Декоративно прикладное искусство

Новости

Творческая характеристика мастера декоративно-прикладного искусства Степанова Владимира Петровича

Опубликовано 03.02.2017 15:06

Степанов Владимир Петрович родился 11 августа 1969г.
Владимир Петрович родился в селе Новоглебовка Саратовской области. Семья переехала в 1973году в хутор Верхнесоленый Веселовского района, Ростовской области, где он окончил среднюю школу в 1987 г. После окончание школы поступил на водительские курсы. С 1988 г. по 1990 г. служил в рядах Советской армии в танковых войсках. После армии работал водителем в колхозе имени Ленина Веселовского района. Попал в автомобильную катастрофу где получил тяжёлую травму позвоночника. Находясь в инвалидном кресле построил дом , столярный цех, занимался изготовлением окон и дверей, стульев и др.

С 2011 г. стал заниматься резьбой по дереву.Владимир Петрович изготавливает шкатулки, кубки. Для резьбы использует дерево: тополь, липа, орех. Его работы украшают определенные композиции клинообразные выемки, которые различны по размерам, глубине, по геометрии углов. На его изделиях большое количество граней, их исполнение требует большего мастерства. Также он изготавливает рамочки для икон. Иконы вышивает бисером. Для изготовления своих работ, геометрические эскизы придумывает сам, и пользуется видео и фото материалами пользуясь сети Интернет.

Его работы несут огромное влияние в дело преемственности и развитие народных традиций. Деятельность мастера оказывает большую роль в деле возрождения ремесел. Владимир Петрович имеет небольшой период занятия ремеслом, но благодаря его способности к самообразованию трудолюбию , наличие интереса к культурному наследию страны , его работы могут соперничать с именитыми мастера и его работы вызывают огромный интерес не только у жителей Верхнесоленовского сельского поселения, но и жителей Веселовского района.
Директор МБУК ВСП «Верхнесолновский СДК» Л.В. Гречко

На один уровень выше

LiveInternetLiveInternet

Виды декоративно-прикладного искусства
Шитьё — создание на материале стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Шитьё одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке.

Цветоделие — изготовление женских украшений из ткани в виде цветов

Пэчворк (шитье из лоскутков), лоскутное одеяло — лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани.
Аппликация — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.
Стёганые изделия, квилтинг — прошитые насквозь два куска ткани и положенный между ними слой ватина или ваты.
Вышивание — искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.
Вязание — процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную или на специальной машине.
Художественная обработка кожи — изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения.
Ткачество — производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших человеческих ремёсел.
Ковроткачество — производство ковров.
Выжигание (пирография)— на поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы наносится рисунок.
Выжигание по дереву
Выжигание по ткани (гильоширование) — техника рукоделия, подразумевающая отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата.
Горячее тиснение — технология художественной маркировки продукции методом горячего тиснения.
Обработка древесины кислотами
Художественная резьба — один из древнейших и широко распространенных видов обработки материалов.
Резьба по камню — процесс формирования нужной формы, который осуществляется посредством сверления, полировки, шлифовки, распиловки, гравировки и т. д.
Резьба по кости — вид декоративно-прикладного искусства.
Резьба по дереву
Рисование по фарфору, стеклу
Мозаика — формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Витраж — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Декупаж — декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из бумаги, которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.
Лепка, скульптура, керамическая флористика — придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов.
Плетение — способ изготовления более жестких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей, волокон, коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья.
Бамбук — плетение из бамбука.
Берёста — плетение из верхней коры березы.
Бисер, бисероплетение — создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется, бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим.
Корзина
Кружево — декоративные элементы из ткани и ниток.
Макраме — техника узелкового плетения.
Лоза— ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения.
Циновка — плетение настила настил из какого-либо грубого материала, циновка, рогожа.
Роспись:
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Яркая, лаконичная роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Полхов-Майданская роспись — производство расписных токарных изделий — матрёшек, пасхальных яиц, грибов, солонок, кубков, поставок — щедро украшенных сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
Мезенская роспись по дереву — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин.
Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов.
Семёновская роспись — изготовление деревянной игрушки с росписью.
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода
Витражная роспись — ручная роспись по стеклу, имитация витража.
Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
Холодный батик — техника росписи по ткани использует специальный резервирующий состав холодным.
Горячий батик — узор создается с помощью расплавленного воска или других подобных веществ.
Скрапбукинг — оформление фотоальбомов
Лепка из глины — создание форм и предметов из глины. Можно лепить с помощью гончарного круга или руками.
Фигура-обманка (картина, вырезанная из доски)- в форме человеческой фигуры или домашнего животного, нарисованное на тонкой деревянной панели, а затем вырезанное.

Серия сообщений «Декоративно-прикладное искусство»:
Народные промыслы (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, и т. д.) Часть 1 — Добрая роспись бабушки Анны из Моравии
Часть 2 — Топиарий

Часть 32 — Хохлома
Часть 33 — Фарфоровое искусство
Часть 34 — Виды декоративно-прикладного искусства
Часть 35 — Жостовские подносы
Часть 36 — Святой лён.

Часть 40 — Филиппинский худoжник Нoэль Круз
Часть 41 — «Живые» куклы Марины Бычковой
Часть 42 — Русские промыслы, роспись…

Декоративно-прикладное искусство

Раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведений искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника; одежда, всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно- прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево и т. п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладного искусства и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно- прикладное искусство принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Эстетически насыщая и преображая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное значение произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком.

Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла или других ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых и роднит декоративно-прикладное искусство с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом- ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо другим изделием — колоколом, балясиной и т. п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением декоративно-прикладного искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своими ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма предмета и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональном звучании), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе. В декоративно- прикладном искусстве для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже — графика). Средства изобразительного искусств и орнамент служат в декоративно-прикладном искусстве не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, птицы, зверя, фигуры человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделий (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сочетания элементов натуры (например, использование в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.

Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим (относящимся к доисторической эпохе) произведениям декоративно-прикладного искусства, охватывавшим самый широкий круг представлений о мире и человеке, свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществлённого труда, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве (см. также Народные художественные промыслы) вплоть до наших дней. Но с началом классового расслоения общества в стилевой эволюции декоративно-прикладного искусства ведущую роль начинает играть его особая ветвь, призванная обслуживать нужды господствующих общественных слоев и отвечающая их вкусам и идеологии. Постепенно всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы. Однако вплоть до середины XIX в. мастера декоративно-прикладного искусства сохраняют цельность пластического мышления и ясность представления об эстетических связях между предметом и средой, для которой он предназначен. Становление, эволюция и смена художественных стилей в декоративно-прикладном искусстве протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства. Тенденции эклектизма в художественной культуре второй половины XIX в. приводят к постепенному оскудению эстетического качества и эмоционально- образного содержания декоративно-прикладного искусства. Утрачивается связь между декором и формой, художественно решённый предмет подменяется украшенным. Засилью безвкусицы и обезличивающему воздействию на декоративно-прикладное искусство интенсивно развивающегося массового машинного производства (см. Художественная промышленность) художники пытались противопоставить уникальные предметы, изготовленные по их проектам в условиях ремесленного (мастерские У. Морриса в Великобритании, «Дармштадтская колония художников» в Германии) или фабричного (Веркбунд) труда, возродить эмоционально-образную цельность и идейную содержательность художественно осмысленной среды (см. Модерн). На новых идеологических и эстетических основах эти попытки были развиты после Октябрьской революции 1917, открывшей перспективы создания художественно содержательной среды для труда и быта самых широких масс. Её идеи и цели вдохновляли художников, видевших в искусстве одно из действенных средств революционной агитации (например, так называемый агитационный фарфор 1918-25). Задача создания комплексного убранства квартиры рабочего, рабочих общежитий, клубов, столовых, удобной спецодежды, рационального оборудования рабочего места, рассчитанных на массовое фабричное изготовление, открывала путь для творческих исканий конструктивистов в СССР, функционалистов в Германии (см. Баухауз) и других странах, что во многом предваряло появление дизайна. Выдвижение на первый план в художественном творчестве формально- технологической стороны в начале 1920-х гг. привело к её абсолютизации, отождествлению художественного творчества с производством вещей, отрицанию роли декора в создании художественного образа произведения декоративно-прикладного искусства. Возрож- дение народных промыслов в СССР и пробудившийся в 30-х гг. интерес к русскому художественному наследию сыграли видную роль в освоении советскими мастерами декоративно-прикладного искусства ряда технологических и художественных традиций прошлого. Однако подход к произведениям декоративно-прикладного искусства с мерками станкового искусства, погоня за парадностью изделий, особенно сильно давшие себя знать в конце 40-х-начале 50-х гг., заметно тормозили развитие декоративно-прикладного искусства. С середины 50-х гг. в СССР наряду с поисками функциональных и художественно-выразительных форм и декора для повседневных бытовых вещей, производимых фабричным способом, художники заняты созданием уникальных произведений, в которых эмоциональность образа сочетается с многообразием приёмов обработки простейших материалов, со стремлением выявить всё богатство их пластических и декоративных возможностей. Такие произведения (так же, как и нарядные, уникальные в силу своей рукодельности произведения народного декоративно- прикладного искусства) призваны служить зрительными акцентами в художественно организованной среде, образуемой главным образом менее индивидуализированными по форме художественными изделиями заводского изготовления и предметами, которые создаются на базе дизайнерского проектирования.

Ящик для драгоценностей из гробницы Тутанхамона. Дерево, кость. Древний Египет. Около 1350 до н. э. Египетский музей. Каир.

Фигурный кувшин. Бронза. Фландрия. 14 в. Национальный музей. Флоренция.

Бра в стиле П. Гутьера. Бронза, чеканка, золочение. Франция. 2-я пол. 18 в. Собрание Уоллес. Лондон.

Кресло. Дерево, резьба, золочение. Великобритания. Кон. 18 в. Собрание Уоллес. Лондон.

А. Ш. Буль. Футляр для часов. Дерево, инкрустация (слоновая кость, бронза, олово, панцирь черепахи). Нач. 18 в. Лувр. Париж.

Камин. Сталь, золоченая медь. Тула. Кон. 18 в. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

А. Якобсен. (Дания). Настольная лампа. Железо. 20 в.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. декоративно-прикладное искусство — сущ., кол-во синонимов: 14 батик 3 витраж 4 вышивка 17 вязание 11 гобелен 4 изонить 1 искусство 45 керамика 18 ковроделка 4 макраме 2 мозаика 13 набойка 10 пирография 1 резьба 15 Словарь синонимов русского языка
  2. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда… Большой энциклопедический словарь
  3. Декоративно-прикладное искусство — Раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями Д.-п. Большая советская энциклопедия

Прослушать введение в статью

Этот звуковой файл был создан в рамках проекта «Аудиостатьи» на основе версии этой статьи от 19 февраля 2018 года и не отражает правки, сделанные после этой даты. См. также другие аудиостатьи

Прослушать введение в статью

Этот звуковой файл был создан в рамках проекта «Аудиостатьи» на основе версии этой статьи от 19 февраля 2018 года и не отражает правки, сделанные после этой даты. См. также другие аудиостатьи

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — «украшаю») — род художественного творчества, который охватывает различные отрасли профессиональной деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную, эстетическую и художественную функции. Собирательный термин, условно объединяет два обширных вида искусств: декоративное и прикладное. Иногда эту область вместе с дизайном именуют предметным творчеством. В отличие от произведений изобразительного, или изящного искусства, предназначенных для эстетического и художественного восприятия и относящихся к чистому искусству, многочисленные произведения декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление (прикладное искусство) или служить украшением в широком смысле этого слова (декоративное искусство). В первом случае ключевым понятием является утилитарность или утилитарная функция, во втором — декор. В искусстве ХХ века функции традиционного декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и художественных ремесел (связанных с ручной обработкой материала — «рукомеслом») постепенно перенимал (но не замещал полностью) новый тип профессиональной творческой деятельности — дизайн.

Понятие декоративно-прикладного искусства формировалось в истории культуры постепенно. Изначально все вещи, окружающие человека в повседневной жизни, не считались предметами имеющими эстетическую, а тем более, художественную, ценность. Но в эпоху Возрождения к обыденным вещам и предметам ремесел отношение стало меняться. Это было связанно с появлением интереса человека к историческому прошлому., но главным образом с морфологическим процессом размежевания родов, видов и жанров искусства.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетической ценностью; специфической художественной образностью, имеют важное историко-культурное значение; служат для оформления быта человека и жилого интерьера. Такими произведениями являются: плательные и декоративные ткани, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.

В академической литературе со второй половины XIX века утверждалась различная классификация и типология разновидностей декоративно-прикладного искусства по функциональной структуре (утилитарные вещи, изделия многоцелевого назначения, декоративные предметы), по способу производства (изделия массового производства, серийные вещи, уникальные предметы), по объёмно-пространственной структуре (плоскостные изделия, объёмные формы, объёмно-пространственные композиции), по функции (мебель, посуда, одежда, игрушки), по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка). Такая классификация обусловлена важной ролью материала, конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с бытом человека.

Типология видов, родов и жанров, или морфология декоративно-прикладного искусства, находится в непрерывном историческом развитии и взаимодействии с родственными, так называемыми «неизобразительными» искусствами: архитектурой и дизайном.

«Трельяж», дизайн для обоев (1862) Волк, интарсия.

Энциклопедичный YouTube

Специфика декоративно-прикладного искусства

Декоративно-прикладное искусство — неотъемлемая часть культуры народа. Основанное на глубоких художественных традициях, оно органично входит в жизнь человека, благотворно влияет на его духовный мир, эстетические идеалы. Произведения народных мастеров и художников отражает самобытность народа, его эстетические взгляды о красоте, любовь к родному краю.

Л. Д. Рандэлии, изучая природу народного декоративно-прикладного искусства, выделяет его наиболее характерные признаки и принципы: утилитарность, тесное срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой, единства материала и технического приема, традиционность, коллективная природа творчества, ограниченная экономия художественных средств, близость к детскому творчеству, декоративность праздничность впечатления, при малочисленности сюжетов богатства их вариантов.

Данные принципы помогают уточнить важные стороны декоративно-прикладного искусства, с которым необходимо познакомить детей. Это прежде всего народный, национальный характер этого искусства. Знакомство с декоративно-прикладными изделиями разных народов помогает старшим дошкольникам осознать основные черты национального искусства, связать их с климатическими условиями, обычаями людей, образом жизни, характером работы. Так, дети узнают, что белорусскому народному искусству традиционно свойственные такие виды, как льняное ткачество, художественная вышивка, изделия из соломки. В России распространена резьба и роспись по дереву, в Грузии — обработка металлов различными способами. Северные народы Росси славятся своим искусством декоративной обработки меха и резьбой по кости.

Наличие произведений прикладного искусства в дошкольном учреждении, школе, дома, использование их в различных жизненных ситуациях помогает детям понять его многофункциональный характер.

Первая функция изготовления декоративного искусства, с которой можно познакомить дошкольников, — практическое использование предмета, выполненных народными художниками. Применение их в ежедневном быту выявляет прикладной характер искусства. При целенаправленной работе дети усваивают это легко и довольно рано.

Многие прикладные изделия одновременно являются средством оформления и украшения интерьера помещений (вторая функция). Являясь средством украшения, некоторые изделия, имеющие ярко выраженные национальные признаки, одновременно могут быть сувенирами. Это третья функция предметов народного промысла.

Еще в старинные времена для развлечения ребенка человек впервые сделал игрушки. У каждого народа они свои. У белоруса игрушки делались изо льна, соломки, глины; у русских из дерева и глины; у Северных народов из куска меха, рогов оленя и т. д. Но каждый народный мастер всегда стремился сделать игрушку хорошей, веселой, простой, прочной и удобной.

Многофункциональный характер произведений декоративно-прикладного искусства дети усваивают в повседневной жизни, учебном процессе. Успешное руководство декоративной деятельностью детей осуществляет педагог, знание им основных художественных закономерностей декоративного искусства.

1. Единство и взаимосвязь содержания и формы, художественности и функциональности, зависимость формы изделия от его назначения и материала.

Это закономерность хорошо улавливается детьми при сравнении предметов, близких по назначению, но имеющих свои специфические особенности, вызванные климатическими языками, традициями, образом жизни того или иного народа.

Хорошо выражена зависимость формы предмета от его назначения в белорусской керамике.

2. Сочетание традиционности с творческим характером декоративно-прикладного искусства, единство устойчивых мотивов из них интерпретацией каждым народным мастером, поиск новых форм, содержания на традиционной основе .

Чтобы дети могли понять эту закономерность декоративного искусства, в дошкольном учреждении необходимо иметь несколько вариантов изделий, украшенных мотивами определенной росписи. Например, для ознакомления с наиболее традиционными элементами белорусских тканей (линий, полос, клеток различной ширины и расцветки) нужны предметы одежды и обихода, украшенные вышивкой (фартуки, юбки, рубашки; полотенца, шторы, скатерти, салфетки). Они помогут воспитанникам понять особенности белорусской вышивки, увидеть взаимосвязь расположения орнамента с формой изделия.

Таким же образом подбираются предметы, украшенные Городецкой и хохломской росписями с хорошо переданными традиционными элементами, цветовой гаммой и композиционным строем.

Очень важно, чтобы один и тот же вид народного промысла был представлен вариационно. Например, хохломская роспись выполнена на красном, черном или желтом фоне, а Жостковские подносы — различной формы, конфигурации и композиционного построения узора. Хорошо, если дошкольные учреждения приобретут отдельные авторские работы. Признание современных мастеров определяет отличительная творческая манера, свое отношение к цвету, форме, композиции, собственная тема. Изделия из соломки В. Г. Гаурылюк легко отличить, от витого плетения А. Дмитраковой. В последней любимой темой являются разнообразные корзинки, конфетницы, сахарницы. В. Г. Гаурылюк в основном привлекают образы людей и животных, жанровые сценки.

3. Коллективная природа народного искусства.

Она обусловлена прежде всего тем, что им занимается не один человек, а коллектив — семья, мастерская, деревня. Отец учит сына, тот своих детей. Так обеспечивается преемственность традиционных устоев в искусстве.

Однако в коллективе, как правило, есть талантливый мастер, который не только использует все лучшее, что выработано поколениями народных умельцев, но и развивает, совершенствует традиционные элементы. Единство и взаимосвязь коллективного и индивидуального — основа развития народного искусства .

В дошкольном учреждении необходимо использовать такие формы работы, как встречи с народными мастерами, посещение выставок декоративно-прикладного искусства, что поможет малым не только убедиться в богатстве его видов и форм, но и почувствовать коллективный характер этого искусства.

4. Обобщенность и конкретность. Отсутствие натурализма. Стильность и простота.

Народные мастера никогда не создают реальных цветов, животных, птиц. Форма предметов в них всегда несколько стильная и упрощенная. Максимальная простота, точность силуэта, ясность, сдержанность формы и росписи определяют изделия, выполненные народным мастером. Детей надо учить видеть и выделять это.

Проявление натурализма — первый признак неточности и незаконченности работы. Натурализм свойственен вещам малохудожественным и неясным. Он свидетельствует об отсутствии у мастера настоящего художественного вкуса.

Таким образом, очень важно, чтобы педагог сам умел отличать настоящие произведения декоративно-прикладного искусства от малохудожественных, примитивных. Четкость, традиционность, высокий художественный уровень — вот доминирующие черты художественных изделий. На сочетании традиционности с индивидуальным поиском новых форм и композиционных решений основана методика обучения детей различным видам народного промысла.

декоративный прикладной искусство воображение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *