Экология в библиотеке мероприятия

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Указом Президента Российской Федерации 2017 год в Российской Федерации объявлен Годом экологии.
Библиотеки Тогучинского района вносят свой посильный вклад в сохранение окружающей среды, воспитание любви к родной природе.
16 марта в библиотеках г. Тогучина и Тогучинского района прошел ЭКО – день в библиотеке «Книга нам откроет дверь в мир растений и зверей» (по целевой программе «Школа экологических знаний «Окно в природу»), который посетило 397 человек.
Библиотекари отдела обслуживания центральной библиотеки Галактионова Н. Н. и Пуркина С. В. рассказали о том, как с глубокой древности люди знали о целебных свойствах растений, постигали целебные свойства трав и передавали накопленные знания из поколения в поколение. Гости узнали много нового о лекарственных растениях, которые растут не только в лесу, на полях и лугах нашей необъятной России, но и даже возле своего двора можно найти очень много полезных растений. В течение мероприятия презентация дала возможность познакомиться с некоторыми из них воочию. В конце мероприятия гости познакомились с выставкой «Растения, которые нас лечат». На выставке была представлена литература о лекарственных растениях, о фитотерапии (траволечении). О том, когда лучше всего собирать иван-чай и тысячелистник, крапиву и подорожник, сушить листья смородины и малины, а так же, как с помощью этих и других трав поправить свое здоровье, продлить красоту и молодость, читатели библиотеки смогут узнать, воспользовавшись представленными на выставке справочниками, энциклопедиями, книгами, брошюрами и журналами.
Для учащихся 7-х классов СОШ №4 в детском отделе ЦБ прошел экологический урок-диалог «Земля наш дом!». На уроке ребята совершили виртуальное путешествие в удивительный мир природы. Узнали, какую роль играет человек в охране природы. Они активно беседовали, отвечали на вопросы, определили связь человека с окружающей средой. Посмотрели видеоролики об исчезающих животных, о роли леса в жизни человека, познакомились с экологическими проблемами, которые возникли по вине человека. Самостоятельно сформулировали и обосновали правила поведения в лесу. В заключительной части мероприятия, дети дали обещание БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ.
Городской филиал № 3 провел ЭКО – день с учащимися 2 «А» класса Т.С.О.Ш.№ 3. Мероприятие прошло в форме виртуального путешествия «Сохраним зеленый мир!». Дети узнали много интересного о богатствах лесных массивах, его обитателях, о значении леса, его охране, запомнили правила поведения в лесу. Отвечали на вопросы экологических загадок. Приняли участие в интерактивной игре «В мире животных». Встреча прошла оживлённо, открыла для присутствующих много неизвестного для них в окружающем мире природы.
Для учащихся 6 класса ТСШ № 5 в библиотеке городского филиала № 35 прошёл день экологический знаний. Ученики побывали на «лесной поляне» и «поляне цветов», сделали остановку » В мире животных», где листая Красную книгу НСО, вспоминали правила поведения в лесу и думали над тем, как сохранить исчезающие виды. На «Поляне Загадочная» вспоминали пословицы и поговорки, отгадывали авторов книг о природе. В ходе экологической игры ребята узнали много нового из жизни живого мира нашего края, проявили интерес к книгам о природе, познакомились с книжной выставкой «Биоинформация: Царица – водица». В завершении встречи ребята с удовольствием отправились по удивительным природным уголкам Тогучинского района и Новосибирской области (посмотрев электронную презентацию «Дюжина чудес родного края»).
В городском филиале № 1 Тогучинской МЦБ познакомились с удивительным многообразием книг о природе, представленных на выставках «Мы с книгой открываем мир родной природы» и «Мы пассажиры одной планеты, одного корабля», также смогли полюбоваться картинами В. Бушнева, представленными на арт – выставке «Свет и тепло сибирского пейзажа». А для учащихся 4 «Б» класса средней школы № 2 библиотекари С. В. Зуева и Л. В. Мелехина подготовили час интересных сообщений «Мир живой природы» и провели викторину «Зоологическое ассорти». Ребята знакомились с произведениями детских писателей – натуралистов, рассматривали красочные энциклопедии и иллюстрации в книгах. Школьники узнали много нового о жизни животных и растений: например, какой длины уши у слона и сколько пар глаз у паука, и ещё много интересных фактов из мира Природы. Ребята показали себя настоящими знатоками природы: отгадывали загадки, отвечали на вопросы, играли и в, заключении мероприятия, каждый получил книжную закладку с книгами о природе. Надеемся, что юным читателям захочется узнать ещё больше о жизни птиц и зверей, растений и насекомых. И в этом им помогут книги о природе.
Репьевская сельская библиотека провела познавательно-игровую программу по экологии «За природу в ответе и взрослые и дети». Мероприятие прошло в школе, участвовали ребята из начальных классов. Перед началом игровой программы показали видеосюжет о природе, подготовили слайд программу. Ребята с удовольствием, с азартом участвовали, присутствовал дух состязания, оказалось дети много знают и любят природу, очень ответственно подошли к домашнему заданию, нужно было каждому классу подготовить плакат «Береги природу».
В рамках Года экологии в России в библиотеке посёлка Горный состоялся День Экологии. Сценарий, разработанный библиотекарем Тамарой Сергеенко, включал в себя познавательную игровую программу по Красной Книге, театрализованную мини-постановку, в которой были задействованы Динозаврик, бабушка Динозаврика, а также двоечник и прогульщик Федька Сороконожкин (в исполнении работников библиотеки Татьяны Смирновой, Любови Мацнёвой и работника Дома культуры Евгения Суховий), а также были использованы видеоролики, соответствующие теме.
Ведущая программы, работник библиотеки, Елена Бородаева, в роли Хранительницы Всемирной Истории провела с ребятами интерактивную беседу о современных экологических проблемах, о Красной Книге, о том, как важно всем нам беречь и охранять природу. В завершение была проведена акция-обращение ко всем жителям земли «Наведём порядок на планете!». Мероприятие посетило учащиеся 1-х и 2-х классов Горновской средней и начальной школ.
В библиотеке Городского КДЦ прошла экологическая викторина «Полна загадок чудесница – природа». Целью было формирование высокой культуры поведения человека в окружающей среде, привитие любви и ответственного отношения к природе. На мероприятие пришли учащиеся из ТСОШ № 4, 4 и 8 классы. Школьникам было рассказано о красоте родного края, о бережном отношении к окружающему миру. Учащиеся 8 класса разделились на две команды. » Лучик» и «Звёзды». Они показали хорошие знания в области экологии, наблюдательность. Угадывали исчезающих животных по описанию, отвечали на сложные вопросы викторины, на необычные загадки.
В конце мероприятия по кругу был пущен импровизированный микрофон, они высказывали свои пожелания о том, что бы он сделал на практике, чтобы наша планета стала чище и красивее. Ребятам была дана памятка «Береги природу». В библиотеке была оформлена выставка- размышление «Экологическая мозаика».
В библиотеке с. Завьялово мероприятие называлась «Сохранить природу – сохранить жизнь». Здесь собрались учащиеся начальной школы на состязание в знаниях, необходимых для правильного обращения с природой. Под звуки природы библиотекарь Богачкина Е.И. рассказала о науке экологии, познакомила с Красной Книгой Новосибирской обл., Затем все перешли в фойе, где ребят встречала Божья коровка и Кузнечик. Они предложили ребятам сыграть в интеллектуально – познавательную игру «Юные друзья природы». Затем Божья Коровка провела Блиц-опрос игры » Кто здесь лишний», «Живая буква». Ребята вспоминали названия насекомых, птиц, земноводных, деревьев и цветов. С увлечением дети вспоминали народные приметы, связанные с явлениями природы. Отвечали дружно и хором! Оживлённо прошла игра » Вода — не вода» и много смеха вызвала игра «Путаница», которую провёл Зелёный Кузнечик! В заключение праздника ребята единодушно согласились с мнением, что для того, чтобы сохранить живую природу, надо её изучать и любить.
В Юртовской сельской библиотеке прошел экодень с ребятами 3-4 класса. Они были приглашены на устный журнал «Поэтический гимн лесу Александра Пархаева». Александр Пархаев наш земляк, родился в деревне Конево. Писал замечательные стихи о природе. Устный журнал состоял из шести страниц:1. «Земля родная», 2. «Отдых душу исцелит», 3. «Цветут, рассыпавшись, как капли», 4. «Вдруг кто-то тишь лесную разорвал», 5. «Вы в гостях — не дома»,6. «Помни, человек!». Ребята читали стихи Пархаева на каждой из страниц журнала. Прозвучали стихи: «Тарсьма», «Святое место», «В осеннем лесу», «Березка», «Подранок» и другие. В фойе клуба познакомились с плакатом, посвященном году экологии в России. В конце мероприятия посмотрели и обсудили фильм «Улыбка природы». Взято с книжной выставки «Наша живая планета» 13 книг.
В Зареченской сельской библиотеке прошло мероприятие, посвященное главной теме года – экологии. Ученики третьего класса Зареченской средней школы (классный руководитель Аветисян Т. В.), а также другие маленькие читатели собрались, чтобы поговорить и больше узнать о проблемах, которые стоят перед человечеством как сохранить природу, а значит и свою жизнь на Земле. Затем мероприятие продолжилось экологическим КВНом «Знатоки природы».
Для проведения КВН были выбраны три команды по три человека. Первая команда называлась – «Бурые медведи», вторая — «Тюльпаны», а третья — «Быстрые рыси». Конкурсная программа состояла из нескольких конкурсов: «Приветствие», «Разминка», «Почтовый ящик», «Экологический рисунок», «Узнай животное по описанию», «Пантомима», «Экологические задачи» и «Блиц-турнир». Каждый конкурс — это проверка знаний, выяснение позиции ребят по важным экологическим проблемам. Ведь защита жизни на земле начинается с малого: непогашенный костёр в лесу, выброшенный на улице мусор. Это всё губит природу.
Во время проведения разминки команды задали высокий темп работы, который сохранялся на протяжении всей игры. Соперничество между командами было «острым», борьба шла за каждый бал. Самым запоминающимся и выразительным стал конкурс «Пантомима», в котором команды изображали животное, а соперники угадывали их.
Победу в экологической игре одержала команда «Бурые медведи». А самыми знающими из ребят оказались – Иваненко Степан, Корякин Евгений, Альдиева Амина и читатель из первого класса Маслов Михаил. Ребятам было интересно демонстрировать свои знания, умения, способности, проверять себя открывать новое. В конце мероприятия детям было предложено написать пожелание природе на «берёзовом» листочке и повешать на «Дерево пожеланий», которое «выросло» в библиотеке.
Природа наш дом, общий для всех людей, без которого нам не прожить. Внутри этого дома всё очень тесно связано: животные с другими животными и растениями, а всё вместе — с ласковым солнцем, землёй, водой, человеком. Нарушим эти связи и всё, начнёт разрушаться, а чтобы этого не случилось, надо знать и выполнять законы экологии.
Библиотеки Тогучинского района, выполняют важнейшую функцию экологического просвещения населения, подрастающего поколения и проводят разнообразные формы мероприятий. Необходимость нравственно-экологического воспитания юных читателей, библиотеки стараются привить детям любовь и бережное отношение к природе, заинтересовать подрастающее поколение проблемами экологии.

В. В. Евсеенко — методист по работе с детьми

Экология – один из наиболее важных и глобальных вопросов современности. Научно-технический прогресс привёл к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, ухудшается здоровье людей. В целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду Президентом РФ был подписан Указ «О проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии» от 05.01.2016 г. № 7.

Экологические знания становятся социально значимыми и востребованными в практической жизни. Библиотеки стали важным звеном в системе просветительской деятельности среди подрастающего поколения.

Экологическое просвещение – это распространение знаний об экологической опасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе. Эффективное экологическое образование должно вовлекать детей в практическую природоохранную деятельность. Тогда в сочетании с экологическими знаниями оно и сделает поведение ребенка более ответственным по отношению к окружающей среде.

В настоящее время библиотеки располагают достаточными информационными ресурсами, позволяющими успешно реализовывать задачи по экологическому просвещению.

Этому способствует экологические библиотечные программы «Природа. Экология. Будущее» (фил. №2), «Зеленые пальчики» (ЦДЧ), рассчитанные на длительную непрерывную работу с детьми разного возраста. В ходе их реализации ребята могут пополнить свои знания, познакомиться с современными представлениями о многогранности живой природы, расширить познания о животном и растительном мире. Программы знакомят детей с проблемами урбанизации, показывают пути выхода из экологического тупика, а также взаимосвязь с другими областями знания. Работа по экологическому просвещению проводится совместно с природоохранными структурами, общественными организациями, учреждениями образования и культуры.

Знакомиться со всем многообразием экологической литературы читателям помогает выставочная деятельность библиотеки.В Центре детского чтения для детей были оформлены Эко — выставки «Чур! Заповедано!» и «Эко – Я! Эко – Мы! Эко – Мир!», где освещаются самые актуальные вопросы: охрана окружающей среды, зелёная зона города, ценность лесов и эффективное использование лесных ресурсов, питьевая вода и её качество, пути решения экологических проблем.

Помимо книг и журналов на выставках размещаются репродукции картин известных русских художников: И. Шишкина, И. Репина, И. Левитана, а также творческие работы читателей. Экологическая выставка способствует созданию благоприятной библиотечной ЭКО-среды. Это выразительно, наглядно и нескучно

В Центре детского чтения, на протяжении 20 лет, для детей 7-10 лет осуществляет работу детский экологический клуб «Лесовичок». За эти годы была проделана разнообразная работа, направленная на формирование первичных экологических знаний у детей. Работа клуба носит программный характер. Наша экологическая программа построена на основе литературно — игровых мероприятий. Ежегодно клуб «Лесовичок» принимает активное участие в городских, районных и республиканских экологических акциях. Так и Год экологии начали с проведения городской природоохранной акции «Кормушка».

«Покормите птиц зимой» — кто не слышал этот призыв! Даже самые равнодушные к природе не могут отрицать огромную пользу, которую приносят нам пернатые друзья. И многие из нас хоть раз в жизни крепили на дереве незатейливое сооружение из пластиковой бутылки или картонного пакета из-под молока. Для ребят из клуба «Лесовичок» забота о птицах — акция ежегодная, важная и массовая. В ней переплетаются любовь к своему родному краю, ответственное отношение к окружающему миру, забота о братьях наших меньших, а также творческие способности детей. Несколько кормушек благополучно заняли свои места на деревьях и кустарниках. Теперь перед ребятами стоит другая задача: не забывать регулярно подсыпать зерна и семечки, потому что зимняя подкормка обязательно должна быть каждодневной, без перерывов. Птицы, привыкнув к определённому месту кормежки и не найдя там корм, летят сразу в другое место, ищут пищу, теряя время и силы, а в морозные дни это может привести к гибели. При проведении мероприятия библиотекари старались расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года. А главное — воспитывать в детях доброту и радость от сознания, что, заботясь о братьях наших меньших, подкармливая птиц зимой, мы делаем доброе дело и спасаем их от гибели.

Каждое занятие клуба проходит ярко, празднично, театрализовано. Руководители клуба самостоятельно разрабатывают интересные, насыщенные информацией сценарии по экологическому просвещению детей, учитывая при этом запросы современной читательской аудитории. В практику работы библиотеки вошли такие формы как: экологические суды, экологические экспедиции, экологические часы, эколого-краеведческие марафоны — они пользуются интересом читателей. ЦДЧ «Синяя птица» постоянно ведет поиск новых результативных форм и методов работы в области распространения экологических знаний среди детей и подростков. Так и в этом году предлагаем библиотекам – филиалам присоединиться к ЭКО — акции «Книжная поляна»

Акция организуется в целях:

— продвижения книги и чтения;

— поиска библиотеками новых форм вовлечения населения в процесс чтения, а также познания экологических проблем;

— применения библиотеками инновационных форм работы;

Время проведения акции – с 15 мая по 31 июля.

Данная акция относится к формату «опен-эйр» (англ. open — открытый, air — воздух; дословно — проводимый на открытом воздухе). Суть мероприятия заключается в организации библиотекарями выездного читального зала на открытом воздухе — на природе, в близлежащем сквере или парке, во дворе библиотеки, клуба, школы. Возможна организация выездного читального зала в летних детских лагерях, площадках при школах и различных образовательных центрах. По решению библиотеки акция может являться комплексным мероприятием и сопровождаться организацией выставок, громких чтений, презентаций книг, театрализованными представлениями, обсуждением книги, беседой, обзором, экологическими играми и викторинами, концертом и т.д. Возможно объединение библиотек для участия в комплексном мероприятии. Отчет о проведении акции состоится на районном семинаре в октябре 2017 г.

В 2017 году был объявлен районный детский конкурс социальной рекламы «Будь человеком, человек!» среди библиотек-филиалов Белорецкого района Республики Башкортостан.

Основная цель — привлечение внимания детей к экологическим проблемам современности, проблемам, связанным с природой, ее загрязнением и последствиями этих загрязнений.

Конкурс проводится с 15 января 2016 по 1 августа 2017 г. Количество работ от одного филиала-участника – не более 2.

К участию в конкурсе приглашаются дети (совместно с библиотекарями филиалов) в двух возрастных категориях:

  • 7– 10 лет (включительно);
  • 11 – 14 лет (включительно).

Номинации творческого конкурса:

  • Плакат (работа, выполненная на листе формата А1 – А3,
  • Листовка (работа, выполненная на листе формата А5 или меньше, в виде, например, настольного календаря, визитки и т.д.),
  • Буклет (работа должна быть выполнена на листе формата А4, сложенном пополам в виде книжки, и содержать текстовые пояснения),
  • Промо-ролик (короткий фильм, интервью, постановка, мультипликационный фильм продолжительностью не более 3 мин.)

Мы предлагаем конкурсантам создать обращение к жителям своего края в форме экологического плаката, листовки, рекламной брошюры или промо-ролика, тематика которого посвящена экологии.

Участник может выбрать и развить самостоятельно любую из интересных ему тем или проблем экологии. (Например, проблема уменьшения биологического разнообразия; переизбыток транспорта, загрязнение городского воздуха выхлопными газами; проблема сохранения, развития и создания новых особо охраняемых природных территорий в России; проблема переизбытка мусора, пути решения этой проблемы в семье, школе, городе, стране; вариации на тему вторичного использования ненужных вещей; любые экологические проблемы и их решения, взаимодействие человека и природы и др.).

Итоги конкурса и награждение победителей состоится в октябре 2017 года на семинаре в ЦГБ.

В Год охраны окружающей среды не будет лишним сказать о том, что библиотеки уже заняли свою нишу в формировании экологического мировоззрения детей и подростков. И продолжают это делать, используя в своей деятельности традиционные и инновационные библиотечные формы и методы работы, привлекая современные информационные технологии для решения задач, направленных на экологическое воспитание, просвещение и образование читателей.

Кореневская И.С. – заместитель директора по работе с детьми

Содержание

Калейдоскоп мероприятий по экологии

Час интересных сообщений

«Их стихия – небо»

Вот уже на протяжении более чем 80-ти лет, 1 апреля, Россия отмечает Международный день птиц. Этот день становится настоящим признанием любви к природе и к ее крылатым представителям.

Не остались в стороне и герои праздника – птицы. Ребята устроили птицам настоящий пир, от души накормив семечками и хлебными крошками.

«Библионочь-2017»

В музыкально-поэтическом салоне «И вечная природы красота…» звучали стихи и песни в исполнении Васильевой Н.В., Владимировой Е.П., Капула В.И. и Федоровой О., Васильевой А.Н. и др.

В уютном хит-кафе «Байки от читателей» до полуночи звучали смешные истории, случаи из жизни, песни, анекдоты, связанные с природой.

«Тайны неизведанной тропы»

25 апреля, в рамках Международной природоохранной акции «Марш парков», для учащихся 6 класса МАУСОШ № 2 прошел экологический эрудит – круиз «Тайны неизведанной тропы» по станциям «Природа в музыке», «Путешествие по Красной книге», «Кладовая Водяного».

Ребята разделились на две команды, получив маршрутный лист. На каждой станции участники должны были выполнить задание.

По окончании игры для ребят провели обзор книжной выставки «В экологию через книгу», представили картины художника Анисимова Г.К.

«Путешествие в лес – страну чудес»

Так называлось мероприятие, которое состоялось 11 мая в детской библиотеке, где участниками стали учащиеся 1 класса МАУСОШ №2. Цель — воспитание любви подрастающего поколения к родной природе и интереса к окружающему.

Завершилось путешествие просмотром мультфильмов на экологическую тему.

12 июля в детской библиотеке прошёл час экологии «Как не любить нам эту землю?», участниками которого стали ребята детского летнего лагеря.

Завершился час экологии мастер-классом «Учимся у природы». Из цветной бумаги были сделаны в технике «оригами» бабочки.

5 августа работники библиотеки провели конкурс рисунков на асфальте «Этот удивительный и хрупкий мир природы». Плохая погода никому не смогла испортить настроение. Несмотря на дождик, детки с удовольствием приняли участие в конкурсе. Юные художники с удивительно добрым и светлым взглядом на мир, с помощью цветных мелков украсили площадь рисунками, посвященными природе и окружающему миру. Красочные и интересные работы детей призывали сохранять и оберегать нашу планету.

«Каждый стих мой – душу лечит: мир природы в литературе» — час поэзии

18 августа в центральной районной библиотеке состоялась встреча участников литературного объединения «Лира», клуба «Сударушка» и читателей.

В исполнении Котовой Е.Н., И.И. Медведицыной, Т.В. Константиновой, звучали стихи и песни о природе. Не оставили никого равнодушным стихи Сергея Юрьевича Константинова: «Горизонт», «Лесовоз», «Что же случилось с природой», «Шелонь» и др.

Тема «малой родины», природы, о необходимости бережного отношения к ней проходит через все его творчество.

С 8 по 25 августа в центральной районной библиотеке работала выставка книг «Через книгу – любовь к природе». Цель выставки – познакомить читателей с творчеством писателей, книги которых учат любить природу, бережно к ней относиться, правильно вести себя в природе. На выставке представлена литература русских и советских писателей-природолюбов: В.Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина, В. Распутина, Б. Васильева и др.

Эко-путешествие «В экологию через книгу»

20 октября в детской библиотеке ребята 3-а класса МАУ СОШ №2 отправились в экологическое путешествие «В экологию через книгу».

В ходе мероприятия ребята совершили путешествие по станциям: «Дары русского леса», «Наши соседи по планете», «Загадки матушки-природы». Познакомились с писателями-натуралистами, отвечали на вопросы викторины, отгадывали загадки о животных, насекомых и птицах.

С большим интересом посмотрели видеоролики: «Год Экологии», «Будь природе другом», «Береги природу».

Отметили, что человек и природа едины, что природу надо беречь и любить. В заключении мероприятия провели уличную акцию «С заботой о природе»: раздача памяток-листовок «Простые правила, чтобы спасти природу» , развешивание по городу плакатов, призывающих к бережному обращению с природой.

«…Унылая пора! Очей очарованье!.».

А. С. Пушкин

Осень – романтичное и красивое время года. Многие поэты, художники, композиторы воспевали осень в своих произведениях, восхищались этим удивительным временем года.

21 октября 2017 года в Ситненской сельской библиотеке прошел экологический час для детей «Это ходит, бродит – осень». В ходе мероприятия библиотекарь провела обзор книжной экспозиции «Есть в осени первоначальной…», состоялась видео-презентация «Путешествие в осеннее царство», из которой ребята узнали, почему осенью у листьев меняется цвет, куда улетают птицы, как осенью ведут себя животные, насекомые и рыбы. Ребята дружно участвовали в конкурсе загадок, активно отвечали на вопросы викторины «Золотая волшебница осень»; вспоминали скороговорки, пословицы и поговорки; талантливо декламировали стихотворения об осени.

В завершении был показан познавательный мультфильм «Спасик и его друзья».

Экологическое просвещение в библиотеке

Морозова Наталья
Экологическое просвещение в библиотеке

Экологическая проблема – глобальная проблема современности. Она настолько обострилась за последние десятилетия, что сегодня не осталось ни одной сферы жизни общества, которой бы эта проблема не коснулась.

В условиях нарастающего экологического кризиса первостепенное значение приобретает непрерывное экологическое образование, просвещение и воспитание всех групп населения.

Поэтому перед различными социальными и общественными учреждениями ставится задача активизировать пропаганду духовно-нравственных ценностей, способствующих формированию экологической культуры, бережному отношению населения к окружающей среде, повышению личной ответственности граждан за сохранение и преумножение достопримечательностей нашей уникальной природы.

Экологическое просвещение читателей всегда является одним из приоритетных направлений в деятельности библиотек. Здесь накоплен значительный опыт работы с материалами экологической тематики, продвижения их к читателю.При этом используются ее самые разнообразные формы: начиная от традиционных книжных выставок и заканчивая организацией крупных акций и марафонов.

Приоритетным направлением работы многих библиотек системы является экологическое информирование населения, экологическое просвещение подрастающего поколения. Важная роль в экологическом воспитании подрастающего поколения отводится, конечно же, библиотекам. Библиотека – это универсальная структура в сфере культуры, способная не только помочь экологическому образованию, но и стать самостоятельным эколого-просветительным учреждением. Особая роль принадлежит библиотекам в реализации как раз непрерывного экологического образования, в обеспечении учебного процесса необходимой литературой, оказании помощи при проведении научных исследований и т. д. Надо отдать должное библиотекам: они являются активными участниками процесса экологического просвещения и делают все для понимания сути глобальных проблем экологии, создания условий для социального становления и развития молодежи, самостоятельного выбора ее мировоззренческой позиции. Вовлечение молодежи в конкретную природоохранную деятельность, совместная эколого-практическая деятельность очень «демонстративна», с просветительской точки зрения.

Под понятием экологическое просвещение понимается — распространение экологических знаний и образования. Через просвещение проходит практически все население от мала до велика. Именно это направление работы является приоритетным в деятельности таких учреждений, как библиотеки, обладающие уникальными возможностями приобщения населения к информационным ресурсам, формирования у населения экологического сознания и воспитания экологической культуры как нового образа мышления, основанного на понимании социально-экономических и экологических процессов.

Цели и задачи экологического просвещения:

— привлечь внимание к экологическому просвещению;

— способствовать формированию экологической культуры;

— обмен опытом работы по экологическому воспитанию;

— накопление, систематизация, хранение и создание новых информационных ресурсов экологической направленности;

— обеспечение свободного доступа к экологической информации;

— Корпоративное взаимодействие с экологическими организациями и службами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

— формирование экологической культуры и экологического сознания детей, подростков и молодежи путем системной просветительской деятельности.

Библиотека – это универсальная структура в сфере культуры, способная не только помочь экологическому образованию, но и стать самостоятельным эколого-просветительским учреждением. Сегодня библиотеки обладают такими ресурсами, которыми не владеет больше никто. Практически им нет альтернативы в деле экологического просвещения. Еще одно преимущество библиотеки – это ее квалифицированные образованные кадры. Это отряд работников культуры, на которых можно рассчитывать в таком трудном деле, как экологическое просвещение.

Библиотекам в этом процессе отводится одна из ведущих ролей. Деятельность по экологическому просвещению будет всегда актуальной. Она может включать, в зависимости от статуса и специфики работы библиотеки,следующие направления:

1. Осуществление экологического просвещения населения, прежде всего молодежи, путем организаций массовых, групповых мероприятий;

2. Совершенствование информационной работы;

3. Активное содействие деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти региона, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;

4. Установление новых контактов и совершенствование взаимодействия с другими учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды, научными и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, СМИ, участниками общественного экологического движения;

5. Систематическое участие в конкретных практических акциях по охране природы;

6. Изготовление печатно-рекламной продукции;

7. Выявление потенциально значимых традиционных и электронных экологических ресурсов, включая локальные базы данных, ведущиеся в профильных учреждениях и организациях, а также аналогичные базы данных, доступ к которым осуществляется через Интернет;

8. Освещение работы в СМИ;

9. Создание информационных продуктов по экологиии охране окружающей среды:

тематические подборки материалов, выявленных из периодических изданий по экологии, охране окружающей среды;

экологические дайджесты – фрагменты текстов многих экологических документов, подобранные по определенным природоохранным темам и актуальным экологическим проблемам региона, для своих потенциальных пользователей;

фактографические базы данных по долгосрочным природоохранным программам, в которых участвует данный регион, вести картотеки организаций, учреждений, общественных организации природоохранного профиля.

Можно выделить следующие важные факторы или методы работы положительно влияющие на работу библиотеки по экологическому просвещению:

Воспитание любви к природе и красоте окружающего мира в библиотеке начинается с оформления ее интерьера;

Работа со справочно-библиографическим аппаратом по экологии остается одним из самых важных звеньев библиотечного дела: систематическая картотека статей с разделами экологической тематики со специальными разделами «Человек и охрана окружающей среды», «Природа и природные ресурсы», «Охрана природы».

выставочная деятельность.

Массовые мероприятия играют особую роль в экологической работе библиотеки: Экологические акции; Вечер вопросов и ответов; Круглый стол (на подобные мероприятия желательно приглашать специалистов-экологов, преподавателей ВУЗов и школ, сотрудников ведомств и т. д., они могут обрисовать объективную экологическую ситуацию в регионе, населенном пункте и т. д.); экологические праздники, театрализованные игры, развешивание кормушек, эко-прогулки; конкурсы творческих работ;и традиционные формы: конкурсы рисунков, экологические уроки, турниры знатоков, обзоры, беседы.

Работа по экологическому просвещению, как правило, активизируется в период проведения Дней защиты от экологической опасности (расскажите о своем опыте работы).

Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разумного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании.

Эколого-просветительская работа имеет в библиотеках хорошие традиции. Последовательно реализуются специальные программы, проекты, работают клубы по интересам экологической тематики, активно используются компьютерные технологии, осуществляется рекламно-издательская деятельность, внедряются инновационные формы. Главное требование – систематичность и целенаправленность в сочетании с неформальным подходом. Библиотекари поняли, что экологическое сознание можно сформировать, если удастся затронуть душу и сердце каждого человека. В деятельности каждой библиотеки есть своя «изюминка», только ей присущее своеобразие, свой оригинальный подход к экологическому просвещению (свой конкретный опыт работы).

Роль библиотеки в экологическом просвещении.

Какова же роль библиотеки в экологическом просвещении населения? Совершенно очевидно, что библиотеки могут вносить огромный вклад в экологическое воспитание и образование, собирать, систематизировать, делать доступной для пользования читателей самую разную информацию, касающуюся экологических проблем. Например, вовлечение населения в конкретную природоохранную деятельность. Такая совместная эколого-практическая деятельность вне возрастов очень «демонстративна» с просветительской точки зрения. Примеров проведения библиотекой различных дней уборки мусора, посадки деревьев, акций по приготовлению кормушек, заботе о речке, и т. д. множество. Идея её вовлечения в культурно-экологическую жизнь родного города, посёлка, района не нова и успешно реализуется во многих уголках России.

Большой вклад в экологическое просвещение детей и подростков вносят библиотеки, работающие с детьми. Одним из направлений в работе по экологическому воспитанию детей является создание библиографических указателей: пособий, рекомендательных списков литературы, собственной медиапродукции на СД-RОМ для разных возрастных групп читателей. В библиотеках работают клубы по интересам экологической направленности.

Для успешного экологического просвещения, основными направлениями работы библиотеки должны стать:

развитие партнерских отношений с организациями, заинтересованными в развитии экологического просвещения;

работа по целевым проектам, комплексным программам;

непрерывное экологическое просвещение и формирование гражданской позиции населения при использовании массовых и индивидуальных форм работы;

научно-методическая деятельность для изучения потребностей населения в информации.

Для более эффективной и качественной работы библиотекам необходимо:

активизировать свою деятельность в области массового распространения экологическихзнаний и здорового образа жизни:

раскрыть интересней и ярче свои фонды;

постоянно изучать информационные потребности пользователей по проблемам экологии;

обеспечить доступ населения к достоверной информации по острым экологическим проблемам современности и обмене опытом практической природоохранной деятельности независимо от места его проживания;

изучать экологические проблемы своего района, города;

расширить творческие связи со специалистами государственных природоохранных и экологических учреждений;

развивать сотрудничество с организациями, людьми, заинтересованными в улучшении экологической ситуации, с привлечением добровольцев из числа учащейся молодежи, работать с местной властью и общественностью.

В заключение следует отметить, что экологическое просвещение читателей через книгу средствами библиотечной работы становится одним из основных направлений в деятельности библиотеки. Это не разовые мероприятия, а систематическая, постоянная работа по всем аспектам экологических проблем. Роль библиотек в деле экологического просвещения населения постоянно возрастает.

Сотрудники библиотек к экологическому просвещению подходят комплексно, опираясь не только на естественнонаучные дисциплины, но и на искусство, нравственность, эстетику. Гуманитарная часть экологического просвещения сегодня едва ли не самая важная в формировании экологического мировоззрения, так как развивает у современных людей эмоционально-чувственную сферу, способность к переживанию и постижению чувства гармонии с природой, наслаждение ее красотой, сострадание ко всему живому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *