Девиантное поведение у детей

Девиантное поведение у детей дошкольного возраста

Светлана Мартьянова
Девиантное поведение у детей дошкольного возраста

Девиантное поведение у детей дошкольного возраста

Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением.

Что такое девиантность?

Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.

Каждая научная дисциплина по-своему определяет понятие девиантного поведения:

1. В социальных науках девиантность – это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде. Эти явления нарушают процесс усвоения и воспроизведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализации в социуме.

2. В медицине отклоняющееся поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья.

3. В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.

Причины аномального поведения ребенка

Причины, вызывающие отклонения в поведении малыша, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практически невозможно. Чаще всего подоплекой девиантного поведениястановится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды.

Медико-биологические причины

Данная группа причин подразделяется на три основные подгруппы:

• врожденные;

• наследственные;

• приобретенные причины.

Врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности.Это может быть: токсикоз, последствия интоксикации лекарственными препаратами, соматические и хронические инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в начале беременности, ее неполноценное питание и нездоровый образ жизни (употребление алкоголя или наркотиков, курение).

Врожденные причины оказывают влияние на созревание нервной системы, тем самым влияя на индивидуальные особенности малыша и нарушая механизмы произвольной регуляции поведения. В результате естественное психическое развитие ребенка может замедлиться или измениться, что усугубит возрастные кризисы и приведет к отклоняющемуся поведению.

Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала: генные или хромосомные мутации, дефекты обмена, которые влияют на созревание структур головного мозга. Результатом этого становятся нарушения умственного развития, телесные пороки, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы.

Наследственными особенностями объясняются основные характеристики нервной системы маленького человека, от которых зависит темперамент, утомляемость и трудоспособность, восприимчивость ребенка к окружающему, возможность быстро приспосабливаться и устанавливать контакты.

Приобретенные причины возникают в процессе жизни малыша. Наравне с влиянием наследственности немаловажное значение имеет и неполноценность нервных клеток головного мозга, которая обусловлена тяжелыми заболеваниями ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговой травмой.

К приобретенным причинам относятся также соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидивами. Длительные недуги зачастую становятся источниками неврозов, задержек развития, провоцируют непослушание и агрессию. Они способствуют снижению психической возможности овладения определенной деятельностью, мешают установлению контактов с ровесниками. В результате личность и поведение ребенка формируется патологическим образом. А уж после это проявляется в эмоциональной неустойчивости малыша, послаблении его приспособительных и защитных механизмов.

Социальные причины

В первую очередь к социальным причинам девиантного поведения маленьких детей и подростков относится неблагополучная обстановка в семье. Понятие «семейное неблагополучие»включает в себя различные негативные характеристики: внутрисемейные отношения, дефекты ее количественного, структурного и половозрастного состава, связь домочадцев с различными внешними социальными институтами (например, с представителями детского сада).

Неблагополучные семьи, в которых создаются условия повышенного риска возникновения девиантного поведения ребенка,делятся на следующие типы:

1. Неполная семья, в которой воспитанием малыша занимается только мама или папа (либо вообще бабушка с дедушкой). Воспитательные возможности такой семьи порождаются педагогическими, морально-психологическими и материальными факторами. Отсутствие кого-то из родителей существенно, так как ребенок, не имеющий маму или папу, теряет целый мир эмоционально-нравственных отношений. Но даже неполная семья, обладающая ограниченными воспитательными возможностями, иногда приносит больше пользы малышу, чем полная, но неполноценная.

2. Конфликтная семья, которая характеризуется психологической напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интересах, потребностях, установках. В такой семье мир – это временный компромисс. Частые конфликты и психологическая напряженность негативно отражаются на развитии личности малыша. Патологические супружеские отношения провоцируют множество отклонений в психике ребенка, что выливается в особо выраженные формы девиантного поведения.

3. В асоциальной семье отдается предпочтение антиобщественным тенденциям и паразитическому образу жизни, а ее члены нередко совершают противозаконные действия.

4. В семьях с «алкогольным бытом» главным интересом является употребление спиртных напитков. Социально-положительные функции в такой семье не предусмотрены.

5. Отличие формально-благополучной семьи в том, что потребности и жизненные цели у ее членов разрознены, взаимоуважения нет никакого. Необходимые обязанности (в том числе и воспитание малыша) исполняются формально.

Многочисленные исследования показали,что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания:

• скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности);

• потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное поведение малыша);

• чрезмерная строгость и требовательность к малышу;

• эмоциональное отвержение;

• гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.

Неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления девиантного поведения малыша дошкольного возраста.

Педагогические причины

Зачастую взрослые, требующие от ребенка дисциплинированности, соблюдения культуры поведения, натыкаются на вопрос дошкольника «А почему?». Отвечать нужно своевременно и аргументировано. Если взрослые не смогли или не захотели объяснять малышу суть определенного требования, результатом становится формирование искаженного представления ребенка об общепринятых нормах. Несоответствие между утверждениями взрослых и реальное нарушение ими же этих утверждений – отрицательный пример для ребенка.

Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения.

В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и аномальных проявлений в поведении.

Психологические причины

У детей младшего дошкольного возраста отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На ограничение, наложенное родителями,ребенок может среагировать очень бурно: завизжать, начать брыкаться или задыхаться. Если родителям удастся проигнорировать каприз и требование малыша, научиться отвлекать его в моменты детской ярости, такие нежелательные проявления получится преодолеть.

Однако необходимо отметить, что до 5 лет подобные отклонения в поведении детей считаются в пределах нормы.

В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба переживаний». Он понимает это как противоречие между восприятием своего «Я» и оценками окружающих. В этом возрасте ошибки воспитания способны привести к тому, что малыша поглотят собственные эмоции. А это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.

Коррекция и профилактика девиантного поведения у дошкольников

Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками,определены следующие пути решения:

1. Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.

2. Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.

3. Вырабатывание навыков адекватного поведения.

4. Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.

5. Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.

Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило,используются:

• коммуникативные и подвижные игры;

• разыгрывание «трудных ситуаций»;

• ритмические игры со словами;

• музицирование и танцы;

• чтение и обсуждение сказок.

Особенного внимания стоит последний пункт. Ведь сказки очень тесно связаны с играми, и поэтому сказкотерапия является одним из направлений в коррекции и профилактике отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста. Сказки помогают ребенку сформировать понятия «добро» и «зло», раскрывают их творческий потенциал, учат правильно оценивать поступки, как свои, так и окружающих.

Для малыша дошкольного возраста сказка обладает необычайной притягательной силой. Она позволяет ему свободно фантазировать и мечтать. Одновременно с этим сказка для малыша – не только фантазия и вымысел, а и особая реальность, раздвигающая рамки повседневной жизни. В сказке можно столкнуться со сложными чувствами и явлениями, постичь взрослый мир переживаний в доступной для детского понимания форме.

Кроме этого, маленькие дети отличаются сильно развитым механизмом идентификации. Другими словами, малыш запросто объединяет себя со сказочным персонажем, чаще всего выбирая положительного героя. Причина этого не в том, что кроха понимает всю глубину человеческих взаимоотношений. Просто если сравнивать героя с другими персонажами, положение героя больше привлекает малыша. Благодаря этому ребенок усваивает моральные ценности и нормы.

Помимо игр и корректирующих занятий малыш с отклоняющимся поведением нуждается в твердом режиме дня и правильном питании, в контроле за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами. А родителям необходимо запастись терпением и пониманием, научиться самоконтролю.

Сегодняшняя жизнь отличается переоценкой устоявшихся ценностей. И в первую очередь это касается человеческих отношений. Многие педагогические принципы признаны неактуальными, а новые еще не успели сложиться окончательно. Некоторые взрослые имеют недостаточный уровень психолого-педагогической культуры, и дети постоянно становятся объектами не всегда удачных преподавательских экспериментов. В конечном счете все это может привести к самым разнообразным формам девиантного поведения маленьких детей и, впоследствии, подростков.

Что такое девиантное поведение у детей и как с ним бороться

Что такое девиантность

Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.

Каждая научная дисциплина по-своему определяет понятие девиантного поведения:

  • В социальных науках девиантность – это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде. Эти явления нарушают процесс усвоения и воспроизведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализации в социуме.
  • В медицине отклоняющееся поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья.
  • В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.

Коррекция и профилактика девиантного поведения у дошкольников

Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками, определены следующие пути решения:

  1. Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.
  2. Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.
  3. Вырабатывание навыков адекватного поведения.
  4. Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.
  5. Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.

Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило, используются:

  • коммуникативные и подвижные игры;
  • разыгрывание «трудных ситуаций»;
  • ритмические игры со словами;
  • музицирование и танцы;
  • чтение и обсуждение сказок.

Особенного внимания стоит последний пункт. Ведь сказки очень тесно связаны с играми, и поэтому сказкотерапия является одним из направлений в коррекции и профилактике отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста.

Сказки помогают ребенку сформировать понятия «добро» и «зло», раскрывают их творческий потенциал, учат правильно оценивать поступки, как свои, так и окружающих.

Для малыша дошкольного возраста сказка обладает необычайной притягательной силой. Она позволяет ему свободно фантазировать и мечтать. Одновременно с этим сказка для малыша – не только фантазия и вымысел, а и особая реальность, раздвигающая рамки повседневной жизни. В сказке можно столкнуться со сложными чувствами и явлениями, постичь взрослый мир переживаний в доступной для детского понимания форме.

Кроме этого, маленькие дети отличаются сильно развитым механизмом идентификации. Другими словами, малыш запросто объединяет себя со сказочным персонажем, чаще всего выбирая положительного героя. Причина этого не в том, что кроха понимает всю глубину человеческих взаимоотношений. Просто если сравнивать героя с другими персонажами, положение героя больше привлекает малыша. Благодаря этому ребенок усваивает моральные ценности и нормы.

Помимо игр и корректирующих занятий малыш с отклоняющимся поведением нуждается в твердом режиме дня и правильном питании, в контроле за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами. А родителям необходимо запастись терпением и пониманием, научиться самоконтролю.

В заключение

Современная жизнь отличается переоценкой устоявшихся ценностей. И в первую очередь это касается человеческих отношений. Многие педагогические принципы признаны неактуальными, а новые еще не успели сложиться окончательно. Некоторые взрослые имеют недостаточный уровень психолого-педагогической культуры, и дети постоянно становятся объектами не всегда удачных преподавательских экспериментов. В конечном счете все это может привести к самым разнообразным формам девиантного поведения маленьких детей и, впоследствии, подростков.

Пример «Характеристика ребенка с девиантным поведением»

Психологические особенности ребенка.
Эмоционально-волевая сфера:
Во время пребывания ребенка в школе – уроках, переменах и внеурочных занятиях, постоянно наблюдаются поведенческие нарушения, которые проявляются в неумении и нежелании контролировать свои действия, управлять собой, неусидчивости, раздражительности, вспыльчивости, драчливости. Мальчик не выполняет правила школьной организации на переменах, требования учителя на уроках. Ребенок предложенные задания начинает выполнять с интересом, видит ошибки, переживает неудачи, но не стремиться преодолевать трудности конструктивным путем. Испытывая эмоциональный дискомфорт, реагирует неадекватно – проявляет неуверенность, раздражается, плачет, ведет себя капризно, вспыльчиво, истерично (ломает карандаши, рвет тетради, грубит, пинает стол, срывается с рабочего места, выбегает из класса). С трудом поддается педагогическим воздействиям. Работоспособность и продуктивность деятельности снижены. Мальчик подвижный, эмоционально неустойчив, легко возбудим, склонен к бурным эмоциональным проявлениям, агрессивным действиям. Адекватность и критичность снижены в силу импульсивности ребенка и трудности целенаправленной деятельности, особенно в ситуации утомления. Частые перепады настроения, эмоциональные вспышки по незначительному поводу мешают ребенку быть внимательным, организованным.
Коммуникативная сфера:
Не выражена потребность в позитивном общении с окружающими людьми. Стремится быть ведущим, но при этом не принимает позицию собеседника, не уступает, не оказывает дружескую поддержку. Ведет себя с одноклассниками агрессивно. В играх не выполняет правила общения, диктует свои условия. При неудачах выходит из равновесия, проявляет несдержанность, агрессию. Не умеет контактировать со сверстниками. Не проявляет волевых усилий для развития умения взаимодействовать с одноклассниками, социально адекватных способов общения и саморегуляции. Незрелость эмоционально-волевой и коммуникативной сферы приводит к дезадаптации – неспособности произвольной регуляции поведения, неумения соблюдать нормы взаимоотношений с окружающими людьми – сверстниками, взрослыми, что влияет на психологический комфорт в кругу сверстников, способность к организации личной жизни и сосуществованию с людьми социального окружения, а в целом — на эмоционально-психическую организацию личности ребенка.
Мотивационная сфера:
Выявлено положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Недостаточно сформирована «позиция» ученика, он не осознает своих задач как школьника. Снижена степень выраженности познавательного и социального мотивов учения. Незрелость школьной мотивации, преобладание игровых и внешних мотивов, осложняет ход нормативного возрастного развития.
Социальная адаптация:
Ребенок дезорганизован и дезадаптирован. Не понимает и не принимает роли учителя, не признает позицию учителя. Не стремится усвоить социальные нормы поведения, овладеть требованиями школьной дисциплины, усвоить новые обязанности, связанные с учебной работой. Не способен мобилизовать интеллектуальные и волевые силы. На занятиях балуется, отвлекается, делает чаще то, что ему хочется, а не то, что требует учитель. Не сдерживает и выражает вслух свои мысли и эмоции. Пренебрегает правилами школьной жизни. Психическая неуравновешенность серьезно влияет на качество учебного процесса, эмоциональную зрелость, поведение.
Структура выявленных у ребенка поведенческих нарушении следующая:
Негативное восприятие системы отношений в школе;
Повышенная эмоциональная возбудимость;
Чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций;
Отсутствие установки на преодоление препятствий;
Низкий самоконтроль
отрицательно воздействуют на формирование и развитие социальной позиции ребенка, успешность учебной деятельности, адаптацию к школьной жизни, психическое здоровье ребенка.

Девиантность (девиация) – это отклонение от общепринятых норм. Когда родители спрашивают, что такое девиантное поведение детей, увидев этот термин, например, в характеристике ребенка, объяснить это можно следующим образом. Поведение дошкольника или подростка не вписывается в рамки общепринятого, противоречит ему или даже несет угрозу для окружающих.

Определение понятия в каждой науке разделяется, так в социологии девиантность – это угроза для окружения человека в физическом и социальном плане, отклоняющееся поведение мешает развитию, как самого ребенка (подростка), так и общества в целом. Медики считают, что причины девиантного поведения у детей заложены в нарушениях их нервно-психических структур. А психологи утверждают, что девиантные формы поведения детей развиваются в результате ошибочного примера перед глазами, как нужно правильно решать конфликтные ситуации, а также когда истинная реальность просто игнорируется.

Причины отклонений

Причины девиантного поведения детей настолько разнообразны, что сложно выделить одну главную и ведущую из них. В большинстве случаев провоцирующими факторами выступает целый комплекс проблем, как биологической природы, так физиологического и психического плана. Специфика окружения, в котором растет и развивается ребенок, также играет немаловажную роль в возможном проявлении девиантных форм поведения детей.

Медико-биологические факторы включают в себя врожденные, приобретенные в течение жизни и наследственные причины. Врожденные факторы – это внутриутробные травмы плода в период беременности, токсикоз у матери, отравление химическими препаратами, болезни инфекционной и соматической природы у будущей роженицы, а также употребление спиртного, наркотических и табачных изделий в период вынашивания ребенка. Такие причины негативно сказываются на созревании и развитии нервной системы плода, впоследствии это может привести к появлению возрастных кризов и проявлениям отклоняющегося поведения.

К наследственным факторам развития девиантного поведения детей относят генетические нарушения, в частности, мутации хромосом и патологический обмен, в результате чего могут развиться патологии умственного развития, дефекты зрительной и слуховой систем, а также проблемы нервно-психического развития ребенка. Наследственные причины напрямую влияют на характеристики малыша, его темперамент, социальную приспособленность, умение подстраиваться к условиям жизни и контактировать с окружающими.

Приобретенными причинами называют длительные заболевания неврологической и соматической этиологии, в результате чего возникают задержки эмоционального, психического, речевого развития, а личность ребенка формируется с патологическим уклоном – он растет агрессивным, неустойчивым и социально неприспособленным.

Признаки девиантных форм поведения у детей дошкольного возраста возникают по следующим причинам:

  1. Неблагополучная обстановка в семье – отсутствие одного из родителей, неполная или конфликтная семья. Часто девиации развиваются у детей, растущих в семье, где родители пьют, ведут паразитарный образ жизни, совершают незаконные поступки. Часто в таких условиях к ребенку проявляется излишняя строгость или, наоборот, безразличие и скрытая безнадзорность.
  2. Педагогические ошибки в воспитании – неумение родителей аргументировать запреты и прививать дисциплину, постановка жестких рамок поведения и нарушение этих же рамок самими родителями, злоупотребление запретами. Все это приводит к конфликтам и появлению девиантных форм поведения у детей и подростков.
  3. Психологические причины – вспышки гнева, капризы, требование внимания к себе. Такое поведения считается нормой до 5 лет. При правильном поведении родителей в таких ситуациях и умении подавлять скачки агрессии у ребенка, отклонений в его дальнейшем поведении может не сформироваться.

Как видно, девиантные дети – результат не только врожденных и наследственных проблем, но также неправильного воспитания и неблагополучной обстановки в семье.

Признаки девиации у детей и подростков

Дети с девиантными формами поведения своей целью в жизни считают достижение материальных благ любой ценой, причем количество таких детей и подростков неуклонно растет. Учеба, работа (как в физической, так в духовном плане, над собой) потеряли значимость, параллельно отмечается рост подростковой преступности.

Молодые люди пытаются самоутвердиться любой ценой, привлечь к себе внимание сверстников, прослыть смелыми, часто выбирая для этого неверные способы. Отклоняющееся поведение может даже включать попытки суицида, что объясняется отклонениями в развитии. Часто такое поведение возникает как реакция на жизненные обстоятельства.

Если ребенок дошкольного возраста физически не развит, имеет большой вес или, наоборот, слишком худой, это становится поводом для насмешек с самого раннего возраста. И без того неустойчивая психика малыша испытывает стресс, ребенок всеми силами пытается влиться в коллектив сверстников, совершая рискованные и неоправданные поступки на спор, либо проявляя агрессию к окружающим. Такие дети часто убегают из дома и прогуливают школу.

Девиации у подростков проявляются неустойчивым настроением, выраженным упрямством и агрессией. В возрасте 11-15 лет подростки определяются с интересами, сексуальной ориентацией, мировоззрением. Часто в эти периоды и начинаются проявления девиантных поведенческих форм, которые разделяются на виды:

  1. Гиперкинетическое расстройство – неспособность долго выдерживать умственное напряжение, привычка не доводить начатое до конца, импульсивность, безрассудство. Такие подростки часто попадают в несчастные случаи и получают дисциплинарные взыскания.
  2. Девиация, ограничивающаяся семейными отношениями – подростки проявляют отклоняющиеся формы поведения дома. Они не соблюдают дистанции в отношениях со взрослыми, проявляют грубое, протестующее поведение (воруют вещи, грубят родным, поджигают дома).
  3. Несоциализированное расстройство – сочетание антисоциального поведения с агрессией. Подросток не может общаться со сверстниками, поэтому избегает их, отвергает дружбу и сближение с ровесниками, при этом чувствует себя одиноким. В отношениях с взрослыми проявляет негодование, жестокость и протест. Такие подростки драчливы, грубы, не контролируют ярость и совершают всевозможные разрушительные действия.
  4. Социализированное расстройство – наблюдается у общительных подростков, с асоциальным поведением. Они могут состоять в плохих компаниях, уходить из дома, заниматься вымогательством. Расстройства психического плана проявляются переменой агрессивного настроения с депрессивным.
  5. Делинквентное поведение – проявляется угоном транспорта, кражами, мошенничеством, спекуляцией и прочими проступками, не получающими степени криминальных.

Отдельной формой проявления девиации можно назвать поведение, основывающееся на повышенном половом влечении. Интимные расстройства и последующие девиации возникают в результате замедленного или ускоренного полового созревания и проявляются эксгибиционизмом, подростковым гомосексуализмом и манипуляциями чужими половыми органами (животных, детей младшего возраста).

Коррекция нарушений

Работа с детьми дошкольного возраста с девиантными формами поведения направлена на устранение сложившихся стереотипов и на перестроение отношений с ровесниками. Для этого существуют следующие способы:

  • формирование у ребенка интереса к окружающим людям, желания понимать их поведение и эмоции;
  • закрепление коммуникативных навыков;
  • знание элементарных правил поведения;
  • обучение ребенка правильной самооценке;
  • изучение и тренировка основ самоконтроля;
  • развитие коммуникабельности посредством разных форм.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и младшего школьного возраста, с девиантными формами поведения, должно вестись регулярно и непрерывно. Лучшие формы для коррекционной работы – игры (коммуникативные и подвижные), проигрывание сложных ситуаций, музицирование, танцы, чтение, ритмические упражнения со словами.

Дети дошкольного возраста положительно реагируют на сказки, они идентифицируют себя с главным героем, формируя понятия о добре и зле, усваивая моральные нормы, правила и ценности. Помимо игровых занятий, малышу нужен твердый режим дня – контроль за просмотром телевизора и рациональное питание.

Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантных расстройств поведения должна дополнять психологическую поддержку. Необходимы групповые занятия в группе или школьном классе на выработку доверия между детьми, на устранение насмешек и пренебрежения, на объединение учащихся в одну социальную группу, без деления на лидеров и изгоев.

Особенности работы с детьми с девиантными отклонениями в поведении (в возрасте 11-15 лет) состоят в разработке особой программы. Она должна включать следующие пункты:

  • воспитательно-профилактические программы, направленные на процесс социализации подростков и на работу с появившимися отклонениями;
  • организация досуга;
  • индивидуальные занятия по устранению негативных и антисоциальных установок;
  • привлечение к здоровому образу жизни;
  • увеличение числа детских клубов;
  • экстренные службы психологической помощи для молодежи, оказавшейся в трудных жизненных ситуациях.

Для того чтобы вовремя распознать и скорректировать девиантные расстройства в поведении ребенка, родители должны знать особенности его характера, уделять достаточное время общению, вырабатывать отношения, основанные на доверии. Зная тип характера и темперамента ребенка, подбирая варианты погашения конфликта и избегая негативных социально-психологических воздействий, можно вовремя предотвратить отклонения в поведении и развитие девиаций.

Автор статьи: Ермакова Марина Леонидовна, практический психолог, специалист по возрастной психологии

Что значит это слово

Значение слова девиантность означает — отклонение. Девиантным считается поведение, которое сильно отличается от того, что в обществе определено нормами и правилами. Т.е. для большинства из нас оно неприемлемо от слова «совсем».

Девиантность поведения является социальным явлением. Поэтому ей и общественным к ней отношением занимается социология. А психология изучает механизм такого проявления личности. Следовательно мы будем обсуждать индивидуальные девиации.

Девиантное поведение изучается с момента появления социологии, как науки. А само такое поведение является своего рода пограничным состоянием. Оно выходит за пределы нормы, но еще не наступает на территорию патологии.

Чем это обусловлено

Причин такого отклонения довольно много. Но их можно сгруппировать в три основные составляющие.

  1. Физиологическая. Каждый человек рождается на свет со своим набором особенностей. К ним можно отнести предрасположенность к каким-то заболеваниям (психологическим тоже), умственные способности, развитость душевной составляющей, физиологические особенности и т.д.
  2. Воспитательная. Это среда обитания, в которой растет ребенок. Семья в первую очередь. Все самые важные выводы по организации своей жизни мы принимаем в детстве. А семья и наши близкие способствуют выработке таких выводов. Но они не всегда бывают правильными.
  3. Социальная. Это уже мир взрослых людей. Здесь человек должен сам заботиться о выживании. А это делать становится все сложнее. С одной стороны давят волчьи законы капитализма (каждый сам по себе). А с другой — инфантильность (недозрелость взрослого индивида).

Как раз по этому поводу в конце позапрошлого века проводил исследования французский социолог Эмиль Дюркгейм. Он установил такое понятие, как «аномия» — состояние отстраненности от общества, осознание беспочвенности своего существования. Это тоже причина девиации.

Понятие «аномия» непосредственно связано с периодами крупных социальных потрясений (кризисов). Потому, что в это время число девиаций поведения людей резко возрастает. В данном случае имеется в виду увеличение числа самоубийств. А мы живем на пороге обрушения финансовой системы капитализма.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения в настоящее время Россия входит в тройку стран с самым высоким показателем самоубийств в мире. А по показателю суицидов среди мужского населения Россия является абсолютным мировым лидером.

Полезные отклонения

Девиантное поведение может нести обществу и положительные результаты. К ним относятся действия, имеющие своей целью изменить те ценности и нормы, которые уже не работают. Т.е. они обеспечивают развитие общества. Мир ведь постоянно меняется.

Такое поведение некоторых незаурядных людей на первоначальном этапе обществом отвергается. Потому оно и считается девиантным, что для большинства людей кажется чудаковатым, абсурдным, а значит неприемлемым. Эти отклонения можно разложить на следующие виды:

  • гениальные научные изобретения;
  • достижение мирового признания в творчестве;
  • новые идеи, инновации, новаторство.

Примеры положительного девиантного поведения в истории.

  1. Альберт Эйнштейн. Созданная им теория относительности произвела научный переворот в физике. Его теория гравитационных волн и квантовой телепортации воспринимались научным сообществом того времени, как фантастика. А сейчас эта реальность, которую развивают десятки институтов.
  2. Сальвадор Дали. Считается самым знаменитым художником сюрреалистического жанра. И в тоже время, он является самым эпатажным из всех доселе известных. Люди творческие всегда обществом воспринимались с трудом. Но в их ненормальности проявляется их незаурядность и гениальность.
  3. Жак Фреско. Американский футуролог, создавший и пропагандировавший проект «Венера». Город будущего, где человек живет в системе достижений научно-технического прогресса и в согласии с природой. Кстати, в этом мире денег не будет. Сейчас это выглядит смешно. Но когда-то мы об этом вспомним.
  4. Александр Суворов. Гениальный русский полководец принимал участие в более, чем 60-ти битвах и ни одну не проиграл. Его знаменитый переход через Альпы и взятие неприступной (на то время) крепости Измаил для людей его эпохи казались невозможными. А он мыслил и делал не так, как другие.

Негативные отклонения

Но большинство из нас девиантное поведение волнует по причине своего негатива. То, что угрожает нам самим и обществу в целом, нами будет осуждаться. А к такому проявлению человеческих способностей можно отнести следующие:

  • преступления;
  • зависимости (алкоголь, наркотики);
  • проституция;
  • суицид.

Сейчас это уже не единичные случаи. И по мере усиления либеральных ценностей и деградации общественных институтов будут только увеличиваться. Негативное девиация угрожает самому индивиду, каждому из нас по отдельности и обществу целиком.

Примеры отрицательного девиантного поведения из жизни.

  1. Подростки пьют алкоголь и курят наркотики. Начинается как подражание пагубным привычкам взрослых (недоработки воспитания). А может иметь протестный характер, как реакция на несовершенство мира. В любом случае оно ущербно, как подрыв своего здоровья, так и вызов общественной морали.
  2. Убийства, изнасилования, грабежи. Непосредственно угрожают жизни и здоровью отдельного человека. Противоречат духовным заповедям, обесценивают выработанные обществом правила поведения и нарушают законы государственного устройства.
  3. Занятие проституцией. Если наносимый вред здоровью можно считать относительно условным. То причинение морального вреда обществу вполне очевидно. Семейно-нравственные ценности выработанные обществом и заложенные в религиозных постулатах никак с этим не смогут согласиться.
  4. Алкоголизм и наркомания как деградация личности. Видя таких людей на улицах своих городов, поселков и деревень мы, как минимум испытываем неприязнь, отвращение. Потому, что большинству из нас привито чувство собственной значимости. А образ таких людей выглядит, как аномалия.
  5. Самоубийство. Абсолютная девиация. Самовольный уход из жизни (если это не шизофрения) трудно объяснить, а еще труднее понять и согласится. У человека нет ничего дороже собственной жизни. Да это еще и самый тяжкий грех. Такие поступки вредны тем, что подрывают веру человека в свои силы.

Почему это актуально сейчас

Злободневным становится увеличение случаев негативного девиантного поведения. Психология может объяснить механизм этого явления. Но причины побуждающие к такому поведению находятся в издержках нашего общественного устройства (социально-экономические).

Несправедливая система распределения результатов труда рождает конфликты сознания. Внешне многие соглашаются с принятыми правилами игры капитализма. Но внутренне мы протестуем. Особенно, когда это коснется нас лично. Негативные эмоции от таких переживаний разрушают нас изнутри.

Такие чувства посещают как подростков, так и взрослых людей. У кого психика более-менее устойчива с большей вероятностью выберут путь преступлений. А те, у кого она еще не окрепла или слаба изначально, идут по пути саморазрушения.

Люди с отклонениями поведения всегда были и будут. Для нас важно, чтобы эти случаи не превышали какого-то критического значения. Особенно негативные проявления. Но современное мироустройство как раз этого не гарантирует.

Примеры девиантного поведения хорошо иллюстрируют насколько они полезны в положительных проявлениях. И как они подрывают общественные устои и разлагают личность, если имеют отрицательный заряд. Чтобы устранить негативную девиацию, нужно менять старые правила игры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *