробуйте изобразить совесть в виде какого-нибудь символа.
Совесть – это наш внутренний судья. (Гольдбах)
Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце. ( Л.Ландау)
В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица).
Совесть- это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека.
2. Какова природа совести? Как вы думаете, это чувство врожденное?
3. Испытывали вы муки совести? Что ощущает человек, в котором заговорила совесть?
4. Чего, по-вашему, стоит стыдиться в жизни и почему?
5. Стыдно врать другим людям, а должен ли человек быть честным с самим собой?
6. Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело, чтобы научиться хорошо решать задачи, упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Каким образом?
Упражнение совести – это тонкая внутренняя работа ума и сердца.
7. Как пробудить совесть в бессовестном человеке?Этическая беседа на тему: «Счастье». Счастье вольная пташка: где захотела, там и села.
(Русская пословица)
Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «счастье».
Беседа.
Что самое важное для человека? Крепкое здоровье и счастье. Именно этими пожеланиями пестрят наши поздравительные открытки. И это верно, ведь одно без другого невозможно. А в чем состоит человеческое счастье, из чего оно складывается?
1. Доводилось ли вам встречать счастливых людей? По каким признакам вы определили, что они счастливы? Считаете ли вы себя счастливым? В чем это выражается? От чего зависит?
Поверь мне. Счастье только там,
Где любят нас, где верят нам. (М. Лермонтов)
2. Закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Что вы испытываете? Опишите свои ощущения.
3. Дайте определение понятию «счастье». Что включает в себя это понятие, каковы его составляющие?
Понятие «счастье» определяется как состояние высокой удовлетворенности жизнью.
4. Что же, по-вашему, может принести человеку счастье?
5. Подумайте, на какой ступени к наивысшему счастью вы находитесь? Стоит ли стремиться выше? Для чего?
6. Что вы делаете для того, чтобы стать счастливым? Зависит ли счастье от самого человека или от жизненных обстоятельств? Почему вы так считаете?
7. Может ли человек поделиться счастьем? Каким образом передается счастье?
Пять ступеней счастья.
— Состояние удовлетворенности самим фактом существования ( я жив)
-удовлетворенность материальными благами (я приобрел)
— удовлетворенность от общения с другими людьми
— удовлетворенность в момент творчества ( созидаю, создаю)
— удовлетворенность от деятельности по совершенствованию жизни (оставляю после себя).
Этическая беседа на тему: «Честь». Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение понятия «честь».
Беседа.
Есть такие тонкие и нежные, сильные и мужественные, несгибаемые понятия – честь и достоинство человеческой личности. В жизни человек соприкасается с красотой и подлостью, радостью и горем, любовью и предательством. Можно по-разному определять цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека – надо прожить свою жизнь с честью и достоинством.
1. Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что такое честь и достоинство, из чего они складываются?
Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей.
(Б Мандевиль)
Достоинство – это уважение человека к законам человечности в своем собственном мире. (И.Кант)
2. Какое место в иерархии ценностей, по-вашему, занимает честь? Почему вы так считаете?
3. Что значит бесчестный человек? Какие моральные качества у него отсутствуют? Попробуйте перечислить недостойные поступки, ведущие к потере чести, подумайте, как бы поступил достойный человек?
4. Можно ли заслужить, потерять честь? От чего это зависит?
Честь дороже жизни (Ф. Шиллер)
Моя честь – это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец. (В. Шекспир)
Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего он уважает себя.
5. Составьте Кодекс человеческой порядочности. Какие качества лежат в его основе?Этическая беседа «Смелость» Цель беседы: выяснить, каких людей мы называем смелыми, всегда ли нам удается перебороть свои страхи.
Вопросы к беседе:
1. Дайте определение понятию «смелость», подберите афоризм или составьте сами.
Бесстрашие – это необычайная сила души, возносящая ее над замешательством, тревогой, смятением, порождаемым встречей с серьезной опасностью. (Ларошфуко)
2. Опишите состояние, которое вы испытываете. Преодолевая страх. Всегда ли вам удается его побороть?
3. Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы.
Ситуация
Однажды я вступился в драку за девчонку. Ничего хорошего из этого не вышло: порванное пальто, «фонарь» под глазом, нога перебинтованная. Две недели пролежал дома, да и то синяки не прошли. Хорошо еще, что не покалечили!
А эта девочка откуда-то узнала, где я живу, и принесла мне целую корзину земляники. Очень вкусная была та земляника!
3. Какие качества проявились в поступке мальчика? Почему земляника показалась ему особенно вкусной?
4. В результате своего поступка мальчик пострадал. Остановит ли это его в следующий раз при аналогичных обстоятельствах?
5. Происходило ли в вами что-либо подобное? Какой вывод вы сделали из происшедшего?
Задание1.
Представьте, что вы попали к фее Мудрости, у которой есть эликсир храбрости, честности, доброты и т.д. Какой бы из них вы попросили подарить вам? Что бы потом сделали с этим эликсиром?
Задание2.
Может ли быть нежным мужественный человек, или эти качества совершенно исключают друг друга?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект зимней прогулки в старшей группеКонспект НОД по формированию здорового образа жизни в старшей группеКонспект занятия по развитию речи с детьми старшей группыКонспект занятия в старшей группе

Картотека бесед по нравственному воспитанию картотека (старшая группа) на тему

Картотека бесед по нравственному воспитанию

Тема №1: Зачем говорят «здравствуй»?

Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

Тема №2: «Мои добрые поступки»

Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.

Тема №3: «Что такое доброта?»

Цель: Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки; закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

Тема №4: «Спешите делать добро»

Цель: Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Тема №5: «Если добрый ты…»

Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.

Тема №6: «Вежливые слова»

Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

Тема №7: «Нечаянно и нарочно»

Цель: развивать нравственные чувства — сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.

Тема №8: «Учимся прощать своих друзей»

Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов » миролюбивый «, » обидчивый «.

Тема №9: » Почему бывают драки?»

Цель: формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.

Тема №10: «Фантазеры и лгунишки»

Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.

Тема №11: «Давай помиримся»

Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.

Тема №12: » Хороший друг познается в беде»

Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.

Тема №13: «Как вести себя во время разговора»

Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора.

( Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника. Не держи руки в карманах. Во время разговора не следует, есть. Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).

Тема №14: «Добрый – злой»

Цель: Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.

Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.

Тема №15: «Правдивость»

Цель: Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.

Тема №16: «Каким должен быть друг»

Цель: Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.

Тема №17: «Будь опрятным и аккуратным»

Цель: Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

Тема №18: «Правда – неправда»

Цель: Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.

Тема №19: «Доброжелательность»

Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).

Тема №20: «Игры без ссор»

Цель: Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш, не дразнить проигравшего..

Тема №21: «Вежливость»

Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

Тема №22: «Бережливость»

Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

Тема №23: «Взаимопомощь»

Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.

Тема №24: «Стремление помочь»

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.

Тема №25: «Щедрость и жадность»

Цель: Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.

Тема №26: «Почему нужно уметь уступать»

Цель: учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

Тема №27: «Ступеньки доброты»

Цель: на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.

Тема №28: «Лучше добрым быть»

Цель: Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость). Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.

Тема №29: «Как одеваться в прохладную погоду?»

Цель: Обобщать и закреплять навыки правильного, последовательного одевания, переодевания. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать самостоятельность, умение определить, во что нужно одеваться в соответствии с погодой.

Тема №30: «Мы едем в транспорте»

Цель: Познакомить детей с правилами поведения в транспорте: уступать место, быть вежливым, не толкаться и т.д. Развивать внимательность, наблюдательность. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, едущих в транспорте.

Этическая беседа с детьми 5-6 лет «Приветствия и прощания в семье»

Программное содержание:

— закреплять представления детей о взаимоотношениях близких людей в семье;

— знакомить и активизировать использование в речи детей традиционных приветствий и прощаний с членами семьи;

— развивать связную речь и активизировать использование в речи детей вежливых слов и традиционных обращений;

— соединять добрые чувства к близким с добрыми словами, которые принято говорить утром, при встрече и перед расставанием.

Ход беседы этической беседы

— Ребята, отчего зависит ваше настроение с утра? Какими словами вы начинаете свой день? Знаете ли вы, что утреннее приветствие — это знак внимания и любви к близким, проявление заботы о них? После ночи человек выспался, отдохнул, у него хорошее самочувствие, поэтому он должен быть приветливым, добрым и веселым.

— Послушайте и скажите, кому из членов семьи могут принадлежать эти слова:

«Доченька, пора вставать. Просыпайся, мое солнышко! Доброе утро!»

«Сын, подъем! Вставай, одевайся, рабочий народ, всем на работу с песней вперед!»

«Доброе утро, братик! Вставай, помоги найти мой бантик!»

«Сестра-лежебока, быстро вставай, юбки свои побыстрей надевай!»

«Внучата мои любимые, проснулись? Доброе утро! Какие сны вам снились?»

— Кто так приветствует утром своих близких? Какие слова нужно говорить, когда вы просыпаетесь утром? Что вы говорите маме, бабушке, брату, папе? Какими словами вы приветствуете соседей, знакомых при встрече утром? Как встречаете друзей в детском саду?

Игра «Отъезд».

Часть детей «собирает вещи» в путешествие, берет в дорогу свои любимые игрушки. Из стульев можно сделать поезд. Пусть «отъезжающие» попрощаются со своими друзьями, сядут в «поезд», помашут рукой на прощание. Гудок. Поехали!

— Ваша мама уехала в санаторий. Какие слова вы скажете на прощание? А теперь придумайте устное письмо маме: расскажите, как вы провели день в детском саду. В конце письма должны быть добрые пожелания.

— Вы уезжаете к бабушке в деревню на все лето. Попрощайтесь с родителями. Не забудьте: слова прощания всегда стоят рядом с добрыми пожеланиями.

— Дядя Коля собирается на Северный полюс. Вместе со своими друзьями-полярниками он долго готовился к этому путешествию. Что можно пожелать ему перед расставанием?

— Знаете ли вы древний обычай: перед дальней дорогой нужно присесть, мысленно пожелать друг другу добра и счастья. Вы соблюдали когда-нибудь этот обычай?

— Как же вы прощаетесь со своими родителями утром в детском саду?

— Кто капризничает и требует от родителей купить себе что-нибудь вкусненькое? Кто из вас плачет громче всех?

— Как с утра поднять родителям настроение? Как надо прощаться на целый день, чтобы они могли спокойно пойти на работу? (Обнять, улыбнуться, поцеловать.)

— Когда родители приводят вас в детский сад, а сами спешат на работу, как вы с ними прощаетесь?

— Какие слова надо сказать маме, папе, чтобы они не волновались, не переживали за вас, а спокойно работали? (Не волнуйся мамочка!..)

— А теперь подготовимся к встрече ваших родителей. Какими словами вы их будете приветствовать сегодня вечером?

— Этикет очень важно соблюдать дома, ведь от этого зависит настроение ваших близких. Традиционно пожелания добрых снов и приятных сновидений соблюдаются, как правило, в дружных семьях, но…

— Вспомните, как вы укладываетесь спать, какие слова говорите близким?

— Определите, кому из членов семьи могут принадлежать следующие фразы:

«Спать пора моим внучатам маленьким! Скорее умывайтесь — и спать. А я вам сказку расскажу…» (Бабушка или дедушка.)

«Солнышки мои, за день наигрались, много нового в саду узнали, а теперь и спать пора деткам моим любимым». (Мама.)

— Какими словами принято прощаться перед сном? Каким тоном надо говорить слова «спокойной ночи» перед сном? (Тихим, спокойным, нежным и ласковым.)

— Не забывайте быть приветливыми не только дома, но и в детском саду, на улице, когда встретите знакомых людей. Тогда все люди будут хорошо к вам относиться. С приветливым человеком всегда приятно общаться.

Л. Ладутько, С. Шкляр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *