Этикет речевого общения

Проект по русскому языку: «Речевой этикет как показатель культуры общения»

МОУ Борковская СОШ.

Проект

по русскому языку:

«РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ»

Выполнил: ученик 10 «А»класса

Черемисов Антон

Руководитель: учитель русского

языка

с. Борки 2009 год.

ПРОЕКТ.

Тема: РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ

Учебный предмет: русский язык.

Цель: выявить причины изменения норм речевого этикета в общественной жизни и литературных произведениях.

План:

1. Изучить историю вопроса

2. Исследовать отражение данной проблемы в художественной литературы ΧΙΧ, ΧΧ вв.

3. Изучить требования к речевому этикету.

4. Выполнить Социологические исследования.

5. Сделать выводы по теме исследования.

1. История вопроса……………………………………………………………..3

2. Отражение данной проблемы в произведениях художественной литературы ΧΙΧ, ΧΧ вв……………………………………………………..4

3. Требования к речевому этикету……………………………………………5

4. Социологические исследования……………………………………………6

5. Заключение……………………………………………………………………8

6. Список используемой литературы………………………………………..9

7. Комплекс упражнений по речевому этикету……………………………10

8. Памятка учащимся…………………………………………………………19

История вопроса.

Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют культурой общения, культурой речевого поведения. Чтобы овладеть ею, важно понимать сущность речевого этикета. Этикет – это «установленный порядок форм обхождения» ().

При общении люди передают друг другу ту или иную информацию, те или иные мысли, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену информации, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Мы их почти не замечаем, поскольку они привычны. Заметным становиться как раз нарушение неписаных правил: продавец обратился к покупателю на «ты», знакомый не поздоровался при встречи, кого-то не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок. Как правило, такое не исполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе. Поэтому важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт, поддержание такого контакта – ведь без этого деловые отношения невозможны.

Почему же выражения речевого этикета обладают «волшебной силой», почему их правильное применение приносит людям удовлетворение, а не исполнение в нужной ситуации приводит к обиде? Выделяются несколько сущностных признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту.

Первый признак связан с неписаным требованием общества к употреблению знаков этикета. Хочешь быть «своим» в данной группе – большой или малой, национальной, социальной – исполняй соответствующие ритуалы поведения и общения.

Второй признак связан с тем, что использование знаков этикета воспринимается адресатом как социальное «поглаживание». Объясним это на примере из области биологии. В одном из экспериментов ученые хотели выяснить, являются ли в животном сообществе прикосновения, вылизывания, выискивания и т. п. лишь гигиенической необходимостью или это «социальная» потребность животных в контактах. Были взяты две группы крысят, одну из которых сотрудники лаборатории постоянно поглаживали. Эти крысята выросли более умными, крупными, устойчивыми к заболеваниям животными, чем те, которых не гладили, не ласкали. Исследователи сделали вывод, что потребность в прикосновении, в ласке у животных столь же значима, как и другие жизненно важные потребности. Еще более развита эта потребность у человека. Психологи, педагоги знают, как важно одобрить, вовремя погладить ребенка, да и взрослого! Над этим задумались языковеды и обнаружили, что язык откликнулся на такую потребность и создал систему словесных «поглаживаний» — речевой этикет: здравствуйте – будьте здоровы; благодарю – благо дарю; спасибо – спаси вас Бог за доброе слово и т. д.

Третий признак касается самой структуры высказываний, в которых открытыми оказываются «я» и «ты»: я благодарю Вас; извините меня и т. п.

Четвертый признак связан с категорией вежливости. Вежливость нужно выражать, демонстрировать при общении.

Пятый признак связан с тем, что речевой этикет – важный элемент культуры народа, продукт культурной деятельности.

Отражение данной проблемы в произведениях художественной литературы ΧΙΧ, ΧΧ вв.

Обращаясь к произведениям художественной литературы ΧΙΧ, ΧΧ века, я пришел к выводу, что речевой этикет является исторически изменчивым правилом общения. В 8-й главе Ι части «Мертвых душ» несколько иронично написал об этикете: «Дамы города N отличались, подобно многим дамам петербургским, необыкновенною осторожностью и приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: «я высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», а говорили: » я облегчила себе нос», «я обошлась посредством платка». Ни в коем случае нельзя было сказать: «этот стакан или эта тарелка воняет». И даже нельзя было сказать ничего такого, что бы падало намек на это, а говорили вместо того «этот стакан не хорошо ведет себя» или что-нибудь вроде этого. А французский, другое дело: там позволялись слова, которые были гораздо пожестче упомянутых».

Сегодня молодые люди до начала самостоятельной жизни обращаются друг к другу по имени. В обстановке не официальной такое же обращение у людей более взрослых. Социологический центр телерадиокомпании «Останкино» провел опрос москвичей относительно предпочтений в выборе обращений. Вот какие данные получены: товарищ – 22% людей среднего и старшего возраста (образование среднее и не законченное среднее), чаще мужчины; гражданин, гражданка – 21% (примерно тот же социальный состав опрошенных); мужчина, женщина – 17% (люди образованные, чаще служащие или женщины); господин, госпожа – 10% (социальный состав опрошенных не указан).

Требования к речевому этикету.

В разное время этикетные требования были различными. А в наше время остро стоит вопрос не только об утрате норм этикета, но и об общем снижении культуры общения. Чтобы выяснить, изменился ли речевой этикет за последние годы, я встретился с людьми старшего поколения.

Вот что ответила на поставленный вопрос , учитель русского языка и литературы Уватской средней школы (педагогический стаж 32 года): «Речь изменилась как в лучшую, так и в худшую сторону. В последнее время она засоряется иноязычными словами, если они употребляются без понимания смысла. Печатные издания настойчиво насаждают тавтологию. Кроме этого, забываются правила орфоэпии. Культура речи – это уважительное отношение к слову, через него и к Родине».

Известно, что молодежный жаргон имеет парольное значение. Это выражение возрастной солидарности, свойство подчеркнуть единство своей группы, принадлежность к ней тех, кто общается с помощью жаргона. Школьники нередко употребляют такие жаргонизмы как: пачка, вывеска со значением лицо, варежка – «рот» и им подобные.

В книге «Живой как жизнь» писал о том, что существование молодежного жаргона в целом довольно правомерно, плохо лишь то, что это дурной жаргон. Однако, полагал писатель, особенно горевать на этот счет не стоит: молодежный жаргон, во-первых, — «болезнь роста», им надо переболеть, как корью; во-вторых, он недолговечен и быстро выходит в тираж, постоянно обновляясь; в-третьих, он почти не влияет на общий литературный язык.

Социологические исследования.

Чтобы убедиться в злободневности темы, мы провели социологический опрос среди сверстников и родителей, которые отвечали на такие вопросы:

1. Нужен ли речевой этикет?

2. Обижает ли вас, что незнакомый человек обращается к вам на «ты»?

3. Смущает ли вас то, что дикторы и члены Госдумы нарушают орфоэпические нормы (правильное произношение, постановка ударений в словах)?

4. Допустима ли ненормативная лексика?

5. Необходима ли цензура в периодических изданиях?

6. Нужен ли закон о речевом этикете?

На основе проведенного опроса можно сделать выводы:

Диаграмма № 1

Номер вопроса

Да

Нет

1) Люди с высшим образованием понимают, что речевой этикет необходим.

Диаграмма №2

Номер вопроса

Да

Нет

2) Опрошенные со средним образованием считают, что не всегда необходимо применение речевого этикета.

Диаграмма №3

Номер вопроса

Да

Нет

3)опрошенные сверстники уверены, что закон о речевом этикете вообще не нужен, что цензура в периодических изданиях тоже не нужна.

Опрос показал, что чем меньше уровень образованности, тем меньше человек задумывался о культуре общения.

Мы убедились, что речевому этикету нужно учить. Известно, всякий человеческий контакт, будь он официальным или частным, начинается с приветствия. Например, какое выражение можно употребить в каждом отдельном случае? Зависит от того, кто обращается с приветствием, к кому, с какой целью, когда.

Схема.

Кому (матери)

Цель (приветствие)

Кто (мальчик) О чем (пожелание добра) «Доброе утро»

Где (дома)

Когда (утром)

Стоит изменит только один компонент речевой ситуации, как меняется и речевая формула:

Приятелю → Привет! Здорово!

Кто (мальчик)

Учителю → Здравствуйте.

Прощание → Пока! До свидания!

Цель Благодарность → Спасибо!

Извинение → Простите, пожалуйста.

Вечером → Добрый вечер!

Когда Поздно вечером → Спокойной ночи!

Днем → добрый день!

Осваивать речевой этикет необходимо с раннего детства, в семье, в детском саду, в школе, да и в вузе, уже профессионально ориентируясь в соответствии с тем, какие речевые ситуации окажутся наиболее типичными в трудовой деятельности человека.

Заключение.

Проведя исследования мы пришли к выводу:

1. Речевой этикет является исторически изменчивым правилом общения. За последние годы наблюдается существенное изменение речевого этикета в худшую сторону.

2. Речевой этикет – это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека.

3. Человек с высоким уровнем воспитанности, не нарушающий речевой этикет, является образцом для подражания. Окружающие его люди не позволяют себе нарушать нормы культурного общения в его присутствии.

4. В молодежной среде упрощение этикетных отношений становиться настоящей эпидемией.

5. Список используемой литературы.

1. Гольдин, и этикет / . – М.: Просвещение, 1983.

2. Кожин, А. Н. О Культуре течи / . – М.: Знание, 1981.

3. Львова, в речевом общении / . – М.: Просвещение, 1991.

4. Оганесян, речевого общения / . – М.: Просвещение, 1998.

5. Скворцов, , общение и культура / . – М.: Просвещение, 1994.

]

1. Лексика.

Тема: СИНОНИМЫ

J Задание.

1. Используя толковый словарь, определите лексическое значение слов: спасибо, благодарю, мерси.

2. Каково общее значение этих слов?

3. Какие из них употребляются в книжной речи?

4. Какое слово очень редко употребляется в речи?

5. Опишите ситуации, в которых вы можете использовать данные слова.

J Задание.

1. Отметьте, к каким частям речи относятся однокоренные слова.

2. Уместно ли употребление однокоренных слов?

После школы я пошел к тете Тане, чтобы поблагодарить ее за оказанную помощь. Свою благодарность я хотел выразить словами и конфетами. На моем лице благодарная улыбка. Но тетя отказалась от конфет и сказала: «Если ты хочешь меня отблагодарить, просто скажи, «благодарю!» «.

J Задание.

1. Подберите синонимичные выражения благодарности, объяснив разницу в их употреблении.

2. Выделите в тексте собственные и нарицательные имена существительные.

Большое спасибо за хорошее письмо, очень тронута Вашей отзывчивостью. Посылаю Вам интересующую Вас брошюру.

Дорогая Нина!

Спасибо за поздравление. С опозданием поздравляю и тебя, и твою семью с наступающим Новым годом. Желаю исполнения всех желаний и всего хорошего.

2. Морфология.

Тема: РОД ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

J Задание.

1. Напишите письмо одному из ваших друзей и выразите в нем благодарность по какому-нибудь поводу. Для выражения благодарности воспользуйтесь словами и словосочетаниями: от всего сердца благодарю тебя за…; признателен тебе за…; большое спасибо за… В частном или деловом письме уместны такие языковые средства выражения благодарности?

2. Определите род имен существительных.

J Задание.

1. Напишите письмо, в котором вы приносите извинения другу, родственнику.

2. Определите, какие имена существительные относиться к собственным, а какие – к нарицательным?

J Задание.

1. Составьте и запишите начало письма»

— официальному лицу;

— вашим знакомым.

2. Поблагодарите читателей:

— за быстрый ответ на письмо;

— за поздравления с праздником;

— за письмо, в котором вас приглашают на экскурсию;

— за письмо, в котором вам сообщают о том, что просьбу вашу выполнили.

Какие имена существительные вы использовали?

J Задание.

1. Выпишите из письма формулы речевого этикета.

2. Какие этикетные формулы использует автор?

Определите тональность этикетных формул данной ситуации.

Дорогие мамочка, Людочка, Олечка!

Спасибо за письма. Я живу ничего. Пью, ем, сплю, одет и обут. Что же касается моих дел, то пока я сам ничего об этом не знаю. Во всяком случае, пока говорит за то, что я устроюсь хорошо. Приеду ли скоро в Москву, не знаю, как сложатся обстоятельства. Обо всем важном, конечно, немедленно напишу вам. Вы меня не забывайте, пожалуйста.

Целую вас крепко.

Ваш Володя.

J Задание.

1. Выделите зачин и концовку в письме.

2. Найдите стереотипные формулы извинения с признанием своей вины, объясняя причины «поступка»

3. Подчеркните нарицательные имена существительные.

Мне крайне неловко перед Вами, уважаемый профессор. Принося мои искренние извинения, убедительно прошу Вас верить, что все это произошло не по вине редакции…Еще раз простите, почтенный Юрий Викторович, мои извинения.

А. Пешков

(Из письма М. Горького)

J Задание.

Вам даны слова:

Настроение Наружность

Дети Малыши

Расположение духа Облик

1. Найдите слова, которые употреблены в форме множественного числа, образуйте форму единственного числа.

2. Какая форма слова будет правильной?

3. Обратитесь к толковому словарю, определите значение этих слов.

4. Когда мы извиняемся перед человеком, то используем разные стереотипные формулы. Извиняться можно за внешний вид, за плохое настроение, за своих близких, родственников и т. д. Составьте реплики-извинения, используя данные слова.

J Задание.

Придумайте ответ-реплику на данные выражения благодарности.

Используйте качественные и относительные имена прилагательные.

— … Благодарю вас за поздравление и со своей стороны желаю вам тоже всего наилучшего.

— Заранее благодарю тебя за твою помощь. Я в ней сейчас особенно нуждаюсь.

— Примите искреннюю мою благодарность за подарок. Вы и представить себе не можете, как я обрадован, как тронут вашей любезностью. Чем могу я, в свою очередь, быть вам полезен?

— Сердечно благодарю за хлопоты и заботы.

J Задание.

— Извините меня, дорогая Катенька! Я чувствую себя очень виноватой перед тобой, но просьбу твою до сих пор не выполнила.

— Простите меня, Мария Михайловна, что сразу не ответила на Ваше письмо. Не обижайтесь на меня за это.

1. В отрывках из писем выделите формулы извинения, определите тип письма (официальное, не официальное). Выделите местоимения и определите, к какому разряду они относятся.

2. Запишите эпитеты (которые вы намерены употреблять в печи), относящиеся к слову благодарность: безупречная, безмерная, бесконечная, большая, вечная, восторженная, глубокая, горячая, душевная, искренняя, незабываемая, огромная, сердечная, трогательная.

J Задание.

1. Найдите в тексте одинаково звучащие слова:

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел Сережка,

Прибежал, постучал в окошко:

-Отыскалась твоя сережка!

2. Вспомните еще слова, звучащие одинаково, но обозначающие разные понятия. Как они называются?

J Задание.

2. Приведите примеры 4-5 ситуаций из повседневной жизни, когда можно было бы использовать первые четыре строки из басни .

ОБЕЗЬЯНА.

Как хочешь ты крутись

Но приобресть не льстись

Ни благодарности, ни славы,

Коль нет в твоих трудах ни пользы, ни забавы.

Крестьянин на заре с сохой

Над полосой своей трудился.

Трудился так крестьянин мой,

Что градом пот с него катился:

Мужик работник был прямой.

Зато, кто мимо не проходит,

От всех ему: «Спасибо, исполать!».

Мартышку это в зависть вводит:

Хвалы приманчивы, — как их не пожелать!

Мартышка вздумала трудиться:

Нашла чурбан – и ну над ним возиться!

Хлопот

Мартышке полон рот:

Чурбан она то понесет,

То так, то сяк его обхватит;

Рекой с бедняжки льется пот;

И, наконец она, пыхтя, насилу дышит,

А все ни от кого похвал не слышит.

И не диковинка, мой свет!

Трудишься много ты, да пользы в этом нет.

3. Синтаксис.

J Задание.

Составьте и напишите предложение, пользуясь словами, приведенными в таблице. Выделите основы предложений.

Глагол

Имя прилагательное

Имя существительное

Поблагодарить за…

Хороший (ая)

Неожиданный (ая)

Долгожданный (ая)

Приятный (ая)

Теплый (ая)

Новость

Совет

Подарок

Прием

Комплимент

J Задание.

1. По заданным конструкциям составьте предложения.

2. Назовите члены предложения и части речи, которыми они выражены.

J Задание.

Напишите ответы на письма, учитывая данные выражения благодарности.

— Большое Вам спасибо за новогоднее поздравление.

— Спасибо Вам, что пишите, что нас не забываете.

— Огромное Вам спасибо, что Вы мне купили и прислали эту книгу. Она мне так нужна. Вы очень внимательны.

— Валюша, милая, заранее благодарна тебе за помощь. Если бы ты знала, как я в ней сейчас нуждаюсь.

Тема: ДИАЛОГ

J Задание.

1. Составьте фрагмент текста-диалога, в котором вы благодарите:

— друга или соседа по парте;

— учительницу;

— бабушку;

— маму друга.

2. На реплику-комплимент дайте реплику-реакцию в нескольких вариантах:

а) Вы прекрасно сегодня выглядите;

б) Короткая стрижка тебе идет.

J Задание.

1. Составьте фрагмент текста- диалога, в котором вы извиняетесь по какому-либо поводу:

— перед другом;

— учителем;

— незнакомым человеком.

2. Составьте реплику-извинение в нескольких вариантах по поводу своего отсутствия на празднике.

J Задание.

Прочитайте текст, преобразуйте его в диалог, уместный в описанной ситуации:

Мальчик подошел к остановке автобуса и спросил у женщины средних лет, идет ли автобус до кинотеатра «РОССИЯ». Женщина ошибочно ответила, что идет. Тогда в разговор вступила другая женщина, более старшего возраста. Она сказала, что мальчику необходимо прейти улицу и ехать на автобусе этого маршрута, но в другом направлении. Мальчик выразил благодарность обеим женщинам.

ПАМЯТКА

1. Помни, при чутком бережном обращении друг с другом (словесное «поглаживание») мы будем здоровее, умнее, красивее, эмоционально богаче.

2. Помни, что слово имеет материальную силу, несет в себе положительную или отрицательную энергию. А доброе слово, как известно, и кошке приятно.

3. Помни, что мы все в одной связке, что как доброе, так и дурное слово идет по кругу. Ведь речь человека похожа на коробку спичек: обращаться с ней серьезно – очень важно, несерьезно – опасно.

4. Помни, что когда тебе весь свет не мил, лучше наедине с собой разразиться громом и молнией, чем настроить окружающих против себя: с собой ты как-нибудь разберешься, а вот с другими этот процесс займет слишком много времени.

5. Помни, что межличностное общение представляется практически безнадежной затеей, если обе стороны не приложат к этому соответствующих усилий. Ведь речь – это игра говорящего и слушающего, с одной стороны, против сил путаницы – с другой.

6. Помни, что культура речи, — это возделанный человеком сад. Не губи его, а будь цветником, поляной, деревом в этом саду.

Речевой этикет как показатель культуры общения Тема: — презентация

1 Речевой этикет как показатель культуры общения Тема:

2 Цель: Выявить уровень владения нормами речевого этикета учащимися среднего звена Выявить уровень владения нормами речевого этикета учащимися среднего звена

3 Задачи: 1. Изучить историю вопроса, расширить и уточнить представление о речевом этикете. 2. Изучить и проанализировать литературу по данной теме. 3. Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников среднего звена школы. 4. Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах. 5. Систематизировать материал. 6. Сделать выводы по теме исследование. 7. Выполнить компьютерную презентацию.

4 Гипотеза: владение нормами речевого этикета – один из показателей культуры учащегося – неразрывно связан с качеством обученности по предметам гуманитарного цикла. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ специальной литературы по проблеме, классификация этикетных слов, обобщение по результатам анкетирования); Эмпирические (наблюдение, анкетирование).

5 Объект исследования: коллектив учащихся среднего звена МАОУ «Сеитовская ООШ» Предмет исследования: речь учащихся, уровень владения этикетными формулами.

6 Ю.БЖЮ.БЖЮ.БЖЮ.БЖ Формулы приветствия в речевом этикете Формулы приветствия в речевом этикете Формула приветствия Пример Пожелание здоровья Здравствуйте Указание на время встречи Добрый день Эмоциональные пожелания Доброе утро» Очень рад! Очень рад! Уважительная форма Моё почтение! Специфическая форма Здравия желаю! Молодежный сленг Хай! Хелло!

7 Знакомо ли Вам понятие речевого этикета? Знакомо ли Вам понятие речевого этикета?

8 Задумывались ли Вы когда– нибудь о необходимости следования речевому этикету?

9 Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной?

10 Какие формулы речевого этикета знаете Вы? ВопросКакие формулы речевого этикета знаете Вы? Вид формулы РЭ5 КЛАСС6 КЛАСС7 КЛАСС8 КЛАСС9 КЛАССИтого 2 чел.3 чел.5 чел.7 чел.4 чел.21 чел. приветствия прощания благодарности Вежливого отказа поощрения отказа

11 Следуете ли Вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?

12 Употребляете ли Вы сленговые слова?

13 Как часто Вы употребляете сленговые слова?

14 Употребляете ли Вы в речи грубые, нецензурные слова?

15 Как часто? (из тех учащихся, которые на вопрос ответили утвердительно)

16 Проанализировав все полученные по анкете данные и выяснив степень обученности по гуманитарным предметам, мы пришли к следующим результатам

Тест «Речевой этикет. Деловое общение»

Тест

«Речевой этикет. Деловое общение» (1 вариант)

1. Первые письменные документы появились в:

А) XII веке; Б) XIX веке; В) X веке; Г) XX веке;

2. Письменное, электронное или телефонное общение – это

А) Прямой вид делового общения; Б) Непрямой вид делового общения;

3. Слово «этикет» происходит от …. языка:

А) итальянского; Б) английского; В) французского; Г) греческого;

4. Какой психолог доказал, что успехи того или иного человека в его финансовых делах на 15% зависят от знаний и на 85% от его умения общаться с людьми?

А) Д. Ягер; Б) Д. Карнеги; В) З. Фрейд; Г) У. Джемс;

5. Что нарушает этикет американцев?

А) сокращение имен; Б) полностью съеденное содержимое тарелки; В) рукопожатие;

6. Что нарушает этикет японцев?

А) рукопожатие; Б) поклон; В) обмен визитными карточками;

7. Что не относится к правилам комплимента:

А) искренность; Б) концентрация на внутренних, а не внешних качествах собеседника; В) чрезмерное преувеличение достоинств собеседника; Г) конкретность;

8. Восстановите порядок. Какие качества наиболее значимы для человека в том или ином возрасте?

1) Ребенок

А) модная одежда, увлечения, физическая привлекательность

2) Подросток

Б) внешний вид, красота лица и фигуры

3) Мужчина

В) признание жизненного опыта, успешность детей

4) Женщина

Г) поведение, игрушки

5) Пожилой человек

Д) умственные способности, финансовое положение, успешность карьеры

9. Что не следует делать в телефонном разговоре:

А) поднять трубку до четвертого звонка; Б) предложить перезвонить, если для выяснения деталей требуется время; В) вести две беседы сразу; Г) сказать «Добрый день»;

10. Какая этикетная формула может быть использована в строгой официальной обстановке:

А) До встречи!; Б) Разрешите попрощаться; В) До свидания!; Г) До свидания! Всего доброго!;

11. Обращение руководителя к подчиненному на «ты» будет уместно, если руководитель и подчиненный ….

А) друзья; Б) родственники; В) руководитель значительно старше по возрасту; Г) не уместна вообще;

12. Какое обращение к незнакомому человеку мужского пола в автобусе не противоречит этикету:

А) Мужчина, вы выходите?; Б) Молодой человек, ты выходишь?; В) Уважаемый, вы выходите?; Г) Извините, вы выходите?;

13. Как нужно проходить по рядам в кинотеатре?

А) извинившись, спиной к сидящим; Б) боком к сидящим; В) лицом к сидящим; Г) извинившись, лицом к сидящим;

14. До какого часа принято звонить кому-либо?

А) 21:00; Б) 22:00; В) 23:00; Г) 00:00;

15. Кто первым здоровается?

А) мужчина с женщиной; Б) женщина с мужчиной;

16. Вы садитесь за праздничный стол, берете салфетку и…

А) заправляете за воротник; Б) кладете на колени; В) кладете рядом с тарелкой;

17. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый?

А) женщина; Б) мужчина;

18. В каких случаях собеседнику можно сделать замечание?

А) В любом случае это недопустимо; Б) Это допустимо только в среде сверстников; В) Это допустимо всегда, когда собеседник говорит явную несуразицу;

19. Как поступить, если вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим?

А) Немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому; Б) Ни в коем случае не прекращать рассказ, а сделать его более интересным, наполнив сенсационными фактами, жаргонными словечками; В) Остановиться и сделать замечание слушателям, чтобы не отвлекались;

20. Каково основное правило в подборе цвета одежды?

А) Предпочтительнее одноцветная одежда; Б) Предпочтительнее одежда двух-трех цветов, сочетающихся между собой; В) Предпочтительнее многоцветная, яркая одежда, вне зависимости от сочетания цветов — чем эффектнее, тем лучше;

21. В чем отличие дневной обуви от вечерней?

А) Дневная обувь, как правило, на низком каблуке, вечерняя — на высоком; Б) Дневная обувь — светлая, вечерняя – темная; В) Для вечерней обуви характерны качество материала и изысканность фасона;

22. Что делать, если вы взяли кусок в рот и … обнаружили, что блюдо сильно пересолено?

А) Немедленно выплюнуть кусок на вилку и положить на край тарелки; Б) Взятый в рот кусок нужно проглотить без комментариев; В) Вы должны сделать хозяйке замечание и потребовать убрать со стола пересоленное блюдо; Г) Вы должны предостеречь гостей, какое блюдо пересолено;

23. Как долго следует ждать опаздывающих гостей?

А) Столько, сколько вытерпят уже пришедшие гости; Б) Не более 15 минут;

В) Ждать вообще не следует. Так как гости обязаны прийти к назначенному времени;

24. Как должна вести себя девушка, приглашенная в дом молодого человека?

А) Быть как можно более общительной, словоохотливой и милой; Б) Вести себя сдержанно и в основном отвечать на задаваемые вопросы; В) Больше молчать, чтобы не сказать что-нибудь неподходящее;

25. Молодой человек приглашен в дом девушки. Ее родители предлагают ему сесть. Что предпочесть: диван, кресло или стул?

А) Конечно диван — на нем, кроме юноши, смогут поместиться и девушка, и ее родители; Б) Кресло удобнее всего; В) Стул — это произведет благоприятное впечатление на родителей девушки;

26. Кто из присутствующих имеет право высказать критическое замечание по поводу того или иного угощения?

А) Муж хозяйки; Б) Наиболее пожилой и уважаемый гость (гостья); В) Сама хозяйка;

27. Юридическая сила документа обеспечена комплексом…

А) формуляров; Б) реквизитов; В) бланков;

28. К справочно-информационным документам не относиться:

А) Справка; Б) Постановление; В) Служебная записка; Г) Заявление;

29. Обозначьте названия приборов по схеме:

Десертная ложка

Декоративная тарелка

Столовая ложка

Десертная вилка

Супница

Столовая ложка

Салфетка

Карточка гостя

Тарелка и нож для хлеба

Блюдце и чашка

Вилка для закусок

Бокал для белого вина

Бокал для красного вина

Фужер для шампанского

Столовый нож для главного блюда

При любом виде общения важно выбрать соответствующие правила и надлежащие приёмы речевой коммуникации.

Правила общения – это принятые в данном обществе рекомендации по ведению беседы, разговора с собеседником. Многие из этих правил и приёмов нашли своё выражение (толкование) в народных пословицах и поговорках, таких как Слово – серебро, молчание – золото; Ласковое слово многих прельщает; Язык держи, а сердце в кулак сожми. Правила общения дают руководство коммуникантам, как вести себя при общении в конкретной речевой ситуации.

Следует различать нормативные правила общения и правила речевого воздействия. Под речевым воздействием понимают любое действие, направленное на собеседника с целью каким угодно способом добиться результата.

На самый частый вопрос «Как надо? Как принято?» отвечают нормативные правила. Они описывают принятые в данном обществе нормы и правила вежливого, внимательного, тактичного, доброжелательного, выдержанного – одним словом, культурного общения людей между собой, другими словами – это правила речевого этикета, о которых говорилось в теме №2. Некоторые из правил общения в русской деловой коммуникации называются несколько иначе, чем принципы Грайса и Лича, при одном и том же их содержании.

Правило терпимости, или толерантности, призывает собеседника принимать другого собеседника таким, каков он есть. Не следует пытаться переделывать партнёра в момент разговора. Особенно не приемлемы фразы «Почему вы на меня кричите? Почему вы со мной в таком тоне разговариваете?». Нужно помнить, что собеседник всегда прав, даже в том случае, если, по-вашему, он не прав. Нужно преодолеть негативную установку к собеседнику, отвлечься от его недостатков и приспособиться к нему, т.е. говорить на его языке, учитывая его настроение и самочувствие.

Соблюдение правила благоприятной самоотдачи помогает добиваться расположения собеседника к себе. Нужно стремиться понравиться ему. При этом помнить поговорку «По одёжке встречают, по уму провожают». Демонстрируйте свою уважительную манеру общения. Покажите, что ваш собеседник вам нравится, не игнорируйте принцип «кукушки и петуха».

В основе любого конструктивного общения лежит традиционная парадигма, или приёмы, позитивного общения. Любой приём предполагает не механическое его выполнение, а адекватность его использования в нужный момент, всегда помня о том, что общение требует от человека особого, тонкого мастерства.


Приёмов общения столько, сколько тем и сколько разных по характеру и уровню культуры коммуникантов могут встречаться в жизни. Рассматривая приёмы, технологии и техники общения, обычно исходят из идеи конструктивного, позитивного, бесконфликтного общения. Однако не всегда бывает так. Достаточно много примеров, когда известный политик постоянно демонстрирует образцы неконструктивного общения, явно основанного на агрессии. Приходится согласиться с мнением психологов о том, что этот политик владеет приёмами общения гораздо лучше, чем, возможно, многие тренеры, которые ведут практикумы по общению. Кажущаяся неконструктивность данного политика оказывается вполне целесообразным приёмом: его цель не договориться, а завладеть вниманием, показать себя, заработать очки. Вот почему агрессивное поведение указанного партнёра, как это ни парадоксально, оказывается конструктивным применительно к поставленным им задачам.

Одним из простых приёмов считают правило «говорить на языке партнёра», которое нарушается чаще всего. Следует говорить на языке, знакомом слушателю. Этот приём перекликается с максимой способа (манеры) у Г. Грайса.

Следующий приём призывает «подчёркивать значимость партнёра, проявлять уважение к нему». Этот приём рассматривают как один из важнейших, фундаментальных приёмов конструктивного межличностного взаимодействия. Он может осуществляться как на вербальном, так и на невербальном уровне. Можно подчеркнуть значимость партнёра такими словами: «Мы обратились за советом именно к Вам, потому что Ваш профессиональный опыт очень ценен в этом вопросе». Такой приём подчёркивает профессиональную значимость партнёра, что положительно сказывается на результате общения.

Третий приём «подчёркивайте общность с партнёром» является не только одним из базовых приёмов общения, это правило ещё и самое древнее, унаследованное от глубинной психологии личности. Сравним его с правилом выживания в джунглях: «Мы с тобой одной крови, ты и я».

Четвёртый приём общения гласит: «Проявляйте интерес к проблемам партнёра». Главный смысл этого приёма заключён в глаголе «проявляйте», т.е. ваш интерес должен быть явным, а не простым слушанием или поддакиванием.

Кроме отмеченных приёмов общения встречаются и другие техники общения:

— «врага надо знать в лицо» – при манипулятивном общении нельзя упускать из виду то, что партнёр каким-то образом может попытаться манипулировать вами (отвлечь ваше внимание от важной для решения проблемы);

— приём «айкидо», когда нападение работает против самого нападающего: позволив партнёру подавить вас, можно сказать фразу «Я в полной растерянности, вы меня окончательно сконфузили, я даже не знаю, как продолжать беседу». Ваша фраза окажется эффективным приёмом, удар партнёра обрушивается на него самого, и он поспешно произнесёт «Что вы, я не хотел, и в мыслях не было, может, я что-то не так сказал?»;

— техника Франклина: известному американскому государственному деятелю в его дипломатии помогал приём общения начинать ответ всегда со слова «да». Франклин был убеждён, что ответ «нет» блокирует желание собеседника слушать своего партнёра дальше.

VI. Основные законы общения

Важной составляющей науки о речевом воздействии являются законы общения. В литературе по речевой коммуникации описаны следующие законы общения.

Закон зеркального отражения – это имитация стиля общения своего собеседника. Например, если один из собеседников начинает говорить шёпотом, то другие участники общения непроизвольно «отзеркаливают» его. Но ни в коем случае не следует «отзеркаливать» повышение голоса начальника. Отзеркаливанию можно сопротивляться, что приведёт к ослаблению возникшего конфликта. Доброжелательная манера общения делает собеседника тоже доброжелательным, а агрессивная манера, как известно, вызывает агрессию.

Закон зависимости результата общения от объёма коммуникативных усилий: чем больше затрачено коммуникативных усилий (виды, правила, приёмы общения, принципы речевого воздействия), тем выше эффективность общения. Однако в промышленности – наоборот: эффективно такое производство, при котором продукция произведена с минимальными затратами.

Закон возрастающего нетерпения слушателей «работает» в следующей ситуации: чем дольше говорит оратор, тем больше невнимания и нетерпимости проявляют слушатели. Необходимо всегда помнить совет А.П. Чехова о том, что краткость – сестра таланта.

Закон падения интеллекта аудитории с увеличением её размера. Чем больше людей в аудитории, тем ниже её средний интеллект, даже при сохранении личного высокого интеллекта каждого отдельного слушателя. Однако при этой ситуации человек «в массе» легче реагирует на штампы, прописные истины, грубые шутки, примитивные призывы. Слушатель становится более доверчивым и внушаемым. Перед массой следует говорить коротко, громко, уверенно, простыми фразами, используя общеизвестные истины, юмор, и закончить речь коротким призывом, лозунгом. В небольшой же аудитории – наоборот: один слушатель не такой внушаемый как толпа.

Закон речевого усиления эмоций – это так называемое психическое заражение. Когда слушатель вербализует свои эмоции, он заражает и массу (толпу), усиливая положительные эмоции. При этом следует иметь в виду следующее: не стоит кричать от страха, и страх не возрастёт.

Закон речевого поглощения эмоции: при пересказе переживаемой эмоции она поглощается речью и исчезает. Всем известно, что сочувствие облегчает горе.

Закон эмоционального подавления логики: эмоциональное возбуждение ведёт к неубедительной речи. Помочь такому человеку «включить логику» можно лишь, не споря с ним. Лучше согласиться с ним, это снизит уровень его эмоционального возбуждения.

Закон отторжения публичной критики означает, что лучше критиковать не публично, а наедине. Установлено, что 60% людей не обижаются, когда критика адресуется не в присутствии посторонних.

Закон искажения информации. Известно, что при передаче любая информация искажается вследствие субъективности её интерпретации. Например, сколько разной интонации может иметь фраза «Начальник просил тебя зайти».

Закон детального обсуждения мелочей: люди больше разбираются в мелочах, чем в глобальных вопросах.

Закон первичного отторжения новой идеи: собеседник отвергает высказывание своего партнёра, считая предоставленную ему информацию ошибочной.

Закон доверия к простым словам, или закон коммуникативной простоты: простата содержания и формы всегда считается залогом коммуникативного успеха.

Закон речевого самовоздействия: словесное выражение идеи или эмоции формирует эту идею у самого говорящего.

Каждая ситуация, каждая обсуждаемая тема и каждый участник речевого общения могут вызвать к жизни совершенно другие условия, правила и приёмы общения, поэтому и законы речевой коммуникации не ограничиваются перечисленными выше видами.

ПОВТОРЯЕМ ОРФОГРАФИЮ!

Орфограммы в приставках

Пишется З Пишется С
1. Приставки на З – без-, воз- (вз-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-) – пишутся с буквой З перед гласными и перед звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р): безвольный, воззвание, взимать, издательство, низложить, развести, чрезмерный, череззерница. 2. Иноязычные приставки ДЕЗ-, ДИЗ- пишутся перед гласной корня и перед Ъ: дезинфекция, дизъюнкция 1. Перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) указанные приставки пишутся с буквой С: беспокойный, восстание, вспомнить, исходный, ниспослать, рассуждение, чересполосица. 2. Иноязычная приставка ДИС- пишется перед согласной: дистрофия, дисгармония, дисбаланс, дисменорея
Запомнить: 1. В словах низкий, низший пишется буква З, потому что она входит в состав корня.
2. В сложном слове близсидящий элемент БЛИЗ- не является приставкой, поэтому конечный З не оглушается.
3. В словах разевать, разинуть, разор, разорить и в производных от них словах пишется одна буква З.
4. Слово рассориться, образованное от глагола ссориться при помощи приставки рас— , пишется с двумя С, так как в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся. Примечание: Чтобы выяснить, сколько З или С пишется на стыке приставки и корня, нужно выделить корень с помощью родственных слов: растрогался – трогать; расстроился – строить или расстроился – настроение
5. В приставках раз(с)- / роз(с)- без ударения пишется буква А, под ударением пишется О: разлив (половодье) – розлив (металла). Исключение: розыскной
6. Приставка С- остаётся неизменной независимо от того, находится ли она перед глухой или звонкой согласной: сбить, сшить, сгрести, сделать, сжить.

Приставки ПРЕ- /ПРИ-

Пре- При-
1.Значение высокой степени качества или действия: премудрый, преуспевать, преувеличивать 1. Обозначение близости, смежности: приморский, пришкольный, приусадебный, приезжать
2. Значение присоединения, прибавления: примыкать, прибавить, приделать
3. Значение неполного действия: приоткрыть, присесть, приостановиться
2. Значение «через», «по-иному», близко к значению приставки «пере»: прервать работу = делать перерыв 4. Значение доведения действия до завершения: приискать, придумать
5. Значение сопутствующего действия: петь пританцовывая, ходить приговаривая, присвистывая
6. Обозначение движения сверху вниз: прижать, примять,придавить
7. Действие в собственных или чьих-то интересах: прикарманить, припрятать
ЗАПОМНИТЬ
Пребывать где Прибывать куда
Предать друга Придать форму
Преемник чей-то Приёмник звука
Преклонить колени Приклонить голову
Преступить закон Приступить к работе
Претворить мечты Притворить форточку
Предел числовой последовательности Придел монастыря Придел дома
Презирать предателя Призирать (заботиться, давать приют)

Урок развития речи в 5-м классе на тему: «Речевой этикет. Основные правила общения».

Учитель русского языка и литературы

Перкова Ирина Николаевна

Цели урока: дать учащимся общее представление о речевом этикете, обучать грамотному общению в разных ситуациях , формировать культуру речи. Расширять и углублять предметную компетенцию учащихся. Воспитывать личность, способную убедительно и грамотно выражать свои мысли.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, иллюстративный материал

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры.
В. А. Сухомлинский

На доске написана тема урока.

Ход урока

I.Организационный момент.

II Актуализация опорных знаний.

1 Проверка домашнего задания

2 Интерактивное упражнение «Закончи мысль»

1.Из всех способов общения между людьми самый главный-….(словесный).

2.Когда мы говорим и слушаем, мы пользуемся….(устной формой речи).

3.Когда мы пишем и читаем, пользуемся ….(письменной формой речи).

III Мотивация учебной деятельности. Ознакомление с темой и целью урока.

Обращение учителя к детям

-Ребята, мы с вами живём в мире новейших достижений техники ,мире больших возможностей для развития человека .Например, можно свободно путешествовать и получать любую информацию из Интернета .Но ,к сожалению, в нашем мире происходит снижение уровня речевой культуры. Речевые нормы требуют от нас бережного отношения к слову. Цель нашего урока — приобретение таких знаний и умений, которые помогут нам в любой ситуации речевого общения чувствовать себя комфортно.

А для чего надо уметь общаться? Как вы думаете? Что является важнейшим средством общения? (Язык)

а) Запись в тетрадь. Язык – важнейшее средство общения.

Вывод: чтобы нас понимали, слушали с удовольствием, приходили на помощь, нам надо знать и употреблять особые слова, “волшебные”, т.е. этикетные слова. И чем больше таких слов в нашей речи, тем приятнее общаться с нами будет людям.

б) Чтение пословиц и поговорок и определение в них правил речевого поведения.

. Слово доброе к слову, а ладья к перевозу. (Слово)

Лучше споткнуться ногою, нежели словами. (Слово)

Что ни слово — то гиря. (Слово)

Пустые слова что орехи без ядра. (Слово)

Слово толковое стоит целкового. (Слово)

Формулируется вывод: “ Язык твой – друг твой”.

в). На доске написаны слова в три столбика. Задание: определить слова для редкого употребления в разговоре, слова для частого употребления, и слова, изъятые из употребления.

IV Работа над культурой и развитием речи учащихся.

1. Словарная работа

ЭТИКЕТ – это установленный порядок поведения, форм обхождения.

ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА – слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ-система правил речевого поведения. Владение им способствует приобретению авторитета ,порождает доверие и уважение.

ТАКТИЧНОСТЬ— этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов.

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ-свойство характера и поведения, состоящее в добром отношении к людям.

Учитель: Здравствуйте, пожалуйста, спасибо. Кто не знает этих слов? Но сегодня на уроке мы будем не только вспоминать разнообразные формы речевого этикета, но и учиться правильно употреблять их, в зависимости от ситуации общения. Рассмотрим модель речевых ситуаций:

Кто – кому – с какой целью – при каких обстоятельствах – что говорить.

2. Чтение стихотворения В.Солоухина (один из учащихся).

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше ведь мы
Ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку мира прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Учитель: Так размышляет поэт В.Солоухин о роли звучащего слова – приветствия в жизни человека, звучащего слова, которое каждый из нас произносит много раз в день.

— А какие ещё формы приветствия вы знаете? Давайте вспомним, какие формы приветствия мы используем в зависимости от ситуации.

1 схема.

Приветствие:

здравствуй (те)

наиболее употребительное

добрый день (утро,вечер)

дружеское, с указанием на время встречи

привет

дружеское, фамильярное

здорово

дружеское, чаще между мужчинами

Учитель: как мы видим, слова приветствия имеют разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения, а также и разные стилистические оттенки, поэтому, прежде чем включать какое-либо этикетное выражение в свою речь, надо хорошо знать значение, которое оно в себе заключает.

Например: а) здороваться – проявлять уважение и доброжелательность, вежливость по отношению к знакомому или незнакомому человеку.

б) здороваться – подкреплять факт знакомства с человеком, подчеркнуть хорошее к нему расположение.

Поэтому совсем не безразлично, как вы здороваетесь. Можно сказать простаяо: “Здравствуй (те)!”– а можно – “Здравствуй(те), я рад Вас видеть, дорогой Иван Иванович или Сережа”! или “Милая моя бабушка, здравствуй”!

3.Разыгрывание нескольких ситуаций.

ЗАДАНИЕ 1. Игра “Умеем ли мы здороваться?”

1. Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым здоровались утром. Как лучше поприветствовать его снова? (Добрый вечер)

2. Вам нужно поздороваться с соседкой, девушкой лет 20. Вы затрудняетесь выбрать форму обращения – ты или вы (здравствуй или здравствуйте). Какую форму речевого этикета лучше употребить в данной ситуации, чтобы с честью выйти из щекотливого положения? (Добрый день, добрый вечер

3. У вашей мамы сегодня день рождения, а вы в отдыхаете в лагере. Написать смс-сообщение. Но как лучше начать его? (дорогая милая моя мамочка!)

4. Определите, может ли при наличии определенного интонационного оформления значение этикетных слов измениться? Например: “Здравствуй, здравствуй, тебя только нам и не хватало!”– “Милая моя, вы забываетесь!” – “Пламенный привет всем участникам соревнований!” — “Привет, детка! Как дела!”

Вывод: Итак, использование различных форм речевого этикета делает нашу речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимое условие установления взаимопонимания между людьми. А какие формы прощания вы знаете?

ЗАДАНИЕ 2. Прочитаем несколько отрывков их художественных произведений, где используются разные формы прощания и определим их значение.

Текст 1.- Я не всех зверей возьму в Африку, — сказал доктор Айболит. -.. А возьму я с собой Крокодила, обезьяну Чичи и попугая Карудо, потому что они родом из Африки: там живут их родители, братья и сестры. Кроме того, я возьму с собой Авву, Кику, Бумбу и свинку Хрю-Хрю.

. – А нас? – закричали Таня и Ваня. — Неужели мы останемся здесь без тебя?

— Да! – сказал доктор и крепко пожал им руки. – До свидания, дорогие друзья!..

Таня и Ваня понурили головы. Но подумали немного и сказали:

— Ничего не поделаешь: мы ещё маленькие. Счастливого пути! До свидания! А когда мы подрастем, мы непременно поедем с тобой путешествовать. (К.Чуковский)

Текст 2. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей… За ней побежали утята – пять штук… Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:

— Счастливого пути, утята!

Ребята надо мной засмеялись.

— Что вы смеетесь, глупыши? – сказал я ребятам, — думаете, так – то легко попасть утятам на озеро? Снимайте живо шапки, кричите “до свидания”!

И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все ребята разом закричали:

— До свидания, утята! (М.Пришвин)

Текст 3. А если нас услышит иль встретит кто-нибудь, друзей он не обидит и скажет: “В добрый путь!” (С.Михалков)

Вопросы по содержанию:

— Определите отличия в значении встретившихся формул прощания.

— Что вы скажете об употреблении слова “до свидания”? Часто или редко мы его употребляем?

— Имеет ли значение возраст собеседников для использования этой формы прощания?

Вывод: До свидания — наиболее употребительное, нейтральное выражение. Может произноситься и тем, кто остается, и тем, кто отправляется в путь. Возраст собеседников влияния на употребление этой формулы не оказывает.

— Близки ли по значению формы прощания “счастливого пути” и “в добрый путь”? Кому они чаще всего адресуются? Обратите внимание на интонацию автора при произношении словосочетания “счастливый путь”. Что вкладывает автор в эти слова? Какие чувства выражает восклицательной интонацией?

Эти слова совмещают в себе значения прощания и пожелания удачи в дороге, поэтому эти формулы чаще всего адресуются тому, кому предстоит дальняя дорога. Кроме того, автор вкладывает особую сердечность и доброту в эти слова. Не случайно мальчишки, которые сначала закидали утят шапками, а потом по приказу прощались с ними, кричали просто до свидания,а не счастливый путь, как сам автор.

— Чем различаются выражения “до скорого свидания” и “прощай”? они противоположны по значению. В каких ситуациях вы используете эти словосочетания?

4.Практическая работа «Назови словечко». Вспомните и назовите, как можно больше этикетных слов русского языка

5.Творческая работа. Коллективное составление памятки «Этикет телефонного разговора»

Учитель: Безусловное качество хорошей речи -её соответствие этике общения. Телефон играет важную роль в нашей жизни. Давайте вместе подумаем, какие нужны этикетные формы общения в телефонном разговоре. Каждая пара учеников предлагает свой вариант обязательных фраз. Памятка записывается на доске и учениками в тетрадь.

6. Самостоятельная работа в группах «Мозговой штурм» (для каждой группы задания лежат на столах). В жизни мы встречаемся с разными ситуациями, когда нужно не только выбрать форму приветствия или прощания, но и уметь поблагодарить, отказать, попросить, утешить, сделать комплимент (похвала) ,пригласить, поздравить..

1 группа. Речевая ситуация: приглашение

Нужно уметь красиво пригласить человека. Для этого в нашем языке существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения, Ваша задача подобрать как можно больше пригласительных выражений и озвучить их.

2 группа Речевая ситуация: сочувствие.

Слова и выражения для того, чтобы выразить искреннее сочувствие.: В этой ситуации нужно поддержать и взбодрить человека, вернуть уверенность.

3 группа. Речевая ситуация: комплимент

Для этой речевой ситуации существуют слова и выражения с разными смысловыми оттенками. Вы должны выразить восхищение внешностью, интеллектом человека, организаторскими способностями и поступками.

4 группа. Речевая ситуация: поздравление.

Подобрать выражения для этой речевой ситуации будет очень просто, Ваша задача придумать многообразные формы поздравления с различными событиями в жизни человека,

На выполнение этого задания каждой группе даётся 5 минут.

Учитель: Хочется закончить эту групповую работу словами Н.Рыленкова:

На доброе слово

не надо скупиться.

Сказать это слово – что дать напиться

7.Игра «Угадай-ка»

Учитель: Ребята, вам нужно вспомнить каким сказочным героям принадлежат эти фразы:

1. Спокойствие, только спокойствие!

2. Что ты, молодец, не весел, что головушку повесил?

3. Не волнуйтесь, ребята, главное – здоровье.

4. Мои дорогие! Какие вы все сказочно сильные, умные, удачливые.

Слова для выбора: Айболит, Василиса, Карлсон, Дюймовочка.

8 ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

Учитель: Прочитайте несколько советов о том, как вести беседу. Какие из этих советов кажутся вам наиболее важными? Перечитайте их несколько раз, а затем запишите по памяти.

1.Искренне интересуйтесь другими людьми. Говорите о том, что интересует собеседника.

2.Меньше говорите о себе.

3.Не навязывайте своё мнение,

4.Не говорите сразу человеку, что он не прав.

5.Разговаривая,старайтесь не размахивать руками, не жестикулировать, не повышать тон.

6.Естественное и приветливое выражение лица подчёркивает уважение к человеку,

7.Нельзя вмешиваться без разрешения в чужой разговор.

V.Рефлексия .Подведение итогов урока.

1.Заключительное слово учителя

Речевая культура-один из компонентов общей культуры человека. ОНА ПРИВИВАЕТСЯ,ВОСПИТЫВАЕТСЯ И ТРЕБУЕТ ПОСТОЯННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. Посещая ту или иную страну, полезно знать обычаи другого народа ,в том числе и правила речевого этикета. Почему? Чтобы самому не попасть в неловкое положение и не обидеть людей ,с которыми будешь общаться.

2.Подведение итогов

Была ли интересна вам тема сегодняшнего урока?

Что нового вы узнали?

Какие новые фразы запомнили?

Нужно ли быть вежливым?

Оцените свою работу на уроке.

VI. Домашнее задание.

Придумать и записать сказку «Переполох в стране вежливых слов».

Речевой этикет – это совокупность принятых в обществе стереотипов речевого поведения. В настоящее время невозможно точно установить время появления понятия «этикет». Культурный и образованный человек должен знать общепринятые нормы поведения, уметь правильно вести себя в обществе, чтобы легко найти взаимопонимания с другими людьми.

Речевой этикет представляет собой совокупность правил, позволяющих употреблять речевые обороты в той или иной речевой ситуации. Речевому этикету начинают обучать еще детей с раннего детства. Их учат говорить слова благодарности, приветствия, извинения («простите, извините»). По мере взросления ребенок начинает учиться различным тонкостям общения, умению правильно оценивать речевую ситуацию, грамотно излагать свои мысли.

Чтобы прослыть интересным собеседником, необходимо быть достаточно образованным. Для этого нужно много читать литературных произведений для пополнения своего словарного запаса, слушать музыку различных направлений. Тогда при общении человек не будет испытывать неловкость и затруднение, а будет чувствовать в себе уверенность и вести себя непринужденно при беседе.

Речевой этикет берет на себя коммуникативную функцию. Зная правила, человек быстро достигнет взаимопонимания с собеседником. Речевой этикет разъясняет, как следует начать, продолжить и закончить беседу.

Любой разговор стоит начинать с приветствия. Обязательно нужно соблюдать очередность: мужчина первым приветствует женщину, младший — старшего по возрасту, по должности; девушка — мужчину старше себя. Для начала беседы следует поздороваться с человеком и представиться. Можно сказать будущему собеседнику комплимент, попросить о помощи или сказать банальную фразу о погоде.

Для продолжения разговора можно задавать собеседнику некоторые вопросы относительно его увлечений, чтобы найти общий круг интересов с ним. Не стоит стесняться задавать вопросы, ответы на которые вы не знаете. Собеседник с удовольствием поделится информацией. Нужно внимательно слушать его, не перебивая, но вставляя эмоциональные фразы, чтобы он чувствовал ваш интерес к разговору.

Важно уметь тактично заканчивать разговор. Когда разговор будет исчерпан, решительным, но вежливым тоном можно сказать: «Приятно было пообщаться». Следует дать понять собеседнику, что вы ограничены по времени, поглядывая на часы, направляясь к выходу. Нужно обязательно ответить на последнюю реплику собеседника.

2.1.1. Нормы-схемы речевого общения: речевой этикет

Выбор первой проблемной области – речевого этикета – обусловлен следующим. При определении сущностных характеристик нормы мы начали движение от социальных норм, при этом заметили, что их существование в полной мере осознается человеком. Осознанность социальных норм нашла отражение в мощной научной традиции их описания, в связи с чем мы предложили использовать результаты многочисленных исследований как модель для дальнейшего исследования.

Речевой этикет – явление социокультурное, как и прочие социальные нормы, всецело осознаваемое носителями языка / субъектами культуры и, как следствие, прекрасно изученное, поэтому в рамках нашего исследования логично начать именно с него. Оставляя в стороне значимые для культуры речи, прагматики и других лингвистических дисциплин свойства речевого этикета, мы остановимся на тех его чертах, которые позволят уточнить представление о норме, актуализируют ее лингвокультурный статус.

Понятие речевого этикета непосредственно связано с понятием культуры общения, которая трактуется как совокупность норм, способов взаимодействий людей, принятых в социальной группе как своеобразные эталоны общения . Культура общения нормативна: она включает в себя множество норм и выполняет по отношению к своему субъекту нормативную функцию. Применительно к культуре общения говорят об особом типе норм – нормах коммуникативных, представляющих собой императивные или рекомендательные правила знакового поведения людей в коммуникативных ситуациях . Сформировавшиеся в социуме речевые и речеповеденческие образцы для повторяющихся ситуаций постоянно воспроизводятся, усваиваются новыми представителями социума и воспринимаются как правильное, должное – как норма.

Разнообразные правила речевого поведения, действующие в той или иной лингвокультуре, могут быть рассмотрены как система речевого этикета. В понимании речевого этикета мы придерживаемся версии Н. И. Формановской: речевой этикет – социальные заданные и национально специфичные регулирующие правила речевого поведения в ситуациях установления, поддержания и размыкания контакта коммуникантов в соответствии с их статусно-ролевыми и личностными отношениями в официальной и неофициальной обстановке общения . Этикет, составной частью которого является этикет речевой, с одной стороны, отражает существенные для социума этические и моральные нормы, а с другой – вырабатывает нормы поведения, а также способы и приемы демонстрации этих норм . Этикетное общение стандартизованно; стандарты поддерживаются культурной традицией и усваиваются человеком по мере социализации, а также в результате целенаправленного изучения. Перефразируя, можно квалифицировать речевой этикет как нормы речевого поведения, составляющие часть лингвокультуры социума. Используя противопоставление, принятое в начале исследования, полагаем, можно охарактеризовать речевой этикет как нормы, имеющие в социокультурной практике социальное закрепление: эти нормы-схемы встроены как схемы в деятельность человека, его поведение, общение.

Применительно к речевому этикету правомерно говорить о следующих признаках социальных норм. Нормы, составляющие речевой этикет,

– традиционны по своей природе;

– порождают систему запретов (как и в остальных случаях, запрет не имеет абсолютной силы и может быть нарушен сознательно или бессознательно);

– представляют собой правила поведения, следовательно, реализуют прежде всего регулятивную функцию;

– помимо регулятивной функции, выполняют функции оценочную, унифицирующую, селективную, стабилизирующую;

– являются, по сути, правилом, т. е. внешним регулятором поведения, но могут перейти на уровень привычек, автоматизмов и стать регуляторами внутренними;

– развиваются в связи с историей социума, имеют социальную, национальную специфику;

– отражая социально одобряемый способ поведения, поддерживаются специальными санкциями (Скажи волшебное слово, а то не буду (Н. Коляда, ruscorpora));

– характеризуют поведение человека (Ему даже в голову не приходило, что, начиная разговор, нужно здороваться, а заканчивая – прощаться (Т. Устинова, ruscorpora): отношение к нормам этикета – отличительная черта личности);

– формируют социальные ожидания (– Анны Владиславовны нет? – Здороваться надо, молодой человек! – сделал Митя замечание (А. Житков, ruscorpora));

– усваиваются осознанно в процессе воспитания, обучения и неосознанно – в процессе социализации;

– находятся в отношениях взаимообратимости с аномалиями, причем последние также являются культурно-значимыми.

Остановимся подробнее на двух характеристиках, составляющих своеобразный лейтмотив нашего исследования: функции нормы (в данном случае – речевого этикета) и отношение нормы и не-нормы.

Как и другим нормам, речевому этикету свойственны регулятивная, оценочная, унифицирующая, селективная и стабилизирующая функции. Первая, как это видно из приведенного выше определения, осознается наиболее отчетливо, однако не является единственной. Охарактеризуем все названные функции и приведем примеры их художественного осмысления.

• Речевой этикет в разнообразных ситуациях речевого общения рекомендует носителю языку / субъекту культуры социально одобряемые способы действий; таким образом осуществляется регулятивная функция.

Приходили обменщики, и всё это было ужасно стыдно, потому что чужим и враждебным, деланно вежливым людям, с которыми маленького жильца заставляли здороваться, а они фальшиво улыбались в ответ, открывалось сокровенное нутро их дома (А. Варламов, ruscorpora): отчетливо проводится мысль о поведении по принципу «так надо» – об импертивном характер нормы;

Теперь, на гражданке, когда подполковников вокруг не было, он сам прихотливо выбирал, с кем ему положено здороваться первым: с директором, заместителем по хозяйственной части (по научной – тот сам первый здоровался), с заведующим поликлиникой, к которой был прикреплен (Л. Улицкая, ruscorpora): с одной стороны, эксплицирована возможность самостоятельного создания нормы, а с другой – подчеркнута пассивная роль человека в соблюдении норм. Другими словами: нормы могут быть достоянием всего социума или отдельного человека, но они всегда в той или иной степени регулируют наше поведение.

В предыдущих разделах было показано, что регулятивная сила нормы не абсолютна; человек, являющийся уникальной личностью и обладающий свободой воли, не может быть полностью «порабощен» нормами. Приведем в этой связи высказывание Т. В. Матвеевой: «Речевое поведение – это поведение личности, личность же, имея дело с нормой, связана обязанностями и наделена правами» . Обязанности – та сторона взаимодействия норм и человека, которая характеризуется главенствующей ролью первых; именно это сфера реализации регулятивной функции. Права, напротив, предоставляют человеку свободу в следовании нормам, что проявляется, в частности, в возможности осознанного культурно-значимого их нарушения. Поведение, регулируемое нормами, стереотипно, а ненормативное поведение, напротив, может характеризоваться высокой степенью индивидуальности.

• Наличие норм речевого этикета позволяет оценить речевое поведение носителя языка как соответствующее (ожидаемое и одобряемое) или не соответствующее (неожиданное и неоднозначное для оценки) нормам; в таком случае реализуется оценочная функция.

Он, наверно, забыл меня. Я давно все-таки не был. – А даже если пришел незнакомый человек? Здороваться не нужно? (Ю. Трифонов, ruscorpora); Пусть сначала попробует как Екатерина Михайловна. 28 лет стажа и фотография на обложке журнала «Коммунист». Вернее, не совсем на обложке, но сразу же, как откроешь. А то даже здороваться нормально не научилась. Пусть сама себе материал готовит. А мы посмотрим. Или на пальцах им все рассказывает (А. Геласимов, ruscorpora). В обоих случаях говорящие критически оценивают несоответствие нормам речевого этикета.

• Бесконечное многообразие ситуаций общения может быть типизировано на основании общности этикетной ситуации (приветствие, прощание и т. п.) и выбранных языковых средств; в этом проявляется унифицирующая функция.

Я, как человек провинциально воспитанный, стал пожимать всем руки. Коржаков отвернулся: «Я вам руки подавать не буду». Господи, – говорю я, – спасибо огромное. Александр Васильич, у нас в деревне было принято со всеми здороваться, а вы меня избавили от этого (А. Кучерена, ruscorpora): определенный способ приветствия воспринимается как стандартно-необходимый, объединяющий ситуации с любым набором участников; во второй части указывается на возможность селекции.

• Из комплекса имеющихся средств говорящий осуществляет выбор той единицы, которая наиболее уместна в той или иной ситуации; это реализация селективной функции.

Это то же самое, как если наш президент будет здороваться по-рэпперски и говорить «Хэй, Е, какие дела» (К. Дорошин, ruscorpora): упоминается возможность выбора из комплекса единиц с одинаковой функцией – в данном случае функцией приветствия – и оценивается уместность результата селекции.

Я растерялся, не зная, здороваться с ним или нет (Ф. Искандер, ruscorpora): определена альтернатива – соблюдение или несоблюдение нормы.

• Наконец, речевой этикет поддерживает желаемую тональность общения (сугубо официальную, дружескую, фамильярную и т. п.), сдерживая эмоции, агрессию, т. е. выполняет стабилизирующую функцию. Кроме того, поддерживается и культурная традиция.

Хотите верьте, хотите нет, я провел у дверей его кабинета три месяца, ежедневно по пять-шесть часов в день! Для этого мне пришлось бросить работу, и обратной дороги у меня уже не было. Постепенно Громин стал со мной здороваться и привыкать к моему постоянному присутствию, как к мебели. Он иногда со мной даже разговаривал, и я чувствовал, что становлюсь к нему все ближе (А. Тарасов, ruscorpora); Насте едва десять лет стукнуло, уже тогда испорченная была. Дружила с Соней из пятнадцатой квартиры, пока у той отец директором школы был, а когда Иван Николаевич умер, перестала с той даже здороваться. Маленькая, а гадкая (Д. Донцова, ruscorpora): показаны полярные ситуации, в первой из которых привычка здороваться стабилизировала отношения, а во второй – отказ от приветствия оформил разрыв отношений.

Итак, характеризуя назначение речевого этикета, мы обнаруживаем тот же комплекс функций, который свойствен социальным нормам вообще и языковым нормам в частности.

В связи с установленным выше сходством уместно предположить, что и отношение «норма – не-норма» в сфере действия речевого этикета также стереотипно. Действительно, соблюдение норм обеспечивает носителю языка / субъекту культуры одобрение других членов социума (одобряемое нормативное поведение) или – по крайней мере – спасает от упреков в отсутствии вежливости (допускаемое нормативное поведение). Континуум носителей языка включает безупречно, потрясающе, чрезвычайно, невероятно, сверхъестественно, очень; достаточно, довольно, вполне, весьма; не слишком вежливых людей, а также хамов, грубиянов и подобных нарушителей норм. Между тем нарушение норм, сознательно допускавшееся в течение жизни, наверное, каждым, относится к числу культурно-значимых деяний. Характеризуя девиации, отметим следующее.

Во-первых, нарушение нормы, в отличие от следования ей, нуждается в мотивации; при этом часть мотивов имеет этический характер (1), другая – отражает некие социальные процессы, тенденции (2). Отметим, что достойное этическое обоснование оправдывает нарушение нормы, делает его с точки зрения социума в целом, группы или отдельного человека положительно оцениваемым деянием.

(1) Я часто наблюдал среди следователей людей, готовых идти любой ценой к цели. У нас Ася Асматурова считалась прекрасным работником. Но постоянно злоупотребляла властью, допускала шантаж, оскорбления подозреваемых и даже рукоприкладство. Я перестал с ней здороваться. Надо добиться того, чтобы и преступники считали нас нравственными людьми (Ю. Азаров, ruscorpora);

(2) Как признается один из весьма высокопоставленных в прошлом правительственных чиновников, справиться с этой травмой (уходом из власти, потерей высокой должности. – Н. Ф.) тяжеловато: «Люди, которые долгое время каждый день рассказывали тебе, какой ты великий и замечательный, вдруг перестают здороваться» (Е. Григорьева, ruscorpora).

Во-вторых, нарушение нормы в большей степени, чем следование ей, – знаковое событие: оно совершается именно затем, чтобы быть замеченным, вызвать вопросы, побудить к чему-либо, обозначить свою позицию и т. д.: Обида Марии Ивановны была смертельная, она перестала здороваться (Г. Бакланов, ruscorpora).

В-третьих, нарушение нормы так же, как и норма вообще, может иметь регулирующую силу. Не захотев говорить с самим Высоцким, Любимов попросил: «Передайте ему, что, если он сорвет сегодня спектакль, я перестану с ним здороваться» (Д. Карапетян, ruscorpora): желание не стать объектом ненормативного поведения заставляет человека прилагать усилия, принимать меры.

Итак, обращение к речевому этикету как системе лингвокультурных норм подтвердило предположения о сущностных характеристиках нормы, сделанные в первой части исследования. Речевой этикет может быть вполне обоснованно отнесен к числу норм-схем, представляющих собой программы поведения: усвоенные, правила речевого этикета действуют как поведенческие автоматизмы. Рассмотрение речевого этикета в этом ключе не распространено в лингвистике (традиционный подход – ортологический: речевой этикет рассматривается как воплощение этического уровня культуры речи), однако, на наш взгляд, весьма перспективно. Такой подход позволяет включить речевой этикет в сферу интересов лингвокультурологии не только как перечень национально специфичных речевых формул, но и как нормирующую силу лингвокультуры. Относя речевой этикет к культурнозначимым нормам, мы подчеркиваем его роль в функционировании культуры: это роль правил и образцов поведения, следование которым обеспечивает человеку более или менее комфортное существование в социуме. За счет доминирования регулятивной функции речевой этикет «вписывается» в императивную интерпретацию нормы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *