Дидактика я а коменского

Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки

Большой вклад в развитие педагогической науки внес выдающийся чешский педагог, писатель, великий мыслитель, общественный деятель XVII века, основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский. Он является автором многих философских и педагогических трудов, пронизанных духом гуманизма, любовью и уважением к людям, к их трудовой деятельности. Я. А. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, выступал за безграничную любовь к Родине, веру в светлое будущее, за равноправие всех народов и уважение к национальным правам каждого из них. Он был борцом за прекращение всех войн и восстановление мира на всей земле. Великая заслуга Я. А. Коменского перед человечеством состоит в том, что он смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Учитывая все ценное, что было накоплено его предшественниками, создал педагогическое учение, которое и по настоящее время сохраняет свою актуальность.

Педагогическое творчество Я. А. Коменского — огромный вклад в мировую педагогическую науку. Россия и её школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют большой интерес к наследию этого великого педагога. В 1700 г. в Москве была учреждена переводческая школа, в которой пользовались учебниками Я. А. Коменского, внедряя его метод обучения. Среди учебных книг большое распространение получила «Открытая дверь языков», «Мир в картинках» и др.

Я. А. Коменский создал первую в истории педагогики научную теорию обучения — дидактику, подчиненную идее всестороннего развития личности. Главным трудом его жизни является «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (1643–1670), состоящий из 7 частей, в которых изложил четкую концепцию преобразования человеческого общества. К сожалению, этот труд завершить при жизни ему так и не удалось.

Для большинства педагогов наибольший интерес представляет 4 часть труда «Пампея», посвященная всем аспектам воспитания и образования, объединяющая все педагогические идеи Я. А. Коменского. Основная задача этого труда — указать людям, как следует готовить подрастающее поколение для перестройки существующего, весьма несовершенного человеческого общества.

Безусловно, центральным трудом педагогической теории Я. А. Коменского по праву считается «Великая дидактика» (1633–1638). Задуманная ещё в молодости, она вынашивалась долгие годы, обрастая различными дополнениями и приложениями. Полное название звучит как: «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни» .

Такое длинное название характерно было для книг того времени. Заменяя собой современную аннотацию, оно знакомило читателя с книгой, ее содержанием.

Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из них посвящена пользе дидактики в целом, вторая адресована всем читателям, а третья — «ко всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей» .

Понятие «дидактика» как теория обучения было введено ученым Вольфгангом Ратке в XVI в. Однако содержание и смысл этому понятию дал именно Я. А. Коменский. Он определил дидактику как универсальное искусство всех учить всему. «Руководящей основой дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха…» . Для достижения этой цели автор поделил свою книгу на 33 главы.

Педагогическая деятельность, по его мнению, является одним из важнейших общественных дел и должна всячески поддерживаться общественной организацией. Школа должна иметь «достаточный запас панметодических книг» , для подготовки которых требуется объединение «талантливых и не боящихся труда ученых мужей» . Этот методический труд должен щедро оплачиваться покровителями школ.

«Обучение всех всему» основывается на принципе природосообразности. Человек как часть природы подчиняется ее универсальным законам, а образование должно определяться естественной природой вещей и позволять учить легко, быстро и прочно, должно начинаться в раннем возрасте и продолжаться в течение юности. Для реализации этой идеи Я. А. Коменский впервые в истории педагогики разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования. Педагог выступал за всеобщее обучение и считал, что во всяком благоустроенном обществе должны действовать школы для обучения детей обоих полов.

Так первой ступенью, по мнению Я. А. Коменского, должна стать материнская школа (от рождения до 6 лет), когда ребенок узнает сведения об окружающем мире, получает начальные знания по географии, астрономии, главными направлениями воспитания этого периода педагог считал трудовое и нравственное.

На этапе начального образования (от 6 до 12 лет) следует школа родного языка, в которой детей на родном языке знакомят с довольно широким кругом знаний, выходящим за традиционные рамки современного педагогу образования. Я. А. Коменский предлагал включить в программу этой школы родной язык, арифметику, начала геометрии, географии, «начала космографии», начала общественно-политических знаний, ремесла, псалмы, катехизис, другие священные тексты. Школа родного языка предназначалась для совместного обучения всех детей.

Средняя школа в системе Я. А. Коменского — это гимназия, или латинская школа (от 12 до 18 лет), которая должна открываться в каждом городе для обучения юношей, достигших успехов в обучении. В программу гимназии педагог включал «семь свободных искусств», физику, географию, историю, начала медицинских знаний и др.

Высшая ступень образования (от 18 до 24 лет) представлена в системе педагога академией, которая должна открываться в каждом государстве. В структуре академии были выделены традиционные университетские факультеты, а целью ее создания было сообщение пансофических знаний. «Пансофия — всеобщая мудрость, в его представлении,— истинное знание всеми людьми всего самого важного о мире, знание, приведенное в логическую систему и изложенное в единой энциклопедической книге» .

В основу процесса обучения должны быть положены четкие принципы:

1. Принцип наглядности обучения.

2. Содержание учебного материала должно располагаться в правильной последовательности, от простого к сложному, в результате у ученика сложится целостная система знаний.

3. Обучение должно вызывать у детей радость овладения учебным материалом. Педагог требовал располагать учебный материал «по ступеням возраста, чтобы только то предлагалось для изучения, что доступно способности восприятия» .

4. Прочность знаний основывается на самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения.

Выделенные Я. А. Коменским принципы послужили толчком к созданию новой универсальной классно-урочнойсистемы обучения, которую педагог теоретически обосновал и предложил правила ее реализации на практике. До сегодняшнего дня классно-урочная система остается основой школьного обучения.

Вопросы воспитания и обучения Я. А. Коменский рассматривал в неразрывном единстве, отдавая приоритет процессу обучения. Цель воспитания, по его мнению, — подготовка человека к вечной жизни. Он выделял следующие составные части воспитания: научное образование, нравственное и религиозное воспитание. Ведущая роль отводилась именно нравственному воспитанию. Большую роль в этом воспитании играли родители и семья в целом. Цель воспитания педагог видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество и умеренность. В процессе воспитания Я. А. Коменский отводил решающую роль личному примеру учителя, а в школе огромное значение придавал дисциплине, вместе с тем стараясь поддерживать в своих учениках живость, свойственную детскому возрасту. Он считал, что следует поддерживать дисциплину хорошими примерами, ласковыми словами, и всегда искренним и откровенным расположением к ученикам. «Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть» .

Кроме того, Я. А. Коменский считал, что «учительство является не столько профессией, сколько призванием. Человек должен прийти к мысли о том, что он будет давать образование подрастающему поколению в ходе жизненных переживаний. Он должен иметь солидную теоретическую подготовку, прежде чем приниматься за этот труд» . «Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-либо полезному» . Учитель должен постоянно заниматься самообразованием, самосовершенствованием.

Исходя из написанного, можно сказать, что Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, включая Россию, и послужили образцом для разработки учебников другими прогрессивными педагогами. Он был новатором в области дидактики, большинство выдвинутых им идей, принципов и правил организации учебного процесса и работы с обучающимися применяются в школах различных стран и в настоящее время. Выдающимися заслугами Я. А. Коменского являются:

— разработка им научно обоснованной целостной системы школ в соответствии с возрастной периодизацией;

— определение содержания обучения на каждой ступени образования;

— выделение основных принципов обучения: наглядность, последовательность, природосообразность, самостоятельность и активность учеников в процессе обучения;

— создание и обоснование классно-урочной системы.

Кроме того, Я. А. Коменского можно считать основоположником современных представлений о непрерывном образовании. В его работах содержится основная мысль, нашедшая отражение в настоящее время в концепции непрерывного образования.

Разнообразные труды этого выдающегося чешского педагога до сих пор не утратили своего значения. Можно с уверенностью сказать, что Ян Амос Коменский, его взгляды, работы — это не только история, а в значительной степени и современность прогрессивного человечества, его труды внесли огромный вклад в развитие педагогической науки и всей дидактики в целом.

Литература:

5. Кратохвил, М. В. Жизнь Яна Амоса Коменского / М. В. Кратохвил.- М.: Просвещение, 1991.- 191 с.

7. Нипков, К. Э. Ян Коменский сегодня / К. Э. Нипков.- СПб.: Глаголь, 1995.- 250 с.

8. Великая дидактика Я. А. Коменского — первое научное обоснование педагогической теории .- Режим доступа: http// www.referat7.ru

Каменский, Александр Абрамович

Александр Абрамович Каменский

Дата рождения:

1922 год

Место рождения:

Москва, Россия

Гражданство:

СССР,
Россия

Дата смерти:

1992 год

Место смерти:

Москва, Россия

Александр Абрамович Каменский (р. 1922—1992) — виднейший российский арт-критик и историк искусства второй половины ХХ века.

  • 1 Биография
  • 2 Семья
  • 3 Публикации (выборочно)

Биография

С 1940 по 1945 Каменский был студентом филологического отделения Московского института Философии, литературы и истории по специальности Искусствоведение. С 1941 года являлся студентом МГУ. Защитил диплом с похвалой за работу под названием Рисунки Валентина Серова.

С 1946 Каменский публикуется в прессе как искусствовед, и в то же время заканчивает аспирантуру в ГМИ им. Пушкина.

C 1949 по 1962 год он возглавляет факультет Истории искусств в Художественном институте Вильнюса. Александр Каменский был избран в правление Московского Союза Художников; возглавлял московскую Ассоциацию художников и искусствоведов.

А. А. Каменским написано множество статей и книг о наиболее значительных событиях и художниках ХХ века, таких как Марк Шагал, Мартирос Сарьян, Сергей Конёнков. Некоторые его труды были переизданны на основные европейские языки. В 2005 году, в России, через 13 лет после смерти мастера, был издан его фундаментальный труд — монография о русском периоде творчества Марка Шагала.

Семья

Отец — Каменский, Абрам Захарович. Партийный и государственный деятель, большевик с 1917 года. Участник гражданской войны, народный комиссар госконтроля Донецко-Криворожской Республики, затем заместитель наркома по делам национальностей Сталина, директор Промакадемии. С 1936 года работал в наркомате финансов РСФСР, в 1937 был арестован и расстрелян.

Брат — Каменский Захар Абрамович. Специалист в области истории философии и методологии философского познания.

Младший сын — искусствовед Михаил Каменский. Организатор первой российской ярмарки современного искусства «АРТ-МИФ» и первого художественного аукциона «Альфа-Арт». Возглавляет «Sotheby’s Россия и СНГ» (с 2007 г.), дочернюю компанию аукционного дома. Пять лет работал заместителем директора Музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Публикации (выборочно)

  • Каменский А. А. Марк Шагал. Художник из России. — М.: Трилистник, 2005. — 304 с. — ISBN 5-89480-086-2

Книга Александра Каменского восстанавливает попиравшуюся в течение ХХ столетия в России историческую справедливость. Она написана человеком разделившим со своим героем историческое время и пространство, человеком бывшим лично знакомым с Мастером (переписка А. А. Каменского с уроженцем Витебска началась в 1969 и длилась почти до самой кончины художника в 1985 году); в одном из писем автор удостоился высшего признания Шагала: «Все, что Вы говорите, проникнуто любовью». Свою книгу Александр Каменский вынашивал при жизни Шагала, составлял после его ухода. Ее первый, троекратно сокращенный вариант впервые увидел свет в переводе на французский язык в 1988 году; в следующем году вышел английский перевод, затем немецкий. Появление на русском языке в полном объеме монографии «Марк Шагал. Художник из России», вобравшей в себя почти все, наработанное за десятилетия, оставалось постоянной мечтой Александра Абрамовича Каменского.

  • Каменский А. А. Олег Целков.. — Париж, Москва, Нью-Йорк.: Третья волна, 1992.

В книге воссоздается образ выдающегося русского скульптора Анны Семеновны Голубкиной (1864—1927), вся жизнь и творчество которой были отданы служению высоким идеалам прогресса, гуманизма, борьбе за социальную справедливость. Монография написана на основе тщательного изучения архивных материалов, писем художницы и свидетельств современников, в том числе крупнейших русских художников В.Серова, Борисова-Мусатова, Нестерова, Коненкова, Грабаря. Автор дает глубокую и выразительную характеристику особенностей творчества Голубкиной, анализирует ее произведения. Монография является серьезным исследованием и в то же время благодаря хорошей литературной форме будет читаться как живое, волнующее повествование о замечательном художнике, человеке нелегкой судьбы. В книге более 200 цветных и тоновых иллюстраций.

  • Каменский А. А. Романтический монтаж. — М.: Советский художник, 1989. — 336 с. — ISBN 5-269-00141-1

Книга была написана в конце 70-х — начале 80-х годов, в «застойную» пору. Автор стремился прорваться сквозь консервативные стереотипы историко-художественных суждений. Это привело к резким нападкам некоторых рецензентов. В результате на пути рукописи к читателю опустили шлагбаум. Наконец ее приняли к печати с поправками, купюрами и без некоторых глав, посвященных новым поколениям советского искусства. Между тем годы шли, и если книга в момент своего окончания опережала публикационные возможности, то когда ее стали сдавать в печать, ситуация решительно изменилась. Перестройка позволила нам по-новому, со всей мерой откровенности и широты суждений взглянуть на историю советского искусства. Однако автор не стал ничего переделывать в своей книге. И даже не восстановил сокращенные главы.

  • Каменский А. А. Что значит быть современным? Ответ на этот вопрос ищут молодые художники. — М. Правда, 09.09.1988.

Сегодня стало чуть ли не правилом хорошего тона ругать советское изобразительное искусство последних лет. Вроде бы поделом — застойное время, похоже, цепко пустило здесь свои корни. Скажем, из-за устойчивости консервативных тенденций не были своевременно и в должной мере поддержаны искания художников в семидесятых и в первой половине восьмидесятых годов. Поэтому развитие изоискусства оказалось затрудненным и каким-то «слепым», не опирающимся на четко высказанное общественное мнение. Да и добрые перемены, перестройка в самом Союзе художников идут со скрипом, куда медленнее, чем в некоторых других творческих союзах…

  • Каменский А. А. и др. Мартирос Сарьян. Альбом.. — Л.: Аврора, 1987. — 340 с.

Альбом посвящен творчеству основоположника советской армянской живописи, народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий — Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880—1972). В альбоме отражены все этапы творчества Сарьяна, показаны наиболее характерные образцы его произведений различных жанров. Издание дает представление об эволюции творческих исканий художника. В альбом также включены документальные фотографии. В издании публикуются репродукции произведений Сарьяна, хранящихся в разных музеях и частных коллекциях. Альбом содержит обширный исследовательский очерк, рассматривающий всю проблематику творчества Мартироса Сарьяна. Автор очерка — известный советский искусствовед А. А. Каменский. Составители научного каталога — Ш. Г. Хачатрян — директор Музея Мартироса Сарьяна в Ереване и Л. Л. Мирзоян — главный хранитель Музея Мартироса Сарьяна в Ереване.

  • Каменский А. А. Этюды о художниках Армении. — Ереван: Советакан грох, 1980. — 229 с.
  • Н. Альтман. 1889—1970: Каталог выставки . М., 1978.
  • Каменский А. А. С. Т. Коненков. Серия: Жизнь в искусстве.. — М.: Искусство, 1975. — 224 с.

Настоящая художественная монография посвящена одному из крупнейших мастеров русского искусства. Созданные Коненковым композиции: «Нике», «Самсон», «Юная», «Паганини», портреты Шаляпина, Павлова, Маяковского, Эйнштейна, Никоса Белояниса получили мировую известность. В книге автор использует не только редкий архивный и мемуарный материал, но и свои личные воспоминания о Коненкове.

  • Каменский А. Орест Георгиевич Верейский. М.: 1960.

Ссылки

  • Интервью искусствоведа Михаила Каменского журналу Артхроника. 2009
  • Презентация книги А. А. Каменского «Марк Шагал. Художник из России». 25.05.2005
  • Александр Щуплов. Волшебник Василькового Города. Внучка Марка Шагала, как и дедушка, любит синий цвет // Союз. Беларусь — Россия. — 2 июня 2005. — № 215.
  • Надежда Муравьёва. Марк Шагал и его истоки. Монография спустя 17 лет // Независимая газета. Ex Libris. — 9 июня 2005. — № 20 (321).
  • Александр Каменский. Поэтика Марка Шагала. 1910—1914. Выступление на I Всесосюзных Шагаловских днях в Витебске (стенограмма) // Шагаловский сборник. — Витебск: Музей Марка Шагала, 2004. — В. 2. Материалы VI—IX Шагаловских чтений в Витебске (1996—1999). — С. 139—142.
  • Дмитрий Савосин. Чей синий не знает соперников. Книга Александра Каменского о Марке Шагале обрела настоящую жизнь // Вечерняя Москва. — 27 мая 2005. — № 93 (24138).

У этой статьи нет иллюстраций. Вы можете помочь проекту, добавив их (с соблюдением правил использования изображений).
Для поиска иллюстраций можно:

  • попробовать воспользоваться инструментом FIST: нажмите , чтобы начать поиск;
  • попытаться найти изображение на Викискладе;
  • просмотреть иноязычные варианты статьи (если они есть);
  • см. также Википедия:Источники изображений.

Краткая биография

Ян Амос Коменский – выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист, основоположник научной педагогики, дидактики, писатель, общественный деятель. Появился на свет в протестантской семье, входившей в Общину чешских братьев (с ней будет связана вся его дальнейшая биография). Произошло это в чешском городке Нивница 28 марта 1592 г. Эпидемия чумы рано сделала мальчика круглым сиротой.

Первоначальное образование Ян получал в принадлежавшей братству школе, затем, с 1608 по 1610 г., — в латинской. Чрезвычайно скучный процесс обучения пробудил в старшекласснике первые мысли о необходимости реформ в этой сфере. Следующими учебными заведения для молодого Коменского стали Герборнская академия, с 1613 г. – Гейдельбергский университет, где он изучал богословие. В 1612 г. он берется за фундаментальную работу по составлению полного словаря чешского языка, чтобы посвятить «Сокровищнице чешского языка» 44 года жизни. После окончания университета он ненадолго отправляется в путешествие по Нидерландам, а по возвращении в Чехию, в г. Пшеров, устраивается в братскую школу учителем, преподавая латынь по собственной методике.

В 1616 г. Коменский становится священником семейной Общины чешских братьев, затем управляющим Советом братской Общины, учителем-проповедником, и через несколько лет становится одним из видных руководителей братства. В биографии этого великого человека немаловажную роль играло вмешательство внешних враждебных обстоятельств, не раз ему приходилось терять самое ценное, что у него было, скитаться за пределами Чехии из-за войн, религиозно-политического преследования. Так, его первая супруга и двое маленьких сыновей стали жертвою чумы. Из-за гонений протестантов Коменский был вынужден в 1628 г. эмигрировать в польский город Лешно.

Там он работал в гимназии, был ректором национальной школы, параллельно работая над сочинениями, которые впоследствии принесли ему известность и огромный авторитет. Одно из них – «Дидактика» на чешском языке, которую он позднее перепишет на латыни под названием «Великая дидактика». В этот же период им был написан ряд учебников, а также «Материнская школа» (1632) — руководство по семейному воспитанию, ставшее первым в истории.

С 1650 по 1654 г. Ян Амос Коменский по приглашению князя Сигизмунда Ракоци живет в Венгрии, где занимается реформированием школьного образования, преподает в г. Шарош-Патак по новой системе, после чего снова возвращается в Лешно. В апреле 1656 г. польский город разрушают, предавая огню, шведы. Все, что было нажито Коменским за почти три десятка лет, включая дом и большую часть рукописей, сгорело, а сам он вынужден был после начавшегося истребления протестантов в очередной раз бежать.

В качестве нового места жительства Ян Амос Коменский выбрал среди многочисленных предложений Амстердам, куда его пригласил сенат, где и жил с 1657 г. до смерти. Там его материально поддерживал сын давнишнего покровителя, благодаря чему педагог-мыслитель мог спокойно работать над написанием и изданием трудов. В 1657-1658 гг. публикуются давно написанные 4 тома «Великой дидактики», которые произвели настоящий фурор. В 1658 г. увидел свет «Мир чувственных вещей в картинках», который стал первым в истории учебником, снабженным иллюстрациями.

Я.А. Коменский не прекращал научной деятельности почти до смерти, последние сочинения писались уже под его диктовку. Педагогическое наследие ученого в значительной степени повлияло на мировую педагогику и практику работы школ; в современной теории обучения можно найти немало его дидактических постулатов. 15 ноября 1670 г. Ян Амос Коменский скончался.

Биография из Википедии

Ян Коменский родился в Моравии, в городке Нивнице. Сын Мартина Коменского (Martin Komenský) и Анны Хмеловой (Anna Chmelová). Мартин Коменский был уроженцем соседней деревни Комне. Отец Мартина — Ян Сегеш (Jan Segeš) — перебрался в Моравию из Словакии, и взял себе фамилию Коменский — в честь деревни Комне, в которой поселился. Мартин и Анна Коменские были членами религиозной общины Чешских (Моравских) братьев.

Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пршерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя — Амос.

Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 г. Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В Фульнекский период Коменский написал книгу «Моравские древности» (1618—1621) и составил подробную карту родной Моравии (1618—1627).

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно (где в 1626 году моравские братья основали свою гимназию). Здесь он преподавал в братской гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

Изображение Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани (Чехия)

В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1651 году трансильванский князь Дьёрдь II Ракоци предложил Коменскому осуществить реформу школ в его землях. Преподавание по новой системе началось в городе Шарошпатак. Коменскому удалось частично осуществить замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Вскоре Коменский вернулся в Лешно. В 1655 году Лешно взяли шведы — союзники запорожского гетмана Богдана Хмельницкого, воевавшего с Речью Посполитой. Как местные лютеране, так и Ян Амос Коменский и моравские братья, прежде много претерпевшие от католического фанатизма, радушно встретили протестантскую (лютеранскую) армию.

В 1656 году Коменский выехал в Амстердам через Гамбург.

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 г. капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (лат. De rerum humanarum emendatione culsultatio catholica), в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Семья

  • 1618 — женится на падчерице бургомистра г. Пшерова Магдалине Визовской.
  • 1622 — жена и двое детей скончались от чумы.
  • 1624 — в Брандисе Коменский женится на дочери епископа Марии-Доротее.
  • 1648 — скончалась вторая жена Коменского.
  • 1649 — Коменский женится на Яне Гаюсовой.

Философские воззрения

«Мир чувственных вещей в картинках»

По своим философским взглядам Коменский был близок к материалистическому сенсуализму, который самому Коменскому представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания — чувства, разум и веру, Коменский главное значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени — эмпирическую, научную и практическую. Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.

Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.

Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делая вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим её законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

Педагогическая система Я. А. Коменского

Источники выработки мировоззрения: античная философия, Ф. Бэкон, Ф. Рабле.Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система.Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.

В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

Великая дидактика

Via Lucis’, 1668

Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», то есть общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика».

Глава 16. Общие требования обучения и учения, то есть как учить и учиться.

Основоположение 1

  • Образования человека надо начинать в весну жизни, то есть в детстве.
  • Утренние часы для занятий наиболее удобны.
  • Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста — так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.

Основоположение 2

  • Подготовка материала: книг и др. учебных пособий — заранее.
  • Развивать ум ранее языка.
  • Реальные учебные предметы предпосылать формальным.
  • Примеры предпосылать правилам.

Основоположение 4

  • В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

Основоположение 6

  • С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).
  • Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.

Основоположение 7

  • Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы — так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.
  • Время должно быть распределено с величайшей точностью — так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.

Глава 17. Основы лёгкости обучения и учения

Основоположение 1

  • Образование юношества должно начинаться рано.
  • У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.
  • По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы.

Основоположение 2

  • Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению.
  • Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.

Основоположение 3

  • Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.
  • Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.
  • Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.

Глава 18 Основы прочности обучения и учения

  • Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу.
  • Всё последующее должно опираться на предыдущее.
  • Всё должно закрепляться постоянными упражнениями.
  • Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чём-то одном.
  • На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.

Глава 26 О школьной дисциплине

  • «Школа без дисциплины есть мельница без воды»
  • Для поддерживания дисциплины руководствоваться:
  • Постоянными примерами воспитатель сам должен показывать пример.
  • Наставлениями, увещеваниями, иногда и выговорами.

9 правил искусства обучения наукам

  • Всему, что должно знать, нужно обучать.
  • Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.
  • Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.
  • Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путём изучения причинных связей.
  • Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.
  • Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.
  • Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.
  • На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
  • Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым.

16 правил искусства развивать нравственность

  • Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
  • Прежде всего основные, или, как их называют «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
  • Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.
  • Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.
  • Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая своё влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.
  • Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому своё, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
  • Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.
  • Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.
  • Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом.
  • Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель— готовность услужить другим и охоту к этому.
  • Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.
  • Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное!
  • Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.
  • Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
  • Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.
  • И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина.

Медаль Яна Амоса Коменского (серия 1992 года выпуска)Почтовая марка СССР, 1958 годПочтовая марка ФРГ, 1970 год

Библиография

Афоризмы

  • Спорить с Природой — напрасное дело (Великая дидактика, гл. XXIII).
  • Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни (Великая дидактика, гл. XIII).
  • Без примера ничему не выучишься.
  • Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле.
  • Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
  • Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.
  • Книги — это инструмент насаждения мудрости.
  • Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.
  • Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.
  • Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.
  • Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.
  • Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.
  • Тот, кто мало знает, малому может и учить.
  • Ничто притворное не может быть продолжительным.
  • Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.
  • Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, ещё ревностнее — лучшее, и всего ревностнее — наилучшее.
  • Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».

Память

Портрет Я. Коменского на банкноте в 200 чешских крон

  • Названа улица в Росвиговском районе Мукачево (Закарпатье).
  • Монеты :
    • Чехословакия, 1957 г., 10 крон, вес 12 гр., проба 500.
    • Чехословакия, 1992 г., 500 крон, вес 24 гр., проба 900.
  • Портрет Яна Амоса Коменского помещён на аверс банкноты в 200 чешских крон.
  • Изображен на почтовой марке Венгрии 1992 года.

Ян Амос Коменский: взгляды, труды, вклад в педагогику

13 Октябрь 2016 admin Просмотров: 2448

Ян Амос Коменский — выдающийся чешский педагог-гуманист, годы жизни: 1592—1670

Труден был жизненный путь Коменского, изгнанного германскими завоевателями из родной Чехии и вынужденного скитаться по разным странам (Польша, Венгрия, Голландия). Многообразной была его деятельность — учителя, проповедника, учёного, философа. И красной нитью через неё проходят глубокий демократизм, забота о судьбе обездоленных, вера в человека, стремление поднять культуру родного народа.

Факты из биографии, взгляды, мировоззрение

Не раз приходилось Коменскому покидать родную землю, видеть, как гибнут в огне военных пожаров его рукописи и книги, начинать сызнова то, что было уже сделано. Религиозные войны и иноземные нашествия сотрясали Чехию, родину Коменского. И потому, наверное, столь постоянно, столь неизменно звучит в книгах Коменского мечта о мире, о совершенном устройстве человеческого общества. Вернейший путь к этому Коменский видел в просвещении — не случайно одна из последних работ его, «Ангел мира», формулирует идею создания международной организации, охраняющей повсюду мир и распространяющей просвещение, — идею, на столетия опередившую свою эпоху.

Но и в ту пору, в разобщенной и терзаемой войнами Европе, деятельность Коменского была поистине интернациональной. Невозможно оценить, скольким обязана Коменскому чешская культура. Но память Коменского имеют основание чтить и в Англии — здесь были впервые изданы лучшие его книги; и в Швеции — им был подготовлен проект реформы шведской школы и написаны для нее многие учебники; и в Венгрии — здесь тоже работал Коменский; и в Голландии —здесь он провел последние годы, здесь было издано первое собрание его педагогических работ.

Коменский был членом секты «чешских братьев». В религиозной оболочке эта секта выступала против власти богачей, против феодальных порядков. В книге «Лабиринт мира и рай сердца» Коменский писал, что одни пресыщаются, другие голодают, одни забавляются, другие рыдают.

В XVII веке земли и политическая власть Чехии находились в руках немецких феодалов. В деятельности Коменского борьба против угнетателей народа естественно слилась с борьбой за национальную независимость Чехии, с борьбой против войн, за мир между народами. «Люди, — писал Коменский, — являются гражданами одного и того же мира, и ничто не мешает им установить широкое объединение на основе человеческой солидарности, общих знаний, прав, религии».

Коменский, естественно, не мог в ту эпоху правильно определить пути уничтожения социальных противоречий. Он думал, что их можно преодолеть средствами религии, нравственного совершенствования, воспитания. Но в противовес средневековой церкви он подчёркивал, что человек не «раб божий», а «творец вселенной».

Яе Амос Коменский как педагог

Педагогическая деятельность начинается складываться в ранние годы ученого, во время того, как Коменский был священником, был написан первый труд «Письма к небу», создана антикатолическая книга «Разоблачение антихриста». Будучи ректором национальной школы, расположенной в городе Лешно, Коменский начинает работать над главным трудом всей своей жизни, состоящим из четырех томов, под названием «Великая дидактика». В «Великой дидактике» ученый пытается донести до общественности, что главнейшей наукой человечества является педагогика. Параллельно с работой над четырехтомником Коменский создает несколько трудов, отражающих эту же идею главенства педагогики – «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов», «Предвестник пансофии». В этот период Ян Амос Коменский приобретает известность, его деятельность становится признанной. В первой части своей «Дидактики» педагог развивает идею реформирования школы, которую подхватывает Швеция и внедряет в деятельность.

Коменский становится хорошим преподавателем, отказывается от политических воззрений и начинает писать новый труд «Мир чувственных вещей в картинках», чуть позже занимается разработкой пособия, в котором предусмотрено обучение детей латинскому языку.

Коменский, разрабатывая новые подходы в педагогике как науке, руководствовался несколькими принципами: желанием охватить знаниями большую массу людей, выстроить жизненные познания в определенной системе, прийти от размеренности к общей гармонии.

Коменский о воспитании детей в семье

Демократизм, глубокую веру в человека Коменский положил также в основу своих педагогических идей. Он был убеждён, что все люди — и мужчины, и женщины — должны получить образование, все они способны к образованию. Деля детей на шесть типов по остроте ума, темпу работы и степени прилежания, Коменский считал, что даже самые трудные дети (тупые, медлительные, ленивые) могут быть обучены. Он требовал, чтобы в каждом селении была организована школа родного языка. Все дети имеют право переходить из начальной школы в среднюю и высшую.

Ян Амос Коменский выдвинул идею систематического воспитания детей в семье. В «материнской школе» — так назвал он воспитание до шести лет — детям должна быть предоставлена возможность играть, бегать, резвиться. Необходимо воспитывать у них трудолюбие, правдивость, почтительность к старшим, вежливость. Детям следует дать широкий круг представлений об окружающей природе и общественной жизни. Они должны иметь представление о том, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, деревья, рыбы, реки, горы, солнце, звёзды в т. д. Знать, кто управляет городом; быть знакомыми с важнейшими событиями; научиться запоминать, что произошло вчера, неделю назад, в прошлом году. Последовательно нужно вооружать детей всё расширяющимся кругом трудовых навыков. Родители должны воспитывать у детей любовь и интерес к школе, уважение к учителю.

Всё это явилось первой продуманной системой воспитания детей в семье.

Педагогика Яна Коменского

Такую же глубоко продуманную систему Коменский внёс и в школьное обучение. В его педагогических взглядах ярко выразилось стремление развить духовные силы учащихся и обеспечить радостное обучение.

Коменский подверг резкой критике средневековую школу за то, что в ней учили «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом», что превращало школу в «пугало для мальчиков и место пыток для дарований». Он требовал, чтобы школа была местом «радости и счастья».

Здание должно быть светлым с площадкой для игр, классы — чистыми, красивыми. Следует дружески относиться к детям; «голос учителя должен сам проникать в души учащихся, наподобие самого нежного масла».

Коменский сформулировал «золотое правило наглядности», согласно которому всё должно восприниматься соответствующим органом чувства (видимое — зрением, слышимое— слухом и т. д.) либо несколькими органами, если это возможно:

«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».

Вместо зубрёжки непонятного материала он предложил исходить из того, что «нет ничего в памяти, чего не было раньше в понимании». Обобщив опыт передовых школ, в том числе братских школ Юго-Западной Руси, Коменский разработал классно-урочную систему организации учебной работы. Он предложил проводить обучение в классах с постоянным составом учащихся, начинать занятия в определенное время года (1 сентября), делить материал на уроки, строить каждый урок методически продуманно и целесообразно.

Это был огромный шаг вперёд по сравнению со средневековой школой.

По-новому Коменский подошёл и к вопросу школьной дисциплины, указав, что основным средством её воспитания является не палка, а правильная постановка занятий и пример учителя. Он называл школу «мастерской гуманности» и указывал, что учитель добьётся успеха лишь тогда, когда будет «сгорать нетерпением рассеять мрак умственный» и обращаться с детьми как отец.

Неизмеримый вклад в педагогику

Ян Амос Коменский внес огромный вклад в развитие педагогики как науки. В свое время никто не одобрил методику, разработанную Коменским, в которой были освящены совершенно новые педагогические идеи. Методика не была принята современниками, так как считалась чрезмерно «еретичной». Многие направления имели глубокий христианский уклон, учиться в его школе было очень просто и интересно. Для того времени это считалось невозможным. Однако по истечении небольшого количества времени методика Коменского была принята в обществе и признана одной из эффективных.

Учебные пособия, созданные Коменским для начального обучения, ещё при его жизни были переведены на много языков. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой.

Наглядность, активность, доступность обучения — эти принципы сегодня входят в методику любого предмета. Они были впервые изложены Коменским в «Великой дидактике». И еще один принцип, который, может быть, и не был им сформулирован, но который пронизывал всю его деятельность, — дерзновенность поиска, ненависть к готовым истинам, смелость в отвержении всего косного, догматического, античеловеческого. Принцип каждого настоящего ученого. Таким и был Ян Амос Коменский.

И сегодня любой педагог, где бы он ни жил, в какой бы сфере образования ни работал, непременно обращается к трудам Коменского — основоположника современной науки об образовании и воспитании. И разве не современно звучат такие слова: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились».

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Структура и содержание «Великой дидактики»

Современное образование » «Великая дидактика» Я.А. Коменского – первое научное обоснование педагогической теории » Структура и содержание «Великой дидактики»

Страница 1

Центральным трудом педагогической теории Яна Амоса Коменского по праву считается «Великая дидактика». Задуманная им еще в молодости, она вынашивалась долгие годы, обрастала различными дополнениями и приложениями. Для своего времени она представляла собой поистине революционный учебник педагогической теории.

Полное название книги звучит следующими образом:

Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни.

Такое длинное название характерно для книг того периода. Заменяя собой современную аннотацию, оно предваряло ознакомление читателя с книгой, информировало о содержании.

Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из них говорит о пользе дидактики вообще, вторая является посвящением всем читателям, и третья обращается ко всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей.

В данном вступлении автор определяет дидактику как универсальное искусство всех учить всему.

При этом в характерной для Коменского нравственной манере он ставит целью своего учения панморалистское воспитание человека. Укажем также на антропологическую направленность введения. Ян Амос Коменский пишет, что Господь создал два превосходнейших творения: рай и человека. Педагог пытается опереться в своем произведении, прежде всего на церковное воззрение, считая именно его высшей целью своей системы.

Педагогическая система Коменского представляет собой, прежде всего протестантское христианское учение, и направлено на образование детей в христианском духе, а в дальнейшем через соответственно воспитанных детей и восстановление авторитета церкви.

Но вместе с этой целью, которая может быть оспорена по тем или иным мотивам (секулятивным или религиозным), он определяет сверхзадачу своей дидактики:

«Руководящей основой нашей дидактики пусть будет:

Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха .»

Для достижения этой цели Коменский разделяет свою книгу на 33 главы. Вероятно, это число является неслучайным. Дело в том, что в том или ином виде число «три» встречается достаточно часто в трудах великого славянского педагога. В числе глав оно повторяется дважды. Главы разделяются на ряд пунктов, каждый из которых, для удобства читателя, сопровождается подзаголовком.

Из названий глав можно логически вывести несколько основных идей Коменского. Прежде всего, три первых главы представляют собой оправдание человека в чистом виде. Начиная с утверждения о том, что человек есть совершенное существо, Коменский приходит к выводу о том, что » .жизнь является только приготовлением к вечной жизни»

Повторяя вслед за ведущими идеалистами эпохи вывод о том, что все лучшие чувства заложены в человека от природы, Коменский, тем не менее, настаивает, что данные чувства необходимо развивать (главы 4-6).

7-10 главы посвящены общим принципам обучения — обучение должно быть коллективным, обоеполым и, по возможности, универсальным.

Затем несколько глав (12-16) посвящены изложению школьной реформы, которую предлагал Коменский. Он считает, что до появления «Великой дидактики» не было «нормальных» школ.

Оставшиеся главы в основном посвящены школьной дисциплине, устройству школ, дошкольному воспитанию (материнской школе), языковому обучению (латыни и родному языку).

Заключительную главу Ян Амос Коменский отвел условиям, необходимым для претворения своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность является одним из важнейших общественных дел и должна всемерно поддерживаться общественной организацией.

Итак, школа должна иметь «достаточный запас панметодических книг» . Для подготовки этих книг требуется объединение «талантливых и не боящихся труда ученых мужей» . Этот методический труд должен щедро оплачиваться покровителями школ.

Страницы: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *