Экспрессивная и импрессивная речь

Под термином «речь» в логопедии специалисты подразумевают итоговый результат комбинированного взаимодействия основных мозговых центров. Его практическое выражение происходит с помощью органов артикуляции. Чтобы оказание помощи детям было более организованным, логопеды классифицировали речь на экспрессивную и импрессивную.

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии

Речевая деятельность детей подразделяется на 4 самостоятельные формы:

Формы, относящиеся к экспрессивной речи Формы, относящиеся к импрессивной речи
  • устная речь;
  • письменная речь.
  • восприятие устной речи;
  • чтение (осознание написанного).

Экспрессивная или моторная речь – это процесс воспроизведения подрастающим человеком конкретных звуков и букв с помощью рта и голосовых связок или навыков письма. За эту функцию в детском организме отвечает зона Брока, расположенная в левом полушарии у людей с ведущей правой рукой, или в правом – у тех, кто бытовые действия осуществляет с помощью левой конечности.

При наличии патологических процессов или травм рассматриваемого мозгового центра дети физически не могут членораздельно выражать свои мысли, воспроизводить их на бумаге, при этом отчетливо понимают задачу и воспринимаемую на слух информацию. Противоположностью экспрессивной речи является импрессивная, или сенсорная.

Ее суть заключается в четком осознании мозговыми центрами информации, воспринимаемой человеком с помощью органов слуха или зрения.

За осуществление указанной функции ответственна зона Вернике. Если ребенок в результате полученной травмы или из-за генетического отклонения имеет дисфункции этой области коры головного мозга (располагается в области левого виска), он не может воспринимать слова, так как не понимает их смысл и даже не идентифицирует эмоциональный окрас.

При этом его органы слуха функционируют в штатном режиме, чем при проведении медицинского исследования состояния здоровья подрастающего человека могут спровоцировать непонимание педиатром причин существенной задержки развития конкретного маленького пациента.

В ряде случаев детский организм подстраивается под физические «недостатки», компенсируя их тем, что делает более развитыми другие чувства восприятия.

Функции

Этапами экспрессивной речи в норме считаются (в указанном порядке):

  1. Формирование мотива или возникновение желания высказаться.
  2. Воспроизведение сформулированной мысли в мозговых центрах (кодирование основной идеи в речевых схемах головного мозга).
  3. Озвучивание сформулированного высказывания.

К важнейшим функциям экспрессивной речи логопеды относят:

  • возможность выражать свое эмоциональное состояние (неумение ребенка доносить окружающим о личном отношении к происходящим в его жизни событиям чревато возникновениями неврозов, депрессии, психическим расстройствам);
  • упрощение адаптационного периода ребенка в детском коллективе;
  • формирование предрасположенности к быстрой социализации (возможность комфортно чувствовать себя в обществе без присутствия родителей).

Импрессивная речь по своей психологической структуре подразумевает наличие 3 основных этапов:

  1. Первичное восприятие информационного потока. Он может поступать к ребенку как посредствам органов слуха, так и речевой системы.
  2. Расшифровка полученного сообщения. На этом этапе детский мозг звуковой или буквенный состав поступившей информации.
  3. Формирование связей результата анализа данных со знаниями, отложенными в мозговых центрах, или собственным пониманием услышанного (прочитанного).

Правильное развитие импрессивной речи необходимо для корректного осуществления ее ключевых функций:

  • возможность находиться в обществе и чувствовать себя ее полноправным членом (понимать правила, воспринимать просьбы окружающих, реагировать на обращения и так далее);

    Экспрессивная и импрессивная речь может быть плохо развита у детей, что приводит к отделению в компании сверстников.

  • способность к саморазвитию (расширять свой кругозор, пополнять лексический запас и так далее);
  • использование прошлого жизненного опыта для улучшения качества происходящего в настоящем (например, ребенок, не способный откладывать на подкорку воспоминания, может часто обжигаться горячим чайником. Он не только не помнит свой негативный опыт, но и не может полноценно воспринимать предостережения родителей).

Развитие в норме

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии являются одними из ключевых показателей общей развитости и состояния здоровья ребенка. В зависимости от возраста маленького пациента, врач, по основным нормативам идентифицирует необходимость коррекционных занятий или консультации с узкими специалистами (невролог, психиатр, психолог, нейрохирург и так далее).

По общепринятой норме до 7-8 лет ребенок должен овладеть рядом навыков экспрессивной речи, среди которых:

  • гуканье;
  • гуление;
  • смех;
  • плач;
  • лепет;
  • имитация звуков, воспроизводимых родителями;
  • умение описательно воспроизводить свои мысли, возникающее в возрасте 8-9 мес. – 1.2 года (например, вместо конкретного слова «собака», дети говорят «гав-гав»);
  • словарный запас, объемом не менее 200 слов (до 2-х лет);
  • способность формулировать предложения, состоящие, минимум, из 3 слов (в 1.5 – 2 года);
  • расширение словарного запаса в возрасте 4-5 лет (на этом этапе активная лексика ребенка должна состоять из не менее, чем 1500-2000 слов);
  • активное использование всех частей речи во время выражения своих мыслей;
  • способность составлять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения без лексических ошибок;
  • освоение, понимание и использование в речи грамматических правил родного языка;
  • освоение этнических навыков (акцент, диалект).

Понять, на каком этапе развития находится импрессивная составляющая речи конкретного ребенка, логопедам удается с помощью соотношения фактических навыков маленького пациента с общепринятыми нормами.

Такими, как:

  • реагирование на обращенную к ним речь (происходит по достижению ребенком 6 мес.);
  • способность соотнести услышанное с конкретным изображением (например, на карточке или в окружающей ребенка обстановке);
  • умение соотнести показанное взрослым действие с имеющим к нему отношение изображением (например, если родитель имитирует удары молотком по гвоздям, ребенок должен достать из ящика с разными инструментами именно показываемый взрослым рабочий инструмент);
  • понимание лексики, связанной с описанием действий и качеством предметов бытового обихода (цвета, материал, фактура, размер и так далее);
  • возможность реализовать указания, состоящие из 2 и более этапов;
  • понимание значения используемых в речи предлогов и союзов (например, в норме ребенок не должен путать «и» с «или» и так далее);
  • способность восприятия сказок с помощью органов зрения (до 4 лет), а позднее только с помощью органов слуха (с 4-5 лет).

Развитие с задержкой

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии может развиваться у детей с задержкой по причине:

  • имеющихся перинатальных повреждений мозговых центров (патологии, возникающие во время нахождения ребенка в утробе матери);
  • появления на свет в результате преждевременных родов;
  • нарушений в функционировании органов артикуляции;
  • недоразвитости слухового аппарата или серьезные заболевания его основных органов;
  • имеющегося общего отставания психического развития конкретного ребенка;
  • генетические предрасположенности (может передаваться через несколько поколений);
  • отсутствия достаточного количества общения с ближайшими родственниками (психологами доказана необходимость ежедневного общения с детьми с первого дня их жизни. Несмотря на отсутствие ответной реакции с их стороны на обращения и слова, во время восприятия речи матери активно формируется мозговой центр, ответственный за импрессивную речь);
  • отсутствия должного воспитания (актуально для детей, находящихся на попечительстве муниципальных детских домов или домов малютки);
  • имеющегося отставания в физическом развитии;
  • наличия серьезных заболеваний, влияющих на нервную систему и головной мозг, которые ребенок перенос в раннем детстве;
  • отсутствия полнорационного сбалансированного питания в первые годы жизни;
  • аутизма;
  • дефицита стимулирующих факторов речевого развития.

Экспрессивная и импрессивная речь, развивающиеся с задержкой, в логопедии распознаются по ряду признаков:

  • неправильное произношение слов (перестановка букв, коверкание звуков и так далее);
  • неуместное использование предлогов и союзов;
  • отсутствие вопросительных предложений в речи ребенка;
  • паузы между словами, длиною более 2 сек;
  • заикание;
  • недоговаривание частей слова.

Расстройства

Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии, а именно уровень ее развития у конкретного маленького пациента, определяет направленность дополнительных занятий, предназначенных для адаптации ребенка к возрастным психологическим и физиологическим изменениям. Для удобства оказания помощи детям, логопедами было принято решение классифицировать речевые расстройства на подтипы.

Имея разные взгляды на ход терапии, специалистам до настоящего времени не удалось прийти к единому решению. Несмотря на наличие множества вариантов, наиболее популярным из них является классификация Л. О. Бадалян.

Связанные с серьезными нарушениями функционирования ЦНС

По мнению Бадалян, поражения детской нервной системы на этапе внутриутробного развития или после появления ребенка на свет, целесообразно классифицировать на несколько форм.

Например:

Форма речевого расстройства Краткая характеристика
Афазии При таком типе расстройства у ребенка происходит распад максимального количества речевых компонентов. Эта дисфункция возникает из-за существенного повреждения корковых речевых участков головного мозга.
Алалии При наличии рассматриваемого речевого расстройства, задержка развития конкретного человека происходит по аналогичной с афазиями схеме. Разница заключается только в том, что возникновений алалии происходит на этапе доречевого развития.
Дизартрии Возникает из-за недостаточной развитости мышц речевых органов. При наличии дизартрии ребенок не может правильно составлять и озвучивать свои мысли. В зависимости от того, какая зона мозга была поражена, логопеды классифицируют дизартрии на:

  • псевдобульбарная;
  • бульбарная;
  • подкорковая;
  • мозжечковая.

Каждая из форм речевого расстройства требует принятия особых мер для ее устранения.

Связанные с незначительными изменениями в работе ЦНС

Формами речевого расстройства, возникающего из-за функциональных деформаций центральной нервной системы, являются:

  • заикание (при озвучивании одного слова ребенок несколько раз повторяет один и тот же составной слог);
  • мутизм (ребенок не отвечает на обращения других людей и не реагирует на происходящее);
  • сурдомутизм (ребенок неспособен не только воспринимать информацию на слух, но и воспроизводить ее самостоятельно).

Связанные с отклонениями строения органов артикуляционного аппарата

Формами речевых расстройств, спровоцированных несовершенным строением органов артикуляции, принято считать:

  • механические дислалии (ребенок не выговаривает звуки или сознательно коверкает их из-за отсутствия физической возможности произнести их правильно, например, при наличии короткой уздечки языка);
  • ринолалии (ребенок не выговаривает носовых звуков из-за неправильного строения ЛОР-органов).

Различного происхождения

К речевым расстройствам различного происхождения логопеды относят задержки развития речи ребенка по не физиологическим причинам:

  • появление на свет в результате преждевременных родов;
  • наличие серьезных заболеваний внутренних систем организма;
  • некорректная форма воспитания и общего развития.

Коррекция

Коррекция задержки развития экспрессивной и импрессивной речи предполагает наличие комплексного подхода.

Конкретный набор предпринимаемых мер определяется логопедом с учетом фактических данных конкретного маленького пациента:

  • ноотропные лекарственные средства (стимулируют деятельность клеток коры головного мозга, благодаря чему у детей улучшается память, усиливается внимание, появляется способность сосредотачиваться, нормализуется сон и общее психическое состояние и так далее);
  • физиотерапевтические процедуры (например, микротоковая терапия, подразумевающая активное воздействие минимальными разрядами тока на биологически активные зоны коры головного мозга);
  • развивающие занятия с логопедом и дефектологом (специалисты направляют свои усилия на улучшение памяти маленького человека, общее развитие мышления);
  • логопедический массаж (комплексное воздействие на лицевую мускулатуру, способствующее становлению речи маленького человека);
  • выполнение упражнений в игровой форме, направленных на развитие лицевой мускулатуры (например, «Часики», при котором ребенку 2-3 лет необходимо высунуть язык и перемещать его из стороны в сторону; звукоподражательные упражнения (имитация дождя, голосов животных и так далее) или озвучивание стихотворения (взрослый показывает – ребенок озвучивает его действия, после чего происходит смена ролей).

Экспрессивная и импрессивная речь в норме должны быть сформированы у детей на базовом уровне уже к 4-5 годам. В логопедии существует большое количество способов стимуляции способностей у ребенка грамотно выражать свои мысли, практиковать которые он может не только со специалистом, но и дома наедине с родителями.

Несмотря на важность речевого аспекта в общем развитии подрастающего человека, взрослым не рекомендуется оказывать на ребенка моральное давление и заставлять заниматься. Вместо этого следует как можно больше разговаривать с ним, интересоваться детским мнением и расширять его кругозор.

Видео об экспрессивной и импрессивной

Как развивать экспрессивную и импрессивную речь у ребенка:

ПОНЯТИЕ ОБ ИМПРЕССИВНОЙ И ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Импрессивная речь (от лат. «ттргеззю» – впечатление) одна из форм речи, понимание устной или письменной речи. При отклонениях в деятельности анализаторов нервной системы человека импрессивная форма речи меняется. Например, устная импрессивная речь людей с пониженным слухом может базироваться на визуальном восприятии, когда произносимые собеседником слова распознаются по артикуляционным движениям губ, а письменная импрессивная речь слабослышащих организована на тактильном восприятии особых выпуклых знаков подушечками пальцев. В психологическую структуру импрессивной речи включают три этапа.

I этап – это этап первичного восприятия речевого сообщения.

II этап – это этап, на котором происходит декодирование сообщения.

III этап – это этап, на котором сообщение соотносится с конкретными семантическими категориями прошлого или же частного понимания устного либо письменного сообщения.

Экспрессивная речь (от лат. «ехргеззю» – выражение) – процесс формирования высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного письма.

Экспрессивная речь начинается с определения мотива и основной идеи высказывания, затем следует проговарива-ние высказывания «про себя» (стадия внутренней речи), и завершается процесс более или менее развернутым устным высказыванием.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Экспрессия речи малыша

Правильное развитие речевого аппарата является одной из основ гармоничного становления личности. Экспрессивная речь представляет собой умение выстаивать правильные ассоциации между значениями слов и производимыми звуками.

Поэтому любые искажения четкости, ритма или выпадение отдельных слогов предупреждают о патологических процессах, требующих диагностики.

Что такое экспрессивная речь

Термин означает словесную форму, выраженную вслух, окрашенную эмоционально. У детей такая способность формируется в результате подражания действиям взрослых: вначале возникает идея, затем внутреннее высказывание, а после — озвучивание.

Слуховой анализатор и зона Вернике отвечают за понимание письменной и устной речи, правильное восприятие звуковых сигналов, словообразование.

В раннем периоде детства требуется поощрять и стимулировать желание детей говорить, не приспосабливаясь к невнятному произношению.

Социальная адаптация с развитием эмоционального интеллекта происходят за счет регулярных вербальных контактов, поэтому ребенку полезно слушать четкую дикцию взрослых и практиковаться самостоятельно.

Расстройство экспрессивной речи

При данном заболевании слабо развита артикуляция, нет четкого понимания, как использовать речевой аппарат для сотворения звуков, страдают все виды речевой деятельности.

Вначале может наблюдаться нормальное усвоение новых слов, но затем прогресс останавливается, исчезает способность адекватно комбинировать грамматические средства.

Интерес к познанию и интеллект детей с моторной алалией обычно не нарушены, предметно-практические способности развиты в полной мере.

Поэтому первую тревогу у родителей вызывает молчание ребенка при понимании ним ситуации и логичной реакции на вербальное обращение.

Подчас определения диагноза следует исключить сопутствующие болезни — неправильное развитие аппарата артикуляции иногда сочетается со структурными изменениями мозговых тканей.

Тогда ЭЭГ регистрирует эпилептиформную активность или замедленную работу участков мозга, регулирующих мышцы голосового аппарата — центры Вернике и Брока.

Что провоцирует расстройство экспрессивной речи

Мозговая организация детей 3-х летнего возраста имеет хорошо сформированный моторный речевой центр, если в этот период ребенок пережил эмоциональную травму или переболел, может наступить ухудшение усвоения лексических форм и конструкций.

В информационных источниках нету точно сформулированных причин заболевания, но его возникновению способствуют некоторые факторы:

  • генетическая обусловленность, сильный стресс, пережитый на первом триместре беременности;
  • родовая гипоксия, травмы черепа подчас родов;
  • энцефалит, менингит, другие опасные инфекционно-воспалительные заболевания;
  • интоксикация алкоголем, ядовитыми веществами, что выделяются при сгорании токсических отходов — техногенные катастрофы.

Неблагоприятное социальное окружение, гиповитаминоз витаминов группы В, отсутствие диалогового общения негативно сказываются на умственном, речевом развитии.

Поэтому организация разностороннего ухода играет важную роль в период восстановления функций речевого аппарата.

Симптомы расстройства экспрессивной речи

Отличительно других расстройств, у алаликов есть физиологические условия для правильной артикуляции, но они искажают, путают звуки, не различая их.

Также у детей может страдать импрессивная речь — понимание прочитанного текста или чужого высказывания вслух. Частые признаки выявленной проблемы:

  • яркая или сниженная экспрессивная окраска упрощенных высказываний, замена слов жестами, мимикой или отдельными звуками;
  • повышенное слюноотделение;
  • плохое понимание взаимосвязи объектов, поступков людей;
  • молчаливость во время игры, беззвучный плач;
  • синдром дефицита внимания, повышенная двигательная активность;
  • сокращение, искажение слов, облегчающее их произношение;
  • нежелание выследить движущийся объект глазами, а поиск источника звука на слух;
  • отсутствие выразительности звуков, запутанность в пересказе событий.

В запущенной стадии может наблюдаться пониженная ориентация на местности, нарушенное восприятие соотношения предметов в пространстве.

Однако периодически наблюдается спонтанное устранение проблемы без существенного вмешательства, когда детей отдавали в детский сад.

В группе их активная коммуникация поощрялась, была залогом достижения личных потребностей.

Влияние задержки экспрессивной речи на становление Коммуникации в раннем возрасте

Дети с поздним развитием самостоятельной речи в силу физиологических причин с детства не приученные логично мыслить. Без логопедических занятий в школьном возрасте они будут допускать грубые синтаксические ошибки при письме под диктовку.

Также могут возникнуть проблемы с адекватной интерпретацией абстрактных образов, понятий, что затруднит выстраивание межличностных отношений.

После появления первых признаков самостоятельного мышления, малышам следует стимулировать познавательный интерес, непрестанно расширять их словарный запас.

При проблемах вербальной экспрессии рекомендуется играть вместе в сюжетно-ролевые игры, разучивать основные фразы ежедневного этикета, чтобы общение со сверстниками было психологически комфортным.

Психологическая диагностика дошкольников с задержкой экспрессивной речи

Комплексные исследования помогают исключить глухоту и уровень речевого развития, нужна диагностика состояний, требующих дополнительных терапевтических мер.

К таким дефектам относится аутизм, умственная отсталость, гиперактивность, депрессивные, тревожные или другие или другие отклонения психики. Определить степень выраженности проблемы помогают такие методы:

  • демонстрация предметов с пожеланием сказать их название;
  • ведение диалога с переходом от легких тем к более сложным для оценки произношения, лексического запаса и его качества;
  • просьба рассказать, какое действие изображает картинка — обнаруживается умение составлять предложения разной сложности;
  • оценка произнесения звуковых групп бпм, зцс, чшщч, гкх;
  • проверка понимания указаний с градацией от простых к сложным: дотронуться к носу, указать карандшом на раскрытое окно.

Обычно расстройство экспрессивной речи у детей становится заметным в момент, когда словарный запас и способ коммуникации не соответствуют возрасту.

Учитывая, что дефекты лучше поддается коррекции в начальных стадиях, самостоятельные пробы исправить проблему могут навредить.

Информативным показателем хорошего развития есть указательный жест пальцем, если он не появляется к 1,5 году, следует пройти обследование у детского невролога.

Методы лечения и коррекции

Прогресс от занятий с логопедом-дефектологом зависит от степени дисфункции и того, какие виды речевых навыков ребенка больше нуждаются в коррекции — чтение, говорение или письмо. Внятное произношение осмысленных фраз может развиться к 3-4 годам, если расстройство диагностировано в возрасте 1-2 лет.

Основная задача коррекционной терапии заключается в выработке правильных речевых стереотипов, стимулировании словотворчества. Меры, которые помогают связно выражать мысли вслух, адаптируют ребенка в социальной среде:

  1. Речевая гимнастика, тренировки реберно-диафрагмального дыхания. Обучение, как координировать дыхательные движения с одновременным произношением звуков.
  2. Повышение эффективности мелкой моторики пальцев рук: раскрашивание, игры с конструктором.
  3. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение и предупреждение негативных стрессовых переживаний.
  4. Приобретение и закрепление навыков анализа событий, предметов — составление визуальных, пространственно-временных характеристик.
  5. Тренировка кратковременной и длительной памяти, развитие концентрации внимания, составления цепочек причинно-следственных связей.

Развитие экспрессивной речи происходит при систематическом пополнении запаса лексики с внедрением выученных слов в диалог, формировании целостных высказываний.

Видимые результаты дает полисенсорный способ ведения тренингов, пробуждающий главные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, вкусовое и обонятельное.

Задача взрослого собеседника — найти положительные эмоциональные триггеры, побуждающие алалика активно участвовать в диалоге по личной инициативе.

Этапы развития собственной экспрессивной речи ребенка

Период крика наступает с рождением, в это время плач имеет важные диагностические характеристики, обнаруживая отклонения психического или физического развития.

Мелодичное гуление появляется к 5-му месяцу, а в возрасте 7-8 месяцев дети переходят в фазу лепета, пробуют произносить губные согласные. В 1-1,5 года имеется запас из 6-8 коротких слов, уже обладающих экспрессивностью, начинается процесс словотворчества.

Этапы развития индивидуальны для каждого ребенка, но отсутствие произношения элементарных фраз в 2,5 года не считается нормой и требуется консультация специалиста.

Постановку диагноза предваряют подробные тесты проверки слуха, состояния нервной системы, дополненные подробным собеседованием и амбулаторным наблюдением в течение всего периода корректирующих занятий.

Импрессивная речь в логопедии

Речь подразделяется на экспрессивную (активную) и импрессивную (пассивную). В норме дети владеют двумя ее видами, именно понимание устной или письменной речи является пассивной формой и предшествует возникновению активного общения.

Например, при глухоте она присутствует и основывается на получении информации с помощью органа зрения. Слепые люди владеют письменной рецептивной речью через тактильные ощущения. Импрессивная речь у детей может быть устной и письменной.

Речевая деятельность состоит из восприятия звукового состава слова, его грамматической формы, понимания интонации и других средств языка. Она начинается с различия чужой и своей речи. Этот процесс происходит с помощью фонематического слуха. При этом важно уметь различать звуки, как твердые, так и мягкие; обособленно от других и при слитном произношении. Полностью формирование фонематического слуха заканчивается в 4,5-5,5 лет. В противном случае речь идет о задержке развития.

Этиология и характер отклонения

Тесно связаны между собой понятия восприятия и понимания речи. В первом случае это означает, как человек слышит и воспроизводит отдельные звуки. При этом он может не понимать значения сказанного. Например, прочитав непонятную фразу, вы ее воспримите частично, а после уточнения значения отдельных слов придет понимание. То есть, в речи первично восприятие с помощью слуха или зрения.

Причины нарушения импрессивной речи:

  • инверсия (перестановка подлежащих и сказуемых в предложении);
  • неумение изменять формы слов;
  • нераспознавание речевых звуков.

Как происходит понимание речи в различные периоды жизни видно из приведенной таблицы.

Умения и навыки Возраст ребенка
Ребенок уже реагирует на голос родителей 1-1,5 мес.
Активная реакция при обращении взрослых (улыбка, махи руками, ногами) 3 мес.
Отличает перемены интонации и реагирует соответственно 4 мес.
При обращении к нему возникает ответное гуление 5 мес.
Узнает свое имя 6 мес.
Воспринимает просьбы, сопровождаемые жестами 7 мес.
Знает названия частей лица 7,5 мес.
Понимает просьбы без подкрепления жестами 8,5 мес.
Может найти известные уже предметы в комнате 9-10 мес.
Начинает ориентироваться по простым картинкам в книге 10-11 мес.
Знает значение слова «нельзя» 11 мес.
Понимает фразы типа: «подойди», «пойдем кушать». Может показать минимум два цвета. 1 г.
Отвечает на вопросы в книжках по картинкам 2 г.
Воспринимает небольшие рассказы и сказки. Малыш может понимать характеристики знакомых предметов, значения слов больно, громко и т. д. 2 г. 5 мес.
Знакомится с антонимами 3 г
Поддерживает диалог, отвечая на вопросы 3 г. 5 мес.
Воспринимает речь в общепринятом виде, фразы с 10 и более словами 4 г. 5-6 мес.
Может ответить на вопросы: что такое дружба или страх, радость 5-6 лет

Еще один признак восприятия речи в логопедии – ориентация в быстром темпе разговора, анализ информации. В этом помогают паузы, но при быстром темпе могут образовываться новые слова из-за слияния фонем. В письменной речи важным моментом является соотношение между собой слов, изменение их форм в словосочетаниях. Если падеж будет неправильным, невозможно понять смысл фразы. Устным средством импрессивной речи является интонация. Естественно, сложнее воспринимаются предложения с однородными членами, деепричастными оборотами.

Совет родителям: пока у ребенка пассивная речь не сформирована до конца, используйте для общения короткие и понятные фразы из 7-8 слов. Запреты или похвала также должны быть лаконичными.

Последствия расстройства

Импрессивная речь в своем развитии проходит несколько этапов: от восприятия чужой до составления собственных высказываний. Чтобы понимать фразы, нужно знать грамматическую основу слова и его значение.

Этапы развития рецептивной речи:

  • I − понимание интонации взрослых;
  • II – оценка ситуации в повторяющихся условиях;
  • III – ребенок называет предметы, события и действия;
  • IV – завершающий, на котором малыш выполняет просьбы взрослых.

Нарушения рецептивной речи вызывают отставание в развитии экспрессивной. Общее недоразвитие речи (ОНР) приводит к проблемам фонематического и грамматического характера, скудности словарного запаса. Также отмечаются снижение интеллекта, слабохарактерность. На фоне патологических процессов ослабевает мышечный тонус, ухудшается статическая координация и выносливость. Детям дошкольного возраста свойственна неуклюжесть, неловкость, недостаточность мимики, нарушение координации движений.

Пациент не способен различать звуки, в результате речь получается скомканной и нечленораздельной. При нарушениях легкой тяжести возможна замена звуков на похожие, что называется литеральной парафазией. Проверяют это быстрым чтением вслух, так значительно увеличивается количество оговорок. В случае тяжелого течения человек вообще не способен понять, что ему говорят.

В. П. Глухов в процессе исследования выявил у детей с ОНР инертность, быструю истощаемость комбинаторных функций, слабое пространственное воображение. При вовлечении в игровой процесс у них снижены наблюдательность, мотивация и самоконтроль. Из-за неуверенности в себе они замкнуты, агрессивны, обидчивы, что затрудняет их адаптацию в социуме. Сложнее всего им воспринимать информацию зрительно в связи с расстройствами внимания и памяти.

Условия для организации рецептивной речи:

  • умение распознавать звуки;
  • понимание слова и значения фраз;
  • формирование коммуникативных навыков и лексики с помощью подражания и восклицания;
  • обучение семантике слова и грамматике;
  • обучение ребенка диалогу.

Дети-аутисты часто не обращают внимания на интонационные свойства речи. Так, если родители скажут ему с укором за проступок «ну, ты молодец!», он посчитает эти слова похвалой и продолжит совершать это действие.

Коррекция состояния

Диагностикой и развитием импрессивной речи занимаются сурдолог, невролог, дефектолог и логопед. Необходимо убедиться в отсутствии патологии со стороны органов слуха. Обследование головного мозга проводят с помощью МРТ-диагностики, ЭЭГ, УЗИ сосудов.

Что могут обнаружить:

  • тугоухость;
  • кровоизлияние в головной мозг;
  • кисты;
  • гидроцефалию;
  • эписиндром.

При отсутствии физических отклонений ребенка направляют к психиатру. Помощь дефектолога потребуется в любом случае. Расширять знания ребенка об окружающем мире должны взрослые через свои поступки, в игровой форме. В разговоре нужно показывать связь названия слова с его конкретным действием.

Например, части тела – одежда, еда – кормление. До 1,5 лет с детьми говорят о том, что они видят в конкретный момент. После двух расширяют смысловое значение, обсуждая с ними предметы и действия, которые происходили раньше. Так малыш учится сравнению и обобщению. Кроме этого, нужно поощрять его называть предметы. Хорошо способствует развитию активной речи подражание и повторение: «топ-топ», «куп-куп». Или: «Дождик кап-кап. Скажи: кап-кап».

Ваша речь должна быть простой, но понятной. До полутора лет можно использовать короткие упрощенные версии слов («биби» — машина, «куп-куп» — купаться, «ав-ав» — собачка).

Чем старше становится ребенок, тем богаче должен быть его словарный запас. Кроме демонстрации действий на игрушках, можно показывать живых животных, наблюдать за рыбками в аквариуме, учить короткие стихотворения и т. д.

Чтобы малышу было интересно и комфортно, интонация голоса должна быть выразительной, родители должны поощрять его маленькие победы. На занятиях с логопедом детям показывают сначала один, затем два-три предмета. Игрушки подбираются похожие на те, что дома.

Примеры упражнений в логопедии:

  • разделение предметов по признакам;
  • действия со знакомыми игрушками;
  • подражание звуками;
  • обучение эмоциональности;
  • введение в речь глаголов для описания действий;
  • использование уменьшительно-ласкательной формы слова;
  • отработка вопросительной, побудительной интонации.

Например, ребенку предлагают уложить спать куклу. Это упражнение развивает внимание, слух, учит подражанию звуков. Или за ширмой прячут знакомые игрушки, которые малыш должен угадать по воспроизводимому звуку, а затем тактильно их определить.

Логопедическая работа может применяться в любом возрасте и вне зависимости от имеющегося диагноза задержки речевого развития. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем легче справиться с патологическими нарушениями и адаптировать ребенка к социуму.

Сущность и значение экспрессивной и импрессивной речи

Развитие сознания и мыслительных процессом тесно связано с формированием речи и языковым развитием. Смысловая и семантическая область речи является ее важнейшей стороной. Чтобы речь имела определенное смысловое содержание, фразы должны быть построены определенным способом, иметь правильную грамматическую конструкцию. Речь имеет две основные формы: экспрессивная и импрессивная.

Определение 1

Экспрессивная речь представляет собой высказывание посредством активной устной речи или письменного послания. Построение речи экспрессивным способом предполагает постановку мотива и идеи высказывания, которая проговаривается мысленно, про себя, а потом производится устное высказывание, сформированной мысли.

Экспрессивная речь является моторной т.е. она предполагает произнесение звуков речи человеком. Ее становление начинается с самого рождения.

Звуковое произношение формируется посредством прохождения следующих стадий:

  1. Крики.
  2. Гуление.
  3. Первые слоги.
  4. Лепетание.
  5. Произнесение простых слов.
  6. Развитие расширенного речевого произношения — сложных фраз и предложений.

Для того, чтобы экспрессивная речь развивалась и нормально функционировала требуется общаться с ребенком, причем общаться нормальной речью, с правильной постановкой предложений и формулировкой фраз. Ребенок копирует речь, которую он слышит и тем самым развивает свою экспрессивную речь.

Определение 2

Импрессивная речь представляет собой особую форму восприятия устной и письменной речи и ее содержания.

Восприятие и понимание речевого значения происходит посредством работы слуховых анализаторов и области в коре головного мозга, отвечающей за работу сенсорной речи.


Рисунок 1.

Импрессивная речь развивается посредством прохождения трех основных стадий:

  1. Начальное восприятие речевой информации.
  2. Преобразование полученной информации.
  3. Соотношение речевой информации с определенными семантическими категориями прошлого или персонального восприятия, полученного устного или письменного послания.

Речевые нарушения, их причины и виды

Чтобы выявить нарушения в функционировании экспрессивной и импрессивной стороны речи необходимо провести специальные исследования и проанализировать их результаты.

Эти исследования проводятся врачами-логопедами.


Рисунок 2.

Нарушение экспрессивной речи возникает из-за отклонения в развитии ребенка, полученных травм или перенесенных заболеваний. Однако, любые отклонения можно откорректировать и скоординировать посредством логопедической терапии.

Если нарушается функционирование анализаторов нервной системы, то возникают нарушения восприятия речи и форма импрессивной речи претерпевает изменения. Если верхняя височная зона повреждается, то человек перестает понимать смысл слов и фраз, которые он слышит, поскольку хранилище звуковых образов уже не действует должным образом. Это приводит к серьезным речевым патологиям.

Нарушение экспрессивной речи происходит при влиянии целого ряда факторов:

  1. Наследственность;
  2. Наличие нарушений нейропсихологического характера;
  3. Недоразвитость пространственной речи т.е. области теменного височно-затылочного стыка. Нарушения подобного рода возникают из-за дефектов в функционировании левого полушария мозга, где сосредоточены речевые центры локализации;
  4. Недоразвитость нейронных связей, сопровождающие органические нарушения областей коры головного мозга, которые отвечают за речевое функционирование;
  5. Плохое социальное воздействие. Если люди, которые окружают ребенка имееют слобо развитый уровень речевого развития, то экспрессивная речь ребенка может быть нарушена.

Помимо вышеперечисленного, на речевые отклонения оказывают влияние сопутствующие заболевания, например, нарушение работы слухового аппарата, психические отклонения, врожденные патологии артикуляционного аппарата и другие болезни. При исследовании речевых отклонений, важно учитывать все особенности развития ребенка.

Нормальное и гармоничное развитие экспрессивная речь может получить только, если ребенок может правильно копировать услышанные звуки.

В зависимости от причин, повлиявших на возникновение отклонения в развитии экспрессивной речи, формы ее нарушения могут быть разных видов. Распространенным нарушением является дизартрия. Это заболевание предполагает невозможность произнесения речевых звуков из-за языкового паралича. Довольно часто возникает проблема развития афазии – речевая работа нарушается, хотя изначально речь была сформирована и функционировала правильно. Применение речевых навыков становится невозможным, хотя слух работает нормально и нарушений в функционировании артикуляционного аппарата не наблюдается.

Основными формами нарушений экспрессивной речи являются:

  1. Афферентная форма – связана с нарушением работы постцентральных областей головного мозга. Это приводит к нарушению функционирования артикуляционного аппарата. Становится нереальным произнесение некоторых звуков и их сочетаний. Все виды устной речи нарушаются и возникают проблемы с письменной речью и чтением.
  2. Эфферентная форма – связана с повреждением в области премоторной зоны. Такие нарушения не приводят к артикуляционным сбоям, но вызывают затруднения при смене речевых единиц – звуков и слов. Отдельные звуки человек произносит легко, но при их объединение в слова и фразы возникают проблемы. Одним из видов эфферентных нарушений является телеграфный стиль речи. Глаголы не используются в речи – она базируется на существительных.
  3. Динамическая форма – связана с нарушением в работе префронтальных областей головного мозга. Продуктивная речь нарушается, а репродуктивная сохраняется. Высказать мысли, сформулировать вопрос становится сложным, хотя с произнесением предложений и дачей ответов не возникает проблем.

Экспрессивная речь может быть нарушена таким образом, что человек теряет способность к письменной речи. Это называется аграфией. Она может возникать совместно с другими речевыми дисфункциями или проявляться как самостоятельный дефект. Любые речевые отклонения поддаются корректировки. Логопедическая терапия проводится исходя из особенностей дефекта и индивидуальных свойств личностного развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *