Древний Египет для детей

Краткое сообщение о Египте, изложенное в этой статье, расскажет Вам много полезной информации о государстве солнца с вековой историей.

Содержание

Краткое сообщение о Египте

Египет является солнечной страной, где лето царит круглый год. Официальное имя страны — Арабская Республика Египет. Она расположилась в северной части Африки и части Синайского полуострова. Узкий Суэцкий перешеек, который соединяет Африку и Евразию, с давних времен был зоной активных контактов. Через него прорыт Суэцкий канал.

Практически вся территория республики, а именно 96%, занимает пустыня, остальные 4% в дельте Нила. Общая площадь составляет больше 1 млн. км2. Столица республики – Каир. Правит Египтом президент, избираемый народом. Его власть практически безгранична. Официальная религия страны суннитский ислам. Основное население — египтяне.

Как государство Египет прошел длительный путь становления. История республики делится на такие периоды: додинастическая эпоха (Ранее Царство), династический период (Древнее, Среднее, Новое Царство). Касательно происхождения названия, то самой распространенной версией является следующая: название государства произошло от названия древней столицы Египта — Хикупта. Греки перефразировали его в слово «Айгюптос». Из этой формы он перекочевал во все европейские языки.

Арабская Республика Египет расположилась в северо-восточной части Африки. Она граничит с Ливией, Суданом, Палестиной и Израилем. На востоке омывается Красным морем, а на севере Средиземным морем.

Климат Египта

Египет лежит в тропическом и субтропическом климатических поясах. В республике преобладает пустынный тропический климат. Летом здесь очень жарко: температура достигает +500С в тени. Ночью немного прохладнее. Климатическая особенность государства в том, что за сутки перепады температуры здесь могут быть больше, чем в межсезонье. Зимняя температура опускается до +20…+250С.

Политическое устройство Египта

По форме государственного правления является республикой. Во главе стоит президент. А глава правительства — премьер-министр. Высший законодательный орган однопалатное Национальное собрание.

Полезные ископаемые Египта

В Египте имеются запасы нефти, расположенные около Суэцкого канала. Однако в мировом масштабе по ее добыче государство не занимает ведущих мест.

Флора и фауна Египта

Большая часть территории Египта лишена почвенного покрова. Зато побережье Средиземного моря более богато на флору. В долине Нила возделывают ячмень, гречиху, рис, пшеницу, кукурузу, хлопок, овощи, маслины, сахарный тростник и пряности. Как таковых лесов в республике нет. По берегам реки растут банановые плантации, финиковые пальмы, фруктовые деревья и виноградная лоза. В долине произрастает папирус. Животный мир беден. Разнообразна лишь фауна птиц: здесь встречаются стервятники, цапли, удоды и хищные птицы. Настоящим хозяином Египта является нильский крокодил. В пустынях много пресмыкающихся: змея Клеопатры, египетская кобра, песчаные змеи, гюрза, эфа, гекконы, вараны, агамы.Млекопитающие представлены лисой, кабаном, гиеной, шакалом, мангустом, летучими мышами, мелкими грызунами. В водах водится много рыбы.

Пирамида Хеопса, Маккара, Некрополь Гизы, Каирский египетский музей, Карнакский храм, Египетские пирамиды, Долина Царей, Большой сфинкс, Хан аль-Халили,Филы, Луксорский храм, Синай, Колоссы Мемнона, Долина цариц, Гезира.

Интересные факты о Египте:

  • Мужчины в Египте облачаются в белые одежды, а женщины в черные.
  • У местных жителей в домах отсутствуют крыши, лишь накрытие от палящего солнца. Такие дома считаются недостроенными и не облагаются налогами.
  • Египет славится самым чистым морем в мире. В Красное море не впадают реки, также здесь насчитывается рекордное количество видов кораллов.
  • В Египте находится самая большая пирамида в мире – пирамида Хеопса.
  • Царей Египта хоронили не на кладбище, а в специально отведенном месте – Долине Царей. Входы в усыпальницы тщательно маскировались и оснащались сетью ловушек и обманок, дабы те не были разграблены.
  • В Египте находится Асуанская плотина, которая масштабами превосходит даже пирамиды. Для ее сооружения использовали в 17 раз больше каменного материала, чем для Хеопсы. Сегодня она является основным поставщиком электроэнергии в стране.

10 интересных фактов о Египте

Египет – одно из самых загадочных государств, история которого привлекает туристов со всего мира. Удивительно, что народ бескрайней пустыни смог не только отстроить величайшие пирамиды, но и подарил миру бумагу и зубную пасту, письменность и первые понятия о хирургии. Интересные факты о Египте – это возможность узнать поближе обычаи народа, история которого уходит на много тысяч лет назад, а также определиться, с чего начать путешествие по выбеленной солнцем удивительной земле.

Факт 1. Почему мужчины в Египте носят белую одежду, а женщины – черную?

Туристам, прибывшим в Египет, сразу же бросится в глаза факт, что все мужчины одеты в легкие белоснежные одежды, которые частично отражают солнечный свет. При этом женщины, наоборот, одеваются во все черное. Как ни странно, если вы спросите у мужчин, почему так, а не наоборот, то они на полном серьезе ответят, что черная одежда нагревается, что заставляет женщин как можно скорей вернуться обратно домой. Сложно назвать это заботой, но факт остается фактом.

Факт 2. Почему многие дома без крыш?

В Египте на каждом углу можно увидеть старинные здания, на фоне которых обычно туристы и фотографируются. Но настоящее любопытство вызывают дома местного населения. Дело в том, что большинство жилых домов выглядят презентабельно и уютно, но с одним небольшим дополнением. На домах совершенно нет крыш. Точнее, есть укрытие от редкого дождя или палящего солнца, но капитальных крыш нет. Оказывается, таким образом простые египтяне уклоняются от налогов, так как здание без крыши, считается недостроенным и налогом не облагается.

Факт 3. Самое соленое и чистое море в мире!

Египет может похвастаться самым чистым морем в мире! Речь идет Красном море, в которое не впадает ни одна река, а этот факт исключает проникновение ильных пород. Красное море также и самое соленое, за исключением Мертвого моря, но в отличие от Израильского аналога, Красное может гордиться разнообразной подводной флорой и фауной. Ну и, конечно же, именно в водах Красного моря насчитывается рекордное количество видов кораллов, привлекая дайверов со всего мира.

Факт 4. Не хлебом единым сыт Египет

Вопреки мнению о том, что Египет «живет» благодаря туристам, гостям этого государства стоит снизить свою значимость. Дело в том, что туризм хоть и приносит приличный доход в казну страны, тем не менее, является лишь третьим в списке основных доходов. На первом месте в этом рейтинге находится пошлина за пересечение кораблями Суэцкого канала, а второе место принадлежит прибыли от добычи и экспорта нефти.

Факт 5. Самая большая пирамида Древнего Египта!

Конечно же, пирамиды, расположенные в Египте, являются предметом восхищения и удивления. Ну и как тут не вспомнить самую большую пирамиду, одно из Чудес света, дошедшее до наших дней? Речь идет о Пирамиде Хеопса с площадью основания 53 000 кв.м , что сравнимо с площадью 10 футбольных полей. При ее возведении было использовано два миллиона триста тысяч каменных блоков общей массой более семи миллионов тонн. Вот только никак у современного туриста не укладывается в голове, как можно было осуществить столь грандиозный проект 3 000 лет назад без современного оборудования?

Факт 6. Царям на кладбище не место

Еще один интересный факт о Египте касается того, что всех царей, которые правили государством, хоронили не на привычном в нашем понимании кладбище, а в специально отведенном для этого месте под названием Долина Царей. Входы в усыпальницы тщательно маскировались, чтобы предотвратить расхищение сокровищ грабителями. Мало того, даже если злоумышленникам удавалось найти вход, их путь все равно лежал через множество скрытых смертельно опасных ловушек.

Факт 7. Что может быть грандиозней египетских пирамид?

Оказывается, в Египте есть строения рук человеческих, масштабами намного превосходящие даже пресловутые пирамиды. Речь идет об Асуанской плотине, при строительстве которой было использовано в семнадцать раз больше каменного материала, чем при возведении пирамиды Хеопса. Плотина имеет высоту 110 метров, ширину 800 метров и длину более трех километров и является основным поставщиком электроэнергии в Египте.

  • Коллекция детских и семейных развлечений Египта
  • Отдых с детьми в Египте

Факт 8. Самое высокое сооружение в Египте

Туристам, прибывшим в Каир, обязательно предложат посетить самую высокую башню в Египте, высота которой равняется 187 метрам. Она не только превышает пирамиду Хеопса на 43 метра, но и является достопримечательностью, внутри которой работают лифты, расположен ресторан, бар, а также смотровая площадка. Но самое интересное заключается в том, что она была построена на деньги, которые предназначались для подкупа генерала Нагиба, первого президента Египта. Деньги не дошли до адресата, зато принесли пользу всем египтянам.

Факт 9. Самый большой штат мусорщиков в мире

Будете в Египте, обойдите стороной всего-навсего один район под названием Манщият-Насир, расположенный неподалеку от Каира. А все связано с не очень приятным ароматом, возникающим при приближении к месту обитания 40 000 людей, занимающихся одним единственным делом. Дело в том, что этот район принадлежит людям, которые следят за чистотой в городе, а также занимаются переработкой убранного мусора. Несмотря на то, что мусульмане считают этот род деятельности грязным, это ремесло передается по наследству и позволяет поддерживать чистоту в Каире.

Факт 10. Самый теплолюбивый народ

Все мы едем в эту страну за теплым и ласковым солнцем в то время, когда у нас уже или еще стоит непогода, а прохожие кутаются в свои теплые пальто и куртки. В Египте редко когда температура воздуха бывает ниже +15 С. Лютым холодом здесь считается погода, когда температура опускается ниже 10 градусов по Цельсию. В этом случае даже дети не идут в школу, а во всех домах включаются обогреватели и кондиционеры.

  • Лучшие курорты Египта для отдыха с детьми

Египет – колыбель одной из древнейших цивилизаций, страна с роскошными отелями и памятниками истории, необычной кухней и одними из лучших пляжей на планете. Ну и, конечно же, здесь предусмотрена масса развлечений для детей и взрослых. Если вы планируете отдых всей семьей, то обязательно запланируйте путешествие на один из лучших курортов Египта – Шарм-эль-Шейх, предлагающий высокий уровень обслуживания и прекрасные отели для детей.

Дочери Эхнатона. Фрагмент росписи из дворца в Эль-Амарне

ема взаимоотношений отцов и детей имеет столь же важное значение, что и любая другая тема, связанная с цивилизацией Древнего Египта и это не удивительно. Она открывает для нас египтян с самой неожиданной стороны: их любовь к детям просто не знала границ. Древнегреческий географ и историк Страбон (64-63 год до н. э. — 23-24 год н. э.) оставил описание обычая, который считался едва ли не самым важным в жизни древних египтян. Согласно ему, каждая семейная пара должна была выкормить и вырастить всех, родившихся у нее, детей, при этом детей старались рожать как можно больше, ведь они были будущим страны.

Вообще, нужно отметить, что египтяне отличались плодовитостью, которая объяснялась благоприятным климатом и плодородием государства. Согласно Диадору, в те времена дети не были большой обузой для своих родителей. Так, например, в юном возрасте они обходились без одежды и обуви: мальчики носили только ожерелье на шее, а девочки — гребень в волосах и поясок на талии. Питались они также очень скромно — сырыми или вареными стеблями (или корнями) папируса. Рожая, преимущественно, несколько детей, египтяне любили их всех, однако при этом рождение мальчика-наследника было для них самым важным событием. В этом отношении очень характерна одна древнеегипетская сказка об обреченном царевиче:

Жил-был некогда один царь, у которого не было наследника. Он просил богов своей страны, и повелели они ниспослать ему сына».

Рождение мальчика было настоящим праздником для родителей, т. к. основной долг сына в те времена состоял в том, чтобы достойно похоронить своего отца и позаботиться о его гробнице. Здесь нужно заметить, что египтян всегда интересовало будущее. В следствие с этим, при появлении каждого новорожденного родители взывали к семи богиням Хатхор и те слетались к ребенку, чтобы предсказать его судьбу: что его ждет в жизни, и от чего он умрет. Разумеется, что предсказанное несчастье производило сильное впечатление на родителей, которые оберегали свое чадо с пеленок и до того времени, пока ребенок не достигал совершеннолетия и сам не мог распоряжаться своей судьбой.

В раннем детстве дети обходились без одежды и обуви, обходясь только ниткой бус на шее и пояском на талии. Но вот, однажды наступал день, когда подросток (будь то мальчик или девочка) должен был надеть первые в своей жизни одежды. Воспитатели детей знатных родителей хорошо помнили тот день, когда они впервые помогли облачиться в одежды (девочке выдавалось платье, мальчику — набедренная повязка) своей любимой воспитаннице или воспитаннику.

Юный принц. Роспись в гробнице Хаэмуасета

Как правило, этот день считался большим праздником, который совпадал с первым обучением в школе. Однако здесь нужно отметить, что в школу ходили только дети знатных и состоятельных родителей. Что касается детей ремесленников, крестьян и простолюдинов, то они оставались дома, постепенно осваивая ремесло своих родителей. Кто был помладше, тот пас скот и помогал по дому, кто постарше, тот работал на полях и т. д.

Далее мы поговорим о том, как в патриархальном древнеегипетском обществе отцы воспитывали детей. Да-да, именно отцы, т.к. прежде всего на мужчинах лежала эта почетная обязанность по воспитанию подрастающего поколения.

Прежде всего детей должно было быть много, т.к. детская смертность была довольно высокой. Египтяне интересовались своим будущим и будущим своих детей, поэтому, как только ребёнок рождался, в «Доме жизни», где регистрировали ребенка, составлялся гороскоп, по первому крику новорожденного определялось, выживет он или умрёт. Обычно ребёнок оставался при матери, которая носила его в особой сумке, висящей на шее спереди, чтобы руки были свободны. Царицы и другие знатные дамы не обременяли себя: детей воспитывали кормилицы и няньки, а после 5 лет — воины и жрецы. Положение женщины в Древнем Египте было почти такое же как в нашем. Она могла свободно выбирать себе мужа, распоряжаться своим имуществом, завещать его по своему усмотрению. Но выйдя за муж, она подчинялась мужу. После свадьбы женщина получала имя своего мужа; если замужнюю женщину вызывали в суд, её называли сначала её собственным именем, а затем следовало имя её мужа. Например: «Мутемуйа, супруга писца Несиамона». Надо сказать, что в Древнем Египте женщины пользовались довольно широкими правами: женщина могла работать, была наделена правом собственности и наследования, могла заниматься сельским хозяйством и торговлей наряду с мужчиной. В «семейный бюджет» египетской семьи муж вносил две трети общего имущества, жена – одну. После кончины одного из супругов второй мог распоряжаться всем имуществом, но продавать или дарить мог только свою долю. Образованная женщина могла врачевать, быть управляющей, адвокатом в суде и получать за свой труд такую же плату, как и мужчина. Но воспитанием сыновей занимались прежде всего отцы.

Как правило дети наследовали профессии своего отца. К концу второго тысячелетия до н.э. Египет превратился в бюракратическое государство. Армия чиновников была громадной. Коррупция достигла угрожающих размеров и тогда был издан закон, который записан на стене одной пирамиды. «Тебя не будет, Твой сын не будет на месте твоем». Уличенный в коррупции чиновник лишался должности, при этом одновременно его дети лишались всех привелегий и становились слугами.

По этой причине государственный чиновник должен был быть честным и очень образованным человеком. Дети начинали обучение в храмовых школах с 5 лет, учителями были жрецы, обучение длилось 12 лет.

В 5 лет мальчик получал первую набедренную повязку и ему делали обрезание (первая инициация). Мальчиков и девочек коротко стригли, до совершеннолетия мальчики носили «локон юности» — боковую косичку, который при второй инициации, посвящался местному богу.

Молодые писцы во время учебы. Новое царство

Наследные принцы как и дети военных также обучались при храмовых школах, но помимо прочих предметов, военному делу уделялось особое внимание.

Известно, что сын Тутмоса III, будущий фараон Аменхотеп II не получал завтрака пока не пробегал определенную дистанцию и несколько раз не переплывал Нил. Он вырос выдающимся атлетом, стрела пущенная его рукой с боевой колесницы пробивала медный щит.

Другой принц, будущий фараон Рамзес II, достигнув 15 лет, получил от отца подарок — наложницу и ключи от всех гаремов страны. У фараоны их было, примерно 4, во всех крупных городах страны.

Рамзес II жил очень долго, более 90 лет, у него было 20 жен, тьма наложниц и более 100 детей. Один из его сыновей был первым археологом в мире! Но наследный принц, изучая древние гробницы, засыпанные песками, ранних династий искал не драгоценности, а настоящие сокровища — древние манускрипты со знаниями. Именно ему принадлежит мысль, что знания увеличивают печаль.

Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.

На протяжении тысячелетий здесь сложился определенный психологический тип человека: идеалом древнего египтянина считался немногословный, умевший терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы человек. В логике такого идеала и шло все обучение и воспитание.

В Древнем Египте был достаточно высок уровень семейного воспитания и обучения. Отношения между женщиной и мужчиной в семье строились на равноправной основе, поэтому и девочкам, и мальчикам в этих условиях уделялось равное внимание.

Судя по древнеегипетским папирусам, египтяне уделяли детям много внимания, поскольку по их верованиям именно дети могли дать родителям новую жизнь, совершив погребальный обряд. Праведная жизнь на Земле определяла счастливое существование в загробном мире предков. Как верили египтяне, боги, взвешивая душу умершего, вместо гирь на чашу весов кладут маат (дословно переводится как правда, но в более широком толковании) — кодекс поведения; если жизнь умершего и маат уравновешивались, то он мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и поучения детям, которые являлись стимулом формирования нравственности каждого египтянина. В этих поучениях отражалась идея необходимости воспитания и обучения:

Подобен каменному идолу неуч, кого не обучал отец».

Группа из двух женщин и ребенка. Среднее или Новое царство. XII-XVII династии. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм:

Послушание — это наилучшее у человека».

Учитель обычно обращался к ученику с такими словами:

Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе».

Наиболее эффективным способом достичь такого повиновения считались физические наказания. На ученика древнеегипетской школы постоянно сыпались удары. Физические наказания считались естественными и необходимыми. Девизом школы были слова, записанные в одном из древних папирусов:

Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».

В стране, где палка играла такую значительную роль, муж имел право бить свою жену, а брат – сестру, однако, уличенные в этом за физические увечья наказывались законом. Виновный должен был поклясться перед судьями, что больше не тронет свою жену, иначе получит 100 палочных ударов сам и будет лишён права на совместно приобретённое имущество.

Абсолютный и безоговорочный авторитет отца, наставника был освящен в древнем Египте многовековыми традициями. Имея в виду такие традиции, автор «Поучения гераклеопольского царя» XIII в. до н. э. писал:

Следуй отцам твоим, предкам твоим».

Тесно связан был с этими традициями и обычай передавать профессию по наследству — от отца детям. В одном из папирусов, к примеру, перечислены 25 поколений зодчих, принадлежавших одной египетской семье.

Как бы ни был силен консерватизм древнеегипетской цивилизации, в ее недрах шли процессы, свидетельствовавшие о пересмотре идеалов личности, а с ними и целей воспитания. Из текста одного из древних папирусов, относящегося к 1-му тысячелетию до н. э., видно, что уже тогда в Египте имелись разные точки зрения относительно того, каким надлежит быть человеку. Автор, очевидно, спорит с теми, кто отходит от традиционной приверженности идеалу покорности и безынициативности:

Человек, живущий в вере, подобен растению, находящемуся в теплице».

Однако эту мысль он подробнее не раскрывает.

Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось преимущественно через заучивание различного рода моральных наставлений, таких как, например:

Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в своем сундуке; лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, чем быть богатым и познать печаль».

Эхнатон и Нефертити с детьми на руках. Новое царство

Заучивание подобных сентенций в школе было отнюдь не простым делом, поскольку они были записаны иероглифами на архаичном, далеком от живой речи языке.

Обучение в Древнем Египте имело целью подготовку к профессии в зависимости от видов деятельности, которой занималась семья. Семья была первичной ячейкой такого обучения. Жрецы, ремесленники, музыканты обучали детей своей профессии. Отцы-ремесленники при этом использовали различные игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Вне такого строго специального по направленности обучения было военное дело. Людей, предназначенных для военной службы, учили владеть оружием, выполнять различные физические упражнения, развивавшие силу, выносливость, ловкость.

Уже в 3-м тысячелетии до н. э. в Египте возник институт семейной школы: чиновник или жрец обучал своего сына, который должен был впоследствии сменить его в той или иной должности. Позже в таких семьях стали появляться небольшие группы учеников. Дети же простых людей приобщались к занятиям своих родителей, чтобы заменить их, когда придёт время. Если египетские мальчишки играли чаще в подвижные игры, состязались в силе и ловкости, то девочки, не пренебрегая, конечно, и подобными занятиями, обожали танцы. Учились танцевать все девочки, без исключения, независимо от того, собирались ли они становиться профессиональными танцовщицами или плакальщицами. Кроме того, девочки любили жонглировать, петь и водить хороводы, обожали карусели. Мать учила их готовить и ткать, а вот стирали белье и одежду в Египте чаще мужчины. Чем выше был статус семьи, тем меньше работы по дому выполняла женщина. Для зажиточного древнего египтянина услышать от кого-нибудь фразу, что у его жены кожа слишком темная от загара было равносильно нанесению оскорбления.

Нашим же детям в наследие от Древнего Египта осталось такая радость как каникулы. Само слово римское это латинское название звезды Сириус — «Каникула» — означает «маленькая собачка», с ней римляне познакомились поближе, завоевав Египет. Восхождение звезды Сириус или созвездия Большого Пса для египтян было началом нового года и приходилось это время на самый жаркий период. С празднованием восхода Сириуса начинался и праздник Изиды, в Египте римской эпохи жрецы несли изображение собак или даже вели живых собак впереди колесницы Изиды. Этот период года римляне и назвали «египетской жарой», а римский сенат объявил дни отдыха в самое жаркое летнее время, когда звезда Сириус появлялась на утреннем небе; отсюда и происходит слово «каникулы».

«Через Неву, через Нил и Сену…». Египетская тема в творчестве Н.С. Гумилёва. Е.Ю. Раскина

Культуроним (образ) Египта — один из наиболее значимых в творчестве Н. С. Гумилёва. Три реки — Нева, Нил и Сена — занимают центральное место в его поэтической географии. Но если роль «широкой, как Нил» Невы и символизирующей Францию Сены в поэтической географии Гумилёва уже являлась предметом литературоведческого исследования, то роль Нила, символизирующего Египет, еще не достаточно изучена.
В творчестве Гумилёва тема Египта распадается на два периода: имеется ввиду книжное знакомство поэта с культурой Египта, ознаменовавшееся выходом журнала «Сириус» и появлением на его страницах неоконченного прозаического произведения «Вверх по Нилу» («Листы из дневника»), и знакомство предметное, связанное с Гумилёвскими поездками в Египет, датировка первой из которых до сих пор является дискуссионной (1907 или 1908 г.?).
Предметное знакомство ознаменовалось появлением ряда поэтических текстов, в которых чувствуется некнижный Египет с его пейзажно-архитектурными реалиями. Однако некоторые из этих текстов («Заклинание», «Гиена», «Зараза», «Ужас», «Рощи пальм и заросли алоэ» ) датируются 1907-м, что вызывает сомнения в датировке первой Гумилёвской поездки в Египет именно 1908 годом. «Версии 1908 года» придерживалась А. А. Ахматова, и, надо сказать, что ее мнение перевесило для исследователей и биографов — от П. Н. Лукницкого до А. Б. Давидсона — все аргументы в пользу «противоположной стороны».
Как утверждает Ю. В. Зобнин, версия 1907 г. не соответствует действительности и восходит к рассказу «Вверх по Нилу. Листы из дневника», опубликованному в журнале «Сириус» в январе-феврале 1907 г. В этом прозаическом произведении есть фразы («Я устал от Каира, от солнца, туземцев, европейцев, декоративных жирафов и злых обезьян… Проходят дни, недели, а я все еще в Каире» — 6, 20), позволяющие говорить о пребывании Гумилёва в Египте в 1907 г.
Однако Ю. В. Зобнин, как и А. Б. Давидсон, считает «Листы из дневника» не итогом первого путешествия в Египет, а лишь литературным воплощением мечты о встрече с этой загадочной страной. Тем не менее, сам Гумилёв отнюдь не опровергал факт своего путешествия в Египет в 1907 г., хотя и не подтверждал его. Версию 1907 года убедительно доказал В. П. Петрановский, и в дальнейшем мы будем придерживаться этой точки зрения.
Как уже говорилось выше, первое, книжное знакомство Гумилёва с культурой Египта ознаменовалось выходом в Париже журнала «Сириус» (январь 1907-го), инициатором и основным автором которого был поэт. Но при изучении этого книжного знакомства следует, прежде всего, обратить внимание на египетское название журнала, ведь Сириус значит — «звезда Нила». В «Истории неба» К. Фламариона читаем: «Тесная связь между появлением этой звезды (Сириуса — Е. Р.) и разлитием Нила заставила народ еще чаще называть ее Звездой Нила или просто Нилом, — по египетски и по-еврейски — Сихор, по-гречески Soqiz, по-латыни Sirius» .

«Звезда Нила» предупреждала египтян о возможном наводнении, а поскольку «предостережение об угрожающем наводнении было самым главным событием в году египтян, то календарь их начинался с восхода Нильской звезды, равно как и все последующие праздники» . Думается, что Гумилёв не мог не знать об этом, когда выбирал название для своего журнала, тем более что содержание первого номера «Сириуса» было частично египетским («Вверх по Нилу. Листы из дневника»).
Интересно, что верховья Нила, египетский бассейн которой манил к себе исследователей и поэтов, располагаются на территории современных Судана и Эфиопии (Гумилёвской Абиссинии). «Эти страны часто упоминаются в оккультных работах в качестве «наследников» допотопной «атлантической» культуры, прежде всего — магических тайн», — указано в комментариях к рассказу «Вверх по Нилу. Листы из дневника» . В верховьях Нила располагалась таинственная страна «короля-волхва Бальтазара», упомянутая в рассказе («Один нищий дервиш рассказал мне, что в тропических лесах еще могуче племя мудрых эфиопов под властью потомка короля-волхва Бальтазара») . Можно сказать, что Гумилёв отсылает нас не столько к «оккультным тайнам» и «Тайной доктрине» Е. Блаватской (главы «Лотос как всемирный символ» и «Культ древа, змия и крокодила»), сколько к событиям, сопровождавшим рождение Спасителя: появлению на небосклоне Вифлеемской звезды и путешествию царей-волхвов за этой путеводной звездой.
Возвращаясь к интерпретации названия альманаха («Сириус»), следует указать и на другие варианты толкования названия, которые, вероятно, были известны Гумилёву. Как известно, звезда Сириус находится в южном созвездии Большого Пса, которое восходит высоко только в тропиках и в южном полушарии. Последний факт дал основание называть Сириус «Звездным псом». Кроме того, существует легенда, согласно которой именно Сириус указал царям-волхвам дорогу к месту рождения Иисуса Христа, после чего получил второе название — Вифлеемская звезда. Образ царей-волхвов, пришедших из Египта, Персии и Абиссинии для того, чтобы поклониться младенцу-Христу, необыкновенно важен для творчества Гумилёва. О значении этого образа мы уже подробно говорили выше. Однако в контексте различных интерпретаций символики звезды Сириус этот образ приобретает дополнительную семантику, на которую мы сочли нужным указать. Как мы видим, выбор названия для парижского альманаха был далеко не случайным — многогранная символика звезды «Сириус» предоставляла Гумилёву обширные возможности для мифологизации.
Интересно, что одного из царей-волхвов традиционно относили к персидско-месопотамскому региону, а в рассказе «Вверх по Нилу. Листы из дневника» упоминается «ковер из старой Персии, на котором, быть может, заклинали солнечных духов» . Узоры персидских ковров ассоциировались у Гумилёва с символикой сакрального орнамента, когда причудливое переплетение линий растительного орнамента напоминает о необыкновенных, экзотических растениях райского сада. «Золото, пурпур и роскошь черных царей», все эти атрибуты загадочной земли в верховьях Нила, символизируют у Гумилёва движение к истине, путешествие за путеводной Вифлеемской звездой или «столпом огненным».
Следует указать на еще один аспект символики звезды Сириус, по всей видимости, известный Гумилёву. Дело в том, что в египетской мифологии существовала богиня Нового года и разливов Нила, начало которых было связано с появлением звезды Сириус. Эта богиня — Сопдет или Сотис — считалась персонификацией «звезды Нила» и покровительницей умерших. Изображалась она в виде коровы или женщины с коровьими рогами и отождествлялась с Исидой. Сопдет или Сотис подобна «деве богов» «feminaadorata») Фармаковского и Гумилёва — царице волшебных «садов души».
Интересно, что в редакционном предисловии к «Сириусу» поэт называет современный ему Париж «второй Александрией утонченности и просвещения» и тут же вспоминает о Новом Египте, «где времена сплелись в безумье и пляске». Тема Александрии и Нового Египта, затронутая в 1907-м, парадоксальным образом «всплыла» в трагедии «Отравленная туника» (1918), где появилась александрийская плясунья Феодора, ставшая византийской императрицей. «Странная судьба Николая Степановича; 8-й и 18-й годы в Париже, и оба раз так любил — до попыток самоубийства. И оба раза потом в Крыму был. Странная судьба: кругами, кругами… Как коршун!», — говорила о Н. С. Гумилёве А. А. Ахматова — Семирамида и Феодора его жизни и творчества . В «Записных книжках» А. А. Ахматова вспоминала, что была для Н. С. Гумилёва «чем-то средним между Семирамидой и Феодорой» .

Николай Гумилёв.
3 апреля 1915 г.
Toronto Slavic Quarterly
В 1917–18 году, во время написания трагедии «Отравленная туника», Гумилёв снова оказался в Париже, этой «новой Александрии утонченности и просвещения», и, с помощью нового произведения, подвел итоги своего первого парижского периода. Биографически подведению итогов способствовала неразделенная любовь к «Синей звезде», зеркально отразившая метания 1907–1908 гг.. Творчески — европейская передышка, когда перед тем, как в последний раз «погрузиться» в «дикую, родную Русь», поэт снова оказался в утонченном Париже-Александрии, на. котором, однако, не могли не сказаться катастрофы Первой мировой.
В «Отравленной тунике» Александрия — некий мировой котел, где «греки, финикияне, арабы // При помощи логических фигур, геометрических сопоставлений // Творят еще неслыханные веры» и властвует танцовщица Феодора, подобная «веселому плясуну случаю». О роли эклектизма и александризма в культуре модернизма писал в своих статьях Андрей Белый. По мнению Андрея Белого, сила и оригинальность нового искусства заключалась в стремлении сочетать художественные приемы разнообразных культур и «создавать новое отношение к действительности путем пересмотра серии забытых миросозерцаний» .
Под «серией забытых миросозерцаний», которые нуждаются в пересмотре, Андрей Белый подразумевал и александрийский «культурный котел», в котором соединились финикийские, египетские, греческие и арабские веяния. В Гумилёвской «Отравленной тунике» Александрия — это город, где создаются «еще неслыханные веры, / Которые живут, как мотыльки, / Лишь день один, но все-таки пленяют…» . В упоминании вер-мотыльков можно усмотреть связь с приведенной выше цитатой из книги Андрея Белого «Символизм», где упоминается о создании нового отношения к действительности путем пересмотра серии забытых миросозерцаний.
Для русских модернистов было характерно представление об «александризме» как о синкретическом и, в то же время, «музейном» типе культуры. В «музейном александризме» упрекал Вячеслава Иванова А. Блок, почерпнувший понятие «александризм» из статей Вячеслава Великолепного . С другой стороны, согласно Ф. Ницше, синкретический «александризм» был свидетельством упадка античной культуры.
«Если исключительное торжество начала дионисического грозит растерзанием человека и гибелью личности, то же исключительное торжество начала аполлонического грозит человеку бессодержательным формализмом, исключительно формальной культурой, александризмом, своеобразным античным позитивизмом», — писал Н. А. Бердяев . Для Гумилёва, предпочитавшего «дионисийскую ересь» гармонически ясному и стройному аполлоническому началу, синкретический александризм являлся скорее «цветением» античной культуры, чем ее упадком.
Дискуссия о смысле и культурном назначении «александризма» была характерна для «серебряного века» русского искусства. Собственно говоря, дискуссионным оставался вопрос, усматривать ли в «александризме» как художественном синкретизме выражение «цветения культуры» или же следствие ее упадка? Известно, что Шпенглер в «Закате Европы» писал о скрытом александризме» искусства XIX ст., состоящем в том, что вместо живого искусства орудуют с его мумией, с искусством готовых форм. Между тем, защитники «александризма» как художественной программы усматривали в возможности комбинирования культурных форм несомненную ценность эстетического синкретизма, считали музейный характер «александризма» скорее достоинством, чем недостатком. Для Вячеслава Иванова «александризм» был проявлением аполлонизма в искусстве. Близкой точки зрения придерживался и Н. С. Гумилёв.
Говоря о значении понятия «александризм» для русских поэтов, нельзя не вспомнить о «гармонии александрийского стиха», воспетой ими. «Дитя гармонии, Александрийских стих, ты мед и золото для бедных губ моих», — восклицал Георгий Иванов . Для акмеистов александрийский стих был воплощением гармонии в искусстве, средоточием «классического темперамента». «Классический темперамент («Laraisonraisonnant», по Ипполиту Тэну) противоположен романтическому захлестыванию всего существа каким-либо одним чувством», — писал Н. Оцуп — член второго «Цеха поэтов» . И продолжал: «Delamusiqueavanttoutechose» и вообще всякое «avanttoutechose» с головой выдает неклассиков» . Можно полностью согласиться с Н. Оцупом в том, что деятельность Гумилёва как теоретика и поэта носила печать классицизма.
Существовало и другое значение понятия «александризм», о котором, по всей видимости, было известно Гумилёву. Речь идет об александризме как о богословской школе, противоположной антиохизму. Так, профессор Московской духовной академии А. П. Лебедев, автор диссертационного исследования и монографии «Вселенские соборы IV и V веков» (1879), относил сторонников Никейского собора к александрийскому лагерю, а его противников — к антиохийскому. Исследование Лебедева получило достаточно широкую известность, и термин «александрийская школа» («александризм) утвердился в богословии. Интересно, что арианская ересь связывалась богословами конца XIX— начала XX века с антиохийской школой. Думается, что при анализе значения культуронима Александрии в «Отравленной тунике» Гумилёва следует учитывать и культурно-философское, и богословское значение этого понятия.

Огромное значение здесь приобретает Александрия как центр коптского христианства (Александрийский патриархат). «Христианское миросозерцание православной Руси невозможно вообразить без отшельничества ранних христиан в Египте, равно как и нельзя представить себе русского христианского искусства без греко-римского, соединяющего античные и египетские художественные и идейные традиции. Русская православная церковь ощущала свою близость коптской церкви и всегда поощряла всевозможные контакты с ней», — справедливо указывают Г. А. Белова и Г. А. Шеркова .
Кроме того, как писал Б. А. Тураев, именно через Александрию юг «русской равнины» получал произведения египетского и подражающего египетскому искусства. «В Египте — корни европейского искусства, — справедливо утверждал Тураев, — он впервые дал тип пропорциональной человеческой фигуры и создал стиль, в котором многообразие жизни подчинено единому представлению. Наконец, в лице христианства Древний Восток духовно покорил Запад, подчинивший его оружием» .
Паломнические христианские маршруты в Египте неоднократно упоминаются в текстах Гумилёва. Так, например, в ст-нии «Вступление» («О тебе, моя Африка») читаем: «И последняя милость, с которою / Отойду я в селенья святые, / Дай скончаться под той сикиморою, / Где с Христом отдыхала Мария» . Сикимора, под которой отдыхало Святое Семейство во время бегства в Египет, это вполне реальная, а не легендарная точка египетского маршрута паломников-христиан. Священную сикимору Богоматери показывали паломникам-христианам в Гелиополе. Так, сотрудник одного из петербургских министерств Е. Э. Картавцов вспоминал, что это было уже не то самое дерево, но, согласно преданию, от того же самого корня. А. С. Норов в своих «Путешествиях по Египту и Нубии» (Санкт-Петербург, 1840) вспоминал, что Священная сикимора Богоматери находилась в саду, в стороне от дороги, на территории коптского монастыря, в Гелиополе, тогда и ныне — Эль-Матарии, пригороде Каира.
«До шестидесятых годов XIX века сад, где находилась эта смоковница принадлежал России, — пишут Г. А. Белова и Г. А. Шеркова, — точнее, одному из тогдашних дипломатов в Каире» . Этот дипломат, покидая Каир, подарил сад со смоковницей хедиву Измаилу. Хедив, в свою очередь, преподнес сад французской императрице Евгении, жене Наполеона III. Императрица путешествовала по Египту, и лучший подарок, чем этот сад, трудно было найти. Затем сад стал принадлежать католическим монахам, которые и стали владельцами священного дерева. Историю священного дерева рассказывал и другой русский путешественник — С. Фонвизин. Своей поездке Фонвизин посвятил книгу «Семь месяцев в Египте и Палестине» (СПб., 1910).
Северо-восточный пригород Каира Эль-Матария был излюбленным местом паломничества христиан — православных и католиков. Уже упоминавшийся выше А. С. Норов посетил Эль-Матарию в 1834–1835 гг. и писал об этом селении следующее: «Селение Матарие, этот мирный оазис, осененный веселою рощею и цветущий среди безмолвной пустыни, сохраняет глубокие, утешительные воспоминания для христианина. Здесь, по достовернейшим преданиям, Пресвятая Дева с Божественным Младенцем Иисусом, сопровождаемая Иосифом, нашла себе покров после утомительного пути через пустыню» . Православные паломники считали свое паломничество несостоявшимся, если по дороге из Палестины не побывали в Матарии. Русский путешественник А. С. Норов прибыл в Матарию с севера, по пути из Александрии в Каир.
«Мы имеем достаточные основания думать, согласно с местным преданием, что пребывание Пресвятой Богородицы было возле Гелиополиса, ибо тут были колонии еврейские. Святое семейство преимущественно могло избрать себе жилище между соотечественниками и предпочесть Гелиополис шумному Мемфису», — утверждал Норов . Матарийское древо Пресвятой Богородицы и источник, у которого отдыхало Святое семейство, стали сакральными центрами Нижнего Египта, священными для каждого христианина.
Фрагмент из записок Норова, рассказывающий о Сикиморе Богоматери, мы считаем необходимым привести полностью. Итак, А. Норов пишет следующее: «В саду Матарие показывают срубленное фиговое дерево, от которого остался удивительной толщины пень, носящий на себе печать веков. Из вершины этого пня идут теперь в высоту сочные ветви, которые обещают возобновление дерева в прежней красоте; множество надписей, большею частью еврейских, арабских и коптских, перемешанных с красными знаками, испещряют пень. По преданиям, это дерево осеняло некогда своей тенью Святое семейство» .
Далее Норов описывает фруктовый сад и светлый источник, которому, как и дереву, приписывали целебные свойства. Возле сада находились развалины священного жилища Матери Божией, куда приходили отправлять службы христианские священники из Каира. Русский паломник посетил сад и прочел Богородичную молитву.
Интересно, что свое название селение Эль-Матария получило от арабского «свежая вода». Вода из Матарии была известна во всем Египте, так как почти везде, кроме этого места, имела солоноватый вкус — из-за натровых частиц земли. Интересно также, что и доныне арабы называют священный источник в Эль-Матарии — «Айн Шемс», что обозначает «источник солнца».
В этом контексте важным является христианское восприятие Богоматери как Одушевленного Рая и Древа жизни. В каноне Акафиста Божией Матери преподобного Иосифа Песнописца читаем: «Огнеобразная колеснице Слова, радуйся, Владычице, одушевленный Раю, Древо посреде имуще Жизни — Господа, Его же сладость оживотворяет верою причащающихся и тли подклонившихся…». Песнописец сравнивает Богоматерь с огненной колесницей, везущей Слово Божие, которое, будучи зачатым в Ней, обращает Марию не только в колесницу, но и в «одушевленный Рай», имеющий в себе Древо Жизни — Христа. Древо Жизни также символизирует самого Христа («Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Я есмь лоза, а вы ветви; ибо без Меня не можете делать ничего…» (Ин. 15:1-5). Таким образом смиренная просьба принять христианскую кончину у Священной сикиморы Богоматери («Дай скончаться под той сикиморою, / Где с Христом отдыхала Мария») синонимична просьбе отойти в мир иной у земного образа евангельского Древа Жизни, заснуть в земном саду, чтобы проснуться в саду небесном.
В 1880–1881 гг. в Египте побывал русский путешественник Василий Андреевский. Во время своего пребывания в Каире Андреевский посетил Гелиополис, расположенный на северо-востоке египетской столицы, а также то место, где, согласно преданию, отдыхало Святое семейство во время бегства в Египет. «Этот эпизод из детства Христа, так часто бывший сюжетом великих художественных произведений, видишь здесь в лицах на каждом шагу, — писал Андреевский. — Еще на пути к Гелиополису я обогнал женщину, ехавшую на осле и державшую на руках ребенка, прикрывая его от солнца полою своего широкого синего бурнуса. В нескольких шагах за ним шел, опираясь на палку, человек такого же возраста, какой дают обыкновенно Иосифу, — страница из Евангелия, воспроизведенная кистью Джотто; та же обстановка, тот же костюм, то же небо и пейзаж. По дороге росли пальмы, подобные той, которая, по одному апокрифическому сказанию, наклонила свою верхушку до рук Христа-Младенца» .
Детство Христа, как и юность сотворенного Богом мира, являются необычайно важными для творчества Гумилёва временными категориями. В его текстах неоднократно появляются такие «точки отсчета», как «священная заря бытия», «молодость мира» или «девственная юность» мира. Все эти временные категории самым тесным образом связаны с «языком девственных наименований», обретение которого является, по Гумилёву, высшей целью поэзии. «Юность мира» является сакральным временем, неподвластным греху, для Гумилёва это время, предшествующее грехопадению и изгнанию из райского сада. Детство Христа, память о котором сохраняют египетские святыни, дорого поэту, как и детский мир в целом. Образ ребенка — «веселого брата мая» — является одним из центральных в творчестве «отца акмеизма». Именно поэтому Гумилёв видит Африку прежде всего «молодым» континентом, к которому приставлен по-детски неопытный ангел.
«Детство человечества», протекавшее в райском саду, неоднократно упоминается в текстах поэта как предшествовавший мировой истории «золотой век». В связи с этим основополагающее значение для интерпретации значения «египетского текста» в творчестве Гумилёва приобретает образ каирского сада Эзбекие, которому посвящено одно из лучших ст-ний поэта. В связи с образом сада Эзбекие необходимо дать небольшую историческую справку.
Хедив Измаил, внук правителя Египта Мохаммеда Али, сделал этот необыкновенный по красоте сад центром Каира, точкой, к которой сходились линии разбитых на парижский манер бульваров. Измаил получил образование во Франции и много путешествовал по Европе: ему хотелось, чтобы Каир не уступал современным кварталам Парижа. Хедив разделил Каир на восточный и западный, задумав создать «новый Париж» на Ниле. Центром нового города он намеревался сделать Эзбекие. Этот египетский правитель реставрировал район, прилегающий к Эзбекие, и проложил два бульвара, ведшие к старому городу (Клот-Бей и бульвар Мухаммеда-Али). План Исмаила заключался в том, чтобы создать на западе столицы совершенно новый район, отделенный от старого Каира.
«Именно о саде Эзбекие Гумилёв писал Вере Шварсалон из Каира: «Каждый вечер мне кажется, что я или вижу сон или, наоборот, проснулся в своей родине. В Каире близ моего отеля есть сад, устроенный на английский лад, с искусственными горами, гротами, мостами из цельных деревьев. Вечером там почти никого нет, и светит большая бледно-голубая луна» . Эта цитата становится более понятной, если обратить внимание на то, что Гумилёв воспринимал Эзбекие как место паломничества, неразрывно связанное с христианскими святынями.
В этом контексте совершенно иное звучание приобретают строки из «Эзбекие»: «Но этот сад, он был во всем подобен / Священным рощам молодого мира…» . В этом саду, подобном райскому, есть «пальмы-Марии», величавые платаны — деревья мудрецов-друидов, водопад, похожий на единорога, встающего на дыбы («И вопопад белел во мраке точно / Встающий на дыбы единорог») . Не случайно именно здесь лирический герой «Эзбекие» хочет принять смерть: «О смерти я тогда молился Богу, / И сам ее приблизить быть готов» .

Но насильственная смерть — самоубийство — в чудесном саду произойти не может, и поэтому лирический герой ст-ния дает обет вернуться в Эзбекие через десять лет, чтобы повторить обет и заслужить освобождение. Это желание найти покой в чудесном саду, подобном райскому, близка к просьбе о том, чтобы принять смерть под Священным деревом (сикиморой), прозвучавшей в ст-нии «Вступление» («О тебе, моя Африка»): «Дай скончаться под той сикиморою, / Где с Христом отдыхала Мария» . Лирический герой ст-ния «Вступление» уверен, что, заснув в земном раю, можно проснуться в небесном — «святых селеньях». Иного исхода в чудесном саду быть не может.
Египетский сад, подобный «священным рощам молодого мира», погружает лирического героя «Эзбекие» в «детство Вселенной», когда человек был братом, а не царем сотвореннного Богом тварного мира. «В Африке Гумилёву видится детство человечества, — справедливо заметил О. Ильинский, — Это выражение следует понимать символически. Художественный миф поэту необходим. Не следует видеть в Африке Гумилёва отзвуки руссоизма — поэт вовсе не наивен. Он знает, чего хочет. Гумилёв обладал сильным чувством природы, в своей Африке он вписывает человека в природную стихию. Он наделяет его первобытной наивностью» . Подобная «первобытная наивность» — один из элементов африканского мифа Гумилёва. Именно она позволяет соотнести детство Вселенной, протекавшее в райском саду, на заре Творения, и детство Христа, неотделимое от бегства Святого Семейства в Египет и отдыха под Священным деревом. «Неопытный ангел», приставленный Всевышним к Африке, о котором упоминается в ст-нии «Вступление» («О неопытном думают ангеле, / Что приславлен к тебе, безрассудной» ) — это ангел-ребенок, чья детская душа подобна молодости африканского континента.
«Через эту первобытную наивность поэт раскрывает себя самого и чувствует свое братство с этим черным Адамом», — продолжает О. Ильинский. — Он ведь и себя вписывает в африканский пейзаж… (…) Для Африки Гумилёва характерны библейские ассоциации» . Одна из этих «библейских ассоциаций» — египетские «маршруты» Святого Семейства и неоднократное упоминание об отдыхе Христа и Марии под Священным деревом.
Интересно, что, в отличие от символистов, Гумилёв обращает внимание читателей не на Гелиополис как центр солнечного культа, а на расположенные близ Гелиополя христианские святыни. Символистский «египетский текст», напротив, был сосредоточен на Египете языческом и, в частности, на Гелиополе как на священном городе, где находился храм бога солнца Ра. Гумилёв вводил в русскую поэзию «другой Египет», причем, важнейшими элементами этого «другого Египта» являются христианские святыни.
______________
Примечания
. Датировка стихотворения «Рощи пальм и заросли алоэ» является дискуссионной (1907 или 1908 гг.?). Датировка 1908-м годом мотивируется тем, что автограф стихотворения содержался в письме Гумилёва к Брюсову от 30 ноября 1908 г. Однако ссылка на письмо к Брюсову не может служить доказательством того, что стихотворение написано именно в 1908-м. В записных книжках А. А. Ахматовой читаем: «Это лекарство — «Рощи пальм» (1908?). Сопоставить это стихотворение с «Эзбекие», 1918 (Париж), когда новая несчастная любовь напомнила ему то, что было с ним ровно десять лет назад, т. е. в 08 году» .
Литература
1. Андреевский В. Египет, Александрия, Каир, его окрестности, Саккара и берега Нила до первых порогов. СПб., 1886. С. 40.
2. Белова Г. А., Шеркова Г. А. Русские в стране пирамид. Путешественники. Ученые. Коллекционеры. М.: Алетейя, 2003. С. 90.
3. Белый А. Символизм. Книга статей. М., 1910. С. 49.
4. Белькинд Е. Л. Блок и Вячеслав Иванов. Блоковский сборник. II. Тарту, 1972, С. 365—367.
5. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994.
6. Бронгулеев В. В. Посредине странствия земного. Документальная повесть о жизни и творчестве Н. С. Гумилёва. Годы: 1886–1913. М., 1995, С. 156.
7. Гумилёв Н. С. Собрание сочинений в 10 т. М.: Воскресенье, 1999–2007.
8. Записные книжки А. Ахматовой (1958-1966). М.; Torino: Einaudi. 1996. С. 100.
9. Ильинский О. Основные принципы поэзии Н. Гумилёва // Записки русской академической группы в США. 1986. № 19. С. 393–394.
10. Картавцов Е. Э. По Египту и Палестине. Путевые заметки. СПб., 1896.
11. Лукницкий П. Н. Встречи с Анной Ахматовой. Том I 1924–25 гг. Paris: YMCA-Press., 1991. С. 165.
12. Норов А. Путешествие по Египту и Нубии. В 2-х частях. СПб., 1853. С. 50.
13. Оцуп Н. О Гумилёве и классической поэзии // Цех поэтов. Книга третья. Петроград, 1922. С. 46.
14. Письма Гумилёва Вячеславу Иванову и В. К. Шварсалон из абиссинского путешествия. Неизвестные письма Н. С. Гумилёва / Публикация Р. Д. Тименчика // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Т. 46. № 1. С. 62–64, 68–69.
15. Тураев Б. А. История Древнего Востока. Минск: Харвест, 2004. С. 7.
16. Фламарион К. История неба. М., 1994, С. 120.
17. Цех поэтов. Книга третья. Петроград, 1922. С. 11.

Древний Египет — царство древнего мира, что располагалась на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил. Египтяне оставили огромный след в истории человечества, и речь идёт не только о всем известных пирамидах. Медицина, наука, наблюдение за звёздным небом, социальные, экономические и политические достижения – вот лишь малый список заслуг одной из самых мощных цивилизаций, существовавших много тысяч лет до нашей эры.

В нашем топе мы собрали самые интересные факты о Древнем Египте для детей, учеников 5 класса, которые смогут приоткрыть завесу тайны об одних из загадочных и продвинутых народов, живших на нашей Земле и расширить кругозор любознательного читателя.

10. Пирамида Джосера – первая в Египте


Это самая древняя сохранившиеся пирамида в Египте. Да, именно она была самой первой из всех этих необычных сооружений. Построили ее в честь правителя Джосера. Несмотря на свой статус самого древнего египетского сооружения, она очень хорошо сохранилась до наших времен.

Еще одной отличительной чертой является необычный рельеф пирамиды. Сделали ее в виде шести больших ступеней, которые, по мнению ученых, символизируют уход фараона в загробный мир.

В высоту она всего 62 метра, что в сравнении с другими очень мало. Внутри находится одиннадцать камер для погребения всей фараонской семьи. На момент раскопок были обнаружены последнии члены семьи, но самого Джосера найти так и не удалось. На сегодняшний день можно посетить это место вместе с экскурсоводом и подробно узнать все египетские тайны.

9. Хатшепсут – женщина-фараон


Хатшепсут — женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. Эта первая женщина, которая взяла под свое правление как Верхнюю часть, так и Нижнюю часть Египта.

Несмотря на то, что египетские фараоны считались земным воплощением Бога, а значит ими могли быть только мужчины, Хатшепсут воздавались все должные почести, которые полагались ей на управленческом месте.

В начале ее правления была придумана легенда, которая оправдывала то, что именно женщина заняла такой пост. По словам египтян, сам Бог спустился с небес в облике Тутмоса I, чтобы зачать свою дочь.

8. Женщина имела больше прав, чем мужчина


В Древнем Египте женщины и мужчины были равны перед законом. По сравнению с другими древними цивилизациями, египетские женщины могли похвастаться большой свободой и в том числе свободой в выборе ремесла.

Но скорее всего, речь идет о девочках благородных кровей. Им было разрешено посещать элитную школу и изучать грамоту. Поэтому женщины могли занимать высокие должности, а значит, имели больше прав чем некоторые мужчины.

Ко всему прочему, они имели право держать слуг для разной работы и приобретать свое собственное имущество, участвовать в политической и религиозной жизни общества.

7. «Продвинутая» медицина


Первым делом, конечно же, стоит отметить мастерство египтян в вынимании органов и бальзамировании тела. В этом вопросе им не было равных. Но также нужно упомянуть, что именно они первые поняли как важна гигиена во время медицинских процедур и что болезни можно лечить с помощью разных отваров, массажей и благоуханий.

В основном врачами были мужчины, но история знает несколько случаев, когда в Древнем Египте врачом становилась женщина. Медицина у египтян была настолько продвинутая, что европейцы не могли превзойти их достижений несколько веков подряд. Но все же, несмотря на их широкую осведомленность, они часто связывали болезни людей со сверхъестественным вмешательством. Но это не мешало им проводить сложнейшие, даже по современным меркам, операции, такие как шунтирование, пересадка органов.

Даже такое недавнее изобретение, как антибиотики для египетских ценителей не было секретом. Для лечения различных инфекционных заболеваний врачи Древнего Египта использовали плесень, образующую на продуктах и почве.

6. Египтяне изобрели колеса со спицами


Форма колеса и его предназначение было изобретено задолго до египтян, но именно они придумали вставить в него спицы, чтобы сделать колесо более легким и маневренным, благодаря чему их повозки прославились на весь мир как грозные тактические единицы.

Это была вынужденная мера из-за военных событий того времени, поэтому совсем неудивительно, что именно в Египте догадались о таком новшестве. Это дало преимущество в битве с врагами египтян, которыми на тот момент являлись хетты, что по-прежнему использовали тяжёлые, четырёхколёсные повозки, чьи колеса были выполнены целиком из дерева.

5. Запрещено зайти в жилище в обуви


Много знаний о Древнем Египте мы взяли из школьной программы, но есть множество интересных моментов, которые остались за кадром. Например, египтяне строго соблюдали обычай, который запрещал им входить в жилище обутым.

Связано ли это с верованием в то, что на сандалиях человек может пронести в дом злых уличных духов, демонов и прочую нечисть, или это была элементарная мера гигиены и профилактика распространения инфекций – неизвестно.

4. Женщины и мужчины носили макияж


Египтяне придумали косметику ещё в 4000 году до нашей эры, но самое удивительное то, что макияж использовали как женщины, так и мужчины. Даже в современном мейкапе жива та, древнеегипетская техника нанесения макияжа.

У египтян существовало два цвета “раскраски”: зелёный, получаемый из меди и синий — из свинца. Но цель этого действа была не столько в красоте, и тем более не в здоровье, ведь свинец вреден для человека, а в элементарной защите от безжалостных солнечных лучей.

3. Египтяне пользовалось тремя календарями


Египтяне в повседневной жизни использовали три календаря — ежедневный, он же земледельческий, астрономический и лунный.

Ежедневный земледельческий состоял из привычных нам 365-ти дней, трёх сезонов по четыре месяца в каждом. Астрономический же выстраивался из наблюдений за Сириусом, который появлялся на небе ежегодно, в начале сезона осадков. Лунный календарь вели египетскими жрецы, которые по нему отмечали даты проведения ритуалов и церемоний.

2. Мумификация людей и животных

Египетские мумии известны по всему миру и считается, что мумификации подвергались лишь фараоны, но это не так. Помимо известных людей, этому процессу подвергались и кошки, которые считались священными животными, а кроме того, археологи обнаружили при раскопках и мумии других животных.

Самой необычной находкой стал мумифицированный крокодил, чьи останки были обработаны по всем канонам и длина тела превышала четыре метра. Стоит отметить, что даже без особых ритуалов Солнце быстро превращало трупы в высушенные мумии.

1. Развитая «почта»

Египет был поистине огромным государством и одной из вытекающих из этого факта проблем должна была стать сложность коммуникации между отдаленными участками, но египтяне решили и этот вопрос, создав продвинутую почтовую службу, доставщиками писем в которой служили специально обученные голуби, которые были приручены и запоминали адреса доставки и путь домой.

Это сыграло большую роль в общем прогрессе цивилизации, позволив доносить свежие новости, поручения и постановления быстрее, чем это сделали бы почтальоны, даже при условии использовании ими скакунов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *