Дидактическая музыкальная игра

Музыкально-дидактические игры и пособия на музыкальном занятии

лариса гущина
Музыкально-дидактические игры и пособия на музыкальном занятии

Музыкально-дидактические игры в детском саду являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка, что позволяет приобщать к активному восприятию музыки.

Я представляю вам некоторые из дидактических игр и атрибутов сделанные своими руками для музыкальных занятий.

ТРИ ЦВЕТКА

Дидактическая игра на определение характера музыки

Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое, изображающих три типа характера музыки:

• добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

• грустная, жалобная;

• веселая, радостная, плясовая, задорная.

Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т. д.

Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки.

Ход игры

I вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.

II вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

Музыкальные узоры

Музыкальная игра, развивающая музыкальное воображение и чувство ритма.

Цель игры:

дать детям представление о долгих и коротких, плавных и резких, высоких и низких звуках и. т. д.

Дидактический материал:

карточки с графическими изображениями «музыкальных» узоров.

Методика организации игры :

Педагог предлагает детям посмотреть картинку и воспроизвести голосом музыкальный рисунок изображенный на карточке, так же можно проиграть некоторые рисунки на музыкальных инструментах или показать в движении этот музыкальный рисунок.

«Встаньте дети, встаньте в круг»

Цель: Развивать у детей ориентацию в пространстве. Учить свободному перестроению в зале (круг, полукруг, шеренгами и т. д.)

Предварительная работа: детей заранее познакомить со значками на карточках: кружки — мальчики, треугольники — девочки. Так же на карточках отображено, как должны встать дети. Например: для хоровода дети встают в круг (карточка с кругом), для игры — в круг с водящим (карточка с кругом и центром, на танец — парами по кругу (карточка с треугольниками и кружками, расположенными по кругу) и т. д.

Описание: Дети размещаются в зале. Музыкальный руководитель показывает карточку. Далее звучит музыка, под которую дети свободно передвигаются по залу. Когда музыка начинает стихать, дети перестраиваются, соответственно указанной карточки.

Карточки удобно применять при разучивании музыкального материала, при подготовке к праздникам.

Ритмический заборчик

Цель: развивать у детей чувство ритма, знакомить с сильной долей.

Демонстративный материал: карточки с изображением заборчиков, отражающих сильную долю в марше, вальсе, польке.

Предварительная работа: дети заранее знакомы с жанрами музыки.

Описание: музыкальный руководитель рассказывает детям о сильной доле, прохлопывают сильную долю в марше, вальсе., отмечают её соответствующей карточкой, прохлопывают ещё раз. Отмечая сильную долю.

Укрась ёлочку

Определи темп музыки

Цель: Развитие восприятия музыки. Знакомство с темпом.

Раздаточный материал: карточки, соответствующие теме музыкального произведения и карточки, отражающие темп музыки.

Предварительная работа: познакомить детей с определёнными музыкальными произведениями, которые более ярко отражают изменения темпа в музыке. Подобрать картинки с обозначениями темпа музыки (быстрый, стремительный, очень быстрый, медленный, очень медленный и т. д.) и познакомить детей с ними.

Описание: Дети, прослушав музыку, определяют её название, рассказывают о темпе музыки, о животном, о его характере передвижения и подбирают соответствующую карточку.

Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чём играю».

Цель. Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов.

Развивать тембровый слух.

Ход игры.

1 вариант. Ведущий за ширмой поочерёдно играет на детских музыкальных инструментах. (Дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.)

Дети отгадывают инструмент по звучанию. По щелчку в презентации появляется соответствующая картинка музыкального инструмента.

2 вариант. По щелчку в презентации появляется картинка музыкального инструмента.

Дети выбирают аналогичный инструмент из предложенных, называет его и играет на нём.

«Музыкальный теремок» или «Маленький композитор»

1вариант игры: «Теремок»Цель: развитие мелодического слуха детей.

Игровой материал Фигурки зверей. Ход игры: Стоит в поле теремок, теремок. Как красив он и высок, и высок. По ступенькам мы идём, все идём. Свою песенку поём, да поём. Выбираются трое детей, каждый берёт себе любую фигурку. Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу: «По ступенькам я иду…», затем, стоя у входа в домик, поёт вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, — и «заходит» в дом. Каждый ребёнок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается движение в низ,в обратном порядке. Персонаж спускается по ступенькам и поёт: «По ступенькам вниз иду…», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду»

2 вариант игры: «Маленький композитор» Открывается домик в котором живут нотки, каждая на своем этаже, детям предлагается стать на минуту известным композитором и сочинить свою музыку. За тем сочиненная музыка проигрывается музыкальным руководителем,а дети слушают какое получилось у них музыкальное произведение или песенка (можно его пропеть сначала с музыкальным руководителем, а за тем вместе.)

Цветик-семицветик».

Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха.

Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей. Игровой материал: Большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились на занятиях. Например: 1. «Кавалерийская» Д. Б. Кабалевский. 2. «Клоуны» Д. Б. Кабалевский. 3. «Болезнь куклы» П. И. Чайковский. 4. «Шествие гномов» Э. Григ. 5. «Дед Мороз» Р. Шуман и т. д. Ход игры: Дети сидят полукругом. Приходит садовник (педагог) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Если произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель исполняет произведение или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера, темпа, жанра произведения.

«Мульти-пульти»

1 вариант игры (игра на развитие зрительной памяти и музыкальных впечатлений)

Цель: Развивать зрительную память, расширять музыкальный кругозор, пополнять словарный запас ребёнка музыкальными терминами, учить детей четко выражать свои мысли.

Описание игры: Игрокам раздаются карточки-подсказки с изображением фрагмента детского мультфильма. Звучит песенка из мультфильма. Игрокам предлагается вспомнить и назвать из какого мультфильма эта песня. Если игрок затрудняется ответить, можно предложить рассказать о чём этот мультфильм.

2 вариант игры

Цель: Учить детей определять характер музыки, развивать дикцию при пении, чистое интонирование, развивать эмоциональную отзывчивость на услышанную песню, познакомить детей с произведениями композитора В. Я. Шаинского и детскими поэтами-песенниками.

Описание игры: Дети стоят по кругу. Игрокам раздаются карточки-подсказки с изображением фрагмента мультфильма. Муз. рук. предлагает рассмотреть карточку игрокам. С помощью считалки выбирается «водящий»:

«Раз, два, три, четыре, пять -мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела и тебе запеть велела.»

Игроку предлагается исполнить детскую песенку, которая изображена на карточке. Если игрок затрудняется спеть, то ему помогает запеть муз. рук. Если ребенок не знает этой песенки, ход переходит к любому игроку, желающему исполнить песенку, он же становиться водящим.

«Назови композитора музыки», «Веселая пластинка»

Ход игры. Воспитатель показывает детям портреты композиторов П. Чайковского, М. Глинки, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. За правильный ответ ребенок получает очко. Затем музыкальный руководитель проигрывает то или иное произведение (или звучит грамзапись). Вызванный ребенок должен назвать &то произведение и рассказать о нем. За полный ответ ребенок получает два очка, Выигрывает тот, кто получит большее число очков.

Игра проводится на занятии, а также может быть использована в качестве развлечения.

Веселая пластинка

Игровой материал. Игрушечный проигрыватель с набором пластинок -— в центре нарисована картинка, передающая содержание Песни; проигрыватель с набором пластинок программных произведений.

Ход игры. Ведущий проигрывает в грамзаписи вступление к какому-нибудь знакомому детям произведению. Вызванный ребенок находит среди маленьких пластинок нужную и «проиг-рывает» ее на игрушечном проигрывателе.

Какая музыка?

Игровой материал. Проигрыватель, пластинки с записями вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.

Ход игры. Детям раздают карточки. Музыкальный руководитель, исполняет на фортепиано (в грамзаписи) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку.

Атрибуты для утренников и занятий.

Раздаточный материал по музыке «Опера и балет»

Возникла в Италии в начале 17 века

ОПЕРА

  • Литературный первоисточник – специально написанное либретто (по мотивам художественного произведения).

  • Большинство оперных фрагментов предназначается для пения хором, различными вокальными ансамблями или солистами (текст очень важен).

Популярные оперы:

  • «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского, «Руслан и Людмила» М. Глинки (по произведениям А. С. Пушкина),

  • «Кармен» Ж. Бизе (по произведению П. Мериме),

  • «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова (по произведению А. Островского).

  • «Орфей и Эвридика» К. Глюка (за основу взят древнегреческий миф об Орфее)

Опера – синтетический вид искусства, ее исполнение – всегда спектакль, а потому хорошая опера это:

  • либретто, написанное хорошим поэтом,

  • музыка, созданная талантливым композитором,

  • оперный исполнитель не только хороший певец, но и актер,

  • отличный хор,

  • на высшем уровне оркестр и дирижер,

  • опытный режиссер

  • лучшие художники занимаются оформлением оперных декораций (занавес, костюмы и т. д.)

  • осветители, гримеры, парикмахеры, дублеры…

Речитативы и сквозные сцены связаны обычно с развитием ДЕЙСТВИЯ,

арии, ансамбли и хоры выражают

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ,

переживания или психологический смысл происходящего.

начал формироваться в Европе в начале 16 века

БАЛЕТ

В балете не звучат слова, балет, это:

МУЗЫКА, ТАНЕЦ, ЖЕСТЫ, МИМИКА.

Балет – синтетический вид искусства, его исполнение – всегда спектакль, а потому хороший балет это:

  • либретто, написанное литератором,

  • музыка, созданная талантливым композитором,

  • опытный, талантливый балетмейстер,

  • исполнители владеют искусством хореографии и актерским мастерством,

  • на высшем уровне оркестр и дирижер,

  • лучшие художники занимаются оформлением декораций (занавес, костюмы и т. д.)

  • осветители, гримеры, парикмахеры, дублеры…

Популярные балеты:

  • «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» П. И. Чайковского,

  • «Ромео и Джульетта», «Золушка» С. Прокофьева,

  • «Петрушка» И. Стравинского.

Государственный академический БОЛЬШОЙ ТЕАТР, Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1825

ДЕТСКАЯ фоновая скачать mp3 бесплатно

Morrissey jesussailor%20moon%201994The Beatles What You’re Doingфонограмма для конкурсовмультфильм маша и медведь по варенье минусПока ты спала OSTIt is well portraitRITM MUZIKEmma h circlesselena gomes whoскуби дИ папа па паНа даху я nzkАлександра Марченкодетские песни для дня рожденияПланавая мая девочка роднаяВолынка шотландскаяхиты югаMax Oazo Ft. CAMI Wonderful Life ExtendedМузыка на 18 летиепесня давайте негромко из кф обыкновенное чудоReflekt Need To Feel Loved (Ian Tosel Remix)газманов единственная моявячеслав антонов провинцияMiss k8 Temperвеселый ветер детскаяThe Rumjacks Patron Saint O’ ThievesГуд бай мой мальчик Анжелика Варум REMIXШуфутинский солоВеру мама веруoffdate always wantалексей ореховДневник Жизни (28012012) NEWФлешмоб 8 классPlus Beat’z TribalDEMON & BONIK dreamsvictor petliuraбахаримsevil sevinc prenses 2015Mc gomesNЮ Под кайфомKris Kross Amsterdam & Conor Maynard Are You Sure (feat.Ty Dolla Sign & Amic)Сказка о колобкеЭта сука хочет денег muzdom.net MORGENSHTERN, Егор Кридпуаро сериалдмитрий романов не уйти мне от судьбыzakir husainMartin Verdiголовушка кудрява русская народная песня минус3 tenors amazing graceМалыrap о дружбеблагов слава зимой,весной и летомнепара я ищу тебяДимаш Dimash war and peaceмузыка сказка о царе салтане лебедьМарджанджа Шуфутинскиймалыш малыш тихо падает снегSoha Mil Pasos (Feat. Antoine Essertier)Plus BeatZGeorge Michael One More Try78 сура коранаАнивар Руку держиДана Соколова Стрелаtagteam terror flashin, part 2налейка рюмку розапесенка о лете большой детский хорЯ не хочу с тобой расстаться ласковый майbaymont bross deadly night shadeBanda Carrapicho Tic,Tic,Tacфинская танцевальнаяKReeD ft LineStreet Я Не Забыл и Не ЗабудуROCCO BASS T House Time 2k12 (Record MixYou’re Mine (feat. Oscar And The Wolf)ЖуравлiHoobпугачева Das Grosse Festнебылволшебный ритмты слышишь шумЗасадишь ЕА7KROKOT Мелодия ДушиLamb Goreckioh dont loseШостакович «Москва, Черёмушки» 3Alpha Decaytyrone wells gravityДетстввоDj Style I Love You(DoZa PoZiTiVa)2013artik asti remixа детство уходит навсегдаAlesso & Anitta Is That For Me (Sylvain Armand Remix)Zayn feat. Sia Dusk Till Dawn (Fly & Sasha Fashion Remix)л. армстронг WHAT a wonderful worlderam micutaЖанна Бичевская Родник минуснедели любовь볼빨간사춘기Tiesto Red Lights (Radio Edit) New Music vk.comnomuzlifeSD Музыка для твоей машиныOxymiron Судьба моралиста

«Разработка музыкально-дидактических игр на уроках музыки»

Разработка музыкально-дидактических игр на уроках музыки

В системе эстетического воспитания учащихся в школе музыкальное воспитание занимает значительное место. Музыкальное воспитание — часть эстетического, в задачу которого входит дать ребенку эстетические впечатления, переживания, развить на этой основе воображение, дать элементарные творческие навыки и умения. Все это предусмотрено программой школы, но, сообщая детям те или иные сведения из области музыки, следует знать и психологические особенности детей различных возрастов. Для детей младшего школьного возраста характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене видов работы, так как внимание их крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, трудно сосредотачиваются на одном задании. Легче воспринимается конкретный материал, живой образ, нежели отвлеченные понятия. Поэтому важнейшим средством воспитания и обучения, в том числе на уроках музыки, остается игра, элементы занимательности. Они стимулируют фантазию ребенка, живость воображения, надолго сохраняют сформированные музыкой образы, что важно как средство и способ познания. Очевидно, что никого не нужно убеждать в том, что игры развивают способность младших школьников к обобщению, помогают им устанавливать связи фактов, тренируют память и внимание, развивают речь, активность, инициативу, дисциплинированность. Элементы занимательности на уроках музыки способны обеспечить «живой» интерес детей к музыкальной культуре, настраивают их на более детализированное восприятие изучаемых произведений.

Как следствие, в практике проведения уроков музыки и пения получило распространение применение самых различных игр, занимательных заданий. Это и творческие игры самих детей, игры с определенными правилами, подвижные игры (инсценировки, хороводы, ритмические задания), дидактические игры, которые уточняют и расширяют знания, кругозор детей, являются эффективным образовательным средством.

Приведу примеры. Для развития умения ребенка ориентироваться в нотной записи, исполнять несложные произведения по нотам, следить за нотной записью при пении с текстом, как важнейшей практической задачи обучения пению целесообразно установление связи занятия по нотной грамоте с хоровым пением и введением в учебный процесс различных игр и игровых средств. Добиваясь их средствами четкой дикции, хорошей артикуляции, можно предупредить возможные трудности у детей по работе над протяжными песнями. В частности, целесообразна работа со скороговорками, которая интересна и для детей, где наряду с выполнением задачи четкого произношения они в быстром темпе учатся интонировать на одном звуке, а это довольно трудно. Может быть использована «Игра в моряков». Один, из хорошо поющих детей — капитан. Он набирает веселую команду. Кто верно повторит его задания (спеть фразу), идет в команду.

Одним из важнейших звеньев учебной работы по музыке является последовательное формирование у детей музыкально-слуховых представлений. Это условие развития всех музыкальных способностей. Чем ярче музыкальные представления у детей, тем успешнее идет обучение в части узнавания, сравнения, сопоставления.

Обучение пению по нотам начинается уже в I классе и постоянно подкрепляется для большей доступности играми, сравнениями, рассказами, пояснениями, дающими возможность лучше осознать простейшие элементы музыкального языка. Для музыкального развития детей нужно отбирать наиболее эффективные способы, приемы обучения музыкальной грамоте.

Интересными приемами является использование:

вопросов-ответов: педагог задает «ритмический вопрос», ученики коллективно ищут «ритмический ответ».

пения примера «вслух» и «про себя» в виде цепочки. Начинает, например, учитель вслух, ученики тоже делают «про себя» и по указанию учителя включаются в пение вслух.

С большим желанием дети участвуют в работе с ребусами, шарадами, загадками, несложными кроссвордами. Это все не только закрепляет полученные детьми знания, но и расширяет их общий кругозор, ибо здесь дети знакомятся как с нотной терминологией, так и расширяют знания, пополняют их новыми сведениями из области музыки.

Формы применения всех вышеперечисленных элементов занимательности на уроках музыки различны и каждому педагогу следует избегать большой перегрузки ими учебно-воспитательного процесса. Урок не должен быть превращен в сплошную игру и развлечение, занимательные средства должны быть направлены на повышение разнообразия форм и способов объяснения и закрепления учебного материала. Они, способствуя лучшему пониманию и усвоению различных разделов музыкальной грамоты, должны, поддерживая интерес учащихся до конца урока, развивать у них серьезное отношение к изучению основ музыкального языка.

Значима роль игр и занимательных средств в приобщении учащихся к пониманию ценностей музыкального искусства, развитию их слушательской культуры. С начальных классов учителя музыки стремятся воспитывать эмоциональную восприимчивость к красоте музыкального произведения, развивают умение ребенка осознанно «выразить свои суждения о прослушанном». Активное восприятие музыки обуславливается воспитанием и развитием определенных музыкальных способностей: музыкального слуха, сосредоточенного внимания, сформированных музыкальных представлений и музыкальной памяти.

Следует помнить, что музыкальное воспитание детей — основа музыкальной культуры народа. Музыка должна все время звучать на уроке, волновать детей, создавать эмоциональное настроение, воспитывать добрые, гуманные чувства, неиссякаемую человечность. Возвращаясь к роли учителя музыки в реализации этих установок, следует подчеркнуть, что он должен обладать не только спокойствием и доброжелательностью в обращении с детьми, но в первую очередь, быть большим энтузиастом и фантазером игр и творческих заданий, позволяющих увлечь каждого ребенка в неведомый мир говорящих звуков, раскрыть для них непознанную , но познаваемую прелесть вечно необходимой человеку музыки.

Музыкальные игры

Цель и задачи музыкальной игры:

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик, игра помогает ребёнку внимательно и сознательно слушать музыку. В игре обучающийся выполняет различные задания, связанные с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств, активизирует чувства, воображение, мышление.

В соответствии с этим музыкальные игры имеют следующие задачи:

1.​ Коррекционные:

  • развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, тембр, динамику, ритм), координация движений;

  • формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

2.​ Оздоровительные:

  • развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

  • совершенствование способности снимать эмоциональное и физическое напряжение, укрепление «мышечного чувства»;

  • развитие быстроты двигательной реакции.

3.​ Образовательные:

  • обучение речевым, певческим навыкам;

  • развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

  • формирование умственных умений и действий.

4.​ Воспитательные:

  • воспитание общей музыкальной, речевой культуры;

  • формирование эстетическому восприятию окружающего мира;

  • развитие эмоциональной сферы.

5​. Развивающие:

  • развитие познавательной активности;

  • поддержание устойчивого интереса;

  • укрепление саморегуляции и контроля;

  • развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

Разнообразие музыкальных игр

Среди музыкальных игр Н.А.Метлов выделил игры с пением, которые развивают слух, голос, умение правильно передавать мелодию, а также игры-сказки, используемые музыкальными руководителями в детском саду и школе.

Н.А.Ветлугина в ходе научных исследований в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки. Дальнейшую разработку этой группы игр продолжили А.Н.Зимина, Э.П.Костина.

Е.Раевская, С.Руднева, Г.Соболева, З.Ушакова изменили представление об игре, их методические разработки игр были направлены на всестороннее развитие музыкальности детей, а именно: развитие эмоциональности, чувства ритма, ощущение музыкальной формы, восприятия, воображения.

Е.Д. Макшанцева предложила еще один вид музыкальных игр — игры-забавы.

Л.Н.Комиссарова разработала систему применения наглядных средств при организации и проведении дидактических игр.

Значение вокальных игр при работе над чистотой интонации с элементами дидактичности показала А.Д.Войнович.

Игры-драматизации, театрализованные игры, народные игры, деловые игры также активно используются в дошкольных учреждениях и в общеобразовательной школе: на уроках музыки, внеурочной деятельности, в коррекционной работе с детьми .

Музыкальная игра дарит детям радость творческого перевоплощения и самовыражения через разнообразные практические действия.

Приносить детям радость и удовольствие от музыкальных переживаний – задача не менее важная и благородная для педагога, чем обучить их каким-либо конкретным музыкальным знаниям и навыкам.

Игра на уроке музыки превращается из внешней формы развлекательного характера в форму, обеспечивающую творческое самовыражение ребенка.

Максимилиан Волошин: «Искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники и музыканты — ведь это только дети, которые не разучились играть. Гении — это те, которые не сумели вырасти».

Музыкальная игра «Осень»

Цель: развитие простейших пластических движений, умения передать образ.

Ход игры: Звучит песня «Падают листья»

(муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен).

Педагог: «Представьте себе, что наступила осень, листья на деревьях стали желтыми, красными. Внезапно подул сильный ветер, сорвал с ветки листья, и они плавно закружились в воздухе, опускаясь на землю. А теперь представьте, что эти листья — это вы. Попробуйте передать с помощью движений кружение листьев».

Дети танцуют под музыку.

Игра «Весёлый звукоряд»

Цель: развитие коммуникативных навыков, формование быстроте реакции, снятие напряжение.

Ход игры: Собрать 2-3 команды детей по 7 человек, раздать карточки, на которых написаны названия нот, под весёлую музыку дети веселятся, скачут, прыгают между собой на полянке, с окончанием музыки необходимо быстро построится в свои команды, главное встать по порядку: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. Побеждает команда, которая построится быстрее. Игру можно повторить 2-3 раза.

Это даёт возможность не только подвигаться, но и запомнить ноты по порядку. Можно использовать на уроке вместо физ.минутки.

Игра на развитие памяти «Повтори ритм»

Цель: Развитие ритмического слуха, памяти.

Ход игры: Под музыку «Гопака» М.П.Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка» педагог ногами показывает ритмический рисунок, притопываю на одном месте 1 фразу. На 2 фразу дети повторяют движения в нужном ритме. Освоив ритм, можно передавать его хлопками, шлепками, на ударных музыкальных инструментах.

Игра «Отгадай по какому предмету стучу?»

Цель: развитие умения различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, тембрового слуха.

Оборудование: Стол, ширма, стакан с горохом, деревянные палочки, треугольник.

Ход игры: На столе за ширмой лежат предметы.

Педагог: Надо музыку послушать,
Инструменты подобрать,
Их звучание запомнить
И по тембру различать.

Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые мза ширмой, затем слушают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р. Шуман, «Сарабанда» А.Корелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха из оперетты «Орфей в аду».

При повторном слушании музыкальных пьес они сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием гороха, ударами в треугольник. Шумовое озвучивание соответствует характеру произведений.

Игра «Найди свой цвет»

Цель: развитие умения анализировать, сравнивать.

Оборудование: карточки синего, красного, жёлтого, зелёного цветов.

Ход игры: Дети слушают музыку спокойного характера. В начале каждого музыкального построения учитель поднимает карточку какого-либо цвета и держит её до следующего построения (части, предложения, фразы). Дети, у которых в одежде встречается данный цвет, встают и садятся, поднимая карточку друг цвета.

2 вариант: Слушая музыку дети поднимают карточки, разного цвета, в связи с изменением характера, таким образом учатся определять построение музыкального произведения (2, 3-частную форму).

Игра «Где бывали?»

Цель: развитие воображения, ассоциативного мышления.

Ход игры: Для проведения игры может быть использована народная, современная, классическая в оркестровом или вокальном исполнении.

Прослушав музыкальное произведение, дети делятся на 2-4 подгруппы и расходятся, чтобы сообща придумать рассказ в соответствии с жанром, стилем, характером музыки.

Рекомендуемые произведения:

Фонопедическое упражнение-игра «Весенние голоса»

Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук в своем регистре, петь не очень громко).

С пригорка побежал веселый ручеек (дети болтают языком как бы изображая бульканье ручейка).

До краев наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр).

Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают голосом “волну” — вверх-вниз).

И дальше побежал (булькаем)

Выбрались из под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком регистре)

расправили крылышки и полетели кто куда (тр-тр-тр шепотом на разной высоте кто как хочет)

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур)

И вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух)

Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно)

Вот и пришла весна (каждый изображает свой “весенний звук”- дети выбирают звук сами)

Говорю ребятам, что в этой веселой игре они сами будут придумывать и изображать разные звуки, которые можно услышать весной. Я говорю текст, а дети его озвучивают. Используем шумовые инструменты, которые есть в школе, а также изготовленные из баночек, пластиковых бутылочек с использованием крупы, гороха и т.д.

Игра «Музыкальная кисть»

Цель игры — развитие музыкально-слуховых представлений музыканта, играющего на инструменте (средний регистр) и музыкальной формы школьников.

Дидактический материал: кисти для рисования или ручка с пером.

Музыкальный репертуар: «Песня венецианского гондольера»

Ф. Мендельсона.

Методика и техника игры. В музыкально-дидактической игре с приемами драматизации все учащиеся выступают в роли «художников». Учитель играет «Песню венецианского гондольера» Ф.Мендельсона, а «художники» рисуют картину в воображаемом пространстве с помощью «музыкальной кисти». Задача учащихся — вовремя поставить запятую в конце музыкальной фразы или точку, когда заканчивается предложение или период, а также в «картине» передать характер, настроение музыки.

«Игра в учителя»

Цель игры — закрепление знаний музыкальной грамоты.

Дидактический материал: карточки с музыкальными терминами.

Методика и техника игры. Традиционная игра в «учителя» проводится для того, чтобы проверить степень усвоения музыкальных знаний, полученных в течение 1 четверти. Ученик, который выступает в роли «учителя», называет слово (в рабочей тетради 1 класса есть «книга» с музыкальными терминами с. 14), а его «ученики» объясняют, что оно означает.

Игра «Методическое лото»

Цель игры — развитие мелодичности слуха первоклассников, и закрепление знаний нотной грамоты.

Дидактический материал: карточки мелодического лото.

Методика и техника игры. Учащиеся готовят карточки мелодического лото на твердой бумаге, а затем выкладывают мелодию из 4-5 звуков. Сначала мелодия составляются из горизонтального ряда из 2-4 карточек. Мелодии должны получаться с плавным или постепенным движением. Затем задание можно усложнить и складывать мелодии из любых карточек.

Задача каждого ученика — не только выложить мелодию из разных карточек, но и исполнить ее с названием нот «по руке» или сыграть на «клавиатуре» фортепьяно.

Игра «Оркестр»

Цель игры — развитие тембрового слуха учащихся, закрепление знаний об оркестре и его разновидностях, музыкальных инструментах и приемах игры на них.

Методика и техника игры. При прохождении темы «Оркестр и его виды» учащиеся изучают составы симфонического, камерного, духового и народного оркестра. Игра-драматизация даст возможность им войти в роль музыкантов-исполнителей каждого вида оркестра.

Знакомя школьников с различными видами оркестра, учитель вводит ряд новых понятий: партитура, оркестровая партия. Концертмейстер, камертон, маэстро (так в знак уважения называют заслуженных композиторов, дирижеров).

Например, учитель рассказывает учащимся о симфоническом оркестре и его группах, показывает иллюстрации с изображение инструментов и объясняет приемы игры.

После этого класс «превращается» в оркестр. Учитель рассаживает класс в том порядке, в котором располагаются музыканты симфонического оркестра. Первые парты — первые скрипки и виолончели, вторые парты — вторые скрипки и альты, один ученик «играет» на арфе, дальше сидят контрабасы, литавры и т.д. Задача каждого ученика — слушать тембровое звучание своего инструмента, вовремя вступить и имитировать игру на своем инструменте.

Учитель выступает в роли «дирижера симфонического оркестра» и показывает вступление каждой оркестровой партии. Под музыку выбранного музыкального произведения учащиеся «играют» на инструментах симфонического оркестра.

Для игры-драматизации важна самостоятельность в определении своего вступления каждым учеником и его умение координировать свои действия под музыку.
Игра «Фотограф»

Цель игры — развитие музыкальной памяти и внимания первоклассников.

Дидактический материал: карточки с ритмом.

Методика и техника игры. Для проведения игры педагог выбирает одного ученика — «фотографа». «Фотовспышка» — «фотограф» показывает и быстро убирает карточку с ритмом. Учащиеся должна запомнить ритм и прохлопать его. Получилась или нет «фотография» — решает «фотограф».

Игра «Разведчики»

Цель игры — закрепление знаний нотной грамоты, развитие ладового чувства и музыкальной памяти школьников.

Дидактический материал: карточки с «музыкальным кодом».

Методика и техника игры. Учитель раздает карточки с «музыкальным кодом», в котором цифры обозначают определенную ступень лада.

Музыкально-дидактическая игра с элементами драматизации проводится на скорость. Каждый ученик выступает в роли «дешифровальщика», т.е. должен уметь раскодировать мелодию: мысленно услышать мелодию по ступеням, узнать песню и спеть ее вслух. Ученик, который первым правильно спел закодированную мелодию становится «разведчиком». Перед становится новая задача — запомнить «пароль», не записывая его (дается новая мелодия из 2-4тактов). Послать в «разведку» — это значит запомнить новый «пароль» и уметь его спеть.

Для домашнего задания можно предложить учащимся сочинить свой «пароль» и включить его при повторном проведении игры.

Игра «Звездное небо»

Цель игры — развитие навыков инструментальной импровизации и ассоциативности музыкального мышления школьников.

Дидактический материал: инструменты шумового оркестра» бумага, тушь, краски.

Музыкальный репертуар: С.В. Рахманинов. Второй концерт для фортепьяно с оркестром (вступление).

Методика и техника игры. Для проведения музыкально- дидактической игры педагог выбирает 5-7 учащихся и раздает им музыкальные инструменты (бубен, металлофон, треугольник, колокольчики, маракасы). Школьникам предлагается выполнить следующее задание: с помощью полученных инструментов изобразить «звучащее звездное небо».

Далее на фоне звучания музыки концерта Рахманинова ребята «зажигают» большие и малые звезды («мерцающий свет» изображается на треугольниках, «падающие звезды» — глиссандо на металлофоне).

Игра носит импровизационный характер, и педагог может предложить исполнить вступление концерта на фортепьяно в четыре руки с учащимися.

После игры школьники рисуют «звездное небо» на тонированной или черной бумаге тушью или краской.

Игра «Музыкальное путешествие по Европе»

Цель игры — обобщение знаний о народной и композиторской музыке Европы, развитие исполнительских умений и навыков.

Дидактический материал: нотные плакаты, портреты композиторов, географическая карга, ритмические карточки, атрибуты «машиниста» и «путешественников».

Музыкальный репертуар: произведения по программе 3 четверти третьего класса.

Методика и техника игры. Для участия в игре-драматизации педагог выбирает «машиниста», «путешественников», «певцов», «оркестрантов» и «композиторов». Урок строится в своеобразной форме рондо, где музыкальной темой становится «Попутная песня» М.Глинки, куплет которой звучит перед каждой станцией. В процессе игры учитель выполняет различные функции («отправляет» в дорогу «путешественников», ставит музыкальный рефрен и называет станции, объясняет задания, музицирует и оценивает работу класса).

Урок-путешествие начинается со звучанием «Попутной песни» М. Глинки: «машинист» дает гудок (на свистульке) и «поезд» отправляется в «путь». «Путешественники» имитируют движение поезда согнутыми в локтях руками (сидя за партой, стоя или двигаясь по классу).

Первая станция, на которой остановился «музыкальный поезд» — станция «мелодичная». На этой станции «путешественники» узнают по нотной записи мелодии, написанные на нотном плакате или доске, исполняют их «по руку» с названием нот или словами. (К примеру, исполняются белорусская народная песня «Бульба», «Наша песенка» Е. Басовского» чешская народная песня-танец «Полька», греческая детская песня «Родина», итальянская народная песня «Макароны»).

Если «путешественники» не справляются с заданием, то они остаются на этой станции. «В путь» отправляются те ученики, которые знают слова песен и правильно поют мелодию.

«Музыкальный поезд» останавливается на второй станции — «ритмическая». Здесь «путешественники» по ритму угадывают те произведения, которые исполняют им «оркестранты». (В ансамбле с учителем по оркестровой партитуре исполняется «Молдовеняска» и «Болеро»).

Третья станция — станция «Музыкальных загадок», на которой «путешественники» решают загадки.

Четвертая станция — «Композиторская». На этой станции «путешественники» встречаются с «композиторами», которые сочиняли музыкальную сказку.

«Музыкальное путешествие» продолжается и «поезд» прибывает на пятую станцию — «Слушательскую». Здесь «путешественники» по фрагментам определяют произведения и называют композиторов. (Произведения М. Мусоргского, Ф. Листа, Э. Грига, В. Моцарта, И. Штрауса, И.С. Баха, Л. Бетховена).

Шестая станция — «Исполнительская». На этой станции заканчивается «путешествие». Все участники игры — «машинисты», «путешественники», «певцы», «оркестранты», «композиторы» — завершают свое «музыкальное путешествие» исполнением песни Б. Савельева «Большой хоровод».

Из личного опыта использования игры на уроках музыки.

Использование загадок на уроках музыки

Загадки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в мыслительное творчество. В некоторых из них музыкальное начало (признаки, особенности, характер музыки) скрыто в самом загадываемом слове. Такие загадки — ещё и источник новых знаний.

Например,

Кто в оркестре всем поможет?

Сложный ритм стучать он сможет.

Ритм любой из разных стран!

Кто же это…

(барабан).

Сидит петух на воротах:

Косы до полу, голос до неба

(колокол).

Другие загадки основаны на поэтической метафоре, сравнении различных предметов и явлений. Как и все, они развивают сообразительность, внимание, но ещё и учат вслушиваться в окружающие звуки, слышать звучание голоса и инструмента там, где с точки зрения обыденного сознания их и нет.

Например,

И в избе, и на дворе

соловей поёт

(петля и дверь)

У этого инструмента

Есть струны и педаль,

Несомненно, это звонкий,

Это чёрный наш…

Семь ребят на лесенке

Заиграли песенки…

Он по виду брат баяна,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану.

Что же это?..

Я-ваша подруга, я-ваша попутчица,

В пути без меня ничего не получится.

Со мною, друзья, всегда интересно.

Узнали кто я? Ну, конечно, же…

Мы пришли на именины

Нашей тёти Мандолины.

Сосчитай-ка, сколько нас?

Балалайка, контрабас,

Скрипка, флейта и гобой,

Барабан с большой трубой,

Две гитары, ксилофон. –

Сосчитай, и выйди вон!..

Барабан с большой трубой,

Две гитары, ксилофон. –

Сосчитай, и выйди вон!..

Низким голосом медведь

может громко зареветь.

Слышно льва, хоть он не близко.

Его голос тоже низкий.

Назовите мне сейчас

Самый низкий голос…

В самый сказочный момент

Вступит этот инструмент.

Но совсем не каждый знает,

Что в оркестре он играет!

Тихо, нежно зазвенит,

Будто всё посеребрит.

А затем умолкнет скоро

По сигналу дирижёра.

Знает ли то каждый школьник,

Что такое…

Знайте, они с барабаном соседи.

Сделаны они из меди.

Вовремя нужно руками взмахнуть,

Звонко ударить, потом отдохнуть.

Партия их не пустяк, не безделка,

В музыке тоже бывают…

Это что за инструмент

Высотою в целый дом?

В трубы, в дерево одет,

украшения на нём.

Голосов имеет много

Этот звучный великан.

Он то ласковый, то строгий,

А зовут его…

Форте — громко,

Пиано — тихо.

Кто наигрывает мне?

Без ошибки, без изъяна

Ну, конечно…

Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло всё: играет…

Звучит сигнал, на бой зовёт!

Вставай, солдат, она поёт…

Этот медный духовой

То короче, то длиннее.

Ведь кулису он имеет!

Громче всех в оркестре он.

Как зовут его?..

Бычий пузырь,

Деревянные трубочки,

Дудочкой это не назовёшь.

Но, если историю музыки знаешь,

Взглянув на рисунок,

Ты всё поймёшь.

На этой картинке мы видим…

А это что за чудеса?

В лесу мы слышим голоса,

Ребята у костра сидят,

Поют и на неё глядят.

Чтобы она вдруг зазвучала,

Щипни струну ты для начала.

А струн бывает семь иль шесть,

Её достоинств нам не счесть.

Всем под неё легко поётся,

Скажите, как она зовётся?

В кассе мы билет купили

И вчера в театр ходили.

Мы во все глаза глядели!

Весь спектакль артисты пели.

Слаженно оркестр играл,

От певцов не отставал.

Мы в ладоши хлопали,

Все мы любим…

Оркестр молчит,

Только скрипка звучит,

Одной только скрипке слово!

Оркестр молчит,

Только скрипка звучит,

Ведь скрипка играет…

Весь состав играет вместе!

Чудо-слово не забудьте!

Если весь оркестр играет,

То зовётся это…

Веселятся музыканты,

Улыбнулся дирижёр,

Лад, в котором мы играем,

Называется…

Если в нашей пьесе тучи,

Дождик льёт во весь опор,

Это лад ужасно грустный,

Называется…

Ярко зал весь засверкал,

Приглашает всех на бал,

Попрошу ответить вас,

Что за танец этот?

Чуть побольше скрипочки,

А поёт пониже,

Деревянный бочок,

Четыре струнки и смычок…

Звенят серебряные струны

Как будто струйки водяные,

И на волнах, качая шхуны,

Резвятся ветры удалые!

И ветер, и волну морскую —

Всё струны нам изображают,

Все звуки музыки рисуют.

Какой же это инструмент играет?

Зовут его красиво, звонко,

Но не Татьяна и не Марфа.

А звуки нежны, струны тонки.

Наш инструмент зовётся…

Кто в оркестре всем поможет?

Сложный ритм стучать он может.

Ритм любой из разных стран!

Кто же это…

Три медных подруги —

Три лучших подруги

В оркестре они помогают

Друг другу

Играют подруги

То громко, то тихо.

Их медные платья

Закручены лихо…

Заключение

Таким образом, роль игры на уроке музыки, действительно, весомая. Хорошая музыкальная игра может вызвать у школьника эмоциональное состояние, нужное для восприятия, происходящего на уроке. Воздействие игры мною рассмотрено все три аспекта.

Первый аспект — физиологический, связанный с исследованиями В.М.Бехтерева, И.М.Догеля, И.М.Сеченова, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной системы, формирует произвольность психических функций.

Второй аспект — психологический. Музыка воздействует на эмоционально- личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

Третий аспект — педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребёнка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной деятельности.

В музыкальной игре детям легче освоить средства музыкальной выразительности, характер музыки и речи- ритм, динамику, высоту. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка в игре, способствуют созданию особой атмосферы, которая поможет избежать непонимания и неодобрения, не заглушит в ребёнке естественное желание задавать вопросы, поможет ощутить чувство радости в процессе творчества, научит понимать и уважать мнение других, открыто выражать свои чувства, не боятся проявлять собственную индивидуальность, оценить в себе творческую личность.

Список литературы

Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над песнями» (средний дошкольный возраст)

Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы для работы над сказками» (старшая группа) Для обогащения развивающей среды группы — содержимого Речевого и Театрального центров и содействия в реализации плана самообразования по.

Конспект интегрированной НОД «Зимушка-зима» (средний дошкольный возраст) Конспект интегрированной НОД «Зимушка — зима» /средний дошкольный возраст/ Подготовила: воспитатель Широкова В. А. Саранск.

Конспект занятия «Моя мама» (средний дошкольный возраст) Цель: Задачи: развивать познавательную активность, помочь детям понять смысл пословицы «При солнышке тепло — при матушке добро». Познакомить.

Конспект НОД занятия «Рукавичка» (средний дошкольный возраст) «В гости к сказке » Рукавичка»» Цель: Обобщить знания детей к концу учебного года по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой,.

Конспект занятия по теме «Насекомые» (средний дошкольный возраст) Образовательные задачи: Дать детям представление о насекомых: жук, божья коровка, бабочка. Формировать умение узнавать и называть насекомых.

Конспект занятия «Ледяная избушка» (средний дошкольный возраст) Ледяная избушка (средний дошкольный возраст) Цель: Привлечь внимание детей к иллюстрации, ее художественным образам. Развивать у детей.

Открытое занятие «Путешествие в весенний лес» (средний дошкольный возраст) [«Путешествие в весенний лес» (средний дошкольный возраст). Цель: Продолжать учить правила безопасного поведения в природе. Воспитывать.

Проект «Моя малая Родина» (средний дошкольный возраст) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 71 «Дельфин» Проект «Моя малая Родина» Средний дошкольный.

Сюжетно — ролевая игра «Строители» (средний дошкольный возраст) Сюжетно – ролевая игра «СТРОИТЕЛИ» (средний дошкольный возраст). Боева Валентина Владимировна Цель: 1. Учить детей разнообразным.

Конспект занятия «Насекомые» (средний дошкольный возраст) Тема: «Насекомые» Средний дошкольный возраст Цель: расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках. Задачи:.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *