Что такое кластер?

Использование приема «Кластер» на уроках в начальной школе

Прием «кластер» в начальной школе

Каждый преподаватель стремится сделать процесс обучения ярче, веселее и интереснее. Ведь необычность ситуации заставляет детей лучше запоминать информацию.

Отличный способ добиться желаемого — обратить свой взор на кластер. Что это такое? В школе это прием, которым пользуется учитель в процессе урока. Так называется графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.

Прием «кластер» развивает умение формирования собственного мнения на основе опыта и наблюдений. Кроме того, он содействует самообразовательной деятельности учеников, умению работать как в группе, так и самостоятельно, активизирует учебную деятельность. У ребят есть возможность вносить исправления в готовые схемы.

Кластер – что это такое в школе?

Расскажем о приеме более подробно. Сам термин в переводе означает «созвездие» или «пучок». Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов.

Кластер как метод критического мышления

На что ориентирована современная система образования? На повышение самостоятельности младшего школьника. Критическое мышление – это педагогическая технология, которая стимулирует интеллектуальное развитие учеников. Прием «кластер» в начальной школе – это один из его методов.

Критическое мышление проходит три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

Первый этап – стадия активизации. Происходит вовлечение всех учащихся в процесс. Его цель – воспроизведение уже имеющихся знаний по заданной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка проблемных вопросов по теме. Фаза осмысления характеризуется организацией работы с информацией. Это может быть чтение материала в учебнике, обдумывание или анализ имеющихся фактов. Рефлексия – это стадия, когда полученные знания перерабатываются в ходе творческой деятельности, после чего делаются выводы.

Технология «кластер»:

каковы достоинства и результаты применения этого метода?

Какие умения формируются и развиваются в процессе данной работы?

Умение формулировать вопросы.

Находить главное в большом объеме учебного материала.

Устанавливать причинно-следственные и логические связи.

Строить умозаключения.

Переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде.

Проводить аналогии. Сравнивать и анализировать.

Применение технологии «кластер»:

преимущества

Позволяет охватить значительно больший объем учебного материала.

Вовлекает всех учеников в обучающий процесс.

Деятельность интересна детям.

Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение. Организует творческую деятельность, обеспечивает полет фантазии.

В какой последовательности действовать, составляя кластер?

Последовательность действий при составлении «грозди» логична и проста.

Посередине классной доски или чистого листа пишется ключевое слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, идеи.

Далее вокруг записываются другие слова или предложения, которые выражают факты, идеи, образы, подходящие для выбранной тематики.

По мере записи все новые элементы соединяются прямой линией с ключевым понятием. Каждый «спутник», в свою очередь, тоже имеет «спутников» — так устанавливаются новые логические связи между понятиями.

На каком этапе урока продуктивнее использовать прием кластера?

Кластер в начальной школе можно использовать на любом этапе урока. Он подойдет и на стадиях вызова, осмысления и рефлексии, а также в качестве базовой стратегии проведения урока.

Как применять метод кластера на разных этапах урока?

Этап вызова

На этой стадии учащиеся высказывают и фиксируют все знания по теме, которые у них имеются, а также все ассоциации и предположения. Здесь кластер – стимулирующий компонент познавательной деятельности младших школьников, которые создает мотивацию к размышлению до начала изучения новой темы.

Этап осмысления

На этой стадии прием кластера позволит структурировать учебный материал, улучшив качество его усвоения.

Этап рефлексии

Это стадия обобщения полученных знаний и умений, которые поможет систематизировать кластер. Примеры составления подобных схем, по крайней мере, некоторые из них, представлены на странице. Метод хорош тем, что подойдет для использования на любом уроке и на всех стадиях занятия, в виде его общей стратегии. Так, в начале урока ученики фиксируют все знания, которыми они владеют. Далее по ходу занятия учащиеся дополняют схему новыми данными. Желательно это делать другим цветом. Прием кластера способствует развитию умения выделять главное, предполагать и составлять прогнозы, анализировать и дополнять.

Существуют ли какие-либо принципы составления «грозди»?

Кластер по истории или какой-либо другой дисциплине можно оформить в виде модели планеты со своими спутниками или в виде грозди.

Ключевое понятие, мысль располагается по центру, далее, по сторонам от нее, обозначаются крупные смысловые части, которые соединяются с центральной «планетой» прямыми линиями. Это могут быть предложения, словосочетания или слова, которые выражают факты, мысли, ассоциации или образы, касающиеся темы.

Можно разделить лист на определенное количество секторов, которые будут иметь общую часть в центре — это ключевое понятие и блоки, связанные с ним.

Кластер – примеры правильной конкретизации, систематизации фактов, которые содержатся в изучаемом материале. Так, вокруг «спутников» уже существующей «планеты» появляются еще меньшие спутники, менее значительные единицы информации, которые более полно раскрывают тему и расширяют логические связи.

Кластер: примеры в начальной школе. Как правильно оформить «гроздь»?

Оформление кластера зависит от того, каким способом учитель организовал урок: например, «гроздь» может быть оформлена на доске, на отдельных листах или даже в тетрадях учеников, по ходу выполнения ими индивидуальных заданий. Составляя кластер, лучше всего использовать разноцветный мел, ручки, карандаши, маркеры или фломастеры. Это позволит выделить ключевые моменты и нагляднее отобразить общую картину, упростить процесс систематизации и классификации информации.

Как составить кластер на уроке: советы и рекомендации

Составляя «гроздь», не бойтесь излагать все свои мысли, предположения, факты и фиксировать все, что приходит на уровне ассоциаций. Ведь в ходе работы все неверное и неточное можно исправить или дополнить. Ученики могут дать волю воображению, фантазии и интуиции, работая до тех пор, пока поток идей не иссякнет. Не нужно беспокоиться и из-за наличия значительного количества смысловых звеньев на схеме. Кластер на тему, которая сама по себе обширна, и должен получиться достаточно большим. Главное – найти как можно больше логических связей между блоками. На этапе анализа работы все систематизируется и встанет на свои места.

Как применять метод кластера на уроках?

Итак, кластер. Примеры в начальной школе могут быть поистине разнообразными: этот прием может применяться практически на каждом уроке при изучении самых разнообразных тем.

Используя этот метод работы, можно использовать абсолютно любую форму: коллективную, индивидуальную или групповую. Она определяется поставленными целями и задачами урока, возможностями учителя и учащихся. Допустим переход из одной формы в другую.

Например, на этапе вызова каждый ученик работает в индивидуальном порядке: каждый ребенок создает собственный кластер в своей тетради. Когда начинают поступать новые знания, уже во время общей дискуссии и обсуждения, опираясь на персональные рисунки, можно составить одну общую графическую схему.

Кластер можно использовать как способ организации работы во время урока или в качестве домашней работы. Если вы задаете учащимся составить кластер дома, то помните о важности наличия у учеников определенного опыта и навыков его составления.

Технология «кластера»: пример

В качестве примера возьмем составление «грозди» на уроке обществознания. Изучаемая тема – «Монархия».

В начале работы над «гроздью» учащиеся высказывают все ассоциации и предложения по этому вопросу, а учитель, в свою очередь, фиксирует их на доске.

Пример: власть, монарх, форма правления, глава государства, единовластие, государственные строй, власть.

Далее следует ознакомительное чтение параграфа в учебнике. По ходу ознакомления с материалом или по результату прочтения текста кластер дополняется «свежими» фактами. Учитель фиксирует их на доске с помощью мела другого цвета.

Итог урока – анализ полученной картины. Обязательно обсуждение правильности или неправильности первоначальных фактов и суждений. Немаловажный этап – это обобщение полученных знаний.

Что дает применение кластера в процессе обучения детям?

Метод кластера способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке материала, учит ребят классифицировать и анализировать не только факты из учебника, но и свои оценочные суждения, развивает навык рассмотрения сразу нескольких позиций, учит формулировать и высказывать свое собственное мнение, которое выработано на основе опыта и наблюдений.

Вывод

Урок с применением технологии кластера, или «грозди», дает детям возможность проявить себя, высказать свое мнение, а также предоставляет простор для творчества. В целом нетрадиционные методы обучения, которые активно используются в образовательном процессе, способствуют повышению мотивации учащихся, дарят ощущение собственной свободы, формируют обстановку взаимовыгодного сотрудничества.

Метод «Кластер» для начальной школы

Земфира Осканова
Метод «Кластер» для начальной школы

Что может сделать процесс обучения более эффективным? Поможет детям лучше запоминать информацию? Одним из отличных способов добиться этого является использование на уроках приёма «кластер». Что же это такое?

Сам термин в переводе означает «созвездие» или «пучок». Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов.

Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.

Прием «кластер» в начальной школе – это один из методов технологии критического мышления, стимулирующей интеллектуальное развитие учеников.

Прием кластеров универсален. Он может применяться на любом этапе урока: для актуализации и систематизации знаний, постановки проблемы, для фиксирования новой информации, для установления логической связи между понятиями, на стадии рефлексии.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую.

Виды кластеров

Существуют различные виды кластеров:

• планета и её спутники

• блок-схемы

• бумажный кластер

• кластер с нумерацией слов для составления рассказа

• кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов

• групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа

• обратный кластер

• грамматический кластер

На этапе закрепления и систематизации изученного материала самой востребованной и продуктивной моделью кластера является «Планета и ее спутники». Ею удобно воспользоваться также на этапе целеполагания, повторения изученного материала.

Последовательность действий при создании кластера проста и логична:

1) посередине чистого листа (классной доски) фиксируется ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы;

2) вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, понятия, подходящие для данной темы;

3) по мере записи появившиеся слова соединяются разного рода символами (прямыми линиями, векторами, арифметическими знаками) с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Блок-схема

Алгоритм выполнения какого-то вида работы (к примеру, планы морфологических разборов) можно представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество вариантов блок-схем.

Бумажный кластер

Может служить средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. В таком случае ученики получают карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Читают их, располагают их, при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова. Затем кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются – на усмотрение учителя. Подготовка бумажного кластера не обязательно должна стать задачей учителя. Эта работа может стать отличным домашним заданием для учащихся.

Кластер с нумерацией слов.

Подобный кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа или устном изложении темы. Этот метод хорошо подходит для работы с учениками начальных классов, поскольку именно для них наибольшую трудность представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать изложение событий, как его развивать и каким образом закончить. Кластер с нумерацией слов составляется коллективно следующим образом: в центре доски записывается тема (ключевое слово, затем ученики называют все слова и словосочетания, которые приходят им на ум в связи с данной темой. Когда вся предлагаемая учениками лексика написана на доске, класс приступает к обсуждению последовательности событий в данном рассказе. Учитель помогает наводящими вопросами и вместе с учащимися проставляет номера очередности возле записанных на доске слов: рядом со словами, которые надо использовать в первом предложении, ставится номер 1, во втором – номер 2 и т. д.

Арт-кластер (кластер с картинками)

Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками начальной школы. Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему (записывается ключевое слово, вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.)

Сюжетный Арт-кластер

Используется на уроках развития речи. Например, составить рассказ по серии картинок.

Обратный кластер

Данный вид кластера используется на стадии вызова для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия или на других стадиях для лексической работы и как способ выделения основной мысли, сути содержания, идеи (на стадии рефлексии — как обобщение, резюме, подведения итогов). Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения. (Например, на стадии вызова учитель показывает учащимся следующий кластер и просит назвать тему урока)

Обучение школьников приему составления кластеров

Работу по обучению приему кластера можно «разбить» на несколько этапов:

1) коллективное составление кластера вместе с учителем;

2) коллективное составление кластера учащимися;

3) составление кластера в группе;

4) создание кластера в паре;

5) индивидуальная работа школьника на уроке.

Таким образом, полагаю, очень грамотно обучать умению составлять кластер на уроках именно поэтапно, на протяжении нескольких учебных занятий. Это целесообразно как с точки зрения методической, так и психолого-педагогической.

Достоинства и результаты применения этого метода

В процессе данной работы у учащихся формируются и развиваются умения:

формулировать вопросы;

находить главное в большом объеме учебного материала;

устанавливать причинно-следственные и логические связи;

строить умозаключения;

переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде;

проводить аналогии, сравнивать и анализировать.

Применение приёма «кластер»:

Позволяет охватить значительно больший объем учебного материала.

Вовлекает всех учеников в обучающий процесс.

Деятельность интересна детям.

Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение.

Организует творческую деятельность, обеспечивает полет фантазии.

Заключение

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся



В данной статье приведен краткий исторический обзор развития кластера, описаны способы его применения в преподавательской деятельности. Приведены результаты работы и примеры практического применения данной формы познавательной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: кластер, мотивация, обучение, познавательная деятельность, обучающиеся.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Включение в учебный процесс работы кластера, как одну из форм познавательной деятельности обучающихся, которая дает возможность личностного роста учащегося, развития его индивидуальности.

Я хочу поделиться своими наработками использования некоторых способов и форм работы на уроках экономических дисциплин, которыми пользуюсь как на очной так и на заочной формах обучения. Предмет моей работы – кластер, как одна из форм познавательной деятельности обучающихся. Объект – сахалинский промышленно-экономический техникум. В настоящее время, тема кластер очень актуальна и статей преподавателей учебных заведений нашей страны, достаточно много. В связи с этим, много разнообразных мнений, позиций, в том числе спорных. Моя гипотеза — предположение, что кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся, позволяет повысить качество и мотивацию в обучении.

Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Основоположником кластерной теории признанно считается профессор Гарвардской школы Майкл Портер, являющийся одним из самых уважаемых авторов концепции стратегии конкурентоспособности. В своей книге «Конкуренция» он подчеркивает, что наличие устойчивой стратегии развития является одним из важных факторов для успешного развития кластера. По мнению Майкла Портера: «кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ, в условиях становления постиндустриальной экономики».

Главное, на что нацелены кластеры – это возможность для бизнеса и для региона развиваться не по инерции. Кластеры состоят из предприятий, специализированных в определенном секторе экономики и локализованных географически.

В своих работах известный экономист ХIХ века Альфред Маршал писал, что значительную роль в кластеризации играют ассоциации предпринимателей. В истории развития кластерного подхода выделяется много последователей, основные из них представлены в таблице 1.

Таблица 1

Хронология развития теории кластерного подхода

Теории кластерного подхода

Авторы

Новая экономическая география, региональная экономика А.Маршалл, экстерналии, индустриальные районы

Marshall (1890)

Национальный институт конкурентоспособности: Теория инноваций; Институционализм; Традиционная экономическая география; Классическая теория размещения

Weber (1929), Hoover (1937) и др.

Постфордизм, гибкая специализация

Piore and Sabel (1984) идр .

Теории и модели экономии от агломерации Новые индустриальные районы

Brusco (1982)

Bellandi (1989), Becattini (1990) и др.

Неоклассическая пространственная экономическая теория

Lucas (1988) и др .

Стратегический менеджмент, организация промышленности

Porter (1990), Enright (1990)

В настоящее время кластерный подход широко используется в разных отраслях экономики и направлениях: в информационных технологиях, математике, астрономии, лингвистике, градостроительство, музыке и т.д. Слово «кластер» вошло в русский язык в эпоху зарождения интернета, когда несколько серверов стали объединять в блоки (кластеры) чтобы повысить устойчивость системы к высоким нагрузкам.

Такой метод как кластер, не мог остаться не замеченным в педагогической деятельности. Его активно начали применять в XXI веке. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала. Так как, практически все учебные заведения отмечают снижение мотивации у обучающихся. А одна из причин снижения учебной мотивации – неумение учащихся работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, сплошной и не сплошной (графики, таблицы, диаграммы, схемы) работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Работа по развитию и совершенствованию умений работать с информацией, представленной в устной и письменной форме, может и должна строиться на уроке при работе с текстом.

С помощью графических схем можно обобщить и систематизировать учебный материал, графика помогает наглядно и понятно представить логику изложения учебного материала. Визуальное и наглядное представление информации запоминается лучше, чем обыкновенная информация.

Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:

— выделять ключевые слова;

— систематизировать необходимую информацию;

— анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

— развивать монологическую речь.

Задача преподавателя – оказать помощь обучающимся в развитии навыка преобразования информации из одной знаковой системы в другую (превращение сложной, объёмной информации в более компактную и визуально удобную) .

Конечный результат деятельности обучающихся– адекватное восстановление первоначального текста при выполнении самостоятельной работы.

Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» — графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты. Рисуется модель Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. Звезда в центре — это наша тема, вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники .

Этапы работы при составлении кластера.

— Первый этап — посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.

— Второй этап — учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).

— Третий этап — осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

— Четвертый этап — по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы (рис.1).

Рис.1 Пример составления кластера

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: не бояться записывать все, что приходит на ум; дать волю воображению и интуиции; продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
постараться построить как можно больше связей, не следовать по заранее определенному плану. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Способы работы учащихся с кластерами:

 Составление нового кластера.

 Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.

 Коррекция и совершенствование готового кластера.

 Анализ и завершение неполного кластера:

 без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина;

 без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.

Формы работы с кластерами

 Самостоятельно при выполнении домашней работы.

 Самостоятельно на практическом занятии.

 В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину.

 В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер.

 При выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера .

В своей преподавательской деятельности я применяю разные способы и формы работы с кластерами. В частности, активно применяю способ составления нового кластера. В рамках самостоятельной домашней работы. Как на очной и заочной формах обучения. В своей статье я приведу примеры составленных кластеров студентами выпускной группы специальности: «Компьютерные системы и комплексы» по дисциплине: «Основы экономики». Обучающимися была изучена тема: «Товарно – денежное обращение на рынке» на лекции и на семинарском занятии «Деньги – главное изобретение рынка». Обучающиеся получили домашнее задание составить кластер по теме «Деньги» с целью закрепления и систематизации знаний. Все обучающиеся справились с этим заданием .

Очень интересно и эффективно был применен аналогичный способ, и форма работы с кластерами по дисциплине «Рынок ценных бумаг». С выпускной группой заочной формы обучения по специальности: «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». После изучения ФЗ «О рынке ценных бумаг», обучающиеся составили кластер, систематизировав полученные знания, что помогло им в дальнейшем успешно выполнить итоговый тест на зачетном занятии .

В целях повышения мотивации и активизации деятельности студентов на занятии можно применять способ составления кластера по готовому тексту в малых группах. В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер. Такая форма работы позволяет развивать умение выделять ключевые слова; систематизировать необходимую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать информацию; развивать монологическую речь. .

Можно успешно использовать на занятиях обратный способ применения кластера. В составе малой группы, составлять конспект и краткий рассказ по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.

Таким образом, использование кластеров в учебной деятельности имеет ряд преимуществ:

  1. Кластер, созданный руками обучающихся, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание обучающимися темы.
  2. Для самих обучающихся это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.
  3. Кластер – это отражение нелинейности мышления, он тесно связан с тем, как работает наш мозг. (Особенно у современного поколения с «клиповым сознанием»)
  4. Работа с кластером — письменная деятельности. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит.
  5. Кластер даёт возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых идей.
  6. В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность обучающимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.
  7. Кластер создаётся в определённый временной отрезок, так воспитывается чувство времени, с одной стороны, с другой — свободное индивидуальное распределение времени каждого при работе над кластером

В целях подтверждения или опровержения гипотезы — предположение, что кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся, позволяет повысить качество и мотивацию в обучении. Мною был проведен социологический опрос обучающихся, в группах в которых я работаю. Опрошено пятьдесят три обучающихся. Было задано четыре вопроса. Первый вопрос, который меня интересовал, какая форма урока предпочтительнее моим студентам: лекции или комбинированные уроки, на которых мы совместно изучаем новый материал. Практически все студенты ответили пятьдесят на пятьдесят, т.е. они предпочитают и лекции, и комбинированные уроки в равной степени. Тогда я попросила обучающихся ответить на вопрос, что дает им лекция? Студенты дружно ответили – знания. Но вот на вопрос, что дают им уроки, на которых мы совместно изучаем материал, работаем с текстами, со схемами, мои студенты, в большинстве своем, ответили, лучшее запоминание нового материала. И конечно, я поинтересовалась у них, какие они хотят видеть занятия. Обучающиеся честно сказали, разнообразные. Особенно отметили, что хотели бы видеть больше наглядности, презентации, видеофильмы. Хотят видеть больше активных уроков, где больше общения и меньше простого конспектирования.

Таким образом, выбранная форма познавательной деятельности как кластер, позволяет активизировать деятельность обучающихся и повысить мотивацию. Многообразие способов и форм применения дает возможность разнообразить учебные занятия. При этом прием кластера развивает системное мышление, учит обучающихся систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит студентов вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Учебные занятияс применением метода кластера дают обучающимся возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в учащихся чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Литература:

  1. Заир С.И. – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014 – 175с.
  2. Кирилова Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2015 – №5 с.13-21.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2013 – 272с.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3.

Цена в рыночной экономике

Ценообразование – это одна из главных функций рынка. Все сведения и информация на рынке воплощены в ценах.

Цены выступают:

а) вознаграждением за усилия в предпринимательстве;

б) наказанием за неудачный выбор, просчет в экономических решениях.

Ценообразованием называется процесс формирования и изменения цен с учетом:

а) уровнем затрат на производство продукции;

б) соотношением данной цены с другими ценами (с ценами конкурентов);

в) размером платежеспособного спроса.

Цена – стоимость товара выраженное в деньгах.

Свободное движение цен и есть «рыночная экономика». Различают два метода регулирования цен:

1. Рыночный метод. Ему присуще опосредованное воздействие на цены. Рыночный метод обеспечивает возникновение системы равновесных цен, как результата свободного взаимодействия спроса и предложения.

2. Административный метод – это прямое воздействие на цены.

Цена в рыночной экономики выполняет следующие функции.

1. Цена даёт информацию, ориентирующую действия покупателей и продавцов.

2. Цена стимулирует наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение спроса.

3. Через цену происходит главное в рыночной экономике – распределение доходов между её участниками.

Выполнение этих функций требует, чтобы ценам было обеспечено свободное

движение. А такая свобода достижима только при отсутствии инфляции и монополизма, ограничивающих подлинную динамику цен и тем превращающих цену в лже- информацию, лже-истину и лже-распределение доходов.

В рыночной экономике, различают следующие виды цен.

1. Договорные цены – подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т. е. учитывают только спрос и предложение на данный товар. Недостатком договорных цен является то, что они могут быть спекулятивно завышены или занижены, и нарушить равновесное состояние рынка. Именно удельный вес договорных цен определяет степень «рыночности» экономики данной страны.

2. Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на:

а) продукцию предприятий – монополистов;

б) базовые ресурсы (для экономики данной страны);

в) социально – значимые товары.

Система государственных цен состоит из двух элементов:

1. фиксированные цены, жестко устанавливаемые правительством;

2. регулируемые цены, учитывающие изменения экономической конъюнктуры.

Государственное регулирование цены состоит в установлении её предельного уровня, или предела её допускаемого отклонения от значения фиксированной государственной цены.

3. Мировые цены применяются в международной торговле. По мере развития мере развития международной специализации их роль возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров.

Мировой ценой считают цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно – импортные сделки. Эти цены всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте. Как правило, мировые цены ориентируются на базисные цены, отражающие динамику цен на данный товар за ряд лет.

Мировая цена может отклонятся под влиянием двух факторов:

1. условий транспортировки данного товара;

2. объема покупки (оптовая и розничная цена).

Особую разновидность мировых цен представляют трансфертные цены. Эти цены применяются международными корпорациями в сделках между их подразделениями, расположенными в разных странах.

Приложение 4.

Памятка по составлению кластера.

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.

Кластер помогает конкретизировать тему, образ, помогает развитию речи, мышления, воображения.

Для создания кластера нужно:

1) Ознакомиться с текстом;

2) Составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями. Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены одинаковым цветом.

3) Посередине листа записать ключевое слово или предложение, которое является главным для раскрытия темы, идеи;

4) Вокруг этого слова пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;

5) Затем по мере записи все слова соединяются с ключевым словом. У каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.

6) Схема кластера должна быть аккуратной. Во время работы можно использовать словари, энциклопедии, интернет.

7) В итоге появляется запись- структура, которая отражает размышления.

Технология Кластер

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

  • вызов,

  • осмысление,

  • рефлексия.

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.

  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.

  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;

  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;

  • выделять главное;

  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

  • сравнивать и анализировать;

  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

Конспект урока по окружающему миру на тему «Времена года» 1 класс

1-й класс

Предмет: «Окружающий мир «

Тема: «Времена года»

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о годовом цикле – временах года, учить выделять характерные признаки времен года.
2. Развивать познавательную активность через использование дополнительных источников информации, внимание, эрудицию, творческий потенциал и логическое мышление.
3. Воспитывать умение видеть красоту каждого времени года, художественный вкус.

Оборудование: рисунки с изображением времен года, карточки с признаками времен года , мультимед. доска, презентация

План урока

  1. Собрать картинку. Что получилось? – 3 картинки с временами года

  2. Загадки про времена года.

  3. 4 группы: зима, весна, лето, осень. – надписи для групп, цветные карточки: синий, зеленый, красный, желтый, кластер время года — месяцы

  4. Разбор каждого времени года по плану:

– изменения в неживой природе – солнце, облака, осадки, долгота дня, температура воздуха

– изменение в живой природе: растения (, животные

— изменения в жизни человека.

5. Викторина. Пословицы. Музыка

ХОД УРОКА

1.Эмоциональный настрой. ( 1 мин) (слайд № 1 с музыкой)

Закройте глазки, я приглашаю вас в удивительный мир природы. Прислушайтесь к звукам зимы. Представьте как вы вдыхаете свежий морозный воздух, почувствуйте хруст снега под ногами, потрогайте снег руками. Открыли все глазки. НАЖАТЬ ТОЛЬКО НА ЗНАЧОК ЗВУКА.

2. Наблюдение за погодой.

-Скажите, а какое сейчас время года?

-А какой месяц?

-Какое сегодня число?

-Какой день недели?

-Давайте попробуем охарактеризовать сегодняшний день:

— Посмотрите в окно, обратите внимание на небо. Какое небо?

-Есть ли на улице ветер?

-А были ли сегодня осадки?

-Какая погода с утра и как она меняется к середине дня?

-Сегодня днем обещают температуру градусов. А это тепло или холодно?

2.Определение темы урока ( 5 мин)

Ребята, а вы любите играть?

— Поиграем все вместе в игру » Собери пазлы». Перед вами волшебный конверт. Знаете, почему он волшебный? С его помощью мы узнаем тему урока. Откройте конверт. Достаньте из него белый конвертик. Загляните в него. Какое задание вы бы дали к содержимому конвертика? Вам надо собрать картинку и придумать ей название.

ПРОВЕРКА. У какой группы получилась такая картинка?

( слайд № 2)

Тройка. Тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса. Белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром (зима). ( слайд № 2)

Ребята, а каким цветом можно обозначить зиму? (синий). Найдите карточку синего цвета и положите перед собой. ДАЮ НАЗВАНИЕ!!!!

(слайд № 3)

Пришла. Улыбнулась — утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась. Растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады (весна). (слайд № 3)

Ребята, а каким цветом можно обозначить весну? (зеленый) Найдите карточку зеленого цвета и положите перед собой.

Какая группа собрала такую картинку? (слайд № 4)

Оно за весною к нам в гости идет,
С собою приносит немало забот.
Горячие долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски. (лето). (слайд № 4)

А для лета какой цвет подойдет? (красный) Найдите карточку красного цвета и положите перед собой.

Слайд № 5

Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима».(осень) Слайд № 5

Осень каким цветом раскрасим? (желтый) Найдите карточку желтого цвета и положите перед собой. СЛАЙД № 6

-Зима, весна, лето, осень. Как назвать их вместе? ( времена года)

— Сколько времен года? Перечислите их еще раз.

Раздаю названия командам. У каждого из вас есть по 4 карточки. Они нам понадобятся для работы на уроке.

-Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? какова тема нашего урока?

3. Месяцы.

— Сколько месяцев в каждом времени года? Составьте кластер. 1 человек работает с компьютером.

У каждой группы на столе лист со схемой-кластером. Составьте его.

Проверка задания ПО УЧЕБНИКУ:

  1. проверка у компьютера

  2. проверка у групп.

  3. Почему так говорят: «круглый год»

ФИЗМИНУТКА

  1. Каждая группа должна составить рассказ по плану:

Ребята, я уверена, что вы много знаете о временах года. Скажите, времена года сменяются резко или плавно? В какой природе сначала происходят изменения: в живой или неживой?

Сейчас каждая группа должна составить рассказ о времени года по плану: НАЙДИТЕ ПЛАН В ВОЛШЕБНОМ КОНВЕРТЕ. ЧИТАЕМ ТО, ЧТО НАПИСАНО ЖИРНЫМ ШРИФТОМ ВСЕ ВМЕСТЕ.

— название времени года,

— изменения в неживой природе:

Как светит солнце?

Какие день и ночь?

Какая температура воздуха?

Какое небо, какие облака?

Какие осадки?

– изменение в живой природе:

Как изменяются растения?(травы, кустарники, деревья, цветущие растения)

Как изменяется жизнь животных (птицы, звери)

— изменения в жизни человека.

Какую одежду носит человек?

Чем он занимается в это время года?

5.Отчет групп о своем времени года. (Со слайдами)

Итог по каждому времени года: — Нравиться ли вам это время года. Почему?

Итог общий:

— Каждое время года красиво по-своему.

У природы нет плохой погоды

Каждая погода благодать…

Физминутка

А сейчас мы с вами отправимся на прогулку. Готовы?

Мы готовы для похода,

Но от парты не отходим,

Поднимаем выше ноги

И не нужно нам дороги.

Птицы учатся летать, плавно крыльями махать,

Полетели, полетели,

Опустились, посидели!

Можем отправляться в путь…

СЛАЙДЫ

6.Одежда

Прежде, чем выходить на улицу, мы должны одеться по погоде. Найдите лист с одеждой. (слайд)

Задание: передавая лист по кругу, обведите ту одежду , которую можно одеть зимой – синим карандашом, осенью – желтым, весной – зеленым, летом — красным. Что заметили? (некоторые вещи обвели дважды)

Сегодня в какой одежде вы пришли в школу? Почему?

Итог: — Почему нужно уметь правильно одеваться на прогулку?

( Чтобы сохранить своё здоровье. А если здоров , значит у тебя будет хорошее настроение)

7.Рефлексия учебной деятельности. ( 15 мин)

а) ИГРА : «Четыре времени года» Аркадий идет выполнять задание на компьютере, а вы при помощи цветных карточек покажите, в какое время года бывают эти явления.

Еще раз повторить цвета.

Листопад — осень

Снегопад – зима

Появление насекомых – весна

Созревание плодов – весна

Цветение – весна

Появление потомства – весна

Прилет птиц – весна

б) у каждого времени года не только сой цвет, но и свой звук. Я включу музыкальный фрагмент. Попробуйте определить время года

в) Игра: «Бывает — не бывает»». Если явление, которое я назову бывет _ вы хлопаете, если не бывает – топаете. ВСТАЛИ

Бывает или нет летом снег?

Бывает или нет зимой мороз?

Бывает или нет осенью ледоход?

Бывает или нет весной капель?

Бывает или нет зимой листопад?

Бывает или нет осенью метель?

Бывают или нет весной заморозки?

Бывает или нет зимой снег?

Бывает или нет летом гроза?

Д)) работа с тетрадью с. 8. Определите времена года, изображенные на картинке, раскрасив кружок нужным цветом. Раскрасьте лес так, как он выглядит во время года вашей группы.

8.Итог урока (2 мин):

Сколько времен года? Назовите.

Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите.

Сколько месяцев в году? Назовите.

Назови первый месяц года.

Назови последний месяц года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *