Чему учит рассказ заячьи лапы

План рассказа Заячьи лапы Паустовского 3, 5 класс

  1. Посещение ветеринара с больным зайцем и отказ специалиста его лечить.
  2. Дорога деда и внука в город, поиски Карла Петровича.
  3. Выздоровление зайца.
  4. Невероятная история о спасении деда зайцем во время лесного пожара.
  5. Вечная благодарность зайцу от деда.
  6. Сожаление Лариона Малявина о рваном ухе спасителя.

Пересказ. Кратко

Один из героев произведения Константина Георгиевича Паустовского «Заячьи лапы» – Ваня Малявин, проживающий на Урженском озере, обратился к ветеринару с просьбой вылечить зайца. Лекарь наотрез отказался браться за это дело, грубо вытолкнув мальчика за дверь. Оказалось, что у зверя «поженные» лапы, ему срочно нужна помощь. От обиды и безысходности Ваня заплакал.

В этот момент он встретил бабку Анисью. От пожилой женщины мальчик узнал, что в городе больное животное можно показать Карлу Петровичу. По дороге домой мальчик пытался успокоить зайца, слушая его стоны. Он, предложив больному «пушистые листья с мягкими волосами», хотел раздобыть воды, так как погода на редкость была знойной, воздух горячий и сухой. Однако после последствий от лесного пожара заяц не мог даже есть.

На следующее утро по дороге в город заяц «судорожно вздыхал». Вместе с внуком дед пытались отыскать названного человека. Они принесли животное в местную аптеку, где узнали адрес ветеринара. Оказалось, что Карл Петрович не имел никакого отношения к лечению животных. В прошлом он работал детским врачом. Поэтому мужчина не сразу согласился браться за лечение зайца. Однако все же он поддался уговорам деда, выслушав трогательную историю о пожаре. После лечения зайца и ухода хозяина животное пошло на поправку, все вернулось на свои места. Однако покоя деду не давал московский профессор с просьбой продать зайца, на что получал отказ. История спасения заинтересовала многих журналистов.

В одну хмурую ночь автор, находясь в гостях у деда Лариона, узнал достоверную историю от деда о зайце-погорельце. Пожилой человек поведал о том, как в одну из прогулок по лесу, во время охоты на зайцев, он вынужден был убегать от огня, который с «неслыханной скоростью» нагонял его. Именно этот заяц вывел деда из лесного пожара, указывая верное направление из горящего леса к озеру. Заяц получил сильный ожог в этом пожаре, поэтому дед ухаживали за спасителем как могли.

Больше всего на свете Ларион Малявин был рад выздоровлению зайца. Однако теперь его не покидало чувство вины. Ведь во время охоты пуля зацепила ухо спасителя.

Также читают:

Паустовский

Картинка к сочинению План рассказа Заячьи лапы

Популярные сегодня темы

  • Анализ рассказа Хорь и Калиныч Тургенева (6 класс)

    Произведение «Хорь и Калиныч» один из рассказов, который входит в цикл рассказов Тургенева «Записки охотника». Как известно, местность проживание влияет на людей, которые там проводят свои дни.

  • Сочинение Евгений Онегин и Татьяна Ларина 9 класс

    Главными героями романа считаются Онеги и Татьяна. Они немного похожи по характеру. Они часто бывают в обществе, где люди любят выставлять себя напоказ. Онегин и Татьяна имеют хорошее образование

  • Особенности композиции комедии Горе от ума Грибоедова

    Произведение отличается своеобразной композиционной структурой, которая имеет собственные авторские особенности, рознящими его с принятыми творениями классицизма.

  • Сочинение по картине Ромадина Вербы в половодье 5 класс

    Картина Ромадина Вербы в половодье является пейзажем. Художник изобразил природу ранней весной, когда тает лёд на речках. Воды становится очень много, и она заливает все вокруг.

  • Главные герои рассказа Дама с собачкой Чехова

    Теме запретной любви посвящен рассказ А.П. Чехова «Дама с собачкой». Море, Ялта, встреча мужчины и женщины приводит к любовному роману. Герои и не подозревают, что внезапно вспыхнувшее между ними чувство изменит их жизнь.

«К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»-детям с ОВЗ. презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме

Слайд 1

Литературное чтение

Слайд 2

Рассказ «Заячьи лапы» К.Г. Паустовский

Слайд 8

-СКАЗКА -РАССКАЗ — СТИХОТВОРЕНИЕ

Слайд 9

— О Родине. — О детях. — О животных. — О природе.

Слайд 10

Константин Георгиевич Паустовский Заячьи лапы

Слайд 11

Оголец Онучи Суховей Пенсне Кратер Шамкать Посох Коновал

Слайд 14

Поступок героя — как его это характеризует?

Слайд 15

ВЕТЕРИНАР Равнодушный Злой Невоспитанный ЖЕСТОКИЙ Речь Грубая кричит БАБКА АНИСЬЯ Жалостливая Любопытная Душевная ДОБРАЯ Речь Напевно шамкает ВАНЯ Беспокой ный Выносливый Упорный Заботливый Старательный Шустрый Очень ДОБРЫЙ Речь Волнуясь шепчет

Слайд 16

АПТЕКАРЬ Нервный Сердитый Строгий Раздраженный ДОБРЫЙ Речь Сердито говорит ДОКТОР КАРЛ ПЕТРОВИЧ Интеллигентный Образованный Строгий ДОБРЫЙ Речь Строг о разговарив ае т ДЕД ЛАРИОН Отзывчивый Робкий ДОБРЫЙ Речь Волнуясь шепчет

Слайд 18

К. Паустовский»Заячьи лапы» Отношение автора к героям Главные герои Что общего? Чем отличаются? Тема произведения целый мир разные разности Ваше отношение к героям Идея произведения

Слайд 19

Презентацию приготовила учитель начальных классов МОУ «СОШ №62» Севастьянова В.Т.

Презентация к уроку К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

Побед, открытий замечательных, Событий ярких, увлекательных. Просторы знаний покорять И на «отлично»

курс держать!

Побед, открытий замечательных, Событий ярких, увлекательных. Просторы знаний покорять И на «отлично»

курс держать!

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу.

Кто много читает, тот много знает.

Ом-ом-ом-ом-

мы построим новый дом.

Уп-уп-уп-уп –

я готовлю папе суп.

Та-та-та- та –

хвост пушистый у кота.

Ду-ду-ду – ду-

дети бегают в саду.

Мама мыла Милу мылом, Мила мыла не любила.

«Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим».

Жан Лафонтен

«Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим.»

Жан Лафонтен

Оголец — озорной мальчишка, молодой парень.

Оголец — озорной мальчишка, молодой парень.

Кратер – чашеобразное или воронкообразное углубление в вершине вулкана

Онучи — длинная широкая полоса ткани для обмотки ноги.

Пенсне — очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки , защемляющей переносицу .

Шамкать – говорить невнятно пришептывая

Шамкать – говорить невнятно пришептывая

Посох — длинная палка, трость с загнутым верхним концом или набалдашником

Шамкать – говорить невнятно пришептывая

Посох — длинная палка, трость с загнутым верхним концом или набалдашником

Коновал — знахарь , лечащий лошадей.

1.Ваня у ветеринара.

2.Карл Петрович вылечил зайца.

3.Лесной пожар

1.Спасение деда от пожара.

2. Ваня у ветеринара. Совет бабки Анисьи

3. Ваня несет зайца домой

4. Разговор Карла Петровича с дедом

5. Рассказчик в гостях у деда Лариона

6. Рваное ухо. Дед показывает рассказчику зайца

Речь:

ДОКТОР

ВЕТЕРИНАР

Равнодушный

Грубо кричит

КАРЛ ПЕТРОВИЧ

Интеллигентный

Злой

Образованный

Невоспитанный

ЖЕСТОКИЙ

Строгий

ДОБРЫЙ

Речь:

Строго

разгова-

ривает

Речь:

БАБКА АНИСЬЯ

Напевно

Жалостливая

шамкает

Любопытная

Душевная

ДОБРАЯ

Речь:

Упрямо бормочет

ДЕД ЛАРИОН

Отзывчивый

Робкий

ДОБРЫЙ

Речь:

ВАНЯ

Волнуясь шепчет

Выносливый

Упорный

Заботливый

Старательный

Очень ДОБРЫЙ

Мальчик : Кто не встречал трудности, никогда не станет человеком,

Бабка Анисья: Красота сердца дороже красоты лица,

Коновал: Рубашка беленькая, да душа серенькая,

Доктор: Добрая слава – лучшее богатство,

Дед: Дурной человек старается оправдать ошибку, а хороший – исправить.

Пирамидная история

Герой

2 слова – прилагательных

3 слова – глагола действия

4 слова – проблема, завязка

5 слов – описываем 1 событие

«Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим».

Жан Лафонтен

Домашнее задание:

краткий пересказ рассказа

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились

Речь:

ДОКТОР

ВЕТЕРИНАР

Равнодушный

Грубо кричит

КАРЛ ПЕТРОВИЧ

Интеллигентный

Злой

Образованный

Невоспитанный

ЖЕСТОКИЙ

Строгий

ДОБРЫЙ

Речь:

Строго

разгова-

ривает

Речь:

БАБКА АНИСЬЯ

Напевно

Жалостливая

шамкает

Любопытная

Душевная

ДОБРАЯ

Речь:

Упрямо бормочет

ДЕД ЛАРИОН

Отзывчивый

Робкий

ДОБРЫЙ

Речь:

ВАНЯ

Волнуясь шепчет

Выносливый

Упорный

Заботливый

Старательный

Очень ДОБРЫЙ

«Лесенка успеха»

«Заячьи лапы», анализ рассказа Паустовского

История создания

Рассказ написан в 1937 году и впервые увидел свет в виде детской книжки с картинками (Детиздат, 1937). Это одна из многочисленных реальных историй, которыми обогатился писатель, живя в своей любимой глуши – в Мещёрском крае. В этих местах много небольших торфяных озёр, т.е. таких водоёмов, у которых берега и дно имеют грунт в виде торфяника. Торфяники легко загораются, огонь быстро распространяется на много километров. Описанное в рассказе небольшое Урженское (иначе – Уржинское) озеро находится всего в пяти километрах от трассы Владимир – Рязань, однако во время торфяного пожара выйти на трассу даже с ближнего к ней берега практически невозможно. Вот почему только чудо могло спасти старого Лариона Малявина, застигнутого на охоте огнём и дымом торфяного пожара. Этому чуду и посвящён его рассказ, «записанный» Паустовским.

Литературное направление и жанр

Однако рассказ не просто «записан» Паустовским. Во всяком случае, он «записан» не в реалистических традициях охотничьих «записок» С. Т. Аксакова и И. С. Тургенева. Перед нами по сути мастер-класс по преобразованию бытового охотничьего рассказа в романтическую новеллу. А сознательно развитые жанровые признаки романтической новеллы заставляют отнести это произведение не столько к реалистической, сколько к неоромантической традиции.

Герои рассказа

Прежде всего, здесь есть герой-повествователь, который как-то в октябре ночевал у деда Лариона на Урженском озере. Ночь до самого рассвета прошла в задушевных разговорах. Суровый охотник и рыбак, дед Ларион вместе с тем великодушен, чуток и справедлив, и все эти качества он передал внуку Ване.

Как это обычно бывает в «малой» прозе Паустовского, кроме главных героев (деда с внуком и, конечно, храброго зайца) на пяти страницах текста каким-то чудесным образом проживают свои яркие жизни ещё с десяток персонажей. И как всегда у Паустовского это не реалистические типы (для обоснования типичности персонажей несомненно понадобилось бы больше повествовательного времени и пространства), а некие символы бытия (раздражённый городской аптекарь, местный журналист, московский профессор…). Так деревенский ветеринар, о котором Ларион говорит: «Он у нас коновал», огрубел от своей беспросветной работы и жизни, он не любит зверей и велит Ване зажарить (!) обожжённого (!) зайца – т.е. вместо того чтобы спасать живые существа от огненной стихии бытия, предлагает «просто» завершить недовершённое дело этой стихии. Это варвар, живущий одним желудком. И полную ему противоположность составляет старый педиатр Карл Петрович, который «уже три года как перестал принимать пациентов» и вместо этого играет на рояле «нечто печальное и мелодичное». Но не было бы никакой между ними сюжетной связи, вообще не состоялась бы эта «детская сказка о чуде», если бы в селе не нашлось «жалостливой бабки Анисьи», которая хоть и привела к ветеринару козу (дело основательное и ветеринару понятное), но ничтоже сумняшеся направила Ваню с зайцем к Карлу Петровичу, лечившему не зверей, а детей, ибо в плачущем зайце узрела не дичь, а дитя.

Тема и проблематика

Темы «Заячьих лап» – это темы справедливости и благодарности, а проблема и творческая задача – в связывании этих тем. Этой задаче полностью подчинена

Сюжетная композиция

Смысл сюжетной композиции – рассказать всю историю из конца в начало, т.е. строго противоположно фабуле. Фабула такова:

  1. Рассказчик ночует у деда Лариона, который показывает ему зайца с рваным ухом и сообщает историю этого зайца (при совпадении фабулы и сюжетной композиции эта часть составила бы экспозицию).
  2. Сама же история должна была бы начинаться с завязки, т.е. с того, как заяц спас деда.
  3. Развитие действия состояло бы в том, что сначала Ваня один, а потом вместе с дедом, искали врача, который мог бы вылечить обгорелые заячьи лапы.
  4. «Хэппи энд» состоял бы в том, что такой врач нашёлся, а слух о зайце-спасителе (!) разошёлся сначала по всему городу, а потом (благодаря прессе) и по всей стране.
  5. Развязку и вместе с тем кульминацию составил бы дедов ответ московскому профессору, пожелавшему купить зайца: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле». Концовка, что и говорить, для 37-го (!) года опасно эффектная, даже вызывающая: в самый разгар расстрелов и стукачества дед Ларион не стал Иудой, не продал «душу живу» и зайца-спасителя (!).

Однако писатель не то что испугался столь эффектного и вместе с тем реалистически правильного построения рассказа, но он им не соблазнился. Он пошёл по пути классической композиции романтической новеллы, в конце которой читателя ждёт взрыв эмоций, вызванный неким неожиданным открытием. И как это часто бывает в новелле, на место такого «понимающего» читателя поставлен повествователь (последняя фраза новеллы – «Тогда я понял всё»). Поэтому «ситуация рассказывания» (ночная беседа) описана не в начале, а в конце – что даёт возможность в финале достичь совершенно неожиданного катарсиса-кульминации, узреть ту глубокую жизненную правду, которая, собственно говоря, вообще не укладывается в фабулу и которой в этой истории не увидели ни местный журналист, ни московский профессор. «Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него, но промахнулся» – так начинается финальный пересказ дедова рассказа. Далее следует подробное описание того, как дед попал в эпицентр лесного пожара и уже прощался с жизнью, как вдруг из-под ног у деда выскочил какой-то (!) заяц и вывел из огня, только лапы у зайца обгорели. И вроде бы дед зайца отблагодарил, лапы вылечил и приютил – чего ж ещё? Но только сердится дед, не может свою совесть успокоить, говорит, что перед зайцем он виноват, даёт рассказчику фонарь и отправляет в сени смотреть на спящего зайца.

Тут-то мы и видим, что левое ухо у зайца рваное. Смерть от дедова ружья ждала зайчонка, но дед промахнулся, избежав таким образом и собственной смерти. Так что жизнь в глубинных основаниях своих справедлива, а вина наша в непонимании и неблагодарности…

Художественное своеобразие

«Новелла есть новое, неслыханное происшествие» (Гёте), и поэтика новеллы Паустовского есть поэтика неслыханного. «Неслыханная жара стояла в то лето над лесами», и это многое объясняет, а пейзажный фон – не только картина, но температурные ощущения, звуки («ленивый гром») и запахи («пахло гарью и сухой гвоздикой») – и весь этот фон равномерно распределён между сюжетными частями, причём значение его постепенно нарастает. Чем ближе к финалу, тем пейзажно-звуковой фон становится тревожнее, а ближе к развязке-кульминации уже почти невыносимо тревожным, ждущим откровения о некой тайне, разрешения некой загадки: «Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь». Паустовский истинный мастер неожиданных сравнений и эпитетов (высокая гроза, ленивый гром и т.п.), они дают ощущение непридуманности и полноты создаваемой им картины.

  • «Телеграмма», анализ произведения Паустовского
  • Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография
  • «Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского
  • «Старый повар», анализ рассказа Паустовского
  • «Тёплый хлеб», анализ сказки Паустовского
  • «Мещорская сторона», анализ повести Паустовского
  • «Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского
  • «Золотая роза», анализ повести Паустовского
  • «Стальное колечко», анализ сказки Паустовского
  • «Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского
  • «Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского

По писателю: Паустовский Константин Георгиевич

Анализ сказки Паустовского «Заячьи лапы»

Анализирую данную сказку, читатель может отметить в ней, как добродушие одних людей, так и агрессию других. Так всегда происходит и в реальной жизни. Одни посмеются над чужой бедой, другие же непременно захотят помочь. Однако существуют и те, кто случайно оказывается свидетелем события. И иногда именно от этих людей зависит исход.
Ваня Малявин обратившийся к ветеринару за помощью в спасении обгоревшего зайца, не получил желаемого. Мужчина просто разозлился на мальчика и выставил его за дверь. Конечно, он посчитал, что на это не стоит тратить ни времени, ни сил. К тому же, доктор честно признался, что ему просто не хватает профессионализма в данной области. Он не знал, что поможет избавить зайца от страданий и ожогов, и единственное что посоветовал, это приготовить его в качестве блюда.
Данные слова, очень огорчили мальчика. Он просто не понимал, что в разные времена были и остаются низкоквалифицированные врачи, которые по незнанию не могут поставить диагноз и назначить лечение. Но вместо того, чтобы вежливо извиниться, они, защищаясь, переходят в нападение.
В этот момент бабка Анисья приходит огорченному мальчику на помощь. Она советует ему обратиться в город, к доктору Карлу Петровичу. Анисья, возможно и понимает абсурдность лечения раненого зайца, но проявляет сострадание к отчаявшемуся и плачущему Ване Малявину и его деду. Она уважает дедушкино решение, и не солидарна с ветеринаром, так как он допустил бестактность. Бабушка становится первым случайным, свидетелем, который помог изменить исход истории.

Аптекарь, к которому обратились дед Ларион и Ваня Малявин, так же с агрессией отнесся к поискам Карла Петровича. Хотя мужчина возмущался больше потому, что его просто отвлекали, как он считал, по «пустякам». И все-таки, он дал адрес разыскиваемого доктора. Сделал аптекарь это больше из вредности, нежели из сострадания или душевной теплоты. Он просто посчитал, что детский врач, не станет связываться с лечением зайца.
Старый Карл Петрович тоже не пришел в восторг от перспективы лечить зайца. Он давно уже не принимал пациентов на дому. К тому же он никогда не лечил животных. И все-таки добрая натура врача, сыграла роль в принятии решения, заяц остался у него.
После того, как животное поправилось, дед забрал его домой. О зайце стали писать в газетах, и даже хотели выкупить. Однако Ларион не продал его. Он был ему бескрайне благодарен и считал зайца своим спасителем из лесного пожара.
Эта тесная связь, которая существует между человеком и природой иногда не видна вооруженным глазом. Однако она чувствуется и живет внутри каждого. Эта связь дана с самого рождения, но очевидной она становится только когда случается беда. Пожар, наводнение или другие катаклизмы – ничто и никто не может перед этим устоять. И человек и животное — беззащитны в борьбе со стихией.
И все же люди могут многое предотвратить, если не будут забывать простых правил поведения. И если хотя бы постараются сберечь то, что веками создавалось матушкой природой.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ повести Паустовского «Мещерская сторона»
  • Анализ сказки Паустовского «Тёплый хлеб»
  • Анализ рассказа Паустовского «Телеграмма»
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *