Этика отношения педагога к своему труду

ЭТИКА ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГА К СВОЕМУ ТРУДУ

Учитывая сложность и специфичность педагогической дея­тельности, первое требование профессиональной этики педаго­га, регламентирующее его отношение к своему труду,формули­руется довольно жестко: педагог обязан постоянно ставить перед собой вопрос о своем соответствии требованиям современной школы.

Вместе с тем это авторитарное по форме требование содержит в себе глубокий моральный смысл и отнюдь не авторитарно по содержа­нию, ибо предполагает для учителя сврбоду выбора. Во-первых, оно носит не административно-принудительный, а этический характер (ни­кто не может в приказном порядке заставить педагога задаваться по­добным вопросом), во-вторых, сам педагог может ставить или не ста­вить перед собой этот вопрос — это дело его совести и, следовательно, показатель его нравственной и профессиональной культуры.

Но что значит соответствовать требованиям современной школы? На наш взгляд, это:

• постоянно помнить о специфике своей профессии и учиты­вать ее в своей деятельности;

• осознавать и нести ответственность за все, что ты дела­ешь, за свое влияние на личность учащегося, за формирование тех качеств, которые ты вырабатываешь у него своим отноше­нием к жизни, поведением и внешним видом;

• уметь организовать в единое целое воздействие всех факто­ров на стиль мышления и отношение ученика к жизни;

• уметь проявлять гибкость собственного мышления, адекватно реагировать на изменения, происходящие в жизни общества;

• знать, понимать и принимать проблемы, потребности и ин­тересы современной молодежи и не брюзжать, если они не уст­раивают тебя, а считаться с объективной ситуацией. Можно сколько угодно ворчать, что молодежь нынче «не та пошла», не хочет учиться, распущена, нет у нее ничего святого и т. д. Но это — наши дети, и других у нас не будет.

Поэтому соответствовать — это значит искать новые пути и методы обучения и общения именно с этой молодежью. Ведь добиться успеха в обучении детей послушных, стремящихся к знаниям, не так уж сложно. Показателем же подлинного педа­гогического мастерства служит умение научить слабых и «труд­ных». Здесь апробированные, традиционные методы педагоги­ческого воздействия и общения могут не сработать. Нужны по­иск, дополнительные усилия, а иногда и перестройка парадигм собственного мышления, и переоценка моральных ценностей и ориентиров. Именно эта тяжелая и сложная работа, готовность к ней и означает соответствовать.

Еще одна «информация к размышлению». Задумывались ли вы над тем, почему сегодня многие дети так не любят школу (как ни горько в этом признаться, но это так)? Ведь, как и раньше, тысячи первокла­шек с волнением и радостью приходят сюда 1 сентября, с гордостью рассказывают о своих первых успехах, а потом наступает разочарова­ние, равнодушие, которое с возрастом перерастает даже в ненависть — к школе, учителям, учебе вообще. Можно, конечно, объяснять это не­совершенством нашей системы образования, леностью учеников, па­дением престижа образования и т.п. Но это, так сказать, факторы объ­ективные, к которым опять же надо приспосабливаться, т.е. соответ­ствовать. Есть же причина н субъективная, вина в которой лежит на нас, педагогах: детям в школе просто плохо. Может быть, потому, что многие из нас не соответствуют их представлению о школе и учителе?

Вопрос о соответствии учителя требованиям дня — вопрос жесткий и даже жестокий. Если учитель чувствует, что школа, дети начинают раздражать его, вызывают постоянное недоволь­ство, то он должен честно признаться себе, что это не они не соответствуют его представлениям, желанию и умению, а не соответствует школе и детям он сам.’ По образному выражению Я. Корчака, это симптомы «педагогического старчества», кото­рому не может быть места рядом с детьми.

Ответ на вопрос о соответствии педагога школе порождает второе требование педагогической этики: необходимость приня­тия решения. В случае отрицательного ответа (не — соответствия) возможны два выхода. Первый — оставить школу. Выход жесто­кий по отношению к одному педагогу, но милосердный по отношению ко многим детям. Потому что если учитель не любит детей, если его тяготит общение с ними, — кто дал ему право своей нелюбовью калечить души сотен детей? Не лучше ли сра­зу избавить себя и их от мучений? Конечно, такой выход — про­блема не административная, никто не может и не должен выну­дить учителя сделать такой шаг. Это дело внутренней совести каждого педагога. Более того, само обращение к этой проблеме, постановка этого вопроса уже являются нравственным поступ­ком, проявлением профессиональной этики.

Вопрос этот должны одинаково ставить перед собой и молодые, и опытные учителя, ибо педагогическое «старчество» — болезнь не воз­растная, а состояние души. Им может страдать и педагог молодой, на­чинающий. Конечно, в этом случае решение уйти, сменить профессию менее болезненно. Но принимать его следует чем раньше, тем лучше. Не должно быть в школе людей случайных, для которых педагогическая деятельность не призвание, а просто работа. И если не ощущаешь в ней необходимости, не стоит портить жизнь себе и детям.

К счастью, есть другой выход, когда в свои права вступает третье требование, регулирующее отношение педагога к сво­ему труду: педагог обязан постоянно стремиться развивать и со­вершенствовать не только свое педагогическое мастерство, но и личные качества. Необходимость самосовершенствования осо­бенно возрастает в наше время, когда изменения происходят так быстро и носят столь радикальный характер, что речь долж­на идти не просто об обновлении знаний, но и о кардинальном пересмотре их истинности и нашего отношения к ним.

Особенно это касается взглядов на историю, теорию и практику общественного развития, поскольку общая политизация жизни неиз­бежно порождает личное отношение каждого из нас к происходящему, а специфика педагогической профессии такова, что позиция педагога не может не влиять (прямо или косвенно) на мировоззрение учеников. Сегодня в обществе нет единой идеологии, лавина информации опро­вергает привычные оценки и заставляет пересматривать их. В свете но­вого знания по-новому представляется роль отдельных личностей, пар­тий и политических движений. Возникают новые направления в эконо­мике и политике. Надо помочь молодым людям, которые завтра вступа­ют в самостоятельную жизнь, не ошибиться в выборе позиции, при­нять правильное решение, определиться. Для этого педагогу самому надо в достаточной мере обладать политической культурой, уметь разбирать­ся в этих проблемах. Речь идет не о том, что каждый преподаватель должен теперь превратиться в политолога или экономиста. Как гово­рится, «Богу — богово, а Кесарю — кесарево». Но ведь воспитывают не только исторические и теоретические экскурсы. Даже язвительный ки­вок в сторону «этих, так называемых демократов» — уже воспитываю­щий фактор. Наши оценки (даже мимоходом, случайно) политических событий и лидеров формируют отношение молодых людей к жизни, а также их доверие или недоверие к нам.

Дети должны вступать в жизнь с открытыми глазами и знать о ней всю возможную правду. И даже если эта правда не соот­ветствует нашим взглядам и убеждениям, противоречит им, гражданский и профессиональный долг педагога— честно и непред­взято донести всю информацию до своих учеников и дать им возможность совершить собственный выбор позиции. Ребенок должен уходить из школы не с нашими готовыми ответами, а с собственными мучительными вопросами. Не к демократии и не к диктатуре надо готовить человека, а к жизни в условиях не­предсказуемости. Таковы правила плюрализма в действии. Вот почему так велика ответственность педагога, роль его собствен­ной культуры, способности к совершенствованию и пересмотру своих знаний, идеологических позиций и отношений.

Это касается, разумеется, не только сферы политики и социальных проблем. В области культуры — насколько способен учитель проявить гибкость и терпимость, насколько способен включить в круг своих ин­тересов не только классические формы искусства, но и явления моло­дежной субкультуры? В состоянии ли он по-настоящему изучить, по­нять и принять то, что волнует сегодняшних детей? Готов ли на равных вести дискуссию о достоинствах и недостатках «тяжелого рока» или «хип- хопа»? Нередко мы, особенно старшее поколение, просто ничего не знаем о них, а свое незнание прикрываем голым отрицанием. Но дети чувствуют это, теряют доверие к нам. и тогда прекращается наше влия­ние на формирование их вкусов и приверженностей.

Предъявляет свои требования к современному педагогу и область сексуального воспитания. Ведь сегодня, в условиях супердоступности и сверхоткровенности в вопросах секса, значительная часть педагогов предпочитает по-прежнему «фигуру умолчания» или благородного не­годования по этому поводу с требованиями «закрыть и запретить». Только самые смелые решаются откровенно вести с учащимися разговор на эту «опасную» тему. Но ведь проблема существует, как существует и естественный интерес к ней подростков и молодых людей. Собственная некомпетентность педагога и ложная стыдливость — не оправдание ухо­да от нее. «Официальная» педагогика должна пересмотреть отношение к этой «запретной» теме, понять ее значимость для молодых людей, а педагоги должны включить ее в круг «воспитательных интересов» на уровне современной культуры.

Рассмотренные требования профессиональной педагогической деонтологии предполагают наличие у педагога особого — инте­грального стиля мышления, который представляет собой систем­ное единство мировоззренческого, специально-педагогическо­го, психологического, морально-этического подходов. Этот стиль мышления в конечном итоге должен стать основой формирова­ния профессиональных личностных качеств педагога. Их совокуп­ность можно рассматривать как профессиограмму педагогической специальности. Е.О. Галицких (Россия) выделяет следующие необходимые качества и свойства личности, выступающие по­казателем готовности и способности педагога к интегральному стилю мышления.

Во-первых, это умственная самостоятельность, проявляю­щаяся в таких свойствах, как:

• способность к «сомнению, удивлению, вопрошанию»;

• стремление к самостоятельным суждениям и выводам;

• философско-рефлексивное отношение к профессии;

• преодоление «барьеров» и мифов традиционной педагогики;

• энергия мысли, убедительность собственной позиции;

• осознанность морального выбора и принимаемых решений;

• чувство ответственности за реализацию своего призвания.

Во-вторых, это единство интеллектуальных, эмоциональных и нравственных переживаний как следствие потребности личности в целостном восприятии мира и себя в нем. Такая гармонич­ность может проявляться в следующих свойствах и состояниях:

• переживание собственного «открытия мира» как «события», «встречи» с ним;

• чувство меры, «золотого сечения» между рассудком и нрав­ственным чувством;

• тактичное проявление интеллектуальных эмоций — удивле­ния, сомнения, удовлетворения от правильного морального выбора и мыслительного результата;

• чувство собственного достоинства, основанное на адекват­ной самооценке;

• ощущение полноты и глубины своей внутренней жизни.

В-третьих, это открытость диалогу, основанная на способ­ности видеть в другом человеке цель, а не средство и раскры­вающаяся через:

• интерес к другому человеку и умение открывать в нем твор­ческий потенциал;

• осознание правомерности плюрализма мнений;

• преодоление эгоцентризма собственного мышления;

• способность слушать и слышать другого;

• умение сочетать монолог и диалог;

• открытость новому, толерантность к иным точкам зрения;

• стремление к познанию, научению;

• стремление и умение адекватно интерпретировать получен­ную информацию и точку зрения другого;

• метафоричность, образность, грамотность речи.

В-четвертых, это творческая активность педагога, которая

предполагает:

• единство слова и дела, переживания и поступка;

• целеустремленность в отношении к преподаванию;

• готовность к преодолению препятствий;

• способность учиться на собственных ошибках;

• создание индивидуальной системы самообразования и са­мосовершенствования;

• восприятие своей профессиональной деятельности как ху­дожественно-педагогического творчества.

Эти интегральные свойства и качества личности не являются простой суммой индивидуальных проявлений; они отражают сущность, качественное своеобразие сознания педагога, уклад и стиль его жизни, являясь результатом его профессионально­-личностного развития. Вместе с тем они определяют моральные принципы отношений педагога с коллегами и учениками.

Профессиональная этика педагога консультация

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ АСИНОВСКОГО РАЙОНА»

Профессиональная этика педагога

Подготовила

методист ОГКУ «СРЦН Асиновского района»

Пономарева Я.Ю.

Асино, 2018

Цель сообщения: расширить представления о педагогической этике.

Сегодня в российском обществе – остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, с коллегами по работе, другими субъектами реабилитационного и образовательного процесса, как вести себя в непростых условиях динамично меняющейся действительности.

Вспоминая свои школьные годы, можно сказать, что тот или иной учебный предмет в нашем сознании прочно ассоциируется с конкретным педагогом. Наша любовь или, наоборот, неприязнь к учебному предмету объяснялась соответствующим отношением к педагогу. Это очевидно – отношение учащегося к предметным знаниям опосредуется отношением к педагогу.
Именно поэтому мы и говорим о личности педагога, так как понимаем, что он не только дает знания, но и демонстрирует учащимся образцы того или иного поведения.

Сфера деятельности педагога — это зона доверия между людьми, поэтому педагог должен быть не только хорошим специалистом, профессионалом, но и обладать высоким уровнем профессионально-этической культуры.

Соответственно проблема этичного поведения учителя, сегодня особенно актуальна.

Этика (лат. ethica – наука, искусство нравственности) учение о нравственности и морали. Этот термин введен Аристотелем.

“Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов)

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания — наукой о нравственности, этикой. Этика в школе — это «практическая философия воспитания».

В современном понимании слова этикет — это установленный порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.

Основные понятия педагогической этики.

  • Педагогическая мораль — это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям. Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного взаимодействия педагога и воспитуемых – сочетание разумной требовательности и доверия к ним.
  • Педагогическая справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями. Она имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т.д.
  • Педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей. Они предусматривают осуществление определенных (преимущественно интеллектуальных) трудовых функций, правильное построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.
  • Педагогическая честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчетливо. Если им в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
  • Педагогический авторитет – это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег, своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Его уровень определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к профессиональной деятельности и т.д.
  • Педагогическое сознание рассматривается как осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках.
  • Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт — это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск.

Культура общения педагога строится на речевом этикете.

Речевой этикет является необходимым условием делового и личностного общения педагога.

Речевой этикет является формой этикета и словесным выражением уважительного отношения к людям. Он способствует развитию доброжелательных отношений, помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая позицию оппонента, воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания.

Соблюдение речевого этикета для педагога — важнейшее профессиональное требование.

Профессиональная речь должна быть правильной, литературной, лишенной сленговых слов и выражений. Речевой этикет включает в себя правила ведения беседы, дискуссии, критики, овладение некоторыми тайнами ораторского искусства, соблюдение правил этикета при приветствиях, знакомствах, обращениях.

Основными требованиями к разговорной речи являются: чистота произношения, правильная грамматика, понятность, уверенность, честность, искренность и присутствие чувства юмора (ирония, насмешка, снисходительный тон недопустимы). В разговорной речи желательно опускать слова, вызывающие реакцию протеста: вместо слов я хочу, ты должна лучше сказать не мог бы ты, мне бы хотелось. Сослагательное наклонение смягчает остроту требования.

Этикет предписывает давать совет только в случае, когда о нем просят.
Не менее ценным в общении представляется этикетное правило: не соглашайся с человеком, когда он характеризует себя негативно.

В развитии доброжелательных отношений значительную роль играют комплименты — добрые слова о достоинствах человека, помня о том, что неискренний комплимент похож на лесть. А принимая комплимент нельзя отказываться, демонстрировать обратное, стесняться, и обязательно поблагодарить за комплимент.

Этикетные правила ведения деловой беседы, искусство ведения дискуссии, спора, критики основываются на общих этикетных правилах: уважение, доброжелательность, такт. Поэтому бытует мнение, что лучший способ победить в споре — не вступать в него вовсе.
Но бывают ситуации, когда необходимо выяснить позиции отстоять свою точку зрения. Чтобы не привести к конфликту, можно воспользоваться некоторыми правилами:

  • обсуждайте не личность оппонента, а раскрывайте свой взгляд на проблему,
    аргументацию начните с похвалы,
  • если вы поняли, что неправы, признайте это,
  • используйте метод положительных эмоций. Задавайте собеседнику такие вопросы, на которые предполагается положительный ответ. После серии таких вопросов задайте главный вопрос.
  • меньше критикуйте, а больше подчеркивайте достоинства людей,
  • соблюдайте доброжелательный и уважительный тон.
  • критикуйте конструктивно, предлагая пути исправления ошибок и совершенствования.

Нередко нас мучает критика. Попробуйте сами строго оценить свои недостатки, несправедливую критику игнорировать. Ее часто можно расценивать, как скрытую похвалу: вам завидуют, ваши достоинства оценили, а возможно, их испугались.

Необходимо помнить простейшую формулу речевого этикета, которая выглядит следующим образом: думай, кому говоришь, что говоришь, где говоришь, зачем говоришь, и какие из этого будут последствия.

Кодекс профессиональной этики педагога. В 2010 г проект был представлен на проходящей в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А. И. Герцена «Педагогической ассамблее «. Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношении учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.

Этические подходы в системе взаимоотношений «учитель и ученики».

Важнейшее условие положительного воздействия педагога на воспитуемого — сочетание разумной требовательности и доверия к нему. Только небольшая часть учителей не имеют четкой позиции по вопросу взаимоотношений с учащимися. Среди этих учителей есть люди, смирившиеся со своим педагогическим бессилием, есть и такие (их единицы), которые предпочитают в деле воспитания действовать волевыми методами. Несмотря на то, что их единицы, их позиция не может не учитываться при анализе нравственных отношений между учителем и учащимися. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.

Разумеется, учитель не всегда поступает намеренно грубо. Порой он не может сдержаться, когда учащиеся не выполняют его требований. По его твердому убеждению, эти требования должны помочь детям получить глубокие и прочные знания, стать достойными людьми. Иными словами, свои педагогические требования учитель рассматривает как добро, благо для них. Но учитель должен знать, что требования, посредством которых он добивается от учащихся определенных действий, несут на себе отпечаток нравственных качеств его личности и проникнуты нравственно-психологической атмосферой педагогического коллектива, от которого исходит данное требование.

К сожалению, отдельные учителя придерживаются мнения, что требовательность предполагает неукоснительное выполнение воспитательных мер, строгое соблюдение раз и навсегда установленных правил.

Наиболее распространенные нарушения в этике поведения учителя:

  • Обращение к ученику по фамилии.
  • Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности.
  • Приказной, административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова «пожалуйста».
  • Невнимание к ответу ученика (прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа).
  • Постановка ребенка в неудобное, унизительное положение на уроке.
  • Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой.
  • Неумение выразить веру в ученика.
  • Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле.
  • Неумение признавать взрослость школьника, его право на другое мнение.
  • Неудачи ребенка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.

Строгость и требовательность учителя — необходимые условия влияния на нравственное возмужание ребенка.

Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания. Но моральные конфликты должны разрешаться не методом административного нажима, а путем нахождения разумных решений.

Поэтому следует руководствоваться следующими рекомендациями:

  • Нельзя быть олицетворением лозунга «Учитель всегда прав!»
  • Нужно быть человеком, а если получится, то человеком с большой буквы.
  • Не надо стесняться признаваться в собственных ошибках, нужно быть честным с детьми, добрым, но не добреньким.
  • Не давать обещаний, которые не можешь выполнить.
  • Быть оптимистом.
  • Быть активным и инициативным.
  • Быть простым и человечным, сохраняя дистанцию между собой и учениками, — установить ее снова будет гораздо труднее.
  • Исключить крики и оскорбления.
  • Учитывать мнение учащихся.

Этические подходы в системе взаимоотношений «учитель и педагогический коллектив».

Педагогическое влияние на учащихся оказывает не только отдельный учитель, но и весь учительский коллектив. Морально-педагогический облик учительского коллектива является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на учащихся как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного учителя.

Заслуживает внимания опыт организации педагогического коллектива на основе идеи коллективной ответственности за каждого воспитанника, за профессиональный рост каждого учителя, за повышение качества учебно-воспитательного процесса. Если в коллективе отношения между людьми создают обстановку сплоченности и доброжелательности, то они благоприятны для педагогического процесса.

Простые секреты бесконфликтности:

Включите «душевное зрение».

Понаблюдайте за своим собеседником, подумайте, какие его слова раздражают Вас и постарайтесь не обращать на них внимания, а какие слова разряжают напряжённость, прислушивайтесь к словам, которые приближают вас друг к другу.

Создайте тёплую атмосферу.

Первое и основное правило: «Самый главный человек на свете — тот, кто перед тобой». Принимайте его таким, каков он есть. Постарайтесь, чтобы собеседник Вам понравился. Дарите ему знаки симпатии и уважения

Ищите то, что вас сближает.

Стиль, манера общения – чем больше будет у Вас в этом сходства с собеседником, тем лучше. Мнения, ценности, установки – чем меньше обнаружится у вас в этом разногласий, тем лучше. Не надо противоречить по любому поводу. Приучите себя находить в собеседнике то, что может вас сблизить.

Настройтесь на волну собеседника.

Вы должны постараться понять и разделить переживания собеседника. Почувствуйте то, что его волнует. Не нагнетайте напряжённость. Если же его эмоции и установки для Вас неприемлемы, попробуйте настроить собеседника на нужную Вам волну. Например, он грустит, и вы погрустите вместе с ним, а затем мягко подтолкните его к другому настроению.

Никогда не обвиняйте собеседника.

В разговоре задавайте нужный тон – корректный и уважительный. Избегайте в разговоре крайностей, обвинений и оскорблений. Не отвечайте грубо.

Без нужды не задевайте.

Стройте общение на равных, а не в позиции сверху. Не задевайте того, что человеку дорого. Лучше обойтись без отрицательных оценочных суждений.

Избиение под знаком юмора.

Юмор прекрасен, но им можно довести человека до белого каления, если он направлен против этого человека, когда смешно всем, кроме того, над которым смеются. Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинений.

Разрешите Вас поправить?

Если Вы заметили ошибку или неточность собеседника, то оставьте это открытие при себе. Если уж очень хочется поправить, то делайте это максимально тактично. А советы чаще злят, чем учат. Давайте советы только тогда, когда Вас об этом просят.

Не спорьте.

Иметь своё мнение и не соглашаться – ваше право, а стремление всегда возражать и спорить – признак невоспитанности. Никогда не спорьте по мелочам и не спорьте с тем, кому важнее поспорить, а не разобраться.

О категоричности.

Возражая собеседнику, научитесь обходиться без резкости и категоричности, не давайте отрицательных оценок его мнению.

Философия мира и истины.

Старайтесь не победить в споре, а найти истину. Старайтесь понять то, что хочет сказать собеседник. Ищите то, в чём он прав, а не ошибается, старайтесь согласиться, а не возразить. Признавайте возможность своей неправоты.

Педагогический коллектив — сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того, чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников. Сотрудничество в выполнении всеми единой задачи обучения и воспитания регулируется разными средствами и, прежде всего, административными: распределением поручений, расписаниями, текущими распоряжениями, решением педсоветов и т.п.

Заключение
Специфика профессиональной этики педагога заключается в следующем:
1) объект труда – человек;

2) педагог всегда несет моральную ответственность за будущее человека;

3) труд педагога психологически и организационно сложен;

4) педагог – пример в нравственном воспитании личности, человек высоких моральных идеалов.

Любовь к детям, уважение и требовательность к ним, высокий профессионализм, умение найти эффективные воспитательные воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий уровень внешней и внутренней культуры – вот основные особенности профессиональной этики педагога.

Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания. Важно, чтобы каждый учитель хранил Кодекс этики не в папке профессионального мастерства, а у себя в душе.
Должны мы бороться за детские души,
Должны, должны.
Но что, если под поучительской чушью
В нас нету души?
Евгений Евтушенко.

Разумеется, даже самый лучший педагог – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.

Педагогическая мораль предъявляет основные требования педагогу: педагог должен быть прежде всего воспитан сам.

Служебная этика – это комплекс основ, правил поведения человека в сфере его профессиональной деятельности.

Под служебным этикетом понимается норма морального поведения человека в коллективе.

Знание этикета выражается в приобретении профессиональных качеств и постоянном совершенствовании имеющихся навыков. Ключевым условием слаженной работы любого учреждения является культура поведения и взаимоотношений в коллективе и с клиентами.

Соблюдение служебного этикета по всем правилам призвано создавать здоровую эмоциональную рабочую обстановку, улучшать настроение, что поможет повысить трудовую производительность и удовлетворить личностное самоутверждение.

Основополагающие принципы этикета в служебной деятельности имеют существенные различия в компаниях, организациях, учреждениях разных отраслей. Существуют общие нормы, обязательные для соблюдения сотрудниками компаний и государственными служащими. Можно выделить несколько из основных принципов: пунктуальность, соответствие внешнего вида сотрудника установленному дресс-коду компании, умение сохранять конфиденциальность, а личные проблемы оставлять за стенами рабочего кабинета.

Правила этикета работников

Основные нормы этикета выражены в следующем:

  • обладание общей культурой;
  • порядочность во взаимоотношениях с коллегами;
  • уважение чести и достоинства коллег;
  • отсутствие лицемерия и лжи;
  • вежливость;
  • умение свои проблемы и личные неурядицы оставлять за стенами кабинета;
  • доброжелательность, добросовестность, почтительность, тактичность, деликатность;
  • умение соболезновать и выражать сострадание.

Правила этикета с клиентами

Этикет служебных взаимоотношений с клиентами в госучреждениях показывает, что надо сохранять правильные поведенческие качества и соблюдать следующие правила:

  • вежливость;
  • пунктуальность (на встречи нельзя опаздывать);
  • своевременность (на все входящие письма и звонки, поступающие от клиентов, нужно отвечать во время, без задержек);
  • ответственность за взятые задачи и сроки их исполнения;
  • опрятный и приличный внешний вид.

Введение. Этические отношения

Особенности этических отношений

Этические отношения — один из видов межчеловеческих отношений, причем один из основополагающих видов, это ценностные отношения людей одной группы с людьми другой группы или с людьми в широком смысле слова — лицом к лицу или опосредованно. Данный тин отношений реализуется в действиях.

Этические отношения, которые можно охарактеризовать и как человеческие отношения, всегда реализуются в рамках конкретного события. Человек сталкивается с такими отношениями при наличии события или цепи событий, сформированных другими людьми или иными факторами. К тому же, границы событий — начало и конец — настолько скользкие, что в этом пересекающемся потоке можно говорить о событиях только с точки зрения видимых границ, с точки зрения обозначаемых нами дат начала и конца отношений.

С другой стороны, человек, переживающий определенные этические отношения, как сам, так и находящиеся в отношениях с ним другие лица, при двустороннем взаимодействии находятся и в других этических отношениях, и в иных отношениях, отличных по структуре от этических. Эти другие отношения влияют напрямую на жизнь человека, в частности — на его конкретные этические отношения. В процессе событий люди переживают однократные, несравнимые ситуации и процесс переплетения событий, образующих своего рода конвейерную цепь ситуаций в процессе осознания собственной жизни.

Человека может привести к отчаянию запутанность этических отношений, при рассмотрении их структуры обретающих такой вид, который неясен при первом приближении; в обычной жизни они заставляют иногда, если выражаться образно, без веревки карабкаться на неприступную скалу, отправляться в дорогу по пустыне, платить «усыханием» за возможность оставаться человеком. Если ориентироваться только на достоверную информацию, то бесполезно пытаться превращать в объект этические отношения и экспонировать проблемы; возможность жить с потребностью в ценных этических отношениях может восприниматься человеком как мнительность. При этом их запутанность не означает перепутанность, ведь для того, чтобы иметь возможность идти, достаточно бывает найти нужную подсказку.

Я не собираюсь отрицать значимость выбора предметом исследования отношений, которые являются реальностью и создаются реальностью (таких как этические отношения), как не собираюсь отрицать и большую значимость других предметов исследования философов. Единственный ключ в исследовании этических отношений, единственные необходимые для этого данные связаны с действиями лиц при взаимодействии с другими лицами или в конкретных ситуациях. Поле, привлекающее наше внимание, — бесчисленные однократные действия реальных людей, а значит, здесь мы ступаем на тонкий лед. Однако есть источник, который позволяет нам преодолеть нехватку информации и уравновесить опасность: письменные источники — художественная литература. Эти произведения зачастую демонстрируют события в их развитии, обеспечивают возможность для исследователя делать шаги уверенно. И если необходимо обосновать сказанное — опять же литературно-художественные источники прекрасно подходят. Хотя это и непросто, знания об этических отношениях могут быть получены при живом наблюдении за человеком и «прогулкам» по письменным произведениям. Но озеленить, заставить ожить этические отношения; разве это не чудо: изучать двух людей, привыкших ходить по одному канату.

Человек рождается на свет в разных условиях. Часть его оптологических связей базируется на природных и исторических условиях, часть же — на отношениях с другими людьми. Если оставить в стороне необходимые отношения между людьми, которые составляют основу природной структуры человека, то из других отношений часть составляют те, что устанавливаются прямо или косвенно по желанию, а часть — возникающие случайно. Итак, одни — устанавливаются, вторые — появляются неожиданно.

Каждый индивид переживает отношения с другими людьми как человек; какого типа бы эти отношения ни были, он действует как лицо, относящееся к конкретной группе. Этические отношения — это такой тип отношений, который реализуется в действиях индивида, принадлежащего к определенной группе, в отношении других людей. Помимо этого, все другие межчеловеческие отношения — это отношения между людьми, являющимися членами определенных групп. В их основе лежат этические отношения или же эти отношения опираются на этические отношения.

Бекет любит Генриха, любит и Гвендолин. Бекет из Саксонии и является хранителем печати Англии. Генрих из Нормандии и является королем Англии. Нормандцы относятся свысока к саксонцам. Гвендолин — заточенная принцесса. Бекет и Генрих поклялись в дружбе. И Генрих требует у Бекета Гвендолин. Бекет отправляет принцессу ему, потом ждет у изголовья мучающегося ночными кошмарами короля, укрывает его.

Почему Бекет так делает? Потому что он из Саксонии и является хранителем печати? Потому что он друг Генриха? Потому что он любит ГвендолинV

Если посмотреть на эти два типа межчеловеческих отношений, о которых идет речь, поставив человека в центр, то получится, что они находятся близко друг к другу, неразрывны. Однако если посмотреть на их структуру с точки зрения философии и познания, исключительно как на отношения, то получится, что мы столкнулись с двумя разными по своей структуре межчеловеческими отношениями.

Один из этих типов — межчеловеческие и человеческие отношения: такие отношения, как Бекет — Генрих II, Антигона — Поли- ник, Маленький Принц — Лис, доктор Риэ — жители Орана, Раскольников — старуха-процентщица. Другой тип — это независящие от человека (подчеркнем: независящие от человека, а не от людей) отношения, которые создаются или пополняются индивидами как членами группы: гражданин — государство, премьер-министр — министры, президент — парламент, муж — жена, учитель — ученик, управляемый — управитель, работодатель — работник, король — хранитель печати.

Если в центр внимания поставить общество как поле, обладающее особой структурой в историческом процессе, то получится, что отношения этих двух типов, которые относятся к человеку и получили название общественных отношений, — это в самом широком смысле правовые отношения. Эти отношения и отношения между этими отношениями образуют структуру общества.

О каком бы их виде ни шла речь, одна из основных общих особенностей общественных отношений — существование только в качестве отношений; причины появления таких отношений связаны с разнообразием социальных функций. С этой точки зре-

ни я, такие отношения, являющиеся продуктом человеческой деятельности, обладают собственной экзистенциальной структурой и не являются независимыми отношениями. Другими словами, нет существования жены и мужа в отдельности, есть только отношения муж — жена; нет существования руководителя и подчиненного в отдельности, есть только отношения руководитель — подчиненный. Каждые из такого рода отношений, примеры которых еще можно долго приводить, строятся на различных типах права в узком значении. И самое главное, каждый тип отношений, который достоверен в одних границах, очерченных правом, реализуется неповторимо. Потому что каждый человек, муж ли, сотрудник ли, индивидуален, имеет свои общественные связи и действует как лицо, принадлежащее к определенной группе. Если посмотреть на такого рода реальные общественные отношения в жизни и на действия людей, находящихся в этих отношениях, мы увидим, что они открыто или косвенно опираются на этические отношения; если докопаться, рано или поздно мы столкнемся с отдельным человеком — каким-то Ахмедом или Мехмедом.

Несмотря на то, что общественные отношения существуют только в качестве отношений, особенность этических отношений состоит в том, что они являются реальными переживаемыми отношениями, возникают между реальными людьми, которые находятся в отношениях. Люди, переживающие этические отношения, делают это не в понятиях, свойственных устоявшимся общественным отношениям. Этические отношения — это отношения конкретного человека с конкретным человеком или конкретной ситуацией. Эти люди — реальные люди, имеющие свои имена и звания, неповторимые и относящиеся к определенной группе, и ситуация каждый раз определенная, неповторимая: Антигона и Полиник одни, жители Орана и ситуация, с которой сталкивается доктор Риэ, неповторимы.

Наконец, другой ключевой особенностью этических отношений является наличие отношений значимости — незначимое™, ценностных отношений, которые переживаются людьми в конкретной цени событий, образуются за счет действий людей. Вот эти самые действия либо оживляют, либо осушают ценностные миры людей. При этом не в каждых межчеловеческих и человеческих отношениях проявляются этические отношения; большинство человеческих отношений не являются этическими отношениями. В результате определения структуры действий будет несложно увидеть, что

этических ценностей (человеческих ценностей, ценностей отношений между людьми и составляющих их основу других ценностей) в жизни очень мало.

Сами общественные отношения как отношения понятий находятся за пределами ценностей; однако имеются ценностные аспекты в связях действий и людей, формирующих эти отношения или находящихся в них. При этом остается вопрос, являются ли этическими действиями сами события и действия лиц, формирующих события. Это, чаще всего, также должно учитываться при исследовании ситуации. И эта сложность, если и не является большой помехой в исследованиях исключительно с информационной целью (т.е. с целью социологического объяснения события или с целью записать историю события), то является риском при анализе общественных событий или ежедневных происшествий с целью определить правильность действия и понять пути решения проблем. С этой точки зрения настойчиво отстаиваемый «научный подход» к повседневным событиям (не ценностный подход) не только является сложным видом анализа, но и недостаточным для желающих направлять события в пользу людей, потому что для этого нужно исходить не только из условий реального знания, но и из ценностного подхода.

Структурная разница между этическими отношениями и общественными отношениями может быть описана следующим образом. Этические отношения — это отношения, переживаемые людьми в цепи событий, требующие постоянного соприкосновения и обнаруживающиеся в конкретных исторических реалиях. Между тем общественные отношения — это отношения, которые создаются на основе интересов и имеют только фактическую реальность.

У этой фактической реальности есть два разных вида. Первый — это формирование таких отношений на основе желаний группы, т.е. появление группы, второй же — вхождение человека в готовые общественные отношения, общественную ситуацию. Эти отношения, которые имеют различную событийную реальность и приводят нас к разным проблемам, различаются с точки зрения своей экзистенциальной структуры. Они формируются, очерчивают границы поведения вступающих в них индивидов, сохраняя устойчивость.

У общественных отношений есть своя история. Это — история изменения правовых отношений, переоценки ценностей, которая связана с изменением типа организации общества, изменения в структуре конкретного общества, перехода к новому типу. Все это формирует общественную историю, порожденную событиями.

В свете этой особенности общественных отношений единичность этических отношений выступает как историческая однократность, которая реализуется напрямую и только в цепи событий при постоянном взаимодействии. Однократность этических отношений проистекает из однократности действий, неповторимости и единичности условий, в которых находится человек. Параллели с этим на уровне общественных отношений — события и поведения, которые можно назвать общественными, и коллективные действия. Оценки такого рода событий даются и в социологии, однако социологическое объяснение не проникает в глубину процессов. Каждое действие человека, связанное с его «ролью», в основе своей имеет этические отношения: на протяжении жизни человека все, что он делает, — это действия наряду с событиями, происходящими на заднем плане.

Общественные отношения проявляются как совокупности различных отношений. Эти совокупности формируются при опоре на некоторые принципы. Разные совокупности, построенные на одних принципах, формируют определенный тип общества. Тип построения отношений, которые формируют эту совокупность, в свою очередь, определяет правовой строй в стране. Совокупности, формирующие общественные отношения в определенных местах, в определенное время, в определенных процессах, определяют общественную структуру в стране. Изменение в форме структуры отношений, формирующих такого рода совокупности, определяют общественные изменения, изменение функциональных связей — ликвидация их или становление новых — приводит к созданию другого типа общества.

Когда мы говорим о типе общества, объектом являются реальные, существующие общества; общества, сформированные на основе одинаковых функциональных связей, — при распознании этого единства — относятся к соответствующему типу и в рамках социологии делятся на социально-классовые субъекты. «Тип» — это не «модель» (хотя сегодня под «общественными моделями» часто понимаются «типы общества» и два понятия часто путаются). «Модель» — это совокупность возможностей по созданию общественных отношений или функциональных отношений, совокупность, формирующаяся с опорой на некоторые принципы, связанные с вопросами ценностей. Иными словами, «модели» — это своего рода общественные теории или взгляды в рамках философского подхода к обществу. Они представляют собой взгляды, которые не объясняют происходящее, а стремятся прояснить происходящее в желании изменить сто. При этом, с другой стороны, в качестве модели может браться и существующее положение дел.

Так вот, структурная особенность общественных отношений — наличие меняющихся структур; этические же отношения по структуре своей неизменны — формирующие ее образы жизни и действий человека определяют структурные возможности человека, формы их реализации.

И этические отношения людей с их производными формируют, в свою очередь, реалии человека (мир человека, историю человечества), которые суть общественные реалии. Их взаимопроникновение и взаимовлияние определяют приоритет этических отношений. Было бы полезным учитывать, что этот приоритет этических отношений (т.е. тот факт, что они составляют основу всех человеческих отношений) присутствует везде; где бы и что человек ни делал, обязательно есть этические отношения, все, что он делает, прямо или косвенно связано с вопросами ценностей. В научных исследованиях, в сферах социологии и истории полезно не забывать о человеческом факторе при изучении нескончаемых действий в рамках общественных отношений. Это полезно, хотя изредка может приводить и к негативным последствиям. Полезно учитывать это и при научных исследованиях ситуаций, в которых реализуется человеческий фактор, и исследованиях общественных изменений (например, если в стране имеется законодательно закрепленный принцип «свободы прессы», то прояснится вопрос о несвободных источниках информации и о том, что нужно сделать для изменения ситуации).

  • Ануй Ж. Томас Бекет / пер. с фр. Е. Булгаковой // Ануй Ж. Пьесы. Т. 1. М.:Гудьял-Пресс, 1999.
  • 2 Поле существования, называемое обществом, — это совокупность отношений (в социологии — ролевые отношения, отношения между организациями)между функциональными отношениями, которые создаются и складываютсямежду людьми как членами группы.
  • Не ценностный подход подразумевает, полагаю, рассмотрение без субъективных оценок (это к вниманию тех, кто не видит разницы между оценкой ценности и ценностью).
  • К слову, тот факт, что старые общественные отношения действуют в какой-либо группе, несмотря на изменения в законах, или тот факт, что сохраняются старые законы, несмотря на то, что некоторые общественные отношения изменились,т.е. законы и развитие общественных отношений не совпадают, приводит к зависимости основ отношений от этических отношений.
  • К примеру, изменение во взаимопонимании между мужем и женой, работодателем и работником, история изменений в семейном и трудовом праве (еслипосмотреть с точки зрения организационной), история изменений в праве, экономике, образовании страны.
  • В качестве примера можно привести выборы или забастовку. К слову, структурная разница между общественными и этическими отношениями четко прослеживается в пьесе «Бульвар Дюран» А. Салакру (см.: Salacrou A. Boulevard Durand,Gallimard, 1996).

Образовательное право России (10 стр.)

Для каждой общественно-экономической формации общественные отношения исторически конкретны и специфичны. Среди общественных отношений каждой формации выделяют устойчивые, сравнительно длительно существующие отношения, выражающие коренные особенности данной формы собственности, и подвижные, динамические отношения, отражающие изменения, которые происходят в обществе, во взаимоотношении классов, в соотношении борющихся социальных сил и т. д.

В связи с усложнением и дифференциацией общественной жизни возникают новые отношения, связанные с различными, более специфическими видами деятельности людей – управленческой, научной, образовательной, художественной, технической, спортивной, просветительской и т. д.

Общественные отношения в сфере образования – отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении образовательных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей – являются предметом правового регулирования образовательным правом.

Право регулирует не все общественные отношения в сфере образования, а только те, которые отражают наиболее значимые интересы всех участников отношений (обучающихся, образовательных организаций, государства, гражданского общества, местных органов самоуправления) и другие отношения, представляющие общий интерес. По социологическим данным более 80 % отношений в сфере образования регулируются не правом, а другими социальными нормами. В педагогике недостаточно внимания уделяется педагогическим, образовательным отношениям. Принято различать следующие виды педагогических взаимодействий, а, следовательно, и отношений:

1) педагогические (отношения воспитателей и воспитанников);

2) взаимные (отношения воспитанников со взрослыми, сверстниками, младшими);

3) предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);

4) отношения к самому себе.

Понятие «педагогические отношения» частично совпадает с понятием «педагогический процесс». Педагогический процесс рассматривается как «совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на создание и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование способности применять их на практике».

В сфере образования все отношения создаются только с одной целью – обслуживать или обеспечивать педагогические отношения. Сфера образования включает следующие виды отношений, которые регулируются образовательным правом: образовательные – отношения по воспитанию и обучению (их называют ещё педагогические отношения); конституционные; трудовые; управленческие; имущественные; социальные; земельные; финансовые; семейные и др.

Перечисленные отношения составляют предмет правового регулирования образовательного законодательства. Изучение предмета правового регулирования позволяет понять, как улучшить структуру и качество законодательства.

Образовательные (педагогические) отношения – важнейшая категория образовательного права, включающая отношения воспитания и обучения. Они возникают между:

– образовательной организацией и обучающимся;

– человеком, занимающимся индивидуальной предпринимательской деятельностью, и обучающимся;

– организацией и работником по поводу обучения;

– родителями и обучающимся ребенком;

– родителями и образовательной организацией.

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различие в методах и способах юридического воздействия. Своеобразие педагогических отношений потребовало создание новой отрасли законодательства – образовательного для того, чтобы сделать законодательное регулирование эффективным.

Трудовые отношения возникают между образовательной организацией (работодателем) и работником.

Управленческие отношения – между образовательной организацией и органом государственного управления образованием, местным органом самоуправления.

Имущественные отношения – между работниками образовательных организаций, между работодателем и работником, между образовательными и другими организациями, гражданами.

Социальные отношения – между педагогическими работниками и государством, между обучающимися (их законными представителями) и государством по установлению социальных льгот, пособий, пенсий.

Необходимо различать отношения в сфере образования и образовательные отношения. По субъектам отношения в сфере образования делятся на следующие виды:

– между образовательной организацией и обучающимися;

– между органами управления образованием и образовательными организациями;

– между учредителем и образовательной организацией;

– между образовательной организацией и семьей, воспитывающей ребенка дошкольного и школьного возраста;

– между родителями и детьми по поводу обучения. Статья 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает такую форму, как семейное обучение. В этом случае педагогами ребенка могут быть сами родители;

– между органами государственного управления образованием разного уровня, например, федеральными и органами субъектов РФ;

– между органами представительной власти и образовательными организациями;

– между органами исполнительной власти и образовательными организациями;

– между органами судебной власти и образовательными организациями;

– между обучающимися;

– между педагогами;

– между образовательными организациями;

– между педагогами, которые осуществляют индивидуальную педагогическую деятельность в соответствии со ст. 32 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», и обучающимися и др.

§ 2. Образовательные (педагогические) отношения

Образовательные (педагогические) отношения изучает педагогика, которая одновременно является и наукой, и искусством воспитания. Педагогика в нашей стране рассматривается как общественная наука, объединяющая данные всех естественных и общественных наук, связанных с формированием человека. Педагогика исследует законы развития образовательных общественных отношений (отношений по обучению и воспитанию), влияющих на социальное становление детей. Предметом педагогики являются объективные законы обучения и воспитания.

Многие ученые за рубежом считают, что образование как научная дисциплина в западной мысли еще не сформировалась и не фигурирует в перечне социальных наук. Никакого упоминания о ней как о науке нет ни в обзоре социальных наук Дюверже (1961 год), ни в перечне дисциплин Виста (1965 год), ни в определении Клауснера (1966 год) о сути изучения «тотальных обществ», ни во всеобъемлющем анализе наук, подготовленном Пиаже (1970 год) для ЮНЕСКО.

Одна из сложностей, по мнению Карлоса Э. Оливера, состоит в том, что образование является формализованным творением человеческого разума, а не естественно существующим феноменом как предметы других наук, например, социологии, экономики, антропологии, политологии. Отсюда – трудность нахождения для этой науки места в сводной картине знания.

Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII века английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

По другим определениям разных авторов педагогика:

– наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения, и передачи социального опыта от педагога к ученику;

– наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности;

– наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л.В. Мардахаев);

– наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович);

– наука об образовании человека, т. е. о развитии его жизненного опыта (Новиков А.М. Основания педагогики);

– наука и одновременно отрасль человековедения, т. е. отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е.С. Рапацевич);

Нравственная деятельность педагога

Нравственная деятельность педагога, как и любая духовная деятельность, обладает относительной самостоятельностью, тесно связана с другими видами деятельности и может реализовываться в различных предметных формах: нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание.

В процессе нравственного просвещения школьников педагог проводит их ознакомление с основными проблемами морали, критериями моральной оценки, раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру ответственности личности за своё поведение и т.д.

Процесс нравственного самовоспитания представляет собой не только формирование недостающих привычек, но и ломку ранее сформированных негативных установок.

Педагогический такт как важный компонент нравственной культуры учителя

Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент нравственного творчества — педагогический такт. Нравственное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия её возникновения; необходимость выбрать лучший вид поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт — это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск.

В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Нравственное воспитание педагога Кодекс профессиональной этики педагога

Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный «барометр» учителя — его педагогическая совесть — должен быть чувствительным в высокой степени.

Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из основ кодекса профессиональной этики учителя является установление основных требований, которые определяют отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективам и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *