Дополнительная образовательная программа

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации

Библиографическое описание:

Дополнительное образование детей является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени. В последние годы наблюдается качественный рост и динамичное развитие всей системы дополнительного образования. Активизации этого процесса в настоящее время способствует происходящая в российском образовании модернизация. Чтобы определить место и значимость дополнительного образования детей в системе современного российского образования, обратимся к его нормативно-правовой базе на федеральном и региональном уровне (на примере Забайкальского края). В данной статье мы рассматриваем основные документы, касающиеся:

  • прав детей на получение образования;

  • системы дополнительного образования;

  • учреждений дополнительного образования;

  • современных стратегий российской образовательной политики в сфере дополнительного образования детей;

  • дополнительного образования детей в Забайкальском крае.

Так как в центре системы дополнительного образования детей находится ребенок, считаем необходимым назвать следующие основополагающие документы международного и федерального значения, в которых закреплены его права на образование:

Декларация прав ребенка, провозглашающая, что «ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях» (принцип 7) ;

Конвенция о правах ребенка, в которой указывается, что «государства-участники признают право ребенка на образование» (статья 28) и соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, родителям, языку и национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, цивилизациям, отличным от его собственной, окружающей природе; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе (статья 29) ;

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на образование» (статья 43) ;

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который также гарантирует право каждого человека в Российской Федерации на образование (статья 5) ;

Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. В статье 9 указывается, что «при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка» .

Что касается системы дополнительного образования, то нам следует обратиться к основным Федеральным законам, обеспечивающим право граждан на дополнительное образование, определяющим государственную политику и регулирующим отношения в области дополнительного образования. С 1 сентября 2013 г. начнет действовать новый Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , который сменит принятый в 1992 году закон «Об образовании». Новый закон коснулся всех уровней образования, в том числе и дополнительного. В статье 10, п. 2 Федерального закона определяется место дополнительного образования в системе образования РФ: «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)» , т. е. дополнительное образование признается неотъемлемой самостоятельной частью системы российского образования. В статье 23, п. 3 уточняется, что организация дополнительного образования — это «образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам» . Следует подчеркнуть, что особое место в законе отводится дополнительному образованию детей, которое обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися способностями. Для детей реализуются дополнительные общеразвивающие программы, которые должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности (статья 75). Более подробно система дополнительного образования представлена в Федеральном законе о дополнительном образовании от 12.07.2001 . Приведем здесь выдержки из статей, касающихся дополнительного образования детей. Дополнительное образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» (статья 1) . Общее дополнительное образование направлено на развитие личности и способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека. Статья 3 закрепляет право граждан РФ, в том числе детей до 18 лет, на получение бесплатного дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Согласно статье 4 система дополнительного образования включает в себя: дополнительные образовательные программы; государственные образовательные стандарты дополнительного образования; образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования; органы управления образованием. Содержание дополнительного образования определяют дополнительные образовательные программы, которые могут быть различных направленностей (статья 5). Дополнительное образование детей осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей следующих видов: дворцы; центры (дома); станции; школы; клубы; студии; детские оздоровительно-образовательные лагеря и др. (статья 10). Оно направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности и осуществляется в соответствии со следующими принципами (статья 13):

  • свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ;

  • многообразие дополнительных образовательных программ;

  • непрерывность дополнительного образования;

  • преемственность дополнительных образовательных программ;

  • психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей;

  • творческое сотрудничество педагогических работников и детей;

  • сохранение физического и психического здоровья детей.

К документам, регулирующим деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, относится Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей , которое отражает основные функции, задачи, права и обязанности учреждения дополнительного образования, организацию его деятельности и управления, определяет участников образовательного процесса, затрагивает имущественные вопросы. Кроме того, каждое учреждение дополнительного образования имеет свой Устав . Он определяет: предмет, цели, виды деятельности; организацию образовательного процесса; правила приема и отчисления детей; имущество и финансовое обеспечение деятельности учреждения; организацию деятельности и управления учреждением; права и обязанности участников образовательного учреждения; порядок комплектации персонала; реорганизацию, изменение типа, ликвидацию учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей устанавливают Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251–03 , утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ.

Какова же стратегия образовательной политики в сфере дополнительного образования детей? Развитие системы дополнительного образования детей рассматривается в контексте реализации Национального проекта “Образование”, цель которого — повысить качество жизни наших граждан, дать новый стимул для развития человеческого капитала. Обратимся к наиболее важным за последнее десятилетие документам, в которых четко просматривается отношение государства к системе дополнительного образования.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации -основополагающий государственный документ, который определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить всех желающих дополнительным образованием, при этом детям оно предоставляется на бесплатной основе.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. указывается, что стратегической целью государственной политики в области образования является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требования инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина», что предусматривает «расширение сферы дополнительного образования» .

Целью Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, являлось «создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности» . Модернизация дополнительного образования детей продолжается и сегодня.

Основной целью Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ, поэтому модернизации подлежат все уровни образования, в том числе и дополнительного.

Государственная Программа «Развитие образования 2013–2020» направлена на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения. Одной из ее основных задач является «доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей» . Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет. Согласно Госпрограмме к 2020 г. не менее 75 процентов детей 5–18 лет будут охвачены программами дополнительного образования. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. также направлена на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей. Она предусматривает разработку и внедрение федеральных требований к образовательным программам дополнительного образования, организацию системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей, повышение оплаты труда педагогам учреждений дополнительного образования детей.

Развитие дополнительного образования детей происходит и на региональном уровне. Рассмотрим это на примере Забайкальского края. За последние годы Правительством Забайкальского края были приняты важные документы, касающиеся дополнительного образования детей. Закон Забайкальского края от 29.04.2009 N 168-ЗЗК (ред. от 13.03.2013) «Об образовании» гарантирует «получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях» (статья 2, п.1) . Закон Забайкальского края «О целевой программе Забайкальского края «Образование (2009–2011 годы)» от 26.09.2008 № 54-ЗЗК (ред. от 25.11.2011) предусматривал процесс реформирования образовательной системы края, обеспечивающий «общедоступное дополнительное образование детей дошкольного и школьного возраста» . Постановлением Правительства Забайкальского края от 24 мая 2011№ 176 (в ред. от 20.11.2012 № 503) был утвержден Стандарт качества оказания государственной услуги «Предоставление детям дополнительного образования» . Целью этой государственной услуги является реализация прав детей на получение дополнительного образования, всестороннее удовлетворение образовательных потребностей детей. В новом стандарте качества пересмотрены требования к материально-техническому обеспечению оказания услуги, к уровню кадрового обеспечения, к уровню информационного обеспечения потребителей услуг, к организации учета мнения потребителей о качестве оказания услуги.

Таким образом, анализ нормативно-правовых документов в сфере дополнительного образования детей позволил сделать следующие выводы:

  1. Государство признает детство важным этапом жизни и гарантирует каждому ребенку право на доступное, бесплатное и качественное образование, что закреплено в документах международного и федерального уровня.

  2. Дополнительное образование детей, являясь неотъемлемой самостоятельной частью системы образования РФ, направлено на всестороннее развитие личности ребенка и осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей по дополнительным общеобразовательным программам в соответствии с определенными принципами.

  3. Деятельность учреждений дополнительного образования детей регулируется нормативными документами федерального и регионального уровня, которые отражают их функции, задачи, организацию их образовательной деятельности и управления.

  4. Обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей, соответствующего требованиям современного общества, является сегодня одним из приоритетных направлений российской образовательной политики.

  5. Развитие и модернизация системы дополнительного образования детей происходит и в Забайкальском крае, о чем свидетельствуют названные выше документы.

Литература:

Характеристики основных образовательных программ

В соответствии с действующим в настоящее время в РФ законодательством процесс образования:

  • осуществляется путем реализации образовательных программ;

  • содержание конкретной образовательной программы определяет:

    • вид и

    • направление образования;

  • разработка, утверждение и реализация образовательных программ осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

Образовательная программа:

  • это комплекс основных характеристик образования:

    • объем,

    • планируемые результаты,

  • организационно-педагогических условий и в отдельных случаях форм аттестации,

  • который представлен в виде:

    • учебного плана,

    • календарного учебного графика,

    • рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также

    • оценочных и методических материалов.

п. 9 статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 06.03.2019)

Уровни образования

Образование подразделяется:

  • на общее образование,

  • профессиональное образование,

  • дополнительное образование и

  • профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование:

  • реализуются по уровням образования.

В настоявшее время установлены следующие уровни образования:

  • общее образование:

    • дошкольное образование;

    • начальное общее образование;

    • основное общее образование;

    • среднее общее образование;

  • профессиональное образование:

    • среднее профессиональное образование;

    • высшее образование — бакалавриат;

    • высшее образование — специалитет, магистратура;

    • высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации;

  • дополнительное образование, которое включает в себя такие подвиды, как:

    • дополнительное образование детей и взрослых и

    • дополнительное профессиональное образование.

Система образования в РФ создает условия:

  • для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ,

  • предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также

  • учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Виды основных образовательных программ

По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению:

  • реализуются основные образовательные программы.

По дополнительному образованию:

  • дополнительные образовательные программы.

ч. 2 статьи 12 «Образовательные программы» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

К основным образовательным программам относятся:

  • основные общеобразовательные программы;

  • основные профессиональные образовательные программы.

В состав основных общеобразовательных программ входят:

  • образовательные программы дошкольного образования;

  • образовательные программы начального общего образования;

  • образовательные программы основного общего образования;

  • образовательные программы среднего общего образования.

В состав основных профессиональных образовательных программ входят:

  • образовательные программы среднего профессионального образования, к ним относятся:

    • программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих,

    • программы подготовки специалистов среднего звена;

  • образовательные программы высшего образования, к ним относятся:

    • программы бакалавриата,

    • программы специалитета,

    • программы магистратуры,

    • программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре),

    • программы ординатуры,

    • программы ассистентуры-стажировки;

  • основные программы профессионального обучения, к ним относятся:

    • программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих,

    • программы переподготовки рабочих, служащих,

    • программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Структура основных образовательных программ, условия их реализации и требования к результатам их освоения:

  • устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

ч. 3 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральные государственные образовательные стандарты

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС):

  • дошкольного образования (ФГОС ДО):

    • утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  • начального общего образования (ФГОС НОО):

    • утвержден Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • основного общего образования (ФГОС ООО):

    • утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • среднего общего образования (ФГОС СОО):

    • утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

Уровни общего образования:

  • начальное общее образование,

  • основное общее образование,

  • среднее общее образование

являются ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ уровнями образования.

Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и/или основного общего образования:

  • не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

ч. 5 статьи 66 «Начальное общее, основное общее и среднее общее образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

По общему правилу к освоению образовательных программ среднего профессионального образования:

  • допускаются лица, имеющие образование НЕ НИЖЕ основного общего или среднего общего образования.

ч. 2 статьи 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

К освоению образовательных программ высшего образования:

  • допускаются лица, имеющие среднее общее образование:

    • программ бакалавриата или

    • программ специалитета.

ч. 2 статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

К освоению образовательных программ магистратуры:

  • допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

ч. 3 статьи 69 «Высшее образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Таким образом, сложившаяся в настоящее время в РФ система образования предусматривает поступательное освоение основных образовательных программ соответствующих уровней.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Квалификационный экзамен для педагогов дополнительного образования

Аттестация педагогов дополнительного образования Демонстрационный вариант

Квалификационный экзамен

для педагогов дополнительного образования

Департамент образования администрации Владимирской области

ГУ ВО «Центр экспертизы образовательной деятельности и обработки

информации единого государственного экзамена (ЕГЭ)»

Аттестация педагогов дополнительного образования

Раздел 1. Педагогика дополнительного образования

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого Вами задания (А1 – А9) поставьте знак «×» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

А1. Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются

1. Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей

2. Уставом учреждения;

3. приказом директора учреждения

4. приказом управления образования

А2. Документ, формирующий содержание дополнительного образования называется:

1. учебным планом

2. расписанием

3. образовательной программой

4. учебно-тематическим планом.

А3. Какое из приведенных принципов не характеризует дополнительное образование детей:

1. добровольность

2. ориентация на интересы детей

3. элитарность

4. общедоступность

А4. Какую из приведенных задач нельзя рассматривать как задачу дополнительного образования детей?

1. обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды

2. компенсация, отсутствующих в основном образовании, тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности

3. подготовка обучающихся к ЕГЭ

4. содействие учащемуся в выборе индивидуального образовательного маршрута и определением темпа его освоения

Аттестация педагогов дополнительного образования

А5. Что является обязательным при приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, музыкальные и хореографические объединения?

1. справка о месте жительства ребенка;

2. характеристика из школы;

3. медицинское заключение о здоровье;

4. свидетельство о рождении.

А6. Каким документам регламентируются требования к оборудованию и помещениям для организации основных видов деятельности УДОД:

1. Уставом учреждения

2. Законом РФ «Об образовании»

3. Санитарно-эпидемиологическими требованиями

4. все ответы неверны

А7. На что согласно Конвенции о правах ребенка должно быть направлено образование?

1. на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка;

2. на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает и к цивилизациям, отличным от его собственной;

3. на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

4. все ответы правильны

А8. Большой вклад в теорию и практику внешкольного образования внес:

А9. Участниками образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей являются дети:

1. до 16 лет

2. до 14 лет

3. до 18 лет

4. все ответы неверны

Аттестация педагогов дополнительного образования

Ответ на задание В1-В-5 надо записать в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки.

В1. Какая программа является целенаправленной, контролируемой программой по созданию и апробированию нового содержания, новых технологий дополнительного образования или управления педагогическим процессом?

В2. Кто комплектует состав обучающихся (воспитанников) кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения?

В3. Основные положения о правах ребенка закреплены в …

В4. В каком порядке Вы выстроили бы этапы формирования профессиональной деятельности педагога дополнительного образования? Проранжируйте предложенные этапы:

1. формулирование проблемы

2. поиск ресурсов

3. определение способа решения проблемы и содержания деятельности

4. прогнозирование ожидаемых результатов

5. постановка целей и задач

6. определение сроков реализации поставленных целей

7. определение способов проверки результатов

8. прогнозирование негативных последствий и мер по их устранению.

В5. Какие программы можно отнести к типовым модифицированным, экспериментальным, к авторским:

1. программа утверждается Министерством образования по той или иной области или направлению деятельности

2. программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий

3. полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание — это предложение средств решения проблемы в образовании, обязательно отличается новизной, актуальностью

4. программа, измененная с учетом особенностей организации, формирования возрастных и разноуровневых групп детей, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания

А модифицированная В типовая С авторская D экспериментальная

Аттестация педагогов дополнительного образования

Для записи ответов на задания С1 – С2 используйте дополнительный бланк ответов.

С1. Интеграция (взаимодействие) общего и дополнительного образования в современной образовательной государственной политике рассматривается

как важнейший механизм повышения его качества. Проанализируйте Ваш личный педагогический опыт с точки зрения возможностей такой интеграции (уже имеющейся или возможной в будущем).

С2. Описать методику работы педагога в направлении самостоятельного поддержания интереса ребенка к занятию, без навязывания извне.

Раздел 2. Педагогика и психология

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого Вами задания (А10 – А12) поставьте знак «×» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

А10. Толерантность – это:

1. нетерпимость

2. стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений

3. непримиримость

4. похвала, согласие

А11. Постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды, результат этого процесса:

1. социальная адаптация

2. включенность

3. эмоциональное благополучие

4. развитие

А12. Тактикой, используемой педагогом с целью решения конкретной проблемы ребенка в соответствии с концепцией «педагогики поддержки», не является:

1. помощь

2. содействие

3. взаимодействие

4. наказание

Аттестация педагогов дополнительного образования

Раздел 3. ИКТ – компетентность

При выполнении заданий А13 – А15 в бланке ответов под номером выполняемого задания поставьте знак «х», в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

А13. Для сохранения документа на новом месте и/или под другим именем

выбирают пункт меню Файл:

1) сохранить 2) сохранить как 3) создать 4) открыть

А14. Укажите правильную запись почтового электронного адреса:

1) general. dok

2) *****@

3) www. *****

4) *****@***vladinfo

А15. Педагог создал в современном текстовом редакторе (…) список воспитанников с их оценками по нескольким предметам. Можно ли отсортировать этот список в алфавитном порядке фамилий?

1) нет, это можно сделать только при условии, если документ создан в современных электронных таблицах

2) да, если таблица содержит только три столбца

3) да

4) ответ зависит от ориентации листа бумаги

Ответом на задание В6 должны быть некоторый адрес web-страницы) или его часть. Ответ надо записать в бланк ответов № 1

Решением задания С3 должен быть созданный Вами файл, в соответствии с указанными ниже требованиями.

С3. Создать слайд в одной из программ для подготовки презентаций. Слайд должен содержать ФИО автора и 1-2 графических примитива (эллипс, квадрат и т. п.) Сохранить файл на рабочем столе. Он должен иметь имя, совпадающее с Вашей фамилией.

Стандарты дополнительного образования

Функционирование современной системы образования в РФ выстроено на базе государственных нормативов. Учитывая, что работа заведений, ведущих основную учебную деятельность, регулируется строгими стандартами, возникает закономерный вопрос, есть ли ФГОС дополнительного образования? Применительно к предпрофессиональному, но не общеразвивающему направлению можно говорить о единых государственных требованиях, никакие федеральные стандарты в этой сфере не действуют – так же, как нет ФГОС и в области дополнительного профессионального образования.

ДОД

Согласно ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» дополнительным признан такой вид учебной деятельности, при котором всесторонне удовлетворяются потребности человека в совершенствовании интеллектуальных, духовных, нравственных, физических или профессиональных умений. При этом не происходит повышения уровня образования, зато формируются и развиваются творческие способности, культура правильного образа жизни, укрепляется здоровье или просто организуется досуг. Именно по этой причине государственный стандарт в сфере допобразования детей отсутствует.

Все основные аспекты работы учреждений ДОД раскрыты в Приказе Министерства просвещения РФ № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам». Само же их наполнение остается в ведении учреждений, организующих учебный процесс. Логика законодателя в этом вопросе состоит в том, что способы реализации главных функций у центров допобразования существенно отличаются, что затрудняет возможность их приведение к единым нормам, поэтому термин «образовательный стандарт» в законодательстве о дополнительном образовании детей (и взрослых тоже) не используется, а применяется только в отношении высшего образования.

Главные задачи ДОД:

  • создание у детей базы образованности;
  • формирование у учащихся общей культуры;
  • расширение кругозора;
  • развитие личности;
  • поддержка индивидуальности;
  • удовлетворение познавательного интереса ребенка;
  • накопление социального опыта;
  • улучшение коммуникативных навыков.

Введение единого ФГОС дополнительного образования детей существенно затруднит реализацию главных функций учебных центров. Однако это не означает, что обучение должно проходить стихийно.

Каждое направление подготовки строится на базе образовательной программы. Разработка документации такого рода целиком возложена на учреждения ДОД, в них же она и утверждается. Никакого стороннего рецензирования и экспертизы не требуется.

Ориентиром содержательной части и оформления документов служит Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Хотя норматив давно не обновлялся и содержит ряд устаревших сведений, официально он не утратил силы. Поэтому педагоги центров ДО продолжают руководствоваться им при составлении программ, считая его неким первоисточником государственного стандарта дополнительного образования.

Типовая структура дополнительной общеразвивающей программы включает разделы:

  • титульник;
  • пояснительная записка – краткий документ, дающий общую характеристику, отражающий специфику образовательной программы, ее объем и сроки реализации;
  • учебно-тематический план, отображающий перечень изучаемых блоков и количество времени, отведенное на каждый из них;
  • содержательная часть;
  • методическое обеспечение – оборудование, инвентарь, помещение, кадры, задействованные в образовательном процессе;
  • список литературы, на базе которой была составлена программа ДОД.

Согласно актуальному на сегодняшний день приказу Минпросвещения № 196 каждая образовательная программа должна содержать компоненты, представленные на рисунке.

Законодательные требования предусматривают обязательную публикацию действующих образовательных программ на официальном сайте учреждения, организующего ДОД. Там же должны быть размещены локальные нормативные акты, касающиеся вопросов основного профиля организации.

Порядок реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, физической культуры регулируются ФЗ № 273, а их содержание утверждается приказами Минпросвещения и профильных ведомств, курирующих соответствующую сферу. Например, спортивные кружки должны опираться в своей деятельности на требования Министерства спорта РФ, а центры, готовящие будущих музыкантов, художников и других работников творческой сферы, – на указания Минкульта.

Формы, в которых организация ДОД может реализовывать свою деятельность, определены законодательно:

  • самостоятельно или в сетевом взаимодействии;
  • с использованием дистанционных технологий;
  • через электронное обучение;
  • образование по модульному принципу.

Учреждение дополнительного образования детей самостоятельно определяет, какую форму (или сочетание форм) использовать, а также устанавливает:

  • направление дополнительной образовательной программы детей (техническая, спортивная, художественная и прочее);
  • календарный график учебного процесса (занятия могут вестись в течение всего года, включая каникулы);
  • порядок объединения обучающихся в группы;
  • количество учеников в одном объединении;
  • индивидуальный учебный план;
  • продолжительность занятия;
  • порядок оказания услуг на договорной основе;
  • периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся;
  • возможность участия родителей в занятиях с ребенком и другие организационные моменты.

Учреждениям ДОД рекомендовано ежегодно обновлять программы с учетом последних научно-технических достижений и актуальных тенденций культуры, экономики и социальной сферы.

Сложности контроля

Отсутствующие стандарты дополнительного образования детей ограничивают возможность контроля качества со стороны государства. Сфера ДОД уникальна по своей природе, специфических подходов, позволяющих проводить ее экспертную оценку на федеральном уровне, пока не разработано.

Решение проблемы эксперты видят в использовании в дополнительном образовании такой формы контроля, как независимая оценка работы учреждения ДОД. Проще всего в этих целях опираться на отзывы потребителей (родителей и других родственников детей, занимающихся в кружках и секциях). Первые попытки привести оценку качества дополнительного образования в систему делаются в Навигаторе допобразования детей.

Еще один вариант – перенять опыт организаций предпрофессионального образования (музыкальных, художественных, спортивных школ). В этих структурах налажена проверенная годами система оценки качества дополнительного образования, выражающаяся в отслеживании вполне конкретных достижений и успехов учеников на соревнованиях и конкурсах.

Дополнительное профессиональное образование

ФГОС дополнительного профессионального образования (ДПО) – еще один несуществующий термин. В сфере допобразования взрослых качество учебного процесса и его итоги оцениваются главным образом по достигнутым слушателями результатам – соответствуют ли они заявленным в программах целям.

Согласно статьям 75 и 76 ФЗ № 273 дополнительное профессиональное образование строится на компетентностном подходе. Он должен быть реализован в равной степени в программах любой продолжительности, неважно, будет ли это краткосрочное повышение квалификации или годовая профпереподготовка.

Компетенция – результат обучения, необходимый для освоения нового направления деятельности или приобретения более высокой квалификации. Он должен быть отражен в ДПП (дополнительной профессиональной программе).

Содержание программ допобразования не регламентируется, но оно должно учитывать профстандарты и квалификационные требования к претендентам на определенные должности. Разработка необходимого набора сопроводительных документов целиком находится в ведении самого учреждения ДПО. Исключение – случаи, определенные ФЗ «Об образовании»:

  • сфера международных автоперевозок (типовая программа утверждается Министерством транспорта РФ);
  • область обороны и госбезопасности (утверждается органом, в интересах которого осуществляется обучение);
  • медицина и фармация (Минздрав РФ);
  • подготовка авиа и ж/д персонала (Минтранс).

ДПП не подлежат государственной аккредитации, но в общем виде требования к их структуре указаны в ФЗ № 273. Программа включает следующие блоки:

  • цель обучения;
  • планируемые результаты (включая перечень профессиональных компетенций);
  • учебный план (список, трудоемкость, последовательность и распределение дисциплин и формы аттестации слушателей);
  • календарный учебный график;
  • рабочие учебные программы дисциплин;
  • организационно-педагогическое обеспечение;
  • оценочные материалы и иные компоненты.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов делает программу недействительной.

В целом унифицированные стандарты дополнительного профессионального образования находятся сейчас на стадии становления. Приведение нормативов к общему знаменателю поможет наладить систему эффективного контроля деятельности учреждений ДО.

Дополнительные профессиональные образовательные программы и особенности их реализации в Российской Федерации

В отличие от дополнительных общеобразовательных программ к освоению дополнительных профессиональных образовательных программ согласно ч. 3 ст. 76 Закона об образовании допускаются:

  • 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Данное требование представляется логичным, поскольку речь идет о дополнительном профессиональном образовании, которое может быть получено только дополнительно к уже имеющемуся профессиональному образованию. Соответственно, лица, не отвечающие данным требованиям к уровню образования, к освоению рассматриваемых программ допущены быть не могут.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации двух разновидностей дополнительных профессиональных программ (ч. 2 ст. 76 Закона об образовании):

  • • повышения квалификации;
  • • профессиональной переподготовки.

Можно выделить три наиболее существенных различия между данными программами:

  • 1) направленность программы. Если программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (иначе говоря, имеющаяся квалификация «углубляется» и (или) «расширяется»), то программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ч. 4—5 ст. 76 Закона об образовании);
  • 2) минимальная длительность программы. Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов (и. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499);
  • 3) документ о квалификации, выдаваемый лицу, успешно освоившему соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшему итоговую аттестацию. Выдается удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (ч. 15 ст. 73 Закона об образовании). При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации (ч. 16 ст. 73 Закона).

В отличие от ранее действовавшего образовательного законодательства в настоящее время не предусмотрено установление федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным программам. По общему правилу, закрепленному в ч. 6 ст. 76 Закона, содержание такой программы определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

В отдельных отраслях экономики существуют исключения из данного правила, обусловленные спецификой соответствующей отрасли, которые предусматривают утверждение типовых или примерных программ, на основе которых образовательные организации разрабатывают свои образовательные программы. К числу таких программ относятся:

  • • типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок, которые утверждаются Минтрансом России (ч. 7 ст. 76 Закона об образовании);
  • • типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, которые утверждаются Минтрансом России (ч. 2 ст. 85.1 Закона);
  • • примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, которые разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется дополнительное профессиональное образование (ч. 3 ст. 81 Закона).

При этом устанавливается общее правило, согласно которому содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты и квалификационные требования по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (ч. 9 ст. 76 Закона об образовании). Программы профессиональной переподготовки, кроме этого, разрабатываются в том числе на основании требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч. 10 ст. 76 Закона).

Уникальной особенностью дополнительных профессиональных программ является то, что только они могут реализовываться наряду с установленными ст. 17 Закона об образовании формами обучения также полностью или частично в форме стажировки (ч. 12 ст. 76 Закона). В п. 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499, данная форма конкретизируется.

Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:

  • • самостоятельная работа с учебными изданиями;
  • • приобретение профессиональных и организаторских навыков;
  • • изучение организации и технологии производства, работ;
  • • непосредственное участие в планировании работы организации;
  • • работа с технической, нормативной и другой документацией;
  • • выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
  • • участие в совещаниях, деловых встречах.

В отличие от дополнительных общеразвивающих программ освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 14 ст. 76 Закона об образовании).

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Какие виды дополнительных образовательных программ предусматриваются Законом об образовании?
  • 2. К каким дополнительным образовательным программам устанавливаются федеральные государственные требования?
  • 3. Чем дополнительные общеразвивающие программы отличаются от дополнительных профессиональных образовательных программ?
  • 4. Какие документы о квалификации (об обучении) могут выдаваться по итогам освоения дополнительных образовательных программ?
  • 5. Укажите признаки, характеризующие дополнительные профессиональные образовательные программы.
  • 6. Что такое стажировка, какие образовательные программы могут реализовываться в данной форме и каким образом?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *