Буква ц всегда твердая

» Буква Ц ц, звук [ Ц «

Урок обучения грамоте в 1 классе

Учитель Т.А.Бурханова

Тема: Звук , буквы Ц, ц.

Цель: познакомить со звуком , буквами Ц, ц.

Задачи: учить распознавать звук и соответствующую букву, познакомить с особенностями звука как всегда твердого согласного звука; развивать фонематический слух; познакомить с особенностями научного текста в сравнении с художественным; упражнять в осмысленном и выразительном чтении; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; прививать читательский интерес; ответственное отношение к учебе, стремление к успеху.

Ход урока:

I. Включение в учебную деятельность

Громко прозвенел звонок,

Давайте настроимся все на урок.

Улыбнёмся друг другу и нашим гостям,

Чудесных открытий желаем всем вам!

-На уроках наши глазки внимательно смотрят (и всё видят)

-На уроках наши ушки внимательно слушают(и всё слышат)

-На уроках наша головка хорошо думает (и всё запоминает)

Звучит музыка » Цирк»

II Постановка целей и определение темы урока

Я приглашаю вас сегодня на цирковое представление.

Слайд № 1

— Что необходимо приобрести, чтобы попасть в цирк? (купить билеты)

Актуализация знаний.

— Чтобы приобрести билеты на сегодняшнее представление, нужно заплатить…. заплатить своими знаниями об изученных буквах.

Слайд №2

  1. Чем отличаются звуки и буквы?

  2. На какие 2 группы делятся буквы алфавита?

  3. А,О,У,Ы – что знаете об этих гласных?

  4. Я,Е,Ё,И,Ю – что скажете об этих гласных?

  5. Я,Е,Ё,Ю – что это за гласные?

  6. Ш, Ж – что скажете об этих буквах?

  7. Ч Й- что скажете об этих буквах?

  8. Ь – что знаете об этой букве?

(Отвечая на вопросы, дети получают «билеты в цирк»)

— Прежде чем отправиться на цирковое представление, вспомним, какие правила нужно соблюдать любому зрителю:(читает ученик)

  • Во время представления нельзя громко разговаривать, вскакивать с места;

  • во время перерыва нужно гулять спокойно, не бегать, не толкаться, не кричать;

  • вести себя так, чтобы никому не причинять неприятности.

. Работа по теме урока.

— Звенит звонок, занавес открывается, представление начинается!

(появляется КЛОУН (игрушка))

КЛОУН: — Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки!

Меня зовут клоун Цыц. Всем на удивление начну я представление!!!

— Ребята, кто запомнил, как зовут клоуна? Как вы думаете, почему у него такое имя?

— Клоун Цыц очень любит издавать глухой свистящий звук, т.е «цыкать», поэтому его так прозвали.

— Какой звук повторяется в имени клоуна?

Какая буква будет самым главной артисткой в цирке? (волшебная кисточка)

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы Ц.

Есть слова, где Ц — в начале,

Есть слова, где Ц — в конце.

— Между какими буквами стоит Ц в алфавите?

— Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

На доске слова помощники: (выбрать)

Читать, узнавать, пересказывать, рассуждать, мешать, смеяться

(узнавать новые сведения о букве Ц, читать слова с новой буквой, учиться пересказывать и рассуждать )

Усвоение новых знаний. Знакомство с новым звуком.

Цель: уметь давать характеристику звука и отличать его от других звуков.

-Произнесём новый звук. Он какой? Почему? (Воздух встречает преграду; преграда – язык, он упирается в верхние зубы).

-Раз звук согласный, мы должны выяснить, звонкий или глухой.

— А теперь выясним мягкий он или твёрдый.

— Буква Ц дружит с гласными буквами, образуя слоги. Давайте прочитаем их.

-Сравните звук в слогах ЦЫ и ЦИ.Что вы заметили?

— Сравните звук ц в слогах ЦЫ и ЦИ. Влияют ли гласные буквы И и Е на звук Ц ? (нет во всех слогах звук произносится твёрдо)

-Значит звук Ц только твёрдый.

Вывод (говорят дети) – Согласный, глухой и только твёрдый.

— Какие ещё звуки русского алфавита бывают только твёрдыми ? ( Ж-Ш)

Закрепление знаний о новом звуке, развитие умения составлять схемы слов.

Цель: развивать фонематический слух, культуру звукопроизношения.

Работа в парах – сейчас каждый из вас будет и учеником и учителем для своего соседа. Ваша задача – выполнить своё задание и проверить то, что сделал ваш сосед.

1 вариант составляет схемы слов: щипцы, мотоцикл.

2 вариант составляет схемы слов: полотенце, гусеница.

Дети в тетрадях друг другу рисуют флажки – результат проверки.

Физминутка.

АНТРАКТ – краткий перерыв между отделениями (т.е частями) концерта или циркового представления.

Раз, два, три, четыре — Руки в стороны и с силой к

Буду всех сильнее в мире, плечам.

Буду в цирке выступать. Изобразить движения клоу-

Бегемота поднимать. на, бегемота, обезьянки и др.

Продолжение работы по теме урока

КЛОУН: — Сегодня! Сегодня! И только сегодня!

В цирковом представлении принимают участие только дрессированные животные

— Цирковые артисты – животные пригласили вас, чтобы познакомить с буквой, которая живет в ЦИРКЕ.

-Следующий артист Цыплёнок.

Цыплёнок в цирке выступал

Играл он на цимбалах

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

На мотоцикле разъезжал

И цифр он знал немало.

— Какие слова вам встретились со звуком Ц ?

— Есть непонятные слова в этом стих-и ? ( цилиндр, цимбалы)

— Откуда можно получить необходимую информацию? (Из книг).

Существуют специальные книги – справочные пособия по отраслям знаний. Они называются энциклопедиями. В них мы можем прочитать достоверную информацию.

(находят значение слов Цимбалы)

Игра «Слово рассыпалось».

Цель: развитие логического мышления, развитие речи, развивать способность обобщать.

На листочках – задание: слова рассыпались, переставьте буквы так, чтобы получились слова.

ПЛЯАЦ_______________КОЛСО________________СИЦАНИ_________________

1 слово? 2 слово? 3 слово?

Закончите предложение: Цапля, сокол, синица — это …. (птицы).

Игра в «Азбуке» «Третий лишний». Какая птица лишняя и почему? (Курица, так как это домашняя птица).

-Вчера я вам предложила найти и прочитать русскую народную сказку «Журавль и цапля». Кто это сделал?

-О ком эта сказка?

-Что предложил журавль цапле?

-Что цапля предложила журавлю? Почему они не поженились? (Эгоизм, нерешительность, обидчивость, самовлюбленность не дают птицам сблизиться, они обречены на одиночество).

3.5.Чтение текстов в учебнике.

Цель: упражнять в осмысленном и выразительном чтении; расширять кругозор детей.

Много ли вы знаете про цаплю и синицу: где живут, чем питаются, какой образ жизни ведут? (Нет)

-Отрывок из энциклопедии о птицах поместили в нашем учебнике. Прочитаем, что пишут в энциклопедии о птицах.

«Азбука», стр.

О цапле – читает ученик.

Где живут цапли? (Возле рек, на болоте)

Чем они питаются? (Рыбой, лягушками)

О синице – читает ученик.

Что узнали о синице? (Бойкая, умная птица).

О соколе – читает ученик.

Чем отличается сокол от других птиц? (Самая зоркая птица)

Для кого он опасен? (Для кур, цыплят, утят)

Для чего раньше держали соколов? (Для охоты на цапель, журавлей).

Физминутка (Цапля)

Цапля ходит по воде

И мечтает о еде.

Ноги выше поднимай,

Ты, как цапля, не зевай!

(Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую)

Чтоб поймать еду в водице,

Надо цапле наклониться.

Ну-ка тоже наклонись,

До носочка дотянись.

(Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню)

Работа со структурной схемой.

Цель: познакомить с особенностями научного текста в сравнении с художественным; учить сравнивать.

Итак, мы прочитали с вами отрывок из энциклопедии про птиц, т. е. научный текст. Дома вы прочитали сказку про птиц. Как вы считаете, сказка и научный текст отличаются друг от друга? (Да)

Найдем в таблице отличительные черты сказки и научного текста.

+

«Сказочный» язык, вымышленный сюжет, перенос человеческих качеств на животных.

+

Рефлексивно — оценочный этап

Цель: оценить работу учащихся; дать возможность сделать ученикам самооценку своей учебной деятельности на уроке.

-Какую цель мы ставили себе в начале урока? (Познакомиться с новым звуком ц)

Дайте характеристику звуку ц (Согласный, всегда твердый, глухой).

-Что понравилось на уроке?

-Кому понравилась своя работа на уроке?

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

А.де Сент-Экзюпери

Оцените свою работу на уроке, раскрасьте шарик на листочке. У кого все получилось, работа была успешной – красный ; у кого почти все получилось – желтый ; были небольшие недочеты – , много ошибок – синий флажок.

Спасибо за урок!

-Наше представление заканчивается. Аплодисменты артистам цирка.

— Спасибо за урок!

Конспект урока по обучению грамоте «Звук [ц], буквы Ц, ц. Чтение слогов, слов»

Людмила Курамшина
Конспект урока по обучению грамоте «Звук , буквы Ц, ц. Чтение слогов, слов»

Цель: ознакомление с согласным звуком и буквой Ц, формирование умения читать слоги и слова с этой буквой.

Задачи:

образовательные:

• познакомить учащихся с новым согласным звуком и буквой Ц,

научить чётко выговаривать этот звук в слогах и словах;

• формировать умение читать слоги и слова с буквой Ц;

• научить писать печатным шрифтом буквы Ц, ц; слоги и слова с этой буквой;

коррекционно — развивающие:

• развивать слуховое восприятие, внимание, память;

• уточнять и расширять лексический запас;

• формировать умение работать с информацией;

воспитательные:

• воспитывать интерес к урокам, к познанию нового звука и буквы;

• воспитывать положительные эмоции, эстетические чувства.

Оснащение:

• игрушка «Цыплёнок в яйце»;

• пособие «Тучка, ёлочка»;

• зеркала;

• образец написания буквы;

• счётные палочки;

• набор фишек для составления схем слов;

• пособие «Пуговица на нитке»;

• разрезные карточки со словами;

• схема предложения;

• предметные картинки для составления слов, работы с текстом;

• картинки с изображением птиц.

Ход урока:

I. Орг. момент (3 мин).

1. Приветствие (1 мин).

2. Психогимнастика с элементами дыхательных и речевых упражнений (2 мин).

— Отгадайте загадку:

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

Явился в жёлтой шубке,

Прощайте, две скорлупки.

— Правильно, это цыплёнок.

— Изобразите цыплёнка, сидящего в яйце.

— Покажите,как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое.

— Посмотрел цыплёнок вокруг и удивился: «Ац — оц — уц, иц — оц — ац!»

Дети повторяют с той же интонацией и мимикой.

-Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают).

— Цыплёнок испугался: «Ца — цо — цу!»

— А курица успокоила его: «Ца — цо — цу.» (низким голосом)

— Ветерок стал стихать и совсем прекратился. Чтобы цыплёнок не замёрз,погреем его: глубокий вдох через нос, медленный выдох ртом.

— Цыплёнок успокоился и улыбнулся: «Ци — ци — ци.»

II. Основная часть (30 мин).

1. Сообщение темы и цели урока (1 мин).

— Кто догадался, с каким звуком будем работать сегодня на уроке?

— Правильно, это звук . Будем учиться правильно произносить звук, познакомимся с буквой, которая обозначает этот звук, научимся читать слоги и слова с этой буквой.

2. Характеристика звука . Знакомство с буквой Ц. Артикуляционная гимнастика (5 мин).

— Произнесите звук , глядя в зеркало.

— Что мешает воздуху проходить свободно?

Упражнения для язычка «Иголочка», «Лопатка».

— Если встречаются преграды, значит какой это звук: гласный или согласный?

Работа с пособием «Тучка — ёлочка».

— Где у нас живут согласные звуки? (В тучке и в ёлочке).

— А куда мы поселим звук : в тучку или в ёлочку? (В тучку).

— Почему? (Звук — всегда твёрдый).

— Итак, это звук согласный, твёрдый. А что ещё мы можем определить у согласных звуков?

Определение звонкости — глухости.

— Повторим: звук — согласный, глухой, всегда твёрдый.

— Обозначается звук буквой «це».

Показ образца.

— На что похожа буква?

Буква Ц — смотрите сами —

Как скамейка вверх ногами.

Вот какая буква Ц — с коготочком на конце.

Коготок — царапка, как кошачья лапка.

Конструирование буквы из счётных палочек.

Печатание буквы в тетрадях.

— Какого цвета возьмём карандаш? Почему?

3. Чтение слогов в учебнике «Русская азбука» (2 мин).

— Обратите внимание, что звук всегда твёрдый, поэтому буквы «и» и «е» не могут смягчить этот звук, хотя живут под ёлочкой и делают согласные звуки мягкими. Слоги «ци» и «це» читаем твёрдо.

4. Составление слов из звуков. Определение позиции звука в словах (4 мин).

— Давайте поиграем в игру «Пуговица», но сначала составим слова: я буду произносить звуки, а вы назовёте слово целиком.

— Какие слова называли? Покажите с помощью пуговицы место звука в каждом слове.

Учащиеся определяют позицию звука, пользуясь пособием «Пуговица на нитке»:

Физминутка с дополнительной речевой нагрузкой (3 мин).

— К какой теме отнесём большинство слов?

— Птицы приготовили вам задания.

— Назови ласково (с передачей игрушки «Цыплёнок»).

Учитель называет слово каждому ученику, передавая игрушку. Ученик говорит это слово ласково,возвращая игрушку учителю:

птица — … (птичка, птенец — ,

синица -, скворец — ,

курица -, цыплёнок — ,

цапля -, цыплята — ,

птенцы -, скворцы — …

— Выполните упражнения:

Сколько курочек весёлых,

Столько сделаем наклонов. (3)

— Давайте посчитаем курочек: одна курочка, две курочки, три курочки.

Сколько цапелек у нас,

Приседаем столько раз. (2)

Счёт цапель.

Сколько маленьких птенцов,

Столько сделаем прыжков. (5)

Счёт птенцов.

5. Работа с предложением (5 мин).

— Вспомните все составленные слова.

— Какое слово лишнее? Почему? Лисица — это кто?

— Составьте предложение со словом «лисица».

— А теперь составьте словаиз разрезных карточек и соедините их в предложение по схеме:

лисица сцапала цыплёнка

Чтение и анализ предложения.

6. Работа с текстом (7 мин).

— Как вы думаете, зачем лисица сцапала цыплёнка? (Чтобы его съесть.)

— Нет, она была добрая. Она хотела познакомить цыплёнка с некоторыми словами, в которых есть звук . А о чём лисица рассказала, вы узнаете, составив слово из первых букв слов,обозначающих предметы на картинках:

цыплята арбуз роза слива трамвай воробей осы

Печатание слова в тетрадях. Чтение. Толкование.

-Послушайте, что лисичка рассказала цыплёнку о царстве. Если услышите в слове звук , хлопайте в ладоши. (По ходу рассказа на доску прикрепляются предметные картинки).

В некотором царстве, в некотором государстве жили — были царь с царицей. И была у них дочка — царевна. Жили они в прекрасном дворце. Каждое утро всходило яркое солнце, и все выходили гулять на улицу. А вечером из оконца любовались ясным месяцем.

— С какими словами познакомила лисичка цыплёнка?

— Напечатайте слова, обозначающие главных героев (царь, царица, царевна).

— Какая общая часть есть во всех этих словах?

7. Словотворчество (3 мин).

— Цыплёнок поблагодарил лисицу и побежал к маме — курице рассказать о новых словах. Курица тоже приготовила цыплёнку задание: отгадать пропущенные буквы в словах.

Рисунок курицы

ца или ец огур. сини.

сквор. лиси.

мудр. пти.

Чтение слов, объяснение их значения.

— Теперь сочиним стихотворение, вставляя подходящие слова:

Рос на грядке (огурец).

Жил на дереве (скворец).

Тот скворец был … (мудрец).

Он хотел съесть (огурец).

Прилетела вдруг (синица):

— Мне нельзя тут поживиться?

Склевали вместе (огурец,

И стихам нашим (конец).

III. Заключительная часть (7 мин).

1. Подведение итогов урока (2 мин).

— С какой буквой познакомились сегодня на уроке?

— Какой звук она обозначает?

— Дайте характеристику звуку.

— Придумайте слова с этим звуком.

2. Упражнение на развитие зрительного внимания и памяти (3 мин).

На наборном полотне — 5 картинок с изображениями огурца, перца, овцы, скворца, синицы.Задание: в течение 10 секунд запомнить и произнести слова по порядку.

3. Поощрение (2 мин).

Учитель: Уроку наступил конец.

Ученики: Я сегодня молодец!

Учитель: Все сегодня молодцы!

Получайте леденцы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *