Былина это 4 класс

Презентация к уроку литературного чтения «Ильины три поездочки», 4 класс презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему

Слайд 1

ТЕМА: Былина-жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки » 1

Слайд 2

Илья Муромец Алёша Попович Разгадайте имена и скажите, что их объединяет? Добрыня Никитич Бодныяр Киничти Шалёа Почивоп Ияль Румоцем 2

Слайд 3

В. Васнецов. Богатыри 1881-1898, холст, масло,295,3×446 см Государственная Третьяковская галерея, Москва 3

Слайд 4

О картине В. М. Васнецова «Богатыри» Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки , любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его — Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется. Над этой картиной Васнецов работал много лет. Он мучительно искал людей, с которых можно было написать былинных богатырей. Прототипом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, зимой подрабатывающий в Москве извозчиком. В лице Добрыни Никитича присутствуют черты самого Васнецова, его отца и дяди. Алёшу Поповича художник писал с юного сына Саввы Мамонтова. В русской былинной традиции существует множество богатырей. Но Васнецов выбрал именно этих троих. Наверное, потому, что они удачно дополняют друг друга. Мощный, суровый Илья Муромец, благородный Добрыня и смекалистый, изворотливый Алёша Попович все вместе составляют образ доброй силы — защитницы русских рубежей. Картина эта столь хорошо известна, что, где бы ни зашёл разговор о былинных витязях, каждый вспоминает именно этих троих, стоящих на заставе в пронизываемом ветрами поле. Кажется, что именно они самые популярные и любимые герои русского народа на все времена. 4

Слайд 5

В мире русских былин

Слайд 6

«Былина – рассказ о том, что было, что случилось, рассказ невымышленный и правдивый» В.И. Даль

Слайд 7

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые песни, торжественные былины – говорившиеся нараспев, под звон струн – о славных подвигах богатырей, защитников земли…» Л.Н. Толстой

Слайд 8

БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в.

Слайд 9

В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли.

Слайд 10

В. М. Васнецов. «Боян»

Слайд 11

Происхождение слова «богатырь » Откуда происходит само слово «богатырь»? Есть мнение, что оно заимствовано из тюркских языков, где является в различных формах — багхатур , багадур , батур , батыр, батор . Ученые (Щепкин, Буслаев) прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый»

Слайд 12

Ученые классифицируют богатырей на старших и младших. К старшим богатырям относятся Святогор , Вольга Святославич , Самсон, Сухан, Полкан , Колыван Иванович, Дон Иванович , Дунай Иванович и др. К младшим относятся Добрыня Никитич, Иван Данилович, Алёша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович , Чурила Пленкович , Дюк Степанович, Данил Ловченин и др.

Слайд 13

Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями «Илья Муромец»).

Слайд 14

«Илья Муромец». Реконструкция по методу Герасимова

Слайд 15

ПАМЯТНИК ИЛЬЕ МУРОМЦУ В ГОРОДЕ МУРОМЕ В образе древнерусского богатыря воплотились народные понятия о высоких нравственных качествах, какими должен был обладать истинный герой. Одно из самых главных качеств Ильи Муромца — это чувство справедливости и сознание своего долга — стоять за правду. Он готов идти на прямое столкновение с князем, с боярами, когда видит, что те поступают не по правде. Он — герой общенародный, общерусский. «Я иду служить за веру христианскую И за землю российскую, Да и за стольние Киев-град, За вдов, за сирот, за бедных людей».

Слайд 16

Исцеление Ильи Муромца; Илья Муромец и Соловей-разбойник; Илья Муромец и разбойники; Илья Муромец на Соколе-корабле; Илья Муромец и Святогор ; Илья Муромец и Сокольник; Илья Муромец и Калин-царь; Илья Муромец и Идолище; Илья Муромец и сын.

Слайд 17

былина «Ильины три поездочки » 17

Слайд 18

Словарная работа Кремневенькие — Булатная броня- Убранство- Смета- Палица- Сажень- из кремния. стальная и узорчатая. украшение, внешняя отделка. несметное, несчитанное богатство. тяжёлая дубинка с утолщённым концом. 2,134метра (3аршина) 18

Слайд 19

Словарная работа Облатынивать — Заподваливать — Не простофильтесь — Башлыки — Вороновые- Амбары- обращать в католическую веру. запирать в подвал. не поддавайтесь на обман. тёплый головной убор поверх шапки. Суконный капюшон с длинными концами. чёрные. сараи для хранения урожая, припасов, товаров. 19

Слайд 20

Физминутка 20 Дружно встали -раз, два, три. Мы теперь- богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и ещё Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце- руки в боки. Наклонились влево, вправо, Получается на славу!

Слайд 21

Беседа 21 -Чем похожа былина на сказку? Чем отличается? -Похожа ли былина на стихотворение? Чем? -Можно ли назвать поступки Ильи Муромца подвигами? Почему так думаете?

Слайд 22

В древности сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих. Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса. Виктор Михайлович Васнецов «Гусляры»

Слайд 23

В. Васнецов. Илья Муромец . (Фрагмент картины «Богатыри») Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии Этюд для фигуры Ильи Муромца в картине «Богатыри» 1883г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Ильины три поездочки 23

Слайд 24

В. Васнецов . Витязь на распутье Холст, масло. 1882 г. Москва, Россия. Государственная Третьяковская галерея 24

Слайд 25

Сюжет о камне на развилке дорог встречается во многих сказках и былинах. Камень указывает путнику, какая судьба ожидает его на каждом из расходящихся путей. Васнецов, выбрав для картины такой сюжет, постарался сделать его максимально правдоподобным. Он хотел убедить зрителей, что всё рассказанное в былинах происходило на самом деле, правда, в далёком прошлом. Художник был хорошо знаком с археологическими изысканиями своего времени, поэтому в точности воссоздал облик витязя былинных времён. Пейзаж также показан с большой исторической точностью — дикая степь, усеянная валунами, которые притащил сюда последний ледник. На одном из камней диковинные полустёртые буквы. Чья рука выбила их? В какие незапамятные времена это произошло? Что за сила начинает управлять судьбами путников, едва они прочтут письмена, сулящие смерть, или женитьбу, или потерю коня? Витязь одинок в бескрайней степи, и некому подсказать ему, какую из дорог выбрать. Под камнем лежат два черепа, человеческий и конский. Это — единственная подсказка. Если слишком долго выбирать, можно сложить голову прямо здесь, так и не ступив ни на одну из дорог. 25

Слайд 26

Итог урока. Рефлексия 26 Назовите отличительные черты былин. отсутствие рифмы н апевность ритмичность п овествование о подвигах гиперболы- преувеличения п овторы …

Содержание

Литературное чтение Презентация «Ильины три поездочки» 4 класс

На сколько частей вы поделили былину?

Прочитайте первую часть.

«Где показано убитому быть!» стр.14

● Для чего собрались славнорусские богатыри?

● Куда досталось ехать Илье Муромцу?

● Сколько надписей было на камне?

● Какую дорогу выбрал Илья Муромец? О чём это говорит?

● Как озаглавили первую часть?

Прочитайте вторую часть.

» Поразъездил дороженьку, порасчистил широкую!» стр.16

◊ Как в былине показан враг, с чем он сравнивается?

◊ Почему в описании врагов употребляются уменьшительно-ласкательные суффиксы?

(пёс-разбойничек, низовеньких…)

◊ Как озаглавим вторую часть?

Прочитайте третью часть.

«По дорожке этой ездил я, воротился, женат не бывал!» стр.19

♦ Что пытался сделать враг с Ильёй Муромцем?

♦ Как вы поняли, кто находился в плену?

Озаглавьте третью часть?

Прочитайте четвёртую часть.

● Как описан враг в этой части?

● Что пытались сделать с Ильёй? Как это делали?

● Что ждало его в случае отказа?

Озаглавьте четвёртую часть?

  • Почему Илья Муромец возвращался к камню и

делал на нём новую запись?

1. Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?

2. Чем закончилась поездка богатыря?

Домашнее задание:

Пересказать 1 из частей от лица Ильи Муромца.

Стр. 12 — 24

Особенности работы над былинами в начальной школе

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Теоретическая основа работы над былинами. Роль, восприятие былин в образовании школьника

1.2 Особенности изучения былин в школе. Современный подход к изучению былин

2. Опытно-экспериментальное обучение младших школьников чтению былин в оригинале

Список используемой литературы

Целью ознакомления младших школьников с былинами является обеспечение нравственных и этических качеств — гордости за Россию, желания подражать героям былин, любви к родителям и родной земле, защите слабых и т. д.

Предмет исследования: условия эффективного изучения былины на уроках литературного чтения в начальной школе.

1. рассмотреть определение былин и вопрос об их происхождении; особенности русских героических былин;

3. рассмотреть поисковый этап эксперимента и его анализ, организацию, содержание и ход опытно-экспериментального обучения чтению былин;

Гипотеза исследования: если повысить эффективность изучения былин, то можно сформировать у учеников понятие об этом жанре на уроках литературного чтения.

— осуществлять «погружение» учащихся в соответствующую историческую среду на материале книг, предназначенных детям данной возрастной группы;

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы.

1.1 Определение былин и вопрос об их происхождении

Огромно и идейное значение былин. Они воспитывали любовь к родной земле, гордость её богатством, могуществом и красотой. Былины способствовали формированию и развитию национального самосознания русского народа.

Былины строятся по определенному плану. Большинство былин начинается зачином. В нем обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь — дети могут ознакомиться с главным героем до начала развития основных событий .

То старина, то и деянье, т. е. так было в старину, это — быль. .

Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжества добра над злом, что является основным сюжетом большинства русских былин.

1.2 Особенности изучения былин в школе. Современный подход к изучению былин

3) Отличия фольклорных произведений от литературных состоят в том, что они создавались не на книжном, литературном языке, а на живом разговорном, народном, имеющим свои лексические и звуковые черты, что идет от местных выговоров;

5) Былины отличаются и устойчивостью структуры, которая строится на традиционных компонентах: запевах, зачинах, формулах, повторах, лейтмотивах, исходах. Все они обязательны, кроме запева.

8) Для выражения противопоставления в былинах используются увеличительные и уменьшительно-ласкательные формы: ручища словно граблища, глазища, головища с лоханищу, Илюшенька, Добрынюшка, Алешенька, Овдотьюшка.

Чтобы новый учебный материал — былины — стал доступен и интересен детям, учителю надо овладеть методикой работы с былинным текстом на уроке чтения в начальной школе.

— зависимость понимания текста от личного опыта ребенка (если ребенок не знает истории Руси, ему будет сложно понять, кем был тот или иной человек, чье имя упоминается в былине);

его переживаний и мотивов поступков — почему Илья Муромец пошел сражаться, не скучно ли ему было все время лежать на печи и т.д.;

— наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи — ценится мелодичность былин.

Сравнение былинных богатырей с героями мифов позволит ученикам сделать вывод об идеальном герое в русском былинном эпосе, имеющем национальные черты: он красив, силен, удачлив и умен, он труженик и защитник родной земли.

3. Знакомя детей с былинами, педагог должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки.

2.1 Организация, содержание и ход опытно экспериментального обучения чтению былин

Мы предположили, что если повысить эффективность изучения былин, то можно сформировать у учеников понятие об этом жанре на уроках литературного чтения. Для этого необходимо:

Целью экспериментального исследования является выявление зависимости между изучением былин в классе с помощью преподавателя и успешности понимания детьми былины. В связи с этим мы выделили ряд задач:

Были рассмотрены уровни в различной степени: выделены высокий, средний и низкий уровни представлений детей младшего школьного возраста о сюжете былин с опорой на следующие показатели:

— средний уровень: ребенок имеет смутное представление о сюжете былины; имеет небольшое представление о героях и причинах их противостояния; не всегда стремится понять, почему герой поступил так, а не иначе.

«Приезжает он в Киев на царский двор. Князь Владимир не поверил Илье, что тот сквозь все преграды смог проехать до Киева. Тогда Илья показывает князю пленного врага. Владимир хочет послушать «посвист» соловьиный. От этого свиста

А что есть-то людишек, так все мертвы лежат» — поняли 15 детей из 17 детей. Несмотря на сложности, этот эпизод является очень ярким, поэтому был понят практически всеми детьми.

Таким образом, результаты практического исследования можно отобразить в таблице 1 и на рисунке 1.

Эпизод

Количество понявших

Количество детей с неполным понимаем текста былины

Средний уровень понимания в данном случае составил 8,5 человек из 17 человек в классе.

Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость создания методической системы изучения былин вместе с изучением народной культуры. Такая целостная методическая система предполагает:

— приобщение школьников к культурному наследию и нравственным ценностям русского народа;

Школьники младшего возраста предпочитают сказки, но теперь выбор отдают историям не о говорящих животных, а о людях. В качестве сказок можно порекомендовать былины с ярким главным героям.

Необходимо также исследовать, как влияет на понимание детьми былин при их совместном изучении с помощью преподавателя.

Второй этап — изучение былины вместе с учителем в классе. В классе (17 человек) она была разобрана в течение трех уроков.

Эпизод «Илья Муромец утром выехал из своего родного села…» вспомнили и смогли описать 15 детей из 17 детей.

«Тогда вывозит Илья Соловья Разбойника «во чисто поле» и отрубает ему голову» — 5 человек предложили свои способы наказания Соловья-Разбойника и обсудили их с учителем и другими учениками.

Эпизод

Количество понявших

Количество детей с неполным понимаем текста былины

Таким образом, рассмотрение басни вместе с учителем на уроках оказывается более эффективным, нежели «домашнее» самостоятельное изучение (рисунок 3).

1. Сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины.

4. Отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, Составлять его характеристику (устно).

1. Постановка целей урока:

1) проанализировать былину;

5) научиться давать характеристику героя и выразительно читать былину.

Кого можно назвать подлинным героем былины? Чтобы ответить на этот вопрос, перечитаем некоторые фрагменты былины и посмотрим, как построены ее сюжет и композиция, так как именно в них — авторское отношение к героям.

1) О ком эта былина? Что отражается в ее названии?

3) Как разворачиваются события? (Как развивается сюжет?)

(С зачина: читаем первое четверостишие, обращаем внимание на сопоставление)

6) Что служит завязкой действия?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *