Библиотечные уроки в библиотеке

Библиотечный урок в 1 классе «Знакомство с библиотекой»

И так ребята, билеты у нас в руках и мы отправляемся в путь. Во время путешествия ведем себя тихо, так как наш поезд сказочный и волшебный, и если мы будем шуметь, то от нас убегут все сказочные герои. Вот так вы должны себя вести всегда, когда будете посещать нас «книжный город».

Ребята, как называется «книжный город», в который мы с вами отправились? – (ответ: Библиотека)

А кто живет в данном городе? (ответ: Книги, газеты, журналы)

Правильно ребята, этот город называют библиотекой, и в нем живут самые интересные книги, красочные журналы и газеты. Слово «библиотека» означает книгохранилище. Библиотеки появились давно, с тех пор, как люди научились писать. Все что они узнавали нового о жизни на земле, они доверяли книгам. Поэтому в библиотеках сохранилось очень много интересных книг. Посмотрите на них, молчаливые они тихо стоят на полках и ждут своего читателя, который подойдет, откроет страницу и унесется в сказочный и волшебный мир, в котором живут добрые и злые волшебники, веселые и озорные девчонки и мальчишки.

И вот наша первая остановка, которая называется «Абонемент». Если вы хотите взять книгу домой, то обязательно должны на абонементе записаться и уже можете взять любую книгу на дом на 10 дней.

Ребята, ответьте на вопрос: Как называют профессию людей, работающих в библиотеке? (ответ: библиотекарь)

Библиотекарь поможет вам найти нужную книгу, посоветует, что взять, познакомит вас, где найти нужные книги о природе, о дружбе, о приключениях, сказки, рассказы, стихи. У каждой книги есть свое место на полке и только библиотекарь знает где она стоит, как ее найти, и куда ее поставить.

Библиотекарь не может запомнить всех ребят, но хочет знать, кто же стал читателем «книжного города». Поэтому на каждого из вас заводиться вот такая книжечка, которая называется книжный формуляр. На первой странице я записываю ваше фамилию, имя, класс, возраст, и домашний адрес. А на второй и третьей странице записываю книгу, которую вы хотите взять домой почитать.

Посмотрите ребята, какая книжная выставка нас здесь встречает? (Оформлены книжные выставки «Что за чудо эти сказки», «Здравствуй, новый читатель!» где представлены яркие, расписные книжки – панорамы, книжки – игрушки, книжки — великаны, книжки – малютки).

С выставки книжки вы можете полистать, посмотреть, если вам понравилась какая, то книжка вы можете взять ее домой.

Вы ребята наверно знаете, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

· Не рисовать, не писать ничего в книгах;

· Не вырывать листы, не вырезать картинки;

· Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

· Не читать книги во время еды;

· Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

· Пользоваться закладкой.

А теперь ребята, мы отправляемся дальше. Следующая наша остановка — это читальный зал. Это комната в библиотеке, где всегда тихо и все читают. Книги из читального зала домой не выдаются, их вы можете почитать только здесь. Здесь вы можете познакомиться с энциклопедиями и справочниками. Это книги, которые знают всё, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка» (показать).

А здесь ребята посмотрите, какая выставка? Оформлена выставка «Мои любимые журналы».

Эти журналы вы можете посмотреть и почитать в читальном зале, посидеть и отгадывать кроссворды, порешить ребусы.

Наше путешествие по сказочному «книжном городу» заканчивается, сегодня ребята, вы познакомились с удивительным «книжным городом», которая называется библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой.

Давайте с вами проведем не большую игру «Что такое, как называется?»

Комната в библиотеке, где всегда тихо, и все читают? (Читальный зал)

Как называется дом, в котором живут книги? (Библиотека)

Что за книжечка, где записывают книгу, которую вы взяли почитать домой? (Книжный формуляр)

Где вы можете взять книжку на дом? ( На абонементе)

Человек, работающий в библиотеке, который вам поможет, найти нужную книгу? (Библиотекарь)

А теперь ребята, кто из вас желает быть читателем волшебного «книжного города» (Запись в библиотеку).

Библиотечный урок в 1 классе. Знакомство с библиотекой

Библиотечный урок «Библиотека, книжка, я – вместе дружная семья!» для учащихся 1-ых классов Клип о чтении
В библиотеке хранится очень много книг. Сюда приходят и взрослые, и дети. Они могут взять книгу домой почитать и вернуть. А некоторые здесь, в читальном зале, читают, делают уроки, играют в настольные игры.
Вы сегодня пришли в гости к нашим друзьям. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. И живут наши друзья-книги в доме, который называется библиотека.
— Что же такое библиотека?
Это книгохранилище (библио – книга, тека – хранить). Видите, много тут книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. Библиотека состоит из двух частей: абонемент и читальный зал. На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. У каждого из вас есть формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения (показать стеллажи с книгами). Поднимите руку те, кто любит читать.
А вот эти книги и журналы на дом не выдаются, а читаются здесь. С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд.
— Знаете ли вы, что представляет собой справочный фонд?
Справочный фонд – это энциклопедии и справочники. Это книги, которые знают все, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Я познаю мир», «Что такое? Кто такой?». А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы). Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется – читальный зал.
Для того чтобы люди быстрее ознакомились книжным фондом, делаются книжные выставки (показать). В них могут быть представлены книги одного автора или книги на одну тему, а книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами на выставке «Окунись в мир сказок».
ИГРА «СКАЗОЧНАЯ ДЕРЕВНЯ».
1.»Жили-были на свете три поросёнка. Три брата. Все одинаковые, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Наступила осень, и пришлось поросятам подумать о жилье. Лишь один из братьев оказался рассудительным, благоразумным и благородным».
(«Три поросёнка»)
2. «У бабки и дедки была курица, но не простая. Она несла золотые яйца».
(«Курочка Ряба»)
3. «Был у одного хозяина осёл, и много лет таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе непригоден. Хозяин решил, что кормить осла теперь не стоит. Несправедливо обиженный осёл ушёл из дома и оправился в город Бремен, где повстречал друзей».
(«Бременские музыканты»)
4. «Давным-давно жил мельник. Он умер, оставив сыновьям мельницу, осла и кота. Старшему сыну повезло больше всех – он унаследовал мельницу. Средний получил осла и решил уйти из дома на поиски счастья. Младшему брату пришлось взять себе кота».
(«Кот в сапогах»)
5. «Случилось это давным-давно. На крестьянском дворе утка высиживала яйца. Наконец яичные скорлупки затрещали, и из них выкарабкались шесть пушистых утят. И лишь седьмое яйцо, самое большое, так и осталось целым…»
(«Гадкий утёнок»)
Представьте себе, что все эти книги свалены в одну большую гору посреди библиотеки до самого потолка, Вы приходите и просите книгу, ну скажем: «Три толстяка». И вот я начинаю искать день, может быть два. И вот, наконец, измучившись, нахожу вам эту книгу. Никому из вас, наверное, не захочется еще раз прийти за книгой. И поэтому, чтобы такого не случилось, в каждой библиотеке все книги расставлены по специальной системе – ББК (библиотечно-библиографическая классификация) Как правило, каждая библиотека состоит из двух отделов: абонемента и читального зала.
Абонемент — это отдел, где каждый желающий может взять книгу домой. Но прежде всего, нужно записаться. На всех читателей обязательно заводиться формуляр. Книги выдаются сроком на 7-10 дней. В случае необходимости книгу можно продлит. Но для этого нужно поставить в известность библиотекаря, чтобы она сделала необходимые пометки в вашем формуляре. В конце учебного года, тот, кто прочел больше всех книг становится нашим книголюбом. Фамилия читателя помещается на стенде «Наши книголюбы».
Читальный зал! Что же это такое?
В читальном зале есть свои правила!
Правило №1 — книги из читального зала на дом не выдаются, Здесь находятся большие по своим размерам книги, ценные по своему содержанию и книги в единственном экземпляре: словари, справочники, энциклопедии.
Правило №2: не шуметь, внимательно читать, если необходимо записывать, что непонятное, спросить шепотом. Несмотря на то, что книги в читальном зале не выдаются, на каждого читателя заводится формуляр, вся использованная для чтения литература вносится в формуляр.
В ходе чтения. к сожалению многие книги теряют свой первоначальный вид. Обратите внимание на эти две книги. Получены они были в один день, но посмотрите, какие они стали разные. С одной книгой обращались бережно, а вторую…И когда я вижу такие неряшливые книги то вспоминаю замечательное стихотворение Б.Заходера:
«…Заболела эта книжка,
Изорвал ее братишка
Я больную пожалею,
Я возьму ее и склею!!!»
Перед вами лежит «Памятка читателям школьной библиотеки» давайте ознакомимся с ней и сохраним, чтоб не забыть о том, о чем в ней говорится:
Памятка читателям школьной библиотеки
Дорогие юные читатели!
У книг срок жизни может быть разным: совсем коротким и практически бесконечным. И эта книжкина жизнь зависит от вас, от вашего бережного отношения к ней. От того, соблюдаете ли вы правила чтения, ваши любимые книги будут радовать вас долго-долго.
Что надо знать, чтобы книга улыбалась.
Книга не любит читателей с грязными руками.
Нельзя читать во время еды.
В книге нельзя рисовать, раскрашивать иллюстрации, ставить пометки. Переворачивать страничку нужно за верхний уголок.
Нельзя загибать в книге страницы, надо пользоваться закладкой.
Книга очень боится всего, из-за чего она может рассыпаться на кусочки. Это происходит, если её кладут раскрытой переплётом вверх и если вместо закладок оставляют в ней линейки, карандаши и прочие толстые предметы. Если на улице дождь или снег, а книгу надо отнести в библиотеку, необходимо её завернуть и положить в непромокаемый пакет.
У книг дома должно быть своё постоянное место.
Книги библиотечные – особо уязвимые существа: ведь ими пользуются намного чаще, чем домашними.
Когда вы берёте книгу, вы становитесь её полноправным хозяином, но – только на несколько дней в соответствии с правилами библиотеки.
В назначенный срок книгу ждут в родном доме – библиотеке.
С книгой надо обращаться аккуратно!
ВИКТОРИНА «ЗАГАДКИ О СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЯХ».
1. Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
Золушка
2. Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …
Медведь
3. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
Дюймовочка
4. Дед и баба вместе жили
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
Снегурочка
5. Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос.
Мальвина
6. Черепахе 300 лет
Уж её и старше нет.
И она-то рассказала
Тайну, о которой знала
И которую хранила,
Буратино ключ вручила:
«Вот он, ключик золотой.
В город Счастья дверь открой.
Я ж в пруду останусь тут.»
Черепаху как зовут?
Тартила
7. Он всегда, как день варенья,
Отмечает день рожденья,
На штанишках кнопку тиснет,
Чтоб отправиться в полёт,
Под пропеллером повиснет
И летит, как вертолёт.
Парень он, «в расцвете лет».
Кто он? Дайте-ка ответ.
Карлсон
8. Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Кот в сапогах
9. Эту как зовут старушку?
Просит бабушка избушку:
«Разверни-ка свой фасад:
Ко мне — перед, к лесу — зад!»
Топнет костяной ногой.
Звать бабулечку ….
Баба Яга
10. У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, —
Винни – Пух
Для каждого из вас я подготовила «Удостоверения читателя»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа …» г….
УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ
предъявитель удостоверения имеет право:
— Записаться в самую лучшую библиотеку;
— Получить все самые интересные детские книжки и журналы;
— -Участвовать в занимательных и познавательных занятиях.
Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги.
( По К. Паустовскому.)/i]
Конкурс-разминка: «Исправьте меня»:
1. Василиса Преглупая
2. Елена Некрасивая
3. Крошечка- Горошечка
4. Сестрица Гулёнушка
5. Баба Бяка
6. Кощей Бесстрашный
7. Царевна- жаба
8. Жар- муха
9. Царевна- индюшка
10. По собачьему велению
11. Иван-царевич и зеленый волк
12. Сестрица Алёнушка и братец Никитушка
Конкурс «Волшебный сундучок».
В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Уважаемые учащиеся первого класса, для вас хочу объявить специальный конкурс рисунка «Моя любимая сказка». Для участия вы можете нарисовать рисунок по сказке и принести его сюда в библиотеку. Самые яркие и интересные рисунки будут награждены на «Неделе детской книги».
Есть добрая традиция в нашей школьной библиотеке. В апреле, во время проведения «Недели детской книги» мной просматриваются формуляры ваши, и я объявляю о самом читающем читателе!
Я надеюсь, что именно ваш класс окажется самым читающим. Приходите, читайте и приводите своих друзей!
А в следующий раз я приду к вам, когда вы закончите изучение букваря и мы с вами устроим мероприятие под названием «Прощание с букварем»
До новых встреч!

Рекомендуем посмотреть:

Библиотечный урок для 1 класса. О книге и библиотекеМероприятие в библиотеке на весенних каникулах для учащихся начальной школыВнеклассное мероприятие о книгах в библиотеке для начальной школыБиблиотечный урок для младших школьников «Добрый мир любимых книг»

Красноярский ресурсный центр

Библиотечный урок»Подготовка старшеклассников к самообразовательной работе после окончания школы

  • Электронная почта

in Библиотечные уроки Дата публикации Просмотров: 4661 Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ШКОЛЫ
(Библиотечный урок для учащихся старших классов)
ЦЕЛЬ:

1.Воспитание культуры чтения
2.Подготовка старшеклассников к самообразовательной работе после окончания школы.

ЗАДАЧИ:

1. Повторить виды записей, которыми владеет квалифицированный читатель, расширить эти знания.
2. Внести конкретность в знания учащихся по вопросам конспектирования при чтении текстов.
З. Семинарское занятие и подготовка к нему.
4.Дать рекомендации по навыкам самоконтроля за качеством знаний.
5.Дать рекомендации по комплектованию домашней библиотеки.

ОФОРМЛЕНИЕ, ОБОРУДОВАНИЕ
1. Плакаты с цитатами:
«Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. Плохое чтение — как замазанное грязью окно, через которое ничего не видно».
В. Сухомлинский.
«Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для людей, которые умеют читать. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно грамоте».
Д.И. Писарев.
2. Выставка «Учись учиться».
ПЛАН
1. Специальные советы по запоминанию.
2. Как надо читать.
3. Необходимое для записи (что брать с собой для работы в читальном зале).
4. Основы технологии записывания.
5. Чтение – изучение:
а) первоначальное чтение,
б) повторное чтение,
в) виды записей, которыми владеет квалифицированный читатель (план, тезисы, конспект, реферат, лекция).
6.Лекция – основная форма самостоятельной работы с книгой в системе после-школьного образования.
7. О конспектировании и реферировании при чтении текста.
8. Семинарское занятие и подготовка к нему.
9. Навыки самоконтроля за качеством знаний..
10. Рекомендации по комплектованию домашней библиотеки.
Назвать тему урока, познакомить с планом, предложить учащимся записать его, чтобы они могли следить за развитием мысли.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОВЕТЫ ПО ЗАПОМИНАНИЮ
У психологов и учителей существует специальный термин: «установка» на запоминание. Так обозначается волевое усилие, предшествующее процессу запоминания и сопровождающее его. Приступая к работе над информацией, которая должна надолго отложиться в памяти, нужно приказать себе запомнить, в этом случае меняется процесс умственной деятельности при чтении:
— текст читается более внимательно,
— особое внимание уделяется структуре материала,
— не только уясняется порядок изложения, но и определяется, чем вызвана та или иная последовательность,
— мысленно повторяются заглавия уже выделенных частей текста,
— особо важные фрагменты текста мысленно пересказываются,
— формулировки читаются особо пристально, а деталям уделяется меньше внимания.
Чтение с толком, толкование, объяснение самому себе прочитанного, т.е. размышление, для запоминания необходимо, иначе – зубрежка, результаты которой неэффективны: воспроизвести информацию, как правило, можно только при ответе на прямой вопрос, а в новой ситуации приобретенные зубрежкой знания применить невозможно.
«Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать».
Р. Декарт.
В книге Б.С. Алякринского «О таланте и способностях» приведены специальные упражнения по запоминанию. «Словесно-логический материал, — пишет Б.С. Алякринский,- запоминается более успешно в том случае:
– когда этот человек имеет уже большой объем знаний в той области, к которой относится и данный конкретный заучиваемый материал.
– когда у человека сформирована установка на длительность, полноту и точность запоминания,
– если при заучивании материала он внимательно прочитывается один раз, с разбивкой материала на смысловые фрагменты, и затем воспроизводится путем активных повторений с подглядыванием,
– если между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью около 24 часов,
– если в процессе работы над материалом отдельные сеансы работы продолжительностью около 45-60 минут разграничиваются интервалами отдыха длительностью около 15 мнут,
– если при необходимости запомнить что-либо наизусть заучиваемый текст прочитывается целиком, сразу от начала до конца (как правило, он должен содержать не более 1000 слов).
Каждый такой вывод-совет опирается на большую исследовательскую работу ученых, но не гарантирует моментального успеха. Давайте вспомним основополагающие принципы культуры умственного труда (вопрос к учащимся) – последовательность и систематичность.
Универсальных советов не бывает, и ваша работа по воспитанию памяти должна учитывать особенности именно вашей памяти. Давайте вспомним, какие существуют типы памяти (вопрос н учащимся):
– зрительный,
– слуховой,
– двигательный.
(Учащиеся дают характеристику типов памяти.)
Тренировка памяти идет двумя путями: дорогой расширения кругозора в процессе самообразовательной работы и дорогой настойчивой, скрупулезной работы над книгой с карандашом в руках.
Ещё один совет: как бы трудно ни шло на практике овладение этими приемами. не отчаивайтесь! Нужна настойчивость! А сейчас подумайте над вопросом: «Доволен ли я своей памятью?»
В одном из сонетов Шекспира есть такие строки:
Запечатлейте беглыми словами
Все, что не в силах память удержать.
Рекомендация литературы, экспонируемой на выставке «Учись учиться».

КАК НАДО ЧИТАТЬ.

Основной формой самообразовательной работы является систематическое чтение. При чтении надо иметь в виду следующее:
1. Лучше читать немного, но основательно.
2. Чрезвычайно большое значение имеет выбор книги. Прежде всего, надо запастись рекомендательным списком по данному вопросу. Отобрать нужные книги, а из них ту, которая по силам, с нее и надо начинать.
3. Если встретились непонятные слова, надо в каком-нибудь энциклопедическом словаре справиться, что это слово значит. Не оставляйте непонятное необъясненным.
4. Выписывайте себе в тетрадь все то, что надо запомнить: годы событий, имена, цифры.

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЗАПИСИ.

Итак, перед тобой книга, ты намерен изучить ее: приготовь все необходимое для записи. Это ручка и карандаш, стопочки листов в половину формата страницы школьной тетради (лучше в клетку, конверты (самодельные, по формату листков бумаги), узенькие полоски бумаги (закладки), тетрадь, канцелярские скрепки.
(Библиотекарь подробно рассказывает как все, выше перечисленное используется).

ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ЗАПИСЫВАНИЯ

Работая в тетради, оставляйте часть листа – широкие поля, где будете записывать (в верхнем углу страницы) заголовок и выходные данные книги, собственные вопросы и т.д. Скажу сразу, что система записывания у каждого человека своя, складывающаяся годами, но знание основ технологии сбережет ваши силы и время.

ЧТЕНИЕ-ИЗУЧЕНИЕ.

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

В ходе первого знакомства с текстом (не просмотра его, а чтения) важно понять общий смысл текста, попытаться определить основные его мысли, отметить неясные места, навести кое-какие справки. Результатом первоначального чтения должен быть простой план текста и четкое представление о неясных местах, отмеченных в книге. Технология этой работы требует закладок.

ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ
Это и есть собственно чтение – усвоение. В ходе его нужно просматривать свои
пометки, отбирать материалы для записи, окончательно сформулировать план, определить для себя вид записи.

ВИДЫ ЗАПИСЕЙ, КОТОРЫМИ ВЛАДЕЕТ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ЧИТАТЕЛЬ
Квалифицированный читатель владеет 5-ю видами записей: план, тезисы, конспект, реферат, лекция.
План.
Что может план? План кратко отражает последовательность изложения, помогая быстро восстановить в памяти содержание источника. План, если он хорошо составлен, может заменить конспекты и тезисы. План является основой любого вида записи.
План помогает в длительной работе над источником. Если к каждому параграфу или главе учебника составить план, повторение занимает минимум времени. Сам процесс составления плана воспитывает внимание, улучшает память, развивает логическое мышление и речь.
Простой план вы составляете в ходе первоначального чтения, определив закладками границы мыслей. Эскиз плана следует уточнить при повторном обращении к тексту.
Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут.
И все еще рано открывать тетрадь. Прежде чем план появится в ней, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки. Практика указывает два пути составления плана. Первый – составление подробнейшего простого плана (можно идти вслед почти за каждым абзацем). Второй путь – составление краткого простого плана с последующей детализацией. Какой путь эффективен – судить вам: опирайтесь на свой склад ума.
Не пренебрегайте графической культурой записи! (Предложить кому-нибудь из учащихся написать на доске схему записи плана).
Схема записи плана может выглядеть так:
I.____________________
1.______________
2. _____________
3. _____________
а) _______
б)_______
в)________
II.____________________
III. ___________________
Всем хорош план, да не передает он фактического содержания, а лишь напоминает о схеме его расположения.
Тезисы.
Тезисы передают существо текста. Тезисы – итоги узнанного. Записать прочитанное в виде тезисов – значит записать опорные мысли текста. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отметить места, наиболее четко формулирующие мысль, которую автор доказывает. Формулируя тезисы, нет необходимости веяний раз прибегать к цитированию.
Тезисы непременно следует нумеровать: так сохраняется, фиксируется логика авторских суждений. При записи их в тетрадь следует пропускать строку, отделяя один тезис от другого, – так облегчается пользование ими.
Конспект.
Как ни странно, но далеко не каждый знает, что такое конспект. Обычно так называют любую краткую запись. Между тем понятие конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисов. В такой записи важно отразить, о чем говорится в тексте, что утверждается, какие доказательства приводятся в пользу высказанного автором аргумента. Прежде чем приступить н конспектированию, нужно научиться составлять развернутый подробный план.
Главное требование к конспекту: запись должна иметь определенную систему, быть логически связной, чтобы ею мог пользоваться не только составитель, но и другие. Одним словом, конспект – наиболее универсальный вид записей по сравнению с другими формами.
И еще: при конспектировании излагайте мысли и аргументацию автора преимущественно своими словами: перерабатывая таким образом информацию, вы уясните самую суть.
Конспекты можно условно разделить на четыре типа: плановые, текстуальные (из цитат), свободные, тематические.
Результатом конспектирования является вторичный текст. Конспектирование предполагает фиксирование наиболее важных и существенных сведений.

РЕФЕРАТ.

Вы помните, что серьезное слово «реферат» ведет свою родословную от латинского сообщать, докладывать. Итак, что такое реферат? – Сжатое письменное изложение научной информации по конкретной теме, – изложение, в котором выражается и отношение к этой информации, ее оценка.
Реферат бывает монографическим (по одному источнику) и обзорным (по нескольким источникам: книгам, главам, статьям). (Привести примеры по журналам «РЖ информация»).
Реферат, как правило, не предполагает цитирования, мысли излагаются своими словами. Точные определения и цитаты вводятся лишь особо значимые и те, с которыми референт (составитель реферата) не согласен.
Композиция (план) реферата определяется составителем. Но в реферативной работе желательно иметь следующие компоненты (части):
– краткие сведения об авторе реферируемого материала (если это диктуется темой реферата);
– сжатое (до 1/10), но достаточно полное и точное изложение сущности научной информации по теме (главная часть реферата);
– замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации, ее значении.
Написанный реферат становится основой для устного сообщения с элементами импровизации.
Итак, повторим: реферат пишут для себя, чтобы с его помощью осмыслить и передать идеи, мысли, обобщения другим, совместно их обсудить.
Лекция.
Лекция — основная форма самостоятельной работы с книгой в системе послешкольного образования.
По практике школьных лекций на уроке вы знаете, что книгу они не заменяют, скорее подталкивают к ней, раскрывая тему.
После школьной лекции, учительского рассказа на уроне вы получаете определенное задание, связанное с работой над тем или иным текстом. Здесь все ясно, пути указаны. Учитель, приступая к рассказу, непременно познакомит вас с планом, выводами; усилит все это интонацией и повторами. Но стоит вам попасть на «взрослую» лекцию, как подобные ориентиры исчезают. Это естественно, ибо лектор не ставит перед собой сверхзадачу: научить слушать лекцию. Его цель – донести существо проблемы. Слушание лекций требует особой самодисциплины, достаточно сформированных умений вести записи. Так что не упустите школьное время, школьный урок. Приучайте себя как можно раньше записывать за учителем.

ОФОРМЛЕНИЕ ЛЕКЦИИ

Запись должна начинаться с четкого формирования темы. Не стесняйтесь пере—спросить, если не расслышали: ясное название темы, находящееся перед глазами во время последующей записи, облегчит вам ее ведение.
Хорошо, когда перед лекцией педагог знакомит вас с планом – запись плана помогает следить за развитием основной мысли. Если план не продиктован, будьте особо внимательны к вступительной части лекции.
Не записывайте на листочках. Лучше иметь обыкновенную тетрадь, где пишешь на правом поле (странице), оставляя левое свободным для дополнений, вопросов и прочего.
Мысль от мысли при записи отделяйте крупными пробелами – так легче записывать и впоследствии запоминать текст.
Чистое поле слева от основной записи позволит вам по ходу лекции составить ее план, заголовки которого вы приблизительно наметите возле соответствующих пробелов. И еще совет-напоминание: учитесь скорописи (возьмите на заметку сокращения, принятые в словарях и энциклопедиях) и умению «свертывать» информацию.
Не упустите вывод, завершающий рассказ учителя, его надо записать как можно тщательнее.
Вот лекция завершена. Теперь, когда общая картина перед глазами, и начинается самое главное. Именно теперь начинается процесс самообразования:
– вы еще раз просматриваете текст;
– определяете основное, важное, существенное в развитии мысли;
– уточняете с помощью книг не вполне ясное;
– контролируете себя привлечением справочной литературы и т.д.
А если записали не главное? Не расстраивайтесь, именно процедура контроля за правильностью записи при помощи рекомендованной учителем литературы и поможет вам выработать нужные навыки.
Каждый раз будете убеждаться: слушание лекций – это прежде всего работа с книгой. Умения и навыки, приобретенные вами в процессе сознательного чтения, готовят и к роли слушателя. Таким образом вы, тренируясь, сможете подготовить себя к самостоятельной работе с книгой (самообразованию) после школы.

О КОНСПЕКТИРОВАНИИ И РЕФЕРИРОВАНИИ ПРИ ЧТЕНИИ ТЕКСТОВ.

С чего начинать при реферировании или конспектировании текста? Как «увидеть» самую нужную, главную информацию, как экономно и рационально ее записать?
Виды работы над конспектом и рефератом взаимосвязаны, «перетекают» один в другой, потому что конечной целью является «вторичный» текст, позволяющий автору пользоваться необходимой информацией немедленно или спустя какое-то время.
Самостоятельная работа над конспектом и рефератом предполагает несколько этапов. Прежде всего, надо:
1.Сформировать главную тему текста, цель автора.
Затем следует:
2. Проанализировать содержание каждого фрагмента (абзаца), выделяя относительно самостоятельные по смыслу, и на основании этих операций:
3. Сделать кратную запись текста.
Так мы получим реферат.
Исключив из абзацев часть информации, которая детализирует, объясняет главную, получим тезисы.
Тезисы можно разделить на главные и второстепенные.
Записав тезисы в логической последовательности и снабдив их необходимыми примерами, получим конспект.
При составлении конспекта и реферата нужно понять::
— раскрытию какой темы посвящен источник,
— каковы цель и задачи автора,
— каков характер материала источника,
— из каких частей, фрагментов он состоит,
— какие основные проблемы содержит,
— каковы авторские позиции в реферируемом источнике (при их наличии),
— имеются ли ссылки на другую литературу,
— чем реферируемый текст завершается.
Первое звено в процессе формирования навыков конспектирования и реферирования – определение темы текста.
Запоминаем, что
1.каждый текст имеет свою тему (речь может идти о событиях, интересных людях, научных открытиях и т.д.).
2.многие заголовки отражает тему текста.
Основную, главную цель текста, его назначение можно найти
1) в заглавии;
2) в одном из предложений, но в большинстве случаев ее нужно искать и формулировать самостоятельно.
Формированию навыков конспектирования помогает выполнение упражнений:
— Прочитайте текст. Укажите предложение, которое содержит главную мысль. Если его нет, то сформулируйте сами.
Большое значение имеет умение выделить главную информацию, так как конспектирование и реферирование предлагает фиксирование наиболее важных и существенных сведений.
Как известно, главной составной частью конспектирования и реферирования является смысловое свертывание текста.
Овладение умением кратко излагать информацию предполагает умение извлекать информацию, соответствующую поставленной цели, и перераспределять информацию.
Арсенал упражнений по выработке такого умения достаточно разнообразен:
— прочитать текст и план текста (составленный с учетом перераспределения информации), выписать к каждому пункту плана слова и выражения, необходимые для изложения его содержания, на основе плана написать сжатый вариант текста.
— проанализировать текст с точки зрения проблемы, раскрытие которой требует объединения информации, содержащейся в разных частях текста, записать такой текст.
Краткому изложению содержания текста способствует умение ориентироваться в общей структуре текста. Так, умение выделить введение поможет «выйти» в проблемы текста, которые получают развитие в основной излагающей части. Основная часть иллюстрируется примерами, доказательствами и т.д. Заключение же поможет обобщить информативное содержание текста и выводы, что значительно упростит задачу краткого изложения содержания.
Формирование навыков по конспектированию и реферированию – сложный процесс, требующий терпения и усидчивости.
ПОДГОТОВКА К ДОКЛАДУ НА СЕМИНАРЕ
Напоминаю: слово «семинар» в переводе с написанного означает «рассадник». В общепринятом смысле семинар означает такую форму организации учебной работы («рассадник» знаний), когда его участники знакомят друг друга с итогами своей самостоятельной работы.
Самостоятельно (или с помощью учителя) составляется список литературы (библиографический список) к выбранной теме.
Литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается. Выбирайте все, что относится к теме семинара (внимательно прочтите аннотацию, выпишите цитаты, составьте тезисы или конспект нужных для вас частей текста).
Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план).
Способам и приемам выступления с докладом на семинаре можно и нужно учиться. Например, лучше всего сделать сообщение не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислить мысли автора, а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения того или иного постулата, привести доказательства его истинности, высказать и свою точку зрения.
И последнее. Доклад на семинаре, как правило, не должен быть длинным (не более 10-15 минут). Но он обязательно должен вызвать реакцию у слушателей, заинтересовать их, – только в этом случае можно считать, что ваша цель достигнута.
УЧИСЬ САМОКОНТРОЛЮ
Что такое «самоконтроль»? – Одно из ценнейших качеств личности! Проверка самого себя – это:
умение следить за собой: за своим поведением, речью, действиями и поступками, понимая при этом всю меру ответственности за них;
умение контролировать степень понимания и степень прочности усвоения знаний и умений, получаемых в учебном заведении, дома;
умение критически оценивать результаты своей познавательной деятельности, вообще – своих действий, поступков, труда (самооценка).
Самоконтроль учит ценить свое время, вырабатывает дисциплину труда (физического и умственного), позволяет вовремя заметить свои ошибки, вселяет веру в успешное использование знаний и умений на практике.
Приучайте себя к самоотчету: регулярно отчитывайтесь перед собой в проведенном дне (неделе).
Овладевая самоконтролем, помните о совершенно обязательном условии:
контролирующий, проверяющий себя должен знать общепринятые нормы поведения, чтобы сравнить с ними собственные действия и поступки, знать эталоны, образцы, по которым и сравнивать свои знания и умения.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОМПЛЕКТОВАНИЮ ДОМАШНЕЙ БИБЛИОТЕКИ

Сначала твердо усвойте, что груда книг – это далеко не библиотека. И подумайте над таким изречением: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты» (Луи Блан – французский историки журналист Х1Х века). Домашняя библиотека – это заранее продуманное и целенаправленное собрание книг, которые предназначены для учебы, работы, а также для удовлетворения интересов, склонностей и вкусов владельца.
Как создается такая библиотека?
Руководствуйтесь принципами:
Первый – в домашней библиотеке есть подборка книг-помощников, книг-тружеников, – тех, без которых нельзя обойтись в учебе и работе.
Второй принцип отбора – книги по личным склонностям. Это книги – задушевные собеседники, к которым не раз обращаются и которые отвечают «на возникшие в душе вопросы» (Л. Толстой). Это книги-друзья!
Дельные советы в выборе книг дают библиографические издания, газета «Книжное обозрение», рецензии, аннотации, обзоры, библиографические списки в детских, юношеских и научно-методических журналах, внутрикнижная и пристатейная библиография.
Настоящий книголюб не только тщательно собирает домашнюю библиотеку, но и хорошо ориентируется в ней благодаря умению пользоваться библиографическими способами работы с книгой.
У такого книголюба есть библиографическая карточка на каждую книгу. Заканчивая урок, приглашаю вас в читальный зал школьной библиотеки поработать с выставкой «Учись учиться» (для учащихся 10-11 кл.) Экспонируемый материал дает систему рекомендаций, советов, консультаций о способах и приемах умственной и практической деятельности.

БД: Сценарии и презентации

Страница в стадии пополнения…

Материал, находящийся на данной страничке рекомендован для использования, но не обязателен и может быть адаптирован для использования в своем учреждении.

Байкал — загадочный и неизвестный

Библиотека

  1. Организация библиографического информирования (презентация), 2019
  2. Умеете ли вы читать, библиотечный урок для учащихся (сценарий, презентация), 2018
  3. «Библиотеки на Руси», библиографическое занятие (сценарий, презентация), 2018
  4. Н.А. Рубакин — гений библиографии (к 155-летию со дня рождения) (сценарий, презентация), 2017
  5. «Библиотека» — историческая справка (презентация (PowerPoint), 2016
  6. Как давно это было (из истории вознокновения библиотек, библиотеки мира (презентация (PowerPoint)), 2016
  7. Моя библиотека (проект рассказа о библиотеке для ученика начальной школы) (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2016
  8. День библиотек (разговор библиотекаря с Богом — театрализованный момент), 2016
  9. «Информационные компетенции современного библиотекаря», презентация, 2015

Все то, что неизвестно, ужасно интересно

«Войди в мир прекрасного»

  1. «Всемирно известный» — познавательный час, посвященный жизни и творчеству художника Маковского Константина Егоровича (сценарий, презентация), 2018
  2. «…глава школы? Скажите лучше – глава мятежа!» информационный час, посвященный 220- летию со дня рождения французского художника Эжена Делакруа (сценарий, презентация), 2018
  3. «Мои картины – это мой дневник» — познавательный час, посвященный 155- летию со дня рождения норвежского художника Эдварда Мунка (12 декабря, 1863-1944) (сценарий, презентация), 2018
  4. «Пейзажист настроения» беседа, посвященная 160- летию со дня рождения русского живописца Алексея Степановича Степанова (1858-1923, 6 мая) (сценарий, презентация), 2018
  5. «Он любил искусство, человечество и море» — информационный час, посвященный 155-ю со дня рождения Поля Синьяка, французского живописца и графика (11 ноября, 1863-1935) (сценарий, презентация), 2018
  6. «Певец советского крестьянства» виртуальная выставка, посвященная 125- летию со дня рождения русского художника Аркадия Александровича Пластова (1893-1972), 31 января (сценарий, презентация), 2018
  7. «Лирическая живопись» — тематический час, посвященный 115- летию со дня рождения русского живописца и графика Юрия Ивановича Пименова (26 ноября, 1903- 1977) (сценарий, презентация), 2018
  8. «Подвиг крепостного крестьянина» — познавательная беседа, посвященная 180- летию со дня рождения русского скульптора Александра Михайловича Опекушина (28 ноября, 1838-1923) (сценарий, презентация), 2018
  9. «Настоящий певец природы» — познавательная беседа о творчестве русского графика и живописца, члена творческого объединения «Кукрыниксы» Михаила Васильевича Куприянова, к 115- летию со дня рождения (21 октября, 1903-1991 г) (сценарий, презентация), 2018
  10. Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой, виртуальная экскурсия по творчеству русского живописца Виктора Михайловича Васнецова, ко 170 – летию со дня рождения (1848-1926, 26 мая) (сценарий, описание работ, презентация), 2018
  11. Я только море жил (Иван Константинович Айвазовский) (сценарий, презентация) (буктрейлер в меню: Буктрейлер`s), 2017
  12. «Я только морем жил» Биография и творчество, вдохновители и учителя, морские и не морские пейзажи, библейские сюжеты и батальные сцены, страсть к путешествиям и любовь к Крыму. Известный маринист и его наследие в виртуальной выставке, посв. 200 -летию со дня рождения известного русского художника, мастера морского пейзажа Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900), 29 июля (презентация), 2017
  13. «Портретист и иконописец» Информационный час, посвящённый 260- летию со дня рождения русского художника-портретиста Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825), 4 августа (презентация), 2017
  14. «Апофеоз войны» Беседа, посвященная жизни и творчеству признанного художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина, — 175 лет со дня рождения (1842-1904), 26 октября (презентация), 2017
  15. «Певец природы и православия» Биографический час, посвященный 155- летию со дня рождения русского художника Михаила Васильевича Нестерова (1862- 1942), 31 мая (презентация) 2017
  16. Самобытный художник и поэт» Информационный час, посвященный 140- летию со дня русского художника, поэта серебряного века, Максимилиана Александровича Волошина (н.ф. Кириенко-Волошин), (1877-1932), 28 мая (презентация), 2017
  17. «Лидер мирового авангарда» Беседа, посвященная жизни и творчеству выдающегося и неповторимого художника, живописца Марка Захаровича Шагала, (130 лет со дня рождения), (1887-1985), 19 июля (презентация), 2017
  18. Мастер портретного жанра (карл Брюллов) (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2014 г.
  19. Классик пейзажно-бытового жанра (Илья Репин) (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2014 г.
  20. Волшибство живописи Алексея Саврасова (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2013 г.
  21. Дух революции Петрова-Водкина (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2013 г.
  22. Казимир Северинович Малевич (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2013 г.
  23. Первый живописец короля (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2013 г.
  24. Дух времени. Романтизм в живописи (сценарий, презентация (PowerPoint), 2011 г.
  25. Русское искусство нового времени. Окно в Европу. (сценарий, презентация (PowerPoint), 2011 г.
  26. Здесь вся Россиия (русское искусство 15-20 вв) (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2010 г.
  27. Валентин Серов — художник — реалист в лучшем значении этого слова (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2010 г.
  28. Набатный колокол бьет на Руси (героика в искусстве) (65-летию Победы в ВОВ) (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2010 г.

Здоровый образ жизни

  1. Рецепт пятерок. Почему школьникам необходимо пить много воды? (презентация, буклет), 2018
  2. Правильное питание (сценарий, презентация), 2018
  3. Жить здоровым — здорово (сценарий, презентация), 2017
  4. Экологическая сказка «Береги себя» (сценарий), 2017
  5. Викторина о здоровом образе жизни (сценарий, презентация), 2017
  6. Сквернословие или здоровье (сценарий, презентация), 2017
  7. Береги зрение смолоду» (сценарий, презентация), 2017
  8. Быть здоровым – престижно и модно (сценарий, презентация), 2017
  9. Здоровье в порядке – спасибо зарядке. Интеллектуально-познавательная игра (сценарий, презентация), 2017
  10. Своя кожа рубахи дороже (урок здоровья) (сценарий, презентация), 2017
  11. Семейство группы Е (урок-здоровья о витамине Е) (сценарий, презентация), 2017
  12. Отправляемся в Поход! (игра-забава) (сценарий, презентация), 2017
  13. «Жить здоровым – здорово», презентация, 2015 г.
  14. Путь в страну здоровья, игровая программа для детей (сценарий), 2014
  15. Не болейте никогда (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2013 г.

Профилактика вредных привычек

  1. Пивной алкоголизм (сценарий, презентация), 2019
  2. В рабстве у безумия. Профилактическая беседа в борьбе с наркоманией (сценарий, презентация), 2018
  3. «Обманутые судьбы» (информационный час, раскрывающий все опасности употребления наркотика «насвай») (сценарий, презентация), 2017
  4. «Глоток беды» (час информации, направленный на профилактику женского алкоголизма среди молодежи) (сценарий, презентация), 2017
  5. Глоток беды (вред алкоголя) (сценарий, презентация), 2017
  6. Игромания — терроризм на дому (сценарий, презентация), 2017
  7. Взвесить «За» и «Против» (против алкоголя!) (сценарий, презентация), 2017
  8. Курение или здоровье? Выбирайте сами (Тематический час) (сценарий, презентация), 2017
  9. Пожизненный плен (незаконный оборот наркотических средств) (тематический час) (сценарий, презентация), 2017
  10. Всероссийский день трезвости (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2016
  11. «Выбор за тобой» презентация о вреде курения, 2015
  12. «Пристрастие, уносящее жизнь», презентация о вреде наркотиков, 2015
  13. Курить — не модно (информационный час о вреде курения) (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2010 г.

Краеведение Сибири и Слюдянского района

  1. «Слюдянка многонациональная. Узнаем друг о друге — узнаем друг от друга» (сценарий, презентация), 2020
  2. Деревянное кружево Иркутска (презентация), 2019
  3. «Любимый Иркутск — середина Земли» Виртуальное путешествие по страницам истории города Иркутска (сценарий, презентация), 2018
  4. Что такое Комсомол? Тематический час (сценарий, презентация), 2018
  5. «Театры Иркутска. История и современность» виртуальная экскурсия (сценарий, презентация), 2018
  6. Водонапорные башни — архитектурные памятники Слюдянского района (презентация), 2018
  7. История Прибайкалья в памятниках архитектуры ст. Маритуй и г. Слюдянки (сценарий, презентация), 2018
  8. Иркутская область. Книга рекордов. Страницы о земле Слюдянской (сценарий, презентация), 2017
  9. Из прошлого в настоящее через «Тальцы» (сценарий, презентация), 2017
  10. «Иркутская область — область будущего», слайд-беседа о развитии Иркутской области (сценарий, презентация), 2017
  11. «Научные и культурные перспективы развития Иркутской области», слайд-беседа о развитии культуры в Иркутской области (сценарий, презентация), 2017
  12. Городское самоуправление в Иркутске (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2017 г.
  13. О прошлом для будущего (восстание декабристов) (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2016
  14. Культурно-исторические места Слюдянки (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2016
  15. Театральная культура 20 века. Театры Иркутска. (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2016
  16. Виртуальная экскурсия по Слюдянке (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2015 г.
  17. Наш Слюдянский комсомол (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2014 г.
  18. Олимпийские спортсмены Иркутской области (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2014 г.
  19. Байкало-Амурская магистраль: Иркутский участок (страницы истории) (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2014 г.
  20. Что в имени твоем? (история озникновения памятника М.И. Хилкову в Слюдянке) (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2013 г.
  21. Люди немеркнущей профессии: году учителя посвящается (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2010 г.

-Силантьевские чтения

Литературное краеведение

О поэтах и писателях

Патриотическое воспитание

Великая Отечественная война

Персона

Прекрасное искусство — этикет

Правовое информирование

Профориентация молодежи. Толерантность.

  1. Толерантность в русской литературе (сценарий, презентация), 2020
  2. «Единство разных». Посвящается Международному дню толерантности (16 ноября)(сценарий, презентация), 2019
  3. «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!» (викторина по толерантности) (сценарий, презентация), 2017
  4. Путь к самопознанию и выбор профессии (профориентационный час) (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2010 г.
  5. Секреты выбора профессии — Хочу. Могу. Надо. (профориентационный час) (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2010 г.

Свет православия

Таинственная паутина Интернет

Тематические даты

-День смеха

-Родной язык, родное слово

  1. Учитесь говорить красиво (международный день родного языка (сценарий, презентация), 2020
  2. «Реформы в истории русского языка» (сценарий, презентация), 2020
  3. «Международный день грамотности» (сценарий, презентация), 2019
  4. «Язык – дар предков» II часть «Реформы в алфавите и языке» (презентация, буклет), 2019
  5. «Глаголица и кириллица» (сценарий, презентация), 2019
  6. «Наум – наведи меня на ум». Тематический час, посвященный Дню Наума Грамотника (сценарий, презентация), 2018
  7. «Родная речь – бесценный дар предков» (о нормативной и ненормативной лексике) (сценарий), 2018
  8. Страна по имени родная речь (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2014 г.
  9. Письмо шагает по Руси (24 мая — день славянской письменности и культуры) (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2010 г.
  10. Слово — дело великое (21 февраля — международный день родного языка) (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2010 г.

-О спорт!

-О цветах, ягодах

-Космическая эра

-День России

-Эти трагедии мы будем помнить…

  1. Дети против террора (сценарий, презентация), 2019
  2. Хиросима и Нагасаки: спите спокойно, ошибка не повторится (знакомство с событиями атомной бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки в 1945 году) (сценарий, презентация), 2017
  3. Уроки Чернобыля (тематический час — 30 лет со дня страшной катастрофы на Чернобыльской АЭС) (сценарий, презентация), 2017
  4. Политические репрессии 20-х — 50-х гг в Слюдянском районе (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2016
  5. Всем обществом против терроризма (Беслан) (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2015 г.
  6. Чернобыль — наша боль (день памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах) (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2011 г.
  7. Российские великомученники 20 века. Посвящается памяти жертв политических репрессий (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2010 г.

-Новогодний калейдоскоп

  1. «Коло Сварожье» познавательный час, посвященный празднику Деда Мороза и Снегурочки (30 января) (сценарий, презентация), 2018
  2. Мандариновые забавы (как встречать новый 2017 год) (викторина, веселая чепуха, сценарий, презентация), 2017
  3. Новогодняя сказка для взрослых «Ларец новогодних чудес», 2016
  4. «Лесной праздник» (новогодняя программа для детей), 2016
  5. Веселый вечер в декабре на хуторе в Диканьке (новогодняя сказка для взрослых), 2015 г.
  6. «Новый год во дворе» (новогодний детский праздник), 2015 г.
  7. Новогодняя история (история новогодней елки) (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2014 г.
  8. День рождение зимнего кудесника (о Деде Морозе) (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2013 г.
  9. Что на всей земле народ делает под Новый год (сценарий, презентация (PowerPoint)), 2010 г.

-О женщине, о маме, о семье, о папе

-День святого Валентина

Экологическое просвещение

Устный журнал «Праздники и памятные даты России»

БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ (для детей младшего и среднего школьного возраста) материал по теме

БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ

(для детей младшего и среднего школьного возраста)

Г.Когалым 2014

Книги бывают разные…

(библиотечный урок для детей младшего и среднего школьного возраста)

Цели: Знакомство детей с разнообразием видов книги. Воспитание любознательности, бережливого отношения к книге. Расширение кругозора.

Задачи:

1. Познакомить детей с некоторыми фактами создания разных книг.

2. Рассказать о назначении и видах книги.

3. Расширять кругозор, используя материалы познавательного характера.

Оборудование: Выставка книг по теме библиотечного урока – книги разного размера и содержания. Иллюстрации древних и самых необычных книг мира.

Ход библиотечного урока:

Организационный момент: /Библиотекарь встречает детей и приглашает в зал, где будет проводиться мероприятие/

Основной этап:

— Здравствуйте ребята! Нашу сегодняшнюю встречу, мы хотим посвятить книге, а точнее истории создания различных видов книги.

В самом начале своей истории книга была ЖИВОЙ, в прямом смысле этого слова. Она умела не только говорить, но и петь. Сказочники и поэты были всегда, а перо и бумага – нет.

Поэтому первой книгой был… ЧЕЛОВЕК!

Истории известен богатый римлянин, который завел себе целую библиотеку из книг-людей. Он искал на невольничьих рынках умных рабов, которые заучивали по целой книге, и хвастался перед гостями.

— В индии существовали книги из пальмовых листьев, на которых писали иглой.

— В Древней государстве под названием Ассирия жил некогда царь по имени Ашшурбанипал. Его библиотека состояла из глиняных книг. Однажды во дворце случился страшный пожар. Дворец и все вещи были полностью уничтожены огнем. После пожара остались… только книги!

— Но также книги различаются, как по содержанию, так и по форме. Поговорим о размерах книги.

В Англии в прошлом веке была сделана самая большая в мире книга: ее высота – представьте себе – с двухэтажный дом! А размер букв в этой книге – 15 сантиметров. Вот такой: ( Показать макет буквы ). Игровое задание: «написание» букв из детей.

Существует и самая маленькая книга, которая была отпечатана в Японии и называется она “Муравейники”. Ее размер – с крохотную пуговку. Прочитать в такой маленькой книжечке возможно при помощи большого увеличительного стекла…

Книги, удивившие мир —

Удивительно, не правда ли? А знаете, в мире есть еще более удивительные книги, например, из золота и драгоценных камней. Книга, написанная на золоте была найдена археологами при раскопках древнего замка. Несколько веков пролежала она в земле и не испортилась!

Восковая свеча всем вам знакома. Но книгу из воска редко кому приходилось видеть. Ее придумали Древние греки.

Среди самых удивительных можно назвать книгу из кирпичей, но еще, пожалуй, удивительнее книга-лента. Представьте себе когда-длинную-длинную ленту — шагов в сто длиной! А видели ли вы когда-нибудь книгу из ткани? Так вот, переплетчица по профессии и вышивальщица по увлечению, Екатерина Ивановна Анохина из Тамбовской области в 1991 году вышила словарь на атласе. Одна японская фирма проделала необычный эксперимент: напечатала книгу на тоненьких листах из рисового теста, да еще и с ароматическими добавками. Прочитал книжку – и съел! В Париже – столице государства Франции — вышла первая в мире книга-духи. Она состоит из 30 страничек с описанием и флакончиками разных духов. Сейчас пользуется популярностью говорящая книга – специальное электронное устройство, которое “оживляет” текст.

III. Заключительный этап:

/Далее можно предложить прочесть книжку-раскладушку, либо прослушать фрагмент из говорящей книги/

— Ну, вот, ребята, вы познакомились с разными книжками. А дома вы можете изготовить сами какую-то интересно оформленную книгу. До свидания!

Библиотечные уроки с элементами труда

«Книга – твой друг!»

(для детей младшего и среднего школьного возраста)

Урок 1

Цели: Знакомство детей с правилами обращения с книжными изданиями. Воспитание аккуратности, бережливости по отношению к книге. Расширение кругозора.

Задачи: 1. Указать на недопустимое обращение с книгой, направляя внимание на культуру поведения при общении с книжными изданиями. 2. Рассказать о назначении и видах книжных закладок; изготовить закладку для книги. 3. Расширять кругозор, используя материалы познавательного характера (загадки, иллюстрации, инсценирование и т.п.)

Оборудование: Выставка книг по теме библиотечного урока – энциклопедии, художественная и отраслевая литература. Иллюстрации древних и самых необычных книг мира. Шаблоны для изготовления закладок, цветные карандаши. Реквизит для сценки – мяч, клей, старая книга.

Ход библиотечного урока:

  1. Организационный момент: /Библиотекарь встречает детей и приглашает в зал, где будет проводиться мероприятие/

— Здравствуйте, ребята! Рады видеть вас снова в нашей библиотеке.

II. Основной этап мероприятия состоит из двух частей:

Первая часть теоретическая:

— Сегодня мы продолжим разговор о книгах… /появляется почтальон и приносит письмо и посылку/. Ой, что это? /Библиотекарь читает письмо

«Ребята, дорогие, помогите, нет сил терпеть. Корешок вот-вот отвалится,

страницы такие мятые, все в пятнах, что и брать меня в руки никто не хочет.

На полке так скучно, хоть волком вой. Помогите!»/

— Что скажите, ребята, как следует нам поступить? /ответы детей/ Хорошо. И я с вами согласна, надо помочь бедняге. /Библиотекарь вытаскивает из коробки книжку потрепанного вида./ Ну и ну! И не разберешь, что за книжка. Такая унылая и несчастная. А давайте для начала поднимем книжке настроение. /дети соглашаются/ Расскажем ей, какие бывают еще на свете книги! /ребята вспоминают информацию прошлого библиотечного урока «Книги бывают разные»; библиотекарь помогает, используя иллюстрации и книги с выставки, а также ребусы или загадки о разных книгах (например, см. Приложение 1).

— Ну, что же, я думаю, это очень ценные сведения и нашей новой приятельнице было небезразлично узнать, что вы столько помните ее друзей-товарищей. /Библиотекарь еще раз осматривает книгу и показывает детям/ Какие же нерадивые читатели довели беднягу до такого состояния? Вы думаете, что именно так нужно обращаться с книгой? /ответы детей, резюмируя которые, библиотекарь предлагает «написать» свод правил пользования книгой. В итоге должен получиться некий документ под названием «Книга – твой друг!». Обыграть его можно, записывая фломастером на магнитной доске, либо прикрепляя соответствующие иллюстрации каждого правила, либо разыграть сценку (см. Приложение 2).

— Скажите, ребята, так ли надо обращаться с книгами? В чем были не правы Вася и Толик и, как следовало поступить? /В результате появляется свод правил общения с книгой см. Приложение 3/

Вторая часть практическая:

— Расскажите, есть ли в ваших учебных и прочих книгах закладки? Как могут выглядеть закладки? /Библиотекарь показывает слайды, иллюстрации или готовые «живые» закладки: оригинальные из различных материалов/. Я уверена, что многие из вас готовы к тому, чтобы вложить в свою книгу закладку. И по этому, предлагаю шаблоны силуэтов разных животных. Ваша задача – «оживить» закладку, сделать ее красивой, любимой, неповторимой. Для этого у меня, также, имеются цветные карандаши./Дети прорисовывают детали, «оживляя» забавных зверушек/.

III. Заключительный этап:

/Из получившихся закладок можно сделать небольшую выставку, отмечая наиболее удачные работы детей/.

— По-моему, у нас получилось все очень хорошо. Соблюдая такие правила, мы непременно продляем жизнь нашим друзьям – книгам. А теперь, когда у вас есть такие интересные закладки, вы можете дома применить свою фантазию и сделать еще более необычные, яркие и интересные закладки в каждую вашу книгу.

— До новых встреч, ребята. Наша новая знакомая будет ждать вас с нетерпением, наверняка она большая модница и ей хочется пощеголять в новой аккуратной одежке. Это и будет темой нашей следующей встречи.

ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ 1

Приложение 1 — Загадки

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Книга

Информация сжата,

И в картинках листы.

Все читают ребята,

Попробуй и ты.

Энциклопедия

Я на море отдыхал,

На песке лежал-читал,

Но рассказ мне надоел,

Я его помял… и съел!

Книга из рисовой бумаги

Эта книга совсем небумажная,

А огромная, двухэтажная.

Книга из кирпича

Как читать ее не знаю,

Иголочкой ковыряю.

Раз страница, два – листок,

Лишь от линзы будет толк.

Самая маленькая книга на планете

И в древности древней

Люди читали,

Но как? Ведь они бумаги не знали?

Глиняные таблички из библиотеки Ашурбанипалла

Читаю – «Ключик золотой»

Написал о нем Толстой,

Вот «Чук и Гек» — Гайдар трудился,

А у Перро «Кот в сапогах родился»

Есть много интересных чтений

В авторских книгах……(приключений)

Павел Бажов про уральских умельцев

Нам рассказал необычные…(сказы)

Пишут для нас фантазеры-поэты

Сказки, стихи и рассказы!/

Приложение 2 — Сценка «Два приятеля»

На полу лежит Вася, ест бутерброд и листает книгу. Входит его приятель Толик с футбольным мячом в руках.

— Вась, ты чего тут делаешь, пошли в футбол поиграем.

— Не, не могу, я щитаю… — Перелистывая страницу и жуя бутерброд, отвечает Вася.

— А что ты читаешь?! – Товарищ приближается к Васе и пытается приподнять край книги, чтобы прочесть название. – Да, тут же не разобрать ничего…

Вася дожевывает бутерброд, кивает:

— Да-а, молоко нечаянно выплеснулось, а Мурзик стал слизывать, ну и слизал все название. Но тут на титульном листе есть, — Вася перелистнул страницу.

— Ой-ой! – Заговорил приятель Толик. – А теперь автор весь жирный!

Вася хихикнул, пытаясь затереть жирное пятно:

— Точно, и фамилия у него подходящая – Толстой!

— Про что книга-то? – Толик поторопился выхватить, чтобы полистать книжку на предмет картинок и порвал страницу. – Ох!

— Да, ничего. – Успокоил товарища Вася. – Сейчас заклеим и порядок, — он забросил последний кусочек бутерброда в рот и потянулся за клеем. – Фу-ты, ну-ты! Клей кончился…

— А у меня есть коробочка с лейкопластырем, — важно сообщил Толик. – Он тоже хорошо прилипает. Мама мне всегда ссадины на коленях заклеивает. – И Толик достает из кармана коробочку с лейкопластырем.

Василий достает ножницы, и они с приятелем заклеивают страницу лейкопластырем.

— Только теперь названия совсем не видно, — говорит Толик.

— А-а-а! – Машет рукой Вася. – И так сойдет. Тут все равно у каждого рассказа свое название.

— А ты, какой рассказ читаешь? – Спрашивает Толик.

— Да, вот тут… где же он… — Вася листает страницы сначала до конца и в обратном порядке. – Точно помню, что был, вроде на двадцать какой-то странице… — Вася захлопывает книгу и обращается к приятелю. – А, ну, его, рассказ этот. Потом дочитаю. Пошли в футбол играть.

Ребята уходят.

Приложение 3 — Примерный свод правил обращения с книгой

  1. Не бери книгу грязными руками.
  2. Не ешь во время чтения, чтобы не пачкать страницы.
  3. Не рисуй в книге ни в коем случае, это не альбом для рисования.
  4. Переворачивай страницы аккуратно, чтобы не порвать их.
  5. Подклей страницы в книге, даже если их порвал не ты. Попроси помощи у взрослых.
  6. Не загибай листы в книге и не вкладывай ручку, карандаш и прочие посторонние предметы.
  7. Пользуйся закладкой, чтобы отметить в книге место, где ты закончил читать.

Урок 1

Урок 2

Цели: Продолжить знакомство детей с правилами обращения с книжными изданиями. Воспитание аккуратности, бережного отношения к книге. Расширение кругозора.

Задачи:

1. Познакомить детей с терминами: корешок, обложка, титульный лист, страница.

2. Закрепить правила общения с книгой, составленные на прошлом библиотечном уроке. 3. Научить детей мелкому ремонту книг.

Оборудование: Выставка книг по теме библ.урока – энциклопедии, художественная и отраслевая литература. Книга для демонстрации. Материалы для ремонта книг: тонкие книги, клей, бумага, ножницы.

Ход библиотечного урока:

  1. Организационный момент: /Библиотекарь встречает детей и приглашает в зал, где будет проводиться мероприятие/

— Здравствуйте, ребята! Рады видеть вас снова в нашей библиотеке.

II. Основной этап мероприятия состоит из двух частей:

Первая часть теоретическая:

— Сегодня мы продолжим разговор о книгах…

— «Парад закладок» (рядом с книжной выставкой небольшая коллекция закладок, которая побудит детей рассказать о том, что они делали на прошлом библ.уроке, а библиотекарь подведет к напоминанию Свода правил обращения с книгой).

— Поприветствуйте нашу знакомую. Она благодарит вас за то, что пришли помочь ей облачиться в новую одежду. А кто мне подскажет, какую одежду носят книги? Неужто, нам предстоит шить самое, что ни на есть настоящее платье, туфельки и мастерить шляпку? /ответы детей/

(Демонстрация частей книги, используя игровой материал)

— Предлагаю немного развеселить нашу книжку. Поиграем в игру «Доскажи словечко»:

По толстой корочке картонной

Идет оранжевая кошка!

Куда ее ступает ножка, —

То называется… (обложка).

Открою самый первый лист,

Мне подскажи его названье.

Там для беседы собрались:

Заглавье, автор, год изданья.

(титульный, т.е. начальный)

Все листы в любой из книг

Держит очень хорошо.

Ты держать его привык

Это книжный … (корешок)

Когда их листаешь,

Они словно птицы, —

Крылами нам машут.

Что это? …..(страницы)

Вторая часть практическая: Ремонт книг.

III. Заключительный этап: — Спасибо, ребята. Наша книжка обязательно расскажет, какие вы умельцы, такие добрые, отзывчивые, добросовестные. Ждем вас в гости, до скорой встречи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *