Дефектолог кто это такой

Общие сведения

Дефектология (специальная или коррекционная педагогика) – это наука, которая изучает закономерности развития, воспитания и обучения детей с физическими и психическими нарушениями.

В зависимости от специфики нарушений, которые подлежат коррекции, дефектология подразделяется на:

  • Логопедию. Специалисты данного профиля занимаются коррекцией речевых нарушений у детей.
  • Сурдопедагогику – отрасль, которая сосредоточена на оказании помощи детям с нарушениями слуха.
  • Тифлопедагогику. Специалисты этого профиля оказывают помощь детям с патологиями зрения.
  • Олигофренопедагогику. К сфере деятельности специалистов этого профиля относится оказание помощи детям, которые страдают снижением интеллекта.
  • Ортопедагогику. Дефектолог-ортопедагог оказывает помощь детям с патологиями опорно-двигательной системы и нарушениями осанки, а также пациентам с ДЦП.

При этом деление на узкую специализацию в дефектологии условно, так как в процессе практической деятельности дефектолог может сталкиваться с сочетанными дефектами, при которых у детей наблюдается несколько разных нарушений одновременно (при ДЦП, задержке психоречевого развития и т.д.). Исключением является логопед – этот узкий специалист обучает правильному произношению и написанию различных единиц речи детей, которые не имеют серьезной сопутствующей патологии.

Для оказания помощи детям с сочетанными дефектами дефектолог должен иметь базовые знания в смежных областях либо тесно сотрудничать с другими узкими специалистами (психологом, неврологом, нейропсихологом).

К задачам дефектолога относятся:

  • проведение гибкого и всестороннего исследования особенностей развития ребенка;
  • оказание помощи детям в развитии внимания, мышления и других основных психических процессов;
  • развитие навыков общения и разговорной деятельности, формирование четкого произношения;
  • проведение интенсивных занятий, которые устраняют проблемы сенсорики;
  • консультирование родителей и их обучение приемам и навыкам воспитания ребенка с особенностями развития;
  • оказание помощи ребенку в социализации, понимании и принятии себя.

Для выполнения этих задач дефектолог должен обладать:

  • способностью быстро устанавливать контакт с ребенком и создавать дружескую атмосферу в процессе занятий;
  • умением работать с детьми по любой программе, которая позволяет корректировать и компенсировать недостатки развития;
  • умением учить детей читать и писать при помощи нетрадиционных методов;
  • умением работать с лицами разного возраста по индивидуальной программе (дефектолог также работает со взрослыми, помогая улучшать их социальную адаптацию и качество жизни).

Какими органами занимается дефектолог

Дефектолог занимается развитием и обучением детей с различными нарушениями, поэтому к сфере деятельности этого специалиста относятся патологии:

  • органов речи (неба, ротовой и носовой полости, губ, небного язычка, голосовых связок);
  • органов слуха (перепончатый лабиринт и др.);
  • опорно-двигательной системы;
  • органов зрения;
  • мозга, вестибулярного аппарата, нервной системы.

Что лечит дефектолог

Дефектолог-логопед не устраняет причину дефектов, а занимается коррекцией нарушений произношения. К этому специалисту обращаются при:

  • Дислалии – нарушении произношения звуков, которое наблюдается у детей с нормальным слухом и нормальной иннервацией артикуляционного аппарата. Ребенок может не выговаривать звук/звуки одной группы (простая дислалия) или несколько звуков из разных групп (сложная дислалия). По происхождению это нарушение может быть физиологическим, функциональным и органическим.
  • Дизартрии — нарушенном произношении звуков, которое провоцирует ограничение подвижности речевого аппарата (наблюдается при поражениях нервной системы). У взрослых такое нарушение не вызывает распада речевой системы, но у детей может спровоцировать общее недоразвитие речи.
  • Заикании – нарушенной ритмичности речи, которая проявляется в частом повторении или растягивании единиц речи (звуки, слоги, слова), а также нерешительностью и частыми остановками в процессе речевой деятельности. Выделяют невротическую и неврозоподобную форму, при которой нарушена моторика в целом. Речевые судороги проявляются или усиливаются при стрессе.
  • Расстройствах речи, которые спровоцированы нарушением слуха. У детей с проблемами слуха недоразвиты все аспекты речи (произношение звуков, запас слов, грамматический строй), так как отсутствует полноценное восприятие речи окружающих на слух.
  • Алалии – недоразвитии или отсутствии речи у детей, которые не страдают нарушениями слуха и имеют первично сохранный интеллект. Связана с повреждением областей больших полушарий мозга, которые отвечают за речь. Повреждения происходят при родах, травмах или инфекционных заболеваниях.
  • Афазии – частичном отсутствии или нарушении уже сформировавшейся речи. Развивается при опухолях, кровоизлияниях и других органических поражениях речевых отделов коры головного мозга. Вид речевых нарушений зависит от области поражения (может наблюдаться сенсорная, динамическая, амнестическая и другие виды афазий).
  • Неправильном прикусе – стоматологическом заболевании, которое влияет на правильность произношения некоторых звуков (шипящие, л, р и др.). Для коррекции прикуса и произношения используют специальные пластинки и логопедические упражнения.
  • Ринолалии – нарушении звукопроизношения, которое проявляется изменением тембра голоса (гнусавость) и развивается при различных дефектах носоглотки. Может быть открытой, закрытой и смешанной.
  • Задержке речевого развития (ЗРР). Проявляется более медленным освоением языковых норм и негативно влияет на развитие психических процессов. Может быть связана с минимальной мозговой дисфункцией, тугоухостью или социальными факторами (педагогическая запущенность или гиперопека).
  • Задержке психоречевого развития (ЗПРР) — комплексном нарушении мышления, речи, памяти, навыков поведения, двигательных функций и эмоций. При таком нарушении любые новые навыки осваиваются с трудом, мыслительный процесс протекает медленно.

Помощь дефектолога также требуется детям:

  • С глухотой (возможность полноценно воспринимать речь отсутствует). Врожденное или приобретенное в раннем детстве нарушение слуха при глухоте носит двусторонний характер и приводит к отклонениям в психическом развитии.
  • Слабослышащим. Тугоухость является стойким двусторонним снижением слуха, которое вызывает трудности при восприятии речи. Нарушения слуха могут быть слабовыраженными (затруднения возникают при восприятии шепота) и выраженными в значительной степени (ограничено восприятие разговорной речи обычной громкости). Остаточный слух позволяет накапливать ограниченный словарный запас, но при раннем развитии патологии речь у ребенка не развивается.
  • Слепым или со слабым зрением. При аномалиях развития органов зрения зрительное восприятие становится невозможным или сильно ограниченным (остаточное зрение сохранено), что провоцирует развитие вторичных отклонений и вызывает трудности с усвоением конкретного значения слов.

Кроме того, дефектолог занимается коррекцией различных нарушений при:

  • Синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). При этом стойком хроническом синдроме у ребенка выявляют плохую концентрацию внимания, гиперактивность и отсутствие контроля поведения (импульсивность), могут наблюдаться трудности при восприятии информации и снижение интеллекта.
  • Раннем детском аутизме (РДА). Этот всесторонний дефицит социального общения и взаимодействия связан с нарушениями развития головного мозга. Сопровождается ограничением интересов и склонностью к повторяющимся действиям.
  • Умственной отсталости (УО) – задержке или неполном развитии психики, которые проявляются нарушением интеллекта, речи, эмоций, моторики и воли. Носит врожденный или приобретенный характер, различается по степени выраженности (идиотия, дебильность и др.).
  • Детском церебральном параличе (ДЦП) – хроническом непрогрессирующем симптомокомплексе двигательных нарушений, которые развились в связи с поражениями головного мозга в перинатальном периоде.

Когда нужно обращаться к дефектологу

Консультация дефектолога необходима, если ребенок:

  • в семимесячном возрасте не реагирует на обращенную к нему речь;
  • в год не произносит «лепетные» слова;
  • в 2 года не разговаривает при помощи простых слов;
  • в 2,5 года не способен построить простые предложения;
  • в 3 года испытывает трудности с артикуляцией, не глотает слюну;
  • в 5 лет не использует в речи грамматически согласованные предложения;
  • заикается;
  • не произносит звуки в соответствии с возрастной нормой;
  • отстает в умственном развитии;
  • страдает нарушениями центральной нервной системы;
  • страдает патологиями органов слуха;
  • имеет заболевания органов зрения;
  • страдает психическими нарушениями.

Этапы консультации

Консультация дефектолога включает:

  • Изучение анамнеза и уточнение информации о течении беременности и родов.
  • Проведение комплексной диагностики с целью изучения психических функций (возможно привлечение к процессу диагностики психолога или психотерапевта). Оценивается понимание речи, способность вступать в социальный контакт, привычки и поведение, уровень интеллекта, речевые навыки, соответствие письма и чтения возрасту. Также проверяют концентрацию внимания, память и эмоционально-волевую сферу, изучается тип семейного воспитания.
  • Формирование индивидуального коррекционного плана занятий с учетом результатов диагностики. Также даются рекомендации родителям по поводу развивающих занятий в домашних условиях.

Поскольку на прием к дефектологу обычно направляют другие узкие специалисты после установления диагноза, на первый прием рекомендуется взять медицинскую карту ребенка и результаты всех имеющихся обследований.

При необходимости дефектолог направляет ребенка на дополнительные обследования — ЭЭГ, УЗИ головного мозга, нейросонографию, допплерографию и др.

Диагностика

Диагностика проводится с учетом обследований органов зрения и слуха – при наличии проблем с речью или при патологиях слуха предлагаются задания наглядного характера (речевые инструкции сведены к минимуму), а при снижении зрения предлагаются в устной форме.

При диагностике используются:

  • метод беседы, в процессе которой уточняются особенности представлений ребенка о себе и явлениях окружающего мира, привычках, страхах и уровне адаптации (вопросы задаются в понятной для ребенка форме);
  • метод наблюдения, при использовании которого дефектолог наблюдает за игровой деятельностью ребенка;
  • проективные методики;
  • тесты (чаще всего используется адаптированный для детей тест Д. Векслера);
  • экспериментально-психологические методики.

При проведении обследований дефектолог обращает внимание на эмоциональную реакцию ребенка на обследование, адекватность восприятия инструкций и целей задач, характер деятельности при выполнении и реакцию на помощь при решении задачи, эмоциональную реакцию на результат выполнения задания и т.д.

Лечение

Дефектолог не занимается лечением патологий, которые привели к возникновению дефектов, а помогает их компенсировать и корректировать. Длительность и частота занятий подбирается индивидуально, занятия проводятся в непринужденной, игровой форме.

Для коррекции дефектов может использоваться:

  • Томатис-терапия, при которой используется запрограммированное воздействие звуковыми волнами (стимулирует развитие речи, повышает обучаемость, память и т.д.);
  • песочная терапия, позволяющая корректировать эмоциональное состояние, развивать моторику, устранить заикание и др.;
  • общение при помощи карточек при наличии расстройств аутического спектра;
  • упражнения, помогающие развивать познавательные способности;
  • упражнения, развивающие мелкую моторику или различные виды мышления и т.д.

Для устранения дефектов речи и письма подбираются индивидуальные упражнения, выполнение которых также повышает концентрацию внимания и улучшает память.

При неправильном прикусе проводятся упражнения для коррекции прикуса – «Улыбка», «Рыбка», «Трубочка» и т.д. Каждое положение челюстей фиксируется на 5-10 секунд и повторяется не менее 10 раз.

При необходимости ребенок направляется к детскому психологу, а для родителей проводится консультация семейного психолога с целью коррекции стиля воспитания.

Кто такой дефектолог, чем занимается с детьми и какие занятия проводит

К сожалению, некоторые дети приобретают патологии, у них возникают проблемы с психикой, опорно-двигательным аппаратом, зрением и слухом. В таком случае им нужна помощь дефектолога в детском саду или школе. Этот специалист владеет методиками обучения и воспитания детей с нарушениями развития.

Кто такой дефектолог

Дефектолог — коррекционный педагог, который занимается с детьми, имеющими откролнения в развитии. Несмотря на то что наука дефектология развилась на стыке медицины и педагогики, этот специалист не является врачом. Он коррекционный педагог, и его основная задача — это обучение и воспитание детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Работников этого профиля можно встретить не только в детских садах и школах. Их можно найти в реабилитационных и социальных центрах, поликлиниках. Он может работать как с определённым ребёнком, так и с группой.

Дефектология включает в себя несколько отраслей:

  • Олигофренопедагогика — работа с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость, задержка психического развития);
  • Сурдопедагогика — работа с проблемами слуха;
  • Тифлопедагогика — работа с нарушениями зрения;
  • Логопедия — работа с речевыми нарушениями.

Работа дефектолога в детском саду очень разнообразна и зависит от конкретных нарушений. В обычной школе вы редко найдёте данного специалиста — он работает в специализированных школах для детей с отклонениями в развитии. В школе обычно есть только логопед, который занимается детьми с речевыми нарушениями.

Ещё одна важная сторона деятельности дефектолога — привитие социальных и бытовых навыков. Ребёнок с интеллектуальной недостаточностью плохо приспосабливается к жизни, а слепые не могут ориентироваться в пространстве. Помочь с этим справиться призван коррекционный педагог.

Какую работу он проводит с детьми

Обучает, воспитывает, знакомит с окружающим миром и другое — вот что делает дефектолог с детьми. Это далеко не самый полный перечь видов деятельности. Они зависят от вида нарушения. Общая цель — формирование мотивации к обучению.

На первом этапе учитель-дефектолог проводит обследование. Оно затрагивает все стороны развития. Проверяется, как дети вступают в контакт, как реагируют, какой у них темп работы. Обследуется мышление, понимание инструкций, зрительное и слуховое восприятие.

На основе полученных результатов учитель разбивает детей на группы. Воспитанники в них обладают примерно одинаковым уровнем развития. С некоторыми детьми проводить групповые занятие не получается: к этой категории относятся аутисты — эти детки чаще ставятся на индивидуальные занятия в силу специфики данного нарушен я развития.

Занятия проводятся в нескольких направлениях:

  1. На первом этапе проводится ознакомление с окружающим миром. Формируются представления о нём, его законах. Они развивают внимательность и ответственность за свои действия.
  2. Второй этап — развитие элементарных математических представлений. В ходе занятий дефектолог рассказывает о величине, форме предметов и других характеристиках.

Большое внимание уделяется сенсомоторному развитию. Отдельно ведётся работа по развитию ощущений. Для этого делаются пальчиковые бассейны с разными крупами и мелкими игрушками. Полезно готовить ароматную еду, изучать овощи, фрукты, ягоды, трогать, обследовать пальчиками. Всё это помогает детям сформировать разные ощущения.

Малыши с задержкой психического развития отличаются проблемами с играми. Им тяжело контактировать с кем-то, следовать правилам. Поэтому им требуется помощь дефектолога. Он грамотно руководит действиями подопечных и помогает им найти общий язык друг с другом.

На видео ниже показан пример группового занятия коррекционного педагога:

Незаменимы и консультации для родителей. Дефектолог может ответить на всех их вопросы, дать совет и помочь справиться с проблемами ребёнка.

Примеры методов работы

Образовательный процесс строится исходя из особенностей нарушения. Например, при проблемах со слухом возникает распад устной речи. Особенно это касается дошкольного возраста, так как в этот период идёт активное формирование речи.

Потеря слуха, отсутствие нормальной коммуникации приводит к тому, что малыш начинает молчать. При отсутствии должной коррекционной поддержки он навсегда теряет навык. В дальнейшем его обучают жестовому языку, но это сильно ограничивает его возможность интеграции в обществе.

Адаптация к реальной жизни — вот чем занимается дефектолог в детском саду и школе. Сурдопедагог делает упор на развитие устной речи. Тифлопедагогу приходится вести обучение немного в другом ключе. Его основная задача — это развитие социальных и бытовых навыков. Важно преподавать представления об окружающем мире, приучать учеников воспринимать мир «через пальцы».

Для этого создают специальные объёмные книги. Они выполнены из разного материала и изображают: здания, улицы, животных, растения. Всё это позволяет ученикам с нарушением зрения сформировать представления об окружающем мире.

Немаловажно прививать навыки самообслуживания, так как порой родители не дают ребёнку это делать, лишая его шанса на самостоятельную жизнь. Ближе к школе начинается подготовка к овладению шрифтом Брайля. Это рельефный точечный рисунок, который является аналогом обычного письма. Слепые через пальцы воспринимают его и читают написанное.

Олигофренопедагоги занимаются детьми с интеллектуальными нарушениями. Это задержка психического развития и умственная отсталость. Работа с такими учениками строится на развитии мышления. Им также прививаются навыки самообслуживания, коммуникации. Детей с лёгкой степенью умственной отсталости приучают к труду.

Проблемы дефектологии

В современных условиях не все лица с ОВЗ получают помощью. Есть малыши со сложной структурой дефекта, например, слепоглухие. До прошлого века все они считались необучаемыми, пока известный американский педагог Энн Салливан не показала пример обучения такого ребёнка. Именно её фотография является заглавной к этой статье.

Её ученица, Хелен Келлер, потеряла возможность слышать и видеть после тяжёлой болезни. Участь девочки была незавидной — приют. Но Салливан доказала, что её можно адаптировать к обществу. Келлер стала активисткой, писательницей, лектором. Её деятельность широко освещалась в обществе. Однако в современном мире обучение таких детей сопряжено с рядом трудностей.

Возросшее количество малышей с расстройством аутистического спектра (РАС) требует от дефектологов разработки новых программ обучения. В прошлом веке их было принято считать умственно отсталыми, но современные исследования опровергли это. Работа с такими детьми должна быть направлена на развитие коммуникативных навыков.

Подводя итог можно сказать, что дефектолог проводит крайне сложную, но очень важную работу. Важную как для малыша, так и для его родителей. Это позволяет максимально социализировать детей в обществе.

Профессия дефектолог: зачем нужна и как выучиться?

Дефектолог – это специалист, который работает с детьми, имеющими психические или физические недостатки. Человек данной профессии обладает знаниями методик адаптации детей к окружающей среде, занимается их обучением и воспитанием.

Направления работы дефектолога

Дефектолог работает с проблемными детьми, изучает их недостатки, воспитывает, помогает адаптироваться к окружающим условиям. Задачей дефектолога является выявление аномалий развития, включая их происхождение, закономерности и особенности, и на основе полученных сведений разрабатываются методики коррекции.

Профессия «дефектолог» требует знаний во многих областях: психологии, неврологии, педагогики и т.д. Специалист данного профиля проводит диагностику способностей и уровня развития ребенка. Результатом работы дефектолога является социализация и приобщение к окружающему миру детей с отклонениями в развитии. Наряду с этим специалист данного профиля проводит беседы с родителями, оказывая им помощь в воспитании и понимании своего ребенка.

Таким образом, должностными обязанностями дефектолога являются:

  1. организация и проведение учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;

  2. обследование детей с целью определения степени выраженности имеющегося дефекта;

  3. проведение групповых и индивидуальных занятий с целью восстановления нарушенных функций;

  4. консультирование родителей по применению методик и приемов оказания помощи проблемным детям;

  5. ведение документации.

Дефектолог – это социально значимая специальность, требующая глубоких профессиональных знаний и желания помогать детям.

Требования к дефектологу

Среди профессиональных требований к дефектологу можно выделить следующие:

  1. наличие высшего профессионального образования;

  2. опыт работы по специальности;

  3. знания возрастной и специальной педагогики и психологии, анатомо-физиологической и клинической дефектологии;

  4. знания методов и приемов предупреждения и исправления отклонений в развитии;

  5. стремление к профессиональному росту и знакомство с новейшими открытиями в своей области (посещение курсов повышения квалификации, мастер-классов, семинаров, конференций, чтение профессиональной литературы и пр.).

Далеко не каждый способен работать дефектологом. При наличии диплома и профессиональных знаний специалисту требуется опыт работы и обладание определенными качествами характера.

Дефектолог – это специалист по работе с детьми, имеющими психологические или физические отклонения в развитии. Данная профессия является сложной, требующей от работника глубоких знаний и определенных личностных качеств. Для работы дефектологом требуется получить высшее образование. В должностные обязанности специалиста данного профиля входят осмотр детей, выявление недостатков, поиск причины появления недуга, помощь в адаптации к окружающему миру и т.д.

Какое образование нужно дефектологу

Получить образование дефектолога возможно в педагогических вузах (код специальности 44.03.03). В процессе обучения студент изучает основы педагогики, способы оказания психологической и медицинской помощи и пр. Поэтому можно утверждать, что дефектолог обладает педагогическим образованием с медицинским уклоном.

Профессия дефектолога подразделяется на несколько узких специальностей, таких как:

  • сурдопедагог (работает с детьми, имеющими недостатки слуха);

  • тифлопедагог (работает с детьми с нарушениями зрения);

  • сурдотифлопедагог (работает со слепоглухонемыми детьми);

  • олигофренопедагог (работает с умственно отсталыми детьми);

  • логопед-дефектолог (работает с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи) и пр.

Личностные качества дефектолога

Для работы с аномальными детьми и выполнения профессиональных обязанностей дефектолог должен обладать определенными личностными качествами, к которым относятся:

  1. терпение, уравновешенность, стрессоустойчивость;

  2. ответственность;

  3. умение работать со сложными детьми;

  4. любовь к детям и своей профессии;

  5. коммуникабельность.

При работе с ребенком дефектолог должен видеть в своем воспитаннике полноценную личность, проявлять к каждому интерес, наблюдать, выявлять причины отклонений, стараться оказать помощь, предотвратить возможные нежелательные последствия и т.д.

Поиск работы дефектологом (карьерный рост)

В России работа дефектолога является востребованной и высокооплачиваемой. Это связано с тем, что многие современные дети имеют проблемы с адаптацией к окружающим условиям (переменам), не могут выстроить общение со сверстниками, имеют проблемы с речью и усвоением обучающего материала, физические отклонения и т.д. Специалист может оказывать частные услуги, работать в государственных школах-интернатах, коррекционных и реабилитационных центрах, детских садах и дошкольных образовательных учреждениях и т.д.

Зарплата дефектолога

Заработная плата дефектолога в России зависит от региона проживания и места работы. Так в государственных учреждениях оклад специалиста данного профиля может составлять 15-20 тыс. руб., в Москве и Санкт-Петербурге – 35-60 тыс. руб. Работа в частных учреждениях (включая оказание частных профессиональных услуг) оплачивается дороже. В месяц сотрудник может получать до 80 тыс. руб. и выше (в зависимости от должностных обязанностей).

Плюсы и минусы профессии

Профессия «дефектолог» имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести:

  • важность, востребованность профессии (дефектолог стоит в одном ряду с врачами и учителями);
  • достойная заработная плата;

  • возможность профессионального развития (разработка собственных методик, издание книг, публикации в научных журналах и пр.).

К минусам профессии относятся:

  • высокие психологические и физические нагрузки;
  • повышенные требования к знаниям специалиста.

Должностная инструкция учителя-дефектолога ДОУ

1. Общие положения

1.1. Приведенная должностная инструкция учителя-дефектолога в ДОУ составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155; на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010 г. в редакции от 31 мая 2011 года; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 27 декабря 2019 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Учитель-дефектолог относится к категории специалистов, назначается и освобождается от занимаемой должности руководством дошкольного образовательного учреждения.

1.3. На должность учителя-дефектолога может быть назначено лицо, имеющее высшее образование – специалитет или магистратура в области дефектологии или высшее образование – специалитет или магистратура и профессиональная переподготовка в области сурдопедагогики без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Условиями допуска педагога-психолога к работе является:

  • отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
  • прохождение учителем-дефектологом обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.5. Учитель-дефектолог находится в прямом подчинении у заведующего ДОУ, а в рамках психолого-педагогической службы – у ее руководителя.

1.6. Учитель-дефектолог выполняет обязанности согласно:

  • должностной инструкции учителя-дефектолога ДОУ;
  • Конституции Российской Федерации;
  • Декларации о правах и свободах человека;
  • Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Гражданского и Трудового кодекса РФ;
  • решений Правительства Российской Федерации;
  • порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования;
  • Уставу ДОУ;
  • локально-правовым актам детского сада;
  • правил внутреннего распорядка дошкольного образовательного учреждения;
  • правил и норм охраны труда и пожарной безопасности.

1.7. Учитель-дефектолог ДОУ должен знать:

  • законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов;
  • законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты;
  • требования к адаптированным основным общеобразовательным программам, адаптированным образовательным программам;
  • правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды для обучающихся с нарушениями слуха;
  • региональные и локальные нормативно-правовые акты, регламентирующие работу учителя-дефектолога (сурдопедагога);
  • теории, закономерности, принципы построения и функционирования систем образования лиц с нарушениями слуха, современные тенденции развития образования лиц с нарушениями слуха;
  • основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных основных общеобразовательных программ;
  • клинико-психолого-педагогические особенности глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся разного возраста, в том числе со сложными дефектами, включая обучающихся с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра;
  • сурдопедагогические технологии обучения и воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации различных категорий обучающихся с нарушениями слуха;
  • содержание и технологии преподавания специальных учебных предметов (специальных коррекционных курсов);
  • современные педагогические технологии реализации деятельностного, компетентностного, индивидуально-дифференцированного подходов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха;
  • пути достижения образовательных результатов, способы контроля и оценки планируемых результатов образования детей с нарушениями слуха;
  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов современными образовательными средствами, техническими средствами, специальными сурдотехническими средствами, дидактическими материалами;
  • особенности семейного воспитания детей с нарушениями слуха;
  • основы возрастной дефектологии, общей психологии, дошкольной специальной педагогики и педиатрии;
  • теорию и методы управления образовательными системами;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • психофизиологические особенности ребёнка;
  • образовательную программу дошкольного образовательного учреждения с учетом требований ФГОС ДО;
  • способы простой диагностики интеллектуального развития детей;
  • новейшие методики и приемы по предоставлению разных видов дефектологической помощи;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • способы и приемы профилактики и исправления отклонений в речевом и нервно-психологическом развитии детей;
  • нормативную и методическую документацию по вопросам профессиональной и практической деятельности;
  • программно-методическую литературу по работе с детьми, имеющими определенные отклонения в развитии;
  • современные достижения дефектологической и педагогической наук;
  • педагогические и гигиенические меры по профилактике и снятию нервно-психологического напряжения и утомляемости воспитанников;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • педагогические условия организации развивающей среды;
  • должностную инструкцию, правила по охране труда и пожарной безопасности, по охране жизни и здоровья детей;
  • Правила внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения.

1.8. Учитель-дефектолог ДОУ должен уметь:

  • планировать содержание и осуществлять непрерывный образовательно-коррекционный процесс в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой, адаптированной образовательной программой, специальной индивидуальной программой развития, программой коррекционной работы;
  • определять формы, методы, приемы и средства организации деятельности обучающихся с нарушениями слуха по освоению общеобразовательных программ, адаптированных для их образования, способствующих коррекции нарушений развития, социальной адаптации;
  • формулировать задачи обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с нарушениями слуха;
  • организовывать деятельность обучающихся с нарушениями слуха по реализации задач обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с их возрастом, особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями;
  • разрабатывать и реализовывать совместно с родителями (законными представителями)индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с нарушениями слуха с учетом его возраста, индивидуальных возможностей;
  • использовать сурдопедагогические технологии применения стационарной звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, беспроводной аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов в процессе обучения и воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации обучающихся с нарушениями слуха;
  • использовать ИКТ-компетенции, необходимые для планирования, реализации и оценки образовательной работы с обучающимся, имеющими нарушения слуха с учетом их возраста, особых образовательных и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей;
  • применять в образовательном процессе современные образовательные технологии, включая информационные ресурсы;
  • применять сурдопедагогические технологии реализации коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей различных категорий детей с нарушениями слуха;
  • использовать сурдопедагогические технологии формирования и развития словесной речи в устной и письменной форме в образовательном процессе при использовании соотношения разных форм речи – словесной (устная, письменная, устно-дактильная) и жестовой (калькирующая жестовая речь и разговорный жестовый язык), с учетом особых образовательных потребностей различных категорий обучающихся с нарушенным слухом, их индивидуальных особенностей;
  • использовать сурдопедагогические технологии развития речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, восприятия неречевых звучаний окружающего мира, включая музыку, произносительной стороны речи в процессе обучения и воспитания разных категорий обучающихся с нарушениями слуха;
  • применять сурдопедагогические технологии сопровождения лиц с нарушениями слуха в системе комплексной реабилитации при кохлеарной имплантации;
  • планировать и организовать различные виды самостоятельной деятельности обучающихся с нарушениями слуха;
  • использовать технологии формирования у обучающихся мотивации к качественному образованию, личностному развитию, овладению компетенцией, необходимой для жизни человека в обществе, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха;
  • использовать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить достижение обучающимися планируемых результатов образования, коррекции нарушений развития, социальной адаптации, определять дальнейшие траектории образования с учетом возраста, особых образовательных потребностей разных категорий обучающихся с нарушениями слуха, их индивидуальных особенностей;
  • применять технологии воспитательной работы с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха;
  • использовать технологии инклюзивного образования детей с нарушениями слуха и их слышащих сверстников;
  • взаимодействовать со специалистами, осуществляющими комплексное сопровождение обучающегося с нарушенным слухом в организациях здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов;
  • взаимодействовать со средствами массовой информации, общественными организациями для пропаганды толерантного отношения к лицам с нарушениями слуха, их семьям;
  • осуществлять ведение нормативной документации, включая электронный документооборот;
  • соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.

1.9. Педагог-дефектолог должен строго соблюдать должностную инструкцию учителя-дефектолога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, Конвенцию ООН о правах ребенка и Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ (в редакции от 29 июня 2013 года) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

2. Должностные обязанности

Для эффективного выполнения возложенных функций учитель-дефектолог должен:

2.1. Осуществлять:

  • обследование детей с целью выявления особенностей речевого развития ребенка, структуры и степени имеющейся выраженности нарушения развития;
  • комплектацию групп для занятий, учитывая психофизическое состояние детей;
  • работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников с нарушениями в развитии;
  • индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми по исправлению речевых нарушений и нервно-психологических отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций;
  • тесный контакт с воспитателями групп и другими педагогическими работниками ДОУ по закреплению положительных результатов коррекции и формирования связанной повествовательной речи у детей дошкольного возраста;
  • посещение занятий воспитанников детского сада;
  • наблюдение за динамикой детей, прошедших курс коррекционных занятий с помощью периодических обследований воспитанников.

2.2. Реализовывать образовательные программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования, соблюдать права и свободы воспитанников.

2.3. Изучать индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности детей для создания условий обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения и воспитания, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки, соответствующий требованиям ФГОС ДО, Федеральным государственным требованиям.

2.4. Проводить занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и дошкольной гигиены, а также современных информационных технологий.

2.5. Обеспечивать охрану жизни и здоровья детей в период воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

2.6. Выявлять причины и степень отклонений в речевом, интеллектуальном и нервно-психическом развитии детей.

2.7. Направлять детей (в случаях особой необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические учреждения.

2.8. Делать заключение по результатам логопедического обследования и сообщать об этом родителям и педагогам в разрешенном объеме с целью их ориентации в проблемах развития ребенка.

2.9. Разрабатывать и применять:

  • корректирующие (опробованные и авторские) программы, циклы занятий, направленные на ликвидацию у дошкольников именно речевых расстройств, нарушений произношения, дефектов фонематических процессов и лексико-грамматических расстройств, подлежащих исправлению;
  • рекомендации для педагогов, специалистов и родителей;
  • рекомендации по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. В условиях дошкольного образовательного учреждения при наличии отставаний и пробелов в познавательной деятельности и при подготовке воспитанников к школе;
  • рекомендации по социально-психологической подготовке воспитанников к школьному обучению;
  • рекомендации по организации помощи детям с нарушениями в развитии и речевыми дефектами в условиях семьи.

2.10. Способствовать формированию общей культуры личности, социализации, развивать навыки речевой культуры у детей, применяя русскую детскую классическую литературу и устное народное творчество.

2.11. Проводить консультации всех участников воспитательно-образовательного процесса в целях профилактики речевых отклонений и выбора техник логопедической помощи детям, по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

2.12. Участвовать:

  • в заседаниях Педагогического совета дошкольного образовательного учреждения;
  • в заседаниях Совета психолого-педагогической службы, методических советах;
  • в родительских собраниях и круглых столах;
  • в работе по проведению оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой ДОУ;
  • в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

2.13. Иметь необходимые наглядные пособия и материалы для обследования детей и проведения коррекционно-развивающих работ с ними.

2.14. Систематически вести:

  • требуемую документацию по установленной форме, применять ее по назначению;
  • методическую и аналитико-статистическую деятельность.

2.15. Обеспечить выполнение настоящей должностной инструкции учителя-дефектолога в ДОУ (детском саду), инструкции по охране жизни и здоровья детей, соблюдение правил и норм охраны труда, пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и требований.

2.16. Выполнять квалификационные требования в соответствии с Порядком аттестации педагогических сотрудников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

3. Права

Учитель-дефектолог в пределах своей компетенции имеет полное право:

3.1. Участвовать при разработке:

  • стратегии развития дошкольного образовательного учреждения;
  • соответствующих локальных нормативных документов;
  • управленческих решений, вопросов в рамках психолого-педагогической службы;
  • положений о функциях настоящей службы, компетенции, обязанностях и ответственности;
  • образовательной программы и годового плана дошкольного образовательного учреждения в соответствии.

3.2. Принимать участие в деятельности творческих групп, в работе органов самоуправления дошкольного образовательного учреждения.

3.3. Представлять свой педагогический опыт, наработки, заслуживающие внимания, на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, отчетных итоговых мероприятиях и в печатных изданиях специализированной направленности.

3.4. Получать от руководства структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, относящимся к его деятельности.

3.5. Формировать от имени детского образовательного учреждения деловые контакты с лицами и организациями, развивающими свою деятельность в данном направлении.

3.6. На защиту профессиональной чести и достоинства, знакомиться с поступающими жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

3.7. Информировать заведующего ДОУ, заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе (завхоза) о приобретении необходимых в образовательной деятельности обучающих, развивающих, и демонстрационных средств.

3.8. Периодически повышать свою квалификацию.

3.9. Учитель-дефектолог также имеет право на все предусмотренные законодательством РФ социальные гарантии, а также права, предусмотренные Трудовым кодексом, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением о дошкольной образовательной организации», Уставом, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами детского сада.

4. Ответственность

4.1. Педагог-дефектолог несет полную ответственность (в порядке, установленном трудовым законодательством) за неисполнение или не соответствующее исполнение, без уважительных на это причин, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка детсада, законных распоряжений заведующего, других локальных нормативных актов, должностной инструкции учителя-дефектолога ДОУ, в том числе за неисполнение предоставленных ему прав.

4.2. За использование, в том числе однократное, способов воспитания, связанных с психофизическим насилием над личностью ребенка, учитель-дефектолог может быть отстранен от занимаемой должности, согласно трудовому законодательству и Закону РФ «Об образовании», при этом увольнение работника не является мерой дисциплинарной ответственности.

4.3. За любое нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм и правил в ходе обучения учитель-дефектолог в детском саду привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, установленных административным законодательством Российской Федерации.

4.4. За любое виновное причинение дошкольному образовательному учреждению ущерба в связи с исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей учитель-дефектолог несет полную материальную ответственность в порядке и пределах, утвержденных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Взаимоотношения. Связи по должности

Учитель-дефектолог ДОУ:

5.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по утвержденному графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели, самопланирования и отчетности деятельности, участия в обязательных плановых мероприятиях ДОУ на которые не установлены нормы выработки.

5.2. Самостоятельно составляет план работы на каждый год, полугодие и ежемесячно. Планы согласовываются с руководителем психолого-педагогической службы, заместителем заведующего по воспитательно-образовательной работе и утверждаются заведующим детским садом.

5.3. Предоставляет руководителю службы, заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе отчет в письменном виде о проделанной работе за каждое полугодие и в конце года.

5.4. Получает от заведующего ДОУ, заместителя руководителя и заведующего ППС информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с необходимыми документами.

5.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, имеющим отношение к его деятельности, с работниками службы и коллективом педагогов.

5.6. Ставит в известность заведующего ППС и руководителя детсада о возникновении трудностей в работе с родителями.

5.7. Предоставляет заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе информацию, полученную непосредственно на совещаниях и во время семинаров.

6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции

6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается должностная инструкция.

6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до замены ее новой должностной инструкцией.

6.3. Факт ознакомления сотрудника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

В сфере педагогики есть масса интересных и востребованных направлений. В этот перечень входит и профессия дефектолог, которая представлена рядом специализаций. Такие сотрудники работают с детьми разного возраста, помогая им избавляться от физических и психических недостатков. Их деятельность тесно связана с медициной, но при этом не требует получения диплома врача. Для работы по профилю мало закончить профильный ВУЗ. Нужно найти и развить в себя ряд личных качеств, без которых эффективность сотрудника будет минимальной.

Кто такой дефектолог и чем он занимается

Мнение эксперта Екатерина Колоколова Профориентатор. Дипломированный специалист по проблемам вовлеченности детей в учебу. Имеет более 10-и лет опыта ведения семинаров, тренингов и лекций с аудиторией самого разного возраста. Дефектолог — это специалист в области дефектологии (особое направление специальной или коррекционной педагогики). Он занимается изучением закономерностей развития детей с психическими и физическими нарушениями, их воспитанием и обучением. Такие работники помогают детям адаптироваться в обществе, подготовиться к школе.

В зависимости от типа решаемых проблем дефектолог может иметь одну из следующих специализаций (или несколько):

  • логопед — занимается коррекцией речевых нарушений;
  • сурдопедагог (дифлопедагог) — помогает решать проблемы, связанные с нарушением слуховой функции;
  • амблиолог (тифлопедагог) — работает с малышами с патологиями зрения;
  • ортопедагог — специализируется на заболеваниях опорно-двигательного аппарата, пациентах с ДЦП, нарушениями осанки;
  • олигофренопедагог — оказывает помощь ребятам со сниженным уровнем интеллекта.

Дефектолог — это специалист, который помогает детям, имеющим психические и физические недостатки, адаптироваться в обществе.

Дефектолог может быть практиком или теоретиком. Первые (коррекционные) непосредственно работают с детьми, стараясь решать конкретные проблемы. Вторые занимаются наукой, изучая тонкости направления, разрабатывая приемы обучения и воспитания проблемных малышей.

Особенности профессии дефектолог

Разделение дефектологов по специализациям условно. Чаще всего сотрудники такого типа работают со всеми видами перечисленных проблем. Нередко они встречаются у детей в разных сочетаниях, поэтому представитель профессии должен ориентироваться во всех направлениях.

В своей работе дефектологи тесно контактируют с детскими психологами, неврологами, нейропсихологами. Надо понимать, что такой сотрудник не лечит болезнь, вызвавшую характерные для нее симптомы. Он только проводит коррекцию, действуя в рамках своих компетенций.

Стандартный перечень обязанностей дефектолога:

  • осмотр клиента, оценка уровня его развития, степени выраженности проблемы, общего состояния;
  • подбор плана работы с ребенком в зависимости от особенностей ситуации, составление индивидуальной программы;
  • ведение документации, позволяющей контролировать эффективность проводимой коррекции;
  • выполнение мероприятий согласно подобранному плану, регулярная оценка результатов, внесение изменений в программу;
  • взаимодействие с родителями или опекунами клиента, их консультирование по вопросам домашней работы с ребенком;
  • изучение интересов и увлечений подопечных, подбор мероприятий, способствующих их общему развитию;
  • помощь детям и родителям в выборе воспитательного или учебного заведения, будущей профессии, вариантов досуга.

Дефектологи работают с детьми и их родителями, проводят консультации. Они постоянно повышают уровень своей квалификации, изучая новые методики взаимодействия с клиентами, способы помощи. С этой целью профессионалы посещают семинары, конференции, профильные курсы.

Важные личные качества дефектолога

Специальность дефектолога стоит рассматривать только тем людям, которые считают работу с детьми своим призванием. У них должно быть безграничное терпение, ведь с проблемными ребятами взаимодействовать намного сложнее, чем с обычными. Для соискателя профессии обязательны любовь к детям, чувство ответственности, доброжелательность, креативность. Также в работе им помогут коммуникабельность, задатки лидера, строгость, внимательность.

Еще одно обязательное качество для дефектолога — умение разграничивать личную жизнь и профессиональную деятельность. Через такого сотрудника проходит большое количество детей с болезнями или проблемами. Если он вместо оказания профессиональной помощи начнет сопереживать каждому, неизбежны нервные срывы, депрессия, иные психоэмоциональные проблемы.

Дефектолог должен любить и понимать детей, в противном случае он не сможет работать в этой сфере, главная его задача — развить у ребенка навыки, которые помогут ему в будущем найти свое место в социуме и адаптироваться.

Профессиональные знания

Дефектологом невозможно стать, просто почитав профильную литературу. На такого специалиста нужно учиться у профессионалов. Обучение подразумевает освоение методов и приемов взаимодействия с детьми, родителями больных ребят. Также в него входит изучение коррекционно-педагогических методик, количество которых исчисляется десятками, способов диагностики проблем.

Дефектологу необходимы базовые медицинские знания, а также глубокие познания в психологии, социологии, конфликтологии. Такой сотрудник обязан уметь анализировать заключения врачей, педагогов и психологов, а также читать результаты анализов, обследований, тестов.

Требования к дефектологу

Чтобы работать дефектологом, нужно получить высшее педагогическое образование по профилю. Также можно получить среднее специальное медицинское образование по направлению «Лечебное дело», после чего пройти переобучение на дефектолога. Обычно к непосредственной работе с детьми допускаются квалифицированные сотрудники, отработавшие не менее 3-х лет под руководством экспертов в этой области.

Пример должностной инструкцииПример инструкции (стр. 2)Пример инструкции (стр. 3)
Пример инструкции (стр. 4)Пример инструкции (стр. 5)Пример инструкции (стр. 6)

Плюсы и минусы профессии дефектолог

Люди, которые считают работу с детьми своим призванием, порой даже не рассматривают ее плюсы и минусы. Их все же стоит изучить, чтобы усилить действие положительных моментов и сгладить отрицательные.

К плюсам и минусам направления относят:

  • возможность оказывать помощь детям, повышая качество их жизни;
  • наличие перспектив карьерного роста;
  • получение в процессе обучения знаний, которые могут пригодиться и в обычной жизни;
  • возможность одновременно напрямую помогать детям и заниматься наукой;
  • востребованность экспертов, которая постепенно приводит к увеличению их доходов;
  • полный социальный пакет, который нередко включает сокращенный рабочий день, увеличенный срок отпуска;
  • возможность вести частную практику, хорошо зарабатывая, и при этом делая все легально.
  • К работе нужно морально и эмоционально подготовиться, развить в себе устойчивость к стрессам.
  • Взаимодействие с проблемными детьми способно изматывать, а некоторые случаи могут и опытных экспертов повергать в шок.
  • Иногда занятия с детьми не дают результатов, что заставляет дефектолога сомневаться в своем профессионализме.
  • Зарплата сотрудников без опыта, особенно в бюджетных заведениях, зачастую ниже среднего уровня.

Известные представители профессии

Власова Татьяна Александровна Советский психолог и дефектолог Доктор психологических наук (1972), профессор (1976), академик АПН СССР (1982) Азбукин Дмитрий Иванович Русский советский дефектолог, врач-психоневролог Доктор педагогических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР. Написал целый ряд работ по психиатрии, в которых касается многих проблем патологии психики человека.

Обучение на дефектолога

Чтобы без проблем устроиться на должность дефектолога, нужно иметь высшее образование. Его можно получить строго по этому профилю или по одной из смежных специальностей. При поступлении в ВУЗ обычно нужны высокие баллы ЕГЭ по таким предметам как русский язык, биология, обществознание. Конкурс по этому направлению растет, поэтому в некоторые учебные заведения придется дополнительно сдать вступительные тесты по биологии.

Если у соискателя профессии уже есть высшее образование по специальности психолог или педагог, он может стать дефектологом по упрощенной схеме. Для этого достаточно пройти профессиональную переподготовку на курсах по программе «Дефектология». Такие услуги предлагают «Высшая школа технологии и управления», «Столичный учебный центр», Центр «Российское просвещение» и другие заведения.

Продолжительность курсов составляет от 6 до 12 месяцев. Занятия проводятся в очном, очно-заочном или дистанционном формате. В процессе учебы ученикам приходится сдавать экзамены, зачеты, тесты. По итогам обучения выпускник проходит аттестацию и получает официальные документы.

Специализация «Дефектология» преподается в большинстве педагогических ВУЗов, а также во многих учебных заведениях с гуманитарным уклоном. Обучение по профилю занимает от 4 до 6 лет в зависимости от его формы, а также специфики направления. Учиться можно очно, очно-заочно, заочно и дистанционно. Ведущими ВУЗами этой области считаются: Московский институт психоанализа, Московский государственный областной университет, МПГУ, РГСУ, Институт специальной педагогики и психологии, МГГУ имени М.А. Шолохова, МСГУ.

Дефектолог: где может работать

Основное место работы дефектолога — специализированное школьное учреждение. Также такие профессионалы нужны в медицинских и детских центрах, школах-интернатах, профильных санаториях. Все чаще экспертов в области дефектологии приглашают работать в частные детские сады и школы.

Все чаще дефектологи склоняются к ведению частной практики. Достаточно открыть кабинет для приема посетителей, чтобы начать работу по профилю. Трудности в этом случае связаны только с поиском клиентов. Правда, благодаря развитию социальных сетей, сегодня любой может запустить рекламу своих услуг с минимальными вложениями.

Пример резюмеПример резюме (стр. 2)

Карьерный рост

Карьера дефектолога обычно начинается с рядовой должности в бюджетном заведении специализированного типа. Обычно за ним закрепляется куратор, контролирующий действия новичка. На этом этапе заработная плата работника составляет 15-20 тыс. рублей. Через 2-3 года практики сотрудник может приступать к самостоятельному приему посетителей. Его заработок увеличивается до 30-45 тыс. рублей. Со временем практик может перейти на руководящую должность с увеличением дохода до 50-70 тыс. рублей.

В частных учебных и воспитательных учреждениях дефектологи получают в среднем от 50 тыс. рублей. На такие должности обычно принимают опытных представителей профессии, обладателей научной степени. При ведении частной практики профессионалы такого типа зарабатывают от 60 тыс. рублей в месяц.

Зарплата на 29.02.2020

Россия
15000—45000 ₽

Москва
30000—100000 ₽

Представитель профессии дефектолог занимается работой с детьми, у которых есть физические отклонения от нормы, психические проблемы. Цель такого сотрудника — повышение качества жизни малыша, упрощение процесса его адаптации в обществе. Для трудоустройства по профилю необходимо наличие высшего педагогического образования или прохождение курсов повышения квалификации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *