Этюд актерское мастерство

Конспект занятия по актерскому мастерству

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества «Дружный» городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Конспект занятия по актерскому мастерству
Тема: «Освоение умений и навыков актерского мастерства через театральные этюды и упражнения по снятию напряжения мышечных зажимов»

Автор-составитель:

Метолист, педагог дополнительного

образования Зонова В.Ф.

УФА — 2015

Конспект занятия по актерскому мастерству
Тема: «Освоение умений и навыков актерского мастерства через театральные этюды и упражнения по снятию напряжения мышечных зажимов»

Дата проведения занятия: 22 апреля 2015 года

Возраст детей: 9-10 лет

Год обучения:1 год обучения

Цель: Освоение умений и навыков актерского мастерства через театральные этюды и упражнения по снятию напряжения мышечных зажимов
Задачи:
Образовательные:

— дать основные теоретические знания по теме «Снятие мышечных зажимов всего тела»;- научить упражнениям на снятие мышечных зажимов;- дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд»,
— познакомить с новыми видами театральных этюдов.

Развивающие:
— развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
— развивать воображение (способность к пластической импровизации)
— развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления; развить навыки актерского мастерства через работу над этюдами.

Воспитательные:
— формировать навыки дружного коллектива.

-создание атмосферы доброжелательности, взаимного доверия.

— формировать навыки КТД;

— привить навыки взаимодействия с партнером;

Ожидаемые результаты:

— создание творческой атмосферы

— развитие индивидуальных способностей обучающихся к

перевоплощению через работу над этюдами для дальнейшего

использования в работе над ролью.

— обучающиеся научатся сближать жизненные наблюдения со своим

индивидуальным опытом, анализировать и выстраивать в сценических

условиях последовательность и логику поступков.

— обучающиеся научатся снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног,

шеи, корпуса. Снимать зажимы, напряжение с частей тела.

— обучающиеся научатся тренировать веру, фантазию и пластическую

выразительность

— обучающиеся могут оценить собственные возможности, выразить свои

ощущения

Методы обучения:

— Словесный(слово педагога, объяснение)

— Наглядный (презентация)

— Вариативности задания

— Коллективная работа

— Частично-поисковый творческий

— Практический(упражнения выполняемые детьми)

Педагогические технологии:

— личностно0ориентированные;

— игрового обучения:

-коллективно-творческого дела

Форма организации занятия: групповая, парная, индивидуальная
Оборудование: музыкальный центр, мультимедиа.
Продолжительность занятия 45 мин в зависимости от сложности упражнений и этюдов

План занятия

1.Организационная часть

Приветствие. Организационный момент Проверка готовности к занятию

Эмоциональный настрой

2.Основная часть.

Объявление темы занятия, состоящей из двух раздело

1)Упражнения по снятию мышечных зажимов

2) Театральные этюды

3. Практическая часть

Практическая работа над упражнениями по снятию мышечных зажимов;

Практическая работа над театральными этюдами;

Самостоятельная коллективная работа в группах;

Осуществление контроля за соблюдением творческих заданий.

4.Заключителльная часть

Итог занятия

5.Рефлексия

Какие были трудности при выполнении работы

Что особенно понравилось на занятии?

Оценка деятельности детей

Ход занятия
1.Организационная часть

Приветствие. Организационный момент
Цель: настроить воспитанников на продуктивную работу по теме, выяснить эмоциональное состояние воспитанников до начала занятия
Упражнение-игра «Здравствуйте».
Педагог здоровается с воспитанниками, проявляя какое-либо состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность.
Воспитанники приветствуют педагога согласно, тому настроению, с которым пришли на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.
Вопрос педагога: Что такое эмоции?
Ожидаемые ответы воспитанников: проявление чувства, переживания.

2. Основная часть. Объявление темы занятия

Первый раздел «Упражнения по снятию психических и физических зажимов»

Цель: Расширить возможности ребенка. Научить ребенка снимать напряжение с отдельных групп мышц и всего тела с помощью разнообразных ритмопластических театральных упражнений и игр.

Упражнение 1 «Пальма»
Обучающиеся должны встать прямо и сосредоточить свое внимание на левой руке, напрягая ее до возможного предела. Через несколько секунд нужно сбросить напряжение, а руку расслабить. Аналогичные упражнения нужно проделать с правой рукой, с обеими ногами, шеей, поясницей.

Упражнение 2 «Зажимы по кругу»
Участники идут по кругу и по команде педагога напрягают правую руку, правую ногу, левую руку, левую ногу, поясницу, обе ноги, все тело. Напряжение в заданном участке тела должно быть сначала слабым и постепенно нарастать до предела. В состоянии предельного напряжения участники должны идти 15-20 секунд, потом по команде педагога нужно полностью сбросить напряжение, то есть расслабить напряженный участок тела целиком.

Упражнение 3(слайды животных, маленьких детей)

Для выполнения следующего упражнения попробуйте определить, где у вас находится центр тяжести. Подвигайтесь, попрыгайте, поползайте, встаньте, сядьте. Потом представьте, что вы стали кошкой. Теперь вам надо найти центр тяжести тела кошки, то есть подвигаться как кошка. Где чувствуется центр тяжести кошки? А в каком месте находится центр тяжести птички, прыгающей по земле? Побудьте птичкой. Затем изобразите любых других животных. Затем представьте себя маленьким ребенком, копируйте его движения, но при этом не следует сковывать свои движения. Маленькие дети и животные являются самым лучшим примером отсутствия мышечных зажимов. Постарайтесь запомнить свои ощущения и чувство легкости, во время отсутствия зажимов.

Упражнение 4 (слайды марионетки)

Для выполнения этого упражнения следует представить, что вы кукла-марионетка, висящая в шкафу на гвоздике после выступления. В начале представьте, что вас подвесили за шею, потом за руку, за ухо, за палец, за плечо и тому подобное. При этом ваше тело зафиксировано в одной точке, а все остальное расслаблено болтается. Упражнение выполняется в произвольном темпе. Можно выполнять даже с закрытыми глазами.

Упражнение 5

Для выполнения этого упражнения нужен партнер, что также является хорошим способом для установления психологического контакта. Надо встать лицом друг к другу. Ваш партнер должен делать замедленные движения, а вы должны стать его зеркальным отражением, то есть с точностью копировать все его движения. На первых этапах выполнения упражнения можно договориться, не делать сразу несколько движений, делать простые движения без участия мимики, выполнять движения очень медленно. Затем поменяйтесь с партнером ролями. Это упражнение за короткое время помогает научиться чувствовать тело партнера, понимать логику его движений. Через какое-то время вы сможете даже предвосхищать и опережать действия партнера.

Упражнение 6

Начинайте спокойно прохаживаться по комнате. По сигналу надо бросить тело в неожиданную для вас позу и замереть в ней на какое-то время. Затем отомрите и продолжайте действие из вашей позы. Ищите те действия, которые соответствуют именно тому положению вашего тела, в котором вы замерли, только этому положению и никакому другому. Попробуйте понять, что вы делаете, почему выбрали то или иное действие.

Упражнение 7 (слайды с изображениями людей в различных позах с разными выражениями лица, жестами и мимикой)

Это упражнение оттачивает движения и помогает развивать зрительную память. Для его выполнения вам следует заранее подобрать несколько десятков фотографий или открыток с репродукциями картин, скульптур, кадров из фильмов, изображения людей в различных позах. Потом показать на слайдах в течение минуты запомнить, кто на них изображен, с каким выражением лица и в какой позе. Потом убрать слайд , а обучающиеся должны последовательно повторить перед все эти позы. Нужно постараться вспомнить до мельчайших подробностей настроение, мимику, жесты, с кем разговаривали, что держали в руках люди, изображенные на фото.

Упражнение 8

Для выполнения этого упражнения вам надо представить, что вы попали в неловкое или смешное положение. Например, упали на ровном месте, пролили на себя сок, разбили чужую вазу, испугались крохотной собачки и т. п. Теперь попробуйте изобразить свою естественную реакцию на произошедшее, специально не продумывая своих движений. А затем покажите свою продуманную реакцию. Подумайте, как бы вы повели себя в этой ситуации, чтобы достойно выйти из положения. Что бы вы стали говорить, какая была бы у вас поза, мимика и жесты? Возможно, что у вас найдется несколько решений для выхода из этой ситуации. Проиграйте их все. Это будет полезно для будущего. Кто знает, в какую ситуацию можно попасть, а достойный выход из затруднительного положения всегда будет держать вас на высоте.

Второй раздел «Театральные этэды»

Итак, мы с вами плавно подготовились к следующему разделу нашего занятия Это очень непростая, но удивительно интересная тема: «Этюд».
Вопрос: что вы уже знаете о театральных этюдах? Ответы детей.
Правильно, этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене.
Вопрос: чем отличается этюд от упражнения? Ответы детей.
Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание…
Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.
Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю?
В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела.
Театральные этюды имеют свои правила и композицию.
Этюд состоит из:
1. Завязки (знакомство с персонажем, местом и условиями);
2. События;
3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);
4. Развязки (исход, разрешение ситуации).
Вопрос: Какие этюды мы с вами уже выполняли? Ответы детей:
— пластические,
— на память физических действий.
На самом деле очень много видов этюдов.

  • этюды на перевоплощение

  • на взаимодействие со сценическими объектами;

  • этюды на определенное событие;

  • этюды на логичность и последовательность действий и чувств;

  • Сегодня мы познакомимся с новыми видами:

  • этюды на проявление эмоций;

  • этюды на основе литературного произведения;

  • этюды на артистическое воображение;

Обратите внимание у меня на экране изображение кошек, мышек. У каждой свой характер, свои повадки. У кого дома есть кошки, мышки, хомяки? Значит, вы не понаслышке знаете, как ведут себя ваши питомцы. Тем лучше, потому что познакомиться с новыми видами этюдов и разобраться во всех премудростях нам сегодня помогут кошки и мышки. Так и назовем наше занятие «Кошки-мышки». Итак, поехали…
3. Практическая часть «Работа над этюдами»
1)Первый этюд на проявление эмоций; для этого я приглашаю вас всех встать в круг.
Раннее утро. Мышки спят. Покажите, как они подложили под щёчку ладошки, глаза закрыли и мирно посапывают.
Пора, мышки, просыпаться! Открыли они глазки, а на улице дождь. Я буду читать стихотворение, а вы показывайте все эмоции и жесты мышек.
Сначала они удивились, потом глубоко возмутились.
Обиделись, но не на всех. С обидой они отвернулись,
Как мышь на крупу, все надулись. И вдруг опечалились все.
Поникли печальные плечи, в глазах опечаленный вечер.
И слёзы вот-вот побегут. Но тут лучик солнца украдкой
По щёчке скользнул нежно-гладкой. И всё засветилось вокруг.
От радости все улыбнулись. Как будто от сна все очнулись.
Запрыгали и закричали: Ура! Ура!
(Е.Алябьева.)

проиграть два раза с разным составом детей.
Ребята, назовите какие эмоции, вы показали мимикой и жестом? (удивление, обида, печаль, радость).
Как вы понимаете, такое выражение «Как мышь на крупу, все надулись»? (это значит обидеться без причины). Представьте, что мышка обиделась на крупу, которую ест. Это глупо, правда? Так и вы иногда обижаетесь, а сами не знаете на что.
2) Следующий этюд на основе литературного произведения. Я прочитаю вам текст, а ваша задача как можно точнее ближе к тексту разыграть предложенную историю (выбираем кота и мышей 6-7человек).
Жил кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил.
Громко, настойчиво кушать просил,
Да чуть потише на печке храпел-
Вот Вам и все что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились:
— Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот: «Брысь!»
— И врассыпную они понеслись.
( А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что)
Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом, чуть потише, смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, внезапно громко чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались.

Обсуждение выполненного этюда, используя наглядный материал, что получилось, что не получилось, почему.
3)Следующий этюд на определенное заданное событие «Кот и мыши». Здесь задача мышей – съесть сметану. Для этого мыши идут на риск — им необходимо пройти мимо кота.
Я приглашаю 5 детей, один играет кота, остальные мышек.
Обсуждение сыгранного этюда, используя наглядный материал .

4. Заключительная часть. Подведение итогов

5. Рефлексия.

Высказывание впечатлений педагогом, поощрение детей.
1) Итак, мы познакомились на занятии с тремя новыми видами театральных этюдов. Какими? (ответы детей). Вам понравилось разыгрывать этюды? Что оказалось самым трудным? Что у вас получилось в работе над этюдами, а что нет? Что не вызвало трудности?

2) Совсем скоро мы с вами вновь вернемся к этюдам, на последующих занятиях во время подготовки театрализованных праздников, а сейчас я вас попрошу встать в круг , я хочу поблагодарить вас за вашу прекрасную творческую работу, я подарю вам каждому маленький сюрприз

Сегодня вы попробовали себя в роли актёров, думаю, у вас всё получилось.

Игра – упражнение на проявление эмоций «До свидания».

Всего вам доброго!

Самоанализ занятия

По теме: «Освоение умений и навыков актерского мастерства через театральные этюды и упражнения по снятию напряжения мышечных зажимов»

Возраст детей: 9-10 лет

Год обучения:1 год обучения

Цель: Освоение умений и навыков актерского мастерства через театральные этюды и упражнения по снятию напряжения мышечных зажимов
Задачи:
Образовательные:

— дать основные теоретические знания по теме «Снятие мышечных зажимов всего тела»;- научить упражнениям на снятие мышечных зажимов;- дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд»,
— познакомить с новыми видами театральных этюдов.

Развивающие:
— развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
— развивать воображение (способность к пластической импровизации)
— развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления; развить навыки актерского мастерства через работу над этюдами.

Воспитательные:
— формировать навыки дружного коллектива.

-создание атмосферы доброжелательности, взаимного доверия.

— формировать навыки КТД;

— привить навыки взаимодействия с партнером;

Ожидаемые результаты:

— создание творческой атмосферы

— развитие индивидуальных способностей обучающихся к

перевоплощению через работу над этюдами для дальнейшего

использования в работе над ролью.

— обучающиеся научатся сближать жизненные наблюдения со своим

индивидуальным опытом, анализировать и выстраивать в сценических

условиях последовательность и логику поступков.

— обучающиеся научатся снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног,

шеи, корпуса. Снимать зажимы, напряжение с частей тела.

— обучающиеся научатся тренировать веру, фантазию и пластическую

выразительность

— обучающиеся могут оценить собственные возможности, выразить свои

ощущения

Методы обучения:

— Словесный(слово педагога, объяснение)

— Наглядный (презентация)

— Вариативности задания

— Коллективная работа

— Частично-поисковый творческий

— Практический(упражнения выполняемые детьми)

Педагогические технологии:

— личностно0ориентированные;

— игрового обучения:

-коллективно-творческого дела

Форма организации занятия: групповая, парная, индивидуальная
Оборудование: музыкальный центр, мультимедиа.
Продолжительность занятия 45 мин в зависимости от сложности упражнений и этюдов

План занятия

1.Организационная часть

Приветствие. Организационный момент Проверка готовности к занятию

Эмоциональный настрой

2.Основная часть.

Объявление темы занятия, состоящей из двух раздело

1)Упражнения по снятию мышечных зажимов

2) Театральные этюды

3. Практическая часть

Практическая работа над упражнениями по снятию мышечных зажимов;

Практическая работа над театральными этюдами;

Самостоятельная коллективная работа в группах;

Осуществление контроля за соблюдением творческих заданий.

4.Заключителльная часть

Итог занятия

5.Рефлексия

Какие были трудности при выполнении работы

Что особенно понравилось на занятии?

Оценка деятельности детей

Открытое занятие по актёрскому мастерству “Театральные этюды, как источник творческого воображения” (+ “Технологическая карта занятия” и “Самоанализ занятия”)

Сафонова Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования ВКК, МБОУ ДО «РДДТ»

Цель: продолжить знакомство воспитанников с видами театральных этюдов.

Задачи:

Образовательная:

– дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд»;

– познакомить с видами театральных этюдов;

Развивающая:

– развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;

– формировать способности к импровизации;

– развивать навыки актерского мастерства через работу над этюдами;

– развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений на основе разученных скороговорок;

– развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления;

– развивать умения взаимодействовать с партнёром;

Воспитательная:

– сформировать навыки КТД;

– прививать навыки взаимодействия с партнером;

– научиться сближать жизненные наблюдения со своим индивидуальным опытом, анализировать и выстраивать в сценических условиях последовательность и логику поступков.

Ожидаемый результат: развивать индивидуальные способности воспитанников к перевоплощению через работу над этюдами для дальнейшего использования в работе над ролью.

Методы обучения: Словесный метод, метод практической работы, метод получения новых знаний, метод игры.

Форма организации занятия: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: компьютер

Продолжительность занятия: 45-60 мин в зависимости от сложности упражнений и этюдов.

План занятия:

  1. Приветствие 5 мин.
  2. Разминка 15 мин
  3. Теоретическая часть 5 мин.
  4. Практическая часть 15 мин.
  5. Домашнее задание 5 мин.
  6. Заключение 5 мин.

Ход занятия.

  1. Приветствие. Организационный момент

Цель: настроить воспитанников на продуктивную работу по теме, выяснить эмоциональное состояние воспитанников до начала занятия.

1) Упражнение-игра «Здравствуйте».

Педагог здоровается с воспитанниками, показывая: радость, печаль, удивление, обиду, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность.

Воспитанники приветствуют педагога согласно, тому настроению, с которым пришли на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.

Вопрос педагога: Что такое эмоции?

Ожидаемые ответы воспитанников: проявление чувства, переживания.

  1. Разминка.
    1) Артикуляционная гимнастика (традиционно занятие начинаем с артикуляционной гимнастики).
    Цель:подготовить речевой, дыхательный аппарат и другие выразительные инструменты тела воспитанников для дальнейшей работы

1.Упражнение «Заборчик».

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы.

2.Упражнение «Трубочка».

Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять упражнение 6-8 раз.

3.Упражнение «Заборчик +трубочка».

4.Упражнение «Уколы».

Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.

5.Упражнение «Весёлый пятачок».

сомкнутые вытянутые губы двигаются сначала вверх и вниз, вправо и влево;

затем делаем круговые движения сначала в одну сторону, затем в другую.

(закончить упражнение – фыркнуть как лошадка.)

6.Упражнение «Шарик». В спокойном темпе поочерёдно надуваем правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

Упражнение «Почистим зубчики». Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние и нижние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

2).Упражнения на три вида выдыхания.

Цель: разогреть мышцы дыхательного аппарата.

1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.

Свистит ветер – ССССССССС…

Шумят деревья – ШШШШШШШ….

Летит пчела – ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…

Комар звенит – ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…

2-й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.

Работает насос – ССССС! ССССС! ССССС!

Метет метель – ШШШШ! ШШШШ! ШШШШ!

Сверлит дрель – ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗЗ!

3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.

Кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!

Пилит пила – С! С! С! С! С!

Заводится мотор – Р! Р! Р! Р! Р!

3).Дикционное упражнение на силу голоса на основе скороговорок.

Описание упражнения:

1.Скороговорку следует сначала произносить медленно, артикулируя каждый звук, а потом постепенно переходить к скороговарению.

От топота копыт пыль по полю летит
– Бык тупогуб, тупогубенький бычок, убыка бела губа была тупа
– Шла Саша по шоссе и сосала сушку

2.Упражнение «Кнопки»
«Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.

4). Актёрский тренинг (элементы актёрского мастерства по системе К.С. Станиславского).

1.Упражнение «Камень, бревно, собака»:
Встать напротив педагога стайкой, в свободном положении. По команде начать бег на месте. Педагог может регулировать бега, показывая рукой «выше/ ниже», что означает «быстрее/медленнее». Согласно следующим командам, выполнять определённые действия:
– «камень слева!» – отклониться вправо
– «камень справа!» – отклониться влево
– «камень сверху!» – пригнуться или присесть
– «бревно!» – подпрыгнуть на месте
– «собака!» – повернуться назад и гавкнуть.
Начать со средней скорости, затем увеличить скорость, к концу выполнения
Упражнения – снова замедлить.

  1. Упражнение «Мизансцена».
  2. Упражнение «Оправдать свою позу»

Ребята ходят по кругу. По хлопку педагога каждый должен бросить свое тело в неожиданную для себя позу. Для каждой позы должно быть подобрано объяснение. По команде «Отомри» продолжайте это действие.

  1. Упражнение «Расслабление по счёту».

Вся группа стоит. Руки вверх, ноги на ширине плеч. Педагог считает. Во время этого счета учащиеся расслабляют постепенно все части тела.

На счет «раз» – расслабляются кисти рук,

На счет «два» – расслабляются локти рук,

«три» – плечи, руки;

«четыре» – голова,

«пять» – туловище полностью расслаблено, держится только на ногах;

«шесть» – полное расслабление, учащиеся садятся в «точку».

Затем по хлопку, учащиеся встают.

III. Теоретическая часть.

Цель: мотивирование воспитанников к изучению нового материала

Итак, мы с вами готовы, чтобы воспринимать новую информацию.
Тема нашего занятия «Театральные этюды, как источник творческого воображения».

Это очень непростая, но удивительно интересная тема.

Вопрос: что вы уже знаете о театральных этюдах?

Ожидаемые ответы воспитанников.

Правильно, этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене.
Вопрос: чем отличается этюд от упражнения?

Ожидаемые ответы воспитанников.

Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание.
Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.
Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. Этюды — необходимый элемент в занятиях по актёрскому мастерству. Они могут быть разные по содержанию, задачам, сложности.

Этюд состоит из:

  1. Завязки (знакомство с персонажем, местом действия и условиями);
    2. События;
    3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);
    4. Развязки (исход, разрешение ситуации).
    Вопрос:Какие этюды мы с вами уже выполняли?

Ожидаемые ответы воспитанников: на логичность и последовательность действий. Исполнение такого этюда требует ряд логических и взаимосвязанных действий в предлагаемых обстоятельствах.

IV.Практическая часть.

Педагог: Сегодня мы познакомимся с этюдами на развитие творческого воображения.

Как считал К. С. Станиславский, творчество начинается с магического «если бы», т. е. с предлагаемых обстоятельств.

Вот несколько тем для подобных упражнений: (педагог читает, а ребята выполняют задание)

  1. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:

королевский трон

аквариум с рыбками

костер

куст цветущих роз.

  1. Передать книгу друг другу так, будто это:

кусок торта

хрустальная ваза

кирпич

  1. Взять со стола карандаш, как будто это:

горячая печеная картошка

маленькая бусинка

червяк.

  1. Выполнять различные действия:

чистить картошку

нанизывать на нитку бусы

есть пирожное.

5.Упражнение «Напишите письмо»

Возьмите воображаемый лист бумаги, воображаемую чернильницу, воображаемую ручку. Обмакните воображаемое перо и пишите. Пишем письмо-протест, письмо-разоблачение, шутливую записку, прощальное письмо, анонимку. Письмо пишет малограмотный человек, может – близорукий. Письмо можно писать лениво, небрежно, осторожно выбирая слова. Наконец, саму ручку можно взять в пальцы нежно, зло, аккуратно, брезгливо.

6.Упражнение “Зонтик”

Цель: формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов, движений.

Представьте себе, что пошел дождь. Нужно открыть зонтик, а он никак не открывается – вы сосредоточенны и огорчены.

Но вот зонтик открылся, и вы стоите под зонтиком. Вдруг налетел сильный ветер и стал вырывать у вас из рук зонтик. Еще чуть-чуть – и зонт улетит. Вы сопротивляетесь, тянете зонт к себе.

Ветер стих, дождь кончился, вы складываете зонт и улыбаетесь.

Педагог: А теперь, давайте проверим ваше домашнее задание: театральные этюды на логичность и последовательность действий.

Вопросы для обсуждения:

Что у вас получилось в работе над этюдами, а что нет?

Вы угадали цель партнера? Если нет, почему и в чем причина?

В чем в данном виде деятельности заключается взаимодействие друг с другом?

  1. Заключительная часть.

Итак, мы познакомились на занятии с театральными этюдами творческого воображения.

Что получилось, понравилось? Что оказалось самым трудным?

Хотели бы вы продолжить изучать эту тему?

Рефлексия.
Игра – упражнение на проявление эмоций «До свидания».

Цель: показать, как изменилось эмоциональное состояние в процессе занятия через ритуал прощания.

Воспитанники прощаются друг с другом, согласно, тому настроению (радость, разочарование, негодование, безразличие) с которым покидают занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.

Технологическая карта занятия «Театральные этюды, как источник творческого воображения»

Деятельность педагога (с обозначением используемых технологий, методов, приемов; применяемого технического оснащения) Деятельность обучающихся (с обозначением видов и форм активности) Планируемый результат. Комментарии
I этап – организационный – 2 мин
1.1 Приветствует воспитанников. Упражнение-игра «Здравствуйте» Дети приветствуют педагога, изображая эмоции, мимику которых показывает учитель. Создание психологического настроя на занятие.
II этап – мотивационно – проблематизирующий -5 мин.
2.1 Разминка

Артикуляционная гимнастика: упражнения «Заборчик», «Трубочка», «Заборчик + трубочка», «Уколы», «Веселый пятачок», «Шарик», «Почистим зубчики»

Упражнения на три вида выдыхания.

Дикционное упражнение: скороговорки, с условием, что сначала скороговорку следует произносить медленно, артикулируя каждый звук, потом постепенно переходить к скороговарению

Учащиеся упражнениями разогревают речевой, дыхательный аппарат

Дети повторяют за педагогом, стараясь сделать лучше него.

Умение выполнять упражнения на подготовку речевого, дыхательного аппарата для дальнейшей работы на занятии

2.2 Актёрский тренинг

(по системе К.С.Станиславского)

Упражнения:

«Камень, бревно, собака»;

«Мизансцена»;

«Оправдать свою позу»;

«Расслабление по счету»

Дети встают напротив педагога в свободном положении. По команде начинают бег на месте, выполняя команды педагога.

Ходьба по кругу. По хлопку педагога каждый должен бросить свое тело в неожиданную для себя позу.

Стоя на месте, вся группа выполняет следующее упражнение, по команде расслабляя части тела.

Умение готовить свое тела для выполнения театральных этюдов

III этап – основной – знакомство с новым материалом – 5 мин
3.1 Введение в тему занятия.

Показ слайда – название темы занятия

Вопросы воспитанникам:

1. Что вы знаете о театральных этюдах?

2. Чем отличается этюд от упражнения?

3. Какие этюды мы с вами уже выполняли?

Ответы детей

Дети вспоминают теоретический материал предыдущих занятий

IV этап – практическая работа – 25 минут
4.1 Упражнения на развитие творческого воображения:

1)Подойти к столу и рассмотреть его, будто это

– королевский трон;

– аквариум с рыбками;

– костер;

– куст цветущих роз

2)Передать книгу друг другу так, как будто это:

– кусок торта;

– хрустальная ваза;

– кирпич

3)Взять со стола карандаш, как будто это:

– горячая печеная картошка;

– маленькая бусинка;

– червяк

4)Выполнять различные действия:

– чистить картошку;

– нанизывать на нитку бусы;

– есть пирожное

5)Упражнение «Напишите письмо»:

Взять воображаемый лист бумаги, воображаемую чернильницу, воображаемую ручку. Обмакнуть перо в чернильницу и написать письмо:

– письмо-протест;

– письмо-разоблачение;

– шутливую записку;

– прощальное письмо;

– анонимку

6)Упражнение «Зонтик»

– идет дождь, нужно раскрыть зонт, но он не раскрывается;

– зонт раскрылся, вы стоите под зонтом. Вдруг сильный порыв ветра начинает вырывать зонт из рук;

– дождь закончился, вы складываете зонт, улыбаетесь

Дети выполняют задания учителя

Дети выполняют задания, стараясь предельно точно показать нужную мимику лица, движение частей тела

Дети рассматривают жесты и пластику, определяют, что обозначают различные жесты, определяют положение тела

Жесты и пластика – язык тела – знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техника тела, в которые входят такие незнаковые движения.

Мимика помогает актеру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа

4.2 Проверка домашнего задания:

Театральные этюды на логичность и последовательность действий.

Вопросы для обсуждения:

1. Что у вас получилось в работе над этюдами, а что нет?

2. Вы угадали цель партнера? Если нет, то почему и в чем причина?

3. В чем в данном виде деятельности заключается взаимодействие друг с другом?

Дети наблюдают, выражая свое одобрение или замечание.

Ответы детей

По ходу выполнения упражнений педагог корректирует и оказывает нужную помощь.

Благодарит воспитанников за работу.

Vэтап – подведение итогов- 3 мин.
5.1 Рефлексия:

Вопросы: помогло ли вам сегодняшнее занятие освоить некоторые актерские хитрости?

Как вы считаете, какие этюды удались и почему?

Какие этюды сегодня не получились и почему?

Игра-упражнение на проявление эмоций:

«До свидания»

Дети отвечают на вопросы, подводя итог занятию: чему мы с вами сегодня научились?

Были ли какие-нибудь трудности?

5.2 Итог занятия:

Удовлетворительно: рука на уровне пояса;

Хорошо: рука на уровне головы;

Отлично: рука выше головы.

– Спасибо, мне приятно было с вами поработать.

Воспитанники прощаются друг с другом, согласно, тому настроению (радость, разочарование, негодование, безразличие), с которым покидают занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.

Самоанализ занятия “Театральные этюды, как источник творческого воображения”

Состав группы 10 человек, возраст от 12-14 лет, 4-6 год обучения; способность группы средняя; оснащенность занятия: экран, средства обучения

Тема занятия: «Театральные этюды, как источник творческого воображения».

Место занятия в календарно-методическом плане: второе занятие по теме: «Театральные этюды»

Сложность занятия для данной группы: средняя

Задачи.

Образовательная:

– дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд»;

– познакомить с театральными этюдами на развитие творческого воображения;

Воспитательные цели занятия:

– сформировать навыки КТД;

– привить навыки взаимодействия с партнером;

– научиться сближать жизненные наблюдения со своим индивидуальным опытом

Развивающие:

– развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;

– сформировать способности к импровизации;

– развить навыки актерского мастерства через работу над этюдами;

– развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений на основе разученных скороговорок;

– развивать физические возможности тела, через актёрский тренинг;

– развивать умения взаимодействовать с партнёром

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение занятия: слайды, карточки для этюдов.

Задания для самостоятельной работы детей на занятии:

  • исполнение эмоциональных упражнений
  • исполнение этюдов;

Цель: продолжить знакомство воспитанников с видами театральных этюдов.

Задачи:

1.Дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд, виды этюдов»;

На занятии было дано определение понятия «Этюд», раскрыто значение и важность таких упражнений. Для чего нужен этюдный метод в работе над собой. Они могут быть разные по содержанию, задачам, сложности.

  1. Познакомить с театральными этюдами на развитие творческого воображения;

Как считал К. С. Станиславский, творчество начинается с магического «если бы», т. е. с предлагаемых обстоятельств. В игровой ситуации воспитанники легко приняли эти условия и начали действовать в вымышленной ситуации.

Занятие имеет этапы, их последовательность, что обеспечивает целостность занятия.

Работа начинается с разминки: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на дикцию и произношение, актёрский тренинг.

Главным этапом занятия является «Театральные этюды, как источник творческого воображения». На занятии выполнялись определённые этюды на заданную тему. Сначала простые доступные этюды, затем более сложные. В процессе работы проходили

обсуждения увиденного, были внесены поправки, давались рекомендации. При необходимости этюды повторялись. Лучшие работы отмечались. В процессе занятия воспитанники учились дисциплине, уважительному отношению друг к другу, терпению и трудолюбию. Считаю, что содержание занятия полностью соответствует целям занятия. Развивает творческие способности воспитанников, способствует развитию интереса к обучению.

Самым главным в ходе занятия был микроклимат в коллективе, взаимоотношения между педагогом и воспитанниками.

Я думаю, что цель занятия была достигнута. Дети с удовольствием выполняли упражнения, показали свои творческие способности, фантазию.

Скачать материалы:

Конспект занятия “Театральные этюды, как источник творческого воображения”

Самоанализ занятия “Театральные этюды, как источник творческого воображения”

Технологическая карта “Театральные этюды, как источник творческого воображения”

Конспект занятия по актерскому мастерству «Театральные этюды и упражнения по снятию напряжения мышечных зажимов»

Татьяна Велигонова
Конспект занятия по актерскому мастерству «Театральные этюды и упражнения по снятию напряжения мышечных зажимов»

Тема: «Освоение умений и навыков актерского мастерства через театральные этюды и упражнения по снятию напряжения мышечных зажимов»

Цель: Освоение умений и навыков актерского мастерства через театральные этюды и упражнения по снятию напряжения мышечных зажимов

Задачи:

Образовательные:

— дать основные теоретические знания по теме «Снятие мышечных зажимов всего тела»;- научить упражнениям на снятие мышечных зажимов;- дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд»,

— познакомить с новыми видами театральных этюдов.

Развивающие:

— развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;

— развивать воображение (способность к пластической импровизации)

— развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления; развить навыки актерского мастерства через работу над этюдами.

Воспитательные:

— формировать навыки дружного коллектива.

-создание атмосферы доброжелательности, взаимного доверия.

— формировать навыки КТД;

— привить навыки взаимодействия с партнером;

Ожидаемые результаты:

— создание творческой атмосферы

— развитие индивидуальных способностей обучающихся к

перевоплощению через работу над этюдами для дальнейшего

использования в работе над ролью.

— обучающиеся научатся сближать жизненные наблюдения со своим

индивидуальным опытом, анализировать и выстраивать в сценических

условиях последовательность и логику поступков.

— обучающиеся научатся снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног,

шеи, корпуса. Снимать зажимы, напряжение с частей тела.

— обучающиеся научатся тренировать веру, фантазию и пластическую

выразительность

— обучающиеся могут оценить собственные возможности, выразить свои

ощущения

Методы обучения:

— Словесный (слово педагога, объяснение)

— Наглядный (презентация)

— Вариативности задания

— Коллективная работа

— Частично-поисковый творческий

— Практический (упражнения выполняемые детьми)

Педагогические технологии:

— личностно ориентированные;

— игрового обучения:

-коллективно-творческого дела

Форма организации занятия: групповая, парная, индивидуальная

Оборудование: музыкальный центр, мультимедиа.

Продолжительность занятия 45 мин в зависимости от сложности упражнений и этюдов

План занятия

1. Организационная часть

Приветствие. Организационный момент Проверка готовности к занятию

Эмоциональный настрой

2. Основная часть.

Объявление темы занятия, состоящей из двух раздело

1)Упражнения по снятию мышечных зажимов

2) Театральные этюды

3. Практическая часть

Практическая работа над упражнениями по снятию мышечных зажимов;

Практическая работа над театральными этюдами;

Самостоятельная коллективная работа в группах;

Осуществление контроля за соблюдением творческих заданий.

4. Заключителльная часть

Итог занятия

5. Рефлексия

Какие были трудности при выполнении работы

Что особенно понравилось на занятии?

Оценка деятельности детей

Комментарии 0

Нередко меня спрашивают, что такое актерские этюды? Как их делать? Как показывать? Поделюсь определенной информацией об этом с Вами.
Итак, актерский этюд — это небольшая сценка, в которой есть начало, продолжение (развитие) и логическое завершение. Обычно актерский этюд длится 3-5 минут, не более. Конечно, можно сыграть и спектакль — только на методе актерского этюда. Но мы не будем рассуждать глобально, а остановимся лучше на задачах.
Если совсем коротко и схематично — существует четыре основных разновидности актерского этюда:

— этюды «наблюдения». Это Ваши наблюдения из жизни других людей. Они основаны на «подсматривании» того, что делают другие люди, как они существуют в определенных ситуациях. Одна моя сокурсница следовала за какой-то седой бабушкой от магазина до самого дома, чтобы повторить ее походку и манеру смотреть и разговаривать. Узнав все это, она творчески переработала увиденное, назвав этюд «Бабушка на скамейке кормит голубей». В нем «бабушка» шла к себе домой, затем присаживалась на скамейку и, увидев голубей, примостившихся рядом, раскидывала небольшие кусочки хлеба, купленного в магазине, вокруг скамейки. «Голуби» садились возле нее, бабушка называла их ласковыми именами… Затем, скормив все, она шла дальше. На этом этюд заканчивался. Как видите, ее этюд имел свое начало — «бабушка идет из магазина», продолжение — «история с голубями», и конец — «бабушка уходит, покормив голубей».
Очень важно, чтобы в ЛЮБОМ актерском этюде прослеживалось эмоциональное изменение Вашего персонажа — от начала — к концу. В данном случае — усталая бабушка идет из магазина. Она присаживается на лавочку, вокруг которой гуляют голуби. Она вынимает хлеб — и кормит голубей. С удовольствием смотрит, как они лакомятся. Затем, радостная, идет дальше.
Разновидностью этюдов «наблюдения» являются этюды — наблюдения за животными. Вы идете в зоопарк (или как-то еще, можно и по Интернету или вживую, если у Вас дома есть домашние животные), и наблюдаете за отдельными животными, а затем делаете этюд «с ними». Например, «кошечка» подходит к тарелке с едой, видит что-то вкусное, лакомится и, довольная, уходит. Этюды «с животными» требуют очень подробного присвоения их повадок, пластики, движений. Нужно очень долго наблюдать за животными, прежде чем их «показать».

— этюды на «ПФД» (память физического действия). Это этюды, в которых на первое место выходит достоверность физических движений для достижения Вами определенных приземленных целей. Например, Вы заходите к себе в комнату, садитесь за стол, берете лист бумаги и ручку, и пишете письмо своему близкому другу (подруге, родителям, прочим родственникам, что кому ближе). Затем, дописав, упаковываете письмо в конверт и берете его с собой, чтобы отослать по почте. И письмо, и конверт — должны быть воображаемыми. Но текст — должен быть Вашим — самым конкретным, вплоть до букв, интонаций, обращений.

— этюды «я в предлагаемых обстоятельствах». Это выдуманные или невыдуманные истории, произошедшие с Вами лично, или могущие с Вами произойти. Например: Вы приходите к себе домой, заходите в свою комнату, видите, что там все вверх дном, и начинаете уборку. Делаете два-три действия (например, смахиваете со стола пыль, убираете раскиданные вещи в шкаф, застилаете неубранную постель) и, закончив уборку, уходите. Тут тоже необходимо «развитие»: приходите в комнату, недовольный «замечаете», что в Вашей комнате бардак, а скоро приедут родители (например), быстро убираетесь и, удовлетворенный, выходите из комнаты. Заметьте — и это очень важно — состояние «неудовлетворенность» или «радость» — никогда нельзя играть. Но оно должно быть (ощущаться) в Вас в каждом сегменте этюда. Это довольно сложно объяснить на словах, но главное — никак не показывать эмоцию, но ощущать ее в себе.

— этюды «на событие». Это этюды, где — с Вами или с Вашими персонажами происходит нечто, что меняет все Ваши (их) изначальные планы, или сильно увеличивает роль данного события (этого неожиданного «нечто») в Вашей (или их) жизни. Героями этюда «на событие» можете быть Вы («я в предлагаемых обстоятельствах») или подсмотренные Вами персонажи («наблюдения»). В этюде с той же бабушкой — пока она кормит голубей — может появиться «вор», который стащит ее сумку с хлебом и кошельком — и она уже бежит за ним, вместо того, чтобы и далее на скамейке кормить голубей. Вор, конечно, должен быть воображаемый, но оценка факта кражи сумки — вполне себе настоящая.
Или — в случае с уборкой — во время уборки квартиры вдруг звонит телефон, и родители говорят, что они уже в подъезде Вашего дома (а должны были приехать только через час). Данный «звонок» заставляет Вас сильно ускорить уборку комнаты, превращая ее в комедию положений и нестандартных ситуаций.
Разновидностью этюдов «на событие» являются этюды под условным названием «прийти, чтобы остаться» или «прийти, чтобы уйти». Пример первого случая: Вы находитесь в ссоре с родителями и приходите, чтобы помириться. Вы заходите к ним домой (предположим, Вы живете сейчас в другом месте) — и Вас встречает Ваша мама (или Ваш папа). Ни слова не говоря, Вы берете половую тряпку и начинаете драить пол. Затем протираете пыль на мебели и вешаете новые (принесенные Вами по такому случаю) занавески. «Мама», конечно же, оттаивает и накрывает на стол. Пример второго случая: Вы приходите, якобы, к себе домой и видите, что Вы ошибочно вошли не в ту квартиру (Ваша квартира находится этажом выше). Вы извиняетесь перед хозяином и спешно ретируетесь.

В актерских этюдах очень важно внимание и достоверность происходящего, Вам важно сродниться с Вашим персонажем (если только это не «Вы в предлагаемых обстоятельствах»), быть очень внимательным к движениям и деталям («ПФД»). Перед созданием подобных этюдов — Вам помогут упражнения на воображение и на внимание.
Все это — актерское мастерство и актерские упражнения.
О них мы поговорим позднее.

p_i_f

Фотограф Говард Шац (Howard Schatz) выпустил книгу под названием In Character: Actors Acting (В образе: Актерская игра). Шац принял на себя роль режиссера и не только сфотографировал актеров в различных драматических сценах, но проинтервьюировал их. Vanity Fair так понравилась эта идея, что журнал предложил Шацу продолжить этот проект с одними из самых ярких имен в Голливуде. Все, что вы увидите на этих снимках – сплошная импровизация.

1. Эллисон Дженни

1. Вы свекровь, которую новоиспеченная невестка только что в пылу ссоры назвала “сукой”. “Ты, милочка, еще даже себе не представляешь какой сукой я могу быть”
2. Вы буддистка-веган, которую новый бойфренд затащил на профессиональный бокс. И вдруг вы вскочили, да как заорете: “Давай, убей, добей его!!!!!”
3. Вам 8 лет и вы вместе с друзьями купаетесь в карьере. Ваши старшие друзья “на слабо” и плохо завуалированными угрозами заставили вас забраться на самый высокий утес…

2. Джош Чарльз

1. Ты безработный муж, решивший сделать своей работающей жене сюрприз. Ты приходишь к ней на работу, чтобы угостить ее только что приготовленной фритатой. И застаешь свою жену в объятьях ее помощницы Дианы.
2. Ты отец, чья дочь пропала в национальном парке. По телевидению ты обращаешься к зрителям с просьбой помочь найти ее: “Мы должны найти ее, люди, помогите мне найти ее”
3. Ты патологический игрок, задолжавший мафии кучу денег. Последние три тысячи ты только что поставил на лошадь, чьи шансы 26 к 1. И вот она уже на последнем отрезке перед финишом, на пол головы отстает от лидера.

3. Джули Боуэн

1. Вы обеспеченная женщина, пришли за покупками в универмаг Harrods. Вас только что поймал охранник, заметивший как вы пихали банки черной икры себе в клатч. “Я абсолютно не понимаю как они могли сюда попасть!”
2. Вы домохозяйка, выглядывающая из окошка своего дома. Вы видите, как в доме через дорогу ваш короткостриженный и быковатый сосед стоит перед огромным зеркалом в нижнем белье своей жены.
3. Вы взрослая женщина, начальник отдела в большой компании. Вы только что ворвались в кабинет своего босса, чтобы потребовать объяснений: почему вас уволили, а на ваше место взяли молодого мальчика за меньшие деньги.

4. Джон Слэттери

1. Вы священник из маленького рабочего городка. вы слушаете исповедь своего племянника, который признается вам что убил человека.
2. Вы гангста-рэппер, которому вышибала на входе в модный клуб сказал только что “Тебя нет в списке”.
3. Вы шестилетний мальчишка, ободравший колено на детской площадке. Вы ждете, когда ваша мама закончит говорить по телефону, чтобы заорать изо всех сил.

5. Трейси Морган

1. Вы молодой отец, учащий свою маленькую дочь кататься на велосипеде. Вы только что перестали поддерживать ее, и она тут же свалилась в канаву.
2. Вы кот, который только что съел канарейку.
3. Вы молодой человек, который отказывается поверить что его бросает любимая девушка. Вы думаете, что если вы заткнете уши и не будете слышать, как она вам говорит что пора расстаться, то все опять будет хорошо.

6. Рики Джервейс

1. Вы ненавидимый всеми коллегами офисный подхалим, дежурно смеющийся над несмешной расистской шуткой своего начальника.
2. Вы финалистка конкурса “Мисс Вселенная”. За наносекунду до того, как вам присуждают пятое место, вы вспоминаете что нужно изобразить на лице эмоцию “ах, я так счастлива”.
3. Вы наивный школьный ботаник, вы совершенно не подозреваете, что вас назначили “королем выпускного” в шутку и над вами издеваются все вокруг.

7. Брендан Фрейзер

1. Вы начальник смены на заводе, вы поставили $200 на футбольный матч и за секунду до финального свистка ваша команда не забивает.
2. Вы новичок, решивший прыгнуть с парашютом. Ваш инструктор только что сказал вам “Пошел!” но вы не расслышали. “Что? не слышно! что вы сказали??”
3. Вы ученик шестого класса. Вместе со своим товарищем вы хихикаете над учительницей по биологии, которая только что сказала слово “пенис”.

8. Кен Чон

1. Вы лонгбордист, нашедший секретный пляж с сумасшедше крутым склоном. Только вы собрались его освоить, как вас заметили местные и иду бить морду.
2. Вы продавец поддержанных автомобилей, демонстрирующий в своем рекламном ролике сколько “БАБЛА” экономят его клиенты.
3. Вы румынский тренер по гимнастике, в отчаянье кричащий своей 12-летней подопечной: “Ты дура! д-у-р-а!”

9. Джейсон Шварцман

1. Вас зовут Адам и вам пять лет. Вы засовываете свою ручную крысу в ящик, в котором ваша семилетняя сестра Лейси хранит свое нижнее белье.
2. Вы Лейси, семилетняя сестра Адама, вы только что открыли ящик, в котором вы храните свое нижнее белье.
3. Вы Адам, который прячется в шкафу и с удовольствием наблюдает за тем, как ваша сестра Лейси в ужасе и с криками АААААА бегает по комнате.

10. Лоуренс Фишборн

1. Вы бедствующий сценарист, который сумел договориться о встрече с представителем студии. Вам очень нужно было произвести хорошее впечатление. Но выходя из ресторана, где была встреча, вы видите, как какой-то гребаный пикап, выезжая с парковки, таранит вашу взятую на прокат Lamborgini.
2. Вы укуренный учитель, заменяющий урок в третьем классе. Перед тем как погрузиться в сон, вы предупреждаете учеников: кто хоть пискнет, отправится к мамочке домой по кусочкам.
3. Вы 11-летний геймер, попавший на BlizzCon. В окружении таких же задротов-геймеров, вы чрезвычайно эмоционально и всерьез играете в World of Warcraft.

11. Хоуп Дэвис

1. Вы выпускница Йельской школы драмы, вы жутко переигрываете монолог леди Макбет “Прочь, прочь проклятое пятно!” на прослушивании.
2. Вы 13-летняя девочка, вы в ярости от того, что на больших семейных посиделках все хвалят только вашего младшего брата.
3. Вы пожилая одинокая женщина, до помутнения рассудка влюбленная в телеактера. Вы только что увидели, как он выходит из ресторана и уверены, что он направляется именно к вам.

12. Джейн Линч

1. Вы маленький ребенок, которому мама только что впихнула в рот ложку лекарства. Вам обещали, что оно вкусное, а теперь мама говорит, что если вдруг покажется не вкусным, то не подействует.
2. На званном ужине вы в отчаянье знаками пытаетесь показать своему бойфренду, чтобы он перестал обсуждать за столом вашу секс-жизнь.
3. Вы недавно встали на лыжи и решили сразу опробовать “черную” трассу. Теперь вы несетесь по склону, не понимая как тут тормозят, а впереди у вас дерево.

13. Брук Шилдс

1. Вы знаменитость, приглашенная на ужин в Белый дом. После того, как весь вечер вы пытались игнорировать вашего соседа, наконец вам приходится обратить на него внимание, хотя он “никто и имя ему ничто”.
2. Вы домохозяйка из Канзаса на отдыхе в Лас-Вегасе. Вы пришли на шоу гипнотизера, который загипнотизировал вашего мужа крякать уткой.
3. Вы сидите в четвертом ряду на школьном представлении и с ужасом смотрите как ваша 15-летняя дочка забыла слова песни.

14. Томас Хэйден Черч

1. Вы капо Неаполитанской мафии, вы слушаете своего помощника, который пришел вам рассказать, что он собирается заняться “сольной карьерой”: Босс, я от тебя ухожу и собираю свою банду, ты ведь не против?
2. Вы дизайнер-гей, которого наняли обставить и декорировать новый дворец арабского эмира. Его помощник, завершая встречу, говорит вам: эмир настаивает, чтобы перед началом работы вы со своей супругой отужинали бы с ним.
3. Вы 15-летний балбес. Уходя с безумной вечеринки (на которой вам не положено было быть) вы видите как студенты угоняют ламборджини вашего папы (который вам категорически нельзя было брать).

15. Майкл Империоли

1. Вы пришли в магазин возвращать неработающий ноутбук, но продавец вместо того, чтобы взять и обменять, говорит – запишитесь на курсы компьютерной грамотности. В бешенстве вы кричите ему: да не нужно быть компьютерно-грамотным, чтобы понять – эта херня просто сломалась!
2. Вы иракский отец, ваш сын случайно лопнул свой футбольный мяч и на хлопок сбежались американские солдаты. Они наставили на него автоматы. Вы кричите – не стреляйте, это всего лишь ребенок!
3. Вы врезались в зад ехавшей впереди машины. Вылезший водила начал на вас орать и грозить всеми карами небесными, хотя вы, ну, в лучшем случае, чуть-чуть поцарапали его бампер. Вы пытаетесь успокоить этого истерика: поспокойнее, друг, не горячись.

16. Джейн Краковски

1. Вы финалистка программы “Главная супермодель Америки”. Вы слышите, как ведущая говорит вашей сопернице, что она должна покинуть шоу и вы внутренне готовитесь “искренне” обнять ее на прощанье.
2. Вы стэнд-ап комик, выступающий в ночном клубе в Торонто. В зале сидят талант-скаут из HBO и Saturday Night Live, а вы понимаете, что ваши шутки про цыплят-лесбиянок их совершенно не веселят.
3. Ну вам, типа, 15 лет и вы, типа, влюблены в одного ооооочень миленького пусечку 17-летнего и даже несмотря на то, что он с вами раньше максимум здоровался в коридоре, он только что вам прислал смску: а ты типа не против со мной типа на выпускной вместе пойти? на выпускной!!!

17. Джефф Дэниелс

1. Вы форвард в команде NBA. Только что вас легонько задел соперник. Вы всем своим видом пытаетесь показать, что это чуть ли не смертельное ранение. Вы стонете, изгибаетесь от боли и, вообще, вам, конечно, за такое представление надо “Оскар” дать. Хотя вам хватит и фола, засчитанного команде-соперника.
2. Вы страшный гурман, испытывающий форменный оргазм от поданного вам блюда.
3. Вы 11-классник, которого только что публично оскорбил и унизил школьный хулиган. Уходя с поджатым хвостом вы все равно не упускаете шанса оставить за собой последнее слово и хотя бы из-за спины ему фак показать.

18. Джефри Раш

1. Вы эмоциональный тренер девушки-боксера. Вы прыгаете вокруг ринга и кричите ей: Она увела у тебя парня! Она похитила твоего ребенка! Ну ка, давай, убей нахер эту корову!!
2. Вы счастливо женаты вот уже пять лет. Не то, чтобы прямо очень счастливо, но вы довольны и брак ваш спокоен. Вы объясняете своей жене: “Дорогая, я сказал Рубенсовских пропорций, это не значит толстая! Ну что ты! Это значит Рубенсовских пропорций”.
3. Вы 10-летний мальчик, играющий в мяч с собакой в квартире на высоком этаже небоскреба. Только что ваш мячик вылетел в окно, а за ним вдогонку выпрыгнула и ваша собака.

19. Джефф Голдблум

1. Вы 14-летний сын матери-одиночки. Вы внутренне готовитесь выслушать ее наивную попытку рассказать вам о том, откуда берутся дети. С примерами из жизни насекомых. всякие пчелы, цветы, опыления.
2. На выпуском вечере вашей дочери ее симпатичная подружка, на которую вы тайком все время пялитесь, сказала вам: “мистер Лефоквиц, ну вам никак не можем быть 58 лет, вы слишком клевый”.
3. Вы студент, который должен произнести торжественную речь. Вас только что представили аудитории, но вся ваша заготовленная речь совершенно вылетела у вас из головы.

20. Терренс Говард

1. Вы преуспевающий молодой адвокат. Ваш сосед на званном ужине только что начал вам говорить “вы, черные, такие талантливые… джазз… баскетбол”.
2. Вы стоите у алтаря и смотрите, как по проходу идет ваша невеста со своим отцом. И тут вы понимаете, что сейчас сделаете самую большую ошибку в своей жизни.
3. Вы нью-йоркский таксист, получивший только что доллар чаевых за 45-долларовую поездку из аэропорта. Вы еле сдерживаетесь, чтобы не сказать “да засунь себе их в жопу, жадная сволочь”.
4. Вы могущественный голливудский продюсер. Вы только что решили согласиться на встречу с красивой, наивной инженю. И думаете вы только об одном…

21. Элизабет Мосс

1.Вы госсекретарь США. Вы с недоверием смотрите на министра иностранных дел России, который только что сказал вам “ну да, мы легко готовы отправить 50 000 солдат в Афганистан”.
2. Вы номинантка на премию “Оскар”. В момент объявления победительницей вашей соперницы вы понимаете, что камера направленна именно на вас.
3. Вы выпускница Йельского университета. Как член Peace Corps вы отправились в далекую африканскую страну. И вот, вылезая из ленд-ровера в лагере беженцев, вы впервые видите что на самом деле значат слова “голод” и “нищета”.

22. Фред Армисен

1. Во время своего первого ужина в Белом доме вы пытаетесь не уснуть, пока ваш вице-президент Джо Биден все рассказывает и рассказывает и рассказывает вам о своих политических подвигах, совершенных еще в 70-е.
2. Во время встречи с советником по национальной безопасности к вам подходит помощник и сообщает, что в Белый дом явился пастор Джеремия Райт (сумасшедший пастор-антисемит-расист, дружба с которым чуть не стоила Обаме президентства).
3. Спустя месяц после инаугурации вы выясняете, что “неизвестное место” (undisclosed location – обычная отговорка пресс-сека Чейни на вопрос, где именно находится его босс), в котором исчезал вице-президент Дик Чейни – это кладовка в вашей резиденции. и он все еще там!

23. Грег Киннеар

1. Вы полицейский-новобранец. Ваш сержант только что сказал вам, что подозреваемый, которого вы застрелили, держал в руках мобильный, а не пистолет.
2. Вы школьник, подглядывающий с помощью телескопа за жильцами в соседнем доме. Вы только что углядели вашего учителя математики в постели с классной руководительницей.
3. Вы кандидат в президенты на гигантском званом обеде в вашу честь. Вот уже который час улыбка не сходит с вашего лица, пока вы здороваетесь со всеми приглашенными.

24. Дэвид Швимер

1. Вы игрок команды New England Patriots, которого на решающий матч тренер оставил в раздевалке. вы понимаете, что упустили шанс всей своей жизни.
2. Вы ученый-энтомолог в экспедиции на Амазонке. Вы только что обнаружили неизвестный доселе науке подвид червя-буравщика.
3. Вы тренер женской сборной по волейболу во время матча. Вы кричите своим подопечным: разорвите их в клочья, заставьте их рыдать!

25. Хэл Холбрук

1. Вы следователь из Северной Кореи. Вы сказали своим людям перестать избивать и мучать арестанта только тогда, когда он во всем сознается.
2. Вы бездомный, который никак не может понять за что его арестовали и куда его тащат (невероятно пронзительный кадр).
3. Вы баптистский проповедник, призывающий свою паству “принять Иисуса”.

26. Боб Балабан

1. Вы начальник почтового отделения, услышавший выстрелы в соседней комнате.
2. Вы муж очень социально-амбициозной женщины. Вам только что отказал в членстве элитный клуб.

27. Сидни Поллак

1. Вы кандидат на пост конгрессмена. По результатам опросов, дела ваши очень плохи. Вы сидите в избирательном штабе и слушаете, как спорят между собой ваши консультанты.
2. Вы портной. Вы наблюдаете за привередливым клиентом, который любуется собой в зеркало и радуется, как хорошо сидит на нем сшитый вами костюм.
3. Вы гений-математик, который осознал, что работа всей его жизни была основана на ошибочной формуле.

28. Стив Гутенберг

1. Вы одержимый баскетбольный тренер, вы в пятнадцатый раз отрабатываете прием со своими никчемными игроками из команды третьего дивизиона.
2. Вы маленький мальчик, впервый пришедший в зоопарк. Слон только что взял у вас хоботом из руки орешек, который вы ему протянули.
3. Вы муж, умоляющий жену дать ему еще один шанс.

29. Кристофер Ллойд

1. Вы учитель скрипки на репетиции. Ваша лучшая ученица чудовищно играет Моцарта, она буквально убивает гениальное произведение.
2. Вы молодой отец, который впервые остался дома со своими полуторогодовалыми тройняшками. Они разбегаются в разные стороны!

30. Эрик Штольц

1. Вы учитель младших классов, в пятый раз просящий учеников успокоится.
2. Вы лыжник, слышащий грохот надвигающейся лавины.
3. Вы совестливый гендиректор маленькой компании, который должен объявить своим работникам, что денег на зарплату нет и, видимо, не будет.

31. Голос Дарта Вейдера и просто отменный актер Джеймс Эрл Джонс

1. Вы окружной прокурор. Звезда обвинения и ваша главная надежда на обвинительный приговор только что солгал под присягой.

32. Мартин Ландау

1. Вы видите перестрелку на своей тихой, засаженной деревьями улице в Бруклине.
2. Вы слушаете тосты друзей на вечеринке по случаю 50-й годовщины вашей свадьбы.

33. Мартин Ландау

3. Один из ваших друзей-пенсионеров во время вашей еженедельной игры в шашки рассказал вам пошлый анекдот.
4. Вы мафиозный босс, слушающий оправдания пойманного стукача.

34. Джеймс Кромвель

1. Вам только что сказали, что у вас неоперабельный рак.
2. Вы смотрите баскетбольную игру. На последней минут команда, на проигрыш которой вы поставили, забросила трехочковый и выиграла.
3. Вы заботливый отец, ваша дочь-инвалид с отличием закончила колледж и вы смотрите как ей вручают диплом.
Продолжение .

Театральный этюд

Театральный этюд

Актер должен не только иметь полноценный аппарат воплощения, но и постоянно его совершенствовать. Однако для того, чтобы совершенствовать аппарат воплощения, нужно знать его возможности, законы управления этим аппаратом, законы движения на сцене.

Одним из способов выяснить возможности своего «аппарата воплощения» может явиться этюд.

Театральный этюд — это упражнение для развития актёрской техники. Этюды — необходимый элемент в занятиях по актёрскому мастерству. Они могут быть разные по содержанию, стилистике, задачам, сложности. С помощью этюдов в актерском мастерстве начинающих учат, как строить историю, работать над собой, а также с партнером.

Задача этюдов — научить актёра работать не только в неожиданных условиях, например, если на сцене актёр или его партнёр забыли текст или происходит другая непредвиденная ситуация, то актёр должен не растеряться, а быстро подхватить, действием или словом, сцену, но и в предлагаемых обстоятельствах. В этюде актёр учится ощущать пространство, видеть партнера. Также благодаря импровизационной практике можно познать свои способности и недостатки игры на сцене.

Этюд — это сквозная непрерывная импровизационная проба актера собой предлагаемых обстоятельств и событийной ситуации или действие актера в предлагаемой (придуманной, сочиненной или воспроизведенной по памяти) событийной ситуации.

Этюд — (франц. etude — букв. — изучение). В современной театральной педагогике упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники. Состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем.

В учебном процессе этюд — это:

  • — средство «вспомнить жизнь» и на основе этого создать правду сценической жизни; театральный этюд актёрский
  • — средство постижения творческих законов органической природы и приемов психотехники;
  • — средство обучения (постижение основ профессии: погружение в предлагаемые обстоятельства, освоение понятия «действие» и событие);
  • — средство проявления творческой инициативы и самостоятельности.

Этюд — это самостоятельный поиск действенной линии поведения в заданных (придуманных) обстоятельствах.

Сценический этюд — это событийный, законченный отрезок жизни действующего лица (действующих лиц), созданный на основе жизненного опыта и наблюдений актера, переработанный его творческим воображением и представленный, или сыгранный, или показанный в сценических условиях.

Сценический этюд от этюдной импровизационной пробы предполагает наличие режиссерского замысла, направленного на реализацию сверхзадачи творческого показа, тогда как при импровизационной пробе не стоит такой задачи. И в этом отношении актер, работающий над этюдом, перестает быть просто исполнителем, но становится полноправным автором и творцом — режиссером своей роли. В данной концепции «сценический этюд» близок к понятию «драматическая сцена».

Определяется и фиксируется событийный ряд этюда, его «поворотные точки» — определяется исходное, центральное и главное события этюда, а также цель действующего лица. А в остальном актер может и должен импровизировать. И здесь заложено принципиальное отличие сценического этюда от этюдной пробы. Так как в пробе ничто не придумывается заранее — наоборот, всё должно родиться непосредственно в самой пробе — импровизации — я бросаюсь в обстоятельства, и по ходу действия их оправдываю, то есть у меня сиюминутно рождаются действия и задачи, на достижение которых направлено мое поведение.

На понимании этюда как места безраздельного творчества актера и его постоянной импровизации в обстоятельствах без фиксации действий и событий основана актерская школа В. М. Фильштинского. В его понимании «правда жизни» актера на сцене самоценна и поэтому актер, импровизируя, следуя внутреннему чувству правды может абсолютно законно менять ход событий, не фиксируя его и ни разу не повторяясь в своем сценическом поведении.

Школа З. Я. Корогодского учит актера, прежде всего, рассказывать историю, которая происходит с действующими лицами, и история эта — смена и развитие перетекающих друг в друга событий, и поэтому определение событийного ряда как этюда, так и в последующем пьесы принципиально. А «правда жизни» актера в сценических условиях — это важное, но, тем не менее, средство рассказа истории, средство, которое помогает зрителю глубже проникнуть в суть рассказа, посредством эмоционального сопереживания героям.

Этюд в театральной школе или в репетиции — всегда небольшой отрезок сценической жизни, созданный воображением, «если бы», которое питается опытом, запасом наблюдений, живым чувством исполнителя. Этюд — это, прежде всего, событийный эпизод. Главное в нем, выстраивая сценический процесс по законам и образцам жизни (в самых экстравагантных театральных решениях), воссоздать событийное движение. От этюда и родилась идея анализа пьесы по событиям. Их течение и есть движение жизни от происшествия к происшествию. Событие, взятое в отдельности и сыгранное нами, становится этюдом.

Источниками или материалом для сочинения этюда являются собственный событийный опыт актера, его жизненные событийные наблюдения, работа его творческого воображения и сознания, одухотворенные сверхзадачей — определенной идеей, темой, мыслью, которую актер или режиссер с помощью сценического этюда хочет донести до зрителя.

Законы построения этюда

Сценический этюд имеет определенные законы построения:

Выход на сцену Уход со сцены

Центральное событие

Место для импровизации

Исходное событие Главное событие

Факт, который побудил Факт, который побудил мен меня выйти на сцену уйти со сцены

Факт — поступок, воздействие внешних или внутренних обстоятельств, который заставил меня изменить моё предыдущее поведение

Выше приведена схема построения одиночного этюда, где не предполагается завязки, кульминации и развязки драматического конфликта, что имеет место быть в парных и групповых этюдах.

Исходное событие и главное события — это мотивированные и оправданные выход и уход со сцены. Что-то произошло до моего выхода на сцену, что привело к тому, что я оказался в определенных предлагаемых обстоятельствах, и у меня появилась определенная задача, которую мне нужно выполнить «прямо здесь и сейчас» (на сценической площадке). И аналогично — что-то произошло, что заставило меня покинуть это место.

Центральное событие — это некий факт, или внешнее или внутреннее обстоятельство, или действие партнера, которые изменили мое поведение и качественно повлияли на мое психофизическое самочувствие и эмоциональное состояние.

Зачастую бывает так, что центральное и главное событие этюда совпадают — то есть нечто происходит на сцене, и именно центральный событийный поворот стал причиной того, что мне нужно закончить или прервать предыдущее действие и уйти.

Виды тренировочных этюдов

  • · Этюд на знакомое дело (этюд с воображаемыми предметами). Это первое этюдное задание. В этюдах особенно важна вера, непрерывность и последовательность линии физической жизни. После выполнения упражнения и показа работы на знакомое дело оказывается, что это фактически сыгранный этюд.
  • · Этюд на музыкальный момент (путем использования музыкальной фразы или фонограммы, пробуждает у учащегося способность к офантазированию и переживанию жизненных обстоятельств, из которых эта фраза вытекает)
  • · На три слова: письмо, огонь, вода (задача — офанатзировать обстоятельства, в которых три предложенных слова органично вплетаются в единое действие, причем эти слова не произносятся, а именно обыгрываются)
  • · «Впервые в жизни» провоцирует острые, личные, волнующие воображение обстоятельства
  • · «Невероятное событие»
  • · Этюд «Молча вдвоем» (зтюдное задание, не позволяющее разговаривать. Оно дает сильный толчок к освоению навыков общения и взаимодействия с партнером. К тому же оно подводит к следующей серии этюдов на органичное возникновение и рождение слова)
  • · ^ Этюд на рождение слова (адекватное поведение рождает адекватное слово в ситуации. Ведь слово рождается не само по себе, а в зависимости от того или иного факта или события).
  • · Этюд на «цепочку физических действий» на основе литературного материала
  • · Этюд-наблюдение (бессловесный, с текстом) (на основе упражнения «Наблюдение»)
  • · Этюды на определенное (заданное событие)
  • · Этюды на основе басни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *