Доклады на шмо начальных классов

Методическая работа учителя начальных классов

Методическая работа– это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства.

Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.

Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя.

Задачи методической работы в школе можно сформулировать следующим образом:

1.Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы.

2.Повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей.

3.Организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах.

4.Организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов.

5.Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.

6.Оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе.

7.Оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования.

8.Повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.

Цель методической работы, функции.

1 группа функций — формирование индивидуальной, творческой, авторской, высокоэффективной системы, педагогической деятельности.

— обогащение знаний педагогов;

— развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений;

— развитие мотивов творческой деятельности;

— развитие устойчивых нравственных качеств личностей;

— развитие современного стиля педагогического мышления;

— развитие педагогической техники;

— развитие умений эмоционально-волевой саморегуляции.

2 группа функций – функции по отношению к педагогическому коллективу

— сплочение педколлектива как коллектива единомышленников;

— выработка единой позиции, общих ценностей, традиций;

— организацию диагностики реальных учебных возможностей учащихся;

— контроль и анализ качества знаний, умений и навыков, воспитанности и развития школьников;

— выявление, обобщение, распространение внутришкольного педагогического опыта;

— стимулирование группового творчества и инициативы членов педагогического коллектива;

— приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, к целенаправленному созданию нового опыта своей школы.

3 группа функций – обеспечивает посредничество между школой и широкими системами.

— творчество осмысления социального заказа, новых нормативных актов и документов, доведение их смысла до сознания каждого педагога;

— внедрение достижений передового и педагогического, и новаторского педагогического опыта;

— внедрение и использование достижений психолого-педагогической науки, других научных дисциплин;

— распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного внутри данного коллектива.

Содержание методической работы учителя целесообразно определять через составные части профессионально-педагогической культуры:

  • Общекультурную составляющую

  • Воспитательную культуру

  • Дидактическую

  • Управленческую культуру

  • Профессионально-нравственную культуру и культуру общения

  • Методологическую и исследовательскую культуру

Способствует формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности, позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности учителя, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей.

Организация методической работы может существенно различаться в зависимости от типа школы, ее местоположения (городская или сельская), количества в ней учащихся и учителей.

Разнообразие форм методической работы определяется сложностью и многообразием стоящих перед ней целей, разнообразных конкретных условий, в которых находится школа.

Коллективная форма методической работы.

1.Семинары и практикумы: (один раз в полугодие, связь с ИУУ):

2.Научно-практическая конференция и педчтения.

3.Читательские и зрительские конференции.

4.Школа передового опыта группы наставников.

5.Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования.

6.Методические выставки, бюллетени, стенгазеты.

7.Методический уголок и кабинет в школе.

8.Ролевые игры, мозговые атаки, творческие микрогруппы, обучающий семинар на основе открытых уроков и внеурочных мероприятий.

9.Окрытые уроки и внеурочные мероприятия.

10.Педагогические советы (теоретические сообщения, опыт работы учителей, творческие отчеты).

11.Методические объединения. Организация взаимоконтроля и взаимопосещения. Выпуск рукописных журналов. Выступление учителей с обменом опыта на педсовете, методсовете. Оформление стендов. Из опыта «Эффективность урока».

Направленность работы методического объединения

— изучение вопросов теории преподавания предмета, овладение его научной методологией;

— ознакомление с новыми программами и учебниками, уяснение их особенностей и требований;

— изучение новых сложных программных тем с использованием дополнительного материала;

— углубленное изучение методики преподавания данного предмета;

— опережающее рассмотрение вопросов методики наиболее сложных разделов программ с демонстрацией открытых уроков;

— изучение положений дидактики теории воспитания, практического применения;

— изучение возрастных и педагогической психологии, психологических особенностей детей разных возрастных групп;

— информация о новых книгах по предмету, статьях, методических рекомендациях, статьях в педагогической печати по содержанию и методике учебно-воспитательной работе по предмету;

— изучение состояния знаний, умений, навыков;

— внеклассная и внешкольная работа с учащимися по предмету.

Формы методической работы

1.Работа над единой методической темой.

2.Предметные методические объединения.

3.Творческие объединения.

4.Микрогруппы учителей.

5.Теоретические, научно-практические конференции и педагогическое чтение.

6.Психолого-педагогические семинары.

7.Педагогические фестивали (открытые уроки, воспитательные мероприятия).

8.Читательские и зрительские конференции.

9.Школы передового опыта.

10.Групповое наставничество.

11.Шефство.

12.Создание в школе методических уголков и методических кабинетов, организация их деятельности.

13.Открытые уроки с их самоанализом и анализом.

14.Формы активных занятий.

15.Индивидуальное наставничество.

Работа руководителя методического объединения учителей начальных классов методическая разработка на тему

Протокол №1

заседания методического объединения

учителей начальных классов

от 31 августа 2016 г.

Всего членов методического объединения – 16.

Присутствуют – все.

Повестка дня

1. Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2015/2016 учебный год.

2. Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2016/2017 учебный год.

3. Рассмотрение и утверждение рабочих программ, календарно – тематических планов по предметам и внеурочной деятельности учителей начальных классов.

4. Контроль и учет знаний по предметам: русский язык, математика, литературное чтение (составление графика контрольных работ) на 2016-2017 учебный год.

5. Аттестация в 2016-2017 учебном году.

6. Краткий обзор новинок методической литературы.

По 1 вопросу выступила руководитель МО начальных классов Вакуленко Л.В., которая проанализировала работу МО за прошлый учебный год. Были отмечены положительные моменты работы методического объединения: активное участие педагогов и обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня. В выступлении освещены вопросы, над которыми работа велась недостаточно.

По 2 вопросу выступила руководитель МО начальных классов с 31.08.16, Новикова М.В. Педагоги были ознакомлены с планом работы МО на 2016/17 учебный год.

Решение: работу МО считать удовлетворительной, план работы на новый учебный год составить с учетом анализа за прошедший учебный год.

По 3 вопросу выступила заместитель директора по УВР Лазуренко М.П.

Она напомнила основные критерии составления, требования к оформлению рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности. Необходимо четко придерживаться выработанной структуры, конкретно ставить цели и задачи, раскрывать планируемые результаты, глубже продумывать систему контроля и оценки учебных достижений в соответствии с требованиями ФГОС.

Решение: считать рабочие программы педагогов соответствующими установленным критериям; для создания условий реализации ООП НОО в содержание курсов внеурочной деятельности шире включать проектную и исследовательскую деятельность.

По 4 вопросу выступила, заместитель директора по УВР Лазуренко М.П. Она ознакомила учителей с графиком контрольных работ по математике, русскому языку и литературному чтению на 2016/17 учебный год.

Далее были обсуждены следующие вопросы:

— аттестация педагогов

В 2016/17 учебном году будут проходить аттестацию Вакуленко Л.В., Михайлова О.В., Шалаева Н.В. учителя начальных классов. Им необходимо своевременно предоставить портфолио.

— учителя были ознакомлены с новинками методической литературы.

Решение:

— применять современные технологии в обучении, позволяющие достигать планируемых результатов освоения образовательных программ;

— развивать способы профессиональной деятельности и профессиональной компетентности по внедрению ФГОС.

Секретарь ____________ Михайлова О.В.

Протокол №2

заседания методического объединения

учителей начальных классов

от 30 сентября 2016 г.

Всего членов методического объединения – 16 чел.

Присутствуют – все.

Повестка дня.

1. Результаты самоанализа соответствия педагога требованиям профессионального стандарта.

2. О соблюдении единого орфографического режима при оформлении школьной и ученической документации.

3. Итоги проведения входных контрольных работ по русскому языку и математике.

4. О результатах изучения готовности первоклассников к обучению в школе (мониторинг)

5. Корректировка и утверждение тем самообразования учителей.

6. Итоги проверки готовности кабинетов к новому учебному году.

7. Обеспечение учебниками учащихся начальной школы на 2016-2017 г.

8. Оформление личных дел учащихся 1-х классов.

По 1 вопросу выступила, руководитель МО Новикова М.В. Она осветила результаты анкетирования по профессиональному стандарту учителей начальных классов. По результатам анкетирования обозначились затруднения, в категории «владею частично» такие вопросы, как: разрабатывать и применять современные педагогические технологии; основы психодидактики, коррекционно – развивающая работа, обсудили пути их решения.

Решение: принять к сведению информацию, проходить курсы повышения квалификации по наиболее трудным вопросам анкетирования, заниматься самообразованием (анкета прилагается), создать творческую группу в помощь по решению затруднений.

По 2 вопросу выступила заместитель директора по УВР Лазуренко М.П., которая проинструктировала учителей о ведении школьной документации, личных дел учащихся и организации работы в электронном журнале и дневнике. Она напомнила единые орфографические требования при оформлении школьной и ученической документации и подчеркнула необходимость их выполнения.

По 4 вопросу выступила заместитель директора по УВР Лазуренко М.П. .

Поступление в школу является для ребенка важным испытанием его способности к адаптации. Для успешного вхождения в школьную жизнь ребёнку необходимо иметь соответствующий уровень зрелости в физиологическом, личностном и социальном отношении. Без получения объективной и надежной информации об уровне готовности первоклассников к школьному обучению невозможно оценить динамику образовательных достижений учащихся начальной школы, а, следовательно, оценить эффективность работы учителей начальной школы и принимать обоснованные решения, связанные с обеспечением качества начального образования. Это определяет актуальность и практическую значимость проводимой работы (мониторинга).

Также были обсуждены вопросы:

— итоги проведения входных контрольных работ по русскому языку и математике (справка прилагается)

— корректировка и утверждение тем самообразования учителей (перечень прилагается)

— итоги проверки готовности кабинетов к новому учебному году

— обеспечение учебниками учащихся начальной школы на 2016-2017 г.

— оформление личных дел учащихся 1-х классов.

Решение:

— вести систематическую работу по заполнению электронного журнала и дневников учащихся,

— внести коррективы в планы профессионального развития в соответствии с методическими темами;

— информацию об итогах входных контрольных работ, проверки готовности учебных кабинетов к новому учебному году, обеспеченности учебниками учащихся начальной школы на 2016/17 учебный год принять к сведению.

Секретарь ____________ Михайлова О.В.

Протокол №3

заседания методического объединения

учителей начальных классов

от 31 октября 2016г.

Всего членов методического объединения – 16.

Присутствуют: все

Повестка дня.

1. Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе.

2. Составление реестра затруднений.

3. Анализ психологической готовности первоклассников к обучению в школе. Результаты адаптации первоклассников.

4. Итоги школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

4. Анализ итогов Ι четверти. Итоговые административные контрольные работы за первую четверть во 2-4 классах.

По 1 вопросу выступила, учитель начальных классов Лазуренко М.П. Она поделилась опытом использования системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников, а в частности: проектирование урока, структура, цели, типы.

По 2 вопросу выступила руководитель МО Новикова М.В. составлению реестра затруднений.

Решение: составить реестры затруднений по работе с детьми группы риска и класса в целом по итогам мониторингов

По 3 вопросу выступила педагог-психолог Леденева О.Ю. Она рассказала о психологической готовности первоклассников к обучению в школе и познакомила учителей с результатами адаптации первоклассников. Дала рекомендации по использованию данных результатов в работе с классом.

По 3 вопросу выступила руководитель МО Новикова М.В. о подведении итогов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (справка и протоколы прилагаются)

Решение: принять к сведению рекомендации, организовать работу по их выполнению.

По 4 вопросу выступила заместитель директора по УВР Лазуренко М.П. Она познакомила с результатами административных контрольных работ за 1 четверть во 2 – 4 классах и итогами 1 четверти. (справка прилагается)

Также были обсуждены вопросы:

  • Критерии оценивания личностных и метапредметных результатов
  • Портфель достижений обучающихся класса
  • Открытые уроки аттестующийся учителей:

Вакуленко Л.В. урок литературного чтения «Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»».

Михайлова О.В. урок окружающего мира «Многогранный мир чувств»

Решение:

— информацию выступающих принять к сведению;

— учителям начальных классов регулярно отслеживать достижения учащихся с целью

повышения качества образовательного процесса;

— вести систематическую работу со слабоуспевающими учащимися и индивидуальную работу

с детьми с целью повышения качества успеваемости;

— продумать организацию работы над ошибками в учебном процессе;

— использовать современные педагогические технологии на уроках.

Секретарь ____________ Михайлова О.В.

Протокол №4

заседания методического объединения

учителей начальных классов

от 29 декабря 2016г.

Всего членов методического объединения – 16.

Присутствуют: все

Повестка дня.

1. Планируемые предметные результаты начального общего образования по предметам.

2. Реестр затруднений. Работа со слабоуспевающими детьми (из опыта работы)

3. Формы внеурочной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность.

4. Итоги успеваемости в I полугодии. Анализ итоговых контрольных работ за

1 полугодие. Итоги мониторинга качества знаний, умений и навыков, техники чтения за 1 полугодие.

5. Анализ работы МО за 1 полугодие.

По 1 вопросу выступила заместитель директора по УВР Лазуренко М.П. Она отметила, что планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении; учитываются при создании основной образовательной программы начального общего образования и являются основой для анализа (разработки) рабочих программ учебных предметов. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО) планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников (выступление прилагается)

По 2 вопросу выступила, учитель начальных классов Давлетова Н.М. Нурия Мударисовна поделилась опытом работы со слабоуспевающими детьми, привела практические примеры своей работы (выступление прилагается)

По 3 вопросу о внеурочной деятельности школьников выступила учитель начальных классов Зимина Наталья Михайловна. Она говорила о том, что организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей. Внеурочная деятельность позволяет решить ряд значимых задач, дети с удовольствием окунулись в процесс творчества, поиска и созидания.

С результатами административных контрольных работ за 1 полугодие во 2 – 4 классах познакомила заместитель директора по УВР Лазуренко М.П. Марина Павловна дала сравнительный анализ успеваемости за 1 и 2 четверть в начальной школе (справка прилагается).

В заключение выступила руководитель методического объединения Новикова М.В. проанализировав работу МО за 1 полугодии, отметив положительные стороны и направления, на которые необходимо обратить внимание.

Решение:

  • принять к сведению информацию выступающих педагогов;
  • активнее осваивать новые образовательные технологии и использовать их при подготовке и проведении уроков, занятий по внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий;
  • признать организацию внеурочной деятельности в начальной школе на достаточно хорошем уровне.

Секретарь ____________ Михайлова О.В.

Протокол №5

заседания методического объединения

учителей начальных классов

от 10 января 2017г.

Всего членов методического объединения – 16.

Присутствуют: все

Повестка дня.

  1. Современный урок в начальной школе.
  2. Деятельностный подход на уроках как основа ФГОС в начальной школе.
  3. Из опыта работы…Метод проектов во внеурочной деятельности.
  4. Составление карты личностно – профессионального роста педагога.

По 1 вопросу выступила, учитель начальных классов Лужанская Людмила Петровна. Она рассказала о современном уроке, методах и формах работы.

По 2 вопросу выступила, учитель начальных классов Михайлова Ольга Вячеславовна. Деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, формировать у учеников универсальные учебные действия. Работая по Образовательной системе «Школа 2100» и ведя кружковую работу я убедилась, что деятельностный метод обучения лежит не только в основе учебной деятельности, но и особую роль играет во внеурочной деятельности.

О методе проектов во внеурочной деятельности рассказала учитель начальных классов Шалаева Нина Васильевна. Школа после уроков подобна творческой лаборатории – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор. Свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Нина Васильевна поделилась опытом работы, ученица 3 в класса, Кочеткова София стала победителем институционального этапа научно – практической конференции «Старт в науку» с проектной работой на тему: «Мультфильмы в жизни моей семьи»

По 5 вопросу выступила руководитель МО Новикова М.В. Она предложила на обсуждение карту профессионального роста педагогов, коллеги активно участвовали в обсуждении данного вопроса и приняли решение по заполнению данной карты.

Решение:

  • информацию выступающих принять к сведению;
  • принять к сведению применение игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности, которые помогают осуществлять системно-деятельностный подход в обучении согласно требованиям ФГОС.
  • вести систематическую работу по профессиональному росту, результаты вносить в карту.

Секретарь ____________ Михайлова О.В.

Протокол №6

заседания методического объединения

учителей начальных классов

от 28 февраля 2017г.

Всего членов методического объединения – 16.

Присутствуют: все

Повестка дня.

1.Инновационный подход к организации контрольно – оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС

2.Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий.

3. Здоровье сберегающие технологии на уроках и во внеурочной работе в начальной школе

По 1 вопросу выступила, учитель начальных классов Агуреева Марина Николаевна. Она уточнила, что контрольно – оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной учебной дисциплины, раскрыла аспекты системы оценивания в условиях реализации ФГОС.

По 2 вопросу выступила, учитель начальных классов Новикова М.В. Она рассказала об одном из важных средств формирования и развития универсальных учебных действий — об информационных коммуникационных технологиях (ИКТ). Педагог отметила то, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной школе. Поэтому для повышения качества образования необходимо внедрение в учебный процесс таких образовательных технологий, как формирующее оценивание, дифференцированное обучение, поддержка лучших практик интеграции ИКТ в обучение и улучшение освоения учащимися учебного материала. Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход, и одной из целей применения ИКТ на уроке является организация самостоятельной деятельности ученика, умение анализировать материал, делать обобщения, умение получать необходимые знания.

По 3 вопросу выступила Гирон Ирина Владимировна. Она поделилась опытом работы по данной теме – это обеспечение психического здоровья учащихся, достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

Решение:

  • информацию выступающих принять к сведению;
  • применять систему контрольно – оценочной деятельности в учебной деятельности и при формировании портфолио ученика, портфеля достижений класса;
  • вести работу по здоровьюсбережению

Секретарь ____________ Михайлова О.В.

Протокол № 7

заседания методического объединения

учителей начальных классов

от 24 марта 2017г.

Всего членов методического объединения – 16

Присутствовали все

Повестка дня.

1. Компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования.

2. Актуальные вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзии.

3. Развитие связной речи младшего школьника через обучение составлению рассказов по картине.

По 1 вопросу выступила учитель- логопед Богданова Евгения Леонидовна. Она подробно раскрыла понятие «Компетентностный подход» классификацию компетенций. Важнейшей задачей учителя в школе является воспитание гражданина. Необходима целостная система работы на уроках, в воспитательной и учебно-исследовательской деятельности, рассчитанная на поэтапное формирование необходимых знаний, качеств личности, развитие необходимых навыков и умений, компетентностный подход в освоении важнейших гражданских ролей личности.

По 2 выступила Пешкова Марина Анатольевна. Она поделилась опытом по составлению индивидуального маршрута обучения для детей с ОВЗ.

По 3 вопросу выступила Вакуленко Лариса Викторовна, учитель – логопед и учитель начальных классов. Актуальность проблемы речевого здоровья детей за многие годы значительно возросла. Развитие речи базируется на четырех процессах: внимании, восприятии, памяти и мышлении. Сформированность этих процессов является первичной базой для развития речи, а их несформированность приводит к речевым нарушениям. Формирование правильной речи приобретает особое значение, так как от уровня речевого развития зависит готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения.

Решение:

  • информацию выступающих принять к сведению;
  • педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, поработать над анализом индивидуальных маршрутов;
  • начать диагностику готовности к школе будущих первоклассников.

Секретарь ____________ Михайлова О.В.

Протокол №8

заседания методического объединения

учителей начальных классов

от 15 мая 2017г.

Всего членов методического объединения – 16.

Присутствовали все

Повестка дня.

  1. Индивидуальный план развития педагога.
  2. Итоги учебно-воспитательной работы за IV учебную четверть.
  3. Анализ успеваемости обучающихся начальной школы за год.
  4. Итоги мониторинга уровня сформированности УУД младших школьников 1и 4 классов.
  5. Выполнение учебных программ.
  6. Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2016/2017 учебный год.
  7. Аттестация педагогов в 2017/2018 учебном году
  8. Обсуждение плана работы и задач МО на 2017/2018 учебный год.

С краткими презентациями о реализации в 2016/2017 учебном году индивидуального плана развития выступали учителя начальных классов.

По 2, 3, 4, 5, вопросам выступила заместитель директора по УВР Лазуренко М.П. Она проанализировала итоги выполнения контрольных работ по русскому языку, литературному чтению и математике за 2016/2017 учебный год обучающимися 1 – 4 классов, ознакомила с итогами мониторинга уровня сформированности УУД младших школьников (1 и 4 кл.) и выполнением учебных программ.

По 6, 7 и 8 вопросам выступила руководитель МО начальных классов Новикова М.В., которая проанализировала работу МО за 2016/2017 учебный год. Были отмечены положительные моменты работы методического объединения: активное участие педагогов и обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня. В выступлении освещены вопросы, над которыми работа велась недостаточно. Педагоги обсудили предложенный план работы МО 2016/2017 учебный год, высказали свои дополнения. А так же наметили план по формированию портфолио аттестующийся учителей (Новиковой М.В., Гирон И.В.)

Решение:

  • составить индивидуальный план развития педагога с учетом его реализации в текущем учебном году;
  • активнее осваивать новые образовательные технологии и использовать их при подготовке и проведении уроков, занятий по внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий;
  • организовать работу по отработке программного материала и восполнению выявленных пробелов соответственно данным рекомендациям;
  • работу МО считать удовлетворительной, план работы на новый учебный год составить с учетом анализа за прошедший год и предложенных мероприятий.

Секретарь ____________ Михайлова О.В.

Анализ и план работы МО учителей начальных классов материал на тему

ПЛАН РАБОТЫ

методического объединения

учителей начальных классов

на 2016 – 2017 учебный год

План работы методического объединения учителей начальных классов на 2016/2017 учебный год

Цель методической работы: создание условий для профессионально-личностного роста педагога как одного из основных условий обеспечения качества образования.

Задачи методической работы:

  1. Способствовать обеспечению внедрения современных образовательных технологий как значимого компонента содержания образования.
  2. Создать условия для повышения уровня квалификации педагога.
  3. Акцентировать внимание на повышении уровня самообразования каждого учителя.
  4. Способствовать выявлению, изучению ценного передового педагогического опыта и его распространения.
  5. Обеспечить методическое сопровождение функционирующих программ и проектов.
  6. Продолжить изучение нормативной базы ФГОС НОО.
  7. Совершенствовать систему внеурочной работы через обогащение содержания, форм и методов внеурочной деятельности, направленных на активизацию жизнедеятельности всех участников образовательного процесса, культурных центров, организаций дополнительного образования.

Методическая тема, функции, направления и формы работы ШМО учителей начальных классов

Методическая тема:

«Развитие профессиональной компетентности и творческого потенциала педагога в процессе личностно-ориентированного обучения и воспитания младшего школьника в рамках реализации ФГОС НОО».

Основные функции ШМО:

  1. Оказание педагогической помощи педагогам.
  2. Поддержка педагогической инициативы инновационных процессов.
  3. Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.
  4. Ознакомление с анализом состояния преподавания предмета по итогам внутришкольного контроля.
  5. Взаимопосещение уроков по определённой тематике с последующим анализом и самоанализом достигнутых результатов.
  6. Организация открытых уроков по определённой тематике с целью обмена опытом.
  7. Ознакомление с методическими разработками по предметам, анализ методики преподавания.
  8. Изучение актуального педагогического опыта.
  9. Отчёты о профессиональном образовании, работа педагогов по повышению квалификации.
  10. Организация и проведение предметных недель.
  11. Укрепление материально-технической базы и приведение средств обучения, в том числе учебно-наглядных пособий по предметам, к соответствию современным требованиям к образованию.

Основные направления методической работы:

  1. Совершенствование и обогащение знаний педагогов ( знаний, различных по содержанию: предметных, частно-методических, дидактических, воспитательных, психологических, общекультурных).
  2. Развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций, убеждений учителей, адекватных задачам развития школы.
  3. Развитие современного стиля педагогического мышления учителя (таких его черт, как системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность) и его готовность профессиональному самосовершенствованию, работе над собой.

Основные формы методической работы:

  • Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
  • Круглые столы, проблемные семинары, педагогические мастерские, мастер-классы, презентация опыта.
  • Заседания методического объединения.
  • Проведение педагогических экспериментов по проблеме методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс.
  • Индивидуальные консультации с учителями-предметниками, руководителем ШМО.
  • Доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии. Целевые и взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов.

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

на 2016-2017 учебный год

Ответственные

Дата проведения

Заседание № 1 (август)

Тема: «Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2016– 2017 учебный год»

  1. Анализ работы МО учителей начальных классов за 2015-2016 год, утверждение плана работы МО на новый учебный год.
  2. Рассмотрение календарно – тематических планов по предметам, учебных программ и программно-методического обеспечения в соответствии с учебным планом и ФГОС НОО.
  3. Уточнение тем по самообразованию.
  4. Обсуждение и утверждение плана работы МО на новый 2016-2017 учебный год.
  5. Планирование открытых уроков, выступлений, докладов.

Руководитель МО

Учителя начальных классов

Текущая работа (сентябрь – октябрь)

  1. Вводный контроль по русскому языку и математике во 2 — 4 классах.

Цель: проверить уровень УУД учащихся 2-4 классов после летних каникул и прочность усвоения программного материала в сравнении с предыдущими годами.

  1. Взаимопроверка тетрадей по русскому языку 2-4 классов с целью выполнения орфографического режима, соблюдения норм оценок, объема работы, дозировки классной и домашней работы, организации дифференцированной работы на уроках.
  2. Составление контрольных работ по предметам за 1 четверть.
  3. Состояние адаптивности обучающихся 1 класса.
  4. Подготовка участников к проведению конкурса по языкознанию «Русский медвежонок».

Цель: выявление способностей учащихся по русскому языку с целью дальнейшего развития их познавательного потенциала.

  1. Взаимопосещение уроков по проблеме формирования у школьников основных УУД.

Цель: изучить и распространить опыт учителей по проблеме формирования у школьников УУД.

Руководитель МО

Учителя начальных классов

Учителя начальных классов

Заседание № 2 (ноябрь)

Тема: «Современный урок в соответствии с ФГОС НОО — индивидуальная стратегия профессионального роста»

  1. Современные образовательные технологии в учебно — воспитательном процессе.
  1. Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся.
  1. Личностная компетентность школьника и методы её оценивания.

Текущая работа (ноябрь – декабрь)

  1. Корректировка контрольных работ по предметам за первое полугодие.
  2. Взаимопроверка тетрадей по математике у учащихся 1-4 классов с целью выполнения орфографического режима, правильностью выставления оценки, объема работы, дозировки классной и домашней работы, организации дифференцированной работы на уроках.
  3. Итоги контрольных работ. Выводы и предложения.
  4. Анализ проверки техники чтения и принятие рекомендаций по её улучшению.

Учителя начальных классов

Учителя начальных классов

Заседание № 3 (декабрь)

Тема: «Использование информационных технологий в начальных классах — как одно из условий повышения качества образования»

  1. Использование информационных технологий в целях интенсификации образовательного процесса.
  1. Использование информационных технологий в образовательном процессе.
  1. Формы использования информационных технологий в процессе изучения учебных предметов.

Текущая работа (январь — февраль)

  1. Проверка ведения и оформления ученических дневников во 2-4 классах
  2. Проверка техники чтения.
  3. Взаимопроверка контрольных тетрадей по русскому языку и математике во 2 – 4 классах.

Заседание № 4 (март)

Тема: Инновационный подход к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.

  1. Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности.
  1. Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС.
  1. Этапы формирования действий контроля и оценки в начальной школе.

Текущая работа (март – май)

Проведение недели начальных классов

  • проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий
  • проведение олимпиады по математике, русскому языку, окружающему миру 2-4 класс

Цель: выявление мотивированных учащихся с целью дальнейшего развития их потенциала

  • конкурс рисунков
  • праздник «Конкурс чтецов».
  • Защита проектных работ младших школьников

Цель: развитие интереса учащихся к интеллектуальной творческой деятельности; навыков научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и критически мыслить, использовать полученные знания на практике.

  1. Корректировка контрольных работ, итоговых комплексных работ по предметам за второе полугодие для 1 – 4 классов
  2. Участие школьников 2-4 классов в математическом конкурсе «Кенгуру»

Цель: выявление способностей учащихся по математике с целью дальнейшего развития их познавательного потенциала.

Учителя начальных классов

Заседание № 5 (май)

«Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного процесса».

  1. Индивидуальная методическая работа учителя (отчет по самообразованию).
  2. Анализ итоговых контрольных работ по предметам, техники чтения за год. Анализ итоговых контрольных работ за курс начальной школы.
  3. Итоги комплексной работы младших школьников (по классам).
  4. Выполнение учебных программ.
  5. Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год.
  1. Обсуждение плана работы и задач МО на 2017-2018 учебный год.
  2. Обеспечение УМК на новый учебный год.
  3. Родительское собрание будущих 1-ов.

Руководитель МО

Учителя начальных классов

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2015- 2016 г.

В 2015-2016 учебном году методическое объединение учителей начальных классов работало над темой: «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующую цель:

Обеспечить освоение и использование наиболее эффективных приемов, методов обучения и воспитания младших школьников на основе личностно-ориентированного обучения через освоение и внедрение современных педагогических технологий, учитывающих индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении младших школьников. Задачи работы МО:

  • Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере
  • Обеспечение образования учителей через систему повышения квалификации по изучению стандартов II поколения в начальной школе
  • Освоение современных образовательных технологий, ориентированных на компетентностное развитие личности обучающихся
  • Продолжение работы по реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании; формирование у учащихся потребности в самоконтроле и самооценке

Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального и морально-физического развития одаренных учащихся. Повысить уровень подготовки и участия одаренных детей в олимпиадах и творческих конкурсах вне школы.

По итогам 2015-2016 учебного года по всем учебным предметам государственная программа (практическая и теоретическая части) выполнена полностью.

Учителя начальных классов тщательно проанализировали результаты своей педагогической деятельности, выявили положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на уровень преподавания, несмотря на усилия работающих учителей, остаются некоторые проблемы: научность, аргументированность, логичность речи учителя при защите урока; необходимо повысить уровень качества обученности при помощи составления индивидуальных программ, отслеживания роста ученика при помощи мониторинга.

Анализ работы начальной школы показывает, что, в целом, поставленные задачи решены, чему, безусловно, способствовала четкая, слаженная работа всего методического объединения учителей начальных классов, педагогического коллектива школы.

Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы.

Начальная школа обязана научить осознанному чтению, письму, счёту, правильной и полноценной речи, привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

В 2015-2016 учебном году методическое объединение учителей начальных классов работало по теме: «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Цель: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в условиях личностно-ориентированного обучения.

Были поставлены следующие задачи:

— повышать профессиональную квалификацию учителей;

  • проектировать образовательное содержание, направленное на формирование у младших школьников системы ключевых компетенций;
  • внедрять в учебный процесс современные учебно- методические и дидактические материалы, автоматизированные системы обучения, системы информационного обеспечения занятий;
  • освоить технологию создания компетентностно- ориентированных заданий;
  • внедрить в процесс обучения мониторинг процесса формирования ключевых компетенций младшего школьника;
  • совершенствовать формы работы с одарёнными учащимися;
  • осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся.

Ожидаемые результаты работы:

— рост качества знаний обучающихся; овладение учителями МО системой преподавания предметов в сответствии с ФГОС

— создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.

Задачи, поставленные в 2015-2016 учебном году, решал педагогический коллектив в составе 5 учителей начальных классов. Из них имеют:

Высшее педагогическое образование

2 чел.

40%

Средне-специальное педагогическое образование

3 чел.

60%

Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентиронного обучения, требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования. Коллектив начальных классов постоянно повышает уровень профессионального мастерства, проходя аттестацию на квалификационную категорию. На конец 2015 – 2016 учебного года имеют:

Высшую квалификационную категорию

2 чел.

40%

Первую квалификационную категорию

3 чел.

60%

Вторую квалификационную категорию

0%

Учителя не только повышали свой профессиональный уровень, но и делились, обменивались приобретённым опытом со своими коллегами. По традиции в начальных классах проводились открытые уроки. Бунина Е.А.. провела открытый урок по окружающему миру во 2 классе «Что, где, когда?», Хитеева Н.И. по математике в 3 классе «Геометрические фигуры», Сорокина Н. М. «Почему воду надо беречь» по окружающему миру в 4 классе, Макаева Е.Н. провела открытый урок по математике в 1 классе «Состав числа 10».

Дальнейшее внедрение и освоение эффективных элементов современных педагогических технологий преподавания предметов, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к деятельности учащихся.

В 1 — 4 классах обучение проводилось по комплекту «Перспективная начальная школа»

Комплект «Перспективная начальная школа» для 4-летней начальной школы включает комплекты по следующим учебным предметам:

— Обучение грамоте

— Азбука. Авторы Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков

— Русский язык. Авторы М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова

— Литературное чтение. Автор Н.А.Чуракова

— Математика. Автор А.Л.Чекин

— Окружающий мир. Авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова

— Технология Авторы Т.М.Рогозина, А.А.Гринева, И.Б.Мылова

— Информатика. Автор Е.П.Бененсон, А.Г.Паутова

Была отмечена большая работа администрации и педагогов по внедрению в практику работы элементов здоровьесберегающих технологий: доброжелательность, создание атмосферы успешности, забота школы не только о знаниях по предмету, но и о психологическом состоянии ученика, творческий подход к проведению уроков.

Решая задачу повышения качества образования через внедрение современных образовательных технологий, в 2015 – 2016 учебном году коллективом учителей начальных классов применялись следующие педагогические технологии:

— дифференцированное обучение (Хитеева Н. И.., Мишустина С.В., Сорокина Н.М., Макаева Е.Н., Бунина Е.А.)

— здоровьесберегающие технологии (элементы, все учителя начальных классов)

— игровые технологии (всеми учителями)

— технология безотметочного обучения (Макаева Е.Н.)

В соответствии с Законом «Об образовании» одним из приоритетных направлений деятельности школы является обеспечение комплексных мер по охране здоровья детей, поиск резервов по оздоровлению детей внутри учебного учреждения. Состояние здоровья ребёнка – важное условие успешного усвоения школьных программ по общеобразовательной подготовке. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами – планирует свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Осознание педагогов взаимосвязи между состоянием здоровья и качеством образования школьников проявляется в активных действиях:

— проводятся уроки здоровья и беседы в 1-4-х классах по формированию у школьников ориентации на здоровый образ жизни как ведущую ценность;

— проводятся внеклассные мероприятия, традиционный «День здоровья».

Вместе с тем не все учителя в полной мере следуют принципам здоровьесберегающей педагогики. Это выражается в несоблюдении норм дозирования домашних заданий, несвоевременном проведении физминуток и динамических пауз на уроках. Хотя эти недостатки носят частичный характер, необходимо в следующем учебном году продолжить работу по их устранению.

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно–воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методическим наук, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

План взаимопосещений на 2015-2016 учебный год, в 1 классе определяется необходимостью изучения процесса адаптации детей к школе, в 4 классе – итогам обучения на начальной степени образования и готовности к обучению в среднем звене.

Результаты контроля процесса адаптации учащихся 1 класса к школе показали позитивную динамику сокращения адаптационного периода первоклассников, быстрое включение в практику работы новых технологий обучения.

Главный показатель творческой работы педагогов – достаточные знания обучающихся.

В целях установления соответствия знаний учащихся требованиям программы по основным предметам (русский язык, математика, литературное чтение) проведены административные контрольные работы.

Сводный анализ затруднений выполнения итоговой контрольной работы 1 класс

по математике:

Приступили к выполнению заданий 10 чел -100 %

Справились с выполнением заданий базового уровня 10 чел.- 100 %

Не справились с выполнением заданий базового уровня 0 — чел. 0 %

Приступили к выполнению заданий повышенного уровня 10 чел. -100 %

Справились с выполнением заданий повышенного уровня 4 чел. -40 %

Не справились с выполнением заданий повышенного уровня 6 чел.- 60 %

по русскому языку :

Приступили к выполнению заданий 10 чел 100 %

Справились с выполнением заданий 10 чел. 100 %

Не справились с выполнением заданий — чел. 0 %

Математика

Русский язык

Кол-во

%

Кол-во

%

Выполняли работу

100%

100%

Справились

100%

100%

Качество

40%

40%

Показатели успешности выполнения итоговой контрольной работы 2 класс

Не освоили базовый уровень программы 0 чел. — 0%

Освоили базовый уровень программы 9 чел.- 100%

Освоили базовый и повышенный уровень программы 7 чел — 77 %

1 класс 2014-2015г

2 класс 2015-2016г

Кол-во

%

Кол-во

%

Выполняли работу

91%

100%

Справились

90%

100%

Качество

40%

77%

Качество знаний учащихся во втором классе увеличилось, по сравнению с результатами прошлого года.

Показатели успешности выполнения итоговой комплексной работы 3 класс

2 класс

3 класс

Кол-во

%

Кол-во

%

Выполняли работу

100%

100%

Справились

100%

100%

Качество

56%

62%

В третьем классе также наблюдается повышение качества знаний по результатам выполнения комплексной контрольной работы.

Показатели успешности выполнения итоговой контрольнойной работы 4 класс

В выпускном классе отмечено незначительное понижение качества выполненных работ по сравнению с 2013- 2014 учебным годом, но достаточно высокое по сравнению с 2012-2013 учебным годом.

Вывод:

Учителям начальных классов следует обратить внимание в следующем учебном году на организацию систематического повторения, на ликвидацию тех пробелов, которые были обнаружены при выполнении проверочных работ, на основе индивидуального, дифференцированного подхода к усвоению учащимися программного материала, шире внедрять формы и методы развивающего обучения.

Административная проверка норм техники чтения показала достаточно хороший уровень:

Отмечено значительное повышение роста темпа чтения по сравнению с 2013-2014 учебным годом. Увеличилось количество детей читающих выше нормы за счёт детей читающих норму, значительно уменшилось количество читающих ниже нормы, но всё же учителям необходимо уделять большее внимание на индивидуальную работу по формированию и развитию осознанного, плавного, слогового чтения.

Вывод:

В следующем учебном году необходимо продолжить работу, направленную на развитие правильности чтения. По итогам годовых административных контрольных работ в классах выделена группа детей с низким качеством знаний, умений и навыков. Одной из причин является наличие в классах группы учащихся с нарушениями речевого развития, соматически ослабленных, с нарушениями памяти, внимания, которым требуется дополнительная помощь логопеда и психолога по коррекции.

Работая с этими учащимися, учителя использовали в своей работе не только индивидуальный подход на уроках, но и другие формы работы: организовали индивидуальные занятия во внеурочное время, осуществляли совместную работу с родителями, объясняли, как нужно строить работу с детьми дома, как заниматься с ребёнком выполнением домашней работы, домашним чтением.

Изменения произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие,– перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, — повлекли за собой и необходимость изменения системы оценивания. На основании Письма МО РФ от 25.09.2000 № 2021/ 11 – 13 «Об организации обучения в 1-м классе 4-летней начальной школы» учащиеся 1 класса аттестуются без выставления текущих, четвертных и годовых отметок.

В начальной школе на конец года обучались 39 учащихся. Аттестовались 2 – 4 классы,

27 учащихся.

Результаты контроля итогов обучения на начальной ступени образования показывают следующее качество образовательной подготовки учащихся 2 – 4 классов:

Динамика качества обучения выпускных классов:

Вывод: во 2 классе наблюдается заметное повышение качества знаний, а в 3 классе незначительное понижение, в связи с этим учителям необходимо обратить внимание на повышение и стабилизацию качества знаний учащихся через освоение и внедрение новых современных технологий обучения.

Учебный план в 1 – 4-х классах пройден по всем предметам, сданные классные журналы и личные дела учащихся находятся в полном порядке. Качество ведения классных журналов за последний год значительно повысилось. Вся документация ведётся учителями на высоком эстетическом уровне, что говорит о серьёзном отношении к работе.

Учащиеся начальной школы принимали активное участие во всероссийских конкурсах «Кенгуру» и «Медвежонок», также в районных конкурсах.

Ф.И.О. учащегося

Класс

Конкурс

Место в районе

Новикова Полина

«Районная выставка детского творчества»

Гарнова Кристина

«Районная выставка детского творчества»

Тироус Юлия

«Медвежонок»

Курасова Валерия

«Районная выставка детского творчества»

Тироус Юлия

«Районная выставка детского творчества»

Вывод:

Таким образом, анализ работы методического объединения начальных классов школы за 2015 – 2016 учебный год показал, что основная задача повышения качества образования через внедрение современных педагогических технологий выполнена. Продолжить работу над темами по самообразованию, над социальным паспортом класса, индивидуальными картами развития учащихся, по усовершенствованию учебно-воспитательной работы.

В 2016 -2017 учебном году будет продолжена работа по теме «Повышение качества учебно-воспитательного процесса через внедрение современных педагогических технологий».

Коллектив начальных классов ставит перед собой следующие задачи:

— освоение и внедрение новых современных технологий;

— повышение и стабилизация уровня качества обученности учащихся;

— формирование здоровьесберегающей среды, обеспечивающей оптимальной сочетание доступности, качества и эффективности образования.

сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения

— управление процессом развития личности,

— создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности,побуждающей интерес учащихся к качественной учёбе и реализации своих способностей

— формирование индивидуального и коллективного творчества, коммуникативных навыков,

— научение социальным навыкам;

— адаптация к социуму.

— активное участие классов в воспитательной системе школы в качестве ее компонента:

— создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей.

— содействие защите прав, достоинства и интересов детей.

— способствование развитию у детей и подростков осознания себя гражданином России, формированию

основ гражданской, социальной и правовой культуры.

— создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.

— учить ребят умению руководить и подчиняться. Быть требовательным, объективным, самостоятельным.

— способствовать воспитанию чувства ответственности и коллективизма.

— вырабатывать правильное отношение к критике.

— создавать условия для проявления способностей каждого ученика.

Цели и задачи работы ШМО учителей начальных классов на 2015-16 учебный год материал на тему

Профессиональный девиз: «Дари себя детям! Каждое

общение ребёнка со своим педагогом должно

вселять в него радость и оптимизм»

Ш. А. Амонашвили

Методическая тема школ Марксовского района

«Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг».

Цель:

  • Повышение качества образования через совершенствование методического и профессионального мастерства учителя для качественной реализации ФГОС НОО учителями начальной школы в образовательных учреждениях.

Тема работы ШМО начальных классов на 2015-2016 уч. Год

«Повышение компетенций учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС»

Цель:

  • Совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС путем использования в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий.

Задачи:

  • Работать над повышением эффективности и качества образования в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения.
  • Продолжить работу по диагностике, позволяющей отслеживать динамику развития школьников, фиксировать уровень обученности на каждом этапе школьного обучения.
  • Усилить работу с учащимися проявляющими интерес к познавательной и творческой деятельности. Продолжить работу над проектно-исследовательской деятельностью младших школьников.
  • Организовать работу по обмену опытом УМК «Планета знаний».

Ожидаемые результаты:

  • Рост качества знаний учащихся;
  • Создание условий в процессе обучения для формирования у учащихся ключевых компетентностей, УУД.

Формы работы МО:

  • Целевые и взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов.
  • Открытые уроки
  • Доклады и сообщения из опыта работы в сочетании с практическим их показом.
  • Разработка рекомендаций, инструкций, наглядных пособий.
  • Участие в семинарах, конференциях и конкурсах, творческих лабораториях.
  • Организация предметных олимпиад.
  • Работа с одаренными детьми.
  • Работа со слабоуспевающими детьми.
  • Повышение квалификации педагогов на курсах САРИПКРО.
  • Прохождение аттестации педагогических кадров.

Межсекционная работа

  1. Проведение открытых уроков.
  2. Проведение школьных олимпиад по математике, русскому языку и окружающему миру, литературному чтению.
  3. Работа учителей над темами по самообразованию.
  4. Изучение нормативных документов, новинок методической литературы, изучение документов по аттестации.
  5. Работа по преемственности начального звена и средних классов.
  6. Научно-исследовательская работа во внеурочное время.
  7. Кружковая работа с одаренными детьми.
  8. Работа со слабоуспевающими детьми.
  9. Проведение конкурсов направленных на развитие творческих способностей детей.

Направления работы МО:

1. Аналитическая деятельность:

  • Анализ методической деятельности за 2014-2015 учебный год и планирование на 2015-2016 учебный год.
  • Анализ посещения открытых уроков.
  • Изучение направлений деятельности педагогов (темы самообразования).
  • Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.

2. Информационная деятельность:

  • Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
  • Продолжение знакомства с ФГОС начального общего образования.

3. Организация методической деятельности:

  • Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в период перехода на ФГОС, подготовки к аттестации.

4. Консультативная деятельность:

  • Консультирование педагогов по вопросам тематического планирования.
  • Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
  • Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.

Положение ШМО учителей начальных классов МОУ Покровской СОШ материал по теме

Документация методического объединения учителей начальных классов:

Для достижения оптимальных результатов работы МО должны быть следующие документы:

1. Приказ об открытии МО и назначении руководителя.
2. Положение о методическом объединении.

3. Банк данных о членах МО. Кадровый состав и характеристика кадров.

4. Анализ работы методического объединения за прошедший учебный год.
5. Тема методической работы, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год.
6. Планы работы МО на текущий учебный год

7. Темы по самообразованию учителей начальных классов.

8. Перспективный план повышения квалификации и аттестации учителей начальных классов.
9.Протоколы заседаний МО.

10. График взаимопосещения уроков учителями.

11.План проведения предметной недели.

12.План по решению проблемы преемственности.

13. Контроль ЗУН учащихся по предметам.

14. План методического сопровождения внедрения ФГОС в образовательный процесс начальной школы.
Приложение

Утверждаю

Директор школы___________ Тигров В.А.

Положение о школьном методическом объединении
учителей начальных классов Покровской СОШ

1. Общие положения

1.1. Методическое объединение учителей начальных классов – структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом.

1.2. Члены методического объединения: учителя первых – четвертых классов.

1.3. Методическое объединение учителей начальных классов взаимодействует с методическими объединениями учителей-предметников данного учебного заведения, методическими объединениями начальных классов других образовательных учреждений .

2. Задачи методического объединения учителей начальных классов

2.1. Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки учителей начальных классов: ознакомление с нормативными документами, овладение современными педагогическими технологиями, совершенствование методики преподавания учебных предметов, изучение психологических аспектов личности и педагогики.

2.2. Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к образованию и социализации учащихся. Учет преемственности при переходе на каждую ступень образования – от дошкольной подготовки до перехода в среднее звено. Преемственность обеспечивается при соблюдении единых принципов обучения и воспитания, с использованием соответствующих возрасту технологий и методик преподавания, а также на уровне содержания образования.

2.3. Овладение педагогическим составом начальной школы различными формами проведения урочных и внеурочных занятий: групповой, индивидуальной (самостоятельной), парной.

2.4. Координирование планирования, организации и педагогического анализа учебно-воспитательных мероприятий учителей начальных классов.

2.5. Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы учителей начальной школы.

2.6. Содействие становлению и развитию системы учебно-воспитательной работы учителей начальной школы.

2.7. Координирование взаимодействия с другими методическими объединениями данного образовательного учреждения.

3. Функции методического объединения учителей начальных классов

3.1. Организация коллективного планирования и анализ деятельности педагогов и учащихся.

3.2. Координация учебно-воспитательной деятельности классов начальной школы и организация взаимодействия всех участников педагогического процесса.

3.3. Выработка и регулярная корректировка педагогических принципов, методов, форм учебно-воспитательного процесса в целях его усовершенствования.

3.4. Организация изучения и освоения современных технологий, форм, методов учебно-воспитательной деятельности.

3.5. Обсуждение учебных программ, планов, расписаний, графиков.

3.6. Обобщение и систематизация передового педагогического опыта коллектива школы, а также коллективов других школ.

3.7. Оценивание работы коллектива, ходатайствование о поощрении членов методического объединения.

3.8. Организация повышения квалификации педагогов.

4. Права методического объединения учителей начальных классов.

4.1. Методическое объедение имеет право рекомендовать руководству распределение учебной нагрузки при тарификации , входить с предложениями об установлении надбавок и доплат к должностным окладам за заведование предметными учебными кабинетами, за ведение предметных кружков , студий , за методическую работу отдельных педагогов.

4.2. Имеет право решать вопрос о возможности организации углубленного изучения предмета в отдельных классах при достаточном наличии средств обучения ( при условии внесения соответствующих изменений в устав школы).

4.3 Имеет право выбирать и рекомендовать всему педколлективу систему промежуточной аттестации обучающихся , критерии оценок.

5. Обязанности учителей методического объединения.

Каждый участник методического объединения обязан:

5.1. Участвовать в заседаниях МО, практических семинарах и других мероприятиях, проводимых по плану школьного и районного МО.

5.2.Участвовать в работе по повышению уровня своего профессионального мастерства.

5.3. Знать закон РФ «Об образовании», нормативные документы, методические требования к квалификационным категориям, владеть основами самоанализа педагогической деятельности.

6.Организация деятельности методического объединения учителей.

6.1. Методическое объединение избирает председателя.

6.2. План работы методического объединения утверждается заместителем директора по образовательному процессу( учебно –воспитательной работе)

6.3. За учебный год проводятся не менее 4 заседаний методического объединения учителей; практический семинар с организацией тематических открытых уроков, внеклассных мероприятий.

6.4. Заседания методического объединения учителей оформляются в виде протоколов. В конце учебного года заместитель директора образовательного учреждения анализирует работу методического объединения и принимает на хранение ( в течение 3 лет) план работы , протоколы заседаний методобъединения, отчёт о выполненной работе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *