Буква ц какой звук

Какой звук обозначает ц. Буква ц в русском языке

Урок обучения грамоте. Звук , буквы Ц, ц

Тема: звук , буквы Ц ц.

Цели:

1 )познакомить со звуком , буквами Ц ц, учить читать слова с новой буквой

2)развивать фонематический слух, внимание, память

3)воспитывать уважение к людям разных профессий, интерес к цирковым профессиям.

1. Организационный момент.

2. Повторение. Речевая разминка

а) чтение звукового ряда гласных (шепотом, вслух, громко и т.д.) а, о, у, и, ы, э

б) чтение слогов по таблице

в) повторение изученных четверостиший

г) чистоговорка (учитель читает, дети повторяют)

-Какой звук произносился и слышался чаще других? ()

-Сегодня мы познакомимся с этим новым звуком и буквами.

3. Сообщение темы, цели урока.

4. Беседа о кузнецах (Горецкий “Русская азбука”).

5. Слого-звуковой анализ слова КУЗНЕЦ.

— характеристика звука ( всегда глухой, всегда твердый)

6. Упражнение слышимости звука.

Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы ц.
Есть слова, где ц- в начале,
Где в середине, где в конце.
Цепь, цветок и цифра-тут
Ц в начале все прочтут,
А в словах отец, боец
Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту
Ждут в гнезде ее птенцы
Цирк откроется в субботу
Уж приехали борцы
В цех явились на работу
Молодые кузнецы
В каждой строчке буква ц,
Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице,
И в цыплятах на крыльце
Тоже есть две буквы Ц.
(Л.Дьяконов)

-назовите слова со звуком .

7. Рассказ о цифрах (Г.Юдин “Букваренок”).

Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько у кота лап? Чтобы все это подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали. Они завязывали на веревочке узелки и делали зарубки на палке или камне, а самый простой счет велся на пальцах. Вместо “пять” говорили “рука”, вместо “пятнадцать” — “две руки и одна нога”, а когда говорили “весь человек”- это означало двадцать. Потом в Древней Индии изобретали значки для изображения цифр кружочек или ноль, у арабов называлось “сифрой”, так появилось слово “цифра”. Чуть-чуть измененными арабскими цифрами мы пользуемся до сих пор. Математики называют “королевой всех наук”. Выучишь ее, станешь “королем”.

8. Знакомство с буквами Цц.

9. Чтение слогов. Слов (с.175 “Русская азбука”).

-Вспомните слова, в которых встречается слог ца ( цо, цы, цу ). 10.Беседа по иллюстрации “ЦИРК”

10. Беседа по иллюстрации «Цирк».

-рассказ о цирке.

Во времена Древнего Рима цирком называли длинную дорожку для состязаний в скорости. Представление с наездниками, дрессированными зверями, акробатами и клоунами, которое мы называем цирком, появилось много позже. Оно возникло в 1768 году, когда отставной английский кавалерист Филипп Астлей оградил канатом круглую площадку под открытом небом и стал брать плату у желающих посмотреть на его мастерство в верховой езде. Предприятие оказалось удачным ,что вскоре он привлек других исполнителей и построил закрытый манеж. Основой первых представлений были конные номера.

Передвижные цирки-шапито появилось около 1830 году и постепенно превратились в грандиозные зрелища.

11. Нахождение буквы Ц в пословицах.

12. Логические упражнения.

1)Продолжи ряд слов (на доске)
ВОЛК-ВОЛЧИЦА
МЕДВЕДЬ-
ЛИС-
ЗАЯЦ-

13. Разучивание стихотворения.

14. Итог урока.

-С какой буквой мы сегодня познакомились?

-Посмотрите на картинки и назовите слова, в которых есть звук .

Тема урока: «Звук и его обозначение буквами Ц, ц»

Цели:

  • Образовательные:
  • научить выделять звук в словах и правильно его произносить; познакомить с буквами Ц, ц;
  • научить читать с ними слоги, слова, предложения, способствовать развитию фонематического слуха;
  • обогащать словарный запас учащихся; вести подготовительную работу по развитию орфографической зоркости.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
  • Развивающие: развивать мышление, память, воображение, интерес к предмету.

Оборудование:

I. Организационный момент

– Поприветствуйте гостей, посмотрите на них, улыбнитесь, а теперь улыбнитесь мне. Занимайте свои места.
– Посмотрите внимательно и скажите, сейчас у нас урок (Читают дети)
О г Б р У а Ч м Е о Н т И е Е

II. Формирование темы и цели урока.

– Слушаем внимательно, работаем старательно, но, а если кто-то шумит и мешает, что ему говорят? «Цыц»
– Как лошадка копытцами стучит? (Цок – цок)
– Как мы позовём цыплят? (Цып – цып)
– Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком, я думаю, вы догадались с каким. Помогите мне, пожалуйста, назвать тему урока.
(Звук и буква, которая его обозначает.)
– Цель нашего урока познакомиться со звуком и буквой, которая его обозначает, учиться читать слоги и слова с новой буквой.

III. Знакомство с новым звуком.

– Когда мы произносим звук , губы приоткрыты, не растягиваются, зубы не касаются друг друга, между ними образуется очень маленькая щель, язык упирается в зубы нижнего ряда.
– Произнесите звук ещё раз.
– Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, твёрдый, глухой)
– Отгадайте загадку.

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.

IV. Работа в тетрадях

– Откройте тетради для печатания. Записываем звук
– Ой, смотрите, хитрый знак вопроса появился. Есть «ловушка»! Где?

(Звук всегда только твёрдый)
– В букваре на с. 77 в верхнем левом углу прочитайте загадку.
(Читает ученик)
– Вы узнали кто это – это скворец.
– Цапля, синица, скворец. Как сказать одним словом. Кто это? (Птицы)
– Пропустите клеточку вниз и запишите схему к слову.
– Сделайте звуковой анализ.
(Один человек работает у доски)
– Проверяем. Поменяйтесь тетрадями, возьмите в руки красный карандаш
(Работа в парах. Взаимопроверка.)
– Назовите первый звук, дайте ему характеристику и т. д.
(Молодцы.)

V. Работа с учебником

– А сейчас возвращаемся на с. 77 и прочитаем текст под загадкой.
(Несколько учеников читают текст)
– Назовите слова, в которых встретился звук

VI. Физкультурная минутка «Хочу быть птичкой»

Я по улице гулял,
Встречных птичек я считал.
Рот открыл, смотрю на небо.
Влево, вправо. Я там не был.
Птичкой захотел я стать
И руками стал махать.
Я подпрыгнул, чтоб взлететь,
Но пришлось на землю сесть.

VII. Знакомство с новой буквой

Звуки говорим и слышим,
Буквы видим мы и пишем.

– Белая цапля над полем летала,
Будто бы букву изображала.

– Буква называется «Це».
– Откройте кассу букв и слогов и покажите буквы Ц, ц. Поставьте их на наборное полотно.
– А теперь запишите букву ц в тетради для печатания. (Учитель показывает на доске)

VIII. Чтение слов и слогов с новой буквой

– Сильных крыльев взмах,
И цапля в облаках. (рисунок на доске)

– Прочитаем слоги.
(Читает стихотворение подготовленный ученик)

Букв не мало, мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц в начале,
В середине и в конце.

– Букварь с. 76. Читаем столбики слов сверху.

IX. Игра

– Замени первую букву на новую.
Ларь, мель, свет, белый, капля. (Царь, цель, цвет, целый, цапля)

X. Пальчиковая гимнастика

– Птичек мы окольцевали,
Наблюдали, узнавали.
Улетев, в какие дали,
Где морозы переждали,
Что пернатые клевали,
Гнёзда, где свои свивали.

XI. Развитие орфографической зоркости

– Положите перед собой тетради для печатания.
– Сейчас мы с вами поработаем с предложением.
– Послушайте пословицу.
Летит скворец – зиме конец.
– Сколько слов в этом предложении?
– Какое первое, второе, третье, четвёртое?
– В тетради для печатания записываем схему предложения.
– Кто пойдёт к доске?
– Вспомним признаки предложения. (Начало, конец, слова пишем отдельно)
– Как мы дальше работаем с предложением? (Слова делим на слоги)
– Отметим в нашем предложении опасные места.
(Буква безударного звука)
– Напечатаем предложение.

XII. Работа с книгой

Чтение текста на с. 77.

XIII. Подведение итогов

– С каким новым звуком мы сегодня познакомились?
– Дайте характеристику звуку .
– Как называется буква для обозначения согласного звука ?

XIV. Рефлексивная деятельность

Выскажите, своё отношение к уроку, используя слова, записанные на доске:

  • научился…
  • узнал…
  • понравилось…
  • затруднялся…
  • поделюсь…
  • расскажу…

Список литературы:

Буква «ц» — мягкая или твердая? Правила русского языка

В наши дни многие проявляют интерес к своему прошлому, в том числе — к истории рода. Интерес к этой теме возник не случайно: изменилось представление о себе, как о личности. Если раньше человек был частью системы, то сегодня он, прежде всего, индивидуальность. А потому вопрос, откуда я и мои предки, весьма актуален.

Приоткрыть слегка завесу тайны можно, как ни странно, изучая правила русского языка и букву «Ц». Почему, например, пишется «ЕльцИн», но «СолженицЫн», если, согласно правилу, после «Ц» следует «И», за исключением нескольких слов. Все просто: на написание фамилий этот закон не распространяется, поскольку они вписывались в паспорт в соответствии с произношением, бытовавшим на территории проживания человека. В Украине считалось правильным писать «ЦЫ», а в России — «ЦИ». Из чего становится понятно, откуда, чьи предки.

Звук и шум

Количество согласных букв в русском языке — 21. Одна часть из них произносятся с участием голоса и шума, а другая — только с участием шума. Соответственно, первая часть относится к звонким согласным, а вторая, соответственно, — к глухим.

Следующим признаком, по которому разделяют согласные буквы, является твердость — мягкость, которые зависят от гласной буквы, следующей за согласной в слоге.

  • Если вы попробуете выкрикнуть буквы: к, п, с, т, ф, х, ц, ш, то у вас возникнут затруднения, так как их артикуляция не предполагает участия голоса: все эти буквы глухие. Учителя в начальной школе предлагают запомнить предложение: «Степка, хочешь щец? Фи!», в котором заложен весь набор глухих согласных. Но они замечательно произносятся шепотом.
  • А вот выкрикнуть буквы: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р, у вас получится легко, так как при их произношении принимают участие звуковые вибрации, образуемые связками и изменяемые при помощи артикуляции. Это — звонкие согласные. Но, если вы их попытаетесь прошептать, то это у вас плохо получится.

В разговорной речи звонкие и глухие согласные могут произноситься практически одинаково: жить — шить; гол — кол; день — тень, однако их значения не совпадают.

Все подружки по парам

Звонкие и глухие согласные образуют пары: б — п; в — ф; г — к; д — т; ж — ш; з — с. Эти сочетания являются парными как по принципу глухости-звонкости, так и по принципу мягкости-твердости.

Как вы заметили, некоторым согласным пары не досталось: й, х, л, ц, м, ч, н, щ, р. Для некоторых из них также не нашлось пары в русском языке и по принципу мягкости-твердости.

Пары и «непары»

Необходимо выяснить, может ли быть глухая буква «ц» твердой или мягкой. У нас имеется группа непарных букв. Это — й, х, л, ц, м, ч, н, щ, р, части из которых соответствуют мягкие пары, а некоторые только таковыми согласными буквами и являются.

Это согласные, называемые в русском языке сонорами: , , , , , , , , . В их произношении принимает участие верхнее небо.

Среди них буквы «ц» нет.

Оставшаяся часть состоит из букв, произношение которых связано с шипением: , , , , . Из них одна буква является парной по принципу мягкости-твердости, две буквы могут быть только мягкими — «ч» и «щ», а четвертая буква не имеет пары по мягкости, соответственно является твердой.

Вопрос о том, является ли буква «ц» мягкой или твердой решен: шипящая буква «ц» в русском языке может быть только твердой.

Буква «Ц» и ее произношение

Итак, буква «Ц» не образует пары, следовательно, она относится к непарным, глухим согласным буквам. Если мы рассмотрим произношение буквы «ц», то выяснится, что она состоит из двух звуков: и , что в сумме звучит как . В русском языке «ц» существует только в твердом варианте.

Есть некоторые незначительные отличия в произношении слов на букву «ц» в случаях ее сочетания с гласными ,,, стоящими позади нее, и с гласными , . В слогах ца, цо, цу буква «ц» звучит твердо, а в слогах цэ, ци — несколько мягче. То же касается и слов, в которых данные слоги находятся в середине.

В некоторых словах, пришедших к нам из других языков, встречается сдвоенная буква «ц», однако произносится данное слово так, как будто в нем только одна «ц». Тем не менее, в таких случаях делается акцент на составляющем букву «ц» звуке . Возьмем слово, пришедшее к нам из Италии, «пиццикато»: его следует произносить не , а .

Произношение слов с сочетанием букв «т» и «ц» (святцы) происходит по такому же принципу.

В славянских языках

В отличие от русского языка, где буква «ц» всегда твердая, вопрос парности буквы «ц» в других языках славян, в том числе, болгарском, белорусском или украинском решен иначе. Здесь буква «ц» может быть, как в «мягком», так и в «твердом» варианте. Мягкое произношение «ц» в словах «перец» или «птица» звучит как «перець» и «птиця». Фамилии украинского происхождения легко определить по тому же признаку: в них присутствует мягкая буква «ц», состоящая из звуков (Кацюба).

Сочетание двух мягких звуков все чаще трансформируется в один звук . Особенно это проявилось в белорусском и польском языках, где буква «ц» произносится как .

Твердые согласные

Вопрос о том, является ли буква «ц» мягкой или твердой в русском языке решен однозначно: буквы «ж», «ш» и «ц» могут быть только твердыми.

В отношение буквы «и», составляющей слог с буквой «ц», находящийся в составе корня слова, существует правило, которое гласит, что, несмотря на то, что в данном случае слышится вместо «и» звук , пишется такой слог как «ци»: бацилла, акционер, гиацинт, цирк.

Однако из этого правила существуют исключения, о которых речь пойдет ниже.

Сочетания гласных с «Ц»

К вопросу о том, является ли буква «ц» мягкой или твердой, относятся правила ее правописания с гласными буквами а-я, о-е, у-ю, э-е.

В словах русского происхождения отсутствуют сочетания буквы «ц» с гласными я, е, ю, э. Так что, если мы встречаем слог, включающий «ц» и эти гласные, то можно с уверенностью утверждать, что перед нами заимствованное слово: цезарь, Цюрих, цэфедрин, цяньлин (кит.).

Правописание сложных слов также возможно с включением слогов «ця», «це», «цю», «цэ», однако в таком случае присутствует, как правило, слогораздел: спец ∨ электрод.

Особые случаи

Для полного изучения вопроса: является ли буква «ц» мягкой или твердой, следует обратиться к ее правописанию с гласной «ы».

Слог «цы» пишется в особых случаях, к которым относятся:

  • слова: цыган, цыпленок, цыц, мцыри и относящиеся к ним однокоренные;
  • притяжательные прилагательные, имеющие в своем составе суффикс «ын», стоящий после корня, оканчивающегося на «ц»: лисицын, курицын. На фамилии это правило не распространяется: Вицын, Станицын, Ельцин;
  • имена прилагательные, имеющие окончание «ый», следующее за основой, завершающейся буквой «ц»: круглолицый, бледнолицый;
  • имена существительные, после основы которых, оканчивающейся на букву «ц», находится окончание «ы»: месяцы, перцы, святцы;
  • фамилии украинской этимологии: Цыбин, Цыбулько;
  • имена собственные иностранного происхождения: Цынь, Ван Цы;
  • производные формы глагола несовершенного вида «сцать»: сцышь, сцыт.

За исключением вышеперечисленных пунктов, в сочетании с буквой «ц» пишется гласная буква «и».

В каждой букве есть загадка

Итак, как оказалось, буква «ц» не так проста.

Кстати, она присутствует во всех канонических алфавитах славян, значащаяся как «цэ». В церковной литературе и в старославянском языке она называлась «цы», а иногда «ци».

Современная версия написания этой буквы восходит к кириллице. Но откуда и каким образом она появилась там, выяснить уже не представляется возможным. Ясно одно: сходные очертания буквы «ц» можно увидеть у древних арамеев, иудеев и эфиопов.

Урок обучения грамоте: «Звук [ц] и буква Ц.» методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Урок обучения грамоте в 1 «а» классе.

Тема: Звук и буквы Цц.

Цель:

2) развивать умение давать характеристику звуку, производить звуковой анализ слов; учить плавному слоговому чтению с переходом к чтению целыми словами; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление;

  1. воспитывать умение работать в коллективе, в паре; доброжелательное отношение к обучению.

Оборудование:

1. рисунок курица с цыплятами, цыплёнок Цып;

2. таблица буквы ц (печатная, письменная);

3. звуковые схемы;

4. слоги-слияния;

  1. индивидуальные карточки со словами и рисунками.

Ход урока:

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

  1. ПОВТОРЕНИЕ.
  1. Работа по «Буквограду».
  1. Как называется город, в котором поселились все буквы?
  2. На каких улицах они «живут»?
  3. Назовите жителей улицы Гласных?
  4. Что о них вы узнали?
  5. Какие буквы поселились на улице Согласных?
  6. Что мы узнали о сонорных согласных?
  7. Назовите парные согласные. Что вы узнали о них?
  1. Игра «Определим лишнее».
  1. Назовите первую группу букв.
  2. Какая здесь буква лишняя и почему?
  3. Прочитайте слово, получившееся из «лишних» букв.

е и я ю у е

а м н д р й л

п т г с ф ш к

з в а б г й д

угадай

  1. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
  1. Выделение нового звука ц.
  1. А угадать вам нужно мою загадку, о ком идёт речь в ней?

Цветёт у птичника цветок,

Цветок на паре тонких ног,

Цветок пушист и звонок…

— Цветок, ты кто?

— Цыплёнок!

  1. Фонетическая зарядка.
  1. Как хозяйка подзывает цыплят?
  2. Скажите, какой новый звук вы услышали? (ц-ц-ц…)
  3. Скажите его ещё раз и последите, как он произноситься?
  1. Игра «Тим и Том».

Два ученика в роли Тима и Тома.

Дети читают или называют слова по рисунку и отдают Тиму или Тому. (дифференцированная работа)

(карточки со словами и рисунками разложены на столе )

цирк, цапля, цыган, циркуль, цифры, кольцо, крыльцо,церковь.

  1. Ребята, а что вы заметили?
  2. А почему так получилось, что Тиму не досталось ни одного слова?
  3. Сделайте вывод, что же мы узнали о новом звуке?

Узелок на память: звук всегда говориться твёрдо, он не подчиняется команде «Читайся мягко».

  1. Чтение сказки «Цыплёнок Цып».
  1. Я прочитаю вам сказку, а вы слушайте внимательно и запомните слова со звуком ц.

Чтение сказки.

Цыпленок Цып

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же, наконец, вылупятся остальные цыплята.

—Мама, ты неправильно си дишь! Видишь — никто не вы лупляется больше!

Курица так удивилась, что только глазами захлопала.

—Ну, ты посиди, — говорит Цып, — а я пойду, прогуляюсь.

Вышел Цып в поле, подошёл к цветку и говорит:

— Неправильно ты цветёшь! Надо вниз цветком

цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не бу дут садиться.

Сказал и пошёл дальше. Смотрит — гусеница ползёт.

  1. Эй, гусеница, ты неправильно ползёшь!
  2. А как же надо? — удивилась гусеница.
  3. Надо свернуться кольцом и катиться, так быст рее будет!

Сказал и пошёл дальше. Смотрит — цапля лягу шек ловит.

— Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смот ри, как надо!

И как прыгнет в болото.

Тут бы Цыпу и конец пришёл, хорошо — цапля его вытащила.

— Чтобы учить, — говорит цапля, — надо самому что-нибудь знать.

Понял, Цып?..

  1. Какие слова вы запомнили?
  2. Вам понравилась сказка?
  3. Кто запомнил слова цапли?
  4. Почему она так сказала?

Физминутка.

  1. Знакомство с буквой ц.

Открывается доска.

  1. Пока цыплёнок путешествовал, у мамы курицы уже вылупились цыплята.
  2. Давайте составим схему слова курица.

Звуковой анализ слова.

К — — согласный, глухой, твердый.

У — — гласный, ударный.

Р — — согласный, звонкий, мягкий.

И — — гласный, безударный.

Ц — — согласный, глухой, твердый.

А — — гласный, безударный.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
  1. Работа по азбуке.
  1. откройте азбуку на странице 100, найдите рисунок и проверьте, так ли мы составили схему;
  2. рассмотрите в верхнем правом уголке букву, которой обозначается звук ц; это буква цэ.
  1. Что мы должны о ней запомнить и знать?
  1. знакомство со стихотворением о букве ц;

(читает ученик, а затем хоровое плавное чтение и заучивание)

  1. А почему рядом нарисован котик?
  1. обводка букв и слов в учебнике;
  1. Найдите ниже буквы ц, обведите их.
  2. Прочитайте и обведите слова.
  3. Что вы заметили?
  4. Составить предложения со словами.

Запись схем.

(Слоги цы-ци читаются одинаково, со случаями написания и-ы мы познакомимся на уроках русского языка)

  1. работа в парах (составить слоги с буквой ц и прочитать)
  2. индивидуальная работа;
  1. Вставить букву в словах;
  2. Соедините слово и рисунок;

к

Л

ь

  1. В каком слове можно заменить первую букву и получить новое слово? (цапля — капля)

А

П

Л

я

Е

П

ь

в

Е

Т

О

К

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
  1. Чтение слов по учебнику.
  1. плавное чтение и деление на слоги (самостоятельная работа)
  2. выделение ударных и безударных гласных
  3. обработка чтения.
  1. Работа с загадкой.
  1. Чтение загадки учеником;
  2. Отгадывание (составление слова-отгадки из букв)
  3. Звуковой анализ слова
  1. Работа с рассказом «Целый месяц».
  1. Чтение рассказа;
  2. Беседа по вопросам;
  3. Что вы узнали о героине рассказа?
  4. Что Асе сказал папа?
  5. Ребята, а если бы вы встретили Асю, чтобы вы ей сказали?

(чтение рассказа).

  1. ИТОГ УРОКА.
  1. Ребята, у вас на столе лежит рисунок, я хочу увидеть какое у вас настроение.
  2. Если вам интересно было на уроке, то дорисуйте ротик улыбка — J
  3. Если вам безразлично, что происходило во время урока, то ротик — K
  4. А если грустно, то грустный — L
  5. Спасибо за урок.

САМОАНАЛИЗ:

Это первый урок знакомства с новой буквой, поэтому основная работа велась по выделению нового звука и слов с ними, его характеристики, умению его обозначить буквой, запомнить его написание и правильное чтение.

Старалась в ходе всего урока опираться на уже полученные ранее знания учащихся.

Планируя урок, выбирала интересный, познавательный и разнообразный по форме работы материал:

  1. провела фонетическую зарядку;
  2. активизировала работу разгадыванием загадок, чтением интересной сказки, использованием раздаточного и наглядного материала;
  3. использовала разные формы работы: индивидуальную, работу в парах, самостоятельную и фронтальный опрос;
  4. привлекала в уроке дополнительный материал.

Урок старалась выдержать в размеренном темпе, постоянно поддерживала интерес учащихся, по современным требованиям выстраивала все виды работы как единое целое, вытекающие один из другого.

Как вы заметили, некоторым согласным пары не досталось: й, х, л, ц, м, ч, н, щ, р. Для некоторых из них также не нашлось пары в русском языке и по принципу мягкости-твердости.

Произношение слов с сочетанием букв «т» и «ц» (святцы) происходит по такому же принципу.

Однако из этого правила существуют исключения, о которых речь пойдет ниже.

Ц

10.10.2013 zagadky Пока нет комментариев

Что у цапли впереди, а у зайца позади. (Буква «Ц»)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля)

У меня ходули —
Не страшит болото.
Лягушат найду ли —
Вот моя забота. (Цапля)

Нарядные сестренки,
Весь день гостей встречают,
Пчелок медом угощают. (Цветы)

Не лает, не кусает, а к будке привязана. (Цепь)

Узловат Кузьма, развязать нельзя. (Цепь)

Сговорились две ноги,
Делать дуги и круги. (Циркуль)

Он не ёжик и не ёлка,
У него одна иголка,
Не танцор, а танцует,
И окружности рисует. (Циркуль)

Проживают в умной книжке,
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти,
Сосчитают все на свете. (Цифры)

Был прекрасный, теплый дом,
Так уютно было в нем!
Хорошо мне было вроде,
Но приятней на свободе!
Вот и вылупился я –
Рада вся моя семья! (Цыпленок)

Явился в жёлтой шубке, прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок)

Вышла мама погулять,
Стала деток созывать –
Желтые комочки,
Дочки и сыночки. (Цыплята)

Желтые одуванчики,
Во дворе зернышки клюют. (Цыплята)

Поделитесь страницей

Загадки на букву Ц для детей

— нажмите, чтобы увидеть подраздел

  • Главная страница
  • Беременность и роды
    • Планирование ребенка
    • Беременность по неделям
    • Беременность по месяцам
    • Здоровье будущей мамы
    • Питание при беременности
  • Развитие ребенка
    • до 1 года
    • от 1 до 3 лет
    • от 3 до 5 лет
    • от 5 и старше
    • Раннее развитие ребенка
    • Детская психология
  • Здоровье ребенка
    • Питание ребенка
    • Уход за ребенком
    • Детские болезни
  • Детский мир
    • Викторины
    • Детские игры и игрушки
    • Детские конкурсы
    • Детские песенки
    • Загадки
    • Пословицы и поговорки
    • Скороговорки
    • Считалочки
  • Детские стихи
    • Авторские стихи
    • Стихи Б. Заходера
    • Праздничные стихи
    • Стихи о семье
    • Стихи о детях
    • Стихи о дружбе
    • Смешные стихи
    • Стихи о животных
    • Стихи о природе
    • Стихи о профессиях
    • Стихи про детский сад
    • Стихи про еду
    • Стихи для малышей
    • Развивающие стихи
  • Сказки
    • Авторские сказки
    • Для самых маленьких
    • Русские народные сказки
    • Сказки народов мира
  • Поделки
    • Поделки из бумаги
    • Поделки из бутылок
    • Детские поделки
    • Поделки из листьев
    • Поделки из пластилина
    • Поделки к праздникам
    • Природные поделки
  • Английский для детей
    • Топики
    • Сказки
    • Стихи
  • Праздники
    • 14 февраля
    • 23 февраля
    • 8 Марта
    • День Рождения
    • День Защиты детей
    • День Студента
    • 1 сентября
    • День Учителя
    • Новый год
    • Пасха
    • День Матери
    • Профессии
    • Поздравления
    • Свадьба
    • Сценарии
  • Дом и хозяйство
    • Дизайн
    • Домашние животные
    • Заработок для мам
    • Рукоделие
  • Все обо всем
    • Красота и здоровье
    • Самое интересное
  • Мамина красота
    • Уход за лицом
    • Уход за телом
    • Уход за волосами
    • Уход за зубами
  • Здоровое питание
    • Фрукты
    • Овощи
    • Ягоды
    • Другие продукты
  • Рецепты
    • Пироги
    • Рецепты из фруктов
    • Рецепты из овощей
    • Рецепты из ягод
  • Мастер-классы
  • Отдых с детьми
  • Детская мебель
    • Стульчики для кормления
    • Пеленальные столики

Буква Ц

Ц, ц — Буква всех славянских кириллических алфавитов; используется также в письменностях некоторых неславянских народов. В старо- и церковнославянской азбуках носит название «ци» или «цы», смысл которого не вполне ясен: его связывают с формой им. пад. множ. ч. муж. рода «ции» от вопросительного и относительного местоимения «кыи»; с древнерусским союзом «ци», соответствующим современному украинскому «чи»; есть и другие версии. В кириллице обычно считается 26-й по порядку или 25-й и выглядит как; в глаголице по счёту 27-я, имеет вид. В обеих азбуках числовое значение — 900.

Общие сведения

Цц Название буквы: це Буква: согласная Звук: Начертание: Ц — заглавная
ц- строчная Позиции в алфавите: 23-я с начала
10-я с конца Старое название: Цы Ранг: 28 Употреблений: 2438807 Частотность: 0,62% Транслит: c, tc, ts По-английски: Cyrillic Letter Tse Азбука Морзе: тире точка тире точка
− · − · Радиоалфавит: Цапля Юникод: Ц: U+0426
ц: U+0446 HTML-код: Ц: Ц или в
ц: ц или ђ URL-код Ц: %D0%A6
ц: %D1%86

Буква «Ц» в различных азбуках, языках и системах

В качестве примеров приведем также слова из разных областей, начинающихся на букву «Ц». Среди них имена собственные и нарицательные, общеизвестные и редкие.

Примеры слов на букву «Ц»

# Слова
Слова начинающиеся на букву «Ц» Цыган, цыпленок, цветок, цирк
Слова заканчивающиеся буквой «Ц» Шприц, боец, отец, абзац, венец
С буквой «Ц» в середине слова Лицо, овца, яйцо, акция, нация, акцент
Слова содержащие несколько букв «Ц» Цыц, цаца, пицца, царица, концепция
Страны ЦАР. Смотреть все страны на букву «Ц»
Города Цюрих, Циндао. Смотреть все города на букву «Ц»
Животные Цапля. Смотреть всех животные на букву «Ц»
Овощи, фрукты и ягоды Цитрон, цикорий, цуккини.
Профессии Цветовод, циркач, цирюльник, церковнослужитель. Смотреть все профессии на букву «Ц»
Все имена на букву «Ц»
Мужские имена Цезарь
Женские имена Цагана, Цветана

Материалы для изучения

Стихи

* * *
Вот два старых сапога
Кто-то поставил у очага.
Присмотрелись к ним получше
Букву Ц теперь изучим.

Стихи про букву «Ц»

Загадки

* * *
Букву «П» перевернули,
Справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце,
Получили букву…

Загадки про букву «Ц»

Скороговорки

* * *
Буква Ц цветы растит,
Без цветов она грустит.
Весь цветник благоухает,
В нем цветочки расцветают.

Скороговорки на букву «Ц»

Сказки

Про букву Ц

Как-то раз пропала буква Ц. Была-была, и вдруг раз – нет нигде.

— Что же делать, — подумали ребята, — где же нам ее искать?

Думали-думали и придумали – в цирке, конечно! И побежали быстренько в цирк. Купили билеты и сели смотреть представление.

На сцене выступало много артистов, клоунов, акробатов. Дрессировщик показывал трюки с разными зверями – собаками, кошками и даже тиграми. Но буквы ц нигде не было.

В самом конце представления на сцене появился большой черный цилиндр. Фокусник взмахнул волшебной палочкой, и из цилиндра вылезла цапля.

Снова взмах палочкой – и из цилиндра выскочили маленькие цыплята.

После третьего взмаха из цилиндра вылезла буква Ц, целая и невредимая.

Cказки про букву «Ц»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *