Бук

Что такое лэпбук и как его использовать?

Елена Тонких
Что такое лэпбук и как его использовать?

Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то многие наверняка вспомнят как в школе делали рефераты и доклады (собирали информацию и красиво оформляли её) или вспомним папки-передвижки с кармашками. Воспитатели в них оставляли массу полезной информации для родителей. Всё это было незаслуженно забыто нами. И вот забытое старое возвращается к нам уже значительно преобразовано и улучшено в виде «лэпбука».

Что же такое лэпбук, зачем он нужен, чем он хорош и интересен нам как педагогам и нашим детям?

Итак, пришёл лэпбукинг к нам из Америки. В дословном переводе с английского «Лэпбук» (lapbook) значит «наколенная книга» (lap — колени, book — книга). Лэпбук тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжк с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.

В Америке лэпбуки получили свое широкое распространение и стали столь популярны за счет домашнего образования(homeschooling). При таком обучении лэпбуки является финальным этапом изучения определенной темы.

Проведя аналогию с отечественным образованием, то лэпбук это по сути финальный этап проектной деятельности. То есть, ребенок, получив тему проекта, ищет информацию, придумывает игры, самостоятельно делает какие-то зарисовки на данную тему и по окончанию исследовательской деятельности сам или с помощью взрослого оформляет ее в лэпбук. Получается изначально лэпбук– это продукт ребенка, отражение полученных им знаний. Но иногда лэпбук делают сами педагоги или родители, и выглядит он уже как дидактическое пособие для детей. И это тоже замечательно, но в таком случае надо придерживаться некоторых правил, так как лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС ДО к предметно- развивающей среде. Например,для себя я выработала такие:

1. Информативен. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребёнка.

2. Прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.

3. Эстетичность. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться средством художественно-эстетического развития ребёнка.

4. Вариативен. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.

5. Доступен. Его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.

6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра)

В чем же преимущество обучения с лэпбуком?

Во-первых, привьете своим детям любовь к обучению; во-вторых, разнообразите даже самую скучную тему и расширите кругозор, а также обогатите активный словарь и уточните имеющийся предметный словарь; в-третьих, вы вместе с ребёнком научитесь структурировать сложную информацию; в-четвертых, разовьете свою креативность и творческое мышление; в-пятых, научите своих детей простому способу запоминания. И в итоге вся работа, если родители будут делать её с детьми объединит всю семью для увлекательного и полезного занятия. Ваш лэпбук будет по своему уникален!

А я представляю свой лэпбук, как дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста.

Тема лэпбука: «Полярные медведи, как исчезающий вид»

Цель: закрепление знаний о полярных медведях в ходе тематической недели «Животные Крайнего Севера».

: 1. Игра «Лабиринты, раскраски» (ребёнок карандашом проводит медведя к рыбке или к воде, в зависимости от рисунка, тем самым развивает ориентацию в пространстве, мелкую моторику, мышление); 2. Игра «Собери слово»(из уже изученных букв ребёнок должен составить слова: «миша», «зима», «снег», тем самым у ребенка развивается мелкая моторика, звукобуквенный анализ, чтение, что немало важно для подготовки к школе); 3. Игра «Покорми медведя» (ребёнок должен из нескольких фишек-картинок найти те, на которых изображены предметы питания медведя, а также ребёнок запоминает и называет животных: нерпа, белуха, тюлень и т. д., тем самым у ребёнка развивается память, мышление, мелкая моторика, обогащается предметный словарь); 4. «Кто в домике живет?»; 5. «Следы невиданных зверей»; 6. «Ареал обитания»; 7. «Медвежье семейство»; 8. «Строение белого медведя»; 9. «Это интересно! Интересные факты, загадки, стихи». Разделы 4-9 несут в себе в основном информационную цель и развивают тоже мышление, память и интерес к обучению.

Ожидаемый результат:

• Быстрое запоминание информации, а также стихов и загадок.

• Проявление самостоятельности при работе с лэпбуком.

• Проявление повышенного интереса к содержанию папки.

• Развитие мелкой моторики рук.

• Развитие ВПФ (мыслительных процессов, внимания, ориентации на листе бумаги).

• Запоминание других животных, которые обитают в непосредственной близости от белого медведя и являются его предметом пропитания.

• Обогащение словаря. «Печатание» и чтение слов.

Предлагаю и вам, уважамеые родители, вместе со своими детьми сделать такую интересную книжку.

С чего начать создание лэпбука?

1. Определитесь с темой будущего лэпбука. Тема может быть любая — вулканы, насекомые, планеты, композиторы, художники, фильмы, страны, исторические события. Можно взять за основу какое-либо литературное произведение и комплексно изучить несколько тем. Например, на основе сказки про Золушку можно изучать тыквы, мышей, Францию и французский язык, традиции королевских семей Европы, обсуждать такие качества характера как зависть, терпение или трудолюбие,предложить написать современный вариант сказки и т. д.

2. После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука, т. е. какие подтемы вы хотите раскрыть – это и будет содержание наших миникнижечек. Советую начать с 5-7 пунктов (книжек, но вообще здесь нет ограничений.

3. Для каждой темы выберите подходящую миникнижку.

Что такое лэпбук? статья

Согласно требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в свою работу новые интерактивные и более эффективные методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности ребенка. К ним можно отнести лэпбук — новое для нас понятие, значение которого еще пока мало кому известно. Что это такое?

Что такое лэпбук, спросите Вы у меня.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). По сути лэпбук представляет собой тематическую папку или книжку-раскладушку. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.

В такой папке собирается материал по определённой теме, который помогает ребёнку систематизировать знание; по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме; лучше понять и запомнить, а также повторить пройденный материал. Темы могут быть как широкие («Части речи», «Времена года», «Многозначные числа»), так и узкие («Арктика», «Имя существительное», «Органы чувств»). В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по заданной теме.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает:

  • возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
  • разнообразие игровых заданий;
  • интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
  • возможность структурировать сложную информацию;
  • возможность разнообразить самую скучную тему;
  • научить простому способу запоминания;
  • компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);
  • вариативность использования заданий;
  • возможность добавлять новые задания в «кармашки».

Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.

Лэпбук формирует у детей умение находить нужную информацию среди множества источников.

Итак, вы захотели сделать лэпбук. С чего же начать?

1. Выбираем тему лэпбука. Тема может быть любая в зависимости от интересов детей и их возраста.

2. После того, как выбрали тему, надо написать план, ведь лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Чтобы составить план, мы используем модель трёх вопросов.

Задаем ребенку вопросы:

  1. Что ты знаешь о ..?
  2. Что хотел бы узнать?
  3. Что сделать, чтобы узнать?

3. Создание макета.

Чтобы сделать макет лэпбука понадобится:

  • распечатанные шаблоны лэпбука или самостоятельно нарисованные шаблоны. Для этого хорошо использовать, цветной принтер, цветную бумагу для принтеров – тогда папка получается цветная и красочная;
  • лист плотной бумаги формата А3 или листы А4. для изготовления самой папки. Для этого подойдет любая картонная папка. Традиционно папки лэпбуков делаются с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками. После этого на папку изнутри надо наклеить листы для фона. Снаружи обложку оклеиваем цветной бумагой, или цветной самоклейкой и украшаем по своему усмотрению;
  • ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки, скотч;
  • безграничная фантазия. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Формы представления могут быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии, игры. Все, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках и т. д.
  • кстати, совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один урок или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук – это ещё и способ оформления самостоятельного исследовательского проекта.

Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Лэпбук готов!

Методические рекомендации: «Лэпбук» — как форма совместной деятельности детей и взрослых»

Сосновка жалпы орта білім беру мектебі» КММ КГУ «Сосновская средняя общеобразовательная школа» Шағын орталық «Домовенок» мини-центр.

Методические рекомендации:

«Лэпбук» — как форма совместной деятельности детей и взрослых»

Подготовила воспитатель

мини-центра:

Гетьман Ирина Николаевна

2019 год

Предисловие

Здравствуйте, уважаемые воспитатели!

Я хочу познакомить вас с интересным способом представления продукта совместной деятельности детей и взрослых по реализации той или иной лексической темы.

Одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности педагога является степень его готовности к использованию современных технологий в своей профессионально-педагогической деятельности. Применение новых технологий является эффективным способом в расширении кругозора воспитанников, в освоении ими способов деятельности.

В последние годы изучению и использованию в работе ДО современных образовательных технологий было уделено особое внимание.

Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Так, им важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно–образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ГОС дошкольного образования.

В связи с внедрением ГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – «лэпбук». Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что это продукт совместной деятельности, его делают взрослый и дети.

Что такое лэпбук?

«Лэпбук» (lapbook) – в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга» (lap – колени, book — книга).

Это сравнительно новое средство обучения дошкольников.

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.

В лэпбуке собирается материал по определенной теме. При этом лэпбук — это не просто книга или поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской деятельности, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить лэпбук, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изучение материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Новизна данного пособия заключается в том, что Лэпбук очень прост в изготовлении, а сам процесс его изготовления очень занятен и интересен. Для детей — это игрушка, в которой очень много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям.

Значение методического пособия для педагога:

— способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;

— способствует оформления результатов совместной проектной деятельности;

— способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

Значение методического пособия для ребенка:

— способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;

— способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;

— способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме;

Лэпбук отличный помощник в работе педагогов и узких специалистов.

Лэпбук отвечает требованиям ГОС ДО к предметно-развивающей среде: информативен; полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Характеристика «Лэпбука» как педагогической технологии.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук — это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему со школьниками и малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Из чего состоит лэпбук?

Лэпбук состоит из папки формата А3, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества «вкусно поданной информации».

Что вам понадобится?

  • картонная папка (либо лист плотной бумаги формата А3);

  • ножницы;

  • распечатанные или созданные самостоятельно шаблоны Лэпбука;

  • клей;

  • карандаши, фломастеры;

  • цветная бумага для печати.

  • Различные мелкие детали (замочки, кнопочки, бусинки и т.д.)

Зачем нужен лэпбук?

1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.

5. Это просто интересно, в конце концов!

Я хочу сделать лэпбук. С чего мне начать?

Тема Лэпбука может быть любая:

— лексические темы, сказки, памятные события в жизни детского сада, семьи, праздники, увлечения детей, литературные произведения и т.д.

Для детей младшего возраста можно брать «широкие, обобщающие» темы — зима, осень, транспорт и т.п. У вас получится книжка с самыми общеизвестными знаниями. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти знания являются новыми.

Для детей старшего возраста — темы берут более узкие, несущие конкретную информацию — это будет более продуктивнее.

Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий Лэпбук на тему «Насекомые», а можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в Лэпбуке дать подробную информацию о нем, что будет гораздо продуктивнее.

Но я выбрала очень трудную к пониманию тему для детей старшего возраста «День Победы»

Пишем план.

После того, как мы выбрали тему, надо взять бумагу, ручку и написать план. Ведь Лэпбук – это не просто книжка с картинками. Поэтому необходимо заранее продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать. (Например, план Лэпбука на тему «Зима»)

1. Мини-книжка с зимними стихотворениями.

2. Кармашек с загадками об зиме.

3. Конверт с зимними развлечениями.

4. Таблица трёх зимних месяцев «Календарь погоды».

5. Раскраски на тему «Зима».

6. Кармашек для новых слов.

Следующий этап самый интересный.

Создаем макет.

Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого — текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п. Потом все это я рисую на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы. Дети старшего возраста могут самостоятельно составить план работы.

Наполняем Лэпбук.

Собранную информацию по образцу макета складываем, приклеиваем в наш Лэпбук. Для создания Лэпбуков можно воспользоваться готовыми шаблонами, которые есть в огромном мире интернета – это экономит время, знакомит новичков с новой формой подачи информации, проще в изготовлении. Если Вы делаете Лэпбук самостоятельно, то это дешевле (не все шаблоны бесплатны), это уникально и более творчески, не ограничивается рамками существующего шаблона, больше ценится и бережется детьми, так как создано своими руками.

Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать — поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной лексической теме. Работая над определённой лексической темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука, должно отражать материал по всем пяти направлениям. Содержание может быть разнообразно, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом. Небольшой опыт работы в такой форме показывает, что интерес не только детей, но и родителей возрастает. Совместная деятельность по наполняемости материала, оформлению содержания даёт положительные результаты во всех направлениях. Лэпбук – хорошая форма, позволяющая привлечь родительское сообщество к совместному сотрудничеству детей и взрослых и включению вторых в образовательный процесс.

Хочу познакомить Вас с лэпбуками своего собственного изготовления.

Первый лэпбук я изготовила для детей младшей группы по сказке «Теремок». Это первое мое сотворчество с детьми, может быть не самое удачное, но очень трогательное и любимое детьми нашего мини-центра.

Цель: воспитывать у детей любовь к народному творчеству, желание приобщиться к нему, закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких животных, активизировать словарь по данной теме.

1 задание «Кто пришел первым»

2. «Расскажи сказку по картинкам»

3. Раскраски к сказке. 4. Театр на палочке «Теремок»

5. Стишки о диких животных 6. Дидактическая игра «Кто что ест»

Лэпбук для разновозрастной группы «Магия овощей»

Первая страница — дидактическая игра «Что растет в огороде» Данная игра обогащает словарный запас воспитанников (название овощей и фруктов). Формировать навык у детей группировать овощи и фрукты, различать по форме, цвету и размеру.

Вторая страница — дидактическая игра «Собери в корзинку по цвету»

Цель игры: сформировать у детей представление об овощах и фруктах, о том, где они растут, их полезных свойствах, различать овощи и фрукты по цвету.

Следующая страница поможет детям поиграть в пазлы, собрать из отдельных частей готовую картинку, назвать овощ. Рядом загадки об овощах, в отдельном кармашке.

Цель: закрепление знаний об овощах, об их основных свойствах. Дети отгадывают загадку, находят среди изображений нужную отгадку.

На этой же странице настольная игра «Фруктово-овощной салат» В ней несколько вариантов игры. Нужно сложить все овощи и фрукты правильно, как пазл. Собирать картинки неверно, изобретая новые фрукты-овощи, а может фрукто-овощи и т. д.

Собери пазлы.

Загадки про овощи.

Следующая страница — дидактическая игра «Свари суп или компот»

Цель: сортировать правильно овощи и фрукты.

Последняя страничка — плоскостной театр по стихотворению Ю. Тувима «Овощи»

Лэпбук «Животные»

Цель: закреплять и систематизировать знания детей о животных; воспитывать познавательный интерес к объектам природы, развивать у детей логическое мышление, память, обогатить словарный запас детей, вызвать любовь к природе, любовь к животным и заботу о животном мире.

«Такие разные животные»

Животные леса, саванны, домашние. Стихи о животных.

Дидактическая игра «Кого мы видим в окошке»

Цель: Дифференциация и автоматизация звуков в словах. Повторение названий животных.

Пазлы.

Лэпбук «Зима»

Задание: «Зима. Признаки зимы».

Задачи:

-закрепить знания детей о характерных признаках зимы;

-расширять кругозор детей, развивать логику, воображение;

-прививать любовь к природе.

Задание: Алгоритм «Зима».

Задачи:

— формировать умение составлять рассказ о зиме по алгоритму;

— учить отвечать на вопросы, самостоятельно и грамматически правильно строить предложения, формулировать свои мысли;

— развивать речь, расширять словарный запас, развивать ассоциативное мышление.

Задание «Найди мою тень».

Задачи:

— учить находить дедушку Мороза по его тени;

— развивать внимательность, память, мышление.

Зимние аппликации

Задачи:

— закреплять умение склеивать, собирать из частей — целое;

— развивать внимательность, память, усидчивость, мелкую моторику рук.

Зимние загадки для детей.

Задачи:

— научить детей видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности;

— упражнять ум, развивать мыслительные способности;

— развивать образность речи, обогащать словарь, углубляя и уточняя знания о предмете;

— развивать поэтический слух и поэтическое восприятие окружающего мира.

Последнее задание «Наряди елочку»

Цель: формирование навыков у детей подбирать предметы по форме и цвету, развитие умения различать и называть основные цвета, развитие внимания, зрительного восприятия, мелкой моторики.

Лэпбук «Страна математики

Это дидактическое пособие разработано, чтобы формировать логико-математические представления, повышать мыслительные процессы, развивать логику. Игры, собранные в лэпбуке, мы используем в организации совместной игровой деятельности.

Возрастная группа: 4-6 лет

Цель: закрепить пройденный материал по математике в игровой форме, используя обучающие игры.

Задачи:

— формирование представлений о числе и количестве.

— формировать элементарные математические представления и связанные с ними логические операции.

— уточнить представления о последовательности частей суток, дней недели, о временах года.

Лэпбук я оформила в виде домика, он очень удобен в использовании, каждая страница это новые задания и игры, для того чтобы материал запоминался быстрее и легче.

Книжка-малышка про цифры. Подборка стихов «На что похожи цифры?», Количественный счет «Мурка в зоопарке»

Сопоставление цифры и количества предметов. Листочки и цифры.

Цифры в названиях сказок и книг. Прописи. Загадки про цифры. Блоки Дьенеша (Транспорт). Части суток. Дни недели. Научись определять время.

Лэпбук мобильный, отлично складывается, но может быть и в разложенном виде. Все игры наклеены на картон, выполнены на фотобумаге, заламинированы для многоразового использования.

Лэпбук «День Победы»

Цель: Воспитывать нравственно-патриотические чувства у дошкольников через расширение общего кругозора.

Актуальность темы.

Великая Победа.

Все, что стоит за этими словами, понятно людям старшего поколения. Как рассказать детям о героях войны о нашей истории и о победе, которой рады и которую празднуем уже больше 70 лет? Каждый год, мы с детьми проводим тематическую неделю на тему 9 мая. Рисуем, клеим, делаем разные аппликации, проводим выставки поделок, читаем книги и много разговариваем. А вопросов с каждым годом все больше и больше. Для нас – это уже история, а для наших деток та война, что-то неизвестное.

Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, надо показать ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. О войне, естественно, нельзя рассказать за одно занятие, и надо часто возвращаться к этой теме, отвечать на детские вопросы, рассказывать, по мере взросления ребенка, все больше и больше.

Подготовка ко Дню Победы не обошла стороной и нас. Результатом занятий и совместных мероприятий о войне стал вот такой лэпбук, который я сконструировала для детей старшего возраста с разной познавательной активностью, чтобы использовать его в индивидуальной работе, и в самостоятельной деятельности. А так же в свободное время дети просто открывают лэпбук и с большим интересом повторяют пройденное.

Для себя решила, что в старшем дошкольном возрасте, точно не стоит перегружать информацией, поэтому сделала блок с военными стихами, песнями и загадками. На первой странице расположились города-герои Великой Отечественной войны. А также распечатала ордена и медали, а в интернете нашла много информации про значимость наград и их историю. Кармашек-игра «Военная техника» расскажет о военной технике во время войны и т. д.

В лэпбук » День Победы» включены 7 развивающих блоков:

1. Города-герои Великой Отечественной войны.

2. «Ордена и медали»

3. Кармашек «Дети–герои ВОВ»

4. Кармашек-игра «Военная техника»

5. Мини-книжка «Пословицы и стихи о Победе»

6. Военные профессии.

7. Лото «Виды войск»

Я постаралась включить в него всё самое понятное и главное, что нужно знать и помнить ребенку о Великой Отечественной войне.

Думаю, что данная тема всегда востребована и актуальна.

Лэпбук «Город мастеров»

Прежде чем сделать лэпбук, я долго думала о его наполнении, так как у меня в группе детки разных возрастов. Просмотрев много информации, решила собрать пособие по своему усмотрению.

Пособие знакомит детей с различными профессиями, их атрибутами, спецодеждой к ним. Расскажет о классификации профессий и поможет детям разобраться в многообразии профессий. И может уже сейчас выбрать профессию по душе.

В лэпбук включены множество карточек с картинками, стихи о профессиях, загадки, новая интересная игра «Кто это», где из отдельных полосок нужно собрать правильно профессию человека, и другие интерактивные элементы, которые сделают знакомство с профессиями интересным для ребенка.

В лэпбук «Профессии» для детей 3-6 лет включены 9 развивающих элементов:

1. Домики жителей «Города мастеров» — они с дверками, ребенку будет очень интересно узнать, кто же живет за каждой из этих дверей.

2. Алгоритм «Расскажи о профессии»

3. Кармашек «Кому что нужно» с карточками атрибутов профессий — 8 штук.

4. Мини-книжка (стихотворения о профессиях)

5. Мини-книжка (загадки).

6. Дидактическая игра «Кто это?»

7. Кармашек «Картинки профессий» и сами карточки с изображением людей разных профессий.

8. Дидактическая игра «Кто, чем занимается»

9. Обучающая игра-лото «Профессии».

Мы с удовольствием читаем и заучиваем стихи, отгадываем загадки по данной теме, играем в новые игры, знакомимся с неизвестными для детей профессиями.

Применяя лэпбук в работе с детьми, можно сделать вывод, что это очень удобное и полезное средство обучения.

Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.

Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.

Дети старшего дошкольного научились самостоятельно собирать и организовывать информацию – это хорошая подготовка к обучению в школе.

Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Мы выбираем задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.

Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности

взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Результаты использования лэпбука:

Дети быстрее запоминают стихи, пословицы, поговорки; проявляют повышенный интерес к содержанию; проявляют самостоятельность при работе с лэпбуком; появился интерес со стороны родителей.

Софтбуки, арт-буки и другие «буковые»

Нет-нет, сегодня речь пойдет не о семенном размножении дуба и не об особенностях выращивания каштана на подоконнике. Мы отправимся на экскурсию в Мир Буков, в котором обитают софтбуки, альтер-буки, арт-буки и тревел-буки)))

Нашим основным попутчиком будет Сэр Лингвоман — истинный джентльмен, филолог и историк, ценитель прекрасного искусства. Шутка, конечно, но знание английского нам точно поможет))

Итак, в переводе с английского языка, «бук» — всего лишь книга. Т.е. все перечисленные буки — это предметы, напоминающие по внешним признакам книгу. К слову заметим, что блокнот на английском звучит как notebook (ноутбук), т.е. «книга для заметок» (а, кстати, американцы компьютер-ноутбук зовут лэптопом (laptop — «на коленках»), оставляя термин «notebook» исключительно для блокнотов).

Тревел-буки (travel book), пожалуй, самые популярные в мире. Кто путешествовал, тот знает, как удобно иметь под рукой блокнот, в который можно записать что-то интересное о новой стране, пару конвертов, чтобы сложить в них билетики из метро или автобусов, программки из кино или просто рекламные проспекты. Часто вместо чемодана сувениров путешествоманы везут тонны такой «меморабилии» — памятных штучек и вещичек.

Теперь представьте, как здорово, если и конверты, и карта, и акварельные странички для скетчей, и плотные листы с готовыми фотоуголками на них, и даже кармашки из полупрозрачной кальки для особо ценных предметов — все в одном тревел-буке! Развязал-положил-зарисовал-закрыл-завязал… Красота…

Тревел-буки бывают изначально готовые для таких приключенческих путешествий, а могут оформляться уже после возвращения. В них могут быть фото и выписка из отеля, заметки прямо ручкой или маркером, или напечатанные на ручном принтере.
Но каждая страница — лишь о путешествии и впечатлениях о нем. Даже фото — не главное в тревел-буках. Фотографии — часть общей экспозиции… И порой не заметно, где фото, а где оно уже перетекает в акварельный этюд…

Когда-нибудь мы все же сделаем несколько своих тревел-буков, чтобы вклеить в них напоминалочки о ярких воспоминаниях путешествий по миру… Пока же — собираем в отдельные папки и коробки меморабилии…

А, вот, собрат тревел-буков — удивительный арт-бук (artbook), «книга для художеств», в которой можно найти самые невероятные образы, пришедшие из глубин подсознания… Или, напротив, арт-бук может быть посвящен простым, незамысловатым объектам, или вообще — одному единственному персонажу…

В арт-буках в основном рисуют — маркерами, линерами, карандашамм, тушью, углем, красками, пастелью… И смешивают рисунки с различными техниками — коллаж, аппликация (в том числе и 3-D), штампинг, брызгинг, кляксинг…

Мы с Мирославой в нашем арт-буке «Secret Garden» даже декупаж делали — приклеивали салфетку, брызгали кофе, добавляли глиттер и вязаные цветочки)))

Но в общем и целом, арт-бук все же о рисунках на страницах, причем зачастую абсолютно не связанных между собой: каждый разворот может рассматриваться как законченный фрагмент, мысль, отрывок из жизни…

Кстати, о жизни. В последнее время сцену популярности все больше начинают занимать смэш-буки (Smash Book). Это вообще полет фантазии! СмэшБук — это своего рода «дневник жизни», в котором каждый разворот — это «отчет» о ярком мгновении, о чем-то важном или, наоборот, обыденном, которое хочется запечатлеть…

В СмэшБуках правил нет))) Можно применять все техники творчества — мыслимые и немыслимые, вклеивать фотографии и чеки из кафе, флаер, который всучил незнакомец и свои записки со списком продуктов. Смэш! Это шум и гам, брызги впечатлений, фонтан радости и искрящийся счастьем поток сознания!

Мы пока не смЭшили, все впереди)))) Кстати, есть уже потрясные заготовки для СмэшБуков — идут в комплекте со всякими «няшечками» в виде бирочек, стрелочек, наклеек и даже специальной ручкой для письма в СмэшБуке.

Это — основа, на которую можно так же приклеивать бумажки с заметками, картинки и фоточки, зарисовки и открытки… Тоже своего рода Смэш. В чем же парадокс? В том, что джанки появились намного раньше СмэшБуков, но сейчас признаются разновидностью Смэша)))

Это, конечно, очень крутой способ «подчистить» запасы хомяка, применить все те хранимые обрезки и вырезки, которые «вдруг понадобятся», а заодно покреативить на славу…

Скоро, чую, и мы дойдем до джанк-бука… Все больше и больше тянет создать нечто, не подвластное законам, принципам и стереотипам. Джанк — идеальный вариант для полного раскрепощения и полета фантазии…

В сети можно найти полный джанк-беспредел множество креативных и бесподобных вариантов оформления джанк-буков.

Зато мы попробовали прикоснуться к удивительному искусству создания видоизмененных объектов (альтер арт). В нашем случае мы делали Альтер-бук «Ангельский»и альтер-банки в том же стиле.

Ах, какие альтер-буки (Altered Book) встречаются на бескрайних просторах сети! Настоящие произведения искусства, захватывающие воображение дизайнерские инсталляции и художественные объекты… Обычная книга перерождается в нечто волшебное, загадочное или вовсе непостижимое умом… Второе рождение…

В книгах склеиваются странички, вырезаются окошки, превращая фолиант в шкатулку, рамочку для фото или просто как декоративный объект на каминную полочку… А можно… и вот так! Красота и восторг!

А еще бывают скетч-буки (Sketch book) — блокнот для эскизов и набросков, кук-буки (Cook Book) — блокнот для кулинарных записей и даже дримбук (Dream-book) — «Книга Мечт» (это мы как-то создали такую огромную тетрадку для коллажей-визуализации по сбыче мечт, между прочим, сбылось все, кроме Кашкая)))

Но самыми родными для нас стали софтбуки (Softbook) — блокноты с мягкой обложкой. Софтбуки тоже бывают разными — каждый мастер делает их по-своему. Кто-то любит кожу и замшу, кто-то хлопок и лен, кто-то плетет каптал или приклеивает уже готовый, кто-то делает коптский переплет, а кто-то пристрачивает блоки к обложке как мы)))

Софтбуки — это целая Вселенная, в которой обитают и свадебные блокноты, и Кулинарные книги, и загадочные софтбуки, таинственные и , детские и мультяшные, мужские серьезные и женские романтичные… Ах, любим мы софтбуки…мммм…

А что любите вы? Может быть, вам знакомы и другие предствители буковых? Поделитесь;)

20.2. Космические ЯЭУ

Уже к концу 50-х годов прошлого века главными научно-исследовательскими центрами, где проводились работы в области космических ЯЭУ, были ведущие предприятия атомной отрасли — Физико-энергетический институт, Институт атомной энергии им. И.В. Курчатова и ОКБ-1 им. С.П. Королева. После предварительной проработки и сравнения ЯЭУ, в которых используются различные методы преобразования выделяющейся в активной зоне реактора тепловой энергии в электрическую, основные работы были сосредоточены на создании установок с непосредственным (безмашинным) преобразованием энергии двух видов: термоэлектрическим и термоэмиссионным. Для проверки возможности создания малогабаритной электростанции с прямым преобразованием тепловой энергии в электрическую на основе применения высокотемпературного реактора и термоэлектрических преобразователей в середине 60-х годов XX в. была спроектирована, изготовлена и прошла успешные длительные ядерно-энергетические испытания экспериментальная энергетическая установка «Ромашка» электрической мощностью около 0,5 кВг. Хотя эта ЯЭУ не нашла непосредственного применения в космической технике, опыт, приобретенный при ее создании, сыграл важнейшую роль в дальнейшем построении отечественной космической ядерной энергетики. В 60-х годах были приняты решения о практической разработке ЯЭУ в качестве бортовых источников энергии для космических аппаратов (КА). Форсирование этих работ было обусловлено поставленной в то время целью создания радиолокационной системы морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ). Было решено выбрать для КА системы МКРЦ термоэлектрическую ЯЭУ.

Была разработана термоэлектрическая ЯЭУ «Бук», использованная в составе космического сегмента системы МКРЦ на КА «УС-А». В конце 1970 г. начались летные испытания КА «УС-А» (КА серии «Космос») с ЯЭУ «Бук». В 1975 г. при завершении этапов летных испытаний и пробной эксплуатации ЯЭУ «Бук» в составе КА «УС-А» системы МКРЦ была принята на вооружение.

Всего в космическом пространстве проработал 31 образец ЯЭУ «Бук». Эксплуатация ЯЭУ «Бук» в составе системы МКРЦ была примером широкомасштабного применения реакторных ЯЭУ на КА, поскольку орбитальное испытание американской термоэлектрической ЯЭУ SNAP-10A электрической мощностью 500 Вт в 1965 г. было единичным и не получило дальнейшего практического развития.

Ядерная энергетическая установка с термоэмиссионным преобразованием энергии «Топаз» имела проектную электрическую мощность, примерно в 2 раза большую, чем мощность ЯЭУ «Бук». Основной целью наземных испытаний прототипов ЯЭУ «Топаз», проведенных в период с 1970 по 1973 г., стала практическая реализация термоэмиссионного реактора-преобразователя, длительно и устойчиво преобразующего теплоту ядерного деления в электроэнергию. Полученные при этих испытаниях результаты, подтвердившие существенное преимущество термоэмиссионного метода преобразования перед термоэлектрическим по КПД преобразования и уровню достижимой электрической мощности, побудили принять ряд решений о создании на базе КА «УС-А» экспериментального КА «Плазма-А» . В состав КА «Плазма-А» наряду с термоэмиссионной ЯЭУ были включены двигательные установки коррекции и стабилизации на основе элекгроракет- ных двигателей и ряд других перспективных для космической техники будущего систем. Летные испытания КА «Плазма-А», проводившиеся в 1987 г.на радиационно безопасной орбите высотой около 800 км, были успешными.

Параллельно с разработкой ЯЭУ «Топаз» с конца 60-х годов прошлого века в СССР была начата разработка второй термоэмиссионной ЯЭУ «Енисей», предназначавшейся для КА непосредственного телевизионного вещания, который должен был функционировать на геостационарной орбите. В период с 1975 по 1986 г. было проведено несколько ядерно-энергегиче- ских испытаний ЯЭУ «Енисей». Однако эти работы были остановлены из-за прекращения разработки космической системы. Изготовленные образцы ЯЭУ «Енисей» были впоследствии использованы при проведении испытаний по российско-американской программе «Топаз».

Ядерные энергетические установки «Бук», «Топаз» и «Енисей» составили первое поколение бортовых отечественных ЯЭУ для КА. Все эти работы выдвинули нашу страну на лидирующие позиции в области создания и применения космических ЯЭУ. В других развитых странах мира, в первую очередь в США, подобные работы не вышли за рамки разнообразных научно-исследовательских разработок. Государственные и социально-экономические изменения, происшедшие в нашей стране в начале 90-х годов XX в., крайне негативно сказались на положении отечественной космической ядерной энергетики. Были свернуты планы создания ряда перспективных объектов отечественной космической техники, на энергообеспечение которых были ориентированы разработки ЯЭУ. Лишь в начале 1998 г. постановлением Правительства Российской Федерации была одобрена «Концепция развития космической ядерной энергетики в России», в которой подтверждалось большое значение этой отрасли в государственном масштабе. Эта Концепция стала основным организующим документом, на основе которого в последующие годы разрабатывались и реализовывались межведомственные программы создания базовых технологий по космическим ЯЭУ и развития космической ядерной энергетики. Разработанные к настоящему времени ЯЭУ второго поколения составляют типоразмерный ряд нескольких ЯЭУ разной электрической мощности — в диапазоне от 10 до нескольких сот киловатт — с ресурсом работы на орбите до 5—7 лет. В термоэмиссионных ЯЭУ второго поколения реализовано важнейшее преимущество ЯЭУ — возможность работы на разных (различающихся в несколько раз) уровнях мощности без изменения конструктивно-компоновочной схемы и выходных массогабаритных показателей. Использование двухрежимных термоэмиссионных ЯЭУ второго поколения совместно с электрореакгивными двигательными установками (ЭРДУ) позволяет создавать транспортно-энергетические модули (ТЭМ), обеспечивающие как выведение КА на высокие орбиты при работе ЯЭУ на относительно кратковременном форсированном режиме энергоснабжения ЭРДУ, так и последующее энергоснабжение бортовых систем КА в течение всего времени их активного функционирования при работе ЯЭУ на длительном номинальном режиме.

Перечень задач освоения околоземного и исследования дальнего космического пространств, выполнение которых невозможно без применения ядерных источников энергии, крайне широк. В ближайшей перспективе планируется создать радиолокационное наблюдение; специальную связь и ретрансляцию информации; связь и телевещание — спутниковые системы связи с высокой пропускной способностью, глобальные системы связи с подвижными объектами, высокопроизводительные глобальные информационные системы, непосредственное телевещание, многоканальное телевидение высокой четкости. В отдаленной перспективе планируется: в области экологии — глобальный экологический мониторинг, отслеживание и прогнозирование стихийных бедствий, очистка околоземного пространства от техногенного космического мусора; в энергетике и промышленности — космическое производство, дистанционное энергоснабжение КА и космических производственных комплексов; в области науки — фундаментальные исследования, в том числе с помощью космического радиотелескопа, исследование Земли из космоса, исследования астероидов, комет и планет Солнечной системы, транспортно-энергетическое обеспечение лунной базы, марсианская экспедиция. Необходимость интенсификации отечественных работ по космическим ЯЭУ приобретает особое значение из-за амбициозных планов США в области дальнейшего освоения и использования космического пространства, заявленных в опубликованной в августе 2006 г. доктрине «Национальная космическая политика США». В этом документе декларируется направленность США на расширение своего присутствия в космическом пространстве и достижение своей доминирующей роли в его использовании в гражданских и военных целях, и космическая ядерная энергетика рассматривается как один из важных компонентов реализации этих целей.

Крупномасштабные цели освоения и практического использования космического пространства, перечень которых приведен выше, не могут быть достигнуты без космической ядерной энергетики, так как при этом требуется энергоснабжение на уровне сотен и тысяч киловатт, а в этом диапазоне даже теоретически не рассматриваются другие источники электроэнергии, кроме ядерных. В Научно-исследовательском и конструкторском институте энерготехники (НИКИЭТ) им. Н.А. Доллежаля продолжаются разработки ЯЭУ и двигателей для космических аппаратов. Мнение одного из основоположников этого научного направления — главного конструктора ядерных энергодвигательных установок НИКИЭТ В.И. Смеганникова , представляющее интерес при анализе настоящего состояния и перспектив российского космоса, излагается ниже.

Основные направления гражданской тематики в космической ядерной энергетике — это связь, телевидение, мировой мониторинг. Ведь все это можно делать более интенсивно с использованием ядерной энергетики, поместив, допустим, объект на геостационарную орбиту. Четыре таких объекта позволяют оглядеть в целях мониторинга всю планету разом. Другое направление — колонизация Луны и пилотируемая экспедиция на Марс. Кардинально проблема решается только с привлечением технологий ядерной энергетики. И хотя еще не пришли к одному варианту решения, но уже близки к пониманию необходимости создании ЯЭУ мощностью около 300— 500 кВт для обеспечения дальних космических полетов и создания станций на Луне и Марсе.

Скорее всего, будут две программы — лунная и марсианская. Технология получения энергии за счет распада ядер атомов не зависит от солнечного света, что позволяет получать большие количества энергии в ночное время или в суровых условиях на Луне или Марсе. В отношении баллистики, доставки максимально возможного груза к конечной точке полета у ядерной энергетики конкурентов нет. В 30-е годы XXI в. может быть начато первое серьезное освоение Луны, которое станет промежуточным этапом начала освоения Марса. Технические возможности для реализации этих программ в России имеются, и это — главное. А дальше нужны политическая воля и, естественно, средства. Технологии ядерной энергетики, в том числе космической, относятся к тем прорывным технологиям, которые будут определять цивилизацию XXI в. наряду с нано- или биотехнологиями.

Из-за того, что цикл создания космических ЯЭУ исчисляется периодом в 8—10 лет и существенно сократить эти сроки представляется маловероятным, большое значение имеет своевременное развертывание работ по ЯЭУ для напланетных — лунных и марсианских — атомных электростанций. В транспортно-энергетическом обеспечении лунных и марсианских экспедиций могут найти применение технологии ядерных ракетных двигателей (ЯРД), в разработке которых в нашей стране также были достигнуты значительные успехи в 70—80-х годах прошлого века. Сейчас только Россия обладает технологией ракетного двигателя, работающего на водороде, разогретом до температуры 3000 К. Если бы не были приостановлены работы по совершенствованию этого двигателя, мы, возможно, уже имели бы двигатель для полета на Марс.

При наличии накопленного опыта, мощной экспериментально-стендовой инфраструктуры, а также огромных производственных мощностей, которыми располагают ведущие американские ядерно-энергетические и космические центры и фирмы, США имеют возможность максимально быстро наращивать темп работ в области космической ядерной энергетики в случае открытия значительного финансирования этих работ со стороны государства. В этих условиях медленное развертывание отечественных работ по космическим ЯЭУ приведет к утрате лидирующих позиций и необратимому отставанию России в области создания перспективных источников энергии для нужд космической техники.

В настоящее время НИИАР, НИКИЭТ, ГНЦ РФ—ФЭИ, НПО «Луч», ФГУП «Красная Звезда» участвуют в проекте «Космические ядерные энергоустановки». В рамках этого уникального прорывного проекта создается космический транспортно-энергетический модуль на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса. Отработка ядерной двигательной установки намечена на 2015 г., а создание самого модуля начнется в 2025 г. Реализация проекта позволит наладить в космосе в условиях глубокого вакуума производство таких материалов, которые невозможно получить в земных условиях. В первую очередь это касается наноструктур с ультра- высокими свойствами. Благодаря этому проекту появится возможность выйти на создание систем энергоснабжения Земли из космоса, бороться с астероидно-кометной опасностью и очищать околоземную орбиту от космического мусора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *