Буква я 2 звука

Урок обучения грамоте по теме «Буква Е. Звуки буквы Е»

Цель урока: подвести детей к открытию знаний о букве е и её звуках.

Задачи урока:

  • создать условия для осознания детьми того, что гласная буква е обозначает два звука в начале слова и после гласного и звук в слиянии с мягким согласным; формировать навык чтения слов с буквой е;
  • развивать фонематический слух: упражнять в слогозвуковом анализе слов, в выделении изучаемых звуков в словах, их артикулировании и характеристиках; развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;
  • расширять коммуникативные способности детей, воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование:

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.

1. Радостная (Я жду приятной встречи с любимой Азбукой). 2. Утешительная (У меня всё будет хорошо, всё получится). 3. Огорчённая (Как же так! Снова придётся читать и учиться писать).

– Вижу, что настроение у вас радостное, деловое.

Мы пришли учиться в школу,
Чтобы знать всё назубок.
Сядем мы за парту дружно,
Будем думать, рассуждать.
И читать нам тоже нужно,
Чтобы грамотными стать.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

– Начинаем урок обучения грамоте. А начнём его сегодня с игры “Дополни предложение”:

– Как отличить согласный звук от гласного? (Гласный можно пропеть, тянется, струя воздуха не встречает во рту преграды…).

(Чтение учителем стихотворения В.Берестова о гласных и согласных)

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

– Соотнесите рисунки и схемы. (На доске оса и ели, ниже схемы слов)

Рисунок 1

(Дети выполняют задание: 1 чел. у доски, остальные – на месте).

– Какая схема соответствует слову оса? (Вторая, т.к. в слове оса 3 звука, 3 буквы…).

– У кого по-другому? (У всех должны быть одинаковые ответы).

– Какая схема соответствует слову ели? (Первая, т.к. в слове ели 3 звука, 3 буквы…).

– Другие мнения в классе есть? (4 звука, 3 буквы; 3 звука, 3 буквы).

3. Постановка учебной задачи.

– Почему задание мы выполняли одно и то же, а ответы разные? (Мы ещё не знакомились с буквой, с которой начинается слово ели).

– Произнесите слово ели по слогам. (Е -ли)

– Сколько слогов в слове ели?

– Произнесите с ударением. Какой слог ударный?

– Произнесите первый слог протяжно.

– Сколько слышим звуков? (Два)

– Какие? (и , дают им характеристику).

(Дети выставляют схему 1 слога, один учащийся у доски).

– Произнесите 2 слог. Из каких звуков он состоит?

(Дети выставляют схему 2 слога, один учащийся у доски).

– Обозначьте звуки в нашей схеме буквами.

– Что мы поставим под первым слогом? (Дети не могут ответить на вопрос).

– Два звука на письме принято обозначать одной гласной буквой е. Мы слышим 2 звука , а пишем одну букву е.

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

– Сформулируйте тему нашего урока. (Буква е).

– Учитывая тему урока, поставьте перед собой цель нашей работы. (На доске опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и с условными обозначениями вместо некоторых слов).

– Познакомиться с… звуком и с новой …;

– Учиться отличать новые … и …от других звуков и букв;

– Учиться читать _____ , _________ и ____ ____ ____. с новой буквой.

– Для чего мы изучаем букву е? (Чтобы уметь читать, писать слова с этими буквами).

– А ещё мы узнаем 3 работы, которые умеет выполнять буква е.

? Три вопроса – это три работы буквы е.
?
?

– Посмотрите на букву е и скажите, на что она похожа? (Предположения детей, учитель читает стихи).

Рисунок 2

1. На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква е зато осталась.

(Е.Тарлапан)

2. Ева гребнем причесалась –
В нём три зубчика осталось.

(Г.Виеру)

3. Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

(В. Степанов)

– Составьте букву е из пуговичек. Кто выложил, напечатайте её в тетради.

– Найдите букву е в кассе букв и слогов.

– Теперь мы можем написать первый слог? (Да)

– Где стоит буква е? (Вначале слова)

– Вернёмся к схеме этого слова. Сколько звуков и букв в слове ели? (4 звука, 3 буквы)

– Исправьте ошибку, если вы её допустили.

– На с. 102 Букваря есть схема – человечек буквы е. Давайте её завершим.

– Что будем делать? Рассуждаем. (Буква е гласная, закрасим красным цветом. Эта буква может обозначать 2 звука: – согласный, мягкий, звонкий; – гласный. Обозначим это на схеме: “туфли” закрасим в зелёный и красный цвет).

Физкультминутка.

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом,
Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите,
Раз, два, раз, два!
Вот и кончилась игра!

– Вернёмся к поставленной вами цели урока. Что мы уже сделали? (Познакомились с буквой е и её звуками).

– А что ещё предстоит сделать? (Будем учиться читать с буквой е слоги).

– На с.102 учебника прочитайте слоги с буквой е в 1 строчке.

– Какие слоги одновременно являются и словами? (ел, ем)

– Сделайте звуко-буквенный анализ слов (1 вариант – слова ел, 2 вариант – слова ем).

– Рассмотрите картинку и назовите действие, которое видите (воет).

Рисунок 3

– Произнесите протяжно слово воет. Сколько звуков слышите в этом слове? (5)

– А сколько в нём букв? (4)

– Почему так? (Буква е обозначает два звука)

– После какого звука следует е? (После гласного).

– Сделайте вывод. (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного).

(Аналогично проводится работа со словом роет)

Рисунок 4

– Составьте предложение с этими словами.

– О какой работе буквы е мы узнали? (Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласной).

– Прочитайте слоги, записанные в 3 строчке. На что вы обратили внимание? (Перед е согласные мягкие, только звук – твёрдый).

– Какой вывод можно сделать? (Буква е обозначает мягкость предыдущего согласного).

– Это и есть вторая работа буквы е. (Открываю 2 карточку, где написано: е- показатель мягкости согласного на письме).

– Какой гласный звук слышится в данных слияниях? (Звук ).

– Звук гласный или согласный? (Гласный)

– Какой сделаем вывод? (Если буква е стоит после согласного, то она обозначает звук ).

– Мы узнали 3 работу, которую выполняет буква е. (Переворачиваю карточку, где написано: буква е обозначает звук после согласного).

– Назовите 3 работы, которые выполняет буква е.

– Можно ли назвать букву е особой, хитрой? Почему? (Может обозначать один или два звука).

5. Первичное закрепление.

– С какой буквой мы будем читать сегодня слова?

– Прочитайте 1-й столбик слов. Что общего у этих слов? (Эти слова состоят из одного слога, буква е обозначает звук и мягкость предшествующего согласного).

– Какие слова различаются одним слогом? (Дева-дети).

– Прочитайте слова, которые состоят из 4 букв; из 5 букв.

– Прочитайте 5-ый и 6-ой столбики слов про себя. На что обратили внимание? (Буква е обозначает звук . Согласный звук твёрдый).

– Прочитайте однокоренные слова. (Шест, шесток).

– А шествие? Одинаковое ли значение у корня? (Нет разное).

– Назовите звуки в этом слове. Что заметили? (Буква е обозначает два звука , когда стоит после гласного).

– Прочитайте 7-ой столбик слов, найдите ошибку и попробуйте объяснить её. (Чтение вслух). (Лишнее слово леска (тонкая нить на удочке). Это слово не является однокоренным).

– Найдите в словах суффиксы. Выделите их.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

а) Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название текста, сделайте предположение, о чём будет текст.

– Рассмотрите иллюстрацию. Что ещё можно добавить к сказанному?

б) Работа с текстом во время чтения.

(После чтения 1-го предложения).

– В какой деревне есть пруд?

(После чтения 2-го предложения).

– Какое слово подсказывает нам, что пруд был небольшим? (Прудик, суффикс -ик придаёт слову уменьшительно-ласкательное значение).

(После чтения 3-го предложения).

– Что автор говорит нам о воде в пруду?

(После чтения 4-го предложения).

– Что растёт у пруда?

(После чтения 5-го предложения).

– Что растёт в пруду?

(После чтения 6-го предложения).

– Благодаря чему видны водоросли?

(После чтения 7-го предложения).

– Почему у рассказчика возникают такие чувства?

в) Работа с текстом после чтения.

– Можно ли сказать, что перед нами весь текст? (Нет начала текста).

– Как вы думаете, когда и кому это могло присниться?

– Зачем автор рассказал нам о своём сне?

– Соответствует ли заглавие тексту?

– Как озаглавили бы вы этот текст? (Работа с вариантами заглавий).

– Какое заглавие не подходит?

– Какое заглавие передаёт настроение автора?

– Давайте рассмотрим картину известного русского художника В.Д.Поленова “Заросший пруд”. Что общего в этих двух произведениях? (Зелёный берег весь в цветах, лилии и кувшинки в пруду…)

Рисунок 5

– Какое у вас создалось настроение при виде картины?

– Если бы вы оказались в этих местах, что бы вам захотелось сделать? (Побегать по траве, посидеть, опустить ноги в воду…)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

– Найдите и прочитайте в тексте слова с буквой е, где буква е обозначает звук и мягкость предшествующего согласного.

– Найдите и прочитайте в тексте слова с буквой е, где буква е обозначает два звука , когда стоит после гласного.

– Сейчас поиграем в игру “Узнайте звук” (Хлопаем в ладоши 1 раз, если услышим звук и 2 раза, если услышим два звука – ).

Самая низкая школьная отметка. (Единица)

  • Зимой и летом одним цветом. (Ель)
  • Небольшой зверёк с ценным мехом. (Енот)
  • Как называется по-другому пища или её приём? (Еда)
  • Кто ездил на печи? (Емеля)
  • Эту сказку ты прочтёшь тихо, тихо, тихо…
    Жили-были серый ёж и его… (Ежиха)
  • Сизо-чёрная ягода, похожая на малину. (Ежевика)

    8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

    – Что вы дома расскажите своим родителям о новой букве?

    – Где можно применить новые знания?

    – Что на уроке у вас хорошо получилось?

    – Над чем ещё надо поработать?

    – Какую самооценку своему труду на уроке вы бы дали? На доске изображены ступеньки лестницы знаний. Поместите свои фигурки человека на ту ступеньку знаний, на которой вы сейчас находитесь.

    • 1 ступенька – пока испытываю трудности.
    • 2 ступенька – всё понятно.
    • 3 ступенька – хочу знать больше.
  • Свод орфограмм

    1. АЛФАВИТ.

    В русском алфавите 33 буквы.

    Буквы мы видим и пишем. Звуки – слышим, произносим.

    Гласных звуков – 6, букв — 10, согласных букв -21.

    Буквы Ь и Ъ не являются звуками.

    2. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ.

    Гласные буквы: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.

    Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.

    Гласные Е, Ё, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных звуков.

    Например: мал – твёрдый звук, так как после него стоит звук а.

    мял — мягкий звук, так как после него стоит звук я.

    3. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ обозначающие два звука.

    Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда:

    • стоят после гласной, например: маяк – обозначает два звука, так как стоит после гласного А, значит в слове маяк – 4 буквы, 5 звуков;
    • стоят в начале слова или слога, например: ёлка – ё — обозначает два звука, так как стоит в начале слова, значит в слове ёлка – 4 буквы, 5 звуков;
    • стоят после Ь или Ъ знака, например: вьюга – ю — обозначает два звука, так как стоит после Ь.

    Буква Е обозначает звуки .

    Буква Ё обозначает звуки .

    Буква Ю обозначает звуки .

    Буква Я обозначает звуки .

    4. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Твёрдые/мягкие.

    Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

    Всегда твёрдые – .

    Всегда мягкие – .

    Чтобы определить твёрдость или мягкость остальных согласных смотри правило № 2.

    5. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Глухие/звонкие.

    Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р.

    Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ.

    Остальные согласные звуки образуют пары:

    Б В Г Д Ж З — ЗВОНКИЕ

    П Ф К Т Ш С — ГЛУХИЕ

    6. ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.

    К шипящим согласным относят звуки , , ,.

    7. СЛОГИ.

    В слове столько слогов, сколько гласных букв, например: ма/ли/на

    – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы.

    8. ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА.

    — Слова переносятся по слогам, например: бо-ло-то, кро-вать.

    — Если в словах есть Ь или Ъ, то они остаются на строчке, например: паль-чик, подъ-езд.

    — Если в словах есть Й, то при переносе Й не отделяется от гласной, например: шай-ба, лей-ка, лей-ся.

    — В словах с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится, например: касс-са, ван-на.

    — Нельзя переносить одну букву и слова с одной гласной, например: ест, пол, лаю, якорь.

    — Не нарушать границу между приставкой и корнем, например: при-сказ-ка, над-пись.

    9. УДАРЕНИЕ. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ГЛАСНЫХ И

    СОГЛАСНЫХ .

    Гласные и согласные звуки могут быть в сильной и слабой

    позиции. В сильной позиции находятся ударные гласные звуки,

    безударные – в слабой позиции. В сильной позиции находятся

    звонкие согласные(стоят под ударением) и согласные (если

    рядом стоит гласный звук), которые произносятся чётко,

    остальные – в слабой позиции.

    • Знак ударения не ставится на письме в случае, если в слове один слог или есть буква ё.

    Например: мяч, руль и ёлка, метёт

    10. ОРФОГРАММА ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ.

    Имена собственные/нарицательные.

    С большой буквы всегда пишутся:

    • Имена, отчества, фамилии людей, Александр Сергеевич Пушкин.
    • Названия сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень, например: страна Украина, город Донецк, Чёрное море, река Днепр, озеро Синевир, деревня Вишенка.
    • Клички животных, например: кот Барсик, пёс Дружок, корова Зорька.

    Все перечисленные группы слов относятся к именам

    собственным (собст.), остальные слова являются

    нарицательными (нариц.).

    11. ОРФОГРАММА ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

    Буквосочетания жи-ши пиши с буквой И,

    ча-ща пиши с буквой А,

    чу-щу – с буквой У.

    12. . ОРФОГРАММА ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ.

    Буквосочетания ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ пишутся без мягкого

    знака : точка, печник, перчик, конторщик, женщина, венчик.

    13. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЯГКИЙ И ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ.

    Разделительный Ь пишут после согласной перед гласными Е, Ё,

    И, Ю, Я . Например: листья, вьюга, ручьи.

    Разделительный Ъ пишут после приставок, оканчивающихся на

    согласную, перед гласными Е, Ё, Ю, Я , например:

    объявление, разъезд.

    Разделительный Ъ не пишется перед гласными: А, О, У, Э, например: контрагент, разодетый, разудалый.

    14. МЯГКИЙ ЗНАК ОБОЗНАЧАЮЩИЙ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ.

    В конце существительных после шипящих женского рода пишется

    Ь, не пишется у существительных мужского рода, например: речь,

    гуашь, но: ландыш, меч.

    15. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА.

    Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно

    подобрать такое однокоренное слово, в котором этот гласный

    находился бы в сильной позиции (под ударением).

    Например: поля – поле, окно – окна.

    16. БЕЗУДАРНЫЕ НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

    СЛОВА.

    Безударный гласный в корне, который нельзя проверить

    ударением, нужно запомнить (или пользоваться словарём)

    Например: инженер, собака.

    17. ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

    Чтобы правильно написать парные согласные звуки в корне слова,

    Гласные звуки

    Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.

    Ударные и безударные гласные звуки

    Гласные звуки бывают:

    • ударными: сок — лёд , лес — мэр , бур — люк ,
    • безударными: вода́ , суда́к , лесо́к .

    Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».

    Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.

    Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук , в других школьных программах встречается обозначение , в институтской программе — (э с призвуком и).

    Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.

    В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией — второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное — на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.

    Йотированные гласные звуки

    Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:

    1. в начале слова: ёлка , Яна , енот ;
    2. после гласного: заяц , баян ;
    3. после ь или ъ: ручьи , подъём .

    Схема 3. Правила для йотированных гласных.

    Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!

    Гласные буквы и гласные звуки (Слабая и сильная редукция)

    В этой статье мы разберем гласные буквы и гласные звуки, а также такие явления как слабая и сильная редукция.

    Йотированные гласные обозначают два звука в следующих случаях:

    1) после разделительного Ь и Ъ (съесть, литье, вью, семья);

    2) после гласной буквы (поеду, мое, пою, моя);

    3) в абсолютном начале слова (если, елка, юг, ясно).

    Однако буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук (гласный), если стоят непосредственно после согласной (дело, мел, сюда, сядь). Сам же согласный звук может передаваться не только йотированными гласными в трех позициях, но и буквой Й, если стоит на конце слога (лай, лайка, май, майский), а также звук встречается после гласного перед гласным И. Тогда, по аналогии с йотированными гласными, его произношение передается разделительным Ь: семья — семьи, соловья — соловьи.

    Редукция бывает слабой и сильной. Слабая редукция наблюдается:

    а) в абсолютном начале слова: она ;

    б) в первом предударном слоге, т.е. слоге, расположенном перед ударным: в окно (слово с простым предлогом рассматривается как фонетическое целое).

    Сильная редукция наблюдается:

    а) в любом заударном слоге (запад, вечером)

    б) во втором предударном слоге (небеса, телевизор).

    Сильно редуцированные звуки произносятся почти одинаково, и качество их звучания зависят от твердости или мягкости предшествующего им согласного. Сильно редуцированный гласный, стоящий после твердого согласного, передается в транскрипции значком ; сильно редуцированный гласный, стоящий после мягкого согласного, передается в транскрипции значком .

    Запомним:

    1) Не редуцируются в русском языке гласные звуки , , .

    2)Звуки, которые не подвергаются редукции, могут быть переданы на письме буквами И, Ы, У, Ю.

    3) Редуцируются звуки , , .

    4) Редуцированные звуки могут быть выражены буквами А, О, Э, Е, Я.

    5) Значки и в транскрипции означают совсем не то, что Ъ и Ь на письме.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *