Бежин луг 6 класс

Конспект урока по литературе. 6 класс. «И.С. Тургенев «Бежин луг»»

ГБОУ школа № 353 Московского района Санкт-Петербурга

Конспект урока по литературе.

6 класс.

Тема:

И.С. Тургенев «Бежин луг».

Санкт-Петербург

2014 г.

Цели:

  • Познакомиться с творчеством И.С. Тургенева.

  • Помочь учащимся осознать многообразные связи русских писателей с природой.

  • Увидеть мастерство писателя

  • Развивать навыки аналитического чтения.

  • Развивать навыки выразительного чтения и пересказа, нахождения художественно-изобразительных средств

  • Повторить понятие «рассказ», закрепить понимание идейно-художественных особенностей рассказа.

  • Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство любви к русскому языку, к живой природе.

Оборудование:

  1. Учебник-хрестоматия по литературе для 6 кл. (ч. 1) Авт.-сост. В.Я. Коровина.

  2. Портрет И.С. Тургенева.

  3. Иллюстрация «Дети у костра».

  4. Портреты героев

  5. Изображения мифических существ

  6. Диск с записью звуков ночи.

Литература:

Ход урока.

Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Вступительная беседа.

Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве И.С. Тургенева.

И.С. Тургенев ввёл в литературу нового героя-крестьянина. Показал внутренний мир этого человека. Герою-крестьянину посвящён сборник рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». В него входят такие рассказы, как «Хорь и Калиныч», «Бирюк», в которых показана сила характера, человеческое достоинство, простой русский человек – крепостной крестьянин.

Сегодня мы с вами поговорим о замечательном рассказе из сборника «Записки охотника» «Бежин луг». (Слайды 1,2)

Вспомним определение жанра рассказ.

Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию. (слайд 3)

Первое упоминание о замысле рассказа «Бежин луг» относится к августу-сентябрю 1850 года: «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. – Огни». «Бежин луг» был написан в Петербурге в начале следующего, 1851 года, и феврале появился на страницах журнала «Современник». Замысел автора определил композицию и сюжет очерка.

“Бежин луг” – самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”.

Одновременно с этим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла. (тетрадь) (слайд 3)

Работа с текстом.

• Понравилось ли вам это произведение? Чем?

• О чём это произведение?

Это произведение о русском человеке-крестьянине, о его внутреннем мире и душе, о тяжёлой жизни простого русского народа.

• Расскажите кратко содержание рассказа.

«Бежин луг» — поэтическая картина родной природы, раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей Родины.

Роль пейзажа.

Чтобы понять стиль Тургенева, я вас попрошу сделать интересную работу (в парах). Тургенева считают лучшим мастером пейзажа. Попробуем это почувствовать и понять.

•Перед вами отрывок из рассказа (слайд 4). Попробуйте вставить пропущенные слова и определит их роль в тексте.

Был прекрасный (эпитет) июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром (метафора): она разливается кротким (эпитет) румянцем. Солнце — не огнистое (эпитет), не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное (эпитет) — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками (метафора); блеск их подобен блеску кованого серебра (метафора)… Но вот опять хлынули играющие (эпитет) лучи, — и весело и величаво (эпитет), словно взлетая, поднимается могучее светило (метафора).

Проверка – слайд 5

Молодцы! А теперь проверим, так же написано в рассказе (чтение вступления рассказа).

В отрывке мы увидели различные художественные средства, при помощи которых автор постарался нам передать состояние природы. Это и эпитеты: кроткий румянец, огнистое солнце, и метафоры: кованое серебро, приём отрицания: не огнистое, не раскаленное.

В этом отрывке мы видим описание неба, нарастание картины восхода солнца.

• Дочитаем отрывок до конца.

• Давайте посмотрим, в чём особенности пейзажа. (Запись в тетрадь).

— настроение (радость, покой, блаженство)

— эпитеты (прекрасный, кроткий, лучезарное)

— метафоры (пылает пожаром, кованое серебро)

— световые эффекты (блеск, сверкание)

— предложения сложные, плавные, красивые

— приём отрицания для усиления впечатления

— приём присутствия читателя: увидели, услышали, почувствовали, потрогали.

•Определим, какова же роль пейзажа в рассказе.

Писатель в создании июльского пейзажа обращается к описанию реального неба, утренней зари, солнца, облаков, дождя, звёзд, ветра, к использованию пейзажных красок, эффекта освещения, как бы «заливающего» ясным, тёплым светом всю картину летнего погожего дня. Этот эмоциональный световой эффект и является у Тургенева носителем настроения картины, пространство которой замкнуто на изображении высокого неба. Также описание утра мы видим и в конце рассказа.(чтение отрывка)

• Сравним эти описания

В первом описании утра охотник видит только необъятное небо, во втором – всматривается во всё, что его окружает, как живо и весело всё вокруг: луг, зазеленевший холм, лес, пыльная дорога, кусты, река и шум пробуждающейся жизни. Всё зашевелилось, проснулось, запело, заговорило.

В литературе такое построение называется кольцевой композицией. Цель её – показать, как изменилось отношение автора к природе, показать её внутренний богатый мир, красоту. (слайд 6)

Описание пейзажа помогает нам лучше понять настроение, автор наслаждается природой (в тетрадь).

Работа над образами героев.

Мы видели запечатлённую красоту окружающего мира, и это помогает нам настроиться на те события, которые произойдут в рассказе, хотя произойдут они ночью.

•Закройте глаза, послушайте звуки ночи. (Диск со звуками).

Представьте летнюю ночь, луг, костёр, вокруг которого сидят пять мальчиков. (Слайд 7).

• Вспомните их имена.

Илюша, Костя, Федя, Павлуша, Ваня

• Что мы о них знаем?

Федя: самый старший, с красивыми чертами лица, белокурыми волосами. Принадлежит к богатой семье.

Павлуша: всклокоченные чёрные волосы, серые глаза, бледное лицо, большой рот.

Илюша: горбоносый, сжатые губы, жёлтые, почти белые волосы.

Костя: худое лицо, всё в веснушках, большие чёрные глаза, маленький рост.

Ваня: с русой кудрявой головой, самый младший, всего 7 лет.

Сев у костра, ребята начинают рассказывать разные страшные истории. Такие истории называются быличками. Быличка – рассказ о фантастическом событии, участником которого был автор (Запись на доске и в тетради).

• Кто из ребят рассказывал былички?

Былички рассказывали только трое из ребят: Илюша, Костя, Павлуша.

• Давайте вспомним, какие же былички рассказывали ребята?

(работа по колонкам:1 – Илюша

2 – Костя

3 – Павлуша).

Илюша: Рассказ о домовом, рассказ про оборотня, рассказ о покойном барине Иване Ивановиче, рассказ о гадании в родительскую субботу, рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о мужике и лешем, рассказ о водяном.

Костя: рассказ о русалке, рассказ о голосе из бучила, рассказ о мальчике Васе.

Павлуша: рассказ о небесном предвидении, рассказ рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о голосе Васи из речки.

Молодцы! Домовой и леший, водяной и русалка, оборотни и вставшие из гроба мертвецы, небесное предвиденье и гаданье о смерти, таинственные голоса погибших людей – всё вспоминается за время ночной беседы у костра.

• Ребята, а как вы думаете, как звучат рассказы мальчиков?

Увлекательно, таинственно.

• А кто больше всех рассказал быличек?

Илюша

•Давайте посмотрим на портрет Илюши и подумаем, как он мог бы рассказывать истории? (слайд 8)

Поэтично, ярко. Верит во всё, что говорит. Для него мир полон загадок. Илюша сам боится своих рассказов.

• Сейчас мы с вами прочитаем рассказ Илюши о лешем (один из хорошо читающих учеников выразительно читает быличку).

•Ребята, посмотрите внимательно на портрет Илюши и скажите, в чём ошибся художник, изображая этого мальчика?

Художник изобразил Илюшу в сапогах, а в то время крестьянские дети не носили сапог, они ходили в лаптях, а летом – босиком.

•Теперь я попрошу выразительно прочитать рассказ Кости о русалке.

•А кто знает, почему русалка на ветвях сидит? (слайд 9)

Русалка качается на ветвях как на качелях, она заманивает путников.

В старину в конце весны праздновались зелёные святки (троицо-семицкие обряды). «Зелёные» — так как это был праздник растительной природы. Троицкую неделю называли русальной, так как в это время по народным поверьям, в воде и на деревьях появлялись русалки – обычно девушки, умершие до брака. Они воспринимались как опасные духи, которые преследуют людей и даже могут их погубить.

Так и в Костиной истории русалка хотела погубить Гаврилу, но его спас крест. Но после этой встречи Гаврила всю дальнейшую жизнь был невесёлый.

•Ребята, у нас нет портрета Кости, давайте представим себе мальчика.

Бесстрашный, уверенный, умеет заинтересовать, 7 раз, как в сказке, повторяет слова «братцы мои» (выражает свои чувства).

Последний рассказчик – Павлуша.

• Чем он отличается от других?

Смелый, рассудительный. Он старается объяснить всё странное в природе с позиции здравого смысла.

• Прочитаем его рассказ о Тришке.

• Давайте сравним рассказы мальчиков

Павлуша рассказывает все истории как очевидец, остальные ребята слышали истории от других людей. Все истории вызывают у Паши улыбку, у его же товарищей – страх.

Дети пытаются понять мир, объяснит народные поверья.

Вывод. (слайд 10)

•С какой целью рассказывают мальчики былички?

Стремление познать мир, они верят в существование нечисти (запись в тетрадь).

• Какими перед нами предстают крестьянские дети?

Это дети с искренней и чистой душой, богатым внутренним миром, добрым, тёплым и чистым сердцем (запись в тетрадь).

«Бежин луг» — один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника».Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев. (запись в тетрадь).

Д/з. Выбрать любую непрочитанную сегодня быличку, подготовить выразительный пересказ, написать отзыв о рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» (слайд 11)

На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо, до свидания!

Оформление доски:

И.С. Тургенев 1818-1883.

«Бежин луг» (1851г.)

Быличка – рассказ о фантастическом событии, участником которого был автор.

Оформление тетради:

И.С. Тургенев 1818-1883.

«Бежин луг» (1851г.)

«Бежин луг» – самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”.

Одновременно с этим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла.

Пейзаж:

— настроение (радость, покой, блаженство)

— эпитеты (прекрасный, кроткий, лучезарное)

— метафоры (пылает пожаром, кованое серебро)

— световые эффекты (блеск, сверкание)

— предложения сложные, плавные, красивые

— приём отрицания для усиления впечатления

— приём присутствия читателя: увидели, услышали, почувствовали, потрогали

Описание пейзажа помогает нам лучше понять настроение, автор наслаждается природой.

Быличка – рассказ о фантастическом событии, участником которого был автор.

Былички рассказываются с целью стремления познать мир. Мальчики верят в существование нечисти.

Крестьянские дети — это дети с искренней и чистой душой, богатым внутренним миром, добрым, тёплым и чистым сердцем .

«Бежин луг» — один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника».Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев.

Урок на тему «Изучение рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» в 6 классе»

На изучение творчества И.С.Тургенева в 6 классе отвожу 4 урока. Этот писатель уже знаком ученикам: в 5 классе они изучали рассказ «Муму» (по программе В.Я.Коровиной), поэтому обязательно следует повторить основные биографические сведения.

В центре 1 урока — личность писателя. На дом ученики получили задание прочитать статью в учебнике о писателе и подготовить сообщение о нём. Ученики также обращаются к дополнительной литературе.

В начале урока слушаем и оцениваем сообщения учащихся по критериям:

  • степень раскрытия темы
  • свобода владения материалом
  • интересные факты и использование дополнительных источников
  • выразительная и чёткая речь

А можно провести тест:

Тест по статье о Тургеневе
DOCX / 163.38 Кб

Вспоминаем, что нам известно о рассказе «Муму», и знакомимся со сборником «Записки охотника» по статье учебника, предваряющей рассказ.

Читаем, а лучше слушаем рассказ до эпизода встречи с мальчиками (общее время звучания — примерно 1 час):

Аудиокнига
MP3 / 56.46 Мб

Чтобы оживить учеников, поработаем со сравнениями и олицетворениями. Пусть ученики отгадают о каких деталях пейзажа так сказал Тургенев (см. презентацию).

Тургенев «Бежин луг» 1 урок
PPTX / 1.12 Мб

Делаем вывод об отношениии автора к природе и совершаем небольшую прогулку по тургеневским местам под замечательную музыку — сюиту №3 И.С.Баха. (смотрела на Ютубе, какой зрительный ряд был подобран под музыку, и убедилась, что не мне одной кажется, будто музыка Баха словно создана для этого тургеневского пейзажа — небо, поля, леса).
И.С.Бах Сюита №3
MP3 / 11.18 Мб

Роль пейзажа
DOCX / 13.17 Кб

Домашнее задание: дочитать рассказ, (можно дать индивидуальное задание подготовить выразительное чтение рассказов крестьянских мальчиков).

2 урок посвящён портретам мальчиков. Урок проходит в форме практической работы : заполнение таблицы по тексту (довольно традиционная форма работы), которую лучше выполнять под руководством учителя. Возраст, портрет и одежду ребята ещё могут заполнить, и то не всегда: объём описания превышает графы таблицы, поэтому выбирать надо только главное, значительное, иногда обобщать, выражать своими словами. С авторским отношением сложнее: только к Павлуше и Косте Тургенев прямо показывает своё отношение, отношение к Феде и Илюше, Ване (его портрет даётся штрихами в начале и в середине рассказа) скрыто, чувствуется через детали портрета. Всё это надо помочь увидеть — работа продолжится на следующем уроке.

Работа с иллюстрациями
DOCX / 11.69 Кб

Что касается рассказов, то здесь тоже приходится помогать кратко озаглавливать рассказы. В оставшееся время слушаем некоторые из рассказов крестьянских мальчиков в исполнении ребят или в актёрском исполнении — по одной от каждого мальчика (например,

(В сильном классе частичное заполнение таблицы, кроме двух последних столбцов, можно дать ко 2 уроку на дом, чтобы на самом уроке погрузиться в атмосферу «Бежина луга», прослушав рассказы)

Домашнее задание: вопросы учебника, касающиеся рассказов мальчиков:»Как можно назвать рассказы мальчиков — россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?», «»Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?»

Таблица «Портреты и рассказы мальчиков»
DOCX / 12.87 Кб

3 урок посвящён духовному миру мальчиков. Мы углубляемся в характеры героев.

Вначале осознаем разницу между значением слов:

Россказни — (разговорное, пренебрежительно) выдумки, рассказ, не внушающий доверия. елаем вывод о том, кто из мальчиков и почему больше нравится рассказчику.

Предание — устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающиеся из поколения в поколение.

Поверье — идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету.

Ученики считают, что рассказы мальчиков — это, скорее, поверья.

Сам же повествователь употребляет слово «разговор» — словесный обмен сведениями, мнениями, беседа.

Можно послушать Как же мальчиков характеризуют их рассказы? Ученики видят, что ничего не рассказывает Федя. И это тоже характеризует его — он приехал позабавиться, его воображение не очень развито, он не эмоционален по сравнению с другими, смотрит на других несколько свысока, поэтому и автор к нему холоден.

Федя

Ваня тоже ничего не рассказывает, но по другой причине: он слишком мал, не высыпается, слаб здоровьем, однако он способен на добрые чувства: проявляет заботу о сестре, забывая себя, видит красоту в окружающем мире:»Гляньте на Божьи звёздочки, — что пчёлки роятся!»

Рассказы Илюши в полной мере можно назвать поверьями: он показывает себя среди мальчиков знатоком, но автору неприятно его выражение лица, жесты, манера говорить — он слепо принимает на веру рассказы взрослых.

Илюша

Костя — мальчик, отличающийся тревожно-пытливым отношением к миру. Его волнуют и пугают странные звуки, приметы и видения. Он, как никто из других героев, открыт миру. Он так же, как и Илюша, рассказывает много историй. Но Илюша рассказывает их с назидательной, поучительной целью: все сверхъестественные существа — это абсолютное зло. А Костя как будто сочувствует русалкам, лешим, водяным. Его до глубины души трогают все истории.

Костя

Рассказывает историю и Павел. Но история о сверхъестественном человеке заканчивается комично: она развенчивает тёмные крестьянские суеверия и безосновательные страхи. Павлуша отличается от всех храбростью, трезвым и уверенным взглядом на мир. Всем странным являниям он находит объяснение.

Ребята видят, что автору нравятся мальчишки из бедных семей: Костя — своей впечатлительностью, любознательностью, Ваня — кротостью. Но наибольшую симпатию вызывает Павлуша

Павлуша (ранний вариант)Павлуша (поздний вариант) На 4 уроке подводим итоги, говорим об авторском отношении и роли пейзажа.

Во-первых, даём иллюстрации, изображающие героев (см. выше) и задание определить, кто изображён на иллюстрации (можно пользоваться заполненной ранее таблицей).

Угадай героя
DOCX / 11.69 Кб

Теперь обратимся к иллюстрациям, изображающим рассказчика:

Рассказчик 2Рассказчик 1

— В какой момент художник запечатлел повествователя? О чём он думает? Почему повествователь — тоже важное действующее лицо в расказе?

Теперь переходим к определению роли пейзажа в расказа, выполянем задание:

Роль пейзажа
DOCX / 13.17 Кб

На завершающим этапе изучения расказа даю на дом подготовить выразительное чтение отрывка (примерно 0,5 страницы). Ученики выбирают разные эпизоды: пейзажи, рассказы мальчиков — кому что нравится.

Скачать материал

Урок 18 И. С. ТУРГЕНЕВ. «БЕЖИН ЛУГ» 01.02.2012 51590 3244

Урок 18 И. С. ТУРГЕНЕВ. «БЕЖИН ЛУГ»

Цели: познакомить с рассказом; отметить мастерство писателя в описании природы, богатство выразительных средств языка; показать мастерство портретной характеристики; подчеркнуть авторское отношение и вызвать в учащихся любовь к людям, к природе.

Методические приемы: комментированное чтение, пересказ, аналитическая беседа, чтение наизусть.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

– Почему книга, в которую входят рассказы, названа «Записки охотника»? (В каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик.)

– Какова основная тема «Записок охотника»? Тургенев страстно любил охоту, и все же именно «Записки охотника» очень мало говорят нам о самой охоте: скитаясь с ружьем, писатель накапливал наблюдения за окружающей жизнью, а дупели и бекасы спокойно порхали с ветки на ветку. Охотник Тургенев никуда не стреляет, он следит не за полетом птицы, а за золотисто-серыми, с белыми краями облаками, смотрит на стальные отблески воды. Ничто в природе не ускользает от его верного поэтического и пытливого взгляда!

События в рассказах, которые произошли в Орловской губернии, знакомят нас с миром русской деревни середины XIX века: помещиками, их приспешниками и, главное, с русским крепостным крестьянином той поры. «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» – спрашивал В. Г. Белинский и сам отвечал на этот вопрос: «Как что? Его душа, ум, сердце, страсти, наклонности, – словом, все то же, что и в образованном». Слова великого русского критика были своеобразной программой тех лет, подсказывали прогрессивным русским писателям путь их творчества. По этому пути и пошел Тургенев.

Попытаемся восстановить композицию рассказа.

I. «Прекрасный июльский день» (погода установилась надолго):

1) «кроткая заря»;

2) знойный полдень;

3) спокойный закат.

II. Скитания охотника:

1) дорога потеряна («Я остановился в недоуменье»);

2) теперь путь найден («…нужно вправо взять»);

3) заблудился совершенно («пошел наудалую»);

4) Бежин луг.

III. У костра в ночном:

1) костер в ночи;

2) пять деревенских мальчиков;

3) рассказ Илюши о случае в рольне;

4) рассказ Кости о том, как русалка «испортила» Гаврилу;

5) рассказ о псаре Ермиле и оборотне;

6) неожиданная тревога;

7) рассказ Илюши о покойном барине и бабке Ульяне;

8) рассказ Павлуши о «предвидении»;

9) рассказы Илюши и Павлуши о Тришке (антихристе);

10) разговоры о бучиле, лешем, водяном;

11) рассказ Кости об утонувшем Васе («Я Васин голос слышал»).

IV. Наступило утро:

1) рассвет;

2) мальчики возвращаются с табуном.

V. Эпилог (заключительная часть произведения, сообщающая о дальнейшей судьбе героев): смерть Павлуши.

2. Работа с текстом.

1) Чтение учителем описания природы.

2) Задание: определить границы трех сменяющихся картин (утро, полдень, закат).

Утро – назвать эпитеты, объяснить значение («кротким» – застенчивым, невызывающим, назойливым, слабым; солнце – «приветно-лучезарное», облака «лазурны»).

Сравнения и метафоры: «пылает пожаром» – чуть розовая, алая, солнце «всплывает», «погрузится» в туман, облака «не трогаются», «сдвигаются», «теснятся», «проникнуты светом и теплотой»; «засверкает змейками», блеск – блеску кованого серебра, облака – «острова». полдень (облака, «как дым», звезда – «свечка», солнце «закатилось», звезда – «затеплится»; ветер – «разгоняет, раздвигает накопившийся зной», вихри – «гуляют»; «трогательной кротости»).

Вывод. Каждое слово дышит любовью к родине. Писатель бережно, любовно подбирает каждое слово, чтобы передать нежную красоту рус-ского лета. Природа у Тургенева наполнена живыми звуками и запахами («В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью и гречихой…»).

Задание: зачитать строчки, рисующие состояние охотника (удивление – «эге!», испуг – «как-то жутко», «странное чувство», «отдернул… ногу»). Автор, оказавшись ночью в незнакомых местах, в полном одиночестве, испытывает робость и тревогу.

– Какие эпитеты, сравнения, метафоры рисуют душевное состояние автора, прошагавшего с охотничьим ружьем не один десяток лет и великолепно знавшего природу? (Вечерняя мгла – «угрюмый мрак», «отчаянно устремился», «странное чувство», камни «сползлись».)

Задание: зачитать описание наступления ночи. Найти метафоры
(«ночь… росла», «звездочки зашевелились»), сравнения («ночь… как грозовая туча»), эпитеты («пугливо нырнула», «громадными клубами», «побледневшее небо»).

IV. Подведение итогов урока.

– Вы прочитали еще одно произведение И. С. Тургенева – «Бежин луг». Каково ваше впечатление?

– Какую роль в рассказе играют описания природы, смена дня и ночи?

Домашнее задание: близко к тексту описать картины природы, пересказать истории мальчиков.

Урок литературы в 6 классе по ФГОС. И.С.Тургенев «Бежин луг»:образы крестьянских мальчиков,их портреты,рассказы,духовный мир.

Урок литературы в 6в классе по ФГОС

И.С.Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков,

их портреты, рассказы, духовный мир.

Педагогические задачи: способствовать формированию представлений об И.С.Тургеневе как великом русском писателе, о жизненном и творческом пути Тургенева; помочь проникнуть в художественный мир писателя; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков; развивать умение анализировать, делать выводы.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; владеть навыками составления устной и письменной характеристики героя, работы со словарем литературоведческих терминов; составлять словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; создавать презентацию и проводить защиту собственных иллюстраций;

ценностно-ориентационная сфера: давать оценку выразительного чтения одноклассников; формировать собственное отношение к произведениям И.С.Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа с сохранением стиля художественного произведения, с изменением лица рассказчика, выразительного чтения; уметь строить устный ответ с использованием цитирования.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочнике, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная, групповая.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, выставка рисунков «Мы – художники-иллюстраторы рассказа «Бежин луг»»; эпиграф урока записан на доске: «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души!» (В.Г.Белинский).

Основные понятия и термины: портрет в литературе.

Сценарий урока.

  1. Оргмомент. Постановка целей и задач урока.

  1. (Слайд № 1)Вступление в урок. Создание настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа «Бежин луг». Совместно с учителем трое учащихся разыгрывают стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»

Учитель: Летний вечер.

Ученик 1: За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

Ученик 2: Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

Ученик 3: По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

Учитель: И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

1: Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

2: Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

3: А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

Хором: И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Учитель: Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

  1. Определение темы и целей урока.

— Ребята, как вы думаете: это стихотворение как-то связано с нашим сегодняшним уроком? (в рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

— Что значит выйти в «ночное»? (пастьба лошадей ночью).

— Как вы думаете, что значит для мальчиков «ночное»? (свобода, самостоятельность).

— Как относится герой-рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём? (свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания ).

3. Знакомство с темой урока. (слайд №2 ).

— Итак, о чем мы будем сегодня говорить? Чему посвятим урок?

-Молодцы, правильно узнали тему и цель урока.

II. Изучение нового материала

1. Работа в группах.

— У вас на столах лежит текст. Что это за текст? (описание, портрет)

— А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды)

— Что можно узнать по портрету?

— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза)

Тексты на листах А4

  1. Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).

  2. У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).

  3. Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)

  4. Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).

— Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.

— Пройдите к доске и вывесьте портрет своего героя, зачитайте портреты мальчиков друг другу. Согласны, что правильно определили героя?

— Описания какого мальчика не хватает? Как вы думаете, почему?

2. Составление плана-характеристики героя (на примере одного из мальчиков)

— Вам дана таблица (приложение №2), которую вы должны заполнить и подготовить связный рассказ о том герое, которого вы нашли в предыдущем задании. На работу 5 минут, выступление – 2-3 минуты.

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Впечатление

автора

Мое мнение о мальчике

— Спасибо за ответы.

Вывод: (Слайд №3)Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов, манер.

— Ребята, что общего у этих детей? (мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны)

— В чем отличие этих мальчиков? (у них разные характеры)

2. (Слайд №4)Инсценирование отрывка (со слов «Костя вздрогнул» до слов «Настало опять молчание»)

— Как открылись вам мальчики в этом отрывке?

— Обратимся к словам эпиграфа. Кого из мальчиков вы успели полюбить, кто вызвал наибольшую симпатию и интерес, почему?

— Есть истории, вызывающие у вас улыбку, какие?

— обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев рассказы мальчиков? Может, россказни, или предания, или былички? (поверья)

3. (Слайд №5)Работа со словарем.

Поверье – это идущее из старины и живущее в народе убеждение, примета.

Россказни – измышления, выдумки.

Предание – переходящий из уст в уста, из поколения в поколение рассказ о былом, легенда.

Быличка – это рассказ о фантастическом событии, участником или свидетелем которого считает себя рассказчик.

— Что же вы услышали из уст мальчишек?

— Как вы думаете, а сами мальчишки верили в то, что рассказывали?

4. Сообщение учащегося «Иллюстрация А.Ф. Пахомова к рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»».

5. Презентация и защита собственных иллюстраций.

III. (Слайд №6)Итог урока. Рефлексия деятельности.

— Какие выводы из нашего сегодняшнего разговора можно сделать? (высказывания уч-ся)

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какую тему разговора вы хотели бы продолжить?

(В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером).

— А теперь я хотела бы услышать, как вы оцениваете свою работу на уроке? (в группе и свою личную), заполните лист самооценки.

Моя самооценка и оценка работы группы

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я внёс свой вклад в работу группы?

Я чувствовал поддержку своей группы?

В моей группе было интересно и познавательно работать?

Домашнее задание.

  1. Проанализируйте образ одного из мальчиков (на выбор) при помощи синквейна.

  2. Найти в тексте описания природы, подумать, какую роль они играют в рассказе.

Костя

Федя

Павлуша

Ваня

Илюша

Федя

Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Держится сдержанно, немного снисходительно – положение обязывает. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку,чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок.Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские.

Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. покровительственно относится к другим мальчикам. Федя покровительственно относится к другим мальчикам.

Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы. Чувствуется, что он получил хорошее домашнее образование и поэтому ему не свойственна та наивность, которая присуща остальным детям.

2 пара

Павлуша

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной (домотканой) рубахи да из заплатанных портов.

Павлуша наблюдал за картошкой и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду.

Рассказывает Павлуша три истории: о небесном предвидЕнье, о Тришке, о голосе Васи.

Павлуша отличается деловитостью, смелостью. Он не побоялся пойти посмотреть, отчего собаки забеспокоились.

3 пара

Ильюша — некрасивый, но опрятный мальчик. Его лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, о выражало какую-то тупую, болезненную заботливость. Желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет.

Рассказывает Ильюша 7 историй: историю о домовом, которая случилась с ним и с его товарищами, про оборотня, о покойном барине Иване Ивановиче, о гаданье в родительскую субботу, о Тришке-антихисте, о мужике и лешем, и про водяного. Ильюша отличается от всех деревенских мальчиков умением увлекательно рассказывать страшные истории.

4 пара

Костя В описании Кости, мальчика лет десяти, автор отмечает задумчивый и печальный взор. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить, но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.

Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Он задумчив и печален.

Костя пересказывает историю о русалке, которую слышал от отца, о голосе из бучила и о мальчике Васе из его деревни.

5 пара

Ваня Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и не шевелился под своей рогожей. Ваня робок и молчалив, он не рассказывает никаких историй, потому что мал, однако он смотрит на небо и восхищается божьими звездочками. Ваня очень добрый мальчик. Он с любовью говорит о своей сестре.

-Вы очень хорошо поработали, видно, что читали произведение, а вот внимательно или нет, мы сейчас узнаем. Сейчас мы поиграем в викторину «Кто быстрее и правильнее».

Короткий вопрос – быстрый ответ.

-Что висело на голубеньком поясе пестрой ситцевой рубахи с жёлтой каемкой. (гребешок)

-Клички собак, которые вдруг с лаем ринулись прочь от огня….(Серый, Жучка)

-Кто был назван трусишкой? (Костя)

-Отчего раскашлялся домовой? (от сырости)

— Как звали слободского плотника? (Гаврила)

-Зачем (с какой целью) пошёл раз Гаврила в лес? (по орехи)

-Как звали брата Илюши, с которым ему пришлось в рольне заночевать? (Авдюшкой)

-Назовите имя псаря, которого приказчик на почту отправил (Ермил)

— Кто раз повстречал старого барина? (дедушка Трофимыч)

— Имя, отчество покойного барина? (Иван Иваныч)

-Кто лучше других знал сельские поверья? (Илюша)

-Кто в прошлом году на паперть ходил? (баба Ульяна)

-Где было также видать предвиденье небесное? (в Шаламове)

-Лукавый, удивительный человек? (Тришка)

-Откуда шел какой – то человек, такой мудреный, голова такая удивительная? (от Слободки)

-Кого приняли за Тришку? /»Ой, Тришка идет!»/ (бочара Вавилу)

-Откуда и куда шел Костя «сперва все нашим орешником, а потом лужком…» (из Каменной гряды в Шашкино)

— Почему не кричит леший? (он немой)

— Кто пошел к реке водицы зачерпнуть? /»водицы захотелось испить» (Павел)/

-Кого звала мать: «Вернись, мой светик! Ох, вернись, мой соколик!» (Васю)

-Как звали сестру Вани? (Анюшка)

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Литература. 6 класс

Литература

6 класс

Урок 21

И. С. Тургенев. «Бежин луг». Образы крестьянских детей

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • знакомство с героями рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»;
  • анализ образов крестьянских детей;
  • авторский метод описания крестьянских детей в рассказе «Бежин луг».

Тезаурус

Рассказ – основной жанр малой повествовательной прозы.

Автор – это реальный человек, который придумывает своё произведение от начала до последней точки. Это он разрабатывает систему героев, их портреты и взаимоотношения, это он делит произведение на главы.

Рассказчик – это автор, рассказывающий устами персонажа.

Ягдташ – охотничья сумка.

Бучило – глубокая яма с весенней водой, оставшейся после половодья, которая не пересыхает даже летом.

Гиканье – резкие и отрывистые громкие звуки.

Онучи – предмет одежды.

Сугибель – крутой поворот в овраге.

Список литературы

Обязательная литература:

Дополнительная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Материал для самостоятельного освоения темы

Как мы помним, рассказчик-охотник набрёл на костёр на лугу, вокруг которого находились юные пастухи, крестьянские мальчишки, сторожившие пасущихся лошадей.

Чтобы скоротать время, мальчишки рассказывают разные истории, поверья, легенды, были и небылицы.

Охотник-рассказчик с интересном наблюдает за ними и дает подробные описания.

Благодаря этим портретам мы не только представляем, как выглядели ребята, но как они жили, какими были их семьи: богатыми или бедными, узнаём о жизни крестьянского мальчишки того времени.

Рассмотрим, какими увидел мальчиков рассказчик.

Федя, старший в компании. В отличие от своих друзей Федя из богатой семьи.

«…Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы…» – пишет автор.

Особое внимание автор уделяет одежде:

«На нём была пестрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские…»

Почему Тургенев так тщательно подходит к описанию облачения персонажей? Надо сказать, что в литературе XIX века одежде уделялось пристальное внимание, так как она подчас много говорила о человеке.

Как раньше ходили крестьяне? Обычно это была рубаха-косоворотка, которую носили навыпуск поверх штанов (портков). Рубашка подвязывалась поясом.

Малыши донашивали одежду старших братьев и сестер, родителей.

Вот и мальчик чуть моложе Феди, Павлуша, по словам автора: «…одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов…»

Илюша – видно, что мальчик из семьи, где есть достаток, так как на нём новые лапти.

Про Костю рассказчик отмечает, что он и одет был бедно, и выглядел болезненно.

Самый же младший, Ванечка, – его, накрытого рогожкой, даже не сразу заметил охотник, – был явно одет с чужого плеча, всё ему было не по размеру.

Одно общее у детей – это суеверия. Близость с природой наложила на их мировоззрение свой отпечаток. Они верят в духов, водяных, леших, и эти верования становятся основой страшных историй, рассказанных у костра.

Как водится, кто-то испуганно жмётся поближе к костру, опасаясь незримых духов леса и омута, а кто-то храбрится. Тургенев отмечает, что у детей разные, уже сформировавшиеся характеры и даже есть какая-то уже взрослая мудрость в их суждениях.

Так, например, Павлуша как-то по-взрослому обреченно говорит: «Своей судьбы не минуешь». И он оказывается прав. Автор с искренней грустью упоминает о трагической гибели Павлуши. Мальчик погибает, не утонув в воде, как по суеверию мог был подумать читатель, а разбивается, упав с лошади.

Рассказывая о крестьянских мальчишках, Тургенев мастерски показывает нам целый мир, крестьянский мир, где есть свои горести, радости, заботы и тревоги. И есть свои устоявшиеся правила, которым следуют мальчики.

Разбор заданий тренировочного модуля:

лучезарное солнце, свежая струя, красноватое отражение, угрюмый мрак, прозрачный сумрак, стальные отблески синеватой, воздушной пустоты, томительный и свежий запах, карась серебряный, бесчисленные золотые звезды, жидкий ветерок

Автор употребляет в рассказе такие фразы, как называется это художественное средство?

Варианты ответа

Олицетворение

Метафора

Гипербола

Эпитет

Нужно вспомнить, что известно о выразительных средствах и выбрать верное. Здесь верный ответ – эпитет.

Язык рассказа

Установите соответствие.

В рассказе употребляются непривычные для современного языка слова, соотнести их с определениями.

Для выполнения задания можно обратиться к тезаурусу.

Правильный ответ выглядит так:

бучило

омут, яма с водой

онучи

обмотка под лапти, вместо носка или гольфа

ягдаш

охотничья сумка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *