Чистоговорка со звуком

чистоговорки учебно-методическое пособие по чтению (1 класс) на тему

Упражнения по развитию речи

  • У Сени и Сани сом с усами.
  • Сеня в сени сено вез.
  • У осы не усы, не усищи, а усики.
  • Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.
  • Везет Сеня с Саней, Соню на санях.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Восьмой кол вбили в частокол.
  • Топали да топали, дотопали до тополя.
  • Дятел дуб долбил, да не додолбил.
  • В один, Клим, клин колоти.
  • Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.

Чистоговорки с трудными звуками

Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:

Затем подбираем скороговорки с этими же звуками:

  • Жутко жуку жить на суку.
  • Ежу на ужин жук нужен.
  • У ужа ужата, у ежа – ежата.
  • Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.
  • По двору, по подворью в добром здоровье.
  • У нас на подворье погода размокропогодилась.
  • Свинья тупорыла весь двор перерыла.
  • Летят пичужки через три пустые избушки.
  • У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.
  • Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
  • На кочке квочка, квочка на кочке.
  • Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
  • Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.
  • Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.
  • Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.
  • Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!

Буква К

•Кумыс в Китай повез киргиз.
Китайцам нравится кумыс

•Коля колет колья.

•Варит буква К картошку
Для козленка и для кошки.
Кошки не едят картошку,
Дайте кашки ей немножко.

•Катька – кокетка купила кепку в клетку.

•Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

•Купи кипу пик,
Кипу пик купи,
Пик кипу купи

•Канат у Натки
Нитки у Никитки

•Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?

•Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

•Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла

•Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

•Косарь Косьян косой косит косо.
Не скосит косарь Косьян покоса.

•У Кондрата куртка коротковата

•У Катюши — канарейки
У Кирюши – батарейки.

•Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

•Котик ниток клубок
Укатил в уголок.

•Купили кapaкaтице
Кpужевное плaтьице…
Ходит кapaкaтицa,
Хвaстaется плaтьицем.

•Клубок упал на пол.
Кот катал клубок.

•Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке

•Около кола — колокола,
И на колах — колокола

•На рынке Кирилл крынку и кружку купил.

•Котик ниток клубок укатил в уголок,
Укатил в уголок котик ниток клубок.

•Краб забрался на трап,
И заснул крепко краб.
А кальмар не дремал,
Краба в лапы поймал.

•Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

•Коля клад нашел в кладовке
Клад лежал на пыльной полке.

•Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.

•Королева кавалеру
Каравеллу подарила,
Королева с кавалером
В каравелле удалилась

Автоматизация звука [Рь] Часть 4. Автоматизация звука [Рь] в стихах

Автоматизация звука Часть 4. Автоматизация звука в стихах

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации мягкого звука ! Статья разбита на части с учетом этапов автоматизации мягкого звука . Предложите ребенку выучить стихи, насыщенные звуком . Заучивание этих стихов не только укрепит память и расширит словарь, но и поможет в автоматизации сложного звука . Подборка стихов будет полезна логопедам и родителям, желающих помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь мягкий звук .

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта http://LogopedRunet.ru

Выучить наизусть стихотворения. Следить за чётким произношением звука «Рь»:

Табурет на табурет

Ставим осторожно.

Табурет на табурет —

Это очень сложно.

Табурет на табурет…

Лезу на кушетку

И ещё на табурет

Ставлю табуретку.

Табурет на табурет…

— Стойте! Передышка! —

Табурет на табурет…

Вот и телевышка!

На верёвочке у Вари

Красный шарик с петушком.

Ой, какой красивый шарик!

Все мечтают о таком.

Но поднялся ветер вдруг —

Шарик выхватил из рук…

За рекой черёмуха,

За рекой сирень,

Кто же там подрёмывал,

Говори скорей!

Терем, терем, теремок!

Звери строили домок —

Ставенки резные,

Двери расписные.

Пришёл медведь,

Принялся реветь:

— В теремок пустите,

Двери отворите!

Выходили звери,

Отворяли двери.

Смотрят на мишку:

— Велик ты слишком!

Теремок сломаешь,

Зверей распугаешь!

Уходи, медведь!

Перестань реветь!

Ах, обжора — черепашка!

Панцирь — вот её рубашка.

Может лазить по горам,

Может плавать по волнам.

Дверь откроешь — и мороз

Весело и яро

Въедет в дом, как паровоз,

В белых клубах пара!

Стоит лодырь у ворот,

Широко разинув рот.

И никто не разберёт,

Где ворота, а где рот.

На уроке

У доски стояла Вера.

Не могла решить примера.

В потолок она глядела

И в руках вертела мел.

Вижу я, что плохо дело,

И помочь ей захотел.

Хоть решён пример теперь

Только я попал за дверь,

А разве я подсказывал?

Конечно — нет!

На пальцах я показывал

Правильный ответ.

Автоматизация звука Рь в стихах

Рю-рю-рю, рю-рю-рю

Как я много говорю!

Ри-ри-ри, ри-ри-ри

От зари и до зари.

Ре-ре-ре, ре-ре-ре

О горе и о норе.

Рё-рё-рё, рё-рё-рё

Про ребят и про зверьё.

Ря-ря-ря, ря-ря-ря

Про озера и моря.

Рю-рю-рю, рю-рю-рю

Говорю и говорю!

Ря-ря-ря, ря-ря-ря

Обо всём, но, видно, зря!

Иринка

Посмотрите на Иринку:

Ест Иринка мандаринку.

Съест Иринка мандаринку –

Бросит корочки в корзинку.

Рак

Про меня говорят,

Будто пячусь я назад.

Не назад, а вперёд –

Только задом наперёд.

Теремок

Терем, терем, теремок.

Звери строили домок –

Ставенки резные,

Двери расписные.

Пришел медведь,

Принялся реветь:

— В теремок пустите!

Двери отворите!

Выходили звери,

Отворяли двери.

Смотрят на мишку:

— Велик ты слишком!

Теремок сломаешь,

Зверей распугаешь!

Уходи, медведь!

Перестань реветь!

И. Лопухина.

* * *

У реки росла рябина.

А река текла, рябила.

Посредине глубина,

Там гуляла рыбина.

Эта рыба, рыбий царь,

Называется пескарь.

Г. Сапгир.

Марина

У моей сестры Марины

щёки, словно мандарины.

А сама сестра Марина

чуть побольше мандарина.

С. Коган

Варежки

Варежки у Вари

пропали на бульваре.

Воротилась Варя

вечером с бульвара

и нашла в кармане

варежки Варвара!

Е. Благинина.

Раковина

Я раковину эту в коробке берегу.

Она лежала раньше в песке на берегу.

Мой дедушка с Кавказа

привёз её с собой.

Её приложишь к уху –

а в ней шумит прибой.

Снегирики-снегири

Снегирики-снегири

на дворике у двери.

Я насыпал за порог

гречку, семечки, творог.

А когда я вышел в сад,

то от них услышал:

— Ты добрее всех ребят,

молодчина, Гриша!

П. Воронько

На уроке

У доски стояла Вера,

не могла решить примера.

В потолок она глядела

и в руках вертела мел.

Вижу я, что плохо дело,—

и помочь ей захотел.

Хоть решён пример теперь,

только я — попал за дверь.

А разве я подсказывал?

Конечно, нет.

На пальцах я показывал

правильный ответ.

Буква Р

Пять лет Серёже в январе,

пока четыре, пятый,

но с ним играют во дворе

и взрослые ребята.

На брата сердится сестра.

Её зовут Марина,

а он стоит среди двора,

кричит: «Ты где, Малина?»

Твердит Марина: «Рак, ручей».

Марина учит брата.

Он повторяет: «Лак, лучей»,—

вздыхая виновато.

Сестра твердит: «Прижми язык,

прижми покрепче к нёбу».

Он, как прилежный ученик,

берётся за учёбу.

Она твердит: «Скажи — метро.

В метро поедем к дяде».

— Нет,— отвечает он хитро,—

В автобус лучше сядем».

А как на санках, например,

он с гор летает смело.

Серёже только буква Р

немножко портит дело.

Не так легко сказать ремень,

мороз, река, простуда.

но вот в один прекрасный день

с утра случилось чудо.

Чихнула старшая сестра,

он крикнул: «Будь здорова!»

А ведь не мог ещё вчера

сказать он это слово.

А. Барто

Чистоговорки «Речевой год» (вторая младшая группа)

Чистоговорки (вторая младшая группа)

Первое слово ребенка дарит родителям непередаваемые эмоции. Затем идет второе слово, третье… далее следуют предложения и беглая речь уже не за горами. Однако, внимательные родители и педагоги следят еще и за правильностью произношения звуков. И увы, не всем деткам, это дается легко. Многим приходится прибегать к помощи логопедов, а также играть в логопедические игры.

Чистоговорки – это специальный подбор слов, звуков и слогов в шуточном виде для тренировки артикуляции речи у детей дошкольного и школьного возраста.

Ритмичные чистоговорки для детей предназначены для устранения речевых дефектов. Они учат чёткому произношению отдельных звуков, сочетающихся в предложения. Согласные и гласные рифмуются в фразу, приобретая особенную мелодичность.

Подобные упражнения проводятся чаще всего в игровой форме. Значение их чрезвычайно велико. Это не только артикуляция, ликвидация имеющихся проблем с речью, но и постановка дикции, заниматься которой необходимо уже с ранних лет. Например, чистоговорки на звуки помогают повысить речевую активность и правильно проговаривать слова.

С помощью упражнений развивается фонематический слух. В результате занятий малыш научится анализу звукового ряда и разбиению слов по слогам. Благодаря рифме материал лучше усваивается и воспринимается даже самыми маленькими учениками.

Весёлые, лёгкие и простые чистоговорки на звуки будут полезны дошколятам и ребятам младшего школьного возраста, у которых имеются проблемы с речью или произношением отдельных звуков. При быстром повторении одних и тех же слогов формируется навык правильного звукопроизношения.

№1 «Ранняя осень. Уборка урожая»

Ад-ад-ад – осенний листопад

Жат-жат-жат –листья желтые кружат

Ая – ая – ая – красота какая!

Ру-ру-ру – я листочки соберу

Рю-рю-рю – листья маме подарю

Су-су-су – ищем мы грибы в лесу

Ов-ов-ов – много мы нашли грибов

Ину-ину-ину — мы нашли калину

Сем-сем-сем – ягоды домой несем

Жай-жай-жай – созрел в поле урожай

Ист-ист-ист – пашет поле тракторист

Оле-оле-оле – вспаханное поле

Ено-ено-ено – запасаем сено

Овь-овь-овь – убираем мы морковь

Ай-ай-ай – славный урожай

Щей-щей-щей – много разных овощей

№2 «Огород. Овощи»

Од-од-од – идем мы в огород

Ай-ай-ай – в огороде урожай

Офель-офель-офель – копаем мы картофель

Ай – ай – ай — собираем урожай

Адки – адки – адки — пропололи грядки

Оры – оры – оры – зреют помидоры

Овка – овка – овка – яркая морковка

Цы – цы – цы – мы полили огурцы

Ук – ук – ук – там растет зеленый лук

Чок – чок – чок — полезный чесночок

Ец-ец-ец — свежий огурец

Уста-уста-уста – хрустящая капуста

Ох-ох-ох – посадили мы горох

Орщ-орщ-орщ – сварим вкусный борщ

Ис-ис-ис – у нас созрел редис

Щи-щи-щи – очень любим овощи

№3 «Фрукты. Ягоды»

Ад-ад-ад – есть у нас фруктовый сад

Ай-ай-ай – зреет сладкий урожай

Ду-ду-ду — мы работали в саду

Укты – укты – укты — собираем фрукты

Ину-ину-ину – соберем малину

Енье-енье-енье – сварим мы варенье

От-от-от – варим мы компот

Ог-ог-ог – яблочный пирог

Уши-уши-уши – вот поспели груши

Иву-иву-иву – мы посадим сливу

Ешне-ешне-ешне – рады мы черешне

Укты-укты-укты – полезные фрукты

Чки-чки-чки – очень любим яблочки

Ос-ос-ос – сладкий абрикос

Син-син-син – сочный апельсин

Ок-ок-ок – из яблок будет сок

Уст-уст-уст – там растет вишневый куст

Ника-ника-ника – вкусная черника

Уз-уз-уз – ели мы арбуз

Ра-ра-ра – рада фруктам детвора

№4 «Лес»

Ес-ес-ес-какой красивый лес

Су – су – су — погуляем мы в лесу

Су – су – су – как легко дышать в лесу

Ки-ки-ки – в лесу деревья высоки

Еза-еза-еза – белая береза

Ать-ать-ать – лес нужно охранять

Етки-етки-етки – не ломайте ветки

Сна-сна-сна – высокая сосна

Сны-сны-сны – есть шишки у сосны

Олки-олки-олки – колючие иголки

Ина-ина-ина – дрожащая осина

Уб-уб-уб – стоит могучий дуб

Ём-ём-ём – есть желуди на нем

Ён-ён-ён – растет огромный клен

Ина-ина-ина – в лесу растет малина

Ику-ику-ику – мы ищем землянику

Ята – ята – ята — на пеньке опята

Ов-ов-ов – насобирали мы грибов

Ор-ор-ор – ядовитый мухомор

Ички-ички-ички – рыжие лисички

Бы-бы-бы – белые грибы

Ва-ва-ва – зеленая трава

Гу-гу-гу – я природу берегу

№5 «Дикие животные»

Су-су-су – дикие животные живут в лесу

Олк-олк-олк – в лесу бродит волк

Олки-олки-олки – воют злые волки

Су-су-су – и лиса живет в лесу

Ре-ре-ре – лиса сидит в норе

Ов-ов-ов – не боимся мы волков

Сы-сы-сы – не боимся мы лисы

Айка-айка-айка – скачет серый зайка

Айка-айка-айка – лисы боится зайка

Веди-веди-веди – спят зимой медведи

Ину ину-ину – медвежонок ест малину

Пле-пле-пле – белока живет в дупле

Ех-ех-ех – белочка грызет орех

Ата-ата-ата – пушистые бельчаьта

Ож-ож-ож – в траве колючий еж

Ось – ось – ось – стоит огромный лось

Оль-оль-оль – лоси любят соль

Нот –нот-нот- быстро бегает енот

Бан-бан-бан — ищет желуди кабан

Ени-ени-ени – гордые олени

Га-га-га – у оленя ветвитсые рога

№6 «Домашние животные»

От-от-от – у меня сиамский кот

Шей-шей-шей – ловят котики мышей

Ко-ко-ко – любят кошки молоко

Енок-енок-енок – рыжий маленький котенок

Ака-ака-ака – во дворе собака

От-от-от – дом собака стережет

Нок-нок-нок – маленький щенок

Овку-овку-овку – кроликам дадим морковку

Чата – чата – чата — забавные крольчата

Ца-ца-ца – белая овца

Ята-ята-ята – веселые ягнята

За-за-за – на лугу стоит коза

Га-га-га – у козы рога

Лята-лята-лята – прыгают козлята

Зу-зу-зу – уведем домой козу

Ова – ова – ова — рогатая корова

Ко – ко – ко — корова дает молоко

Сята – сята – сята – в лужу лезут поросята

Чки-чки-чки – у свинок пятачки

№7 «Перелетные птицы»

Ли-ли-ли – летят в небе журавли

Ны-ны-ны – не вернутся до весны

Ды-ды-ды – не хватает им еды

Сей-сей-сей – летит стая гусей

Ицы – ицы – ицы — улетают птицы

Уг-уг-уг – птицы все летят на юг

Чи-чи-чи – улетели грачи

Цы-цы-цы – собираются в дорогу скворцы

Да-да-да – оставляют гнезда

Ей-ей-ей – стая белых лебедей

Тят-тят-тят – лебеди на юг летят

Ду-ду-ду – уточки в пруду

Ушки-ушки-ушки – улетели все кукушки

Ой-ой-ой- вернутся лишь весной

Цы-цы-цы – учатся летать птенцы

Цы-цы-цы – сидят в гнезде птенцы

Чата-чата-чата – черные грачата

Ата-ата-ата – шустрые стрижата

Вей-вей-вей – звонкий соловей

Шата-шата-шата- смешные кукушата

Вя-вя-вя – скворец нашел червя

№8 «Зимующие птицы»

Бьи – бьи – бьи – зашумели воробьи

Бьи – бьи – бьи –на деревьях воробьи

Ицы – ицы – ицы — красивые синицы

Она – она – она — хитрая ворона

Оны – оны – оны – на ветке три вороны

Ока – ока – ока — крикливая сорока

Ой – ой – ой — птицам голодно зимой

Ушка-ушка-ушка – для птиц нужна кормушка

Ушки – ушки – ушки – все птицы у кормушки

Ют – ют – ют — птицы ягоды клюют

Алка– алка – алка – прилетела галка

Ока – ока – ока — белобокая сорока

Ри – ри – ри — прилетели снегири

Тели – тели – тели — прилетели свиристели

Ва – ва – ва – мудрая сова

Ка – ка – ка – дятел ищет червяка

Аем-аем-аем – мы птицам помогаем

№9 «Новогодний праздник»

Од – од – од — скоро праздник «Новый год»

Олку – олку – олку – мы нарядим елку

Ша – ша – ша — будет елка хороша

От-от-от – скоро Дед Мороз придет

Арки – арки – арки — принесет подарки

Да – да – да — на елочке горит звезда

Ры-ры-ры – на елочке шары

Усы-усы-усы – висят цветные бусы

Хи-хи-хи – приготовим мы стихи

Од-од-од – дружно водим хоровод

Ём-ём-ём – вместе песенки поем

Од-од-од – все любят Новый год

№10 «Игрушки»

Ушки-ушки-ушки – в шкафу стоят игрушки

Гу-гу-гу – я игрушки берегу

Аем-аем-аем – игрушки собираем

Аю-аю-аю – игрушками играю

Идка-идка-идка – цветная пирамидка

Идку – идку – идку — собираю пирамидку

Ать – ать – ать – будем вместе мы играть

Вик-вик-вик –новый грузовик

Яч-яч-яч – мы играем в мяч

Ушки – ушки – ушки – красивые игрушки

Лю – лю – лю — игрушки я люблю

Уклы-уклы-уклы – новенькие куклы

Или – или – или — мне куклу подарили

Ат – ат – ат – хочу новый самокат

Оз – оз – оз — железный паровоз

Чи – чи – чи – яркие мячи

Ами-ами-ами – играем мы с друзьями

№11 «Одежда. Обувь»

Арф – арф – арф – у меня красивый шарф шарф

Апка – апка – апка — меховая шапка

Уба – уба – уба — меховая шуба

То-то-то – новое пальто

Атки-атки-атки – на руках перчатки

Ки-ки-ки – потеряли варежки

Ожки-ожки-ожки – зимние сапожки

Ко-ко-ко – зеленое трико

Ки-ки-ки – мама вяжет варежки

Олка-олка-олка – белая футболка

Рюки-рюки-рюки – я надену брюки

Фан-фан-фан- летний сарафан

Ама-ама-ама – желтая панама

Ат-ат-ат – новенький халат

№12 «Транспорт»

Ога-ога-ога – вдаль бежит дорога

Иль-мль-иль – мчит меня автомобиль

Итель-итель-итель – буду я водитель

Обус – обус – обус – сяду я в автобус

Вик – вик – вик – груз привозит грузовик

Ай – ай – ай – мы увидели трамвай

Аз – аз – аз – едет к нам большой «Камаз»

Ор – ор – ор – у дороги светофор

Ожно-ожно-ожно – передвигайся осторожно

Ога-ога-ога – железная дорого

Оны-оны-оны – у поезда вагоны

Тор-тор-тор – поле пашет трактор

№13 «Зима»

Ма — ма – ма – вот пришла опять зима

Ать-ать-ать – будем зиму мы встречать

Ме-ме-ме – очень рады мы зиме

Ма – ма – ма – очень снежная зима

Ра – ра – ра – снежная гора

Ры-ры-ры – лихо я лечу с горы

Вик-вик-вик – возле дома снеговик

Да – да – да — наступили холода

Гу – гу – гу – веселимся мы в снегу

Анки-анки-анки – мы достали санки

Ки-ки-ки –приготовили коньки

Ыжи-ыжи-ыжи – мне купили лыжи

Ой – ой – ой – птицам холодно зимой

Од-од-од – скоро Новый год

№14 «Космос»

Ля-ля-ля – наша планета Земля

Мос-мос-мос – бескрайний космос

Ник-ник-ник – на орбите спутник

Зда-зда-зда – полярная звезда

Уть-уть-уть – далекий млечный путь

Ета-ета-ета – вверх летит ракета

Авт-авт-авт – в ракете космонавт

Ну-ну-ну – вижу я луну

Онце-онце-онце – греет Землю Солнце

Арс-арс-арс – полетим на Марс

Ане-ане-ане – на Марсе – марсиане

Ит-ит-ит – летит метеорит

Оид-оид-оид – огромный астероид

Ета-ета-ета – хвостатая комета

№15 «Хлеб. Откуда хлеб пришел?»

Оле-оле-оле – хлеб найдешь ты в поле

Леб-леб-леб – хрустящий вкусный хлеб

Ука-ука-ука – белая мука

Ница-ница-ница – на полях пшеница

Ож-ож-ож – в поле зреет рожь

Ок-ок-ок – спелый колосок

Есто-есто-есто – замесили тесто

Тон-тон-тон – нарезной батон

Ицу-ицу-ицу – сеем мы пшеницу

Ку-ку-ку – мелем мы муку

Ушки-ушки-ушки – сладкие ватрушки

Ги-ги-ги – с капустой пироги

Ны-ны-ны – я люблю блины

№16 «Профессии»

Ач-ач-ач – моя мама врач

Чей-чей-чей – не боимся мы врачей

Авт-авт-авт – мой дядя космонавт

Итель-итель-итель – буду я строитель

Ар-ар-ар – я ветеринар

Ля-ля-ля – учат нас учителя

Итель-итель-итель – я будущий учитель

Ец-ец-ец – в магазине продавец

Цом-цом-цом – хочу быть продавцом

Ар-ар-ар – пожарный потушит пожар

Ры-ры-ры – все пожарные храбры

Итов-итов-итов – полицейский ловит бандитов

Атель-атель-атель – поможет нам спасатель

Ны-ны-ны – все спасатели сильны

Атель-атель-атель – добрый воспитатель

Ашу-ашу-ашу – повар варит кашу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *