Блокада Ленинграда рассказы

Блокада Ленинграда: кратко, самое главное, для школьников

Кратко о блокаде Ленинграда

Город-герой Ленинград долгих 872 дня находился в условиях блокады. Период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года остался в памяти, как самый трудный период в истории Великой Отечественной Войны. Войска фашистских оккупантов преследовали цель завладеть городом для полнейшего его уничтожения.

На протяжении 1941-1942 годов предпринимались неоднократные попытки прорвать блокаду, но успеха получилось достигнуть только в январе 1943-го. Уже в феврале того же года в него удалось отправить составы с продовольствием и боеприпасами.

Ленинградско-Новгородская операция 1944-го года увенчалась успехом и позволила полностью снять блокаду. Планы фашистского командования по уничтожению Ленинграда потерпели полнейший крах. Ожидаемой капитуляции не последовало, а проявленный героизм ленинградцев стал символизировать мужество и стойкость советского народа, непоколебимого даже в ужасных условиях блокады.

Период осады Ленинграда можно охарактеризовать, как один из самых трагичных моментов за всю историю Великой Отечественной Войны. Советские войска проявляли величайший героизм и ценой неимоверных усилий сдерживали вражеские силы на подступах к городу, но 20 августа 1941 противнику удалось занять город, перекрыв железнодорожное сообщение со столицей. Вопреки планам руководства фашистских захватчиков, им не удалось молниеносно захватить Ленинград, однако подступить вплотную к городу они смогли.

Последнее железнодорожное сообщение со страной было прервано 30 августа с прорывом вражеских сил на станции Мга. 8 сентября 1941, с захватом города Шлиссельбург, сообщение с городом со стороны суши перестало быть возможным. Остался лишь вариант воздушного сообщения и по Ладожскому озеру. Ленинград был отрезан от страны и вынужден был существовать в тяжелейших блокадных условиях. Ситуация ухудшалась суровой зимой. Температура снижалась до рекордно низких цифр, усугубляя положение осажденных и увеличивая количество смертей.

Дорога жизни

Запасы продовольствия, топлива и боеприпасов, находившееся в городе на момент начала блокады, были недостаточными и не могли удовлетворить потребности города в период длительной осады. Единственное сообщение со страной, осуществляемое авиацией и путь через Ладожское озеро обеспечивали потребности города не в полной мере.

Была установлена норма хлеба – 200 грамм рабочим, 125 – иждивенцам и детям. Этого катастрофически не хватало. Смертность от голода набирала обороты с ужасающей быстротой. По данным Нюрнбергского процесса за время блокады погибло более, чем 630 тысяч жителей. По данным другого источника приводятся ошеломляющие цифры в 1,5 миллиона ленинградцев. Всего 3% смертей были следствием обстрелов, причина остальных 97% голод и лишения.

Имели место ужасные случаи людоедства, причем голод мог толкать людей даже на преднамеренные убийства. 22 ноября 1941 года считают днем когда запустили легендарную “Дорогу жизни”. Первая колонна грузовиков, состоящая из 60 автомобилей, покинула город, пересекла Ладогу, а затем вернулась в Ленинград уже груженая хлебом. Двигаясь по льду, рискуя провалиться под воду, грузовики везли муку и прочие продукты, давая надежду на выживание огромному количеству жителей осадного города.

Водители стремились сделать больше рейсов, проявляя мужество и героизм во спасение соотечественников. По дороге также проводилась эвакуация жителей, и перебрасывались войска. Просуществовав 152 дня, дорога растаяла, а вновь была создана лишь в декабре следующего года.

Герои у станка

Являясь одним из крупнейших промышленных центров Советского Союза в довоенное время, Ленинград не остановил работу предприятий и во время блокады. Многие заводы были эвакуированы, но все же производственный процесс продолжался, пусть и в меньших объемах. Голодные и истощенные ленинградцы демонстрировали пример мужества и героизма во благо Родины.

У станков стояли даже дети. Было выпущено сотни танков, тысячи полковых и противотанковых орудий, более 10 тысяч минометов, сотни бронемашин, десятки бронепоездов, миллионы различных снарядов и многое другое. Это была высшая степень патриотизма и самоотдачи. Подвиг ленинградцев увековечен в истории и сердцах новых поколений.

27 января 1944 года — День полного снятия блокады. Приказом Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина от 1 мая 1945 года Ленинград был удостоен чести носить гордое звание город-герой за проявленное жителями города мужество во время блокады.

Блокада. Рассказ матушки Натальи

Когда мама вспоминала о блокаде, она всегда плакала. Она рассказывала, как люди от голода падали на ходу и умирали. И если человек падал, он просил: «Поднимите меня!» – но проходящие мимо не могли его поднять, потому что от слабости и сами могли упасть. Людей поднимали военные, у них все-таки были хорошие пайки.

Мама была молодая и не хранила ничего впрок, как это делали раньше старики. Когда началась война, маминому мужу предложили пакет муки, крупу, а она отказалась: «Ну, как же мы возьмем бесплатно муку, крупу?» И не взяла. Потом, конечно, она горько пожалела об этом, говорила: «Если бы я хоть по пять крупинок могла своим детям давать!»

У них было только по 125 граммов хлеба в день. Мама этот хлебушек на печке-буржуйке сушила, чтобы он дольше не таял во рту. В надежде принести детям хоть что-то мама ходила на рынки. Дети от слабости всегда лежали в постели, накрытые чем только можно, и когда слышали, что мама пришла, вытаскивали ручки из-под одеяла и протягивали их за едой ладошкой вверх, но не всегда удавалось что-нибудь положить в эти ладошки.

Старший сын Славик до войны хорошо ел, очень любил рыбий жир, прямо пил его, был пухленький, и это его спасло. А младшему сыну Володе было два с половиной года, он стал как совершенный скелетик и тихо умер у мамы на руках – посмотрел на нее, вздохнул и умер. И тогда мама впервые в жизни взмолилась: «Господи! Оставь нам жизнь! Когда я приеду к родителям, я Тебе свечку поставлю!»

Вот почему сейчас, когда люди приходят в храм просто поставить свечку, я радуюсь и говорю: «Вот, хорошо, что вы пришли. Очень хорошо! Хорошо, что не прошли мимо, а все-таки зашли поставить свечку, значит, Бог вас призывает, ваша душа хочет зайти, и вы услышали этот голос». Я всегда эту свечку мамину вспоминаю.

Во время блокады мама продавала вещи, чтобы хотя бы маленькую сушечку или кусочек сахара принести домой. «Однажды, – вспоминала она, – одна женщина принесла очень дорогую шубу продать, и у нее эту шубу купили за половину буханки черного хлеба и бараночку». И так некоторые, у кого был запасец продуктов, там наживались.

Мертвых на улице подбирали и складывали штабелями на грузовики. Мама вспоминала, как однажды мимо нее проехал грузовик, в котором лежала замерзшая девушка с рыжими золотыми волосами, они спускались почти до самой земли.

В городе не было отопления, воды – всё замерзло. Чтобы сберечь силы, мама не носила воду из реки, просто брала снег. Дров не было. Взрывались дома от бомбежек, но мама не ходила прятаться в подвалы, оставалась в своем доме. Чтобы хоть что-то поесть, подержать во рту, варила клейстер и даже кожаный пояс, и они жевали его.

В блокаду умер мамин муж, отец моих братьев. Как-то он упал прямо у своего подъезда и начал замерзать. Мимо шел военный и услышал: «Поднимите меня! Вот моя дверь!» Он его поднял, завел в дом, поставил к стенке, и так по стенке он шел на второй этаж. Руки у него замерзли – кровь не грела. Через две недели он умер. Мама вспоминала, как обрядила его в хороший костюм, который у него был, из буклированной ткани, а пятилетний Славик ползал по нему, отрывал шерстяные катышки букле и ел…

У маминого мужа была сестра, и ее семья не голодала, так как муж ее занимал высокий пост, но только пару раз она помогла маме, а потом перестала. После войны она к нам приезжала и так рыдала, что не поделилась со своими племянниками и родным братом едой. Она не могла снять с себя эту боль, постоянно плакала, потому что крупа осталась, а брат и его сын умерли. Она не могла жить с этим, такое у нее было отчаяние, и мама ее уговаривала: «Ты должна идти в церковь и покаяться. Бог снимет с тебя этот грех, и тебе будет легко». Но поскольку она была неверующей, она долго не могла войти в храм, и только в конце пятидесятых годов она это сделала и покаялась.

В то время не было почти никакой возможности эвакуироваться, все дороги были закрыты, кроме Дороги Жизни, куда трудно было попасть, достать и оформить документы на выезд. И вот тогда муж сестры, который занимал высокий пост, сделал им разрешение на выезд. Им выдали паек в дорогу – целую буханку хлеба, сухую колбасу и еще что-то – не помню. Однако много людей умерло в дороге оттого, что они ели всё сразу.

Мама видела многие жуткие вещи и всегда говорила: «Слава Богу, что Он не отнял у меня разум!..» Она брала по маленькому кусочку от этой буханки себе и сыну. Отправились они в конце марта, когда Дорога Жизни уже закрывалась, так как лед ломался, и нельзя было ехать. Мама выбрала автобус, потому что она понимала: если они сядут в открытый грузовик, то замерзнут. И люди замерзали.

Она последняя садилась в автобус, Славик уже сидел внутри, а мама никак не могла поднять ногу, не хватало сил. Шофер спешил, и тогда ей помог один человек, еврей. Он протянул ей руку и втащил ее. Она всю жизнь о нем молилась и говорила: «Он мне так помог! Я ему до конца жизни благодарна!» Ехавшая перед ними машина провалилась под лед. Но они все-таки доехали.

На другом берегу крестьяне выносили им морошку, клюкву. Люди брали ягоды в рот, а рот был белый, одеревенелый, он уже не открывался и не закрывался – слюны не было. Им клали морошку в рот, и он становился красный и оживал.

Что такое блокада Ленинграда: для детей

Война для взрослого поколения – это очень личное, это касается близких членов семьи – отцов, матерей, бабушек, дедушек. Для детей, которым сейчас 5-7- лет, это уже далекое прошлое. Естественно, что изучение истории недавней войны приобретает все больший формализм. У современных детей избыток получаемой отовсюду информации приводит к тому, что не хватает времени и потребности эту информацию переосмыслить, пропустить через себя и получить эмоциональный отклик. Отсюда очень часто, как показывают различные опросы, в головах нынешних школьников полная каша из исторических имен, фактов и событий. Порядка в умы не добавляют и попытки некоторых «умников» переписать современную историю. От того, как об этом будет рассказано, насколько наглядно, понятно и доходчиво, зависит формирование мировоззрения ребенка, его взгляд на исторические события, его оценки современного мира.

Блокада Ленинграда: почему это важно рассказать детям

Блокада Ленинграда – это крупнейшая гуманитарная катастрофа прошлого века. Это не природные катаклизмы. Это деятельность одних людей, повлекшая массовую гибель других. Кто виноват в том, что такое стало возможным в развитом человеческом обществе. Это не могло быть решением одного человека. Это результат равнодушного невмешательства одних и массового фанатизма, предрассудков и раздувания ненависти у других. Учат ли чему — то уроки истории? Не является ли жутким продолжением сегодняшние войны, теракты, насилие?

Вызывая у детей сопереживания далеким историческим событиям, можно надеяться на то, что они не вырастут равнодушными пользователями попавшейся по случаю информацией.

Как и что рассказать детям о блокаде Ленинграда

Для того, чтобы правильно донести до детей весь ужас ленинградской трагедии, нужно самому проникнуться сопереживанием, сознанием глубины того горя, которое пережили люди в те страшные дни.

Известный факт то, что вызвало сильные эмоции, запоминается лучше, ярче и надолго. Блокада Ленинграда – одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Не знать о ней нельзя, но как рассказать о ней детям, как найти правильные слова? О чем и, главное, в каком возрасте, начать с ними об этом говорить. А говорить, наверное, в первую очередь нужно о детях блокадного города, о ровесниках современных детей. О том, что город оказался в блокаде в сентябре 1941 года и освободили его только в конце января 1944 года. На 2 года и 4 месяца повзрослели оставшиеся в живых. Повзрослели на страшных 872 дня. Или за это время они прошли свои Детство, Отрочество, Юность по году на каждый период, полный горя, лишений и смертей. А сколько их так и не успевших вырасти? Погиб каждый седьмой житель Ленинграда. Из всех погибших только 3% погибли от бомбежек, а 97% — от голода. Для наглядности можно предложить старшеклассникам двух классов посчитать, сколько человек из них пережило бы блокаду. Без света, тепла, еды 3 холодных зимы.

«Дорога Жизни»

Каждый из 20 000 водителей, кто возил в осажденный город продовольствие по льду глубокого Ладожского озера под бомбежками немецких самолетов, герой .Только благодаря им, остались живы люди в осажденном Ленинграде. К новогоднему празднику 1942 года они везли подарки ленинградским детям, прикрепив к бортам машин яркие плакаты, чтоб создать хоть какое-то ощущение праздника. А дети, умирающие от голода, зажав в замерзших ручках бумажные кулечки с несколькими печенюшками и конфетками, которые привезли для них с большой земли, несли их из школ домой младшим сестрам и братьям.

125 граммов в день черного по цвету и горького на вкус хлеба. 50% муки, остальное – бумага, канцелярский клей, целлюлоза и жмых. В первый год блокады на Новый год в школе Красногвардейского района была устроена елка для детей. Мороз — 32 градуса. Транспорт не ходил. По просьбе директора школы, из близлежащего совхоза прислали три подводы, на которых укутанных детей доставили на праздник. Играла музыка, но никто не пел и не танцевал. Дети, скорее похожие на скелеты, стояли у стенок в ожидании угощения, с баночками в руках, в которые потом укладывали еду – немного каши и крохотную котлетку из крупы, стараясь не уронить ни крошки, чтобы потом разделить на всех домашних.

У каждого блокадника своя трагическая история. Весь мир содрогнулся, прочитав дневник маленькой девочки Тани Савичевой. В сентябре 1941 года она пошла в 4 класс. Девочка писала в дневнике о смерти членов ее семьи. Последняя запись была «Савичевы все умерли. Осталась одна Таня». Таня умерла тоже. Ее дневник нашла сестра Нина, которую ранило при бомбежке, когда она возвращалась с работы, ее спасли и эвакуировали. В 1945 году она вернулась в Ленинград.

Умирали родные и близкие, ребятишки оставались одни в холодных темных квартирах. Отряды ПВО ходили по домам, оставшихся детей больных и изможденных, собирали вместе, чтоб помогать им выживать. 40 000 детей жили в организованных приютах.

Дети перестали быть детьми в это жуткое время. Они вместе со взрослыми тушили зажигательные бомбы, разбирали завалы, работали в госпиталях и на заводах. Специально для них делались маленькие скамейки-подставки, чтобы ребята могли доставать до станков.

Стук метронома днем и ночью, как стук сердца самого города. Медленный и размеренный, он ускорялся, когда начинались бомбардировки. Когда прекратилось радиовещание, оставался в эфире метроном, как свидетельство того, что город еще жив.

Когда освободили город, в нем оставалось 800 тысяч жителей.

Для того, чтобы правильно говорить с детьми на тему блокады, нужно очень серьезно и вдумчиво отнестись к использованию наглядного материала : фотографий, фильмов, картин, художественной литературы.

Существуют несколько проектов, в том числе и международных, в которых обобщен опыт различных педагогов, сотрудников музеев, писателей и историков. Все разработки основаны на том, что такие важные и эмоциональные темы, как блокада Ленинграда, должны преподноситься для каждого возраста по-разному.

Дошкольникам о блокаде Ленинграда

Прежде всего, этот разговор с детьми должен быть построен так, чтобы ни в коем случае не травмировать психику ребенка. Исключать темы насилия и смерти. Больше уделить внимания обороне Ленинграда. Помощи с большой земли. Можно рассказать о работе детей на заводах и в госпиталях. Наглядно продемонстрировать памятники, посвященные блокаде, подчеркнув при этом необходимость бережного к ним отношения.

Младшим школьникам о блокаде Ленинграда

Важным условием проведения таких бесед также остается психологическая безопасность детей. Знакомство детей с повседневной жизнью блокадников. Это могут быть фотографии рытья окопов, строительства заградительных сооружений, работы пожарников, очередей за хлебом, работе у станков. Ни в коем случае не демонстрировать фотографии лежащих на улицах трупов. Цель этих бесед – вызвать сострадание к людям исторического прошлого. По возможности следует найти привязки с современностью. Воспоминания ветеранов, письма, дневники и т.д.

Школьникам среднего звена о блокаде Ленинграда

Учащиеся среднего возраста имеют уже небольшой социальный опыт и определенный багаж накопленных знаний. Они уже готовы к многостороннему разговору о блокаде Ленинграда. Рекомендации к построению беседы в том, чтобы большее внимание уделить литературным произведениям, документальным свидетельствам. Обсуждение стратегий выживания людей. Темы сопереживания, сочувствия, милосердия являются приоритетными. Вызвать интерес к дальнейшему изучению.

Старшеклассникам о блокаде Ленинграда

Разговор со старшеклассниками рекомендуют вести в форме дискуссий, в которых предлагается обсудить такие вопросы, как:

  • Как вообще стало возможным допустить блокаду такого города, как Ленинград.
  • Каковы были варианты развития событий.

Не нужно ограничивать круг вопросов детей. Наоборот. С помощью различных источников, фотоматериалов, воспоминаний и документов нужно стараться сформировать исторически достоверное мнение об этой трагедии, желание думать и высказываться.

Нельзя только оперировать статистическими данными о количестве сброшенных на город бомб и разрушенных домах. Абстрактные цифры не вызовут такого эмоционального отклика, как фотографии разрушений или сохранившиеся кадры хроники. Опираться нужно только на факты, избегая обобщений. Участники блокады были живыми людьми, перед которыми стоял и моральный выбор, и каждый делал его сам. Не нужно навязывать детям своих эмоций, они должны испытывать свои собственные.

Какие книги почитать детям о блокаде Ленинграда

Известный факт то, что вызвало сильные эмоции, запоминается лучше, ярче и надолго. Блокада Ленинграда – одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Не знать о ней нельзя, но как рассказать о ней детям, как найти правильные слова? О чем и, главное, в каком возрасте, начать с ними об этом говорить.

А говорить, наверное, в первую очередь нужно о детях блокадного города, о ровесниках современных детей. О том, что город оказался в блокаде в сентябре 1941 года и освободили его только в конце января 1944 года. На 2 года и 4 месяца повзрослели оставшиеся в живых. Повзрослели на страшных 872 дня. Или за это время они прошли свои Детство, Отрочество, Юность по году на каждый период, полный горя, лишений и смертей. А сколько их так и не успевших вырасти? Погиб каждый седьмой житель Ленинграда.

Из всех погибших только 3% погибли от бомбежек, а 97% — от голода. Для наглядности можно предложить старшеклассникам двух классов посчитать, сколько человек из них пережило бы блокаду. Без света, тепла, еды 3 холодных зимы.

Дошкольникам и младшим школьникам

  • «Лист фикуса». Автор блокадница В.Н.Семенцова. Как многие дети она оставалась дома одна, пока мама работала. Девочке было 4 года.
  • «Вот как это было». Автор Юрий Герман.
  • «Кукла». Автор Г.Черкашин.

Средним школьникам

  • «900 дней мужества». В.Воскобойников.
  • «Оружие для победы». В.Воскобойников.
  • «Василий Васильевич». В.Воскобойников.

Старшеклассникам

  • «Седьмая симфония». Автор Т.Цинберг.
  • «Мальчишки в сорок первом». Автор В. Дубровин.

Вместо заключения

Что такое наша память? Это часть нашего культурного наследия. То, как мы относимся к прошлому, что мы о нем знаем и помним, определяет нас в настоящем. Какие мы, что для нас важно, чем дорожим. Совершенно очевидно, что народ жив, если знает и помнит о своем прошлом. Проще сохранить воспоминания, переданные непосредственно участниками тех или иных событий. Сложнее обстоит дело с событиями очевидцев которых с каждым днем все меньше. Пройдет еще десяток лет и уйдет последний блокадник. Останутся только документальные свидетельства.

За последние десятилетия в нашей стране произошли глобальные изменения. Новое поколение граждан растет и воспитывается в новых реалиях. В том числе сталкиваясь с попытками переписать историю «под себя». Как разобраться молодому человеку в этих политических хитросплетениях, как отличить историческую правду от вымысла. Для этого и необходимы такие уроки памяти. Не искажающие факты, не распределяющие роли нанятым актерам, а рассказывающие о реальных событиях реальными людьми. Не нужно давать свою эмоциональную оценку всем тем ужасам ленинградской блокады. Нужно правдиво, доходчиво рассказывать об этом детям. Пусть они сами делают выводы и дают оценки.

Рассказывая детям о страшных событиях Великой Отечественной войны, нужно, прежде всего, четко для себя понимать, зачем это нужно. Зачем детям знать подробности о немыслимых страданиях, выпавших на долю таких же, как они детей. Вариантов ответов может быть много, но, может быть, один из главных это то, что пока мы можем плакать и сопереживать чужому горю, мы остаемся нормальными людьми. Невозможно без содрогания вспоминать о ленинградской блокаде, как невозможно забыть о современных трагедиях в Беслане, в Москве в Норд Осте, в аэропорту Домодедово в Москве, в США 11 сентября, на лондонском мосту. Уроки истории нельзя «проходить», их нужно учить.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ … Война началась для меня, семилетней девочки, с внезапной паники, которая вдруг охватила людей на улице, с гула самолетов и тревожного крика матери, звавшей меня домой. Домой не хотелось. Мы с ребятами еще не доиграли. В руках у меня был деревянный пистолетик. Лазая с мальчишками по акациям, я палила из этого пистолетика: пых, пых…

Палила по не нашим. «Наши» и «не наши» — эти две силы сражались друг с другом в наших детских играх в войну до 22 июня 1941 года. После 45-го все дети в своих играх воевали с немцами.
А тогда мать, с трудом зазвав меня, старшую дочку, в квартиру резко захлопнула дверь, словно отсекая мирную тишину дома от тревоги, царящей на улице.
Отца на фронт не взяли, у него было слабое зрение. Всю войну до смерти от гнойного аппендицита работал он на Кировском заводе автомехаником. На заводе и жил. Домой, в Выборгский район, заглядывал изредка, приносил кусочки хлеба, оторванные от своей пайки.
Мама работала дворником. Семья в 26-м году перебралась в Ленинград из Саратовской области, и ради жилья, комнаты в коммунальной квартире, мама взялась за метлу. В блокадные зимы за рабочую пайку — 250 граммов хлеба — собирала трупы умерших на улице. Нас, троих детей, мама в эвакуацию так и не отдала. Мы все : я старшая, мне в 41-м году было 7 лет, средняя трехлетняя сестренка Верочка и младшая полугодовалая Ни ночке, оставались при ней.
Голод наступил быстро. Я хорошо помню, как однажды отец принес домой бидончик черной патоки, очень вкусной, так мне и сейчас кажется, хотя с горьким привкусом. Это был расплавившийся сахар, который местные жители черпали с земли на месте пожарища, оставшегося от Бадаевских складов. Помню, как собирала с ребятами плоды акации — маленькие горошины, которые жарили и ели. Помню, как варила мама сухую горчицу. Варила долго и упорно, чтобы избавиться от острой горечи. Из горчицы мама пекли лепешки. И даже сейчас помню этот их вкусный, как казалось тогда, поджаристый запах.

Зимой к голоду прибавился холод. Поселились в кухне, где была печка, топили всем, что горело. Воду добывали из снега. Но одной водой сыт не будешь, а голод безжалостно косил людей. Помню, как принес дядя Илья, папин брат, немного конины. Он работал начальником пожарного подразделения. Видно, околела лошадь, служившая у пожарников.
А вот от кусочка собачатины мама отказалась. Соседи пустили под нож свою овчарку, предлагали маме, но та сказала, что не может есть того, кого хорошо знала при жизни. Соседи знали свою собаку еще лучше мамы, но съели все до последней косточки, еще и нахваливали, баранину, мол, напоминает.
Я помню, как часами лежала в голодном забытьи, обнявшись с сестренками, как мы ждали маму. Младшая Ниночка плакала, а я, прижав эту кроху, мою родную сестренку к груди, уговаривала: «Не плачь, Нина, скоро мама принесет нам хлеба». Все мысли были только об этом кусочке хлеба.
— Сначала нюхаешь его, нюхаешь, нюхаешь… Только потом в рот возьмешь. Во рту он мгновенно растает, и еще острее хочется есть. Если бы не дядя с кониной, если бы не горелый сахар с Бадаевских складов, и те крохи съестного, что перепадали мне и сестренкам в то время, — нам бы не выжить.

Беседа для младших школьников «Блокада Ленинграда»

ТОГБОУ «Инжавинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Беседа:

«Блокада Ленинграда»

Коптева Л.А.

Беседа «Блокада Ленинграда»

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  1. Познакомить ребят с понятием блокада;

  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков.

Вы когда нибудь слышали об этой войне?

Какую годовщину Победы мы будем отмечать в этом году?

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

Начало войны было для нас неудачным. Враги наступали. Их армии шли вперёд. В августе 1941 года город Ленинград оказался в блокаде, то есть в кольце фашистских полчищ.

Посмотрите на карту! Земля нарисована коричневым, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды.

В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны.

Этому городу и его отважным жителям посвящаем мы сегодня наш классный час.

. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.

Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции.

Вышел из строя водопровод.

Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

Не было топлива. Не было электричества.

Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и всё снова выходило из строя.

Начался голод.

Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.

По Ленинграду ходила смерть.

Смерть входила во все дома. Свыше 650 тысяч ленинградцев погибли от голода.

Хлеб блокадного Ленинграда.

20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом.

Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

Представьте хлебную карточку — бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась.

В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет.

Голодная смерть косила людей. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Это была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала: » Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

Но не сдавался город.

Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали » Дорогой Жизни «.

» Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили

» Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

Рушились дома от обстрелов.

Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым

— Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.

— Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

— Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

— В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

— Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями » За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.

27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение.

Памятник-ансамбль «Разорванное кольцо».

Здесь начиналась «Дорога жизни».

За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»

Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.

В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *