Эмоционально волевой сферы

Содержание

Нарушения эмоционально-волевой сферы ребёнка

Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные.

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.

В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.

Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

  • Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
  • Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
  • Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
  • Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
  • Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
  • Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
  • Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
  • Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
  • Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.

Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка

Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.

В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.

По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка

Детские психологи особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.

Основными причинами нарушений являются:

  1. перенесённые стрессы;
  2. отставание в интеллектуальном развитии;
  3. недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
  4. социально-бытовые причины;
  5. фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
  6. ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.

Диагностика нарушений

Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. В арсенале психологов целый ряд специальных методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

Для дошкольников, как правило, применяются проективные методики диагностики:

  • тест по средствам рисунка;
  • цветовой тест Люшера;
  • шкала тревожности Бэка;
  • опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН);
  • тест школьной тревожности Филипса и многие другие.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Что делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.

Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.

Обращение к психологу

Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.

В психологии в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.

Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, заинтересованные в органичном развитии своего малыша.

Практические методы коррекции

Таковы, в частности, методы сказкотерапии и куклотерапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их.

Разумеется, все эти методы подразумевают обязательную непосредственную вовлеченность взрослых в сам процесс игры.

Если родителями в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка.

Накопленный психологами опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения

Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой

сферы и поведения

Аутизм

  • «первазивные нарушения развития» по МКБ-10 или ДСМ IV.

  • Экстремальное, предельное одиночество ребенка проявляющееся в снижении способностей к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социального развития.

История:

С конца 19 века встречаются отдельные разрозненные профессиональные описания детей с аутистическими нарушениями психического развития. В частности Э.М. Итар впервые дал описание болезненной неконтактности, введя слово «autos» — сам.

Е. Блеилер, в 1911 г определил «аутизм», как категорию эгоцентрического мышления при шизофрении. «Аутизм», как сам по себе живущий, встречается в начале формирования шизофрении.

В 1943 г. Американский клиницист Лео Каннер («Аутистические расстройства аффективного общения»), обобщив наблюдения 11 случаев, сделал заключение о существовании особого клинического синдрома с типичным нарушением психического развития, назвав его с. «РДА».

Независимо от Каннера сходные клинические случаи были описаны австрийским ученым Ганс Аспергером в 1944г., как своеобразная форма аутистической психопатии. А в 1947 г. русский исследователь С.С. Мнухин так же пришел к сходным выводам.

Возможные причины аутизма:

1. Генетические нарушения. Аутизм, может возникнуть как своеобразная аномалия развития генетического генеза, а так же наблюдаться в виде осложняющего синдрома при разл-х неврологических заболеваниях, в том числе при разл-х метаболических дефектах. Например: синдром хрупкой Х-хромосомы, метаболические нарушения (фенилкетонурии), туберозный склероз. Задействованы височные и лобные отделы ГМ.

Около 50% с синдромом Аспергера имеют близких родственников с таким же синдромом или его типичными симптомами.

При рождении 1 ребенка с РДА, вероятность 2-го 12%, 3-го 80%.

Высокое содержание биогенных аминов, аномалии 11 пары хромосом.

3. Органического происхождения: Патология мозжечка, ствола ГМ, височных долей (в особенности миндалин). По Д.Н. Исаеву: водянка ГМ, патология 3-го желудочка, подкорковая и лобно-теменная атрофия.

Наиб. Распростр-я версия: недостаточность ЦНС, нарушения биохимического обмена.

Так же см. Выготский: аутизм, как 2-й дефект. Где первичные нарушения: сенсоаффективная гипестезия и слабость энергетического потенциала.

3. Психогенного происхождения: Нет прямых док-в. Асоциальное окружение скорее может являться пусковым механизмом, но не первопричиной РДА.

Б Беттельхейм – РДА в результате психической травмы. В основе нарушения материнская депривация, подавление личности ребенка.

В настоящее время принята классификация – «МКБ-10», в которой аутизм рассматривается в группе «общие расстройства психологического развития» ( F 84 ):

F84.0 Детский аутизм

F84.01 Детский аутизм, обусловленный органическим заболеванием головного мозга.

F84.02 Детскийий аутизм вследствие других причин

F84.1 Атипичный аутизм.

F84.11 Атипичный аутизм с умственной отсталостью

F84.12 Атипичный аутизм без умственной отсталости

F84.2 Синдром Ретта

F84.3 Другое дезинтегративное рас-во детского возраста

F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

F84.5 Синдром Аспергера

F84.8 Другие общие расстройства развития

F84.9 Общее расстройство развития, неуточненное

Состояния, связанные с психозом, в частности шизофреноподобным, к РДА не относятся.

Все классификации построены по этиологическому либо патогенному принципу. Но картина аутистических проявлений отличается большим полиморфизмом, что определяет наличие вариантов с разной клинико- психологической картиной, разной социальной адаптацией и разным социальным прогнозом. Эти варианты требуют различного коррекционного подхода, как лечебного, так и психолого-педагогического.

При нерезко выраженных проявлениях аутизма используют нередко термин параутизм. Так, синдром параутизма может нередко наблюдаться при синдроме Дауна. Кроме того, он может иметь место при таких заболеваниях ЦНС, как: Мукополисахаридозы, или гаргоилизм

«Ядерные» или основные признаки РДА (по Е.С. Иванову):

  1. Первые признаки вскоре после рождения.

  2. Отсутствие потребности в общении и отсутствие целенаправленного поведения.

  3. Стремление к сохранению стабильности окр. среды.

  4. Своеобразные страхи.

  5. Своеобразие моторики.

  6. Нарушение этапности и иерархии в психическом и физическом развитии.

  7. Своеобразие речи и ее формирования.

  8. Своеобразное сочетание высших и низших эмоций.

  9. Интеллектуальная неравномерность.

  10. Стереотипия в моторике, речи, игре.

  11. Нарушение формулы сна.

  12. Недостаточность или отсутствие реакции на дистантные раздражители.

  13. Нарушение дифференцировки одушевленных и неодушевленных предметов.

  14. Способность к относительной компенсации в сфере быта при наличии постороннего помощника.

  15. Возможность регресса психических функций при отсутствии правильного психотерапевтического подхода или позднего начала лечения.

Синдром Ретта – или «синдром потирания ладоней». Возникает из-за переизбытка амония в крови. Начинает проявляться в возрасте 8-30 (чаще 12-18) месяцев, без видимых причин на фоне нормального или незначительно задержанного моторного развития. В течение 3-6 месяцев начинается постепенный распад уже сформированных речевых, двигательных, предметно-манипулятивных навыков. В этот же период возникают насильственные стереотипные движения рук в виде их потирания, заламывания «мытья» на фоне потери целенаправленных ручных навыков. Постепенно меняется и внешний облик: появляется своеобразное «неживое», «несчастное» или отрешенное выражение лица; взгляд неподвижный, устремленный в одну точку перед собой. На фоне общей заторможенности наблюдаются приступы насильственного смеха, иногда возникающего по ночам в сочетании с приступами импульсивного поведения. Могут возникать судорожные припадки, а так же кифоз, сколиоз, жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание.

С трудом вступают в речевое общение, ответы односложны, эхолаличны; бывают периоды мутизма. Характерен крайне низкий психический тонус, ответы носят импульсивный, неадекватный характер.

К 5-6 годам тенденция к регрессу постепенно смягчается, возвращается способность к усвоению отдельных слов, примитивной игре, но затем болезнь опять начинает прогрессировать.

На фоне тотального распада всех сфер деятельности наиболее длительно сохраняется эмоциональная адекватность, привязанность.

В конечном итоге развивается глубокое слабоумие, грубый распад всех навыков.

Встречается только у девочек 1: 12500.

Синдром Аспергера – (аутистическая психопатия). В основе симптомы РДА в сочетании с относительно сохранным когнитивным потенциалом. Хар-ся сохранным или хорошо развитым логическим мышлением, неравномерностью знаний, трудностью в их воспроизводстве.

Социальные нарушения: подчеркнутый эгоцентризм; Коммуникативные: отсутствие желания и способностей к коммуникации со сверстниками.

Речь. Развитие речи м\б поздним или запаздывать, но появившись разговорная речь развивается очень быстро. К 5-6 годам выглядит как правильная, педантичная не по годам развитая, похожая на взрослую. Ребенок запоминает речевые штампы, может выглядеть понимающим разговор, но для него очень трудно или невозможно быть собеседником (семантическое прагматическое нарушение языка – неспособность к использованию языка для коммуникации в условиях реальной жизни). Речь необычно модулирована: тональность м\б нарушена (голос или слишком сильный, сиплый, низкий), темп – увеличен или занижен. Слова произносятся излишне ровно, монотонно. В целом, речь часто напоминает декламацию. Склонность к словотворчеству.

Застывшая мимика, бедная жестикуляция, фиксация взгляда на лицах мимолетная.

Координация движений нарушена в большей степени, чем мелкая моторика. Создают впечатление крайне неуклюжих людей

В 1989г К. Гиллберг опубликовал диагностические критерии син. Аспергера.

Психические функции детей с РДА:

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

Нарушения эм-волевой сферы – ведущий признак при РДА: Первые проявления в скором времени после рождения.

В основе: глубокие нарушения контактов с окружающим миром т.е. социальные, поведенческие и коммуникативные расстройства

Характерные особенности:

  • Нарушение комплекса оживления. Отсутствие двигательного и голосового компонентов реагирования на проявление внимания взрослого человека, свет, звук, игрушку. Такие дети редко улыбаются, улыбка слабо выражена. Наблюдается отсутствие заражаемости от улыбки взрослого, его смеха.

Типично отсутствие фиксации взгляда на лице человека, активное избегание взгляда; взгляд «мимо», «сквозь», Взгляд неподвижный, застывший, испуганный.

  • Значительные трудности в идентификации эмоциональных состояний других людей, выражении собственных эмоциональных состояний. Идентификация эмоционального состояний происходит через «узнавание» отдельных компонентов (например, по определенной складке на лице, усам, волосам).Возникают трудности в установлении эмоциональных связей даже с близкими людьми.

Вариант 1. Наблюдается задержка в узнавании матери (отсутствие движений навстречу, улыбки); слабая реакция на внимание (уход\ приход матери); отсутствие позы готовности при взятии на руки; не прижимаются к матери, не просятся на руки. Реакция на внимание матери отличается пассивностью, вялостью или наоборот: возможны проявления враждебности, страха. Слова «папа», «мама» появляются в лексиконе позже других и могут не соотноситься с родителями.

Все эти симптомы свидетельствуют о снижении порога эмоционального дискомфорта в контактах с миром.

Вариант 2. Симбиотическая связь с матерью т.е. патологическая привязанность к матери, проявляющаяся в непереносимости ее отсутствия. Последствия насильственного разрыва симбиоза: развитие вегетативных, невротических расстройств, явления негативизма, регресс приобретенных навыков.

По мере взросления слабость эмоциональных контактов продолжает нарастать. Нарастает формализации общения.

  • Негативизм – защитная психологическая реакция организма ребенка на фрустрирующую ситуацию. Проявляется в отказе от совместной деятельности со взрослыми, от обучения, произвольной организации. Проявления негативизма могут сопровождаться агрессией или аутоагрессией, криком, визгом и пр.

Негативизм может являться устойчивой реакцией в случаях неправильной организации взаимодействия с ребенком т.е. любые действия противоречащие стереотипам ребенка.

  • Страхи – занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения.

Страх новизны тотален, является ведущим на протяжении всей жизни. Проявляется в устойчивом стремлении к сохранению привычной обстановки; лежит в основе возникновения стереотипов, ритуалов.

Например:

А) Малейшие перестановки мебели, нарушения режима дня, неприятие новой одежды, сопровождаются бурными эмоциональными реакциями, получившие название — «Феномен тождества».

Стереотипы – защитная реакция во фрустрирующей ситуации.

Различают:

  1. двигательные стереотипы (раскачивание, махание руками);

  2. сенсорные (зрительные – включение/ выключение света; звуковые — пересыпание мозаики, звук рвущейся бумаги; обонятельные – постоянное обнюхивание одних и тех же предметов; тактильные – манипуляции с водой; вкусовые – упорное сосание тканей, облизывание предметов; проприоцептивные – зажимание ушей, произвольные удары головой о стенку);

  3. речевые – эхолалии; стереотипный счет, повторение опр. фраз;

  4. поведенческие – соблюдение режима дня; влечение к ритму.

Различают страхи (по О.С. Никольской):

  1. Реальные или типичные для детского возраста (страх потери матери).

  2. Сверхценные (одиночества, высоты, животных);

  3. Обусловленные повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью. Например, испугать могут любые объекты издающие громкие звуки (электроприборы, кран с водой). Испугать может любое изменение привычных тактильных ощущений (дырка на колготках – страх незащищенности обнаженного тела).

Страхи ребенка часто непонятны окружающим т.к. ребенок не в состоянии объяснить, что именно пугает.

Страхи могут формироваться из-за склонности ребенка к застреванию на негативных впечатлениях, опыте; искаженное восприятие (непонимание или неадекватное понимание ситуации). Ребенок может застревать на опред-х страшных образах из книг, даже на отдельных аффективных деталях, проскальзывающих в тексте.

  1. Неадекватные, бредоподобные т.е. не имеющие под собой реального обоснования (страх всего круглого, страх одевания т.е. боязнь застревания головы в воротнике свитера).

________ нейрофизиология— применение нейрофизиологического знания для оценки, управления и реабилитации людей, страдающих от болезни или травмы (особенно травмы мозга), которая вызвала повреждение когнитивных функций человека.
__________ нейрофизиология— подход, использующий методыэкспериментальной физиологиидля исследования связей между функционированием и строением нервной системы и когнитивными функциями.
________ высших психических функций — отнесениевысших психических функцийк конкретным мозговым структурам.
________ факторы связаны с механизмами, обеспечивающими интегративную целостную работу всего мозга.
________ — введенный в нейропсихологию А. Р. Лурия метод изучения различных нарушений высших психических функций (или нейропсихологических симптомов) при локальных поражениях мозга в целях тонической диагностики.
_________ — это нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения.
_________ — это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
_________ концепция нейропсихологии (К. Монаков, К. Гольдштейн) объединяет психоморфологические и антилокализационные представления.
_________ мозговых структур – способность мозговых структур перестраивать свои функции под влиянием новых афферентных воздействий, вследствие чего происходит внутрисистемная и межсистемная перестройка пораженных функциональных систем.
_________ нейропсихологические симптомы – это непосредственное нарушение функций пораженного участка мозга.
_________ представляет собой безаппаратный, психологический метод исследования, в основе которого лежат нейропсихологические пробы, созданные основоположником нейропсихологии, отечественным ученым А. Р. Лурия и адаптированные детскими психологами для детского возраста.
_________ функций головного мозга — процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга, происходящий в онтогенезе.
_________ функций головного мозга — процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга, происходящий в онтогенезе.
_________ характеризуется двигательной заторможенностью, молчанием, мышечной гипертонией, нарушением всех видов деятельности, в том числе инстинктивной
__________ возникает при массивных поражениях лобных долей мозга, когда грубо нарушается процесс формирования намерений, планов и программ поведения, и в числе следствий.
__________ затрудняют ориентировку в окружающей среде, тем более что они обычно в той или иной мере сочетаются с другими нарушениями корковых функций.
__________ синдром формируется как результат нарушения определенного фактора; поиск в нахождении этого фактора и является целью синдромного анализа.
__________ тело— совокупность нервных волокон, соединяющих большие полушария головного мозга у плацентарных млекопитающих и человека.
___________ нервы — короткие тяжи нервных волокон, образовавшиеся посегментно в результате слияния дорзальных (чувствительных) вентральных (двигательных) корешковспинного мозга.
___________ писал, что «нейропсихологическое исследование всегда должно давать структурный анализ наблюдаемого симптома, указывая, какой характер носит наблюдаемый дефект и в силу каких причин этот дефект появляется». (в ответе указать только фамилию)
___________ синдромы подразделяются на синдромы поражения: 1) латеральной; 2) базальной; 3) медиальной коры больших полушарий.
____________ проявляется в неузнавании силуэтных, пунктирныхрисунков, структуры, формы .
Активная психическая деятельность, направленная на решение определенной задачи, которая подчиняется всем законам психической деятельности, – это _________ деятельность.
Аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения, — это
Больной не различает человеческие лица при __________ агнозии.
В круг проблем ___________ входит изучение личности, психологических вопросов диагностики, лечения, экспертизы больных различными заболеваниями, не относимыми к неврологическим и психическим.
В центральный отдел нервной системы позвоночных животных и человека входят:
Вид парамнезий, вымышленные воспоминания, совершенно не соответствующие действительности, – это _________ (ответ дать во множественном числе)
Внимание, которое проявляется в интеллектуальной деятельности – к предмету обдумывания, интеллектуальным операциям, – это __________ внимание.
Внимание, привлекаемое эмоционально значимыми стимулами, связанное тесной связью с памятью, с процессом запечатления информации, — это ________ внимание.
Внимание, проявляющееся в моторных процессах, их осознании, регуляции, — это _________ внимание.
Возникновение к одному и тому же объекту (событию) противоположных чувств; встречается особенно часто при шизофрении, — это
Восприятие и понимание речи – это
Выделяют следующие виды деменции в зависимости от характера повреждающих и дегенерирующих факторов:
Выделяют следующие виды парамнезии:
Выделяют следующие виды психопатологии:
Выделяют следующие виды рецепторов для передачи информации о расположении и движении мышечно-суставного аппарата:
Выделяют следующие направления нейропсихологического анализа проблемы межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия:
Выделяют следующие нейропсихологические синдромы, связаные с поражением глубоких структур мозга: синдромы поражения
Выделяют следующие патопсихологические симптомокомплексы (А.Кудрявцев):
Выделяют следующие принципы подбора экспериментально-психологических методик для проведения патопсихологического исследования:
Выделяют следующие разделы клинической психологии:
Выделяют следующие синдромы нарушения сознания:
Выделяют следующие уровни организации слухового анализатора:
Выделяют следующие формы апраксии, исходя из общего понимания психической структуры и мозговой организации произвольного двигательного акта:
Выделяют следующие формы внимания:
Выделяют следующие формы речевой деятельности:
Выделяют стадии алкоголизма:
Вызванные _________,колебаниябиоэлектрических потенциаловв поверхностной электроэнцефалограмме или в записи электрической активности других образований мозга, происходящие в ответ на импульсы, поступающие по восходящим или ассоциативным нервным путям.
Выпадение из памяти отдельных периодов опьянения, во время которых сохранялась способность действовать и говорить и даже не производить на других впечатление сильно опьяневших, – это
Выпадение половины поля зрения, половинная слепота, — это
Глубокое угнетение сознания с утратойпроизвольнойи сохранностью рефлекторной деятельности — это
Гностическое слуховое расстройство, выражающееся в том, что больной не способен определить значение различных бытовых, предметных и природных звуков и шумов, — это слуховая _________ .
Гностическое слуховое расстройство, при котором больные не могут правильно оценить и воспроизвести ритмические структуры, предъявляемые им на слух, — это
Группа болезненных состояний, характеризующихся врожденным или приобретенным в раннем детстве (до 3 лет) недоразвитием психики с преобладанием интеллектуального дефекта, который в течение последующей жизни не нарастает, – это
Движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты – это
Действие, которое человек выполняет автоматически, неосознанно, — это
Закономерные сочетания нарушенийвысших психических функций, возникающие в результате локальных поражений головногомозга, — это
Искусственное создание условий, выявляющих те или иные особенности психической деятельности человека в ее патологии, — это _________ эксперимент.
Исследование качественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с нарушением определенного фактора, — это _____ анализ.
К доказательствам функциональной асимметрии полушарий относятся, прежде всего, многочисленные данные о появлении речевых нарушений (афазий) преимущественно при поражении (у правшей) _________ полушария мозга.
К моторным формам межполушарной асимметрии относятся:
К сенсорным формам межполушарной асимметрии относятся:
Компьютерная _________________ — это метод, основанный на измерении и сложной компьютерной обработке разности ослабления рентгеновского излучения различными по плотности тканями.
Кратковременное сильное душевное волнение, которое сопровождается не только сильной эмоциональной реакцией, но и возбуждением всей психической деятельности, — это
Кратковременный эмоциональный ответ на то или иное воздействие, имеющий ситуационный характер, – это эмоциональное
Лишенный логики переход от одной мысли к другой, которого сам больной не замечает, — это ___________ мыслей.
Межполушарная ________ как одна из важных особенностей функционирования высших отделов мозга в основном определяется двумя моментами: 1) асимметричной локализацией нервного аппарата второй сигнальной системы и 2) доминированием правой руки как мощного средства адаптивного поведения человека.
Мера соответствия того, насколькометодика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам, — это
Метод контрастногорентгенологическогоисследования кровеносныхсосудов, — это
Метод неразрушающего послойного исследования внутренней структуры объекта посредством его многократного просвечивания в различных пересекающихся направлениях, — это
Наглядный чувственный образ предметов иситуаций действительности, данный сознанию, и, в отличие отвосприятия, сопровождающийся чувством отсутствия того, чтопредставляется, — это
Наиболее выступающие участки полушарий большого мозга имеют название: лобный полюс, затылочный полюс, ________ полюс.
Нарушение памяти на текущие события, события недавнего прошлого, при котором относительно интактной остается память на события прошлого, — это __________ синдром.
Нарушение процессов узнавания при сохранении или незначительном снижении элементарной чувствительности и сохранении сознания, наступающее вследствие поражения высших отделов головного мозга, главным образом теменной и затылочно-теменной областей левого (у правшей) полушария, — это
Нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможность интегрировать тактильные ощущения, поступающие от объекта, — это
Нарушение способности узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу – это
Нарушение эмоциональной сферы, характеризующееся периодами измененного настроения с раздражительностью, злобностью, недовольством собой и окружающим, склонностью к агрессивным и разрушительным действиям, — это
Нарушения ВПФ протекают в формах
Нарушения ощущения высоты, цветоощущения, связанные с поражениями подкорковых уровней анализаторных систем, – это
Нарушения сознания, искаженное отражение действительности, сопровождающееся галлюцинациями, бредом, двигательным возбуждением, наблюдаемые при развитии алкоголизма, — это
Не соответствующие реальности представления и умозаключения, в ошибочности которых патологически убежденного в их правильности субъекта невозможно разуверить, — это
Невозможность осуществления волевого действия, частичное или полное отсутствие побуждений к деятельности, утрата желаний, в выраженных случаях — полная безучастность и бездеятельность, прекращение общения с окружающими, — это
Невозможность писать левой рукой, рисовать правой, называется
Невозможность узнавать и определять информацию, поступающую череззрительный анализатор, — это
Нейропсихологические синдромы подразделяются на синдромы поражения ________ отделов больших полушарий, «ближайшей подкорки», глубоких структур мозга.
Нейропсихологическое нарушение, характеризующееся потерейспособностик адекватному восприятию предметов на ощупь при достаточной степени адекватности отдельных тактильных ощущений, — это
Нервная ткань мозга состоит из:
Обратимые пограничные психические расстройства, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов, протекающие с осознанием больным факта своей болезни, без нарушений отражения реального мира и проявляющиеся в основном психогенно обусловленными эмоциональными и соматовегетативными расстройствами, – это ________ (ответ дать во множественном числе).
Один из критериев качества метода исследования, который позволяет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных условиях, — это
Один из способов, которымобъективная действительностьотражается впсихикечеловека – это
Ослабление памяти, является наиболее частымвариантом расстройств памяти при психических заболеваниях, травмахголовы или пищевых отравлениях – это
Основная классификация нейропсихологических синдромов построена по _________ принципу, т.е. на выделении области поражения мозга.
Основными подкорковыми структурами, находящимися в глубине больших полушарий головного мозга, являются ________ ганглии.
Основу нейропсихологических синдромов поражения задних отделов больших полушарий составляют:
Особое значение в ___________ имеет исследование больных с психосоматическими расстройствами – внутренними, в происхождении которых ведущее место занимают психические факторы
Особое состояние, когда человек испытывает ощущение «знакомости» при встрече с незнакомыми объектами, — это
Особый тип аномалий памяти, значительное снижение или отсутствие памяти – это
Остро развивающееся тяжелое патологическое состояние, характеризующееся прогрессирующим угнетением функцийЦНСс утратой сознания, нарушением реакции на внешние раздражители, нарастающими расстройствами дыхания, кровообращения и других функций жизнеобеспечения организма, — это
Парамнезии такого рода, когда человек не может вспомнить, когда было то или иное событие, во сне или наяву, написал ли он стихотворение или выучил когда-либо, – это _________ (ответ дать во множественном числе)
Патологическое застревание, задержка на одних и тех же представлениях, проявляющихся в циклическом повторении или настойчивом воспроизведении какого-либо действия, мысли, — это _________ мышления.
Патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующая его адекватной адаптации в социальной среде, – это
Патопсихологические синдромы, которые служат для предварительной диагностики заболевания, связанные с определенными кругами психических заболеваний, — это
Патопсихология – раздел ________ психологии.
Первое положение теории функциональной асимметрии больших полушарий – функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга, понимаемая как различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушарий в осуществлении психической функции, имеет ________ характер.
Познавательный процесс,формирующий субъективную картину мира – это
Поражение первичных корковых полей ведет к __________ расстройствам сенсорных и моторных функций.
Постоянное негативное изображение исследуемого объекта, полученное на специальной пленке или фотобумаге при помощи рентгеновского излучения, — это
Потеря способности запоминать, фиксировать текущие события; все, что в данный момент имело место, тут же больным забывается, — это ____________ амнезия.
Пресенильные __________ включают в себя заболевания, проявляющиеся преимущественно в предстарческом возрасте и характеризующиеся неуклонно прогредиетным, постепенно возникающим и протекающим без остановок и ремиссий ослабоумливающим процессом.
При маниакально-депрессивном психозе депрессивная фаза характеризуется:
Приобретенное нарушение речи, которое возникает в результате органического поражения речевых центров коры головного мозга, — это __________ афазия
Простейшийпсихическийпроцесс, представляющий собойпсихическоеотражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектомвнутренних или внешнихстимулови раздражителей при участиинервной системы, — это
Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности, — это
Процесспорождения речевого высказывания, представленного в устной илиписьменной форме, — это
Процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания, — это
Психомоторное расстройство, характеризующееся амбивалентностью в сфере произвольных действий, что приводит к неадекватному поведению, — это
Психопатология является разделом _________
Раздел психологии, изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями, — это
Раздел психологии, изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями, — это ___________ психология.
Раздел психологии, изучающий роль психики в возникновении, проявлениях и течении болезней человека и восстановлении его здоровья, — это
Раздел психологии, изучающий роль психики в возникновении, проявлениях и течении болезней человека и восстановлении его здоровья, — это __________ психология.
Разделпсихиатрии, занимающийся изучениемрасстройств психикис точки зрениямедицины, — это
Различают следующие виды патологии мышления (Б.В.Зейгарник):
Расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли вследствие поражения определённых зон коры головного мозга, — это
Расстройство, возникающее вследствие нарушения развитияголовного мозгаи характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия иобщения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями, — это
Синдромы поражения срединных неспецифических структур мозга возникают при поражении неспецифических структур разных уровней, начиная от нижних отделов ствола мозга и кончая медиобазальными отделами коры ________ и височных долей мозга.
Система мероприятий, цель которых — изучение причин, способствующих возникновению психических заболеваний и нарушений, их своевременное выявление и устранение, — это
Сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте — это
Состояние больного, когда тот не осознает наличия у него психического расстройства (либо дефекта), при этом он может выступать против проведения соответствующего лечения — это
Состояние, отражающее общее глобальное отношение человека к окружающей ситуации, к себе самому и связанное с его личностными характеристиками, — это эмоциональный
Спинной мозг включает в себя:
Сплетение нервных волоконв головном мозге плацентарных млекопитающих, соединяющее правое илевое полушария, — это _________ тело.
Способность ориентироваться в неречевых звуках (музыкальный тон, шумы) – это __________ слух.
Способность слышать и анализировать звуки речи (родного или другого языка) – это ________ слух.
Средняя степень олигофрении, при которой больные овладевают речью, но она бедна словами и косноязычна, эмоциональные реакции значительно расширены, способны к самообслуживанию, осваивают простейшие виды ручного труда, — это
Стереотипно повторяющиеся бесцельные действия и немотивированная импульсивная агрессия, бессмысленное упорное сопротивление, негативизм – это _________ возбуждение.
Структураголовного мозга, слойсерого веществатолщиной 1,3—4,5 мм, расположенный по периферииполушарий большого мозга и покрывающий их, — это _____ больших полушарий.
Структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности, патологическое изменение которого лежит в основе нейропсихологического синдрома, — это нейропсихологический
Теория системной _________ локализации высших психических функций сформировалась в борьбе с двумя основными направлениями в решении проблемы «мозг-психика»: узким локализационизмом и антилокализационизмом.
Укажите соответствия
Укажите соответствия
Укажите соответствия
Укажите соответствия
Укажите соответствия
Укажите соответствия
Укажите соответствия
Укажите соответствия
Укажите соответствия
Укажите соответствия
Укажите соответствия
Укажите соответствия
Укажите соответствия
Укажите соответствия
Укажите соответствия
Укажите соответствия
Укажите соответствия
Укажите соответствия
Укажите соответствия
Укажите соответствия
Укажите соответствия
Утрата способности узнавать части собственного тела, — это
Форма афазии, выражающаяся в непонимании больными грамматических конструкций, например предлогов, суффиксов, сравнительных отношений, — это ______________ афазия.
Форма афазии, при которой больной не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал вследствие грубого нарушения слухоречевой памяти — это __________________ афазия.
Форма афазии, при которой больные не способны правильно называть предметы, распадаются преимущественно связи между зрительным образом слов и их наименованием, — это ______________ афазия.
Форма афазии, при которой нарушается кинестетическая речевая афферентация, т.е. возможность появления четких ощущений, поступающих от артикулярного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта, нарушается произношение слов, — это ______________ афазия.
Хронически протекающее заболевание, вызванное поражением центральной нервной системы, проявляющееся различными пароксизмальными состояниями и довольно частыми изменениями личности, – это
Цель __________ направления практического применения различных нейропсихологических методов исследования состоит в определении зоны поражения мозга и оценке динамики состояния высших психических функций в до- и послеоперационном периоде заболевания.
Целью _________ анализа является обнаружение общего основания, объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов.
Экспериментатор воздействует на независимую переменную и наблюдает вызванные его вмешательством результаты, — это _________ эксперимент.

Как развивать эмоционально-волевую сферу ребенка дошкольного возраста?

Важнейшие задачей, стоящей перед ответственными родителями, является развитие эмоционально-волевой сферы у детей. Есть несколько техник и большое количество упражнений, которые позволят развить волевые качества малыша, их можно и нужно применять.

Определение

Эмоционально-волевая сфера характеризуется как сущность и динамические изменения чувств, эмоций и волевых проявлений личности. Эмоциональность напрямую связана с индивидуальностью, нравственными установками, жизненными ценностями и интересами человека, мотивационным потенциалом, волевым управлением.

С детских лет люди сильно различаются между собой по эмоциональной сфере: некоторые впечатлительны, эмоционально развиты, а другие – страдают так называемой эмоциональной тупостью.

Воля же представляет способность человека разумно управлять собственной деятельностью и протеканием психических процессов, умение преодолевать внешние и внутренние трудности. Можно выделить такие ее ключевые функции:

  • определение цели и того, для чего ее необходимо достигнуть;
  • превращение побуждения в действие при недостаточной или, напротив, избыточной мотивации;
  • мобилизация возможностей человека в тех случаях, когда на пути достижения цели возникают препятствия.

Многие исследователи полагают, что воля и мотивация не синонимы: первая появляется в тех случаях, когда второй недостаточно.

Именно совокупность воли и эмоций и составляет эмоционально-волевую сферу.

Компоненты

Принято выделять несколько компонентов данной сферы, они представлены в таблице.

Наименование Краткая характеристика Примеры
Эмоции Простейшие реакции на внешний мир Положительные (радость)Отрицательные (гнев)Нейтральные (изумление)
Чувства Более сложный по структуре компонент, включает ряд эмоций и проявляется по отношению конкретному человеку или событию Восхищение, влюбленность, нежность, благодарность – положительные.Ревность, вина, страх, антипатия – отрицательные.
Настроение Эмоциональное состояние, для которого характерна продолжительность Устойчивое или неустойчивое.Стабильное и переменное.
Воля Способность личности так регулировать свою деятельность, чтобы добиться поставленной цели

Как отличить эмоции и чувства? Если первые присущи и людям, и животным, то на вторые способен исключительно человек. Кроме того, чувства более сложны, устойчивы и продолжительны, одна и та же эмоция может проявляться в различных чувствах – и наоборот.

Значение развития

Эмоции и воля очень важны в жизни каждого человека начиная с детских лет – они управляют восприятием окружающего мира, воздействуют на познавательные процессы личности.

Данная сфера развивается в течение всей жизни, при этом дошкольный возраст считается важнейшим периодом для этого развития. У детей не просто формируется новые виды чувств (так называемые высшие – познавательные, нравственные и эстетические), но и развивается умение контролировать собственные реакции.

В 2-3 года у малышей появляется гордость за собственные умения и достижения (они с удовольствием хвастаются своей способностью декламировать стихи, проговаривать звуки, которые получаются не у каждого, и прочими). С 4 лет дети начинают испытывать гордость за то, что некоторые виды деятельности получаются у них хорошо (например, ребенок умеет рисовать, знает счет, успешно прячется при игре в прятки). Развивать эмоции необходимо, в противном случае кроха либо вырастет равнодушным «сухарем», либо будет проявлять агрессию, относиться к окружающему миру и самому себе с ярко выраженным негативом.

Родителям очень важно учить малыша контролировать свои эмоции, иначе в недалеком будущем он может столкнуться с проблемами неврозов, весьма актуальными для современной действительности. Отсутствие самоконтроля способно вылиться в трудности в учебной и трудовой деятельности, в построении межличностных отношений, создании семьи. Необходимо дать ребенку возможность чувствовать себя защищенным, уделять общению с ним должное внимание, в противном случае у дошкольника сформируется неуверенность в себе, недоверие, даже чувство страха, которое, в свою очередь, вызовет такие проблемы, как заикание, энурез, тики, скажется на социализации личности.

Необходимо проводить работу по развитию сферы эмоций в дошкольном периоде, поскольку именно сейчас происходит формирование и закрепление основных ее аспектов. Положительные эмоции и сила воли будут полезны ребенку в процессе обучения, а также помогут ему добиться успехов во внеурочной деятельности.

Специфика развития

Эмоционально-волевое развитие малышей проходит под влиянием двух групп факторов:

  • внутренних (индивидуальные, врожденные способности малыша);
  • внешних (обстановка в семье, общение с родителями, окружение).

И если на первые факторы повлиять родители не могут, то в их силах создать для ребенка дома такие условия, которые будут развивать в нем и волю, и положительные эмоции.

Можно выделить несколько ключевых этапов развития этой важнейшей сферы.

  1. Понимание, осознание и закрепление эмоциональных реакций – как положительных, так и отрицательных. Малыш уясняет, какие события и явления вызывают у него положительные эмоции, какие – отрицательные, и старается делать что-либо так, чтобы получать первые и избегать вторых.
  2. Формирование мотивов, сильнейшим из которых является похвала.
  3. Возникновение иерархии потребностей, которая имеет индивидуальный характер.
  4. Развитие самопознания и способности понимать собственное эмоциональное состояние, выражать его вербально.
  5. Появление новых чувств, способности к самооценке. Малыш словно смотрит на себя глазами взрослых, прежде всего – родителей, пытается разобраться, как тот или иной его поступок будет ими оценен.

Также с возрастом происходит и обогащение словарного запаса, ребенок становится в состоянии детально описать свои эмоции и настроение. Развитие эмоционально-волевой сферы, таким образом, представляет собой сложный процесс.

Важнейшие особенности дошкольников

Исследователями выделяется несколько ключевых особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольного периода:

  1. Эмоции управляют всеми поступками ребенка. Они непроизвольные и яркие, быстро вспыхивают и способны моментально угасать.
  2. Ребенок расстраивается из-за того, что что-то у него не получилось, обижается, не получив желаемого, однако столь же легко и забывает об этом.
  3. Чаще всего не способен скрывать или подавлять собственные чувства и эмоции. Хотя некоторым детям удается это сделать.

Уже к старшему дошкольному периоду у крохи появляются мотивы, потребности и интересы, которые будут обусловливать его поступки и деятельность. Также малыши понимают ритм и гармонию, у них складывается понятие о прекрасном.

Нарушения

Как мы выяснили, в период дошкольного детства происходит интенсивное развитие эмоциональной и волевой сфер, однако в этот же период можно отметить и риск появления различных расстройств.

  • Отсутствие у ребенка эмоциональной децентрации, то есть он не способен к сопереживанию.
  • Отсутствие эмоциональной синтонии – ребенок не может отозваться на эмоциональное состояние близкого ему человека.
  • Отсутствие чувства вины.
  • Повышенная эмоциональная возбудимость, гнев по самым незначительным причинам, агрессия, раздражительность. Часто становится причиной межличностных конфликтов.
  • Внутриличностные конфликты, выражающиеся в беспричинных и частых сменах настроения.

Кроме того, у отдельных детей могут наблюдаться одновременно несколько типов нарушений, сочетание внутриличностного и межличностного конфликтов. С одной стороны, они раздражительны и агрессивны, с другой – капризны, обидчивы и ранимы, испытывают страхи.

Родителям следует обратить внимание на следующие признаки нарушений в эмоционально-волевой сфере:

  • гиперактивность ребенка;
  • невнимательность;
  • постоянные страхи и тревоги (одиночества, темноты, смерти), что ведет к появлению безынициативности, чрезмерной скромности;
  • вредные привычки (грызть ногти, карандаши, сосать палец).

Причин, которые вызвали такие проявления, может быть большое количество – от просмотра агрессивных передач по телевизору до невнимательности родителей и недостатка общения с ними. Очень важно вовремя провести корректировку подобных отклонений, в противном случае незрелость эмоциональной и волевой сфер может привести к инфантилизму.

Устранение расстройств

Скорректировать эти нарушения помогут специальные упражнения. Гиперактивным детям можно предложить следующие занятия.

  • Улучшить концентрацию внимания поможет такое задание. Мама ставит перед ребенком игрушку, просит его запомнить как можно больше деталей ее внешнего вида, а после того как игрушку спрячут – описать (во что была одета, как выглядела).
  • Можно попросить малыша найти среди большого количества игрушек такие, которые имеют некую заранее указанную черту (например, голубые глаза). Это упражнение также направлено на развитие умения концентрироваться.
  • «Запрещенное движение». Заранее придумывается и сообщается ребенку некое движение, которое в дальнейшем ему повторять нельзя. Далее мама выполняет различные движения, которые дошкольник повторяет за ней. При этом очень важно контролировать свое тело и не выполнить случайно запрещенное.
  • «Съедобное – несъедобное». Играть можно с одним или несколькими детьми. Взрослый называет слово (продукт питания или нечто несъедобное) и одновременно бросает мячик. Если названа пища, ребенок ловит мяч, если нет – отбрасывает.
  • «Море волнуется». Помогает научиться контролировать свои движения. Дети выполняют плавные движения руками, покачивая ими в стороны, проговаривая «Море волнуется раз, море волнуется два». После «море волнуется три» звучит команда ведущего «Замри» – малыши должны принять какое-то положение и оставаться в нем.
  • «Сиамские близнецы». Направлено на контроль импульсивности. Выполняется так: дети встают спинами друг к другу, соединяют руки, после этого пробуют походить, действуя, словно единой целое, выполнить простейшие команды (поднять правую руку, попрыгать).

Важно хвалить малыша даже за незначительные успехи, самому проявлять заинтересованность, четко и в доступной дошкольнику форме пояснять суть задания.

Скорректировать неуверенность в себе можно при помощи другой группы упражнений и игр.

  • Рисование. Малышу дается задание изобразить самого себя в образе победителя.
  • Что мне нравится в тебе. Парная игра, но может проводиться и в группе. Дети делятся по двое, после чего по очереди называют те характеристики и качества, которые им нравятся в партнере.
  • Мой хороший поступок. Дети по очереди рассказывают группе о совершенных ими хороших поступках.
  • Что я умею делать хорошего. Каждый малыш делится тем, что у него получается лучше всего.
  • Ромашка успеха. Заранее делается такой цветок: середина – это круглая фотография малыша, обязательно с улыбкой, лепестки разного цвета пока пустые. В течение недели необходимо записывать те хорошие дела, которые ребенок совершил. В выходной день проводится чтение достижений.

Родители могут выбрать наиболее подходящие и интересные для малышей игры из предложенного списка.

Развитие волевых качеств

Для этого необходимо регулярно заниматься с ребенком, научить его контролировать свое поведение.

Помогут в достижении цели следующие правила.

  • Предлагать малышу задания умеренной сложности, чтобы он имел объективную возможность справиться с ними. Постепенно уровень повышается.
  • Соблюдать умеренность и осторожность, помня о том, что дошкольник еще не готов к длительным интеллектуальным и физическим нагрузкам.
  • Придерживаться режима дня. Выполнение конкретных действий в определенный для них временной промежуток отлично дисциплинирует.

У ребенка обязательно должны быть его собственные дела, которые кроме него никто не выполнит (убрать за собой игрушки, полить цветы). Это поможет ему стать более собранным, а также разовьет силу воли. Родителям нужно следить за тем, чтобы малыш завершал начатое дело, а как только это войдет в привычку – ослабить контроль.

Научить малыша ставить цель и достигать ее поможет веселая игра «Котенок». Детям дается задание представить, что домой принесли котика, – один из них на время перевоплощается в животное. Другие должны позаботиться о нем. Дети поставят цель (стать котенком или ухаживать за ним) и предпримут определенные действия для ее достижения. Подвижные и настольные игры с правилами также станут отличным подспорьем родителям.

Игра «Да и нет» также поможет развитию волевых качеств. Суть ее проста – малышу задаются вопросы, например: «Ты любишь маму?», «Тебя зовут Маша?», его задача – давать на них ответы, не используя слова «да» и «нет».

Если дошкольник уже знаком с некоторыми буквами, улучшить его волю и усидчивость поможет упражнение «Найди букву и вычеркни ее». Мама дает ребенку лист, на котором в хаотичном порядке размещены буквы, символы, цифры, и просит его найти и вычеркнуть все буквы «А».

Использование арт-терапии

Для коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере детей можно использовать арт-терапию (терапию искусством), которая поможет ребенку избавиться от эмоционального дискомфорта, будет стимулировать самосознание и саморегуляцию. Занятия способны снизить состояние тревожности, агрессию, повысить самооценку малыша, а кроме того, помогут развить его художественные способности.

В ходе такой терапии следует чередовать самостоятельную работу ребенка над созданием определенного продукта с диалогом, обсуждениями, обменом эмоциями, мыслями, впечатлениями.

Использовать следует различные формы арт-терапии. Назовем основные, часто применяемые в ходе занятий с дошкольниками.

  • Рисование тычками.
  • Монотипия (на пластмассовой доске малыш при помощи гуаши наносит рисунок, затем сверху накладывается лист бумаги – получившийся оттиск и есть результат творчества).
  • Сыпучими предметами, сухими листьями (на лист бумаги клеем наносят рисунок, потом его посыпают либо сахаром, рисом, другой крупой, либо измельченными листьями. Приклеившись, они создадут оригинальное изображение).
  • Пластилинография.
  • Рисунки на спине. Парная игра – один ребенок водит пальцем по спине другого, «изображая» солнышко, домик, цветок, а первый малыш должен постараться отгадать.
  • Рисование на стекле помогает скорректировать неуверенность в себе, боязнь допустить ошибку, поскольку в процессе творчества всегда можно стереть то, что получилось, при помощи мокрой губки.

Все это интересно ребенку, поможет ему получить положительные эмоции, избавиться от тревожности, страха, снизить агрессивность, в полной мере проявить фантазию. Постепенно он научится мыслить нестандартно, проявит свои способности, приобретет уверенность в своих силах.

Развитие эмоциональной сферы

Это непростое дело, которому, однако, родители должны уделять особое внимание. Прежде всего, необходимо в беседах объяснять малышу суть той или иной эмоции, используя доступную для его понимания лексику. В качестве примеров можно приводить героев сказок, рассказов, персонажей мультфильмов – все это поможет дошкольнику понять и в дальнейшем осознать у себя эмоции и чувства, обогатит его внутренний мир. Важно рассказать ребенку, что каждый может испытывать страхи, гнев, и это нормальные здоровые эмоции, без которых невозможна сама жизнь.

Кроме того, разобраться в собственных эмоциях помогут и специальные упражнения.

  • Мимическая гимнастика. Позволяет научиться выражать эмоции вербально. Взрослый дает малышу установку изобразить эмоцию, присущую тому или иному персонажу из знакомой ему сказки. Например, показать, как смеялся Буратино, или расстроиться, словно Таня, обронившая мяч в реку.
  • Маски. Эта веселая забава поможет дошкольникам разобраться с миром мимики и жестов, которые сопровождают наши эмоции, являются их внешними выражениями. Дети сами или с помощью взрослого изготавливают различные маски, на которых отображены известные им эмоции – грусть, радость, восторг, изумление. После этого каждый ребенок надевает случайную маску, не зная, какую именно. Пользуясь подсказками-описаниями других детей, он должен попытаться угадать «свою» эмоцию.
  • Угадай эмоцию. Взрослый сам изображает эмоцию, задача ребенка – угадать, какую именно.

Полезна будет и сказкотерапия, помогающая ребенку узнать о чувствах и эмоциях, разобраться в себе, со стороны понаблюдать за различными моделями поведения и их результатами. Причем родители могут как читать готовый вариант, после чего обсуждать его с малышом, так и придумывать собственный текст совместно с ним. Кроме того, можно предложить малышу изобразить на бумаге запомнившегося героя или конкретную ситуацию, проиграть небольшую сценку, активно используя мимику и жесты, пытаясь перевоплотиться в персонажа.

Не менее интересно будет детям и создать собственное произведение, предложить иную концовку или додумать, как продолжили жить герои.

Не стоит недооценивать важность развития эмоциональной сферы. Родителям необходимо помочь ребенку разобраться в себе и развить волевые качества, используя легкие непринужденные игровые формы.

Развитие эмоционально- волевой сферы детей старшего дошкольного возраста консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.

В дошкольном возрасте (3-7 лет) проявляются следующие особенности формирования эмоциональной сферы:

— более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия;

— эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание — представление — действие — эмоция;

— эмоциональные процессы более управляемые;

— развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым). При отрицательном результате действий возникает неодобрительная оценка взрослого, что может повлечь за собой развитие тревожности. При положительном результате действия ребенок получает положительную оценку взрослого, что вызывает позитивный эмоциональный стимул для дальнейшего поведения;

— аффект — первое звено в цепочке, реакций;

— происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного результата;

— самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха, но к моменту обучения в школе уровень самооценки снижается;

— соподчинение мотивов (мотивы приобретают разную силу и значимость), появление новых мотивов (мотив достижения успеха, соревнование), складывается индивидуальная мотивационная система (выделяются доминирующие мотивы, формируется иерархия, выделяются социальные мотивы: достижение успеха, интерес к достижению деятельности);

— появляется способность оценивать свое поведение Кошелева, А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка. Достаточный уровень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы — важная сторона психологической готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей старших дошкольников, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в 1-й класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Эмоционально-волевая готовность к школе включает в себя:

1) произвольность поведения.

Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Д.Б. Эльконин выделил проявления произвольного поведения как необходимые предпосылки учебной деятельности, обозначив следующие параметры:

— умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

— умение ориентироваться на заданную систему требований;

— умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

— умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. Именно на эти параметры развития произвольности, являющейся частью психологической готовности к школе, опирается обучение в 1-м классе.

2) формирование основных элементов волевого действия: постановка цели, принятие решения, построение плана действия, выполнение его, проявление определенного усилия в случае преодоления препятствия, оценка результатов своего действия. Однако в этот период не все элементы достигают высокого развития;

3) начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств;

4) новый характер эмоциональности детей по сравнению с более ранними возрастами. Повышается сдержанность и осознанность в проявлениях эмоций, устойчивость эмоциональных состояний. Ребенок учится управлять своим настроением, а иногда даже маскировать его. Он становится более уравновешенным. Активно разворачиваются процессы эмоциональной децентрации, которые реализуются по двум основным линиям: расширение круга предметов сопереживания и сочувствия, опосредование идентификации и соучастия социальными принципами и правилами:

5) позитивный эмоциональный настрой, положительное отношение к школе, учению, самому себе.

Итак, важнейшую роль в развитии личности дошкольника играет формирование эмоциональной сферы.

Л.И. Божович связывает возникновение воли

1) с развитием целенаправленности действий (умением удерживать цель в центре внимания);

2) установлением отношения между целью действий и их мотивом:

3) возрастанием регулирующей роли речи в выполнении действий.

На протяжении дошкольного детства ребенок под влиянием воспитателя постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действий, в частности мотивам общественного характера (сделать подарок для мамы).Выполнение волевых действий в детстве зависит от речевого планирования и регуляции. Именно в словесной форме ребенок формулирует для себя, что он намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов, напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе добиваться достижения цели. Речь далеко не сразу приобретает в поведении ребенка это регулирующее значение. Ребенок овладевает умением словесно направлять и регулировать собственные действия, применяя к себе самому те формы управления поведением, которые к нему в его опыте применяют взрослые. Анализ психологической литературы позволяет выделить три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы дошкольника: расстройства настроения; расстройства поведения; нарушения психомоторики.

К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение.

Как подчеркивает Т.И. Бабаева, условием социально-эмоционального развития ребенка выступает его «способность «прочитывать» эмоциональное состояние окружающих людей, сопереживать и, соответственно, активно на это откликаться» Бабаева, Т.И. О социально-эмоциональном развитии дошкольников. Поэтому к нарушениям в эмоциональном развитии дошкольника можно отнести и трудности в адекватном определении эмоциональных состояний людей, так как в практике обучения и воспитания детей задача формирования эмоциональности решается лишь фрагментарно, а преимущественное внимание уделяется развитию мыслительных процессов. Одна из причин такого положения заключается в недостаточной освещенности вопроса об эмоциональном воздействии.

Нарушения эмоционального развития в дошкольном возрасте обусловлены двумя группами причин.

1. Конституциональные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов).

2. Особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением. Дошкольник имеет свой опыт общения со взрослыми, сверстниками и особо значимой для него группой — семьей, и этот опыт может быть неблагоприятным:

Анализ диагностических данных, дефектов эмоционально-волевой сферы позволяет утверждать, что более 80% детей, проходящих реабилитацию в центре, нуждаются в коррекции эмоционально-волевой сферы личности. Обобщив данные исследования детей, пришли к выводу, что чаще всего имеем дело со следующими специфическими нарушениями эмоционально-волевой сферы личности: неуверенность в себе, снижение целеустремленности, нарушение социального взаимодействия, недостаточное развитие самостоятельности, неадекватность самооценки.

Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, неготовности преодолевать трудности, снижении потребности в достижении успеха, повышенной агрессивности, недоверии к окружающим, чрезмерной импульсивности, эмоциональной холодности, нарушении эмоциональных контактов с окружающими.

Таким образом, к концу дошкольного возраста эмоционально-волевое развитие должно быть на достаточно высоком уровне для успешного обучения в школе, что особо важно для детей с нарушением речи. Психология располагает большим арсеналом методов для коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.

Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.

2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

3. Игра — первая ступень деятельности ребёнка- дошкольника, изначальная школа его поведения.

4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

5. Игра — свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

6. Игра — главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре. Кроме этого, разыгрывая роль, ребёнок стремится приблизить её к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребёнку постигать и учитывать нормы и правила поведения.

Существует метод игротерапии для развития эмоционально-волевой сферы, который широко использует Л.М. Костина. Физическое состояние детей с нарушением речи обусловлено своеобразными морфологическими, биохимическими, физиологическими изменениями в центральной нервной системе, вследствие её органического поражения. Это становится заметным уже в раннем возрасте. У многих детей задерживается (вплоть до конца 2-го года жизни) развитие прямостояния, т.е. они позже, чем обычные дети начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Позднее, после трех лет у детей наблюдается плохое самочувствие, общая слабость, быстрая утомляемость, истощаемость, нервнозность. Органические нарушения сказываются на становлении и развитии отдельных систем, внутренних органов детей. Многие из них отстают от возрастной нормы в весе, росте. Чаще, чем у обычных детей встречаются нарушения осанки, искривления позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей. У некоторых детей надолго задерживается процесс окостенения скелета. При относительно хорошей сформированности основных локомоторно-статических функций и самостоятельного передвижения многие дети имеют выраженные дефекты двигательной сферы, вплоть до спастической гемиплегии. В целом у детей не наблюдается выраженных нарушений моторики. Однако, наблюдаемая соливация, носовой оттенок речи, специфическое состояние речевой и неречевой артикуляционной моторики, а также трудности при выполнении заданий по изобразительной и бытовой деятельности, плохая координация движений свидетельствуют о наличии парциальных двигательных нарушений. Иногда наблюдаются отклонения в состоянии дыхательной системы: учащение дыхания, неровный его ритм, добавочные дыхательные движения — придыхания. У многих детей доминирует ротовой (оральный) тип дыхания, что способствует развитию патологии верхних дыхательных путей. Для сердечнососудистой системы может быть характерным неравномерность сердечного ритма, чрезмерная его лабильность (неустойчивость), гипер- и гипотонии. Как правило, такие дети жалуются на головные боли, общую слабость, сонливость, гиперутомляемость. Кроме того, сопутствующим основному дефекту, могут выступать нарушения в работе зрительного, слухового, тактильного анализаторов не выраженного характера.

Таким образом, характеристика физического развития детей дошкольного возраста с нарушением речи свидетельствует о своеобразии их отдельных систем и внутренних органов, что является следствием проявления органического поражения центральных и периферических отделов коры головного мозга.

Почти у всех детей с нарушением речи наблюдается отсутствие или значительное снижение, по сравнению с обычными детьми, интереса к окружающему, общая патологическая инертность, которая не исключает крикливость, раздражительность, расторможенность. В раннем возрасте ребенку не интересны игрушки, подвешенные над кроватью или находящиеся в руках взрослого. Позже — игрушки других детей, сюжетно-ролевые игры с ними. Предпосылки к развитию речи формируются поздно (к 4-м годам): предметное восприятие, предметные действия, общение со взрослым и, в частности, доречевые средства общения. У ребенка — объекта нашего исследования — отмечается низкий уровень интереса к окружающему и недостаточная сформированность процесса восприятия, что предопределяет невозможность его самостоятельной ориентации в условиях задачи, потребность в детализированном ее разъяснении, затрудняет смену одного вида деятельности другим. Кроме того, нарушена связь между действием и словом. Действия бывают недостаточно осознаны, опыт действия не фиксируется в слове, не обобщается. Связь между основными компонентами познания — действием, словом и образом не совершенна.

Переломным годом в развитии ребенка с нарушением речи является условно пятый год жизни. Ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам, а, следовательно, получает простейшие представления об их свойствах, признаках, отношениях, способен делать выбор по образцу. У подавляющего большинства детей к концу дошкольного возраста доминирующим остается предметно-практический (наглядно-действенный) тип мышления. Игровая деятельность характеризуется до пяти лет элементарными манипуляциями с игрушками, после 5 лет — появляются процессуальные действия. В игре наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел, элементы сюжета. Дети не используют предметы-заместители, могут проявляться агрессивные наклонности. Продуктивная деятельность (конструктивные умения, рисование) у таких детей вне специально организованного психолого-педагогического процесса отсутствует. Навыки самообслуживания формируются только к концу дошкольного периода, причем могут встречаться случаи когда дети так и не понимают последовательность и логику действий, входящих в навык. Развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников. Примерно, у 60% детей наблюдаются специфические расстройства речи по типу алалии — это системное недоразвитие речи при котором страдают фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая её стороны и дизартрии (- это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. В целом, большинство таких дошкольников овладевают элементарной речью только к 4-5 годам. Звукопроизношение нарушено. Фразовая речь изобилует фонетическими и грамматическими искажениями. Недосформирована семантическая сторона речи. Часто может наблюдаться эхолаличная речь. Регулирующая и, главное, коммуникативная функции речи развиваются только в рамках специально организованного образовательного процесса. Речевой дефект отрицательно влияет на все развитие ребенка, затрудняет общений детей между собой и со взрослыми, а также подготовку к обучению грамоте. Несовершенство коммуникативной речевой функции не компенсируется у дошкольников с нарушенным интеллектом, как это имеет место у детей, например, с нарушением слуха, другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Это обусловливает наличие случаев отвержения таких детей в коллективах обычных сверстников.

Таким образом, анализ особенностей развития детей дошкольного возраста с нарушенным интеллектом позволяет говорить о том, что данная страта характеризуется явлениями децелерации.

Развитие личности ребенка с нарушением речи происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем в силу интеллектуальной неполноценности оно проходит в своеобразных условиях.

Личность ребенка с нарушением речи формируется с большими отклонениями как в сроках, так и в темпах развития, а также весьма отличается по содержанию личностных компонентов. Прежде всего, у детей отмечается слабость развитая волевых процессов. К началу дошкольного возраста у ребенка с интеллектуальной недостаточностью поведение носит характер непроизвольного, «полевого» После четырех лет у ребенка начинает развиваться интерес к окружающему, формируются предметные действия, появляется желание подчиняться взрослому, что является первым проявлением самосознания, отделения своего «Я». Это может выражаться в негативных реакциях на замечания, порицания, на неудачу. Постоянные переживания неуспеха приводят к формированию патологических черт личности, таких, как отказ от любой деятельности, пассивность, замкнутость, негативизм, озлобленность, заискивание.

Детям свойственны эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Дошкольникам характерны слабая выраженность и кратковременность побуждений деятельности. Наблюдаются примитивные мотивы: интерес к внешнему виду игрушки, неподчинение требованиям взрослого, иногда — интерес к процессу деятельности. Познавательные интересы находятся на низкое уровне, нет потребности в приобретении знаний. В неадекватных условиях воспитания личностные характеристики приобретают нежелательные наслоения и особенности, вследствие чего у ребенка не возникают потребность в произвольном управлении поведением, а также желание преодолевать в деятельности даже посильные трудности. Дети не ощущают в полной мере свои промахи и неудачи, и не реагируют на них адекватно, но могут, в некоторой степени переживать свои ошибки, что реализуется через нежелательные реакции или поступки вплоть до отказа от деятельности. Дошкольнику присущи некритичность при оценке собственных действий. Дети склонны переоценивать свои возможности, уровень притязаний.

Достоверное снижение уровня когнитивного контроля над проявлениями собственной агрессивности у детей с нарушением речи, подвергавшихся плохому обращению в семье показано рядом исследователей. Изучение особенностей социальных взаимоотношений ребенка с детьми и родителями в раннем детстве доказывает зависимость дальнейшего его социального развития и поведения от характера этих отношений Морозова, Н.Г. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста/Н.Г. Морозова. — М.: Просвещение, 1984.- 120 с..

В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям, которые оказывают влияние на любое проявление человеческой активности. Какие бы факторы ни определяли жизнь и деятельность человека, психологически действенными они становятся только тогда, когда проникают в сферу эмоциональных отношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *