Что представляет собой инклюзия

Условия инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Размещено на http://www.allbest.ru/

Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования

инклюзивный образование ограниченный здоровье

В последнее время в нашем обществе все чаще встречаются дети с особыми образовательными потребностями, которым требуется особый подход и условия для полноценного развития и адаптации в обществе.

К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся: дети с ОВЗ и дети -инвалиды; одаренные дети; дети — мигранты; педагогически-запущенные дети.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствуют освоению основной образовательной программы вне специальных условий обучения и воспитания.

Ребенок — инвалид — это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизни.

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.

Интеграция — приведение потребностей детей с психическими и/или физическими нарушениями в соответствии с системой образования, остающейся в целом не изменой, не приспособленной для них.

Инклюзия — это процесс включения детей в общеобразовательную группу (класс) независимо от половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития социально-экономического положения.

Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином дет- ежом коллективе. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития

Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с ОВЗ требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. Наиболее важным аспектом является психологическая готовность воспитателя группы к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в группе полезным и интересным для него.

При определении ребенка с ОВЗ в дошкольное образовательное учреждение необходимо учесть:

* подходят ли условия дошкольного учреждения для комфортного существования в нем ребенка — создана ли безбарьерная среда;

* насколько ребенок готов к посещению дошкольного образовательного учреждения;

* есть ли возможность создания индивидуально-ориентированных программ на основе образовательной программы учреждения и будет ли ребенок, обучающийся по этим программам, достаточно успешен при их выполнении;

* есть ли в данном учреждении структурные подразделения, дополнительные специалисты, способные оказать профессиональную помощь ребенку;

* организовано ли психолого-педагогическое сопровождение.

Распространение процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Инклюзивная практика реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования, и создания необходимых условий для достижения адаптации образования всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, их психических и физических возможностей.

При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении должны быть учтены следующие условия:

Наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовых прийти в детские сады.

Психологическая готовность руководителя и коллектива ОУ (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.

Наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов, тьюторов) или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Центров психолого-педагогического развития и коррекции ППМС центров.

Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды.

Возможность повышения квалификации педагогов. Когда решение принято, происходит разворачивание инновационной педагогической деятельности.

Деятельность инклюзивной группы направлена на предоставление образовательных услуг для детей с различными стартовыми возможностями.

Комплектование инклюзивной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий. При этом общая наполняемость группы сокращается; две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников — дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта — умственной отсталостью в степени дебильности) либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально — волевой сферы). Контингент детей с ОВЗ может варьироваться, однако главным условием включения в группу является готовность к посещению в режиме 12-часового пребывания. При наличии трудностей в самообслуживании, самостоятельном передвижении, адаптации в детском коллективе ребенку предоставляется «тьютор», который реализует сопровождение не только в режимных моментах, но и на занятиях.

Содержание работы инклюзивной группы:

осуществление развивающей деятельности (развитие речи и представлений об окружающем мире, развитие познавательной сферы, игровой, исследовательской, проектной, графической, конструктивной деятельности и т.д.);

социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников;

реализация коррекционной деятельности специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, массажист);

реализация программ творческого развития детей (керамическая мастерская, хореография, музыкально-ритмические занятия, игротерапия и др.).

Методическое обеспечение инклюзивных групп выбирается в равной мере с ориентиром на детей с ОВЗ, обычно развивающихся дошкольников и детей, опережающих возрастные нормативы. Важной задачей методического обеспечения становится определение базовой программы. Приоритет отдается развитию социально активной личности, что предполагает одновременно индивидуализацию процесса образования и его социальную направленность.

В инклюзивном дошкольном учреждении создание перспективных, календарно-тематических планов воспитателей и специалистов производится с учетом, как образовательной программы, так и индивидуального образовательного плана (ИОП). Каждое мероприятие планируется с учетом индивидуальных особенностей детей составляющих группу. ИОП составляется по результатам первичной диагностики в ходе консилиумов специалистов и воспитателей групп. В дальнейшем ИОП может совершенствоваться и дополняться.

Для организации работы с детьми с ОВЗ необходим спектр специальных программ: для детей с нарушениями интеллекта, нарушениями речевого развития, комплексов методических рекомендаций по проведению занятий с детьми с различной структурой дефекта. Таким образом, методическое обеспечение должно быть вариативным, ориентированным на психофизиологические особенности, различный запас представлений об окружающем знаний, умений и навыков конкретного ребенка.

Методы, средства и формы работы в инклюзивной группе направлены на расширение спектра компетенций ребенка, обеспечение социализации в коллективе сверстников.

Работа инклюзивных групп в дошкольном образовательном учреждении должна быть обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основе Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и соответствуют обязательному перечню документации.

Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ

Создание соответствующего образовательного пространства

Создание программно-методического обеспечения

Создание предметно-развивающей образовательной среды

Создание дидактического обеспечения

Образовательное пространство для детей с ОВЗ

Безопасная среда жизнедеятельности

Функциональные помещения для обеспечения коррекции (кабинеты врача, учителя-дефектолога, учителя- логопеда, зал ЛФК, кабинет педагога- психолога)

Взаимодействие с окружающим социумом (детская поликлиника, ПМПК, соцзащита, социокультурное пространство) Программно-методическое обеспечение для инклюзивного ребенка

Основная образовательная программа

Протокол ПМПК

Индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут

Индивидуальная коррекционно- развивающая программа

Система индивидуальной работы в календарном плане

Предметно-развивающая среда для инклюзивного образования

Обязательная зона коррекции

Уголки уединения

Индивидуальное авторское пространство ребенка

Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития»

Дидактическое обеспечение:

Для коррекции имеющихся отклонений в развитии

Для коррекции освоения содержания образовательной программы

Для коррекции поведения или социальных компетенций

В образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, предъявляются новые и более высокие требования ко всем педагогам.

В работе с педагогами, работающими с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, особую актуальность приобретает развитие следующих интегральных характеристик:

направленность на ребёнка, включающую в себя:

— положительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и готовность работать с ними;

— стратегию сотрудничества с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) интеллектуальная гибкость:

— навыки разработки индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья;

3) профессиональная компетентность:

— знания и навыки, необходимые для работы в междисциплинарных командах;

— знания специальных технологий сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

— навыки проведения педагогической диагностики для построения траектории индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

4) поведенческая гибкость:

— навыки сопровождения ребенка с ОВЗ по индивидуальному образовательному маршруту;

— знание методик работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Педагог становится координатором инклюзивного процесса в сотрудничестве со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: командой специалистов, администрацией, родителями и обучающимися.

Для педагога в инклюзивной образовательной среде важно владеть практикой в самостоятельной исследовательской деятельности, навыками разработки поурочных планов для конкретного класса, а также для конкретного ребенка, умениями творчески перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям воспитанников.

Для квалифицированного решения коррекционных задач, связанных с обучением ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оказывать помощь учителю в инклюзивном пространстве обязательно должны такие специалисты, как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог ЛФК, социальный педагог, тьютор.

Вывод

Таким образом, для внедрения инклюзивной среды в общеобразовательное учреждение необходимо создать условия организации инклюзивной практики, использовать основные принципы коррекционной работы с детьми с ОВЗ, подобрать педагогические кадры, обладающие необходимыми характеристиками, учитывать особенности построения современного урока для обучающихся с ОВЗ. Работа педагогического коллектива в общеобразовательной организации должна быть направлена на достижение главной цели, указанной в ФГОС НОО ОВЗ: социализация детей и адаптация их в самостоятельной жизни. Благодаря данному пройденному курсу есть возможность выстроить верный путь обучения детей с ОВЗ. Данные знания необходимы каждому педагогу , так как на сегодняшний день количество детей с ОВЗ становится все больше и все они идут обучаться в общеобразовательную школу.

Литература

Бурмистрова Н.И. Как вы относитесь к совместному обучению детей с различными стартовыми возможностями? // Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» — 2011.-№ 10.-с.56-60.

Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду / под ред. Т.Н. Гусевой. — М.: Центр «Школьная книга», 2010.

Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (Методические рекомендации)- М.: Русское слово,2014.

Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями (Планирование работы со старшими дошкольниками имеющими трудности в обучении) Т.А.Ткачева- М.: Издательство ГНОМ, 2014.

Размещено на Allbest.ru

24Понятия «интеграция» и «инклюзия» в специальном образовании. Вклад Н.Н.Малофеева в интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями. Преимущества и недостатки интегрированного обучения. Организация работы по интегрированному обучению детей с нарушениями интеллекта.

Термином «интеграция» обычно обозначают выборочное помещение учеников с особенностями психофизического развития в обычные общеобразовательные школы. Сторонники данного подхода считают, что ученик должен «заслужить» возможность обучаться в обычной общеобразовательной школе, продемонстрировать свои «способности» справляться с ее программой. Система специального образования остается в целом неизменной. Таким образом, параллельно существуют три модели образования: общее, специальное и интегрированное. Детям с отклонениями в развитии оказывают и традиционные формы услуг: они посещают массовую школу, но учатся в специальных классах, не включаясь в процесс совместного обучения с остальными детьми, т. е. имеет место частичная интеграция.

Термин «инклюзия» характеризует более глубокие процессы: ребенку предоставляется право посещать обычную школу, но для этого создается необходимая адаптированная образовательная среда и оказываются поддерживающие услуги. Полное включение означает, что все ученики независимо от вида, тяжести и характера нарушения развития обучаются в общеобразовательном классе, получая, если требуется, дополнительные услуги, извлекая пользу из совместного обучения со своими здоровыми сверстниками.

Главное отличие инклюзивного подхода от интегративного состоит в том, что при инклюзии в обычных школах меняется отношение к детям с ограниченными возможностями и к их родителям. Идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной направленности обучения. Это, однако, не отменяет довольно жестких требований дисциплины, которым должны подчиняться все ученики без исключения, как здоровые, так и с особенностями развития. Можно привести пример, когда ребенка, страдающего ранним детским аутизмом, приучают не кричать при перемещении из одного помещения в другое, что довольно типично для детей этой категории. Ребенку, который кричит, показывают красную карточку и говорят: «Сегодня ты кричал, поэтому ты не пойдешь в сенсорную комнату» (которую он очень любит), – и в следующий раз, когда он кричит, опять показывают красную карточку и повторяют те же слова. Приучение к дисциплине может принимать довольно жесткие формы. Ребенка могут привести в сенсорную комнату, снять с него обувь – это означает, что можно войти, но если он снова закричал, ему опять покажут красную карточку, наденут обувь и со словами: «Ты опять кричал, и сегодня не будешь заниматься», – выведут из сенсорной комнаты.

Примером, достойным подражания, можно считать существующую в Великобритании модель интеграции, при которой специалисты приступают к системным занятиям со всеми детьми начиная с девятимесячного возраста, не стремясь установить точный диагноз, а стараясь максимально развить имеющиеся у них потенциальные возможности. В дошкольном и младшем школьном возрасте интеграция очень объемная, но это объясняется специфической направленностью системы обучения. Возрастной этап от 5 до 11 лет соответствует подготовительной школе. Методы и содержание обучения в этот период очень похожи на наше дошкольное образование. В средней и старшей школе подход к интеграции видоизменяется. Занимаясь в классе вместе с другими детьми, каждый «интегрированный ребенок» в то же время имеет своего учителя, свою индивидуальную программу, учитывающую его возможности и темп обучения. Перспективы развития «особого ребенка» тщательно планируются, в этот процесс включены все педагоги школы, контактирующие с ребенком, методист, тьютор и родители, которых информируют о возможностях его дальнейшей социализации.

Что такое инклюзия в образовании

Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе:

• потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);

• потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);

• потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).

Создание в школах возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения многих систем обучения во всем мире. Вместе с тем существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

понятия «интеграция». Н.М. Назарова определяет это понятие как процесс и результат предоставления ребенку с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих такому ребенку отклонения в развитии и ограничения возможностей.

М.И. Никитина определяет понятие «интеграция» как процесс включения лиц с ограниченными возможностями здоровья во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования.

Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко определяют интеграцию детей с особыми образовательными потребностями как включение этих детей в обычные образовательные учреждении.

Анализ исследований Н.Н. Малофеева и Н.Д. Шматко свидетельствует о том, что они в процессе реализации интегрированного образования, выделяют следующие модели интеграции: постоянная полная, пос­тоянная неполная, постоянная частичная, временная частичная и эпизодическая . Дадим их краткую характеристику.

Постоянная полная интеграция пред­полагает обучение ребенка с тем или иным нарушением в развитии на равных с нормально развивающимися детьми в од­них дошкольных группах и классах. Данная модель может быть эф­фективна для тех детей, чей уровень пси­хофизического и речевого развития соот­ветствует или приближается к возраст­ной норме и кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению. .

Постоянная неполная интег­рация может быть эффективна для тех детей школьного возраста, чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в систе­матической и значительной коррекционной помощи, но при этом способен в це­лом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормально разви­вающимися сверстниками, а также прово­дить с ними большую часть внеклассного времени. Постоянная, но неполная интегра­ция может быть полезна дошкольникам с различным уровнем психического разви­тия, но не имеющим сочетанных наруше­ний. Смыслом такой интег­рации является максималь­ное использование всего потенциала уже имеющихся у ребенка и довольно значи­тельных возможностей общения, взаимо­действия и обучения с нормально разви­вающимися детьми. .

Постоянная частичная интеграция может быть полезна тем, кто способен наравне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых уме­ний и навыков, проводить с ними только часть учебного и внеклассного времени. Смыслом постоянной частичной интег­рации является расширение общения и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками .

Характеризуя организационные основы реализации образовательной интеграции Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко отмечают следующее: при временной и частичной ин­теграции все воспитанники специальной группы или класса вне зависимости от до­стигнутого уровня развития объединяют­ся со своими нормально развивающимися сверстниками не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных мероприятий в основном воспитательного характера. Смыслом временной интеграции явля­ется создание условий для приобретения начального опыта общения с нормально развивающимися сверстниками. Времен­ная интеграция является, по сути, этапом подготовки к возможной в дальнейшем более совершенной форме интегрирован­ного обучения. Данная модель интеграции может быть реализована в дошкольных учреждениях комбинированного вида, имеющих как группы для нормально развивающихся детей, так и специальные группы, а также в массовых школах, где открыты специальные классы .

Следующая модель интеграции «эпизодическая», ориентированная на специальные дошкольные и школьные учреждения, которые ограничены в возможностях проведения целенаправленной работы по сов­местному с нормально развивающимися детьми воспитанию и обучению своих воспитанников. Смыслом эпизодической интеграции является целенаправленная организация хотя бы минимального социального вза­имодействия детей с выраженными нару­шениями развития со сверстниками, пре­одоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений, где обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья .

Таким образом, все выше сказанное позволяет говорить о подборе доступной и полезной модели интеграции для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в об­щеобразовательную среду.

Анализ исследований Н.Н. Малофеева, Н.Д. Шматко позволяет в качестве одного из перспективных видов образовательных учреждений, реализующих интегрированное обучение детей, выделить учреждение комбинированного вида. Именно в этих учреждениях есть возможность создавать и обычные, и специальные, и смешанные группы детей, что позволяет осуществлять все формы интеграции, подбирая каждому ребен­ку необходимую квалифицированную специальную педагогическую помощь, налаживать подлинное взаимодействие педагогов общеобразовательных школ со специалистами дефектологами. При этом в комбинированном учреждении можно обеспечить специальное образо­вание детям с выраженными нарушени­ями развития и качественное образова­ние нормально развивающимся детям, обогатив их социально-эмоциональное развитие уникальным и необходимым в будущей взрослой жизни опытом взаи­модействия с теми людьми, кто в силу не зависящих от них обстоятельств ока­зался менее способным, смышленым, умелым, но от этого не менее добрым, отзывчивым и способным к соблюдению нравственных норм и законов

ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

В специальных и интегрированных классах образование осуществляют по специально разработанным программам на основе общеобразовательных.

Обучение инвалидов с детьми без отклонений в развитии называется инклюзивным (включенным). Такое новшество в образовательной системе основано на идеологии толерантности. Главная цель такого образования – не допустить дискриминацию детей с отклонениями в развитие со стороны здоровых сверстников. Учащиеся такого образовательного учреждения, наряду с основными знаниями, получат знания основ прав человека, и способы применения их на практике. Все учащиеся подобных учреждений имеют возможность принимать активное участие во всех массовых мероприятиях.

НЕДОСТАТКИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Имеются у такого образования и недостатки: прежде всего, это несовершенство кадрового состава педагогов, сложность соединения общеобразовательных программ со специальными, наличие детей с несколькими отклонениями и ряд других. Кроме того, помимо общеобразовательных предметов, дети с нарушениями в развитии нуждаются и в специальных, обеспечивающих интеграцию детей в обществе путем формирования навыков, которые у здоровых детей не требуют внимания педагогов-коррекционистов.

Необходимо помнить, что в западной Европе родители могут оплатить услуги специальных педагогов отдельно, а для жителей нашей страны это не всегда реально. Очень важно уделять детям с особенностями развития больше внимания, чем здоровым детям.

Если допустить, что на обучении в общеобразовательной школе в одном классе находятся дети с разными отклонениями, учитель должен владеть набором специальных знаний и навыков: сурдопереводом, системой Брайля и еще многими специальными умениями. И все это педагог должен делать за не слишком большую зарплату.

Для создания условий для инклюзивного образования необходимы немалые денежные средства. А ведь того финансирования, которое выделяется школам сегодня, порой не хватает даже на текущий ремонт, не говоря уже о том, что многие образовательные учреждения закрываются по причине аварийного состояния помещений.

Если же говорить о выборе родителями места обучения, нужно понимать, что они мало знают о потребностях и потенциальных возможностях своих детей.

Дети с ОВЗ – особенные учащиеся

Добрый день!

Когда родителям сообщают о том, что у его ребенка – ограниченные возможности здоровья, перед ними встает огромное количество сложных вопросов и ситуаций, с которыми придется столкнуться.

Одной из самых нелегких задач является обучение. Когда ребенок достигает возраста когда пришла пора получать дошкольное образование, потом идти в школу, родителям предстоит серьезный выбор – в какое учебное учреждение отдать ребенка, в какой класс, а может стоит обучать его на дому.

Аббревиатура ОВЗ в образовании – это не просто набор слов. В ней собран весь комплекс мер по реализации образовательных программ для детей с ограниченными возможностями.

Каких детей обучают по адаптированным программ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети имеющие физические или психологические нарушения в развитии. К ним относятся:

  • Имеющие поведенческие и коммуникативные расстройства;
  • Имеющие психические отклонения и задержки в развитии;
  • Имеющие дефекты речи, нарушение слуха и зрения;
  • Имеющие нарушения опорно – двигательного аппарата;
  • Имеющие сразу несколько отклонений.

Для возможности обучаться по специальным программам, у ребенка должно иметься заключение медико – социальной экспертизы.

Обучающиеся с ОВЗ – это термин педагогический. Под эту категорию попадают дети, которые действительно нуждаются в создании особых условий для получения образования: индивидуальные образовательные программы, специальные учебные пособия, технические средства, закрепление куратора и другое.

Как проходит обучение

Процесс образования детей с ОВЗ может осуществляется в специализированных школах и интернатах, а также в обычных средних общеобразовательных учреждениям путем создания отдельных классов, групп, или же приема особенного ребенка в обычный класс.

Если ребенок с нарушениями учиться в обычной школе – речь идет об инклюзивном образовании.

Инклюзия (вовлечение) в современной образовательной системе имеет положительную динамику. Она предполагает равный доступ к образовательным услугам для всех обучающихся, независимо от психофизических особенностей.

Но это не значит, что ребенка, имеющего какие – либо ограничения просто приняли в класс с обычными детьми, посадили за парту и забыли про него.

Смысл инклюзии состоит в том, чтобы уже в юном возрасте, человек мог находиться в обыкновенном обществе, ведь во взрослой жизни ему придется столкнуться с ним.

Это, разумеется, очень нелегко – и для самого ребенка, и для его родителей, учителей и порой даже для одноклассников.

Поэтому на протяжении всего процесса обучения ребятам с особенностями оказывается особая поддержка.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по специальным адаптированным программам, составленными в соответствии с физическими и психологическими особенностями, а также с программой реабилитации инвалида.

При реализации образовательных программ применяются специальные методы работы, используются специализированные учебные пособия и технические средства реабилитации.

Оказывается психолого – педагогическое сопровождение, ведется коррекционная работа с ребятами, при необходимости оказываются консультации родителям или законным представителям.

Помимо этого многие образовательные учреждения стараются адаптировать ребятишек через вовлечение их в общественную школьную жизнь: участие в различных мероприятиях, конференциях, праздниках, конкурсах, способствуя реализации их творческого потенциала и развития талантов.

Участие государства

Полноценная работа учреждений образования невозможна без поддержки государства.

Деятельность по сопровождению детей с ограниченными возможности в учебном процессе осуществляется по следующим направлениям.

  • Субсидирование и финансирование муниципалитетов на постройку новых образовательных учреждений, приспособленным для обучения в них детей с ОВЗ.
  • Законотворческая деятельности в области образования, в том числе и образования ребят, имеющих нарушения и дефекты.
  • Государственный контроль в сфере качества предоставления оказания образовательных услуг.

Образование детей с ограниченными возможностями в нашей стране с каждым годом становится более приближенным к уровню западных стран.

Ведь не так давно особенные дети не имели возможности учиться, посещать дополнительные занятия и заниматься спортом.

А в советском союзе вообще говорили о том, что инвалидов в нашей стране нет. Конечно же, это было неправдой. Просто тогда детей и взрослых с инвалидностью содержали в специализированных учреждениях, расположенных в отдаленных уголках нашей страны. И уж там точно никто не заботился о раскрытии их как личностей.

Читайте и другие статьи на нашем сайте.

«Инклюзия в современной системе образования РФ»

1.Определите, о каком условии непрерывной вертикали инклюзивного образования идет речь: все инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, как внутри своей вертикали, так и по видовому многообразию

+преемственности,

-профессиональной компетентности,

— шаговой доступности.

-нет верного ответа

-все ответы верны

2. Подход предполагающий, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, называется:

-расширение доступа к образованию;

+ интеграция;

-мэйнстриминг;

-мониторинг

-нет правильного ответа

3. Личность:

-Индивид.

+Общественная сущность человека

-Трудолюбивый человек.

-Справедливый человек.

-Человек с ярко выраженной гражданской позицией.

4. Инклюзия представляет собой:

-форму сотрудничества;

+частный случай интеграции;

-стиль поведения.

-стиль общения

-нет верного ответа

5 .Различают два вида интеграции:

-внутреннюю и внешнюю,

-пассивную и творческую,

+образовательную и социальную.

-активную и пассивную

-нет верного ответа

6. Что такое критерии воспитанности?

+Критерии воспитанности — это теоретически разработанные показатели уровня сформированности и различных качеств личности (коллектива)

-Критерии воспитанности — это показатели сформированности знаний, умений, навыков

-Критерии воспитанности — это статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень образованности молодёжи

-Критерии воспитанности — это общие представления о ходе и результатах воспитательного процесса

-Критерии воспитанности — это характеристики вспомогательного процесса

7. Принципы образовательной политики Республики Казахстан:

-адаптивность системы к потребностям обучаемых, светский характер образования

-последовательность, систематичность, общедоступность

+гуманистический характер образования, общедоступность, свобода и плюрализм в образовании, государственно-общественный характер управления

-самостоятельность общеобразовательных учреждений, демократический —характер образования

-свобода и плюрализм в образовании, его гуманистический характер

8. Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:

+инклюзия

-интеракция,

-индивидуализация.

-персонализация

-нет верного ответа

9. Установите, в каких позициях определено содержание воспитания?

-гуманизация и гумантаризация

-трудовое и политехническое образование

-воспитание на протяжении всей жизни

-умственное и физическое воспитание

+всестороннее развитие личности

10. Задачи умственного воспитания в инклюзивном образовании :

-Формирование любознательности и пытливости учеников

-Полная успеваемость по всем предметам, изучаемым в школе

+Формирование научного мировоззрения учащихся

-Дать общее образование и обеспечить гармоническое развитие личности

-Нет правильного ответа

11. Общественное воспитание – это

+негосударственная организация воспитательных процессов, происходящих в обществе в системе “человек – человеку”

-государственная система общественного просвещения

-государственное учреждение, занимающиеся делами незащищенных слоев населения

-влияние церкви на духовное воспитание членов общества

семейное воспитание

12. Инклюзия, то есть «включённое образование», предусматривающее вкль

ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками — это:

-групповая интеграция,

+образовательная интеграция,

-коммуникация.

-все ответы верны

-нет верного ответа

13. Мезофакторы социализации подростков включают в себя:

-семью;
+ молодежную субкультуру;
-государство;
-все ответы верны;
-нет правильных ответов.

14. Назовите фундаментальный философский принцип инклюзии: Выберите один ответ.

+право жить среди равных

-свобода выбора

-свобода в передвижени

-все ответы верны

-нет правильного ответа

15. Социальная интеграция должна быть обеспечена:

+всем без исключения детям с нарушениями в развитии,

-только детям с нарушениями развития в младшем школьном возрасте,

-детям, обучающимся только в специальных учреждениях.

— детям с нарушением зрения и слуха

— нет верного ответа

16. С точки зрения гуманистической этики помощь человеку с ограниченными возможностями должна осуществляться для

-чтобы у него формировались навыки самопомощи и самостоятельности

-того, чтобы он мог участвовать в жизни общества

+чтобы он не ощущал себя беспомощным

-все ответы верны

-нет верного ответа

17. Из перечисленных групп утверждений выберите те, которые наиболее полно отражают особенности воспитательного процесса

-экономичность, опора на положительное, содружество с семьёй, обособленность поведения.

-уважение к личности, массовость, сложность, противоречивость.

+целенаправленность, многофакторность, комплексность, двусторонний характер, длительность, вариативность, непрерывность, неопределённость результатов

-сложность воспитания чувств, потребности, жизненные планы, ценностные ориентации.

-противоречия между школой и семьёй, социальный опыт, профессионализм воспитателя, демократизация школы

18. Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было а

трудах отечественного учёного:

-А.Н, Леонтьева,

-С.Л Рубинштейна,

+Л.С. Выготского.

-А.С.Макаренко

-Нет верного ответа

19. Пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий:

-Метод организационной деятельности

+Метод контроля и самоконтроля

-Метод формирования сознания личности

-Метод самовоспитания

-Методы стимулирования сознания

20. Завершающим уровнем инклюзивной вертикали становится этап:

+профориентации выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья в сфере возникновение профессиональных интересов и выборов,

-сопровождения комплексными психолого-педагогической диагностикой и коррекционной помощи для адаптации в среде здоровых сверстников,

— ранней интеграции детей с нарушениями в развитии в детские дошкольные учреждения.

-все ответы верны

— нет верного ответа

21. Создание системы полисубъектного взаимодействия предполагает создание:

-инклюзивной горизонтали,

+ инклюзивной вертикали.

-инклюзивной паралелли

-все ответы верны

-нет верного ответа

22. Метод воспитания, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения деятельности:

+Пример

-Метод естественных последствий

-Конференция

-Требование

-Взрыв

23. Начальным уровнем инклюзивной вертикали становится период:

— юности,

+раннего детства,

-младшего школьного возраста.

-старшего школьного возраста

-дошкольного возраста

24. Цели эстетического воспитаният в инклюзивном образовании :

-Формирование чувства прекрасного и эстетических вкусов

-Формирование эстетических идеалов, чувств, развитие художественно — творческих способностей и навыков эстетического поведения

-Формирование умений и навыков создания прекрасного

-Формирование чувства прекрасного

+Верны все выше приведенные ответы вместе взятые Главное в эстетическом воспитании – научить человека увидеть и правильно оценить прекрасное

25. К условиям формирования содержания воспитания относятся:

-воспитательная деятельность;
-воспитывающая среда;
-гуманное общение;
+все ответы верны;
-нет правильного ответа

26. На второй ступени инклюзивной вертикали воспитание и социализация ребенка
ограниченными возможностями здоровья осуществляются в рамках:

-общеобразовательной средней школы,

+дошкольных учреждений,

-семьи.

-все ответы верны

-нет правильного ответа

27. Непрерывная вертикаль инклюзивного образования реализуется при соблюдет условий: ребенок, попавший в интегративную среду в раннем возрасте, не должен быть лишён общества обычных сверстников ни на каком этапе своего взросления. Выберите название условия:

+комплексность непрерывность,

— шаговой доступности,

-единства, целей.

-целей и задач

-нет верного ответа

28. Средство эстетического воспитания:

-Тренировочные упражнения

-Рассказ

+Природа, литература, искусство.

-Поощрение

-Наказание

29. Какие существуют степени умственной отсталости?

-олигофрения, патология эмоционально-волевой сферы;

+дебильность, имбецильность, идиотия;

-кретиния, истерия, инфантилизм;

-мутизм, аутизм, персеверация.

30. Воспитательный процесс имеет следующие этапы:

+планирование;
-последействие;
-применение;
-все ответы верны;
-нет правильных ответов.

31. Воспитательная система:

+Динамическая система, содержащая свои компоненты, не может существовать вне определенной среде, цели и управления

-Динамическая система вне общечеловеческой среды

-Динамически – управляемая система по государственному заказу

-Самоорганизующаяся, саморазвивающая система

-Система, основанная на развитии через разрешений внутренних противоречий

32. В СФГОС выделено образовательных областей:

+8;-4;-5;-23;-12

33. Триединство умственного, физического и эстетического воспитания является содержанием воспитания:

-католической школы;
+афинской школы;
-спартанской школы;
-все ответы верны;
-нет правильного ответа.

34. Конференция, пример, диспут, дискуссия:

-Методы стимулирования деятельности и поведения

+Метод формирования сознания личности

-Метод организационной деятельности

-Метод самовоспитания

-Метод контроля и самоконтроля

35. Педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности

-Метод естественных последствий

-Наказание

+Требование

-Принуждение

-Поощрение

36. К основным видам воспитательной деятельности относится:

-реабилитационная деятельность;
+организаторская деятельность;
-учебная деятельность;
-все ответы верны;
-нет правильных ответов.

37. Согласно концепции СФГОС, какой из компонентов рассматривается в структуре образования обучающихся с ОВЗ как накопление отенциальных возможностей для их активной реализа! настоящем и будущем.

— компонент «жизненной компетенции»,

+ «академический» компонент.

-компонент «жизненной правды»

— все ответы верны

— нет верного ответа

38. К методам воспитания относится:

Классный час

-Урок

-Среда

+Педагогическое требоване

-Коллектив

39. Комплексный подход к воспитанию означает:

+Единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия.

-Что в воспитании необходимо подходить к каждой личности индивидуально.

-Что воспитывать необходимо весь коллектив, а не отдельные личности.

-Единство усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов

-Умственное, физическое, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание

40. Всестороннее развитие личности является:

41. Формирование доброты по отношению всем субъектам природы в инклюзивном образовании это

патриотическое воспитание

+эстетическое воспитание

-семейное воспитание

-экологическое воспитание

-нравственное воспитание

42. Принципы воспитания это:

+Система важнейших педагогических требований к деятельности воспитателя и воспитанника, содержанию воспитательной работы и её организации, обеспечивающая высокую эффективность воспитания

-Основные положения, которыми руководствуются воспитатель при планировании и организации воспитательной работы

-Основные требования к педагогическим теориям, определяющие их достоверность и практическое значение

-Базовые положения, идеи педагогической теории

-Верны все выше приведенные варианты вместе взятые

43. построение между образовательными учреждениями разных уровней, типов и в взаимодействия, при котором обеспечивается выбор и предсказуемость индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, строится система психолого-педагогического
сопровождения, называется:

-инклюзивная образовательная вертикаль,

— инклюзивная образовательная горизонталь,

+инклюзивная образовательная параллель.

— инклюзивная система

-нет верного ответа

44. Задачи гражданско-политического воспитания ы инклюзивном образовании

-Воспитание в духе межнационального согласия и добрососедства

-Формирование гражданственности казахстанского патриотизма

-Формирование политического самосознания, политической культуры и общественно политической активности личности

+Верны все выше приведенные варианты вместе взятые

-К выше приведенным вариантам следует добавить воспитание в духе социального партнерства

45. В России в первом экспериментальном опыте совместного обучения дет нормальным и нарушенным развитием принимали участие дети дошкольного возраста с нарушением:

-зрительного анализатора,

-интеллекта,

+слухового анализатора

-нет верного ответа

-все ответы верны

46. Принцип опоры на положительное в воспитании — это

+выявлять в каждом воспитаннике положительные качества, опираясь на них искоренять и развивать недостаточно сформированные качества

-постоянная борьба с вредными привычками

-обусловлен противоречивым характером развития человека

-уделять большое внимание развитию личности ребёнка, не ущемлять его индивидуальность

-необходимость воспитания положительных качеств в человеке

47. Ключевой идеей концепции педагогики свободы личности О.С. Газмана является:

-идея национального возрождения;

-идея развивающего обучения;

+ культуросообразность воспитания;

-все ответы верны;

-нет правильного ответа.

48. В основе концепции формирования общечеловеческих ценностей прежде всего лежит:

+аксиологический подход;

-деятельностный подход;

-культурологический подход;

-все ответы верны;

-нет правильного ответа.

49. Выберите правильный ответ: В России первый экспериментальный опыт совместного обучения детей и нарушенным развитием появляется в:

-60-ые г.г. XX в.,

+ 90-ые г.г. XX .,

-70-ые г.г. XX в..

-80-ые г.г. XX в..

-50-ые г.г. XX в..

50. Что характеризует отношение человека к окружающей его действительности:

-привычки

-гуманизм

-эгоизм

+поступок

-работа

51. Прогнозирование предполагает следующие методы:

-изучение данных;
-распознание сущности;
-анализ данных;
+все ответы верны;
-нет правильного ответа.

52. Операциональное обеспечение педагогической идеи или концепции называется:

-педагогической системой;

+педагогической технологией;

-педагогической методикой;

-все ответы верны;

-нет правильного ответа.

53. Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы утверждать добро как :

+прекрасное

-хорошее

-красивое

-плохое

-нет верного ответа

54. Под педагогической концепцией подразумевается:

+ основной замысел (ведущие идеи) автора в области педагогики;

-система методов и форм воспитания;

-совокупность приемов и операций воспитательной работы;

-все ответы верны;

-нет правильного ответа.

55. Что такое поощрение? Выберите правильный ответ

-Поощрение — это метод воспитания, который предполагает вынесение воспитаннику благодарности

+Поощрение — способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения с позиции интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств

-Под поощрением следует понимать такой метод воспитания, когда воспитатель поощряет воспитанника с целью формирования положительного отношения к своим обязанностям

-Поощрение — метод вознаграждения за хорошие поступки

-Поощрение — приём стимулирования деятельности воспитанника

56. К нетрадиционным формам воспитательной работы можно отнести:

-беседу;

-диспут;

+ интеллект-аукцион;

-все ответы верны;

-нет правильного ответа.

57. Какова цель воспитания:

-Обеспечивать разнообразные условия для расцвета личности с учетом его возрастных особенностей

+Воздействовать на сознание, поведение личности

-Формировать мировоззрение личности.

-Раскрывать творческие возможности человека

-Способствовать формированию умственной, нравственной, эстетической, физической, правовой, трудовой культуры личности

58. Рекомендуемые профессии и специальности для » особых» детей

+ швейное производство

-юриспруденция

— педагогические специальности

-музыкальные специальности

— медецина

59. Под КТД подразумевается:

+совокупность приемов, операций, процедур и ситуаций коллективного взаимодействия участников дела;

-воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения и обучения;

-события или ситуации в коллективе, организуемые педагогом для детей;

-все ответы верны;

-нет правильного ответа.

60. Торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния:

-Поощрение

-Метод естественных последствий

+Наказание

-Взрыв

-Требование

61. Таксономией целей воспитания включает в себя:

— стратегические цели;
-глобальные цели;
-тактические цели;
+все ответы верны;
-нет правильного ответа.

62. Принцип опирающий на идею Выготского » о зоне ближайшего развития»

+ принцип педагогического оптимизма

— принцип научности

— принцип доступности

— принцип наглядности

-нет верного ответа

63. Укажите, что из ниже перечисленного не относится к «Методам воспитания»:

Метод поощрения

+Метод упражнения (приучения)

-Метод предъявления требований

+Репродуктивный метод

-Метод положительного приёма

64. Ведущим методом нравственного воспитания является:

-порицание;

-упражнение;

+ убеждение;

-все ответы верны;

-нет правильного ответа

.65. Принцип опоры на положительное в воспитании — это

+выявлять в каждом воспитаннике положительные качества, опираясь на них искоренять и развивать недостаточно сформированные качества

-постоянная борьба с вредными привычками

-обусловлен противоречивым характером развития человека

-уделять большое внимание развитию личности ребёнка, не ущемлять его индивидуальность

-необходимость воспитания положительных качеств в человеке

66. Стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порожденные чувства удовлетворения и радости от сознания признания усилий и стараний личности:

-Взрыв

-Метод естественных последствий

+Поощрение

-Наказание

-Требование

67. В настоящее время выделяют следующие категории детей с нарушением развития

— с нарушением слуха

— с нарушением зрения

— с нарушением речи с нарушением опрно –двигательного аппарата

— с задержкой психического развития

+ все ответы верны

68. Количество принципов инклюзивного образования

+ 8-12-5-6-9

69. Вспомогательные технологии для детей с нарушением зрения

+говорящие часы

— интерактивная доска

— инвалидная коляска

— собака-поводырь

-нет верного ответа

70. Метод воспитания, сущность которого заключается в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего предела:

+Метод естественных последствий

-Взрыв

-Наказание

-Принуждение

-Требование

71. Метод воспитания, который заключается в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеих сторон являются, вполне очевидными и справедливыми:

-Принуждение

-Взрыв

+Метод естественных последствий

-Наказание

-Требование

72. Основная позиция педагога в технологии КТД:

-позиция наблюдателя;

-позиция организатора;

+позиция партнера;

-все ответы верны;

-нет правильного ответа.

73. Гарантии права детей на получение образования закреплены в Конституции РК ,Законах РК

+ «О социальной защите инвалидов в РК»

— «О медецинской поддерке инвалидов»

-» О специальных медецинских услугах»

— нет верного ответа

— все ответы верны

74. Для кого предназначен шрифт Брайля?

+ слепых

— глухонмых

— инвалидами с признаками ДЦП

— для всех людей с отклонениями и без отклонений

-нет верного ответа

75. Метод воспитания, направленный на формирование правильных понятий, оценок, мировоззрений

-Методы стимулирования деятельности и поведения

+Метод формирования сознания личности

-Метод организационной деятельности

-Метод самовоспитания

-Метод контроля и самоконтроля

76. В классификацию методов воспитания Ю.К. Бабанского входит следующая группа методов:

-методы формирования коллектива;

+методы стимулирования и мотивации детей;

-методы изучения личности;

-все ответы верны;

-нет правильного ответа.

77. К методам изучения коллектива относятся:

-метод математической статистики;
+социометрия;
-убеждение;
-все ответы верны;
-нет правильного ответа.

78. Под методом воспитания понимается:

-основное правило взаимодействия субъектов воспитания;

+ способ взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение воспитательной цели;

-совокупность способов и приемов взаимодействия субъектов воспитания;

-все ответы верны;

-нет правильного ответа.

79. Устойчивая потребность совершать нравственные поступки называется:

+нравственные привычки

-милосердие

-гуманизмпредупредительность

-коллективизм

80. Под воспитанием подразумевается:

-приспособление человека к нормам и ценностям общества;

+целенаправленный процесс создания благоприятных условий для образования, развития и саморазвития личности ребенка;

-сознательно регулируемый процесс присвоения человеком социального опыта, системы культурных ценностей и социальных ролей общества;

-все ответы верны

-нет правильных ответов.

81. Способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач?

-Методы воспитания

-Метод формирования сознания личности

+Методические приемы

-Метод обучения

-Методы организации деятельности

82. В зависимости от причин возникновения отклонения в развитии подразделяются на:

-соматические и приобретенные;

— генетические и социальные;

-органические и инфекционные;

+врожденные и приобретенные.

-нет верного ответа

83. Чтобы выбрать оптимальные методы воспитания, нужно:

-Проанализировать ситуацию и подобрать соответствующий метод.

Выяснить сущность каждого метода и выбрать из имеющегося множества путей методы, отвечающие заданным требованиям.

+Установить, какой метод позволяет быстрее других достигнуть намеченной цели.

-Проверить каждый метод из множества методов на пригодность в конкретных условиях воспитания по принятому критерию оптимальности.

-Установить критерий оптимальности и по нему определить пригодность каждого метода

-Все ответы верны.

84. Что входит в понятие соц. норма?

-деятельность;

+ образцы поведения;

— Госстандарт;

-личная гигиена.

-поступки

85. Пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительных мотивов поведения:

-Метод формирования сознания личности

-Метод организационной деятельности

+Методы стимулирования деятельности и поведения

-Метод самовоспитания

-Метод контроля и самоконтроля

86. Наиболее распространенной клинической формой умственной отсталости является:

-болезнь Альцгеймера;

— синдром Дауна;

+ психопатия;

-болезнь Майера.

87. Совокупность знаний, умений и навыков, способов деятельности, мышления и общения, стереотипов поведения, ценностных ориентаций и социальных установок общества обозначается:

опытом учебно-познавательной деятельности;
+социальным опытом;
-индивидуально-личностным опытом;
-все ответы верны;
-нет правильного ответа.

88. Детям по наследству от родителей передаются:

-Способы мышления

-Черты характера

-Отношение к людям

+Задатки, служащие основой для развития индивидуальных способностей человека

-Способности к различным видам деятельности

89. Какой из следующих принципов не относится к принципам отечественной (инклюзивного) обучения:

— интеграция через раннюю коррекцию;

-интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребёнку;

-интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения;

+ диагностическая информация должна быть представлена наглядно, в виде графиков, рисунков.

-нет правильного ответа

90. В соответствии с принципами отечественной концепции интегрированного (обучения можно утверждать, что инклюзивное образование наиболее приемлемо для:

-детей с ндрушением опорно-двигательного аппарата,

-детей с нарушением интеллекта,

+детей с ОВЗ, с которыми была рано начата коррекционно-педагогическая работа

— детей с нарушением зрения

— детей с нарушением слуха

91. Метод, направленный на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личности плана развития?+

+Метод самовоспитания

-Методы стимулирования деятельности и поведения

-Метод организационной деятельности

-Метод формирования сознания личности

-Метод контроля и самоконтроля

92. В условиях «включённого образования» ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью овладеть гос. образовательным стандартом наравне с нормально развивающимися поэтому:

-инклюзия не может носить массовый характер,

+ инклюзия должна носить массовый характер,

-инклюзия должна носить общественный характер

-все ответы верны

-нет верного оьвета

93. Принцип единства воспитательных воздействий-

+ организация воспитательного воздействия, исходящего из единых требований, согласованных действий всех участников воспитательного процесса, причастных к нему людей, служб, социальных институтов

-координация всех воспитательных воздействий

-опора на семью, учитывая индивидуальность ребенка

-согласованность действий всех воспитателей

-координация средств массовой информации со школой

94. В 70-е г.г. XX в. в странах зап. и восточной Европы отмечаются первые преце, закрытия коррекционных учреждений, из-за:

— отсутствия детей с ОВЗ,

+перевода детей с ОВЗ в детские сады и школы общего типа,

-обучения детей с ОВЗ на дому

-обучения детей с ОВЗ в интернатах

-нет верного ответа

95. Методы воспитания -…….:

-Внешнее выражение процесса воспитания

-Общие исходные положения, которыми руководствуется педагог

-Предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач

+Способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников

-Приемы воспитательной работы, которые используются в процессе воспитания личности

96. Метод воспитания, основанный на подражании:

-Убеждение

-Упражнение

-Одобрение

+Положительный пример

97. Дайте верное определение понятию «умственная отсталость»

+ стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга;

-незавершенность отдельных этапов развития;

— навязчивое повторение одних и тех же движений, образов, мыслей;

-неспособность к вспоминанию.

-Нет верного ответа

98. Первой страной в сфере внедрения в педагогическую практику Инте (инклюзивного) образования стала:

+Великобритания,

-Россия,

-Франция.

— Казахстан

-Германия

99. К какой группе методов относятся наблюдение, беседа, опросы, тренинги?

-Методы стимулирования деятельности и поведения

+Метод контроля и самоконтроля

-Метод формирования сознания личности

-Метод организационной деятельности

-Метод самовоспитания

100. Личностный подход требует:

-учёт индивидуальных особенностей воспитанников

-необходимость учёта возрастных особенностей в воспитании

+изучение воспитателем личности воспитанника и организацию воспитательного процесса на основе интересов и пожеланий воспитанников

-участие воспитанников совместном обсуждении программы воспитания

строить воспитательный процесс на основе учета главных личностных качеств –направленности личности, её жизненных планов и ценностных ориентаций, опираться на возрастные и индивидуальные особенности воспитанников

итоговый тест материал на тему

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

1. Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:

а) инклюзия

б) интеракция

в) индивидуализация

2. Инклюзивное образование, согласно ФЗ «Об образовании В РФ» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ), это:

а) создание оптимальных условий для социализации для детей с ОВЗ и инвалидностью

б) создание оптимальных условий для нравственного развития нормально развивающихся детей

в) обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

3. Инклюзия представляет собой:

a) форму сотрудничества

б) частный случай интеграции

b) стиль поведения

4. Какие права родителей обеспечивает ФЗ «Об образовании в РФ» (от 29.12.12. №273)?

а) право выбирать программу обучения

б) право определять методы обучения

в) на бесплатные учебники

г) на участие в управлении образовательным учреждением

5. Различают два вида интеграции:

а) внутреннюю и внешнюю

б) пассивную и творческую

в) образовательную и социальную

6. Кто разрабатывает рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ, на основе которых строится обучение?

а) психолого-медико-педагогическая комиссия

б) дефектолог

в) медико-социальная экспертиза

7. Инклюзия – образование, предусматривающее включение ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками – это:

a) групповая интеграция

б) образовательная интеграция

в) коммуникация

8. Основной установкой учителя реализующего инклюзивную практику, является:

а) каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий

б) дети с ОВЗ должны учиться в специализированных школах

в) некоторые дети не способны к обучению

9. Социальная интеграция должна быть обеспечена:

a) всем без исключения детям с нарушениями в развитии

б) только детям с нарушениями развития в младшем школьном возрасте

b) детям, обучающимся только в специальных учреждениях

10. Статус обучающегося с ограниченными возможностями устанавливается:

а) ПМПК

б) врачебной комиссией

в) МСЭ

11. Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было в трудах отечественного учёного:

а) А.Н. Леонтьева

б) С.Л. Рубинштейна

в) Л.С. Выготского

12. Государство гарантирует бесплатно для лиц с инвалидностью:

а) питание

б) услуги сурдопереводчика

в) учебники

13. Первой страной в сфере внедрения в педагогическую практику Инте (инклюзивного) образования стала:

а) Великобритания

б) Россия

в) Франция

14. В рамках инклюзивного образования образовательные услуги могут предоставляться обучающимся со следующими ограничениями здоровья:

а) нарушения слуха (глухие)

б) нарушения слуха (слабослышащие и позднооглохшие)

в) нарушения зрения (слепые)

г) нарушения зрения (слабовидящие)

д) тяжелые нарушения речи

е) нарушения опорно-двигательного аппарата

ж) задержка психического развития

з) умственно отсталые

и) расстройства аутистического спектра

к) сложный дефект (два и более нарушений)

л) ограничения, связанные с соматическими заболеваниями

м) все ответы верны

15. В 70-е г.г. XX в. в странах западной и восточной Европы отмечаются прецеденты закрытия коррекционных учреждений, из-за:

A) отсутствия детей с ОВЗ

Б) перевода детей с ОВЗ в детские сады и школы общего типа

B) обучения детей с ОВЗ на дому

16. Назовите фундаментальный философский принцип инклюзии:

а) свобода в передвижении

б) право жить среди равных

в) свобода выбора

17. В России первый экспериментальный опыт совместного обучения детей и нарушенным развитием появляется в:

а) 60-ые г.г. XX в.

б) 90-ые г.г. XX

в) 70-ые г.г. XX в.

18. В России в первом экспериментальном опыте совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием принимали участие дети дошкольного возраста с нарушением:

а) зрительного анализатора

б) интеллекта

в) слухового анализатора

19. К специальным образовательным условиям для всех категорий детей с ОВЗ и инвалидностью относится:

а) создание в образовательных учреждениях безбарьерной среды

б) материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение, кадровое, информационное, программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью

в) индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ и инвалидностью

г) пандусы, специальные лифты, специально-оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование

20. В условиях «включённого образования» ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью овладеть гос. образовательным стандартом наравне с нормально развивающимися поэтому:

а) инклюзия не может носить массовый характер

б) инклюзия должна носить массовый характер

21. Тьютор – это:

а) педагог, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребенка в образовательное пространство школы

б) координатор деятельности ПМПк

в) помощник руководителя образовательного учреждения

22. В соответствии с принципами отечественной концепции интегрированного обучения можно утверждать, что инклюзивное образование наиболее приемлемо для:

а) детей с нарушением опорно-двигательного аппарата,

б) детей с нарушением интеллекта,

в) детей с ОВЗ, с которыми была рано начата коррекционно-педагогическая работа.

23. Индивидуальный образовательный маршрут строится с учетом:

а) индивидуальных особенностей ученика с ОВЗ, инвалидностью

б) уровня подготовки педагогов

в) занятости родителей

24. Какой из следующих принципов не относится к принципам отечественного инклюзивного обучения:

a) интеграция через раннюю коррекцию

б) интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребёнку

в) интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения

г) диагностическая информация должна быть представлена наглядно, в виде графиков, рисунков

25. Построение между образовательными учреждениями разных уровней, типов и вариантов взаимодействия, при котором обеспечивается выбор и предсказуемость индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, строится взаимодополняемая система психолого-педагогического сопровождения образования ребенка и его семьи, называется:

а) инклюзивная образовательная вертикаль

б) инклюзивная образовательная горизонталь

в) инклюзивная образовательная параллель

26. Отношения педагога и ученика с ОВЗ и инвалидностью должны строиться:

а) на основе сотрудничества и эмпатии

б) на принципе оберегания

в) с учетом возрастных особенностей

27. На второй ступени инклюзивной вертикали воспитание и социализация ребенка
ограниченными возможностями здоровья осуществляются в рамках:

а) общеобразовательной средней школы

б) дошкольных учреждений

в) семьи

28. Завершающим уровнем инклюзивной вертикали становится этап:

a) профориентации выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья в сфере возникновение профессиональных интересов и выборов

б) сопровождения комплексными психолого-педагогической диагностикой и коррекционной помощи для адаптации в среде здоровых сверстников

в) ранней интеграции детей с нарушениями в развитии в детские дошкольные учреждения

29. К ключевым компетенциям выпускника с ОВЗ и инвалидностью не относятся:

а) коммуникация

б) умения проводить операции с числами

в) навыки работы в команде

г) уступчивость

30. Создание системы полисубъектного взаимодействия предполагает создание:

а) инклюзивной горизонтали

б) инклюзивной вертикали

31. Развитие ребенка с ОВЗ и инвалидностью проходит по тем же закономерностям, что и:

а) взрослого человека

б) нормально-развивающегося ребенка

в) умственно отсталого ребенка

32. Начальным уровнем инклюзивной вертикали становится период:

a) юности

б) раннего детства

в) младшего школьного возраста

33. Принцип выбора родителей как принцип инклюзивного обучения:

а) означает, что родители могут сами выбирать, чему и как учить их детей с ОВЗ

б) право родителей выбирать учителя и программу обучения

в) означает, что родителям предоставлено право выбора для своих детей с ОВЗ места, способа и языка обучения

34. Непрерывная вертикаль инклюзивного образования реализуется при соблюдении условий: ребенок, попавший в интегративную среду в раннем возрасте, не должен быть лишён общества обычных сверстников ни на каком этапе своего взросления. Выберите название условия:

а) комплексность непрерывность

б) шаговой доступности

в) единства, целей

35. Как называются дети, для обучения которых необходимо создавать особые условия, в Российском законодательстве?

а) дети с ограниченными возможностями здоровья

б) дети с отклонениями в развитии

в) дети с особыми образовательными потребностями

36. Определите, о каком условии непрерывной вертикали инклюзивного образования идет речь: все инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, как внутри своей вертикали, так и по видовому многообразию; информация о развитии ребенка на каждой ступени образовательной вертикали будет фиксироваться в его индивидуальной карте («карта развития»).

A) преемственности

Б) профессиональной компетентности

B) шаговой доступности

37. Кто из специалистов психолого-педагогического сопровождения участвует в разработке адаптированной основной образовательной программы в соответствии с рекомендациями ПМПК:

а) только педагогический состав

б) педагоги и профильные специалисты (члены ПМПк)

в) все специалисты сопровождения и родители ребенка с ОВЗ

38. Подход предполагающий, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, называется:

А) расширение доступа к образованию

Б) интеграция

В) мэйнстриминг

39. К методам педагогического изучения детей с ОВЗ и инвалидностью не относится:

а) анализ работ

б) беседа

в) энцефалография

г) педагогическое наблюдение

40. Согласно концепции СФГОС, какой из компонентов рассматривается в структуре образования обучающихся с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации настоящем и будущем:

а) компонент «жизненной компетенции»

б) «академический» компонент

41. В СФГОС выделено образовательных областей:

а) 4

б) 6

в) 8

42. Что не обязано обеспечить образовательное учреждение для включенного в среду ребенка с ОВЗ:

а) реализацию специальных условий получения образования, рекомендованные ПМПК

б) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение в части социальной адаптации

в) полное усвоение образовательной программы, реализуемой образовательным учреждением

43. Определите, о какой из образовательных областей СФГОС идет речь: знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением:

а) естествознание

б) искусство

в) обществознание

г) физическая культура

44. Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ и инвалидностью предполагает:

а) создание специальных условий

б) разработку специальных методов обучения и программ

в) специальный подбор преподавателей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *