Дедуктивный метод обучения

Классификация методов обучения

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использованию.

Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.

Рассмотрим три наиболее распространенные классификации методов обучения.

1. Классификация методов обучения по дидактической цели (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).

В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий в большей степени отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. В данной классификации выделяют следующие методы обучения:

  • • приобретения знаний;
  • • формирования умений и навыков;
  • • применения знаний;
  • • закрепления и проверки знаний, умений, навыков (методы контроля).
  • 2. Классификация методов обучения по источнику знаний (Η. М. Верзилин, Е. Я. Голант, Е. И. Перовский). Это более распространенная классификация. Рассмотрим ее подробнее.

Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово), наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).

Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ – это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме.

Если с помощью рассказа в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех или иных положений, то применяется метод объяснения.

Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерца доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения.

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые (вопросы задаются группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы всем учащимся).

В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места бесед в дидактическом процессе выделяют различные их виды: вводные, или вступительные; беседы-сообщения новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, или закрепляющие; контрольнокоррекционные.

Одной из разновидностей беседы является собеседование.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой, обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала, системным характером освещения знаний.

Различают научно-популярные и академические лекции. Лекция, применяемая для обобщения, повторения пройденного материала, называется обзорной.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.

Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

Работа с книгой (учебником) также является одним из важнейших словесных методов обучения. Главное достоинство данного метода – возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

  • • конспектирование – краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Различают сплошное, выборочное, полное и краткое конспектирование. Конспектировать материал можно от первого (от себя) или третьего лица. Предпочтительнее конспектирование от первого лица, так как в этом случае лучше развивается самостоятельность мышления;
  • • тезирование – краткое изложение основных идей в определенной последовательности;
  • • реферирование – обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы;
  • • составление плана текста – разбивка текста на части и озаглавливание каждой из них; план может быть простой и сложный;
  • • цитирование – дословная выдержка из текста. При таком приеме работы необходимо соблюдать следующие условия: цитировать корректно, не искажая смысла; приводить точную запись выходных данных (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);
  • • аннотирование – краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;
  • • рецензирование – написание рецензии, т.е. краткого отзыва о прочитанном с выражением своего отношения к нему;
  • • составление справки. Справка – сведения о чем-либо, полученные в результате поисков. Справки бывают биографические, статистические, географические, терминологические и др.;
  • • составление формально-логической модели – словесносхематического изображения прочитанного;
  • • составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по теме, разделу или всей дисциплине;
  • • составление матрицы идей (решетки идей, репертуарной решетки) – составление в форме таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов;
  • • пиктографическая запись – бессловесное изображение.

Мы рассмотрели словесные методы обучения. Вторую группу

по этой классификации составляют наглядные методы.

К наглядным методам обучения относятся такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Они предполагают наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметами, явлениями, процессами. Применяются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.

Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций.

Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством.

Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств (многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы, атласы и т.п.).

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая друг друга. Когда процесс или явление должны восприниматься в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Их главное назначение – формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнение – многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества.

Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.

Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.

К письменным тесно примыкают графические упражнения. Применение их помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карn, зарисовок и т.д.

Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой), развивают конструкторско-технические умения.

Любые упражнения в зависимости от степени самостоятельности учащихся могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий используются комментированные упражнения. Сущность их состоит в том, что учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются.

Лабораторные работы как метод обучения основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т.е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований.

Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.

Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.

К особому виду относятся практические занятия, которые проводятся с использованием тренажеров, обучающих и контролирующих машин.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемых по источникам знаний. Эту классификацию неоднократно и достаточно обоснованно в педагогической литературе подвергали критике, так как она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, степень их самостоятельности в учебной работе.

3. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (И. Я. Лернер, Μ. Н. Скаткин).

Характер познавательной деятельности – это уровень мыслительной активности учащихся. По этой классификации выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным, т.е. имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.

Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а учащиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.

Главное преимущество репродуктивного метода, как и объяснительно-иллюстративного, – экономичность. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Оба метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Такая цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучаемые не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавателя, они учатся разрешению проблем.

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод. Метод получил свое название вследствие того, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческий поиск учащимися знаний. Этот метод используется главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умение и навыки в жизни.

Главный недостаток этого метода состоит в том, что он требует значительных затрат времени.

Существуют и другие классификации методов обучения.

Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные и интенсивные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.

Активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.

В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В. В. Петрусинский) – обучение средствами внушения; гипнопедия – обучение во сне; фармакопедия – обучение с помощью фармацевтических средств. Достигнуты неплохие результаты при их применении в процессе изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.

Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Метод обучения — упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания. Методы обучения — это взаимосвязанные способы целенаправленной деятельности учителя и учащихся. Под методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленных на достижение определенной дидактической цели. «Метод» — по-гречески — «путь к чему-либо» — способ достижения цели. Метод обучения — способ приобретения знаний.

Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.

Очень редко какой-либо один метод обучения используется в чистом виде. Обычно преподаватель сочетает различные методы обучения. Методы в чистом виде применяют лишь в специально спланированных учебных или исследовательских целях.

Метод обучения — историческая категория. На протяжении всей истории педагогики проблема методов обучения разрешалась с различных точек зрения: через формы деятельности; через логические структуры и функции форм деятельности; через характер познавательной деятельности. Сегодня существуют различные подходы к современной теории методов обучения.

Классификация методов обучения проводится по различным основаниям:

По характеру познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер):

* объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, демонстрация и т.д.);

* репродуктивные (решение задач, повторение опытов и т.д.);

* проблемные (проблемные задачи, познавательные задачи и т.д.);

* частично-поисковые — эвристические;

* исследовательские.

По компонентам деятельности (Ю.К. Бабанский):

* организационно-действенному — методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

* стимулирующему — методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

* контрольно-оценочному — методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

По дидактическим целям (методы изучения новых знаний, методы закрепления знаний, методы контроля).

По способам изложения учебного материала:

* монологические — информационно-сообщающие (рассказ, лекция, объяснение);

* диалогические (проблемное изложение, беседа, диспут).

По формам организации учебной деятельности.

По уровням самостоятельной активности учащихся.

По источникам передачи знаний ( А.А, Вагин, П.В. Гора):

* словесные: рассказ, лекция, беседа, инструктаж, дискуссия;

* наглядные: демонстрация, иллюстрация, схема, показ материала, график;

* практические: упражнение, лабораторная работа, практикум.

По учету структуры личности (сознания, поведение, чувства):

* сознание (рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и др.);

* поведение (упражнение, тренировка и т.д.);

* чувства — стимулирование (одобрение, похвала, порицание, контроль и т.д.).

Все из указанных классификаций рассматриваются в дидактическом аспекте, предметное содержание математики учитывается здесь не в достаточной мере, поэтому невозможно отразить всю номенклатуру методов обучения математике. Выбор методов обучения — дело творческое, однако, оно основано на знании теории обучения. Методы обучения невозможно разделить, универсализировать или рассматривать изолированно. Кроме того, один и тот же метод обучения может оказаться эффективным или неэффективным в зависимости от условий его применения.

Новое содержание образования порождает новые методы в обучении математике. Необходим комплексный подход в применении методов обучения, их гибкость и динамичность.

Педагогическая классификация методов обучения разделяет методы преподавания и методы изучения (учения), которые в свою очередь представлены научными и учебными методами изучения математики.

Методы преподавания — средства и приемы, способы информации, управления и контроля познавательной деятельностью учащихся.

Методы учения — средства и приемы, способы усвоения учебного материала, репродуктивные и продуктивные приемы учения и самоконтроля.

Основными методами математического исследования являются: наблюдение и опыт; сравнение; анализ и синтез; обобщение и специализация; абстрагирование и конкретизация.

Современные методы обучения математике: проблемный (перспективный) метод; лабораторный метод; метод программированного обучения; эвристический метод; метод построения математических моделей, аксиоматический метод и др.

Информационно-развивающие методы обучения разделяются на два класса:

а) передача информации в готовом виде (лекция, объяснение, демонстрация учебных кинофильмов и видеофильмов, слушание магнитозаписей и др.);

б) самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа с книгой, самостоятельная работа с обучающей программой, самостоятельная работа с информационными базами данных — использование информационных технологий).

К проблемно-поисковым методам относятся: проблемное изложение учебного материала (эвристическая беседа), учебная дискуссия, лабораторная поисковая работа (предшествующая изучению материала), организация коллективной мыслительной деятельности (КМД) в работе малыми группами, организационно-деятельностная игра, исследовательская работа.

Репродуктивные методы: пересказ учебного материала, выполнение упражнения по образцу, лабораторная работа по инструкции, упражнения на тренажерах.

Творчески-репродуктивные методы: сочинение, вариативные упражнения, анализ производственных ситуаций, деловые игры и другие виды имитации профессиональной деятельности.

Составной частью методов обучения являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся (М.И. Махмутов). Методические приемы — действия, способы работы, направленные на решение конкретной задачи. За приемами учебной работы скрыты приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение и обобщение, доказательство, абстрагирование, конкретизация, выявление существенного, формулирование выводов, понятий, приемы воображения и запоминания).

Специальные методы обучения — это адаптированные для обучения основные методы познания, применяемые в самой математике, характерные для математики методы изучения действительности (построение математических моделей, способы абстрагирования, используемые при построении таких моделей, аксиоматический метод).

Познавательные методы обучения.

Стр 1 из 4

Общее понятие о методе.

Классификации методов обучения.

Познавательные методы обучения.

Практические методы обучения.

Методы контроля.

Цели и задачи контроля ЗУН учащихся на уроках русского языка.

Виды контроля.

Методы контроля на уроках русского языка.

Общее понятие о методе

Метод – это способ подхода к действительности, способ изучения, исследования явлений природы и общества.

В отношении учебного процесса, который является двусторонним, наибо­лее точным являются следующее определение: «метод — это способ работы учителя и определяемый им способ работы учащихся» (А.В.Текучёв).

Среди методов обучения различают:

а) методы, которые являются общими для всех (или большинства) изучаемых в школе учебных предметов и описываемых в той отрасли научной педагогики, которая называется дидактикой;

б) методы обучения отдельным учебным предметам, например, русскому языку, что и составляет предмет курса «Методика русского языка».

Всё многообразие методов обучения может быть представлено как оп­ределённая система, основными признаками которой являются:

а) полнота охвата всех сторон предмета обучения, т.е. всех разделов языка;

б) взаимосвязь всех методов между собой, т.к. все они ведет к одной цели и обеспечивают учащимся возможность понимания и усвоения материала;

в) единство общедидактических принципов, являющихся основой для всех методов, входящих в данную систему.

Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И несмотря на это, проблема методов обучения как в теории обучения, так и в реальной педагогической практике остается весьма актуальной и время от времени порождает на страницах педагогической печати острые дискуссии. Они объясняются непрекращающимися попытками теоретиков-педагогов перейти от эмпирических описаний отдельных групп методов к обоснованию научной системы методов обучения и объяснения их сущности на основе раскрытия природы метода обучения и разработки основ их классификации.


История развития и становления методов обучения весьма своеобразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения. Например, учитель объясняет новый материал — он использует метод объяснения; учащиеся самостоятельно изучают материал — это метод самостоятельной работы; ученик выполняет практическое задание, — метод практической работы; учитель инструктирует учащихся о том, как надо выполнять то или иное задание — метод инструктажа; учитель использует на

уроке наглядный материал — метод иллюстрации и т.д., и т.

В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

Метод(буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядочную деятельность.

Методом обученияназывают способ упорядоченной взаимосвязной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Метод обученияявляется одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.

Методы обучения— это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач. Такое определение метода отражает некоторые существенные характеристики обучения. Однако остается неясным, что такое «упорядоченные способы». Приходится признать, что в этом случае допускается тавтология. Словари определяют «метод» как «способ», а о способе говорится, что это метод. На теоретическом уровне «метод» как научная категория теряет смысл, если считается, что любой способ действия можно считать методом. Если же мы хотим включить понятие «метод обучения» в состав педагогической теории обучения, т.е. дидактики, придется принять трактовку метода как чего-то связанного с сущностью обучения, отображающего его направленность, что реализуется в разных формах учебной деятельности, но не сводится к ним. Эта формулировка опирается на понимание моделирования как органической части процесса формирования теоретического знания, в котором первостепенную роль играют модельные представления (модели-представления). Можно слово «модель» заменить на «общее теоретическое представление», и тогда получится, что метод— это общее теоретическое представление о единой деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.

Метод принадлежит области науки, теории, он рождается как идея, на практике метод реализуется через посредство конкретных приёмов.

Классификации методов обучения

Методы могут классифицироваться по тому или иному признаку. В
лингводидактической литературе существует несколько классификаций.

• по источнику получения знаний (А.В. Текучев, Л.П. Федоренко);

• дидактическим задачам (И.Т. Огородников);

• уровню познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Но в названных классификациях, по мнению М.Т. Баранова, они группи­руются без учёта этапов процесса обучения, функциональной роли, цели мето­дов на каждом этапе уточняя классификацию. М.Т. Баранов выделяет 2 этапа обучения:

1-й – овладение учащимися знаниями и умениями;

2-й – отчёт учащихся об овладении знаниями и умениями – и определяет систему методов для каждого этапа.

К этой классификации Л.А. Мурина добавляет такой этап как:

– ознакомление уч-ся с учебным материалом.

А к классификации методов, по её мнению, можно добавить эксперимен­тальные методы (методы исследования учебного процесса учителем-практиком).

Обобщив и систематизировав классификации методов, мы будем выделять в учебном процессе три этапа обучения, каждый из которых, исходя из функ­ции и цели, имеет свою систему методов:

I. Этап ознакомления учащихся с учебным материалом – познавательные мето­ды обучения;

II. Этап овладения учащихся знаниями, умениями и навыками – практические методы обучения;

III. Этап отчёта учащихся об овладении знаниями, умениями и навыками – ме­тоды контроля.

Познавательные методы обучения.

Познавательные методы обучения объединяют две группы методов:

1) объяснительные;

2) эвристические.

С помощью объяснительных методов учитель даёт знания в готовом ви­де. К ним относится лекция и сообщение (слово) учителя.

Лекция – это развёрнутое высказывание учителя на 20 минут для 4-7 и на 20-35 минут в старших классах.

Для темы лекции должен быть избран материал, имеющий обобщающий, универсальный характер. Например, для младших школьников это может быть такая тема: «Язык как средство общения». Важно в доступной и занимательной форме рассказать о роли языка в обществе, приводя понятные детям примеры, сформулировать вместе с ними выводы:

1) язык нужен для того, чтобы общаться, т.е. язык — главное средство общения;

2) чтобы понять друг друга, нужно знать законы русского языка, ос­новной закон русского языка состоит в том, что слова изменяются.

Лекция – наиболее сложный метод обучения, особенно для школьников младшего возраста. Поэтому лекция не должна быть лишь монологом учителя, она должна содержать в себе элементы беседы, прерываться на какое-то время для изменения вида деятельности.

Сообщение (или слово) учителя – это общее название для всех высказы­ваний учителя на уроке: сообщение темы, целей и задач урока, мотивации учебной деятельности уч-ся, объяснение нового материала, анализ таблиц, исторические справки и т. д., сообщение, таким образом, используется на всех этапах обучения, но более всего характерно для объяснения нового материала.

2. Эвристические методы помогают найти ориентир, дают учащимся опору для самостоятельного добывания знаний. К эвристическим методам отно­сятся беседа, наблюдение над языковым явлением, лингвистический анализ учебного материала, чтение учебного материала.

Беседа как метод обучения особенно эффективна на этапе актуализации новых знаний с опорой на ранее усвоенное. Строится она на вопросно-ответной основе и предполагает активное участие уч-ся в анализе учебного материала. Каждый вопрос для беседы заранее продумывается учителем, чётко и корректно (доступно) формулируется; логическая последовательность вопросов предпола­гает ответную логику мыслительных действий учащихся.

Беседа, как правило, начинается с вопросов, имеющих целью установить связь нового и ранее изученного материала, помочь вспомнить забытое, а за­вершается вопросами, при помощи которых учитель может проверить, насколь­ко хорошо понят новый материал.

В зависимости от темы и материала, степени подготовленности и заинте­ресованности уч-ся беседа может длиться от 10-20 минут в 5-7 классах, до 15-0 минут в 8-10 классах.

Чаще всего этот метод используется на уроках развития речи, реже – на уроках грамматики.

Наблюдения над изучаемым учебным материалам – это метод начально­го этапа овладения знаниями, заключительного или итогового этапа изучения темы, раздела в целях закрепления теоретических знаний либо в целях опере­жения подступа к новой теме. Данный метод применим при изучении всех раз­делов учебного курса. На начальном этапе этот метод может сочетаться с поста­новкой проблемного вопроса, ответ на который должно показать наблюдение.

Например, при изучении имени прилагательного учащимися даются пред­ложения с прилагательными и предлагается ответить на вопросы: «Что обозна­чают данные слова?», «Как они изменяются?», «Какие синтаксические функции выполняют?».

Наблюдение подготавливает уч-ся к более сложному виду работы — лин­гвистическому анализу связного текста.

Этот метод находит применения при изучении грамматики, на занятиях по орфографии, в работе над словарём, при изучении языка писателя.

Анализ языка состоит в выделении по определённым признакам явлений языка (грамматических форм, групп слов или орфограмм) и в характеристике их с определённой точки зрения (грамматической, стилистической).

Этот метод находит выражение:

• в наблюдении над языком;

• в грамматическом разборе;

• в анализе художественных произведений со стороны словаря, стиля и изобразительных средств.

Лингвистический анализ связного текста может быть более или менее обстоятельным и проводится с целью характеристики словаря произведения (с точки зрения его богатства, разнообразия, семантических рядов и т. п.), исполь­зованных в нём языковых средств изобразительности, особенностей синтакси­ческих конструкций, которыми преимущественно пользуется автор.

Самостоятельный анализ учебного материала. На специально подоб­ранном дидактическом материале ученики ведут наблюдение над языком, про­изводят анализ, делают письменные лингвистические выводы и обобщения. На­пример: орфографическое правило «Окончания ом/ым в форме т.п. ед. ч. рус­ских и иностранных фамилий, населённых пунктов» учащиеся могут вывести сами в результате анализа иллюстративного материала. Записывается перечень слов: Псков, Соловьёв, Львов, Дарвин, Никитин и др.

Задания:

1. Выписать русские фамилии, иноязычные фамилии, названия населенных пунктов в отдельные столбики;

2. Записать их в форме т.п.;

3. Подчеркнуть окончания;

4. Сформулировать правило: русские фамилии в т. п. имеют окончание – ым/им, иноязычные фамилии – ом, населённые пункты – ом.

Чтение учебного материала по русскому языку: учащиеся самостоятель­но осваивают теорию, осмысливают её, затем закрепляют на практике. Этому необходимо учить: выделять в параграфе главное, конспектировать материал.

Следует отметить, что нельзя использовать лишь какой-то один из назван­ных методов, т.к. это приводит к однообразию уроков, утрате учащимися позна­вательной активности, интереса к предмету и утрате учителем профессионализ­ма.

4. Практические методы обучения

Для закрепления знаний, формирования умений и навыков используются практические методы обучения, которые делятся на:

1. Методы закрепления знаний:

• вопросы для осмысления, усвоения и закрепления;

• конспектирование;

• тезирование;

• составление плана;

• составление таблицы;

• разбор языкового явления;

• устное сообщение;

• доклад/реферат.

Рассмотрим один из них. Итак, вопросы для осмысления, усвоения и за­крепления знаний исходят от учителя с целью:

• помочь ученикам правильно понять правило или содержание параграфа; задания упражнений, сопоставить отдельные факты;

• проверки знаний, их закрепления и совершенствования;

• повторения пройденного материала;

• обобщения и систематизации материала.

При использовании данного метода возрастают требования к умениям учителя точно выразить мысль, задавать вопросы в последовательности, пред­полагающей ответную логику в высказываниях детей.

Ещё один метод – развёрнутый ответ по грамматике. Он представляет со­бой изложение усвоенного материала:

«Устный, «воспроизводящий» ответ можно рассматривать как рассужде­ние (более или менее развернутое) на темы, связанные с изучением предмета. В таком рассуждении выделяется тезис (то, что доказывается) и доказательства. Когда, например, ученик говорит о том, какие предложения называются безлич­ными, он высказывает определенное положение, тезис, то, что сказанное пра­вильно, он доказывает, приведя примеры и разъяснения их. (Т.А. Ладыженская).

Подобные рассуждения могут быть построены двояко:

а) теоретическое положение а) языковой пример;
(правило); б) объяснение примера;

б) пример; в) вывод.

в) объяснение примера;

Для того чтобы правильно построить рассуждения, можно использовать алгоритмы. Они помогают учащимся усвоить примеры логического мышления, которые требуются для правильного применения правил. В начале учитель дает готовые алгоритмы, впоследствии учащиеся составляют их самостоятельно.

Например: «Чередующиеся гласные в корнях слов»

Корни мак / мок

1. Подумай, какое значение имеет корень в данном слове

Если «опускать в жидкость» Если «пропускать в жидкость»

пиши макпишимок

Алгоритмы могут быть и многоступенчатыми. «Безударные личные окончания глаголов».

1. Поставь глагол в неопределенной форме и посмотри, оканчивается ли он на — ить.

Тесты для атестации учителей +

Блок 1. Общепрофессиональные вопросы и задания

1. Официальным источником опубликования нормативных правовых актов Министерства образования и науки РФ является:

  1. «Вестник образования».

  2. «Бюллетень Министерства образования и науки РФ».

  3. «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

  4. «Собрание законодательства РФ».

2. Метод обучения, при котором учащийся сам ставит проблему, находит пути ее решения, оформляет и представляет результат, называется:

1. эвристическим

2. репродуктивным

3. проектным

4. проблемным

3. Одной из ведущих целей современного школьного образования является расширение образовательного пространства. Реализация данной цели является необходимым условием для:

  1. реализации образовательного стандарта по предмету

  2. расширения круга личностно-значимых для учащихся проблем и их решения

  3. удовлетворения личностно-значимых потребностей в получении определенной суммы знаний

  4. реализации индивидуальных способностей в учебной деятельности

4. Методика обучения представляет собой:

  1. проекцию прикладной психологии на соответствующий учебный предмет

  2. совокупность приёмов, с помощью которых происходит целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками

  3. науку, исследующую цели и содержание, закономерности, средства, приемы, методы и системы обучения

  4. отрасль прикладной науки, исследующую закономерности обучения определенному предмету

5. Государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российский Федерации «Об образовании»:

  1. ограничивает компетенции в области образования между органами государственной власти и управления различных уровней

  2. является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования]

  3. обеспечивает право всех граждан на равноценное образование

  4. гарантирует получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

  5. Дополните.

  1. Состояние полного физического, психологического и социального благополучия называется__________________________________

Пр. отв. – здоровьем

  1. Выберите номера правильных вариантов ответа.

ЗДОРОВЬЕ – ЭТО…

    1. психическое благополучие;

    2. рождаемость

    3. отсутствие заболеваний;

    4. отсутствие увечий.

    5. инвалидность

    6. смертность

    7. социальное благополучие;

    8. физическое благополучие;

Прав. Отв.: 1,3,4,7,8

  1. Выберите номера правильных вариантов ответа.

Методика работы по программе основы здорового образа жизни основана на:

      1. Активных методах обучения и воспитания;

      2. Использовании тренингов и психологических упражнений;

      3. Изучении теории предмета;

      4. Формировании навыков критического мышления;

      5. Усвоении школьных навыков поведения.

Прав. Отв.:1, 3

  1. Выберите номера правильных вариантов ответа.

К гигиеническим критериям урока относятся все перечисленные кроме:

    1. освещенность;

    2. соответствие мебели возрасту школьников;

    3. количество учащихся в классе;

    4. проведение динамических физкультурных пауз;

    5. температурный режим;

Прав. Отв.: 3

  1. Выберите номера правильных вариантов ответа:

Использование здоровье сберегающих технологий в школе предусматривает….

  1. Реализацию программ образования в области здоровья;

  2. Реализацию медико-гигиенических технологий;

  3. Реализацию личностноориентированного подхода к учащимся;

  4. Обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся;

  5. Оздоровление средствами природы.

Прав. Отв.: все

Блок 2. Информационный.

    1. Дистанционное обучение (ДО) это..

  1. совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала;

  2. интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;

  3. предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала;

  4. все вышеперечисленное

2. Мультимедиа (multimedia) — это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе

  1. текст,

  2. звук,

  3. видеоизображение,

  4. графическое изображение

  5. анимацию(мультипликацию)

  6. вычисления

  7. все вышеперечисленное

  1. Какие из приведенных записей могут быть корректными доменными именами?

  1. Клавиша F5 в программе PowerPoint соответствует команде …

  1. Меню справки

  2. Свойства слайда

  3. Показ слайдов

  4. Настройки анимации

5. Электронная таблица предназначена для:

  1. обработки преимущественно числовых данных, структурированных с помощью таблиц;

  2. упорядоченного хранения и обработки значительных массивов данных;

  3. визуализации структурных связей между данными, представленными в таблицах;

  4. редактирования графических представлений больших объемов информацииБлок 3. Коммуникативный

    1. Выберите правильный ответ.
      Какой из аргументов к личности коммуникатора, на ваш взгляд, более убедительный и почему?

А. Это говорила моя тетя.
Б. Я узнал это от нашего начальника.
В. Да каждый умный человек так говорит.
Г. Было по ТВ программе.

2.Установите соответствие.

СТИЛИ ОБЩЕНИЯ

ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ

1) Авторитарный

А. Уравнивание позиций взаимодействия

2) Демократический

Б. Передача группе полномочий руководителя

3) Либеральный

В. Доминирование позиций руководителя Авторитарный

Г. Отсутствие взаимодействия с группой

Ответ: 1 –В, 2-А,3-Б

3. Выберите номер правильного варианта ответа.

К невербальным средствам общения относятся все ниже перечисленные средства, кроме…

1) внешнего вида;

2) состояния здоровья;

3) жестов;

4) улыбки;

5) позы.

4.Установите соответствие:

Технологии принятия групповых решений

Информационное содержание

1.Групповая дискуссия

А. Средство для сбора мнений членов группы по конкретному вопросу и оценки сложившейся ситуации. Групповое интервью

2. Мозговой штурм

Б.Средство для свободного поиска новых решений проблемы. Групповая дискуссия

3. Групповое интервью

В. Средство для прояснения социальных ролей в коллективе

Г.Метод группового обсуждения, выявляющий весь спектр мнений членов группы и возможные пути группового решения проблемы. Групповое интервью

Ответ: А-3, Б-1, Г-3

5. Какой из перечисленных приемов не способствует эффективному слушанию:

1) Принятие позы активно слушающего человека.

2) Сосредоточение взгляда на говорящем.

3) Задавание вопросов.

4) Подсказывание ответов.

5) Логическое планирование процесса слушания.

Классификация методов обучения. Единой классификации методов обучения не существует; в то же время рассмотрение различных подходов к разделению методов обучения на группы является основанием

Единой классификации методов обучения не существует; в то же время рассмотрение различных подходов к разделению методов обучения на группы является основанием их систематизации в качестве дидактического инструментария.

Исторически первыми методами обучения считаются методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнение, самостоятельная работа, вопросы), а также методы их совместной работы (беседа).

По источнику «передачи знаний» выделяют словесные, наглядные и практические методы.

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа (вводная, вступительная, эвристическая, закрепляющая; индивидуальная и фронтальная; собеседование), дискуссия, лекция; работа с учебником (конспектирование, составление плана, формулировка тезисов, цитирование, аннотирование, рецензирование).

Практические методы: упражнения (устные и письменные, графические, воспроизводящие, тренировочные, комментированные, учебно-трудовые; лабораторные работы, практические работы, дидактические игры.

И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин1 положили в основу классификации методов обучения возрастные степени самостоятельности учащихся и предложили следующие их типы:

1) объяснительно-иллюстрированный (или информационно-рецептив-ный) – учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают;

2) репродуктивный – ученик выполняет действие по образцу учителя;

3) проблемного изложения – учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания;

4) частично-поисковый (эвристический) учитель расчленяет проблему на части, ученики осуществляют шаги по решению подпроблем;

5) исследовательский – поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем.

Создатели приведенной классификации отмечали, что деление методов на продуктивные и репродуктивные носит достаточно условный характер, поскольку любой акт творческой деятельности невозможен без репродуктивной работы.

Многие исследователи (Б. П. Есипов, Т. А. Ильина, М. М. Левина) кри-тиковали указанную классификацию методов обучения за переоценку роли и удельного веса поисковой работы учащихся.

Ю. К. Бабанский среди возможных оснований классификации методов обучения выделил степень проявления поискового характера деятельности и распределил с данной точки зрения все методы обучения на методы репродуктивной деятельности, методы эвристической деятельности, методы исследовательской деятельности1.

Ю. К. Бабанский предложил три основные группы методов обучения2.

Методы стимулирования и мотивации учения: познавательные игры, учебные дискуссии, методы учебного поощрения и порицания, предъявления учебных требований.

Методы организации и осуществления учебных действий: словесные, наглядные, практические; индуктивные, дедуктивные, метод аналогий; проблемно-поисковый, эвристический, исследовательский, репродуктивные методы (инструктаж, объяснение, тренировка); самостоятельной работы с книгой, с приборами и др.

Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный контроль, лабораторный, машинный, методы самоконтроля.

В. А. Онищук3 за основу классификации предложил взять дидактичес-кие цели и соответствующие им виды деятельности учащихся. В результате была получена следующая классификация методов обучения:

– коммуникативный метод, цель которого – усвоение готовых знаний через изложение нового материала, беседу, работу с текстом, оценку работы;

– познавательный метод, цель – восприятие, осмысление и запоминание нового материала;

– преобразовательный метод, цель – усвоение и творческое применение умений и навыков;

– систематизирующий метод, цель – обобщение и систематизация знаний;

– контрольный метод, цель – выявление качеств усвоения знаний, умений и навыков и их коррекции.

Предприняты многочисленные попытки создания бинарных, полинарных классификаций методов обучения, в которых они группируются на основе двух и более признаков. Так, бинарная классификация методов обучения М. Н. Махмутова построена на сочетании методов преподавания и методов учения:

Методы преподавания:

– информационно сообщающий;

– объяснительный;

– инструктивно-практический;

– объяснительно побуждающий;

– побуждающий.

Польский ученый К. Сосницкий считает, что существуют два метода учения, а именно искусственный (школьный) и естественный (окказиональный), которым соответствуют два метода обучения: преподносящий и поисковый.

Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Практика богаче любых самых искусных построений и абстрактных схем. В практической деятельности учителя сочетаются все классификации методов обучения – они постоянно замещают, дополняют и развивают друг друга.

Словесные методы

Во всех классификациях присутствуют методы устного изложения знаний. К ним относятся рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, инструктаж. Выделяют функции данных методов:

– мотивационная: создание психологической установки на усвоение нового материала, создание проблемных ситуаций;

– информационная: раскрытие содержания фактического материала, раскрытие причинно-следственных связей между предметами и явлениями окружающего мира;

– воспитательная: решение всевозможных воспитательных задач, возникающих при изучении учебного материала;

– обобщающая: сведение знаний в определенную систему;

– организационная: объяснение ученикам способов предстоящей деятельности;

– контрольно-корректирующая: установление обратной связи, получение информации о том, как дети усваивают знания, исправление ошибок.

Словесные методы применяются на всех этапах обучения: во время

подготовки к усвоению нового материала, в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения.

Рассказ. Монологический метод изложения учебного материала. Это живое, яркое, занимательное, эмоциональное изложение знаний в определенной логической последовательности. Рассказ как метод может использоваться при изучении всех учебных предметов школьного учебного плана. Рассказ – мощный источник влияния на мыслительную деятельность, воображение, эмоции младших школьников.

В соответствии с целевыми установками выделяют рассказ-вступление (подготовка к восприятию нового материала), рассказ-повествование (осуществляется раскрытие, изложение нового материала), рассказ-заключение (выделение главных идей, мыслей, выводов, обобщение изученного).

В младших классах выделяется три вида рассказа: описание, художественный рассказ, объяснение.

Описание предполагает чёткую, выразительную, образную характеристику предметов, явлений, событий (на уроках природоведения, ознакомления с окружающим, трудового обучения).

Художественный рассказ основывается на сравнениях, эпитетах, обращён к представлениям и эмоциям детей (используется на уроках чтения, рисования, ознакомления с окружающим). Содержание рассказа должно опираться на имеющийся у детей опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами. К. Д. Ушинский сформулировал главные требования к рассказу: интересное содержание, четкая последовательная форма изложения.

Готовясь к рассказу, учитель намечает план, подбирает необходимый материал, а также методические приемы. Чаще других используются логические приёмы сравнения, сопоставления.

Во время рассказа выделяется главное. Рассказ должен быть коротким (до 5–7 мин.), пластичным, протекать на положительном эмоциональном фоне. Хорошо, если будет музыкальное сопровождение. Если длительность рассказа превышает 5–7 мин., его нужно сочетать с другими методами – иллюстрацией, включением наглядности, элементов беседы, записью опорных слов на доске и т. п.

Объяснение. Монологический метод словесного изложения понятий и положений, закономерностей, существенных свойств. Этот метод помогает раскрывать сущность способов действий, которые следует запомнить ученикам, приучить детей следить за ходом мысли. Объяснение обязательно сопровождается участием детей, демонстрацией опытов и образцов действий, сочетается с иллюстрацией.

Применяется при раскрытии значения слов и понятий, при введении в тему нового материала, при построении системы новых рассуждений и доказательств. Его чаще всего используют учителя для ознакомления с правилами действий на уроках математики, языка, труда, физкультуры, природоведения. Объяснение чаще всего сопровождается инструктированием относительно выполнения операций, действий, заданий. Инструктаж должен быть кратким, содержать не более 4–5 заданий.

Объяснение имеет начало, развитие действия, кульминацию и завершающую часть. Краткие выводы, резюме, повторяющие главное, – обязательный момент объяснения.

Беседа. Диалогический метод обучения изложения и усвоения учебного материала. Его можно применять на разных этапах урока в сочетании с другими методами, при достижении различных целей обучения. В древности мастером беседы считался древнегреческий ученый Сократ. Поэтому беседу, с помощью которой ученик самостоятельно открывает для себя новые знания, называют сократической.

Беседа позволяет с помощью системы вопросов, умелой их постановки и искусного поддержания диалога воздействовать как на сознание, так и на подсознание учащихся, научить их самокоррекции.

Проведение беседы предполагает наличие определенного объема знаний об изучаемом материале, помогает побудить учащихся к актуализации имеющихся знаний, вовлечь их в процесс самостоятельных размышлений, в эвристический, творческий процесс получения новых знаний, способствует активизации познавательной деятельности, вовлекает в максимальный мыслительный поиск, с целью разрешения противоречий, подводит к самостоятельному формированию выводов и обобщений, создает условия для оперативного управления процессом познания. Беседа должна нести воспитательную направленность.

В начальной школе беседа наиболее эффективна для:

– подготовки учеников к работе на уроке;

– ознакомления их с новым материалом;

– систематизации и закрепления знаний;

– текущего контроля и диагностики усвоения знаний;

Способы классификации бесед.

По назначению:

– вводные, или организующие;

– сообщения новых знаний;

– синтезирующие, или закрепляющие;

– контрольно-коррекционные.

По уровню познавательной деятельности:

– репродуктивные;

– эвристические.

Вводная беседа проводится в начале урока или другого учебного занятия. С ее помощью обеспечивается психологическая настройка учащихся на восприятие и усвоение нового учебного материала. Беседа способствует пониманию значения предстоящей работы, формирует представления о ее содержании, специфике и особенностях. Перед экскурсией, практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.

Беседа сообщения новых знаний строится в форме вопросов и ответов, преимущественно при анализе прочитанных текстов, запоминании ответов:

– катехизическая;

– сократическая (мягкая, почтительная со стороны ученика, допускающая сомнения и возражения);

– эвристическая (ставящая ученика перед проблемой, требующей разрешения).

Учителя все чаще вводят сложные эвристические (открывающие) беседы, побуждающие к размышлению, открытию.

Синтезирующие, закрепляющие, или итоговые применяются для закрепления, обобщения, систематизации знаний.

Контрольно-коррекционные могут быть организованы как фронтальные или индивидуальные. Применяются с целью диагностики, коррекции, уточнения, дополнения новыми знаниями, конкретизации.

Эффективность беседы зависит от тщательной подготовки учителя, продуманности и профессиональной формулировки вопросов, в четкой постановке, их логической последовательности. Вопросы нужно формулировать доступно и просто, чтобы все дети, даже слабые, их поняли. Легкие вопросы не стимулируют активной познавательной деятельности. Не следует задавать «подсказывающих» вопросов (содержащих готовые ответы). Не допускается, чтобы один вопрос содержал два и более подвопросов.

Беседа, по сравнению с другими словесными методами, открывает большие возможности для индивидуального, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения.

Продумывая систему вопросов, учитель будет помнить об их функциях: одни вопросы направлены на обнаружение фактов; другие – актуализацию известных знаний, опыта; третьи – установление новых связей, четвертые – применение уже известных знаний, умений в новых условиях. Диагностические вопросы ориентированы на обнаружение имеющихся знаний, умений, определение уровня их сформированности. Очень важна техника вопросно-ответного обучения:

– не поощрять «выкрикивающих» ответов;

– слабых спрашивать чаще;

– дать возможность исправлять неправильные ответы;

– если дети не могут ответить на вопрос, следует задать наводящий вопрос.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскрыть содержание понятий «метод», «методический прием».

2. Чем обосновано наличие множества классификаций методов обучения?

3. По каким признакам группируются методы обучения?

4. Дайте обоснование сущности основных групп методов обучения. Обоснуйте их эффективность в учебном процессе.

5. Чем должен руководствоваться учитель при выборе методов обучения, при определении их взаимосвязи и сочетания?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *