Дидактические игры определение

Сущность дидактической игры

Наталья Комардина
Сущность дидактической игры

Сущность дидактических игр как средства обучения

Учить знаниям — учить заранее ненужному. Современность стремится к индивидуальному подходу в обучении, а занятия основаны на фронтальном методе.

Секрет неудач прост. Считается, что на смену старому должно прийти новое. Но ведь новое есть хорошо забытое старое, и, значит, на смену «урочному» виду занятий должно прийти нечто еще более древнее и более вечное. Может быть, это ИГРА?

Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра.

И игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагоги­кой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обуче­ния детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования ди­дактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном воз­расте определяется рядом причин:

Игровая деятельность как ведущая в дошколь­ном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее адекватный путь включе­ния детей в учебную работу.

Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться».

Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произ­вольностью внимания, преимущественно непро­извольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидакти­ческие игры как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

Недостаточно сформирована познавательная мотивация

Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей

Однако дидактические игры — это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Виды дидактических игр.

Дидактические игры различаются:

по обучающему содержанию,

познавательной деятельности детей,

игровым действиям и правилам,

организации и взаимоотношениям детей,

по роли воспитателя.

Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные.

Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет.

Часто игрысоотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.

Иногда игрысоотносят с материалом:

Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т. д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.

Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение.

Словесные игры наиболее сложны. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями.

Можно группировать игры и так: А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:

игры-путешествия — игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом.

Они обостряют наблюдательность, облича­ют преодоление трудностей. игры-поручения — игры-поручения по содержанию проще, а продол­жительности — короче. В основе их лежат дейст­вия с предметами, игрушками, словесные поруче­ния.

игры-предположения — игры-предположения («что было бы.»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, ко­торая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

игры-загадки — игры-загадки. В основе их лежит проверка зна­ний, находчивости. Разгадывание загадок развива­ет способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

игры-беседы — игры-беседы. В основе их лежит общение. Основ­ным является непосредственность переживаний, за­интересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоцио­нальных и мыслительных процессов. Она воспи­тывает умение слушать вопросы и ответы, сосре­доточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Важно четко различать собственно дидакти­ческие игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. К сожалению, некоторые педа­гоги воспринимают дидактическую игру лишь как развлекательный и организующий момент занятия, позволяющий снять умственное напряжение.

Та­кое представление в корне неверно. В этом слу­чае игра не входит органично в занятие, находится около процесса обучения. Можно поэтому согла­ситься с тем, что «не умея построить настоящую дидактическую игру, которая будила бы мысль дошкольников, некоторые воспитатели облекают в игро­вую форму обучения тренировочные упражнения».

Структура дидактической игры.

Дидактическая игра имеет определенную струк­туру.

Структура — это основные элементы, харак­теризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следую­щие структурные составляющие дидактической игры:

дидактическая задача — Дидактическая задача определяется целью обу­чающего и воспитательного воздействия. Она фор­мируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. игровая задача — Игровая задача осуществляется детьми. Дидак­тическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Са­мое главное: дидактическая задача в игре предна­меренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

игровые действия — Игровые действия — основа игры. Чем разнооб­разнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познаватель­ные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, про­странственные преобразования и т. д.

Они связа­ны с игровым замыслом и исходят из него.

правила игры — Прави­ла содержат нравственные требования к взаимоот­ношениям детей, к выполнению ими норм поведения.

В дидактической игре правила являют­ся заданными. С помощью правил педагог управ­ляет игрой, процессами познавательной деятель­ности, поведением детей.

резуль­тат (подведение итогов) — Подведение итогов (результат) проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победителя и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Игры на занятиях позволяют одним усвоить материал на уровне предметных действий, другим на уровне знаний, третьим на уровне логических выводов. Но в целом понимаемость материала — 100%.

Поэтому необходимо оживить и разнообразить жизнь воспитанников, использовать нетрадиционные и активные методы обучения.

В современной дидактике всёмногообразие методов обучения сведено в три основных группы:

Методы организации учебно-познавательной деятельности.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Методы контроля и самоконтроля.

Для чего нужна дидактическая игра? Для поддержания или создания интереса к предмету, для стимулирования деятельности (мотивация}, для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т. д. Любая игра имеет правила, благодаря которым происходят преодоления трудностей, социальное утверждение через подчинение правилам, развитие волевого поведения.

Всякая игра есть испытание воли.

В игре ежеминутно происходить отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Происходит развитие произвольного поведения.

Интеллектуальные игры могут быть полезны детям,испытывающим трудности в учении: в понимании и осмыслении нового материала, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи.

Эти игры могут помочь:

активизировать учебную работу на занятии, повысить активность и инициативу дошкольников;

дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;

улучшить взаимоотношения воспитателя с воспитанниками;

укрепить дружеские отношения в коллективе.

Игра одновременно преследует три цели:

воспитательную,

игровую,

учебную.

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной.

Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игр разного типа и вида.

Ведь игра — это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми.

Можно предложить некую условную классификацию игр,используемых на занятиях:

учебные — наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;

комбинаторные — игры, которые требуют быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации;

аналитические — развивающие аналитическое мышление, помогающие приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие;

ассоциативные — в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека;

контекстные — привлекающие внимание к сложным смысловым связям, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено и наоборот — передавать информацию самыми разными способами;

и некоторые другие.

Успех игры зависит также и от атмосферы, от настроения в данный момент в группе. Если состояние ребят не соответствует настроению игры, лучше отложить ее для другого случая. Таким образом, можно сказать, что одна из обязанностей педагогов заключается в том, чтобы постоянно поддерживать и развивать любознательность и активность ребят и через игры тоже.

Основными требования к организации дидактических игр являются:

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.

2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Игра — древнейшая форма передачи знаний. Играя в «дочки-матери», мы учимся семейным отношениям; раскладывая кубики, становимся строителями; расставляя солдатиков, воспитываем в себе полководцев.

Можно утверждать, что игра — универсальная форма дидактического взаимодействия с учеником.И поэтому она превосходит урок:

1. Игра не обусловлена особыми учебными навыками (внимание, дисциплина, умение слушать).

2. Игра не знает возрастных границ.

3. Игра полиэтнична и может даже преодолевать языковой барьер.

4. Игра — более активная форма работы с дошкольниками. Она позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса.

5. Игра подключает все каналы восприятия информации (и логику, и эмоции, и действия, а не опирается на одну лишь память и воспроизведение.

6. Игра есть сочетание теории и практики, а значит, является более объективным отражением действительности.

7. Наконец, игра более надежный способ усвоения знаний.

Согласитесь, все освоенные нами в детстве игры, в отличие от освоенных знаний, мы помним всю жизнь.

Дидактические игры можно использовать как в процессе организованного обучения на занятии, так и вне их – на участке.

Остановимся подробнее на видах дидактических игр применяемых в дошкольной педагогике.

Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность таких игр в том,что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачам на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмете по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку

(цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, т. к. малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В средней группе в играх используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие

сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусины,

выкладывать узоры из разнообразных форм

В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.

В дидактических итогах широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.

Игры, которые учить группировать предметы по цвету, создавая заданный образ.

Игры, которые помогают воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики, или игрушки,необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в больницу и др.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей величине».

Игрыс предметами могут иметь много функциональных назначений: «Кто быстрее?» — развивает мышцы рук, усидчивость.

Игра «Осьминог»- многофункциональная: «Какой звук слышишь» «Какой цвет?», «Дождик» и т. п.

(Слайд 41)

Игра «Солнышко» — показать все функции игры – воспитатель (Слайд 42).

Настольно-печатные игры.

Настольно печатные игры – интересное занятие для детей.Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам.

Самое простое задание в такой игре –нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Подбор картинок по общему признаку. (классификация)

Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в лесу (в саду, огороде?», дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «Кто это ест?»

Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий.

Запоминание состава, количества и расположения картинок.

Игры проводятся так же, как с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.

Составление разрезных картинок и кубиков.

Задача такого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинно. Если в младших группах картинки разрезаются на 2-4 части

то в средней и старших группах целое делят на 8-10 частей.При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание – сложить целую картинку из ее частей.

Очень интересная игра «Часы и время» — на карточку с циферблатом часов накладывается карточка с изображением какого же времени на электронных часах.

Слайд 55-57)

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.

В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, лягушки и др.).в более старших группах дети изображают действия: тушат пожар, строят дом, лечат пациента.

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

Словесные игры построены на словах и действиях окружающих. В таких играх учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т. к. в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия.

В младших и средних группах игры направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводят во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, т. к.способствуют подготовке ребят к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

(Слайд 59)

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». А. С.Макаренко:

Дидактические задачи

ПЕДАГОГИКА

Дидактические задачи — это задачи управления учебно-познавательной деятельностью, т.е. учением. В них, по мнению В.И.Загвязинского, всегда заключено противоречие между их исходными и перспективными параметрами. Решение дидактических задач должно подвести учащихся к умелому выполнению двух категорий действий. Соответственно этим действиям можно выделить две группы подзадач. К первой группе относятся действия, составляющие учебную деятельность (учебные действия), и задачи, на решение которых направлены (или могут быть направлены) эти действия (учебные задачи). Вторую группу образуют действия, которые ученик должен научиться осуществлять (критериальные действия), и задачи, которые он должен научиться решать (критериальные задачи).*

В процессе учения учащиеся овладевают средствами решения критериальных задач, в том числе моделями способов решения. Их успешное решение — показатель достижения целей обучения при условии, что последние адекватно представлены в системе критериальных задач. Описание критериальных задач дается в учебных программах в виде требований к знаниям и умениям учащихся.

К содержанию: Педагогика. Учебное пособие

Педагогика как наука и практика

И педагогика, и психология первоначально существовали в лоне философии, от которой вначале отпочковалась педагогика, а затем и психология.

bibliotekar.ru/psihologia-1/2.htm

Психология и педагогика

Сибирский государственный университет. путей сообщения. Психология и педагогика. Учебное пособие. Рекомендовано.

bibliotekar.ru/psihologia-1/index.htm

Бенджамин Спок и его педагогика

Итак, доктор Спок, подчеркивалось в печати прошлых лет, с именем которого связана гуманистическая педагогика, выступил со статьей…

bibliotekar.ru/620/35.htm

Семейная педагогика об условиях и основных типах семейного…

Повышению педагогической культуры родителей служит семейная педагогика, которая является важнейшим разделом педагогической науки.

bibliotekar.ru/psihologia-1/53.htm

Основы семейной педагогики. Семья как фактор воспитания личности…

Семья как фактор воспитания личности ребёнка. Семейная педагогика является составной частью теории коммунистического воспитания — целеустремлённого…

bibliotekar.ru/enc-Semya/36.htm

…образовательным стандартом дисциплины Психология и педагогика

Настоящее издание составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом дисциплины «Психология и педагогика».

bibliotekar.ru/psihologia-1/1.htm

Дополнительная литература по психологии

Фрейд А. Психология и защитные механизмы: Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1993. К разделу II. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.

bibliotekar.ru/psihologia-1/56.htm

Научно-исследовательские методы психологии и педагогики. Основные…

Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для будущих специалистов: полученные в процессе обучения знания необходимы в работе с персоналом и социальными…

bibliotekar.ru/psihologia-1/4.htm

…А П. Единая система непрерывного образования //Советская педагогика….

Кантор И.М. Помоигишо-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы. — М.: Педагогика, 1980

Понятие и сущность дидактической игры

Игра — это деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Дидактическая игра — это такая коллективная целенаправленная учебная деятельность, когда каждый ученик и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.

Эти игры способствуют развитию коммуникативных, интеллектуальных операций, представляющих собой форму обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера — обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму. Такая игра имеет две цели: одна их них — обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребёнок, то есть является дидактической. Именно благодаря дидактической игре можно организовать учебный процесс, направленный на развитие психических процессов и развитие навыков ребёнка.

Желание выиграть побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра помогает ребёнку чему-то научиться в лёгкой, непринуждённой обстановке.

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. компоненты, характеризующие игру как форму обучения игровую деятельность одновременно. Рассмотрим эти компоненты.

Обучающая (дидактическая) задача — основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре «Узнай предмет по звуку» обучающая задача такова: развивать слуховое восприятие, учить детей соотносить звук с предметом. А детям предлагают следующую игровую задачу: прислушиваться к звукам, которые издают разные предметы, и отгадывать эти предметы по звуку.

Игровые действия — это способы проявления активности ребёнка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать её; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим узором и др.

Для детей младшего школьного возраста предусматриваются сложные игровые действия, состоящие из нескольких игровых элементов. В их играх преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т.д.

Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очерёдность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребёнка, пускают её по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи. В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-либо действия и предусматривающие наказания. Запрещающие правила усиливают контроль за своим поведением, что повышает произвольность последнего. В играх младших школьников правила указывают, как выбирать и сменять водящего, кого считать выигравшим и проигравшим, что влекут за собой проигрыш и выигрыш. Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

В последнее время поиски учёных (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта и коммуникативных навыков, которые характеризуются гибкостью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи.

В педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них, правильно произносить звуки), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания, развивают коммуникативные навыки. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание. (см. приложение 1)

Народная дидактическая игрушка — игрушка, в которой отображена народная мудрость, весёлая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем чему-то научить. Народные дидактические игрушки, как и всё русское народное искусство, составляют национальное достояние народа — дар народа детям. Особенно важно то, что в жизненном предметном содержании народной дидактической игрушки ясно и отчетливо выведен познавательный элемент, который вместе с тем забавляет и радует ребёнка. Этим игрушка отличается от пособия, в котором познавательное содержание составляет основу и не допускает забавы, игры.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, которые тоже развивают коммуникативные способности детей. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определённые роли, например, продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в игре «Пекарня», закройщицы и швей в игре «Ателье» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуаций («Кукла Наташа заболела», «Устроим кукле комнату», «Маша обедает») (см. приложение 2), о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо», «В гостях у куклы Маши»).

Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Детям 4-6 лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, бильбоке, настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр для первоклассников, которые только привыкают к школьному обучению. Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, чёткий зрительный контроль за этими движениями — важные навыки для овладения письмом. В таких играх воспитывается осторожность, терпение, настойчивость, развивается умение ориентироваться в пространстве.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезанных картинок, складных кубиков, на которых изображённый предмет или сюжет делится не несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. В настоящее время популярны пазлы (от англ. puzzle — игра на выдержку), где картинки разного содержания разделены на множество частей.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, перевёртышами. (см. приложение 3) Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста — основной формой организации учебного процесса.

В основе развивающихся потребностей лежат те, которые принес ребёнок из дошкольного детства. Сохраняется потребность в игре. Поэтому в первое время пребывания в школе существенным фактором для пробуждения интереса к обучению, для облегчения сложной учебной деятельности является введение игровой ситуации на уроке, использование дидактических игр.

В игре дети учатся полноценному общению дpyг с дpyгом. Младшие школьники, несмотря на эгоцентризм, оставшийся со времён дошкольного детства, договариваются дpyг с дpyгом, пpедваpительно pаспpеделяя pоли, а также и в процессе самой игpы. Содержательное обсуждение вопpосов, связанных с pолями и контролем за выполнением правил игpы, становится возможным благодаpя включению детей в общую, эмоционально насыщеннyю для них деятельность.

Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогают лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующих их полу и социальному статусу.

Многочисленные исследования психологов показали, что чем ребёнок становится старше, тем меньше он играет в одиночестве и больше тянется к сверстникам, с которыми он усваивает социальные нормы поведения. Так было выделено 6 типов поведения:

Неигровое поведение: ребёнок не играет, но занят чем-то таким, что вызывает у него быстро проходящий интерес.

Игра-наблюдение: ребёнок наблюдает, как играют другие, часто задаёт им вопросы, что-то советует, но сам редко вступает в игру.

Игра в одиночестве: ребёнок играет с игрушками однако изредка заговаривает с другими детьми.

Параллельная игра: ребёнок играет один, но в близости других детей.

Связанная игра: ребёнок общается со сверстниками, занятыми сходной игрой, но каждый поступает так, как ему хочется. Типичным для таких ситуаций является не совместная игра, а обмен игрушками.

Совместная игра: дети объединяются в группы для достижения какой-либо общей цели или получения определённого результата.

Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения специфических проблем. Для большинства детей невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких-либо результатов. Дети, которые уже овладели этим умением, часто бывают несправедливо строги к тем, кто от них отстаёт, поэтому в совместной игре может возникнуть конфликт. Следует приглядеться к тому, что мешает ребёнку в общении с другими детьми, и обучать его умению налаживать отношения со сверстниками, используя различные дидактические игры.

В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером в классе. Класс во главе с лидером — лучшая, наиболее естественная модель социализации ребёнка принятия им норм общения и взаимодействия с людьми.

Игровое общение занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребёнок трёх лет уже скучает пи расставании с друзьями по игре, радуется предстоящему общению с ними. Он выражает свои симпатии, сочувствует, даёт им советы.

Детям необходимы игра и общество сверстников не только для развлечения, но и по другим исключительно важным причинам: играя, они привыкают к совместным действиям, приобретают навыки честного соревнования, учатся взаимодействовать друг с другом, подчиняясь законам коллектива и находя своё место в нём, и, главное, получают более верное представление о жизни.

Настольно-печатные игры

Это, наверное, самый известный вид игр с правилом, который в последнее время получил очень широкое распространение. Сегодня появляется все больше современных, увлекательных и полезных настольных игр с правилами. К сожалению, во многих детских садах набор настольных игр однообразен и ограничивается традиционными и малоинтересными для дошкольников видами (шашки, шахматы, лото, бродилки и т.п.), которые, как правило, остаются невостребованными. Очень часто настольными играми называют пазлы. Этот вид материала получил широкое распространение не только в семье, но и в детских садах. Однако пазлы трудно назвать игрой с правилом, поскольку они не предусматривают взаимодействия с партнерами, а правила действия здесь фактически отсутствуют. Следует отметить, что педагогическое значение этого занятия зависит от конкретного материала. Когда ребенок механически подбирает подходящие по форме детали (по типу ключ — замок), развивающий эффект этого занятия весьма сомнителен. Огромный массив современных настольных игр не попадает в детские учреждения и, соответственно, их развивающий потенциал не используется. Между тем настольные игры могут не только развлечь детей и украсить их пребывание в группе детского сада, но и внести серьезный вклад в их развитие.

Однако привлекательность и развивающий эффект настольных игр во многом зависят от конкретного вида игры и от соответствия возрасту детей. В развитом виде, т.е. как самостоятельная игра, данный тип деятельности, как и другие виды игр с правилами, складывается к пяти годам. Но ее развитие начинается значительно раньше — с 2—3 лет. Очевидно, что способность ребенка соблюдать правила игры зависит от опыта участия в этой деятельности. Для каждого возрастного этапа существуют характерные особенности игр с правилами, которые различаются характером участия взрослого, выраженностью установки на выигрыш и сложностью игровых правил.

В младшем дошкольном возрасте (3—4 года) малышам необходимо руководство взрослого. Им бесполезно заранее объяснять правила перед началом игры. Правила и действия усваиваются по подражанию, формулировка и осознания правил происходит по ходу игры, после осуществления действий. Взрослый дает образец игровых действий и поощряет успешные действия детей.

Правила взаимодействия участников должны быть простыми. Чаще всего это обмен одинаковыми действиями по очереди под руководством взрослого. В игре участвуют не более трех-четырех детей.

Сами игровые действия короткие, одиошаговые. Важны конкретные предметные ориентиры и предмет, фиксирующий передачу хода и конкретное предметное содержание игрового материала. Особое значение для малышей имеет сюжетный и образный характер игры и игрового материала. Их особенно привлекают фишки в виде фигурок животных (ежиков, птичек, собачек) и оправданные сюжетом игровые действия (например, кто, куда и зачем перемещается). Установка на выигрыш во всей игре в целом младшим дошкольникам не нужна. Достаточно правил передачи хода, когда детям ясно, кто следующий.

Удачными примерами настольных игр с правилами для младших дошкольников (от 3—4 лет) могут быть следующие.

Настольные игры на идентификацию (нахождение такого же предмета). К ним относятся различные варианты лото, где ребенок подбирает абсолютно одинаковые пары. Лото для малышей «Покажи такой же» содержит не более восьми — десяти элементов для поиска аналогичного предмета. Некоторые игры-лото носят название «Лото малышам» и могут оставаться привлекательными для ребенка до 3—4 лет. Подходят для малышей варианты детского лото типа «Круглый год», где представлены большие карты с изображением времен года, а на маленьких карточках рисунки с подробными изменениями в живой и неживой природе, соответствующие разным временам года. Аналогичные игры «Найди пару рукавичек», «Потерялся сапожок» могут содержать до восьми элементов, усложнением является увеличение количества элементов и разнообразие игровой тематики.

Игры типа домино предлагают определенную тематическую направленность: транспорт, животные, овощи и фрукты, сказочные герои или карточки с точками по количеству от «пусто» до шести. Задача игроков: фиксировать внимание сразу на двух концах ленты домино, удерживать задачу выбора подходящей карточки из своего набора, не показывая его остальным игрокам и не подглядывая к ним.

Лото и домино — традиционные настольные игры, имеющие огромное количество разных видов. Они входят в жизнь детей в первые годы и остаются на всю жизнь, благодаря тому, что содержание этих игр и степень их сложности бесконечно разнообразны, а момент неожиданности, непредсказуемости выигрыша (или проигрыша) остаются всегда и дают остроту переживания и радость игры.

Следует подчеркнуть, что настольно-печатные игры — далеко не главное занятие для младших дошкольников. Они нужны главным образом как подготовка к будущей деятельности. Поэтому таких игр в младшей группе много быть не должно. Достаточно трех-четырех наборов, но они должны соответствовать возможностям и интересам детей.

Характерной особенностью данных игр (как и тех, что будут приведены ниже) является то, что они не теряют привлекательности со взрослением детей. В них (уже без участия взрослого) с удовольствием будут играть и более старшие дети. Здесь мы указываем лишь нижнюю границу возраста, когда игра становится доступной.

В среднем дошкольном возрасте взрослый становится равноправным участником игры (особенно на этапе усвоения). В ходе игры осуществляется взаимная нормативная регуляция действий на основе правила. Все участники, включая взрослого, контролируют точность выполнения правил и обсуждают спорные ситуации. Состав участников увеличивается — играть в одну игру могут четыре — шесть человек.

Правила игры становятся более сложными, возможно, включающие два-три шага: бросать кубик, учитывать условные знаки на поле, при необходимости воздерживаться от хода и т.д. Однако и в этом возрасте необходимы четкие наглядные ориентиры для игровых действий, связанные со знакомыми и значимыми для детей реалиями.

Установка на выигрыш становится более определенной. Важны четкие критерии выигрыша.

В то же время в середине дошкольного возраста настольно-печатные игры могут иметь образовательную составляющую и играть важную роль в развитии логического мышления. Многие популярные настольные игры направлены на развитие таких умственных действий, как классификация и сериация (выстраивание предметов в порядке убывания или возрастания какого-либо признака). Рассмотрим эти игры подробнее.

Игры па классификацию. Дети достаточно рано начинают анализировать объекты и выделять такие их свойства, как цвет, форму, величину, пространственное расположение. Объединение предметов в группы по какому-либо признаку, т.е. классификация, является важнейшей интеллектуальной операцией. Имеются разнообразные вкладыши с удобным способом удержания и вкладывания деталей: «Что какого цвета?», «Подбери по форме», «Большие и маленькие». Важно, что ребенок может сам проверить правильность усвоения и выполнения инструкции (при ошибке деталь не совпадает с прорезью).

Усложнение игры может заключаться в частичном совпадении с образцом: зрительная опора позволит выбрать подходящие карточки для игры «Что может быть круглым?», «Что может быть красным?». В играх на классификацию можно добавить новое, не заложенное в правилах основание для подбора, например: что может быть круглым и съедобным? Легко ориентироваться на один признак, на два — сложнее. Еще труднее разгадать загадку с тремя «неизвестными», например: что может быть маленьким, овальным, зеленым?

Полезно поиграть в «Волшебную машину», пропускающую в поездку, например, все мягкое и квадратное. Ребенку нужно подумать и отобрать из предложенного иллюстративного материала все подходящее: подушку, платок, кусочек хлеба, ковер. Часто в играх требуется умение выделять форму предмета, собирая затем из знакомых форм единую композицию. Такие игры могут содержать магниты, которые позволяют легко крепить детали к поверхности полотна, создавать варианты сочетания форм, их взаимного пространственного расположения, цветового решения, играть на горизонтальных и вертикальных плоскостях.

Известная игра на классификацию «Четвертый лишний» способствует умению выделить основание, по которому один из всех предметов не подходит. Например, изображены люди и игрушка — кукла, или чайная посуда (чашка, чайник, тарелка) и торт.

Большой интерес для детей представляет игра «Логический поезд», в которой всем участникам поровну раздаются карточки с различными изображениями. По считалке первый кладет свою карточку, например, машину, следующий должен выбрать из имеющихся у себя подходящую и объяснить, в чем заключается связь между двумя карточками. Например, ребенок может положить любое другое средство транспорта или металлический предмет, мотивируя выбор тем, что они изготовлены из одинакового материала.

Игры на сериацию. Существует множество настольных игр на сериацию для пятилетних детей. Во всех подобных играх признак задан, играющие только раскладывают в определенном порядке свои карточки. Приведем некоторые из них.

Лото «Веселый клоун», построенное на основе картинок с изображениями человеческих чувств и их мимических проявлений (разложить от самого веселого к самому грустному).

Расположение различных животных по способу и скорости передвижения «Самый быстрый».

Сравнение по весу различных тел «Самый тяжелый».

Освоению сериации в образной форме способствует проигрывание сказок настольного плоскостного театра «Репка», «Колобок», где персонажи выстраиваются согласно сюжету в определенной последовательности друг за другом. Для этого нужно не только вспомнить, но и представить во внутреннем плане все события сказки.

Развитию образного мышления способствует также проигрывание сказочных сюжетов, создание настольного зоопарка, фермы, постройка и обыгрывание детской площадки. Наборы для этих игр существуют в различных вариантах: картонном, деревянном, пластиковом. Все это дети охотно дополняют деталями собственного изготовления, проявляя инициативность и самостоятельность.

Данные игры с правилами близки к дидактическим, поскольку направлены на развитие определенных умственных действий. В то же время, хотя они и предлагаются взрослым, они быстро усваиваются и становятся содержанием самостоятельной игры детей.

В старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) дети уже могут самостоятельно играть в настольные игры без участия взрослого. Им должны быть доступны разные виды игровых отношений и все варианты нормативных правил. Сами игровые правила также могут быть достаточно сложными и разнообразными.

В этом возрасте особенно актуальна четкая установка на выигрыш, а значит, однозначные критерии победы в игре. Вместе с тем для детей старше пяти лет настольно-печатные игры становятся привлекательными не только правилами, но и своей познавательной задачей (рис. 4.1). Игры на умственную компетентность стимулируют активность и развивают познавательные способности. И что важно, старшие дошкольники играют в эти игры самостоятельно, без поддержки и помощи взрослого.

Так называемые маршрутные игры (бродилки, лабиринты) помогают выделять и зрительно прослеживать траекторию движения на игровом поле. С помощью кубика ребенок учится отсчитывать количество шагов от любого числа, определенным движением выбрасывая кубик, прогнозировать возможное выпадение нужного количества точек на кубике для быстрого продвижения вперед. Возможность соревноваться и выиграть при равных стартовых условиях, двигаться к финишу пошагово, соблюдая очередность, и обязательные правила очень важны для развития произвольности. Умение расшифровывать знаки и символы в игре способствует развитию символического мышления.

Подходят также многочисленные стратегические игры, к которым относятся не только шашки и шахматы, но и множество игр, предполагающих планирование собственных ходов и предвидение ходов противника.

Рис. 4.1. Дети играют в настольную игру1

Следует напомнить, что в этом возрасте дети уже сами способны изменять и создавать правила и нормы взаимодействия. Такое нормотворчество имеет исключительное значение для социально-личностного развития. Поэтому открытость, незавершенность правил игры, побуждающая их к самостоятельному установлению норм (взаимодействия, игровых действий или выигрыша), особенно важны.

Мы привели лишь некоторые примеры игр с правилами. Между тем сегодня имеется огромное множество таких игр. Чтобы помочь сориентироваться, дадим некоторые рекомендации по выбору настольных игр.

Прежде всего, важна привлекательность игры для детей, которая определяется, с одной стороны, ее внешним видом (яркостью, красочностью рисунков на упаковке, наличием оригинальных фишек), а с другой — сюжетным контекстом игры, который, как правило, следует из названия («Красная шапочка», «Найди свой дом», «Репка», «Пираты» и т.п.).

Некоторые сюжеты имеют выраженный гуманистический характер (спасение других, помощь нуждающимся, украшение сада). В то же время некоторые сюжеты несут определенное агрессивное или деструктивное содержание («Убей террориста», «Конец света», «Киллеры»). Многие упаковки игр «украшены» привлекательными для детей, но страшными картинками: черепа, скелеты, отрубленные головы, сцены убийств и т.п. Игры с такими названиями и такой тематикой не должны попадать к детям.

Игры с правилами могут быть построены на абстрактном, формализованном материале (как, например, шашки, шахматы, классические варианты лото, домино), а могут быть основаны на конкретном предметном

или сюжетном материале. Сюжетный контекст задает не только привлекательность игры, но и осмысленность игровых действий, что особенно важно для младших детей (3—5 лет). Например, зоологическое или ботаническое лото, домино с изображениями животных, игры-ходилки (например, «Приключения Красной шапочки» или «Приключения Буратино» и т.п.). Игры с правилами для детей обычно включены в сюжетный или образный контекст. Этот контекст задает не только привлекательность игры, но и осмысленность игровых действий, что особенно важно для младших детей (3—4 года). Наличие сюжета, который вызывает осмысленный и близкий ребенку образ, дает игре дополнительное преимущество. В то же время сюжетный контекст игры может гармонично сочетаться с ее правилами, а может противоречить им.

Содержание материала определяет возраст, для которого подходит игра, и степень ее «игривости» или «серьезности».

Развивающий потенциал игры связан, прежде всего, с четкостью и открытостью правил. Правила должны быть понятны для детей и задавать осознанный, очевидный ориентир для действий детей. Игровое действие должно завершаться ярким внешним эффектом, который служит для участников знаком окончания действия и перехода активности к следующему участнику.

Многие современные игры содержат слишком сложные правила, в которых даже взрослому трудно разобраться. Конечно, взрослый и сами дети могут их упростить или сократить их количество, но чем более просты и понятны правила, тем более привлекательна игра.

Обычно развивающее значение игр с правилами оценивают па основе их обучающего, дидактического содержания. Оценка дидактических аспектов игры должна осуществляться с точки зрения их соответствия возрасту ребенка и уровню сложности игровых правил. Часто здесь наблюдается рассогласование: либо достаточно сложные учебные задачи включены в элементарные правила, либо сложная структура игры связана с ответами на примитивные вопросы. В первом случае редуцируется игровой характер действия, и оно сводится к выполнению учебных задач (т.е. игра с правилом превращается в сугубо дидактическую). Учебные задания не должны требовать от детей чрезмерных усилий (как физических, так и умственных), отвлекающих от основной цели игры. Во втором случае дидактическая нагрузка принимает чисто формальный характер. Вместе с тем, поскольку во многих играх с правилами присутствует обучающая задача, этот аспект необходимо учитывать.

Следует подчеркнуть, что отсутствие дидактических моментов не является недостатком для игр с правилами, поскольку их развивающая роль заключается не в усвоении знаний или отработке навыков, а в развитии способности к саморегуляции и в усвоении разных форм взаимодействия со сверстниками.

Развивающий потенциал игр с правилами определяется главным образом характером правил игры. Эти правила должны быть понятны для детей и задавать осознанный ориентир для действий. Каждое действие должно завершаться ярким внешним эффектом, который служит для участников знаком окончания действия и перехода активности к следующему участнику.

Оценка игровых правил включает следующие аспекты:

нормативные правила, организующие отношения детей:

  • • степень участия взрослого в игре (руководство, равноправное участие, участие на этапе знакомства с игрой, возможности игры без взрослого). Возможность самостоятельной игры детей повышает ценность игрового материала;
  • • характер игровых отношений (очередность, соревнование, роль ведущего). Игры с выраженным соревновательным моментом подходят для старших дошкольников;

характер игровых действий по правилу:

  • • уровень сложности правила (простые, одношаговые; правила, включающие два — три ограничения; сложные, предполагающие удержание более двух действий и ограничений; открытость, незавершенность правил). Очевидно, что чем взрослее дети, тем больший уровень сложности правил становится возможным. Для старших детей (после 6—7 лет) возможны и желательны игры с незавершенными правилами, которые требуют самостоятельного порождения игровых норм;
  • • наличие и адекватность наглядных опор для самостоятельного выполнения игровых действий. Такие ориентиры помогают выделить наиболее существенные моменты и направляют действия детей;

критерии выигрыша (это особенно важно для старших дошкольников):

  • • зависимость выигрыша от физических или умственных способностей ребенка или игры на удачу;
  • • объективность показателя выигрыша, его очевидность.

При выборе настольной игры необходимо оценивать также удобство пользования игрой, которое зависит от следующих характеристик игрового материала:

  • • качества игрового материала: плотности игрового поля, устойчивости фишек или фигур и т.д.;
  • • качества и узнаваемости изображений;
  • • наличия удобной упаковки (при отсутствии надежной и прочной упаковки сохранить игру в условиях детского сада практически невозможно).

В случае серьезных дефектов в игровом материале (непрочность игрового поля или отдельных деталей, неустойчивость фишек, нечеткость изображений и т.п.), даже при наличии ценных правил и полезного дидактического материала, игра непригодна к использованию.

Определение термина

Под дидактической игрой принято понимать определенную разновидность учебного занятия, в которой используется принцип активного игрового обучения, применяются особые наглядные пособия. Ключевой особенностью этой формы работы является наличие определенных правил, которых дошкольники должны придерживаться. Деятельность при этом носит целенаправленный характер. Ребенок-участник решает поставленные перед ним задачи, получая в процессе определенные знания.

В педагогике выделяют следующие отличительные признаки такой формы обучения:

  • Наличие игровой ситуации.
  • Определенный перечень правил, которые помогают детям понять порядок действий.
  • Цепочка решений при этом отсутствует, этим обучающие варианты отличаются от деловых игр.

Цель дидактической игры — передача определенного учебного материала в легкой активной форме. Проводиться она может как с конкретным участником, так и с целым коллективом в детском саду, начальной школе или дома.

Характеристика и функции

Для детей дошкольного возраста обучение должно быть легким и ненавязчивым, поддерживать и вызывать интерес. Вот почему такая форма, как игра, пользуется в педагогической науке особой популярностью. Получение знаний для малышей проходит в том виде, в котором оно им понятно и доступно. В процессе обучения выделяют несколько функций такой формы:

  • Получение и закрепление знаний. Ребенок при этом получает не скучную теоретическую информацию, а самостоятельно находит ответ на вопросы, трансформирует сведения в игровой ситуации, быстро находит им практическое применение. Именно такая «забава» интересна и полезна.
  • Усвоение новых знаний в веселой увлекательной форме.

Таким образом, основным предназначением этих обучающих игр является воспитание малышей и передача им необходимых сведений, развитие умственных и творческих способностей.

Кроме того, эта форма представляет собой самостоятельный вид деятельности, помогает передать дошкольникам сведения об окружающем мире, математике, способствует развитию речи, памяти, мышления, воображения.

Основные компоненты

В структуре дидактической игры принято выделять несколько важных элементов, первым из которых является задача, являющаяся одновременно игровой и обучающей. Кроме того, присутствуют содержание, правила игры, определенный перечень действий, подведение итогов (выводы, завершающий этап). Таким образом, игра представляет собой сложное явление.

Основным ее элементом является обучающая или дидактическая задача, именно этому компоненту подчинены все прочие. Для детей она формируется в виде игровой задачи, для педагогов — обучающей. Конкретный набор задач зависит от программы, которую используют в своей деятельности методисты ДОУ и возрастной специфики групп. Примеры игровых задач:

  • Определи форму.
  • Продолжи предложение.
  • Подбери подходящее слово.
  • Кто в каком домике живет.

От верной постановки цели зависит то, вызовет ли игра интерес у детей, захотят ли они выполнять поставленные перед ними задачи, искать пути решения проблем. Вот почему цель должна быть емкой, четкой и понятной дошкольникам.

Это важнейшие компоненты в структуре дидактической игры, отличающиеся широким многообразием. Сюжет может быть самым различным, например, в группах детского сада очень популярны сценарии путешествия, помощи сказочным героям. Для детей младшего школьного возраста интересны съемки фильма или подготовка театральной постановки.

Основой игры являются действия, в которых ребенок решает поставленную перед ним задачу, а также проявляет активность, изобретательность, фантазию и сообразительность. Они напрямую зависят от выбранного сюжета. Особенность дидактики в том, что четкого варианта решения проблемы нет, каждый малыш имеет возможность самостоятельно его определить. Например, игра «Найди ушки» предполагает соотнесение пар изображения животного и его ушей. Ребенок может пойти различными методами:

  • Посмотреть на картинку и вспомнить, как выглядит это животное, увиденное им ранее в зоопарке, на телеэкране или в книге. То есть он будет использовать свою память, с ее помощью найдет решение игровой задаче.
  • Использовать логику, проанализировать окраску животного и цвет ушей, сопоставить размеры. Это поможет определить, какие ушки какому зверьку принадлежат.

В первом случае ребенок укрепляет свои знания, во втором — получает новые, а также развивает логическое мышление. Основное требование, выдвигаемое к игровым правилам — они должны быть понятны детям и нравиться им. Главное, чтобы малыши в процессе усвоения знаний получали удовольствие и положительные эмоции. Однако может быть и так, что игровым действиям ребят придется обучать, это вполне закономерно, ведь они овладевают новым видом деятельности.

Правила игры и итоги

Важнейший метод обучающей работы с дошкольниками представляет собой дидактическая игра. Определение термина предполагает обязательное наличие заранее обозначенных правил. Основная их задача — реализация игрового содержания, а также формирование у игры демократичного познавательного характера. Ключевое требование к правилам — заданность, то есть они должны быть определены и донесены до детей до начала совершения ими основных действий. Характеристики правил:

  • Помогают педагогу в процессе управления игрой.
  • Ограничивают действия детей, помогают им сосредоточиться на решении определенной задачи.
  • Определяют, что именно и в какой последовательности нужно сделать, позволяя догадаться о том, какие пути существуют к реализации дидактической цели.

Основные их функции представлены в форме таблицы.

Наименование функции Краткая характеристика
Обучающая При помощи игровых ситуаций помогают пояснить малышам, как необходимо делать определенное действие. Организуют их познавательную деятельность, помогают быстро отыскать способ решения проблемы.
Организующая Определение последовательности действий, направленных на решение определенной задачи. Решение вопроса командного взаимодействия.
Дисциплинирующая Соблюдая правила, дети учатся доводить начатое до конца, следовать заранее определенному алгоритму, ведь пропуск какого-либо действия недопустим.

Чтобы четко соблюдать установленные правила, детям необходимо проявлять усилия, учиться общаться между собой и со взрослыми, добиваться поставленной цели.

Завершающий этап игры — подведение итогов, формулирование выводов. Формы отличаются разнообразием: похвала, определение лучшего участника, вручение символических подарков. Самое главное — все участники должны понимать, что они молодцы, что в следующий раз лучшим вполне может стать кто-то другой.

Нельзя унижать кого-либо из членов коллектива, в противном случае игра утрачивает свою основополагающую функцию.

Ключевые разновидности

Классификация обучающих игр основывается на различных подходах: видах познавательной деятельности, игровым операциям, содержанию, роли воспитателя, типу взаимоотношений детей.

В рамках педагогики дошкольников принято выделять три основные категории этой формы обучения. Прежде всего, к таковым относятся игры с предметами и игрушками. Предварительно производится подбор наглядных пособий: различных по цвету, величине, форме и назначению предметов. Задача детей — выполнять с ними определенные, заранее обозначенные действия. Примеры:

  • По заданию воспитателя ребенок достает один из предметов, относящихся к группе «посуда», говорит, что это и из какого материала сделано.
  • Разложить предметы по группам (посуда — деревянная или металлическая).
  • Рассортировать геометрические фигуры по определенному параметру, например, по цвету, форме, размеру.
  • Правильно одеть куклу в зависимости от сезона и четко проговаривать последовательность действий.

Вторая группа игр — настольные, печатные (отлично подходят для малышей среднего и старшего дошкольного возраста). Их можно придумать и изготовить своими руками или же приобрести готовый вариант. Чаще всего в педагогике применяются игры с парными картинками, кубиками или разрезанные изображения. Сущность заданий: сложить из нескольких кусочков целое, разделить изображенные на карточках предметы на основании определенного признака (посуда, растения, животные, деревья).

Наконец, бывают и словесные забавы, подразумевающие использование определенных сочетаний слов и действий. Например, «Да и нет не говори». Ребенку задают вопрос, его задача — ответить на него, не используя при этом «да» или «нет». Следует употреблять описательные обороты или вводные слова.

Анализ дидактической игры показывает, что она является эффективным способом проведения уроков в детских садах и начальных классах школы. Использование интересных наглядных пособий, игрушек, нестандартных заданий не только помогает сделать обучающий процесс увлекательным, но и формирует у ребят важнейшие знания, умения и навыки.

Вот почему это понятие активно используется в педагогике, регулярно появляются описания новых, более полезных и современных игр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *