Дидактический материал

Содержание

Дидактический материал для детского сада своими руками

Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.

Значение дидактического материала в детском саду

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.

Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
  • формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • развитие речевых навыков;
  • обучение счёту, грамоте.

Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников

Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

Основные виды дидактического материала в ДОУ

Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.

Предметно-образные пособия

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:

  • Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных).

    Изучение минералов заинтересует воспитанников старшей и подготовительной групп

  • Объёмно-образные дидактические материалы — это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета. Данные материалы формируют у ребёнка полный и детально-разобранный образ, позволяют обратить внимание на детали и особенности. К объёмно-предметным пособиям относят:
    • модели,
    • макеты,
    • муляжи и др.

С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения

Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.

Знаковые дидактические материалы

Знаковые дидактические пособия делятся на:

  • Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
    • предметные и сюжетные картинки,
    • разнообразные карточки,
    • портреты,
    • аппликации,
    • фото,
    • фильмы и др.
  • Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.

Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:

  • материал в картинках;

    Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников

  • раздаточный материал (предусматривает наличие индивидуального комплекта для каждого воспитанника);

    Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников

  • демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и т. д.).

    Освоить различные характеристики мелодии дошкольникам поможет такое демонстрационное пособие

Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.

Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

  1. Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
  2. Второй шаг — это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал. Например, для того чтобы ребёнок выучил название цвета и соотнёс его с конкретным объектом (животным, фруктом или предметом), создаются плакаты или карточки по теме «Основные цвета».

    В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных

  3. Шаг третий — продумать концепцию пособия. На данном этапе создания дидактического материала следует решить, какой именно вид наглядного пособия мы создаём: карточки, стенд, плакат или, возможно, целую игру.
  4. Шаг четвёртый — подобрать подходящие материалы для создания наглядного пособия. К дидактическим материалам, используемым в ДОУ, предъявляется ряд требований:
    • Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено.
    • Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир.
    • Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать).
    • Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников.
    • Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).
  5. Пятый шаг — это непосредственная сборка материала. При создании наглядного пособия нужно помнить, что изображённая или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности. А также важно, чтобы сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен, это формирует у ребёнка чувство прекрасного и понятие аккуратности.

    Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными

  6. Заключительным шагом является своевременное планирование использования созданного дидактического материала.

С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.

Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.

Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики

Для изготовления такого пособия понадобятся шнурки и крупные пуговицыЭтот дидактический материал развивает у детей понятия целого и частиМалыши с удовольствием составляют изображения из кусочков фетраИгры с прищепками развивают мелкую моторику и цветовосприятие младших дошкольниковДанное пособие создано для развития у малышей навыков мелкой моторики, мышления и обращения с канцелярией

Фотогалерея: дидактические материалы по математике

Игры со скрепками формируют навыки счётаТакие карточки помогут ребятам запомнить цифры, а также развить тактильную чувствительностьЭтот материал можно использовать как для формирования навыков счёта, так и для изучения основных цветов

Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира

Лэпбук — это самодельная книжка с дидактическими материалами и играми по определённой теме С помощью этого материала дошкольники изучают явления природы, которые происходят во время весны, а также осваивают понятия времени, действий и движений С помощью таких фишек можно изучать состав тех или иных блюд Данное пособие помогает детям понять, что такое времена года, когда происходит смена сезонов и как меняется природа Цель данного пособия — закрепить понятия один-много, большой и маленький и узнать названия съедобных грибов

Видеоматериалы по теме

Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.

Видео: дидактические игры своими руками

Видео: дидактические игры по математике для детского сада своими руками

Видео: дидактические материалы по обучению грамоте

https://youtube.com/watch?v=xKDbYhAEmLA

Видео: примеры дидактических пособий по сенсорному развитию детей

https://youtube.com/watch?v=JOKWuUwiXf8

Видео: как сделать фланелеграф

Использование дидактических материалов в детском саду помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. При применении пособий воспитателю следует помнить о широком спектре выбора их подачи. Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОУ. Главное — правильно разработать пособия, продумать и оформить. В этом помогут разнообразные методические рекомендации и собственная фантазия автора.

Доклад для воспитателей на тему «Дидактические материалы»

Дидактические материалы

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Коменский Я.

Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.

Каково значение дидактического материала в детском саду?

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.

Для начала нужно разобраться, что такое дидактический материал. Моисеев В.Б. дает такое определение. Дидактический материал — особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени.

Если взять психолого- педагогический словарь , дидактический (учебный) словарь- особый тип наглядного учебного пособия (преимущественно карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д.), раздаваемые учащимся для самостоятельной работы в классе или дома или демонстрируемые учителем перед всем классом. Дидактический материал, являясь весьма простым по своему содержанию, оформлению и технологии изготовления, может быть подготовлен самими учащимся по поручению учителя. Дидактическим материалом называются также сборники задач и упражнений.

Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения.

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

К дидактическим можно отнести материалы, которые грамотно дополняют обучение: презентации; обучающие игры; всевозможные карточки; рисунки; схемы, таблицы; графики, диаграммы; контурные карты. Для дошкольных учреждений это более простые материалы, которые направлены на обучение в игре. В школе это контурные карты, учебники, рабочие тетради, сборники задач, то, что делает учебу интереснее и эффективнее. Дидактические материалы помогают самостоятельно выполнить задание. Также школьники изготавливают такие обучающие пособия своими руками или вместе с педагогом. С их помощью легче осваивается урок и запоминается новая информация. Так как во время занятия ребенок не только слушает, но и рассматривает всевозможные примеры, рисунки, картинки. Обучение становится разнообразнее. Для более наглядного понятия о новом материале учитель даже может показать интересное видео или презентацию. Это тоже дидактический материал. Ученики с интересом относятся к такой подаче материала.

Обучающие дидактические материалы (таблицы и графики) бывают нескольких видов: Справочные — в них указана часто используемая информация, такие таблицы обычно располагают как плакаты. Познавательные (такие таблицы служат как дополнительный материал к изучаемому материалу, например, изображение пищевой цепочки, наглядное изображение времен года). Инструктивные (такие таблицы используются как образцы, например для правильного правописания). Тренировочные (для тренировки и закрепления пройденного материла, например, для тренировки математических навыков). Справочные. Изображения, различные картинки ,изображения предметов, животных, карточки с картинками или схемами. Для более наглядного изображения рисунок может быть выполнен на большом формате и использоваться как плакат. Для каждого предмета свои обучающие плакаты с изображениями.

Электронные пособия

Что такое дидактические материалы в электронной форме? Это видеоуроки, различные презентации, электронные аудио- и видеокниги. Самым эффективным из всех электронных пособий являются видеоуроки, при просмотре такого материала усваивается большая часть информации. При помощи видеоурока ученик самостоятельно может изучить тему, такой вариант удобен при болезни ученика или при обучении дистанционно. Такие материалы дополнены таблицами, схемами, фотографиями, что делает процесс обучения более увлекательным. Так, при использовании электронных материалов отпадает необходимость в целой куче бумажных конспектов и наглядных пособий, но естественно это не заменяет их полностью. Наличие электронных материалов в современном мире необходимо и выполняет огромную роль в процессе обучения: повышается эффективность освоения материала; поиск информации занимает меньше времени; дети заинтересованы в изучении предмета; возможно использовать для большой аудитории; возможно наглядно объяснить новую информацию.

Обучающие игры

Рассмотрим еще один вариант обучения, для которого используются различные дидактические материалы. Это обучающие игры.

Такой элемент обучения чаще используют в детском саду или для младших школьников. Что такое дидактические материалы в виде игры? В процессе игры ребенок получает разнообразную информацию, обучается новым навыкам и знаниям. Игра — это часть жизни ребенка, но в процессе правильно подобранных развлечений юный исследователь будет обучаться. Игра приносит ребенку удовольствие от самого процесса, для него не важен результат. В каждой игре есть правила, и ребенок их узнает, запоминает, тем самым обучается. Все игры можно классифицировать на группы:

Сюжетно-ролевые игры. Дети выступают в роли режиссера, сами выстраивают сюжет развития игры. Это отлично развивает воображение.

Игры-инсценировки. Ребенок получает новые впечатления и эмоции. Формируют выразительность речи, эмоциональное воспитание.

Игры с конструкторами, с помощью таких простых предметов ребенок может создать любую форму, воспринимает предметы не как игрушки, а как образы взрослых предметов. В процессе игры приобретает новые знания и умения.

Какими же необходимыми качествами должны обладать дидактические материалы:

  1. Вариативность форм и способов подачи материала

  2. Ориентация на обучение с опережением

  3. Увлекательность содержания

  4. Нацеленность на развитие мыслительных способностей

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями
Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;

  • формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);

  • создание положительного эмоционального настроя;

  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);

  • развитие речевых навыков;

  • обучение счёту, грамоте

Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

Основные виды дидактического материала в ДОУ

Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов:

  • Предметно-образные пособия

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:

  • Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных)

  • Объёмно-образные дидактические материалы — это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета. Данные материалы формируют у ребёнка полный и детально-разобранный образ, позволяют обратить внимание на детали и особенности. К объёмно-предметным пособиям относят: модели, макеты, муляжи и др.

Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.

  • Знаковые дидактические материалы

  • Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят: предметные и сюжетные картинки, разнообразные карточки, портреты, аппликации, фото, фильмы и др.

  • Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.

Знаковый дидактический материал может быть оформлен как: материал в картинках, раздаточный материал (предусматривает наличие индивидуального комплекта для каждого воспитанника), демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и т. д.).

Дидактический материал для детского сада своими руками

Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

  1. Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.

  2. Второй шаг — это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал. Например, для того чтобы ребёнок выучил название цвета и соотнёс его с конкретным объектом (животным, фруктом или предметом), создаются плакаты или карточки по теме «Основные цвета»

  3. Шаг третий — продумать концепцию пособия. На данном этапе создания дидактического материала следует решить, какой именно вид наглядного пособия мы создаём: карточки, стенд, плакат или, возможно, целую игру.

  4. Шаг четвёртый — подобрать подходящие материалы для создания наглядного пособия. К дидактическим материалам, используемым в ДОУ, предъявляется ряд требований: Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено. Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир. Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать). Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников. Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).

  5. Пятый шаг — это непосредственная сборка материала. При создании наглядного пособия нужно помнить, что изображённая или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности. А также важно, чтобы сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен, это формирует у ребёнка чувство прекрасного и понятие аккуратности

  6. Заключительным шагом является своевременное планирование использования созданного дидактического материала

Подбор дидактических материалов зависит не только от материальной оснащенности ДОУ, но и от поставленных целей учебной работы, методов, возраста целевой аудитории, а также от характерных особенностей отдельно взятых НОД.

До появления сети Интернет дидактические материалы найти было очень нелегко. Что-то «подсматривалось» у коллег, какая-то информация получалась из газет, журналов. Кто-то рисовал плакаты, картинки. Аудиоматериалы можно было получить только на кассетах для магнитофонов (не всегда с хорошим качеством записи), а видеоматериалы распространялись на видеокассетах.

Список литературы:

Основные требования к развивающему дидактическому материалу

«Основные требования

к развивающему дидактическому материалу».

Главная задача воспитателя — разбудить интерес к познанию, а интерес постепенно вырабатывает навыки усвоения знаний, далее этот процесс переходит в потребность к систематической умственной деятельности.

Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Ведь еще в середине XVII века Я. А. Коменский утверждал про детей: «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».

Игры-занятия, которые предлагаются детям, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые. Иногда при этом требуется не обращать внимание на другие важные особенности предметов, например на их назначение.

Игры, направленные на развитие внимания, потребуют тщательного рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства и различий. Развивать словесную память рекомендуется в ролевой игре, где запоминание слов станет необходимым условием выполнения ребёнком взятой на себя роли. Другие игры направлены на тренировку зрительной памяти. Большая группа дидактических игр направлена на развитие мышления ребёнка. Для детей наиболее целесообразно решение мыслительных задач, требующих раскрытия строения предметов и их взаимного пространственного расположения. Следующая группа игр ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирование его воображения. Он будет стремиться замечать одновременно разные качества предметов, искать разнообразные варианты видения одной и той же вещи или рисунка. И наконец, математические игры-задания помогут научить ребёнка выделять количественные отношения между предметами.

Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать его в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

Важно не только научит ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение.

Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно — неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.

Занимаясь с ребёнком, помните, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Ему ещё очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребёнка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает(особенно, когда ребёнок видит новые и яркие предметы), но также легко и пропадает. Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, помните три правила:

Правило первое: не давайте детям для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у них не пропал интерес к ним.

Правило второе: во время игры детей не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения.

Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца, а после этого, смените игру на новую, и вы увидите, что внимание ребёнка, снова оживёт.

Каждая игра — это общение ребёнка с взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии — только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

Что же такое дидактическая игра?

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.

Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей.

Его можно разделить на следующие группы: комплекты наглядного дидактического материала; оборудование для самостоятельных игр и занятий детей; пособия для воспитателя: (учебники, методическая литература, конспекты, сборники дидактических игр и др.); учебно-познавательные книги для детей, тетради с печатной основой.

Традиционно комплект наглядного дидактического материала делится на два вида: демонстрационный (предназначен для показа всей группе детей) и раздаточный (предназначен для работы одного ребёнка, индивидуально). К первому относятся: крупные игрушки, полочки для показа предметов, крупные плоскостные изображения, фланелеграф, магнитная доска, мольберт, доска меловая, картины, таблицы крупные, крупные модели геометрических фигур, карточки с цифрами, знаками крупные, измерительные приборы (часы, весы, счеты), календари, слайды, диафильмы, ТСО и др.

Ко второму относятся: мелкие предметы, мелкие плоскостные изображения, карточки, наборы геометрических фигур в пеналах, цифры мелкие, счетные палочки, перфокарты, рабочие листы, тетради и др.

Выделяют следующие виды наглядности:

1.Натуральные наглядные пособия (предметы ближайшего окружения (одежда, обувь, посуда, мебель), животные, растения, овощи, фрукты и т.д., т.е. предметы, специально подбираемые для занятия или объекты и явления, наблюдаемые на прогулках, экскурсиях.

2.Объемные наглядные пособия (муляжи, модели, макеты, геометрические тела).

3.Дидактические игрушки (куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т.д.).

4 Изобразительные наглядные пособия (предметные и сюжетные рисунки (иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, кино и видеоматериалы, плакаты), использование новых компьютерных технологий(интерактивные доски).

5.Графические наглядные пособия (таблицы, схемы, планы).

6.Символические наглядные пособия (исторические, географические карты).

При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности педагог раскрывает детям разнообразные качества и свойства, отличительные и общие признаки изучаемого материала. Кроме того, и это очень важно, использование наглядности позволяет поддерживать у детей интерес к занятиям. Это положительно сказывается на качестве усвоения ими учебного материала, повышается эффективность обучения.

К наглядному материалу предъявляют ряд требований. Он должен соответствовать возрасту детей; в нем должны быть хорошо выражены особенности предметов; наглядность должна быть привлекательной, безопасной, устойчивой, прочной; отличаться разнообразием.

Хранить дидактические средства необходимо отдельно от других предметов и игрушек.

Условия эффективности использования наглядности в обучении детей :

1.Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (т.е., в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).

2.Для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) наглядности детям должно предоставляться достаточно времени.

3. Детям, которые в этом нуждаются, необходимо на занятии предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать.

4.В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу, до начала занятия для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в группе.

5.При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествам.

6.Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста.

7. Оборудование для самостоятельных игр и занятий помещается в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически обновляется. К нему необходимо обеспечить свободный доступ детей.

В работе с детьми дошкольного возраста часто используется объяснительно-иллюстративный метод обучения. Основная цель такого вида обучения – это передача-усвоение знаний и применение их на практике. Воспитатель стремится изложить материал с применением наглядных и иллюстративных материалов. Поэтому, подготовка материала – достаточно дорогостоящий и трудоемкий процесс. Кроме того, демонстрационный материал для занятий в группах, предлагаемый фирмами-производителями, не всегда удовлетворяет педагогов по своему содержанию, количеству, качеству, цене. Именно поэтому компьютер выступает очередной раз в роли помощника. При создании и демонстрации презентаций, предназначенных для работы с дошкольниками, должны учитываться их возрастные и индивидуальные особенности.

Рекомендации по оформлению слайдов:

·фон слайдов не должен быть слишком ярким;

·изображения в слайдах презентации должны быть высокого качества, не допускается использование нечетких или размытых иллюстраций;

·изображения должны быть достаточно крупными, хорошо и четко видными с любого места;

·на каждом слайде может быть размещено не более 1-2 объектов (под объектами понимаются рисунки и текстовые фрагменты);

·для успешного усвоения содержания слайда изображение не должно быть перегруженным малосущественными деталями, загромождающими картину и отвлекающими внимание детей от главного;

·должны соблюдаться масштабные соотношения частей иллюстрации;

·необходимо учитывать соразмерность объектов относительно друг друга при одновременном размещении на слайде (например, шмель больше мухи);

·если в качестве музыкального сопровождения используется песня, она должна соответствовать теме презентации;

·в заключительной части презентации в качестве стимулирующего момента может содержаться небольшой видеофрагмент по теме (например, мультфильм);

·смена слайдов должна осуществляться по щелчку мыши, чтобы педагог имел возможность управлять презентацией и остановить ее, в случае необходимости отреагировав на вопросы детей или иные ситуации, препятствующие просмотру презентации;

·общее количество слайдов, демонстрируемых на занятии с дошкольниками, не должно превышать 8-10.

При демонстрации презентации очень важно выполнять следующие правила:

·следить, чтобы презентация была хорошо видна всем воспитанникам, не допускается просмотр презентации с ноутбука.

·сопровождать иллюстративный материал пояснениями воспитателя;

·стремиться вовлечь в процесс восприятия возможно все органы чувств: зрение, слух, осязание;

·выделить время для проведения физкультминутки.

Применение информационно-компьютерных технологий:

— способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;

— способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми;

— способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей и педагов.

Интерес к учебным ситуациям нужно формировать, опираясь на любознательность и умственную активность детей с помощью общения в игре.

Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.

В связи с этим особое значение приобретает организация пространства и использование детской мебели, игрушек и предметов, физкультурного оборудования и другого оснащения групп в соответствии с целями безопасности и психологического благополучия каждого ребенка, амплификации (обогащения) условий его развития, что предполагает гибкое и вариативное использование пространства, уход от устаревшего подхода, связанного с жесткой функциональной закрепленностью зон и уголков. Организация среды в учреждении образования направлена на удовлетворение потребностей и интересов самого ребенка, что дает ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по групповой комнате, иметь свободный доступ к средствам игровой, изобразительной, конструктивной деятельности.

Один из используемых методов построения среды в группах интегрированного обучения и воспитания для детей с ТНР — метод трехуровневого моделирования, что предполагает построение моделей и воссоздание смоделированной ситуации в сюжетно-ролевых или творческих играх. Предметная структура моделируется на трех уровнях в зависимости от развития детей. Такой подход позволяет ребенку выбрать способ действия в среде или самостоятельно опробовать еще незнакомый, соответствующий уровню его развития. Основная задача — предупредить возникновение негативных эмоций, оградить от неуспеха, помочь самостоятельно преодолеть незнание. Трехуровневое моделирование среды позволяет:

  • ребенку с низким уровнем развития видеть образец для зрительного, слухового и речевого эталона
  • ребенку со средним уровнем развития самостоятельно выбирать способ действия, пробовать незнакомые прежде.
  • ребенку с высоким уровнем развития создавать интересные модели, разворачивать их в творческую импровизацию.

Для моделирования развивающих ситуаций, связанных с развитием речи ребенка, среда должна быть целесообразной, удобной, информированной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад. В группах для детей с ТНР большое внимание необходимо уделять дидактическим материалам и пособиям, связанным с развитием лексико-грамматической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи. Использовать следующие комплекты:

  • предметных картинок по лексическим темам («Откуда хлеб пришел» «Овощи», «Фрукты» и т. д.);
  • игрушек (образные, наборы);
  • дидактических игр («Лото», «Домино» «Читай-ка» и т. д.);
  • картинок для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т.д.
  • пособий для развития мыслительных процессов (обобщения, отвлечения, анализа, синтеза) способность устанавливать логические связи и отношения.

Карточки с ответами ребенок может выкладывать в виде «дороги» через лес, горы и т. д. В дальнейшем он с помощью мелких сюжетных игрушек обыгрывает ситуацию. Это создает условия для перехода дидактической игры в режиссерскую или театрализованную. Поэтому в группах можно предусмотреть разные виды театров: пальчиковый театр, театр на рукавичках, стендовый театр, плоскостные изображения предметов, костюмы для игр — драматизаций. Такие игры влияют на формирование всех сторон речи.

  • Комплекты картинок для составления рассказов (сюжетные, предметные, серии картин) и специальные наглядные схемы и модели.

При организации такой работы необходимо обеспечить детям щадящий зрительный режим. Формирование тесной взаимосвязи и широкого взаимодействия всех анализаторов всех систем организма, создание условий для переключения со зрительного на слуховое и тактильное внимание. Для этого используются специальные дополнительные средства: наглядные и тактильные опоры, двигательные и зрительные модели, разного вида схемы, упражнения.

  • комплекты для подготовки детей к обучению грамоте (дидактические игры, звуковые линейки, азбука в картинках, таблицы и т. д.)

Материалы и пособия хранятся в доступных для детей местах: на специальных стеллажах, в коробках и паках с характерными символическими изображениями. Ребенок может заниматься сидя на полу или ковре, включая различные движения, поэтому основное пространство речевой предметно-развивающей среды занимает мягкое покрытие, на котором размещаются модули и мебель. Кроме горизонтальной плоскости (пол) можно использо-вать вертикальные поверхности (стены) — панно с рисованными работами детей, которые периодически меняются; воздушные пространства (к потолку подвешены модули и поделки). Таким образом, будут задействованы все плоскости помещения. В группах для детей с ТНР предполагается быстрое реагирование на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционно-воспитательном процессе потребности и возможности воспитанников, поэтому среда отличается мобильностью и изменчивостью. Характерной чертой трехуровневого моделирование предметно-развивающей и игровой среды групп с ТНР является «перетекание» мини сред из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. Ребенок живет средой, а среда оживляется и преобразуется ребенком. Создание трехуровневой среды обеспечивает психологический комфорт ребенка, предупреждает развитие негативных проявлений, обуславливает его творческую активность. Поэтому среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором познавательно — речевого развития, но и показателем профессионализма педагога.

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

12

Примерная схема технологической карты и конспекта урока. 9 класс

Раздел программы «Технология изготовления швейных изделий».

Практическая работа «Старинный туникообразный сарафан с длинными рукавами, спинка со скошенными клиньями».

Тема урока. Подготовка к первой примерке сарафана. Стачивание деталей кроя.

Характеристика класса

(готовность класса и учителя к выполнению практической работы)

На трудовое обучение в 9 классе выделено 2 часа в неделю(68 часов в год) за счёт резервного времени базисного учебного плана школы.

В школе имеется 2 кабинета. К уроку подготовлено 8 швейных машин с электрическим приводом и 2 машины с ножным приводом.

Материальная база кабинета соответствует «Типовому перечню» на 90% и обеспечивает выполнение практической части программы по всем разделам, включая и раздел «Технология швейных изделий». Класс разделён на 2 подгруппы: 11 мальчиков и 15 девочек.

Уровень обученности учащихся: все учащиеся умеют шить на швейных машинах с электроприводом, кроме двух девочек (приехали из других городов). Для этих девочек выделено 2 швейные машины с ножным приводом. Так как оборудования не хватает на всех учащихся, то швейные машины закреплены за бригадами (группами учащихся). Бригадиры отвечают за организацию работы в бригадах.

Степень завершённости практических работ на предыдущем уроке составляет 100%: учащиеся произвели раскрой сарафана на ткани, подготовили детали для сметывания. Учитель проверил соответствие всех деталей кроя.

Одна ученица не присутствовала на предыдущем уроке и для неё подготовлена технологическая карта, с помощью которой учитель проведёт индивидуальный инструктаж.

Конечный ожидаемый результат данного урока:на данном уроке все учащиеся должны собрать детали кроя, произвести примерку и стачать детали.

Цели урока:

Деятельностная:

1.Формирование метапредметных универсальных учебных действий (см. технологическую карту№1).

2. Приобретение самостоятельного опыта постановки и решения проблемы.

4.Формирование умений учащихся сотрудничать с учителем и сверстниками.

Предметно-дидактическая: изучение нового материала и овладение технологией пошива косоклинного сарафана.

Тип урока

1. По ведущей дидактической цели — изучение нового материала.

2. По способу организации – синтетический (комбинированный).

3. По ведущему методу обучения – частично – проблемный.

Методы обучения: основные: практический, проблемно-поисковый, демонстрационный;

дополнительные: групповой, иллюстративный, видеометод, ситуативный, объяснительный;

Используемые технологии

  • выполнение лабораторной работы при актуализации опорных знаний и умений;
  • организация группового взаимодействия (работа в бригадах);
  • выполнение практической работы (обработка воротника на швейной машине);
  • взаимоконтроль, самоконтроль;
  • рефлексивное обучение

Примерная структура этапов урока.

Временная структура урока позволит более чётко организовать учебный процесс.

1.Организационный момент. НОТ –2 мин.

2.Активизация и мотивация учащихся – 3 мин.

3.Актуализация проблемно-поисковой деятельности при закреплении материала

предыдущего урока — 10 мин.

4.Создание проблемной ситуации для освоения учащимися нового материала

Постановка учебной проблемы — 10 мин.

5.Активизация учащихся к выполнению практического задания — 5 мин.

6.Решение проблемы -5 мин.

7. Заполнение листка ученика (записи в тетради) — 6 мин.

8.Контроль умений работы на швейной машине. Проблемный вводный инструктаж по последовательности сборки деталей – 12 мин.

9.Практическая работа; смётывание ( деталей сарафана) -10 мин.

Первый обход учащихся с целью оценивания правильного сметывания деталей.

10.Практическая работа: примерка и внесение коррекции по фигуре.

Второй обход учащихся -13 мин.

11.Текущий инструктаж -2 мин.

12.Практическая работа: стачивание деталей сарафана. Третий обход учащихся -12 мин.

13.Рефлексивно-оценочный. Подведение итогов -4 мин.

Итого: 90 минут

Внимание: обратить внимание на то, что типы урока определяет и структура урока, поэтому не может быть навсегда установленного типа урока с постоянными этапами урока! Структура урока зависит от постановки дидактических целей и задач каждого типа урока!

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока

Оборудование рабочих мест, инструмент Основная и дополнительная литература ИКТ(информацио- нно – коммуникаци онные технологии) Натурально- вещественные модели Средства обучения. УМК(учебно-методический комплекс) дидактические материалы:
швейные машины с элек-трическим приводом — 8 шт, с ножным – 2 шт; гладильные доски-3 шт.; 3 утюга; проутюжильники; ножницы, линейки, мел, сантиметры, лекала сарафанов, миллиметровая бумага, иголки напёрсток, булавки, нитки №40; рабочая программа учителя; Учебник (автор Симоненко и др.); технологическая карта урока; технологические карты УУД; Госты на швейные изделия; рабочие тетради Кожиной О.А.; технология изготовления сарафанов; альбомы мод; альбомы по конструированию (овтор Соколова В.А.); мульти-проектор, -экран, диски, видеофильмы, телевизор; презентация «Туникообразный сарафан»; видео-фрагмент «Карточи-задания графического изображения разных видов швов» презентация «Технологические схемы швов»; -плакаты » Последова-тельность сборки деталей кроя; — плакаты по охране труда и безопасным приёмам работы на швейных машинах, -манекен; -технические образцы; -плакат » Классифи-кация машинных швов»; -готовыей сарафан в натуральном масштабе М1:1 и М1:4, — сарафан, подготов-ленный обработке проймы и подгибке низа; -плакаты с разными видами сарафанов. 1.Тетрадь бригадира для текущего контроля. 2.Тетерадь (журнал) учителя по учёту предметных и метапредметных результатов обучения. 3.Карты самоконтроля и критерии оценивания. 3.Листок ученика или тетради ученика для самоконтроля личностных результатов или тетрадь – портфолио. 4.Образцы сарафанов всех видов. 5.Готовые изделия сарафанов. 6.Смётанное изделие со стачанными плечевыми и боковыми швами. 7.Модели сарафанов: с рукавами и без, прямой косоклинный, туникообразный.

Таблица №1. Технологическая карта. Планируемые результаты урока

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *