Что такое детское экспериментирование?

Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Елена Рулева
Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Статья для воспитателя детского сада.

«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать и самовыражаться.

Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, потому что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением и развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления или объекты природы (цвет, форма,величина: мнётся – ломается, высоко — низко – далеко, мягкий — твёрдый — тёплый и прочее).

Есть такая китайская пословица

– «Расскажи – и я забуду,

Покажи — и я запомню,

Дай попробовать — и я пойму»

Она чётко показывает, что по факту так и есть.

Можно очень многое рассказывать, кажущаяся ненужной и скучной информация забывается, но она скорее запомнится, если покажут что-то, когда рассказывают о чём-то, а еще лучше предложат самому попробовать.

Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Ребёнок изучает мир,как может и чем может: глазами, руками, носом, любыми доступными ощущениями. Можно заметить, как маленькие исследователи радуются, проводя ежедневные эксперименты; и как с возрастом этот интерес к исследованиям исчезает.

Задайте себе вопросы: «Почему так происходит? Кто в этом виноват?»

А это происходит из-за взрослых, которые часто говорят ребёнку,например: «Отойди от лужи, вымокнешь и испачкаешься! Не трогай песок, он грязный! Не бери снег в руки, он холодный! Не смотри по сторонам, споткнёшься!», и все эти фразы не лишены смысла.

Мы часто слышим их, как от родителей, так и от воспитателей, и естественно отбиваем интерес у ребёнка к исследованиям. Вспомните, как интересно взять снег в руки, попробовать, почему он такой (лепится – не лепится, что с ним происходит (почему тает); почему один песок пересыпается, а другой нет (сухой — мокрый) .

Когда мы раз за разом запрещаем ребенку что-то, проходит время и ему совершенно не интересно становится происходящее рядом, это не заслуживает его внимания.Например: «Почему с деревьев листья опадают? Откуда дождик берётся? Почему корабли не тонут?»

Для того, чтобы детки не теряли этот интерес к окружающему миру, важно вовремя поддерживать стремление исследовать, экспериментировать всегда и везде.

Задача воспитателя — не пресекать, а способствовать активному развитию экспериментальной и исследовательской деятельности.

Что же такое исследовательская деятельность?

Это особый вид интеллектуально — творческой деятельности на основе поисковой активности, которая направлена на постижение устройства вещей, связи между какими-то явлениями окружающего мира, их систематизацией.

Поисковая активность — это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определённого прогноза его результатов, но при постоянном учёте степени его эффективности.

Есть ещё одно определение, исследовательское поведение — это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации от внешнего мира.

Исследовательская активность, это естественное состояние каждого ребёнка, потому что он настроен на познание мира, он хочет всё знать. Исследовать, открыть, изучить – для ребёнка это сделать шаг в неизвестное.

Познавательно — исследовательская деятельность зарождается у детей в самом раннем возрасте. Сначала она представляет собой простое экспериментирование (с вещами, погремушками, в ходе которого, например, возникает простейшее деление предметов: по цвету, форме, назначению.

В младшем дошкольном возрасте познавательно — исследовательская деятельность начинается через игру. Мы предлагаем детям пересыпать, переливать различные материалы и вещества.Знакомим со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла.

В старшем дошкольном возрасте в виде детского экспериментирования с прогнозами.Например: «Что произойдет с бутылкой воды в сугробе? Почему все грани кубика квадратные? Почему так называется? Почему пластилин прыгает? Каким станет зернышко через 10 дней?» — вопросы начинают задавать дети старшего возраста воспитателю, родителям, чтобы получить ответ и понять, почему это так. Взрослому нужно быть готовым дать ответы на эти вопросы и помочь детям, в их экспериментальной — исследовательской деятельности.

Значение исследовательской деятельности для детей можно разделить на 4 этапа.

1. Обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные функции, ребёнок начинает понимать и запоминать многое, и это у него откладывается в памяти естественно.

2. Развивается речь ребёнка, прежде чем что-то сказать, нужно сообразить, сформулировать, сделать.

3. Происходит накопление фонда умственных приёмов — операций, ребёнок при исследовании, при экспериментировании мыслит, он принимает какие- то решения, делает для себя какие-то заключения.

4. Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие- либо предметы и явления для достижения определённого результата.

Это естественно для исследовательской деятельности и экспериментов, потому что ребёнок по большей части проводит все эти исследования самостоятельно, т. е. без участия взрослых. У детей развиваются творческие способности, возникает возможность думать, пробовать и самовыражаться проводя исследования и эксперименты. В процессе этой деятельности у детей идёт развитие познавательной активности, любознательности и постоянно возникает необходимость совершать операции, анализы, сравнения, обобщения, классификации.

Два вида экспериментальной деятельности.

Экспериментальная деятельность делится на два этапа.

Первый — когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка.

Второй вид — когда ориентировочно — исследовательская деятельность организуется взрослыми.

Психолог — педагог Н. Н. Подьяков выделяет эти два вида поисковой деятельности у дошкольников и поясняет, что на первом этапе ребёнок бескорыстно пробует объект, ставит перед собой цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребёнок удовлетворяет свои потребности, интересы, свою волю. По второму виду этот педагог говорит что когда ориентировочно — исследовательская деятельность организуется взрослым, дети получают те результаты от экспериментов, которые им заранее определили, то есть если в первом случае ребёнок проводит исследование или эксперимент получает итог таким какой получается; то на втором этапе не может быть никакого другого итога, только который запланировали взрослые по данному эксперименту.

Модель исследовательских технологий.

1. Создаётся проблемная ситуация — почему и происходит исследовательская деятельность и эксперимент.

2. Выдвижение гипотез.

3. Подбор материала для проверки гипотез, предметов которые помогают в исследовании.

4. Проверка гипотез — что получилось при использовании материала.

5. Формулирование и оформление вывода.

Все этапы исследований мы должны озвучить и тогда ребёнок понимает, для чего организуется экспериментальное задание. Здесь, в модели исследовательских технологий возникает такое понятие как проблемная ситуация – при которой ребёнок решает для себя какие-то задачи, но ему не хватает данных и он сам их ищет.

Для создания этих проблемных ситуаций педагогу нужно использовать следующие методические приёмы:

— Подведение детей к противоречию и предложению самостоятельно найти способ его разрешения.

— Изложение разных точек зрения на один и тот же вопрос.

— Предложить детям рассмотреть явления с разных позиций.

— Побуждать детей к сравнению, к обобщению, к выводам.

— Постановка конкретных вопросов на обобщение и логику.

— Постановка проблемных задач,что это значит : это неопределённость вопроса, противоречивые данные, специально допущенные ошибки, ограничение времени выполнения эксперимента.

Если ребёнок — исследователь найдёт поддержку у воспитателя, (при своих исследованиях, и научится проводить эксперименты, выполняя различные действия, то предполагают, когда он вырастет, станет «Исследователь – взрослый». Малыш вырастет умным, наблюдательным, человеком, который может самостоятельно делать выводы, мыслит логически; человеком который всю свою жизнь будет находить в окружающем мире что-то интересное и необычное вокруг себя.

Хочется отметить такой момент: подвижный и активный ребёнок в возрасте 4-5 лет — живчик, (эти выводы сделали учёные) задаёт около 400 вопросов, это очень много и далеко не на все вопросы можно ответить так чтобы ребёнок их понял. Для этого (как говорят учёные) педагог должен проводить экспериментирование в детском саду,например: «Почему ветер дует?», «Отчего предметы падают вниз, а не вверх?», «Почему лёд твёрдый, а вода нет?». На эти и другие вопросы можно ответить, если провести опыт, в ходе которого ребёнок сам увидит закономерности, своими глазами.

Почему необходимо детское экспериментирование в ДОУ?

1. У детей появляется возможность контакта с предметами, что позволяет понять их качества, свойства (мягкое — твёрдое, горячее — холодное и т. д.)

2. Возникает экспериментальная деятельность, которая пробуждает любознательность.

3. У детей углубляются знания о природе — живой и неживой, в целом расширяется кругозор.

4. Дети учатся размышлять, анализировать, делать выводы.

Это очень важно и всё это вместе (все 4 этапа) приводят к тому, что ребёнок больше знает и умеет, увереннее себя чувствует, может разбираться во многом. Задача воспитателя развивать и поощрять экспериментирование детей.

Какие же есть эксперименты в детском саду?

Виды экспериментов:

— Демонстрационное наблюдение — объект наблюдения один, он находится у воспитателя, который проводит и демонстрирует его детям. У этого вида есть как плюсы,так и минусы: инициатива детей сведена к минимуму, всё делает воспитатель, дети только наблюдают за экспериментом. Дети, конечно, интересуются, очень оживлённо наблюдают, но здесь чаще всего возникает возможность пассивной реакции у детей. Детям самим хочется всё попробовать и это самый главный мотив эксперимента для них. Поэтому демонстрационное наблюдение, конечно используется в детском саду, но как правило его нужно использовать только тогда, когда есть опасность для детей (спички – огонь, почему возникает огонь и др.)

— Фронтальное наблюдение — есть несколько объектов и они в руках детей. Этот вид экспериментирования больше подходит для активизации детей, вызывает интерес, любопытство, но воспитателю сложно уследить за всеми детьми. Скорость работы на данном этапе у детей разная. Есть риск несоблюдения правил безопасности, поэтому лучше фронтальное наблюдение проводить с помощником воспитателя или с подгруппой детей.

Как можно оформить уголок экспериментирования в ДОУ?

Их много, но самые распространённые — это пять.

— Постоянная выставка:здесь можно хранить редкие предметы: камушки, ракушки, кристаллы, поделки детей из природного материала, материал для самостоятельных поделок.

— Приборы:здесь можно расположить: баночки, воронки, лупы, зеркала, верёвочки, бутылочки и ещё очень многое — всё интересное и продуктивное для экспериментирования.

— Схемы: памятки, алгоритмы, эксперименты в картинках — они должны быть красочными, понятными для детей.

— Материал природный и бросовый. (Высушенные листья, вата, перья, колбы, пипетки, мерные стаканчики)

— Место для проведения опытов — уголок, который будет предназначен для проведения опытов, дети должны знать, что это место для экспериментов.

Как подбирать опыты в соответствии с возрастом детей.

В младшем возрасте нужно проводить опыты, которые не опасны для детей,например: «Мы поймали воздух», с использованием шариков или полиэтиленовых небольших прозрачных пакетов; «Я вижу воздух», с трубочкой и стаканом воды; «Тонет — не тонет», с водой и мячом, колечком; «Вода меняет цвет», с использованием красок, и т. д. Эти опыты детям будут интересны, понятны и совершенно безопасны. Надо помнить, что эти опыты должны быть всегда яркими, интересными и самое главное, приносили детям пользу, обогащали их в плане развития, в получении информации.

Исследовательское поведение дошкольника – главный источник получения представлений, информации. Задача воспитателей помочь детям в проведении этих исследований, в выборе объекта исследования, в методе его изучения, при сборе материала. Умозаключения детей основываются на их собственном проведённом опыте, а воспитатель должен направить ребёнка, помочь выразить словами какие — то вещи, если он ещё не понимает, как об этом рассказать. Воспитатель должен помочь подвести итог эксперимента и сделать правильный вывод. Существуют правила при выборе темы в поисково — экспериментальной деятельности, она должна быть интересна ребёнку, увлечь его. Если ребёнку что-то не интересно, а вы пытаетесь его заставить провести какое- то исследование, ребёнок будет не активным, не внимательным, не будет стремиться закончить этот эксперимент, не скажет никаких выводов по поводу окончания данного эксперимента. Поэтому выбранная тема должна заинтересовать детей. Воспитателю следует предложить детям старшего возраста несколько тем на выбор, по их интересам, которые могут выполнить дети на данном этапе. НОД необходимо четко разрабатывать, формулировать вопросы, задачи, действия, которые будет выполнять ребёнок. Если ребёнок проводит эксперимент сам, либо по вашему заданию, вы всегда должны быть рядом, так как может возникнуть ситуация, при которой что-то не получается, и тогда вы должны прийти на помощь. Ребёнку необходимо закончить эксперимент, чтобы не возникло желание в следующий раз даже не приступать к действиям, ведь все равно ничего не выйдет.

Цель любого эксперимента — развитие познавательных интересов, потребностей, в самостоятельной поисковой деятельности, больше всего интерес к экспериментам возникает в старшем возрасте.

Задача, которая стоит перед воспитателем: учить детей видеть, выделять проблемы, ставить перед собой цели эксперимента, отбирать материал для самостоятельной деятельности, развивать настойчивость к доведению эксперимента до конца, решительность, целеустремлённость.

Опыты — наблюдения еще одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которые проводятся как в непосредственно образовательной, так и в самостоятельной деятельности, на прогулке. Интересно, детям проводить наблюдения за объектами живой природы (посадить семена цветов и наблюдать за ними, за их ростом, потом пересадить на огород). Дети любят наблюдать за животными, птицами, рыбками.

Многоуровневый эксперимент.

1. Физический – ребёнок учится управлять своим телом.

2. Природоведческий – дети знакомятся с реальным окружающим миром, со свойствами объектов, с причинно – следственными связями происходящими в мире.

3. Социальный — дети запоминают особенности каждого человека (профессии)

4. Познавательный – тренируют мыслительные процессы, осваивают разнообразные мыслительные операции.

5. Лингвистический – дети занимаются словотворчеством, обсуждают итоги эксперимента, играют в словесные игры, экспериментируют со словами.

6. Личностный – дети узнают свои личные возможности (что они умеют, способности одного ребёнка, а другого ребёнка они совершенно другие)

7. Волевой – дети могут сами влиять на других людей — на своих сверстников.

8. Поведенческий – дети моделируют своё поведение в различных жизненных ситуациях.

Детское экспериментирование тесно связано с развитием речи, которая развивается в детском возрасте очень быстро. Очень важны изобразительные навыки, чтобы зарегистрировать результат эксперимента. Чем глубже ребёнок изучает объект, тем точнее он его изобразит.

Классификация наблюдений и экспериментов.

1. По характеру объектов, используемых в экспериментах: опыты с растениями, с животными, с объектами не живой природы, а также с объектом, которым является сам человек.

2. По месту проведения опытов — в групповой комнате, на участке, у водоёма.

3. По количеству детей – группа 10 человек, более 10 человек, межгрупповые.

4. По причине их проведения — случайные, запланированные, поставленные на вопрос ребёнка.

5. По характеру включения в педагогический процесс — эпизодические, систематические.

6. По продолжительности — кратковременные от 5 до 15 мин, свыше 15 мин.

7.По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, циклические.

8.По месту в цикле: первичные, вторичные, заключительные, итоговые.

9.По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяют увидеть одно состояние объекта, одно явление, вне связей с какими- то объектами, сравнительные, обобщающие.

10. По характеру познавательной деятельности детей: иллюстрированные (детям всё известно, поисковые (не знают заранее объект; не знают, каков будет результат; решение экспериментальных задач).

11.По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Требования к экспериментам меняются в зависимости от характера наблюдений.

— случайные — подготовки не требуют;

— запланированные — начинаются с выбора объекта, постановки задач.

Воспитатель должен всегда поощрять детей, которые ищут собственные решения задачи, различные ходы, чтобы провести и закончить эксперимент, решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей, кто работает медленно, нужно помочь, дать время.

После окончания эксперимента дети должны самостоятельно приводить в порядок рабочее место.

В заключение хочется процитировать слова К. Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Комплексное занятие о профессиях с элементами экспериментирования в средней группе

Лариса Арбузова
Комплексное занятие о профессиях с элементами экспериментирования в средней группе

Программные задачи:

Расширять и уточнять представления детей о труде людей разных профессий.

Развивать у детей пространственные представления: влево, вправо, вперед, назад.

Упражнять в сравнении предметов по высоте.

Закрепить знания о геометрических фигурах, овощах и фруктах.

Упражнять детей в умении использовать слова и соотносимые с определенной профессией человека.

Закрепить умение рисовать карандашами.

Развивать любознательность, общую и мелкую моторику.

Воспитывать уважение к людям труда, их деятельности и ее результатам.

Материал:

Картинки с изображением профессий, ведерко со снегом, картинки с нарисованными расческами без зубчиков, простые карандаши, картинки с тремя нарисованными подъемными кранами разной высоты, счетные палочки на подносах, муляжи фруктов и овощей, кастрюли.

Ход занятия:

Пальчиковая гимнастика:

Тук, тук молотком,

Мы построим новый дом

Этот дом для Маши,

Этот дом для Саши,

Этот дом для Ксюши,

Этот для Карины,

Этот для Марины.

Все соседи, все друзья

Нам без дружбы жить нельзя.

Воспитатель: Ребята, утром родители привели вас в детский сад, а сами отправились куда? (На работу).

– А вы знаете, где работают ваши родители?

– Как называются их профессии? (Ответы детей).

– Я работаю в детском саду, а как называется моя профессия? (Воспитатель).

– Сегодня мы поговорим о некоторых профессиях. А что такое профессия? (дело, работа, которой занимается человек).

– Дети,отгадайте загадку:

Весь наукой увлечённый,

Ставит опыты. (Учёный) (показать картинку)

– А кто же такой ученый? Ученый – это человек, который очень много знает в какой-либо научной области, проводит опыты. А вы хотите провести опыт? Посмотрите, что это – (снег, какой он, давайте его потрогаем и понюхаем. (Холодный, белый, без запаха, он лепится). Для любого опыта нужно время, давайте мы с вами пока оставим его здесь, а сами поговорим о других профессиях.

Послушайте стихотворение про парикмахера:

Дайте ножницы, расчёску,

Он вам сделает причёску.

Парикмахер непременно

Подстрижёт вас современно.

– Что делает парикмахер? Какими инструментами пользуется для работы?

Рисование «Дорисуй расческе зубчики»:

Дети рисуют «зубчики расчески» – вертикальные линии одной длины на нарисованной заготовке.

Воспитатель:А теперь отгадайте загадку:

Знает каждый в доме житель –

Этот дом возвёл. (Строитель)

– Что делают строители? Какие машины им помогают? (Подъемный кран)

Дидактическое упражнение «Какой подъемный кран выше?»

Из трех кранов детям предлагается выбрать самый высокий, пониже и самый низкий. Молодцы, а теперь давайте построим дома из счетных палочек.

Физкультминутка:

Вышел клоун на арену, (ходьба на месте)

Поклонился всем со сцены, (поклон один раз)

Вправо, влево и вперед. (поклоны)

Поклонился всем как мог.

(2 раза)

–А теперь слушайте следующую загадку:

Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я – … (Шофёр)

– Что делает шофер? Что нужно ему для работы? Что должен знать шофер?

Динамическая пауза «Учимся водить машину»

Прежде чем шоферу доверят возить людей или грузы, он должен много учиться. Выучить правила дорожного движения, научиться водить машину. Сейчас мы поиграем в школу для шоферов. Представьте, что вы за рулем автомобиля,внимательно слушайте задания и выполняйте их:

Едем вперед. Поворачиваем налево. Останавливаемся возле кукольного уголка. Едем назад. Поворачиваем направо. Останавливаемся за уголком книги. Возвращаемся в гараж – на свои места. Молодцы, ребята!

–Послушайте стихотворение про повара:

Дайте повару продукты:

Мясо птицы, сухофрукты,

Рис, картофель. И тогда

Ждёт вас вкусная еда.

Дидактическая игра «Суп или компот?»

Воспитатель предлагает мальчикам собрать муляжи овощей для супа, а девочкам муляжи фруктов для компота.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»:

Профессий всех не сосчитать!

А вы какие можете назвать?

Тушит пожары (пожарный)

Самолётом правит (лётчик)

В школе учит нас (учитель)

Строит здания (строитель)

Рисует картины (художник)

От болезней лечит (врач)

В машине груз везёт (шофёр)

Прически делает (парикмахер)

Песни нам поёт (певец)

Все, кто знает – молодец!

Воспитатель: Давайте посмотрим на наш снег. Ой, а где же он, куда он исчез? (Он растаял и превратился в воду). А почему он растаял? (в группе тепло, а на улице холодно). Вот мы с вами и провели опыт, совсем как ученые.

Любая работа приносит людям пользу. И каждый должен выполнять работу хорошо, ведь все профессии нужны, все профессии важны.

Основой науки выступает сбор фактов, которые способствуют систематизации объективных знаний об окружающей действительности. Иногда сбор таких фактов сопровождался смертельно опасными экспериментами, которые учёные ставили на себе. Больше всего в истории это делали врачи, но жертвовали собой и представители других областей науки. Итак, thebiggest расскажет про учёных, которые проводили эксперименты над собой.

Санторио (1561–1636)

Итальянский учёный родился в 1561 году в Падуе, а в 1582 получил медицинскую премию, окончив университет родного города. Работал личным врачом знатного дворянина, после чего открыл собственную практику в Венецианской республике.
Посвятил свою жизнь изучению обмена веществ, и практически 30 лет прожил на весах. Ел и пил, а потом измерял свой вес. Вес съеденной еды соизмерял с тем, что из него выходило. Доказал таким образом, что часть пищи усваивается организмом.

Изобрёл множество полезных приборов, в том числе термоскоп и первый прибор, измеряющий давление. Стал основателем экспериментальной физиологии.

Георг Рихман (1711–1753)

Друг и коллега Михаила Ломоносова, немецкий физик проводил много опытов с электричеством. Для этого он сам создавал приборы, а его труды стали прорывом в области познания природы молнии.

На его доме стоял железный шест, который проводами был присоединён к измерительным приборам. Рихман был частым гостем при дворе императрицы Елизаветы, и часто показывал ей свои занимательные опыты.

Во время одного из экспериментов во время грозы немецкий физик погиб от шаровой молнии. Её притянула незаземлённая проволока и ударила Георга в лоб.

Кстати, на thebigget есть очень интересная статья о необычных и странных свечениях, озадачивших научный мир.

Джон Хантер (1728–1793)

Знаменитый английский доктор лечил Бенджамина Франклина, лорда Байрона, короля Георга III. Ради науки решился на беспрецедентный шаг.

В то время в Лондоне процветала проституция, и на одного лондонского мужчину приходилось 27 «ночных бабочек». При такой статистике настоящим бичом английской столицы стали венерические заболевания.

Хантер заразил себя гонореей, чтобы доказать, что эта болезнь и сифилис имеют один возбудитель. Ему удалось благополучно вылечиться, но выводы его были ошибочны.

Уильям Старк (1740–1770)

Английский доктор проводил исследования в области профилактики и лечения цинги. Для этого он испробовал 24 диеты с разным набором продуктов.

Сидение на воде, хлебе и сахаре 31 день ослабили здоровье Уильяма. Он начал добавлять в рацион животные жиры, оливковое масло, но дёсны продолжали кровоточить. Старк полностью исключил соль. О витамине С тогда не знали, а ведь он легко мог восстановиться с помощью цитрусовых.

Затем он подсел только на медовые пудинги. Все ощущения и даже погоду на улице он записывал в журнал наблюдений. Последней диетой стала сырная. Он умер в возрасте 29 лет, когда решил питаться только чеширским сыром.

ТОП-10 обычных продуктов, которые могут Вас убить.

Карл Шееле (1742–1786)

Шведскому химику-фармацевту жизнь отмерила всего 43 года, но за это время он сделал много в развитии химии. Стал первооткрывателем кислорода, а также первым получил хлор и глицерин.

Учёный постоянно проводил опыты, а многие соединения он пробовал на вкус. Дело в том, что по правилам того времени химики должны были при описании элемента или соединения указывать их вкус.

Вечером 21 мая 1786 года Карл выпил синильную кислоту. Наутро учёного обнаружили мёртвым в своей лаборатории. В журнале была сделана запись, что кислота имеет горький привкус миндаля. Самое трагичное в этой ситуации, что за два дня до гибели учёный женился.

Гэмфри Дэви (1778–1829)

Британский изобретатель, химик, физик и геолог начинал свою карьеру в качестве помощника аптекаря. Был уволен за то, что проводил много опытов.

В 23 года Дэви уже получил звание профессора химии. Он продолжал свои эксперименты, от которых получал множественные травмы. Первым испытал на себе действие веселящего газа, а во время опытов с метаном изобрёл безопасную лампу для шахтёров.

Во время одно из взрывов лишился глаза, а один раз от смерти его спас ассистент. К 45 годам из-за последствий взрывов и вдыхания разнообразных газов Дэви стал инвалидом и умер в результате нескольких апоплексических ударов в возрасте 51 года.

10 самых ужасных американских экспериментов над людьми.

Макс фон Петтенкофер (1818–1901)

Немецкий химик, естествоиспытатель и врач стал основателем первого в Европе Института гигиены. В 1890 был избран президентом баварской академии наук.
В юные годы активно занимался химией и практической медициной. Написал труды об обустройстве городов, организации вывоза отходов, сооружения канализаций с целью оздоровления.

Изучал инфекционные заболевания, и в возрасте 73 лет выпил холерные эмбрионы. Учёный выжил, так как, узнав о его намерениях, ему прислали ослабленные бациллы. Покончил жизнь самоубийством после смерти жены и троих детей.

Илья Мечников (1845–1916)

Эксперимент с заражением себя вирусом холеры повторил русский учёный, лауреат Нобелевской премии. Находясь в Париже, он намеренно старается заразить себя холерой, чтобы проверить выводы Коха о возбудителях холеры.

Члены института Пастера, жена и друзья Ильи Ильича отговаривали учёного от опасного эксперимента, но он ослушался, и выпил коктейль холерных вибрионов.

К счастью, Мечников не заболел, что позволило сделать определённые выводы о поведении возбудителей опасной болезни. Чтобы окончательно убедиться в правильности выводов, его ассистент Латапи повторил эксперимент учителя и также не заболел.

Генри Хэд (1861–1940)

Англичанин, известный нейропсихолог Генри Хэд прославился открытиями в области неврологии. За свою деятельность был удостоен Королевской медалью Лондонского королевского общества.

В 1903 году Генри с помощью своего ассистента перерезал на своей руке лучевой и наружный нерв. Вместе с коллегой в течении 4 лет он проводил опыты с повреждённой рукой. Всего в журнале было описано 167 экспериментов.

В результате этого были открыты и описаны два вида чувствительности — протопатическую и эпикритическую. Это позволило значительно продвинуться в диагностике и лечении нервной системы человека.

Александр Богданов (1873–1928)

Российский учёный, революционер, врач и ещё писатель-фантаст прославился как один из разработчиков идей общественного сознания.

Оставив революционную деятельность, вплотную занялся медициной, и начал проводить эксперименты с переливанием крови. Через некоторое время опытов над собой заметил, что перестал лысеть, и у него значительно улучшилось зрение.

Его трудами заинтересовался Иосиф Сталин, и Богданов возглавил Институт переливания крови. Во время одной из трансфузий он влил себе кровь больного туберкулёзом и заболел. Но умер он через две недели от несовпадения резус-факторов, о которых тогда не было известно научному миру.

Джон Холдейн (1892–1964)

Английский биолог и выдающийся генетик в 1920-е выпустил труды по генетике, которые значительно обогатили знания людей в этой области.

Талантливый учёный и самоотверженный человек не раз удивлял коллег смелыми экспериментами, а в 1939 году начал изучать воздействие глубоководных погружений на организм моряков. Дело в том, что в том году трагически погиб экипаж лодки «Тэтис».

Он запер себя в стальной барокамере, чтобы испытать все перегрузки. В результате эксперимента серьёзно повредил позвоночник, но сделал полезные выводы. На основе его выводов были разработаны методы спасения подводников, а сам учёный стал национальным героем.

Самые известные кораблекрушения.

Уильям Рэндольф Лавлейс II (1907–1965)

Лейтенант американской армии, военный врач Уильям Лавлейс изучал воздействия высоты при полёте на человека.

Чтобы точно установить все параметры воздействия и ощущения он в 1943 году прыгнул с высоты 12 000 метров. Ранее он замечал, что прыгая с самолётов на большой высоте, лётчики теряли сознание от недостатка кислорода.

Когда его парашют раскрылся, Уильям потерял сознание и обморозил себе руку. После он изобрёл кислородную маску, которая используется лётчиками. Перешёл работать в NASA, но там ему уже не дали ставить на себе опасные эксперименты.

Николае Миновичи (1868–1941)

Румынский доктор проводил множество опытов и стал одним из основоположников системы поведения в больнице при чрезвычайных ситуациях.

В 1904 году он решил описать симптомы асфиксии, для чего душил себя верёвкой. Для начала он душил себя с помощью рук, а потом с помощью блока под потолком, через который была перекинута верёвка. Он тянул за неё, сдавливая себе шею. Как только чувствовал, что теряет сознание, отпускал верёвку.

Привыкнув к лёгкому удушению, Николае в прямом смысле повесился. Через 26 секунд его из петли вынул ассистент. Он описал все свои ощущения. После этого долго не мог глотать, а след от удушения на шее продержался неделю.

Карл Паттерсон Шмидт (1890–1957)

Американский герпетолог работал в зоопарке Линкольн-парка в Чикаго, а в 1955 году возглавил отдел зоологии.

В 1957 в зоопарк поступила неизвестная змея, за изучение которой взялся Карл Шмидт. После первого осмотра змеи, длина которой была 76 см, он сделал записи в тетрадь. Он сделал вывод, что она очень похожа на бумсланга. Когда он взял змею в руки, чтобы ближе рассмотреть, она укусила его за большой палец. Он обратился к врачу, а после больницы дома продолжил записывать свои ощущения, считая, что яда не хватит, чтобы убить человека.

Через сутки после укуса Шмидт умер от дыхательного паралича. Его дневник последних часов жизни был опубликован, а на ВВС об учёном вышел отдельный фильм.

ТОП-10 страшных экспериментов с животными.

Фёдор Талызин (1903–1980)

Знаменитый российский биолог, паразитолог. Фёдор Талызин бесстрашно участвовал в ликвидации смертельно опасных очагов инфекций в разных частях мира. Много сделал для создания антизмеиных вакцин.

Особенно стоит отметить его работу в годы Великой Отечественной войны, когда Фёдор Талызин своими открытиями спас жизни советских солдат.

В 1941 году вместе с хлебом специально проглотил 2 личинки бычьего цепня. Во время нахождения паразита внутри подробно описывал симптомы и ощущения. Эти наблюдения способствовали прорыву в профилактике личной гигиены. Когда эксперимент окончился, длина цепней была 9,6 м. Если вы хотите узнать о самых больших червях, найденных в человеческих организмах, то переходите по .

Ален Бомбар (1924–2005)

Французский врач, отважный путешественник, прославленный биолог и политик много сделал для разработок методов выживания в экстремальных условиях.

Для пропаганды методов выживания потерпевших кораблекрушение в 1952 году в одиночку пересёк Атлантический океан на обычной резиновой лодке. Он не взял с собой запасов пищи и пресной воды. Лодка была сконструирована по конструкции спасательных шлюпок с неприкосновенным запасом еды.

По окончании опасного путешествия комиссия засвидетельствовала, что набор продуктов остался нетронутым. После путешествия внёс весомый вклад в разработку и создание спасательных плотов, которые спасли не одну жизнь во время кораблекрушений.

Мария Кюри (1867–1934)

Была среди этих самоотверженных людей и женщина, талантливый учёный Мария Склодовская-Кюри. Первая женщина профессор в истории науки. Thebiggest не раз писал о неё в своих статьях. Она одна из самых известных женщин в истории, а также была одним из самых молодых нобелевских лауреатов в истории.

В соавторстве с мужем она открыла радий и полоний, проводила многочисленные эксперименты с радиоактивными минералами. Руки её были все в язвах, так как женщина не предпринимала никаких средств защиты.

Больше того, Нобелевский лауреат носила на груди кулон, в котором находился радий. В результате Мария заболела лейкемией и умерла в возрасте 66 лет. Муж мог повторить участь жены умереть от белокровия, но ещё раньше погиб под колёсами кареты.

Имена этих, а также многих других, не упомянутых в статье, учёных золотыми буквами вписаны в историю человечества. Их опыты и самопожертвование помогли справиться со многими смертельными болезнями, а также более полно познать природу человека и окружающий нас мир. Конечно список неполный, и редакция thebiggest надеется, что наш читатель добавит известных ему учёных, которые ставили над собой опыты или погибли в результате экспериментов. Просим делиться вашими мыслями в комментариях к этой статье. Может быть вы знаете других учёных, которые проводили эксперименты над собой, которые должны быть в этой статье?

Виды эксперимента

Эксперименты в психологии подразделяются на несколько видов.

По способам проведения различают:

  1. Лабораторный эксперимент
  2. Естественный эксперимент
  3. Полевой эксперимент
  4. Пилотажный эксперимент
  5. Подтверждающий эксперимент

Лабораторный эксперимент

Проходит в специально подготовленных условиях. Исследователь осознанно и запланированно влияет на объект исследования, для того чтобы переменить его состояние и ощущения.

Плюсами данного метода считают жесткий контроль над всеми показателями, а также использование специализированной аппаратуры для измерений.

Минусами этого эксперимента можно назвать сложности воспроизведения полученных результатов в ситуации реальной жизни. Испытуемый, находясь в процессе наблюдения, обязательно оповещен обо всех деталях участия, что служит причиной появления искажения его мотиваций.

Естественный эксперимент

Проходит в обычных жизненных условиях. Плюсами можно считать то, что исследование объекта реализовывается в обычной жизни, поэтому приобретенные результаты можно легко перенести в реальную жизнь. Испытуемые чаще всего не знают об участии в исследовании, при этом нет искажения мотивации.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Минусами данного эксперимента служит нереальность контроля над всеми показателями, а также присутствие постороннего влияния из окружающего мира.

Полевой эксперимент

Проходит по плану естественного. Причем, возможно применение стационарной аппаратуры для более точного фиксирования полученных данных. Все испытуемые оповещены об участии в исследованиях, при этом привычная обстановка уменьшает уровень искажения мотивации.

В соответствии с целями проведения экспериментов их подразделяют на:

  • Поисковый эксперимент – его основой служит нахождение причинно-следственных взаимосвязей между произошедшими явлениями. Он осуществляется на первоначальном этапе эксперимента, помогает формулировать гипотезы, выделять побочные переменные данные и устанавливать способы контроля над ними.
  • Пилотажный эксперимент- служит пробным экспериментом, первым в серии. Проводят на маленькой группе, без жесткого контроля переменных показателей. Этот эксперимент дает возможность устранять важные ошибки в описании гипотезы, а также сформулировать цель и откорректировать методы ведения наблюдений.
  • Подтверждающий эксперимент- обращен на установление функциональной связи и корректировку количественных отношений со всеми переменными. Он проходит на завершающем этапе.

По методам воздействия эксперименты подразделяются на:

  • Констатирующие – включают в себя замер состояния объекта (человека или группы) до влияния на него, диагностику первоначального состояния и определение причинно-следственной взаимосвязи между явлениями. Цель такого эксперимента определена внедрением способов инициативного развития или вырабатывания определенных свойств у личности.

  • Контрольный эксперимент – необходим для вторичного замера состояния объекта (человека или группы) и сопоставление результата с исходным состоянием.

По результатам воздействия на независимые переменные данные выделяют:

  • Спровоцированный эксперимент – способ, при котором специально меняется показатель независимой переменной, а наблюдаемые данные (ответная реакция личности) при этом называют спровоцированными результатами.

    Замечание 1

    Независимая переменная — это показатель, который преднамеренно выбирается экспериментатором для выяснения его воздействия на показатель зависимой переменной.

  • Эксперимент, на который ссылаются – способ, при котором видоизменение независимой переменной проходит без вторжения экспериментатора. Его используют, если независимая переменная влияет на состояние человека. Если влияние на испытуемого может вызвать отрицательное физическое или психическое нарушение, тогда такой эксперимент запрещен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *