Букварь буква т

Урок по теме: «Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т.»

Тема: «Согласные звуки , . Буквы Т, т.»

Цель: Познакомить с новыми звуками , и буквами Т, т.

Задачи:1) организовывать работу по осуществлению совместной деятельности;

2) способствовать овладению умением выделять звуки в словах, читать слоги, слова, предложения;

3) развивать выразительность устной речи.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

учащийся познакомится со звуками , и отражением их на письме с помощью буквы Т, с местом буквы Т на «ленте букв», научится характеризовать звуки и по предложенной в учебнике схеме; находить эти звуки в слого-звуковых схемах, читать слоги и слова с буквой Т, писать строчнуют и заглавную Т по образцам в прописях; писать слоги, слова и предложения со знакомыми буквами; совершенствует устную речь в ходе дискуссии по теме урока, при составлении рассказа.

Метапредметные результаты:

учащийся вместе с учителем и одноклассниками формулирует, принимает, сохраняет и стремится выполнить учебную задачу урока, продолжает освоение базовых предметных понятий о согласных звуках, осваивает познавательные логические УУД анализа, подведения под понятие при объяснении позиционного чтения слогов; работает со знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, «лентой букв»); продолжает осваивать регулятивные УУД планирования и коррекции при составлении рассказов, осваивает начальные формы познавательной рефлексии.

Личностные результаты:

осмысление ценности сказок А. С. Пушкина в историческом и культурном наследии России, осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи, выполнение правил поведения ученика на уроке.

Ход урока

1. Орг. момент.

– Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Тихо девочки за парты сели,
Тихо мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели
И работать захотели.

— Давайте повторим правила общения на уроке. Я начну, а вы продолжите.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и ( внимательным)
Говорите четко, внятно,
Чтобы было всем ( понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку (поднимать)
Если друг стал отвечать,
Не спеши (перебивать)
А помочь захочешь другу —
Подними спокойно (руку)

2. Повторение.

а) Работа над классификацией букв. (на доске)

На доске: А с К Ы о У н И

– Прочитайте буквы.

– Внимательно посмотрите на буквы и найдите ошибку, допущенную на доске (буква ы не может быть заглавной).

– Действительно, мы проверяли по словарю, в русском языке нет слов, которые начинаются на ы (исправляем ошибку).

– На какие группы можно разделить буквы? (заглавные и строчные)

– Прочитайте заглавные буквы; строчные.

– А на какие группы их можно разделить как звуки? (гласные и согласные)

– Назовите гласные. Докажите, что это гласные звуки.

– Назовите согласные, называя как твердый звук. Докажите, что это согласные звуки.

б) Составление слов. Артикуляционная гимнастика. (слайд 2)

– Прочитайте хором слоги каждого столбика на одном дыхании.

– Прочитайте слоги первого столбика шепотом.

– Прочитайте слоги второго столбика хором, начиная тихо, постепенно увеличивая громкость голоса.

-А какие слова здесь спрятались? (дети составляют слова)

3. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня к вам пришел еще один гость.

— Я предлагаю вам отгадать загадку и узнать кто это:

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
С водой не знается. ( кот)

А зовут нашего гостя Тиша.

Произнесите последний звук в слове кот. (В слове последний звук )

— Какой первый звук в слове Тиша? ( В слове Тиша первый звук )

— Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Звуки , и буква, которая их обозначает).

— Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока.

Познакомимся с …..

Научимся отличать ….

Научимся читать …..

(предположения детей)

— Правильно, мы должны познакомиться со звуками , и буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, должны учиться читать слоги и слова с новой буквой.

4. Работа над новым материалом.

1. Знакомство с новыми звуками (работа со схемами звуков).

– Итак, расскажите все, что вы узнали о звуке .

– Итак, расскажите все, что вы узнали о звуке .

2. Развитие фонематического слуха.
-У кота Тиши много родственников. Это большие и маленькие кошки. Кот Тиша предлагает вам поиграть в игру «Поймай звук» и хочет познакомить с некоторыми своими родственниками. Смотрите, слушайте внимательно и хлопните в ладошки, если услышите слова со звуком «т». (слайды 3 — 8)

Тигр, ягуар, пантера, пума, оцелот, рысь, снежный барс.

— А какие из Тишиных родственников встречаются у нас? (рысь, домашние кошки)

— А сейчас Тиша хочет узнать, а есть ли в классе ребята, у которых в имени или фамилии есть наши новые звуки. Встаньте те, у кого они есть. (Антон, Матвей, Суетина, Тарутин)

3. Упражнение в различии звуков «т; ть». (физкультминутка)
У нашего кота Тиши много друзей. Тиша -игривый кот. Он придумал еще одну игру»Узнай звук». Тянемся вверх — если звук мягкий и приседайте — если твердый : аист, утка, тюлень, трясогузка, петух, таракан, ласточка, альбатрос.
— Как назвать одним словом? (животные)
— Есть ли в этом слове звук «т»? Где он стоит?

4. Знакомство с буквами Т, т.
— Кот принёс конверт в нём буквы.

– Оба эти звука обозначены буквой Т, т (показ буквы).

– На что похожа буква т?

Послушайте стихи об этой букве:

Возьмите счетные палочки или карандаши и составьте из них нашу букву.

У каждой буковки есть свой домик. Так и мы должны найти дом букве т.

– Давайте поселим букву т на ленту букв. На каком фоне (красном или синем) будет жить эта буква? Докажите.

– На каком этаже будет жить буква?

5. Чтение слогов с буквами Т,т.
Игра «Поймай рыбку».
— Наш Тиша очень любит рыбку. Он уже давно проголодался и предлагает вам поймать ему рыбок, но рыбки с секретом.
— Кто поможет коту? Вытаскивают рыбок из аквариума.
Чтение слогов с буквой «т» учеником, хором (слоги написаны на обратной стороне рыбок).

С каждым слогом составить слово.

Физкультминутка («Мышки»)

6. Чтение слов в учебнике. (хором, парами, рядами, индивидуально)
КОТ ОКУНИ

КОТИК НИКИТА

7. Чтение текста по предложениям в учебнике.

(Чтение текста одним учеником

Чтение хором.

Чтение по цепочке)

У Тани кот.
У Сани и Никиты окуни.
А кот тут как тут!
Ну и котик-коток.

Беседа по содержанию и озаглавливание:
— Чей кот?
— Что наловили мальчики?
— Что сказано про кота?

Пересказ текста учащимися.

-Как вы думаете, перестанет ли Таня после этого случая любить своего кота?(нет)

-Как мы должны относиться к животным? (любить, ухаживать за ними)

8. Рассматривание иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Во многих литературных произведениях( рассказах, сказках) героем является кот.

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике.

– Кто изображен на рисунке? Опишите кота.

Выразительное чтение отрывка — четверостишия, с. 56.

– На каком дереве была «златая цепь»?

– Как автор называет кота?

– Что делает кот?

Чтение учителем вступления к поэме «Руслан и Людмила».

— Посчитайте, сколько раз встретилась буква т в тексте.

Беседа о великом русском поэт А. С. Пушкине писал стихи, поэмы и сказки.

5. Обобщение.

— Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.
— С какими звуками вы познакомились?
— Что о них узнали?
— Покажите, где живёт новая буква ?
— Кто был сегодня нашем гостем на уроке?

Рефлексия.

— Кот Тиша дарит вам на память свой портрет и предлагает ее раскрасить его.

— Самооценка учащихся

(предлагается раскрасить букву т

зеленым цветом – “Я работал хорошо, у меня все получилось”;

синим цветом – “Я работал хорошо, но у меня не все получалось. Мне нужно быть внимательнее”.)

Спасибо всем за урок. Урок окончен.

Урок «Звуки [ т ], [т’]. Буквы Т,т»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

Тема: «Звуки , . Буквы Т,т».

УМК «Школа России»

Составила

учитель начальных классов

Степаненко В. И.

г. Лахденпохья

Тема: Звуки , . Буквы Т,т.

Цели:

— познакомить с новыми звуками, научить распознавать их в словах; познакомить с новой буквой, научить читать слова и предложения с ней;

— развивать фонематический слух и связную речь, логическое мышление и внимание;

— способствовать воспитанию любви к животным, взаимовыручки.

УУД:

Регулятивные: удерживать цель до получения ее результата.

Познавательные: общеучебные — находить ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические – характеризовать согласные звуки , .

Коммуникативные: выразительно рассказывать сказку по сюжетной картинке
Личностные: Проявлять желание научиться читать самостоятельно; Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Ход урока.

I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Все готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.

II. Актуализация опорных знаний. Повторение пройденного.

На доске ромашка, в каждом лепестке изученная буква, один лепесток пустой

— Назовите буквы, представленные в лепестках ромашки.

— Можно ли эти буквы разделить на две группы?

— На какие группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные)

— Назовите гласные буквы

— Докажите, что это гласные (звуки, обозначаемые этими буквами, произносятся легко, состоят только из голоса)

— Что мы знаем о гласных звуках?

1. Бывают ударные и безударные

2. Образуют слог

3. Указывают на твёрдость или мягкость согласного звук

Назовите согласные буквы

— Докажите, что это согласные буквы (при произношении встречают преграду, состоят из голоса и шума)

-Что мы знаем о согласных звуках? (бывают мягкие и твёрдые, звонкие и глухие)

Слайд 2. Чтение слогов с изученными буквами.

III. Постановка целей и определение темы урока.

— Посмотрите внимательно на ромашку с лепестками. Что вы заметили? (один лепесток пустой)

— Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (ознакомимся с новой буквой)

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков и (учебник, с. 53).
Слого-звуковой анализ схемы слова «три».

— Посмотрите на рисунки под буквами Т, т.

— Что на них изображено?

— Какое отношение эти кубики имеют к букве Т?

— Сосчитайте кубики. Сколько их на верхнем рисунке?

— Произнесём медленно слово три.

— Твёрдый или мягкий звук в начале слова?

— Каким цветом он закрашивается?

— Почему это квадрат, а не прямоугольник?

— Сколько слогов в этом слове? (1)

— Почему? (один гласный звук )

— Назовите слияние (ри)

— Дайте полную характеристику звука

Согласный, так как есть преграда при произношении: кончик языка прижимается к верхним зубам.

Глухой, так как состоит только из шума.

Твёрдый.
Звуковой анализ слова «пять»

— Посмотрите на нижний рисунок.

— Твёрдый или мягкий согласный звук на конце слова?

— Каким цветом он закрашивается в схеме?

— Сколько слогов в слове пять? Почему? (один, так как в слове один гласный)

— Назовите хором слияние (пя)

Дайте ему полную характеристику звука ().

Согласный, так как есть преграда при произношении: кончик языка прижимается к нижним зубам.

Глухой, так как состоит только из шума.

Мягкий.

Назовите предметы, которые находятся в классе, где слышится звук т (парта, штора, учитель, компьютер, учителя, потолок, цветы)

Динамическая пауза.

Встаньте те, у кого в имени встречается звук . (Тимур, Матвей, Катя),

Встаньте те, у кого в фамилии встречается звук . (Завертайло, Решетнёва, Требунцов,)

2. Знакомство с буквами Т, т.

— Звуки и на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Т (тэ).

Слайд 3. — На что похожа буква Т? (Зонтик, гриб, молоток, антенна и т.д).

Физкультминутка

Громко тикают часы (ходьба сидя),

Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).

В школу нам пора идти (ходьба сидя),

Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).

Мы учебники собрали (наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны)

Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова).

В школу дружно зашагали (ходьба на месте),

Тик-так, тик-так (наклоны головы)

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 53)

— Прочитайте слоги.

— Как они образовались? (Слоги образованы слиянием согласного звука с гласным)

Слайд 4. — Прочитайте слова.

кот окуни
котик Никита
кто как

— Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта? (Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным).

— Прочитайте слова, в которых один слог (кот)

— Сделайте из него электричество (ток)

— Прочитайте слова, в которых три слога.

— Почему в них три слога?

— Какое слово читается одинаково как справа налево, так и слева направо (как)?

Слайд 5. Работа с текстом (учебник, с. 53)

— Чтение хором.
— Чтение по цепочке.
— Чтение текста одним учеником (3-4 человека)

— Прочитайте текст, соблюдая интонацию.

— Почему слова Таня, Саня, Никита написаны с заглавной буквы?

— Чей был кот?
— У кого были окуни?
— Что сказано про кота?

— Задайте другу вопросы со словами кто и как.

— Сколько предложений в тексте?

— Назовите признаки предложений.

— Прочитайте 1, 3 5 предложение.

— Сколько слов во 2, 5 предложениях?

— Составьте схему 5 предложения.

— Прочитайте предложения, которые подходят к картинкам

— Как вы думаете, перестанет ли Таня после этого случая любить своего кота? (нет)
— Как мы должны относиться к животным? (любить, ухаживать за ними)
— Придумайте 2-3 предложения так, чтобы рассказ был законченным. ( С подоконника упал бабушкин горшок с цветком. Бабушка сказала: «Ах!». Кот пустился наутёк)

Работа с иллюстрацией к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (учебник, с. 52)

— Что изображено на рисунке?

Слайд 6. А. С. Пушкин автор этого четверостишия. Это отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Пушкин великий русский поэт, стихотворения и сказки которого знает любой человек в нашей стране. Знают их и дети, их читают в детском саду и в школе.

– Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? Сколько их? (5) (Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», » Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане,,,»)

Слайд 7. Прослушать стихотворение (аудиозапись)

4. Выразительное чтение отрывка поэмы. (учебник, с. 52)

Дифференцированное задание (ученики обводят в отрывке буквы т, считают их количество: читающие дети читают стихотворение-отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный»).

— Прочитайте выразительно отрывок из поэмы.

— О каких чудесах рассказывается в этом отрывке?

— На каком дереве была «златая цепь»?

— Как автор называет кота?

— Что делает кот?

— Найдите в тексте буквы Т.

— В какой части слова они находятся? (Буква Т стоит в начале, в середине и в конце слов)

VI. Рефлексивно-оценочный этап

— Какая была цель нашего урока (познакомится со звуком т и буквой, которая обозначает этот звук)?

— Охарактеризуйте звук .

— Достигли целей, которые стояли перед нами?

— С творчеством какого писателя мы с вами познакомились?

Домашнее задание. Попросить родителей прочитать сказку А. С. Пушкина, выучить отрывок на с. 52.

Спасибо за урок!

Звуки [т], [т’] буквы Т, т

Вступительное слово

Наши предки называли букву Т иначе – «твёрдо» (рис. 1).

Рис. 1. Буква Т в кириллице (Источник)

Наверное, у неё очень твёрдый характер. Давайте выясним. Для этого сначала произносим звук и слушаем, а затем даём ему характеристику, т. е. рассказываем, какой он (рис. 2).

Рис. 2. Печатные буквы Т и т в современном русском языке (Источник)

Твёрдые и мягкие звуки ,

Произнесите звук и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Рот немного приоткрылся, но язык приподнялся, коснулся зубов, перегородил дорогу звуку и не даёт ему легко произноситься. Этот звук нельзя пропеть или протянуть. Значит, это согласный звук. Звук произносится твёрдо. Но у него есть и мягкая пара – . А встречаются ли эти звуки в словах русского языка? Чтобы узнать, в каких словах они звучат, отправимся в театр.

Послушаем слово «театр». Первый звук мягкий, а в середине звук твёрдый. Значит, и встречаются в словах нашего языка. А что же показывают в театре? Там поставлен спектакль по стихотворению Александра Шибаева «Капризный жучок». Задание: послушайте, чем кормила мама сыночка-жука, запомните эти слова и выясните, есть ли в них нужные нам звуки или .

Капризный жучок

У жучков идет обед.

Мама-древоточица

Молвит сыну:

– Ешь буфет! –

А ему – не хочется…

– Ну тогда попробуй стол,

Ах, какая ножка!..

Но куда же ты пошел,

Скушай хоть немножко!

Хочешь кресло пожевать?

Секретер? Диван-кровать?

Шкаф? Кушетку? Табурет?.. –

Сын заладил: нет и нет!

– Не хочу я ничего –

Он твердит упрямо.

– Чем же мне кормить его?

Чем? – вздыхает мама.

Повторим, чем кормила мама жучка.

Буфет – твёрдый звук в конце слова (рис. 3).

Рис. 3. Буфет (Источник)

Стол – твёрдый звук в середине слова (рис. 4).

Рис. 4. Стол (Источник)

Кресло – нет звуков или (рис. 5).

Рис. 5. Кресло (Источник)

Секретер – твёрдый звук в середине слова (рис. 6).

Рис. 6. Секретер (Источник)

Диван-кровать – мягкий звук в конце слова (рис. 7).

Рис. 7. Диван-кровать (Источник)

Шкаф – нет звуков или (рис. 8).

Рис. 8. Шкаф (Источник)

Кушетка – твёрдый звук в середине слова (рис. 9).

Рис. 9. Кушетка (Источник)

Табурет – твёрдый звук в начале и в конце слова (рис. 10).

Рис. 10. Табурет (Источник)

Как назвать одним словом все эти слова? Мебель.

Можете ли вы привести примеры мебели со звуками или ? Вот, например, стул, тахта, сервант – это слова с твёрдым звуком .

Звонкие и глухие звуки

А что еще мы можем рассказать о согласных звуках? Выяснить, звонкие ли они. Для этого положите руки на шею или закройте руками уши, произнесите звук и послушайте. Если горло не вибрирует, то звук не звонкий, а глухой. Значит, согласные звуки русского языка могут быть мягкими или твёрдыми, звонкими или глухими.

Печатные буквы Т и т

Рассмотрим печатные буквы Т и т.

Вниз черту проводим снова.

Сверху шляпка и – готово.

То ли зонтик, то ли гвоздь,

Буква Т – наш новый гость.

На что похожа буква Т?

На антенну Т похожа

И на зонт как будто тоже (рис. 11).

Рис. 11. Зонт (Источник)

Молоток стучит: «Тук-тук!

Букве Т я старый друг» (рис. 12).

Рис. 12. Молоток (Источник)

Т и в дождик, и в жару

Укрывает детвору (рис. 13).

Рис. 13. Песочница-грибок (Источник)

Букву Т можно отыскать в трубе, вазе с тортом, граблях, потому что эти предметы напоминают по форме нашу букву.

И, конечно, на остановках троллейбуса и трамвая (рис. 14).

Рис. 14. Транспорт (Источник)

Стал под буквой Т трамвай:

Хочешь ехать – не зевай!

Т – зовёт тебя в такси.

Ты шофёра попроси –

Вмиг тебя доставит он

Точно в заданный район.

А вот писатель Виктор Хмельницкий считает, что когда-то давно буква Т росла в лесу грибом, оттого у неё и ствол, как у гриба, и шляпа (рис. 15).

Рис. 15. Гриб (Источник)

А теперь, когда Т стала буквой, всё зависит от слова, в которое она попадает. Например, в слове тигр она считает себя немного тигром, но когда говорят бегемот, тоже откликается. Посчитайте, сколько палочек вам понадобится, чтобы сложить букву Т. Две.

Написание букв Т и т

Телефон, телевизор, телеграмма, телебашня, телепередача, телефильм, телеурок и другие. Чтобы записать эти и другие слова, нам понадобятся письменные буквы Т: большая Т и маленькая т. Заглавная и маленькая буква Т отличаются по написанию (рис. 16).

Рис. 16. Прописные Т и т (Источник)

Заглавная состоит из 4 элементов, которые пишутся отдельно, а маленькая – из 3 элементов, которые пишутся касательно друг друга. Попробуйте их написать.

Список литературы

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Infourok.ru (Источник).
  2. Festival.1september.ru (Источник).
  3. Festival.1september.ru (Источник).

Домашнее задание

  1. Потренироваться писать прописью заглавную и маленькую букву Т.
  2. Вспомнить и назвать 5 сказок, в названиях которых будет буква Т.
  3. Составить таблицу и вписать в первый столбик слова с твёрдым звуком , во вторую – с мягким , а в третью – слова без буквы Т.

Карандаш, свитер, ластик, ветер, доска, память, дневник, тишина, столб, брат, телевизор, день, учитель, учебник, тротуар.

Конспект НОД «Звуки [Т] — [Т’]. Буква Т»

Лилия Борисенко
Конспект НОД «Звуки — . Буква Т»

Цель:

— Закрепить согласные звуки — , познакомить с буквой Т.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— уточнить и закрепить произношение звуков , ;

-закрепить знание о понятии согласный звук, согласная буква;

-учить выделять звуки из состава слова;

-дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

— продолжать формирование навыка звукового анализа;

Коррекционно-развивающие:

— развивать фонематические процессы;

— развивать зрительное внимание, память, мышление;

-совершенствовать умение грамматически верно оформлять речевое высказывание;

— продолжать развивать координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

-формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование:

предметные картинки, конверты с фишками, схемы, пазлы-буквы, карандаши, кукла

Ход НОД:

Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята! Все встали в круг. Мы ребята дружные. А еще какие?

-Мы большие, послушные, добрые.

-Давайте поделимся добром друг с другом!

-Я отдаю свою частичку добра тебе, Маша! (дети «делятся»)

-Теперь мы стали еще добрее. Садитесь на места.

Отгадывание загадок.

— Отгадайте загадки:

Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе (Туча)

Кто кричит во дворе,

Будит нас на заре?

У него есть перья — пух!

И зовут его.! (Петух)

Кто мне скажет, что за птица

В небесах, как ветер, мчится,

Белый чертит за собой

След в лазури голубой?

А ведёт её пилот! –

Что же это?. (Самолёт!

Слева бантик, справа бантик

У Красотки платье фантик.

Пренарядная Кокетка

Шоколадная. (Конфетка.)

-Молодцы! Скажите, какой звук встречается во всех словах?

-Во всех словах встречается звук .

-Правильно!Какой это звук? (характеристика звука).

Знакомство со звуками

Логопед проводит сравнительную характеристику звуков:

Звук – согласный, глухой, твердый,мы его обозначаем синей фишкой.

Звук – согласный, глухой и мягкий,мы его обозначаем зеленой фишкой.

Различение звуков ,

Игра «Расставь по полочкам»

Дети выходят к доске, берут картинку и ставят на полочку.

-Назовите слова с твердым звуком

-Назовите слова с мягким звуком

-Слышите, к нам кто-то идет? К нам в гости пришла кукла Тоня!

-Тоня, а почему ты такая грустная?

-Я не умею выговаривать звуки и меня плохо понимают мои друзья.

-Не грусти, Тоня, мы научим тебя красиво и правильно говорить.

-Послушайте как я говорю:

У меня есть друг. оля.

-Ты хотела сказать Толя?

-Да. (кукла называет слова без звука , потом за детьми повторяет правильно).

.арелка. анцы

.аблица. апки

.уча. уман

.умба. анки

.умба. урист

.ачки. урник

-Спасибо, что научили меня правильно говорить.

-Садись, посмотри как наши ребята готовятся к школе.

-Какой звук повторяется в этих словах?

-Повторяется звук . Где он находится?

-Звук находится в начале слова.

-Какой это звук?

-Во всех словах встречается твердый звук.

Игра закончи звуком .

У девочки Насти

Собака рыжей масти.

Пришел к ней как-то в гости

С котенком мальчик Костя.

Собаке Лайке гос. (ть)

Принес большую кос. (ть).

Открыла Лайка пас. (ть,

Схватила кос. (ть) и шас. (ть)

Пол Настину крова. (ть,

Чтоб кот не смог доста. (ть).

Собака: хрус. (ть) да хрус. (ть,

Но вдруг такая грус. (ть!-

Застряла в пасти кос. (ть)

И колет, словно гвоздь!

Котенок крикнул:»Нас. (ть!

Раскрой собаке пас. (ть!»

Схватил когтями кос. (ть)

И спас собаку гос. (ть).

Котенок, Костя, Настя

Сияют все от счастья!

Весь день котенок Вася

Учил собаку Насти:

«Жадных, знай, никто не любит,

Жаднос. (ть, знай тебя погубит!»

-Какой звук вы добавляли? Какой это звук? Где он находится?

Пальчикова гимнастика «Дятел».

Дятел,дятел, (соединяем пальцы по очереди с большим)

Тук, тук.

-Эй, приятель (грозим пальцем)

Ты не жук! (указываем, указательным пальцем)

-Я не жук!

Тогда пока, (машем)

Но похож ты на жука!

Звуковой анализ.

Какой звук у нас в гостях? Какими фишками обозначаем?

Достаньте схемы и фишки.

Логопед показывает картинки, дети на местах выклалывают фишки.

-Молодцы ребята!

Знакомство с буквой Т

ПРАВИЛО: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!

Показать образ буквы:

-На что похожа буква Т? (дети отвечают)

-Выложите букву из карандашей из 2, из 3.

-Молодцы!

Чтение слогов,слов:

ТА,АТ, ТО, ОТ, ТУ, УТ, ТИ, ИТ, КОТ, КИТ.

Подведение итогов

-Что вы сегодня узнали? Кукла Тоня вас благодарит за то, что вы ее научили красиво и правильно говорить.

Сейчас Вы узнаете о букве и звуке Т.

Наши предки называли букву Т иначе – «твёрдо».

Произнесите звук и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Рот немного приоткрылся, но язык приподнялся, коснулся зубов, перегородил дорогу звуку и не даёт ему легко произноситься. Этот звук нельзя пропеть или протянуть. Значит, это согласный звук. Звук произносится твёрдо. Но у него есть и мягкая пара – . А встречаются ли эти звуки в словах русского языка? Чтобы узнать, в каких словах они звучат, отправимся в театр.

Послушаем слово «театр». Первый звук мягкий, а в середине звук твёрдый. Значит, и встречаются в словах нашего языка:

Буфет – твёрдый звук в конце слова.

Стол – твёрдый звук в середине слова.

Секретер – твёрдый звук в середине слова.

Диван-кровать – мягкий звук в конце слова

Кушетка – твёрдый звук в середине слова.

Табурет – твёрдый звук в начале и в конце слова.

Как назвать одним словом все эти слова? Мебель.

Можете ли вы привести примеры мебели со звуками или ? Вот, например, стул, тахта, сервант – это слова с твёрдым звуком .

А что еще мы можем рассказать о согласных звуках? Выяснить, звонкие ли они. Для этого положите руки на шею или закройте руками уши, произнесите звук и послушайте. Если горло не вибрирует, то звук не звонкий, а глухой. Значит, согласные звуки русского языка могут быть мягкими или твёрдыми, звонкими или глухими.

Букву Т можно отыскать в трубе, вазе с тортом, граблях, потому что эти предметы напоминают по форме нашу букву.

И, конечно, на остановках троллейбуса и трамвая.

Стал под буквой Т трамвай:

Хочешь ехать – не зевай!

Т – зовёт тебя в такси.

Ты шофёра попроси –

Вмиг тебя доставит он

Точно в заданный район.

А теперь, когда Т стала буквой, всё зависит от слова, в которое она попадает. Например, в слове тигр она считает себя немного тигром, но когда говорят бегемот, тоже откликается. Посчитайте, сколько палочек вам понадобится, чтобы сложить букву Т. Две.

вернуться на страницу «Русский язык 1 класс» >>>

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

  • ОГЭ по русскому языку
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Самое необходимое из теории:

  • Грамматика русского языка

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  • Тест на уровень владения русским
  • Тест по лексике русского
  • Тесты по грамматике русского
  • Какой язык учить?

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: «Как улучшить произношение и понимание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *