Болдинская осень 1833

Болдинская осень в творчестве А.С. Пушкина (стр. 1 из 3)

1. Введение. Cтр.2-3

2. Болдинская осень в лирике А.С. Пушкина. Стр.4-5

3.»Маленькие трагедии». Стр.6-8

3.1. «Скупой рыцарь»

3.2. «Моцарт и Сальери»

3.3.»Каменный гость»

3.4.»Пир во время чумы»

4. «Повести Белкина». Стр.9-11

4.1. «Выстрел»

4.2. «Метель»

4.3. «Гробовщик»

4.4. «Станционный смотритель»

4.5. «Барышня-крестьянка»

5. Другие произведения болдинского периода. Стр.12-13

5.1. «Домик в Коломне»

5.2. «История села Горюхина»

5.3. «Сказка о попе и его работнике Балде»

6. Заключение. Стр.14-15

1. Введение

Творчество Пушкина литературоведы условно делят на ряд периодов: лицейский (1813-1817), петербургский (1817-1820), южный (1824-1826), михайловский (1824-1826) и поздний период творчества (1826-1837). Каждый из них имеет свои особенности, закономерности развития, ключевые темы, идеи и язык. Особое место в позднем творчестве Пушкина занимает «болдинская осень» 1830 года.

В родовое имение отца, село Болдино, Пушкин поехал всего на несколько дней для устройства имущественных дел в связи с предстоявшей женитьбой на Н.Н. Гончаровой. Однако из-за начавшейся эпидемии холеры и установленных повсюду карантинов, поэту пришлось пробыть там около трех месяцев. Уезжая 31 августа 1830 года, Пушкин пишет Плетневу: «Осень подходит. Это любимое мое время … Еду в деревню, бог весть, буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь…». Спустя девять дней, поэт восхищается деревней, предполагающей к работе: «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает».

Он просыпался по обыкновению рано, часов в шесть утра, мылся ледяной водой, пил кофе и сейчас же, лежа в постели, писал стихи и прозу с такой легкостью и быстротой, как будто стихи и повести слагались сами собой, а он только записывал.

В календаре болдинского творчества, довольно условном, не всегда точном, обращает внимание не только количество и качество произведений, но и соседство произведений, резко отличных по жанровым признакам (лирическое стихотворение, повесть, сказка и критическая статья, снова стихотворение, роман и т.д.), и порой неожиданные переходы творческой мысли поэта от современности к прошлому, от своего к чужому, от лирики к сатире, от сатиры к драме, от высокого к низкому, от комического к трагическому.

Сам Пушкин дивился и радовался этому приливу творческих сил. За время пребывания в Болдино Пушкин написал несколько драматических произведений (маленьких трагедий), около 30 небольших стихотворений, 5 повестей прозою, одну повесть, написанную октавами, и 2 последние главы «Евгения Онегина».

К этому перечню следует добавить и незаконченные произведения («История села Горюхина», 10-я глава «Евгений Онегина», «Сказка о медведихе»), а также другие произведения («Моя родословная», «Сказка о попе и работнике его Балде»), распространявшиеся в списках или напечатанные лишь после смерти поэта.

Болдинская осень не только составляет ярчайшую и самую насыщенную страницу литературной биографии Пушкина, но и является беспримерным образом гениального творческого подъема, по количеству и качеству созданных произведений едва ли не единственного в истории всех литератур мира.

2. Болдинская осень в лирике А.С. Пушкина

Осенью 1830 года Пушкин написал около 30 стихотворений. Среди них — и любовные элегии («В последний раз», «Заклинание»), и произведения философского и политического характера («Моя родословная», «Герой»), и стихи о поэзии и поэтическом труде («Труд», «Рифма», «Ответ анониму»), и жанровые картины, и описания природы («Бесы», «Осень»), и эпиграммы («Не то беда…»).

Пушкин как лирик сравнительно мало изучен, но каждый, кто писал о его лирике, фиксировал внимание на стихотворениях осени 1830 года как лирических шедеврах.

Если по жанрам, по формам поэтического выражения болдинские стихотворения довольно пестры и разноречивы, то по содержанию их можно в основном объединить в две группы. Первые из них продиктованы воспоминаниями о прошлом, они продолжают и развивают предболдинскую тему воспоминаний. Вторые подсказаны впечатлениями настоящего.

Жить, мыслить, страдать, но и мечтать – этот мотив звучит в любовных элегиях: «Прощание» «Заклинание», «Для берегов…»:

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

Основной темой болдинской «любовной трилогии» является характерная для любовных элегий тема расставания, разлуки. Но эта обычная для такого жанра тема по-новому раскрывается в болдинских элегиях Пушкина.

Среди стихотворений, продиктованных впечатлением настоящего, отметим стихотворения, не без основания, причисленные Д.И. Овсянико-Куликовским к «искусственной лирике» и подсказанные различными впечатлениями жизни – встречами, знакомствами, наблюдениями или книгами, произведениями, недавно вышедшими в свет («Стамбул гяуры нынче славят…», «На перевод Илиады», «Пью за здравие Мери…»). Эти стихи свидетельствуют о драматургическом даре поэта, его способности говорить речи и петь песни от имени лиц различной национальности, социального положения, разного возраста.

Отличной чертой многих болдинских стихотворений Пушкина является не только оригинальность содержания, но и композиционное своеобразие. Некоторые из них, написанные в форме монологов, резко отличаются от монологов любовных не только наличием в них повествования, но и контрастными лирическими интонациями.

Ни одно из бесцензурных и «тайных» стихотворений Пушкина не имеет столь пространной истории и столь разнообразных вариантов печатного текста, как «Моя родословная». Известно больше шести десятков текстов (копий и публикаций), но их, несомненно, было гораздо больше, и читающая Россия знала «Мою родословную» задолго до ее появления в печати.

Стихотворение «Герой» написано под впечатлением известий о приезде царя Николая I в Москву, где свирепствовала холера, но рассказано в нем о Наполеоне. Что заставило поставить в связь эти имена? Не только схожесть внешних поступков: приезд Николая в холерную Москву и посещение Наполеоном чумного госпиталя. Стихотворение написано в первое десятилетие после смерти Наполеона, когда в русском обществе живо обсуждался вопрос об исторической роли Наполеона – о случайности или не случайности его величия и падения. По мнению Фридмана, миф о Наполеоне «Пушкину понадобился для того, чтобы радикально оторвать идеального героя от дурной повседневности».

В «Герое» приковывают внимание и заглавие стихотворения, и эпиграф («Что есть истина?»), и прежде всего образы собеседников.

В отличие от большинства других стихотворных диалогов, в которых поэт беседует с лицами чуждыми и враждебными ему (чиновник, книгопродавец, толпа), и которые построены на взаимном непонимании, на споре, на конфликте, в «Герое», при некотором расхождении в мнениях, между собеседниками нет непонимания.

Поэт вовсе не противопоставляет легенду историческому материалу, он не защищает апокрифический рассказ о Наполеоне. По этому вопросу он не спорит ни с другом, ни с историком, он защищает и отстаивает право на мечту о героизме, на мечту о Человеке, о его высоком назначении, о нормах его социального поведения.

3. «Маленькие трагедии»

В отличие от болдинских повестей, изучение которых в целом мало привлекало внимание исследователей, болдинской драматургии – как всему циклу, так и отдельным произведениям этого цикла – посвящена огромная литература.

Насыщенность драм Пушкина глубокими мыслями, разносторонность в изображении характеров, лаконизм сцен, наличие кульминационных моментов в развитии действия, малое число действующих лиц – таковы внешние особенности «маленьких трагедий», на которые обычно указывают все исследователи.

Известно высказывание К.С. Станиславского о том, что в «маленьких трагедиях» внешнего действия почти нет. Все заключается во внутреннем действии.

Неизвестно, какие замечания собирался сделать или сделал Жуковский, но, оценивая произведения Пушкина, как «пакости», Жуковский, несомненно, имел в виду их сюжетную основу, которая не могла шокировать его. Но одновременно называя «их прелестными», он имел в виду художественную обоснованность самих «пакостей», т.е. мастерство драматургического разрешения их.

Всем этим пьесам, построенным на остроконфликтных сюжетах, присуща одна особенность. Конфликты, развиваемые в определенную эпоху, в конкретных странах, в то же время являются здесь условно-конкретными.

Изучение человека в самых неодолимых его страстях, в крайних и самых потаенных выражениях его противоречивой сущности – вот что больше всего интересует Пушкина, когда он начинает работу над маленькими трагедиями. Неудивительно, что драматические опыты Пушкина заключают в себе не столько ответы, сколько вопросы. Это и делает их не только родом художественных изучений, но и истинно трагическими произведениями философско-психологического содержания.

3.1. «Скупой рыцарь»

В «Скупом рыцаре» Пушкина развиваются сцены высокой трагедии, но в то же время эту пьесу можно отнести и к комедиям.

В центре трагедии Пушкина – образ барона, скупого рыцаря, показанного не в духе Мольера, а в духе Шекспира. В бароне все основано на противоречиях, в нем соединяется несоединимое: скупой – рыцарь; рыцарем овладевает иссушающая его страсть к деньгам; и вместе с тем у него есть что-то от поэта.

Слава золоту у барона – как слава любви. Это противоестественно, но это становится возможным благодаря тому, что барон тянется к деньгам не просто как скряга, а как жаждущий власти. Деньги становятся символом власти, и оттого они для барона так особенно сладостны. Это трагедия не только пушкинского времени. Она особенно актуальна для сегодняшнего дня, поэтому востребована и у современных читателей.

Хронологический список произведений, написанных в Болдино осенью 1830 года

«Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал…»
(Из письма П. А. Плетневу)

Пребывание Пушкина в Болдине в 1830 году
продолжалось с 3 сентября по последние числа ноября

7 сентября — Бесы («Мчатся тучи, вьются тучи…»)

8 сентября — Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»)

9 сентября — повесть «Гробовщик»

13 сентября — Сказка о попе и о работнике его Балде
Сказка о Медведихе

14 сентября — повесть «Станционный смотритель»;
предисловие к Повестям Белкина «От Издателя»

18 сентября — Путешествие Онегина

20 сентября — повесть «Барышня-крестьянка»

25 сентября —роман в стихах «Евгений Онегин»Песнь IX
(это последняя глава романа в стихах,
в окончательной редакции она станет восьмой)

26 сентября — Труд
(«Миг вожделенный настал:
окончен мой труд многолетний…»);
Ответ анониму

1 октября — Царскосельская статуя;
К переводу «Илиады»;
«Румяный критик мой,насмешник толстопузый»
2 октября — «Глухой глухого звал…»

4 октября — Дорожные жалобы

5 октября — Прощание

7 октября — Паж, или Пятнадцатый год

8 октября —
«Пред испанкой благородной»

9 октября — поэма «ДОМИК В КОЛОМНЕ»

11 октября — Рифма;
Отрок

14 октября — повесть «Выстрел»

15 октября — Эпиграмма («Не то беда, Авдей Флюгарин…»);
Моя родословная;
«Два чувства дивно близки нам…»;
«Когда порой воспоминанье…»

17 октября — «Стамбул гяуры нынче славят…»;
Заклинание

19 октября — сожжена X песнь Онегина

20 октября — повесть «Метель»

23 октября — «Маленькие трагедии»: Скупой рыцарь
24-25 октября — О критике
статья «Об Альфреде Мюссе»;
Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы;
«В начале жизни школу помню я…»

26 октября — «Маленькие трагедии»: Моцарт И Сальери;
Отрывок ( начало этого прозаического отрывка
войдет потом в «Египетские ночи»)

29 октября — статья «Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений»;
Опровержения на критики и замечания на собственные сочинения;
Заметка о поэме «Граф Нулин»;
«Мы рождены, мой брат названный…»
(А. А. Дельвигу)

31 октября — Герой
1 ноября — статья «О втором томе «Истории русского народа «Полевого»;
История села Горюхина

4 ноября — «Маленькие трагедии»: Каменный гость;
Отрывок («Не розу пафосскую…»)

5 ноября — статья «Возражения критикам «Полтавы»»;
статья «Баратынский»

8 ноября — «Маленькие трагедии»: Пир во время чумы;
На перевод «Илиады»

26 ноября — статья «О народной драме и о «Марфе Посаднице» М.П.Полевого»

Болдинская осень Пушкина

Болдинская осень 1830 года подарила русской литературе лучшие произведения А.С. Пушкина. Интересно, что случилась она совершенно случайно – занимаясь подготовкой к свадьбе с Натальей Гончаровой, поэт поехал в Болдино, чтобы решить некоторые финансовые вопросы, и намеревался пробыть там самое большее неделю, однако вспышка эпидемии холеры вынудила его остаться в селе почти на всю осень. Так случилось, что именно эти три месяца стали самыми плодотворными для его творчества. Феномен Болдинской осени в творчестве Пушкина удивителен соотношением количества созданных текстов и сроков их написания – Александр Сергеевич создавал одно произведение за другим с невероятной быстротой. Такое вдохновение радовало поэта, и он не упустил возможности его использовать. В Болдино Пушкин осваивает самые разные жанры и формы, экспериментирует с лексикой, сочетает народные и литературные формы. К сожалению, многое из начатого и запланированного в Болдино Пушкину в дальнейшем не удалось закончить и реализовать.

В Болдино было написано около тридцати стихотворений, среди них – «Бесы», «Элегия», «Моя родословная». Кроме того, здесь был закончен роман в стихах «Евгений Онегин» и написана поэма «Цыганы». В общем тематика стихов болдинского периода сводится к воспоминаниям о прошлом и впечатлениям от настоящего. Кроме того, именно здесь Пушкин начинает пробовать себя в народных жанрах – так, здесь были созданы «Сказка о попе и о работнике его Балде» и начата «Сказка о Медведихе», которая так и не была закончена.

Что касается прозы, то именно здесь появились на свет «Повести Белкина». Пушкин, как известно, никогда не придерживался строгих жанровых рамок, любил экспериментировать и творить в разных направлениях, и данный цикл является тому подтверждением. «Повести Белкина» содержат произведения разных литературных направлений и жанров, которые были популярны на тот момент: реализм («Выстрел»), сентиментализм («Метель», «Станционный смотритель»), водевиль («Барышня-крестьянка»), готическая повесть («Гробовщик»). При этом все произведения имеют черту, которая присуща критическому реализму: в них часто появляются «маленькие люди», а конфликт развивается на самых низких ступенях социальной лестницы.

В Болдино Пушкин пробует себя в драме и создает «Маленькие трагедии». Небольшие по своему объему, они носят характер камерности: в них мало персонажей, они имеют динамично развивающийся сюжет и острый, непримиримый конфликт, заканчивающийся, по закону жанра, гибелью героя. В основе конфликта оказываются сильнейшие человеческие страсти, способные при отсутствии контроля привести человека к погибели. В «Скупом рыцаре» это скупость, в «Моцарте и Сальери» – зависть, в «Каменном госте» – любовная страсть. В этом смысле «Пир во время чумы» отстоит от других трагедий, поскольку в ней не заостряется внимание на какой-то одной страсти, однако эта трагедия завершает цикл и является неким обобщением – в ней решаются острые вопросы бытия человека, который смотрит смерти в глаза. Здесь смерть является не следствием конфликта, а его причиной. Нет объяснения тому, что вместе с бандитами и грешниками погибают невинные и праведные – эпидемия слепа.

Болдинскую осень можно считать ярчайшим примером творческого подъема, внезапного появления вдохновения в результате случайного стечения обстоятельств. Такое явление сложно объяснить, но лучше просто наслаждаться его результатами – лучшими произведениями литературы.

Болдино

Село Болдино (ныне – Большое Болдино) Нижегородской области получило широкую известность благодаря пребыванию здесь и плодотворному творчеству великого поэта.

Болдинское имение принадлежало роду Пушкиных нескольких веков, вплоть до 1911 года, затем было выкуплено государством.

В свои приезды в Болдино, останавливаясь в усадьбе отца, А.С. Пушкин много и вдохновенно писал. Творческому подьему способствовала красота здешней природы, удаленность от мирской суеты и размеренный образ жизни русской глубинки.

В сентябре 1830 году Пушкин прибыл в Болдино для вступления во владение близрасположенной деревней Кистенево, выделенной ему отцом по случаю предстоящей женитьбы поэта на Наталье Гончаровой. По воле случая, из-за эпидемии холеры и карантина, визит Александра Сергеевича затянулся на три месяца. Этот период , известный как «Болдинская осень», стал одним из самых значимых в творчестве поэта. В это время были написаны:

В Болдино Пушкин провел не одну осень. В свой приезд сюда в октябре 1833 г. Александром Сергеевичем были созданы:

Осенью 1834 года в Болдино Пушкиным была написана «Сказка о золотом петушке».

В настоящее время историческая часть села Большое Болдино является памятником культуры, организован Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино».

Здесь сохранился подлинный барский дом, где останавливался Пушкин, усадебный парк ХIХ века. Воссозданы надворные постройки, церковь Успения ХVIII века, действуют исторические и литературные экспозиции и выставки. Ежегодно проводятся пушкинские «Болдинские чтения», «Бал Пушкинской эпохи» и другие культурные и развлекательные мероприятия.

«Болдинская осень» Пушкина – самая продуктивная пора в творчестве поэта

По всеобщему признанию всех любителей творчества А.С. Пушкина и специалистов в этой области именно «Болдинской осени» мир обязан появлению на свет многих талантливых произведений, вышедших из-под руки признанного гения. В этот трехмесячный период, начавшийся 31 августа 1830 года, поэт находился на пике своего творчества, когда он сочинял свои нетленные творения с таким воодушевлением и скоростью, что у многих создается впечатление его сверхъестественных способностях.

А ведь именно эпидемия холеры, терзавшая Россию в то время и унесшая многие человеческие жизни, стала причиной неожиданного затворничества поэта. И именно этот удручающий фактор в первую очередь способствовал неожиданно высвободившемуся времени, которым Александр Сергеевич распорядился очень плодотворно.

Что предшествовало «Болдинской осени»

Предвестниками «Болдинской осени» великого поэта стали весна и лето 1830 года. 6 мая состоялось объявление о помолвке Пушкина и Гончаровой. Из-за финансовых затруднений семейства невесты свадьба несколько раз откладывалась. Мать Натальи Гончаровой не желала прослыть разоренной, а потому отсутствие приданного ее дочери считала затруднением для этого торжественного события. Кроме того, в августе умер дядя Пушкина, Василий Львович. И из-за траура свадьба опять была отсрочена, а поэт выехал из Москвы в Болдино для вступления во владение деревней Кистенево, которую ему подарил отец.

Интересно, что перед отъездом из Москвы жених поссорился с матерью невесты и под влиянием обуревавших его чувств в письме к Наталье написал, что она «совершенно свободна», а он в свою очередь «женится только на ней или не женится никогда». В пункт назначения Пушкин прибыл 3 сентября 1830 года. Здесь он планировал в течение месяца управиться с делами. В первые дни поэт даже опасался, что из-за хлопот со вступлением во владение и закладу деревни Кистенево у него будет нарушен плодотворный рабочий режим. Ведь обычно именно осенью он наиболее усердно писал свои произведения.

В это краткосрочное путешествие Александр Сергеевич взял с собой только три книги («Историю русского народа», 2-ой том Полевого, «Илиаду» в переводе Гнедича и «Сочинения английских поэтов»), которых ему, как оказалось впоследствии, было очень мало. Замысел Пушкина о месячном турне в деревню был нарушен страшной эпидемией холеры, которая накрыла европейскую часть России. Из-за карантинных кордонов, исключающих транспортное сообщение с Москвой и Петербургом, он был вынужден застрять в Болдино на три месяца.

А.С. Пушкин во время «Болдинской осени»

Во время своего пребывания в деревне Пушкин с головой погрузился в творчество. «Болдинская осень» смогла подарить миру достаточное количество литературных произведений, вышедших из-под руки мастера, как в стихах, так и в прозе. Сельский уклад очень благотворно сказался на его способности писать. Красивая природа, чистый воздух и уединенность стали для писателя теми важными причинами, которых ему всегда не хватало в шумном городе. Он мог с восхода солнца и до поздней ночи творить, полностью отдавшись музе.

Именно «Болдинская осень» в жизни русского гения считается самым ярким периодом созидания. Ведь именно в это время он смог раскрыться во многих литературных жанрах, создав множество произведений. Здесь он за три месяца успел завершить написание поэмы «Евгений Онегин», создать поэму «Домик в Коломне» и 32 лирических произведения малых форм, написать «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина», а также создать массу неоконченных произведений.

Обычно Пушкин пробуждался к шести часам. Его утренний моцион состоял из холодного душа и горячего кофе. Потом он начинал писать. Причем делал это, лежа прямо на кровати. Скорость написания его была такой высокой, что многие специалисты недоумевают и сегодня: «Делал он это так быстро, словно свои произведения не сочинял самолично, а записывал под диктовку». Вдохновенная пора для творчества радовала и самого классика, и он не упускал возможность его использовать с максимальной эффективностью. В деревне Александр Сергеевич смог освоить новые литературные жанры. Он экспериментировал с лексикой и сочетал различные народные и художественные формы. К сожалению, не все свои замыслы той поры ему удалось впоследствии реализовать в полной мере.

Лирические литературные формы

Характерно, что осень 1830 года стала для великого писателя периодом подведения очередных итогов своего творчества. Еще в своем письме к родителям в апреле этого года он упоминает о «новом периоде». Об этом же он сообщает в конце сентября и Плетневу: «Доселе он я — а тут он будет мы. Шутка!». Литературный подъем совпал с переменами в личной жизни. 13 сентября была окончена «Сказка о попе и о работнике его Балде», написанная в назидательной манере. А заключительная глава «Евгения Онегина» повествует читателю о символической ретроспективе своего творчества через «смену обликов Музы». По словам Благого, эволюция творчества Пушкина в этот период происходила как «движение через романтизм к реализму, от поэзии к прозе».

В Болдино было сочинено более тридцати стихотворений, среди которых находятся «Элегия», «Моя родословная» и «Бесы». Особенных слов заслуживают две финальные главы «Евгения Онегина» и поэма «Цыганы». Если попытаться обобщить творческую тематику лирики «Болдинской осени», то складывается впечатление, что поэт подводит некий итог прошлым событиям и пытается сформулировать впечатления от настоящего времени. А пробы в народных жанрах, выраженные в «Сказке о попе и о работнике его Балде» и неоконченной «Сказке о Медведихе», только усиливают данное впечатление.

Именно жанровая разносторонность и две категории («воспоминания» о прошлом и «впечатления» от настоящего) стихотворных произведений наиболее полно характеризуют «болдинский» период творчества великого русского поэта. В качестве литературных примеров можно привести «Заклинание» (любовные элегии), «Осень» (красноречивое описание природы), «Герой» и «Моя родословная» (политические и философские размышления), «Бесы» (жанровые зарисовки), «Не то беда…» (эпиграммы).

В начале октября 1830 года Александр Сергеевич предпринял попытку выбраться из Болдина, однако карантинные кордоны ему тогда не удалось преодолеть. Лишь 5 декабря (с третьего раза) он смог прорваться в Москву, еще не оправленную от холеры. А 9 декабря он написал Плетневу: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы Онегина, 8-ую и 9-ую, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonyme. Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно: Скупой Рыцарь, Моцарт и Салиери, Пир во время Чумы, и Д. Жуан. Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё: (Весьма секретное) Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся — и которые напечатаем также Anonyme…».

Произведения в прозе

«Болдинская осень» смогла изменить мироощущения поэта таким образом, что он решил реализоваться и в качестве прозаика. Здесь он написал «Повести Белкина», которые ему давались достаточно «легко и непринужденно». Он творил в новом для себя литературном амплуа с небывалым увлечением и приподнятым настроением. А выпустил он это произведение, наполненное легкой иронией, гуманностью и наблюдательностью, впоследствии под вымышленным именем.

В деревне Пушкин создает «Маленькие трагедии», пробуя себя в драме. Камерный характер произведения, в котором задействовано мало персонажей и используется достаточно динамичный сюжет, по закону жанра заканчивается гибелью главного персонажа. В основном все драматические произведения этого цикла повествуют о конфликтах человеческих страстей, которые разрешаются самым печальным образом. Тревожная тематика «философии жизни современного человека» была прервана лишь после письма невесты, которая вернула писателю утраченное душевное равновесие. Наталья Гончарова тогда написала, что «обещает выйти замуж и без приданного».

Кроме того, в период «Болдинской осени» Александр Сергеевич написал два больших литературно-критических цикла для «Литературной газеты», но все статьи остались неопубликованными, так как 15 ноября 1830 года издание газеты было приостановлено.

В жизни Пушкина было ещё две «болдинских осени». Он провёл в этой деревне октябрь 1833 года, причём на этот раз он написал почти так же много произведений: поэмы «Медный всадник» и «Анджело», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Пиковую даму» и ряд стихотворений, а также закончил «Историю Пугачёва». Осенью 1834 года Пушкин снова посетил Болдино, но написал там всего одно произведение — «Сказку о золотом петушке».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *