Эхо в лесу

Эхо сердца ребенку – современная неинвазивная процедура, позволяющая диагностировать как врожденные, так и приобретенные заболевания сердечно-сосудистой системы у детей в любом возрасте. О диагностических возможностях обследования, его проведении, показаниях читайте далее.

Содержание

Эхо КГ сердца у ребенка – что это такое

Эхокардиография (УЗИ сердца) – исследование работы органа в режиме реального времени, позволяющее определить, как статические характеристики сердца (размеры, толщину стенки, состояние миокарда и клапанов) так и динамические (объем крови, выбрасываемой при сокращении, направление кровяных потоков, работу клапанов). Знание этих параметров позволяет оценить состояние сердечно-сосудистой системы ребенка с минимальными затратами времени и сил.

В процессе Эхо КГ сканер получает информацию от органа в трех различных режимах:

  1. Стандартном двухмерном В-режиме. Это дает возможность оценить размеры отделов сердца, толщину их стенок, работу клапанов, сократимость миокарда.
  2. Цветном доплеровском режиме. Он позволяет оценить параметры сердечной гемодинамики и ток крови в отделах сердца без инвазивного вмешательства.
  3. Одномерном М-режиме. Метод отображает сокращения органа и работу клапанов в виде графической кривой на мониторе аппарата. Используется для как вспомогательное исследование для оценки сократительной функции желудочков и движения клапанов.

Когда назначают УЗИ сердца ребенку

По мере роста ребенка его сердце претерпевает значительные изменения. Выделяют определенные возрастные периоды, когда риск проявления нарушений в работе органа максимально велик:

  1. Момент рождения. Когда человек делает первый вдох схема кровообращения изменяется – с началом работы легких раскрываются легочные сосуды и начинает работать малый круг кровообращения. Это приводит к закрытию межжелудочкового отверстия и полному разграничению правых и левых отделов сердца. Помимо этого, резко возрастает нагрузка на левый желудочек из-за возросшего сопротивления сосудов.
  2. Период полового созревания. Резкий рост ребенка, повышение концентрации гормонов в крови в этот период приводит к повышению нагрузки на сердечно-сосудистую систему. Миокард не всегда успевает справляться с возросшими потребностями организма.

При отсутствии жалоб УЗИ сердца обязательно проводится детям в возрасте 1 месяц, 7 лет и 14 лет.

Эхокардиография плода

УЗИ сердца во время беременности назначается при наличии признаков нарушений развития этого органа, выявленных на стандартном УЗИ скрининге беременных. Помимо этого, исследование планово проводится в следующих случаях:

  • отягощенный семейный анамнез – наличие в семье близких родственников с врожденными пороками сердца;
  • отклонение от нормы количества околоплодных вод – много или маловодие;
  • хронические системные заболевания матери – сахарный диабет, ревматоидный артрит, системная красная волчанка;
  • врожденные пороки сердца у ранее рожденных детей;
  • выявление у плода хромосомных аномалий, сопровождающихся нарушением развития сердца;
  • инфекционные заболевания матери во время беременности (грипп в первом триместре, краснуха).

Оптимальным сроком для выполнения обследования считается 20–22-я неделя беременности. В этот период орган уже полностью сформировался и его размеры позволяют провести точную диагностику патологий.

Эхо КГ для новорожденных

УЗИ сердца выполняется в возрасте 1 месяца во время плановой диспансеризации. Обследование сердца в этот возрастной период позволяет выявить врожденные пороки сердца (сужение аорты, дефекты внутрисердечных перегородок, открытый артериальный проток). Основаниями для проведения Эхо КГ служат такие симптомы, как:

  • выслушивание педиатром сердечных шумов;
  • отставание в росте и медленный набор массы тела;
  • аномальная бледность и синюшный оттенок кожи;
  • цианоз носогубного треугольника – постоянный или возникающий при стрессе и физической нагрузке.

Показания для эхокардиографии у детей старшего возраста

При отсутствии жалоб эхокардиография выполняется при прохождении школьной комиссии в 7 лет, а также в 14 лет. Эхо КГ назначается в любом возрасте при следующих симптомах:

  • частые затяжные пневмонии;
  • жалобы на отдышку при физической нагрузке;
  • отставание в росте и массе тела;
  • нарушения сердечного ритма;
  • шумы, выслушиваемые педиатром.

Особенно внимательно за состоянием сердечно-сосудистой системы надо следить в процессе выздоровления после стрептококковой ангины и скарлатины. Стрептококки, вызывающие эти заболевания, способны повреждать эндокард, вызывая нарушения работы клапанов и миокард, приводя к развитию миокардита.

Показания и противопоказания к обследованию сердца у детей

Противопоказаний к проведению Эхо-КГ нет. Относительное противопоказание – тахикардия, так как частое сердцебиение искажает результаты исследования. Если учащенное сердцебиение – результат заболевания, то врач может предложить провести коррекцию ЧСС перед УЗИ лекарственными препаратами. Затрудняет проведение процедуры сильное ожирение, так как чрезмерно развитый слой жировой клетчатки гасит ультразвуковые волны.

Особенности подготовки и проведения процедуры у ребенка

Особенной подготовки для проведения обследования не требуется. Обратить внимание нужно на следующие моменты:

  1. Эхо сердца проводится в спокойном состоянии, при нормальной частоте сердечных сокращений, так как при их увеличении меняются и параметры сердечной деятельности, что затруднит постановку диагноза. Поэтому желательно, чтобы ребенок не подвергался физической нагрузке перед исследованием, а также не плакал и спокойно лежал во время него.
  2. На обследование желательно прийти со свежей (сделанной ранее, чем за месяц) электрокардиограммой. Это поможет врачу предположить возможные проблемные участки в органе и во время процедуры уделить им пристальное внимание.
  3. Если в больнице отсутствуют одноразовые принадлежности (простыни, салфетки), то надо взять с собой полотенце, чтобы постелить его на кушетку, а затем вытереть остатки геля, нанесенного на кожу.
  4. Детям в возрасте до трех лет УЗИ проводится специальными детскими датчиками. Поэтому до выполнения процедуры необходимо выяснить их наличие у врача.

УЗИ сердца проводит детский кардиолог, специализирующийся на эхокардиографии. Один из главных недостатков ультразвуковых обследований – сильная зависимость точности диагностики от опыта и квалификации врача, проводящего исследование.

Во время эхокардиографии ребенок лежит на кушетке. Непосредственно перед исследованием на кожу грудной клетки в области проекции сердца наносят специальный гель. Его функции – уменьшить слой воздуха между датчиком и поверхностью грудной клетки и обеспечить свободное перемещение сканера по коже.

Разные отделы сердца лучше визуализируются при различных положениях тела. Поэтому в ходе обследования врач может попросить лечь на левый бок, на живот, задержать дыхание на вдохе или выдохе. УЗИ диагностика абсолютно безопасна и безболезненна, единственное, что почувствует ребенок – легкая щекотка. Длительность обследования составляет от 10 минут до получаса.

Полезное видео

В чем преимущества ультразвукового исследования можно узнать в этом видео.

Что показывает исследование – расшифровка результатов

После проведения Эхо КГ специалист заполняет специальный УЗИ протокол, в котором указывает зарегистрированные параметры работы органа, размеры его отделов. Нормы при расшифровке эхокардиографии сердца у детей указаны в специальных таблицах и врач сравнивает полученные показатели с ними, так как для каждой возрастной группы имеются свои параметры.

После 14 лет полученные данные сравниваются с нормальными показателями для взрослых мужчин и женщин. Следует обратить внимание, что постановку диагноза делает не врач УЗИ диагностики, а детский кардиолог на основе полученных результатов.

Цена эхокардиографии

Сделать Эхо сердца ребенку в Москве можно как в частных клиниках, так и в государственных больницах. Стоимость Эхо КГ ребенку в среднем составляет 2600 рублей. Точная стоимость зависит от престижности медицинского центра, типа используемого прибора и квалификации врача, проводящего процедуру.

Советы для родителей

Важно знать:

  1. УЗИ обследование абсолютно безопасно и безболезненно для ребенка. При наличии показаний, а также в возрасте 1 месяца, 7 и 14 лет сделать его нужно обязательно.
  2. Приходите на обследование со свежей электрокардиограммой и амбулаторной картой ребенка.
  3. Старайтесь, чтобы во время обследования ребенок был спокоен, не плакал. Высокая частота сердечных сокращений искажает результаты исследования и приводит к неверному диагнозу.

Диагностические возможности эхокардиографии у детей позволяют быстро и с минимальными затратами выявить врожденные и приобретенные пороки сердца, поражения миокарда и другие нарушения сердечной деятельности. Своевременная постановка диагноза позволяет провести хирургическую коррекцию пороков развития и назначить оптимальную терапию заболеваний до развития осложнения и сердечной недостаточности.

Особенности проведения Эхо ЭГ головного мозга у детей

Раннее выявление травм и заболеваний центральной нервной системы – важная задача врачей и родителей. Эхо ЭГ головного мозга у детей помогает вовремя диагностировать неврологические патологии. Метод информативен и безопасен.

Эхоэнцефалография: что это?

Эхоэнцефалография (Эхо ЭГ) – это ультразвуковая диагностика головного мозга. Она позволяет исследовать состояние церебральных (мозговых) структур и косвенным образом оценить состояние сосудов головы.

Основу метода можно описать следующим образом: ткани организма человека имеют разную плотность и структуру, поэтому звуковые волны, проходя через различные типы тканей отделов головного мозга, отражаются по-разному. Структуры, участвующие в отражении сигнала, дают разную волну. По отраженной волне можно понять, где находится очаг патологии. Также определяется вид и объем поражения нервных клеток.

Эхо ЭГ относится к неинвазивным методам, проходит без вмешательства внутрь головы, без наркоза. В процессе обследования организм не облучается. Не используется контрастное вещество – не будет аллергии. Это не больно и не нужно специально готовиться к исследованию.

Показания и противопоказания

Эхо головного мозга ребенку назначают при следующих состояниях:

  1. Задержка умственного и физического развития.
  2. Расстройства сна.
  3. Гипертонус мышц.
  4. Судороги.
  5. Недержание мочи (энурез).
  6. Логоневроз (заикание).
  7. Травмы и ушибы головы.
  8. Нервные тики.
  9. Гидроцефалия.

Также эхоэнцефалографию проводят при частых интенсивных головных болях, головокружении, тошноте вне зависимости от приема пищи, обмороках, ошущении нехватки воздуха, снижении концентрации внимания и других неврологических симптомах.

Эхоэнцефалография головного мозга у детей применяется, чтобы оценить эффективность лечения и для мониторинга состояния пациента. В случае тяжелой патологии данные Эхо ЭГ берутся для постановки предварительного диагноза.

Процедура не имеет противопоказания, кроме открытых ран, инфекций, дефектов кожи в месте приложения датчиков. При наличии открытых ран на голове лучше сделать компьютерную томографию.

Как готовиться

Эхоэнцефалографию можно делать пациентам в любом возрасте, женщинам во время беременности и кормления грудью.

Процедура не требует подготовки. Не нужно соблюдать специальную диету, принимать контрастное вещество и проводить дополнительные манипуляции. Обследование лучше проводить после сна.

На кожу головы в месте прикрепления датчиков наносят контактный гель. Доктор водит датчиком. После процедуры гель надо вытереть, поэтому на обследование следует взять полотенце.

Как проводится Эхо головы ребенку и какими способами

Как подготовить малыша к Эхо ЭГ головного мозга и каковы особенности обследования ребенка, должен рассказать врач.

Существует два способа проведения Эхо ЭГ:

  1. Трансмиссионный. Используют два датчика. Их прикладывают с двух сторон к голове на уровне височной кости выше ушных раковин. Один датчик посылает сигнал, другой принимает. Нужно, чтобы датчики сходились в одной оси.
  2. Эмиссионный. При этом способе используется только один датчик.

Маленьким детям вместо эхоэнцефалографии делают нейросонографию. Это сканирование через большой родничок. У детей грудного возраста еще не закостенели роднички, поэтому ультразвуковая волна легко проходит через ткани.

Манипуляция проводится без наркоза. Единственная сложность в том, что детям трудно оставаться неподвижными во время обследования. Задача родителей удерживать головку и успокаивать малыша.

Процедура занимает 10-15 минут. После этого делается расшифровка.

Эхо ЭГ часто используется для контроля состояния пациента в период лечения.

Расшифровка результатов: норма и возможные заболевания

Чтобы правильно поставить диагноз, сопоставляются результаты Эхо ЭГ и жалобы пациента. Расшифровкой занимается либо врач-невролог, либо специалист лаборатории. Точный диагноз может поставить только доктор. При интерпретации данных важен опыт врача и точная настройка оборудования.

Чтобы расшифровать данные Эхо ЭГ, врач смотрит на три показателя эхо-сигнала:

  1. Начальный комплекс. Сигнал отражается от кости, мягких тканей, оболочек мозга и бокового желудочка с той стороны, где происходит сканирование.
  2. Конечный комплекс. Это отражение ультразвуковой волны от костей черепа и мягких тканей головы противоположного полушария.
  3. Между ними фиксируется устойчивый сигнал М-эхо, который отражается от срединных отделов мозга: эпифеза, шишковидной железы, прозрачной перегородки и других. М-эхо имеет важнейшее значение для постановки диагноза.

Эхоэнцефалография может проводиться в двух режимах:

  1. М-метод. Одномерное сканирование, при котором на экране отображается график
  2. УЗ-сканирование. Двухмерное сканирование. Изображение мозга дается в двух плоскостях.

В норме расстояние М-эхо должно быть одинаковым с одной и с другой стороны головы. Если отклонение больше 1-2 мм (у детей до 3 мм), то это может быть признаком таких состояний, как гематома, отек мозга, абсцесс (скопление гноя), внутримозговые опухоли, ушибы и новообразования. Увеличение объема боковых желудочков и 3-его желудочка говорит о наличии гидроцефалии.

При тяжелых нарушениях электроэнцефалографию используют как способ предварительной диагностики. Могут понадобиться дополнительные методы исследований, например магнитно-резонансная томография.

Какие патологии может выявить эхоэнцефалография

На Эхо ЭГ видны мозговые отделы и крупные кровеносные сосуды. Данный метод диагностики позволяет вовремя выявить такие заболевания, как менингоэнцефалит, гидроцефалия, новообразования и инсульты. Процедура доступна для всех категорий больных: детей, взрослых, кормящих мам, а также в период беременности.

С помощью эхоэнцефалографии можно выявить не только локализацию патологического процесса, но и понять, насколько велик очаг поражения.

Новообразования, менингоэнцефалит, водянка, внутримозговое кровоизлияние

У пациентов при продолжительной болезни большое смещение М-эхо может означать появление опухоли. Размер смещения зависит от точного места нахождения опухоли в полушарии. Если новообразование расположено в срединных отделах, смещение может составлять 2 мм, а может не наблюдаться вовсе.

Менингоэнцефалит – это воспаление мозга и мозговых оболочек. Заболевание вызывают микроорганизмы. Переносчиками являются иксодовые клещи.

Гидроцефалия (водянка головного мозга) – это избыточное скопление спиномозговой жидкости в полости черепа. На данных ЭхоЭГ должно насторожить, если индекс третьего желудочка меньше 22. В норме – 22-24.

При инсульте если М-эхо смещено на 5 мм и более в первые дни, то это геморрагический тип. Если смещается на 2,5 мм, значит, наблюдается ишемический характер заболевания.

Стоимость диагностики

Эхоэнцефалоскопия головного мозга у детей является доступным методом обследования. Ее стоимость варьируется от 1500 до 3000 тысяч рублей в разных регионах России. Если Эхо ЭГ входит в комплекс диагностических мероприятий, цена может быть ниже.

Конспект занятия «Где живёт эхо?»

Елена Леонтьева
Конспект занятия «Где живёт эхо?»

Конспект занятия «Где живёт эхо?»

Цель:

Подвести к пониманию возникновения эха, как распространяется звук.

Задачи:

— Развивать стремление к поисково – познавательной деятельности;

— Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами;

— Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Используемый материал: Проекционный комплекс, пустые емкости, мяч, карточки с картинками, массажный коврик, спортивный инвентарь (обручи, веревка, подушечки «думки».

Использованная литература: О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом – занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Творческий центр, Москва, 2005

Ход деятельности:

Воспитатель:(переодевается с помощью детей в костюм старичка лесовичка)

Ребята, вы узнали меня?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, я старичок лесовичок.

— Посмотрите, сегодня на занятие к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Я пропою строчку,а вы — повторите:

-Здравствуйте,

-Здравствуйте (Дети)

Говорим мы каждый день.

-Здравствуйте,

-Здравствуйте (Дети)

Этими словами

Здороваемся с гостями.

Мы с вами, ребята, исполнили музыкальное приветствие приемом эхо.

— А что такое эхо? (Сказанное слово, песенка слышится еще раз, как будто кто-то повторяет их.)

— Теперь посмотрите на меня, я вам улыбаюсь, вы тоже улыбнитесь мне, и гостям.

А сейчас скажите, какое время года к нам в гости пожаловало?

Ответы детей. Зима.

Воспитатель: А какая она, зима?

Ответы детей. Холодная, снежная.

Пластический этюд: Покажите, как холодно.

Воспитатель:Ой, я даже сразу после ваших слов, замерз, и вспомнил о лете (оно такое теплое, теплое).

Сегодня мы отправимся в необычное познавательное путешествие. Туда где живет эхо.

-Присаживайтесь на воздушные мягкие облака – подушечки и я расскажу вам историю

Которая приключилась со мной когда я был совсем маленьким, вот таким. (показ гнома)

Гном Грэхо.

Жил я на опушке леса и звали меня тогда гномом Грэхо. И у меня совсем не было друзей. Люди и звери, которых я встречал в лесу, не замечали меня в высокой траве. Ведь я был очень маленького роста. Птицы высоко летали над лесом и тоже не замечали меня. Так и жил я один без друзей.

Но однажды я сидел около ручейка на травинке и наблюдал, как по листочку земляники медленно текла капелька росы. Она была прозрачная и блестела на солнышке всеми цветами радуги. Она медленно добралась до края листочка, повисела на нём и упала вниз в ручеёк.

«Кап» сказала капля, упав в воду.

И я услышал из леса: «КАП –КАП, КАП-КАП, КАП-КАП».

И подумал, если кто- то услышал такую маленькую каплю, то значит, услышит и меня.

И тогда я закричал: «Ты кто?»

И услышал в ответ «КТО-КТО-КТО».

— Как тебя зовут? Меня зовут Грэхо.

И услышал в ответ «ЭХО-ЭХО-ЭХО».

— Эхо ты со мной дружить будешь, да?

И услышал в ответ «ДА-ДА-ДА».

С тех пор мы стали дружить, я маленький гном и лесное ЭХО.

Воспитатель: Мою историю слушали внимательно. Понравилась вам она? Что такое эхо?

(Явление, когда сказанное слово, песенка слышится ещё раз, как будто кто-то повторяет их.)

(Ответы детей).

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать, поиграем мы в игру. А игра у нас сейчас под названьем «ЭХО»:

-где вы будете «эхом»;

Я буду говорить громко, а вы будете повторять тихо.

За рекой то тут, то там

Кто-то бродит по кустам.

— Эхо, эхо, это ты?

Отвечает эхо: «Ты-ы!»

— С чем ты ходишь там? Постой!

Эхо мне в ответ: «Пустой-ой!»

— Выйди! Я хоть погляжу!

Отвечает: «Погожу-у!»

— Я пойду, а ты сиди!

Эхо мне в ответ: «Иди-и-и!»

— Перееду за реку!

Эхо мне в ответ: «Ку-ку!»

— И найду тебя в кустах!

Отвечает эхо: «А-ах!»

— От меня не убежишь!

Отвечает эхо: «Ши-ш-ш!»

Как вы думаете, какое это стихотворение?

— это стихотворение грустное;

— это стихотворение весёлое;

— это стихотворение забавное, похожее на весёлую игру.

Что мы с вами и сделали, проиграли это стихотворение игрой в «Эхо».

(обратить внимание детей на то, что эхо повторяет только конец слова.)

Воспитатель: Ребята, поиграли, а теперь на тропинку мы встаем и к горе большой идем

на встречу с эхом. Но с начала мы оденемся теплее, ведь на улице зима, очень холодно, да-да. (имитация одевания носки, курточки, штанишки, шапочки)

-Кто-нибудь из вас был в горах?

(Ответы детей). Вспомнить «Белые горы» на нашей реке Каме.

По тропе мы долго шли, прежде чем подняться в гору, сил нам всем набраться в пору.

«Физкультминутка.»

Покачались, покружились,

Потянулись, распрямились,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку.

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вдохните,

На тропу скорей идите.

Воспитатель: По тропе мы все пойдем, к эхо в гости попадем. По тропе мы дружно шли и к горе большой пришли.

Ребята, давайте рассмотрим картинки, подумаем, где может жить эхо? Где мы можем его услышать?

(В лесу, в арке, пустой комнате, в горах и т. д.)

Загадки (на картинках):

Есть в лесу, ребята, чудо.

Если говорить с ним буду —

Повторяет всё за мной,

Словно микрофон лесной.

Невидимкою живёт

Это чудо круглый год.

Средь деревьев оно бродит

Рифмы нам в лесу находит

Это тайна и потеха —

Разговорчивое. (Эхо)

Всё повторит с большим успехом,

В горах больших дразнилка …. (Эхо)

Как голос зовут?. Он откуда приехал? —

у быстрой речушки спросил я со смехом.

— У ветра спроси. Он для ветра потеха!

А люди зовут его – (эхо) !.

Живёт без тела,

Говорит без языка,

Никто его не видит,

А всякий слышит. (эхо)

Воспитатель: Прежде чем отправится дальше в путь, напомните мне, как эхо отвечает на вопросы?

Дети: повтором.

Воспитатель:

Я вас спрошу: «Сколько времени сейчас?»

Что ответит Эхо?

Дети: «Час, час.»

Воспитатель: Вот вы и стали эхом.

Беремся за руки, ведь нам нужно возвращаться в детский сад.

По тропинке мы идем,

Через мостик перейдем

(Построить через реку мостик «радугу»)

В детский сад скорей придем.

Вот мы и вернулись.

Опыт №1

Проходим сейчас в нашу лабораторию, там проверим, где может, а где не может находиться эхо.

На столе стоят пустые вёдра (баки, трех литровые банки). Каждый ребёнок подходит к пустой емкости. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустую емкость.

Например: (Дружба-ба. Смех-мех. Коса-оса. Экран-кран. Олень-лень. Шутка-утка.)

Выясняют, есть ли в нём эхо. Затем воспитатель предлагает детям заполнить емкости мягкими игрушками. И проверить снова есть ли в емкостях эхо.

Вывод: Эхо можно услышать в пустом пространстве.

Воспитатель: А как же образуется эхо?

Посмотрите, ребята, вот наш веселый, звонкий мяч, он готов пуститься в скачь (воспитатель ударяет мячом по крышке стола).

Опыт №2.

Воспитатель обращает внимание детей на то, как отскочил мяч от твёрдой поверхности. Затем кладёт на стол подушку и ударяет мячом по ней. Мяч не отскакивает, а остаётся лежать на подушке.

— Вот так и звуки. Они ударяются о твёрдые предметы и возвращаются к нам в виде эха.

Вывод: Эхо можно услышать в тех местах, где звук может отразиться и вернуться к нам.

Картинка: посмотрите на рисунок и скажите, что на нем изображено?

(Человек, что-то крикнул. Звук невидимой волной, побежал, но на пути встретил преграду. Он (звук) натолкнулся на препятствие и возвращается обратно. Человек услышал эхо.

Воспитатель: Я приглашаю всех вас сесть на свои стульчики к столу.

Наши пальчики устали они эхо все искали.

«Пальчиковая гимнастика.»

Раз, два, три, четыре, пять

В горы мы идем гулять.

По извилистой тропинке

Мы шагаем дружно в ряд

И, конечно, встретить эхо

Каждый будет очень рад.

Работа с карточками.

— Перед вами лежат карточки с картинками. Нарисуйте кружочки напротив тех картинок, где мы можем услышать эхо.

Воспитатель: Ну вот, ребята, наше сказочно-познавательное путешествие закончилось. Все мы весело играли и немножечко устали.

— О чём мы с вами сегодня говорили?

-Где мы можем услышать эхо?

-Почему?

(Ответы детей).

— Ребята, если вам понравилось сегодня, наша деятельность возьмите кружочки из картона оранжевого цвета и положите их на солнышко.

Если не понравилось, возьмите голубые кружки и положите на тучку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *