Безударные окончания имен существительных

План-конспект урока русского языка в 10 классе на тему :»Правописание суффиксов имен существительных»

Конспект урока русского языка в 10 классе

Тема урока: «Правописание суффиксов имен существительных»

Цели:

  1. Актуализация, обобщение и систематизация знаний учащихся о правописании суффиксов имён существительных.

  2. Развитие грамотной связной речи.

  3. Воспитание культуры общения.

Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: учебники, тетради, индивидуальные карточки, толковый словарь.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, фиксация отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель. Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Ученик. Трудные случаи образования и правописания имен существительных..

Учитель. Вспомним ещё раз , какими способами в русском языке образуются новые слова, приведём примеры.

Ученики. — Суффиксальный: изложение, гордость, альпинист, мужество, доброта.

— Приставочный: полететь, никогда, кое-что, несколько, бесполезный.

— Приставочно-суффиксальный: наверху, подстаканник, истосковаться.

— Бессуффиксный: вздох, рассказ, полёт, синь, даль, гладь, взрыв.

— Сложение: паровоз, водопровод, чёрно-белый, крепко-накрепко.

— Неморфологический: военный, будущее, взрослые, вокруг, благодаря.

Учитель. Есть вопросы по домашнему заданию?

Ученики. Никаких затруднений не возникло .

Объявление темы урока учителем.

.

3.Усвоение новой темы.

Учитель. Правила написания этих суффиксов вам необходимо знать и для успешного выполнения заданий ЦТ. Как вы думаете, все суффиксы в этих словах выполняют одинаковую функцию?

Ученик. Нет, некоторые из них изменяют лексическое значение слова, например, Казань – казанец. А некоторые лишь вносят дополнительные оттенки значения, например, уменьшительно-ласкательного: горох – горошек, заяц – зайчик.

Учитель. Вот об этих суффиксах и поговорим. Первое задание вам будет такое:

образуйте от данных слов существительные с помощью суффиксов –ек- , -ик-, -чик-.

Приведите несколько примеров.

Ученик. Замочек, ключик, стульчик…

Учитель. Кто-нибудь догадался, почему правописание слов с этими суффиксами может вызвать затруднение?

Ученик. Суффиксы безударные, поэтому, чтобы правильно писать, нужно вспомнить правило.

Ученик. «Если при изменении слова суффикс выпадает, то пишем букву Е, а если сохраняется, то пишем букву И».

Учитель. Перед вами слова , образуйте от них новые с помощью суффиксов –ек- или –ик- и дополните своими примерами.

Работа в парах – взаимопроверка

Ученик. Здесь даны слова, корни которых заканчиваются на шипящие.

Учитель. Сформулируйте правило.

Ученик. «После шипящих под ударением пишется О, в безударном положении -Е»

Учитель. Молодцы! А теперь следующая пара суффиксов –ец- и –иц-. Попробуйте сами привести примеры слов с этими суффиксами и сформулируйте правило.

Ученики.» В существительных мужского рода пишется суффикс –ец-, а в существительных женского рода – суффикс –иц-«

Учитель. Даны слова мужского рода с суффиксом –ец-.

Сгруппируйте их по значениям:

  • уменьшительно – ласкательное;

  • название лица по действию;

  • название лица по признаку;

  • название лица по месту жительства и по национальности;

  • название лица по принадлежности к какой- либо организации или учебному заведению.

Работа в парах – взаимопроверка

Учитель. » И швец, и жнец, и на дуде игрец» – о каком человеке эта поговорка?

Ученик. О человеке, который умеет всё.

Учитель. Вспомните синонимичный фразеологизм.

Ученик. «Мастер на все руки».

Учитель. Приведите примеры существительных женского рода с суффиксом –иц-.

Ученики. Красавица, луковица, метелица, лужица, рукавица, книжица, рожица.

Учитель. Папа-кормилец, мама – кормилица.

Ваня – красавец, Таня –красавица.

Коля – молодец, а Оля?

Ученик. Оля тоже молодец.

Учитель. Нельзя ли по аналогии образовать существительное «молодица»? Существует ли такое слово в русском языке вообще?

Ученик. Да, существует, только у него другое лексическое значение. Я затрудняюсь его точно определить.

Учитель. Вспомните :

«Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла…»

Кто это и откуда?

Ученик. Царица из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. Учитель. Подберите синонимы к слову «молодица» .

Ученики. Невестка, сноха, молодуха, невеста.

Учитель. Какая характерная особенность у этих слов?

Ученик. Они относятся к разговорному стилю?

Учитель. Какая неточность была допущена при подборе синонимов?

Ученик. «Невеста» и «невестка» не являются синонимами.

Учитель. Докажите, пожалуйста. Если затрудняетесь, обратитесь к толковому словарю.

Ученик. Невеста – это девушка на выданье или просто молодая девушка. А невесткой называют родственники мужа замужнюю женщину.

Учитель. Молодцы! Теперь обратите внимание на слова «молодЕц» и » мОлодец». Одинакового ли они значения? Можете заглянуть в словарь.

Ученики. МОлодец – в народной словесности удалец, храбрец,

молодЕц –молодой человек, сильный, крепкого сложения. Или выражение похвалы. Например, » Он (она) у нас молодец».

Учитель. В каких формах эти существительные различаются не только произношением, но и написанием? Употребите их в предложениях.

Ученики. Молодцем –молодцом, молодцев – молодцов. Ты выглядишь молодцом. Встретилась красная девица с добрым молодцем (записывают в тетрадь).

Учитель. А ведь суффиксы –ец- и – иц- встречаются и в существительных среднего рода. Обратите внимание на следующий слайд (слайд 6).

ПисьмецО, бельецО, пальтецО, ружьецО, дуплецО.

Но крЕслице, мАслице, плАтьице, здАньице, варЕньице, здорОвьице, имЕньице, солЕньице, собрАньице.

Прочитайте вслух и сформулируйте правило.

Ученик. «Если ударение падает на окончание, то пишем букву Е, а если на основу – то пишем букву И».

ПисьмецО, бельецО, пальтецО, ружьецО, дуплецО.

Но крЕслице, мАслице, плАтьице, здАньице, варЕньице, здорОвьице, имЕньице, солЕньице, собрАньице (слайд 6)

Учитель. Придумайте несколько предложений с этими существительными.

Физкультминутка — упражнение для глаз

— ин- и –к-, встречается в словах, образованных от существительных с суффиксом -ин-

Образуйте новые слова от существительных соломина, горошина, перекладина, виноградина, жемчужина, изюмина, завалина, проталина, прогалина, бисерина, балясина (слайд 7)

Учитель. Кто больше? Запишите столбиком слова, которые заканчиваются на –ня.

Ученики записывают.

Теперь поставьте их в форму множественного числа (ставят), дальше в форму родительного падежа (ставят). А теперь прибавьте уменьшительно-ласкательный суффикс –к-. Что получилось?

Песня – песни – песен – песенка//Башня – башни — башен – башенка

Пашня – пашни – пашен – пашенка//Черешня – черешни – черешен — черешенка

Спальня – спальни – спален – спаленка//Конюшня – конюшни – конюшен — конюшенка

Но дыня – дыни – дынь – дынька//Деревня – деревни – деревень — деревенька

Няня – няни – нянь – нянька//Барыня – барыни – барынь – барынька .

Учитель. Почему слова пашЕНКа и ПашЕНЬКа пишутся по- разному?

Ученик. Слово «пашенка» образовалось путём присоединения суффикса –к- к существительному множественного числа родительного падежа «пашен», а слово «Пашенька» — уменьшительно-ласкательная форма от имени «Паша» с суффиксом

— еньк-.

Учащиеся работают в группах, формулируют правила.

Ответы учащихся.

Учитель. А теперь проверьте себя по опорной таблице

Суффикс — ЕНЬК- пишется после шипящих и мягких согласных (тётЕНЬКа, СашЕНЬКа), а также в словах мамЕНЬКа, папЕНЬКа , хотя слова «мама», «папа» с твердой основой.

В существительных с твердой основой пишется суффикс -ОНЬК-: берёзОНЬКа, липОНЬКа, лисОНЬКа.

Суффикс –ОНК- (-ЁНК-) имеет пренебрежительный оттенок: девчОНКа, клячОНКа, шубЁНКа, речОНКа.

В существительных, обозначающих лиц женского пола, пишется суффикс

-ЕНК- : нищЕНКа, монашЕНКа, францужЕНКа, черкешЕНКа, бежЕНКа, нежЕНКа, а также в слове лесЕНКа.

Нужно запомнить правописание слов паинька, заинька, баиньки.

Учитель. На все ли правила вы сумели подобрать примеры, или на какие-то из них вы впервые обратили внимание? Запомните их и применяйте на своей практике.

Учитель. Осталась ещё одна пара суффиксов -ечк и –ичк-.

Посмотрите примеры на доске:

Нянька- нянек- нянЕЧКа //Лейка- леек – леЕЧКа

Печка- печек- печЕЧКа//Окошко- окошек- окошЕЧКо//Ваня- ВанЕЧКа//Оля- ОлЕЧКа

Аня- АнЕЧКа//Маня – Манечка //Время- времЕЧКо//Имя- имЕЧКо

Семя- семЕЧКо//Темя- темЕЧКо//Лестница- лестнИЧКа//Синица- синИЧКа

Пуговица- пуговИЧКа//Ножницы- ножнИЧКи//Луковица- луковИЧКа

Рукавица- рукавИЧКа

Как прозвучит правило?

Ученики отвечают и проверяют

«Суффикс – ЕЧК — пишется в существительных женского и среднего рода, которые образуются от слов, имеющих в родительном падеже множественного числа суффикс –ЕК- с беглым Е; в существительных среднего рода на – МЯ, а также в ласкательных собственных именах женского и мужского рода. А суффикс — ИЧК — пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом –ИЦ» (

4.Закрепление умений и навыков.

Учитель. Вот это были те правила правописания букв Е и И в суффиксах имен существительных, которые понадобятся вам при выполнении задания ЦТ. Мне понравилось, как вы работали. Молодцы! Кстати, в продолжение урока я несколько раз похвалила вас именно этим словом. А какое ещё слово употребляется в этом же значении?

Ученик. Умницы.

Учитель. Маша у нас, конечно же, умница. А Саша, значит, умник?

Ученик. Саша тоже умница.

Учитель. Как называются такие существительные?

Ученик. Это существительные общего рода. Например, молодчина, работяга, задира, плакса и другие.

Учитель. А чем вам не нравится слово «умник»?

Ученик. Оно имеет пренебрежительный или иронический оттенок значения: «Ну ты и умник!»

Учитель. А теперь давайте потренируемся в написании существительных с различными суффиксами. Распределите слова в два столбика с буквой И или с буквой Е в суффиксах:

Проверьте себя (слайд 12)

5.Подведение итогов и домашнее задание.

Учитель. Итак, чему был посвящён сегодняшний урок?

Ученик. Мы рассмотрели правила правописания суффиксов имен существительных.

Учитель. В течение урока, как обычно, вы должны были оценивать свою работу. Всё ли у вас получилось? Если нет, то чему уделить внимание? Обратили ли вы внимание на то, что большинство слов, с которыми мы сегодня столкнулись, имеют уменьшительно-ласкательное значение, и , к сожалению, в наш сложный и жестокий век мы их почти исключили из нашего лексикона. Давайте не будем стесняться говорить друг другу ласковые и вежливые слова, и мир вокруг нас, возможно, станет чуточку светлее и добрее.

Рефлексия

Выставление отметок

Конспект урока русского языка «Правописание падежных окончаний имен существительных»; 10 класс

1)сущ. (в чем? где?) 1)сущ. (в чем? где?)

2)н.ф. (что?) трактир 2)н.ф. (что?) Европа

3) нариц., неодуш., кокрет., м.р., 2 скл 3) собств., неодуш., кокрет.,

ж.р., 1скл

4)в форме П.п., мн.ч. 4)в форме П.п., ед.ч.

5) обстоят.места 5) обстоят.места

3) Обобщение знаний.

— По каким родам распределяются имена существительные? (Женский, мужской, средний, общий).

— Как синтаксически выражается род несклоняемых имен существительных? (Обозначается синтаксически в формах прилагательных).

— Как определяется род несклоняемых нарицательных имен существительных? (К м.р. относятся названия лиц мужского пола, названия животных и птиц; к ж.р. относятся названия лиц ж.р.).

— К какому роду грамматики относятся несклоняемые неодушевленные имена существительные? (К среднему).

— Назовите слова — исключения. (Кофе м.р., цеце ж.р.)

— Как определить род собственных несклоняемых имен существительных? (По родовому слову, Сочи — м.р. (город).

— Как определить род аббревиатур? (По роду ключевого слова, ВДНХ – ж.р. (выставка)).

— Как проверить, верно ли определен род несклоняемого имени существительного? (По словарю).

III. Интеллектуальная разминка.

— Герой стихотворения Георгия Граубина «Ленительный падеж» Лежебокин ненавидел падежи русского языка. Прочитайте диалог Лежебокина с автором. Подчеркните названия падежей, предлагаемых Лежебокиным.

— Да, переделка, кажется,

Серьёзная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

— Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный, Лежательный,

Грубительный, Ленительный

И, наконец, Просительный.

— Объясните знаки препинания при диалоге, однородных членах предложения, вводных словах.

— От каких слов и с помощью чего образованы новые названия падежей?

IV. Целеполагание. Очевидно, тема урока будет связана с падежами имен существительных. Как вы думаете, нужно ли знать и зачем нужно знать падежи?

V. Актуализация знаний.

—Прочитайте обращение поэта Аркадия Хайта к ученикам. В каком жанре оно представлено? Как вы понимаете, о каком «духовном пламени» говорит поэт. Выделите окончания у имен существительных, определите склонение и падеж.

Дорогой друг!

Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на всё хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени, и в конноспортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что всё дело в каком-то духовном пламени. (А. Хайт)

Проверка задания. Работа с таблицей.

Падеж, тип склонения

1 скл.

2скл.

3скл.

на -ий

на -ие

на -ия

Р.п.

Д.п.

П.п.

— Эти существительные разносклоняемые: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя.

— Выделите суффикс -ен- у разносклоняемых имен существительных на -мя.

— Какое еще существительное является разносклоняемым? (Путь — м.р.)

VI. Пошаговое усвоение материала.

5.1. Умение правильно определять тип склонения. Упр. 170 (задание 1).

5.2. Алгоритм действий для правильного написания окончаний имен существительных.

5.3. Закрепление. Упр. 170 (задание 2).

5.3. Обращение к материалу учебника § 33. Заполнение таблицы. (Работа в парах).

5.5.Составьте предложение, используя самое важное слово для нашей страны из словарного диктанта. Лучшее предложение записываем в тетрадь.

( А. Доброскок – серебряный призер Олимпийских игр в Сиднее.)

VII. Подведение итогов.

Упр. 172.

VIII. Рефлексия

— Какие трудности могут возникать при написании окончаний имен существительных?

— От чего зависит выбор падежных окончаний –е-/-и- в Д.п. и П.п. у существительных 1 и 2 склонения?

— Какие стилистические правила написания окончаний имен существительных вы знаете?

— Какие правила абсолютно новы для вас?

— Какие случаи показались особенно сложными?

— Какие различия имеют варианты падежных окончаний?

IX. Дифференцированное домашнее задание.

§ 33, А — упр. 180, Б — упр. 181, В — упр. 176.

Литература

1. Алексеева Е.П. Русский язык в таблицах и схемах. – Самара: Издательство Ольги Кузнецовой, 2013.

2. Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование. – М.: Русское слово, 2013.

4. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы: Книга для учителя. – М.: Русское слово, 2007

5. Розенталь Д.Э. Современный русский язык.- М.: Айрис – пресс, 2007.

Урок по теме «Имя существительное» (10 класс)

Разработка открытого урока русского языка

В 10 классе

Тема: Имя существительное как часть речи

Цель: обобщение и повторение учащимися ранее изученного материала об имени существительном

Задачи:

— через выполнение устных и письменных заданий выяснить уровень теоретических знаний, а также умений и навыков применения имен существительных в речи, закрепить знания по сравнительной грамматике русского и казахского языков;

— способствовать дальнейшему укреплению уважения к русскому языку;.

— закрепление лексико-грамматических категорий имени существительного через грамотную разговорную речь.

Оборудование: справочный материал, индивидуально-дифференцированные карты, слайдовые презентации

Вид урока: урок- исследование

Тип урока: совершенствование знаний, умений навыков, целевое применение знаний об имени существительном.

Ход урока

Эпиграф: «Приобретать знания – храбрость,

Приумножать их – мудрость, а умело

Применять – высшее искусство»

(восточная мудрость)

  1. Актуализация знаний.

Психологический настрой

Доброе утро, ребята! Эта неделя для вас и для нас особенная. Почему? (ответы учащихся)

Да, это понедельник, последняя неделя 1 четверти, последняя неделя октября месяца,урок русского языка, первый урок недели. А раз первый, то отправьте друг другу первые лучики счастья собрав нежно в ладошки со словами: желаю добра, счастья, удачи, здоровья,денег, процветания, понимания и т.д по одному слову. Готовы?! Произнесли свое желание и кинули его вверх. Начнем! Спасибо. Значит сегодня и наш урок и ваше настроение и весь день будут наполнены добром.

Эпиграфом нашего урока я взяла следующие строки. (Читаю)Почему?

— Сегодня мы с вами постараемся вспомнить все, что знаем о такой простой только с первого взгляда части речи, которая называется “имя существительное”. Я дала вам задание прочитать все об имени существительном.

Первый этап урока. Предлагаю заполнить таблицу. Работа выполняется самостоятельно, индивидуально.(перед каждым лежит таблица)

Что помню об имени существительном.

Какая информация забыта .

На уроке вспомнил или узнал.

Второй этап. Вы заполнили свою таблицу, где в основном заполнена первая колонка. Я задаю вопросы, не знающие ответы должны заполнить соответствующие графы.

Вопросы:

  • Как изменяются имена существительные?

  • Сколько падежей у имен существительных?

  • Какой падеж с предлогами не употребляется?

  • Что обозначает имя существительное?

  • Какими бывают имена существительные?

  • Как правильно сказать: имена существительные изменяются по родам или имена существительные имеют категорию рода?

  • Какой падеж без предлогов не употребляется?

  • Что называется склонением?

  • Сколько склонений у имен существительных? Как они называются?

  • Каким членом предложения являются имена существительные?

  • Как образуются имена существительные?

Третий этап.

Что такое часть речи “ Имя существительное”? Посмотрите в свою таблицу и ответьте на этот вопрос (ответ учащегося оценивается).§8

  • Почему мы задать можем к одной части речи два вопроса? (Cуществительные бывают собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)

Рассмотрите таблицу и внесите в свою табличку ту информацию, которая для Вас новая или забыта. Какие существительные называются одушевленными и неодушевленнымиr? Легкий это вопрос? Давайте послушаем ответы команд:

Четвертый этап.

Категория одушевленности и неодушевленности.

Существительные бывают одушевленные и неодушевленные.

Одушевленные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа (людей, животных и т.д.).

Неодушевленные отвечают на вопрос что? и обозначают предметы, явления, события и т.д., которые нельзя причислить к живым существам.

Различие одушевленных и неодушевленных имен существительных выражается не только лексически, но и грамматически. И не всегда лексическое понятие живое-неживое совпадаете грамматическим понятием одушевленное — неодушевленное.

К одушевленным именам существительным относятся:

1) названия некоторых игрушек (кукла, матрешка, марионетка, робот, снеговик),

2) названия умерших людей (мертвец, покойник, утопленник},

3) названия некоторых карт (валет, дама, король, туз)

4) названия фигур в шахматах (конь, слон, ферзь, король).

Грамматическое различие одушевленных и неодушевленных имен существительных

Одушевленные имена существительные: в. п. = р. п.

Неодушевленные имена существительные: в. п. = и. п.

Некоторые имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными:

1) названия микроорганизмов (инфузория, бактерия, микроб),

2) имена существительные (образ, тип, характер; куколка (насекомого), личинка; змей (воздушный)),

3) неодушевленные имена существительные при употреблении в переносном значении становятся одушевленными;

Неодушевленными являются все имена существительные, имеющие только форму множественного числа (ножницы, джунгли).

Вспомнили? Сейчас вопрос кажется легким? Задания группам: слайд №5. Оценивание групп: первому 5 баллов, второму 4 балла; за каждую ошибку убирается один балл.

Пятый этап.

Слушаем команды . Что они знают о категории: Собственные и нарицательные имена существительные

Существительные бывают собственными и нарицательными.

К именам собственным относятся:

1) имена, отчества и фамилии (Сергей Васильевич Михеев),

2) клички животных (Пушок, Пеструха),

3) имена сказочных и мифологических существ (Змей Горыныч, Афродита),

4) географические и астрономические названия (Енисей, Марс),

5) названия учреждений, печатных изданий, литературных произведений, марок изделий (магазин “Перекресток”, журнал “Смена”, повесть “Понедельник начинается в субботу”, машина “ Опель”).

Нарицательные имена существительные могут быть четырех типов: Нарицательные имена существительные. Приложение 1

Выполните упражнение 1 (слайд 7., 15 слайд Презентация), чтобы закрепить знания. Оценивание работ.

Шестой этап. Определите род существительных, данных в карточках.

Какие вопросы возникли после выполнения задания? Почему не смогли определить род существительных забияка, простофиля, сирота?

Какая из команд ответит мне о категории рода в русском языке?( Ответы детей.)

Категория рода. 14 параграф

Каждое имя существительное, имеющее форму единственного числа, принадлежит к одному из четырех родов.

мужской род

врач, пес

женский род

машина, Аня

средний род

окно, животное

общий род

пьяница, судья

Приложение 2

Особое место занимают имена существительные общего рода

К ним относятся некоторые существительные 1-го склонения со значением лица и окончаниями -А, -Я. Например: плакса, разиня

Их род определяется полом того лица, которое они называют. Например: Наша Катя — плакса (в ж. р.). Маленький Андрюша — плакса (в м.р.). Некоторые слова, обозначающие должности и профессии людей (врач, секретарь, бригадир, учитель и т. д.), имеют свойства существительных общего рода. Но они не являются существительными общего рода, т. к. употребление их в значении женского рода возможно только в форме именительного падежа, а у существительных общего рода — во всех падежных формах.

Например: Секретарь закончила перепечатку документов. Секретарь четко ответил на все вопросы.

Выполнение задания (слайд 9).

Седьмой этап.

§10-11Склонение имен существительных

В зависимости от рода что определяется у существительного? (Склонение) Сколько склонений у существительного в русском языке? Вспомним о группе разносклоняемых существительных. Подсказка у вас на столах. (Приложение 3)

Система склонения имен существительных

Разносклоняемые имена существительные склоняются по-особому, и поэтому не относятся ни к одному типу склонений. Это 10 имен существительных на -МЯ:

Бремя время знамя племя стремя пламя имя темя вымя семя

А также существительные ПУТЬ и дитя. У существительных на -МЯ в единственном числе в родительном, дательном, творительном и предложном падежах добавляется суффикс -ЕН-, а у существительного дитя — суффикс -ЯТ-.

ДИТЯ дитяти дитяти дитя дитятей о дитяти

Сегодня я до работы добиралась на метре и была я в новом пальте. Почему я вижу ваше недоумение в классе? А как правильно произнести эту фразу? Почему? (Делается вывод о несклоняемых существительных) А как определить их род? Рассмотрите таблицу, не забывайте заполнять свою табличку!

К несклоняемым именам существительным относятся:

1) заимствованные, оканчивающиеся на гласные;

Например: авеню, алоэ, амплуа, депо, какаду, кашне

2) многие иноязычные имена собственные;

Например:Замбези, Токио, Мериме, Золя

3) аббревиатуры и сложносокращенные слова, оканчивающиеся на гласные;

Например:МГИМО, ТСО, сельпо

4) иностранные фамилии, обозначающие лиц женского пола: Смит, Раульф (иностранные фамилии, обозначающие лиц мужского пола, склоняются как имена существительные второго склонения);

5) русские и украинские фамилии на -О и -ИХ (-ЫХ).

Например: Корейко, Седых

Выполнение задания (слайд 13). Комментирование.

Восьмой этап.

Категория падежа и числа в русском языке.

Разве можно говорить о склонении, не вспомнив, сколько падежей в русском языке и категории числа. Какая из команд нам расскажет?

Просклонять устно : книги, дом, дочь.

Девятый этап

Синтаксическая роль имен существительных.

Прежде чем мы будем говорить о ней давайте вспомним, что мы знаем о такой части речи как «Зат есім» в казахском языке. Я хочу передать слово Амине Кумарбековне. Я прошу Вас, чтобы Вы буквально остановились на грамматических категориях «Зат есім». (выступление Амины Кумарбековны)

Какие категории в русском и казахском языке схожи? Какой категории в казахском языке нет? (Ответы ребят)

В учебнике грамматические правила раскрыты на лексическом материале: объединенном одной тематикой: В упр70 о возрасте ученых , упр 73 о математике и ученых – математиках, в упр 74 о Шокане Уалиханове, в упр 96 о чудачестве и увлечениях ученых. Об этом мы будем говорить на следующем уроке — уроке развития речи, мы коснемся также морфологического разбора и словообразования имен существительных.

Синтаксическая роль имен существительных.

Сделайте синтаксический разбор данного предложения, определите какие члены предложения выражены именем существительным

Мария и Пьер Кюри сделали открытие атомной эры в холодном сарае. – разбор предложения.

Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение, обстоятельство +

Слово учителя: Мы сегодня в полном объеме повторили все об имени существительном. Распечатки с таблицами остаются у вас. Очень хорошо рассказала о сходстве и различиях русского и казахского языков Амина Кумарбековна. Сейчас я соберу все ваши таблицы, чтоб ознакомиться с ними. А вам такое задание: составить опорный конспект (знакомлю с некоторыми)

Имена существительные

( предмет — Кто? Что?)

Делятся по значению: Имеют Изменяются:

Одушевл. Неодушевл + род — числам+

Собственные. Нарицательн + склонение — падеж+ (7)

Защита- презентация проектов опорных схем.

Подведение итогов урока: Выставление оценок средняя по группе.

Домашняя работа: упр 87 ( найти сущест, определить склон , род, число, падеж и синтак роль)

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе

Падежные окончания имён существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

Безударное падежное окончание имени существительного – это орфограмма.

Обратите внимание! Как следует рассуждать при обосновании написания безударного падежного окончания имени существительного осина, употреблённого в творительном падеже?

1. Определяю падеж имени существительного осиной; для этого ставлю к нему вопрос от того слова, с которым оно связано по смыслу: вырос (под чем?) под осиной – творительный падеж; определяю склонение: осина – существительное женского рода, имеет в начальной форме окончание 1-го склонения; вспоминаю: существительное 1 -го склонения в творительном падеже имеет окончание или , значит, в слове осиной надо писать окончание .

2. Определяю падеж имени существительного осиной; для этого ставлю к нему вопрос от того слова, с которым оно связано по смыслу: вырос (под чем?) под осиной – творительный падеж; определяю склонение: осина – существительное женского рода, имеет в начальной форме окончание — 1-го склонения; подбираю существительное 1-го склонения в творительном падеже с ударным окончанием (под сосной), значит, в слове осиной надо писать окончание .

Именительный и винительный падежи

Родительный падеж

Обратите внимание! В родительном падеже в единственном числе некоторые имена существительные мужского рода могут иметь наряду с окончанием -а (-я) окончание -у(-ю). Обычно эти имена существительные обозначают часть какого-либо вещества (стакан сахару, охапка хворосту, кисть винограду) и употребляются в разговорной речи.

Дательный падеж

Творительный падеж

После шипящих и ц под ударением в окончаниях имён существительных в творительном падеже пишется буква о, а без ударения – буква е: врач — задач, птенц — птиц.

Предложный падеж

Обратите внимание! Предлог об употребляется с именами существительными, которые начинаются с букв а, о, у, э, и: об арене, об отце.

Обратите внимание! У некоторых имён существительных с предлогами в и на допускаются две формы предложного падежа с двумя разными ударениями:
дуб — на ду́бе и на дубу́
отпуск — в о́тпуске и в отпуску́
чай — в ча́е и в чаю́

Русский язык. 4 класс

Правописание безударных окончаний имён существительных

Как правильно написать безударное окончание имени существительного

Безударные окончания имен существительных в разных падежах часто вызывают вопросы. Сложно понять, какую букву надо писать.

Запомни, что безударные окончания существительных одного и того же склонения пишутся также, как и ударные! Поэтому, чтобы правильно написать безударное окончание, нужно подобрать контрольное слово — это слово с ударным окончанием, стоящее в том же падеже, что и слово с безударным окончанием:

  • для первого склонения — страна, земля
  • для второго склонения — конь, окно
  • для третьего склонения — степь

Порядок действий:

1. Определяем падеж имени существительного.

2. Определяем склонение существительного.

3. Выбираем контрольное слово и ставим его в том же падеже.

4. Смотрим на окончание контрольного слова — и такое же ставим в слово с безударным окончанием.

Например: от речк шёл пар.

Вставляем окончание: от речки шёл пар.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И — Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание «не» с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

3 класс

Упражнение 239, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 11, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 15, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 18, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 23, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 24, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 329, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

4 класс

Упражнение 206, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 39, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 125, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 141, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 190, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 222, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 297, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 2, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 534, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 719, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 99, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 133, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 212, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

6 класс

Упражнение 96, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 223, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 281, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 285, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 340, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 348, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 409, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 609, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 23, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 88, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 13, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 99, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 100, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 155, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 204, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 293, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 325, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 354, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 364, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 483, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 7, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 10, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 25, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 75, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 116, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 187, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 250, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 253, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 269, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 289, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *