Эстетическое развитие дошкольников

Художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Олеся Немальцева
Художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др).Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

Основные компетенции педагога — обеспечение эмоционального благополучия через:- непосредственное общение с каждым ребенком;- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

В психологии и педагогике изучались специфика и пути развития творчества детей в разных видах продуктивной деятельности:Н. А. Ветлугина

З. Н. Грачева

Р. Г. Казакова

Л. В. Компанцева

Т. С. Комарова

А. А. Мелик-Пашаев Л. А. Парамонова

Н. П. Сакулина

К. В. Тарасова

Б. М. Теплов

Г. В. Урадовских

Е. А. Флёрина и др.

К художественно-эстетической деятельности относится:- Изобразительная деятельность; -Музыкальное восприятие; -Восприятие художественной литературы.

К художественно-эстетической деятельности относится:- Изобразительная деятельность; -Музыкальное восприятие; -Восприятие художественной литературы.

Художественная – эстетическая деятельность будет осуществляться успешно если будет:

-Тесная связь с искусством.

Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

-Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.

Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.

Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

Основной задачей занятий по развитию художественно-эстетической деятельности является формирование у детей структуры самой деятельности.

Создание эстетической развивающей среды. Например, обучение детей лепке, рисованию, аппликации. В соответствии с этим структура занятий с детьми дошкольного возраста повторяет ход развертывания изобразительной деятельности детей – имеет три части: обследовательскую, исполнительскую и оценочную, которые присутствуют на всех занятиях, но характер и длительность каждой из них меняется в зависимости от целей, программного содержания занятий, уровня подготовки детей.

В детском саду работает кружок по изобразительному искусству.

Во время обследовательской части занятия проводится рассматривание и анализ образца;

рассматривание, ощупывание или обведение натуры по контуру; чтение и анализ текста; беседа об увиденном, анализ изобразительной задачи; составление описания обследованного образца, предмета, ситуации. Именно в этой части занятия роль взрослого особенно велика. Он планирует и осуществляет руководство анализом образца, натуры, текста.

Во время исполнительской части занятия дети в большинстве случаев действуют самостоятельно:лепят, рисуют, наклеивают. В зависимости от года обучения проводится рисование, лепка, аппликация по подражанию, образцу, с натуры, по представлению, замыслу детей, заданной теме. Роль воспитателя или педагога изостудии сводится к наблюдению и индивидуальной помощи.

В конце занятия – в оценочной его части – педагог вновь активно осуществляет руководство. По окончании работы детям нужно помочь сопоставить полученное изображение с предметом, ситуацией или текстом.

Задачи обучения в младшей группе (3-4 года)

Готовить к восприятию произведений искусства;

Готовить детей к посещению театра;

Приобщать к декоративной деятельности;

Способствовать развитию певческих навыков;

Познакомить с тремя музыкальными жанрами;

Вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат; познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими; научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;

Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя.

Задачи обучения в средней группе (4-5 лет)

Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;

Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;

Познакомить с архитектурой;

Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;

Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности; Обогащать представления детей об искусстве;

Продолжать развивать интерес к лепке;

Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;

Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.

Для реализации поставленных задач в ДОУ имеются :

Музыкальный инструмент (электропианино) для проведения музыкальных занятий. Эффективно используются раздевалки: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству. В процессе развития разных видов художественной деятельности детей идет развитие моторики, ручной умелости, микро- и макродвижений, зрительно-двигательной координации. Это сближает задачи эстетического и физического воспитания.

Важным средством эстетического воспитания детей Е. А. Флерина считала праздники. Основное в празднике – идея, оформление в музыке, в изобразительном искусстве, художественном слове – все это способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников и, самое главное, единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям;

физическое развитие; социально-коммуникативное развитие;познавательное и речевое развитие.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды. В группе созданы условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются музыкальный уголок, игровые уголки, художественные уголки. Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры.

Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через:

Образовательную деятельность на занятиях изо, музыки, конструирования, театрализованную деятельность, кружковую работу, индивидуальную работу, выставки детских работ, персональные выставки, посещение театров, праздники, концерты, спектакли.

В детском саду организована работа дополнительных образовательных услуг:

Кружок по ИЗО

Занятия по физкультуре

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством. Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках.

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

вовлечение семьи в образовательный процесс. При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок — конкурсов, поделки сделанные совместно родителями и детьми. Родителей привлекаем к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Воспитатели оформляют информационные стенды.

Направления работы музыкального руководителя:

проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребёнком произведений искусства; согласование музыкальных занятий с тематикой занятий воспитателей; разработка сценариев, подготовка инсценировок, праздников; музыкальное сопровождение игр; использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания; подготовка детей к участию в конкурсах детского творчества. Согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности; использование на занятиях музыкальных упражнений, танцевальных импровизаций, фольклорных и танцевальных игр; участие в концертной деятельности; сотрудничество со школой.

Направления работы инструктора по физической культуре:

согласование своей программы с программой воспитателей с целью интеграции деятельности; включение в занятия определённых физических упражнений, подвижных игр с учётом целей и задач художественно-эстетического воспитания; участие в праздниках.

Направления работы воспитателя:

использование элементов фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки); включение в структуру занятия рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества. Участие в конкурсах детского художественного творчества; создание условий для художественно-эстетического воспитания в группе: организация уголка детского творчества, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для поделок; работа с родителями в системе художественно- эстетического воспитания;

В летний период 2 раза в неделю проводились занятия по православной культуре

Эти занятия способствуют активному освоению и познанию детьми православного искусства. Приобщают детей к нравственным устоям отечественной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц. Раскрывают основные духовные и нравственные представления православия о мироустроении и миропорядке. Вводят детей в круг основных православных праздников, показывают их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.

По окончании курса, прошли праздники с приглашением родителей и отцом Иоаном. Дети с удовольствием исполняли песни, танцевали, рассказывали стихотворения и показали сказку.

Файл «/upload/blogs/detsad-222978-1486628469.jpg» не найден!

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников

Понятие и сущность художественно-эстетического развития дошкольников

Определение 1

Художественно-эстетическое развитие – это процесс развития предпосылок ценностно-смыслового понимания и восприятия произведений искусства, формирование эстетического отношения к окружающему миру и элементарных представлений о видах искусства, реализацию собственного творческого потенциала.

Художественно-эстетическая деятельность по своей природе является специфической деятельностью, в которой каждому ребенку предоставляется возможность раскрыть собственный потенциал, показать свои способности, посредством конкретного продукта деятельности (поделки, рисунки, аппликации и т.д.).

Замечание 1

Концепция дошкольного образования ставит перед воспитателями и педагогами четкие задачи, решение предусматривает художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, а также развитие в них творческого начала, необходимо для дальнейшей жизнедеятельности.

В соответствии с Концепцией ДО, к воспитателям предъявляется ряд требований, а именно наличие определенных компетенций, необходимых для всестороннего художественно-эстетического развития детей дошкольников:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. Умение устанавливать рабочие отношения с каждым ребенком, основанные на взаимном доверии и уважении.
  2. Уважительное отношение к личности каждого воспитанника.
  3. Уважить выбор и потребности каждого воспитанника.

В соответствии с ФГОС ДО к художественно-эстетической деятельности, направленной на развитие ребенка в рамках ДОУ относится:

  1. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
  2. Музыкальная деятельность, включающая в себя музыкальное восприятия (прослушивание музыкальных произведений, знакомство с музыкальными инструментами, обучение игре на музыкальных инструментах и т.д.).
  3. Художественная литература (слушание художественных произведений, их чтение, обсуждение и т.д.).

Задачи художественно-эстетического воспитания детей разных возрастных групп ДОУ

Задачи художественно-эстетического воспитания детей младшей группы ДОУ:

  1. Осуществление всесторонней подготовки к восприятию художественных произведений искусства.
  2. Осуществление детей к посещению культурно-эстетических мест: театр, кино, музей, выставка и т.п.
  3. Приобщение к декоративным видам деятельности.
  4. Ознакомление с музыкальными и художественными жанрами.
  5. Способствование развитию музыкальных способностей.
  6. Формирование интереса к художественной деятельности, знакомство с разными техниками рисования.
  7. Пересказ знаменитых произведений с опорой на иллюстрации и картинки.

Основные задачи художественно-эстетического воспитания детей средней и старшей группы ДОУ:

  • Формирование у детей интереса к различным видам искусства, приобщение к эстетическому восприятию искусства.
  • Ознакомление детей с профессиями художника, певца, композитора, артиста и т.д.
  • Ознакомление с архитектурой.
  • Закрепление знаний, полученных в младшей группе о книге, книжных иллюстрациях и т.д.
  • Продолжение развития интереса к изобразительной деятельности, посредством обогащения представлений детей о видах искусства
  • Продолжать развивать интерес к аппликации, лепке, рисованию и т.д. Знакомство с новыми техниками.
  • Учить узнавать песни в процессе прослушивания мелодии, выполнять танцевальные движения и играть не музыкальных инструментах.

Условия успешного художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Успешность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках ДОУ зависит от соблюдения воспитателями ряда обязательных условий:

  1. Осуществление тесной взаимосвязи учебных занятий с различными видами искусства.
  2. Осуществление индивидуального подхода к воспитанникам
  3. Организация взаимосвязи развития и творчества, как одного из важнейших факторов формирования творческой личности.
  4. Создание необходимых условий для освоения детьми всех доступных средств художественной выразительности.
  5. Интеграция различных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности воспитанников.
  6. Создание насыщенной эстетически развивающей среды в групповом пространстве ДОУ.
  7. Организация дополнительных занятий и кружков художественно-эстетической направленности.

При организации учебных занятий, направленных на художественно-эстетическое развитие детей, воспитатель должен соблюдать следующую структуру занятия:

  1. Обследовательская часть занятия – воспитатель знакомит детей с образцом, который впоследствии им придется повторить, показывает аналогичные художественные произведения. Детям дается время и возможность не только рассмотреть образец, но и потрогать, ощупать, обвести контуру.
  2. Исполнительская часть занятия — дети работают самостоятельно. Воспитатель при необходимости помогает, направляет, поправляет и т.д.
  3. Оценочная часть занятия – педагог, совместно с детьми сравнивает получившиеся у них работы с образцом, обсуждают у кого что получилось, а в чем были затруднения, на что необходимо обратить внимание и т.д.

Замечание 2

В зависимости от времени года, прошедших или предшествующих праздников, занятия художественно-эстетической направленности могут быть приурочены к какому-то событию и иметь конкретную тему.

Например, изготовление бумажных снежинок для елки, открыток на 8 марта и 23 февраля.

Кроме того, для успешной реализации художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, группа ДОУ должна иметь для этого все необходимое оборудование и материалы, находящиеся в свободном доступе для детей:

  • Музыкальные инструменты – чаще всего в группе ДОУ воспитатели организуют шкаф или несколько полок, на которых размещаются музыкальные инструменты (пианино, бубен, дудка, гармошка и т.п.).
  • Цветные карандаши и бумага – являются одними из наиболее востребованных материалов, поэтому чаще всего располагаются на специально отведенных для рисования столиках.
  • Художественные произведения – полки с книгами, размещение иллюстраций в группе и т.д.

Замечание 3

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды.

«Особенности художественно-эстетической деятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО»(на примере старшей группы)

Консультация для воспитателей

Коржева М.А.

«Особенности художественно-эстетической деятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО»(на примере старшей группы)

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества.

Сухомлинский В. А.

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

В ФГОС ДО выделены 5 областей – конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; определяется целями и задачами Программы; реализуется в различных видах деятельности.

Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Художественно-эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность..

Художественно-эстетическое развитие включает в себя:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и мира природы:

 содействовать накоплению детьми опыта восприятия высокохудожественных произведений искусства;

 воспитывать у детей уважение к искусству как ценному общественно признанному делу;

 добиваться взаимосвязи эмоционального, интеллектуального компонента восприятия детьми произведений искусства, опираясь как на их чувственное восприятие, так и на мышление.

Становление эстетического отношения к окружающему миру:

 вызывать интерес к произведениям искусства, предметному миру и природе;

 развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок, запахов и звуков природы, отдельных ее состояний и стихий (ветра, дождя, снегопада, водопада);

 вырабатывать потребность в постоянном общении с произведениями искусства;

 развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, звуков, красоты, пластики движений, выразительности слова;

 развивать воображение, образное мышление, эстетический вкус при восприятии произведений искусства и природы.

Формирование элементарных представлений о видах искусства:

 формировать элементарные представления о видах искусства: архитектуре, изобразительном искусстве (графика, живопись, скульптура), декоративно-прикладном искусстве, литературе (лирика, рассказ), фольклоре (сказки, потешки и др.), музыкальном искусстве (песня, танец, марш)театральном, фото — и киноискусстве, дизайне;

 знакомить детей с национальными фольклорными произведениями, произведениями писателей-носителей национального языка или писателей – жителей конкретного региона;

 развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок, звуков, красотой движений, образностью и богатством русского языка.

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений:

 содействовать накоплению опыта восприятия произведений искусства и эмоциональной отзывчивости на них;

 развитие основ художественного вкуса;

 помогать детям с помощью произведений искусства почувствовать восхищение силой человеческого духа, героизмом, отношением к родителям, природе и др.;

 побуждать высказывать свои предпочтения и давать эстетическую оценку произведениям искусства.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.):

 обращать внимание на средства выразительности, с помощью которых деятели искусства передают состояние природы, характер и настроение своих героев;

 поддерживать стремление детей к творчеству;

 содействовать формированию у детей практических навыков в художественно-эстетических видах деятельности;

 обогащать и расширять художественный опыт детей, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую трактовку образов;

 развивать способность к импровизациям в различных видах искусства;

 учить добиваться выразительной передачи образа через форму, строение, пропорции, детали, звуки, движения, жесты, мимику и др.

Виды деятельности:

• Игровая;

• Коммуникативная;

• Познавательно- исследовательская;

• Восприятие художественной

литературы;

• Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в природе и помещении);

• Изобразительная;

• Конструирование;

• Музыкальная;

• Двигательная.

Дидактические, настольно- печатные игры, игровое упражнение, сюжетные, хороводные игры, игра- драматизация, пальчиковые игры, игровое упражнение.

Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, театрализация, беседы и встречи с интересными людьми, викторины и КВН; заучивание пословиц и поговорок, стихов, потешек; составление рассказов из личного опыта и по картине

Экскурсии (библиотека, музей), решение проблемных ситуаций, экспериментирование (с красками), коллекционирование, реализация проектов, просмотр презентаций и видео роликов;

викторины и КВН; встреча с

интересными людьми; мини-

музей; создание альбомов,

панно; полочка умных книг,

рассматривание репродукций,

иллюстраций, скульптур,

предметов народного промысла

Чтение, обсуждение, разучивание, рассматривание иллюстраций, беседы о писателях, поэтах, просмотр презентаций и мультфильмов; слушание; слушание грамзаписи; разучивание, драматизация, просмотр театра; развлечение

Подготовка рабочего места к НОД, дежурства, поручения

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проекта, «Полочка красоты», создание выставок детского творчества.

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества (изготовление поделок из бумаги, природного и бросового материала; фризов, коллажей); реализация проекта.

Слушание; исполнение; импровизация; экспериментирование; музыкально-дидактические игры; игра на музыкальных инструментах; театрализация, хороводные игры.

Русские народные игры, игры народов с использованием закличек, потешек, песенок; ритмическая гимнастика, танцевальные этюды.

По ФГОС задачи художественно-эстетического воспитания интегрируются в различных образовательных областях.

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» речь идет о развитии эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формировании позитивных установок к различным видам творчества.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. Об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии речевого творчества; развитии звуковой и интонационной культуры речи; знакомстве с книжной культурой, детской литературой, понимании на слух текстов различных жанров детской литературы.

Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает развитие таких физических качеств как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Круг задач художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребёнка в мир литературы, изобразительного искусства и музыки, задачи развития художественной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к различным видам искусства, традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных, литературных, художественных изобразительных произведений, сопереживания художественным образам, настроениям и чувствам. Искусство выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:

  • Тесная связь с искусством.

  • Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

  • Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности. Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.

  • Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

  • Создание эстетической развивающей среды.

Художественно-эстетическое развитие предполагает

• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства( словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

• становление эстетического отношения к окружающему миру;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной , конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не столько целью, сколько способом познания мира.

Для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства нужна система развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, включающая в себя следующие направления:

  • работа по развитию художественного восприятия с детьми;

  • работа с педагогами по развитию художественного восприятия старшего дошкольного возраста;

  • работа с родителями по развитию художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста;

  • создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию

художественного восприятия.

Работая по художественно-эстетическому направлению, с целью побуждения детей к творчеству, развитию чувства удивления, восхищения, любования, мы проводили занятия для детей старшего дошкольного возраста, основанные на игровых и сказочных сюжетах, например: «В стране волшебных натюрмортов», «В гостях у художника», «Уроки Королевы Кисточки», «Волшебные замки» и т.д.

В ходе бесед об искусстве, рассматривании репродукций картин известных художников мы активизировали детей на высказывание своих суждений, впечатлений, эмоций, чувств.

На занятиях с детьми проводились сравнительный анализ работ разных художников посвященные одной теме, например, «Зимние пейзажи», «Портреты» и разных работ одного художника.

В процессе работы, используя дидактические игры («Теплые и холодные цвета», «Цвета спорят», «Цвета дружат», «Ты большой, я маленький», «Далеко – близко» и др., ) мы знакомили детей с изобразительным искусством различных видов (живописью, графикой, архитектурой, народным декоративно-прикладным искусством) и жанров; учили детей понимать выразительные средства искусства: линии, форму, цвет, колорит, ритм, композицию; главную мысль художника.

В процессе развития художественного восприятия большую роль играет руководство педагога. Взрослый должен быть тонким, внимательным, знающим руководителем, режиссером, проводником, направляющим, показывающим ребенку путь к искусству. С целью повышения педагогической компетентности педагогов по проблеме развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста были проведены:

  • консультации: «Какое все разное!», «В мастерской художника», «Я – маленький художник». Цель – формировать интерес детей к изобразительному искусству.

  • мастер-класс «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности», Нетрадиционные приемы работы по развитию художественного восприятия», «Использование мультипликации как средства развития художественного восприятия».

Цель нашей работы: дать представление о разнообразии изобразительного искусства;

В группе должны быть в достаточном количестве литературные произведения различных жанров, дидактические игры, репродукции известных картин художников – иллюстраторов, книги – раскраски, иллюстрации, наглядно — дидактические пособия; атрибуты для сюжетно – ролевой игры, организация выставки детских работ, электронные презентации

В результате нашей работы на этапе завершения дошкольного образования мы предполагаем, что:

    • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др.;

    • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Чтобы перевести образовательный процесс на рельсы интеграции, самому педагогу надо быть профессионально интегрированным в педагогическое и образовательное сообщество. Считаю, что интегрированное обучение дошкольников имеет определенные преимущества: способствует формированию целостной картины мира, повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, раскрепощает детей в творчестве, помогает решать одну и ту же задачу в разных ситуациях и с разных сторон. Таким образом, интеграция как целостное явление выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная с взрослыми и самостоятельная деятельность детей.

Новые образовательные программы для ДОУ будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребенка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. На практике получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка.

Координирующая функция руководителя ДОУ в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Современный этап развития системы дошкольного воспитания характеризуется повышением его качества в соответствии с планируемыми целями. Определяя цели развития своего дошкольного образовательного учреждения, каждый руководитель вместе с педагогическим коллективом постоянно сверяет полученные результаты с запланированными. Управление по результатам предполагает, что изначально перед коллективом ставятся реальные для исполнения цели.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

Три правила — жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и развивать красоту вокруг себя — это, мы считаем, средства реализации эстетического воспитания. Работа воспитателей и педагогов направлена на:

  • формирование эстетического отношения детей к окружающему;
  • формирование художественных умений в области разных искусств (рисование, лепка, пение, конструирование, движения под музыку, развитие словесного творчества).

Сегодня в соответствии с Законом «Об образовании», Законом «О защите прав потребителей», нормами Гражданского кодекса РФ дошкольное учреждение с учетом потребностей семьи, на основе договора с родителями может давать дополнительное образование дошкольникам разного возраста.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста появилось сравнительно недавно. Начало этой работы пришлось на увеличение социального напряжения, связанного с социально-экономическими преобразованиями в России и, как следствие, со снижением рождаемости, появлению конкурентоспособности детского сада. Содержание, формы организации, методы и приемы дополнительного образования педагоги могут выбрать самостоятельно, рассматривая кружок или студию просто как возможность индивидуальной работы с детьми и повышение уровня их развития. Дополнительное образование можно рассматривать как один из видов образования по выбору, целью которого является гармонично развитая, социально активная личность ребенка. Данное образование дает возможность выявить и поддержать детей, способных к творческой деятельности, полнее использовать потенциал дошкольного образования за счет углубления, расширения и практического применения приобретенных знаний, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

К ведущим видам деятельности дошкольных учреждений, осуществляющих дополнительное образование, относятся следующие: индивидуализация и дифференциация работы с детьми, доступность, творческое сотрудничество детей и взрослых, системный подход к постановке и решению задач образования, сочетание индивидуальных и групповых форм работы. ДОУ получило возможность развивать работу с детьми, приглашая к сотрудничеству педагогов разных специальностей.

Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей, педагогический коллектив МДОУ «Алтынчеч» города Буинска РТ выбрал направление художественно-эстетического цикла.

Первое, с чего началась работа по выбранному направлению, была четко сформулирована цель: реализация творческого потенциала дошкольника. При этом планирование и организация стали более гибкими и позволили приобщить к делу каждого участника педагогического процесса. Кроме того, в процессе внедрения поставленных задач педагогам и родителям предлагалось внести изменения и предложения в планируемый проект.

Второй этап работы включал в себя постановку и решение конкретных задач, а именно:

  • Активный поиск путей решения существующих в ДОУ проблем;
  • Стремление педагогического коллектива повысить качество предоставляемых услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить детский сад;
  • Поиск инновационных путей для улучшения деятельности всего коллектива;
  • Возросшие запросы отдельных групп родителей;
  • Конкуренция между детскими садами.

Основной задачей, при этом, является:

  • Формирование новых подходов к созданию развивающей среды;
  • Разработка гибкого режима, предусматривающего строго дозированную нагрузку на детей;
  • Создание комфортных условий для ребенка, получающего дополнительное образование; реализация преемственности образовательных программ дошкольного учреждения с авторскими технологиями дополнительного образования; совершенствование непрерывного образования;
  • Удовлетворение потребностей детей на занятиях по интересам;
  • Разработка и реализация новых методов обучения, информационных образовательных технологий.
  • Поиски вариативных форм и методов работы с детьми позволили выделить альтернативу выбора.
  • Оказание дополнительных образовательных услуг начинается с выполнения следующих условий:
  • Обследование ребенка до составления общей и индивидуальных программ;
  • Составление расписания занятий во вторую половину дня;
  • Создание условий;
  • Изучение мнения родителей о характере содержания и организации занятий.

С целью осуществления разностороннего художественно-творческого развития детей в ДОУ «Алтынчеч» была организована работа эстрадно-художественной студии «Забава», рассчитанная на три года обучения. Ее создание весьма прогрессивно, однако вызывает большую потребность в специалистах, которые развивали бы в детях художественно-эстетические способности. Дело это непростое.

Во-первых, от такого специалиста требуется знание законов художественного творчества;

Во-вторых, знание психолого-педагогических основ развития детского творчества;

В-третьих, знание психологии ребенка, его индивидуальных способностей.

Приступая к осуществлению координирующей функции моей целью было создать систему взаимосотрудничества с микросоциумом в воспитании гармонично развитий личности. Поэтому были привлечены социальные институты к сотрудничеству с ДОУ такие как детская школа-искусств, центр внешкольной работы, Краеведческий музей, Драматический театр. Дальнейшая работа заключалась в заключение договоров, планирование совместной деятельности, назначение ответственных лиц за проведение мероприятий, осуществление контроля над выполнением условий договоров, мониторинговых исследований. Приглашенные специалисты прошли подготовку на специальных курсах. Планирование работы студии осуществляется по блочно-тематическому принципу, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. Сотворчество педагога Макаровой Т.И. и детей способствует углублению заинтересованности последних в художественно-эстетической деятельности, проявлению самостоятельности, активности.

Мы считаем, что это взаимодействие способствует привитию художественного вкуса, раскрытию творческих способностей детей, дает возможность проявить индивидуальность каждому ребенку, стимулирует познавательную активность дошкольников. Система дошкольного художественного образования реализует широкую интеграцию всех видов художественно-эстетической деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой и театрально-игровой. Ее содержание в нашем ДОУ обеспечивают программы общего дошкольного и художественно-эстетического образования «Камертон» «Театр — Творчество — Дети», авторская программа «Петрушка» (воспитатель Егорова Г.В.). 83,2% от общего числа воспитанников МДОУ занимается в детской эстрадной студии «Забава», театральной студии «Петрушка», по программам художественно-эстетической направленности. Посредством музыки дети приобщаются к культурной жизни, у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Занятия художественно-эстетического цикла должны предоставлять возможность детям не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразной деятельности, успешного выполнения заданий. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства помещения, его материально-техническое обеспечение (дерево, ткани, конструкции и т.д., необходимые для оформления сцены).

При создании педагогических методик (технологий), отвечающих на вопрос: что и как предлагается детям, а также при выборе готовых, несомненно, нужно опираться на указанные принципы, которые являются результатами многолетних психологических и педагогических исследований. Однако никакое обучающее влияние взрослого не может быть успешно осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы этой деятельности обуславливаются окружающей ребенка предметной средой, в которой он постоянно живет, действует, творит. Предметная среда должна:

  • быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения, а также требованиям проектной культуры;
  • инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
  • учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т. е. специфику как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры), так и других, возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту, т. е. обеспечивать переход ребенка к следующему этапу развития.

Иначе говоря, способствовать решению задачи создания «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) через организацию предметной среды; обеспечивать возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной работы; иметь, наряду с консервативными компонентами, часто меняющиеся составляющие, которые проблематизируют взаимодействие с ней, побуждают детей к их познанию через практическое экспериментирование с ними, а также в связи с этим и к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т. д.), так и развитие детей в ней; обеспечивать возможность ребенка жить в 3-мерном предметном пространстве: сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз-рука»), его росту и предметному миру взрослых.

С опорой на реализацию названных принципов и с учетом разных условий работы ДОУ педагоги могут выстроить вариативные развивающие среды.

Поскольку игра в дошкольном возрасте является ведущей, особое значение имеет создание условий для ее формирования как деятельности. Немаловажную роль в этом играет организация предметно-игровой среды для каждого дошкольного возраста, имеющего свою специфику развития.

Ребенок, попадая в детский сад, окунается в мир сказки и важно не разрушить его представление о ней, а вместе с ним проживать их. Готовясь к праздникам и развлечениям, дети вместе с воспитателями и родителями мастерят костюмы, чтобы они соответствовали данной тематике, времени и национальным традициям. Обращаясь к родителям, педагоги стараются привлекать их к жизни сада, проживать вместе со своим ребенком волнительные дни и минуты подготовки к праздникам.

В нашем детском саду сложилась добрая и хорошая традиция проведения народных праздников, где дети показывают свои знания русского костюма, обычаев и традиций, попевок, игр и народных загадок.

К каждому празднику обязательно привлекаются родители, совместно готовятся выставки поделок и вещей того времени. Дети не просто смотрят, а получают информацию о назначении этих вещей, пробуют ими воспользоваться. Все это обогащает знания детей, развивает эстетический и художественный вкус.

Библиография.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *